автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Русская "реакционная" художественная критика 1880-х годов

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Бобриков, Алексей Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Русская "реакционная" художественная критика 1880-х годов'

Введение диссертации2001 год, автореферат по искусствоведению, Бобриков, Алексей Алексеевич

АКТУАЛЬНОСТЬ. "Реакционная" критика 1880-х годов - и особенно в той ее части, которая касается анализа исторической живописи выставок Академии художеств - еще не становилась предметом специального исследования. Однако она составляет неотъемлемую часть более общей ' проблемы: русской художественной критики XIX века. Без изучения этой части критического наследия невозможно понимание всей проблемы в целом. Создание более объективного представления об истории русской художественной критики требует заполнения лакун, введения в научный оборот и систематизации материала, который до этого представлялся второстепенным и не привлекал внимания исследователей. Это касается, в частности, "реакционной" художественной критики второй половины XIX века, одному из периодов которой, а именно 1880-м годам, и посвящено данное исследование. Кроме того, необходимы выработка критериев более объективной оценки текстов "реакционной" критики и уточнение дефиниций для их систематизации.

Реакционная критика" в контексте данного исследования представляет собой некое рамочное понятие, принятое в советской научной литературе, и означает круг явлений, противопоставляемых в целой критике "прогрессивной", но внутренне принципиально различающихся.

Эпоха 1880-х в выбрана как, с одной стороны, внутренне целостная, с другой - переходная. В области прессы и критики 1880-е годы интересны разнообразием переходных явлений: возникновением специальных художественных журналов, а также развитием новых для России коммерческих изданий. 4

Для Академии художеств 1880-е годы - завершение большой эпохи накануне реформ. На примере Академии, одного из наиболее устойчивых и ориентированных на традицию социальных институтов, особенно хорошо видны принципиальные изменения, происходящие в русской культуре 1880-х годов.

Историческая живопись выбрана как наиболее репрезентативный "высший род" старой академической традиции; как жанр наиболее идеологический (и потому позволяющий наиболее полно реконструировать идеологию пишущего о нем критика); наконец, как жанр наиболее синтетический в стилистическом отношении (как бы суммирующий достижения других жанров и наиболее полно воплощающий общий стиль эпохи).

МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ: историческая живопись 1880-х годов выставок Академии художеств; критические тексты "реакционной" прессы 1880-х годов; письма, дневники и мемуары издателей, критиков и деятелей культуры рассматриваемой эпохи.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: художественная критика "реакционной" прессы 1880-х годов.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: идеология художественной критики "реакционной" прессы как основа оценочных суждений критики об исторической живописи выставок Академии художеств.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: построение типологии "реакционной" художественной критики как, с одной стороны, многообразного, с другой стороны, целостного явления идеологического характера. Предполагается, что главное отличие критики как таковой от науки заключается именно в наличии некой системы ценностных предпочтений и априорных представлений об искусстве (идеологии), так что вне общего идеологического 5 контекста отдельные критические высказывания не могут быть адекватно поняты.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1)сбор и систематизация материала критики "реакционной" прессы 80-х годов; сбор и систематизация материала исторической живописи выставок Академии и персональных выставок 80-х годов XIX века;

2)анализ отдельных критических текстов, выявление общих идеологических тенденций и построение на их основе типологии;

3)выявление идеологических основ "реакционной" художественной критики, исследование ее внутреннего развития на протяжении 1880-х годов и рассмотрение ее модели эволюции исторической живописи выставок Академии художеств.

СТРУКТУРА МАТЕРИАЛА. Неизученность материала "правой" и "либеральной" критики предполагает следующую логику построения текста: анализ критических текстов, организованный по монографическому принципу; обобщение материала по группам критиков; построение системы идеологии всей "реакционной" критики 80-х годов.

МЕТОДОЛОГИЯ. Поскольку идеология "реакционной" критики, как правило, не сформулирована в виде законченной системы эстетических категорий и требует последовательного выявления и реконструкции, основными методами исследования являются: 1)метод сравнительного анализа текстов (в том числе их стилистический анализ); 2)типологизация как метод обобщения материала (выявление основных аксиологических акцентов и построение на их основе типологии); 3)метод построения моделей

ОГЛАВЛЕНИЕ

Ьтик к общей

ВВЕДЕНИЕ.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Русская "реакционная" художественная критика 1880-х годов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследования текстов "реакционной" художественной критики, можно сделать следующие заключения.

В общем контексте "реакции" 80-х в России существует несколько принципиально отличающихся друг от друга групп периодических изданий (правая политическая пресса, либеральная художественная пресса, коммерческая деловая и светская пресса), обладающих собственной идеологией, неизбежно оказывающей влияние на публикуемые в них критические тексты. В исторической живописи выставок Академии художеств и персональных выставок этого времени наряду с уже существующими традициями ("профессорского академизма" 60-х и "салона" 70-х) существуют несколько новых явлений "необидермайер" С.В.Бакаловича и К.П.Степанова, "неоакадемизм" В.С.Смирнова и В.Е.Савинского, "массовая культура" М.Сухоровского и Ф.Жмурко.

Идеология правой политической прессы воплощена в "идейной" критике А.З.Ледакова, В.Г.Авсеенко и М.П.Соловьева, основанной на категории "возвышенного" (понимаемого в разных случаях как "классическое", "национальное" и "религиозное").

Идеология либеральной художественной прессы воплощена в "эстетской" критике В.В.Чуйко, Ф.И.Булгакова, П.П.Гнедича и Н.А.Александрова, основанной на категории "изящного" (меняющейся в процессе внутренней эволюции от "нормы" к "моде" и "индивидуальному вкусу").

Идеология коммерческой светской и деловой прессы воплощена в "фельетонной" критике Н.Вагнера, Г.Н. и А.А.Дьякова,

204 основанной на категории "приличного" (и рассматривающей эту категорию в приложении к картинам, художнику и публике).

Общая идеология "реакционной" критики 80-х воплощена в универсальной идее "нормы", приобретающей в разных вариантах критики сюжетный, стилистический или социальный характер; эта идея не существует постоянно и неизменно на протяжении 80-х годов, а ищется (в идейной критике начала 80-х), утверждается (в ранней эстетской критике середины 80-х), начинает формализоваться (в фельетонной критике) и распадаться (в поздней эстетской критике конца 80-х). Общая идеология критики 80-х представляет историю развития исторической живописи выставок Академии художеств как некую диалектическую эволюцию -которую можно описать как поиск "нормы" через постулирование тезиса "старой нормы", через его отрицание антитезисом "ненормативности" и, наконец, через его снятии в синтезе "новой нормы". Тезис здесь понимается как традиционный строгий "академизм" профессоров Академии 60-х годов (В.П.Верещагина и К.Венига), антитезис как легкомысленный "салон" 70-х (Г.И.Семирадского), синтез как новый - одновременно серьезный и изящный - "необидермайер" С.В .Бакаловича 80-х, интерпретируемый как соединение сюжетов "салона" со строгой техникой старого "академизма". Остальные явления исторической живописи 80-х (новые социальные формы публичных выставок М.Сухоровского и Ф.Жмурко, новый художественный язык картин пенсионеров В.С.Смирнова и В.Е.Савинского) рассматриваются с точки зрения эволюции "нормативности" как случайные, несущественные и "маргинальные".

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы общекультурного характера:

1) русская "реакционная" художественная критика - в отличие от существующих представлений - не является чем-то простым и однозначным; она хотя и противостоит в целом "прогрессивной" критике, однако представляет собой явление внутренне сложное и многообразное;

2) эти сложность и многообразие не являются также и чем-то хаотическим; в них существуют некие общие тенденции (определяемые социокультурным контекстом, влияющим опосредованно, через характер периодических изданий), которые могут быть обобщены, и на их основе может быть построена типология критических текстов (в частности, критика 80-х на основании типологии прессы как "правой", "либеральной" или "коммерческой" может быть типологически определена как "идейная", "эстетская" или "фельетонная");

3) на основании сведения этих тенденций к единым основаниям может быть построена и собственная идеология "реакционной" критики - идеология "нормы"; таким образом, эта критика - в отличие от существующего представления - не является чем-то полностью зависимым от "прогрессивной" тенденции (например, "тормозом нового русского искусства"), а обладает внутренней автономией и собственной логикой развития;

4) "реакционная" критика - в отличие от существующего представления (унаследованного от Стасова, доказывавшего, что эта критика не изменилась с 30-х годов XIX века) - не остается чем-то неизменным даже на протяжении 80-х годов, а внутренне эволюционирует;

5) существование этой идеологии "реакционной" критики как внутренней системы представлений об искусстве, являющейся в данном случае основой суждений об исторической живописи

206 выставок Академии художеств, столь же закономерно, как и существование идеологии "прогрессивной" критики (и наследующей ей советской); в этом общее отличие критики (всегда носящей ценностный, то есть идеологический характер) от науки; таким образом, статус "реакционной" критики как культурного явления в принципе равен статусу критики "прогрессивной".

Кроме того, можно сделать следующие теоретические и методологические выводы:

1) существующие в советском искусствоведении аппарат категорий и словарь терминов недостаточны для более глубокого анализа как материала "реакционной" критики 80-х (несводимого к понятию "реакция"), так и материала выставок Академии художеств 80-х (несводимого к понятию "академизм"); они требуют дополнения - путем как переноса категорий и терминов из смежных областей гуманитарной науки, так и использования категорий и терминов, применяемых для анализа западноевропейских культуры и искусства второй половины XIX века;

2) существующий в советском искусствоведении дуалистический "политический" подход не соответствует логике научного мышления и требует замены его плюралистическим "культурным" - позволяющим не только определять общую "реакционную" тенденцию (противостоящую "прогрессивной"), но и различать внутри нее принципиально разные явления -тенденции "правые", "либеральные" и "безыдейные";

3) существующий в советском искусствоведении монистический тезис о единственно верной "прогрессивной" идеологии (по отношению к которой все другие не совпадающие с ней системы

207 представлений являются "ошибочными" и выполняют лишь роль "тормозов") требует в том числе и методологического пересмотра; для анализа явлений, прежде считавшихся "реакционными", в качестве методологии исследования может быть принят тезис о множестве равноценных идеологий (основанных на собственных критериях нормативности), лежащих в основе любых критических суждений и любых критических текстов - в том числе как русской "прогрессивной" и наследующей ей советской, так и русской "реакционной" критики.

208

 

Список научной литературыБобриков, Алексей Алексеевич, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Абрамович Н.Я. «Новое время» и соблазненные младенцы. Пг.: б.и., 1916 132 с.

2. Айзенман Т.С., Ройтенберг О.С. Русская историческая живопись. М.: Искусство, 1955. 44 с.

3. Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство X начала XX века. М., Искусство, 1989. 479 с.

4. Алтаев Ал. Памятные встречи. Boen, о русских художниках и артистах 1870-1900 гг.. М.: Советский писатель, 1955. 364 с.

5. Аптекарь М.Б. Русская историческая живопись. Л.: Искусство, 1939.102 с.

6. Афанасьев Н.И. Современники. Альбом биографий. Т. 2. СПб., тип. Т-ва А.С.Суворина, 1910. 492 с.

7. Балуев Б.П. Политическая реакция 80-х годов XIX века и русская журналистика. М., изд-во Моск. ун-та, 1971. 315 с.

8. Беккер И.И. Бродский И.А. Исаков С.К. Академия художеств. Исторический очерк. Л.-М., 1940. 160 с. с илл. и портр.

9. Бену а А.Н. История русской живописи в XIX веке. М.: Республика, 1995.448 с.

10. Бережной А.Ф. История отечественной журналистики (конец XIX начало XX века). СПб., изд-во СПбГУ, 1997. 106 с.

11. Беспалова Н.И. Русская художественная критика 80-х XIX века, (автореферат диссертации, представленной на соискание ученой степени кандидата искусствоведения). М., 1955. 17 с.

12. Беспалова Н.И., Верещагина А.Г. Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX века: Очерки / Под ред. М.М.Раковой. М.: Изобразит, искусство, 1979. 278 е., 37 л. илл.218

13. Богдан В.И.Т. Исторический класс Академии художеств второй половины XIX века. К вопросу об эволюции русской исторической живописи: Автореферат диссертации, представленной на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. РГПУ. СПб., 1995. 19 с.

14. Богданович A.B. Три последних самодержца. М.: Новости, 1990. 606 с.

15. Булгаков Ф.И. Иллюстрированный обзор выставки Академии Художеств 1885 г. СПб.: Т-во М.О.Вольф, 1885 2. 32с. илл.

16. Булгаков Ф.И. Иллюстрированный обзор выставки Академии Художеств 1886 г. СПб.: Т-во М.О.Вольф, 1886 4. 41с. илл.

17. Булгаков Ф.И. Альбом академической выставки 1887. СПб., 1887. 4,24 с.илл

18. Булгаков Ф.И. Альбом академической выставки 1888. СПб.: тип. А.С.Суворина, 1888. 18 с.

19. Булгаков Ф.И. Альбом академической выставки 1889. СПб., 1889. 12 с.

20. Булгаков Ф.И. Альма Тадема и его произведения. Б.в.д. 48 с. 19 Булгаков Ф.И. Ж.Л.Э.Мейсонье и его произведения. СПб., тип. Бернштейна, 1907. 76 с.

21. Булгаков Ф.И. Художественная энциклопедия (Илл. словарь искусств и художеств). Т. 1-2. СПб., Суворин, 1886-1887. т.1 (A-I) 402 е., т.2 (К-О) 340 с.

22. Булгаков Ф.И. Наши художники (живописцы, скульпторы, мозаичисты, граверы и медальеры) на академических выставках последнего 25-летия. В 2-х т. СПб.: тип. А.С.Суворина, 1899-1903

23. Булгаков Ф.И. Картины Г.И.Семирадского. Альбом. СПб.: б.и., 1890. 8 с.219

24. Булгаков Ф.И. Альбом русской живописи. Картины К.Е.Маковского. СПб.: б.и., 1892. 13 с.

25. Васильчикова JI.JI. Исчезнувшая Россия. СПб.: Петерб. сезоны, 1995. 543 с.

26. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. Т. 1. Пг.: Т-во художественной печати, 1915. 112 с.

27. Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII- начала XX века. Л.: Искусство, 1973. 130 с.

28. Верещагина А.Г. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX века. М.: Искусство, 1990. 231 с.

29. Верещагина А.Г. Русская художественная критика двадцатых годов XIX века: Очерки. М.: НИИ теории и истории искусств, 1997. 164 с.

30. Верещагина А.Г. Русская художественная критика конца XVIII -начала XIX веков: Очерки / Академия художеств СССР. НИИ теории и истории изобр. иск. М., 1991. 229 с.

31. Верещагина А.Г. Русская художественная критика середины -второй половины XVIII века: Очерки / Рос. Акад. Художеств; НИИ теории и истории изобр. иск. М., 1991.264 с.

32. Верещагина А.Г. К истории Академии художеств второй половины XIX века. В сб.: Русское искусство Нового времени: исследования и материалы / Рос. Акад. Художеств; НИИ теории и истории изобр. иск. Вып. 2 М., 1996.

33. Веснина H.H. мифологические и аллегорические сюжеты плафонов Липгарта. Петербургские искусствоведческие тетради / Ассоциация искусствоведов (АИС), вып. 2. СПб. б.и. 1996. 71 с.

34. Викторов П.П. Очерки эволюции нашей художественной и220публицистической критики в связи спеременами во взглядах на искусство в наше обществе. М., 1901. /2/, 32, XVI с.

35. Ге П.Н. Главные течения русской живописи XIX века в снимках с картин. СПб.: тип. Т-ва А.С.Суворина, 1909. 26 с.

36. Глинский Б.Б. Среди литераторов и ученых. СПб.: тип. Т-ва А.С.Суворина, 1914, 570 с.

37. Гиляровский В. Московские газеты в 80-х годах // Былое, 1925, 6

38. Гинзбург И. Русская академическая живопись второй половины XIX века // Искусство 1934. 5. с. 95-127

39. Гнедич П.П. Книга жизни. Л.: б.и., 1929 231 с.

40. Гомберг-Вержбинская Э.П. Передвижники. Л.: Искусство, 1970. 235 с.

41. Гордон Е.С. Русская академическая живопись второй половины XIX века (автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения). М., 1985. 24 с.

42. Гордон Е.С. Русская академическая живопись второй половины XIX века. Вестник Московского университета, сер. 8, 1984, 3. с. 66-78

43. Гордон Е.С. Русская академическая живопись 50-60-х годов XIX века//Искусство, 1983. 9. с. 58-67

44. Горнфельд А.Г. Книги и люди. Т.1. СПб.: Изд-во «Жизнь», 1908. 342 с.

45. Динерштейн Е.А. A.C. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М.: Росспэн, 1998. 374 с.

46. Дневник А.С.Суворина. М.-Пг.: б.и., 1923. 422 с.41 225 лет Академии художеств СССР. Каталог выставки. Сост. И.А.Бартенев. Т. 1. 1757-1917. М.: Изобразительное искусство, 1985. 559 е., илл.

47. Дудаков С.Ю. Анатомия одного мифа. М.: Республика, 1993. 235 с.221

48. Есин Б.И. Русская журналистика 70-80-х годов XIX века. М.: Просвещение, 1963. 349 с.

49. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М.: Наука, 1970. 342 с.

50. Зотов А.И. Академия художеств. Краткий очерк. М.: Искусство, 1960. 128 с.

51. Иванов-Разумник. История русской общественной мысли. Т.З. М.: Республика, 1997. 368 с.

52. История европейского искусствознаия. Вторая половина XIX века. Отв. ред. Б.Р.Виппер и Т.Н.Ливанова. М.: Наука, 1966. 331 с.

53. История русского искусства. Под общ. Ред. И.Э.Грабаря, В.С.Кеменова, В.Н.Лазарева. М., 1953-1960

54. История русской журналистики XVIII-XIX веков. Под ред. проф. А.В.Западова. М., Высшая школа, 1966. 544 с.

55. История русской журналистики XIX века. Под ред. Е.В.Прохорова. Ч. 1-2. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964

56. Каренин В. Владимир Стасов. Очерк его жизни и деятельности. Ч. 1-2. Л.: изд-во «Мысль», 1927. ч.1 395 с. ч.2 393 с.

57. Карпова Т. Генрих Семирадский // Пинакотека. 1997. 1 .с. 9

58. Кауфман P.C. Очерки истории русской художественной критики XIX века. От К.Батюшкова до А.Бенуа. М.: Искусство, 1990. 336 с.

59. Кауфман P.C. Русская и советская художественная критика с середины XIX века до 1941 года. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 176 с.

60. Климов П. «Разумеется, он поляк, и останется поляком.» К творческой биографии Семирадского. - Искусствознание 2/99. С. 298-319

61. Козьмин Б.П. Русская журналистика 70-80-х годов XIX века. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1948. 76 с.222

62. Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии Художеств (1764-1914), ч. I II. СПб.: Т-во Р.Голике и А.Вильборо, 1914-1915

63. Кони А.Ф. Петербург. Воспоминания старожила. Пг.: б.и., 1922. 342 с.

64. Корелин А.П. Дворянство в пореформенной России 1861-1904. М.: Наука, 1979. 304 с.

65. Корнилов A.A. Курс истории России XIX века. М.: Высшая школа, 1993. 448 с.

66. Крамской И.Н. Статьи, письма. В 2-х т. Подг. К печати и прим. С.Н.Гольдштейн. т. 1-2. М.: Искусство, 1965-1966. т. 1. 1965 627 с. т. 2. 1966 531 с.

67. Кугель А.Р. Литературные воспоминания // Былое 1922. 20

68. Кулешов В.И. История русской критики. М.: Просвещение, 1972. 526 с.

69. Лапшина Г. Русская пореформенная печать 70-80-х годов XIX века. М.: изд-во Моск. ун-та, 1985. 130 с.

70. Лебедев А.К., Солодовников A.B. Владимир Васильевич Стасов. М.: Искусство, 1966. 187 с.

71. Лебедева Д.Н. Генрих Семирадский. Альбом. М.: Изобразительное искусство, 1997. 32 с.

72. Ленин В.И. Капитализм и печать. ПСС. Т. 25

73. Лисовский В.Г. Академия художеств. Историко-искусствоведческий очерк. 2-е изд., перераб. и доп. - Л.: Лениздат, 1982

74. Лукьянов Б.Г. Методологические проблемы художественной критики. М.: Наука, 1980. 333 с.

75. Любимов H.A. М.Н.Катков и его историческая заслуга. СПб., 1889223

76. Мартов Н. Галерея русских писателей и художников. СПб.: изд-во Н.Ф.Мертца. 1901. 112 с.

77. Мещерский В.П. Мои воспоминания. 4.1 СПб., 1897

78. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М.: Искусство, 1963. 408 с.

79. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа второй половины XIX века начала XX века. М.: Искусство, 1967. 391 с.

80. Никольский В.А. История русского искусства. М.: Изд-во Т-ва И.Д.Сытина, 1915. 231 с.

81. Новицкий А.П. История русского искусства с древнейших времен, т.2 М.: В.Н.Линд, 1903. 533 с.

82. Новый энциклопедический словарь, тт. 1-29. СПб., 1911-1916

83. Образцов Г.А. В.В.Стасов и русское искусство. СПб.: б.и., 1998. 119 с.

84. Очерки по истории русской журналистики и критики. Т. 2. Л.: Изд-во Ленигр. ун-та им. А.А.Жданова, 1965. 516 с.

85. Пайпс Р. Русский консерватизм во второй половине XIX века. М.: Наука, 1970. 11 с.

86. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Независимая газета, 1993. 424 с.

87. Победоносцев К.П. Сочинения. СПб.: Наука, 1996. 510 с.

88. Ракова М.М. Русская историческая живопись середины XIX века. М.: Искусство, 1979. 243 с.

89. Русская историческая живопись до октября 1917. Альбом. М.: Изогиз, 1962. 20 с.

90. Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX века. Хрестоматия. Под ред. чл.-кор. Акад. Худ. СССР В.В.Ванслова. М.: Изобразительное искусство, 1977. 863 с.224

91. Русский биографический словарь. Изд. под наблюдением председателя имп. Русского исторического общества А.А.Половцева. тт. 1-25. СПб., 1896-1918

92. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Первая половина XIX века. Под ред. А.И.Леонова. М.: Искусство, 1954. 744 с.

93. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Середина XIX века. Под ред. А.И.Леонова. М.: Искусство, 1958. 777 с.

94. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века. Под ред. А.И.Леонова. В 2-х т. М., 1962, т.1. 692 с.;М., 1971, т.2.

95. Савинов А.Н. Академия художеств. К 190-летию со дня основания. 1757-1947. М. Л., 1948. 40 с.

96. Саламон Л. Всеобщая история прессы. СПб.: б. и., 1909. 126 с.

97. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М.: Советский художник, 1980. 261 с.

98. Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. М.: Изд-во МГУ, 1989. 381.

99. Северюхин Д.Я. Лейкинд О.Л. Художники русской эмиграции (1917-1941): Биографический словарь. СПб.: Чернышев, 1994. 587 с.

100. Сементовский Р.И. М.Н.Катков. СПб.: б. и., 1891. 164 с.

101. Скальковский К.А. Современная Россия т.1 СПб. : б. и., 1891. 324 с.

102. Снесарев Н. Мираж «Нового времени». СПб. : б. и., 1914. 134 с. 97 Собко Н.П. 25 лет русского искусства (1855-1880). Художественный отдел Всероссийской выставки в Москве. (Илл. изд.). СПб., 1882225

103. Собко Н.П. Словарь русских художников с древнейших времен до наших дней (XI-XIX вв.). Т. 1-3. СПб.: тип. М.М.Стасюлевича, 1893-1899

104. Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX века. М.: Наука, 1970. 383 с.

105. Соловьева П., Шитова В. А.С.Суворин: портрет на фоне газеты // Вопросы литературы. 1977. 2

106. Стасов В.В. Собрание сочинений в 3 т. т.2 М.: Искусство, 1952

107. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. М.: Искусство, 1991. 207 с.

108. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX века. М.: Советский художник, 1984. 296 с.

109. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX века, 70-80-е годы. М.: Наука, 1997. 221 с.

110. Стрэчи JI. Королева Виктория. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 350 с.

111. Съедин Вл. Валерий Иванович Якоби. M.-JL: Искусство, 1949. 26 с.

112. Тарасов JI. Константин Егорович Маковский. M.-JL: Искусство, 1948.32 с.

113. Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия (М.Н.Катков и его издания). М.: Наука, 1978. 297 с.

114. Турчин B.C. Из истории западноевропейской художественной критики XVIII-XIX веков. Франция, Англия, Германия. М.: изд-во МГУ, 1987. 366 с.

115. Фаминская Н.В. Г.И.Семирадский: письма об искусстве. В сб. Проблемы развития зарубежной живописи / Акад. Худ. СССР. Ин-т226живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина: науч.ред. В.И.Раздольская. Л., 1990. 191 с.

116. Феоктистов Е.М. За кулисами политики и литературы. Л., 1929

117. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. В 6-ти т. Ред. коллегия: Т.Н.Горина (отв. ред.) и др. т. 1-4

118. Чистяков П.П. и Савинский В.Е. Переписка 1883-1889. Воспоминания. Ред. и ком. И.А.Бродского. Л.-М.: Искусство, 1939. 327 с.

119. Щукина Т.С. Теоретические проблемы художественной критики. М.: Мысль, 1979. 144 с.

120. Эглит А. Карл Федорович Гун. Рига: Латгосиздат, 1955. 114 с.

121. Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. 86 полутомов. СПб., 1890-1907

122. Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат, изд. 7, переработанное, тт. 1-55. М., 1910

123. Эфрос A.M. Два века русского искусства. М.: Искусство, 1969. 302 с.

124. McReynolds L. The news under Russia's old regime: The development of a mass-circulation press. Princeton: Princeton univ. press, 1991. 313 c.

125. Thaden E. Conservative Nationalism in Nineteenth Century Russia. Seattle: Univ. of Washington press, 1964. 271 c.227

126. СЛОВАРЬ РУССКИХ "РЕАКЦИОННЫХ"

127. ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КРИТИКОВ 1880-Х ГОДОВ.

128. АВСЕЕНКО ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1842-1913)

129. АЛЕКСАНДРОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1840-1907)

130. БУЛГАКОВ ФЕДОР ИЛЬИЧ (1852-1908)

131. ВАГНЕР НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ (1829-1907)

132. Как художественный критик известен в 70-е годы статьями "Что такое искусство?" (1877), "Красота человеческого лица" (1877), "Русская живопись на пути на Всемирную выставку" (1878). В 80-е годы автор обзоров художественных выставок в "Новом времени".236

133. ВОСКРЕСЕНСКИЙ ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1845-1898)

134. ГНЕДИЧ ПЕТР ПЕТРОВИЧ (1855-1927)

135. После окончания гимназии Г. поступает в Академию художеств 1875-1879, которую оканчивает с серебряной медалью за эскиз "Смерть Иоанна Грозного".

136. Фактическому цензурному запрету (сокращению двух актов из трех) подвергается и его пьеса "Женя" (1881).

137. В 90-х годах он пишет также несколько романов с наблюдательно и иронично написанными сценами "быта и нравов", реальными прототипами героев ("Китайские тени" 1894, "Ноша мира сего" 1897, "Туманы" 1899, "Купальные огни" 1900).

138. Как издатель Г. вместе с Вс. Соловьевым издает в 1888-1889 журнал "Север", затем (с 1890) выпуски "Ежегодника императорских театров".238

139. ДЬЯКОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1845-1895)

140. ЛЕДАКОВ АНТОН ЗАХАРОВИЧ (?)

141. МИХНЕВИЧ ВЛАДИМИР ОСИПОВИЧ (1841-1899)

142. ПРАХОВ АДРИАН ВИКТОРОВИЧ (1846-1916)

143. СОЛОВЬЕВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ (1842-1906)

144. Чиновник-цензор (член совета, а затем и начальник Главного управления по делам печати), художник-дилетант (автор иллюстраций к Библии), художественный критик. Автор обзоров художественных выставок в "Московских ведомостях" и "Русском обозрении".

145. СОМОВ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ (1830-1909)

146. Большая Советская Энциклопедия. Изд. 2. тт. 1-51. М., 19491958

147. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 86 полутомов. СПб., 1890-1907

148. Новый энциклопедический словарь, тт. 1-29. СПб., 1911-1916 Русские писатели. Биобиблиографический словарь Т.1. М.,1971

149. Русские писатели. Биобиблиографический словарь под ред. П.А.Николаева. Т. 1-2. М., Просвещение, 1990

150. Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат, тт. 1-55. М., 1910

151. Афанасьев Н.И. Современники. Альбом биографий. Т. 2. СПб.: тип. А.С.Суворина, 1910. 492 с.

152. Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, тт. 1-6. СПб., 1889-1904

153. Глинский Б.Б. Среди литераторов и ученых. СПб.: тип. А.С.Суворина, 1914. 570 с.

154. Горнфельд А.Г. Книги и люди. СПб.: Жизнь, 1908. 342 с.247

155. СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ ВЫСТАВОК АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ И ПЕРСОНАЛЬНЫХ ВЫСТАВОК 1880-Х ГОДОВ1. АЛЬХИМОВИЧ КАЗИМИР (?)

156. Поляк. Автор "Михаила Глинского в темнице", выставленного в АХ 1886 году.

157. АСКИНАЗИЙ ИСААК ЛЬВОВИЧ (1856-1902)

158. Учился в АХ 1870-1879, получил большую золотую медаль за программу "Блудница перед Христом", пенсионер в 1880-1884. В Риме учился у Г.Макарта. Автор "Палача с головой Иоанна Крестителя" (1886) и "Моисея в пустыне" (1885). Академик 1885.

159. БАКАЛОВИЧ СТЕПАН ВЛАДИСЛАВОВИЧ (1857-1947)

160. Г.П.Данилевского "Мирович"), "Император Петр 1 посещает в каземате Петропавловской крепости князя Матвея Гагарина". После 1885 жил в Самаре, с 1893 преподавал в художественной школе (учитель К.П.Петрова-Водкина).

161. БУХГОЛЬЦ ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ (1857-1942)

162. ВАСИЛЬКОВСКИЙ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ (1854-1917)

163. ВАХТЕР ЕКАТЕРИНА КАРЛОВНА (I860-?)

164. Училась в АХ 1878-1884. получила малую золотую медаль за программу "Смерть Клеопатры" (1884) и звание классного художника 1 степени за "Норму со своими детьми" (1885). Преподавала в Рисовальной школе ОПХ с 1882.251

165. ГОЛЬДБЛАТТ ЯКОВ СЕМЕНОВИЧ (1860-?)

166. Учился в АХ 1878-1888 у П.П.Чистякова. Получил большую золотую медаль за программу "Сократ в темнице перед смертью". Пенсионер (1889-1894). Преподавал рисунок по системе Чистякова, содержал рисовальную школу (на субсидии АХ).

167. ГОРБУНОВ АЛЕКСАНДР КИРИЛЛОВИЧ (1855-1912)

168. Сын художника-портретиста. Учился в АХ 1872-1889 у Б.Виллевальде. участвовал в выставках АХ картинами "Соколиная охота Алексея Михайловича" (1887) и "Ледовое побоище" (1889).

169. ГОРСКИЙ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ (1854-1941)

170. Учился в АХ с 1876, получил малую золотую медаль за программу "Дедал примеряет крылья Икару" (1885).1. ЖМУРКО ФРАНЦ (1859-1910)

171. ЗЕНЬКОВИЧ НИКОЛАЙ ВИКЕНТЬЕВИЧ (1856-1912)

172. Учился в АХ с 1875 (вольнослушатель). Получил малую золотую медаль за программу "Дедал и Икар" (1885). За картину "Чудо в Капернауме" (1886) получил звание классного художника 1 степени.

173. КЕЛЕР ИВАН ПЕТРОВИЧ 1826-1899

174. КИСЕЛЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ (1855-?)

175. Учился в Московском училище и АХ 1882-1885, получил большую золотую медаль за "Овчую купель", пенсионер в Италии, академик (1890), сверхштатный адъюнкт-профессор (1891). Автор сцен из помпейской жизни.

176. КОНДРАТЕНКО ГАВРИИЛ ПАВЛОВИЧ (1854-?)

177. Учился в АХ 1873-1882 у К.Гуна и М.П.Клодта. Пейзажист, специализирующийся на "лермонтовских местах". Автор "Дуэли Лермонтова" 1884. В 1884 в ОПХ была устроена выставка для сбор средств на памятник Лермонтову.

178. КОТАРБИНСКИЙ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (18541945)

179. КОШЕЛЕВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ (1840-1918)

180. ЛАНСКОЙ ИВАН ИВАНОВИЧ (1855-?)

181. Учился в Московском училище, затем в АХ 1880-1884. Получил большую золотую медаль за программу "Михаил Черниговский перед ставкой Батыя" (1883).

182. ЛЕБЕДЕВ КЛАДВИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1852-1916)

183. Учился в Московском училище 1875-1881. Автор "Боярской свадьбы" (1883) и "Марфы Посадницы" (1889). Впоследствии -жанрист, передвижник (с 1891), профессор реформированной АХ (1894-1898).

184. ФОН ЛИПГАРТ ЭРНСТ КАРЛОВИЧ (1847-1932)

185. ЛОСЕВ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ (1855-?)

186. МАЙМАН МОЙША ЛЕЙБОВИЧ (1860-?)

187. Учился в рисовальной школе Вильны (1879-1880) и в АХ (1880-1887). Автор программ "Святая Ирина исцеляет святого Себастьяна" (1887) и "Митрополит посвящает Иоанна Грозного в схиму" (1888). Академик (1893).

188. МАКОВСКИЙ КОНСТАНТИН ЕГОРОВИЧ (1839-1915)

189. МАСЛЕННИКОВ НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ (1859-1904)

190. Учился в АХ 1876-1888. получил малую золотую медаль за программу "Приам умоляет Ахиллеса" и звание классного художника 1 степени за программу "Сократ в темнице" (1888).

191. МОРДАСЕВИЧ КАЗИМИР ЛЬВОВИЧ (1859-?)

192. Поляк. Учился в АХ 1882-1886. получил малую золотую медаль за программу "Исцеление Иисусос двух слепых" (1885).

193. НАУМОВ АЛЕКСЕЙ АВВАКУМОВИЧ (1840-1895)

194. Учился в школе на Бирже и в АХ 1859-1874. Жанрист. Автор картин "Белинский перед смертью" 1882 и "Дуэль Пушкина" 1885 (последняя была показана на отдельной выставке в ОПХ).259

195. НАВОЗОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1862-?)

196. НЕВИНСКИЙ АНТОН ИВАНОВИЧ (1855-?)

197. В качестве вольноприходящего ученика занимался в АХ. В 1882 выставил картину "Клеопатра".

198. НОВОСКОЛЬЦЕВ АЛЕКСАНДР НИКАНОРОВИЧ (1853-?)

199. ФОН ПАЛЕН МАРИЯ НИКОЛАЕВНА (?)

200. ПЕЛЕВИН ИВАН АНДРЕЕВИЧ (1841-?)

201. Учился в АХ с 1856, жанрист, участник передвижных выставок. Автор картин из истории эпохи Ивана Грозного.

202. ПОПОВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ (1852-?)

203. РАСТВОРОВСКИЙ СТАНИСЛАВ РОМАНОВИЧ (1858-1887)

204. РИЦЦОНИ АЛЕКСАНДР АНТОНОВИЧ (1836-1902)

205. РУДОЛЬФ ГУСТАВ КАРЛОВИЧ (1858-?)

206. Учился в АХ 1880-1886. Получил малую золотую медаль за программу "Дедал примеряет крылья Икару" (1885).

207. САВИНСКИЙ ВАСИЛИЙ ЕВМЕНЬЕВИЧ (1859-1937)

208. СВЕДОМСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1849-1904)

209. СВЕДОМСКИЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (18481911)

210. СЕЛЕЗНЕВ ИВАН ФЕДОРОВИЧ (1856-?)

211. Родился в Киеве. Учился в АХ 1872-1882, получил большую золотую медаль за картину "Князь Дмитрий Красный в летаргическом сне", пенсионер в Риме 1883-1886. Жанрист.263

212. Выставил в АХ сцену "В Помпее". С 1886 жил в Киеве, писал жанровые сцены на украинские сюжеты.

213. СЕМИРАДСКИЙ ГЕНРИХ ИППОЛИТОВИЧ (1843-1902)

214. ТВОРОЖНИКОВ ИВАН ИВАНОВИЧ (1848-1919)

215. ТОМАШЕВСКИЙ-БОНЧА ЮЛИЙ ОСИПОВИЧ (1834-?)

216. УРЛАУБ ГЕОРГИЙ ФЕДОРОВИЧ (1844-1914)

217. ФЕДОРОВ ИВАН КУЗЬМИЧ (1853-?)

218. Учился в АХ 1874-1881, пенсионер 1882-1884. Автор картины "Императрица Екатерина П у Ломоносова" 1884.1. ФРЕЙВИРТ-ЛЮТЦОВ (?).

219. Любитель, участник академических выставок конца 80-х. Автор миниатюрных жанровых сцен на сюжеты из европейской средневековой истории ("Алхимик").

220. ЦЕЛЕБРОВСКИЙ ПЕТР ИВАНОВИЧ (1860-?) Учился в АХ 1881-1888. получил малую золотую медаль за программу "Приам умоляет Ахилла выдать ему тело Гектора" (1887).

221. ЧИЧЕЛЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1857-?)

222. Учился в АХ 1880-1887. получил малую золотую медаль за программу "Приам умоляет Ахилла выдать ему тело Гектора" (1887).

223. ШАРЛЕМАНЬ АДОЛЬФ ИОСИФОВИЧ (1826-1901)

224. Окончил АХ 1848-1855, пенсионер в Мюнхене 1856-186. Академик 1859. Баталист, автор картин на сюжеты суворовских походов. В 80-х написал "Петра 1 в доме Цыклера" (1883); кроме этого, писал образа для католических церквей Петербурга.

225. ШАХОВСКОЙ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ (1850-?)

226. Сын купца, учился в коммерческом училище и в АХ 18681877, по окончании курса написал программу "Брак в Кане". В 80-х годах выставил "Семейство Годуновых" 1888, за которую был удостоен звания академика.

227. ЯКОБИ ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ (1834-1902)

228. ЯНОВСКИЙ ЛЮДОМИР ВИЛБГЕЛЬМОВИЧ (1862-?)

229. Поляк из Вильно. Вольнослушатель АХ с 1880. Автор картины "Юность Орфея" 1888.1. ИСТОЧНИКИ:

230. Большая Советская Энциклопедия. Изд. 2. тт. 1-51. М., 19491958

231. Новый энциклопедический словарь, тт. 1-29. СПб., 1911-1916

232. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 86 полутомов. СПб., 1890-1907

233. Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат, тт. 1-55. М., 1910

234. Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии Художеств (1764-1914), ч. I II. СПб.: Т-во Р.Голике и А.Вильборо, 1914-1915

235. Собко Н.П. Словарь русских художников с древнейших времен до наших дней (Х1-Х1Х вв.). Т. 1-3. СПб.: тип. М.М.Стасюлевича, 1893-1899

236. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. В 6-ти т. Ред. коллегия: Т.Н.Горина (отв. ред.) и др. т. 1-4