автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Русская семья и традиции национального жизнеустройства в повестях В.Г. Распутина "Пожар" и "Дочь Ивана, мать Ивана"

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Калинина, Ирина Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тамбов
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Русская семья и традиции национального жизнеустройства в повестях В.Г. Распутина "Пожар" и "Дочь Ивана, мать Ивана"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Русская семья и традиции национального жизнеустройства в повестях В.Г. Распутина "Пожар" и "Дочь Ивана, мать Ивана""

На правах рукописи

004609569

УДК 821.161.1-3 ББК 83.3(2Рос=Рус)6-8.53 К 17

Калинина Ирина Петровна

РУССКАЯ СЕМЬЯ И ТРАДИЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА В ПОВЕСТЯХ В.Г. РАСПУТИНА «ПОЖАР» И «ДОЧЬ ИВАНА, МАТЬ ИВАНА»: ПОЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Специальность 10.01.01 - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Тамбов 2010

3 0 СЕН 2010

004609569

Работа выполнена в ГОУВПО «Мичуринский государственный педагогический институт».

Научный руководитель: Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор филологических наук, профессор Гончаров Пётр Андреевич

доктор филологических наук, профессор Михеев Юрий Эдуардович

кандидат филологических наук Шаталова Алевтина Валерьевна

ГОУВПО «Московский педагогический государственный университет»

Защита состоится <<//» 0£/п£МЛ 2010 года, в часов минут на заседании диссертационного совета Д.212.261.03 в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 6, зал диссертационных заседаний.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (ул. Советская, 6).

Автореферат размещен на официальном сайте ГОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» (http://www.tsu.tmb.ru) «Ж» 2010 г.

Автореферат разослан

«/£» 2010 г.

Ученый секретарь .

диссертационного совета /у, , •

доктор филологических наук, С^л^^

профессор ЛР" С.В. Пискунова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Тема семьи всегда оставалась одной из магистральных тем в русской литературе. Вслед за древнерусской литературой вся классическая русская литература даёт обширный материал для целостного представления о русской семье и семейных отношениях, традициях национального жизнеустройства в целом.

Обращённость к семейной тематике, к проблеме преемственности поколений и, таким образом, ориентация на глубокие архетипические основы человеческого общежития всегда отличала прозу писателей-«деревенщиков», во многом наследовавших традиции классической литературы. Внимание к этой теме со стороны писателей-традиционалистов обусловлено тем, что осмысление духовных устоев, основ семьи обнажает весь пласт национальной культуры, духовные основы бытия русского человека.

В. Распутин, как и другие писатели-«деревенщики» (Ф. Абрамов,

B. Астафьев, В. Белов, Е. Носов, В. Шукшин), чьим призванием было «считывать судьбу и душу народную», «отвечать случившимся в народе переменам», к теме семьи подходит с особым пиететом, неоднократно подчёркивая важность этого института в нашей жизни: «Не будь семьи в обществе, управлять им, воспитывать и облагораживать его, подвигать к служению во благие имена сделалось бы намного затруднительней, если вообще возможно без принуждения, - подчёркивает прозаик. - И великое из чувств - любовь - стало бы без семьи беспризорным и одноклеточным. Без семьи все основания общества пришлось бы менять»1.

Актуальность исследования обусловлена его связью с ведущим направлением современного литературоведения, занятого разработкой проблемы функциональной роли этнического аспекта в историко-литературных процесса?:, в создании художественных ценностей, необходимостью поиска новых подходов к анализу художественного мира В. Распутина, значительностью темы семьи в повестях Распутина. Работа выполнена в рамках развивающегося научного направления кафедры литературы Мичуринского государственного педагогического института «Исследование национального самосознания и национального характера в русской литературе».

Степень изученности исследуемой проблемы. Изучению различных аспектов творчества В. Распутина посвящён целый ряд монографий, диссертаций и статей. Но, несмотря на значительное количество работ о нём, тема семьи и дома, традиций национального жизнеустройства в творчестве писателя так и не стала предметом специального монографического исследования. В то же время косвенным подтверждением важности и органичности

1 Распутин В. В поисках берега: повесть, очерки, статьи, выступления, эссе. Иркутск, 2007.

C. 140.

этой темы для Распутина является тот факт, что в той или иной мере тему семьи в его творчестве затрагивает в своих работах целый ряд исследователей, в частности, Л.И. Вуколов, H.H. Котенко, А.Ф. Лапченко, И.А. Панкеев, С.Г. Семёнова, О.Н. Шахерова. При этом в центре их внимания оказываются такие повести писателя, как «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Пожар», рассказ «Василий и Василиса». Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» в силу объективных (хронологических) причин данными исследователями не рассматривается.

В ряде других работ затрагивается близкая к теме данного исследования проблематика. С позиции культурно-национальных ценностей рассматривает тему семьи в повести «Дочь Ивана, мать Ивана» в своём диссертационном исследовании Е.С. Гапон и приходит к небесспорному, на наш взгляд, выводу о внеправославной сущности главной героини. Проблеме русского национального характера в творчестве В. Распутина посвящены кандидатские диссертации И.В. Поповой, Т.Ф. Гришенковой, И.В. Ходченковой. Для этих и других исследований, в силу специфики их конкретных задач, проблема эволюции семьи в её соотнесённости с коррозией духовных основ народа не была главной, определяющей.

В исследованиях A.A. Дырдина, С.Г. Семёновой, В Я. Курбатова, А.Ю. Большаковой, И.В. Ходченковой, A.B. Игнатьевой затронуты отдельные аспекты специфики образа женщины в творчестве В.Г. Распутина. Однако образ женщины-жены в контексте семейных проблем и в этих работах не становится предметом специального исследования. В то же время подобный анализ образа женщины-жены в его сложной соотнесённости с эволюцией русской семьи, исследование трансформации русской семьи в контексте национальных традиций жизнеустройства позволяет открыть новые грани философской концепции произведений писателя и увидеть его творчество как целостную в своей основе, динамическую систему.

Материалом исследования является художественная проза В.Г. Распутина, а также публицистика писателя. Основное внимание сосредоточено на повестях «Пожар» и «Дочь Ивана, мать Ивана».

Границы смены общественных формаций, общественно-политического и социально-культурного развития общества, совпавшие с границами временными (конец XX - начало XXI века), ознаменовали две «катастрофические» повести писателя - «Пожар» (1985) и «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003). Подобным настроением (в нравственном смысле) проникнуты и рассказы писателя 90-х годов, его публицистика. Однако в основу анализа положены обозначенные повести, так как в них тема семьи решается особенно глубоко и полно.

К теме семьи В. Распутин обращался и в более раннем творчестве. Но собственно семья остается в этих произведениях, как правило, в некоторой тени более важных для писателя проблем рода, деревенской общины.

Объектом исследования реферируемой работы является идейно-художественная структура повестей «Пожар» и «Дочь Ивана, мать Ивана», проблемы русской семьи в контексте традиций национального жизнеустройства в названных и некоторых других произведениях В.Г. Распутина.

Семья подразумевает некое взаимодействие мужского, отцовского и женского, материнского начал. Поэтому анализ темы заставляет обратиться и к тендерным понятиям. Вслед за словарём тендерных терминов, в котором данное понятие трактуется как «совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола»1, в данной работе под «тендером» понимается социокультурная характеристика личности, связанная с биологическим полом. Социокультурные отличия, которые вытекают из разницы мужского и женского менталитета, становятся важны своей обусловленностью в большей степени «неосознаваемыми разумом формами», предопределяющими, по мнению К.Г. Юнга, наши мысли, чувства и действия и постоянно оказывающими на них влияние2 Затем, как следствие, к источникам ментальных различий относятся традиции воспитания, психологические особенности и специфика образа жизни. Касаясь архетипических основ бытия, гендер, таким образом, оказывается в теснейшей связи с проблемой национального своеобразия. Без анализа особенностей традиционно сложившихся взаимоотношений двух полов невозможно понимание национальных особенностей страны и, как следствие, особенностей семейного жизнеустройства.

Представление о понятиях «мужественное» и «женственное», которые, в свою очередь, являются конструктами культуры и эволюционируют в процессе исторического развития, позволяет не только по-иному взглянуть на проблему семьи в творчестве В.Г. Распутина, но и помогает проанализировать эволюцию художественного метода писателя, уточнить наметившуюся периодизацию его творчества.

При изучении творчества В. Распутина тендерный подход становится актуальным ещё и по следующей причине: под изображением человека в литературе традиционно подразумевается, прежде всего, изображение, воспроизведение мужчины. Эта практика закрепилась и в философии, и в языке. Для выделения в традиционном ряду «людей» лиц женского пола вводится, как правило, тема «женских образов», на что справедливо обращает внимание Е. Строганова. Для писателя В. Распутина «женские образы» - неотъемлемая,

1 Словарь тендерных терминов / под ред. A.A. Денисовой / региональная общественная организация «Восток - Запад: женские инновационные проекты». М., 2002. С. 21.

2 Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов / пер. A.A. Спектор. М., 2005. С. 214.

если не доминирующая, часть его творчества. Неслучайно в ассоциативном ряду вслед за его именем непременно прозвучат «распутинские старухи». Тендерный подход, подразумевающий безоговорочную «двуполостъ», обязательную принадлежность к одному из полов, снимает подобную «маргинализацию» женских персонажей, неприемлемую для анализа творчества этого писателя.

Цель исследования заключается в осмыслении воссозданного в повестях В. Распутина «Пожар» и «Дочь Ивана, мать Ивана» процесса эволюции и трансформации русской семьи как основы национального жизнеустройства.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

• установить социокультурные истоки публицистичности повести «Пожар»;

• выявить основные свойства характера Алёны, его генетическую связь с эпическими образами фольклора;

• выяснить существо и функцию образа дома в структуре повести «Пожар»;

• определить доминанту взаимоотношений обитателей Сосновки в контексте традиций национального жизнеустройства;

• изучить символическое значение заголовочного образа повести «Пожар»;

• проанализировать роль образов из мира природы в парадигме повести «Пожар»;

• исследовать семантику и функцию образа рынка в повести «Дочь Ивана, мать Ивана»;

• определить воссозданную писателем тенденцию изменений женского характера;

• рассмотреть особенности тендерных отношений в повести «Дочь Ивана, мать Ивана»;

• охарактеризовать осмысленное писателем природное предназначение женщины;

• прокомментировать специфику взглядов В. Распутина на эволюцию «мужского мира».

Метод исследования представляет собой синтез культурно-исторического, сравнительно-типологического и историко-литературного подходов.

Теоретико-методологическая база диссертации основана на различных научных концепциях русских и зарубежных философов, историков культуры, теоретиков и историков литературы: А.Н. Афанасьева, М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, Г.Д. Гачева, И.А. Ильина, Д.С. Лихачёва, И.О. Лосского, Ю.М. Лот-мана, Е.М. Мелетинского, В.Я. Проппа, П.А. Флоренского, К.Г. Юнга. В диссертации при освещении вопросов теории жанров, типологии героя, специфики литературного процесса второй половины XX века используются по-

6

ложения к идеи А.Ю. Большаковой, И.Ф. Волкова, К.Д. Гордович, Н.Ю. Жел-товой, М.Н. Кима, Л.П. Кременцова, HJI. Лейдермана, А.Н. Николюкина, Л.В. Поляковой, Е.П. Прохорова, В.Е. Хализева и других.

Исследование опирается также на опыт изучения творчества В. Распутина и «деревенской прозы», представленный в работах Л.Ш. Вильчек, П.А. Гончарова, H.H. Котенко, В.Я. Курбатова, А.Ф. Лапченко, И.А. Пан-кеева, С.Г. Семёновой, Н.С. Тендитник, H.H. Яновского и других исследователей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социокультурные истоки публицистичности повести «Пожар» находятся в осознании писателем остроты охватившего советское общество кризиса нравственности, основ традиционного жизнеустройства, включающих дом и семью.

2. Оплотом традиционной нравственности у Распутина является восходящий к фольклорному архетипу эпический образ мудрой жены.

3. Образ дома в структуре повести «Пожар» осмыслен писателем в качестве одной из основ традиционного жизнеустройства.

4. Человеческая (семейная, социальная) разобщённость является лейтмотивом повести, доминантой взаимоотношений сообщества новой деревни.

5. Обобщённым апокалипсическим образом современности в повести Распутина, является пожар.

6. Образы из мира природы в структуре повести «Пожар» представлены писателем в качестве чаемого основания народного бытия.

7. Образ рынка, осмысленный в повести «Дочь Ивана, мать Ивана» как «всесветная барахолка», оказывается полисемантическим символом современной эпохи.

8. Обусловленные новейшим временем изменения женского характера трактуются писателем как очевидная деструкция.

9. Главной особенностью семейных отношений в повести «Дочь Ивана, мать Ивана» является радикальное изменение тендерных ролей, усугубляющее кризис современного общества.

10. Истинное предназначение женщины писатель видит в следовании природе и традициям национального жизнеустройства.

11. Констатируя утрату героями-мужчинами первенствующей роли в современной семье, В. Распутин рассчитывает на пробуждение нравственного чувства и в «мужском мире».

Основой гипотезы нашего исследования является утверждение, что в кризисную для России эпоху «перестройки» В. Распутин в своих повестях создаёт своеобразную модель «сбережения народа» через возвращение к традиционным социально-этическим основам национального бытия.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в целостном анализе составляющих образа русской семьи, её роли в сохранении традиций национального жизнеустройства в повестях В.Г. Распутина «Пожар» и «Дочь Ивана, мать Ивана». В научный оборот вводятся новые историко-литературные материалы, публицистические произведения В. Распутина в их соотнесённости с избранной темой исследования.

Теоретическая значимость диссертации связана с определением вектора эволюции художественного метода писателя, с уточнением жанрово-видовой специфики произведений новейшей литературы, с типологизацией героев современной прозы, уточнением понятий «деревенская проза», «сибирская литература», с характеристикой механизмов использования приёмов и образов фольклорной поэтики в литературном произведении.

Практическое значение результатов исследования заключается в возможности их использования в процессе преподавания курса истории русской литературы последней трети XX века на филологических факультетах, в школьном изучении творчества В. Распутина.

Апробация промежуточных и итоговых результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры литературы Мичуринского государственного педагогического института, на конференциях разных уровней: на Международной научно-практической конференции «Проблемы экологического образования и воспитания в системе наукограда» (Мичуринск, МГПИ, 2006), на Всероссийской научной конференции «Михаил Пришвин: диалоги с эпохой» (Елец, 2008), на Международной конференции «М.А. Шолохов в современном мире» (Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008), в рамках Международной научно-практической конференции «Человек и природа в русской литературе» (Мичуринск, МГПИ, 2008), на VII Международной научной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008), на ежегодных научных конференциях «Актуальные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин» (Мичуринский ГПИ 2006, 2007, 2009). Основные положения диссертации обсуждались также в ходе занятий аспирантского теоретико-методологического семинара кафедры литературы МГПИ в 2006-2009 гг.

Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в одиннадцати публикациях автора, в том числе в издании, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, состоящий из 234 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, отмечается степень изученности проблемы, формулируются предмет и объект, цель и задачи исследования, его научная новизна, теоретико-методологическая база, формулируются основные положения, выносимые на защиту, определяется теоретическая и практическая значимость диссертации.

В первой главе «Русский дом и семья в образной структуре повести В. Распутина "Пожар"» исследуются особенности образа русской семьи и традиций национального жизнеустройства в обозначенной повести.

В первом разделе - «"Горит село, горит родное... ": истоки публицистичности повести "Пожар"» - обозначаются социокультурные истоки жанрового своеобразия рассматриваемого произведения.

В первые годы перестройки В. Распутин активно занимался именно публицистикой. По собственному признанию писателя, в тот период он не мог обратиться к собственно художественному слову, в котором, «даже не приукрашивав, всегда можно найти слово, которое прежде называлось вдохновенным, прибавляющим души и сердца»'. Не находя источника для подобного оптимизма и вдохновения, Распутин и в единственную повесть этого периода вносит элементы публицистичности, считая, что «когда твой дом горит - не молитву творят, а бегут тушить»2.

В то же время стилевые особенности повести «Пожар» обуславливаются не только общественно-политическим контекстом произведения, но и особенностями личности, характера самого писателя. Подтверждением этим наблюдениям служат некоторая прямолинейность высказываний и податливость к воздействию общественно-политической конъюнктуры, ощутимая в собственно публицистических работах Распутина в разгар «перестройки».

Одним из главных источников, своеобразным камертоном достоверности повествования и истоков публицистичности творчества Распутина является биография писателя. Выраженная автобиографическая подоснова произведения проявляется, в частности, в реальном характере описываемых событий и в образе главного героя, прототипом которого является «сосед» писателя - Иван Егорович Слободчиков.

Расп>тин соединил «автодокументальное» (основанное на достоверных, подобных документу авторских воспоминаниях) повествование об одной из историй в соседнем селе с публицистическими размышлениями главного героя. Это позволило автору не только «отразить» произошедшее, но прочувствовать, оценить и осмыслить его, высказать свою оценку изображённому.

1 Расш/тин В. Без совести, без любви к земле при любом укладе нельзя // Кн. обозрение. 1988. №14 (I апр ). С. 9.

г Там же. С. 8.

Непосредственное авторское вмешательство в объективированное повествование привело к взаимодействию жанровых форм в произведении.

Одним из признаков публицистичности «Пожара» служит очерковая «сжатость», и своего рода безыскусственность воспроизведенной в нём автором «истории»: в леспромхозовском посёлке загорелись склады, жители посёлка пытаются справиться с огнём и по возможности спасти хранившееся в складах. На фоне этой незамысловатой истории изображается жизнь только одной семьи, всего лишь одной супружеской пары, которая, как и прочие жители посёлка, принимает участие в тушении пожара. В этом смысле «Пожар» - «семейная повесть», точнее повесть о наметившихся в позднем советском обществе угасании, редукции семьи: бессемейные «архаровцы» оказываются и более многочисленными и более «социально-активными» в сравнении с теми персонажами, которые олицетворяют для автора идею семьи, семейную гармонию. Распутин в этой повести не акцентирует внимание на «бессемейности» «архаровцев», сознание писателя занято другими проблемами: распадом деревни и деградацией нравственности её современных обитателей. Однако в свете обозначенной проблемы Иван Петрович и его жена изображаются и воспринимаются в повести как «последние из могикан» некогда существовавшего гармоничного целого, именуемого «русская семья», «русская деревня». «Пожар» в этом плане стал констатацией их если не гибели, то катастрофического состояния.

Во втором разделе - «Оплот традиционной нравственности: эпический образ мудрой жены» - анализируются основные свойства характера Алёны, устанавливается его генетическая связь с эпическими образами фольклора.

В раскрытии образа Алёны используется один из характерных для В. Распутина приёмов: кроме непосредственного участия в действии Алёна изображается через восприятие Иваном Петровичем. Это восприятие имеет два временных пласта: Алёна в молодости (ретроспективный) и спустя тридцать лет совместной жизни (настоящее время). Сопоставляя эти два образа жены, Иван Петрович сознает, что этой простой женщине удалось то, что удаётся совсем немногим - стать в восприятии мужа «женской сытой»: за тридцать лет она не только не опостылела, не приелась ему, но сумела соединить в себе два лика жены - «какая она есть и какой бы он хотел её видеть», то есть стала в его глазах идеальной женой. Алёна смогла стать для мужа и матерью, и возлюбленной, и спутницей жизни. При этом одним из залогов их семейной гармонии стали её чуткость, заботливость, неравнодушие, беспо-койность, жертвенность, самоотречение, бескорыстие, которые она проявляет не только по отношению к мужу, но и к окружающим.

В то же время, образ Алёны, соотносясь с образом мудрой жены, женщины, мудро и беззаветно оберегающей, опекающей свою семью, своих детей, своего мужа, при всей его самостоятельности и органичности для твор-

чества Распутина, был воспринят писателем из произведений устного народного творчества, русской классической литературы.

Влияние фольклора в творчестве Распутина просматривается уже в именах персонажей и форме этих имён, традиционной для сказки или былины: Мария (Марья-искусница, Марья-Лебедь, Марья-Моревна), Василиса (Василиса Прекрасная), Алёна (сестрица Алёнушка), а также стилизованная форма имени Анастасия, его уменьшительно-ласкательная форма - Настёна (Настасья Микулишна, Настасья-Краса), Иван (Иван Годинович) и т.д.

В «Пожаре» символическая фольклорная сакральность проявляется и в количестве совместно прожитых с Алёной лет - «два года назад справлено было тридцать кругов, как Иван Петрович жил с Алёной»1. Один из секретов их семейного долголетия - мудрая женская «политика», «догадки женские», которые Алёна демонстрирует в отношениях с мужем. В этом качестве образ Алёны оказывается близким былинному образу княгини Апраксин, жене князя Владимира, Василисе из былины «Данила Денисьевич». Отмечается сходство с женскими образами произведений устного народного творчества - былин «Стаир Годинович», «Идолище сватает племянницу князя Владимира», сказок «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Мудрая женщина». Своим гибким поведением, «тонкой женской политикой», которую она виртуозно демонстрирует в отношениях с мужем, тем самым не только сглаживая семейные конфликты, но и ненавязчиво влияя на его решения и поступки, Алёна соотносится и с женскими образами русской классической литературы: Ильиничной из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», Клавдией из повести С. Залыгина «На Иртыше», Катериной Петровной из повести В.П. Астафьева «Последний поклон», Катериной из повести В. Белова «Привычное дело».

Благодаря мудрой женской «политике» Алёна смогла стать для мужа тем «опрятным и мягчительным миром», «который с годами не только не выстыл, но ещё и пораздался в понимании и тепле»2. Подобными «мироткущи-ми» способностями, естественными и органичными для эпического образа мудрой жены, характер Алёны, в восприятии Распутина, соотносится с образом матери и шире - с Богородицей.

В третьем разделе - «Дом как одна из основ национального жизнеустройства» - исследуются особенности образа дома в структуре повести «Пожар».

Пространство дома в повести «Пожар» представляет собой своеобразную формулу: «мир - дом - я», сущность которой заключается во взаимозависимости компонентов. Универсальность формулы позволяет определять жизненную позицию героя, его взаимоотношения с окружающим миром. Восприятие мира личностью, формирование устойчивых отношений и свя-

1 Распутин В. Живи и помни: повести. Рассказы. М., 2004. С. 433.

2 Там же. С. 439.

зей, как семейных, так и социальных, отчётливо просматривается в произведении через образ дома.

При этом дом в повести Распутина, в наименьшей степени вбирая в себя «вещественное» значение, оказывается созвучен образу дома в поэме А. Твардовского «Дом у дороги». Дом у Твардовского - это не столько физически «организованное» пространство. Образ у поэта наполняется, прежде всего, бытийным и духовным содержанием. Дом - это семья, отдушина для человека, залог его полной и гармоничной жизни. Ощущение дома делает человека уверенным в завтрашнем дне (пусть он сейчас и вдали от жилища), отсутствие же дома делает человека безродным, лишает корней, превращает в горемыку-скитальца. Значительная роль в сохранении «дома» как источника духовной жизни и силы человека принадлежит у Твардовского женщине.

Традиционно обладая свойством открытости (своеобразный символ - запирающиеся лишь «посошком» двери крестьянского дома), дом изначально органично соединялся с родным, а потому обладающим охранительными функциями пространством. Мысль Ивана Петровича (в то время, как он торопится на пожар!) о том, «что надо бы закрыть избу»1, выглядит как попытка защитить свой дом - «свою» среду, личный мир, - от мира, ставшего «чужим», лежащего вне его стен. Дом как пространство, связывающее человека с миром, превращается в пространство, организованное с целью изоляции человека от мира. Нарушается, разрушается, превращается в свою противоположность один из главных принципов русского национального жизнеустройства.

Обращаясь к душевным переживаниям Ивана Петровича, Распутин вынужден сужать пространство «дома» до нуля, превращая его из категории пространственной, материальной в категорию метафизическую, в некую субстанцию человеческого сознания. Это значение «дома» эквивалентно, по Распутину, понятию «в себе, в своём собственном внутреннем хозяйстве»2. «В себе» Иван Петрович ощущает «страшное разорение». Этот «беспорядок внутри себя», «раздор с собой» объясняется им внутренним поиском компромисса с окружающей действительностью вопреки всем законам совести и правды. Подобное противоречие между душой и разумом, не терпящим у Ивана Петровича половинчатости, приводит к утрате чувства внутренней упорядоченности, гармонии и, как результат, утрате ощущения «дома». С утратой ощущения «срединного» дома, ассоциирующегося с избой, квартирой и неизменно соотносимого с образом Алёны, связывается рождающееся у Ивана Петровича чувство неведомой до сей поры дистанции, разобщённости между ним и женой. Таким образом, социально-нравственные метаморфозы становятся, по Распутину, подспудной причиной пока ещё едва заметных изменений внутренней сути семейных взаимоотношений.

1 Распутин В. Живи и помни: повести. Рассказы. С. 400.

2 Там же. С. 448.

В четвёртом разделе - «"Не село, а просто населённый пункт...": разобщённость как лейтмотив повести» — анализируется характер взаимоотношений жителей Сосновки в контексте традиций национального жизнеустройства.

Особенности жизнеустройства в посёлке бивуачного типа определяются бездуховным, разрушительным характером деятельности - рубкой леса. Лишённые привычного уклада жизни и исконного занятия - хлебопашества -оказавшиеся неприкаянными, люди так и не могут найти себя, а потому кочуют с места на место, «не задерживаясь не из-за неудобств каких-то непереносимых, а просто не умея, не понимая, зачем и для чего задерживаться, понукаемые неясной и нестерпимой тревогой»1.

Для Распутина потеря связи с родной землёй страшна не физической гибелью, а, прежде всего, нравственной. Среди пришлых поселенцев в Соснов-ке были и сезонники, и шабашники, а с течением времени градация разделения людей «пришлых» усилилась, и среди них появился новый сорт людей, которые не заводят ни семьи, ни друзей, помощи ни от кого не принимают и сами её не подают. Образ «кочевников» этого типа связывается в литературе с темой человека, стронутого с привычного, обжитого им места.

Изменённый характер труда и образа жизни имели по Распутину и более фатальные последствия: трансформировались традиционные мировоззренческие установки и ценности русского народа. Одним из страшных последствий разрушительного характера изменённого образа существования видится Распутин)' в потере родовой памяти. Не только архаровцы, но «свои» не чувствуют привязанности к дому, матери, земле, на которой родились и выросли. Ими утрачено ощущение родственных связей человеческой общности, ощущение слитности с деревней, природой, способность к духовному её восприятию.

В названии сборного посёлка - Сосновка - звучит некое усреднение, поскольку лесное название нивелирует индивидуальность (таких селений много) и отдалённо ассоциируется с характеризующим суть нового поселения выражением - «с бору по сосенке». Неслучайно это селение разобщённое, где ни родство, ни дружество, ни соседство не играют существенной роли, в отличие от традиционной сибирской и русской вообще деревни. Для Распутина это выглядело знаковым этапом распада традиционного национального жизнеустройства.

В пятом разделе - «"Мать - .сыра земля": природное основание традиционного жизнеустройства» - анализируется роль образов природы в повести «Пожар».

Понятие Мать-сыра земля в русской ментальности имеет категориально-метафорическое значение. В диссертации внимание акцентируется на первой части этого сложного символического, укоренённого в мифологии и фольклоре обрага «матери-земли».

' Распутин В. Живи и помни: повести. Рассказы, С. 419-420.

13

Амбивалентность архетипа матери, отмеченная К.Г. Юнгом1, позволяет определить пожар как своего рода проявление гнева земли-матери, «жестокая сторона природы», которые Распутин, вероятно, сам вполне не распознал, но интуитивно увидел, почувствовал и изобразил. В этой связи значение пожара от нейтрального, обыденного, бытового изменяется в тексте повести до ритуального, символического, трансцендентного. Ни «очистительная», ни карающая символика огня, отмечаемая фольклористами и культурологами, не исчерпывают сути этого образа. Складывается обобщённый по своей сущности, собирательный по структуре, концептуальный по смысловой нагрузке образ современности. В притчевом, символическом, смысле - вся Россия обречена быть охваченной пожаром. Этот пожар - часть «адского пламени», в котором, в соответствии с апокалипсическими воззрениями автора, суждено гореть и виноватым и безвинным. На тривиальном уровне в повести такими жертвами становятся Соня - один из самых «отпетых» архаровцев - и человек исключительной честности и бескорыстия, «этот дух егоровский», дядя Миша Хампо.

Сибирская «деревенская проза» начиналась образом пожара знакового свойства в повести С. Залыгина «На Иртыше», где жители деревни спасают семенное зерно. Как символ братоубийственных времён, как знак Апокалипсиса выступил образ пожара заимки Гришки Сухих в романе С. Залыгина «Комиссия». Подобной символической наполненностью отмечен и образ горящего осокоря в повести В. Астафьева «Кража». Сибирская «деревенская проза» переходила в «пассив», переставала быть доминирующим литературным феноменом, в повести, где пожар стал заголовочным, а потому во многом уже апокалипсическим, знаковым, - в повести «Пожар» В. Распутина.

Выражая глубинные качества свойственного ему миропонимания, В. Распутин руководствуется принципами русской национально-философской традиции, с точки зрения которой природа никогда не была враждебна человеку. Символический образ земли, страдающей, измученной, но по-матерински всепрощающей, позволяет полагать, что картина современной действительности не достигла в распутинском «Пожаре» размеров глобального апокалипсического звучания. Свидетельством тому является и сохранившаяся способность главного героя органично ощущать в себе природное начало - «живая пуповина от матери родной земли». Подобное свойство характера Ивана Петровича свидетельствует о том, что главный герой неосознанно реализует народный нравственный идеал, который даёт чёткие установки о добре и зле, должном и недопустимом.

Определяющей основой для будущего очищения и возрождения Ивана Петровича становится природа. В теме единения с природой как залоге грядущего чаемого обновления читается традиционное отношение русского человека к природе как к матери, как к источнику, исходной форме всего живо-

1 Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. С. 216.

14

го. При этом образ матери-природы у Распутина представлен в характерном для русской ментальности образе матери-земли.

Во второй главе «"Живая трагедия жертвы": метаморфоза семьи, мужского и женского начала в повести В. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана"» анализируются особенности трансформации русской семьи и национального жизнеустройства в обозначенной повести.

В первом разделе второй главы - «"Всесветная барахолка": символ со-вртенной эпохи и проблемы русского социума» - исследуется семантика и функция образа рынка в повести «Дочь Ивана, мать Ивана».

В повести «Дочь Ивана, мать Ивана» символом, выражающим суть эпохи, становится образ рынка. Олицетворением рынка как пространственно-временного континуума, воплощающего в себе всё чуждое, лживое, губительное для традиционного русского человека, является азербайджанец Эль-дар, изнасиловавший дочь Тамары Ивановны. В диссертации утверждается, что для Распутина национальная принадлежность не та деталь, которая требует акцентирования. Предполагается, что речь идёт о стереотипе восприятия чужеземного в ментальном пространстве русских, которое объединяет нерас-членённо черты, ассоциативно связанные с Востоком в целом.

Своё развитие кавказская тема получает в поступке Тамары Ивановны. Идя наперекор отцовскому зову, а вместе с тем и зову предков, героиня повести совершает своего рода акт мести, «кровомщение», воспринимаемый как святая обязанность у народов Кавказа, но чуждый мировосприятию русского народа. Способствует раскрытию сущностного смысла поступка Тамары Ивановны история о Ефроиме, рассказанная её отцом.

Кавказская тема звучит и в выборе имени главной героини повести. Ассоциируясь с одной из самых ярких женщин в истории - прославленной царицей Грузии Тамарой, оно не только актуализирует деятельное начало в характере героини, но устанавливает и усиливает аллюзивную связь происходящего в повести с Кавказом - воинственным и враждебным для русского человека конца XX века.

Через имя героини воспроизводится и идентифицируется ранее неактуальный, а в советский период истории России - загнанный внутрь, конфликт межрелигиозного свойства: Тамара Ивановна, как и мудрая грузинская правительница, противостоит в повести человеку и в целом обществу, не принадлежащим к христианскому культурному архетипу.

Мировоззренческая экспансия Востока, как и экспансия социально-экономическая, «рыночная» Запада может послужить, по Распутину, причиной установления дисгармоничных и даже враждебных отношений в обществе. В этой связи обращается внимание на традиционное неприятие в простонародной среде смешанных браков.

Пространство рынка в повести предельно структурировано, а его структуры находят в «прилегающем» городе неожиданное продолжение. Помимо

торгового комплекса и прокуратуры, расположившейся неподалёку, оно захватывает и сферу человеческого общения. Взаимоотношения людей, выстраиваемые исключительно на товарно-денежных отношениях, становятся причиной того, что соучастниками преступления оказываются и подружка Лида, сбежавшая на остановке и скрывающая правду, и молодая бурятка, с любопытством взирающая, как в её доме происходят грязные издевательства. Причастен к совершённому преступлению и старик из общежития, сдающий своё жильё для разного рода бесчеловечных утех.

Языковые реминисценции, рождающиеся при чтении повести, позволяют провести аналогию между безымянным стариком из общежития и Лукой из пьесы М. Горького «На дне». Распутину важно помочь читателю идентифицировать изменённую личину зла, антигуманный характер его философствований, в том числе и через слово, через знакомую манеру речи. Аналогия с горьковским Лукой, как доказывается в диссертации, служит показателем скептического отношения Распутина к рассуждениям бывшего интеллигента-разночинца, в основе которых угадываются вульгаризированные постулаты теории «колебательного движения истории» Л.Н. Гумилёва.

Старик осознанно трансформирует в своём сознании духовно-нравственные константы «русской души», представления об истинном и ложном, о вечном и преходящем, о подлинном и подменном, ценности, которые, по мнению В. Распутина, ни при каких условиях не должны быть пересматриваемы. Такое осмысленное предательство, отступничество является, в восприятии писателя, первопричиной нарушения гармонии, целостности, органики жизни.

Во втором разделе - «"Что ни бабочка, то баба-яга": деструкция женского характера» - определяется воссозданная писателем в повести «Дочь Ивана, мать Ивана» тенденция изменений женского характера.

В повести «Дочь Ивана, мать Ивана» Распутин продолжает и усугубляет тему перерождения женщины. Свидетельством тому служат образы безмужней Клавки, которую почему-то называют Брашей и с иронично-непристойным контекстом при этом распевают «песенки», Виктории Хлыстовой, в своём бесстрашии и мужиковатости сумевшей дожить до потери в себе женщины, Дуси Сормовской, в свои восемнадцать лет неестественно враждебно рассуждающей о мужчинах. В итоге трансформации, обусловленной, по мнению Распутина, подменой ценностей, женщина превратилась, если не в свою противоположность (бабу-ягу), то в отклонившуюся от «нормы» достаточно далеко.

Подобное смещение явно имеет место в судьбе и характере Егорьевны. Не только своим обликом, деталями и основой новорусского быта, но и внутренней сутью, характером Егорьевна противостоит традиционным женским образам писателя, прямодушным, бесхитростным, лишённым какой-либо наигранности в своих действиях и поступках. На способность женщины об-

манутъ, перехитрить указывает аллюзивиый смысл перекроенного Дёминым отчества Егорьевны - Объегорьевна. Одна из причин нравственной деградации Егорьевны связывается в повести с темой денег.

Как и Тамара Ивановна, Егорьевна представляет «классический» тип русских женщин - «бокастых, горластых, мужикастых». Но за внешним сходством скрывается их антиномическая сущность. Коренные начала русского национального характера в Егорьевне нивелированы «мимикрически-ми» качествами. Если традиционные распутинские «старухи» почти не сопротивляются злу, Тамара Ивановна чуть ли не впервые попыталась ему противостоять, то Егорьевна приспосабливается к жизни, в которой существует зло. Подобные изменения женского характера влекут за собой, в восприятии писателя, дисгармонию и шаткость не только в жизни семьи, но и в жизни общества в целом.

В третьем разделе - «Изображение трансформации гендерных отношений в повести В. Распутина Дочь Ивана, мать Ивана"» - анализируются особенности гендерных отношений в обозначенной повести.

Видимое несоответствие должного и сущего в поступке Тамары Ивановны, когда, вопреки социальным ожиданиям, за поруганную честь дочери мстит не дед, не отец, а мать, обращает к вопросу о традиционных гендерных отношениях в России.

Особенности этих отношений, с одной стороны, объясняются феминизированным восприятием России, свойственным не только для В. Распутина. В мифологизации феминного усматриваются истоки того, что образ сильной женщины дополняется в России образом слабого мужчины1.

Вместе с тем и анализ совокупности сведений н ритуальных действий в текстах социально-бытовых былин и народных русских сказок как наиболее достоверных и объективных источников традиционных оснований жизни нашего народа позволяет сделать вывод о том, что уже в многовековой русской культурной традиции (при внешней, формальной покорности) женщина была далека от положения подчинённости, неволи и играла заметную роль не только в жизни семьи, но и общества в целом. В связи с этим в русской литературе отмечается феномен, суть которого происходит в отталкивании, не всегда последовательном, но всеобщем, от домостроевской нормы.

С другой стороны, особенности гендерных отношений в России объясняются превратностями её исторической судьбы: многочисленными войнами в истории страны. Случай с Гуськовым из повести В. Распутина «Живи и помни» наталкивает на мысль, что именно война ускорила распад русской семьи, послужила причиной её гибели, не только морально покалечив русского мужика, но и физически его уничтожив, оставив, по примеру Надьки и её малолетних детей, миллионы вдов и сирот.

' См.: Рябов О.В. «Матушка - Русь»: опыт тендерного анализа поисков национальной идентичности России в отечественной и западной историософии. М., 2001.

Великая Отечественная война, по мнению Распутина, принесла особенно тяжкий, невосполнимый урон, погубив «сынов крестьянских», которые «по духовному своему устройству есть повторение России»1. Так в повести «Дочь Ивана, мать Ивана» представителем современных мужчин выступают самоустранившийся «конфетный фабрикант», уехавший в Японию и там обретающий спокойствие за будущее России, Анатолий, мирно спавший в то время, когда жена изготавливала обрез, чтобы отомстить за честь дочери, Дёмин, степень «успешности» и независимости которого весьма условна.

Наряду с «мельчанием» мужика трагизм современной действительности объясняется разобщённостью русского народа. На фоне национальной раздробленности русских именно братская сплочённость чужеземцев помогает одерживать им верх.

Многочисленные войны в российской истории изменяли не только «мужиков», но и женщин, которые в отсутствие мужей психологически изменялись, приобретая несвойственные им изначально черты и свойства. В этой связи отмечается тот факт, что во многом не женские свои умения Тамара Ивановна переняла от отца, но характер, внутри которого находился кремень, она унаследовала именно от матери - Степаниды Петровны.

В рассуждениях о феминности и безвольности русского мужика учитывается тот факт, что в «новой» жизни действует враг скрытый, деформирующий прежде всего душу. Действие такого врага, в восприятии Распутина, намного страшнее, чем открытая интервенция. В условиях идеологической, духовной войны, которая, по мнению писателя, развернулась в современной России, важно уже не столько умение стрелять, сколько способность воспринять, «прочувствовать» врага и, поняв его суть, «подкрасться, чтобы стре-лить»2. В этой ситуации, по Распутину, оказывается актуальным именно женское восприятие мира.

В четвёртом разделе - «"А мать она и есть мать...": осмысление природного предназначения женщины» - даётся характеристика осмысленного писателем природного предназначения женщины.

Антиномический характер мужчины и женщины проявляется у Распутина прежде всего на основе отцовско-материнской функции. Как полагает диссертант, особое отношение к женщине-матери в России складывается из того, что основной категорией, лежащей в основании нации, считается материнство. Здесь речь идёт не только о Богородичном культе в России, но и о более древнем мифопоэтическом образе Матушки-Земли и шире - Матери-Природы. С этим связывается тот факт, что архетип матери в России изначально в наименьшей степени амбивалентен.

' Распутин В. В поисках берега. С. 249,253.

2 Распутин В. Деньги для Марии: повести и рассказы. М., 2005. С. 447.

Но женщина у Распутина - это не только мать своего ребёнка. Подсознательно она испытывает материнские чувства ко всему внешнему миру. Так, Тамара Ивановна физиологически ощущает «обчуженность» жизни, чувствуя, как схватками ноет внутри, а по телу проносятся колючие пронизи от внедрившегося в неё «мышиного катышка».

Своеобразие материнской сущности в Тамаре Ивановне заключается в том, что в своей ипостаси она соотносится с образом Матери-Природы и, в частности, Матери-Земли, которая в большинстве культур считалась воплощением всеобщей матери. Акцентуализация материнского начала в образе Тамары Ивановны отмечается в её соотнесённости с образом тополя и образом реки, а также в «консонансе» сознания природы с мыслями и чувствами главной героини. О природной соотнесённости свидетельствует тот факт, что решение о возмездии, внезапно нахлынувшее на Тамару Ивановну, пришло к ней извне, как зов природы защитить своё дитя.

Подобный всплеск женских эмоций - главного, по К. Юнгу, источника сознания, воплощаемого мужским Логосом, - даёт возможность «перехода от тьмы к свету или от инерции к движению»1. Такая перспектива перехода делает, на первый взгляд, нелепый поступок героини залогом дальнейшего поступательного развития общества - «и то, что выглядело бессмысленной суетой, становится процессом очищения»2. Это поступательное развитие общества связывается у Распутина с последующей реакцией «мужского мира», анализу эволюции которого посвящён пятый раздел «"Утро вечера мудренее... ": пробуждение нравственного чувства в "мужском мире"».

Одним из устойчивых мотивов повести «Дочь Ивана, мать Ивана» является сон. При этом «мужской» сон противопоставлен бодрствованию дочери Ивана, проведшей «три ночи без сна».

Мотив сна соотносится с теми произведениями фольклора, сюжет которых связан с образом чудесной жены. В то время, когда тотемистическая супруга помогает своему избраннику выполнить порученное задание, мужчина чаще всего засыпает (сказки «Царевна-лягушка», «Невеста - золотая рыбка», «Морской царь и Василиса Премудрая» и др.). В сюжете, когда действие производит сам мужчина, побуждает, направляет его к совершению этого посыпка всё же женщина (сказка «Морозко»). Зачастую этот деятельный характер женщины, в конечном итоге активизирующий мужскую энергию, оказывается гарантом спасения.

Как утверждается в реферируемой диссертации, поступок Тамары Ивановны не побудил мужа к каким-либо активным действиям, однако послужил толчком к интенсификации его рефлексий^ Иначе ведёт себя после выстрела матери Иван: её пример становится образцом его дальнейших действий.

1 Юнг К Г. Душа и миф. Шесть архетипов. С. 232.

2 Там же.

Размышляя, «что же это происходит и с ним, и вокруг него»', Иван приходит к осознанию спасительной силы родного русского языка. Родное русское слово как залог сохранения и воскрешения вековых традиций и уставов своего народа становится средством национального спасения. Реализация этой идеи спасения нации связывается с понятием писателя о народе.

В Заключении приводятся выводы и обобщения, вытекающие из общего хода исследования.

Переход В. Распутина на новые эстетические позиции, выразившиеся в активизировавшейся публицистичности его произведений 1980-х годов, «Пожара», в частности, обусловлен кризисным характером современной писателю действительности, острота восприятия которой усилена субъективной болью и отчаянием автора. В то же время публицистичность повести предопределена и спецификой личности художника. Непосредственное авторское «вмешательство» в объективированное повествование привело к взаимодействию жанровых форм, необходимому для постановки острых социально-этических проблем. Среди них проблема угасания, редукции семьи воспринимается как важная, но пока не как самая острая.

Одной из основ семейной гармонии в восприятии Распутина является мудрая жена - женщина, разумно и одновременно жертвенно-беззаветно оберегающая, опекающая свою семью, своих детей, своего мужа. Вслед за героинями повестей и рассказов Распутина 1960-1970-х годов наиболее ярко этот тип реализовался в образе Алёны в повести «Пожар». При всей самостоятельности и органичности для творчества Распутина образ мудрой жены имеет жизненные, фольклорные и литературные истоки. Вместе с тем Алёна, являя собой образец мудрой жены, оказывается у истоков нового этапа осмысления писателем роли женщины в рушащемся мире, и в этом плане она во многом оказывается «предварением» образа Тамары Ивановны.

Одним из центральных, ключевых образов-концептов в повести «Пожар» является образ дома. При этом образ дома наполняется не только мифо-поэтическим, но и сакральным, символическим значением. Утрата ощущения дома, в восприятии Распутина, символизируя потерю устойчивости и жизненной основы, предваряет собой художественную экспликацию современного Апокалипсиса.

Знаком приближения эсхатологических времён в повести «Пожар» становится деформация исконного жизнеустройства, «слаженного существования» - распад сельского мира. В ситуации разобщённости верх в сборном «населённом пункте» Сосновке забрали люди, далекие от традиционных представлений о взаимопомощи, ответственности, труде, грехе, семье. Причина появления таких людей видится Распутину в противоестественном для русского человека бездуховном, разрушительном характере истощающего

' Распутин В. Деньги для Марии: повести и рассказы. С. 500.

20

сибирскую природу их труда. Изменённый характер труда и порвавший с нравственностью образ жизни, в восприятии Распутина, и спровоцировали начало распада традиционного национального жизнеустройства.

Заголовочный образ повести становится обобщённым образом современности. В лритчевом, символическом, смысле - вся Россия охвачена пожаром. Этот пожар - своего рода проявление гнева земли-матери, часть «адского пламени», в котором, в соответствии с апокалипсическими воззрениями автора, суждено гореть и виноватым и безвинным.

Место разрушенного дома, пошатнувшегося традиционного жизнеустройства в повести «Пожар» намеренно занимает равновесная, оздоравли-вающая душу человека природная гармония. В красоте, целесообразности, размеренности, величественности природы Сибири, в целительной силе земли-матушки ищет спасение распутинский Иван Петрович, да и сам автор.

Гонения на славян в странах Балтии, на Балканах, на Кавказе, распад СССР - наследника Российской (русской и православной по преимуществу) империи, вероятно, стали источниками чувств и размышлений Распутина при обращении его к теме экспансии по отношению ко всему русскому не столько этнически неродственных, сколько этически, ментально чуждых элементов не на окраинах, а внутри уже самой «коренной» России. Символом этой экспансии в восприятии писателя становится образ рынка, распространивший своё влияние не только на систему общественных отношений, но и охвативший сферу межличностного общения.

В понести «Дочь Ивана, мать Ивана» Распутин продолжает и усугубляет начатую им ранее тему перерождения женщины, тем самым обозначая гибельные начала в развитии общества. Ведь деструкция женского характера, как считает писатель, влечёт за собой разлад не только в семейных отношениях, но и, в целом, опасна для общества, сравнима с аномалией в природе. Значимым моментом является тот факт, что изменения в характере женщины происходят уже не в процессе борьбы за эмансипацию, а в обстановке той реальности, которая требует от неё «жилистых социальных усилий».

О значимости русской женщины в семье свидетельствует совокупность сведений и ритуальных действий, имеющихся в текстах социально-бытовых былин и народных русских сказок. В русской литературе также наблюдается феномен, суть которого происходит в отталкивании, не всегда последовательном, но всеобщем, от домостроевской нормы. Подобная авторитетность женщины обуславливается особой картиной тендерных отношений в России. Характер этих отношений, с одной стороны, формируется в рамках идеи женственности русского национального характера, русской души и всей России в целом. С другой стороны, особенности тендерных отношений в России объясняются превратностями её исторической судьбы. Многочисленные войны в истории страны, по Распутину, оказали влияние не только на «каче-

ственность» мужчины, но и послужили источником волевых свойств в характере русской женщины.

Однако наряду с «мельчанием» мужчины одна из причин трагизма современной действительности кроется, по Распутину, в разъединенности русских. Разобщённость, как считает писатель, повлекла за собой сначала забвение национальных ценностей и традиций, а затем, как следствие, беззащитность перед «идеологической» интервенцией. В условиях подобной интервенции, направленной на уничтожение русской души, оказывается значимым женское отношение к миру. Именно женское восприятие, как считает писатель, способно инстинктивно прочувствовать визуально скрытого врага.

Отличительная особенность женского отношения к миру кроется, по мысли Распутина, в способе и характере родительских функций. Именно мать, в восприятии писателя, является тем единственным человеком, который даже априори неизменно тонко и безошибочно чувствует происходящее со своим ребёнком. В то же время распутинская женщина инстинктивно испытывает материнские чувства ко всему внешнему миру. В этой способности женщина соотносится не только с культом Богородицы, но и с образом Матери-Природы и, в частности, Матери-Земли.

В этой связи намерение Тамары Ивановны отомстить обидчику, функционально соотносимое с зовом природы защитить своё дитя, может восприниматься не как попытка восстановления нарушенной справедливости, а как неприятие существующего порядка вещей. И в этом «природном» протесте усматривается залог дальнейшего поступательного развития общества.

С особенностью женского мироощущения связывается различие в уровне активности мужского и женского восприятия окружающей действительности. Отличие этого восприятия имеет характер антитезы: «мужской» сон в повести противопоставляется женскому бодрствованию. Подобная «сомнамбулическая» пассивность мужских персонажей на фоне женской активности широко распространена в произведениях фольклора. При этом значимым моментом оказывается то, что мужчина как воплощение потенции становится носителем активного начала именно под влиянием женщины. И хотя поступок Тамары Ивановны не побудил её мужа к активным действиям, послужив лишь толчком к интенсификации его рефлексий, однако он стал образцом дальнейших действий для её сына. Одним из ключевых моментом в мировоззренческой позиции Ивана становится рождающаяся у него при осмыслении поступка матери идея необходимости возвращения к родовым истокам, к традиционным национальным ценностям, являющаяся, по Распутину, залогом спасения нации.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Калинина И.П. Дочь Ивана против матери Ивана? (образ реки в повести В. Распутина) И Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Вып. 9. С. 170-174 (издание включено в список ВАК Министерства образования и науки РФ).

2. Калинина И.П. «Лес рубить - не хлеб сеять»: проблемы экологической этики в повести В. Распутина «Пожар» // Проблемы экологического образования и воспитания в системе Наукограда: материалы Международной научно-практической конференции (г. Мичуринск, 24-25 мая 2006 г.) / под общ. ред. В.Н. Яценко; отв. ред. Л.Д. Бобылева. Мичуринск: МГПИ, 2006. С. 310-312.

3. Калинина И.П. Образ мудрой жены в повести В. Распутина «Пожар» // Актуальные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в школе и вузе: межвузовский сборник статей. Вып. 3 / сост. М.П. Манаенкова, А.Ю. Око-лелов. Мичуринск: МГПИ, 2006. С. 84-87.

4. Калинина И.П. Утопические интенции в творчестве Распутина // Проблемы национального самосознания и национального характера в русской литературе: сборник научных статей / сост., отв. ред. П.А. Гончаров. Мичуринск: МГПИ, 2007. С. 100-105.

5. Калинина И.П. «Я прихожу и ухожу...». Языковые реминисценции в повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» // Аспекты исследован™ языковых единиц и категорий в русистике XXI века: сборник материалов Международной научной конференции (27-28 ноября 2007 г.): в 2 т. / сост. и отв. ред. Е.В. Алтабаева. Мичуринск: МГПИ, 2008. Т. 2. С. 82-86.

6. Калинина И.П. Пришвинские мотивы в повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» // Михаил Пришвин: диалоги с эпохой: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 135-летию со дня рождения писателя. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. С. 51-55.

7. Калинина И.П. Символика образов природного мира в позднем творчестве В. Распутина // Человек и природа в русской литературе (к 95-летию С.П. Залыгина): материалы Международной научно-практической конференции (г. Мичуринск, 20-22 мая 2008 г.). Мичуринск: МГПИ, 2008. С. 175-178.

8. Калинина И.П. Языковые реминисценции в повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» // Актуальные проблемы вузовской науки: теоретические и практические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Тамбов, 1 декабря 2008 г.) / редкол.: В.М. Юрьев, H.H. Болдырев и др.; Федеральное агентство по образованию, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина», Общественная организация «Тамбовское областное отделение Академии гуманитарных наук». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. С. 123-126.

9. Калинина И.П. Имя персонажа в этико-философском континууме повести В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана» // Актуальные проблемы преподавания гуманитарных, естественнонаучных и математических дисциплин в школе и вузе: сборник научных статей. Вып. 6 / сост. А.Ю. Околелов. Мичуринск: МГПИ, 2009. С. 33-36.

10. Калинина И.П. Мотив семейного разлада в повестях В.Г. Распутина «Пожар» и «Дочь Ивана, мать Ивана» // Русское литературоведение на современном этапе: материалы VII Международной конференции. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. С. 342-345.

11. Калинина И.П. «Тихая, тихая реченька текла...»: шолоховские реминисценции в повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» // Шолоховские чтения: сборник научных трудов / отв. ред. Ю.Г. Круглов. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова. 2009. С. 145-148.

Подписано в печать 15.09.2010 г. Формат 60x84/16, Объем 1,4 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 1493. Бесплатно. 392008, Тамбов, ул. Советская, 190г. Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина.