автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Русский либерализм как социокультурный феномен

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Зайцева, Татьяна Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Русский либерализм как социокультурный феномен'

Заключение научной работыдиссертация на тему "Русский либерализм как социокультурный феномен"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, на основании проведенного исследования, автор приходит к выводу, что русский либерализм не является разновидностью западного, а представляет собой самобытный самостоятельный феномен или особый тип, который можно определить как персоналистический, в отличие от западного индивидуалистического либерализма.

Личность в представлении русского либерализма можно определить как "бытие в обшении", т.е. такое бытие, которое познается только в неразрьюной связи с другим бытием. В этой формуле - не только признание социальных или горизонтальных связей, что есть и в западном либерализме в его постклассическом варианте, но главное : признание сакральной вертикали, ибо именно связь с источником бытия, утверждение себя в нем и позволяет человеку осознать в полной мере внутреннее единение с другими людьми. А единство в духе и есть соборность. Иными словами, о соборности можно говорить только там, где есть личности, т.е. соборность прорастает в человеческих душах по мере их духовного, а значит личностного роста.

Западный же либерализм, встав на путь секуляризации, обрек человека на "монадизацию", замкнув его на себе, превратив его в обособленное "о себе -бытие", тем самым обезличив его, ибо личность - это целое, а целой личность делает только связь с трансцендентным, разрыв же этой связи, а значит самозамыкание приводит к утрате человеком личностного начала.

Различная трактовка личности предопределила и различное понимание свободы. Западному либерализму присуще правовое или внешнее понимание свободы. Русский же либерализм, делая акцент на внутреннем, метафизическом измерении свободы, отнюдь, не отвергая права, а признавая его важность и необходимость, подчеркивает при этом укорененность права в религиозно-нравственном источнике.

Иной взгляд на личность породил и иное решение проблемы соотношения личности и общества, личности и государства, нравственности и права. Было признано, что только на пути служения сверхиндивидуальным и сверхобщественным ценностям - религиозно-нравственным - возможно известное примирение указанных начал, которое тем не менее не является окончательным и бесповоротным.

Итак, главную "заслугу" русского либерализма автор усматривает в том, что он восстановил в своих правах личность путем признания сакральной вертикали: ее связи с Богом.

Но именно в становлении человека как личности видит его главное назначение православие, в этом - смысл Спасения.

Здесь следует заметить, что автор не ставил перед собой проблему разрешения аутентичности прочтения православной философии русским либерализмом. Диссертанту было важно зафиксировать совпадение их основных интенций.

Действительно, идеи славянофилов о целостности человека, подчеркивание И.Киреевским динамичного характера личности и важности моральной сферы в деле восстановления цельности человека, характеристика С.Франком человека как "самопревосходящего" существа, который на самом деле больше, чем просто человек есть не что иное как отражение своеобразной трактовки личности в православии, согласно которой становление личности есть творческий процесс выявления и развития е человеке образа Бога, который каждый раскрывает по-своему - то, что в православии называется "внутренним деланием". При этом следует заметить, что "внутреннее делание" имеет своей целью "обожение" или соединение с Богом, что представляет собой процесс не просто нравственного уподобления своему Первообразу, а реального приобщения человека к Богу, возможного в результате онтологической трансформации его природы, а следовательно, его прорыва в инобытие с помощью Божественной энергии.

Необходимо подчеркнуть, что мысль об уникальности, неповторимости каждой личности, а отсюда ее абсолютной ценности звучит в православии наиболее отчетливо, Действительно, если человек создан по образу и подобию Бога, сущность которого непознаваема, следовательно, и сущность каждой человеческой личности также непостижима, а значит уникальна. И потому к другому должно относиться не только с уважением, но и "с благоговением", ибо согласно православию все являются Божьими избранниками, здесь нет деления на проклятых и избранных, как в протестантизме.

Трактовка русским либерализмом общественного идеала не как чего-то, что когда-то будет, т.е. отнесение его в конец истории, а как того, что всегда было, есть и будет, указание на сверхэмпирический, сверхвременный характер идеала, а потому увязывание его с личностью вполне согласуется с православной историософией, духу которой чужды размышления о "конце истории". Царство Божие не есть конечный пункт назначения. куда с неизбежностью должны прибыть все праведники, т.е. оно не есть некое светлое будущее или же такое будущее, которое решается в настоящем: "здесь и сейчас", ибо "Царство Божие внутри вас", и оно приближается по мере того как просветляется и одухотворяется душа человека и удаляется по мере его нравственного падения.

Но подобное разрешение проблемы общественного идеала близко и традиционным представлениям. Так, в народных сказках и легендах о заповедных землях подчеркивается их недостижимость, а под святостью понимается прежде всего возрастание в духе.

Концепция С.Л.Франка о двух слоях общественности: внутреннем (соборность) и внешнем (право, власть), где именно первый определяет второй, размышления Г1.Н.Новгородцева о правильном соотношении относительного и абсолютного, необходимость религиозно-нравственного обоснования права в представлениях русских либералов все это перекликается с акцентом православия на "внутреннее делание", при этом, отнюдь, не отвергающим социального действия, но подчеркивающим бесплодность каких-либо внешних преобразований без внутреннего преображения, что, в свою очередь, совпадает с фундаментальной потребностью русского народа в нравственном обосновании как человеческих поступков, так и политических институтов и явлений.

Что касается соборности, то эта идея пришла непосредственно из православия. По мнению славянофилов, давших философскую интерпретацию соборности как гармонии единства и свободы, именно православие сумело сохранить с наибольшей последовательностью равновесие этих начал, представляющих собой суть христианского учения.

Внесение изменения в троичный догмат посредством формулы об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына западным христианством, привело к нарушению баланса в пользу единства. И поэтому совсем неслучайно настойчивое стремление католической церкви к авторитарности, нашедшее свое проявление во внешнем авторитете Папы, что в конечном итоге привело к Реформации, в результате чего крен в сторону единства сместился в сторону свободы, понятой также внешне.

Следует подчеркнуть, что идея соборности неслучайно возникла на русской почве. Идея "живой цельности", такого органического единства, в котором в полной мере сохраняется свобода каждого, могла возникнуть только в той культуре, которая не приемлет разделений и противопоставлений. в которой идея согласия и примирения является приоритетной ценностью.

Но именно в православии, заложившем ценностные основания русской культуры, идея примирения, единства, целостности звучит наиболее сильно. но такой целостности, которая, отнюдь, не означает тотальной слитности и нерасчлененности. Бог в православной трактовке одновременно и трансцендентен и имманентен миру, ибо пребывая вне мира, он присутствует в нем благодаря своим энергиям. Православие не делит мир на духовный и материальный, не противопоставляет их друг другу, а рассматривает их "сращенных в единении", входящих друг в друга как "целое в целое", как не делит оно человека на душу и тело, воспринимая его как живое единство обоих или "воплощенный дух", не противопоставляет друг другу православие государство и церковь, считая основой их взаимотноше-ний принцип симфонии.

Выражением идеи соборности в православии является образ Божественной Троицы, ипостаси которой одновременно и нераздельны и неслиянны как нераздельны и неслиянны личности в соборном единстве: они неслиянны, так как каждая личность - уникальна, они нераздельны, ибо их соединяет духовное родство, не знающее преград.

Основополагающей идеей русского национального бытия назвал И.Ильин идею "единства в многообразии" , которая достаточно красноречиво заявила о себе фактами русской истории. Так институт самодержавия в России, отнюдь, не исключал как проявления самостоятельности элементами власти. составляющими верховную власть, так и самостоятельности общества, проявившей себя в давней русской традиции самоуправления.

Русская обшина как древнейший институт самоорганизации общества, вопреки расхожим представлениям, не препятствовала развитию народной инициативы и предприимчивости, предоставляя достаточный простор для хозяйственной самостоятельности отдельных общинников, в то же время выступая в роли социального гаранта, на которого каждый мог рассчитывать в кризисной ситуации своей жизни .

Прекрасным образцом идеи гармонии или единства через множество является русская народная песня, занимающая уникальное место в мировой музыке. Неповторимое своеобразие ей придает многоголосие или полифония, в результате которой хоровые голоса, не утрачивая своей самостоятельности и возможности самой широкой импровизации, сливаются в одно гармоническое целое. Таким образом, идея единства , так отчетливо проявляющаяся в русской культуре не только не исключает многообразие, инаковость, самостоятельность, но и с неизбежностью их предполагает. Качественное разнообразие, непохожесть, своеобразие лучше, чем что-либо другое служит единству целого .

Зримым символом идеи единства во множестве является шедевр русского зодчества - храм В.Блаженного, представляющий собой удивительную гармоничность и цельность, в то же время являющийся прекрасным образцом сочетания самых разнообразных архитектурных решений.

Гармонизация же единства и свободы в соборности достигается посредством их взаимной любви. Понимание Бога как любви утверждается в православии с наибольшей силой. Единение трех Божественных Лии или ипостасей происходит на основе их взаимной любви друг к другу. Таким образом, сама Божественная Троица представляет собой нерасторжимое единство любви.

Но любовь в православной трактовке есть явление не психологического, а онтологического порядка. Иными словами, любовь рассматривается как основополагающий принцип нашего бытия, а это означает , что наши отношения с миром должны строиться в соответствии с этим всеобщим принципом. Другими словами, наша жизнь должна осуществляться, как "со-бытие", т.е. включенность в мир, приятие мира и других, отношения доверия и открытости, примирения и согласия, сотрудничества и солидарности должны быть принципами наших взаимоотношений с другими.

Что касается реального воплощения тринитарной модели в русской жизни, то на наш взгляд, исторические факты свидетельствуют о высокой значимости в русской культуре таких понятий как солидарность. взаимоподдержка, согласие, ставших этическими нормами жизни .

Об этом свидетельствуют, например, повсеместно практикуемые в свою бытность русской общиной так называемые "помочи", т.е. безвозмездная помощь членам общины или традиция побратимства, отмечаемая еще русскими летописями и былинами и сохранившаяся вплоть до 19 века, в соответствии с которой люди, вступающие в отношения побратимства или духовного родства, брали на себя нравственные обязательства оказания поддержки и помощи названным братьям.

Весьма показательно также, что договоры о мире, заключаемые русскими князьями, именовались ими самими договорами любви.

Вообще культура согласия в России имеет давнюю традицию, ее ярким проявлением является порядок принятия решений на вече и Земских Соборах, который, в свою очередь, восходит к церковным Соборам.

И отнюдь, не случайно, что на русской почве возникла идея "одиначества" власти, а на Западе теория - разделения властей, что русский ученый П.Кропоткин разработал концепцию взаимопомощи как фактора эволюции, а западный ученый Ч.Дарвин - теорию естественного отбора, что Н.Данилевский говорил о взаимодействии между цивилизациями, а Хантингтон сделал акцент на их столкновении.

Неоднократно уже отмечалось в литературе как основная характеристика русской культуры - ее открытость и универсализм в отличие от западной культуры - культуры отчуждения, отчуждения людей друг от друга, отчуждения от мира. Отсюда "воля к власти" как основная черта фаустовской культуры по Шпенглеру. Но чтобы эта "воля к власти" как жажда покорения не взорвала мир - необходимо поставить ей пределы, ввести ее в юридические рамки. В основе такого подхода лежит понимание идеи Бога прежде всего как Закона, а искупления как необходимости оправдания, т.е. чисто в юридическом смысле.

В православии, как не раз уже отмечалось, Бог - это Любовь, отсюда - неприятие формализованных отношений как "холодных", тяга к сердечности и теплоте. А поэтому и необходимость нравственного обоснования права в теории русского либерализма.

Все вышеизложенное, на наш взгляд, предоставляет достаточно оснований для того, чтобы сделать вывод об укорененности идей русского либерализма в национальной почве.

Следует подчеркнуть, что сами либералы избегали пользоваться термином либерализм. С точки зрения автора, данная позиция сознательного дистанцирования является дополнительным аргументом в пользу самобытности русского либерализма.

Сегодня многие говорят о полной бесперспективности либерализма в России, имея в виду провал либеральных реформ. С этим трудно не согласиться, с одной лишь, но весьма существенной оговоркой: потерпел фиаско либерализм в западной упаковке: именно его пытались внедрить российские реформаторы.

И дело здесь не в том или не только в том, что за либерализм выдавалась вульгарная и упрощенная версия, а в том. что он оказался принципиально чужероден отечественной социокультурной ткани, отсюда естественная реакция российского организма - отторжение .

На наш взгляд, нужно стремиться не к аутентичности прочтения западного либерализма, а к принципиальному отказу от его воспроизводства, поскольку очевидно, что разрешить наши проблемы с помощью того. что понимается под либерализмом на Западе, невозможно .

Более того дальнейшие попытки в этом направлении только усугубят и увеличат социальную плату и без того, неимоверно высокую.

Русский же либерализм не просто, как пишут некоторые исследователи, учитывал российские реалии, он опирался на российский духовный опыт, исходил из традиционных ценностей, включая их в свою орбиту.

Именно своеобразие отечественной духовной традиции и определило самобытность русского либерализма.

Поэтому приходится только сожалеть, что духовный опыт отечественного либерализма до сих пор остается невостребованным, хотя размышления русских либералов свежи и актуальны до сих пор.

- 151 ибо в основе их - обращение к ценностям вечным.

Сегодня человечество на пороге нового тысячелетия замерло в ожидании грядущей катастрофы, поскольку лавинообразное нарастание глобальных проблем и, в первую очередь, экологических, со всей очевидностью свидетельствует о системном кризисе, в котором оказалась западная техногенная цивилизация, а вслед за ней весь остальной мир, принявший западную парадигму развития. Возрастание опасности разрушительных тенденций, заложенных в основании техногенной цивилизации, актуализирует поиск новых мировоззренческих ориентации. В этом смысле русский либерализм, развивавшийся в русле православной традиции, содержит немало интересных идей, способных помочь в разрешении современных проблем.

 

Список научной литературыЗайцева, Татьяна Ивановна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аваинова Г.И. Политический радикализм в России: социокультурный аспект,- Киев, 1995.

2. Аксаков К. Рабство и свобода //Москва.- 1991.-N8.

3. Александров В.А. Покровский H.H. Власть и общество. Сибирь в 17 в.- Новосибирск, 1991.

4. Афанасьев А.Н. Народная русская сказка,- М-Л., 1938.- Т.2.

5. Афанасьев А.Н. Народ-художник.- М., 1986.

6. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.-М.,1995,- Т.1.

7. Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи ( к русской народной психологии) // Вопросы философии.- 1996.-N2.

8. Белов В. Лад. Очерки о народной эстетике.- Архангельск, 1985.

9. Белов Г.А. Особенности развития политической мысли России // Кентавр.- 1994.- N1.

10. Бердяев Н. Судьба России.- М., 1990.

11. Бердяев Н. Русская идея // 0 России и русской философской культуре.- М., 1990.

12. БердяеЕ Н. философия свободы. Смысл творчества,- М., 1989.

13. Бердяев Н. Самопознание. М., 1991.

14. Бердяев Н. Сочинения. М., 1994.

15. Бирюков Н.И. Сергеев В.М. Идея соборности и доктрина народного суверенитета // Полис.- 1997.- N3.

16. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства.- М., 1995.

17. Бродский А.И. Логика либерализма // Вече.- СПб., 1995.-Вып.4.

18. Булгаков О.Н. Православие. Очерки учения православной церкви.- М., 1991.

19. Булгаков С.Н. философия хозяйства. М., 1990.

20. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика.- М., 1995.

21. Валиикий А. Интеллектуальная традиция дореволюционной России //Общественные науки и современность.- 1991.- N1.

22. Валиикий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца 19-нач. 20 в. // Вопросы философии.- 1991.- N8.

23. Валиикий А. Славянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах А. Валицкого. Реф. сб.- М.,1991.

24. Еп. Варнава (Беляев). Православие.- Коломна, 1995.

25. Вехи. Интеллигенция в России. Сб.ст.- М.,1991.

26. Вебер М. Протестантская этика. Сб.ст.- М., 1973.- 4.2.

27. Вишневски Э. Либеральная оппозиция в России накануне первой мировой войны.- М., 1993.

28. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права.-Петроград-Киев, 1915.

29. Власова И.В. Обшина и обычное право у русских крестьян Сев. Приуралья 17-18 в.) // Русские: семейный и общественный быт.- М., 1989.

30. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии.- 1995.- N 6.

31. Габидулина Н. Либерализм в России // Вестник высшей школы.1992,- N7-9.

32. Гаджиев К.С. Либерализм: история и современность // Новая и новейшая история.- 1995.- N6.

33. Гаджиев К.С. Политическая наука.- М., 1994.

34. Гайденко П.П. Под знаком меры // Вопросы философии.-1992.-N12.

35. Гачев Г. Национальные образы мира.- М., 1995.

36. Гоголевский A.B. Очерки истории русского либерализма 19-н.20в.- СПб., 1996.

37. Гомоюнов С. От истории синергетики к синергетике истории // Общественные науки и современность.- 1994,- N2.

38. Громыко М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян 18-19 в. // Русские: семейный и общественный быт.- М., 1989.

39. Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири 918-пер.пол.19 в.).- Новосибирск, 1975.

40. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян 19 в.- М., 1986.

41. Гулыга A.B. Новгородцев: право и мораль едины // Человек: образ и сущность. Ежегодник.- М., 1992,- N3.

42. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы.- М., 1995.

43. Гуторов В.А. Завражин В.Н. Новый российский либерализм и опыт британского неоконсерватизма // Вестник СПбГу.-1994.- сер.6.- Вып.6.

44. Даль В. Толковый словарь.- М.,1989,- Т.2.

45. Дамаскин И. Точное изложение православной веры.- Ростов-на-Дону, 1992.

46. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- М. , 1991.

47. Динамика культурных и социальных связей.- М.,1992.

48. Дмитриев А. Полифония как Фактор формообразования.- Л.,1962.

49. Думова Н.Г. Либерал в России.- М., 1993.- 4.1.

50. Дьюи Дж. Демократия и природа человека // Ккультурология XXв.: аксиология или философское исследование природы ценностей. Антология.- М., 19.96.

51. Ы. Евлампиев И.И. Метафизические предпосылки идеологии либерализма и ее типы // философские науки,- 1994.- N4-6.

52. Евсеев C.B. Русская народная полифония.- М., 1960.

53. Европейский либерализм в Новое время: теория и практика.-М., 1995.

54. Ельчанинов А. Записи.- М., 1992.

55. Ерасов B.C. Россия в евразийском пространстве // Общественные науки и современность.- 1994.- N2.

56. Железняк H.H. К истории либерализма в России // Вестник МГУ,- 1994.- Сер.12.- N5.

57. Загородников А.Н. Западный либерализм в прошлом и настоящем.- М., 1993.

58. Замалеев А.Ф. Лепты. Исследования по русской философии. СПб., 1996.

59. Замалеев А.Ф. Зоц В.А. Отечественные мыслители позднего средневековья.- Киев, 1990.

60. Затворник Ф. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться.- Л., 1991.

61. Затворник Ф. Наставления в духовной жизни.- Св-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1992.

62. Затворник Ф. Письма о духовной жизни.- М., 1996.

63. Затворник Ф. Начертания христианского нравоучения в 2-х т.-М., 1994.

64. Зарубина H.H. 0 социокультурной самобытности России как предпосылке ее модернизации // Модернизация и национальная культура.- М., 1995.

65. Зеньковский В.В. Основы христианской философии.- М. 1992.

66. Зеньковский В.В. История русской философии.- Л., 1991.

67. Земцов Б. Откуда есть пошла российская цивилизация // Общественные науки и современность.- 1994.- N 4.

68. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX в.- Париж, 1974.

69. ЗерноЕ Н. Три русских пророка. М., 1995.

70. Зимон Г. Заметки о политической культуре в России // Вопросы философии.- 1998.- N7.

71. Арх. Иоанн (Маслов). Преп. Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие,- М., 1993.

72. Мит. Иоанн (Санкт-Петербургский и Ладожский). Русь соборная. Очерки христианской государственности.- СПб., 1995.

73. Иванов В. Родное и вселенское.- М., 1994.

74. Ивонин Ю.П. Между гармонией и восстанием.- Новосибирск, НГАЭиУ, 1997. 4.1-2.

75. Ильин И.А. О грядущей России. Избр. ст. Совместное издание Св-Троицкого монастыря и корпорации Телекс.- Джорданвилл, 1991.

76. Ильин И.А. О сущности правосознания.- М., 1993.

77. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва.- 1996.- N4-5.

78. Интеллигенция и либерализм в России. Межвуз. научн. сб. -Саратов, 1995.

79. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М.,1989.

80. Казбан Е.Б. Либеральная мысль и ее особенности в России // Политическая теория и практика: тенденции и проблемы.- М., 1995.- Вып.З.

81. Кантор В.К. Стихия и цивилизация: два фактора российской судьбы //Вопросы философии.- 1994,- N5.

82. Кантор В.К. Демократия как историческая проблема России //Вопросы философии.- 1996,- N5.

83. Капустин Б.Г. Три рассуждения о либерализме и либерализмах //Полис. 1994, N 3.

84. Капустин Б.Г. Либеральные ценности в сознании россиян.- М., 1994.

85. Капустин Б.Г. Начало российского либерализма как проблема политиче с кой философии // Полис.- 1994,- N5.

86. Капустин Б.Г. "Свобода от государства" и "свобода через государство": о нелиберальности посткоммунистической России и ответственности либералов) // Вопросы философии.- 1998.-N7.

87. Карасев Л.В. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии,- 1992,- N8.

88. Карлов Н.В. Честь имени, или о русском национальном самосознании //Вопросы философии.- 1997,- N4.

89. Кара-Мурза А, Что такое российское западничество? //Полис.-1993.-N2.

90. Кара-Мурза А. Между градом Китежем и городом Глуповым // Коллаж. Социально-философский и философско-антропологичес-кий альманах. М., 1997.

91. Касьянова К. 0 русском национальном характере.- М.,1994.

92. Киприан (Керн). Антропология св. Г. Паламы.- М., 1996.

93. Киреевский И.В. Избранные статьи.- М., 1984.

94. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право,- М., 1906.

95. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой России.- М.,1996.

96. Ключевский В.О. Исторические портреты.- М., 1990.

97. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. М. . 1993.

98. Князева E.H. Курдюмов С.П. Синергетика в контексте диалога Восток Запад // Россия и современный мир,- М., 1995.- N3.

99. Князева E.H. Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии.- 1997.- N3.

100. Консерватизм в России (круглый стол) //Социс,- 1993.- N3.

101. Костомаров Н.И. Русь крещенная.- М., Смоленск. 1996.

102. Костюченко И. Реформизм и революционаризм в российском либеральном движении // Кентавр,- 1994.

103. Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси.-М., 1993.

104. Кронштадский И. Христианская философия.- М., 1992.

105. Кульпин Э. Социально-экономический кризис 15 в. и становление российской цивилизации // Общественные науки и современность,- 1995.- N1.

106. Кураев А. Пантеизм и монотеизм // Вопросы философии.-1996,- N6.

107. Лазарева А.Н. Интеллигенция и Россия: к историческому осмыслению прблематики "Вех".- М., 1993.

108. Лапин Н.И. Проблема социокультурной реформации в России: тенденции и препятствия // Вопросы философии.- 1996.- N5.

109. Левандовский A.A. Время Грановского ( У истоков формирования русской интеллигенции).- М., 1990.

110. Левин Ш.М. Очерки по истории русской общественной мысли 2 пол. XIХ-нач.ХХ в. Л., 1974.

111. Левицкий С.А. Сочинения. Трагедия свободы,- М., 1995.-Т.1-2.

112. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии.- М., 1996.

113. Леонтович В.В. История либерализма в России.- М., 1995.

114. Либерализм в России.- М., 1996.

115. Либеральная модель общественного переустройства России конца XIХ-нач.XX в.- М., 1994.

116. Липкин А. Духовное ядро как системообразующий фактор цивилизации: Европа и Россия // Общественные науки и современность,- 1995.- N2.

117. Лосский И.О. История русской философии.- М., 1990.

118. Лосский И.О. Условия абсолютного добра. Характер русского народа,- М., 1991.

119. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. М., 1991.

120. Медущевский А.Н. Французская революция и политическая философия русского конституционализма // Вопросы философии.-1989.- N10.

121. Медущевский А.Н. Конституционные проекты русского либерализма и его политическая стратегия // Вопросы истории,- 1996.-N9.

122. Медущевский А.Н. История русской социологии.- М., 1993.

123. Медущевский А.Н. Консерватизм и либерализм: сходства и различия в стратегии и тактике // Путь.- 1995,- N7.

124. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие.-Нью-Йорк, 1985.

125. Менталитет: широкий и узкий план рассмотрения.- Ижевск,1994.

126. Милов Л. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства // Общественные науки и современность.- 1995.- N1.

127. Миненко H.A. Русская крестьянская община в Зап. Сибири пер. пол. 19 в.- Новосибирск, 1991.

128. Монашеское делание. Сборник поучений святых отцов.- М., 1991.

129. Нарский И.В. Российский либерализм в европейском и национальном контексте // История национальных политических партий России.- М., 1997.

130. Новгородцев П.И. История философии права.- М., 1897.

131. Новгородцев П.И. Мораль и познание // Вопросы философии и психологии.- 1903,- Кн.64.

132. Новгородцев П.И. Государство и право // Вопросы философии и психологии.- 1903.- Кн. 74-75.

133. Новгородцев П.И. Конспект к лекциям по истории философии права.- М., 1908.

134. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания.- М.,1909.- Т.2.

135. Новгородцев П.И. 0 путях и задачах русской интеллигенции // Из глубины. Сб. ст. о русской революции.- М., 1990.

136. Новгородцев П.И. Об общественном идеале.- М., 1991.

137. Новгородцев П.И. Сочинения.- М., 1995.

138. Новикова Л.И. С-иземская И.Н. Идейные истоки русского либерализма // Общественные науки и современность.- 1993.- N3.

139. Новикова Л.И. Сиземская И.Н. Новый либерализм в России // Общественные науки и современность,- 1993.- N5.

140. Новикова Л.И. Сиземская И.Н. Либеральные традиции в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль.- 1993. N15.141. »Олейников Д. И. Классическое русское западничество.- М. , 1996.

141. Опыт русского либерализма. Антология,- М., 1997.143. 0 свободе. Антология западно-европейской классической либеральной мысли.- М. 1995.

142. Осипов Н. Кредо русского либерализма // Искусство кино.-1992,- N2-3.

143. Осипов И.Д. философия русского либерализма Х1Х-нач.ХХ в.-СПб., 1996.

144. Панарин A.C. "Вторая Европа" или "Третий Рим" // Вопросы философии.- 1996.- N10.

145. Пантин И.К. Драма противостояния // Полис.- 1994,- N3.

146. Петров И. Евролиберализм. Реферат // Свободная мысль.-1995,- N2.

147. Перов Ю.В. Либеральный гуманизм и мифологемы отечественной истории // Вестник СПбУ.- 1993.- Сер.6,- Вып.4.

148. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии,- 1992.- N2.

149. Покровский H.H. Мирская и монархическая традиции в истории русского крестьянства // Новый мир.- 1989,- N9.

150. Попов A.A. А.И. Кошелев: у истоков либерализма в России // Социально-политический журнал.- 1994.- N1-2.

151. Ранние славянофилы. Сост. Н.Л. Бродский,- М.,1910.

152. Ромозер Г. Пути либерализма в России // Полис.- 1993,- N1.

153. Ромозер Г. Френкин A.A. Новый консерватизм: вызов для России.- М., 1996.

154. Россия и Восток: цивилизационные отношения.- М., 1994.•157158159160161162163164165166167168169170171172173

155. Российская ментальность (Материалы круглого стола) // Вопросы философии.-1994.- N1.

156. Русская цивилизация и соборность.- М., 1994. Русская идея и современность. М., 1992. Русская душа.- М., 1994. Русская идея. Сб. ст.- Барнаул, 1992. Русская идея. Сб. М., 1992.

157. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. Жизнь и смерть в русской философии.- СПб., 1995.

158. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? Серия: "Россия накануне 21 в".- СПб., 1994.- Вып.2. Сагатовский В.Н. Соборность и свобода // Русская цивилизация и соборность.- М., 1994.

159. Сагатовский В.Н. Православие и русская идея // Культура Отечества: прошлое, настоящее, будущее.- Томск, 1995.-Вып.4.

160. Секиринский С.С. Филиппова Г.А. Родословная российской свободы.- М., 1993.

161. Секиринский С.С. Формула свободы // Кентавр.- 1994.- N9. Секиринский С.С. Шелохаев В.В. Либерализм в России (очерки истории).- М., 1995.

162. Семаева И.И. Традиции исихазма в русской религиозной философии пер. пол. XX в.- М., 1993.

163. Сергеевич.В. Русские юридические древности.- СПб., 1900.-Т.2.

164. Современное общественное развитие: либеральное видение.-М., 1994.

165. Современное общественное развитие: консервативное видение.1. M. , 1995.

166. Согрин B.B. Патрушев А. И. Либерализм Запада 17-20 в.- М., 1995.

167. Согрин В.В. Западный либерализм и российские реформы // Свободная мысль.- 1996.- N1.

168. Согрин В.В. Второе пришествие либерализма в Росси // Отечественная история.- 1997,- N 1.

169. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России.- М. , 1989.

170. Соловьев Вл.С. Соч.: в 2 т. М., 1990.

171. Соловьев Вл.С. Избранное. М., 1990.

172. Соловьев Вл.С. Смысл любви. Избранные произведения. М., 1991.

173. Солоневич И.Л. Народная монархия.- М., 1991.

174. Степин B.C. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого // Вопросы философии.- 1997. N5.

175. Степун Ф. 0 свободе (Демократия, диктатура и "Новый град") // Опыт русского либерализма. Антология.- М., 1997.

176. Арх. Страгородский С. Православное учение о Спасении.- М., 1991.

177. Судебники 15-16 в.- М-Л., 1952.

178. Творения пр. М. Исповедника.- М.,1993.- Кн.1.

179. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность.- СПб., 1991.

180. Тихомиров Л.А. Единоличная власть как принцип государственного строения.- М., 1993.

181. Тойнби А. Постижение истории.- М., 1996.

182. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре.- М. , 1995.- Т.1.191.192193194195196197198199200201202203204205206207208209210

183. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе.- Новосибирск. 1991. Трубецкой Е. Избранное.- М., 1995.

184. Тульчинский Г.Л. Российский потенциал свободы // Вопросы философии.- 1997.- N3.

185. Улюкаев А. Либерализм и политика переходного периода в современной России.- М., 1995.

186. Умное делание. Сб. поучений святых отцов и опытных ее деятелей,- Изд. Св-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре.- М. ,1990.

187. Франк С.Л. Очерк методологии общественных наук.- М. , 1922. Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Интеллигенция в России,- М. , 1991.

188. Франк С.Л. Духовные основы общества. М. 1992.

189. Франк С.Л. De profundis // Из глубины. Сб. ст. о русскойреволюции.- М. , 1990.

190. Франк С.Л. Непостижимое.0 М. 1993.

191. Фридман и Хайек о свободе.- Минск, 1990.

192. Фролов A.C. философско-религиозные основы русской культуры. Автореф. доктор, дисс.- М., 1995.

193. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994.-N1.

194. Харусь O.A. Либерализм в Сибири нач. XX в.: идеология и политика.- Томск, 1996.

195. Хомяков A.C. Полн. собр. соч. в 9-ти т.- М., 1900.

196. Хомяков A.C. О старом и новом.- М., 1988.

197. Хомяков A.C. Сочинения богословские,- М., 1995.

198. Хомяков A.C. 0 современных явлениях в области философии //

199. Благова Т.Н. Родоначальники славянофильства,- М., 1995.

200. Хомяков A.C. По поводу ст. Киреевского И.А. "О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России. // Там же.

201. Хоружий С.С. философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии.- 1991.- N5.

202. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии.- СПб.,1994.

203. Хоружий С.С. Аналитический словарь исихастской антропологии // Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия.- М.,1995.

204. Цимбурский В.Л. Остров Россия: перспективы российской геополитики // Полис. 1993. - N5.

205. Цимбурский В.Л. "Европа-Россия": "третья осень" системы цивилизаций // Полис. 1997. - N2.

206. Чаликова В. Либерализм. 50/50. Словарь нового мышления.-М. 1989.

207. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды.- М., 1967.

208. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки в 2-х ч.- М.,1894.

209. Чичерин Б.Н. 0 народном представительстве.- М., 1899.

210. Чичерин Е.Г. Вопросы философии.-М., 1904.

211. Чичерин Б.Н. Россия накануне XX столетия.- Берлин. 1901.

212. Чичерин Б.Н. Мысли о современном положении России //Звезда.- 1994.- N10.

213. Чичерин Б.Н. философия права. СПб., 1998.

214. Чусовитин А.Г. Российская цивилизация.- Новосибирск, НГАСУ. 1998.

215. Шамшурин В.И. Идея права в социальной теории Новгородцева // Соиис.-1993.-N4.

216. Шапиро Ч. Введение в типологию либерализма // Полис.-1994,- N3.

217. Шаповалов В. Россиеведение как комплексная научная дисциплина // Общественные науки и современность.-1994.- N2.

218. Шаповалов В. Неустранимость наследия // Общественные науки и современность.- 1995. N1.

219. Шелохаев В.В. Русский либерализм как историческая и историософская проблема // Вопросы истории.- 1998.- N4.

220. Штурман Д. Размышления о либерализме // Новый мир.-1995.-N4.

221. Шпенглер 0. Закат Европы.- Новосибирск, 1993.

222. Шубарт В. Европа и душа Востока // Аум. Синтез мистических учений Запада и Востока.- М., 1990.- N4.

223. Щапов А.П. Сочинения. СПб., 1906.- Т.1.

224. Экономцев И. Православие. Византия. Россия.- М., 1992.

225. Юдин A.B. Русская традиционная духовность.- М.1994.

226. Яннарас X. Вера церкви. Введение в православное богословие . М., 1992.

227. Freeden М. The new liberalizm. An ideology of social reform. Oxford, 1978.- 185

228. Fischer G. Russian liberalism from gentry to intelligent sia. Cambridge (Mass), 1958.