автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
С. Ч. Бос и индийское национально-освободительное движение, 20-30-е гг. XX в.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Курныкин, Олег Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'С. Ч. Бос и индийское национально-освободительное движение, 20-30-е гг. XX в.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "С. Ч. Бос и индийское национально-освободительное движение, 20-30-е гг. XX в."

Тб О*

(ц ДО в»

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Курнмкин Олег Юрьевич

С.Ч. Бос и индийское национально-освободительное движение (20-30-е гг. XX в.)

Специальность 07.00.03 -всеобщая история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Томск - 1998

Работа выполнена на кафедре всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета.

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор В.А. Моисеев.

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор А.Г. Володин, кандидат исторических наук, доцент Т. А. Бычкова.

Ведущая организация - Институт стран Азии и Африки при МГУ, кафедра истории стран Южной Азии.

Защита состоится « 18 » декабря 1998 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д.063.53.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по специальностям 07.00.02 - отечественная история, 07.00.03 - всеобщая история и 07.00.09 - историография, источниковедение и методы исторического исследования в Томском государственном университете (634050, г. Томск, пр-т Ленина, 36).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Томского государственного университета.

Автореферат разослан «¡6» ноября 1998 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор исторических наук, профессор В Л. Зиновьев

Общая характеристика работы Актуальность темы. Изучение истории освободительной борьбы народов колониальных стран, утратившее ныне налет сиюминутной политизированности, сохраняет свою несомненную научную актуальность уже в силу того, что именно в колониальной эпохе, в методах, формах, традициях освободительных движений следует искать истоки многих современных социально-политических процессов, определяющих развитие (а иногда и стагнацию) молодых государств афро-азиатского региона.

Индия, одной го первых среди колониальных стран добившаяся независимости, продемонстрировала немалое своеобразие своего пути к свободе, принудив английских колонизаторов к мирной передаче власти в руки национальных сил. Индийское освободительное движение на протяжении своей истории выдвинуло целую плеяду крупных и оригинальных идеологов и политических деятелей. Видное и почетное место в ней по праву принадлежит Субхас Чандра Босу (1897-1945 гг.), без учета политической деятельности которого невозможно воссоздание объективной и полной картины антиколониальной борьбы в Индии на ее завершающем этапе. С.Ч. Бос, прожив удивительно яркую и сравнительно недолгую жизнь, стал одним из наиболее почитаемых национальных героев. Его захватывающая судьба и образ страстного патриота приобрели в представлениях многих индийцев черты полулегендарное™ и, более того, стали объектом мифологизации.

Симпатизирующие Босу индийские авторы видят его заслугу прежде всего в его приверженности самым решительным, вплоть до насильственных, методам борьбы за освобождение родины от британского господства. Не случайно в Индии за ним закрепилось прозвище "Нетаджи" (вождь), с его именем связывается крупнейшая после сипайского восстания 1857 г. попытка организованной вооруженной борьбы с британскими колонизаторами. Вместе с тем трудно назвать другого представителя индийского национального движения, взгляды и деятельность которого вызывали столь неоднозначные, а под-

час полярные суждения и оценки историков, мемуаристов, соратников. Идейно-политическое наследие С.Ч. Боса, его личностные качества, наконец, итог бурной и неординарной политической карьеры до сих пор остаются предметом острых и эмоциональных споров. Он по праву считался одним из лидеров левого крыла Конгресса. В то же время его социально-политические взгляды весьма своеобычны, а его практическая деятельность, удивительным образом сочетавшая импульсивность и прагматизм, трезвость оценок и нереалистичность политических установок, целеустремленность и некоторую неразборчивость в выборе политических партнеров, не всегда находила понимание даже у ближайших его соратников и союзников на левом фланге.

С немалыми трудностями в интерпретации фигуры С.Ч. Боса сталкивались советские историки. С одной стороны, их не могли не привлекать свойственный этому деятелю освободительного движения Индии антиколониальный радикализм, его неподдельный интерес к опыту социальных преобразований в СССР, его готовность к сотрудничеству с рабочими и крестьянскими организациями (объяснять причины симпатизирования советской историографии левому социально-политическому радикализму нет необходимости). С другой сгорота, политическая биография Боса была "запятнана" выдвинутой им теорией синтеза фашизма и коммунизма, казавшейся советским историкам абсурдной и кощунственной, а главное, его сотрудничеством в годы второй мировой войны с державами фашистского блока, что ставило его в один ряд с коллаборационистами и военными преступниками. По сути, в течение долгого времени специальное изучение советскими индологами взглядов и деятельности С.Ч. Боса не поощрялось.

С.Ч. Бос, как один из видных лидеров Индийского национального конгресса, находился в эпицентре многих важнейших событий, происходивших в Индии в 20-30-е гг. Поэтому исследование его политической биографии позволяет затронуть различные аспекты истории индийского освободительного движения, уточнить или скорректировать некоторые ранее сложившиеся в со-

ветской индологии оценки и выводы, затрагивающие, в частности, проблемы соотношения и значимости радикальных и умеренных течений в этом движении, роли М.К. Ганди в противодействии натиску радикалов в рядах Конгресса, воздействия английской администрации на эволюцию политических процессов в колониальной Индии и др.

Историография. При анализе литературы по теме исследования обращает на себя внимание, с одной стороны, обилие публикаций индийских авторов, посвященных СЛ. Босу (впрочем, немалая их часть носит популяризаторский характер, вторична и не имеет самостоятельного научного значения), с другой - сравнительно небольшое количество специальных работ о Босе в отечественной индологии.

Для индийской историографии характерно необычайное разнообразие оценок роли Боса в национальном движении и его политических воззрений. В опубликованной в 1943 г. работе X.JL Сетх, подчеркнув бесспорность заслуг этого индийского лидера в борьбе за свободу родины, сопоставил его с румынским диктатором Антонеску, а доведенный до логического завершения политический курс босовской партии "Форвард блок" определял как "около-фашистский"1. Известие о гибели СЛ. Боса, а также судебные процессы над офицерами Индийской национальной армии, познакомившие индийцев с малоизвестным эпизодом героической борьбы с британскими колонизаторами под руководством Нетаджи, вызвали среди соотечественников необычайный интерес к судьбе этого выдающегося индийского патриота. С середины 40-х гг. и на протяжении последующих десятилетий в Индии появляются многочисленные биографии Боса, среди которых наибольший интерес представляют принадлежащие перу X. Дас Гупты, Сопана, Н.Г. Джога, Г.К. Мукерджи, X. Мукерджи, а также изданная в 1948 г. под редакцией Ш.Р. Шармы2.

1 Seth H.L. Personality and Political Ideals of Subhas Chandra Bose. Is He Fascist? Lahore, 1943.

P. 43.

2 Das Gupta H. Subhas Chandra Bose. Bombay, 1946; Sopan. Netaji Subhas Candra Bost.

Bombay, 1946; Neiaji. His Life and Work. Ed. by Shri Ram Sharma. Agra, 1948; Jog N.G. la

Историк и активный участник индийского коммунистического движения X. Мукерджи, отдав должное "легендарной роли", которую сыграл Бос в борьбе за свободу своей родины, в то же время подверг жесткой критике его рассуждения о синтезе фашизма и коммунизма, назвав их "не только неверными, но и опасными". С. Гопал вынес в отношении Боса, как представляется, излишне суровый приговор: ему "было на роду написано проигрывать", "сама логика его поведения требовала его исключения из движения"1. Другой индийский автор С. Гуха полемизирует с теми, кто изображал Боса как полную противоположность Ганди, и рассматривает их в качестве двух неразрывно взаимосвязанных компонентов в национальном движении Индии, как "со-архитекторов индийской свободы"2. Тем самым значимость фюуры Боса в истории освободительной борьбы намеренно преувеличивалась.

H.H. Чоудхари подчеркивал сугубо индийские, национальные корни представлений Боса о социализме, недооценивая степень воздействия на него зарубежного идейно-политического опыта, а его теорию синтеза фашизма и коммунизма выводил из своеобразия индийской цивилизации со свойственным ей стремлением к согласованию и сочленению разнообразных новых веяний извне3. О Босе уважительно писали как приверженцы индусского возрожденчества, видевшие в нем чуть ли не одного из своих предтечей (Б. Хардас в своей работе особо выделял значимость контактов этого радикального хонгрессистского деятеля с идеологом и лидером "Хинду Махасабха" В.Д. Саваркаром4), так и индийские коммунисты (о взаимодействии Боса и коммунистов, чередовавшемся с периодами отчуждения, писал активист КИИ

Freedom's Quest. A Biography of Netaji Subhas Chandra Bose. New Delhi, 1969; Mookeiji G. Subhas Chandra Bose. New Delhi, 1975; Mukeijee H. Bow of Burning Gold. New Delhi, 1977.

1 Гопал С. ДжавахарлалНеру. Биография. T. 1. M., 1976. С. 259, 260.

2 Guha S. The Mahatma and the Netaji. Two Men of Destiny of India. New Delhi, 1986. P. 17.

3 Choudhary N.N. Subhas Chandra and Socialism. Calcutta, 1965.

4 Hardas B. Armed Struggle for Freedom. Ninety Years War of Indian Independence. 1857 to Subhas. Poona, 1958.

Г. Чатгопадхайя1). Существенное место деятельности Боса (в общей канве истории индийского национального движения) уделили авторитетные индийские исследователи Б.П. Ситарамайя, Р.Ч. Маджумдар, Бипан Чандра, подчеркивавшие первостепенное значение ненасилия и конституционных форм борьбы в достижении независимости Индии и критически оценивавшие политический радикализм Боса.

Постепешш возрастал интерес к фигуре С.Ч. Боса и среди зарубежных исследователей. Первопроходцами здесь выступили японский автор Дж.Г. Ох-сава2 и английский офицер X. Той, опубликовавший одно из лучших исследований, посвященных истории ИНА и ее борьбе за изгнание англичан из Индии3. Основная задача очередного варианта политической биографии С.Ч. Боса, подготовленного коллективом индийских, немецких и японских историков4, состояла в популяризации его имени за пределами Индии и оправдании его сотрудничества с Германией и Японией в годы второй мировой войны. Полезными для раскрытия темы оказались работы американских историков Л.Р. Гордона5 (его тщательно документированное исследование посвящено истории бенгальского национального движения), Дж.П. Хейскокса, Дж. Оверстрита, М. Виндмиллера, сосредоточивших внимание на политике Коминтерна и истории коммунистического движения в Индии6.

Многогранность политической деятельности С.Ч. Боса побудила автора диссертации обратиться к трудам индийских исследователей, освещавших такие аспекты истории колониальной Индии, как становление муниципальных

' Chattopadhyay G. Subhas Chandra Bosc and Indian Communist Movement: A Study of

Cooperation and Conflict. New Delhi, 1973.

2 Ohsawa J.G. The Two Great Indians in Japan. Calcutta, 1954.

5 Toye H. The Springing Tiger. A Study of Revolutionary. Cassel - London, 1959.

' A Beacon across Asia. A Biography of Subhas Chandra Bose. Delhi, 1973.

5 Gordon L. A. Bengal: The National Movement. 1876-1940. New York-London, 1959.

6 Haithcox J.P. Communism and Nationalism in India. M.N. Roy and Comintern Policy 19201939. Princeton, 1971; Overstreet G.D., Windmiller ML Communism in India. Berkeley - Los Angeles, 1959.

учреждений в Калькутте1, возникновение и развертывание профсоюзного движения в Индии2, распространение социалистических идей и формирование левого крыла в индийском национальном движении3, роль террористических организаций в политической жизни Бенгалии4.

Для советских индологов изучение истории индийского национально-освободительного движения с акцентом на левые течения в нем всегда являлось приоритетной задачей. В 20-30-е гг. данная проблематика активно разрабатывалась в исследованиях И.М. Рейснера, В.В. Балабушевича, Н.М. Гольдберга, Р,А. Ульяновского. В дальнейшем она нашла отражение в работах А.М. Дьякова, Ю.В. Ганковского, Т.Ф. Девяткиной, М.Н. Егоровой, Э.Н. Комарова, B.C. Коспоченко, А.Д. Литмана, О.В. Мартышина, Л.Р. Полонской, Р.Б. Рыбакова, А.И. Чичерова, А.В. Райкова, И.М. Хашимова и др. Многое для понимания особенностей политических процессов в колониальной Индии дают исследования А.Г. Володина, Ф.Н. Нилова, А.А. Пр^заускаса, А.И. Регинина, Н.А. Симония.

В 20-30-е гг. в советской историографии сформировалось представление о С.Ч. Босс как о левом националисте и активном оппоненте М.К. Ганди. Вместе с тем оценки политических действий Боса в то время строго соотносились с руководящими установками Коминтерна, определявшими политику коммунистов в отношении национально-буржуазного движения в странах Востока. Так, в соответствие с известаым курсом VI конгресса Коммунистического интернационала Бос на рубеже 20-30-х гг. рассматривался как один вождей левых кошрессистов, которые, "прикрываясь радикальной фразеоло-

1 Ashraf A. The City Government of Calcutta. A Study of Inertia. Bombay etc., 1966; Ray R. Urban Roots of Indian Nationalism. Pressure Groups and Conflict of Interests in Calcutta City Politics, 1875-1939. New Delhi, 1979.

1 Gupta S.P. A Short History of the All-India Trade Union Congress (1920-1947). New Delhi, 1980; Ramanujam G. Indian Labour Movement. New Delhi, 1986; Choudhary S. Peasants' and Workers' Movement in India. 1905-1929. New Delhi, 1971.

' Sinha L.P. The Left Wing in India (1919-1947). Muzaffarpur, 1965; Sahai K. Socialist

Movement in India. New Delhi, 1986.

" Laushey D.M. Bengal Terrorism and Marxist Left. Calcutta, 1975.

гией", вели "буржуазную политику дезориентации и дезорганизации массовой революционной борьбы, облегчая и способствуя Конгрессу договориться с английским империализмом"1. В вышедшей в 1931 г. работе Бос характеризовался как "прожженный политикан"2 за его отказ от лобового столкновения с гандистами на съезде ИНК в Карачи. Во второй половине 30-х гг. вновь усилился интерес к этому радикальному конгрессистскому лидеру как потенциальному союзнику индийских коммунистов в формировании единого национального фронта. Альянс Боса с фашистскими державами в годы второй мировой войны сильно подпортил его реноме в глазах отечественных историков. Тем не менее советские исследователи с неизменным одобрением отмечали его усилия по радикализации политики ИНК.

Справедливо отмечая свойственные левому лагерю индийского национально-освободительного движения идейно-политическую разноликость и организационную разобщенность, отечественные индологи относили С.Ч. Боса к лидерам леворадикального (А.И. Регинин) или максималистского (А.Г. Володин и П.М. Шаститко) течения внутри Конгресса. Вместе с тем вплоть до конца 80-х гг. в отечественной историографии отсутствовали специальные исследования, посвященные анализу взглядов и деятельности Боса. Характерно, что первой опубликованной на русском языке работой о нем стала статья исследовательницы из ГДР Б. Шорр3, в которой этот индийский лидер оценивался как "прогрессивный политический деятель, искавший альтернативу капитализму" и в то же время подвергался суровой критике за его отношение к роли народных масс в освободительной борьбе и особенно к фашизму.

В 1989 г. известный индолог Т.Ф. Девяткина опубликовала статью, посвященную анализу социально-политических взглядов С.Ч. Боса. Отмечая эклектичность идейно-политической платформы этого индийского лидера, его

' Программные документы коммунистических партий Востока. М., 1934. С. 103.

2 Рославлев В. Гандизм. М.-Л., 1931. С. 100.

3 Шорр Б. К развитию общественно-политических взглядов С.Ч. Боса в 30-е гг. И Политическое развитие и общественная мысль Индии в новое и новейшее время. М., 1976.

попытки соединить "взаимоотгалкивающие элеменш", исследователь пришел к выводу о том, что "объективно Бос выражал интересы растущей индийской буржуазии, хотя социальные взгляды Боса в целом носили мелкобуржуазный характер"1. По мнению автора статьи, противостояние Боса и Ганди в поворотные периоды борьбы придавало в целом национально-освободительному движению более решительный характер. В известном смысле восстановлением исторической справедливости по отношению к Босу можно считать включение краткой, но емкой характеристики его политических воззрений в соответствующий раздел (написанный О.В. Мартышиным) "Истории политических и правовых учений. XX в." (М., 1995).

С начала 90-х гг. среда отечественных исследователей заметно возрастает интерес к фигуре С.Ч. Боса. В научных и общественно-политических журналах публикуются статьи о нем, принадлежащие A.B. Райкову, А. Виноградову, В.К. Тураджеву, Ф.Н. Юрлову и др., причем внимание авторов в основном концентрировалось на заключительном этапе жизненного пути Боса, когда он в годы второй мировой войны оказался на стороне государств фашистского блока. Особо следует отметить вклад A.B. Райкова в разработку новой для отечественной историографии проблемы истории создания и участия в антиколониальной борьбе Индийской национальной армии, возглавлявшейся с середины 1943 г. С.Ч. Босом.

Таким образом, по-прежнему насущной для отечественной индологии остается задача исследования жизни и политической деятельности С.Ч. Боса, особенно в 20-30-е гг., анализа его позиции по основным проблемам освободительного движения, определения его места и роли в борьбе за независимость Индии.

Характеристика источников. Источниковой базой исследования послужили опубликованные выступления, статьи, официальная и частная

' Девяткина Т.Ф. Социально-политические взгляды С.Ч. Боса //Общественная мысль Индии: прошлое и настоящее. М., 1969. С. 46.

переписка известных политических деятелей Индии, документы по истории ИНК и других политических партий страны, мемуарная литература, архивные материалы, данные индийской и английской прессы.

Исключительную важность для раскрытия темы представляют труды самого СЛ. Боса, неоднократно переиздававшиеся в Индии (следует отметить особую роль в этом созданного в 1957 г. в Калькутте центра по изучению и популяризации жизненного пути и политического наследия этого индийского патриота - Netaji Research Bureau). Наиболее полным и систематическим изложением воззрений Боса, его оценок происходивших в Индии событий является его книга "Борьба Индии", впервые опубликованная в 1935 г. и дополненная автором в начале 40-х гг. Для понимания становления Боса как активного участника освободительного движения полезна его незавершенная автобиография. Его многочисленные выступления на митингах, собраниях, конференциях различных организаций, съездах ИНК, статьи для периодической печати, частная переписка широко представлены в разнообразных сборниках его работ1. События конца 30-х гг., переломные в политической биографии СЛ. Боса и критически важные в истории ИНК, позволяет воссоздать документальное издание под многозначительным названием "Перекресток"2.

Важные сведения о деятельности, программных установках ряда левых группировок в индийском освободительном движении, о непростых, полных драматических поворотов взаимоотношениях индийских коммунистов и левых конгрессистов были почерпнуты в многотомном документальном издании, посвященном истории коммунистического движения в Индии3. Первостепенное значение для исследования темы имеют описания и оценки событий, активным участником которых являлся СЛ. Бос, принадлежащие

1 Important Speeches and Writings of Subhas Bose. Ed. by J.S. Bright. Lahore, 1946; Selected ! Speeches of Subhas Chandra Bose. New Delhi, 1962; Selected Speeches of Subhas Chandra Bose. New Delhi, 1974; Bose S.Ch. Fundamental Questions of Indian Revolution. Calcutta, 1970; Bose S.Ch. Correspondence. 1924-1932. Calcutta, 1967.

2 Crossroads. The Works of Subhas Chandra Bose. 1938-1940. Calcutta, Bombay, 1962.

3 Documents of History of the Communist Party of India. Vol. 1-3. Delhi, 1971-1982.

видным деятелям ИНК (Дж. Неру, М.К. Ганди, Р. Прасаду, А.К. Азаду) и содержащиеся в их автобиографиях, статьях, переписке.

Для освещения некоторых аспектов деятельности Боса в начале 20-х гг., контактов левых бенгальских свараджистов с индийскими коммунистами были использованы архивные материалы, отложившиеся в фондах Коминтерна в Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории (в частности, отчет Налили Гупты, посланца индийского коммунистического центра в Москве, о его пребывании, в Индии). Там же были почерпнуты данные из фондов Профинтерна, характеризующие состояние индийского профсоюзного движения в критический для него период расколов (конец 20 -начало 30-х гг.) и деятельность С.Ч. Боса на посту председателя Всеиндий-ского конгресса профсоюзов.

Весьма важной составной частью источниковой базы явились материалы индийской и английской прессы. Процесс кристаллизации левого течения в ИНК, острый характер дискуссий в рядах конгрессистов вокруг дилеммы "статус доминиона - полная независимость", создание и программные положения Лиги независимости Индии довольно полно представлены на страницах ведущей левонационалистической газеты Индии "Форвард". Английская пресса внимательно отслеживала политические процессы в крупнейшей британской колонии; помещавшиеся во влиятельных английских газетах ("Тайме", "Манчестер Гардиан", "Дейли Телеграф" и др.) сообщения и комментарии о событиях в Индии, разумеется, небеспристрастные, выражавшие мнение и позицию соответствующих кругов британского истеблишмента, отличались информативностью, нередко квалифицированным анализом обстановки как в целом в колонии, так и в отдельных ее регионах. Причем особое внимание уделялось положению в Бенгалии - оплоту радикального национализма, а также депеиьносш С.Ч. Боса, о котором английская и агло-индий-ская пресса отзывалась всегда недоброжелательно как о приверженце насилия.

В совокупности привлеченные источники дают возможность реконструкции политической биографии С.Ч. Боса во всей ее полноте и многообразии.

Цели и задачи диссертации. На основе исследования привлеченных источников и анализа достижений исторической науки показать место и роль С.Ч. Боса в истории индийского национально-освободительного движения 2030-х гг. Для этого необходимо решить следующие задачи: выявить условия формирования Боса как активного участника антиколониальной борьбы, степень воздействия на него бенгальской политической традиции, рассмотреть побудительные мотивы присоединения его к свараджистскому крылу ИНК и его деятельность на руководящих постах в калькуттском муниципалитете; проследить усилия Боса по консолидации левых и радикал-националистов в рядах Конгресса на основе предложенного им политического курса; проанализировать взгляды Боса по основным вопросам стратегии и тактики освободительной борьбы и его внешнеполитическую платформу; установить роль и меру ответственности Боса за развертывание внутрипартийного кризиса в ИНК в конце 30-х гг.

При освещении темы автор сосредоточил внимание на тех узловых моментах истории освободительного движения Индии 20-30-х гг., в которых наиболее ярко и значимо высветилась фигура этого популярного индийского лидера. В связи с этим в работе использовался проблемно-хронологический принцип изложения материала.

Хронологические рамки исследования. Работа охватывает период с начала 20-х гг., когда С.Ч. Бос решительно и бесповоротно связал свою судьбу с борьбой против английского колониального режима, и до 1939 г. Выбор верхней временной грани, не совпадающей с завершением жизненного пути и политической карьеры Боса, обусловлен прежде всего тем обстоятельством, что в условиях начавшейся второй мировой войны этот видный индийский деятель, покинув родину и вступив на путь сотрудничества со странами фашистской коалиции, оказался вне основного потока индийского националь-

ного движения. Освещение деятельности С.Ч. Боса в Германии, а затем в Юго-Восточной Азии в годы войны представляет собой отдельную исследовательскую задачу, в значительной степени уже решенную А.В. Райковым.

Методологической основой диссертации послужил принцип историзма, который в приложении к исследованию политических биографий крупных общественных деятелей предполагает учет конкретно-исторических (страно-вых и региональных) условий формирования и эволюции их взглядов, влияния личностных качеств на характер их общественной деятельности, необходимость объективной оценки результатов их политической активности. В связи с этим актуальной для отечественной исторической науки на современном этапе остается задача преодоления известной "политизированной пристрастности" в определении роли и значимости отдельных исторических фигур, политических организаций и течений.

Научная новизна работы определяется тем, что диссертация является первым в отечественной историографии исследованием, в котором предпринята попытка специального рассмотрения важнейших аспектов идейного наследия и политической деятельности С.Ч. Боса, одной из ярких и крупных фигур в истории индийского национально-освободительного движения. Впервые поднимаются вопросы о роли Боса в политической жизни Бенгалии, его участии в молодежном и профсоюзном движении Индии, анализируются его внешнеполитические взгляды, уточняется характер взаимоотношений Боса с М.К. Ганди и конгрессистским руководством. В работе предлагается иная, по сравнению с устоявшимися в советской историографии представлениями, трактовка соотношения сил и роли умеренных и радикальных группировок в Индийском национальном конгрессе. Научная новизна диссертации заключается также в том, что в научный оборот автором вводится ряд ранее не использовавшихся источников, в частности, из архивных фондов Коминтерна, позволяющих более объективно оценить характер взаимоотношений между различными течениями в индийском национальном движении и коммунистами.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем фактический материал и выводы могут быть использованы при чтении лекций общего курса по истории стран Азии и Африки, проведении спецкурсов и спецсеминаров по проблемам истории антиколониального движения народов Востока, а также при подготовке обобщающих трудов по новейшей истории Индии.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных па параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.

Основное содержание диссертации.

Во введении обоснована актуальность и новизна темы, определены цель и задачи исследования, его хронологические рамки, дается историографический обзор и характеристика источников.

Первая глава - "СЛ. Бос и политическая обстановка в Бенгалии в 20 -начале 30-х гг." - состоит из трех разделов. В первом разделе показано своеобразие социально-политической ситуации в Бенгалии в первые десятилетия XX в., благоприятствовавшей воспроизводству здесь идей национального освобождения, нередко в их радикальной форме. Вместе с тем после первой мировой войны наблюдалось ослабление "бенгальского фактора" в руководстве общеиндийским национальным движением, хотя бенгальские националисты по-прежнему были убеждены в лидерстве и особом историческом предназначении Бенгалии. СЛ. Бос, чья политическая судьба оказалась прочно связанной с Калькуттой, активно воспринимал идеи освобождения родины от иностранного господства в их радикальной форме и впитал многие черты бенгальской политической традиции.

С начала 20-х гг. Бос становится ближайшим сотрудником крупного конгрессистского деятеля Ч.Р. Даса, что обеспечило ему прекрасные стартовые позиции для быстрой политической карьеры и стремительного выдвижения в состав бенгальской политической элиты. Во взаимоотношениях с Дасом

Бос с готовностью принимал роль ученика, беспрекословно повинующегося гуру, причем считал такую модель взаимоотношений между лидером и его последователями образцовой. Для индийской политической культуры принцип вождизма (т.е. приверженности определенному политическому лидеру), базирующийся не только, а подчас не столько на политическом единомыслии, но и на отношениях, патернализма и (нередко) этно-кастовой солидарности, имеет особое значение.

С начала своей политической карьеры Бос выступал как горячий поборник рационализма и модернизма в сознании и политической деятельности. Его никогда не захватывала философия ненасилия. Политическое мышление Боса было свободно от религиозно-этических категорий и мотиваций. Он был готов принять как насильственные, так и ненасильственные формы действий, исходя из прагматических оценок конкретной политической ситуации и не связывая себя заранее никакими морально-политическими табу.

Во втором разделе определяются причины, обусловившие присоединение такого радикального националиста, как СЛ. Бос к свараджистской партии, оформившейся "в рамках ИНК в 1923 г. и долгое время трактовавшейся в отечественной литературе как правое крыло Конгресса. Подобная оценка политики свараджистов во многом обуславливалась сложившейся в советской историографии системой критериев, когда массовые формы политической активности априори ставились неизмеримо выше парламентских. Как представляется, свараджистекая партия не поддается однозначной политической идентификации, ибо она объединяла разнородные элементы, от радикально-националистических, включая членов террористических организаций, до умеренно-либеральных. Скорее, это было временное объединение политических сил, выступавших, хотя и по разным мотивам, против продолжения гандистской тактики несотрудничестаа. СЛ. Босу свараджистская тактика представлялась средством обострения внутриполитической ситуации в стране и приближения нового подъема освободительного движения.

Однако свараджистская партия вскоре оказалась поглощенной колониально-государственной системой, формировавшимися в ее недрах элементами парламентаризма и многопартийности. Свараджистская тактика, использовавшаяся и позднее в 30-е гг. (но уже без радикальных призывов к подрыву колониальной системы изнутри), объективно усиливала потенциал реформизма в индийском национальном движении, являлась важнейшей составляющей (наряду с кампаниями гражданского неповиновения) стратегии борьбы за независимость Индии. Она не оправдала надежд части левых националистов и радикалов, последовавших за Ч.Р. Дасом, поскольку на практике вела к росту умеренных тенденций в политической жизни страны. Последнее обстоятельство предопределило в дальнейшем крайне настороженное отношение С.Ч. Боса к занятию конгрессистами постов в госаппарате колониальной Индии.

Принципиальное значение бенгальские свараджисты придавали укреплению своих позиций в органах местного самоуправления, права которых существенно расширились в начале 20-х гг. С.Ч. Бос, занимавший в 1924 г. пост главы исполнительных органов калькуттского муниципалитета, а в 1930 г. избранный мэром этого крупнейшего города Индии, активно содействовал заметной политизации и радикализации деятельности органов городского самоуправления. При свараджистах произошло известное перераспределение городского бюджета в пользу индийской части населения Калькутты, большее внимание уделялось нуждам средних и низших слоев, санитарному состоянию и благоустройству индийских кварталов города. В результате калькуттский муниципалитет стал восприниматься индийцами как "национальный" институт, противостоящий официальным колониальным властям. Заметно упрочились в учреждениях городского самоуправления позиции национально-радикальных сил, стремившихся в меру лимитированных рамками колониального режима возможностей превратить муниципальную деятельность в еще одну сферу антиколониальной борьбы.

Установление контроля над муниципалитетом Калькутты, доходы которого составляли в середине 20-х гг. около 22 млн. рупий в год, весьма способствовало укреплению финансовых и политических позиций бенгальских конгрессистов и вместе с тем создало почву для проявлений коррупции. Борьба за контроль над важными постами в аппарате муниципалитета, наряду с политическими разногласиями и личными амбициями, стала одной из причин, стимулировавших рост фракционной борьбы, расколовшей ряды бенгальских конгрессистов на рубеже 20-30-х гг. на сторонников С.Ч. Боса и Дж.М. Сенгупты.

Во второй главе - "С.Ч. Бос и левое течение в индийском национальном движении в период подъема освободительной борьбы в конце 20 - начале 30-х гг." - рассматривается важный этап в политической биографии Боса, когда он стремительно выдвинулся на роль одного из крупных и оригинальных деятелей общеиндийского масштаба, одного из вождей левого крыла Конгресса. Его не вдохновляла идея о постепенном, поэтапном продвижении к освобождению Индии от британского правления. Закономерно, что он стал одним из вдохновителей и деятельным участником создания Лиги независимости Индии. Хотя образовавшаяся в рамках ИНК Лига за короткий период своего существования не создала четкой организационной структуры и массовой базы, само ее образование стало индикатором глубоких сдвигов в массовом сознании и психологии широких (в основном городских) слоев населения, "свыкавшихся" и с все большей готовностью воспринимавших идею о необходимости и достижимости в близкой перспективе полной национальной независимости.

Вместе с тем уже в то время проявились различия между двумя вождями Лиги и левого крыла Конгресса Дж. Неру и С.Ч. Босом, во многом обусловившие разность их политических судеб. Очень несхожие по темпераменту и образу мышления, они расходились, в частности, в их отношении к М.К. Ганди. Дж. Неру, несмотря на принципиальные идейно-политические

расхождения с гандизмом, даже в период наибольшей радикализации своих взглядов был связан с Ганди особыми личными отношениями и в решающие моменты шел за Махатмой, веря в его политическую интуицию. Бос занимал более жесткую позицию по отношению к гандистскому руководству Конгресса, тормозившему, по его мнению, развертывание решающей атаки на британский колониализм. На Калькуттской (1928 г.) и Лахорской (1929 г.) сессиях ИНК произошло открытое столкновение позиций Ганди и Боса, имевшее общеиндийский резонанс. Бос, склонный к импульсивным, резким, непродуманным до конца политическим жестам (внесение резолюции о немедленном создании параллельного национального правительства, несвоевременное объявление в начале 1930 г. о создании внутри ИНК Конгресс-демократической партии, призванной консолидировать радикально-националистические и антйгандистские силы, но оказавшейся мертворожденной), приобрел в глазах умеренных славу возмутителя спокойствия. Ганди, предложившему избрать на пост председателя ИНК Дж. Неру, удалось не только отбить атаки радикалов при решении тактических и организационных вопросов, но и разорвать популярный тандем лидеров Лиги независимости.

Особые падежды в радикализации политики Конгресса С.Ч. Бос связывал с развертыванием в стране молодежного и студенческого движения. Одну из главных своих задач Бос видел в ослаблении и нейтрализации влияния гандизма на политически активную часть молодежи страны. Он пытался сбить ореол "святости" над гандистским течением, характеризуя последнее как реформистское. Бос призывал индийскую молодежь овладеть военизированным опытом борьбы и даже организоваться по фашистскому образцу. Молодежные и студенческие организации стали активными участниками борьбы в период общенационального подъема конца 20 - начала 30-х гг., однако намерения Боса увлечь за собой индийскую молодежь не были реализованы. Молодежное движение Индии в целом оказалось поглощенным более широким и мощным потоком, руководимым М.К. Ганди.

В последнем разделе главы рассматривается позиция С.Ч. Боса по отношению к рабочему и профсоюзному движению Индии. Выступая за учет особых интересов низших слоев общества, он в то же время был противником организации рабочего движения Индии на сугубо классовой основе, рассматривал его как важный составной элемент общенационального фронта борьбы за независимость под руководством ИНК. Для его социальных воззрений характерными были некоторая абстрактность и эклектизм, поверхностное восприятие новейших социальных доктрин и механическое сочленение отдельных их элементов. Отдавая дань модным тогда среди части индийских националистов социалистическим теориям, Бос никогда не ставил под сомнение сохранение частной собственности (при наличии сильного госсектора) и даже в период наибольшего вовлечения в профсоюзную деятельность сохранял доверие со стороны крупных индийских предпринимателей.

Избранный в 1929 г. председателем Всеиндийского конгресса профсоюзов на его Нагаурской сессии, ознаменовавшейся расколом ВИКП, Бос стремился к восстановлению единства этого крупнейшего профсоюзного объединения страны, но натолкнулся на сопротивление как со стороны правореформистских лидеров, ориентировавшихся на английский Генсовет тред-юнионов, так и со стороны прокоммунистического крыла, которому руководство Профинтерна навязывало курс на "установление гегемонии рабочего класса во всенародной антиимпериалистической и аграрной революции". Не случайно Бос, не отвергавший изначально сотрудничество с коммунистами, характеризовал их в начале 30-х гг. как "антинационалистов" и призвал "самым безотлагательным образом оздоровить руководство профсоюзным движением" за счет вытеснения из него коммунистов.

В первом разделе третьей главы ("С.Ч. Бос в 30-е годы: вынужденная эмиграция и деятельность на посту председателя Конгресса") анализируются внешнеполитические взгляды Боса. Он внес заметный вклад в установление прямых связей индийского национального движения с внешним миром,

настаивал на создании Конгрессом внешнеполитического департамента. В отличие от Ганди, Бос был убежден в необходимости использования противоречий между зеликими державами в национальных интересах Индии. Особое внимание он уделял налаживание связей с политическими силами и режимами, заинтересованными в ослаблении позиций Великобритании. Бос неоднократно встречался с Муссолини, вел переговоры с представителями германских нацистов, нашел взаимопонимание с националистически настроенными кругами в странах Восточной Европы.

Популярный лидер левых конгрессистов, испытавший заметное воздействие социалистических идей, Бос одновременно проявлял неподдельный интерес к фашистским движениям в Германии и Италии. Сужая свой подход к анализу этого явления, он рассматривал фашизм "лишь как агрессивную форму национализма", возникшую в ряде европейских государств как реакция на несправедливые и тяжелые условия Версальского договора 1919 г. Фашистское движение, по сути, рассматривалось Босом как важнейший и имеющий историческое оправдание фактор современной ему эпохи, который необходимо задействовать ради быстрейшего достижения независимости Индии. Убежденный в том, что парламентская демократия как политическая система изжила себя, Бос полагал, что развитие человечества в дальнейшем пойдет по пути синтеза "лучших элементов" фашизма и коммунизма (доктрина "самьявада").

Разработанный Босом внешнеполитический курс, предусматривавший активный поиск внешних союзников в борьбе за разрушение британской колониальной империи, ориентацию на наиболее могущественные в данный момент политические силы и режимы независимо от их социально-политического характера, не был востребован Конгрессом, оставшимся в целом на антифашистских позициях. Радикальный национализм, прагматизм, лишенный морально-политических ограничителей, неверный в конечном итоге анализ крайне противоречивой и подчас непредсказуемой международной ситуации конца 30-х гг. привели Боса к ошибочным политическим

решениям, хотя и не подорвали его авторитета в широких слоях индийцев как страстного борца за освобождение страны от колониальной зависимости.

В последнем разделе главы рассматривается ситуация, возникшая в ИНК после избрания СЛ. Боса председателем этой парши. В конце 30-х гг. радикал-националисты, сторонники социализма в различных его толкованиях в рядах ИНК, коммунисты, лидеры массовых рабочих и крестьянских организаций солидаризировались в намерении повернуть курс Конгресса влево, ограничив позиции или даже совсем оттеснив умеренных от партийного руководства. С другой стороны, умеренные с присущими им прагматизмом и искусством политического маневрирования проявили готовность предпринять такие кадровые и тактические новации, которые учитывали заметную радикализацию значительной части партийных рядов и вместе с тем позволяли сохранить стратегический курс на мирное вытеснение Англии из Индии. Однако избранный при поддержке конгрессистского руководства на пост председателя ИНК С.Ч. Бос оказался неуправляем не только для колониальной администрации, но и для самых авторитетных конгресснстских вождей.

Существенный вклад Бос внес в разработку концепции и становление национального планирования в Индии. Современную ему эпоху он воспринимал как эру индустриализации и, вопреки гандистской "философии чаркхи" с присущей ей идеализацией примитивных форм производства и отрицанием машинной техники, призывал соотечественников не отгораживаться от мирового технологического прогресса; Индия, по его глубокому убеждению, должна найти свое место в ряду ведущих промышленных держав мира. Впрочем, его экономические воззрения не отличались цельностью, теоретической глубиной и носили преимущественно прикладной характер.

Исходя из реальности военного конфликта в Европе после подписания Мюнхенского соглашения о расчленении Чехословакии и открывавшейся в связи с этим благоприятной, по его мнению, возможности освобождения Индии, С.Ч. Бос выдвинул в конце 1938 г. идею о предъявлении английским

властям ультиматума с требованием о предоставлении Индии полной независимости. Инициатива Боса вызвала негодование в стане правых, неготовых к обострению отношений с метрополией, но была активно поддержана в левых кругах страны. Фактически речь шла о попытке левых осуществить форсированный рывок к национальному освобождению, что спровоцировало глубокий внутрипартийный кризис в рядах Конгресса. Противостояние партийных вождей приняло беспрецедентные в истории ИНК формы. Однако в обстановке распрей, угрожавших единству партии и едва не парализовавших деятельность руководящих партийных органов, преобладающая часть конгрессистов предпочла проверенное руководство Ганди, пожертвовав радикальным председателем Конгресса. Сохранение контроля над ИНК со стороны Ганди и умеренных лидеров обеспечило условия для мирного обретения Индией независимости. Национальный конгресс сохранил верность избранной с начала 20-х гг. тактике антиколониальной борьбы, которая своеобразно сочетала проведение массовых кампаний гражданского неповиновения, строго дозированных и ограниченных рамками ненасилия, с парламентскими методами деятельности, приоткрывавшими возможность для постепенной индианизации колониального государства.

В заключении дается оценка роли С.Ч. Боса в истории антиколониального движения Индии 20-30-х гг. Благодаря своему неистовому патриотизму, ораторскому мастерству, выдающимся организаторским способностям, а главное, созвучности многих идей, неустанно проповедовавшихся Босом, умонастроениям значительной части нового поколения индийских националистов, он в короткий срок приобрел широкую известность и популярность в стране. Из числа крупных конгрессистских лидеров Бос был, пожалуй, единственным, кто решался на открытую и подчас резкую критику патриархальных социальных идеалов и базирующихся на доктрине ненасилия политических установок Ганди. Бос относился к числу тех прагматически настроенных националистов, для которых ненасилие не стало, как учил Ганди,

религиозно-нравственным императивом, но воспринималось как один из многих методов борьбы, истинность которого определяется результатом. Более того, бенгальский радикал претендовал на выдвижение альтернативного гандизму политического курса. Свойственный Босу страстный, но несколько ограниченный патриотизм, не облагороженный интеллектуальной глубиной и духовным аристократизмом Дж. Неру, его неизменная нацеленность на противодействие колонизаторам и скорейшее их изгнание из Индии вызывали постоянное раздражение и опасения английских колониальных властей. Вместе с тем своими подчас экстравагантными заявлениями и действиями Бос вызывал настороженное к себе отношение со стороны умеренных лидеров ИНК. Действительно, бенгальский радикал нередко шагал не в ногу с Конгрессом, торопя тот долгожданный момент, когда Индия станет свободной. Поклонники Боса утверждают, что Индия, последуй она за Нетаджи, могла бы добиться независимости раньше, но оставляют в стороне вопрос: какой ценой? Занимая пост председателя ИНК, он не сумел продемонстрировать умение находить точки соприкосновения с коллегами, придерживавшимися иных политических ориентиров, и стал, ло сути, персоной нон-грата для большей части руководства Конгресса. Политические расхождения между Ганди и Босом, усугубленные их эмоциональной и интеллектуальной несовместимостью, в конечном итоге негативно повлияли на место последнего в партийной иерархии.

Бос внимательно отслеживал и анализировал идейно-политические процессы, происходившие в мире. Вместе с тем его подход отличался сугубой избирательностью и ограниченностью. Полагая необходимым придать индийскому национальному движению "военизированный" характер, т.е. перестроить его на принципах строгой централизации, дисциплины, беспрекословного подчинения вождю, Бос испытывал тяготение к жестким однопартийным режимам, более эффективным, с его точки зрения, при решении национальных задач. Однако эти идеи были отвергнуты Конгрессом, деклари-

ровавшим приверженность демократическим принципам. Ко всем проблемам совремешюй ему эпохи Бос подходил с позиций узкого национализма индийского радикала, что сужало его миропонимание, обедняло его теоретические построения.

Несмотря на целый ряд неудач и даже поражений, испытанных Босом, его бурная деятельность была не просто полезной, но необходимой для придания большей динамичности политике Конгресса. Он олицетворял те силы в рядах конгрессистов, которые играли роль своеобразного возбуждающего фермента и не позволяли увязнуть Национальному конгрессу в болоте соглашательства и бессильного конституционализма. Если Ганди воспринимался соотечественниками прежде всего как духовный вождь, нравственный авторитет, Махатма, то Бос, призвавший соотечественников к оружию, представлял собой как бы иную ипостась индийского лидера - политического и военного вождя, полководца, Нетаджи. При эгах условиях СЛ. Бос был обречен, независимо от конкрепшх результатов его политической деятельности, на статус "национального героя Индии", прочно закрепившийся за ним и не поблекший за прошедшие после его гибели десятилетия.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, на заседании кафедры новой, новейшей истории и международных отношений Томского государственного университета. Отдельные ее положения были изложены в выступлениях на региональных конференциях в Барнауле (1993 г.) и Томске (1994 г.).

Основные положения работы отражены в следующих публикациях:

1. О некоторых аспектах политических процессов в колониальной Индии // Новые подходы в изучении и преподавании всеобщей истории в высшей школе. Тезисы докладов региональной конференции. Барнаул, 1993. С. 5-8.

2. Внешнеполитические взгляды С.Ч. Боса (30-е гг. XX в.) // Исторические и историографические вопросы международных отношений XX в. Барнаул, 1993. С. 75-82.

3. К вопросу об оценке исторической роли колониализма // Новое в изучении и преподавании истории в вузах: Материалы конференции. Томск, 1994. С. 88-90.

- 4. Профинтерн и профсоюзное движение в Индии в конце 20-х - начале 30-х гг. // Востоковедные исследования на Алтае. Барнаул, 1994. С. 92-

5. Деятельность бенгальских свараджистов в калькуттском муниципалитете (20-е гг. XX в.) // Актуальные вопросы истории, историографии и международных отношений. Барнаул, 1996. С. 140-150.

6. Внутрипартийный кризис в Индийском национальном конгрессе в конце 30-х гг. XX в. // Исследования по всеобщей истории и международным отношениям. Барнаул, 1997. С. 164-173.

7. С.Ч. Бос и молодежное движение в Индии (конец 20-х - начало 30-х гг. XX в.) .// Памяти Е.М. Залкинда. Сборник научных статей. Барнаул,

104.

1998. С. 217-226.

Подписано в печать 2.11.98 Объем 1 уч.-изд. л. Тираж 100 экз.

Печать офсетная. Заказ 509. Бесплатно.

Типография АТУ: Барнаул, Димитрова, 66.

 

Текст диссертации на тему "С. Ч. Бос и индийское национально-освободительное движение, 20-30-е гг. XX в."

Алтайский государственный университет

На правах рукописи Курныкин Олег Юрьевич

С.Ч. Бос и индийское национально-освободительное движение (20-30-е гг. XX в.)

Специальность 07.00.03 -всеобщая история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель -доктор исторических наук, профессор В.А. Моисеев

Барнаул-1998

Оглавление

Введение 3-24 Глава 1. СЛ. Бос и политическая обстановка в Бенгалии в 20 -

начале 30-х гг. 25-72

§ 1. Выход С.Ч. Боса на политическую арену 25-40

§ 2. С.Ч. Бос в рядах бенгальских свараджистов 40-59 § 3. Деятельность бенгальских свараджистов в калькуттском

муниципалитете 59-72 Глава 2. С.Ч. Бос и левое течение в индийском национальном

движении в конце 20 - начале 30-х гг. 73-118

§ 1. С.Ч. Бос и Лига независимости Индии 74-92 § 2. С.Ч. Бос и молодежное движение в Индии в конце 20 -

начале 30-х гг. 93-102 § 3. С.Ч. Бос и рабочее движение в Индии в конце 20 -

начале 30-х гг. 102-118 Глава 3. С.Ч. Бос в 30-е гг.: вынужденная эмиграция и деятельность

на посту председателя Конгресса 119-146 § 1. С.Ч. Бос в Европе: в поисках внешнеполитических

союзников 119-130

§ 2. Деятельность С.Ч. Боса на посту председателя ИНК 130-146

Заключение 147-153

Список использованных источников и литературы 154-166

Введение

Актуальность темы исследования. Крушение колониальных империй и последовавший выход на историческую авансцену десятков новых суверенных государств относятся к числу важнейших новаций беспрецедентного по динамизму двадцатого столетия. Изучение истории освободительной борьбы народов колониальных стран, утратившее ныне налет сиюминутной политизированности, сохраняет свою несомненную научную актуальность уже в силу того, что именно в колониальной эпохе, в методах, формах, традициях освободительных движений следует искать истоки многих современных социально-политических процессов, определяющих развитие (а иногда и стагнацию) молодых государств афро-азиатского региона.

Индия, одной из первых среди колониальных стран добившаяся независимости, продемонстрировала немалое своеобразие своего пути к свободе, принудив английских колонизаторов к мирной передаче власти в руки национальных сил. Освобождение этой крупнейшей азиатской страны явилось плодом усилий многих поколений борцов, примыкавших к различным политико-идеологическим течениям.

Индийское национально-освободительное движение на протяжении своей истории выдвинуло целую плеяду крупных и оригинальных идеологов и политических деятелей. Видное и почетное место в ней по праву принадлежит Субхас Чандра Босу (1897-1945 гг.), без учета политической деятельности которого невозможно воссоздание объективной и полной картины антиколониальной борьбы в Индии на ее завершающем этапе.

С.Ч. Бос, прожив удивительно яркую и сравнительно недолгую жизнь, стал одним из наиболее почитаемых национальных героев. Его захватывающая судьба и образ страстного патриота, его таинственное исчезновение из Индии в начале 1941 г. и загадочная гибель в результате авиационной катастрофы на Тайване в августе 1945 г. приобрели в представлениях многих индийцев черты полулеген-

дарности и, более того, стали объектом мифологизации. Периодически на протяжении нескольких десятилетий после окончания второй мировой войны индийская печать возвращалась к обсуждению ставшего сакраментальным вопроса о том, жив ли Бос; приводились свидетельства людей, якобы видевших его, выдвигались различные версии предполагаемого его местонахождения. Согласно самой распространенной из них, Бос попал в плен к русским на территории Маньчжурии и закончил жизнь в одном из лагерей ГУЛАГа. По другой легенде он стал одним из сподвижников Мао Цзэдуна и маршалом КНР. Наконец, многие верили в то, что он негласно вернулся на родину и превратился в садху (странствующего аскета). Под давлением общественного мнения правительство Индии назначало специальные комиссии для изучения обстоятельств гибели Боса, но их выводы, подтверждавшие официальную версию о его смерти в 1945 г., туг же ставились под сомнение. Все это поддерживало среди индийцев устойчивый интерес к личности и жизненному пути СЛ. Боса.

Вместе с тем, трудно назвать другого представителя индийского национального движения, взгляды и деятельность которого вызывали бы столь неоднозначные, а подчас полярные суждения и оценки историков, мемуаристов, соратников. Идейно-политическое наследие Боса, его личностные качества, наконец, итог его бурной и неординарной политической карьеры до сих пор остаются предметом острых и эмоциональных споров. Авторитетный индийский историк и участник национального движения Б.П. Ситарамайя, лично знавший Боса, дал ему взвешенную характеристику, в которой подчеркивалось поразительное переплетение крайностей: "В нем много привлекательного - бурная жизнь с детства и странное сочетание мистицизма с реализмом, горячей, доходящей до фанатизма страстности и сурового практического здравого смысла, глубокая эмоциональная впечатлительность и холодный расчетливый прагматизм"1.

1 Sitaramayya P. The History of the Indian National Congress. Vol. 2. Bombay, 1947. P. 678.

Недоброжелательная и критическая оценка деятельности С.Ч. Боса принадлежит другому известному индийскому исследователю С. Гопалу: "Преданный идее и в то же время эгоистичный и сложный, обреченный на злую долю, он прожил выдуманную им самим жизнь, которая завершилась ранней смертью"1. Однако столь суровый приговор, по сути перечеркивавший заслуги Боса в деле освобождения Индии от колониальной зависимости, диссонирует с более мощным в индийской историографии потоком апологетических оценок и высказываний в его адрес.

Вдохновляющую страстность и целеустремленность натуры С.Ч. Боса, его немалый вклад в антиколониальную борьбу отмечали многие индийские деятели и историки, причем представлявшие различные политические течения. "Гордостью Индии" назвал его Б. Хардас в своей книге, написанной с позиций воинствующего индусского шовинизма2. Индийские авторы Сатьяпал и П. Чандра, тяготевшие к левонационалистическому лагерю, характеризовали Боса как "прославленного лидера, который революционизировал индийскую политическую жизнь"3. По словам премьер-министра независимой Индии Ин-диры Ганди, Бос "поистине был символом отваги Индии"4. В 1992 г., спустя почти полвека после гибели, он был награжден высшим орденом Индии -"Бхарат ратна", а в 1997 г. в здании индийского парламента была установлена его статуя. Особой любовью имя Боса окружено в Западной Бенгалии - его этнической и духовной родине.

Многие почитатели Боса считали его фигурой альтернативной и чуть ли не равновеликой М.К. Ганди, хотя, несомненно, по своей исторической роли, глубине и оригинальности мышления Бос несопоставим не только с такой ги-

1 Гопал С. Джавахарлал Неру. Биография. Т. 1. М., 1989. С. 258.

2 Hardas В. Armed Struggle for Freedom. Ninety Years War of Indian Independence. 1857 to Subhas. Poona, 1958. P. 6.

3 Satyapal, Chandra P. Sixty Years of Congress. Lahore, 1946. P. 258.

4 Ганди И. Статьи, речи, интервью. М., 1975. С. 193.

гантской личностью и харизматическим вождем как Ганди, но и с Дж. Неру -его соратником в деле консолидации и укрепления левого крыла ИНК. Вместе с тем бесспорно, что Бос являлся крупным и популярным конгрессистским лидером общеиндийского масштаба.

Симпатизирующие Босу индийские авторы видят его заслугу прежде всего в его приверженности самым решительным, вплоть до насильственных, методам борьбы за освобождение родины от британского господства. По словам одного из командиров Индийской национальной армии (ИНА1) Бурхан-уд-Дина, Бос был "одним из немногих индийцев, которые видели, что свобода не может быть достигнута лишь выкрикиванием лозунгов или уговорами, необходимы действия и не только в духе ахимсы, но и насилие"2. Не случайно в Индии за ним закрепилось прозвище "Нетаджи" (вождь), с его именем связывается крупнейшая после сипайского восстания 1857 г. попытка организованной вооруженной борьбы с британскими колонизаторами. Если для англичан С.Ч. Бос являлся военным преступником, сотрудничавшим в годы второй мировой войны со злейшими врагами в лице Германии и Японии, то в памяти индийского народа он останется прежде всего как мужественный руководитель ИНА и глава правительства "Свободной Индии", созданного на территории оккупированной японцами Бирмы, как национальный герой, бросивший соотечественникам страстный лозунг "Джай Хинд!" (Да здравствует Индия!) и вдохновляющий призыв "Вперед, на Дели!". Столь глубокие различия между англичанами и индийцами в восприятии действий Боса в годы второй мировой войны с особой силой проявились в ходе массовых акций протеста против организованных колониальной администрацией судебных процессов над офице-

1 Индийская национальная армия была сформирована при содействии Японии из пленных индийцев в годы второй мировой войны и принимала участие в сражениях с английскими частями в районе индийско-бирманской границы в 1944 г.

2 Netaji. Lahore, 1946. P. 5.

рами ИНА в конце 1945 - начале 1946 г. По всей стране появились портреты Боса и его соратников по ИНА. В индийском обществе, вплотную приблизившемся к рубежу независимости, особенно ощущалась потребность в решительных лидерах. Даже умеренные индийские деятели не скупились на славословия в адрес Боса. Сараджини Найду говорила о нем тогда как о "пламенном мече индийского национализма", а Г.Б. Пант, автор антибосовской резолюции на Трипурской сессии ИНК, назвал его "величайшим патриотом и революционером, чье имя останется вписанным золотыми буквами в историю борьбы за освобождение Индии"1. Характеристика Боса как индийского квислинга со стороны отдельных индийских коммунистов не встретила понимания среди подавляющего большинства индийцев.

В весьма широком политическом спектре колониальной Индии 20-40-х гг. С.Ч. Бос занимал вполне определенное место. Он по праву считался одним из лидеров левого крыла Конгресса, видным представителем левонационалисти-ческого течения в индийском освободительном движении. Вместе с тем его социально-политические взгляды весьма своеобычны, а его практическая деятельность, удивительным образом сочетавшая импульсивность и прагматизм, трезвость оценок и нереалистичность политических установок, целеустремленность и некоторую неразборчивость в выборе политических партнеров, не всегда находила понимание даже у ближайших его соратников и союзников на левом фланге. Индийский историк и участник коммунистического движения Индии X. Мукерджи даже полагал, что Боса "трудно безоговорочно причислить к левым так же, как и к правым"2. С ним солидарен Н.Г. Ганпули, полагавший, что Бос "никогда не был левым в том значении этого слова, в каком оно обычно используется. Он, без сомнения, был независимым мыслителем"3.

1 U,HT no: Guha S. The Mahatma and the Netaji. Two Men of Destiny of India. New Delhi, 1986. P. 13.

2 Mukerjee H. Bow of Burning Gold. New Delhi, 1977. P. 3.

3 Ganpuley N.G. Netaji in Germany. Bombay, 1964. P. 14.

С немалыми трудностями в интерпретации фигуры С.Ч. Боса сталкивались советские историки. С одной стороны, их не могли не привлекать свойственный этому деятелю освободительного движения Индии антиколониальный радикализм, его неподдельный интерес к опыту социальных преобразований в СССР, его готовность к сотрудничеству с рабочими и крестьянскими организациями, взаимодействие на некоторых этапах с индийскими коммунистами (объяснять причины симпатизирования советской историографии левому социально-политическому радикализму нет необходимости). Оценки и высказывания Боса о политической ситуации в Индии, особенно критические по отношению к Ганди и руководимому им движению, неоднократно цитировались в работах по новейшей истории Индии. С другой стороны, политическая биография Боса была "запятнана" выдвинутой им теорией синтеза фашизма и коммунизма, казавшейся советским историкам абсурдной и кощунственной, а главное, его сотрудничеством в годы второй мировой войны с державами фашистского блока, что ставило его в один ряд с коллаборационистами и военными преступниками. Не случайно P.A. Ульяновский характеризовал Боса как "отщепенца и банкрота"1. По сути, в течение долгого времени специальное изучение советскими индологами взглядов и деятельности С.Ч. Боса не поощрялось. Назрела необходимость восполнить этот пробел в отечественной историографии.

С.Ч. Бос, как один из видных лидеров Индийского национального конгресса, находился в эпицентре многих важнейших событий, происходивших в Индии в 20-30-е гг. Поэтому исследование его политической биографии позволяет затронуть различные аспекты истории индийского освободительного движения, уточнить или скорректировать некоторые ранее сложившиеся в советской индологии оценки и выводы, затрагивающие, в частности, проблемы

1 Предисловие Р.А. Ульяновского в книге: Мартышин О.В. Политические взгляды Джавахарлала Неру. М., 1981. С. 7.

соотношения и значимости радикальных и умеренных течений в этом движении, роли М.К. Ганди в противодействии натиску радикалов в рядах Конгресса, воздействия английской администрации на эволюцию политических процессов в колониальной Индии и др.

Историография работы. При анализе литературы по теме исследования обращает на себя внимание, с одной стороны, обилие публикаций индийских авторов, посвященных С.Ч. Босу (впрочем, немалая их часть носит популяризаторский характер, вторична и не имеет самостоятельного научного значения), с другой - сравнительно небольшое количество специальных работ о Бо-се в отечественной индологии.

В Индии еще при жизни Боса предпринимались попытки определить его место в национальном движении, выявить своеобразие его политических воззрений. В 1943 г. Х.Л. Сетх опубликовал интересную работу под характерным названием "Личность и политические идеалы С.Ч. Боса. Фашист ли он?". Автор, подчеркнув бесспорность заслуг этого индийского лидера в борьбе за свободу родины, сопоставил его с румынским диктатором Антонеску, а доведенный до логического завершения политический курс босовской партии "Форвард блок" определял как "околофашистский"1. Вместе с тем, "околофашистский" этап в политической биографии Боса Х.Л. Сетх рассматривал как явление временное, преодолимое после неизбежного разгрома нацистской Германии и ее союзников, а сердцевиной его взглядов и основным побудительным мотивом его деятельности считал "интегральный национализм".

Известие о гибели С.Ч. Боса, а также судебные процессы над офицерами ИНА, познакомившие индийцев с малоизвестным эпизодом героической борьбы с британскими колонизаторами под руководством Нетаджи, вызвали среди соотечественников необычайный интерес к судьбе этого выдающегося

1 Seth H.L. Personality and Political Ideals of Subhas Chandra Bose. Is He Fascist? Lahore, 1943. P. 43.

индийского патриота1. С середины 40-х годов и на протяжении последующих десятилетий в Индии появляются многочисленные биографии Боса, среди которых отметим принадлежащие перу X. Дас Гупты, Сопана, Н.Г. Джога, Г.К. Мукерджи, X. Мукерджи, а также изданную в 1948 г. под редакцией Ш.Р. Шармы2.

X. Дас Гупта, высоко оценивавший вклад Боса в освободительную борьбу, вместе с тем не стремился нанести глянец на его политический портрет. Автор, очевидец многих описываемых событий, основное внимание в своей работе уделил положению в бенгальской организации Конгресса в 20-30-е гг., межфракционной борьбе в ее рядах, отметив активное участие в ней Боса, а также непростые взаимоотношения последнего и центрального конгрессист-ского руководства.

Историк и активный участник индийского коммунистического движения X. Мукерджи, отдав должное "легендарной роли", которую сыграл Бос в борьбе за свободу своей родины, в тоже время подверг жесткой критике его рассуждения о синтезе фашизма и коммунизма, назвав их "не только неверными, но и опасными"3. Отношения Боса с союзниками по левому флангу антиколониального движения освещаются в данной работе с точки зрения индийских коммунистов.

1 А.В. Райков приводит сведения, согласно которым только в 1946 г. в Индии появились 34 книги о Босе и ИНА, а всего за двадцать послевоенных лет только на английском языке вышло около пятидесяти книг о нем. - Райков А.В. Индийская община в Юго-Западной Азии в борьбе за свободу родины (К истории создания Индийской национальной армии. 1941-1942 гг.) // Индия. 1984. Ежегодник. М., 1986. С. 173.

2 Das Gupta Н. Subhas Chandra Bose. Bombay, 1946; Sopan. Netaji Subhas Chandra Bose. Bombay, 1946; Netaji. His Life and Work. Ed. by Shri Ram Sharma. Agra, 1948; Jog N.G. In Freedom's Quest. A Biography of Netaji Subhas Chandra Bose. New Delhi, 1969; Mookerji G. Subhas Chandra Bose. New Delhi, 1975; Mukerjee H. Bow of Burning Gold. New Delhi, 1977.

3 Mukerjee H. Bow of Burning Gold... P. 110.

Сама логика анализа политических процессов в Индии и эволюции Национального конгресса в 20-30-е гг. подталкивала исследователей к сопоставлению позиций по принципиальным вопросам освободительного движения, а также личностных характеристик СЛ. Боса и других индийских лидеров, прежде всего М.К. Ганди и Дж. Неру. Результаты этого сопоставления могли быть самыми разнообразными, в