автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: С.Л. Франк: метафизика человеческого бытия
Полный текст автореферата диссертации по теме "С.Л. Франк: метафизика человеческого бытия"
РГ6 ов 1 5 И АН 1993
российски;; университет лшш плодов
На правах рукописи УДК I НИ
НЕКРАСОВА Елена Николаевна
С.Л.ФРАНК: МЕТАФИЗИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ (Специальность 0S.00.03 - история философии)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва, 1993
/
Работа выполнена на кафедре истории философии Российского Университета дружбы народов
Научим!! руководитель - доктор философских наук,
профессор Гречко П.К.
Официальные оппоненты - доктор философских наук
профессор Маслин М.А.
» .
- кандидат философских наук, доцент Сербиненко В.В.
Ведущая организация - Институт научной информации
по общественным наукам РАН, отдел философских наук
Защита состоится "31 " »марта 1993 г. в 15.00 на заседании специализированного совета К 053.22.24 в Российском Университете дружбы народов (корпус гуманитарных факультетов) но адресу: 117198, ГСП, г.Москва, ул.Миклухо-Маклая, д.6, зал !.'? 2.
С диссертацией ыокно ознакомиться в научной библиотеке Российского Университета друкбы народов.
Автореферат разослан
1993 г.
Ученый секретарь ' специализированного, совета кандидат философских наук, доцент
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Предмет исследования. Диссертация посвящена анализу взглядов виднейшего русского мыслителя XX века Семена Людвиговича ФРАНКА (1877-1950) на проблему человека. С.Франк был очень близок к русским философам экзистенциального толка, таким как Н.Бердяев, Л.Шестов и др., и естественно, что проблема человека занимает значительное место в его философском наследии. Но в отличие от своих коллег по "Вехам" и по "Вольной академии духовной культуры" С.Франк был основательным и фундаментальным метафизиком, его учение о человеке помимо экзистенциальных проблем включает в себя скрупулезный анализ бытийствен-ных оснований человека, его укорененности в бытии, в Боге, в той трансцендентной реальности, внутренняя связь с которой делает человека личностью, закладывает основания всех его способностей и талантов, дает ему смысл жизни и укрепляет в борьбе со злом.
Впервые в истории русской философской мысли экзистенциальные проблемы человеческого существования получают серьезное онтологическое обоснование, становятся специфически философскими проблемами в их строгой ограниченности от социологических или психологических подходов.
С.Франк, по признанию его современников, по оценке его учения в позднейших историко-философских исследованиях является одним из самых глубоких русских мыслителей, в то же время он -продолжатель мощной философской традиции, идущей от Платона и неоплатоников через Мейстера Экхарта и Николая Кубанского, -апофатической традиции в философии и богословии. Работы С.Франка поражают своей глубиной, систематичностью, необыкновенным литературным даром автора. Они не просто повествуют о сложнейших философских проблемах, но обладают мощной эвристической силой, будят мысль, прививают навыки самостоятельного исследования. Его творчество является ярким опровержением культивируемого у нас предрассудка, согласно которому русская философия есть нечто ущербное, неполноценное, неразвитое в сравнении с великой русской лихерат/роп. Конечно, в определенном смысле С.Франк не только русский, но и европейским мыслитель, после
его .высылки из России он много и плодотворно работал на Западе, стал широко известен европейской философской общественности, выпускал книги на европейских языках. Но в сущности своей он всегда оставался истинно русским человеком, глубоко связанным с русской историей, с русской духовной традицией, с очаровательной миитлкои православия, с русским искусством. То, что он писал о Пушкине, модно без колебаний отнести и к нему самому: "... характерное для Пушкина сочетание трагизма с духовный покоем, мудрым смирением и просветленностью более всего типично для русского духа. Его трагизм есть не мятеж, а тихая примиренная скорбь, светлая печаль"-'-.
С.Франка трудно отнести к какому-нибудь направлению или школе. В.В.Зеньковский, например, и другие исследователи объявляют его представителем философии всеединства, наряду с П.Флоренеки.ч и С.Булгаковым, поскольку все они остро ощущали целостное живое единство космоса в его связи с запредельным абсолютным началом бытия. То есть космологические идеи здесь переходят в богословие, живая пестрота мира хранит в себе тайну абсолюта. Конечно, можно учение Франка, так же как Флоренского и Булгакова отнести и к философии религии, но, в отличие от последних, уилософия Франка пронизана глубокими экзистенциальными мотивами, которые делают ее очень близкой феноменологии и экзистенциализму. Франк - не теолог, а философ: все трансцендентное у него имманентно, открывается только через живой внутренний опыт; Бог у него прежде всего "Бог живых", чем глубже мы заглядываем в себя, тем более прикасаемся к фундаментальным основам оытнн, тем оолее мы живы. Поиски условий и возможностей "живого человека" составляют суть тоги, чти, по моему мнению,можно назвать "экзистенциальной онтологией" Франка.
Актуальность темы определяется насущной необходимостью изучения наследия, оставленного нам крупнейшими представителями русской философии, восстановления прерванных связей с отечественной духовной традицией. Изучение это
* Франк С.Л. Светлая печаль // Пушкин в русской философской критике. - М., 1930. - 0.481.
тем более необходимо, чем более сегодняшняя духовная ситуация в России напоминает ту атмосферу экономического, культурного и экзистенциального кризиса, в которой работали и жили отечественные мыслители первых десятилетий XX века. Анализ причин кризиса, проведенный ими, уровень философского осмысления духовной ситуации эпохи, положения человека, его основных отношении - к ооществу, к государству, к природе, к Богу, пути преодоления отчуждения личности от своих бытийственаых пор-ней - все это дает нам высочайшие образцы стиля и способов философствования. Этим определяется потребность в тщательном исследовании доставшегося нам наследия, потребность не только в том, чтобы понять и осмыслить опыт своих духовных предков, но прежде всего в том, чтобы понять самих себя, свои сегодняшние проблемы и противоречия. С.Франк является одним из тех мыслителей, которые именно сейчас в нашу эпоху всеобщего развала, нравственного одичания, нигилизма наиболее близки нам своей верой в человека, его богоподобие, в его метафизическую основательность и укорененность в бытии, нам близки его поиски истинно человеческой "родины", трезвое, лишенное всяческих иллюзий представление об обществе и возможностях человеческого освобождения.
Если не говорить о степени разработанности темы, то приходится констатировать, что основные работы С.франка появились, были вновь переизданы в России после семидесятилетнего перерыва только в последние три года. Конечно, они выходили за рубежом, особенно в издательстве ШЖА-Пресс, и были доступны специалистам, но широкого резонанса в России до сих пор не вызвали. О Франке писали его современники, исобинно Н..Бердяев, и более поздние представители русской философии в России и за рубежом: И.И.Лапшин, Н.Арсеньев, И.А.Ильин, С.Н.Булгаков, Ф.А.Степун, С.А.Левицкий, болев или менее подробный обзор и анализ учения С.Франка дали в своих "Историях русской философии" Н.О.Лосский и В.В.Зенысовский. В современной литературе работы о Франке появляются с конца 80-х годов - это прежде всего статьи Ю.П.Сенокосова, В.В.Сухорукова, он же защитил в 1988 году кандидатскую диссертацию "Социально-философские взгляды С.Л.Франка"; следует отметить также статьи
Г.П.Токмаковой, Н.П.Старченко, Б.Любимова, Н.К.Гаврюшина, А.Казакова, А.В.Кураева. Но пока еще ни одной большой серьезной работы о С.Франке не написано. Несколько трудов, посвященных Франку, выпущено современными европейскими исследователями, например, интересная работа Р.Глезера "Вопрос о Боге в философии С.франка", ыежду тем философское наследие русского мыслителя нуждается и обстоятельном и подробном изучении. О.франк - мыслитель мирового уровня, его идеи, касающиеся философии религии, философской онтологии, психологии и антропологии, истории философии, занимают важное место в истории европейской мысли XX века, оказали существенное влияние на многих мыслителей России, Германии, Франции.
Целью исследования является осмысление и анализ многообразного философского наследия С.Франка, прежде всего относящегося к проблеме человека, к метафизике человеческого бытия:
- анализ учения С.Франка как философской реакции на социальный и экзистенциальный кризис в России в начале века;
- исследование религиозно-философской традиции, в рамках которой происходило становление основных идей С.Франка;
- рассмотрение фундаментальных категорий философии С.Франка, прежде всего категории "реальность";
- анализ духовных основ личности, связи личности с реальностью, с бытием, с Богом;
- анализ душевных основ личности, учения о душе как спонтанной, дяьаыическоы потоке переливаний, источнике творческой активности сознания;
- исследование основных онтологических характеристик человеческой природы: творчества, любви, веры, смысложизненных устремлений личности.
Научная новизна диссертации заключается в том, что
- во-первых, в проведенном исследовании впервые показано,
что С.Франк первым в русской философии дал комплексный анализ И
концепции человеческой личности;
- во-вторых, в диссертации показано, что С.Франк является одним из немногих философов, чьи учения способствовали решительному повороту к онтологической проблематике, к преодолению вульгарного социологизма и психологизма в трактовке личности и ее жизненного мира, бытийственпых условий ее существования: Бога, веры, творчества, морали л т.д.;
- в-третьих, в диссертации выявлен тот факт, что в русской философской традиции учение С.Франка является самым последовательным и решительным преодолением поверхностно-наивного рационализма, Франк - один из основателей трансцендентальной философии XX века, положившей начало новому типу рациональности, который органично включает в себя творческую интуицию, мистическое откровение бытия, в том числе и бытия Бога как сверхрациональной тайны. В этом своем качестве "экзистенциальная онтология" С.Франка не могла не оказать - прямо или косвенно - существенного влияния на все важнейшие направления европейской мысли и их представителей - например, Н.Бердяева, Н.Гартмана и М.Хайдеггера, Э.Гуссерля и К.Юнга;
- в-четвертых, в диссертации раскрывается осуществленный С.Франком творческий синтез православной религиозно-поэтической мистики и философской метафизики, при котором важнейшие метафизические категории, прежде всего характеризующие человеческое бытие, обогащаются, освещаются с новой неожиданной стороны и в оригинальных перспективах;
- в-пятых, в диссертации впервые проанализирована полемика вокруг наследия С.Франка в русской эмигрантской, советской и постсоветской литераторе.
Что касается практической значимости. то нужно отметить, что материалы и выводы диссертации в определенной мере заполняют пробел в философской критической и комментаторской литературе, посвященной творчеству С.Франка. Они используются автором при чтении учебных и специальных курсов, касающихся истории русской философии, в подготовке учебных программ и пособий по истории философии. Материалы диссертации опубликованы в статьях, которые могут быть использованы
дли щ«1сглческо!) раооти преподавателей вузов.
Гиоота оыла апробирована на кафедре истории ■ !илосо'.»¡и Госсщ.ского Университета дружбы народов, ее идеи об-сушлал„л;в ни иил«д1.илышх семинарах в Московской институте инженеров граздочеко!! авиации, были доложены на научных конференциях, в частности, на международной конференции "Этика прав человека" (Москва, МГУ, 1393 г.).
От р у к т у р а, диссертации: работа состоит из введения, двух глав и заключения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении "С.Л.Франк об экзистенциальном кризисе эпохи и путях ого преодоления" раскрывается интерпретации Франком кризиса, произошедшего на рубеже XIX и XX веков. Экзистенциальный кризис - это преаде всего утрата воры в идеалы или "кумиры", которые оказались основательно подорванными в результате социальных потрясений XX века, утратили свою силу и больше не господствуют пли почти не господствуют над умами людей. Это вера во всемогущество человека, в его безграничные способности изменять природный и социальный мир с помощью науки, техники, революций. Это вера в прогресс, в фатальный характер прогресса, вера в Бога, понимаемого как объективно существующая вне нас реальность, как некий объект, бытие которого должно утверждаться нашей мыслью, поверхностная вера в бо-¿.ест^енн^ю природу лшоого человека, т.е. в то, что любой человек, независимо от его личностных усилий, стремлении^автоматически достоин любви, жалости, что все люди равны, короче говоря - вера в плоский просветительский гуманизм.
Проанализировав причины крушения кумиров и современную духовную ситуацию европейского человечества, Франк выдвигает свою позитивную программу выхода из кризиса - познание подлинной природы человека, преодоление ее поверхностно-просветительских интерпретаций, открытие богочеловеческой сущности, источников творческой и нравственной силы личности, йожно сказать, что все более или менее серьезные филисофские концепции XX века обращаются к феномену человека, все видят истоки кризиса в
заилении человека, в непонимании его сущности и истинного назначения, но при этом мало кому удается удержаться на подлинно метафизическом уровне рассмотрения этой самой главно» философской проблемы, мало кому удается избежать редукции человека к каким-либо внешним, не подлинно человеческим основаниям - к социальным отношениям, к архетипам родового бессознательного, к жизненному порыву, к одухотворенной природе-матери и т.д. Все это несомненно важные составляющие человеческой природы, однако они не выражают, как мне представляется, самого существенного, самого глубинного плана человеческого существования, по сравнению с которым все остальные измерения вторичны, про-изводны. Таким глубинным планом является внутренняя связь человека с бытием, с Богом, открытие богочеловеческой природы личности в той мере, в какой эта природа поддается философскому анализу. Здесь Франк - достойный наследник традиции русской философии, идущей от В.Соловьева и ф.Достоевского, от их исканий в области возможности богочеловечества; с другой стороны, он - наследник мощной религиозной традиции апо^атического богословия, наследник идей Августина, Дионисия Ареопагита, Мей-стера Экхарта, Николая Кузанского, которые понимали невозможность редукции как божественного, так и человеческого бытия к каким-либо объективно наличествующим реальностям, .невозможность объективно-рационального конструирования и описания природы Бога и человека, при котором пропадает, остается неуловимой их специфичность, их глубинное качественное отличие от остального мира.
На заключительных страницах введения говорится о методе философского анализа Франка, о поисках им такого поэтически-философского слова, в котором бы звучали тайны бытия во всей их глубине и несказанности, и о создании с помощью этого слова такой философии, которая смогла бы выйти за пределы отвлеченной мысли и интуитивно видеть и выражать сверхрациональное.
Глава I "Реальность и человеческое бытие" посвящена онтологии Франка - проолеме реальности в ее отношении к человеку, анализу духовного и душевного уровня человеческого бытия в произведениях мыслителя.
§ I "Концепция реальности в философии С. Л.Франка" начинается с различения двух видов знания - отвлеченного знания о
предаете, выраженного с суждениях и понятиях, и непосредственно. шнушию предмета в ого металогической цельности - первичного знания, на которой основано и из которого вытекает знание отвлеченное. И реальность, по Франку, является нам либо как предметный мир, либо как непостижимая тайна. Предметный мир открывается через научное познание в понятиях. Отсюда возникает прозаический, рассудочный образ мира. Эта реальность не имеет никакого ей сапой присущего смысла, не захватывает нас своей собственной внутренней значительностью. Однако, существует опыт совсем иного рода реальности. Так, в детстве каждый клочок мира, каждая вещь, каждое явление представлялись нам непостижимой тайной, и мир был для нас сплошным миром чудес, возбуждающим радость, восхищение, изумление или ужас. В этой непостижимости и чудесности состоит, по Франку, само существо реальности как таковой. Реальность - это бытие, являющееся человеку как откровение, прекрасное, таинственное и непостижимое. Бытие в этом смысле есть тайна, не загадка, которая требует разрешения, а "таинственное" по самой своей природе.
Философия, по Франку, должна стать онтологией, поскольку вне реальности,в указанной смысле, нет более ничего. Только она допета выйти за пределы онтологии в узком смысле слова -за пределы онтологии предметного бытия, потому что реальность объемлет нечто гораздо более глубокое и широкое. Когда мы осознаем это непостижимое, говорит Франк, когда погружаемся в это измерение бытия, мы вдруг начинаем видеть другими глазами и привычный нам предметный мир, и нас самих: все знакомое, будничное как бы исчезает и все возрождается в новом, преображенном облике, кажется наполненным новым, таинственным, внутренне значительным содержанием. Кому это неведомо, кто не испытал это гетевское "умри и восстань", это духовное воскресение к жизни после смерти, после жуткого ухода в таинственную глубь земного мира, тот, по Гете, "только смутный гость на этой темной земле". Подобное восприятие мира лежит в основе метафизического сознания. Последнее, укорененное в душе каждого человека и актуализируемое людьми, "выпавшими из закона "общего" (Н.Бердяев), делает этих людей живыми в строгом смысле этого слова. Быть живым, по Франку, - значит иметь "открытую душу", значит видеть мир и человека в нем как прекрасную неисчерпаемую тайну, бытв
свободным, постоянно прояснять духовные основы своей жизни и взращивать в себе силы добра. Поиски "живого человека", тех путей и условий, которые делают человека живым, и составляют основной мотив всех сочинений С.Франка.
В § 2 "Реальность человека, и специфика духовной жизни" анализируется учение С.Франка о духовности, т.е. о реальности, открывающейся во внутреннем опыте. Реальность вообще иначе, чем через внутренний опыт, не является человеку. Реальность, данная внутри нас, более значительна, более реальна, чем объективная действительность. Если на последнюю еще можно, в известной мере, закрыть глаза, то от реальности собственного Я никуда не уйти, она есть само существо человеческого бытия. То, что глубочайшим образом имманентно, что раскрывается через углубление человека в самого себя, через осознание самого себя -всс это тем самым уже есть трансцендентное. Там, где человек пытается замкнуться от трансцендентной реальности, жить только в себе и дли себя, силой своего субъективного произвола, таи он гибнет, становясь игрушкой трансцендентных сил. Там же, где душа человека открыта для трансцендентного, последнее воспринимается как откровение глубочайшего внутреннего сродства между ними. Духовная реальность может проникать в нас в веде светлых и темных сил, и наше сердце становится, по Достоевскому, "полем бытвы" между дьяволом и Богом.
Духовная реальность, согласно Франку, конституирует то, что ш называем личностью. "Личность есть самость, как она стоит перед лицом высших, духовных, объективно-значимых сил и вместе с тем проникнута ими и их представляет"-'-. Тайна души заключается, следовательно, в ее способности возвышаться над самой собой, быть по ту сторону самой себя, по ту сторону всякого фактического своего состояния и даже своей фактической природы. То же самое можно сказать и о человеке как личности -он всегда и по самому своему существу есть нечто большее и иное, чем все, что мы воспринимаем в нем как законченную определенность. "А именно, он есть в некотором смысле бесконечность, так как внутренне сращен с бесконечностью духовного царства" .
Франк С.Л. Непостижимое.Онтологическое введение в философию религии // Сочинения. - М., 1990. - С.409. 2 Там же, с ЛII. о
II наконец, к самой интимной глубине своего духа мы находим, но франку, самую прочную и надежную основу - Бога. Бог ест], ьсчпл;, обращенный на меня, говорит Франк, и меня созерцающий ьзор. вели бы этот взор, что конечно невозможно, хотя би на 1.:иг отвернулся, в то же самое мгновение я перестал бы бить. Бог есть абсолютно всемогущая сила, которая конституирует и сохраняет человеческое бытие, та основоположная среда, в которой и через посредство которой человек вообще существует как духовное существо.
В § 3 "Реальность и душа человека" автор анализирует философскую психологию С.Франка, его учение о душе. Здесь дается критика эмпирической психологии, которая, по Франку, была лишь "физиологией души", в которой каждая психическая форма была полностью и без остатка разложена на элементарные нервно-психические процессы, душевная жизнь есть, с точки зрения философской психологии, не сознание, а жизнь, ноток душевных переживаний. Кизнь сознания слагается здесь из трех областей: из сознания как непосредственного переживания, предметного сознания и самосознания. Предметное сознание и самосознание - отражения или проявления сферы духовности в области душевной жизни. Самосознание, например, возможно лишь на почве предметного сознания. Душевная же жизнь как таковая, как непосредственное переживание относится ко второму и третьему, как корень или ствол - к ветвям, листьям и плодам. Душевная жизнь есть зародыш и субстанция всякого сознания вообще. Душевная жизнь - это совершенно особая стихия, слитая, с одной стороны, с актуальностью духовного бытия и идеальностью света разума, а с другой - соприкасающаяся со внеположенностью и пространственно-временной ограниченностью материального бытия.
Душевная стихия представляется у Франка абсолютным началом, тайной и истоком нашей личности. Это великая неизмеримая бездна, особая, в своем роде бесконечная вселенная, находящаяся в каком-то совсем ином измерении бытия, чем весь объективный пространственно-временной мир и мир идеальных предметно-стей.
В конце первой главы дается оценка основным положениям философии С.Франка, анализ взглядов видных русских и западных
мыслителей на достоинства и недостатки его философии.
Г л а в а П "Метафизические основания человека" посвящена выявлению того, каким образом бытие, реальность, Бог проявляются в человеческом существовании в виде таких метафизических оснований, как вера, любовь, творчество, мораль, поиски смысла жизни.
В первом параграфе "Вера - источник жизни" диссертант анализирует учение С.Франка о вере, его различение веры-доверия и веры-достоверности. Подлинная вера, по Франку, основана на откровении - на самообнаружении Бога, йго собственном явлении нашей душе, Его собственном голосе, нам говорящем. Вера есть воля открывать душу навстречу истине, прислушиваться к тихому, не всегда различимому "голосу Божию", как мы иногда среди оглушающего шума прислушиваемся к доносящейся издалека тихой мелодии. Это воля, рассуждает Франк, пристально вглядываться в ту незримую и в этом смысле темную глубь нашей души, где, по выражению Мейстера Экхарта, тлеет "искорка", и в этой искорке увидеть луч, исходящий от самого солнца духовного бытия. Жить в вере - значит жить в постоянном напряжении всех своих сил, целиком жить в настоящем, жить "полным", "большим" сознанием, в этом смысле - "сердцем", для которого любой предмет, любая внешняя данность открывается в ее несказанности, значительности, таинственной глубине. "Вера есть не что иное, как полнота и актуальность жизненных сил духа - самосознание, углубленное до восприятия последней глубины и абсолютной основы нашей внутренней жизни - горение сердца силой, которая по своей значительности и ценности с очевидностью воспринимается как нечто высшее и большее, чем я сам"-'-.
Осуществление веры, в широком смысле этого слова, совпадает, по мнению Франка, с понятием сознательной духовной жизни вообще. Оно означает работу по укоренению душевной жизни в просветляющем, преображающем, богочеловеческом начале духа.
"Скорбное неверие" или полная утрата веры - одна из причин внутреннего опустошения человека, наступления нигилизма, утраты смысла существования.
1 Франк С.Л. С нами Бог. Три размышления. - Париж,1964.С.67-68.
Во втором параграфе "Метафизическая сущность любви" автор анализирует взгляд С.Франка на любовь как необходимое основание человека, поддерживающее его в человеческом состоянии. В самой своей сути любовь есть религиозное восприятие конкретлиго живого существа, видение в нем некого божественного начала. Всякая истинная любовь есть, с точки зрения Франка, религиозное чувство, и именно это чувство христианское сознание признает основой религии вообще. Все остальные виды любви - эротическая, родственная - есть лишь зачаточные формы истинной любви, цветок на стебле любви, а не ее корень. Любовь как религиозное чувство в своей основе не есть просто любовь к Богу. Любовь к Богу, купленная ценой ослабления или потери любви к живому человеку, вовсе не есть настоящая любовь. Любовь, наоборот, постепенно научает любящего воспринимать абсолютную ценность самой личности любимого. Через внешний, телесный и душевный облик любимого мы, по Франку, проникаем к тому глубинному его существу, которое этот облик выражает - к твар-ному воплощению божественного начала в человеке. Такая любовь объемлет не только всех, но и все во всех, она объемлет полноту многообразия людей, народов, культур, исповеданий и в каждом из них - всю полноту их конкретного содержания. "Любовь есть радостное приятие и благословение всего живого и сущего, та открытость души, которая широко открывает свои объятия всякому проявлению бытия, как такового, ощущает его божественный смысл" .
После распространения христианства мечта о реальном осуществлении всеобщего царства братской любви не может уже исчезнуть. Человек, утверждает Франк, часто попадает на ложные пути в стремлении установить это царство, чаще всего видит этот путь через принудительный порядок, но любовь может - вплоть до просветления мирового бытия - лишь несовершенно и частично реали-зовываться в мире, оставаться лишь путеводной звездой. И тем не менее, если душа узнала, что любовь есть оздоровляющая, бла-годатствующ'ая сила Божия, "никакое глумление слепцов, безумцев и преступников, никакая холодная жизненная мудрость, никакие приманки ложных идеалов - идолов - не могут поколебать ее,
* Франк С.Л. С нами Бог. - С.217. 12
истребить в ней это знание спасительной истины"1.
Состояние постоянной борьбы в сегодняшнем российском обществе, борьбы всех против всех, привело к неслыханному общему ожесточению, к забвению того факта, что любовь - это не сентиментальное чувство, не каприз настроения и не ослепляющая болезнь, это вообще не только и не столько человеческое качество или способность, а объективный закон существования человеческого мира. Любовь определяется не содержанием чувственного опыта, но развитостью человеческих качеств любящего. Никакими эмпирическими причинами нельзя объяснить возникновение любви, она всегда самодостаточна, так же как совесть, добро, долг, свобода. Любовь - это усилие во что бы то ни стало остаться живым, не поддаться омертвляющему воздействию "мира" - ненависти, насилию, автоматизму мышления и поведения, сохранить в себе искру божественного начала. Рассуждая о любви, С.Франк снова и снова пытается напомнить о том, что человек - не столько социальное, биологическое, психофизиологическое, сколько метафизическое существо.
Третий параграф "Этика закона и этика творчества" посвящен основным категориям морали в трактовке С.Франка, критике "законнического морализма" у классических рационалистов прошлого (И.Канта и др.), анализу христианской морали как "гигиены человеческого духа", выявлению того факта, что не послушание, а творчество человеком самого себя, превращение себя в "просиянную тварь" есть первый нравственный долг личности. Подлинно нравственная жизнь так сложна и индивидуальна, что не укладывается ни в какие общие принципы и нормы. Этика "морали долга" теоретически висит в воздухе, она не наука, а кодекс авторитарных предписаний. Моральные принципы в любых сложных трагических конфликтах не обладают для личности ни внутренней самоочевидностью, ни научно-логической обоснованностью. Франк не отрицает, говоря это, важности моральных принципов, он лишь ищет, по его словам, свет, который мог бы озарить, осмыслить для нас подлинные моральные идеалы, который уяснил бы нам с внутренней убедительностью путь, по которому мы должны идти.
А пока такого пути мы не видим, особенно плохо обстоит
^ Франк С.л. С нами ь'ог. - С.223.
дело с реализацией нравстьсшшх идеалов б социальной жизни. Будучи рошш-.'онаннш, этот идеал неожиданно обнаруживает себя не как н[осветляющая, облагораживающая жизнь сила, но, наоборот, как оппу ри;:р^!иаюв1ап и угнетающая. Нравственный идеализм всегда нрав в бичевании пороков и несовершенств общества, но, когда оги при.-иаъеитпнпи иь мечтателей, обличителей и борцов за правду становятся реальными распорядителями и властителями низни, они становятся тиранами, не понимающими ни сложностей жизни, ни человеческих потребностей или слабостей. Их ненависть ко злу превращается в ненависть ко всей живой жизни, которую не удается втиснуть в рамки идеала. Социализация этики, т.е. преобладание, абсолютизация этики закона, означала тиранию общества и общественного мнения над духовной жизнью личности, над свободой ее нравственной оценки, и поэтому пробуждение личной нравственной ответственности есть основной нравственный процесс в человечестве, который выводит нравственный феномен из-под власти общества. Личность, по Франку, есть нечто более глубокое и ценное, чем любая мораль. Только в этике творчества становится ясным, что злые страсти нельзя победить через отрицание, через запрет. Их можно победить только через пробуждение положительной творческой духовной силы. С.Франк отмечает, что подлинное исполнение воли Божьей доступно только в фотпм свободного творчества; всякое слепое, рабское, механическое выполнение этой волн есть непонимание ее истинной сущности. Человек как раб Божий, по Франку, - просто саботажник, ибо Бог призвал человека быть не рабом, а сотрудником. Человек как таковой есть творец. Нигде богочеловеческан его сущность не проявляется так отчетливо, как в этои его роли.И особенно в области нравственно-религиозной, в области творческого усилия человека внедрить, воспринять в собственное бытие святость Бога .человеческое творчество есть вольное выполнение целостной воли Божьей.
Именно в области нравственной жизни мое "бытие с Богом" выявляет творческую природу человека. Существо этого бытия состоит, по Франку, в чистой вере, а не в делах пли законе. Хотя, с другой стороны, и вера без дел мертва. Существенно не внешнее поведение, а только внутреннее состояние, внутренний строй души, но это потаенное состояние все же узнается по его плодам.
"И потому благодатная жизнь-с-Еогом не есть жизнь беззаконная, а есть жизнь сверхзаконная, силой которой впервые подлинно исполняется сам закон, итрешенная сокровенность, невыразимость, неповторимая и неописуемая единственность моей жизни-с-Богом совмещаются в ней с динамической, формирующей и творческой направленностью на всю жизнь во всей ее полноте"^.
В четвертом параграфе "Личность и смысл жизни" автор выясняет позицию С.Франка в отношении всех "научно-рациональных" попыток изменения человека, общества, истории, анализирует его резкую критику социального утопизма, внешнего деятельного переустройства человеческой жизни. Вообще искать смысла в каком-либо деле - значит впадать в иллюзию, будто человек сам может сотворить смысл своей жизни. Чтобы искать смысл, нужно остановиться, сосредоточиться, ни о чем не хлопотать. Здесь "неделание" важнее самого важного и благотворного дела. Что бы ни совершал человек, полагает Франк, какие бы технические, социальные, умственные усовершенствования ни вносил в жизнь, его заврашний и послезавтрашний день ничем не будет отличаться от вчерашнего и сегодняшнего. "Всегда в этом мире будет царить бессмысленная случайность, всегда человек будет бессильной былинкой, которую может загубить и земной зной, и земная буря, всегда его жизнь будет кратким отрывком, в который не вместить чаемоп и осмысляющей жизнь духовной полноты, и
р
всегда зло, глупость и слепая страсть будут царить на земле" . Смысл жизни, по Франку, должен быть внутри нас, а не во вне. Поэтому его искание - это напряженное, волевое самоуглубление, полное труда и лишений погружение в глубины бытия, это максимальное напряжение и раскрытие нашего существа, улавливание его в творческом процессе приобщения к нему. Искание смысла жизни есть борьба за смысл против бессмысленности, подвиг борьбы против тьмы бессмыслия. Поиск смысла - это укрепление в себе веры, которая есть напряженное внутреннее действие по преобразованию нашей жизни. Все внешние человеческие дела^ все способы внешнего устроения и упорядочения жизни опираются на внутреннее дело - на взращивание в себе сил добра и правды.
1 Франк С.Л. Непостижимое. - С.505.
^ Франк С.Л. Смыл жизни//Духовные основы общества.М.,1992.С.162.
В заключали и рассматривается место и роль С.Л.Франка в истории русской философии и делаются основные выводи но диссертационному исследованию.
Основные положения диссертации изложены автором в раоотах:
Критика экзистенциалистских концепций творчества и творческой личности // Социальное творчество и личность. - М., изд-во ШЛШ, 19ь5. - 0.156-206.
Проблема человека в русском экзистенциализме (этический аспект) // Человек как фигссомская проблема: Восток - Ьапад. - М., изд-во УДН, 1991. - С.106-117.