автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
С. Я. Парнок

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Карпачева, Татьяна Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'С. Я. Парнок'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Карпачева, Татьяна Сергеевна

Введение.

Глава 1. Этапы жизни и творческого пути Парнок.

1.1. Становление эстетических взглядов и литературных интересов (1901 - 1916).

1.2. Творческие искания поэта в первые послереволюционные годы. Диалог с писателями-современниками (1917-1924).

1.3. Эволюция мировоззрения и творчества в 20-30-е гг.

Последние поэтические сборники (1925 - 1933).

Глава 2. Художественно-тематическое своеобразие поэзии Парнок.

2.1. Единство и гармония «своего» и «чужого» в поэтическом творчестве Парнок.

2.2. Тема поэта и поэзии в стихах Парнок.

2.3. Острота социальных и нравственных проблем в поэзии Парнок.

2.4. Религиозно-философская тематика в лирике Парнок.

Особенности образа лирической героини.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Карпачева, Татьяна Сергеевна

София Яковлевна Парнок (1885-1933) - крупный поэт и литературный критик Серебряного века. До настоящего времени ее творчество мало изучено.

При жизни вышло пять стихотворных сборников Парнок: «Стихотворения» (1916), «Розы Пиерии» (1922), «Лоза» (1923), «Музыка» (1926), «Вполголоса» (1928). Как литературный критик Парнок выступает в журналах «Всеобщий ежемесячник» (1911), «Северные записки» (1913-1917), «Русский современник» (1924), газете «Русская молва» (1913), альманахе «Шиповник» (1922). Парнок - автор либретто к операм «Алмаст» А. А. Спендиарова, «Русалочка» и «Гюльнара» Ю. JI. Вейсберг. «Алмаст» была поставлена на сцене филиала Большого театра в 1930 г.

Творчество Парнок высоко оценивали М. А. Волошин1, В. Ф. Ходасевич2, А. А. Ахматова3, Р. Роллан4.

После смерти Парнок ее произведения долгое время не переиздавались. Впервые к изучению ее литературного наследия обратилась крупный ученый-византинист С. В. Полякова. С начала 1970-х гг. Полякова собирает архивные материалы, касающиеся жизни и творчества Парнок, ведет переписку с JI. В. Горнунгом, поэтом и переводчиком, дружившим с Парнок в 20-30-е гг., и другими людьми, помнящими ее. Поляковой обнаружено более ста неопубликованных при жизни стихотворений Парнок, в том числе гимназическая тетрадь стихов и поздние произведения 20-30-х гг., заведомо писавшиеся «в стол». Результат этого труда - «Собрание стихотворений» Парнок, вышедшее в США в 1979 г.

Интересно, что параллельно с Поляковой начинает заниматься поэзией Парнок литературовед Т. JI. Никольская. В ее архиве сохранились письма JI. Ю. Брик, Марины и Марии Спендиаровых - дочерей композитора Спендиарова, П. А. Антокольского, А. В. Чичерина и других людей, знавших Парнок. Статья Никольской «Творчество Софии Парнок» опубликована в австрийском альманахе в 1980 г5. Одновременное обращение двух литературоведов к творчеству забытого «второстепенного» поэта представляется неслучайным. Софии Парнок пришло время обрести своего читателя.

В 1998 г. в петербургском издательстве «Инапресс» вышло «Собрание стихотворений» Парнок под редакцией Поляковой с ее обширной вступительной статьей и комментариями6. Эта вступительная статья является первым научным исследованием жизни и творчества Парнок. Здесь представлены как биография, так и литературоведческий анализ ее произведений. Исследователь говорит об особенностях мировоззрения Парнок, об ее отношении к социальной ситуации в эпоху революции и первых лет советской власти, об участии поэтессы в литературной жизни начала XX в. Анализируя поэтические произведения Парнок, Полякова прослеживает связи как с поэтами XIX в.: Е. А. Баратынским, Ф. И. Тютчевым, так и с поэтами-современниками: В. Ф. Ходасевичем, Б. Л. Пастернаком, Э. Рильке. В статье осмыслены идейно-тематические особенности, а также поэтика творчества Парнок: своеобразие рифм, значение цвета, наличие сквозных образов и эпитетов в ее поэзии. Исследование Поляковой послужило фундаментом для последующего изучения творчества Парнок. В 70-е гг. проделанное Поляковой исследование было максимально полным и для того периода исчерпывающим. Сейчас оказались доступными многие материалы, которые не только дополняют, но и некоторым образом изменяют картину жизни и творческой биографии поэта. Нужно отметить, что исследование жизни и творчества Парнок крайне затруднено тем, что она не берегла своих рукописей, раздаривая их, не вела дневниковых записей, не хранила писем, в частности в связи с постоянными переездами. Тому, что ее архив хотя бы частично сохранился, мы обязаны ее близким и друзьям.

В 1999 г., благодаря работе Е. Б. Коркиной, увидел свет сборник критических статей Парнок «Сверстники», в который вошли ее рецензии на книги А. Белого, С. Есенина, А. Ремизова, М. Кузмина, Г. Иванова, В. Ходасевича и др. Это осуществление проекта самой Парнок. В 20-х гг. она планировала выпустить отдельным изданием свои критические статьи под таким названием.

Тогда же, в 1999 г., сборник «Sub rosa» со вступительной статьей Е. Калло объединил стихотворения четырех малоизвестных поэтов Серебряного века: Парнок, А. К. Герцык, П. С. Соловьевой и Черубины де Габриак (Е. И. Васильевой).

Начинающие появляться в 80-90-х гг. XX и в начале XXI в. журнальные публикации произведений Парнок7, статьи о ней8 и включение ее 9 стихотворении в различные антологии свидетельствуют о все возрастающем в литературоведении интересе к ее творчеству. Самая значительная публикация, предваряющая выход «Собрания стихотворений» (поздние поэтические циклы Парнок, статья «Ходасевич» и ее письма Е. К. Герцык и Н. Е. Веденеевой), подготовлена Поляковой, Е. Б. Коркиной, Т. Н. Жуковской и Н. Г. Князевой10.

Имя Парнок как адресата цветаевского цикла «Подруга» (этот факт был установлен Поляковой) встречается в русском и зарубежном цветаеведении. В работах А. Саакянц11, А. Павловского12, В. Швейцер13, В. Лосской14, М. Разумовской15 Парнок упоминается в связи с ее ролью в жизни Цветаевой в 1914-1916 гг. Творчеству Парнок не отводится места в этих работах.

В 1999 г. на русском языке вышла книга о Парнок американской славистки Д. Бургин «Жизнь и творчество русской Сафо». Автор подробно прослеживает весь жизненный путь поэта: от рождения в Таганроге (с исторической справкой о социальной ситуации на тот период времени в этом городе и рассказом о семье) до смерти в селе Каринском (с описанием похорон). При всем богатстве представленного в книге биографического материала, мы не можем рассматривать эту работу как сколько-нибудь значимую в изучении творческого наследия Парнок. Многочисленные фактические ошибки и недостаточное для научной работы знание автором русского языка, безусловно, снижают ее уровень. Более же всего не соответствует научной работе самый тон книги, который влечет за собой явное искажение образа поэта и трактовки многих стихотворений16. Притом некоторые «выводы» Д. Бургин просто неудобны для цитирования.

В другой же книге Бургин на русском языке «Марина Цветаева и

17 трансгрессивный эрос» изуродован облик уже двух русских поэтов: Цветаевой и Парнок.

Общая идея рецензий на книги Бургин Е. Айзенштейн18, С. Арутюнова19 и J1. Поликовской20 - невозможность серьезного отношения к литературе подобного рода.

В настоящее время к творчеству Парнок растет научный интерес. 19 декабря 2002 г. была защищена кандидатская диссертация Е. А. Романовой «Литературная критика С. Я. Парнок в контексте ее творчества». В диссертации рассматривается литературно-критическое наследие Парнок в связи с ее духовным ростом и внутренним становлением. Как показывает автор, в своем критическом творчестве Парнок проходит путь от рационалистического представления об искусстве до «выработки собственной системы художественных ценностей, в которой высокий нравственный идеал «классической» традиции органично сочета<ется> с интуитивным, глубоко личностным постижением творческого процесса»21.

Актуальность диссертации обусловлена, в первую очередь, недостаточной степенью изученности творчества Парнок, а также стремлением современного литературоведения воссоздать целостную картину русской поэзии начала XX в., ее связей с классической литературой. Изучение наследия Парнок также дает возможность полнее исследовать такое литературное явление, как женская поэзия, тем более что Парнок в своем творчестве не продолжает ахматовскую либо цветаевскую линии, а идет «узкой, но своей» дорогой»22. В свете сказанного назрела г необходимость тщательно и всесторонне изучить наследие Парнок, автора пяти поэтических сборников, критических статей и оперных либретто.

Представление о поэзии 10-20-х гг. будет неполным без исканий и свершений Парнок. Возвращение же читателю ее стихов и слов о литературе - долг перед русской культурой и историей.

Цель диссертации - рассмотреть творческую эволюцию Парнок.

Из этого вытекают задачи работы:

1. определить особенности литературной позиции Парнок;

2. проанализировать литературно-критические статьи и поэтические произведения Парнок;

3. установить роль Парнок в литературном процессе 10-30-х гг. XX в.

4. выявить художественные традиции классики в творчестве Парнок и ее литературные взаимоотношения с современниками: М. А. Волошиным, М. И. Цветаевой, В. Ф. Ходасевичем и др.;

5. ввести в научный обиход ранее неизвестные факты и материалы о творческом и жизненном пути Парнок.

Научная новизна диссертации определяется прежде всего тем, что в ней предпринята первая попытка рассмотрения целостного творческого портрета Парнок. Прослеживается эволюция художественной системы поэта в контексте литературного процесса 10-30-х гг. XX в., рассматривается своеобразие литературной позиции Парнок, стиля, поэтического языка. Раскрывается характер влияния на поэта А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, Ф. М. Достоевского, Ф. И. Тютчева, К. К. Павловой, а также прослеживаются творческие контакты Парнок с В. Ф. Ходасевичем, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, М. А. Волошиным и др. Появляется возможность представить полный творческий портрет Парнок: не только как поэта и критика, но и как носителя культуры Серебряного века.

Монографический характер работы определил необходимость привлечения архивных материалов, хранящихся в Российском государственном архиве литературы и искусства, Институте мировой литературы, Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки, Отделе рукописей государственного литературного музея, Институте русской литературы (Пушкинском Доме), Рукописном отделе Российской национальной библиотеки, Кабинете рукописей Российского института истории искусств, архиве Дома-музея М. И. Цветаевой. Их изучение и ввод в научный обиход позволяет во многом по-новому оценить путь Парнок в поэзии, ее место в истории русской культуры, скорректировать некоторые суждения по данному вопросу.

Предметом исследования выбраны поэтические сборники Парнок, журнальные публикации стихотворений, не вошедших в сборники, ранние неопубликованные поэтические опыты, критические статьи Парнок, ее неопубликованная переписка с поэтами и деятелями культуры, протоколы заседаний литературного общества «Никитинские субботники» за 1922-1924 гг., воспоминания современников о Парнок, отзывы об ее произведениях и другие, в том числе архивные, материалы.

Достоверность исследования обосновывается тем, что выводы, к которым пришел автор диссертации, получены в результате непосредственной аналитической работы над художественными произведениями поэта, широкого охвата критических выступлений об ее творчестве, архивных материалов, а также тщательного изучения историко-литературных трудов, касающихся затронутых в диссертации проблем.

Методология. Автор анализирует феномен творческой личности Парнок в контексте культурной проблематики эпохи, и это предопределяет комплексный подход к культурно-историческому материалу с привлечением литературных, архивных и мемуарных источников. Подобный ракурс позволяет выявить не только внутренние закономерности эволюции мировоззрения и поэзии Парнок, но и показать их связь с развитием культуры XX в. В диссертации преобладают сравнительно-типологические, генетические и биографические методы исследования.

Научно-практическая значимость исследования: материалы диссертации и содержащиеся в ней выводы позволяют дополнить представление о характере и особенностях развития русской поэзии начала

XX в. и способствуют дальнейшему изучению закономерностей историко-литературного процесса. Впервые вводимый в научный обиход материал может быть использован в вузовской практике: лекциях и практических занятиях, а также спецкурсах и спецсеминарах.

Апробация работы. Результаты диссертации обсуждались на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы МГПУ. Наиболее важные положения были изложены на научно-практических конференциях в Московском городском педагогическом университете (март и июнь 2002 г.), Московском государственном открытом педагогическом университете (май 2002 г.), а также Доме-музее М. И. Цветаевой на Десятой цветаевской международной научно-тематической конференции (октябрь 2002 г.) и отражены в восьми публикациях.

Цель и задачи исследования определили его структуру. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

 

Список научной литературыКарпачева, Татьяна Сергеевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Парнок Я. Стихотворения. Пг., 1916.

2. Парнок Я. Розы Пиерии. Антологические стихи. М., 1922.

3. Парнок Я. Лоза. Стихи 1922 г. М., 1923.

4. Парнок Я. Музыка. М., 1926.

5. Парнок Я. Вполголоса. М., 1928.

6. Парнок Я. Собрание стихотворений. Нью-Йорк, 1979.

7. Парнок Я. Собрание стихотворений. СПб., 1998.

8. Парнок Я. Сверстники. М., 1999.

9. Парнок Я., Герцык А. К., Соловьева П. А., Черубина де Габриак. Sub rosa.M., 1999.

10. Парнок Я. Сон-деревцо. // Родник, иллюстрированный журнал для семьи и школы, 1909, № 2.

11. Полянин А. Парнок Я.. Несколько слов о современной поэзии. // Всеобщий ежемесячник, 1911, № 10.

12. Полянин А. Теофиль Готье (1811-1911). // Всеобщий ежемесячник, 1911, №12.

13. Полянин А. Новые книги стихов. // Русская молва, 17.02.1913.

14. Полянин А. Два поэта (о Мариэтте Шагинян, Николае Клюеве). // Русская молва, 19.03.1913.

15. Полянин А. Наталия Крандиевская. Стихи. // Северные записки, 1914, № 2.

16. Полянин А. Ауслендер. Последний спутник. Роман в 3-х частях. // Северные записки, 1914, № 2.

17. Полянин А. Юрий Слезкин. То, чего мы не узнаем. Повести. // Северные записки, 1914, № 2.

18. Полянин А. М. Моравская. На пристани. Стихи. // Северные записки, 1914, №4.

19. Полянин А. М. Моравская. Стихи о войне. // Северные записки, 1915, № 1.

20. Полянин А. Б. Зайцев. Рассказы. Книга 4. // Северные записки, 1915, № 1.

21. Полянин А. Н. Мешков. Стихотворения. // Северные записки, 1915, № 2.

22. Полянин А. Игорь Северянин. Ананасы в шампанском. Поэзы. // Северные записки, 1915, № 2.

23. Полянин А. Федор Сологуб. Война. Стихи. // Северные записки, 1915, № 3.

24. Полянин А. М. Моравская. Золушка думает. Стихи. // Северные записки, 1915, №10.

25. Полянин А. Юрий Слезкин. Святая Радость. // Северные записки, 1915, № 10.

26. Полянин А. Константин Липскеров. Песок и розы. Стихи. // Северные записки, 1916, № 4-5.

27. Полянин А. О. Мандельштам. Камень. Стихи. // Северные записки, 1916, №4-5.

28. Полянин А. Н. Гумилев. Колчан. Стихи. // Северные записки, 1916, № 6.

29. Полянин А. Григорий Иванов. Вереск. Вторая книга стихов. // Северные записки, 1916, № 7-8.

30. Полянин А. К. Липскеров. Золотая ладонь. // Шиповник, 1922, № 1.

31. Полянин А. Георгий Иванов. Сады. Третья книга стихов. // Шиповник, 1922, № 1 . П.

33. Азизян И. А. Диалог искусств Серебряного века. М., 2001.

34. Асеев И. Новые песни. // Новый мир, 1926, № 10.

35. Бавин С, Семибратова И. Судьбы поэтов Серебряного века. М., 1993.

36. Баратынский Е. А. Полное собрание стихотворений. Л., 1989.

37. Баркова А. София Парнок. Розы Пиерии. // Печать и революция. М., 1923, №3.

38. Барсамян А. «Алмаст» А. А. Спендиарова. М., 1958.

39. Бодлер Ш. Стихотворения в прозе. СПб., 1909.

40. Бургин Д. Жизнь и творчество русской Сафо. СПб., 1999.

41. Бургин Д. Марина Цветаева и трансгрессивный эрос. СПб., 2000.

42. Брюсов В. Я. Письма к П. Б. Струве. // Литературный архив. Ежегодник Пушкинского Дома. М.-Л. Т. 5, 1960.

43. Брюсов В. Я. Среди стихов. // Печать и революция. М., 1923, № 4

44. Венгеров Н. София Парнок. Стихотворения. 1916. // Летопись, 1916, № 3.

45. Вечер поэтесс. // Русские Ведомости, 23.01.1916.

46. Волошин М. А. Лики творчества. Л., 1988.

47. Воспоминания о М. Волошине. Составители: Купченко В. П., Давыдов 3. Д. М., 1990.

48. Воспоминания о Марине Цветаевой. Составители: Мнухин Л. А., Турчинский Л. М. М., 1992.

49. Воспоминания о Серебряном веке. Составитель, автор предисловий и комментариев В. Крейд. М., 1993.

50. В Политехническом «Вечер новой поэзии». Стихи участников поэтических вечеров в Политехническом. 1917 - 1923. Статьи. Манифесты. Воспоминания. Составитель Муравьев В. Б. М., 1987.

51. Встречи с прошлым. Выпуск 5. М., 1984.

52. Вяткин Г. Софья Парнок. Стихотворения. // Ежемесячный журнал, 1916, № 7-8.

53. Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890 - 1925 гг. в комментариях. М., 1993.

54. Гервер Л. Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX в.). М., 2001.

55. Герцык А. К. София Парнок. Стихотворения. // Северные записки, 1916, №2.

56. Герцык А. К. Стихи и проза в 2-х тт. М., 1993.

57. Герцык Е. К. Воспоминания. М., 1996.

58. Гиппиус 3. И. Живые лица. СПб., 2001.

59. Гуль Р, Лирический круг. Страницы поэзии и критики. // Новая русская книга. Берлин, 1922, № 7.

60. Гумилев Н. Письма о русской поэзии. М., 1990.

61. Дашкова Е. Р. Послание к слову «так». // Собеседник любителей русского слова, 1783, № 1.

62. Десять поэтесс. // Утро России, 23.01.1916.

63. Довлатов Д. Собрание прозы в 3-х тт. СПб., 1995.

64. Дордиенко П. А. Неопубликованные стихотворения Я. Парнок и В. М. Волькенштейна. // Новое литературное обозрение, 1998, № 2.

65. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 30-ти тт. Л., 1973-1981.

66. Душа, открытая людям. Статьи, воспоминания о В. К. Звягинцевой. Ереван, 1981,

67. Ежов Ж., Шамурин Е. Антология русской лирики первой четверти XX в. М., 1991.

68. Жирмунский В. М. Поэзия Александра Блока. Преодолевшие символизм. М., 1998.

69. Зайцев Б. Н. Письмо Бунину И. А. // Новый журнал, Нью-Йорк, 1982, № 149.

70. Звягинцева В. К. На мосту. М., 1922.

71. Звягинцева В. К. Зимняя звезда. М., 1958.

72. Кабыш И. А. Личные трудности. М., 1994.

73. Кабыш И. А. Место встречи. Саратов, 2000.

74. Коркина Е. Б. Парнок и А. Спендиаров (к истории создания и первой постановки оперы «Алмаст». // Литературные связи. Т. 3. Русско-армянские литературные связи. Исследования и материалы. Ереван, 1981.

75. Купченко В. П. Я. Парнок и М. А. Волошин. К истории взаимоотношений. // Лица: Биографический альманах. М.-СПб., 1992.

76. Липскеров К. А. Бальмонт. Ясень. София Парнок. Стихотворения. // Русские Ведомости, 15. 06. 1916.

77. Лирический круг. М., 1922.

78. Лосская В. Марина Цветаева в жизни. Неизданные воспоминания современников. М., 1992.

79. М. А. Волошин. Путник по вселенным. Составители: Купченко В. П., Давыдов 3. Д. М., 1990.

80. Маковский На Парнасе Серебряного века. М., 2000.

81. Маяковский В. В. Собрание сочинений в 12-ти тт. М., 1978.

82. Миндлин Э. Л. Необыкновенные собеседники. М,, 1979.

83. Минувшее. Исторический альманах. 8. М., 1992.

84. Моравская М. Стихи о войне. Пг., 1914.

85. Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем в 15-ти тт. Л., 1981.

86. Никитина Е. Ф. Русская литература от символизма до наших дней. М., 1926.

87. Никольская Т. Л. Парнок София Яковлевна. // Русские писатели. Биографический словарь. Т. 4. М., 1999.

88. Огни. Литературный альманах памяти В. Башкина. СПб., 1910,

89. Осипов А. И. Православное понимание смысла жизни. Киев, 2001.

90. Осповат А. Л., Тименчик Р. Д. «Печальну повесть сохранить...». М., 1987.

91. Павлова К. К. Полное собрание стихотворений. М.-Л., 1964.

92. Павлович Н. Московские впечатления. // Литературные записки, 1922, № 2.

93. Павловский А. Куст рябины: О поэзии М. Цветаевой. Л., 1989.

94. Парнах В. Я. Жирафовидный истукан. М., 2000.

95. Петербург в русской поэзии. Составитель и автор вступительной статьи М. В. Отрадин. Л., 1988.

96. Писатели современной эпохи. Био-библиографический словарь русских писателей XX в. Т. 1. Под редакцией Б. П. Козьмина. М., 1992.

97. Полякова В. Еще одного забытое имя. О поэзии Парнок. // Литературное обозрение, 1989, № 10.

98. Полякова С В . Незакатные оны дни: Цветаева и Парнок. // «Олейников и об Олейникове» и др. работы по русской литературе. СПб., 1997.

99. Полякова В. Парнок Я, // Русские писатели XX века. Биографический словарь. М., 2000. 538-539.

100. Поэтические течения в русской литературе конца XIX - начала XX в. Составитель Соколов А. Г. М., 1988.

101. Проталина. СПб., 1907.

102. Пушкин А. Собрание сочинений в 10-ти тт. М., 1963.

103. Разумовская М. Марина Цветаева: миф и действительность. М., 1994.

104. Рильке Р. М., Пастернак Б. Л., Цветаева М. И. Письма 1926 г. М., 1990.

105. Романова В. А. Марина Цветаева и София Парнок. Последняя встреча. // Марина Цветаева: личные и творческие встречи, переводы ее сочинений. Восьмая цветаевская международная научно-тематическая конференция (9-13 октбяря 2000г.). М., 2001.

106. Романова Е. А. София Парнок и Владислав Ходасевич: к истории творческих перекличек. // Русская литература, 2002, № 2.

107. Романова Е. А. Литературная критика Я. Парнок в контексте ее творчества. Дисс... канд. филологич. наук. М., 2002. ПО. Русская литература XX в. Исследования американских ученых. СПб., 1993.

108. Русская поэзия Серебряного века. Антология. М., 1993.

109. Серебряный век. Мемуары. Составитель Т. Дубинская-Джалилова. М., 1990.

110. Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. М., 1998.

111. Спендиаров А. А. «Алмаст»: Опера в 4-х актах. Армянская ССР. Государственный Ордена Ленина театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова. 1940-1941.

112. Спендиаров А. А. Статьи и исследования. Ереван, 1973.

113. Спендиарова М. А. Летопись жизни и творчества А. А. Спендиарова. Ереван, 1975.

114. Сто поэтесс серебряного века. Антология. СПб., 1996.

115. Сто одна поэтесса серебряного века. СПб., 2000.

116. Табакова Н. А. Творчество Каролины Павловой. Дисс... канд. филологич. наук. М., 1999.

117. Тагер Е. Б. Избранные работы по литературе. М., 1988.

118. Таубман Д. «Живя стихами...». Лирический дневник Марины Цветаевой. М., 2000.

119. Толстой А. К. Собрание сочинений в 4-х тт. М., 1969.

120. Тютчев Ф. И. Стихотворения. Письма. М., 1987.

121. Федорченко 3. Парод на войне. // Новый мир, 1927, № 3-6.

122. Херасков М. Избранные произведения. Л., 1961.

123. Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений в 4-х тт. М., 1996.

124. Царицы муз. Русские поэтессы XIX - начала XX вв. М,, 1989.

125. Цветаева А. И. Неисчерпаемое. М., 1992.

126. Цветаева М. И. Собрание сочинений в 7 тт. М., 1994.

127. Цветаева М. И. Неизданное. Сводные тетради. М., 1997.

128. Черубина де Габриак. Исповедь. М., 1998.

129. Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М., 1992.

130. Шевеленко И. Д. Литературный путь Цветаевой. Идеология - поэтика - идентичность автора в контексте эпохи. М., 2002,

131. Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969. IIL Архивные материалы. РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства).

132. Ф. 131, оп. 1, ед. хр. 165. Парнок Я. Письма Гуревич Л. Я

133. Ф. 232, оп. 1, ед. хр. 327. Парнок Я. Письмо Кузмину М. А.

134. Ф. 341, оп. 1, ед. хр. 257. Парнок Я. Заявление в конфликтную комиссию Всероссийского союза писателей.

135. Ф. 341, оп. 1, ед. хр. 282. Никитина Е. Ф. Биографическая справка о Я. Парнок.

136. Ф. 537, оп. 1, ед. хр. 127. Ходасевич А. И. Альбом со стихотворениями.

137. Ф. 611, оп. 2, ед. хр. 65. Эфрос А. М. Рецензия на перевод Парнок Я. «Правдивых рассказов» А. Барбюса; Договоры Госиздата с Парнок Я.

138. Ф. 656, оп. 1, ед. хр. 2258. Парнок Я. Алмаст. Либретто для оперы в 4-х действиях. Выводы комиссии по проработке либретто «Алмаст».

139. Ф. 941, оп. 1, ед. хр. 110. Коган П. Письмо в Госиздат о триптихе Я. Парнок «Пенфесилея».

140. Ф. 998, оп. 1, ед. хр. 2164. Парнок Я. Письмо Мейерхольду В. Э.

141. Ф. 1041, оп. 4, ед. хр. 336. Парнок Я. Письма Вересаеву В. В.

142. Ф. 1276, оп. 1, ед. хр. 2. Парнок Я. Алмаст. Либретто для одноименной оперы. Варианты.

143. Ф. 1276, оп. 1, ед. хр. 3. Парнок Я. Черновая тетрадь. Стихотворения 1923-1933 гг.

144. Ф. 1276, оп. 1, ед. хр. 4. Парнок Я. Русалочка. Либретто для одноименной оперы Ю. Л. Вейсберг.

145. Ф. 1276, оп. 1, ед. хр. 7, Парнок Я. Вступительное слово к опере «Алмаст». Выступление на заседании Художественного совета Большого театра.

146. Ф. 1276, on, 1, ед. хр. 10. Парнок С, Я. Арабская сказка. Либретто для оперы Ю. Л. Вейсберг «Гюльнара».

147. Ф. 1276, оп. 1, ед. хр. 13. Гусман Б. Е. Письмо Парнок Я.

148. Ф. 1276, оп. 1, ед. хр. 14. Зайцев П. И. Письмо Парнок Я.

149. Ф. 1276, оп. 1, ед. хр. 15. Роллан Р. Письма Парнок Я.

150. Ф. 1276, оп. 1, ед. хр. 16. Анкета секции научных работников Рабпроса, заполненная Я. Парнок.

151. Ф. 1364, оп. 3, ед. хр. 649, 650, 651. Горнунг Л. В. Стихотворения.

152. Ф. 1458, оп. 1, ед. хр. 46. Архиппов Е. Я. Анкета «Вопросы о любви к поэтам».

153. Ф. 1463, оп, 1, ед. хр. 9, Серпинская Н. Я, Мемуары интеллигентки двух эпох,

154. Ф. 1610, оп. 1, ед. хр. 27, Парнок Я. Письмо Зайцеву П. П.

155. Ф. 1611, оп. 1, ед. хр. 95. Парнок Я. Письма Федорченко 3.

156. Ф. 1720, оп. 1, ед. хр. 66. Звягинцева В. К. Несловоохотливая Муза; О двух поэтах. (Статьи о Парнок Я. и Крандиевской Н. В.)

157. Ф. 1720, оп. 1, ед. хр. 200. Парнок Я. Письма Звягинцевой В, К.

158. Ф. 1720, оп. 1, ед. хр. 232. Тараховская Е. Я. Письма Звягинцевой В. К.

159. Ф. 1720, оп. 1, ед. хр. 484. Парнок Я. Дарственная надпись В. К. Звягинцевой на фотографии.

160. Ф. 1737, оп, 1, ед, хр. 204. Парнок Я. Письма Липскерову К. А.

161. Ф. 2080, оп. 1, ед. хр. 24. Грекова Н. П. Письмо Оболенской Ю. Л,

162. Ф. 2527, оп. 1, ед, хр. 20. Тараховская Е. Я. Воспоминания о старом Коктебеле.

163. Ф. 2813, оп. 1, ед. хр. 1. Горнунг Л. В. Дневник.

164. Ф. 2813, оп. 1, ед. хр. 4. Горнунг Л. В. Парнок София Яковлевна. Воспоминания.

165. Ф. 2813, оп. 1, ед. хр. 59. Сборник стихотворений Я. Парнок, составленный Л. В. Горнунгом.

166. Ф. 2841, оп. 1, ед. хр. 403, 404. Горнунг Л. В. Стихотворения.

167. Ф. 2954, on. 1, ед. хр. 614. Парнок Я. Письма Гнесину М. Ф. и стихотворения.

168. Ф. 3275, оп. 1, ед. хр. 3. Полякова В. Рецензии на «Собрание стихотворений» (1998) Я. Парнок. Вырезки из газет.

169. Ф. 3275, оп. 1, ед. хр. 16. Полякова В. Новые материалы о Я, Парнок. Материалы к статье «С. Парнок и А. Ахматова».

170. Ф. 3275, оп. 1, ед. хр. 21. Баранович М. Письмо Поляковой В.

171. Ф. 3275, оп. 1, ед. хр. 23. Раневская Ф. Г. Письма Поляковой В. ОРФ ГЛМ (Отдел рукописных фондов Государственного литературного музея)

172. Ф. 135, оп. 2, ед. хр. 434. Липскеров К. А. Письмо Никитиной Е. Ф.

173. Ф. 135, оп. 2, ед. хр. ИЗО, Программа Вечера поэтесс 22. 01.1916.

174. Ф. 249 «а», рнв 1854, кп 50961. Аронович Т. А. Мои воспоминания о поэтах: Парнок Я., Тараховской Е. Я., Парнахе В. Я.

175. Ф. 357, оп. 1, ед. хр. №№ 64, 70, 74, 76, 77, 86, 108, 115, 122, 150, 158,

176. Протоколы заседаний литературного объединения «Никитинские субботники».

177. Ф. 357, оп. 1, ед. хр. 403. Парнок Я. Переписка с Неверовым А. на заседаниях Никитинских субботников.

178. Ф. 366, оп. 1, ед. хр. 7. Кугушева Н. П. Письма Шевеленко Д. И.

179. Ф. 383, оп. 1, ед. хр. 489. Альбом Минаева Н.

180. Ф. 397, оп. 1, ед. хр. 2. Горнунг Л. В. Воспоминания о Парнок Я.

181. Ф. 397, оп. 2, ед. хр. 73. Цубербиллер О. Н. Воспоминания о последних днях и похоронах Парнок.

182. Ф. 397, оп. 2, ед. хр. 148. Парнок Я. Письма Горнунгу Л. В. ИР ЛИ (Институт русской литературы (Пушкинский Дом)

183. Ф. 212, издательство «Огни», ед. хр. 49. Парнок Я. Статьи о ее творчестве.

184. Ф. 562, оп. 3, ед. хр. 64. Письма Волошина М. А. Волошиной Е. О.

185. Ф. 562, оп. 3, ед. хр. 409. Письма Герцык А. К. Волошину М. А.

186. Ф. 562, оп. 3, ед. хр. 410, 411. Письма Герцык Е. К. Волошину М. А.

187. Ф. 562, оп. 3, ед. хр. 445. Письма Горнунга Л. В. Волошину М. А.

188. Ф. 562, оп. 3, ед. хр. 561. Письма Звягинцевой В. К. Волошину М. А.

189. Ф. 562, оп. 3, ед. хр. 931. Письма Парнок Я. Волошину М. А.

190. Ф. 562, оп. 3, ед. хр. 1219. Письма Федорченко 3. Волошину М. А. ОР РЫБ (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки).

191. Ф. 639, оп. 1, ед. хр. 274. Парнок Я. Письма к Вейсберг Ю. Л.

192. Ф. 753, ед. хр. 79. Парнок Я. Письмо Струве П. Б.

193. Ф. 1278, оп. 2, ед. хр. №№ 4, 14, 33, 38, 40, 47, 52, 60. Письма Брик Л. Ю., Тараховской Е. Я., Чичерина А. В., Спендиаровой М. А. и др. людей, знавших Парнок Я., Никольской Т. Л. ИМЛИ (Институт мировой литературы).

194. Ф. 76, оп. 3, ед. хр. 143. Парнок Я. Письмо Полякову А.

195. Ф. 245, оп. 1, ед. хр. 11. Парнок Я. Письма Зайцевой В. А. Архив Дома-музея М.И. Цветаевой.

196. Парнок Я. Гимназическая тетрадь (фотокопия).

197. Парнок Я. Письма Ромену Роллану. НИОР РГБ (Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки).

198. Ф. Н. (Никитинские субботники), к. 6, № 32. Инбер В. Письма к Парнок Я.

199. Ф. 386, к. 97, № 35. Парнок Я. Письмо Брюсову В. Я. КР РИИИ (Кабинет рукописей Российского института истории искусств).

200. Ф. 8, раздел VII, ед. хр. 408. Парнок Я. Письма Римскому-Корсакову А.Н.

201. Ф. 28, ед. хр. 617. Парнок Я. Письма Штейнбергу М. О.