автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему: Сакрализация как феномен политической деятельности
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Янов, Сергей Вячеславович
Введение !
1 Процесс формирования доктринальных основ сакрализации: теоретико-методологический аспект
1.1 Основы сакрализации в католической патристике
1.2 Современное развитие доктринальных основ сакрализации
2 Религиозное санкционирование в политической практике Римско-католической церкви
2.1 Религиозно-политическая деятельность Ватикана
2.2 Структура и компоненты сакрализационной практики
Введение диссертации2002 год, автореферат по политологии, Янов, Сергей Вячеславович
На фоне глобальных научно-технических, идеологических, социально-политических изменений происходит крупный цивилизационный сдвиг, означающий вступление мирового сообщества в постиндустриальную фазу общественного развития. И как следствие, с утратой обществом привычных ценностей и ориентации, с появлением идеологического вакуума и распространением негативных футурологических прогнозов активизируется и проявляет положительные тенденции к развитию такое явление в структуре религиозно-политических отношений, как сакрализация - процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования общественного сознания, деятельности и поведения людей социальных и политических отношений и институтов общества.
Таким образом, глобальная проблема трансформации политических отношений своеобразно проявилась в активной динамике сакрализационных процессов.
Сакрализация как явление не ограничивается только рамками религиоведческой проблематики. Именно комплекс социально-политических причин, породивший ощущение бесперспективности жизни, невозможности установления гармоничных отношений в обществе, осуществления гуманных идеалов, создал благоприятные условия для активного проявления сакрализации.
В настоящее время и в России после более чем десяти лет различных реформ, отмеченных эйфорией религиозного пробуждения, позволившей религии выйти из "подполья", легализоваться, сакрализация становится проблемным явлением и для российского общества. В России, по данным Министерства юстиции, зарегистрировано более 350 новых религиозных движений, которые, используя мощную ресурсную базу, пытаются закрепиться в российском обществе изменяя "религиозную карту" России.
Это обстоятельство вызывает, как известно, активную реакцию со стороны такой религиозной организации, как католическая церковь, которая стремится закрепить за собой приоритетное право на освоение новых конфессиональных пространств на постсоветской территории. При этом на традиционные религиозные организации с их стороны оказывается последовательное давление с целью именно изменить конфессиональное соотношение в свою пользу.
Вполне оправдано то, что религиозные организации в этих условиях начинают искать покровительства государственных, властных структур, включаясь в процесс сакрализации. Происходит своеобразное проникновение религиозных структур различной конфессиональной принадлежности, в социальные и политические отношения и институты общества, параллельно вовлекая их в сферу своего религиозного санкционирования.
Русская православная церковь как традиционная религиозная организация, претендующая на духовную монополию, пока занимает доминирующее положение в России, но на территории постсоветского пространства, на Украине и в республиках Балтии Русская православная церковь утрачивает свои позиции, оставляя свои конфессиональные территории католической церкви (и не только этой религиозной организации). Причем поступательное, структурное продвижение католической церкви достаточно определенно просматривается и в пределах самой России. Только в Краснодарском крае открыто 11 новых католических приходов. В масштабах же конфессионального пространства России декретом главы Ватикана образовано 8 диоцезов, которыми управляют 4 католических кардинала.1
Все эти моменты порождают религиозно-политические проблемы, которые напрямую связаны с таким явлением как сакрализация.
Наиболее полную, на наш взгляд, возможность исследовать сакрализацию как феномен политики дают материалы доктринального учения и религиозно-общественной практики такой уникальной религиозно-государственной структуры, как Римско-католическая церковь.
Данная религиозная организация прежде всего уникальна своим религиозно - политическим и организационно-структурным статусом; Ватикан - идейно-политический, хорошо организованный центр католической церкви с полномочиями суверенного государства и возможностями мировой над национальной организации. Католическая церковь, как ни одна из христианских церквей в своих глобальных претензиях и миссионерской практике унаследовала космополитические идеи раннего христианства. Она в своем подходе к участию в мировой политике руководствуется космополитической идеей Нового завета о том, что "нет ни еллина, ни иудея".1 Осуществляя библейскую миссию крещения всех народов в соответствии со своими интересами. Во всем мире сейчас насчитывается около одного миллиарда католиков разных национальностей, представляющих различные социальные слои населения. Уникальность этого религиозного института заключается и в том, что католическая церковь поддерживает официальные отношения со всеми государствами -членами ООН.
Дипломатические отношения с Ватиканом поддерживают 162 государства. Ватиканом накоплен огромный опыт в сфере религиозно-общественных отношений и взаимодействия между политической властью (государством) и церковью, воплощающей религиозную власть. Святой Престол активно участвует в работе международных организаций - ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совета Европы, Всемирного Совета церквей и т.д.
Представляет так же большой интерес практика католической церкви в осмыслении политической жизни общества с религиозной точки зрения.
Кол 3,11.
2 www.vatican.org
Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы и необходимость ее преломления в религиозно-политическом опыте Римско-католической церкви.
Степень научной разработанности проблемы, особенно в отечественной науке недостаточна, поскольку существовали объективные причины.
В советский период существования Российского государства, при господствующем атеистическом мировоззрении в обществе и при полном государственном контроле над деятельностью любых религиозных организаций не было оснований для рассмотрения проблемы вовлечения в сферу религиозного санкционирования политических отношений и институтов общества. Так же, в этот период подавлялась деятельность и католических структур в пределах социалистического лагеря. Дипломатические отношения в полном объеме с Ватиканом Россия установила только в 1999 году.
Тем не менее в контексте анализа секуляризационной проблемы с позиций марксистской идеологии и методологии, рассматривались отдельные элементы такого явления как сакрализация в трудах следующих авторов. К ним, в частности, относятся O.A. Артуров, Е.М. Бабосов, И.Р. Григулевич, H.A. Ковальский, Е.А. Коровин, В.А. Куроедов, С.К. Маркевич, А.Д. Метелев, З.Е. Моравский, Н.П. Муньков, М.П. Мчедлов, Б.Я. Рамм, М.М. Шейнман.1
1 Артуров O.A. Ватикан и его политика. М.,1947; Бабосов Е.М. Тейярдизм: попытка синтеза науки и христианства. Минск, 1970; Григулевич И.Р. Папство. Век XX. М., 1981; Ковальский H.A. Ватикан и мировая политика. М., 1964; Ковальский H.A. Религиозные организации и проблемы европейской безопастности и сотрудничества. M., 1977; Ковальский Н., Иванова Н. Католицизм и международные отношения. М., 1989; Коровин Е.А. Католицизм как доктор современной мировой политики. М., Л., 1931; Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. М., 1984; Маркевич С.К. Тайные недуги католицизма. М., 1967; Метелев А.Д. Ватикан. Л., 1926; Моравский З.Е. Ватикан издали и вблизи. M., 1981; Муньков Н.П. Идеология и политика современного Ватикана. Казань, 1962; Мчедлов М.П. Религия и современность. М., 1982; Рамм Б.Я. Современный Ватикан. Л., 1956; Шейнман М.М. Современный Ватикан. М., 1955; Шейнман М.М. Ватикан и католицизм в конце XIX - начале XX в. M., 1958; Шейнман
Другая важная особенность в исследовании отдельных элементов комплекса проблем сакрализации заключается в богословском или апологетическом подходе к ним со стороны зарубежных ученых. Отдельные элементы этого комплекса рассматриваются ими только в структуре, общей более объемной, и к тому же, теологической проблемы мировой евангелизации, в некоторых работах, усиленной прозелитизмом. К таким работам относятся исследования А. де Любака, Б. Паскаля, А. Штрукеля, П. Делоза, П. Шоню, Е. Дюпюи, О. Клемана, Э. Леграна, И. Мелиа, К.Аргенти.1
Кроме того, итоги недавней конференции близкой по тематике данному диссертационному исследованию, проводившейся Институтом "Открытое- общество", показали, что ряд участников работает над отдельными сегментами проблемы сакрализации, рассматривая их в правовой плоскости регулирования государственно-религиозных отношений. Это Н. Трофимчук, А. Григоренко, А. Пчелинцев, С. Проскова и Р. Минней-.2
Данная проблема в вышеупомянутых трудах присутствует лишь контурно или фрагментарно, и требует дальнейшей разработки. Это обстоятельство дает основание полагать, что до настоящего времени проблема сакрализации комплексно и в политическом ракурсе рассматривалась недостаточно.
М.М. от Пия IX до Павла VI. М., 1975.
1 Де Любак А. Католичество. Милан, 1999; Паскаль Б. Мысли. М.,2000; Штрукель Л. О славе Божией. М., 2000; Делоз П. Социология святости. Париж, 1988; Chaunu P.Histoire quantitative, histoire serielle. Paris, 1988; Дюпюи Б. Библейское обоснование первенства Римского епископата на Востоке и на Западе. Париж, 2000; Клеман О. Папа, собор и император в эпоху семи Вселенских соборов. Париж, 1998; Легран Э. Некоторые замечания по поводу Сардикийского собора и восприятия его определений: Рим -апелляционная или кассационная инстанция? Париж, 2000; Мелиа И. Пентархия и примат. Париж, 1999; Аргенти К. Свобода поместных церквей и единство. Церкви. Париж. 1998.
2 Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Сб. науч. тр / Институт «Открытое общество» / Отв. ред. K.C. Иванов. М. 1999.
Следует отметить также труды, посвященные концептуальным проблемам религии и общества, которые способствовали комплексному научному осмыслению проблемы сакрализации, как политического явления.1
С учетом изложенного автор стремился реализовать основную цель диссертационного исследования - на основе комплексного анализа католической патрологии и современной религиозно-политической практики Ватикана раскрыть сущность сакрализации как политического явления, определить ее основные характеристики, выявить направления развития сакрализации, показать значение сакрализации как структурной части политики в современных общественно-политических отношениях.
Достижение указанной цели предполагает решение ряда конкретных задач: определение теоретико-доктринальных основ формирования сакрализации;
- анализ на основе пастырских документов Ватикана сакрализации как современного явления, и выявление вектора ее направленности;
- исследование влияния сакрализации на политическую сферу общества;
- раскрытие роли сакрализации как инструмента религиозной политики;
- описание общих направлений современной сакрализации.
Объектом диссертационного исследования является политический феномен сакрализации, предметом - сакрализация как часть структуры политических отношений католической церкви и общества, как процесс
1 Отто Р. Святое. Милан, 1989; Иоанн Павел II. Переступить порог надежды. Милан, 1994; Кимелев Ю.А. Философия религии. М., 1998; Ковальский Я.Б. Папы и папство. М., 1991; Маритен Ж. Философ в мире. M., 1994; Chenon Е. Le rôle social de l'Eglise. Paris, 1924; Chenu M.D. L'evangile dans le temps. Paris, 1964; Combes G. La doctrine politique de Saint Augustin. Paris, 1937; Defourny M. Les theories monétaires de S. Thomas. Louvain, 1939; Birou A. Combat politique et joi en Jesus - christ. Paris, 1973; Droulers P. Cattolicesimo sociale neisecoli XIX e XX. Roma, 1982; Milano S. La pauvreté en France. Paris, 1982 вовлечения в сферу религиозного санкционирования политических отношений и институтов общества.
Научная новизна исследуемой проблемы и получённых результатов состоит в выделении и рассмотрении сакрализации как политического явления, находящегося в пограничной зоне религиозного и политического и являющейся комплексной проблемой в сфере религиозно-политических отношений. Определена методология исследования сакрализации, проанализированы основные компоненты, направления и тенденций развития феномена сакрализации. Показана роль сакрализации в системе современных религиозно-политических процессов (на примере католической церкви). Определение сакрализации уже используется в справочной литературе.1 Проблемы влияния сакрализации на политический процесс, конфессионально-государственное взаимодействие, формирование новых структур в общественно-религиозной сфере были изучены в связи с современной динамикой развития религиозно-политических отношений.
Объектом самостоятельного исследования с использованием результатов анализа латентных признаков сакрализации стала сфера политических взаимоотношений католической церкви и общества. Выявлена специфика сакрализации, основанная на анализе ретроспективно-проблемного опыта католической церкви в сфере общественно-религиозных отношений.
В диссертации обозначена и проанализирована проблема влияния сакрализации на возникновение и развитие современных религиозно-политических процессов.
Новизной обладает также предмет исследования, поскольку не изучен потенциал сакрализации и особенности ее проявления в процессе взаимодействия церкви и общества. Предпринято теоретическое обобщение результатов, важных для понимания сакрализации как феномена современной общественно-политической жизни.
1 Mathieu-Rosay J. Dictionnaire du christianisme. Paris, 1990. P. 391.
Применен системный подход к изучению проблемы сакрализации и ее влияния на политическую деятельность, благодаря использованию методологического знания различных наук: философии, политологии, социологии и религиоведения. На основе сравнительно-исторического анализа предпринята попытка выделить структурные компоненты сакрализации (на материалах Римско-католической церкви), сохраняющие свое влияние на политическую деятельность, политические отношения и институты общества в течение длительного времени, вплоть до современности. Сделан вывод о возможности использования исторических данных о традиционных формах религиозно-политической мысли католической патристики (теоретического наследия Отцов церкви) для анализа современных сакрализационных процессов, вне зависимости от конфессиональной ориентации.
Рассмотрение феномена сакрализации как части современных политических отношений позволило выявить динамику особой значимости взаимодействия религиозных организаций и политических институтов общества.
Система полученных выводов позволяет рассматривать сакрализацию в качестве одного из важных атрибутов общего политического процесса, что особенно актуально для современного периода, в связи с быстро возрастающим значением религиозного фактора в жизни общества.
Проанализировано усиление влияния религиозных структур на развитие общественно-политических отношений.
Выявлены факторы сакрализационной активности, наиболее устойчивые в различных пространственно-временных отрезках.
В диссертации рассматриваются новые подходы к изучению религиозно-политических процессов, в том числе такой актуальной формы этих процессов, как вовлечение в сферу религиозного санкционирования институтов современного общества и политических отношений.
Введение понятия "сакрализация" в активный оборот политологического исследования и дальнейшее ее изучение способствуют более глубокому теоретическому осмыслению проблемы общественно-религиозных отношений. Практические рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы в процессе взаимодействия религиозных организаций и политических институтов общества, в разработке программ научно обоснованной политики в отношении религиозных структур различной конфессиональной ориентации.
Автор выносит на защиту ряд положений:
1. Сакрализация - достаточно специфический и относительно автономный элемент более общей системы конфессионально-общественных отношений. Она детерминирует вектор развития религиозной структуры в обществе, определяет постоянно меняющиеся координаты конфессиональной организации в современной системе политических отношений. Сакрализация является поступательным процессом, представляет собой часть общего процесса политических изменений в современном мире.
2. Сакрализация - многофункциональная, доктринальная система религиозного влияния на устройство современного общества. Религиозная конфессия, в зависимости от исторического наследия и политической конъюнктуры, может проявлять себя более или менее активно в системе сакрализационного процесса. Интенсивность сакрализации во многом ситуативна.
3. Сакрализация имеет сложную структуру. Она определяется объективными факторами, такими, как степень традиционности религиозной организации для данного общества, наличие современной ресурсной базы у религиозной структуры, уровень включенности представителей той или иной конфессии в систему государственных отношений. При этом указанные объективные факторы могут кардинально изменяться во времени, соответственно влияя на динамику и структуру сакрализации.
В условиях нестабильного взаимодействия политических институтов общества интенсивность сакрализации резко возрастает.
Ведущими показателями сакрализации являются уровень религиозности в обществе и конфессиональные предпочтения граждан.
5. Показатели сакрализационной активности обнаруживают высокую степень устойчивости. Вопрос относительной устойчивости векторных направлений сакрализационного процесса во взаимодействии с политическими институтами является чрезвычайно важным и представляет интерес как с точки зрения теоретической, так и прикладной науки. Исследование этой проблемы раскрывает один из механизмов функционирования религиозной структуры в политической сфере и кроме того позволяет выявить факторы сакрализационной динамики, являющиеся индикаторами вовлечения в сферу религиозного санкционирования политических отношений и институтов общества.
Исследование такой уникальной религиозно-государственной структуры, как Римско-католическая церковь, позволяет высказать предположение, что у сакрализации, как составной части политики, имеются предпосылки к дальнейшему развитию. Изучение процесса формирования условий сакрализации и ее дальнейшего развития наиболее эффективно на примере взаимодействия двух различных институтов, религиозного института - католической церкви и политического института - государства Ватикан. Религиозный и политический компоненты глубоко проникли друг в друга в этой уникальной, в том числе и по уровню своего политического влияния и международного авторитета, структуре. Анализ сакрализационного процесса и его влияния на структуру современного общества предполагает учет степени религиозности населения. Сакрализация может существовать как на индивидуальном уровне религиозного санкционирования, так и на уровне массовой идеологии, формулируя и формируя системы взглядов и идей. Идеология предпочтения религиозного мирскому часто формируется под влиянием вывода о неспособности светских структур эффективно решать возникающие социально-политические проблемы, затем идеология подкрепляется доктринальными положениями и внедряется в общественное сознание. Сакрализация может проникать в целостные идеологические системы не только от одной строго определенной конфессии, но одновременно и от структур другой конфессиональной направленности, выходя далеко за границы традиционных культовых предпочтений данного общества.
Практическая значимость исследования определяется актуальностью исследуемой проблемы, направленностью исследования на изучение религиозно-политических процессов и конкретно процесса вовлечения политических отношений и институтов общества в сферу религиозного санкционирования.
Результаты исследования могут стать основой для дальнейших научных изысканий в сфере общественно-религиозных отношений. Сделанные выводы позволяют выработать предложения, направленные на повышение эффективности регулирования отношений между государством и религиозными организациями. А также, позволяют рационально использовать положительный потенциал религиозных организации в решении политических проблем общества.
Предложенные результаты диссертационного исследования позволяют с политологической точки зрения оценить непростые межконфессиональные и религиозно-государственные отношения и их развитие в общей теории рационального взаимодействия религиозного и светского.
Методологическая основа диссертации определяется спецификой и характером исследования. В методологическом аспекте исследование ориентировано на концепцию теории социального смысла веры, представленную работами П. Делоза, Э. Буонаюти, И.Б. Метца, Э. Блоха, Ф.Био.1 С точки зрения указанной концепции и с учетом методологического
1 Дёлоз П. Социология святости. Париж, 1988; Buonaiuti; E.L' Essenza del Crislianesimo. Roma, 1982; Метц И. Отдельные аспекты теологии политики/Брюссель, 1997; Био Ф. Теология политики. Париж, 1992.; знания социологии религии, сакральные институты, представленные религиозными организациями, в данном случае Римско-католической церковью, органично входят в структуру общественных отношений, являясь одним из факторов трансформации общества в целом и политической сферы в частности1.
В рамках данной концепции сакрализация рассматривается как комплексное явление, которое влияет с различной степенью активности и эффективности на политические отношения и общественные институты.
Концепция теории социального смысла веры дает возможность рассмотреть сакрализацию как целостный политический феномен, определяемый сакрально-философскими началами.
Материалы настоящего исследования требуют краткого описания, поскольку в диссертации использован широкий круг различных источников, подбор которых определялся поставленной целью и задачами. Главное содержание работы основано на материалах, относящихся к патристическому наследию христианства и философским трудам в рамках патрологии, а также на документах католической церкви, определяющих современную политическую конструкцию взаимоотношений религиозного и мирского. Эти материалы дополняют друг друга в накоплении данных для политического анализа сакрализации.
Результаты, проанализированные в рамках единой концепции, позволяют делать выводы о наличии стабильной положительной динамики в процессе сакрализации. Автор полагает необходимым изложить основные характеристики использованных при написании диссертации материалов и дать, таким образом, возможность сделать выводы об их представительности и правомерности использования для достижения цели данного диссертационного исследования.
Блох Э. Атеизм в христианстве. Милан, 1994.
Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. М., 1994.; Вебер М. Протестантская этика и дух квапитализма. М., 1996.
Первый вопрос, требующий внимательного рассмотрения, касается данных, которые служат основным источником, а значит, являются и непосредственным предметом анализа и осмысления. Это собственно те тексты и факты, в которых высказаны или отражены взгляды Римско-католической церкви на общество и общественные отношения в политическом аспекте, включая и те, что послужили источником для выражения этих взглядов, и в конечном счете содействовали лучшему их пониманию. Эти данные составляют фундамент исследования религиозно-политических отношений. Это в особенности относится к сочинениям Отцов церкви, которые являются в одинаковой мере и авторами доктринальных положений, определяющих взаимодействие Римско-католической церкви и общества, и очевидцами оформления этих положений в конкретные директивные документы, характеризующие практические шаги Римско-католической церкви в политической сфере.
Особый род документов можно назвать пастырскими документами, так как они являются инструментом, определяющим качественные, динамические и векторные показатели сакрализации в рамках отношений Римско-католической церкви и общества. Это прежде всего папские и епископские послания, личные и совместные пастырские послания епископов и документы Ватикана, особенно те из них, которые скреплены подписью папы, то есть энциклики, анализ которых имеет ключевое значение, так как по канонам Римско-католической церкви энциклики не подлежат обсуждению и обязательны к исполнению католиками. Догматические конституции и документы, принятые в рамках работы Второго Ватиканского Собора. Документами особого рода становятся в последнее время материалы Синода епископов, в которых следует четко отграничить рабочие материалы от документа, который является итогом всей работы синода и приобретает ранг папского документа апостолического значения.
Наконец, последний род материалов, которые использованы в настоящем исследовании, это научные труды католических ученых, теологов, философов и социологов. Правда, престиж их научного наследия иной, нежели учения, проповедуемого церковью, но, несомненно, это научные труды тех людей, которые, благодаря своему научному вкладу, пользуясь заслуженным авторитетом, участвуют в формировании современной политики католической церкви, определяя тактику сакрализации. Иоанн Павел II говорит даже об их особом призвании, определяя это так: "Призвание теологов и всех людей науки в лоне церкви в том, чтобы соединять, связывать веру со знанием и мудростью, содействовать их взаимопроникновению".1
Структура и основное содержание диссертации. Раскрытие темы сакрализации как феномена политики требует рассмотрения нескольких основных проблем: формирование доктринальных основ сакрализации, религиозное санкционирование в политической практике католической церкви и ее структурные компоненты. Выделение данных проблем в качестве основных определило структуру диссертации.
В первом разделе "Процесс формирования доктринальных основ сакрализации: теоретико-методологический аспект", состоящем из двух подразделов, основное внимание уделено анализу патриотического наследия католической церкви, заложившего доктринальные основы и векторную направленность сакрализации.
Во втором разделе "Религиозное санкционирование в политической практике Римско-католической церкви" как продолжение анализа католической патрологии рассматривается политическая практика Римско-католической церкви в документах апостолического значения.
Анализируемые в данном разделе документы, относящиеся к периоду регулярного обращения глав католической церкви к политической проблематике (от Льва XIII до Иоанна-Павла II), дают возможность определить современные направления развития сакрализации и раскрыть ее структурные компоненты во взаимодействии католической церкви и современного общества.
В заключении подводятся общие итоги диссертационного исследования, делаются обобщения и выводы, дается прогноз основных тенденций развития рассматриваемой проблемы. В частности, определяются цели, задачи, структура и направления дальнейшего развития процесса сакрализации.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Сакрализация как феномен политической деятельности"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный теоцентризм интегрируется в антропоцентризм, а схоластические методы дополняются методами позитивных наук: политологии, социологии и т.д. Это изменение предмета и метода современной теологии подводит к выводу, что теологическая мысль старается выработать такие программы и пути их реализации, которые дали бы возможность нового решения действительных проблем современного человека и общества.
Конечно, теологическая мысль, в том числе и обновленная, не дает исчерпывающих ответов на вопросы, волнующие сегодня человечество. Однако утверждение это отнюдь не означает, что для современных исследований безразлична форма и направление теологической мысли и практики. В любом случае здесь не может быть и речи о пренебрежении изменениями в современной сакрализационной теории и практике.
Католическая церковь активно стремится к политическому сотрудничеству с международными и национальными прогрессивными демократическими структурами. Для современной сакрализационной практики католической церкви характерно обращение к "миру", обращение "лицом" к проблемам современного общества и человека, пробуждающее ответственность за исторический процесс, призывающее к участию в политической жизни общества, подчеркивая при этом свою надпартийность, определяющую ее высший авторитет. Этой же цели служат и утверждения о политической нейтральности церкви, разделении сфер влияния религии и политики, о верховенстве церкви над политическими институтами, примате ее целей по отношению к целям социальным. Утверждения политической нейтральности подчинены верховной религиозной цели: сохранению религиозных ценностей и осуществлению религиозного плана освобождения человека в эсхатологическом Царстве Божьем под контролем и с санкции религиозных структур. Следует особо отметить, обобщая методы и направления сакрализационной практики, что Римско-католическая церковь намерено обходила чисто политическую сферу, при этом делая акцент на социальном содержании. Новые формы теологической практики являются составляющими сакрализации, которая, сокращая сферу трансценденции, все более преобразуется (если смотреть в политической перспективе) в мощное течение общественной идеологии и современной религиозно-политической практики.
Сакрализация в ее современной католической трактовке отражает противоречия и конфликты между выражающими различные религиозно-политические интересы группировками, их политическими программами и системами ценностей.
Изменения в сознании верующих, участвующих в политической жизни общества, стимулируют католическую церковь активизировать процесс сакрализации, оперативно меняя ориентацию на действительные проблемы общественной жизни. В противном же случае им угрожают разрыв контакта с паствой (обществом) и утрата контроля над политической действительностью.
Наличие религиозно-политической поляризации в христианстве отражается в поляризации теологических течений, призванных облегчить процесс сакрализации. Условием сохранения католического влияния и политической жизнеспособности церкви становится активная сакрализация с признанием теологического и социально-политического плюрализма.
Переориентация католической доктрины, как основного фундамента сакрализации, происходящая в рамках моральной ответственности христиан за социальный мир, привела к оформлению двух главных направлений в католической теологии и сакрализационной практике: реформистского течения, которое моральную ответственность за мир интерпретирует в духе ответственности за существующий мировой порядок, нуждающийся в религиозном реформировании, но не в радикальном изменении, и второго течения, отделяющего религиозное от политики, акцентирующего необходимость религиозно-политического диалога.
Сакрализация, как инструмент политической практики, которую церковь сегодня предлагает обществу, приобретает черты доктрины и доктрины привлекательной, соответствующей их чаяниям. Кроме того, та широта, с какой себя проявляет феномен сакрализации в современной общественно-политической сфере, дает основание полагать, что при осуществлении дальнейшей активной сакрализационной политики церковь воплотит в реальность свои притязания на "духовное" руководство миром. Сакрализация призвана обеспечить сохранение за церковью монополии на определение нравственных принципов, которые мирянин обязан соблюдать во всех сферах своей жизни, т.е. не только в личной, но и в общественно-политической.
Требуемая многими представителями церкви "автономия мирян" подразумевает автономию деятельности и мышления в рамках сакрализации; правилами поведения остаются установленные церковью каноны. Моментом, определяющим поведение мирян, является не столько совесть, хотя ее роль в ориентации мирян сегодня особенно подчеркивается, а авторитет церкви. Настоящие теоретические положения и доктринальный фундамент сакрализации обеспечивают религиоцентризм идеологического мышления мирян, признание ими приоритета интересов церкви, которые логически формируются из следующих выявленных и сформулированных положений сакрализации:
- Сакрализация - многофункциональная система доктринального религиозного влияния на устройство современного общества;
- любая конфессия, в зависимости от исторического наследия, может проявлять себя активно в системе сакрализационного процесса; интенсивность сакрализации во многом ситуативна и определяется объективными факторами, степенью традиционности религиозной организации для данного общества, наличием современной ресурсной базы у религиозной структуры, уровнем включенности представителей конфессии в систему государственных отношений (указанные факторы могут изменяться во времени, влияя на динамику и структуру сакрализации);
- в условиях нестабильного взаимодействия социально-политических институтов общества интенсивность сакрализации резко возрастает;
- активным показателем сакрализации является уровень религиозности в обществе и конфессиональные предпочтения граждан;
- индикаторы-показатели сакрализационной активности обнаруживают высокую степень устойчивости. а) возрастание страха и растерянности от результатов научно-технической, социально-экономической и политической деятельности; б) угроза стать политической жертвой и объектом эксплуатации политических групп и сообществ; в) социально-политическое неравенство, голод, нищета; г) степень переносимых лишений; д) объем и уровень политических прав; е) нарушение прав личности; ж) ограничение доступа к поиску истины и свободы.
- сакрализация является достаточно специфическим и относительно автономным элементом более общей системы конфессионально-общественных отношений, так как доктринальные основы католицизма ныне учитывают так называемую автономию земной действительности, но только в определенных границах; границы этой автономии определяются религиозно-политическими целями;
- сакрализация указывает векторное развитие религиозной структуры в обществе, определяет постоянно меняющиеся координаты конфессиональной структуры в современной системе общественно-политических отношений. Векторные направления развития сакрализации определяются следующими позициями:
- человек как центральная фигура в политической деятельности, санкционированной религиозной организацией;
- защита прав личности на всех политических уровнях;
- формирование христоцентрического гуманизма как основы социальных и политических отношений;
- укрепление наднационального единства католической церкви в общественных и политических организациях любого уровня.
Принцип же подчинения бренного вечному, идея и понимание земной жизни как своеобразного выхода к трансцендентным целям являются прикрытием политических целей сакрализационного процесса, характерного для современного общества. Именно в таком ракурсе формулируется и формируется специфика и направления сакрализации, оформленные в директивных документах (энцикликах и т.д.) Святого Престола.
Проблема практического исполнения намеченных путей сакрализации относится к самым трудным вопросам "светской теологии". С одной стороны, церковь стремится формировать у мирян осознание примата потустороннего, сакрального над земным, а с другой - активизировать мирян в политической деятельности в интересах самой церкви, расширяя сферу сакрализации.
И наконец, сакрализация, как доктринальный инструмент, направляющий политическую активность на служение интересам церкви, должна нейтрализовать возможные санкции со стороны светской власти, которая, естественно, будет противодействовать нарушению основ общественно-политического порядка, к чему в определенных условиях приводит практическое осуществление сакрализации. Ведь нормы церковного права и религиозной морали далеко не всегда в наше время совпадают с нормами, принятыми в жизни государства.
Можно сделать вывод, что именно по этой причине в процессе сакрализации возникли концепция и теория деятельности мирян в пользу церкви, но без прямого участия самой церкви, т.е. деятельность под идейным руководством церкви, но под свою ответственность. Этот принцип, относится, в частности, к неформальным апостольским группам, действующим там главным образом, где у клерикальных структур нет шансов выступать в форме официально признанных церковных и религиозных организаций.
Принятие на себя доли ответственности за участие мирян в деятельности определенных политических структур обременяет церковь и издержками политических поражений, и плодами успехов, и сводит на нет настойчиво проповедуемое утверждение о "надпартийности" и "аполитичности" церкви.
Наконец, отмена формального надзора церковной иерархии над практической деятельностью апостольства мирян (как составной части сакрализации) должна создавать впечатление партнерства мирян и церкви, своеобразного возвышения мирян, призвана изменить складывавшееся столетиями представление о месте мирян в церкви, где им отводится роль исполнителей директив руководства церкви.
Церковь, конечно, вынуждена признать наличие и силу других организаций, имеющих вес в политической сфере, и вступать с ними в диалог, однако это не отменяет перспективной ориентировки ее не только на ведущую, но и на исключительную роль в политических отношениях.
Итак, нынешние усиливающиеся сакрализационные тенденции в обществе следует оценивать как успешный политический процесс восстановления позиций, которых церковь лишалась в результате секуляризации мира, как желание усилить в этом мире свое влияние и формировать его общественно-политический облик в соответствии с церковной традицией.
Независимо от различной риторики, сопутствующей доктринальным, идеологическим установкам церкви относительно функций структурной составляющей процесса сакрализации - апостольства мирян, следует^ исходить из того, что фактической целью приведения в действие механизма сакрализации является достижение католической церковью руководящего положения в общественно-политических структурах всех уровней.
Особо надо отметить, что сакрализация как феномен современной политики актуальна для всего общества в целом. Наличие религиозности в любом обществе делает процесс сакрализации почти универсальным. На разницу в оценке этого явления может влиять количество религиозных организаций, участвующих в процессе сакрализации, и их конфессиональная принадлежность.
Полученные выводы с определенной долей корректировки могут быть отнесены к религиозно-политической практике и других конфессий, религиозных культов и т.д.
Список научной литературыЯнов, Сергей Вячеславович, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"
1. Первое послание к Тимофею святого апостола Павла. М., 1979.
2. Послание к Колоссянам святого апостола Павла. М., 1979.
3. Послание к римлянам святого апостола Павла. М., 1979.
4. Речь Иоанна Павла II на Генеральной Ассамблее ЮНЕСКО. Милан, 1980.
5. Салазар А. Программные положения государственного строительства. Мадрид, 1961.
6. Св. Августин. О граде Божием. Варшава, 1977.
7. Св. Исидор Севильский. Трактат о Церкви. Варшава, 1986.
8. Св. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Брюссель, 1992.
9. Св. Фома Аквинский. Сумма теологии. Брюссель, 1992.
10. Аргенти К. Свобода поместных Церквей и единство Церкви. Париж, 1998.
11. Артуров O.A. Ватикан и его политика. М., 1947.
12. Бабосов Е.М. Тейярдизм: попытка синтеза науки и христианства. Минск, 1970.
13. Био Ф. Теология политики. Париж, 1992.
14. Блох Э. Атеизм в христианстве. Милан, 1994.
15. Второй Ватиканский собор. Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель, 1992.
16. Гергей Е. История папства. М., 1996.
17. Герри Е. Католическое действие. Париж, 1996.
18. Герри Е. Кодекс Католического действия. Милан, 1997.
19. Гоббс Т-. Левиафан, или Материя, форма й власть государства церковного и гражданского. М., 1991.
20. Григулевич И.Р. Папство век XX. М., 1981.
21. Де Виториа Ф. Теологические связи. Варшава, 1995.
22. Де Любак А. Католичество. Милан, 1992.
23. Де Рибаденейра П. Христианские принципы. Милан, 1988.
24. Де Мариана X. Регентство и искусство управлять. Париж, 1990.
25. Делоз П. Социология святости. Париж, 1988.
26. Демпф А. Сакральная империя. Мюнхен, 1996.
27. Дерн В. Католическое действие. Милан, 1995.
28. Дерн В. Опус деи в Испании. Милан, 1993.
29. Документы Фреибурско-Мехеленской Унии. Милан, 1954.
30. Дюпюи Б. Библейское обоснование первенства Римского епископата на Востоке и на Западе. Париж, 2000.
31. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Милан, 1994. 51 .Иоанн Павел II. Переступить порог надежды. Милан, 1994.
32. Клеман О. Папа, собор и император в эпоху семи Вселенских соборов. Париж, 1998.
33. Ковальский H.A. Ватикан и мировая политика. М., 1964:
34. Ковальский H.A. Религиозные организации и проблемы европейской безопасности и сотрудничества. М., 1977.
35. Ковальский H.A.,Иванова И.В. Католицизм и международные отношения. М., 1989.
36. Коровин Е.А. Католицизм как фактор современной мировой политики. М.-Л., 1931.
37. Кост Р. Евангелие и политика. Милан, 1997.
38. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. М., 1984.
39. Лаврецкий И.Р. Ватикан: религия, финансы, и политика. М., 1957.
40. Ле Вален И. Опус деи. Милан, 1992.
41. Легран Э. Некоторые замечания по поводу Сардикийского собора и восприятия его определений: Рим апелляционная или кассационная инстанция? Париж, 2000.
42. Мараш Я.Н. Ватикан и католическая церковь в Западной Белоруссии (1569-1795). М., 1971.
43. Маритен Ж. Интегральный гуманизм. Брюссель, 1996.
44. Маркевич С.К. Тайные недуги католицизма. М., 1981.
45. Мелиа И. Пентархия и примат. Париж, 1999.
46. Метелев А.Д. Ватикан. Л., 1926.
47. Метц И. Отдельные аспекты теологии политики. Брюссель, 1997.
48. Метц И.Б. Дискуссии о «политической теологии». Милан, 1989.
49. Моравский З.Е. Ватикан издали и вблизи. М., 1981.
50. Муньков Н.П. Идеология и политика современного Ватикана. Казань, 1962.
51. Мчедлов М.П. Религия и современность. М., 1982. 72.Отто Р. Святое. Милан, 1989.
52. Паскаль Б. Мысли. М., 2000.
53. Рамм Б.Я. Современный Ватикан. JL, 1956.
54. Ранер К. Теология и антропология. Париж, 1997.
55. Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Сб. науч. тр. / Институт "Открытое общество" /Отв. ред. К.С. Иванов. М., 1999.
56. Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. М., 1938.
57. Срединская Н.Б. Трактат Фомы Аквинского «О правлении государей»// Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (XI-XVII вв.). Л., 1990.
58. Тейяр деШарден П. Сотворение земли. Париж, 1996.
59. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Брюссель, 1994.
60. Филип Ж. Роль мирян в Церкви. Париж, 1994.
61. Фон Балтазар Г.У. Миряне и апостольство. Милан, 1988.
62. Хауслер Б. О народе Божьем. Милан, 1990.
63. Чиварди Л. История Католического действия в Италии. Милан, 1996.
64. Шейнман М.М. Ватикан и католицизм в конце XIX начале XX в. М., 1958.
65. Шейнман М.М. От Пия IX до Павла VI. М., 1979.
66. Шейнман М.М. Современный Ватикан. М., 1955.
67. Штрукель А. О славе Божией. М., 2000.
68. Эска Ю. Модель прогрессивного интегризма. Милан, 1990. 90.Эспозито Р.Ф. Функции апостольства католиков. Милан, 1995.
69. Утц А.Ф. Социальная сумма Пия XII / А.Ф. Утц, Ж. Гроне. Брюссель. 1998.
70. Barbier M. Religion et politique dans la pensee moderne. Nancy, 1987.
71. Buonaiuti E. L'Essenra del Cristianesimo. Roma, 1982.
72. Birou A. Combat politique et joi en Jesus christ. Paris, 1973.
73. Chaunu P. Histoire quantitative, histoire serielle. Paris, 1988.
74. Chenon E. Le role social de l'Eglise. Paris, 1924.
75. Chenu M.D. L'evangile dans le temps. Paris, 1964.
76. Gauchet M. Le desenchantement du monde. Paris, 1985.
77. Gilson E. Les metamorphoses de la cite de Dieu. Louvain, 1955.
78. Kepel G. Les politiques de Dieu. Paris, 1993.
79. Kothen R. Lenseignement social de L Eglise. Louvain, 1949.
80. Mathieu-Rosay J. Dietionnaire du christianisme. Paris, 1990.
81. Peguie C. Marsel, premier dialogue de la site harmonieuse. Paris, 1989.
82. Riviere C. Les liturgies politiques. Paris, 1988.
83. Sechler M. Le salut et l'histoire. La pensee de S. Thomas sur la Theologie de l'histoire. Paris, 1967.
84. Suarez F. Opera omnia. Paris, 1861.107. www.vatican.org