автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Санои Газнави и его маснави "Хадикатулхакикат"

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Давлатова, Холида Муллошоевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Санои Газнави и его маснави "Хадикатулхакикат"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Санои Газнави и его маснави "Хадикатулхакикат""

На правах рукописи

Давлатова Холида Муллошоевна

САНОИ ГАЗНАВИ И ЕГО МАСНАВИ «ХАДИКАТУЛХАКИКАТ»

Специальность: 10.01.03 -Литерат>'ра народов стран зарубежья (таджикская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Душанбе-2011

2 8 АПР 2011

4844738

Работа выполнена в Отделе текстологии, исследования письменного наследия Института востоковедения и письменного наследия Академии наук Республики Таджикистан

Научный руководитель: - доктор филологических наук,

член-корреспондент Академии наук Республики Таджикистан Назриев Джурабек

Официальные оппоненты: - доктор филологических наук,

член- корреспондент Академии наук Республики Таджикистан Муллоахмадов Мирзо

- кандидат филологических наук, доцент Солехов Мирзо

Ведущая организация: - Таджикский государственный

институт языков им. С. Улугзода

Защита состоится «¿5" » .¿са2011 г. в /&часов на заседании диссертационного совета Д 047.004.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Институте языка и литературы им. Рудаки Академии наук Республики Таджикистан (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, 21)

С диссертацией можно ознакомит!,ся в Центральной научной библиотеке им. Индиры Ганди Академии наук Республики Таджикистан (734025, г.Душанбе, пр. Рудаки, 33).

Автореферат разослан «5ъс/н/рл? 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Касимов О.Х.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. После полного распада державы Саманидов в конце X века, бразды правления государством перешли в руки Газневидов во главе с Султаном Махмудом Газнави, избравших город Газ ну своей столицей. В X1-X1I веках, с приходом к власти Газневидов, несмотря на утрату былой славы литературного круга Бухары, в Газне появляется мощный литературный круг, в который входили Абулькасим Унсури (970-1141), Фаррухи Систоии (у. 1038), Манучехр Домгони (у. 1041), Масъуди Саъди Салмон (1046-1122) и другие, оставившие глубокий след в персидско-таджикской литературе. Их наследие в определенной степени изучено и рассмотрено.

Наряду с упомянутыми поэтами, Санои Газнави также обладает своим статусом великолепного мастера поэтического слова, однако, несмотря на то, что он считается одним из выдающихся представителей персидско-таджикской литературы литературного круга Газны, его жизнь, труды, в частности маснави «Хадикатулхакикат» всё еще не изучены в достаточной степени таджикским литературоведением. Актуальность рассматриваемой темы и необходимость её исследования обусловлены, прежде всего тем, что Санои Газнави с сегодняшней точки зрения, признан Fíe только как яркий представитель творческой среды того времени, по и как новатор в области формы и содержания персидско-таджикской поэзии. Структура «Хадикатулхакикат», тема, стиль повествования маснави vi многое другое свидетельствуют о том, что Санои Газнави является первооткрывателем в одном из уникальных направлений персидско-таджикской литературы, какой является суфийская литература. Если с их позиций попытаться оценить жизнь и литературное наследие великого поэта - суфия, то еще раз можно убедиться в актуальности настоящей темы.

Следует добавить, что основы персидско-таджикской суфийской литературы были заложены благодаря бесценному наследию Санои Газнави, прежде всего маснави « X а д и к ату л ха к и кат », которое обеспечило автору широкую известность и славу. Изучение и исследование этого выдающегося произведения дает нам возможность получить более полное представление о традиции сочинения маснави в период Газневидов и о литературе данного периода в целом.

Степень изученности темы. Санои Газнави получил известность в литературных кругах будучи молодым поэтом. Первые отзывы и оценки его творчества были высказаны еще при его жизни. В литературных и исторических источниках, воспоминаниях современников и в многочисленных последующих сочинениях, наряду с известными поэтами персидско-таджикской литературы, неоднократно упоминаются высокий поэтический талант, мастерство и зрелость Санои, а также отдельные факты его биографии. Среди таких источников можно выделить «Лубобулалбоб» Мухаммеда Авфи Бухорои, «Чахор макола» Низоми Арузи Самарканда «Тазкиратушшуаро» Давлатшоха Самарканди, «Нафахотулунс» Мавлоно Джами, «Хафт иклим» Амин Ахмади Рази и несколько других мемуаров, которые подробно приведены во введении диссертации.

В отечественном литературоведении, а также в мировом востоковедении, о жизни и творчестве Санои Газнави встречаются интересные упоминания по тому или иному поводу в трудах Шибли Нумони, Эдварда Брауна, Германа Эте, Ризозода Шафака, Забехулло Сафо, Сайда Нафиси, Абдулхусайна Зарринкуба, Евгения Эдуардовича Бертельса, Халилуллоха Халили, А.Арберри, Мазохира Мусаффо, Мударриса Разави, Холика Мирзозода, Расула Ходизода, Алохона Афсахзода, Кароматулло Олимова, Шоди Шокирзода, Худой Шарифова и других. Кроме того, представляют интерес упоминания о наличии тех или иных рукописей произведений Санои Газнави в списках рукописей библиотек мира.

Цель н задачи исследования. Целыо исследования являются реконструкция жизненного пути, наследия Санои Газнави и филологическое исследование его маснави «Хадикатулхакикат». Учитывая достаточно широкий диапазон вопросов, связанных с наследием поэта, основное внимание в работе сосредоточено на анализе идейно- тематической основы маснави, особенностях художественного стиля поэта, его духовно-нравственной концепции.

Для достижения этой цели в диссертации предпринята попытка решения следующих задач:

- воссоздать как можно более полную биографию Санои Газнави на основе литературных и исторических источников, трудов отечественных и зарубежных исследователей;

- рассмотреть творческую судьбу Санои и определить его место в общем процессе развития художественной мысли и духовно-нравственных исканий времени; .

- определить специфические особенности мастерства поэта в контексте созданных им художественных жанров, выявив, таким образом, малоизученные и недостаточно известные стороны его творчества;

- проанализировать тематику маснави «Хадикатулхакикат», содержание произведения, в том числе коранических и исторических рассказов, легенд и народных сказаний в нем с целыо подтверждения мастерства поэта в создании образов; - определение литературных и художественных достоинств маснави, а также статуса и положения «Хадикатулхакикат» в истории персидско-таджикской литературы;

- выявить особенности стилистической системы «Хадикатулхакикат», признанного первым крупным суфийским произведением в истории персидско-таджикской литературы и ставшего для поэтов последователей Санои, таких как Шейх Фаридуддин

Аттар и Мавлана Джалолуддин Руми, образцом при создании собственных оригинальных мае нави; - уделить внимание духовно-нравственным идеям поэмы, повлиявшим на язык и стиль произведения и способствовавшим формированию и развитию суфийской литературы.

Методологические основы исследования. В процессе работы над литературными источниками автор пользовался возможностями сравнительно-исторического метода исследования. Теоретическим фундаментом исследования послужили труды таких литературоведов и востоковедов, как Герман Эте, Эдвард Браун, Бадеуззамон Фурузонфар, Сайд Нафиси, Моил Хирави, Шафеи Кадкани, Мазохир Мусаффо, А. Арберри, Абдугани Мирзоев, А. Е. Крымский, Ян Рипка, Халилуллох Халили, Мударрис Разави, Евгений Эдуардович Бертельс, Н.И. Пригарина, Худой Шарифов, М.Л. Рейснер, Алохон Афсахзод, Джурабек Назриев и другие.

Научная новизна работы. В диссертации впервые в таджикском литературоведении на основе произведений самого поэта и доступных источников, автором проведена более полная и всесторонняя работа по изучению и исследованию жизни и творчества Сапой Газнави, в особенности наиболее значимых аспектов идейно-художественной специфики маснави «Хадикатулхакикат» поэта-мьтслителя. Таким образом, впервые предприняты усилия для более развернутого анализа структуры, содержания поэмы, вопросов мастерства поэта, художественных деталей, стиля, языка сочинения, чему до настоящего времени уделялось недостаточно внимания со стороны исследователей творчества Санои. Все это дало возможность не только воссоздать художественный облик Санои Газнави, как великого поэта суфийской литературы, но и заложить определенные предпосылки для раскрытия многих общих проблем творчества представителей данного направления персидско-таджикской литературы.

Источники исследования. К основном и первостепенным источникам, использованным в настоящей диссертации относятся рукописи произведений Санои Газнави, которые хранятся в библиотеках Республики Таджикистан, книги, вышедшие в свет здесь, в том числе «Избранные произведения» Хакима Санои в двух томах, (на таджикском языке) опубликованные в 1993-1994 годах издательством «Адиб», благодаря стараниям таджикского исследователя творчества Санои Кароматулло Олимова, маснави «Хадикатул-хакика ва шариатугтарика», опубликованное в 2008 году издательством «Дониш» усилиями редакторов текста К. Олимова и А. Хисориева, и научные тексты, изданные за пределами Таджикистана, такие как «Девон» Хакима Абулмаджда Мадждуда ибн Одама Санои Газнави (составитель Мударрис Разави. Издательство «Санои». - Тегеран, 1380), «Хадикатулхакика ва шариатугтарика» Санои Газнави (автор предисловия и редактор Мухаммад Рушаи. Издательство «Нигох». - Тегеран, 1377) «Маснави Хакима Санои» (составитель Мухаммадтаки Мударрис Разави - Тегеран, 1348).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные положения и выводы диссертации могут быть полезны при изучении персидско-таджикской суфийской литературы. Теоретическое значение работы заключается в том, что она связана с исследованием истоков суфийского маснави и создаёт плодотворную почву для поэтапного рассмотрения исторического развития данной жанровой формы. Практическая значимость работы связана с возможностью использования её материалов при чтении курса лекций, спецкурсов, включения их в учебные пособия, а также в последующее издание «Истории персидско-таджикской литературы».

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы нашли отражение в научных статьях, посвященных исследованию маснави «Хадикатулхакикат» Санои Газнави и опубликованных в научных журналах и

сборниках, а также в докладах и сообщениях, на различных республиканских научно - практических конференциях.

• Диссертация обсуждена на расширенном заседании Отдела исследования и публикации письменного наследия Института востоковедения и письменного наследия Академии наук Республики Таджикистан (06. 07. 2010 г. протокол №7) и нз расширенном заседании отделов классической литературы, фольклора и современной литературы Института языка и литературы им. Рудаки Академии наук Республики Таджикистан 12.10 2010 г. протокол №.8)

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих ряд разделов, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновываются актуальность темы, степень её изученности, определяются цели и задачи исследования, раскрываются научная новизна и научно-практическая значимость. В этой части диссертации также речь идет об истории изучения исследуемой темы, об объекте исследования, методологии и методах работы над темой и её апробации.

Первая глава диссертации «Жизнь и творчество Санои Газнави» состоит из двух разделов.

В первом разделе главы «Жизнь Санои Газнави» впервые приводится жизнеописание поэта на основе достоверных исторических и литературных источников и исследований, посвященных жизни и творчеству Санои Газнави, как в отечественном литературоведении так и в мировом востоковедении. Их изучение и анализ подтверждают, что имя самого поэта- Мадждуд, семейное прозвище- Абулмаджд, имя отца - Одам, литературный псевдоним- Санои, место рождения - город Газна. Таким образом складывается полное имя поэта -Абулмаджд Мадждуд ибн Одам Санои Газнави. В некоторых касыдах поэт также пользуется псевдонимом «Илохи».

Санои появился на свет в уважаемой семье ученого, о чем сам поэт сообщает следующим образом:

О гец у меня знатного рода, Из-за величия, имя его - Адам.

[11,148]

Относительно года и времени рождения Санои Газнави существуют множество версий. Мир Алишер Луди в своей книге «Миротулхаёл» считает годом его рождения 437г. хиджры (1144 г.н.э), эту версию поддерживает Мухаммадхусейн Сабо в своей летописи «Рузи равшан». Составитель «Дивана» и «Маснави Санои» Мударрис Разави в результате тщательных изысканий и размышлений приходит к выводу, что Санои Газнави родился между 463-473 х. (10671079 г.).

Позже Забехуллох Сафо, Бадеуззамон Фурузонфар, Е.Э.Бертельс, Ян Рипка, Абдулхасап Зарринкуб, Холик Мирзозода, Худой Шарифов, Кароматулло Олимов принимают 473 год хиджры (1079 г н.э.) годом рождения поэта. Сопоставление этой даты с хронологией создания его произведений, в частности маснави «Хадикатулхакикат», подтверждает ее историческую достоверность: поэт прожил 62 года и закончил поэму в 535г. х. (1140-1141 г.н.э.) в год своей смерти (12, 37].

Таким образом, в данном разделе диссертации предпринята попытка представить полное описание жизни Санои Газнави, включая его службу при дворе Газневидов, путешествия и скитания за пределами Газиы, продолжительность жизни и год смерти на основе неопровержимых доводов и достоверных источников. Подобное изыскание по восстановлению картины жизни Санои проводится впервые.

Второй раздел первой главы «Творчество Санои Газнави» посвящен краткому описанию сохранившегося наследия поэта.

Здесь необходимо отметить, что почти во всех источниках и исследованиях, где речь идет о внимании Fia определенный момент жизни и творчества Самой Газнави, не уделяется серьёзного внимания хронологии создания произведений поэта. К примеру, составитель «Дивана» Санои Мударрис Разави сначала указывает на количество его произведений в «Диване», а затем даёт свою оценку поэмы «Хадикатулхакикат». Далее автор говорит о небольшом объёме маснави Санои и его письмах. На хронологическую непоследовательность произведений Санои в «Диване» указывают груды Халилуллоха Халили [10], Забехулло Сафо [8], Евгения Эдуардовича Бертельса [3], Яна Рипки [6] и других.

В диссертации предпринимается попытка внести ясность в данный вопрос и на основе анализа доступных источников и произведений поэта делается заключение, что первые поэтические опыты Санои связаны с сочинением хвалебных стихов. То есть, сначала он становится известным как поэт -одописец, благодаря чему, ему открывается путь в царский двор. В это же время он также сочиняет газели и рубай. После ухода из придворного круга поэт совершает поездку в Балх и сочиняет маснави под названием «Корномаи Балх». В 11241125 годы поэт определенное время жил в городе Сарахс, где пишет маснави «Сайрулибод илал миод». После возвращения в Газну он занимается составлением своего «Дивана». На исходе своей жизни Санои создет маснави «Хадикатулхакикат», принесшее поэту всемирную известность. Таким образом, учитывая хронологическую последовательность создания произведений Санои и в нарушение сложившейся традиции в Саноиведении, мы решили сначала дать информацию относительно труда «Корномаи Балх», который был написан в 1099-Ш5 годы, и затем о других малых маснави, таких как «Сайрулибод илал миод», «Тарикуттахкик», «Ишкнома», «Аклнома», «Саноиобод», «Тахриматулкалам», которое также упоминается под названием «Таджрибатулулум» [И], «Канзуррумуз», «Рамузуланбиё ва кунузулавлиё»,

«Гарибнома», «Бахром ва Бехруз» и его «Диван». В диссертации рассматриваются письма, написанные Санои в разные годы, но основное внимание уделено завершающему творению поэта, сочиненному им в конце своей жизни, маснави «Хадикатулхакикат».

Кроме того, в данном разделе предпринята попытка уточнить годы сочинения малых маснави поэта и количество их строк, и провести анализ и исследование их тематики и содержания.

Вторая глава диссертации «Хадикатулхакикат» Санои Газиави и его основные особенности» состоит из четырех разделов.

Первый раздел второй главы диссертации называется «Тема н содержание «Хадикатулхакикат» Салон Газиави».

Настоящее маснави, будучи самым крупным произведением поэта, упоминается под такими названиями как «Илохинома», «Фахринома», а также согласно А. Афсахзоду, [2, 49] под названиями «Боги хикматхо» и «Боги хакикат». Как указывает Санои Газиави, данное - произведение посвящено правителю Газны Бахрамшаху Газиави, который правил в 512-548 гг.х. (1118-1147 гг н.э.)

В данном разделе диссертации речь также идет о количестве стихотворных строк в «Хадикатулхакикат», Некоторые исследователи указывают па 5000 строк, другие на 10000 и даже 11000 строк. Иранский литературовед Ризозода Ша4 >ак считает, что «...она (то есть «Хадикатулхакикат»- Х.Д.) состоит из десяти глав и почти 12000 строк...» [14, 221]. Все это свидетельствует о том, что все еще не разработан научно-критический текст «Хадикатулхакикат», и чтобы добиться полной корректировки этого текста необходимо собрать самые наиболее уточненные и Достоверные рукописи «Хадикатулхакикат». Это является задачей исследователей творчества Санои в будущем. Такое же разнообразие мнений наблюдается среди исследователей творчества Санои относительно цаты сочинения маснави. Если в трудах

Абдуррахмана Джами, Халилуллоха Халили, Ризокулихона Хидоят, Эдварда Брауна, Германа Эте, Е.Э. Бертельса, Яна Рипки, Бадеуззамона Фурузонфара, Забехулло Сафо, Холика Мирзозода дата его создания указывается между 524-525 гг.х., равных 1130-1131 гг.н.э., то согласно указанию ученика Санои Газнави Мухаммада ибн Али Раффо, который занимался составлением «Хадикатулхакикат» после смерти своего наставника, и утверждению Мухаммада Рушана, составителя текста работа над маснави была начата в 525 гг. х. (1130г.н.э.) и завершена в 534 г.х. (1141 г.н.э.). При составлении текста Мухаммад Рушан использовал рукопись, которая содержит следующий строк:

Прошло пятьсот двадцать пять года. Пятьсот тридцать четыре исполнилось.

[1,547]

Однако в диссертации мы придерживаемся другой точки зрения, согласно, которой маснави сочинен не за год, а в течение 9-10 лет.

Маснави «Хадикатулхакикат» состоит из 10 глав разного объема и в тексте, использованном нами, первая глава состоит из 2062 строк, вторая- из 297, третья - из 1525, четвертая - из 350, пятая - 497, шестая - 1168, седьмая - из 1472, восьмая -2297, девятая - 694 и десятая глава из 747 строк.

Необходимо отметить, что эта маснави Санои Газнави не имеет отдельного сюжета, каждая глава сама по себе самостоятельна и связь между ними основана на суфийских размышлениях автора, в зависимости от степеней постижения истины и Господа [13, 63]. К примеру, первая глава гласит о единстве Создателя, вторая - о слове вседержателя и всезнающего, что облегчает достижение цели, третья - о восхвалении пророка и его сподвижников, четвертая - О разуме, пятая - о достоинстве знания, шестая - об абсолютной душе и ее состоянии, седьмая - о гордыне, неведении и забвении,' восьмая

- о восхвалении правителя, девятая - о мудрости и притчах, десятая - о своем состоянии и степени книги. В зависимости от темы главы, Сапой Газнави приводит в них назидательные истории с притчами и мудростью в стихотворной форме, что по структуре и стилю не имеет аналога в традиции сочинения маснави в персидско-таджикской литературе, в связи с чем творение Санои считается одним из первых среди образцов данной жанровой формы. В дальнейшем последующие поэты, такие как Фаридуддин Лттор (1145-1221) и Джалолуддин Руми (1207-1273), продолжили и усовершенствовали её.

Второй раздел второй главы диссертации «Коранические сказании и исторические рассказы в «Хадикатулхакикат» посвящен вопросу использования коранических рассказов в маснави и мастерства автора в процессе их творческой переработки в зависимости от содержания фрагментов маснави. Когда мы обратились к маснави с этой целью, стало очевидно, что «оно всецело соткано из золотых нитей Корана» [7, 109].

Санои Газнави повсеместно использует имена, приведенные в Коране, такие как Адам и Ева, Ной, Авраам, Яков, Иосиф, Моисей, Иисус, обитатели пещеры, Фараон, Нимрод, Авель и Каин, и благодаря художественному описанию автора эти образы приобрели особую поэтическую окраску.

Например, образ Соломона, который в священной книге «Тора» приводится как правитель, в священной книге Коран упоминается как пророк и притом очень древний. В маснави говорится о том, что не только люди, но и все звери и птицы, дивы, пери и джинны, а также ветер были подвластны Соломону. Соломон являлся праведным правителем:

<з ^лс. (_)?■ Ь*.,1

Справедливости ради великий Соломон, . Отдал одежду свою в прачечную.

[1,356]

Другой коранический рассказ в маснави посвящен Иосифу (мир ему) сыну Якова (мир ему). Этот рассказ в Коране приводится весьма подробно. Мудрый поэт также в своем суфийском маснави кое-где в пример, а местами сравнительно, использует этот рассказ, что делает его произведение более объемным. Например,

\\ -О

я»"

Нельзя говорить слова только ради красивых слов, Одежда Иосифа была пропитана его духом. В Египте он жил в роскоши и благе. Чувствовал это Яков и с надеждой жил.

[1,1471

Если вникнуть глубже, подобное значение имеет место в аятах 93-94 Суры Иосиф. Необходимо отметить, что Санои Газнави эффективно пользуется кораническим текстом. Собственно, вторая глава маснави, которая посвящена восхвалению священной книги Коран, подтверждает эту мысль, что более подробно приводится в диссертации.

В использовании исторических рассказов в «Хадикатулхакикат» автором также выбран тот же стиль применения коранических рассказов. Рассказы и исторические указания в маснави свидетельствуют о широком радиусе их применения со стороны Санои [9, 51]. Исследованной материал позволяет выделить следующие тематические группы:

■ 1. О пророке М у х а мм а д е Мусгафе (мир ему) и его праведных халифах. В пту группу также можно включить повествование о семье пророка (мир ему).

2. Об исторических личностях прошлого и современниках автора, например, об Александре Македонском и его походах, о правлении Бармакцдов, Сасанидов, арабских халифов, в том числе правлении халифа Султана Масуда и его наследника

Абухариса Бахрома, которому посвящено мае нави, об Ануширване Справедливом, Нгоаму л мульке и других.

3. О представителях науки и мудрецах, о которых упоминается в книге, это Сократ, Ибн Сина и другие.

Обобщая данный раздел можно сказать, что Санои Газ на в и, используя коранические и исторические рассказы, с одной стороны, сделал маснави значимым, а с другой - попытался подать свои суфийские и социальные идеи в коранической оболочке и в форме исторических рассказов с целью их большего воздействия на общественное сознание и, таким образом, способствовать положительному влиянию на людей.

Третий раздел второй главы диссертации назван «Народные рассказы в маснавн». В «Хадикатулхакикат» более 50 народных рассказов, которые местами приводятся как притчи. Они размещены в каждой главе, и направлены на то, чтобы как можно лучше донести основную мысль фрагмента поэмы. С помощью рассказов автор реализует религиозно -этические идеи, переосмысляя их на основе жизненного опыта. Рассказы маснави можно условно разделить на четыре группы.

1. Рассказ!,I, изложенные в общем порядке;

2. Рассказы из древних книг, переданные предками;

3. Услышанные рассказы;

4. Рассказы и сказания в форме притч;

Следует отметить, что в настоящее время мы не можем классифицировать эти рассказы как народные. Почему? Поскольку, еегь вероятность того, что некоторые из них почерпнуты автором маснави из жизни, или даже могут быть плодом его мышления.

Героями народных рассказов маснави являются люди с различными профессиями, страдающие влюбленные, невежды, мудрые люди, отважные женщины, старцы с жизненным опытом и другие, о которых на конкретных примерах говорится в диссертации. Перед тем, как привести такой рассказ, Санои Газнави излагает свои философские, нравственные или суфийские мысли, затем приводит тот или иной рассказ и раскрывает свою мысль читателю,

Четвертый раздел второй главы диссертации озаглавлен как «Нравственно-дидактические идеи в маснави». В данном разделе рассматриваются этические взгляды Сапой, анализируются его мудрые мысли о человеческой жизни во всей её многогранности. Как правильно отмечает К. Олимов, «Абдулмаджд Санои, как и другие таджикско-персидские мыслители, огромное значение придавал вопросам этики. Свои воззрения о нравственности и морали он излагает в основном в поэме «Хадикатулхакикат» и диване стихов» [5, 108].

От других последующих суфийских маснави в персидско-таджикской литературе «Хадикатулхакикат» отличается тем, что в нем основу составляют нравственно-дидактические каноны, нравоучения и сентенции, как критерий нравственности людей. По сути маснави представляет собой свод нравоучений, полезных наставлений, сформулированных на основе знаний жизненного и творческого опыта автора. Необходимо отметить, что эти нравоучения, назидания и нравственно-этические идеи поэта мастерски применены в рассказах и притчах, многие из которых до сих пор не потеряли своей актуальности.

В маснави Санои Газнави дает советы и нравоучения относительно наук и знаний, успеха и неудач в жизни, истины, любви и ненависти, добра и зла, дружбы и ее меры, разумности, правдивости и порядочности и пользы от них, милосердия, благоволения и скромности, мужества и благородства, как достойных человеческих качеств, относительно зла и его последствий, невежества и его отрицательных свойств, этики ведения речи в обществе, гнева и вражды, угнетения и его последствий, общения с плохими людьми и др., и наставляет людей на правильный путь жизни. Вот как, например, поэт говорит о необходимости быть верным в дружбе:

tl.lli.jjjj (_J.ll (-¡¡О <и IJiulJJ

Не стоит ради одного поступка предать друга, А также сжигать ковер из-за одной блохи.

[1,421]

Санои Газиави не мог оставаться равнодушным к социальным проблемам общества. В «Хадикатулхакикат» он говорит о необходимости защищать справедливость, осуждать зло, быть гуманным и мудрым. Согласно мнению поэта, народом должен править справедливый и мудрый правитель:

с ^^ оЬи у

1-&Х«

Жизнь благополучна, когда царь справедлив, Страна, где нет справедливости, подобна сену.

[1,504]

В конце своего произведения сам Санои Газнави называет маснави нравственным произведением и отмечает:

.3 Ли ^ЛУ

Мудрость, советы и наставления украшения жизни, Праведному урок, безумному пустословие.

[1,613]

С учетом всего этого можно заслуженно признать автора «Хадикатулхакикат» великим наставником нравственности.

Третья глава под названием «Поэтическое мастерство Санои Газнави в «Хадикатулхакикат»» состоит из одного раздела.

При создании «Хадикатулхакикат» Санои уделял особое внимание вопросам языка и стиля поэмы. Мы видим, что для художественного стиля произведения характерно

использование разнообразных художественных приемов. Язык произведения во всех 10 главах очень простой, ясный и плавный, в то же время в нем есть тонкое красноречие и сложный смысл. Все это в комплексе покорило знатоков поэзии и даже величайших поэтов персидско-таджикской литературы. Мавлана Джалолуддин Балхи Руми (1207-1273), который является создателем несравненного «Маснави манави», владея

высочайшим потенциалом и поэтическим мастерством, считает стиль Санои Газнави более совершенным:

Ь^ул (з^ ^

J ч^- ^^ о1 Все, что я сочинял, не истина суть. Настоящую истину ищи у Хакима Газнави. Мудрость «Илохинаме» вечна, Он наставник, учитель и гордость суфиев.

Санои Газнави уделяет особое внимание вопросам соотношения речи, взаимосвязи слов, словосочетаний и логической связи между полустишиями, стихами и отдельными фрагментами маснави. В этом отношении автор, реализуя идейный замысел произведения, прибегает к богатому арсеналу художественных средств выразительности. Язык «Хадикатулхакикат» сравнительно свободен от сложных оборотов, напыщенной речи и „-ложного языка. Несмотря на то, что в произведении встречаются некоторые трудные для понимания слова и словосочетания, следует отметить, что эти слова и словосочетания были общепринятыми во времена Санои Газнави и использовались в соответствии с нормой литературного языка повсеместно.

Поэт использует народные пословицы и изречения как «Сокровище в руинах» с тем, чтобы его идеи и мысли звучали содержательно, мудро и более эффективно попадали в цель:

.¿Ъ У (Луь

В руинах можно найти сокровище, А нёс может сторожить только дом.

[1,294]

Или, к примеру, народное изречение «дом с двумя хозяйками остается не подметенным» поэт использует следующим образом:

Пыльный, грязный и неухоженный будет дом, Если в нем живут две хозяйки.

[1, 447]

Другая стилистическая особенность маснави заключается в том, что, раскрывая определенную тему, поэт использует терминологию, соответствующую этой теме. При этом он мастерски применяет такие средства художественного выражения, как сравнение, рифмованная проза, гипербола, метафора, игра слов, талмех, которые вместе моделируют стиль «Хадикатулхакикат».

При использовании художественных компонентов Самой Газпавк, отчетливо наблюдаются два особых подхода, проявляющиеся как две особенности его творческого стиля. Во-первых, это применение традиционных средств изображения в зависимости от темы и содержания «Хадикатулхакикат». Во-вторых, наряду с обращением к традиционным компонентам и приёмам, которые в большом количестве можно наблюдать в творчестве предшествующих поэтов, в поэме Санои наблюдаются попытки в какой-то мере интерпретировать их, представить читателям новые смысловые ассоциации.

В обоих случаях, при использовании средств художественного выражения, поэт пытается придать им жизненность и новизну. В маснави невозможно встретить искусственные, трудные для восприятия художественные детали, сложные для понимания сравнения. Благодаря этому каждый использованный им языковый и стилевой аксессуар подробно рассмотренный в диссертации, органично вплетен в художественную ткань стиха и активно участвует в моделировке стиля произведения.

Для разъяснения вопроса приведем пример, используемый в сравнении:

Юноша признался в любви желанной. Влюблен он подобно Вомик в Азро.

[1,281]

В данном примере возлюбленная уподоблена Азро, а влюбленный - Вомик.

Следует отметить, что Санои Газнави использовал в «Хадикатулхакикат» все разновидности сравнения.

Однако, в маснави одним из самых любимых художественных средств, которые во многих случаев использует Санои Газнави, является талмех. (намек, реминисценция). «Талмех означает поверхностный взгляд на что-либо» [4, 128]. К реминисценции Санои прибегает при описании некоторых моментов жизни и деятельности пророков, исторических случаев и событий в историях и сказаниях древности и др. Например:

■ З&Л Ч сг? и1

Пусть не повторится до дня страшного суда, То, что совершил Шеруя в отношение Парвиза.

[1,446]

Здесь талмех поэта кроется во втором стихе, который уносит наши мысли в рассказ о Ширин и Хосрове Парвизе, чьи образы были широко известны на Востоке до того, как Низами Генджави создал сказание (дастан). Таких примеров относительно талмех приводится множество в диссертации,

В маснави Санои Газнави также пользуется гиперболой, что придаёт «Хадикатулхакикат» особое изящество и красоту.

«Гипербола» означает достижение наивысшей точки в похвале или наинизшей степени в критике. [4, 76]

В одном двустишье пользуясь гиперболой Хаким Санои говорит следующее;

I СиД^лА. J (_'Ш1 ¿¡у* 1-0

Да, сияет он подобно солнц)', И серебром сияет подкова его коня.

[1,442(

В некоторых случаях доводит гиперболу до ее наивысшей степени (игрок и гулу):

Боевая палица подобна дождевому облаку, Копье воина напоминает огненного дракона.

[1, 444]

Также:

. ^ у, (^Ь Рукой своей справедливый правитель, Вытащит ноготь пальца ноги с макушки головы.

[1,458]

В дополнение к вышесказанному относительно поэтического мастерства Санои Газнави, Ризозода Шафак говорит, что «Хадикатулхакикат» является шедевром поэта, который выделяется в суфийской литературе широким охватом научных и суфийских вопросов, поэтической зрелостью и мастерством стиля» [14, 227]. Нельзя не согласиться с данной оценкой.

В заключении диссертационной работы подведены основные итоги исследования:

1. На основе доступных источников, статей и книг, в которых существуют указания о Саной Газнави, восстановлена научная биография поэта.

2. Несмотря на то, что поэт в течение определенного времени жил при дворе, его творчество не служило интересам правящего класса. Наоборот, он быстро осознал ошибочность своего решения стать придворным поэтом и покинул царский двор. Как свидетельствует его творчество, именно близкое знакомство с придворным кругом послужило причиной обращения Санои Газнави к суфийскому критицизму. Это очень ярко проявляется как в диванах поэта, так и в его маснави, особенно в «Хадикатулхакикат». Поэт посвящает «Хадикатулхакикат» Бахрамшаху по той причине, что в своем

маснави он даёт наставления правителю и направляет его на путь истины и постижения Господа.

3. При оценке сохранившихся произведений поэта, в диссертации отдельное внимание уделено их хронологии, что немаловажно для изучения эволюции взглядов и поэтического мастерства поэта.

4. Хотя Санои Газнави является продолжателем традиции персидско-таджикской поэзии как по форме, так и по содержанию, тем не менее его можно с полным правом назвать новатором с точки зрения смысла и содержания. Его нововведения заложили основу мощного направления -суфийской литературы. Выдающимся образцом этой литературы в творчестве поэта является «Хадикатулхакикат».

5. «Хадикатулхакикат и шариатуттарикат», упоминающийся в некоторых источниках также как «Илохинома» и «Фахринома», является самым крупным творением Санои Газнави, и в нем в основном обсуждаются вопросы религиозного и суфийского характера.

6. В данном маснави вместе собраны мысли, составляющие единый этический кодекс времени поэта. С точки зрения смысла, десять глав этого произведения Санои Газнави связаны меж собой идейным замыслом и авторской концепцией духовного совершенствования человека.

7. Тема и содержание «Хадикатулхакикат» свидетельствуют о том, что в конце жизни Санои Газнави создал произведение, не потерявшее своего значение до сегодняшнего дня. Поэт будто бы смотрит с высоты созидательного разума и ставит добро выше зла, радость выше печали, знание выше невежества и др. Именно в этом заключается причина любви к этому произведению в персидско-таджикской литературе и среди его последователей.

8. Для изложения своих мыслей, направленных на улучшение общества, Санои Газнави искусным образом использовал богатую культуру наших предков, в том числе

аяты священного Корана, хадисы пророка, исторические и народные рассказы.

9. В зависимости от содержания маснави. поэт использовал народные рассказы и притчи с тем, чтобы более доходчиво объяснить свои суфийские идеи и взгляды.

10. Наряду с тем, что «Хадикатулхакикат» является суфийским произведением, оно представляет собой совершенное, нравственное произведение. В этом смысле Санои Газнави предстаёт как великий проповедник нравственности.

11. Язык маснави представляет собой сложный синтез народного и религиозно - мистического языка, предназначенного для особой категории людей. Он демонстрирует совершенный талант в использовании средств художественного выражения. В поэме мастерски и искусным образом использованы пословицы, поговорки и художественные средства.

12. В целом, «Хадикатулхакикат» Санои Газнави является одним из выдающихся произведений персидко-таджикской литературы и также занимает особое место в мировой литературе.

Использованная литература:

1. Абулмаджд Мадждуд ибн Одам Санои Газнави.

«Хадикатулхакика ва шариатуттарика». Составители текста К.Олимов и А. Хисориев. -Душанбе: Дониш, 2008. - 666с.

2. Афсахзод А. Низами Ганджави. -Душанбе: Маориф, 1989. -256 с.

3. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. -М.: Наука, 1965.-524с.

4. Зехни Т. Санъати сухан. -Душанбе: Ирфон, 1978. -328 с.

5. Олимов К. Мировоззрение Санои. -Душанбе: Дониш, 1973. - 136с.

6. Рипка, Ян. История персидской и таджикской литературы/ пер. И.С.Брагинского. -М.: Прогресс, 1970. -440с.

7. Сарвар Хумоюн. Хаким Санои Газнави и его мировоззрение.-Кабул, 1977. -178с.

8. Сафо Забехуллох. Ганчи сухан. От Рудаки до Бахора. -Тегеран, 1374. -851с.

9. Шарнфов X. Ислам и персидско-таджикская литература/ Отдел культуры посольства Исламской Республики Иран в Республики Таджикистан// Паёми андеша. - 1998. -№ 3, -февраль. -С. 46-60.

10. Халили, Халилуллох. Жизнь и творчество Хакима Санои Газнави. -Кабул: Байхаки, 1356. -232с.

11. Хаким Санои. Диван/ предисл. Мударриса Разави. -Тегеран, 1336.-880с.

12. Хаким Санои. Хадикатулхакикат/ сост. Мухаммад Рушан. -Тегеран. 1377. -690 с.

13. Ходизода Р. Суфизм в персидско-таджикской литературе. -Душанбе: Адиб, 1999. -188с.

14. Шафак Ризозода. История литературы в Иране. - Тегеран,

1352. -695 с.

Основное содержание диссертации отражено в

нижеследующих публикациях:

1. Поэтическое искусство Хакима Санои в произведение «Хаднкатулхакикат»// Известия Академии наук Республики Таджикистан, №1, 2009. - С. 139-145. (на тадж. яз.)

2. Маснави Санои Газиави «Хаднкатулхакикат»// Фарханг, №1-2, 2010. - С. 27-30. (на тадж. яз.)

3. Упоминание о жизни Санои Газнави в источниках// Вестник Таджикского национального университета (научный журнал), №5 (61), 2010. - С. 261-267. (на тадж. яз.)

4. Кораннческие сказания н исторические рассказы в «Хаднкатулхакикат»// Известия Академии наук Республики Таджикистан, серия филологии и востоковедения, №3, 2010. -С. 140-145. (на тадж. яз.)

5. Нравственно-воспитательные мысли в «Хаднкатулхакикат»// Фарханг, №5-6, 2010. - С. 1921. (на тадж. яз.)

Сдано в набор 15.01.2011г. Подписано в печать 16.01.2011 г. Формат 60x84 1/16. Тираж 100 экз.

I ипография «Сармад - Компания» I. Душанбе, 1-й проезд, Лахуги 6.

 

Текст диссертации на тему "Санои Газнави и его маснави "Хадикатулхакикат""

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ИНСТИТУТ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ, ВОСТОКОВЕДЕНИЯ И ПИСЬМЕННОГО НАСЛЕДИЯ им. Рудаки

На правах рукописи

04201159135

Давлатова Холида Муллошоевна

САНОИ ГАЗНАВИ И ЕГО МАСНАВИ «ХАДИКАТУЛХАКИКАТ»

(на соискание ученой степеникандидата филологических наук)

Научный руководитель - член-корреспондент АН Республики Таджикистан, доктор филологических

наук,профессор Назриев Джурабек

Давлатова Холида Муллошоевна

САНОИ ГАЗНАВИ И ЕГО МАСНАВИ «ХАДИКАТУЛХАКИКАТ»

10.01.03 -Литература народов стран зарубежья (таджикская литература)

Диссертацияна соискание ученой степени кандидата филологических наук

Мундарича

Мукаддима............................................................. 4-14

Боби I

Х,аёт ва эчодиёти Саноии Газнавй............................... 15-70

Фасли аввал. З^аёти Саноии Газнавй............................ 15-38

Фасли дувум. Эчодиёти Саноии Газнавй....................... 39-70

Боби II

«Х,адикатулхакикат» ва хусусиятхои асосии он................71-127

Фасли аввал. Мавзуъ ва мухтавон маснавии «Х,адикатулхакикат»-и

Саноии Газнавй..................................................................71-91

Фасли дувум. Циссахои куръонй ва таърихй дар маснавй.........92-107

Фасли севум. ^икояхои халкй дар маснавй.....................108-117

Фасли чорум. Андешахои тарбиявй-ахлокй дар маснавй ...118- 127 Боби III

Махорати суханварии Саноии Газнавй дар маснавии

«^адикатулхакикат»...........................................................128-140

Хулоса.....................................................................140-144

Адабиёти истифодашуда.............................................145-150

Мукаддима

Дар асрхои XI-XII, баъди ба сари х,окимият омадани Газнавиён дар доирадои адабии Газнин ва JIoxyp як зумра суханварони бисёр боистеъдод ба майдони адабиёт омаданд, ки машдуртарини оыхо маликушшуарои дарбори Газнавиён Абулк;осим Х,асан ибни Адмади Унсурй (970-1141), Абулхдсан ибни Ч^улуг Фаррухии Систонй (ваф. 1038), Манучехрии Домгонй (ваф. 1041), Масъуди Саъди Салмон (1046-1122), Абулфарач,и Рунй ва Fañpa мебошанд. Умуман, «аз руйи гуфтаи таърихнависон дар доираи адабии Еазна 400 шоири дарбор будааст» [67, 45], ки ин шумораи андак нест ва он ба инкишофи минбаъдаи адабиёти форс-то^ик бетаъсир набудааст. Бояд гуфт, ки дар бораи хаёти илмиву адаби доираи адабии Газна ва умуман Газнавиён мак,олахои зиёди илмй-тадкикоти ва рисолахон пажухишй навиштаву ба нашр расидаанд.

Дар радифи суханварони зикршуда Абулмачд Мачдуд ибни Одам, мутахаллис ба Саной ва нисбан Газнавй низ мак,ому мартабаи хос дошта, яке аз намояндагони барчдстаи адабиёти форс-точ;ики доираи адабии Газна ба шумор меравад. Бояд гуфт, ки Саноии Газнавй дар чдвониаш шухрат пайдо карда, аввалин мулох,изарониву андешахо дар бораи ашъораш дануз дар замони дар кайди х,аёт будани шоир баён гардида будаанд [1, 29-31]. Сарчашмахои адабй-таърихй ва тазкирахои муосири Саноии Газнавй ва сарчашмахои зиёди минбаъда дар радифи дигар суханварони номии адабиёти форс-точ,ик аз у ёд карда, дарач;аи баланди истеъдоди шоирй, фазлу камоли вайро руйи аврок, овардаанд ва алокдмандона ба ин баъзе лахзах,ои чудогонаи х,аёти сипаришуда ва сафархои тулонияшро берун аз зодгоху баргаштан ба диёр, баъзан бо такрорхо сабт кардаанд.

Дар адабиётшиносии ватаниву хорич;й ва шарк,шиносии чахонй х,ам, чунонки дар мавридаш ишора хохад рафт, ба ин ё он муносибат хеле зиёд аз Саноии Газнавй ном бурда шудааст. Илова бар ин дама, дар фехристх,ои нусхахои кдламии китобхонахои дунё, вобаста бо зикри

мавчуд будани ин ё он нусхаи осори адиби маъруф ишорадои крбили к,абул дида мешаванд.

Нахустин сарчашмае, ки дойр ба Саноии Газнавй маълумот медихдд, тазкираи «Лубобулалбоб»-и Мухдммад Авфии Бухорой [12, 250-254] аст. Мухдммад Авфии Бухорой дар бораи ному куня, содиби фазлу камол будани Саноии Газнавй, сабки ашъори шоир ва писанди хосу ом будани сурудах,ои вай ишорах,ои мухтасару мушаххас намуда, барои намуна кдсидаи дар наъти Мустафо (с) гуфтаи адибро ик,тибос мепамояд.

Сарчашмаи дувуми ба замони Саноии Газнавй хеле наздик, ки аз у ном мебарад, «Чах,ор мак,ола»-и Низомии Арузии Самаркдндй мебошад, ки соли 1156 таълиф гардидааст ва дар он аз хунари шоирии мавсуф сухан рафта, аз маснавии «Х,адик,атулхак,ик;ат» ёд шудааст [20, 18]. Минбаъд дойр ба хунари шоирй ва макрми Саноии Газнавй дар адабиёти тасаввуфии форс-точдк ишорахои ч,олиб пайдо шуданд, ки ба пайравони мактаби у Шайх Фаридуддин Аттори Нишопурй (1145-1221) ва Мавлоно Ч,алолудцини Румй (1207-1273) тааллук, доранд ва мо баъдтар дар ин бора тавакдуф хохем кард.

Давлатшоди Самаркдндй дар «Тазкиратушшуаро»-и хеш, ки соли 1487 нигошта шудааст, рочеъ ба Саноии Газнавй сухан ронда, илова ба такрори ма^лумоти «Лубобулалбоб» ва «Чах,ор мак;ола»-и Низомии Арузии Самаркандй, тагйири холати рухии Саноиро бо вокеаи девонаи лойхор ру ба ру омаданаш вобаста медонад [6, 50].

Адиб ва мутафаккири асри XV Мавлоно Абдуррахмони Ч^омй (1414-1492), ки ба мероси гаронмояи Саноии Газнавй тавачдухи алохида дошт, дар «Нафах,отулунс мин х,азаротилкудс»-и худ аз куня, аз кубарои шуарои тоифаи суфия будан, мусаннафоти у, аз чумла «Х,адик;атулх,ак;ик,ат» ёд намуда, х,амон х,икояти лойхорро сабт намудааст [31, 108-113]. Абдуррахмони Чрмй таъкид менамояд, ки -хатми «Хддикатулхдкикат» соли 525-и хичрй, баробар ба 1130-и милодй мебошад, вале баъзе аз кудамо «таърихи вафоти вайро хамин

навиштаанд» [31, 113]. Баъдтар ишорах,ои чузъиро дар бораи ин суханвари Газна дар «Мач,олисуннафоис»-и Амир Алишери Навой (14411501) мебинем [37, 59].

Дар «Хдфт икдим»-и Амин Ах,мади Розй, ки соли 1594 таълиф гардидааст, муаллиф дар баробари истифода аз «Лубобулалбоб»-и Мудаммад Авфии Бухорой аз сафарх,ои зиёди Саной накд намуда, намунае чанд аз ашъорашро дар тазкираи худ сабт кардааст. Амин Адмадh Розй аз ч;умла менависад, ки «...мусофират намуда, ба сух,бати бисёре аз машоих расид. Гуянд аз саду бисту чах,ор шайхи комил хиркд дошта ва дар сафари Х,иВДустон хидмати Абуалиризо Боборатанро дарёфта...» [17, 166]. Ин ишораи мусаннифи «Х,афт икдим» нисбат ба навиштаи пешиниёни у тоза буда, дар ин бора дар боби аввали рисола муфассалтар тавакдуф хох,ем кард.

Рочеъ ба рузгори сипаришуда, ба дарбори Газнавиён, бахусус дарбори Бахромшох, рох ёфтани Саноии Газнавй, мероси адабии у ва тарки дарбор кардану ба сурудани ашъори орифона руй овардан ва сафарх,о намуданаш Ризокулихони Хддоят дар асарх,ои худ «Мач,маъулфусахо» [30, 18-41] ва «Риёзулорифин» [20, 324-354] бештар аз пешиниён ибрози акида кардааст. Х,амчунон, дар ин асарх,о намунахое аз газалиёт, к,асоид ва маснавих,ои шоир ч;ой дода шудаанд. Дар бораи Саноии Газнавй дар тазкирах,ои «Х,афт осмон»-и Адмадалии Адмад [2, 20-25], «Паймона»-и Ах,мад Гулчини Маонй [10, 17] ва «Рузи равшан»-и Мавлавй Мух,аммадхусайни Сабо [18], «Оташкада»-и Лутфалибеки Озар [15], «Таърихи гузида»-и [22] ва гайра низ баъзе маълумотх,ои чузъй ной доранд, ки дар баркдрор намудани шархи ах,вол ва мероси адиб дар мук,ояса бо дигар маъхазх,о судманданд.

Дар байни сарчашма^ое, ки дар Шарк, нигошта шудаанду дар онх,о дойр ба рузгору осор ва афкори суфиёнаи Саноии Газнавй бештар сухан рафтааст, китоби пурмух,тавои мух,ак,к,ик;и Х,инду Покистон Шиблии Нуъмонй «Шеърулачам» ба шумор меравад [123, 13-32]. Шиблии Нуъмонй таъкид менамояд, ки ин адиби суфй масоили ирфониро бо

-6-

навиштани маснавих,ояш «Сайрулибод илалмаод», «Х,адикатулхдкик,ат» ва кисмати бештари газалиёташ дар чомаи назм баён карда, аз пештозони адабиёти суфигарй мах,суб мешавад. У дамчунон таъкид менамояд, кн иддае аз касоиди ин адиб дар рудияи суфигарй эч,од шудаанд ва шоир ондоро дар охирдои хдёти хеш навиштааст. Баробари ривоч гирифтани илми шаркшиносиву марок зохдр кардан ба мероси ниёгон ва интишори осори эшону аз ниго^и интикодй вобаста ба давру замон таваччух намудан ба онон аввалин кадамх,о ба омузиши мероси адабии Саноии Газнавй низ гузошта шуданд. Дар он миён пеш аз хама метавон шаркшиноси англис Эдвард Броун (1862-1926) ва мусташрикд олмонй Харман Эте (1844-1915)-ро ном бурд. Агар аввалй дар асари худ «Таърихи адабиёти форси» [130] аз мах,орати шоирии Саноии Газнавй ёд намуда, «Х,адикатулдак,икат»-и уро маснавии дилгиркунанда хонда бошад [130, 320], дувумй асосан гуфтаи маъхазх,ои шаркдро такрор намуда, дар асари худ «Таърихи адабиёти форси» [126] аз сах,ми ин суханвар дар адабиёти тасаввуф ёдовар шудааст [126, 151-153]. Бояд гуфт, ки дар ин ду асари зикршуда дойр ба Саноии Газнавй навгоние набошад хдм, шиносонидани ин адиб ба аврупоиён аз масъалах,ое буд, ки минбаъд хдлли васеътари худро пайдо намуд.

Омузиши рузгору осору афкори Саноии Газнавй дар адабиётшиносии Эрон аз огози кдрни XX шуруъ шуда, ох,иста-ох,иста ба дастовардх,ои намоён ноил гардид, ки он на тандо барои форсизабонон, балки ба мусташрикини ч;ах,онй, ки ба адабиёти форс-точик ва сайри таърихи он алокае доштаанду доранд, бетаъсир набудааст. Дар чодаи саноишиносии Эрон метавон ба сах,ми назарраси Ризозода Шафак, Забехуллоди Сафо, Сайд Нафисй, Салим Носирй, Абдулх,усайни Зарринкуб, Музох,ири Мусаффо, Бадеуззамони Фурузонфар, Лутфалии Суратгар ва зиёда аз хдма, зах,мати Мударриси Разавй дар тахдяи «Девон»-и Саноии Газнавй, ки бо мукаддимаи муфассал ва фех,расти мукаммал омадааст, ишора намуд. Асарх,ои хдр кадоме аз мух,акк,икони зикршуда дар навиштани ин рисола дастёри беминнати нигоранда

буданд. Аз зах,матх,ои дамзабонони афгонистонии мо дар ин ч,ода метавон рисолаи устоди донишманд Халилуллоди Халилй «Ах,вол ва осори Хдким Саной» [109] ва мукаддимаи ба «Рисолаи сайри нафс»-и Фахриддини Розй ва «Сайрулибод илалмаод»-и Хдким Саной навиштаи мухакддкд варзида Моили Х,иравиро номбар кард. Андешадои Халилуллох, Халилй дар атрофи рузгору осори Саноии Еазнавй дар заминаи маъхазх,ои дастраси мухакдик, чдмъбаст гардида, у «Х,адикдтулхдкикдт>>-ро яке аз асардои бех,тарини ахлокй-ирфонй каламдод намудааст. Моили Х,иравй аз мук,оисаи «Сайрулибод илалмаод» бо «Рисолаи сайри нафс» ба хулосае меояд, ки рисолаи Фахриддини Розиро шарху тавзехд маснавии фалсафй-ахлокди Саноии Газнавй метавон шумурд [16, 2].

Шаркдшноси дигари англис А. Арберри (12.05.1905 - 02.10.1969) ба фикри Э. Броун, ки «Х,адик;атулхащ4к,ат»-р0 «асари дилгиркунанда» ба калам дода буд, зид баромада, дар пайравии Мударриси Разавй ва адабиётшиносони дигари эронй ва Шарк таъкид менамояд, ки «Х,адикатулхдкик,ат»-и Саноии Газнавиро бояд аз шохасархои на танхо адабиёти форсизабонон, балки адабиёти чадонй донист [128]. А. Арберри дар асари дигари худ «Суфизм» дуруст цайд мекунад, ки Саноии Еазнавй аввалин намояндаи барчастаи адабиёти тасаввуф буда, ба Шайх Фаридуддини Аттор ва Мавлоно "Чдлолуддии Румй таъсири назарраси худро гузоштааст [129 , 92].

Алиакбари Деххудо дар «Лугатнома»-и худ дойр ба Саноии Еазнавй андешах,ои умумии чамъбастй дошта, дар бораи санаи навишта шудани маснавихои шоир издори акида намудааст. Гуфтадои Дедхудо дар саноишиносй ба услуби навиштани «Лугатнома»-и у мувофик; буда, дар он нисбат ба саноишиносии пешин дарфи тозаи чолибс ба назар нарасид [60].

Дар шаркшиносии рус А. Е. Кримский дар бораи адабиёти суфия маълумот дода, Саноии Еазнавиро аз саромадони ин чараёни адабиёти

форс-точик мешуморад ва аз аввалинхоест, ки баъзе хикоёти маснавии «Хддикатулхак;икдт»-ро ба забони русй баргардон кардааст [64, 115-120].

Дар саноишиносии рус захматхои мух,ацк,ик,и варзидаи адабиёти форс-точик Е. Э. Бертелс (25.12.1890 - 7.10.1957) низ назаррас аст. Вай соли 1928 дар мак,олаи худ «Одна из мелких поэм Санои в рукописи Азиатского музея» [40, 320-323] ба маснавии «Сайрулибод»-и Саноии Еазнавй таваччух зохдр намуда, дар тахдили он гушзад намуда буд, ки ин асар б о «Мазхакаи илох,Го>-и Данте баъзе монандихо дорад. Баъдтар ин андешаро барчастатарин намояндаи шаркдшноси инглис- Николсон таъйид намудааст. Е. Э. Бертелс дар асархои худ «История персидско -таджикской литературы» [39], «Низами и Фузули» [45] ва «Суфизм и суфийская литература» [43] ва Faíípa [41; 42] ба эчодиёт, хаёти дарборй ва беруназдарбории шоир, махорати суханварии у ва таъсираш ба суханварони баъдии адабиёти тасаввуфии форс - точдк дахл намуда, андешахои дархурди эчодиёти Саноиро баён кардааст, ки дар баёни рисола аз онхо истифода хохем кард.

Ин ч,о зарур ба ишора аст, ки ин мусташрик, Саноии Еазнавиро, пеш аз хама, сарояндаи андешахои ичтимой дарёфт намуда, мегуяд, ки вай шоири сирф суфй набуд [45, 437]. Дар «Большая Советская Энциклопедия» низ дар бораи Саноии Еазнавй маълумот ба таври мухтасар омадааст [50].

Дар кишвари мо - Точикистон хам аз кдрни XX cap карда, дар баробари суханварони намоёни адабиёти форс-точик, ба хаёт ва эчодиёти Саноии Еазнавй, бахусус «Х,адик;атулхак;ик;ат»-и у, дар асархои гуногуни адабиётшиносй ва фалсафй ибрози назар шудааст. Инро мо пеш аз хама дар асари файласуфи точик А. М. Бахоутдинов «Очерки по истории таджикской философии» [48] мебинем, ки у асосан ба чанбахои фалсафии шоири мутафаккир таваччух зохир намудааст [48, 182-184]. Дар атрофи чахонбинии Саной файласуфи шинохта К.Олимов корхои шоиста анчом додааст. Навиштахои устод «Чдхонбинии Саной» дар мачаллаи «Садои Шарк,» [86, 129-136], «Мировоззрение Санои» [87],

-9-

«Номадои Саной ба Умари Хайём» дар мачдллаи «Маърифат» [88, 20-26] аз кордой хуби саноишиносй мадсуб мешаванд. К.Олимов дар тадияву тадвини осори мунтахаби Саноии Газнавй дам садми назаррас дорад. У аз аввалинхоест, ки осори гаронмояи ин адиби мутафаккирро ба хонандаи точик дастрас намуд [26; 27]. Задмати дигари у бо хамкории А. Х,исориев матни нисбатан комили маснавии «Хддикдтулдакдкд ва шариатуттарикд»-и Саноиро ба хуруфи имрузаи точикй баргардондан аст [1]. Ба матни маснавй К.Олимов мукдддимаи муфассали пурмудтаворо зам намудааст [1, 3-32].

Адабиётшиносони точик Х.Мирзозода дар китоби худ «Таърихи адабиёти точик» [67, 110-119], А.Афсадзод дар «Лирика Абд ар-Рахмана Джами» [37]. X. Шарифов дар мак,олаи «Саной» [118], С.Сиддик,ов «Х,икмати Саной» [101, 4-6], Р.Хрдизода дар китобхои «Тасаввуф дар адабиёти форс-точнк» [115] ва «Ч,алолиддини Румй» [116], Ш.Шокирзода дар рисолаи «Тавсиф дар газалиёти Хдким Саной» [124] ба падлудои гуногуни даёту эчодиёти Саноии Газнавй рушанй андохта бошанд дам, дар ондо бештар ба такрори андешадо дучор меоем. Илова бар ин, мудакдикони номбаршуда кушидаанд, ки Саноиро ба мо ба таври умумй шинос намоянд. Дар ин миён рисолаи Ш.Шокирзода арзиши бештаре дорад, ки ба тавсиф дар газалиёти Саной бахшида шудааст. Чунин равиши омузиши газалиёти Х,аким Саноиро мо дар кордой шаркшиносону адабиётшиносони бурунмарзй низ дучор наомадем. Дар тазкираи «Гулшани адаб» дам мухтасари рузгору осори Саноии Газнавй дарч гардида, аз маснавии «Х,адикдтулдак,ик,ат», кдсоид, газалиёт ва рубоиёти шоир намунадо оварда шудааст [5, 227-243].

Дойр ба Саной ва баъзе падлудои рузгору осори у ва маснавидояш дар як идда мак,оладои илмй-оммавй, доиратулмаорифдо ва мачмуаи мак,олот метавон маълумотдое дарёфт намуд [85; 80; 65; 66; 83; 105], ки баъзеяшон шояд дастраси мо нашуда бошанд.

Тавре аз мулодизадои болой дида мешавад, дойр ба рузгор ва эчодиёти Хдким Саноии Газнавй, бахусус «Х,адик;атулдакдк,ат»-и у то ба

-10-

дол ишорадои чузъй ва пажудишдои зиёди умумй мавчуд бошанд дам, роч;еъ ба маснавии ёдшуда дар саноишиносй гадк,ик,оти дамач;ониба ва алодидае анчом наёфтааст. Мудаккдк,оне, ки ба мероси адабии шоир таваччуд намудаанд, ба «Х,адик,атулдак,ик;ат»-и офаридаи у, ки аз шодкоридои адабиёти форс-точ,ик дониста мешавад, асосан ба таври умумй, монанди маснавии ирфонй будан, соли эчод, вазни шеърй, аз чанд фасл иборат будан, мудтавои маснавй, баъзе дикоятдои мавчуд дар он ва таъсири он ба суханварони баъдй ва гайра мулодизадои нахустинро баён кардаанд.

Андешадои чолиби мусташрики рус Е.Э.Бертелс дар атрофи мудтавои мероси адабии Саноии, Газнавй, ки аз нигоди у пеш аз дама чанбаи ич;тимоиро молик аст ва ин гуфта бешубда ба маснавии «Х,адикатулдак,икат» низ дадл дорад, моро водошт, то ба он тавачдуди алодидае зодир намоем. Бояд гуфт, ки барои ба дадаф расидан, агар аз як тараф, кордой то ба имруз дойр ба саноишиносй анч;омёфта дастгиру мададгор ва раднамои мо шуда бошанд, аз ч;ониби дигар, осори адабии худи Саной маъхази бебадое дониста мешавад.

Максад ва вазифахои рисола

Модияти омузишу пажудиши моро масъаладои аз нигоди илмй барк;арор намудани рузгори сипаришуда ва осори бамеросмондаи Саноии Газнавй, бахусус тадкдку тадк,ики муфассали маснавии «Х,адикатулдак,икдт»-и у бо падлудои асосии адабиётшиносияш ба вучуд овардааст. Бо назардошти фарогирии масоили зикршуда тадкдку тадк;ик,и хусусиятдои адабиву бадей, ахлок;й ва услубии маснавй мавриди истифода к,арор гирифта, аз хадафдои асосии рисола мебошад. Вобаста ба мавзуи интихобшуда навиштани рисола бо кдрори зайл мук,аррар гардид:

- Тадкдку комилтари зиндагиномаи Саноии Газнавй дар асоси сарчашмадои адабиву таърихй ва асардои тадкикди дар заминаи адабиёти форс-точик анчомёфтаи ватаниву хоричй, яъне мудакдик,ини адабиётшиносу шарщииносони ба мавзуъ алок;аманд бо диди интик,одй;

- Баррасии осори бозмондаи Саной ва мавк,еи назарраси ондо дар хдёти чамъиятй, ки бештари онх,о имруз хдм чднбаи баланди эстетикй ва тарбиявй-ахлокиро молик мебошанд;

-