автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Сатира Михаила Булгакова в контексте русской сатиры XIX - первой половины ХХ вв.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Степанов, Николай Степанович
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Винница: Изд-во "УНIВЕРСУМ-Вiнниця"
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Сатира Михаила Булгакова в контексте русской сатиры XIX - первой половины ХХ вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Степанов, Николай Степанович

ВВЕДЕНИЕ.:.4

Глава I НЕКОТОРЫЕ ПГОБЛЕМЫ ТЕОРИИ САТИРЫ.7

Глава СОВРЕМЕННОЕ ЛИТЕРАТУГОВЕДЕНИЕ

О САТИРЕ М.БУЛГАКОВА.12

Глава М. БУЛГАКОВ — ПЮДОЛЖАТЕЛЬ ТРАДИЦИЙ

РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ САТИРЫ.19

3.1. Булгаков и Пушкин.19

3.2. Булгаков и Гоголь.,.21

3.3. Булгаков и Достоевский.27

3.4. Булгаков и Салтыков-Щедрин.30

3.5. Булгаков и Чехов.35

3.6. Булгаков и Аверченко.37

3.7. Булгаков и русские писатели ХШ века (Грибоедов,

Горбунов, Сухово-Кобылин, Козьма Прутков).40

Глава САТИРА М. БУЛГАКОВА.46

4.1. Расаазы, очерки, фельетоны.46

4.1.1. Проблематика и образы малой прозы.48

4.1.2. КЛнавальные элементы.

Жанровые разновидности малой прозы.52

4.1.3. Приемы и средства осмеяния.;.54

4.2. Сатирические повести.61

4.2.1. Сатирическая повесть 20-х годов.61

4.2.2. Отражение тревожных и опасных явлений советской действительности в повестях Булгакова.66

4.2.3. Своеобразие яанра сатирической повести Булгакова.70

4.2.4. Многомерные сатирические характеры.72

4.2.5. Искусство комического в повестях.80

4.3. Сатира в драматургии.91

4.3.1. Отстаивание общечеловеческих нравственных ценностей в драматургии Булгакова.!.93

4.3.2. Проблематика и сатирические образы драматургии Булгакова .96

4.3.3. Исторические лица как объект комического.122

4.3.4. Жанровые особенности драматургии Булгакова трагифарс, театральный памфлет и пародия, сатирическая антиутопия).128

4.3.5. Мастерство комедаографа.134

4.4 Сатира в романах Булгакова.145

Белая гвгфдия».146

4.4.1.Смеховое начало как один из моментов художестветшого осмысления социальных катаклизмов. Сатирические образы.146

4.4.2. Показ разложения и габели Города.151

4.4.3. Стилевая многослойность романа.153

Зашски покойника»(«Театральный роман»).156

4.44. Отражение советской действительности середины 30-х годов в романе.156

4.45. Сарказм и тфония — важнейнгае средства осмеяния.160

Мастер и МарпЛита».;.165

4.4.6.Нравсгвенно-философский характер сатиры.165

4.47.0смеяние результатов большевистского социального эксперимента.168

4.4.8. Столкновение фантастического, потустороннего и приземпенно-бытового как источшпс комического.176

4.4.9. Смеховая игра в пределах всей палитры комического.182

Глава М.БУЛГАКОВ И РУССКАЯ САТИРА

2040-х ГОДОВ XX ВЕКА.197

5.1. Булгаков и Горький.201

5.2. Булгаков и Маяковский.204

5.3 Булгаков и Зощенко.211

5.4. Булгаков и Замятин.219

5.5. Булгаков и Эрдман.223

5.6. Булгаков и Платонов.225

5.7. Булгаков и Леонов.230

5.8. Булгаков и Ильф и Петров.234

Глава САТИРА М.БУЛГАКОВА КАК

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСПЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.239

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Степанов, Николай Степанович

Булгаковедение несмотря на сравнительно молодой возраст стало уже достаточно солидной и обширной отраслью историко-литературной науки. Жизни и творчеству Ёулгакова посвящены сотни содержательных статей, появляются ценоие книги, выходят интересные сборники. Усилшми российских и зарубежных литературоведов многое сделано в изучении творческого наследия писателя. Разумеется, остается еще немало проблем, требующих дальнейшего серьезного осмысления. Одна из существенных среди них, на наш взгляд, — сатира Булгакова, ее особенности и своеобразие, художественно-эстетические и философско-мировоззренческие ориентиры смеха, комического в его творчестве. Сложилась парадоксальная ситуация: трудно назвать ученого-булгаковеда, который бы в своих исследованиях не касался сатиры Булгакова, однако специальных работ, посвященных булгаковской сатире, пока немного и они представлены в основном в виде предисловий или послесловий к сборникам его произведений. Сатира Булгакова еще не стала предметом специального монографического исследования.

Булгаков был сатириком по преимуществу, о чем свидетельствует его творческое наследие. Писатель и сам сознавал себя прежде всего сатириком, хотя, конечно, среди его произведений далеко не все являются сапфическими. Рассказы, очерки и фельетоны писателя 20-х годов носят в большинстве своем сатирическую направленность. Сатирические по своему обличительному пафосу повести «Дьяволнада», «Роковые яйца», «Собачье сердце». Весьма значительно место сатиры в булгаковской драма1ургии: три из десяти оригинальных пьес его являются комедиями: «Зойкша квартира», «Багровый остров», «Иван Васильевич». В других комедийные мотивы (персонажи, ситуации, диалоги, реплики) весьма заметны и существенны, особенно это касается таких произведений, как «Дни Турбиных», «Бег», «Адам и Ева», «Блаженство», «Кабала святош».

Сатира выступает семантически важным компонентом целостной эпической системы уже в первом романе Ъутахова «Белая гвардия». Сатирическое, или шире, комическое начало, в этом романе и в пьесах приводит к появлению жанровых форм, в которых оно получает большое идейно-художественное значение. Комическое дополняет драматическую ипостась созданной писателем клхгнны мира в период социальных катаклизмов, тфидает ей стереоскопичность и полноту, а также является в какой-то мере формой авторского контроля и самокорректировки (тут на первый план выступает, в частности, ирония). Насмешливый тон повествования, переходящий в иронию, свойственен роману «Жизнь господина де Мольд)а>>, что, разумеется, не исключает драматических ил •трагических' моментЬв. «Записки поколника>Р(<<Тёатрш!ьЖ1йроман») т

CG 1УЗО . J u l № содержат сатирическое описание быта и нравов литературной среды, уклада Независимого театра, за которыми ощущается обстановка тоталигфного режима, установившегося в стране в середине 30-х годов. Использование литературной маски (ведет записки наивный и доверчивый Максудов, начинаюпщй писатель) придает кфтинам действительности остроту и пронзительность. Широкий спектр комического представлен в романе «Мастер и Маргарита» с целью осмеяния результатов большевистского социального эксперимента, показа -Нравственной ущербности, бездфносги, лицемерия лито)аторов и деятелей искусства, обслуживающих правящий режим, создающих ему привлекательный облик. Пщюдия и ирония, открытый фарс и тфиемы балаганного театра, гротеск и фантастика, карнавализация и каламбур используются в смеховой игре, которая удивляет многоаспекгаостью, неожиданностью переходов от одной комической тональности к другой.

Булгаков воспривимжтся как писатель-сатирик, хотя, разумеется, среди его произведений далеко не все являются сатирическими, поэтому вполне логичны и иные взгляды. Сам писатель относился к себе как к сатирику прежде всего. В тгасьме Правительству СССР (1930к) писатель приводит заметку из журнала «Книгоноша» за 1925 год, в которой говорилось: «М.Булгаков хочет стать сагтириком нашей эпохи». И затем со всей уверенностью заявляет: «Увы, глагол хотеть напрасно взят в настоящем времени. Его следует перевести в плюсквамперфектум: М.Булгаков стал сатириком, и как раз в то время, когда никакая тгастоящая (проникающая в запретные зоны) сатира в СССР абсолютно немыслима» (У,с.447)'.

Произведения Булгакова подвергались ожесточенным' нападкам со стороны о;фанительной критики, запрещались, большая часть не была напечатана при жизни писателя. Его обвиняли вЛ клевете, искажетши жизненной правды, легковесности, подобного рода обвинения встречаются и до СНХ пор. Различно и отношение к сатире Булгакова у литературоведов: понимание ее пафоса, направленности, приемов и форм осмеяния, оценка того или иного произведения, образа. Во многих работах о Булгакове так или иначе затрагивается вопрос о сатире в его творчестве, высказаны интересные соображения о ее своеоЛазии, верные суждения о принципах сатирического изображения действительности в произведениях писателя, наблюдения над их художеспвенными особенностями. Очевидно, что

1. Цитаты из произведений М. Булгакова приводятся по изданию: М.А.Булгаков. Собр. соч.: В 5 т.-М.: Художественная Литера1ура,1989-1990. Указания на источник даются в тексте (том обозначается римскими, страницы - арабскими цифрами). булгаковедение достигло уже значительных результатов, научная мысль успешно продвигается и в освоении сатиры писателя, а поэтому появилась возможность основательно заняться изучением эстетики и. поэтики сатирического творчества Булгакова.

В предлагаемой монофафии пойдет речь о формировании и развитии сатиры в творчестве Булгакова. Анализируя целиком сатирические произведения тгасателя или такие, в которых сатира занимает весьма существенное место, автор стремится тфоследить становление сатиры Булгакюва, уяснить ее характерные особенности в произведениях различных жанров, представить ее как оригинальную художественно-эстетическую систему в контексте русской сатиры XIX — первой половины XX веков. Автор ставил своей задачей проанализировать ттроцесс развития и обогащения творческой манеры Булгакова-сатирика, генеалогию его основных типов, образов, мотивов, жанровых разновидностей с тем, чтобы охарактеризовать важнейшие принципы булгаковской сатиры. Эволюцию творческой манеры Булгакова-сатирика отфеделяли многие факторы, которые учитываются в совокупности и взаимной обусловленности и изменяемости во времени: мировоззренце и жизненный опыт, политическая и общественная обстановка в стране, цензурные и биографические условия литературной деятельности, растущее мастерство художника. Поставленная задача определила и методику исследования. Произведения писателя рассматриваются с точки зрения их роли и значения в художественно-эстетической системе сатирика, выявления того нового, что они вносили в развитие проблематики и поэтики сатиры Булгакова.

Содержание творческого наследия Булгакова-сатирика обусловило структуру и композшцпо данного исследования. Монография делится на три раздела: «М.Булгаков — продолжатель традиций русской классической сатиры» (глава 3), «Сатира М.Булгакова» (глава 4), «М.Бул1Жов и русская сатира первой половины XX века» (глава 5). Первому разделу гфедшествуют две небольшие главы, содержащие изложение некоторых проблем теории сагары (глава 1) и 1фаткий обзор литературоведческих работ о сатире Булгакова (глава 2). Завершает монографию глава «Сатира М.Буптакова как художественно-эстетическая система» (глава б) и библиография.

 

Список научной литературыСтепанов, Николай Степанович, диссертация по теме "Русская литература"

1. Любимова Т.Б. Комическое, его виды и жанры. - М.: Знание, 1990.

2. Карасев Л.В. Парадокс о смехе. Вопросы философии. -1989. № 5. -С.47-65.

3. Гегель Г.В.Ф. Разложение классической формы искусства // Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1969. .Т.2. - С.213-227.

4. Белинский В.Г. Русская литература в 1841 году // Собр. соч.: В 9 т. -М.: Художественная литература, 1979. - т. 4. - С.276-339,

5. Черньштевский Н.Г. Возвышенное и комическое // Избранные эстетические произведения. М.: Искусство, 1978. - С:256-302.

6. Гегель Г.В.Ф. Способы научного изучения красоты и художественного творчества // Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1968. - т.1 - С.20-29.

7. Твен М. Таинственный незнакомец // Собр.соч.: В 12 т. М.: Гослитиздат, 1961. - т. 9. - С.573-664.

8. Ершов Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы (от эшпраммы до романа). Л.: Наука, 1977.

9. Цит.по: Гудкова В. Истоки. Критические дискуссии по поводу творчества М.А.Булгакова: от 1920-х к 1980-м // Литературное обозрение. -1991. № 5. - С.З-10.

10. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М.: Советский писатель, 1983.

11. Лаипин В.Я. О ттрозе Михаила Булгакова и о нем самом // Вторая встреча: Воспоминания и встречи. М.: Советский ггасатель,1984. -С.257-353.

12. Петелин В.В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. М.: Московский рабочий, 1989.

13. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1991.

14. СОКОЛОВ Б.В. Михаил Булгаков (100 лет со дня рождения).- М.: Знание, 1991.

15. СОКОЛОВ Б.В. Булгаковская энциклопедия.- М.: Локид, Миф, 1996:

16. Чудакова М. «И книги, книги.» М.А.Булгаков // «Они питали мою музу.». Книги в жизни и твочестве гатсателей. М.: Книга, 1986. -0.219-247.

17. Бэлза И.Ф. К вопросу о пушкинских традициях в отечественной литературе (на примере произведений М.А.Булгакова) // Контекст -1980. М.: Наука, 1981. - С.227-246.

18. Чудакова М.О. Гоголь и Булгаков // Н.В.Гоголь: история и современность. К 175-летию со дня рождения. М.: Наука, 1985. -С.356-372.

19. Чудакова М.О. Булгаков и Гоголь // Русская речь. 1979. - № 2. - С,38-48, № 3 . - С . 55-59.

20. В.А Чеботарева. О гоголевских традшщях в прозе Михаила Булгакова // Русская литература. 1984. - № 1. - С. 166-176.

21. Фролова С.Г. Повести М.А. Булгакова («Дьяволиада», «Роковые яйца») и гоголевская литературная традиция // Художественное творчество и литературный процесс. Томск.: Изд. Томского ун-та, 1982. - Вып.З. -С,28-40,

22. Солоухтша О. Образ художника и время // Традиции русской литературы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» // Москва. -1987.-№3.-0.173-181.

23. Машинский СИ. Художественный мир Гоголя. М.: Просвещение, 1971.

24. Белинский В.Г. Горе от ума. Сочинение А.С.Грибоедова // Собр.соч.: В 9 т. М.: Художественная литерат5ра.-1977. -т.2. - С.182-242.

25. Манн Ю. Поэтика Гоголя. Изд. 2-е, доп. - М. - Художественная литература, 1988.

26. Д.Николаев. Сатира Гоголя. -М.: Художественная литература, 1984.

27. Клейман Р.Я. Мениппейные традиции и реминисценции Достоевского в повести М. Булгакова «Собачье сердце» // Достоевский. Материалы и исследования.- Л.: Наука, 1991. Вып. 9. - С. 224-230.

28. Кашина В. Эстетика Ф.М. Достоевского. Изд. 2-е. - М.: Высшая школа, 1989.

29. Цит. по: Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила, Булгакова. М.: Книга, 1988.

30. Николаев Д. Смех Салтыкова-Щедрина, Очерки саткрической поэтики. М.: Советский писатель, 1988.

31. Бушмин A.C. Сатира Салтыкова-Щедрина. Л.: Наука, 1959.

32. Бушмин A.C. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. -Л.: Наука, 1984.

33. Булгаков Михаил. Под пятой / Мой дневник. М.: Правда, 1990.

34. Бушмин A.C. Художественный мир Салтыкова-Щедфина. Л.: Наука, 1987.

35. Ефимов А.И. Язык сатиры Салтыкова-Щедрина. М.: Изд. МГУ, 1953.

36. К. Паустовский. Булгаков// Воспоминания о Михаиле Булгакове. М.: Советский писатель, 1988. - С.93-108.

37. Петровский М. Смех под знаком Апокалипсиса (М.Булгаков и «Сатирикон») // Вопросы литературы. -1991. № 5. - С. 3-34.

38. Цит. по : Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М.: Книга, 1988,

39. Спиридонова (Евстигнеева) Л.А: Русская сатирическая литература начала XX века. М,: Наука, 1977,

40. Л,Е,Белозерская-Булгакова, Воспоминания М.: Художестветшая литература, 1990.

41. Каверин В. Заметки о драматургии Булгакова. // Театр.- 1956. № 10. -С.69-73.

42. Скюзников В. Козьма Прутков. // Сочинения Козьмы Пруткова. М,; Правда, 1986.-С.5-22.

43. Д1Лавич Анджей. Михаил Булгаков как классик // Михаил Булгаков -классик и новатор. Париж, 1993. - С. 233-239.

44. Кухта Е. Сатирический театр фельетонов М.Булгакова в «Гудке» // М.А.Булгаков щтаматург и художественная культура его времени, - Л.: СТД, 1988.-С. 246-253.

45. Аншнский Л. Булгаков времен «Гудка» и «Бузотера» // Знамя. 1986. -№5.-С.238-240.бГНанег. Edytiie. BulgacoVs Накануне Feulletons // Загшски русской акаиемической группы в США. New York, 1991. - т. XXIV. - С.3-19.

46. Бахгин М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е. - М.: Художестаення литература, 1972.

47. Петрова Н,В, Творчество М.А,Булгакова в 20-е годы (жанровые искания писателя и становление художественного метода): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук,-Л„ 1982.

48. Слонимский А.Л. Техтшка комического у Гоголя Пг.: Acadeini3,1923.

49. Крепс М, Техника комического у Зощенко, Benson, Vennont,1986.

50. Чудакова М. Поэтика Михаила Зощенко. М.: Наука, 1979.

51. Лашшн В.Я. Мир Михаила Булгакова //Булгаков М.А. Собр. соч, : В 5 т,- М,: Художественная литература, 1989. т.1. - С.5-68.

52. Ер1иов Л.Ф. Сатира и современность. М.: Совремешплс, 1978.

53. Кройчик Л. Любя человека // Русская советская сатирическая повесть 20-х годов. Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1989. - С. 3-30.

54. Боровков С.Г. Светлая личности (сатирическая повесть 20-х годов) // Замерзшие слова. Сватов: Приволжское книжное издательство, 1991.-С.150-171.

55. БЛинов В.И. Алексей Толстой и его «эмигрантский цикл» // Толстой Алексей. Эмигранты. Повести и рассказы. М. : Правда, 1982. - С.539-549

56. Старков А. Михаил Зощенко. Судьба художника, М.: (Советский писатель, 1990.

57. Ершов Л.Ф. Из истории советской сатиры / М. Зощенко и сатирическая проза 20-40-х годов. Л.: Наука, 1973.

58. Яновская Л.М. Почему вы пишите смешно ? / Об И.Ильфе и Е.Петрове, их жизни и их юморе. М.: Наука, 1969.

59. Борисов Ю.С. Политическое развитие страны. Свертывание демократии и ею последствия // Преподавание историй в школе. 1989. - № 1. - С.8-20.

60. Сахаров В. Сатира молодого Булгакова // Михаил Булгаков . Ханский огонь / Повести и рассказы . М.: Художественная литература, 1988. -С.3-14.

61. Цит. по: Чудакова М Жизнеописание Михаила Булгакова. М.: Книга, 1989.

62. Шаргородский С. Собачье сердце, или чудовищная история // Литературное обозрение. -1991. № 5. - С. 87-92.

63. Фуссо Сюзанна. «Собачье сердце» неуспех превращения // Литературное обозрение. -1991. - № 5. - С: 29-34.

64. Бахтин М.М.Формы времени и хронотопа в романе// Очерки исторической позтгики. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. - С. 121-290.

65. Го15лбков С.А. Мир сатирического произведения: Учебное пособие по спецкурсу. Самара: Изд. Саратовского ун-та. Самарский филиал, 1991.

66. НИНОВ А. Михаил Булгаков и современность //Звезда. 1990. - № 5. - С. 153-161.

67. Менглинова Л.Б. Принцип сатирического обобщения в повести М.Булгакова «Дьяволиада» // Художественное творчество и литературный процесс. Томск : Изд.Томского ун-та, 1985. - Вып. УП. -С.127-141.

68. ДЖанапшя Л.Г. Формы художественной условности в русской прозе 20-х годов (АГрин, М.Булгаков, Е.Замятин): Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1996.

69. Менглинова Л.Б. Гротеск в повести М.А.Булгакова «Роковые яйца» // Художественное творчество литературный процесс. Томск : Изд. Томского ун-та, 1988.-Вып. УШ. - С. 72-87.

70. Сахновский-Панкеев В.А. Булгаков // Очерки истории русской советской драматургии 1934-1945 годов. Л.: Искусство, 1966. - т. 2. -С.122-143.

71. Дашевская О.А. Библейское начало в драматургии М.Булгакова («Бег», «Адам и Ева») // Творчество Михаила Булгакова. Томск: Изд. Томского ун-та, 1991. - С.115-129.

72. Кораблев А Вреш и вечность в пьесах М.Булгакова // М.Булгаков -драматург и художественная культура его времени. Л.: СТД, 1988. -С.39-56.

73. Таларченко Анна. Драматургическое новаторство Михаила Булгакова// Русская литература. -1991. № 1. - С.46-67.

74. НИИОВ A.A. Михаил Булгаков и советская художественная тдглыура// Скюзь 30 лет. Проблемы. Портреты. Поэтика. Л.: Советский писетель, 1987. - С. 422-437.

75. См«лянский А. Драмы и театр Михаила Булгакова // Булгаков М.А. Собр. соч.: в 5 т. М.: Художественная литература, 1990. - т.З. - С.573-609

76. Киселев H.H. Комедии Михаила Булгакова «Зойкина квартира» и «Бафовый остров» // Проблемы метода и жанра.- Томск.: Издательство Томского ун-та, 1974. Вып.2. - Т.252. - С.75-87.

77. Гудкова В. «Зойкина квартира» М.А.Булгакова // М.А.Булгаков -драматург и художественная культура его времени Л.: СТД, 1988. -С.96-124.

78. Фролов В. Сатирический театр Михаила Булгакова // Очерки советской комедиографии (1918-1986) М.: Советский писатель, 1988. - с.127-150.

79. Рудницкий К. Михат Булгаков // Вогфосы театра. М.:ВТО, 1966. - № 2.-С. 124-146.

80. Киселев H.H. М.Буягаков и В.Маяковский («Бдаровый остров» и «Баня») // Творчество Михаила Булгакова. Томск.: Изд. Томского унта. • 1991 .-С. 139-156.

81. Нинов А. Легенда «Багрового острова» // Нева. -1985. № 5. - С. 171192,

82. Бабичева Ю. Фантастическая дилогия М.Булгакова («Блаженство» и «Ишт Васильевич») // М.А.Булгаков драматург и художественная iQfflbTypa его времени. - Л.: СТД, 1988. - С.125-139.

83. Смирнова В.В. Михаил Булгаков драматург // Книги и судьбы: Статьи и BocnoMifflaiHia - M.: Советский писатель, 1968. - С.27-49.

84. Каверин В. Личность Булгакова//Театр.-1987.-№9.-С. 159-Г161.

85. Каверин В. Заметки о драматургии Булгакова // М.Булгаков. Драмы и комедии-М.: Искусство, 1965. С.3-18,

86. Милн Лесли, Михаил Булгаков драматург в современном мире // Мишш Булгаков: «Этот мир мой». - СПб: Библиотека санкт-петербургского булгаковского литературно-театрального общества, 1993-Т1.-С. 5-21.

87. Нинов А. Михаил Булгаков и театральное движение 1920-х годов // БужаковМ.А. Пьесы 1920-х годов. Л.: Искусство,-1989. - С. 4-32.

88. Цит.по : Фролов В. Муза пламенной сатиры. Очерки советской комедиографии (1918-1986). М.: Советский писатель, 1988.

89. Бабичева Ю.В. Свобода творчества и бессудная власть («1Сабала святош» М. Булгакова) // Творчество Михаила Булгакова. Томск: Изд. Томского ун-та 1991. - £.79-91.

90. Цит. по: Смелянский А. Михаил Булгакой в Художественном театре. Изд. 2-е.-М.: Искусство, 1989. '

91. Бабичева Ю.В. Комедия плодия М. Булгакова «Багровый остров» // Жанры в историко-литературном процессе. Межвузовский сборник научных трудов. - Вологда, 1985. - С. 123-147.

92. Филатова А.И. «Багровый остров» М.Булгакова: от памфлета к комедии-гротеску // Творчество М.Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография. - СПб: Наука, 1995, - Кн.З. - €;35-49.

93. Киселев H.H. Художественное восприятие 'и жанровое движение драматургии // Художественное творчество и литературный процесс. -Тоыск.: Томский гос. ун-т, 1982. вып.З.- С.8-14.

94. Каверин В. Сны наяву // Звезда.- 1976. № 12. - С. 185-191.

95. Бузник ВВ. Возвращеште к себе. О роМане М.А. Булгакова «Белая гвардия» // Литература в школе. -1998. -№1; С.43-54.

96. Немцев В.И. Становление Булгакова романиста.' - Самара: Изд. Сватовского ун-та, Самарский филиал, 1991.

97. Спендель де Вгфда Д. Сон как эЛёметгт в11утренней логики в произведениях М. Булгакова // MiA; Булгаков-драматург и художественная культура его времени. Л.:-еТД, 1988. - С. 304-311.

98. Круговой Г. О бунте и измене на корабЛЛСаардаМского Плотника ( о романе Михаила Булгакова «Белая гйардия») // ЗапИски русской академической группы в США. New York, i99l;-i ХХ1У. - C.21-42.

99. Яблоков E.A. Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия». М.: Языки русской культуры, 1997.

100. Гуткина Н.Д. Русская история как «известный порядок вещей». 1Цвдринские традиции в «Белой гвардии» М. Булгакова // Русская словесность.-1998.-№ 1. С.22-26.

101. Сахаров Вс. Береги честь смолоду ( к семидесягиЯетию романа Михаила Булгакова «Белая гвардия») Молодая гвардия. -1995. - № 9. -С.228-246.

102. Каганская Майя. Белое и красное // Литературное обозрение. 1991. -№5.-С.93-99.

103. Кузякина Н. Михаил Булгаков и Демьян Бедный // М.А. Булгаков -драматург и художественная культура его времени; Л.: СТД, 1988. -С.392410.

104. Соловьев Вл. Человек и его миры / Михаил Булгаков. «Театральный роман» // Новый мир -1965 № 8 // Звезда, - 1966, - № 3, - С,213-215,

105. Смелянский А. «Зашски покойника. Театральный роман» (коимевтарий) // Булгаков М.А. Собр.соч.: В 5 т. М.: Художественная литература, 1990. - т.4. - С.662-680.

106. Воздвиженский В. Путь Булгакова и его истолкователи// Вопросы лнврагуры. -1984.-№10. С.203-213.

107. Михайлов О. О прозе Булгакова // Сибирсше огни. 1967. - № 9. -С.183-186.

108. Вулис А. Послесловие к 1 части «Мастера и МЛгариты» //Москва. -1966.-№11.-С.127-130.

109. Виноградов И. Завещание мастера // Вопросы литературы. 1968. -№6.-С.43-75.

110. Яесскис Г.А. «Мастер и Маргарита» Булгакова (Манера повествования, жанр, макрокомпозиция) // Известия АН СССР / серия язьжа и литературы. -1979. т.38. - №1. - С.52-59.

111. Левина Л.А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филологические науки. 1991. - № 1. - С.12-23.

112. Жолковский А.К. Попытки «зависти» у Мандельштама и Булгакова // Блуждающие сны и другие работы. М.: Наука, 1994. - С. 147-171.

113. Арсланов В. За что казнил Михаил Булгаков Михаила Александровича Берлиоза? // Вотфосы литературы . 1989. - № 8. -С.115-147.

114. Вулис А. Роман М.Булгакова «Мастер и Мгфгарига». М.: Художественная литература, 1991.

115. Утехин Н.П. Исторические грани вечных истин («Мастер и Маргарита» М. Булгакова) // Современный советский роман / Философские аспекты. Л.: Наука, 1979. - С. 194-224.

116. Скалой Н.Р. Русская философская проза 20-30-х годов XX века: Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук.-М., 1995.

117. Палиевский П.В. Последняя книга М. Булгакова // Литература и теорш. Изд: 2-е. - М.: Современник, 1978. - С.257-266.

118. Симонов К. О трех романах Михаила Булгакова // Сегодня и давно. -М.: Советский писатель, 1978: С.263-270.

119. Проффрер Эллендеа. Художник и власть. По страницам романа «Мастер и Маргарита» // Иностранная литература. -1991. К» 5. - С.212-222.

120. Каверин В. Заметки о Булгакове // Каверин В. Избранные произведения: В 2 т. М.: Художественная литература. - т.2. - С.634-646

121. Миллиор Е. Мир наоборот*// Литературное обозрение. 1991. - № 5. -С64-65.

122. Шиндель А. Пятое измерение // Знамя. -1991. № 5. - с.193-208.

123. Яблоков А.Е. «Я часть той силы» (Этическая проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита») // Русская литература.-1988. № 2. -С.3-31.

124. Манн Ю. О гротеске в литературе. М.: Советский писатель, 1966.

125. Менглинова Л.Б. Гротеск в романе М-Булгйсова «Мастер и Маргарита» // Творчество Михгйла Булгакова. Томск: Изд. Томского ун-та, 1991.-С.49-78.

126. Симонов К. Предисловие к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Москва. -1966. -№11.- С.3-7.

127. Белая В.В, Лексико-семантические и функциональные особенности антропонимики М.А. Булгакова (на материале романа «Мастер и Марглита») //Филологические Науки. 1990. -№ 5. - С.103-110.

128. Покровский Б. О чем беседовал Воланд с Берлиозом. Философские проблемы романа Булгакова «Мастер и Маргарита» // Записки русской академической группы в США. New York, 1991. -T.XXIY - С.143-162.

129. Луначарский А.В. Будем смеяться // Луначарский АВ. Собр.соч.: В 8 т. М.: Художественная литература, 1963. - т.З. - С.76-79.

130. Замятин Е.И. Я боюсь. // Замятин Е.И. Избранные произведения: В 2 т М.; Художественная литература, 1990. - т2. - С.348-352.

131. Первый Всесоюзный съезд советских писателей / Стенографический отчет.-М.:ГИХЛ, 1934.

132. Примочкина Н, Писатель и власть. М.- Горький в литературном движении 20-х годов. М.: ?ОСПЭВ, 1996. ,

133. Мегченко А. Современное и вечное //Москва. 1969. - №1. - С. 198211.

134. Петровский М. Михаил Булгаков и Владимир Маяковский // М.А. Булгаков драматург и художественная культура его времени. Сб.статей. - М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1988.- С.369-391.

135. Яблоков Е.А. Они сошлись. // Михаил Булгаков, Владимир Маяковский: Диалог сатириков. М.: Художественная литература, 1994. -С.5.56.

136. Михайлов Ал. Мир Маяковского. М.: Современник, 1990.

137. Карабчиевский Юрий. Востфесение Маяковского. М.: Советский писатель, 1990.

138. Петров В.Б. Пьеса М.А. Булгакова «Багровый остров» // Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. Самара. - Изд. Саратовского ун-та. Самарский филиал, 1996. -С.139-144.

139. Зощенко Михаил. О себе, о критиках и о своей работе // Зощенко Михаил: Статьи и материалы. Л.: Academia, С.8-16.

140. Новиков Вл. О месте Зощенко в русской литературе. Предшественники и последователи от Даниила Заточника до Ыикдша Жванецкого//Литературное обозрение. -1995. -№1. С.25-27.

141. Голенищев-Кутузов И. Ирония и Зощенко // Русская словестностъ. -1995.-№3.-С. 18-20.

142. Белая Г. Экзистенциальная тфоблематика в творчестве Зощенко. -Литературное обозрение. 1995. - Ksl. - С.4-13.

143. Адамович Г. Михаил Зощенко // Нева. -1994. №8. - С.304-305.

144. Ходасевич В. Уважаемые фаждане. // Нева. 1994. - № 8. - С.ЗОЗ-304.

145. Томашевский Ю. Возвращение Михаила Зощенко // Зощенко Михаил. Суета сует. М.: Совремешшк, 1993. - С.3-14.

146. Чуковский К. Из воспоминаний. // Вспоминая Михаила Зощенко. -Л.: Художественная литература, 1990. С.29-82.

147. Щеглова Е. Триумф и трагедия Михаила Зощенко // Нева. 1994. -№8.-С.258-266.

148. Синявский Андрей. Мифы Михаила Зощенко // Вопросы литературы. 1989.-№2.С.50-67.

149. Сарнов Б. Пришествие капитана Лебядкина (случай Зощенко). М.: ПИК Культура, 1993.

150. Шайтанов Игорь. Мастер // Вопросы литературы. 1988, - № 12. -С.32-65.

151. Шайтанов Игорь. О двух именах и об одном десятилетии // Литературное обозрение -1991. -№ 6. С.19-25, Ш 7. - С.4-11.

152. Солженицын А. Из Евгения Замятина. «Литературная коллекция»// Новый мир. -1997.-№ 10. С. 186-201,

153. Шайтанов И.О. Евгений Замятин и русская литературная традиция. Фрагменты из учебного пособия // Русская словесность. 1998. - № 1. -С. 27-35.

154. Михайлов Олег. Гроссмейстер литературы // Замятин Евгений. Избранное. М.: Правда, 1989. - е. 3-28.

155. Федин Конст. Горький среди нас. Картины литературной жизни. -М.:Молодая гвардия, 1967.

156. Днт. по: Гутерц Анатолий, «Самоубийца» // Театральная жизнь, -1991,-№ 5,-С, 16-18,

157. Велехов Л, Самый остроумный // Театр. -1990. № 3. - С. 90-96.

158. Свободин А. О Николае Робертовиче Эрдмане // Эрдман Н. Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1990.-С. 5-18.

159. Шубин Л. Градовская школа философии // Литературное обозреиие. -1 989.-№9.-С. 21-26.

160. Верив В.А. Сатиричесжий дебют Андрея Платонова (о повести «Город Градов») // Филологические науки. -1979. Хе 4.- С. 11-16.

161. Шубин Л. Сказка про усомнившегося Макара. Андрей Платонов. Опыт сатирической мысли // Литературное обозрение.- 1987. № 8. -С.46-54.

162. Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. Об Андрее Платонове. Работы разных лет. М.: Советский писатель, 1987.

163. Васильев Владимир. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. -Изд. 2-е., испр., доп. М.: Современник, 1990.

164. Корниенко П. Зощенко и Платонов (Встречи в литературе) // Литературное обозрение. 1995. - № 1. - С.47-54.

165. Карасев Л. Смех и стыд у Платонова//Лики смеха.-Человек. -1993. . №4. С. 168-181, № 5. - С. 144-158.

166. Шубин Л. Горят ли рукописи (или о трудностях диалога писателя с обществом) // Нева. -1988. №5 . - С. 164-178.

167. Агеносов В. «Вор» феномен советского философского романа // Верность человечеству: Нравственно-эстетическая и философская позиция Л. Леонова. - М.: Наследие, 1992. - С. 53-69.

168. Старикова Е.В. Леонид Леонов. Очерки творчества. М.: Советский писатель, 1972.

169. Михайлов О. Мироздание по Леониду Леонову. М.: Советский писатель, 1987.

170. Грознова Н. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы. Очерки. Л.: Наука, 1982.

171. Ковалев В. В ответе за будущее.- М.: Современник, 1989.

172. Грознова Н. Повесть «Собачье сердце» в литературном контексте . 20-х годов // Творчество Михаила Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография. Л.: Наука, 1991 .г КН.1 . - С. 45-57.

173. Химич В. Поэтика романов Л. Леонова. Свердловск: Изд. Уральского ун-та, 1989.

174. Лурье Я.С. Михаил Булгаков и авторы «великого комбинатора» // Звезда, -1991.-№ 9. С. 168-174.

175. Сатшак В. Не надо оваций // Вопросы театра. Сборник статей и материалов.-М.: ВТО, 1965. С. 119-127.

176. Лихачев Д.С. Литературный «дед» Остапа Бендера // Литература -реальность литература. - Л.: Советский писатель, 1981. - С. 180-186.

177. Молдавский Дм, Возвращаясь к Ильфу и Петрову // Молдавский Дм. Товарищ смех. Л.: Лениздат, 1981. - С. 244-271.

178. Сараскина Л.Ф. Толстоевский против Ф.Достоевского // Октябрь. -1992.-№3.-0.187-197.

179. Шенталинский Виталий. Масщ) глазами ГПУ. За кулисами жизни Михаила Булгакова//Новый мир. -1997. № 10. - С. 167-185, № 11. -С. 182-198.

180. Натова Надеада. От текста к сцене: Повесть «Собачье сердце» Михаила Булгакова и се театральная интерпретация // Записки русской академической группы в США. New-York, 1991. - т. XXIV. - С. 43131.

181. Подколзин Б. Михаил Булгаков: прорыв сквозь «смуту» // Нева. -1 996.-№7.-С. 197-203.

182. Дравич Анджей. Булгаков, или пшола отказа // Диалог. 1993. - № 5-6.-С. 64-71.

183. Сергованцев Н. Два самоотречения М.А. Булгакова // Булгаков Михаил. Ранняя проза. М.: Современник, 1990. - С. 3-18.

184. Рассадин Ст. Путь с Голгофы // Диалог. 1993. - № 5-6. - С. 72-80.

185. Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады. М.: Народное образование, 1995.

186. Зощенко Михаил. О комвгаеском в произведениях Чехова// Воттросы литературы. -1967. № 2. - С. 150-155.

187. Набоков Владимир. Николай Гоголь // Новый мир. 1987. - № 4. -С. 173-227.

188. Гегель Г.В.Ф. Претфасное в искусстве, или идеал // Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т., М.: Искусство, 1968. - т. 1. - С. 162-309.

189. Цит. по: Шестаков В.П. Ирония // Шестаков В.П. Эстетические кат«гррии. М.: Искусство, 1983. - С. 227-240.

190. Лихачев Д.С. Смех как мировоззрение // Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. ~ С. 7-71.

191. Платонов А. Общие размьшшетшя о сатире по поводу, однако, частного случая // Литературная Россия. -1964. № 27. - С. 10-11.

192. Нодия Г.О. Человек смеюнщйся в контексте философтш культуры // Философия, культура, чедовек. Тбилиси: Метщиереба, 1988. - С. 4772.

193. Ермолинский Сергей. Михаил Булгаков // Ермолтшркий Сергей. Из записок ратших лет. М.: Искусство. -1990 - С. 18-232.