автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Саййид Касими и его литературно-дидактические поэмы

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Касымханов, Бабахон Хамдамханович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Саййид Касими и его литературно-дидактические поэмы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Саййид Касими и его литературно-дидактические поэмы"

АКАДЕМИЯ НАУК УЗБЕКСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ

На правах рукописи

КАСЫМХАНОВ БАБАХОН ХАМДАМХАНОВИЧ

САЙЙИД КАСИМИ И ЕГО ЛИТЕРАТУРНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ПОЭМЫ

10.01.03 —ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СССР (УЗБЕКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Ташкент — 1991

Работа выполнена в Институте рукописей им- X. С. Сулей манова Академии наук УзССР.

Научный руководитель — доктор филологических наук

3 Холид Расулев. з

Официальные оппоненты — доктор филологических наук

С. Эркинов.

Кандидат филологических наук X. Хомиди.

Ведущая организация •— кафедра узбекской классической

литературы и литературы народов СССР СамГУ.

Защита состоится « » 1991 г.

в часов на заседании Специализированного совета

Д 015.04.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте литературы АН УзССР (700170, Ташкент—170, ул. И. Муминова, 9).

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН УзССР (Ташкент—170, ул. И. Муминова, 13).

Автореферат разослан « » 1991 г.

Ученый секретарь

специализированного совета —, --

доктор филологических наук ------Э. А. КАРИМОВ

; • ОБЙАЯ ХАРАКЩЯСТИКА PABOÎH : ; .

I. Актуальность теми; Узбекская'классическая;литература имеет богатую истории и отлетается разнообразием литературных жанров. Среди них достойное место принадлежит.литературно-ди-, дактическим произведениям. - ■

ГЬль последних, особенно в сегодняшних условиях духовного возровдения нашего общества, трудно переоценить; Особенно сейчас, когда советский народ как никогда испнтивает нувду в вое- , приятии, духовных ценностей. Узбекская дидактическая литература, которая имеет древнюю традицию в этом отношении,'может сыграть огромную воспитательную роль. История народов мусульманского Востока наглядно показывает, что-дидактическая-литература с самого начала своего возникновения бала призвана слукить народу, воспитанию его в духе любви к йлижнему, миролюбия,•совестливости. ;

Археографические экспедиции, снаряженные в последние три' . десятилетия в многочисленные книгохранилища востоковедческих центров Советского Союза и зарубежных стран, дали возможность значительно обогатить число призведений:-этого ванра.. Так, в результате- экспедиций известного узбекского ученого-текстолога проф. ¿Суяв^ййЬаа^'^щ^тащятш:. зэ. йадию,- йнли рткрйтн для , науки новые имена.поэтов к писателей. - Хафиза.Хоразми,;Дийда,; ■ . Афзали и Фергани, а также неизвестные •

■рана, и других. ^ : ' : ;,

• - Новонайдетше поэйн "ТЗ лшани роз" (Цветник тайн), ♦"Хшдасатнома* ( йщ-а- об : истине}, "Илохийнома"' (0 божественном) поэта ХУ века 'Саййвда йасимииме-ют особую- актуальность, ибо в них четко и художественно . • ярко -. выражены назначение и смысл .человека в жизни общества - вопрос, ккоторому.общество аозвраиш'втея "вновь'я,^вноеб.^ ■ ; ;, •

. Методологическойосновой диссертаций Доблустга полокения -марксистко-ленинского учения о литературе; и материалы Ъ ку льту рном . наследии. ■■ •'.'-'.-'"•* ; • -.'•'.. -

Г Личгай архив профессора Х.Сулеймакова. Инстигут рукопнсей. им.Х.С.Сулсйманова АН УзОТ,-Архив узбекских советских писателей и учеяых.. Списки и описания рукописей, хранящихся в Индийских фондах. Папки Ш 56 , 68.

Теоретически® основу составила труды йостоковэдов а фидо-логов Е.Э.Баотедьса, Б.Вадяхсдааева, О.Шаоафщщшова, В.Захи-доаа, Ц.Шамсшва, И.Судтонава, А.Хаш1т>,;етова, АЛ.Кашова, С. Зркиаова, Н.Дбдуллаева, 0. Дгураева и др.

В работе применяется метод историко-филологического сопоставления, используются синхронный и диахроаный способы иссле- • дования..

Це-^ь а задачи исследования. произведения дидактической поэзии, также как и вся узбекская литература дошли до нас в рукописных книгах. Поэтому,перед исследователями этой литературы встает в первув очередь задача источниковедческого-и палеографического 'исследования рукописных'сочинений., Поскольку произведения СаШида .Касими дошли до нас- в единственном рукописной. списке, главной задачей является палеографическое исследование этих рукописей с тем, чтобы.с достоверной точностью определить подлинность текстов, установление которой даёт возможность проследить :мзнзнннй..и творческий путьОаййида Касими и определить: его роль/.и значение, в' истории узбекской литература

На основе текста-удается почувствовать социальный,. поли- , тический и культурный-пульс эпохи,. в которой кид и творил.по-" эт, что в евоы'очередь даёт возможность определить политичес- . кие, религиозные а философские взгляды самого поэта. .3 диссер-4 тадии также исследованы вдейно-худонественные"особенности позу СаМвда Касими.. .

Научная новизна исследования определяется тем, что поэмы Саййпда Кзсяиибшш неизвестны наука. Только после обнаружения рукописей этих поэм, благодаря сообщению проф. Х.С.Сулеманова о находке поэтического'наследия Касими, стало известно о. том, что в коаш- ЖП - начало ХУ в. нал и творил самобытный поэт

Касима. В диссертации впервые в узбекском литературо- ' аедеаиа подтворгаатся сравнительному филологическому' иссле-: . довайййУ а рукописи поэтического наследия Касими - тцатель-асау ааайв»ра$яч8ся9«1Г. анализу. - .'• "

а&о^тйкзма Доследования-- являатся .рукописи поэм >аа2Хбз5ч -.ССЗозкж соо<^ений)','.1'Тулшаш .роз"; (Цветник • (.^здга.ой истоме) и '^тохийнома'.' <0 бо-

• •¡¿йггу.ийаУ; игтеркг хй&агаса- в .единачнах--.списках в'библиоте-

- Е> -

/

ке Риза т.Рампур в Индии. Б работе наш использованы фотокопии .этих рукописей, но палеографические данные рукописей почерпыу?к нами также и из описаний прост. Х.Сулейыанова .

Еще одна рукопись (инв. Д 2663) Института рукописей АН Уз ССР,, которая содержит поэглу "Хулшави роз" (Пветник таИн), сыграла хорошую роль первоисточника. -

Рукописные тазкирай, рукописи исторических сочинений0, произведений Фадрдддина Аттара4, Хайдара Хорезм'"1 и некоторых других тоже:привлекаются в работе в качестве первоисточников.

Научная и практическая ценность, исследования объясняется тем, что Саййад Касйми как поэт и его сочинения вводятся в научный обиход впервые. Настоящее исследование дает ■ возыозс -аостсь пополнить наш знания, о дидактической литературе л ТУ -ХУ вв.

' Результаты исследования могут быть использованы в :

- истории узбекской литературы;

. - изучении староузбекского языка;

- изучении истории дидактических поэм и техники их сочп-- нения;

- повышении поэтического мастерства современных поэтов;

- составлении.учебников к методических пособий, для-ткол и вузов;

•- Апробацш? основные положении- диссертации. - По тетя диссертации опубликовано пять; статей -а монографии.'. Результат:: исследования -'освещалЕсь на конференциях-ыолодн?: утекйх;:(1281-1030) ■и ученом Совете Института рукописен ,(Ш5,' .

Л. Личный. архив.профессора Х.Суле&знфде» Институт т;

1П.:.Х.С.Сулеи.:анова,;ЛН УзССР, архив узбскс;;;*.Х':срг,сгски:-: писателей и учених. Сппскл и-олпезцат рукописен, хааз.'Гпаюа в . .. Индийских-зондах (Псй;ш 55,6Г,).

2. Рукописьлл" ?А*>253.,II 223?.АН УъЪ. . .3* Рукопись ЛН Та,-~.СГР.

.' 4. Рукойпсв- Я'ЭЗТ 1-3 АН УзСС?. •

&»• 1^;опесь.¿ [ж ^г^'-йгазг-'.К СЕ» 0ТО73 йетаййхго х^зег..

.- - б - .. \

Стрпступа диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав,, заключения и списка использованной литературы.

.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖССЕРТАШИ.

Во введении обосновывается актуальность теш, цели и задачи, методы исследования, его .'новизна и научно-практическая значимость.

Первая,глава.- Саййид Касими и его поэтическое наследие.

■ За последние пол-века узбекские'ученые много внимания улепляли тому, /чтобы разведать и ввести в научный обиход имеющееся. . на настоящий декьвсе рукописнсе наследие письменных памятни -ков узбекской литературы. Результат археографических экспеди-, . ций, направленных для реализащш .этих целей, превзошли все оая-дания, ибо были открыты рукописи неизвестных, авторов - "Диван" Хафаза Хорезмг7, ."Диван" Кулфата2.. " .

Поэмы'СайЙдца Касими были открыты в результате.ряда археогр^ • ■ графических экспедиций в. библиотеке Риза индийского города Рам- : ■ . пурпоэш "Мазшаъ ул=ахбор", 'Т^лшани роз", "Хацинатнома" и . "Ило^ийнома". • •.'/'• . . • .

. .. Вышеназванные поэш заключёны я три' переплёта,":"Мажмаъ ул= .". • ехбор" и "Гулшана роз" швы;-.соответственно::инвентарные номера 753 я 48, а "Хавдатнока" « "Илсхийнома". составили томик под № 85.; Таким образом, все-три рукописи содержат 84 листа. Раз. мер листа Т7 х 25 сы. Размер текста 9 х 16 см. Да каждом листе ' имеется по. 15 строк текста в два столбца. Бумага восточная, • шелковая, .начало- поэк украшены унванам?.. . ' - Текст-переписан, красивым аасталиком чернила чернилами, . . заглавия исполнены золотом.

• "Мажкаъ ул=ахбор" содержит 2088 строк, "1Улшни роз" -': 544. строки, "Хакиздтнока" -1144 строки, "Илохщшока" - 722. . строки. . '

Поскольку рукописи имеют и старую пагинацию/ которая, начина-, ется с л. 306 и далее до.л. 114, можно сказать, что все четыре поэмы ранее содержались в одной рукописи, причем на бе 29 . - начальных листах была еще одна поэш.

4 « 1« Хофиз Хоразмий "Девон"и нашрга тайВрловчидар Х.Сулаймонов, ! ; «.Сулайаонова.Т.: Уз. Ш ЦК нагзрибт» Т98Т. 1-П кдтоб, - ' "Девон" А£аирга тайбрловчи М.Хамедова, Т.: "йан"

- ? -

По данннм, приводами во вступительной части "И&'шаъ ул-ахбор",. в газелях "Гулшани роз", и в заключительной части "Да-клзатноыа" и по некоторым другим пометам, автором поэм является Шах Саййид ( Касим } lîaciir.ui Анвар Бухара ал-ГДузакки. Судя по весьма скудшад даннид, разбросанным в поэмах, ыокко сказать, что его зрелпе годы приходятся на первую половину ХУ в. 3 эти года он, очевидно, жил в Бухаре я слузги у Султана Абу Сайда Мярзн í I45I-Í469 ■ или искал у него покровительства.

Еше один, текст поэмы "Гулшани роз" был обнаружен нами в составе рукописи" "Дивана" Навоя. Здесь автором, как явствует из газелей, значится некий Гулшани, а па полях л. 174 б/ рукописи записано, что поэ:ла принадлежит перу Алишера Навои. В диссертации доказана ошибочность этих данных.

Науке известна еше одна газель, принадленашая перу поэта Касими. Это стихотворение ш,:еется в.составе рукописи ОР 8IS3, которая хранится в Британском Музее. Это стахотвореняе вместе со стихами поэтов ЛутТ'И, Дкавхари, Камбар оглн и Мансура бахши опубликованы А.М.Шорбаком. О поэте с псевдонимом Каспми ничего неизвестно. Через некоторое время издатель этот газели приводит данные о Касине, "... полное ипя которого Касим Али бон Насир бип Харун бан Абулкасим ал-Хусайнп ат-Табризи. Он умер в 1431 г. Касюлу принадлежит диван и философское сочинение "Анис ал-ариф" "Друг познавших"^ на персидском язике^. Этот поэт бнл хорошо известен Алииеру Навои, о нем он подробно пишет в своем "Маяолпс ан-на<1«ис »

На-первпЗ взгляд кажется, что стихотворение, опубликованное А.'Д.Шорбаком могло приписать этому Каспму Анвару. В пользу этого говорит тот факт, что рукопись, где находится газель, переписана в то ври/л, когда я;ил Касим Анвар, о котором пишет Навои и А.М.Шербак. Но, если учесть, что Касим Анвар писал своя работа только на язт;ке '¿арся (иначе Навои писаль би о нем с еше большим уважением«, модно сказать, что автором газели.

Г. Рукопись < :U663 Институт рукописей АЯ

2. А.М.1ерйз~. Г-гАУлатика старо-узбекского язика. М.Изд.ео

Ali СССР. 1262.

3. Навои2 А. Мазолис ун-нафоис.г МлииЗ таяаддиД текст. Тайёр-лобчи СДаниева. -Т.: <3ая, 1261.

является другой Касиш. .Язык газели, нспоазовашю одинаковых стихотворных ^размеров в .стихотворении и Газелях,' использован-кых в поэме дают,основание говорить о том,' что этим поэтом является Саййвд Касимй, автор поэм, о которых вдет речь в назем исследовании. В'диссертации сделана попытка детального разбора ■ стихотворения. . ■ '

, Конечнонаше-.утверждение, о принадлежности газ ели пе ру- ; Саййада Касиыи, основана.аа розултатах, полученных Методами. которыми распологает современное состояние узбекского литературоведения... • " .-'.

Сопоставительный'анализ стихотворения, опубликованного.■ А.и.ШербакрМ и изданадх'уйаш- газалей'-прйвЬдится' ^^ЬерЯадши

Вторая глдва - структура-Дидактических поэм, их солср^а-

аздеь, ЩШ -Д «ргегева. дэджа.. v..-;

■ Структура .поэм .такова .¡сойёвнят'г "'v.^'

'■' I. Вступление: - .■ .:' V... .У•■;.

Т) Хамя;-2) наътг' З)' причина Надистшя поэмы;'4) сказ о . - себе; 5) восхваление Яултана Дбу: Садад 'Идаза; 6) таасил.-.-. ..

Ц. Основу яасть;.= i- 'ё'К'Л* V-'*' '-Ч-i и-'---.

Т) ауазй.^йб.яначгиш повёствовд№|-2) 13 вступлений, каждое ИЗ'. КОТОРЫХ'СОДвРД1СТ 'П . ,• : * ": . ; •'.

. Рассказ^'яяфавдде;^ Пул-'-: '

' :тан0:Ыа»луде"у'': "Рассказ р -:'$а ридунё, -Фаррухе*V "-Рассказ; о Лкам-. . . адде", ''Тассказо"^ Базургане", \'Рас- •

сказ: очпадвд^;Й€ще ■' "Рассказ::.«, дорадузе*,: .^Йссваэ/об /Йскандарё" ,и'еще ^четыре рас- . . сказа, без назвавия.. v., -У '-'v.:-. •-'" '•• у. /•'.•"' - fi^Ti-.''*■ 'У.'у-:"•:V' Главное "в дрэме. л'^адай^'а^акбар" (Сборадк.ср ; • .

Касими1.- ■ это место'ч&йзвека."'в Фйеств'б";-/' ШзвдатЬльн'ость много-' , численных -рассказов, ^ПривнесенныХ-вдо ;*.> I

г .к .восприятию "добрах начал, '.заложенных в природе -человека.. ЛоОро».

та л милосердее-:.- вот - качостза', • которые-, необходимы -жалкому-•• . чалоьекуг too -¿ow^ac:^ - ; -'.'";'■ '.'

. Адлу. саховат-<5даз.-етм булса 8р,. • ••:'-".'

'. Пиниа^-укбода топар эътибор1 ■ у ■'.•'■

- -•"; . .у- - У. ■ i;хуядщец-(Зудзт-' аочитаему'v;; . г.: -y®iaxobp»-.-л.-4.''-50а»: -V у: ; \. • - - ..уУ-у

■• Поэма/"Гулшани р0з" (Пвётник- Тайн) -содержит., кроме введения, 10 глав.. Главный сюжет всей поэш посвящен воспеванию тру. 'долюбия, терпимости, и кротости», посвящения всего, себя процветанию общества. Доэму завершает, заключение,'.Здесь поэт говорит о тленности мира сего, поэтому он призывает лвдей делать как можно больше добрых дел," которые только и-, остаются .в памяти ' грядущих, поколений. 2ить по средства>л,-нрйобретенным честным • . . трудом, . - главный мотив -газелей поэт "Гулзани роз". . . ."Хаютатнома" (Книга об истинеэ. состоит аз. введения,-.двенадцати; глав, в каждой из которых содержится по одао:.у рассказу, и "Такоми сухан" (су? рассказа),а завершает книгу, заключение. Основная часть, поэмы '.тематически.. разбита следующим- образом: '.-'"'г' •'-л л' •'* ' '.-' ■

у-.; !>:' 1-8 главы - о :неликодусии.: 3 э*их- главах собраны рас-

• сказы о - таких исторотескйх личностях, как.Оахкмэрдан, Хасан ... ; Басри,; Ебрахим Адхамг Басри Хафи 'V;-- ■•' У//-. • Арастуй Хаким,' Махмуд -

Газнави и др. Рассказы эти ,0 - лрикйочеяпях и событиях з зизни .

* великих 'кугей;. святых.-а о?ше®аиков полны' благородного' созвда- ;7 /■яия.~;■;•*;■ ..;'• '-.-./-./',_/: у .-'.: - / .'.'■'

;-'.---/• Главй;.:—/р' Де^^х ушнщ от', хлаз '•■'

■ лэдей, Здесь имеется всего: один расс^з о ^тсаглзадб Таззали, ;. -., основателе иусульманской- юридической. шсоДн, которой, почитался -; аа;^Бос«Йк&;;каю:-предел; совершей^&еЙ ^адости.;.' - '. ■ ' ' . - -3. 10-11-главы — о суфии=подракателе. В этой'главе поэт . -йысмоивает- отдельных представителей {зелйгио'зяого культа. ; '.-4* 12 глава - о греха а'его последствиях-. Б- главе-■>пряво-,■,.: дится. ■ - всего грд ва-.бареказ , . в ;-котором; йаййид. Каошм, .создал - красочные -образы-Шаха-й' Старт;.- где- пооледний имеет превосходство. над ■ ' > первым благодаря своему згизнснноуу опыту^.-приобретенному долгим " и изнурительным трудом,'. сопряжённым со'мнозествомликений, ко. торке и привели Старца к тоцу;.- что называется ЫудростьЬ. ,

Нетвертая';п'оЗт..Каотш .'"iL•íoxгйк&ua', ГО божественном), в ' . отличие от предыдущих/трех поэм, явДябтся' цалоРтрымпроизБеденяе ^ ем. В ней больше йчярчв, чем в других ого поэшх,-затронуты об- . .. . 'сёетвевногполитетеские проблемы эпохи, -в:'которой жил-поэт. Сай- ' . Йад КасДми создад в поэмо прекрасный-образ аенщишв лице которой он воплотил 'чистую^ ничем незапятаняув лэбовь: а верность. /

Она, вдсаная красавица, несмотря на искушения множества возднха телей до её прелестной красоте, не изменяет своему муку, которы. отправился в паломничество в Мекку. Кто только не заискивал перед ней. Среди большого числа тех, кто ааздал ее, были брат ыужа и раб, и торговец рабами, и коченник=араб, и добрый, и злой. Но аенщина отвергает всех, и наконец, после еще нескольких испытаний, она восходит на трон одного царства, и благодаря ее чрезвычайной набожности и честности исполняют ее просбы о выздоровлении тех, кто когда-то причиняли ей зло и за что были жестоко наказаны богом насланными на них тяжелыми телесными недугами. "

По тематической направленности рассказы поэм Саййвда Каспми молшо сгруппировать в две большие группы. '

1. Рассказы общественно=политического характера.

2. Рассказы дидактического характера.

Сам Саййдц Касими в своих поэмах вырисовывается как бедный поэт, который вцнуядея выпрашивать у правителя необходимо э на кизкь и поддержку его творчества: Мушкил экан дунйда йуадиц гами, Очу яланг улмас экан одами1".

Нунда - самое трудное, что есть на свете. Босой и нагой у нас не умрет человек.

Лойед эмастурки манинтак факир, Булса аникг даврида Fai.ira асир .

Не приличествует, чтобы в его (т.е.шаха)время Такой бедняк, как я, находился в оковах печали злой.

Поэт наш беден, но он полон жизни, он проповедник всего дос poro, борец за правду, назидателъ справедливости, воспитатель . общества. 'Одним словом, Саййид Касими был из тех, кто посвятил свою хизнь борьбе за добрые человеческие отношения, за светлый человеческий разум, который не допускает никакого насилия одного против другого, особенно власть имуших против народа.

Третья глава - художественные особенности поэм Саййвда Касими. Произведения Саййвда Касими относятся к жанру дидактической поэзии, которой в истории узбекской литературе принад

т wy «-svrtitim«/^»^*! *

2 Там же.

лежит заметное место. Дидактическая поэзия своими корнями уходит в глубокую древность. Зта поэзия в II в. была уяе представлена в поэме Всуйа Zoe Хадаяба "дутадгу билиг". Судя ло грандиозности сюзетной линии поэмы и завершенности идейных и худо-аественных решений, мозно представить себе, как много времени нукно было пройти згой форме поэзии, чтобы дойти до такого своего совершенства, которое мы находи:.] в "Кутадгу билпг". Закономерности такого развития дидактической поэзии хорошо показаны в ^известной, работе проф. А.Хайитглетова^.

Саййвд'Каслми в числе своих наиболее близких предшественников и современников - Хайдара Хорезмя, Саййцда Ахмада, Юсуфа Акири, Якини, Атаи, Саккаки-Сугди, Гадои, lyrin z многих других - смог поднять дидактический жанр узбекской поэзии на качественно новые высоты. Теперь з~е все эти поэмы с полнел основанием можно отнести к литературе адаба. которая наиболее изучена на примере арабской и персидской литератур. Однако, все признака этой литературы мы находим и в поэмах, вышеуказанных поэтов, равно как в поэмах Саййцда Каспми, поскольку и тюркская литература, а значит узбекская литература токе шест обдие корни с арабской и персидской литературами. Так как термин "адаб" мы пользуем впервые, пояснил его после К.Наляино и Ш.Пелла.

А<ЗаЪ является именем единственного числа: adab, соответствующего в свою очередь единственному числу adb, известного в Каране-в значении "привычка", "ситуация", "образ зизни". Это слово употребляется в одном из хадисов:

( это был образ лизни добродетельных людей до вас), d'ab в начале имело конкретное значение "дорога", "путь" и его дублет adab. Этого последнего слова нет в Кзране, но оно появляется в хадисах, где глагол П породы adaba имеет значение "обучать", воспитывать"... После распространения ислама и по сей день da'b не преобретает никакого особого терминологического значения, в то время как --сунна приобретает религиозный смысл, "адаб" Tasche приобретает подобное значение.

1.АДайитмэтов, "1Дарц адабиётишиг п?.одий мэтодл тарпхццзн" Т., "Фан", - 1970, '331 б.

■y v .

но полностью свтетское, С Другой .стороны, лексикографы противопоставляют irab, iraba ' ■ i¡ особенно arib .-словом adab и• adib: причек.. arib v- означает;"умный",- "тонкий",, "ловкий", .".влаДеадиЁ'.ремеслом"^ !В то время как adib- тот, кто обладает -■ всеми, 'качествами,' составлявдими .а д.а б, т.е. привычки,.-,"ма-неры"»,- "похвальный..ббраз ..поведения,. унаследованный'от; пред-ков''1. . ' ;.. У : ■ .-' '

. Содорзаниз поэм 'оправдывает/применение термина "адаб", ; • поскольку они по существу создавались в целях "адаб", т.е. ;воспитания хороших,•' недурных; качёств. в человеке.; Если хочешь -благоденствия .я счастья в -жизни, .знай,-что самый -верный признак его - ; это Еслш ты. обладаешь- адатом. - то плоды твоего желания созреют в нем:

-„ Адабсиз Одами мацсадРа етмас, * Зиёшш к5рмагунча суда етмас .

^^•.г>.У•!^й(Ш);>нвx,■aдatíar■■■Ioт■нe.-дacтlIгнвт.цaшIí■'v•.■■ . - -Ведь локй не дознаешь..вреда, пользу не оценишь. :

■ Но-путь до,:крнечно^-счастливого-предела,-- к которому -. . ■приводит адаб... зачастую бывает, тернист ж полон-тянких испытаний.

Доэт,' однако, не путает ими читателя, а -наоборот-, ' борете:, ся против них, щвт - пути их преодоления. Так, -оа, но спеша,:; - шаг за шагом заставляет читателя, .верят- в. себя, т.е. делает --,< i его- обладателем адаба: ■ ■ .-

АДабсиэ одами худ одам Зрмдс, * Зрур адйвощда ухсук "одам эрмас3.

- • " -Человек без адаба - не человек,

■ .-Он есть не более чем животное.

Такова цвльСаВДвда Касими,- ЧереЗ-внсокосдуховное совершен- . ство Членов общества и милосердного. отношения между людьми ■ . o¡t стремится достичь желанного во- все времена установления; " « «гра д спйкойствяя 'в государстве.-Для-дости/^шш- этих- благо-. .

-ХИалла- В^-Вариандя-натему-адаб-'-- Арабская средневековая..-

зсульгура я литература Ы.; Наука. 1978, с.66-76.

* £ "Ханвдатноиа" л,^86 а.

-л»: S6 s*-. -

родных долей Саййзд Касйми прибегает-к художественным приемам. Об их многообразия ложно судить по ниже приводимым основным- метрическим размерам,' использованным поэтом:

• ■'• Основные 'мётры, поэМ'"Маямаъ ул-тбор" (Сборник .сообщений}. . .. - ''; • '

1. Ра^азй ыус'аддаса матвяй •

Богла бузуч дуявдяа эй, дуст, рахт, . . . .Булка анянг кунзяга чук ганяя сахт. Мустафьаяун г^'стафьйлун^луфтаъ'илун. . Бог-ла бу - зук дун - ё - да - нэй дуст . - рахт . - ; :' .Мус-таф-ък-;.лун;лус -та$ - ъя - лун муфта'-.ъдлун. Бул-ма - а - ■ няяг кун - хя - да Ч7Н - гаязя - сахт . Мус-таф-ъя - лун: 'Мус - таф - ъя - лун - муфта - ъялун . ■,'". 2;'Ра&азй мусаддася '¿;ахбуня ма'рбуь ■■ Ох кани хакнафасу ха:."дат.®, .' Булса маним дардя дашм-махраме,-г:-. МуфгаъиЛун муфтаъилун фоъилун-." ' -; Ох - вдня - ^амна - фасу - хам - да - ме 5»уфга • - ъдлунмуфта ъйлун - фо - - ъи • -..'тун,- .-Булса-маним -.ларцу делим .йс • г- ха- - ме Муфта-ъялуя .-муфта, - -валун ;;;., фо - •- ъя ; - лун.,-. --•• • ч Основные-гжтры''.'Глушани,роз"--<Цветник тайн)'■■■• •'•I. Рамала мусаддаса махзуф» : • - --■•• - Андяа эрур долею гул- сурх- рУй,; -Бог жамолиндия анянг-оддязуй.' ••••

• ' . фоъялотун Фоъилотун фоъяяун' • • .-•.••.-•'.'•, АН - динэй - рур - ло - да -- ю - ^ух -сурх - руй

• Со — ъало. - тун -.фо . - ъя ло.-';тун -фоъя — лун •:* Бог- замо • - лин * дия- а " -«с нинг ол- -"ДН-,'',;--бу5г " Фо - ъяяо - туя ' фо - ъя - .-•- ло - -тун фоъя -- лун - ■>

2. Рамаля мусаддаса махбун

■ Бдзга агар булса анянхяек-сафяь,-..- •• ' . -- Фякр-эмас келса хясоля ¡занизь .-••••• .

. ., Фоъялотун фоъялотун Фавна. -.-.••• -

Низ.-га - а . - .гэр - бул - са — ■: а"1 няяг- — дек-- тафта Фо - ъя - ло - тун -л-- фо - ъя ло - тун ; ■ — ъяд

рэ - r.ac - кол ън - ло - тун

са - хи - 'со - л - шаниъ ilo - ъя ло - тун фаъшг

Основное метры "Хацл^атног.а" (Книга об истине) I. Ха::зн мусаадаси ьзахзуй.

Тафаррух кил саяаршшг охи сардин, длзартур хунл дилдин руйи зардия. .'Яафоъплун мафоъийлуя фаъувлун

ïa - çappyx - «ил - сахас - шаг - о - хи - cap - дин. ..La - àobni'; - лун - mío - ъий - лун - ща - ъув - лун

На - сськй - лун - иафо - ъий - лун - фа - ъув - лун

?.. ^а'лаза ыусаддаса мачсур

Саодат бирла давлат булмади ёр, У рун чилганда булди ул гирифтор. :.1агроъийлун мафоъийлун мафоъийл Cao - дат - бир - ладав - лат - бул - мадя - 8р Г.!аф-с - ъзй - лун - ыа£о - ъий - лун - мафо - ъийл ~Jvуз - «ил - ган -дабул - да - ул - гири© - тор ■ ;.й:Т,о - ъий - лун - кафо - ъий - лун - -мафо - ъийл.

Основные метры "}1яохийко:ла" (0 божественном).

1. Рагдлп мусаддаои солим. -

Бор зрди вант и б::р сохиб намоле . Нпгарп нозан;п;н боыисоле •¿аъилотун фаъплотун фаъилун Вор - эр - да - ва<; - TZ - бир - со- - хиб - намоле 'ki^ï. -ло - ту а - Ca -ък - ло - тун - фа - ъилуц." Ra - гори - но - за - ни;ш - бе - ми - соле ■1а - ъкло - тун - Ça - ъкло - тун - фа - ъилун.

2. Ра-пали муса.гд2сп шхбуни иахзуф

Сочи Дриада из и£гоя нури, Камол:: хусн ячпвда î;j« нусури 1лотуя Фоъплотун фаъплун Со - чи - куй - рик-да - ю - зиД - мо - и -аури so - ъп - ло - тун-Хо - ъя - ло - тун - Фа - ъилун Ка - мо - ли - хуснл - чи -да - гук, - ну - сурн ¿о - ъи - до - туа-io - ъи - ло - туи фа - ъилун-

- зартур - ху - индия - дин - ру - й - зар - дин

. Подстать легкопонятным игровым размерам своих поэм, Сай-цвд Касими широко применяет в них пословицы и поговорки,кры-'Латые выражения и мудрые изречия, которые еще более усиливают их воспитательное и эстетическое воздействия на читателя: Кивдаки бор ахяу саходин асар, . Боскан язца цилур таожи сар. Разумом и щедростью кто отличен, . В среде народа тот. в ладах-л в почете. Вот.как звучит у Касиш-поговорка "Тдл югурдиги бошга", которая соответствует русской поговорке "Язык мой - враг мой"; /Тяймаса. бу.тилня етар б.ощ-а, . . Сакламаса кузни тегар. ёшга. Дать.волю языку -голова в беде, Не беречь глаза - литься горьким слезам. . • . Нафь еткур элга чу абря бахор,

.'; Сунбулу райхон киби.бул:мушкбор..■. -. . , Будь полезен для лвдей словно -весеняя влага,

Кчагоухай для . них как базилика дзеты. ..'Многообразие поэтических примеров украшай? поэмы' Саййцда Касими. Приведем .наиболее широко л мастерски использованные из них: ■ ' , I. Тазод1. л. \

- Ким эдл Дорун киби оламда .роЦ , ' Зантл а~ал кетди кахондин-гадой.' Хоть Карун в этом свете бил богач, . Смерть пришла, и-вот-он - гол и -нищ; . . 'Тазод'здесь состоит в использовании.противопоставления . слов бой' (богач) и гадой (нищий). .Истиора ' (аллегория):

Биликлик .'киши урмас узидин лош, . .. Дам очмас бошина к?йсанг, Кухп ко£. '-'

;Ыудрец, нестанет вохвалять_ себя, л не скажет, ни • •. ■'.-слова, ••

. . Лаяе-.если:поставитьъ-..ему.на голову.гору, Каф. ■

. I 0 других названиях этого .приема- сш - Истоков Е. Тазод. , .Узбек .тили ва адабиёти - 1270» 5 5,. 80 - 63 бет. .

. 3.-Ташбих ал-етроф:

Хар нечаким, оулса баланд химматинг. . Химматингга лойик эрур «исматинг. Знай, .что- насколько в тебе ссть щедрости, Щедрости этой соразмерна долюшка твоя. .Этот поэтический прием состоит зде^ь в повторении последнего слова первой строки в начале второй строки, которую, нам удалось .сохранить и в переводе. Это.слово химматинг (щедрость).

4. Таодир: ' - '

. ' Бошчи ■ билан кши етар ерга, ' -

.. Сидку талаб бошчи эрур арга. С предводителем человек достигает цели, . \ . .Верность, и целеустремленность вот-предводителя " ' -„ человека.

'* л Тасдир здесь состоит в' том, что поэт первое слово первой строки повторяет еще раз в сёредине .второй строки, придавая, таким образом, особое звучание стиху.

■ . ■ Заключение , диссертации состоят из :следукших основных выводов. .''. ■

. Литературные и исторические источники ничего о Саййвде Касини не сообщают. О нем не говорят- также ни современники, яи Еоследователи. Поэт Касим, о котором много говорит Алишер /Бавои отношения-к.Саййвду Касими не имеет.

- : -.Лвзненшй путь Саййцда Касими, определяется до рассыпанным на страницах поэм сведениям.

: -Идейно-художественные особенности поэм.СаГшвда Касими показывают, .что он' значительно развал традицию дцдакгико-воспитательных поэм, начатую Низами Нандашви, Аттаром, Хайда-ром ;1орезмиг< Ходханди,; Юсуфом Амйри, ;Саййидом Ахмадом и мистики другими.

.- - Тематика и идейное содесаание.поэм Саййида Касими поз-. . валяет отнести их к литературе "адаба". поскольку турит упот-лребдядв- еде в средневековой классификации наук я он хорошо отражает вх сущность.

- Поэмы Саййцда Касими предиазыачен; непосредственно шп-. рококу кругу •читателей, иными словами, .народу,.Поэтому лиге-

ратурнке 'формы, приемы, использованные поэтом, слунат легкодоступному восприятию зашслсв поэта.

- Поэмы "¡¿аамаъ - ул-ахбор" (Собрание сообщений), "Гул-шаня раз", (Цветник тайн),"Хакикатнома"-(Книга об истяне), "Илодийяома" (0 божественном) как показывает наше исследование, являются продолжением-традиции литературы адаба, пря этом поднимая её на аде более высокий уровень.

Основные положения дпесе ртацил■опубликованы в следупцих работах:

1. 0.рукописях, найденной в Индии. - сб.. Адабий мерос -

1978. й 12 122-125 с.(на узб.яз.)

2. Уникальная находка 1979 года. - сб. Адабий мерос -

1979г. I 13. -45-48с.(на узб.яз).

3. "Гулиани роз" (Цветник тай^) ■- сб. Адабий мерос - .

1980; Й4 (16-53-59С.) (на узб.яз.) . 4. "Саййид Касими и его маснава : г

"Цаамаъ ул-ахбор" (Собрание сообщений). - сб. Адабий

мерос -1982: й 3 (23-36-99с.) (на узб, яз.)

5. Афоризмы в маснави Саййида Касиш - сб Адабий мерос

1983: й4 (28-12-15с.) (на узб.яз.)

6. Литературно-дидактические поэмы Саййвда .Касими,

? Ташкент "Фан" 1987,-149с. (на узб. яз.)

7. Саййид Еасищ "^ачвдатноыа", "Илохийнома"...

В сборнике "Бесценные письма". Изд.литер..и исскуства

им. Г .Гуляш Т.-1987-ЗООс. (на узб. яз.)

"Подписано.;» печать 2. $ ( Формат 60x84 46. Тирад¿у¿> : "' ^аказ^З у '¿^айъш-^. О

Типография » З ТИОО "Кйгоб" г.Тагцвнт Ч0Ссив £йуса0ад,! ул.Мурадова, I :