автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Семантическая структура образов в рассказах К. Г. Паустовского

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Брауда, Нина Валентиновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Автореферат по филологии на тему 'Семантическая структура образов в рассказах К. Г. Паустовского'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Семантическая структура образов в рассказах К. Г. Паустовского"

штпхшш ОГДШ ¿№ЪЫЛ TOWPCTMWIÉ' тмЯХШГ ll'.tffîil ЛГГГгЗЮ^ГО кошжа.

II? 11р:шги Kou ir

САЛУНА í'.llilP ВОЛП'И'ЛКОВКЛ

СШГОЯЕСШ СТРУКТУРА ОБРАЗОВ В РАССКАЗАХ К.Г.ПАУОТОЗСКОГО,

Сгтппяллиос'ть 10.02.01 -русский .«/лыс

АВТОРЕФЕРАТ диссертя'-им на coüc.'WMi'.e ученой aieiiciru кандидата фалолсгнчсских наук

Bopoiîox - ГЭЛа

■ ^ебч/Та выполнена на кафедра общего языкознания и стилистика Воронежского ордена Ленина государственного университета имени Ленлского комсомола.

Научный руководитель - доктор филологических наук,профессор, И.Я Лопухина

Официальные опярнентц; доктор филологических наук,

профессор Н.Л.Кушма кандидат филологических наук, доцент Л.В.РысЗачева

Ведущая организация - Самарский государственный университет

Защита состоится " /£ " 1992 г.

в " ^ " часов на заседании специализированного совета К 063.48.0 при Воронежском ордена Ленина государственном университете имени Лешшскогокомсомола по адресу: ЗР4000, г. Воронеж, пл.' Ленина« 10, ау*.. 3?« .

Автореферат равослан " $ " 1992 г.

С диссертацией Можно ознакомиться б научной библиотеке Воронежского госушторсктега.

Ученый секретарь опеигализированного. совета кандидат филологических наук : ^ . л доцент Н.М.Вахтель

7.

з

А ;; т у а л ь и о с т т> пасл»д(,л«1кя определяется югеснсгв-и.'.'.м г.пучешкзи иечшггпки худояестпсиного пг,скопческого текст, которое и»(5лгдастся в conpev.eii.hou отечестпешю:д и зарубешюм язнко-энаип:. б последнее ироич.

Творчество К.Г.Ноустовского привлекпет внкшнпо как отечественных, так л зарубемшх филологов. Однако несмотря на большое количество работ о К.Г.Паустовском, язык его произведений изучен недостаточно. Некоторый вопросы его языка и стиля вообще никогда не исследовались. Среди них проблема семантики образов героев, а также образов артефактов и натурфактов.

Цель диссертационной работы - исследование' семиникн образов героев и образов артефактов и натурфактов в рассказах К.Г.Паустовского.

Поставленная цель определила решение следущих задач :

1. Выявить доминирующие компонента в семантика образов героев.

2. Описать речевые средстве воплощения доминирующих семантических компонентов.

3. Определить речевые приемы, используемые для воплощения семантических доминант.

4. Выявить колоритообразухщие компоненты в семантике' образов героев и речевые способы их воплощения.

5. Выявить дошшнруодле компоненты в семантике образов артефактов и катурфакгов и речевые способы их воплощения.

6. Определить текстовые функции образов артефактов и натур-фактов.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы:

М е V о д и наблюдения и описания, компонентного анализа семантики текстовых категорий, метод функцпонального анализа текстовых категорий (образов натурфакт'ов п артефактов).

Материал: материалом для исследования послужили более пятидесяти рассказов К.Г.Паустовского.

Научная новизна работ» состоит в следующем:

1. Разработана типология образов героев а рассказах К.Г.Паустовского.

2. Разработана типология образов артефактов и яптурфактоа в рассказах К.Г.Паустовского.

о. Вводятся новые понятия и термины "соиутстьущаь образы", "образы-каузвторы", "образы-камертоны", "обраэи-манифастантц".

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результат» могут бить использоишш при чтении лекционного курса "Литература XX века", спецкурсов по стилистике, семантике и структуре текстов.

Апробация работы. Теоретические полошит диссертации и конкретные наблюдения над фаятпчоск-м материалом излагались автором з докладах на научных конференциях профзссорско-пре-под-"ьат<ш>ского состава Воронежского технологического института (1988, 1988); на филологических чтениях в Воронеаском университете (1083, 1920); на научной конференции "Риторика и перспектива' ее изучения в школа и вузе" (Ростов, 1990); на совещании,"Статус стилистики в современном языкоэнашш" (Пермь, 1990); на У Меету-освской научной конференции колодах ученых (Липецк, 1991); на юбилейной конференции'стран'содружества "Жизнь-и творчество К.Г»Пауо-тоеского" (Москва, 1952), а также нашли отражение в пятй опубликованных и двух депонированных работах. Диссертация обсукдалась .на заседании кафедры общего языкознания и стилистики Воронежского госушшерситота. ,

' Структура работы. Диссертация состоит из предисловия, введения, двух глав, заключения, -шнеков' использованной литературы, словарей, источников и сокращений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В предисловии обосновывается актуальность исследования, теоретическая и практическая значимость работы, определяется цель, задали и метода исследования, характеризуется'анализируемый материал.

Во введении рассматривается подход к художественному тексту как сбъокту лингвистического исследования в историческом освещении. Дастся предыстория изучения художественного текста в филологической традиции, идущая от трудов А.А.Потебни. Прослеживается как основные' положения его концепций были творчески развита-и продолжены в начале века В.В.Виноградовшл, Б.А.Лариным, Г.О.Вино-куром, В.М.Еирмунским, Л.В.Щербой и др.'

Отмечается, что работы представителей формально-структурного подхода.М.М.Бахтина, В.Б.Шкловского, В.Я.Проппа, Б.В.Томаиевского и др., и сейчас не утратили своего значения, т.к. они рассматривали текст коК явление, имещее сложную структуру и позволчмцее

определить кекогорпа закоиомьдоас■ ю разьптая.

БолшсЯ вклад ь лиц'Длсшку алсоли крпдез.-лиги-т

Пргликого линттзистичоскего ируш!, В.г.!атеэлуа, Б.Га'ьг.мкгк, Л.Ва-хс-!:, А.Гдлячк!1, Я.ЦукархссеюД г. Др. Их робот-ц значительно рлсаи-' рили подходи к глалнзу структура токото. д

В конце- годов нстзля«тсд работы Г.0.В:шо;:ур, П.С.Поспелова,' Н.А.Фигуроисг.ого, которыо сигрягл ъйзлуп роль в зарозденди сойотской л;пштст:;кн текста как сачостоктсшлмй ддаи'.илини.

Б £ 0-й 0-не годы среда групп иг.слсдспататеа но било аданелва. Контакты быта алгрудне.та те..!, что 1цк-/.стя1глтвг.и резких отраслей науки или от собственных проблем ч изучоно тэкстг., и не било единой терминологии.

В 70-ца годи .шггвистика текста порошло цодъеи, когда по -явилось большое количество аде,1 из расных областей смежних наук,

Иды; ученых 20-60-х годов нами сноо отражения Е работах по-следуедпх десятилетий,- б частности в работах А.И.Федорова, Н.А.?у-цякопа, В.А.Кухпреняо, И.Р.Гшо.цйгчша, И.Н.Ч&рнухиной, Т»МЛ1пко-мшвоЗ, Н.А.КутмоЯ, Ц.Н.Юмиио£ в рлдда друг;'.! исслодонатслой.Но-гоились тзкко шогочксле?ше кеквузоьсйне научные с£срш:ки послом-«« лет по проблемам лпшзастшщ, семантика и стшшткки тудовооУг-пйпиого текста.

Особо о'.мзтлн рцботи психологов А. А, 1 бон п. а» п, А.Р.Лурм , I.С.Выготского, Г.А.Ермяша, рйссшгравайздх худокествьшмс прона-зепоаие с тачки зрения ао.<хкчазкпЙ детальности чзлеиска, г-го чахтлтя. Такой подход сиопобстьорил покменняю интереса к поетц-сенип глублшкл-о содорчашш г-удохзегшшого произнодеиад, что витало необходимость кзучхче;« езиантшеи теиста, пеш-лаши: ого л •очки зрезиы миилеинл и асяхнка чадоиока.

В аослодаио десятилетия тру »г ь^чли« учьних, бмлыдиьицхся вирпеЛ текста, зпач'.пельнг раскгнрича круг копросоа, са.тлиших о ндп^стикоЛ текста. Это рпбити Т,-Р,лн-доГ.ко, Р.Харьога, И.Иёта-'!!, А.ГреГласп, М.А.К. Хзлллдач, Ц.Тодорот, ?.Карта и «:спа-руг:«.

Исследопапг.о л;'пп!истлч!дско:| теория худояог.упешюго т и кет с окаагаааг, что щюЗшш его вкутрекяла, глубшорЦ организация раобретякч- леп болшез эиачегам а уробупг болов• адумпшзохо аучс'аш.

глльа "С^АпГЛКА ОЫ'АЫВ Ш'О^а В УАССК/Лл1 К.Г.ИАУС-ЗйСКоЛ, сос'х'о.'.т ¿и гр^а риздолоа к ниводов.

Ра а дел I. "Семантика образов художественного прозаического тскста" посиедеа motoí-w воьрсса и постановке проблемы.

В языкознании постошшо приходится сталкигатьсл с проолемэп ь «имоовяаа влементов, составляющих сгси-елг;, их взаимодействия. Аналогично проявляется и проблема семантической структуры образов В ллнгаистике но существует точного и полного определения этого понятия. Отсада возникает необходимость максимально четкого описания.- Без е'хого невозможно логически точное изучение структуры образов', рассмотрение причщшо-следствешшх связей мевду ir.ii.ai ка? влетнтами целостной худокественной системы произведения.

Взаимоотношения персонажей рассказов, связанные сюжатно.пре; ставляют собой различные структуры, обусловленные семантикой обрг зов.

Семантика образа -художественного произведения опираемся в •' основном ка семантику слова vi поэтому понимается как словарь образа, его- лексическоо наполнение. Очевидным источником первичной образности являетьл уровень лексический. Именно слово может слу-'*шть лабильной, изменчивой единицей, способной передавать оттеню информант, нови о ассоциации.

В работе рассматривается понятие."лексической структура образа", выдвинутое И.ЯЛернухиной (Чернухина, 1984, с.-76).

"Лексическая структура образа" не соотносится с понятием речевая характеристика персонажа. Ее моей о проследить в монологи--ческой речи повествователя, несобствешю-авторской и несобствен^ прямой речи, в прямой речи героя.

В понимании' семантики образа художественного текста исходим из работ И.ЯЛврнухшюа (197?, 1984, 1987, 199,0).

Словарь образа порсонака, его лексическое наполнение, лекси ка, тематические словарные поля, используемые для создания любог худскествешюго-образа, по своим семантическим особенноетям, отя листической нагрузке и повторяемости расслаивают на три пласта, кот.орые находятся в иерархической связи.

Первые пласт в лексической структуре образа - это немаркиро ванные тематические группы слов, второй - колоритообразущая лек сака и третий - вшшейший лексический пласт в-структуре образа -доминирующая лексика.

. Для уточнения понятия семантическая структура образа прекде всего надо уяснить, что ке представляет собой понятие "сферы пер сонока". Если ре осматривать'сферу персонана как действие, намере ние, восприятие, высказывание, отиовение к ладам, состояние, то

ncortr.rv'Vv.'.o уЧ'чгъ, что она реализуется н пернем нлпсто лаюшчсс-коЛ cvj укгури orijmo - п печаркигок :пмх леяслческих гру.чпах слоя. 11].!1лп;"';,,лп:тс:. точки зреичч ПЛКЧорнумноЛ о гон, что семпн-твкп Тжт - пучок с:.п:ягя, иочучсичих п;г:гч пйстрагг.рокснкл от содсргшпя 'ípmruuTOB, предстаглямпих c¡>py пчреои'-шл, то семантическая структур;) образа реализуетол, п ссиорноч, во Iifopov. и третьем плоста* лексической струкгури образа, т.е. ко'лоритообразу-meít и допшпрупкеГ* леклкче.

Под колоритообрэзугхчсЯ локенко?! подразумевается ликенка, которая дзет общее представление об образ«, порождает отрицательные или положительные этоции, создаст ассоциации или контраст образов.

Докшшруицая лексика прглц'.ет odpaav индивидуальность и неповторимость, виршхает пр:шц:шияльно для се^шгпиш образа-

с1-ысли. .

Ори описании семантической структур« обрэзоз героаз £ прозаическом текста следуот обралать кнпулкпй на новторяпдаеся слова,доминант«, сксозние сг.исли п род дополнкт&тчшх. колорптсобризущих ■ впраненг.Я, уточнящпх семантику ortpumn.

Осяоишч средством ос-здпчил патусл^заг'лш в худояеетпение:.'. прозаическом тексте, в ч-челнопти п'рассч?зох К.Г.Паустовского, является левтер язлкегш пдапщ чз уровне целого текста, имекадЯ с5ол:-1сую сшелояуо а фуикцг.очалыгую значимое«» (Арнолзд, 197-1, с. 15; Долинин, 1903, с. 2Г>1; Кухаронко, 1980,-ц. 12). На уровне повтора происходит' пчлплглчю кочшеитучг.ьны/ прирэд;«ниЯ слисла. . Повтор какого-либо доминантного слова яиллотсл се?.шт:>чес!:и наиболее вохлнм.

Зтчхчостъ ^колтэкотз при лш генетическом снатнзо худеяеетв>т~ ноге текста отмечалось исследователя1 w, зшпмача^мисл язикокиш -вопроса*«, коториз изучали кспгекст с рп^ил. позхцяЯ (ЩсрбаД974; Колх&нсглЯ, 1380; Хоьачскоя, 1983; «алсоад, 1993, Х98С).

Бгшю, что и психологл Л.С.Зиготсг.-.Д, А.А.Леонтьев в своих работах подчеркивал:; знггчзнка контскста и том плаче, что спсво пг.'сст спо2 с'.лсл только в ко.чтекстс $раз:«, -íposs - в контекста абзаца, абзац - л коптела о soovo прс/извидейпл, з cavo 'прапзведз-чиё - в гсптсксте vcero тгорчсстаа плсатоля.

При асолчлсЕаиик ескигглчзгиог структуры образов в ресеказах К.Г.Яауотогсксго расс-'-трпЕались как 1Ш:роконтексгы, так t ьакро-кснтсксл;.

В днсес^/гад i:- ст:.:с7азт;я, что я нг.уко пенятио "художественный образ" всегда бнло диску сспониш. Расширению этого понятия способ-

а

сте^ешш работы пз разных областей анаши. '¿то -груди латературот дов, лиш'впехов, философов и психологов (А.Д.Потебни, З.В.Кояшк ьи, П.В.Палиавского, В.В.Виноградова, М.БДранченко, А.Р.Григор; на, А.И.Федорова, В.К.Хорченко, Н.Я.Чернухиной, Е.С.Ротенбсрг,-Л.В.Уварова, А.Н.Леонтьева, С.Д.Смирнова, Н.Д.ЗаваловоЙ, Ю.Р.Ломова, В.А.Пономаршшо и др.).

. В реферируемой работе ми исходил из того положения, что ка: дц;1 художественный образ обладает определенной семантикой, которая имеет компонентный состав (Чернухшш, 1580, с. 187).

Семантика образов героев монет рассматриваться в аспекте т> стовы«; категорий как компонентное явленно. Если считать, что се ыштша лвдбых текстовых образов, имеет компонентный состав, то м но прийти к выводу, что семантика образов героев - это сложно о; гшшзовшшая' подвижная структура, способная видоизменяться в за висшзоти от того, каы формируется образ героя, что является ег отравной точкой-, тем камертоном, на основе которого он создает

' Раздел' 2. "Домидирущии компоненты в семантике образов гер ив в рассказах К.Г.Паустовского". Цель.данного раздела - выявит доминирующие семантические компоненты образов героев супертекст К.Г.Паустовского.

Все рассказы К.ГЛаустовского рассматриваем как единый суп текст, целостность и непротиворечивость которого обеспечена нал чием в нем одного и того яе образа автора - художественного отр Кения конкретной личности писателя.

Супертексты могут выделяться на разных основаниях: во-порв по одному признаку'- наличию единого образа автора во всех прои ведениях. писателя. В нашем случае это - суцертекст всех произве деш-.й К.Г.Паустовского; ззо-вторых, по двум признакам: наличию единого образа автора в произведениях и наличию единой жанровой отнесенности произведений писателя.

1.!ы рассмотрели супертекст, выделенный на двух основаниях.Э - супертекст рассказов К.Г.Паустовского, компонентами которого яЕляотся отдельные тексты - рассказы К.Г.Паустовского. В своем исследовании ш анализируем не вое его компоненты. Из 03 расска зов мы рассматриваем более 50, что обусловдёно ограниченными ра ками диссертации.

Подход к совокупности рассказов К.Г.Паустовского как к супертексту позволяет рассматривать образы героев разных рассказо как варианту авторского понимания человег.а с его сложной личное

иоЧ структурой. Отч структур!) ворйчлизоглна или имчлшгирог;и:з, B< rnc:'uir.'.<'. оосСснносюД кзобрчпае'мх горз.рп имеет исрархлчеопп Срл'гтЯСОИГЧШуГ) ;C10UTl!Ky. Иорчрхичсская оргаиизсцин ссмоитглгд об-рпзол героев пролвлл-з'зун неодинаковой значимости сслчнтичооких KOMiiQH'iKTOii. Считаем, что семантические кокпонечтк, иоптсрппцно-сл ь семантике обр.^зоа героев рсэ!vix рпсокмоз, язллхл ел' домшш-рупцилл, шгярпотподм ддл осношой чостп изображенных персонажей супертскс'и. В кзтдом конкретном рпсскппе названный инвариант, или доминантный семантически компонент, прс/шлпотся индивидуально, вариативно. Пр;| &том ми исходим из того, что основная часть доминантных семантических ко?лпонентоп сомацтякн образа воплощена имплицитно. Осношгоы приемом создшги.1 осмотических' компонентов является естественное и^ахчнщ'.розaiг/о (Чорнухшга, 1990, с. IC3-I09). Вербализация штлпцптш« смыслов осуществляется по формуле А * В (Кондаков, 1975, с. 193) с опорой-на узу ал ¡.чую пресуппозиции исследователя. При стом собственно сгасл обозначен в формуле В, а часть А. - это некоторое эксплицитное содержание» Пресуппозиция подсказывает, «то если в гроизпздепип мрздсяо некоторое содержание А, то ему сопутствуют негчряг.он.'Ша (нмг_Ч!щ?-;т-ние) смысли 3.

При тчщрлснй'д семантических компешонтоп образов героев r.;u огирпамся на упумьг.уп пресуппозицию (Арут-гаога/ 1973, с.04-89} Кифс-р, 1978, с. 337-359; Чсрнухина, 1990, с. Ж-43{ Пвдучевп, 1990, с. 39G-397) и iroro.u спертмиайня с;,мелев текста (Хоьпоп, 1939, с. 58).

В осного типологии образов геро^п 11 рассказах К.Г.Паустовского, риос^лтривае'пгх ешг одиш<Я суиортекст, ле"п.т представление об odpase, o6.v.yy>rcieM. определенной семантической доминантой.

"Домштнпше компоненты художественного образп персонажа при уиловг.п их гпрьироппшюго повторения б тсксто могут приобрести Характер эстетического знакэ, определенный набо]> которых создает типологическую модель сбр«зп персонажа" (Гончарова, 1904, c.M<'}.

По испсльзопт:;т домпиирумаах семантических комдог.ингон ш(-даляем тигш образов. Название типа образок совпадает с позванном дочидлруичст'У семантического компонента, например, в рассказе "Телсграм".п" обрнз Катермш Петровны относится к типу образов, коплецащкх де:чашгу "верность, преданность" (дочери). Кромо того, по игиольпошюг. доминантных сомгитпескгос компонентов всо обртх* дмт ил дне группы: о) простые} б) о л d я и н о.

Простыми наэппасм образы, л семантике которых используется один доминирующий соматический компонент.

Таш«1 являк/гся, кок правило, все отрицательные обрган. В и сшлпнтикс - только один доминирующий семантический компонент: • "коктрапозпция по отношении к носителя:.! добра".

Среди полокителышх образов простые отмечаем редко. Напалме .образы мальчиков в рассказе "Английская бритва". В их семантике ¡■'воплощена доминанта "контрапозиция по отношению к носителя.! зля"

Сложными считаем образы, в семантике которых воплоц Ни два или более доминнрукщих семантических компоненте!!. На приме образ Кузьмина в"рассказе "Довдливый рассвет" (доминанты: "любов к родной стороне", "предчувствие любви")» образ Насти в рассказе ,"Телеграмма" (доминанты: "верность, преданность своему делу", "коитрапозиция ло отношению к носителям зла", "любовь к матери")

Как показали наблюдения, в основе типологии образов героев рассказов К.Г.Паустовского, рассматриваемых как единый супертекс • лежат оледуюцие семантичесгие компоненты и их варианты.

X. "В е р н о с г ь , преданность". Варианты: а) "верность своему делу"; б) "преданность родному краю".

2. "И с к р е н и о о т ь". Вариант: "открытость, контактность" .

г • 3. "Д о б р о ¡к е л а т е л ь и о с т ь". Вариант: "готовность прийти на помощь".

■ 4. "И а с л о к д е к и о , л и з в а н н о о общением с природой и искусством". Вариант: "наслаждение, вызванное общением с шедеврами природ] и иску< ства".

5. "Любовь к родной стороне". Вариант! а) "к природе в целом"; б) "к животным"; в) "к растениям"»

6. "Предчувствие л ю б в н".

7. "Л ю б о в ь как страдание".

8. "С о с т р а д а н н е". Варианты: а) "к лвдям"; б) "к природе, к животным, к растениям".

9. "Ч у в с т в о солидарности с носителями добра". Варианты: а) "соучастие"; б) "сочувствие".

10. "К о н т р а п о з и ц и я по отношению я .носителям зла".

Типы образов героев рассказов К.Г.Паустовского выделены п со

ответствии с доминирущиил семантическими кслшоиецта^:.

В основе семантики образов героев леныт десять доминлрукцих

кс1люнонтоп.

Домиилруадма секантическшы -компонентами в образа< героев, которым симпатизирует пвтор, являются абстрактные смысли, типа: "верность", "искршность", "доброта", "наслаэдышо", "либо»».",, "сострадание", "страдание", "солидарность".

Домипируытлм семантическим компонентом образов гарооо, которым не симпатизирует автор, является абстрактный смысл: "конэда-поэиция по отношению к носителям добра". Эти доминанты могут выделяться в семантике образов кавдого рассказа, если рассматривать рассказ в контексте всего творчества писателя. Но в то ко время в каздом кошеретном случае образ героя имеет «¡обую ссмоитичцскую доминанту.

При этом надо отметить, исходя из приведенного выше анализа рассказов К.Г.Паустовского, что доминирупцив семантические компоненты в образах героев, по преимуществу имек/г ¡тип'.цтиуа (¿орму выражения. Видимо, эта связано с том, что нипатоль набегал в своем творчестве прямой дидактики и нравоучении. Эксплицитно пошющнмг-ся такие компоненты, как "добрз.'колагелпюсть", "сострадшшо", "чувство солидарности о носителями добра",

В литературоведческих и лингвистических исследованиях иронз-веденки К.Г.Паустошш'о тоъорится о таких "пробних камнях" ого героин, как "любовь, '.'руд, природа", Думшштн "искрешюг.ть", " доброжелательность"насладимте", "предчувствие лш'нн", "чувст-ио солэдорности с-носителями добра", "коятршюзицнл но отношении и носителям злч" обкпружоки нами.

Значимость семантических компонентов в произведении очень «стно не соотносится со способами их словарного выражения,' иипри-лер, для К.Паустовского ка~. художники особой значимостью обладает ?смпоиентн: "предчувствие любви" и "л'збоаь как страдание". При зер'бализации этих коулононтоа мы используем одно и то с.¡опо 'лзоборд". По ото не дает основания объединить названные компонси-?н в один, потому что'художественная организация рассказов, в ко-;орнх доминирует компонент "любовь кап страдание", отличается от одозественио;1. организации рассказов о компонентом "предчувствие побви", и ото дает основание рассматривать эти компоненты отделъ-ю, несмотря на то, что в них наименовании ми используем одно слою "любовь".

Tax как доминирующие семантические компоненты вошвденц по преимуществу имплицитно, их вербализация, эксплицирование в цел исследования допускает варьирование. Сферами воплощения доминир ШМХ компонентов являотся речь рассказчика, прямая речь героев н несобственно-прямая речь. Иногда одна и та кс доминанта воплоцо ся одновременно в дззух или трох названных сферах - происходит д лирсяшие доминирующего'.компонента.

Особым образом организуется рочь рассказчика при воплощена доминант '"чаславдение, вызванное общением с природой и искусством" и- "любовь к.родной стороне". На их воплощение "работает" а то.тнка тексте -'тропы и стилистические фигуры. Часто используют олнцетвсрск.Чч, эпитеты, сравнения, градация, риторические вонро' гипербола, нагнетание однородных членов, шогосоюзпе, стык. Аяа. показывает, что в рассказах К.Г.Паустовского могут воплощаться простые образ1: - с одним домшшрущим компонентом, и сложные об-рааи- - -с двуг.л и более дошшнрурлцкми .семантически!.® компонентам!

•,Раздел 3. "Колоритообразуявдие семантические компоненты обр: •зов героев в рассказах К.Г.Паустовского".

Цель данного раздела - выязить колоритообразуюеде семантичс jсио компоненты образов героев рассказов К.Г.Паустовского.

Б разните рассказах семантическая доминанта образов еупертр! та сспрякена с единичными семантическими компонентами - колорите обряиутилн компонентами, которые обусловливает "непохожесть" о' разов.героев разню: рассказов при их внутреннем подобии (нзлпчш: доминантных семантических компонентов).

Кроме того, наличие определенного колоригообразумцого осма>i ткческого компонента монет поддергиваться ассоциирующимися с нам фрагментами текста, которые но включают вербального обозначения этого компонента. }1алячие таких ассоциация таете устанавливается при обращении к узуальной пресуппозиции. Названные ассоциации близки к приему метонишческого воилоценпя смысла.

Метонимия может рассматр1шаться как нокое стилистическое значение, вопникахцее в целях создания образности (Покровский, 1959; Томааевский, 1959в; Араратш, 1971; Русская разговорная речь, 1973; Горбаневич, Сороколетов, 1975; Некрасова, 1975; Те-лия, 1977). Но в данном случае имеется з виду не чистая мэтонн-

мил, а лишь прием, ндиоыинеэдий ео.

Пр-д этом мы исходим из того, что болт отлет во кодорптообри.1у»>-инх семантических когтс'леитоп воплощено эксплицитно.

При наследовании колоритообраауших семантических компонентой учитываем, что '.'кпк всякий художественней образ, литературный, характер представляет собой единство общего (инвариантного) и индивидуальною, и специфика той или иной литературно.'! концепции хп- > рактера, тоЯ иди иной модели человеческой личности,' наиедией свое воплощение в литературе, в значительней ?.*е?е определяется соотношением того или другого начала" (Долштн, 1905, с. ПО)..

'Образы персонажей К.Г.Паустовского иллнвидуалпопрованн особо, Автор не раскрывает характеры героев со всей жизненной полноте, а подчеркивает в нпх наиболее важные .для раскрытия идейного замысла рассказа черты.

Если список дсиинирунда. семантических, компонентов образов супертекста К.Паустовского конечен (ад' выделяем десять таких компонентов) , то список колорнтеобразушах семантических комгтоноитоь образов героев открыт: киядий образ каждого рассказа имеет только ему присущие колорнтообразукцкс компоненты. Эта открытость' списки коло'рнтообразукшх компонентов обрагэв супортокста К.Г.Поусгозс-кого обеспечивает новизну, неповторимость каждого конкретного произведения, входящего тз супертскст." Колоритообразулцпе семитические компоненты образов моди^щирурл' семантику выделенных нами доминант, варьирует их, что такло обеспочипаот новизну к нспозто-рнмссть конкретных отделышх произведений«

Особенности речевого ноплоцения колорп-гообразук-шх компонентов (эксплицитное и по принципу ассоцшфопиюя с '{.ратептсмй текст.') - аналог метояимки) отличаются от речевого воплощения демпнц-рущих компонентов (против все1-о имплицитное и 1з отдельных случаях - оксплпцитпоо).-Сфера их-воплощения з рассмотренных рассказах - несобственно-прямая речь героев, речь рассказчика и реплики героев.

Итак, подход к совокупности произведений одного художника злова кик к супертексту, иключаицему единый сквозной образ автора, открывает перед лингвистами новые возможности в плане осмыс-юнил семантики образов героев. Такой подход позволяет осмыслить :уть образов данного автора - в пишем случае смысловуп суть обра-юв героев рассказов К.Г.Паустовского»

Аначиз доминирущнх п колоритообразупцях секантичаокях ком- ,

пснвятов образов супортекста показывает, что доминанты повторят -оя в семантика образов каждого героя. При этой могут сочетаться два и более из .обнаруженных нами десяти семантических доцщшнт. Конечность списка домшант (десять) говорит о том, что представление К.Г.П^устовскох'о о добре и зло в психологии человока постоянно и не подвергается колебаншпд. Ваша при 'атом, что секакти-• чеокио дешшанты редко воплощаются эксплицитно, чаще они имеют имплицитной включение в семантику образа. Это говорит об особенностях художественного метода К.Г.Паустовского, который избегал морализирования и дидактики. На основе воплощенных доминант созда ются типы образов.'

Колорнтообразугавде компоненты не влияет на тип образа. В ос-ново типологии образов героев в рассказах К.Г.Пауотовского лежат' дошашруичие семантические компонента, тогда как колорптообразукь-щио компоненты индивидуализируют образ героя. Доминанта, лекащие' в основа-типа образа персонажа, абстрактны, поэтому могут воплощаться в образах разных ])ассказов. Колоритообразуидие компоненты конкретны, единичны, неповторимы, поэтому от: могут присутствовать толы'.о а семантике одного образа героя в супертекоте К.Г.Паустовского.

Список колоритообразущих компонентов теоретически, на монет бить коничним, так как в новых произведениях одного автора обязательно должны появляться новые колоритообразунщиа компоненты семантики образов героев, ибо » противном случае автор не иэби-saiT самоцитпроваиия, развитие творчества приостановится. В случае завершают творческой жизни автора .можно перечислить колорп-тообраоуеде компоненты семантики каждого образа кавдого отдолг.- . него произведения. Каир диссертации из-эа ограниченного со объема не позволил проделать такую работу. liaua цель состояла лнш> в доказательство вишоизлоиенных положений.

Совокупность доминант и колоритообразущих компонентов создает объемность, глубину образов.

Вторая глава "СЕШШКА С0ПУТСТВУЩ1Х ОБРАЗОВ В РАССКАЗАХ К.Г.ПАУСТОВСКОГО" состоит кз трех разделов и выводов.

Лингвистическое исследование, как всякое другое научное исследование, в конечном счете ставит своей задачей раскрытие основных причинных зависимостей. Причинность-казуальность - ото на-хокденио необходимой связиявлений, когда одно из них выступает причиной, порождающей другое явление, являющееся следствием.

В нашей работе нрют.ну и следствие понимаем как тппз стороны гаа;1модсЛотш!л, ? которих следствии, внзвашюо причиной, отзывает обратное воздействие па причину.

В рассказах К.Г.Наустосского, рассматриваемых как ад'.шый супертекст, наряда о сбраззми глгтых г. второстепенных героев была вчделены сопутстгукше oôjinsw, под которыми понимаем образы арте-флчтов к пэту; фактов.

Лртг^акт (от лат. /-RTE _ искусственно + FACTUd - сделанный) (СИС, 1089, с. 55). Этот термы бил введен ещо во времена Аристотеля, но до сих пор не получил достаточного распространения (См.: Бокко, 1991, с. 123). Артефакты - зто предметы, иэготоьлшшиа руками человека, а натурфяктн - эхо объекты естественной природа (См.: Попова, Стершш, 1904, с. 44).

Па основе номинации артефактов и токсто создаются образы артефактов, которые также могут шшять по развитие-семантики образе героев. На основе номинации натурфиктов в тексте могут создаваться образы природных реалий - образы натурфактов. Появления этих образов з определенной стечеки вллпзт на развитие семантики образов героев.

В зависимости от того, как влияют образы артефактов и иатур-фшетел па рязвитио-семантики о(5разоп героев, различаем три типа сопутствуших образов:

го-перьих, это образн-кзузатора , во-вторых, ото о б р а з ы - к а м о р т о н и и в-третьих, это образы- м анифостя я г ы . В данной глппе выясняется, кяг-уя роль играют сопутствушне збразы в сспнтпне образов героев, кок происходит формирование сомзнтичяской структуры образов героев под влиянием сопутствующих эбразов, в связи с чем рассматривается проблеял образного осмпс-âeui'-fî художественной детаги (См.: Антонов, 1973, с. I3I-I40; Га-чанов, 1974, с. 343; Добин, 1931,' с. 305-389{ Гончарова, 1984, 90; Долшпш, J58D, с. 159; Хованская, ISeS, с. 171). В основе образов артефактов н образов натурфоктов лежит но-1кнацяя той пли иной детали как одно из ерздета создания худо -мстершюго образа.

Типология сспутствущих образов в рассказах К.Г.Паустовско-ю основана но образном осшслешзд художественных деталей, кото->ыо, как ми полагаем, по своей семантической роли в произведении юдразделяотся на образы-кау заторы, обра-

. з ü - к s i.l е р т о и н и о 6 р а в u - м а и и ф е с т а н-

Т IJ .

В разделе I "Образы-каузвгоры" прослеживается, что нредотаг . ляют собой о б р а з ы - к а у з а т о р ы , какое влияние они оказыьают на семантику образов героев.

Под о б р а з а м и - к а у з а т о р а ы и Сот лат. CAU; - причина) понимаем образы, которые являются побуждающей причине отпрашой точкой, толчком для дольнойиой кизнл, поступков оонов-, ных героев л которые обусловливает причинную зависимость развит! их семантики.

Сопутствующие образы, обраоы-каузат-оры,в проанализированных рассказах К.Г.Паустовского всегда являются:'

•ю-первих, обрарпми-ортефактами;

вп-итррц^;, побуждающей причиной, толчкам, мотивирувдим фактором для дальнейшей жизни и деятельности образов главных герое)

к-^ретьпх. oiiii обусловливает динамику сюаета и причинную'э! висимость развития семантики образов главных героев.

П разделе 2 "0брази-г.шлертоны"определяется специфика о б • р а з а - к а м е р т.о н а. Один или несколько компонентов его семантики соотносятся или с темой рассказа, или с ого идейным et дерканнем, поэтому при анализе обрязов-камерто-н о в необходимо учитывать семантическую и стилистическую организацию целого текста.

Образы - камертоны рассматриваем как такие о< разы, которые настраивает на восприятие основного смысла повествования, ишнши в свою семантику компонент, соотносимый с ешь-том или основной мыслью рассказа.

Наблвдг.шш показали, что образы-камертоны в рассказах К.Г.1

УСТОВСКОГО МОГУТ ВЫПОЛНЯТЬ ТрИ фг/нкции:

1. Являться компонентом сю-ета, стерхневым еккотннм образо: и соотноситься с темой рассказа.

2. Образ-камертон бывает необходим писателю для воплощения вагскоИ кисли, в втом случаз благодаря образу-камертону создаете; вдойное содержание рассказа.

3. Семантика образов-камертонов мо.-;ет вклтать те ке компоненты, что и семантика образов главных героев. В этом случае происходит ннг.ерф-оренцнк семантики ооразов-камертонов и образов героев, что помогает полнее и ярче прсдстазить особенности героев. Среди образов-камертонов отмечаем как образы натурфактоЕ.то]

¡i ortpaau крто^пкис.

Б раздало 3 "Odpaou-.'.vnuu^ocTwtaa" рас5*-штр:шсш'0Я о о р аз и - м а н и ф е с т а н т ц, которые создаст фон для развития секста и являются условием развития семантики образов героев.

Под образами- м a a и ф о с т a и т a м и (от лат. iuiíIFKSTATXO _ обнаружение, проявление) понимаем такие образы, которые фокусируют в себе н раскрывают вааяеЯшпо смысли в семач-тике образов героев, передают их суть.

Сопутствуете обрап, о б р а з ы - м а и и Ф о с т n п т и, в исследованных в данном разделе рассказах К.Г.Паустовского, могут быть, во-п е р л ик , и артефактами, и натурфактамп, с, в о-вторых, они выступает как фоновые пли параллельный образы, которые фокусируют зз себе и раскрывают важнейшие смыслы в семантике образов героев, даяе если они представлены идтцптно. Без фона данных об разов-манифестантов или без. их параллельного создания не монет состояться развитие сшета и эволюция семантики обргаов героев.

В семантике сопутствующих образов могут быть одна, две или три из названных нами ниже доминант. Образы с одной дсгяшантоП считаем просты н и образами. Например, простым образом является образ скульптуры Гоголя в рассказе "Телеграмма"". Он вклтает одну доминанту "каузировать действия главной герошт".

С л о к и u е образы 1.1017т включать две. или три доюттнти. Например, с л о к и и м образом является образ этикеток в рассказе "Этикетки для колониальных товаров". В его семантику включается доминанта "каузировать поступки главного героя", a гсакяе доминанта "выражать, актуализируя,, содеряпнне рассказа", котироо могло сформулировать так: "Нельзя принимать мишурный блеск за подлинные ценности жизни".

Tjtn сложного образа определяем по основной доминш-те, которая повторяется в семантике образа на протяжения всего рассказа. Например, в семантике образа ручья в рассказе "Ручьи, где плещется форель" находим две доминанты. Первая - "манифестировать особенности семантики образов главных героев" (маршала, ■ певицы, музыканта) и вторая - "каузировать изменешш в мировое-, приятии и поведении маршала". Первая доминанта образа ручья встречается на протяжении всего рассказа, а ьторая доминанта возникает лишь в одном из последних фрагментов рассказа, поэтому этот с л о к н ы ¡I образ ш относим ■ к Timy оброзов-мапкфестоптов.

Типология сопутствующих образов äprejoKTOB и ш;тур>чгагов по-стр эя.о шш тагке с уметом до\шпрун:;чх семантических комполг»-тов:

■ и) "каузировать нечто" (в поведении героя или двкгенпи екче-та) - обра:ш-каузатори;

Ú) "указывать на нечто" (в стаете, идеГлом содержании рассказа, семантике образа героя) - образы-камертоны;

в) "-представлять нечто" (ту у.о особенность, которая характерна для героя). - образы-манифестанты.

Нпзвгшше тили сопутствующих образов могут быть'более или менее "ччхтимп", то ость болге или менее полно воплощать-шенно один нз лазссшшх семантических кошонентов. Это характерно для простых образов. Ток, "чистим", "абсолютном" образом-каузатором является образ скульптуры Гоголя в рассказе "Телеграмма". "Чио-Tin.i", простим обрайом-камертоном является образ декдя в рассказо ■"ДоедливыИ рассвет". '"Чисти?.!" образом-ма.чи$естантом является образ ктопа в рассказе "Телеграмма".

Но часто сопутствуйте образы, наряду с домшшругацин компонентом, определяющим его тип (каузатор, камертон или манифестант) в кличам в свою семантику как дополнение доминанты других типов сопутствующих образов. Так, образ этикеток в рассказе "Этикетки для колониальных товаров" является образом-каузатором, так как "заставляет" гороя жить так, а но иначе. Но, вместо с тем, его семантики ког.ст бить соотнесена с идейным содержанием рассказа.А ото умО признак образа-камертона.

В подобных случаях i.-jj отдаем предпочтение наиболее ярко выраженной доминанте и на се основании определяем тип образа.

В рассказе мокст быть только один сопутствующий образ- либо образ-кауаатор, либо образ-камертон, либо образ-манифестант. На. пример, в рассказа "Этикетки дая колониальных товаров" сбраз-кяу-,затор - образ этикеток, в рассказе "Подарок" образ-камертон -образ Осроэп. в рассказе "Ручьи, где пледотся фороль" оброа-ма-иифестачт - образ ручья.

Однако нередко в рассказах К.Г.Ирустовского отмечаем не -сколько сопутствувд1Х образов. Так, в рассказе "Телеграмма" видим два образа-манифестанта (образ клена и образ телеграммы) и образ-каузатор (образ скульптуры Гоголя). В рассказе "Догхтивнй рассвет - образ-камертон (образ дождя) и образ-мзнп^стонт (образ раскрытой блоковской клиги). Б рассказе "Сирг" - образ-коузагор (образ

письма) и образ-камертон (образ снега ).

Сферой воплощения сопутствущих образов обычно лплястсл монологическая речь рассказчика и несабственио-прямлл речь героев. Иногда сопутствущай оораз возникнет в речи херо?> Например, в расскаос "Телсграша" старик Тихон сочи'.'дет "телеграмм",' которая передает суть семантики его образа.

В ЗАЮ1ШШШ1 подводятся итоги исследования п формируются 'основные выводы. Применение метода компонентного анализа семантики текстовых категории - образов героев и сопутствущих образов -позволило сделать род новых наблюдении: •

Семантическая типология образов героев построена нами на основе воплощения десяти семантических доминашг с их вариантами.

Дгш отрицательногр тщт героев в рассказах К.Г.Паустовского имеется только один домшшрущий семантический компонент "контра-позиция по отношению к носителям добра".

Воплощение одно.! семантической доминанты в семантике образа героя создает простые сбразы. Ъоплощснла двух или более семантических доминант делает образ героя слоышм. Большинство рассказов К.Г.Паустовского имеют сложные образы главных героев.' ■

Сферы воплощения доманирущих компонентов различны; монолог повествователя, диалогические реплики героев (прямая речь), не- „ собственно-прямая речь. Семантические доминанты Могут воплощаться как в одной речевой сфере, так и в двух или трех, то есть дублироваться. Некоторые доминирующие семантические компоненты такие, как "наслаждение, вызванное общением с природой и искусством", воплощается по преимуществу в монологической речи рассказ-"-чика. В отом случае фрагаенты текста наиболее эстетически отработаны: в них появляются тропы и стилистические (фигуры.

Колоритообразуицие семантические компоненты не влияет па -типологию .образов, так чак они единичны, неповторимы и конкретизируют семантическую доминанту, придавая образу героя индивидуальность. Сферами воплощения колоритообразуицих компонентов являются монолог рассказчика, .прямая речь персонааа, несобственно-прямая речь. Нонолог рассказчика монет быть в отом случае насыщен образными средствами,.среди которых доминирует текстовая амплификация.

Семантическая типология сопутствущнг. образов натурфактов и артефактов также основана на выделении доминирующих семантических компонентов: I) "каузировать нечто"; 2) "указывать на нечто":

'¿О

3) ■"представлять нечто".

В состяеготвич с казвшшшлл семантически:.:!: дсышштащ ище. jwcm соиутетсущие обрйзы-каузаторц, обр.!С.и-:;шертони, образи-ма-нн^отанты.

функция обряза-каузатора состоит в том, чтобы побудить героя к определенному действию.

1 • '¡'yiuaxii образов-камертонов состоят: I) в участии в развитии CKienaj 2) ь актуализировании идейного содержания текста; 3) ь . аитрр.^ереицна с семантикой образов героев.

'¡упадки образолчдишфестпнтов состоят- в том, чтобы создават! для отьпоилйнвд семантики образов главных гороев. *

Различаем простые и слоише сопутствуйте образы.

В оекантико простого образа, независимо от денотативного со-дорнт.шл, воплощается дшинарущий сомантический компонент. В се-«антикз елейного обрыва, независимо от его денотативного содержания, ьзнлсщаытся два шлi три доминнрущих семантических компонента. •

Совокупность тииоь образов героев и типов оопутстьунднх об-разоу создает систему образов в супертексте К.Г.Паустовского.

исконные положения диссертации отрпкьны в следуацих публикациях: •

1. Симшшша природных реалий в художественной речи (на ма~ тернаю рассказов К.Г.Паустовского) // Статус стилистики в современном ядыкоанаюш: 13-Г? ноября 1090. Тез. доии - Пермь, 19cjQ. - С. 29.,

2. Токсгоаал ашлиракация кок r,,mt;a создания окспросспйшос-ти произведения (на материло рассказа К.Г.Паустовского) // Риторика и перспективы ао изучения в шкале и вузе. Тез. докл. - Рос- ' тов-н/Д., Х1Ш. - С. 7-1-7G.

3. Проблей семантики o6pa«w горое-в-пороонажей в аспекте текстоыгл категорий. // Лшачлстика: »запмодайстзпе концепций и парад'лги. Тез. дом., am. I, часть 2. - Харьков, 1331. - С. 419420.

•. <1. Олособи гираженнл семантика образов герое» в худоистван-;Ном произведении (на материале рассказов К.Г.Паустовского) // Си-■ иантпка язикоыа единиц. / Ьораиик, 1930, - Дми в ПШЮП. -13.02..i>I, й 4oiOJ, с.

б. Осм.штики образов героев кьдеон-гсиа как кешюшггиое каление // У Меэдзовская науч. кокф. молодых учешгх. Тез. дои«». -