автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Семантические особенности сакрально-ритуального дискурса шаманской практики тундровых ненцев
Полный текст автореферата диссертации по теме "Семантические особенности сакрально-ритуального дискурса шаманской практики тундровых ненцев"
На правах рукописи
Зинченко Анастасия Анатольевна
СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САКРАЛЬНО-РИТУАЛЬНОГО ДИСКУРСА ШАМАНСКОЙ ПРАКТИКИ ТУНДРОВЫХ НЕНЦЕВ
Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
14 ОКТ 2015
Кемерово 2015
005563372
На правах рукописи
Зинченко Анастасия Анатольевна
СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САКРАЛЬНО-РИТУАЛЬНОГО ДИСКУРСА ШАМАНСКОЙ ПРАКТИКИ ТУНДРОВЫХ НЕНЦЕВ
Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
Кемерово 2015
Работа выполнена в Отделе этнодемографической и социокультурной безопасности Центра социальной демографии и экономической социологии Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Института социально-политических исследований Российской академии наук» (ИСПИ РАН)
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор
Карабулатова Ирина Советовна
Официальные оппоненты: доктор культурологии, доцент, директор
института музыки, театра и хореографии Тюменского государственного института культуры Дёмина Лилия Васильевна
доктор философских наук, профессор кафедры философии и юридической психологии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Инкижекова Мария Сергеевна
Ведущая организация: ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный
университет имени Питирима Сорокина», Институт культуры и искусства
Защита состоится«6» ноября 2015г.в13.00часов назаседании диссертационного совета Д 210.006.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора культурологии при ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17, ауд.221.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте Кемеровского государственного университета культуры и искусств http://www.kemguki.ru
Автореферат разослан «5» октября 2015 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Д 210.006.01,
кандидат философских наук, доцент
Т.А.Волкова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Изучение духовно-культурных факторов сохранения традиционных культур в условиях нарастающих тенденций мировой стандартизации - одно из актуальных направлений культурологии. Осмысление традиционной культуры как феномена конкретизируется при изучении культуры отдельных регионов, которые в течение долгого времени накапливали народные традиции. Один из таких регионов - Сибирь, отличающаяся уникальным многообразием этих традиций. Для народов Сибири традиционным мировоззрением является шаманизм. Список работ, посвященных этому явлению, многочислен, однако требуется более глубокое понимание феномена и перспектив его дальнейшего исследования в связи с существующими пробелами. В случае с сибирским шаманизмом (а в нашем случае, с ненецким шаманизмом) это связано с так называемыми шаманскими легендами, многочисленными, но малоизученными источниками. Критическое состояние данной культуры свидетельствует о необходимости фиксации сохранившихся ненецких образцов шаманского культа и анализа этих исчезающих феноменов, учитывая, что в настоящее время имеется возможность обсуждения зафиксированного материала с ныне живущими носителями культуры.
Ненецкий шаманизм выступает как обобщение обрядовых традиций ненецкого общества и представляет форму применения мифологии и ритуалов. Изучение шаманских песнопений как древнего пласта духовной культуры помогает выявить закономерности ненецкого мышления. Шаманские камлания - один из консервативных элементов культуры, поэтому важно изучение первичного языка шаманского обряда. Изучение сакральной роли шаманских камланий выявляет значениетекстовв целом как важнойчасти мировоззрения, которое не исчерпывается современным пониманием сакральных текстов как части культуры, но расширяет смыслы песнопений и раскрывает систему миропонимания человека через систему словесных и звуковых образов. Изучение особенностей ненецкого шаманизма является существенным вкладом в исследование и понимание обрядовых песен данного региона. Культурологический анализ шаманских камланий как феномена традиционной культуры приобретает особую актуальность в плане сохранения культурного многообразия национальных традиций в условиях глобализации и выявления общего и особенного в закономерностях мифологосимволической интерпретации традиционных культурных практик.
Степень научной разработанности проблемы. В исследовании использованы труды из различных областей гуманитарных наук: истории, философии, антропологии, этнографии, культурологии, психологии и т д.
В общественном сознании существуют две концепции традиционной культуры: линейная и дискретная. Линейная парадигма описывает развитие общества как прогресс от варварства к цивилизации (А. Р. Тюрго, Л. Г. Морган), развивает идею исторического прогрессивизма (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс). Дискретная парадигма рассматривает традиционные культуры в качестве автономных, разрозненных образований. Данной концепции свойственны преодоление оценочных и этнографических характеристик традиционной культуры (И. Гердер, К. Мангейм, Р. Арон, К. Леви-Стросс), апология предания, предрассудка (X.- Г. Гадамер),
актуализация ценностного мышления (В. Виндельбанд), метафизическая оценка традиции (Р. Генон, Т. Б. Любимова).
Изучением традиционной культуры занимались разные исследователи: Б.Асафьев, Б.М. Бернштейн, А.В.Захаров, К.Б.Соколов (социологический подход к народной культуре), М. С. Каган (субкультурная концепция), A.B. Костина, Н.Г.Михайлова («социогуманитарный» подход), В.Е.Гусев, Е. Г. Катаров, К.В. Чистов («традиционная культура» и «фольклор» в его широком понимании), A.C. Тимощук (традиционная культура как специфический способ организации жизнедеятельности), А. Тойнби и другие.
Одним из явлений традиционной культуры является шаманизм. По мнению Л.Я. Штернберга, В. Г. Богораза, Р. Ф. Итса и других ученых, шаманские камлания, песнопения, орнамент являются наиболее традиционными и каноническими, несущими в себе истоки и корни духовности этноса.
Из дореволюционных публикаций, посвященных шаманизму, следует назвать книгу Б. Житкова, а также сочинение отечественного ученого — археолога, антрополога, этнографа и географа С. И. Руденко.
Среди публикаций советского периода следует отметить работу Р. П. Митусовой, а также книги и статьи Л.Н. Гейденрейха.
Много публикаций принадлежит этнографам Г. А. Старцеву и Г. Д. Вербову.
Уникальные сведения о верованиях ненцев описаны в работе А.А.Попова. З.Н. Куприяновой принадлежит публикация 1965 г. эпических песен ненцев. Существенный вклад в исследование религиозных традиций ненцев внесла Л.В. Хомич, известный специалист по этнографии ненцев. Ею опубликовано большое количество работ, в которых рассматриваются различные аспекты религиозных воззрений и культовой практики ненцев.
Из зарубежных ученых в изучение архаической культуры ненцев заметный вклад внесли финские лингвисты М. А. Кастрен и Т.В. Лехтисало.
Катализатором идей в области религиозной психологии явились работы С.М. Широкогорова.
Обращение к шаманской тематике важно и с точки зрения активного функционирования традиционных символов в современном обществе, так как образное восприятие действительности апеллирует к символам. При определении понятия традиция обращаемся к исследованиям X.— Г. Гадамера, В. Д. Ппахова, И.В. Суханова. Сам феномен культурной традиции как таковой представлен в работах В.М. Каирова, Э. Маркаряна, Н. Д. Ултургашевой.
Рассматривая шаманизм тундровых ненцев Ямала, мы опирались на разработанные положения Б.Малиновского, H.A. Хренова, Л.Уайта, А. Я. Флиера, К. Ясперса о трансформации культуры и социальной динамике, которые важны для анализа шаманизма в традиционном сообществе на современном этапе.
Наиболее ранние работы о шаманизме ненцев относятся к XVI веку. Английский путешественник Р. Джонсон в 1556 году описал шаманский обряд, на котором он присутствовал. Об особенностях религиозных традиций ненцев сообщалось участниками Академической экспедиции 1769-1774 годов П. С. Паллас, И.Г.Георги, И.Лепехиным, соприкоснувшимися с этим северным народом
в конце XVIII столетия. Однако серьезный сбор этнографических материалов начался лишь в прошлом веке, во второй его половине.
Наиболее известные публикации, содержащие сведения о религии ненцев, в том числе о шаманстве,- записки людей, которые проявили интерес к обычаям и верованиям ненецкого народа: Ф. Белявского, В. Иславина, архимандрита Вениамина, А. Шренка, М.А. Кастрена, Ю.И. Кушелевского, П.И.Третьякова, К. Д. Носилова.
Таким образом, уже к концу XIX века был накоплен обширный и теоретически значимый материал о мировоззрении и обрядности ненцев, ссылки на который появляются в ряде обобщающих работ. Так, ненецкий материал присутствует в первой крупной работе о шаманизме, в которой это явление рассматривается как общее для всех культур человечества на раннем этапе исторического развития В. М. Михайловского, использован он, также, в труде Д.К.Зеленина об онгонах у сибирских народов. На воззрения ненцев обратил внимание и теолог-теоретик В.Шмидт, который решился истолковать их с точки зрения своей концепции изначальности веры в единого Бога и посвятил им отдельный том в своем многотомном исследовании. Сведения о шаманстве ненцев также включены в обобщающие работы Е. Д. Прокофьевой о шаманских бубнах и шаманском костюме. Среди современных исследователей ненецкого шаманизма следует отметить A.B. Головнева, И.С.Карабулатову, JI.A.JIapa, A.A. Зинченко, описывающих традиционное мировоззрение ненцев; П. Г. Турутину, изучающую фольклор и религию лесных ненцев, проживающих в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа.
Однако собранных данных недостаточно. Анализ научной литературы свидетельствует, что комплексного культурологического исследования сакрально-ритуального дискурса шаманской практики в традиционной культуре ненцев до настоящего времени не проводилось. Люди, писавшие о ненцах, чаще всего не знали ненецкого языка и зависели от переводчиков, в связи с этим не были полностью объективны в полной мере в своих заключениях и оценках, поэтому в науке по-прежнему ощущается потребность и в новых материалах, и в новых попытках осмыслить накопленные сведения. Кроме того, сегодня, когда образ жизни ненцев и других аборигенных народов утратил многие прежние черты, возможность пополнить знания об их традиционных культурах становится все более ограниченной.
Проблема настоящего исследования основана на реальном противоречии между необходимостью сохранения уникальной культуры ненцев Ямала и унифицирующим воздействием современной глобализации. В теоретическом плане она выражается в постановке вопроса о перспективах сохранения семантических особенностей сакрально-ритуального дискурса шаманских практик как глубинного элемента «культурного ядра» данного народа при различных возможных внешних трансформациях шаманизма в условиях распространения неотрадиционализма.
Объектом исследования являются сакрально-ритуальные практики шаманов в культуре и традиционном образе жизни ненцев.
Предмет исследования - семантические особенности шаманских камланий в их мировоззренческом аспекте.
Цель исследования - выявление семантических особенностей сакрально-ритуального дискурса шаманской практики, зафиксированного у тундровых ненцев (на материале ненецких шаманских камланий, песнопений), как особого элемента культурного наследия.
Задачи исследования:
1. Сравнительный анализ основных концепций традиционной культуры.
2. Анализ эвристических возможностей семантико-когнитивного подхода к изучению шаманизма.
3. Выявление особенностей шаманизма ненцев как этнокультурного феномена.
4. Выявление структуры сакрального дискурса шаманских текстов и его составляющих.
5. Выявление исторической динамики и культурных влияний в мифологической лексике ненцев, описание основных этапов эволюции мифологем у ненцев в сакральном дискурсе.
6. Семантическая интерпретация мифологизмов в сакральном дискурсе ненецких шаманских текстов.
7. Выявление тематических групп ненецких мифологизмов, способствующих пониманию сакрально-ритуального дискурса шаманской практики ненцев.
Методологическую основу исследования составили сравнительный метод; приемы ономастического и этимологического анализов, заключающиеся в атрибуции (отнесению к определенному языку), локализации, периодизации и связи ономастикона с апеллятивами при учете структурных и вариантных особенностей названий.
Выявление мифологизмов, их лингвистическая и культурологическая интерпретация, создание тематической классификации ненецкой мифологической лексики производятся с использованием традиционного дескриптивного метода, а также с учетом квантитативных характеристик лексем. Этот аспект невозможен без анализа трудов Э. Кассирера и Ю. М. Лотмана. Результативным стало использование метода включенного наблюдения, благодаря которому удалось собрать и зафиксировать на электронных носителях уникальный материал локальных особенностей саркально-ритуальной традиции шаманской практики у тундровых ненцев Ямала.
Таким образом, именно контаминация нескольких методов исследования позволяет успешно решить заявленные в предлагаемом исследовании задачи и достичь намеченной цели.
В качестве эмпирической базы исследования были выбраны шаманские тексты, зафиксированные в источниках и также собранные автором лично в 2012-2014 гг. Кроме того, были использованы другие материалы: шаманские песнопения, представленные в работе Л. А. Лара; текст шаманки Натальи Евай; текст сказания «Сын хозяина Ябта Саля»; «Песнь девушки, посвященная богине нашего рода, фамилии и семье», записанная Е. Г. Сусой; тексты, записанные П. Г. Турутиной в Пуровском районе; уникальные аудио- и видеозаписи единичных шаманских песнопений, собранные автором на территории Пуровского района.
Научная новизна исследования заключаются в следующем:
1. В выявлении теоретико-культурологических представлений о традиционной культуре (рассмотрены понятия традиционной культуры, неотрадиционализма и архаизующие тенденции в современной культуре).
2. В представлении семантико-когнитивного подхода к изучению шаманизма. Методы когнитивной лингвистики позволяют обнаруживать особенности не только национального, но и группового мышления и все разнообразие индивидуально-авторских концептосфер.
3. В выявлении особенностей шаманизма ненцев. Традиционная ненецкая культура представляет особый интерес в связи с тем, что, несмотря на глобализацию и модернизацию современного социума, она сохраняет устойчивые обрядовые практики традиционной культуры, отражающие наличие тесных связей между человеком и окружающим миром.
4. В представлении целостной концепции сакрального дискурса шаманских песнопений и определении специфики сакрально-ритуального дискурса шаманской практики, состоящей в том, что деятельность шамана связана с воздействием слова, суггестивным речевым воздействием и целым рядом паравербальных компонентов.
5. В выявлении языковых элементов, участвующих в формировании семиотического пространства сакральной коммуникации. Они являются узловыми концептами в формировании понятийной сети, отражающей определенный фрагмент мира, и задают когнитивную парадигму функционирвания этих знаков благодаря собственной информативной емкости.
6. В выявлении семантики и структуры мифологизмов, образующих в тексте песен устойчивые их интерпретации в сакральном дискурсе ненецких шаманских текстов. Анализ смысловых значений нарицательных имен подтверждает их сакральное значение в историческом развитии ненецкого языка. В основе номинации выявляется внутренний образ (зачастую это этимон слова). Образный компонент лексического значения является основным источником сведений о доисторической эпохе, о дописьменном периоде развития ненецкого этноса.
7. В создании тематической классификации ненецкой мифологической лексики. Мир фольклорного произведения реализуется согласно авторской целеустановке содержания в проекциях: персонажное, предметное, физическое и временное пространства текста (кто? / что? / где? / когда?) .
Положения, выносимые на защиту:
1. Шаманские песнопения ненцев зародились, развивались и существуют в синкретическом единстве шаманского обряда. Они образуют единый полиаспектный и мегаконцептуальный комплекс этнического мировоззрения и сакрально-ритуальной практики народа, языковой, культурной и психологической базы традиционной ментальное™ тундровых ненцев.
2. Шаманская сакрально-ритуальная практика является одним из способов самоидентификации этнического сознания тундровых ненцев, она ориентирована на воспроизводство социально-институциональной коммуникации в сакральном ритуальном акте посредством обозначения сакрально-регулятивных констант, связанных с именами собственными почитаемого пантеона божеств в шаманской практике тундровых ненцев Ямала.
3. Шаманские песнопения являются драматургической формой, в которой ритуальная функция слов детерминирует значимые средства текстовой выразительности и принципы текстовой драматургии. На основе имеющихся данных возможно построение мифологической грамматики шаманских обрядовых текстов.
4. Суггестия в сакрально-ритуальной коммуникации ненецкой шаманской практики закрепляет этнические стереотипы социальных ролей членов в этническом сообществе и имеетярко выраженную прагматическую транспозицию, способствующую этнической идентификации.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении статуса и роли мифологической лексики в ненецком мировоззрении. Уточнение формулировкипонятия«мифологизм»применительнокегобытованиювшаманских текстах и соотношения понятий «мифема», «мифологема» и «мифологизм», а также в создании тематической классификации мифологизмов в шаманских текстах, что является вкладом в разработку теоретико-культурологических и лингвокультурологических аспектов данной проблематики. Выявление в ходе работы примеров языковых табу и образования эвфемизмов на их основе, а также лексико-семантической структуры мифологизмов в шаманских текстах ненцев вносят вклад в изучение проблематики культурно-языковых универсалий.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в преподавании истории культуры ненцев, их мифологии, фольклора, в рамках спецкурса по данной теме.
Записанные автором полевые материалы могут быть использованы в качестве источниковой базы для последующих исследователей шаманизма.
Эмпирические материалы и выводы диссертации могут быть использованы в культурной политике при разработке конкретных проектов по сохранению культурного наследия ненцев Ямала.
Апробация результатов исследования. Основные идеи и положения диссертации представлены на региональных, всероссийских и международных научных конференциях: Всероссийская научная конференция «Духовные основы славянской культуры в народном сознании поколений» (Тюмень, ТюмГУ, 2009); Вторая Всероссийская (с международным участием научно-практическая конференция «Русский язык как фаюгор стабильности государства и нравственного здоровья нации» (Тюмень, ТюмГУ, 2010); Международная научная конференция «Проблемы современной лингвистики и методики преподавания языковых курсов» (Кемерово, КГУ, 2010); X Международная конференция студентов и аспирантов «Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2011); V Международная научная конференция «Русский язык: система и функционирование» к 90-летию БГУ и 85-летию профессора П. П. Шубы (Минск, БГУ, 2011); Общероссийская очно-заочная научно-практическая конференция с международным участием «HOMO LEGENS» /Человек читающий: компаративный подход к проблемам современного образования (Тюмень, ТюмГУ, 2012); Региональный научный семинар «Филологические чтения», посвященный 75-летию доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Н.К. Фролова (Тюмень, ТюмГУ, 2013).
Основные положения работы отражены в 5 публикациях в журналах, рекомендованных ВАК, в журналах рейтинга Scopus — 1 публикация, материалах конференций, статьях — 2 публикации. Всего опубликовано 8 работ по теме исследования в период с 2012 по 2015 гг.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении рассматривается проблемная ситуация, сложившаяся в современной лингвокультурологии, мифологии и религиоведении относительно понимания сущности сакрально-ритуального дискурса шаманской практики у ямальских ненцев; анализируются основные подходы к исследованию сущности ненецкого шаманизма и личности шамана; обосновывается актуальность темы; определяются основные параметры научного исследования (цель, задачи, гипотеза, актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость и т.д.).
Первая глава «Теоретико-методологические подходы к исследованию шаманизма» посвящена теоретико-культурологическому анализу представлений о традиционной культуре и описанию методологического похода исследования темы.
Анализируется эссенциалистская парадигма исследования традиционной культуры,обобщаютсяизвестныесоциально-экономичесю1епараметрытрадиционной культуры, ее эпистемологические, аксиологические антропологические, правовые и политические дефиниции. Дано определение традиционной культуре как специфического способа организации жизнедеятельности общества, основанного на онтологизации культурных практик, сакрализации их рекуррентности.
Рассмотрен семантико-когнитивный подход к изучению феноменов традиционной культуры. Главное положение этой методологии состоит в том, что через изучение семантики языковых знаков можно проникать в концептосферу людей, можно выяснять, что было важно для то го или иного народа в разные периоды его истории, а что оставалось вне поля его зрения, в то время как для другого народа это оказывалось существенным. На основе данного методологического положения были разработаны методы когнитивной лингвистики, которые позволяют обнаруживать особенности не только национального, но и группового мышления и все разнообразие индивидуально-авторских концептосфер.
Методсемантико-когнитивногоанализапредполагает,чтовпроцессеисследования от содержания значений осуществляется переход к содержанию концептов в ходе когнитивной интерпретации, предполагающей семантико-когнитивный анализ, без которого исследование остается в рамках лингвистической семантики. Семантико-когнитивный подход предоставляет исследователям две дальнейших возможности использования полученных данных: возвращение к языку, движение к сознанию.
Отмечено, что фольклор во многом дает возможность глубже других источников проникнуть в духовный мир народа, в мир его образов и представлений. И здесь большое значение имеет вскрытие внутреннего смысла, глубинной семантики слов, связанных с тем или иным обрядом, поверьем, предметом. Язык в этой связи традиционно рассматривается как часть и феномен культуры, как средство выражения культуры.
Вторая глава «Шаманизм ненцев как этнолингвокультурный феномен»
посвящена определению степени научной разработанности вопроса о шаманизме в целом и ненецком шаманизме в частности.
Проводится анализ научных подходов к изучению феномена шаманизма. Уже у первых ученых по шаманизму формируется восприятие данного явления как достаточно сложного религиозного комплекса, который соединяет специфические обрядовые формы с определенными схемами толкований.
Среди исследователей нет единого понимания сущности шаманизма. Сегодня наблюдается эволюция понимания данного явления.
Анализируемые исследования можно разделить по нескольким типологическим направлениям: общепринятое в XIX - начале XX вв. представление о шаманизме как психической аномалии, особой форме полярной истерии; психолого-медицинское понимание шаманизма - универсального самонастраивающегося механизма психической регуляции коллектива, способа самозащиты и проявления биологических функций рода; шаманизм как особая ранняя форма религии; шаманизм как архаическая техника экстаза, сверхъестественное общёние с иными мирами; шаманизм как комплекс искусств; концепция «неошаманизма» как практической деятельности, которая основана на ритуальной практике шаманизма и направленной на гармонизацию состояния человека в современном обществе, имеет множество последователей в Западной Европе и США.
В главе дается представление ненецкого шаманизма как целостного единства религиозных представлений и культовой системы, социальных отношений и института служителей культа, а также психологии фольклора и искусства. Данное определение характеризует шаманизм как архаическую систему представлений, впитавшую в себя наиболее сущностные категории, определяющие взгляды на бытие Космоса и бытие человека.
В целом, несмотря на сохранность ненецкого шаманизма, наблюдаются элементы русской культуры, поэтому проблемаосмысления устойчивых выражений в разноструюгурных языках, к каким относятся ненецкий и русский, становится все более актуальной в контексте глобализации и возникновения мутуальных явлений. В этом случае ненецкий шаман становится ярким примером языковой личности в пространстве межкультурных коммуникаций.
Отмечается специфика сакрально-ритуального дискурса шаманской практики, состоящая в том, что деятельность шамана связана с воздействием слова, суггестивным речевым воздействием и целым рядом паравербальных компонентов. С помощью передаваемой информации шаман влияет на чувства, эмоции, изменяет представления человека о действительности, корректирует его поведение.
Третья глава «Сакральный ритуальный акт в системе социально-институциональной коммуникации» выполнена на стыке культурологии и лингвистики, позволяет гармонично выстроить иерархию в системе ненецких божеств, используемых в сакрально-ритуальной коммуникации шаманской практики у ненцев Ямала. Данный аспект представляется нам важным в виду обозначения семиотического пространства в шаманских текстах (шаманских песнопениях).
Культура с точки зрения семиотического подхода является огромной информационной знаковой системой, в которой при помощи особых кодов созданы
законы социума, правила человеческого поведения, религиозные тексты и т.д. Вся человеческая культура представляет собой многоязыковое пространство, так как именно посредством культурных знаков человек получает и структурирует знания о мире. Семиотический подход основывается на том, что культура имеет символы и знаки, следовательно, исследуя знаковые системы различных культур, можно выявить их глубинные смыслы.
Семиотическое пространство сакральных дискурсий в шаманской практике выстраивается с помощью слов естественного языка, знаков, символов, изображений, выразительных движений, форм ритуального поведения и т.п. в их инвариантном для различных индивидов данной культуры социально-нормированном смысле. Здесь наблюдается определенный набор используемых коммуникативных знаков: вербальных, невербальных и смешанных. Вербальными знаками сакрального дискурса шаманской практики являются апеллятивы (слова, сакральная афористика — приметы, пословицы), прецедентные тексты (дискурсы), различные онимические знаки (имена собственные) и специальные сакральные онимы, которые прямо или косвенно участвуют в формировании семиотического пространства ритуальных актов сакральной коммуникации.
Ономастическое пространство любого языка связано не только с языком как средством общения, но, что важно, и с культурой, историей создавшего его народа, а также его связей с другими этносами. Следовательно, имя собственное имеет лингвистическую, этнокультурную и эстетическую составляющие. Имена собственные как языковые знаки, участвующие в формировании семиотического пространства сакрально-ритуальной коммуникации, относятся к числу важнейших ориентационных знаков в струюуре речевых ритуальных актов шаманской практики. Они являются узловыми концептами в формировании семантической сети, отражающей определенный фрагмент мира, и, являясь знаками с необычайной информативной емкостью, задают целую когнитивную парадигму функционирования этих знаков, включающую кроме семантики своего интенсионала и экстенсионала набор типичных коммуникативных ролей и интерактивных сюжетов. Семиотическое пространство сакральных ритуальных актов шаманской практики в реальном измерении представляет собой дискурсные события, т.е. текущую речевую деятельность в определенном социальном пространстве, обладающую признаком процессуальностии связанную с реальной жизнью и реальным временем. Кроме того, сюда также относятся и возникающие в результате этой деятельности реальные речевые произведения (тексты самих песен и дискурсные образования, возникшие в результате взаимодействия лингвистических, паралингвистических и экстралингвистических факторов).
Мифология ненцев изучена недостаточно. До сих пор нет ни одного специального труда, посвященного исследованию этой темы. По воззрениям ненцев, Вселенная (я'тир) делится на три мира, населенных людьми, животными и различными божествами и духами,— Верхний, Средний и Нижний миры.
В работе выделяются следующие разряды номинаций: 1. Наименования,-не имеющие соответствий в реальном секторе онимии или подвергшиеся народной этимологизации, метафорическому переосмыслению, фонетической' трансформации (мифонимы). 2. Реальные имена персонажей или названия
географических объектов (реалионимы). 3. Номинации темпоральных величин (хрононимы). 4. Наименования астрообьектов (астронимы). 5. Мифозоонимы. 6. Мифофитонимы. 7. Номинации действующих лиц (мифологизмы-агенсы). 8. Названия действующих стихий. 9. Апеллятивы, называющие действующие предметы. 10. Номинации вражеских сил (демонимы) .
В песнопениях шаманских камланий широко встречаются мифонимы. Так, небо считается землей Нума. Нум представляется, с одной стороны, в чисто материальном виде, как часть пространства Вселенной (нум, нув'нянгы, тюй'нянгы), а с другой -считается существом духовным, антропоморфизированным - богом, управляющим всем миром,- Нум Вэсоко. Местожительство Нума находится за семью-девятью препятствиями, выше звезд, луны, далеко за солнцем.
В эпической части шаманских камланий действует мифоорнитоним «птица Минлей» - мифическая птица, играющая активную роль в повестовании. Она осуществляет связь с небом, противостоит злым подземным существам, является посредником в контактах между тремя мирами: небесным, земным, подземным. Мофозооним «Семирогий олень» - образ чудесного семирогого оленя Си»ивм пыелета, на котором ездит сам Нум.
Анализ шаманских мифонимов помогает выделить субстрат язычества, обладающий относительной свободой от позднейшего наслоения христианских воззрений. Христианские образы (например, Микола Мутратна) адаптируют языческие тексты, гарантируя существование и развитие жанра в фольклорной традиции. Необходимо отметить иерархию небесных сил, соблюдаемую в списках-перечнях заступников. Список небесных сил, к которым обращается шаман, всегда присутствует в камланиях.
В шаманских песнях существует ряд лексем-наименований действующих предметов, обладающих волшебной силой: это разновидности оружия, наименования материалов, из которых оно изготовлено (камень, железо, медь), или предметы быта.
Центральной фигурой семиотического пространства сакрального дискурса является шаман, который сам по себе является знаком в сакральном пространстве. Социокультурнаямодернизацияиглобапизацияобществанакладывает существенный отпечаток на реализацию коммуникативных и социальных ролей шамана.
Имя собственное в сакральном дискурсе играет ключевую роль в характере суггестии в песнях шаманских камланий. Золотое сечение в текстах песен приходится на кульминацию самих песен. Имена собственные в сакральном дискурсе шаманских песен как языковые знаки, участвующие в формировании семиотического пространства сакральной коммуникации, относятся к числу важнейших ориентационных знаков' в структуре речевых ритуальных актов сакральной коммуникации. Они являются узловыми концептами в формировании понятийной сети, отражающей определенный фрагмент мира, и задают целую когнитивную парадигму функционирвания этих знаков благодаря собственной информативной емкости.
Четвертая глава «Суггестия в сакрально-ритуальной коммуникации ненецкого шамана» рассматривает специфику коммуникации ненецкого шамана и других участников сакрально-ритуальной коммуникации, анализирует его
иллокутивную структуру и прагматическую транспозицию. Коммуникативный образ ситуации ритуального взаимодействия формируется отправителем с целью проникновения в речевое сознание партнера-адресата. В ритуальном пространстве личность коммуниканта следует рассматривать и в качестве действенного компонента коммуникативного сакрально-ритуального акта.
Коммуникация — важнейшая часть человеческой жизни, а следовательно, и часть культуры. Тот или иной вид культуры порождает свой тип общения: представители коллективистских культур стремятся избежать прямых взаимодействий и используют невербальные средства коммуникации, которые могут позволить лучше понять намерения собеседника; представители индивидуалистских культур предпочитают прямые формы общения, поэтому в процессе коммуникации используют непосредственно вербальные способы.
Общение может происходить натрехуровнях: коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Коммуникативный уровень основывается на общении посредством языка и культурных традиций, характерных для той или иной общности людей. Интерактивный уровень подразумевает общение, учитывающее личностные характеристики людей. Перцептивный уровень предполагает возможность взаимного познания и сближения людей на рациональной основе.
Степень влияния партнеров друг на друга по ритуальной коммуникации особенно ярко проявляется в ролевых исполнениях коммуникантами своих речевых и коммуникативных действий, которые имеют ярко выраженную этно-культурологическую окрашенность. Следует отметить, что репертуар ролевых проявлений в сакрально-ритуальных коммуникативных актах многообразен и в обычной коммуникации. Прежде всего, это роли говорящего и слушающего, отражающие позицию коммуникативного поведения участников ритуального взаимодействия. Одна из основных и характерных черт ролевого исполнения говорящего или слушающего заключается в стремлении первого оказать воздействие на второго в условиях совместной коммуникативной деятельности.
Многоуровневая структура сакрально-ритуального дискурса позволяет судить о прагматическом и воздействующем потенциале всего дискурса, который складывается из совокупности речевых проявлений участников ритуального общения в шаманской практике. Непосредственно иллокутивная сила выражает конкретное целевое назначение элементарного речевого действия как инструмента воздействия в пределах выбранного (предложенного или заданного типом ритуальным актом сакральной коммуникации в шаманской практике) потенциалом сценария, например, мольбы, просьбы, советы в директивном типе сценарного взаимодействия.
Ритуальный дискурс обращения к богам (молитвы) показывает, что его иллокутивная структура строится вокруг доминанты «Мы обращаемся, просим...», представленной эксплицитной перформативной формулой. Составляющие иллокутивную структуру звенья в дискурсе обращения к богам разворачиваются в линейную цепь по принципу: личностный контакт через Вокатив, далее -аргументация, обоснование и спецификация основной иллокутивной направленности дискурса с возрастающим напряжением воздействующего эффекта.
В случае с дискурсом-молитвой можно видеть, как увеличивается постепенное напряжение воздействующего эффекта путем накопления иллокутивного потенциала доминанты.
Следует отметить, что число подобных ритуальных дискурсов-личных песен шамана, в структуре которых нет эксплицитных перформативных показателей, незначительно. Однако при ближайшем рассмотрении можно обнаружить общую тенденцию как в построении иллокутивной структуры дискурса, так и в реализации принципа линейного напряжения иллокутивного потенциала целостного образования текста.
Случаи прагматической транспозиции иллокутивных звеньев, т.е. выхода прагматического значения конкретной типовой единицы за пределы системы нормативных правил ее речевого поведения широко представлены в ритуальных дискурсах. Наблюдаются два основных типа прагматической транспозиции: транспозиция между различными типами (межтиповая транспозиция) интенциональных звеньев и транспозиция внутри одного иллокутивного типа (внутритиповая транспозиция).
Сакрально-ритуальный дискурс шаманизма представляет собой достаточно сложный для изучения феномен в силу особой знаковости данной традиции в культуре практически любого народа.
Многоплановость шаманизма предопределяет повышенный интерес к этому явлению как специалистов (филологов, историков, психологов, культурологов, философов), так и широкого круга читателей.
К числу явлений известных, но не познанных, относятся ритуальные тексты с перформативными единицами, определяющими способ и характер воздействия ритуальных дискурсных образований на собеседников в ритуальном пространстве.
Коммуникативные ритуальные акты подразделяются на культовые и социально-институциональные. Культовые ритуальные акты сакральной коммуникации в шаманской практике делятся на обрядовые и магические, а их противоположность - на ритуальные акты социальной перформации и ритуальные акты нормативно-регламентированного положения дел, вещей, отношений в мире. Обрядовые ритуальные акты сакральной коммуникации в шаманской практике членятся на религиозные и светские, а магические - на псевдомагические мобилизующие (или гипнотические). В дальнейшем религиозные ритуальные акты сакральной коммуникации в шаманской практике подразделяются на коллективные и индивидуальные, а светские ритуальные акты сакральной коммуникации в шаманской практике - на символические и сигнальные. Ритуальные акты сакральной коммуникации в шаманской практике социальной перформации разбиваются на формальные и неформальные акты ритуального взаимодействия. Их противоположность - нормативно-регламентированные ритуальные акты сакральной коммуникации в шаманской практике также подразделяются на церемониальные ритуальные интеракции и на коммуникативные ритуальные акты нормативных последствий.
В заключении исследователь подводит итоги своей работы, говорит о перспективах и значимости работы для дальнейшего научного осмысления
сакрально-ритуального дискурса шаманской практики у ямальских ненцев в контексте определения витальности этнической культуры.
Анализ работ, посвященных изучению шаманизма, дает возможность сделать вывод о том, что деятельность шамана - представляет собой один из механизмов социального регулирования в традициональном обществе. Шаманы использовали механизм рефлексивного управления, подразумевающий процесс взаимодействия первого субъекта, совершающего определенные действия, со вторым субъектом с целью достижения желаемого результата.
Сакральный дискурс шаманизма представляет сложное образование, его единицы связаны друг с другом эксплицитными семантическими отношениями. Организующим центром в сакральном дискурсе шаманизма является шаман, который особым образом моделирует семиотическую реальность.
Выявлено, что шаманские тексты традиционно воспринимаются как тексты, реализующие основную прагматическую задачу в эстетической форме. Шаманские камлания являются проявлением магической функции речи, которая представляется частным случаем призывно-побудительной функции.
Коммуникативная специфика сакрально-ритуального дискурса с именем собственным раскрывает связь между именем собственным и именуемой сущностью (или точнее, сведениями о ней), которая отличается от такой же связи между апеллятивным объектом и обозначающим его словом.
Основополагающим понятием при описании лексики шаманских текстов является мифологизм - текстовая и ситуативная реализация семантики архетипа (мифологемы) в данном фольклорном произведении.
Мифологизм как основная единица шаманских текстов представляет собой многослойное образование, сочетает: прагматику, эстетику, магичность, символичность. Анализ лексико-семантической структуры каждого мифологизма позволяет раздвинуть рамки современного восприятия слов. Говоря о формально-языковой стороне онима как знака или именной формулы в коммуникативном процессе, следует отметить, что коммуникативная вариативность такой формулы опирается на закономерности конкретного языкового кода (в данной работе, анализируются коды русского и ненецкого языков) .
Установление этимона (первичный образный компонент лексемы) - одна из важных задач исследования, поскольку в мифологическом сознании образы окружающего мира закреплялись в метафорах, коррелятах реалий пространства.
Благодаря своей маргинальной природе шаманские тексты, равно как и их лексика, выполняют стабилизирующую функцию.
Выявление семантических особенностей сакрально-ритуального дискурса шаманских практик как глубинного элемента «культурного ядра» данного народа помогает выявить закономерности мышления сибирских народов, расширить смыслы камланий, раскрыть систему миропонимания человека через систему языковых образов.
Множество проблем осталось за рамками исследования. Автор диссертации намерен продолжить исследование сакрально-ритуального дискурса шаманской практики у ненцев. В перспективе — рассмотрение шаманских практик народов всех районов Крайнего Севера; составление видеотеки, аудиотеки различных шаманских практик.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ:
1. Зинченко, А. А. О проблемах лингвомоделирования языковой личности в ненецкой традиционной культуре / И. С. Карабулатова, А. А. Зинченко // Вестник Орловского государственного университета,- 2013- № 5 (34) .- С. 139-142,-(Новые гуманитарные исследования).
2. Зинченко, А. А. Роль суеверий и поверий в сакрально-ритуальном дискурсе шаманской практики тундровых ненцев / А. А. Зинченко, И. С. Карабулатова // Вестник Орловского государственного университета.- 2013 - № 5 (34) .- С.203-206,— (Новые гуманитарные исследования).
3. Зинченко, А. А. Сакрально-ритуальный дискурс шаманской практики у тундровых ненцев: к постановке вопроса / A.A. Зинченко, И.С. Карабулатова // Горно-Алтайск. Мир науки, культуры, образования,- 2013,- № 6 (43) .- С. 394-397.
4. Зинченко, А. А. О проблемах номинации магических атрибутов шаманской практики и действующих стихий в сакрально-ритуальном дискурсе ненецкого шаманизма / И. С. Карабулатова, А. А. Зинченко // Вестник Орловского государственного университета,-2014,-№ 1 (36) .-С. 154-157.
5. Зинченко, А. А. Характеристика прагматической транспозиции перформативных единиц в структуре сакрально-ритуального дискурса шаманской практикиямальскихненцев/А. А. Зинченко//ВестникОрловскогогосударственного университета,- 2014.-№ 1,— (Новые гуманитарные исследования).
Статьи в журналах рейтинга Scopus:
6. Zinchenko, A. A. Tyumen Nenets Sacral Childhood Culture as anEthnolinguistic Mechanism ofPreserving Ethnic Identity identity / A.A. Zinchenko, I. S. Karabulatova// Middle-East Journal of Scientific Research.- 2014,- № 20 (11) .- C. 1344-1347.
Публикации в других научных изданиях:
7. Зинченко, А. А. Учебная литература по ненецкому языку / A.A. Зинченко // Научный сборник,- Тюмень: филиал ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», 2012,- С. 229-232.
8. Зинченко, A.A. Эволюция перцепции образовательного пространства у тундровых ненцев: шаман - учитель - ученый в обыденном сознании носителей языка / A.A. Зинченко, И.С. Карабулатова // Материалы международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества: экономические правовые и социокультурные аспекты»,- Балашов: Балашовский филиал РАНХиГС, 2013,- С. 68-74.
Бумага офсетная. Печать: ризограф. Гарнитура «Times New Roman» Усл. изд. л. 1,0 Захаз № 1577 Тираж 100 экз.
Отпечатано в типографии ООО «Печатник» Тюмень, ул. Республики, 148, корп. 1/2. Тел. (3452) 20-51-13, тел./факс (3452) 32-13-86