автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: "Серапионовы братья" и А.М. Горький (Проблема преемственности в идейно-эстетических исканиях писателей)
Полный текст автореферата диссертации по теме ""Серапионовы братья" и А.М. Горький (Проблема преемственности в идейно-эстетических исканиях писателей)"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОСОЙ СТОЯ ШК РАЦИЙ РОССИЙСКИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПШГ0ПЧ8СКЯИ УН№РСИ*Т ИМЯ А.1»ГМШи
Re претвх рукошвж
Ш 882 "19?" +
882 (092) Горькая А.Ч.
ВАСВЛЬКВ ВЛАДИМИР 1Ф1М0В1Ч
"СЕРАПЮНОВЫ БРАТЬЯ" Я А. М. ГОРЬКИЙ" (Проблеиа прввмсгваннооуа в идейио-эствтнческвх исканиях nicareiefl)
Спвяящыюот»
10.01.02 - хятература па ролов СССР (тем feiere пвраоха)
АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАШ ПВНОИ СТВПШ КАНДИДАТА ФЮОЛОГЯЧКСКП НАУК
CAHKT-ПКВРКГРГ - 1992
Y
SaeoepHQSfl заполнена на кафедре вояв токов лигеptтуры Российского государственного ьехагогячвского университета вн. А.И.Гврпэна
Офяцвалннв отговеям - доктор филологических паук,
веяум* научтей сотрудник ■ В.В.Буаяак;
какюдат филологически мул, даиент
5.П.Григорьева.
Ведучвя организация - Санкт-ПвгербургсхгЯ государственные nentyf культур»
8ацита оостоигся 1992г. в 48 СОВ
на Бпезаяняв опецяалявировавного Coserá K.IIS.05.05 по првоухденао учевой степени кавяядата наук в Российском го су дарственном педагогической университете яу. Д.Й.Геряеяа. /191186, Санкт-Петербург, В.О., I линия, 5? / >
С диссертацией иохяо ознакомиться в фундаментальной бибхяотекв университета. •
Автореферат разослав
Ученый секретарь ' ,
специализированного Совета Н.Н.Кяквто
Литературная группа "Серапяэновы братья" (К.А.Федив, Ео.В.Иванов, U.ïl.Зощенко, В.А.Каверан, Н.Н.Нясаган, И.1.Слэ-HEsesEâ, Е.Г.Поюяская, В.А. Грузов, Л.Н.Лупц, Н.С.Тптонта) ганпкаат особое месте в исторза отоэдвтвеввсЯ зптэратура пооятябръскеЗ ssoxs, Пяватога и поэта, являясь члеппия содружества "СарашЕяввы Срагья", проган путь творческого . ставовканпя, о тага празнанпнвн настврзггз авгературз! Тввр-частво кзсатеасЗ-еврапЕЗвеэ осавываяо звачнтояъвое влиянко ва раазятво гатературз гтооятябрьексЯ эпоха, вз ивэкш оарэгаляао пзгрззяэппв raopçocEsx еовокоэ я^эрэтурз гаг гсг. Груша пдапяуга еэбетвенвуэ пяаЗяо-эзгэгпчзеггуэ nparpsssj, язвввугзн ярягЗ аяморнатэдоЗ поицегалпн гругкг îEop^sasis сСздязнов&з, рэяявЕпасая а ПЕэЗво-ЕзгэтлчеопгЯ пзза£з::гз 23-s posjb. G^nsa ез соеэзппт взжимняз етеЗ прзгрола явпсзоь прззваЕзэ пгогзгвзрзэота творчеегэгэ ое- . возвел гразшйЗ тстзссптэегсЯ аатература, уотавозлопго прзоя-етззвпгх езяаеЯ яятерзтурз гггзтгтябръегеЗ взвтя о нравогзеп-но-фзгоев^о^гз п сетэтзчеесаг ваелвдввн литература прздаасг-возавгаг гэг. ТвортясгйЭ еваг.обрэтевига внеателяаа-евравя- . овгап з парзод сусестзогаввя группа, явнясп вазпейгаа зтапса в пдэЯко-встетяческсй гзоявцаи висатеззЗ.
Пзу^звпз всторяи еодрухестаа писателей "Серавноповы браги" ярэззраэло внолеогво жефоряацяй в требует огснеяевия з е^азггкзвгЯ ецввм в ггозгщкЗ совраиаиного литературоведения
В яоторза группа "Серавиавовн братья" особуо роль сыграл ¿.Н.Горькй}. Пзсатеявй-серавяовов п А.П.Горького свягпвала бгпаоота вогщЕЯ в искусстве. Становление ыолозфпс ту довить коз протекало вез знаков авторитета А.М.Горького. Произвела впя пасатегей-серапяевоэ невааенно вызнваив его жетей интерес, перэдго становились толчком в творческой я эпясто-лярвсЗ поланвнв признанного каствра я иохощх худолняков, в освове которой была теоретические в практические вопросы хуяэгаетаеввого^ творчество.
Щзоблеиа отпосэвая я ваеледяо классйчаспоЯ латературц занимала центральное uecïo в тяорчеокоа взаимодействуя пйсателей-серапяонов и А,М.Горького. Значительные гворческяа сверпэняя писателеЭ-серапиовов п A.U.Горького -в два^латне rosi лэконстрарувт-открытость вясятеяей нравственно-
-фхлософвхоиу ■ ветотмвоввшу опыту жвтвретурн предхест-вовавахх хат. Суть проблемы вонимахась иоходив худохвмкамм в прмаваипи мокром вв как ввобходкмвп схвжоваввя канона« опрвдвхеннЫ! псохн, что неквмвнво сухахо вы рамжх творческого mm, so как пут» обретевхя мтотхчосхвЯ свобода, способ обрахевхя к актуажьввйвхх яробхемам coipe-меяноств, обогацевяя еобственвого творчества, что в результате придавало новое качеств» хатере туре эпох« в цехом.
Избранная тема ксохвхованхя предполагает как пвреосмыс-хвяхе в ковхрегягацвв в дей нс-худо явственно го опыта нхсате-яей-серапвояов в вг творческой ввавмодейотввв с А.М.Горькхм прв обращевхх к васхедхо русской кхассхчеехой ххтератури, ее вравствевно- философским х »стетхчеохям открыт*ям в ост-рейаей литературной схтуацхя двадцатых готов, так х пониманию закономерностей развития ххтературног© процесса оовете-кой эпохя - проблемы присутствия траххцхй класовческой яхте рагу ры в творчество пхсателей - участников 8того процесса. Этап подходам опрсдахяетоя актуальность тою хосхеяованхя..
В работе анализируются многояясяентае внступхевхя в печати, автобнографичеокве к втготахяряые материалы пхоато-лей-серапввнов a A.M.Горького, воспоминания, современников, отвузы крвтхков в оценки хнтературовежов 20-х годах, еов-реиеквые отечественные в варубеххые всслеховаявя к другк» _ источники по хсторхв группы "Серапволови братья",, свядетехь-ствуюдие о П08ВЦХЯ еодрухества пхсатехвй в идейно- эстетической полемике тех хет о месте к роях литературы в хвввх обнества, об отяовеввв к нравственно- философскому в худо-хеегвенному насхедхв провлого.
Иаученне преемственных связей пвсатеяей в дооктябрьскую эпоху с нравственно-философским в эстетическим наследием русской литературы предвествуввих хет является одним вз важнейвах метрдологяческвх направлений изучения русской литературы XX в.
Научная новкава работы определяется избранным подходам к проблеме, а такхе расширением круга произведений и документальных материалов, привлекаемых для сопоставительное анализа. Это способствует новым выводам о мест® и роля и-ак
самой литературной группы "Сератаонмн братья", так в проив-ввдан жя тгсатвлвй-сврвгаовов я 1.«. Горько го в литературно» процеосв двадцатых голов.
Осяовная цель работа ааклвчаатея в вняв*« яга вначения в роли индивидульного творческого- впита, обретенного писате-. лямп-еврапвонаы и А.и.Горысям во взаимодействии о традициями русской литературы, в творческой авоявции художников, в определений актуальности я яначнэтсти уотаиавлввия преевст-веняых свяввЯ литература иовоЯ ноторичвсгой виига в наследной литература прогютс лет.
й*внио о атих пээвцня в работе опредмяетоя идейно--астеткчеокая програвма группы "Сершяововы братья", ео зваченаа . а развитие встетическоЯ иывяа и худогвственнеЗ практика двадцатых годов.
Круг поэкрэтвнх га дач, поставленных в исследования, . прэдусаатрававг различные аспекты подхода к тене, обуслов-явнгшз особенносгяыа прязяекаеаого к анализу иатерпала, стрзалэзвзм выявить многообразие фора взаимодействия с яиЯно-эстотвчзвкен наследЕен русской литература в худо-адствзнкои творчестве писателей я истории группа.
Цатодэяоггтаескиа основы исследования определяется еочвг-таввва аеторзко-латэратурного подхода о катодами сопоставительного еназйза.
Практическая значимость работы состоят в том, что вывоз» сделанные в диссертация, а так«е ее материалы могут быть яо!голь8овавы в обцях курсах по истории русской литера тура. И в., вря создания пособй! дня вуяов, а таете пря коннен-тарованин произведений писателей-серапионов я А.М.Горького« Апробация работы.Основные положения и результаты прозвг данного ясследованяя были изложены в форае докладов на Гер.-цзновсквх чтениях ЛГГШ км. А.И.Герцепа (1989,1990), использовались в лекционных курсах по истории русской литературы П в. в РГПУ иы.А.И.Герцена.
Объеи и структура диссертации.Избранный аспект исследова нвя п характер привлекаемого материала определили структуру работы, состоящей гв введения, трех глав и заключения. Основной текст диссертации содержит 200 страниц машинописного текста. В конце работы приводится список использованной
- f» -
литературе, состояний из 220 наименований^
ОСНОВН02. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во надели обосновывается актуальность и научная новизна избранного аспекта иоеледотанил, определяются цели и задачи диссертационной работа, характеризуются ее методологические предпосылки. _ ,
В первой главе - "Идейно-эстетическая П08лцяя груши "Серапвсновы братья" - рассматривается история создания и существования содружества писателей, опронежютея основные принципы его прэграшш. • ■ *
Внутриполитическая ситуация первой половины 20-х годов диктовала специфические подходы в рещении задач культурного строительства. Особенности втого процесса канлн драматичво-кое праЕоиленвй в нетории литературной группы "Сврапноновн братья". Важной особенность» этого периода било стремление ряда участников литературно-общественной кнвнп, прежде всего писателей, получившие политическое клеймо "попутчиков революции", к сохранение преемственного развития литература, с (Je ре се изо, изучению и творческому усвоения культурного наследия прошого. Однако эта позиция встречала ревитепяое неприятие и имела немало противников.
Парком просвещения А.В.Луначарокмй ставил перед писателями задачу: "... показать и у нао и за границей, что i>ye;-ская литература не умерла, что напротив того, она на почве революционной идеологии стала неизмерим значительней" (подчеркнуто 1.В.Луначарский). По мнения наркома, пооктябръ-ская литература стала "неизмеримо значительней" тгредмеотвуг-цей русской литература. Более того, в первой половине двадцатых годов со всей определенностью обозначилось стремление государства диктатуры пролетариата и ^правявей-партии к упг равленио литературным процессом, намерение диктовать художникам направление творческого поиска.
Группа "Серапионозн братья" была единственным литературным объединением первой .яоловины 20-х годов, с момента воа-никн<тния (февраль 1921 г.) выдвинув вам одной из главных задач творческое освоение наследия классической литературы. В главе отмечается, что обращение к нравственно-
-фалософокян а асгвичзсдаз тракзцэкн лнгарагура прогзогэ было обусловлено особенвевтпкя творчвсаах пяихвпдуавмосгвЭ я яаправлэвнви твпрчзокого оаяоаа каадзго участника сздз7-гества. Такая ядэано-сстотячвская пэззцпя грувш а грузавсгя ев осуцвсгзлояяя в рзаяьпвЯ обета есзи яяторзтурагЗ бэръ(Ь 20-г годоз, зопрэкз освоапнз пояятячзскга и вхзоявкгеэсжнз устапоакаа обг;эственясЗ гззиа, првдэярагвявап жрзкагпчзеЕгз кояяяма в ксгэрза содрузэстза исагвгоЗ. Группа "СзрзЕЕО-. позы братья" в прэзоссэ сзсзго НЕзЭяо-эо?в2Пчэоваг& сааооп-рвзэаэвал нопэбзгво становилась а опяоепцвэ к офзцназъяо правоагяаЕзппецу а пзаетрзззаекзазг паправленаэ творчзсгва.
ЕоогоЕОватвльскпЗ подход в кассертацвв еоновая на пэ-логвпггз о гон, что о пит учзстпп в обьвЕЗвеппв стал вагжз подзэает гзорчзского я грагцавсетг© сааэопрэияояпя васа-?®ЕеЯ, пзззоя ЕЕЕогоиарнна з арганачвзи атаки тзор^аоЕОгэ пута, палого отпечаток из Еэоаздукзээ творчеств®.
ССзв8б?а.пзззцСЗ в аеяуеетзе, о сатэрзня пачяпапзгз Мсагэгз згздзлз в гр^яяу "Сераевовзга братья", расяргэ копзуро па лучсйЗ рассказ, органеговаягаЗ яэтроградезга Дсяса .■тагзрагороз в копда 1920 - начала 1921 годов I Презв-ззипяп, прэдстезлвпгаю па копхура буззуцяып серапяонаиа, прозаисяетряроваяп тагзвтаявоогь начинасззх гасатзлеЭ, оря-оптгцйэ бузсщпх члэпеэ братства за тмрчзсзоэ освоашэ яаехэлзя нлаесачеогеЗ литература.
Первая пряивп в кояпурее была прясуадэна Н.А.Фзляну за рассетз "Сад", вторая - П.Я.Ннмтяну за рассхаэ "Подваа", тратья прэизп быян присуагзна Н.С.Тихонову - рассказ "Сала", Л.Н.Зуяцу - рассказ "Врата царскка", В.А.5яяьб9ру(Кавераяу) - га рассказ "Одиннадцатая аксяска". Итога конкурса, опубликованные после создания группы, явились своеобразной творческой декларацией содружества писателей, способствовали определенно позиция объединения в литературном процессе эпохи.
В истории отновеянй пнсателвй-серапионов и А.Н.Горького наша своеобразное преломление позиция А.Н.Горького в лите-ратурно-обцественноЭ вязни первых пореволюционных лет. В многоплановой деятельности А.И.Горького в 1918-1921 г.г. неизменно у?веряшяась мысль о непреходядем значении культурного наследия проилого, о необходимости его сохранения
- б -
\ ' ^
я творческого освоения вовнми силами художественное интеллв-генцяш. Отноеение А.Ц.Горького к литера турноЭ группе "Сера-пионовы братья" и определилось прежде всего обовначиввейся близостью легаций, что по вводило сыграть емуособую роль в истории группы, о чем свидетельствует участники литературной 8И8ВИ тех лет (В.И.Замятин, В.Б.Якловский, Ю.П.Анненков, Н.Н. Берберова) и сама писа те ля-сера пионы (К.А.Федин, Вс.Б.йва нов, М.Л.Слонимский, Н.Н.Никитин, Е.Г.Полонская, Ъ.А.Каверин). .
А. Ы. Горький была создана Студия переводчиков при издательстве "Всемирная литература'', где в 1919 г. возникло содружество молодых литераторов (и.Л.Слонимохий, Н.Н.Никитин, Б.Г.Полонская, Н.У.8оцввко, Л.Н.Лунд, Н.А.Гру8дев), предяеет-воваввее соадавив группы "Сврапионовы братья". A.U.Горький поддержал стремление членов содружества попробовать свои силы в художественной творчестве. По рекомендация Горького . после создания в феврале 1921 г. группы "Серапионовы братья" в нее вопи К.А.Федия, Вс.В.Иванов, Н.С.Тихонов.
Определив внеся вскоре поела создания группы Творческие принципы содружества писателей: признание важности изучения, и творческого овладения культурным, наследием про юге го, желание овладеть приемам! писательского мастерства, стремление к художественному осмысленно сложного материала апеяя веяя и ревояоцнй, отношение к творчеству как делу жявив, дружба, -рождавная особую нравогвенно-психелотескую атмосферу в . группе, одаренность молодых писателей, - позволили "Сера-пиояовым братьям" стать литературюлиобъедмненивм, которому на протяжении всего существования неизменно сопутствовала поддержка, заинтересованное участие и внимание А.М.Горького.
Основные идейно-зстетические принципы группы были заявлены я первых выступлениях в печати писателей-еерапяонов.
Так, в диссертации рассматривается опыт первого совместного выступления в печати членов объединения - участив в "Петербургском сборнике"/1922 г. и устанавливается его связь с традициями "Петербургского сборника" Н.А.Некрасова. Учае- , тие в "Петербургском сборнике" показало, что творчество писателей-серапионов ориентировано на глубокое достижение гуманистических градация русской литературы^ Произведения
писателей, опубликованные в сборнике, свидетельствовали^ что творческое и гражданское самоопределение молодые художника, обретали яа путях утверждения общечеловеческих гуманистических ценностей.
Равкая политическая критика молодых пиоатеией ва участие в "Петербургском сборнике", оцененном официальной прессой как "внутренне-мигрантский", "полукадетски!" вызвала к кивни программный документ группы: "Письмо в редакции (ответ Л "Серапионовых братьев" С.Городецкову)", которое подписали вое члены содружества. В "Письме..." сераггаонн отстаивали право художника на соботвенное сухдонив, утверждали независимость искусства от идеологического давления государства, прово8г-лаиали свободу литературы от служебных или агитационных задач. <
Значительной вехой яа пути самоутверждения группы явилось выступление в печати членов содружества с автобиографиями и публикация статы Л.Н.Лунца "Почему мы "Сераионовы братья.", вызвавшие также новув реякуо политическую оценку зтих доку-иентов. С целью объективной оценки позкцлн объединения вта публикация рассматривается в диссертации в новом расширенном. реальном историческом контексте.
Публикации автобиографий серапионов и статья Л.Н.Лунца раскрыли драматизм положения группы. Вопреки утверждениям зарубежных исследователей (I.Уланова, М.Олсуфьевой, Г.Струве, К.Слояима и др.), серапионы не определяли иде|но-встети-ческув программу содружества как сознательную политическую оппозицию советской власти. Писателй-серапионы видели евоо творчество в русло оэвдания отечественной литературы новой исторической апехи. Серапионы стремились в процессе становления" советской литературы утвердить в теории и творческой практике идеи свободы культуры, свобода творческого поиска и независимости художника как обязательных уохогий существования искусства.в новый период «сгори Ресеки. Однако в реальнее конкретно-исторической обстановке такая позиция группы объективно становилась оппозиционной.
Альманаху "Серапионовы братья", изданному в 1922 г. и объединивиему произведения членов групны, еужденв биле» _ стать творческой реализацией идейно-эстетических принцяисв,
содружества. Казай as рассказов оерапаеяеэ, воаедовх в алъ-навах, ебварулавая нввоэ?орпговга таланта писателей s сзеаоб-раавеа вваюояаЯетгБа с грзгтдаия. ЕлассячеексЯ литература.
В пергой глава расскатрпзаозея сит обрзцэпаа таенсз группы в пезра фэраальвоЗ csora s Еагератураводэвш! Сблп-кевва серавговоз в gapsasactea too ehsbbho seis, чг© начз-BSE3SS гаоатохн узисзга в вэнгодах фзрзаяънсЗ вгоаа в изучав во spormsasares ssiapasyp-j ЕрапзЗсзЗ путь кэлду соврз-ненвсспэ s KS2CCSKC3. Охвагэ c?possssse овгтагзтъ пргецалз. ryzs323CS503BC?!5 гсорчоотва es яггялоеь гзя сзраааоЕоэ caas-цэльо. Ercarass отреклось у erases пэ vast та худелосгаовкио . npssa S23ps3c?2a, пз» sas nosasas esas сбкзвая с êop-jasso-.• твгш, 'spasanaà игассичзсЕоа лятергтура•в nepacpusnou одааот-ве пх нразетзввзо-ф^тэсоСагого в гаготачэскэге воегосэеея^ Езеез scox ^ориаяпстаа с го ял к серапсоваа одзн sa япез-рса слога в GUOfiSa В.Б.СяяовсгсЗ, ечвтавсзЗ ссбя teso "сора пас воана братгш". Ездвьо В.Б.Бшговспзи^ прккадзеггг пдеп "Искусство осп способ перелить иаеяпо веса, a соодазаоо s вскуеегзе иэ ваано®. fasoS nsaxos cepannoвы врпвлть вз когга, ЧТО П ОбуСЛОВБЯО КраГКОВрЭИОНПОСЕЬ В ВОПРОЧЗОСГЬ СбЯЕМШЯ с форааяьпеЯ Eitonoâ. Интерес z пдэпа {.-ориаллетез Czz обусловяоз стремлениен езрагаояоз озираться на иаогезбрзсяо худсзоствоя-яых ерздегв в реалпаадаа гаорчаеизх салолов, что, по иве со пйсателеа, помогало взбегать полятпческсЗ тенденцяавЕозет, сохраняло обгекгявность о новавковвоеть поввцпа гуюааака. Сераппоны впделя в этой пута воааоляоеп. понять в вирзгзп труднуп, противоречив уз порэвояЕПИоняув спеху в ее.тягаото п ыногогранности. _
В главе рассматривается огшт сотрудничества пасатзлеВ--серапйонов с журналов "Краевая Исзь"кап ода из прапоров творческой реализации идеЯно-встетнчвекоЭ программа группа в русле развязавшейся литературы эпоха. Главный редактор "Красной Нови" А.К.Воронения был одним ив немногих критиков в ^ литературоведов двадцатых годов, последовательно докавывав-них необходимость прееиствезного развития литературы, плодотворность творческого освоения идейно-художественных открытия ароилого. В диссертации отмечается, что повесть Вс.В.Иванова "Партизаны", опубликованная в первом номере
гурнаяа и поло завсап начало сотрудничеству сврапионов с "КраспсЗ йовыо", была рекоиендована А.Ц.ГЪрькт, рудовоета-ста до октября 1921 г. лятаратурво-туж^гаотэешшя отдеясэ "КраспсЛ Нова". А.Г.Деиантьоз пзоая: "Под влиянием А.Н.Го -рького опроЕЭЯплосв йпгаратуряо-кудососгвоняов направленна . "КрасноЭ Козп": зурпал с перзых за сагеэ подзял энаая рзали-«а, гтсепчэскях традзцй русской гятэратурз".
Для понзааняя пиЗЕО-остатоскоЗ- тзолсдаи отсатвгеЯ, зходаваах в группу "С-эрзЬясзови братья", окашэаетоя вашгез расеиозрэЕПо 2271 соялеятипых зыступзавпЭ пасатеяез, не ягзучпзыз, ожпако, 35Л2Н03 ецэнгта как у исследователей творчества ппсагалсЗ-езрапяонеэ, таз а ясторзз объэдяненая. Это. "Письке группу пясагогсЗ, оглавазаое на лзтературяси созэцэг ппп ггргз отзэле пэчага ЦК РКП(б)п от 9 каа 1924 г. а <Дэглара-цяя язжатеяьсгза с^тазз пасагазоЗ "Круг".
Б ."Пззьзо...я зпозь отстапвадп заапеавэе пэяогеная прог-рака грузен злэез свобоняаго творчасзого.поаога хуголника, засзсаяп.сузврзнвтв!! тзорчееггеЭ ¡лчяосха, утверзгаля ноеб-хохассгь а гассттаорпсегь' гзп пежусе?ва аногсобравзя тезЭвэ--зсга5Я«»ек2х вокаагэ. К эгеиу зрзпепя юс ссбствэннсэ творчество стало сакэтпыа яззеняеа в лзтературо. Сзоз пэдасн под "Ппсьиса..." взсагеяз-серзпвота поставптгя ваесто в Б.Пальпяквз, С.Есвпягша, О.Е»'апдельатоцоя, И. Ба Селей, Ч.Пряп-эитоэ, Ц.Волоситт а другязи задней гаан пясатвЕяцз. Это свпззтэльстзуот о теа, что заявленная ранее повядня группы бияа близка няеЯно-эотетпческой ориентации многих круВЕзг худознпкоз эпоха, оцененных в политической ситуация тех лет как "попутчякя револвцин".
Сегодня становятся особенно ясно, что риенно пясатеян-япопутчпкап а период 20-х годов обеспечили своим творчестве* преенственное развитие русской литературы. Такни образом, в своих декларациях я выступлениях группа "Серапяоновы братья" выражала умонастроения значительной части художников зпохи,. сформированиях валное направление в развитии искусства поок-тябрьского десятилетия.
Верность своим идейно-гстетическим принципа*, продемонстрировали члены объединения, приняв решение о вступлении в 1922 г. в издательство артели писателей "Круг". Вступая в
хвдательство, во главе которого стояя А.К.Воронсквй, серапво-вы стремились обреоти едииомыияонвиков, выйти к нирокону российскому чхтамяв. Ваяно отметить, что вдеятельностп издательства была я сухественвая встетяческая особенность: "Круг" поддерживал прежде всего писателей, оеуцествлявхях творчески** поиски в русле реалистического кото да. Программа издательства была веоьма близка творческий принципам "СерапВонсвых братьев и по атому участие в леятельностн "Круг" было для группы глубоко вакояомеркын и орггнхчяни.
Декларация издательства "Круг", опубликованная в 1927 г., явилась последним коллективным выступлением в печати членов . грушты "Серапионо1ы братья", стаяа своеобразным итогов идейно-эстетической гаояоцяи объединения.
1927 г. стая sasepaawk годом сукестволания согружзства, заявививм е самого начала совего существования одним на глав-внт встетических принципов преемственность развития литературы, призвание значимости идайно-астетичеокого опыта предав»-венннкев для творческого самоутверждения. Это способствовало обгедивенип в группу писателей различных творческих индивидуальностей и явилось важным вталон их творческой зволюции. С втсго момента писательские биография членов содружества, развивались вне группы, хотя верность ее идеям и "серапяо-новскому братству" быввне серапиовн демонстрировали и в дальнейшем.
Ксследованяе творческого пути группыпСерапионовы братья" и идейно-эстетической ввояоции писателей,' входивших в вео, способствует полноте рассмотрения литературного процесса поок-тябрьской апохв, помогает проследить преемственные свявв лятаратуры новой исторической формации с русское класснческоР литературе*, позволяет произведения, созданные писателямх--серапхонами и А.М.Горьких в двадцатые годы, осмыслить хах явленхя, возникшие в сложном взаимодействии с литературным наследием предшествовавших эпох. - .
Be второй главе - "Наследие Ф.М.Достоевского в творчестве "Сврапиояовых братьев" и А.V.Горького" - рассматривается произведения яисатеяей-серагаонов ■ А.М.Горького, отмечев-нне взаимодействием с нравствевио-философским и эстетическим наследие* Достоевского. ч^
Творческие связи писателей-серапионов и А.U.Горького, установив меся посла образования группы, на прерывались и поела отъезда Горького ва границу. Серапиовы и А.«.Горький сравнивались свояки новыми проивведенияии, письма А.М.Горького- обсуждались на собраниях группы. В свою очередь, А.М.Горькому быяи интересны отгывы молодых писателей о его новых произведениях.
В главе отыечаетоя, что обращение к насяедио Достоевского было обусловлено у писателей-серапионов и Горького напряженными раздумьями о нравственно-философских основаниях создаваемого яа их родина нового общества. Обращение к. идэям Достоевского было связано о формированием гуманиста-. ческой позиции молодых писателей и совпало с периодом . сложных идейных исканий Горького. Гуманистическая позиция серапионов вырабатывалась в принципиально важном воитекете тревог о судьбах Родины - Россия, что явилось, определяющим для формирования их творческих индивидуальностей.
Общие яадеяды и тревоги о судьбах России сближали сера-пионов в Горького, гуманистическая позиция которого претерпевала сложвейиув ввояипнэ и била также епаям е думами о роли, месте и значении Родины в мировой истории.
В творческих взаимосвязях группы "Серапиововы братья" и А.И.Горького обозначилось особенное бытование традиций в литературном процессе, свойственное двадцатым годам. Члены группы "Серапионовы братья" усваивал* традиции классической литературы, в частности, Ф.М.Достоевского, в непосредственном общении с А.И.Горьким. Они я Горький были вовлечены в единый литературный процесс становления литературы ново* исторической апохи. Молодые писатели и Горький нередко-вступали в творческиеспоры, в основа которых лежали те . иян иные, проблемы иа наследия Достоевского. Реиавщим аргументом в них быяи рожденные в результате полемики художественные произведения, становивниеся частью литературного процесса 20-х гЬдов. Все это позволяет говорить нам сегодня об об о бой форме взаимодействия с традицией, сложившейся в 20-е годы, примером которой стало творчество как писателей -серапионов, ,так и А:Ч.Горького. .
Намеченный Достоевским Путь, обновления и совериенсгвова-
> ■ - 1 * V ~ - ■ ' - * ■ . . . '
ни я человеческих огвсеавй, с одноЗ сторона, и прздлоаенноз Октябрьским переворотом их практическое ресэние, о другой , внзваяв обостренную полемику в столкновение бзгяядоз участников литературного процесса 20-х годов ,вс наслодае веяпкего гуманиста в ва свявв его ковцепяЕЗ е еозравопностьс
Шаепио в эти rosa в творчестве пгсатвяей-сораЕКОйтз п,. А.М.Горького возникает п развивается своеобра вниз "псаддог", основой для которого служили идан в обрайз Достоевского. . Подобное рассиоэрэнво проговедэнкй писателей позвоапг расг-пярить представление о мотивации творческих попекся худог-никол в конкретизирует картину их творческой зволсцта.
Гаи, одним по птогсз равдуисЗ Доетозвского о будуаеи еправедлнвои устройство общества явился "созданий ее в ху-доваствениой публнцистякс образ Сада как исвального uscss оудеитвованил человека но sense, своеобразней иод'елк ' будущего счастливого сообщества явдей. Ензнь в Са'ду, пс Достоевскому, - зто обрзтзиио утраченной гараонпи человеческих отяовений, восотаковленпэ благотворней к зкзвогворя-цай свя8К человека п носуцзй в себе вячиув красоту прирога; это - способ и снився связи человеке с роднеа геиавй! Втя идеи быяи выог&аа:пз в "Двоввяео писателя" аз 1876 г. в главе, имевшей концептуальное название "Взмля и дота".
Образ "Сада в контексте проблем, поставленных Достоевский, возникает в двадцатые годы в рассказах К.А.Федяяа "Сан" (I9IS-I920), Be.В.Иваново "Садовник змзра Бухарского" (I92S) и "Садовник" А.М.Горького (1928).
. Обраиансь в сровг произведениях z комплексу нравственно-философских и социально-исторически* проблей, воплонояяых Достоевским в образе Сада - своеобразной утопическоЗ модели общества будущего, еерапяоны К.А.Федин и Вс.В.йванов, как п A.M.Горький вступали во взаимодействие с особой линией в развитии русской литературы XI в. - произведениями утопическими и аптиутопическимв. ваконоиерно, что после Октябрьского переворота эти жанры воараждаются, ибо "миф, из которого вырастает обрав венного рая, в антиутопии используется с целью проверить ... не столько его есуиествимость, сколько нравственность его основанМ" (A.M.8верев).
Произведения Е.И.Ванятина, А.Я.Чаянова, У.А.Булгакова,
I.П.Платоном, а также К.А.Федина, Вс.В.Иванова, А.И.Горького ;толь различные на первый взгляд,' объединяет обцая ту до же стенная задача: писатели главной своей целью ставши поети- . сение реальности, в которой предпринималась попытка ярактн-1еск> осуществить кававииеея некогда утопическими теории. В произведениях на .-.первый плав выходит логика самой хиввя: 1на становится главный критериев оценка умозрительвах по-, ироевий, заставляет полностью раскрыться нравственную не-юсюятельностъ предложенных я осуществлению схем.
В диссертации показано различное отнеиеняе участников гслялога к наследию Достоевского, что не могло не отравить->я в рассматриваемых произведениях. Если для Федина Досто-всквЗ баа"бореа аносэа", то отнесение Горького к наследив [остоевского носило характер напряженном острого епАра. 'орькга и Достоевский по-разноау решали главные вопроси, . ¡олповаввае их на протяжении творческого пута - о фу ндамен-■альных основах и путях .построении человеческого счастья [а гемле. Однако пиенно в художественном творчеств» ГорькгЭ нетупал пак глубоко оригинальный продолжатель традиций [осгоевского (И.Я.Ермакова, А.С.Мясников).
В главе с опорой на отзыва литературоведоводов, критиков !0-х .тодов и современных исследователей проводится сопоста-птеаьтй анализ рассказов "Сад" К.А.Федина, "Садовник эмира ¡ухарскогог» Ве.В.Иванова и "Садовник" А.М.Горького» особенное тай приеноа построения характеров героев произведений, ейо-обов типизации. Отмечается совпадение подходов, еюяетных и ОИПОВИЦИОНН1Я построений и своеобразие творческих ранений исатеяей. '
Сопоставительный анаяиз открывает в названных произведв-ппх новые аспекты смыслового звучания, новыми гранями выо-ечзваегоя процеее нравственно-философских исканий писателей, еконстрируя прочную свя8ь с аггохой создания, произведений. „
В псследуемых произведениях, в каждой по-своему* раскры-ается актуальнейшей вопрос времени - о насилии как средсг-е достижения свободы, гармонии человеческих отношений, . пособе утверждения новых идеалов. Проблема насилия предс-ает здесь в аирокон плана: писатели показали не только асияие над личность», человеческим естеством, но-и над .
истерией, возникающее вследствие яаопвя над укладом жявне, возникаем« сформировавшейся в ходе история, в, наконец, . яасижм над природой. Это? повжеднка аспект получает в проведениях писателей особое ввучавяв: он покавав как насв-ляе над естественным, органичным, опродаяеянмз ввчннкв природными мхонамя гечензои хтгве.
Новый атап обросания серапяонов в идеям Достоевского приходится не I92B-I925 г.г. Именно тогда появляется повесть К.А.«едина "Анна Тимофеева", расскавы А.М.Горького "Отеэгт.-нвк" я "Канава Кемекях" и рассказ Во.В.Ввановв ?Про казачку Марфу».
Эти произведения рассмотрены в диссертации гас своеобрае-, ный полило г. Такой, ранее не предпрявикавкася подход, опо-зался принципиально важный, т.к. ииевио он позвонка burdbex важнейвпй зтап формировання"снмвола вера" писателе!!, раскрав их гуманистическую поащио в искусство.
Обра маясь в своих произведениях к худоквствеввоцу рвск<-рытив судьбы хенцииы-катери, писателе получаля выход к вах> нейвям общечеловеческим нравственный категориям: ксДтаь, милосердие, сострадание. Такой поворот tokj давал песо юл г« возможность художественного оекыеленпл острейвих прэбхсы пореволюционной зпогв; меры я возможности вопхоцэгля лсбзс как нравственного закона хявяи в морали нового общества. Здесь вновь писатели вступяли во взаимодействие с наелсдЕос Ф.М.Достоевского.
В новом полилоге писателей 1928-26 г.г", традяпЕЕ Достоевского осмысливаются в единстве нравствеинв-фкяоссфекого . содержания и художественного выражения. В диссертация отмечается присутствие, порой парадоксально осыыслевяое, как в рассказах А.М.Горького, элементов поэтики Достоевского; в составивиях полилог произведениях писателей.Спор включил в себ£, таким обрааои, аспекты притяжения и отталкяванпя. Об зтои свидетельствует сопоставительный анаяив сюжетноге и композиционного построения произведений К.А.Федянп "Анна Тимофевна", А.М.Горького "Мамвиа Кеыеких" в Вс.В.Ява-нова "Про казачку Марфу", стиле образуемте элементов, приемов создания характеров героинь.
В ходе исследования в работе привлекается эпистолярное
«следяе Фвдина, Горьког» и Иванова, являвшееся своеобравяым георетичеекям обоснованием творческой полемики писателе», которая органично вписывалась в обцус ситуацию иапряжвиннх 1ритичвскшс споров 20-х голов.
С точки зрения Горького зля итяояия современных форм государства я общества, а следовательно, и по ложе пня человека ?уж новые нравственно-философские идеи, которые должны быть тложеяы в фундамент нового устройства обиезтвв. Опыт старой »осей* доказал, во Горькому, что гуманистические традиции >увекаЯ литературы ХП в., опирающиеся яа иравственно-филооо-1ские заповеди христианского учения, оказались исторически гесоетоятельными.
Фвдин и Иванов ааяимали ияу® повицию. Гуманистические ■радиция русской литературы, считали писатели, опирающиеся. 18 нравственно-философские идеи христианского учения, помо-лв русской литературе стать литературой мировой, следока-ельно, отказываться от них соремеяны* писателям невозможно. Грома того, гуманистические традиция русской литературы навались не исторически несостоятельными, а лишь исторически ереаливоваиными. Именно поэтому они необходимы новому госу-зрству, и серапионы пытались их утвердить в сознании овремеяников.
В заключении главы делается вывод о том, что рассмотрения полилог писателей позволяет глубже понять идейно-худо-зетвенное своеобразие творческого поиска каждого ия худож-иков, конкретизировать зтапы творческой эволюции каждого иеатеяя, ввести новые факты в историю развития русской прозы ваяцатых годов.
Уточнение творческой ориентации, истоков и составляющих. уианяетичеекоЯ позиции писателей середины ?0-х голов вскрн-ает идейные основания позиции А.Ч.Горыгого в последний пе-. иод его твопчества, обнажает одну не вагтейяих причин с.ло-иостя дальнейшей творческой вволюции писаталей-еерапи нов, эгда изменеяир'в общественно-политической ситуации в стране этребовали кардинального пересмотра ими своих нравственно-!?тетическюс убеждений и "фило софской ориентации. Это обсто-гельство лежит в основе многих- неудач и творческих кризисов, ^режитых серяпионами. - ' ■ ,
В третье» гнаве. названной "Идейво-художеетвенныа опыт М.А.Бунина в творчестве "Серапионовых братьев", рассматривав ея обращение писателей-серапионов К.А.ведена и Ве.В.Иванова к художественный открытиям И,А.Бунина.
8so обращение к урокам И.А.Бунина наряду е гворчзскии ос военвеи наследвя Ф.Н.Достоевского было для серапионев ггубо» ааконоиервыа. Серапаоны стремились выЯтв в своей творчестве, к решению актуальных проблей совравенноста в контексте раса-нся острзвнюс вопросов судеб родяны. Одниы из такие вопро-. сов в литература 20-х годов стая вопрос о судьбах крестьянства,
Ссрапяоны ведела в Бунине знатока русского?вацнонал*н£гс хсрактора, деревенского уклада esshb, пепхояогга крае^га-япна, ПроЕ8в8дзвЕя Бунина воспринималось как гуяоздегвэнно совераэвкш огкрг/ТЕя, суиеввяб ввести в литературу невуа правду е деревне и иугшкз.
Опзраясь па открытия Н.А.Бунива, еврааяоны стрэивлпсь ш слить йСЕорачеекп о судьба дэрэвнв как о судьбе исеЯ етракн, Эту задачу сэрапикш реЕаяи виаете с А.Неверогш, З.СоЯ£ул-линеЗ, Вяч.Еннковаа,1.2еоновыи, А.Платоноии.
Интерес молодых писателей к творчеству И.А.Бунине бал .
, пронзктеван еакге страигеввен к совврвэнствовакзв сасгорст-га, станозняея новой степенью творческого роста, нозсЗ тру& нсЗ задачей на пути самоопределения худоанвков.
.В диссертации при рассмотрении рассказов Вс.В.Иванова
- И8 цикла "Тайное тайных" в сопоставлении с новеллистигез И.А.Бунина 1910-х годов отмечается ^.вое качество nposa, обретенное Ивановны: етиднстическая"точность и лексическая выверенное» произведет®, отмеченное А.М.Горький "бунивс-кое искусство владения словоа", еврвевтированныв на просу Бунина приемы психологического анализа, внимание к ролн neflaasa в пропвведэнпях, выбор особых евготкых коллкей.
J Устанавливается вдеЯво-Ееиате^эсхая в стилистическая
близость рассказов К.А.Фадина "ТяЕИна" и H.A.Бунина
"Последнее свидание". Естественно, 4iq Федин предпринимает
пощтку овладения новыа материалом действительности, ввода новое равенво контакта, что вызывает и новый поворот в
- равзятие характеров героев.
Обращаясь я традициям ф,И.Достоевекого в й.А.Бунина, сврапяоян гая своим, самостсятедгныы путем, где главный было не овладеть навыками писать "под Достоевехого" аая "под Бунина", но, опираясь яа опыт классиков, найти . ревеиив важнейяих нравственно-философских и сощяаямвг псигояогических проблем бытия человека в новой исторической эпохе.
Обращение к Бунину, как я обращение к Достоевскому, требовало от писателей определенней смелости, уввренвоота . в собственных силах и, одновременно, становилось своеобразней творческой иконой мастерства для молодых художников.
В заключении подводятся итоги исследования, намечается пути дальнейвеге изучения проблемы преемственных связей в йдейие-эезвтичвских исканиях писателей.
По теме диссертация опубликованы следующие работа;
1. Литературная группа "Сервпиоиовы братья". //
Ив истории становления метода социалистического реализма (литературные груваиревхи 20-х годов). Л., ЛГПй ии.А.й.Герпена, 1986, в.25-^0
2. История создания текста как аяемзят целостного анализа пооизледениаСРоман К.А.Федина "Города
и гедн")// Целостность художественного произведения. Д.,1986, ЛГПЯ им.А.И.Герцена, с, 118-128 8. Федпн и Достоевский (я проблеме пдеаво-творческих . зваимосвяоеЗ.). //Художественная традиция в историяо-лдтературном процеосв. I. ,1988, с.II* - 121