автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему:
Сетийский триптих. Из истории грузинской иконописи

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Чичинадзе, Нино Ушанговна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.12
Автореферат по истории на тему 'Сетийский триптих. Из истории грузинской иконописи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Сетийский триптих. Из истории грузинской иконописи"

ЛЩШЯ НАУК ГРУЗИНСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ГРУЗИНСКОГО ИСКУССТВА ИИ. Г.Н.ЧУШАШВИЛИ

На правах рукопис*

ЧИЧИНАДЗЕ Нино Уваиговна

УДК 75. 052/ «7.922 /

сшйсхий триптих.из истории

ГРУЗИНСКОЙ ИКОНОПИСИ (U7.00.I2 - которкя iiCKjoona)

Ааторвфвра«

диоовртации ва ооиоиание ученей степени кандидата «окусотяозвдвн*«

Тбилиси - 1990

Работа выполнена в Институте истории грузинского искусства ии. Г. Н. Чубикам ил и АН ГруаинскоН ССР.

Научный руководитель -Официальные оппоненты -

доктор искусствоведения Е.Л.ПРИВАЛОВА

доктор искусствоведения Л.и.МАЧАВАРИАНИ

кандидат искусствоведения Г.В.АБРАЖШЛИ

Ведущая организация - Тбилиссная государственная Акаде-иия художеств.

Зачита состоится " " X// 1990 г. в чао.

на заседании специализированного совета Д 007.17.01 по защите диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения при Институте истории грузинского искусства ии. Г.Н.Чубина-ивипи АН ГССР по адресу: 58и005, Тбилиси, пкоцадь Иранпия П, Д.1.

С диссертацией ыоано ознакомиться в библиотеке Института истории грузинского искусства ии.Г.Н.Чубинаавили АН ГССР.

Автореферат разослан " /3 " X/ 1990 г.

Ученый секретарь

циализировавного совета, /

кандидат архитектуры / Т.Г.Герсамия

-ъ-

ОЩЛЯ XАРА КТЕРЙСТИ КА РАБОТЫ

Актуальность теми, Кивописние триптихи занимают особое место в истории средневековой инонописи. Эти складни, по своему характеру, форые, архитектонике, назначению, несколько отличаются от обычны* живописна* икон. Заслуживает особого внииания их номпоэициошшй строй, иконография.

хивописныо триптихи доили до нашего времени, преимущественно, в виде фрагментов (в бояьаинстве случаев - Соковые створки складней). В основном, эти памятники сохранились в монастыре св. Екатерины на Синае, их большая часть относится и раиновиэантиИ-скому времени (У1-УП вв.). От после иконоборческой эпохи осталос! немногим более десяти таких икон. Продолжение традиции создания хивописных триптихов можно проследить и в поствизаитийсном искусстве. Плохая сохранность складней, их сравнительно малое к<ъ вичаство не позволяют восстановить цельнув картину исторической ввопйции этих памятников, Это обстоятельство особенно повьшает интерес к сохранившийся в Грузии живописный складням, представляющий собой значительный материал для решения целого ряда вопросов, связанных о историей средневековых живописных триптихов.

Хивописние складни Сваиетии созданы а различное время. Они отличаются друг от друга размерами, временем создания, уровнем исполнения. Среди этих икон своеобразным композиционным решением, сложной иконографической программой, высоким мастерством выделяется т.и. СетийскиИ живописный складень (91 х 52 см, дерево,левкас, темпера, позолоченное серебро, чернь). Это название происходит от места первоначального нахождения иконы. Кон выясняется ив ранних публикаций, триптих хранился а церкви Св.Георгия сел.Сети, В настоящее врвия он представлен в экспозиции Иоторино-атнографи-

чеоного музея Сваветии в Местии.

Сетийский триптих, на» значительный памятник средневековой живописи, предотавляет собой большой интерес и заслуживает специального монографического исследования. Этот редкий образец грузинской станковой живописи, прежде всего, привлекает л себе вникание, как памятник собственно грузивоной иконописи; кроме того, его своеобразная иконографическая программа и композиционное решение являюточ значительными для общей истории живописных складней» Особого внимания заслуживает и чеканный оклад триптиха, а также ктиторокая надпиоь, намного повывающая историческое значение этого памятника.

Несмотря на большое художественно-историческое значение Се-тийокого триптиха, он еще не был предметом специального новографического исследования.

Все вышесказанное определяет значительность избранной теш я актуальность ее глубокого монографического исследования.

Объект исследования. Цель и задачи. Предметом исследования является живописный складень, хранящийся в Иестийском историко-втнографическом музее. Он создан для иконы Богоматери о младенцем, являвшейся, вероятно, особо почитаемым образом. Выбор этого памятника в качестве объекта исследования обусловлен сложностью и необычностью его композиционного решения, высоким мастерством исполнения. Этот памятник важев не только для понимания зволюции грузинской станковой живописи, но и для истории живописных триптихов вообще.

Цель работы - исследование Сетийского живописного триптиха, представляющего больной интерес для изучения общего развития средневековой .грузинсвой живопиоп. Хорошо сохранившаяся композиция

триптиха, прекрасные живописные лини центральной иконы предоставляет исследователю интереснейший материал.

В задачу работы входит тщательный художественный анализ всех составных частей триптиха, раскрытие своеобразия его композиционного построения, проникновение в глубинный смысл теологической програции, стилистический анализ центрального образа и определение его иеста в развитии древней живописи. Задача работы включает также выявление художественных особенностей оклада, опредеяе-ние его места в эволюция средневековой грузинской чеканки,а также научение посвятительной чеканной надписи, содержащей интерео-яуп информацию, связанную с созданием этого памятника.

Иетоц исследования - сравнительный иконографический и стилистический анализ всех составных частей Сетийеного триптиха,его рассмотрение в русле общего развития средневекового изобразительного искусства, в его взаимосвязи о живописными, чеканными и слоновой кости триптихами как грузинского, так и византийского происхождения; художестионно-историческая оценка живописи во взаимоотношении со средневековой живопись» Грузии и Византии.

Научная новизна работы, посвященной исследованию одного из значительных памятников грузинской средневековой иконописи, определяется геи, что эта первая специальная монография, в которой, на основании тщательного сравнительного художественного аналиаа, определено иесто Сетийского триптиха в истории грузинской средневековой иконописи, выявлены характерные черты его иконографической программы, его стилистические особенности, показана взаимосвязь этого памятника о общим эволюционным процессом средневековой иконописи.

Разбор программы композиции иконы позволяет выявить его

сзяэь о монументальными росписями Грузии рубежа ХП-Х1! веков, в чаотности, с абсидальным декором грузинских храмов этой впохи. Стилистические черты центрального живописного образа, характер живописи остальных частей триптиха дают возможность представить сложный характер этого памятника, созданного, согласно ктиторо-иой надписи, по заказу одного из представителей феодальной ана-ти Грузии.

В диссертационной работе впервые дается художественно-историческое определение Сетийского триптиха, в тесной связи о общим развитием средневековой грузинской живописи.

В работе использована обширная научная литература по вопросам средневекового грузинского и византийского иокусства.

Практическое значение работы. Основные положения диссертационной работы могут быть использованы при составлении общего курса истории средневековой грузинской живописи, для свода памятников материальной культуры Грузии. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями ВУЗ-ов при чтении курса истории средневекового грузинского искусства.

Апробация работы. По тематике диссертации опубликовано пять работ. Материал диссертации обсуждался на заседаниях Института истории грузинского искусства им.Г.Н.Чубинашвили АН ГССР. Отдельные части работы били представлены на научной сессии Тбилисской Государственной Академии художеств (1988), на республиканской конференции молодых ученых (1989), на 71 Международном симпозиуме по грузинскому искусству (1989).

Объем и структура работы. Диссертационная работа в объеме 145 машинописных страниц состоит из вступления, трех глав и завлечения. Кроме основного текста имеется приложение: перечевь и

ираткая характеристика средневековых складной, сохранившихся в Верхней Сванвтии. Список использованной литературы содержит 142 наименования. Фотоматериал представлен на J6 таблицах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ .

Во вступлении определяется объект, цель и задачи данного исследования, актуальность проблемы. Даетоя критический обзор

литературы, насаищейся Сетиясного триптиха. Сетийокий складень привлекал внимание почти всех исследователей и путешественников, интересовавшихся древностями Сванетии (И.Бартоломей, Г.Филиионов, П.Уварова,Н.Кондаков, Е.Такаишвили). Но во всех публикациях он упомянут лишь наряду с другими памятниками Сванетии и лишь в отдельных случаях сделана попытка датировать и определять ато значительное произведение средневековой иконописи.

После первого десятилетия нашего века Сетийскиа триптих бы« предан забвению, и лиаь в 1984 году, после его расчистки реставратором Ц.Бучукури, он как бы "заново возродился" и привлек внииание специалистов.

В,первой глава даетоя описание Сетийского складня, рассматривается ктиторская надпись и чеканный убор иконы.

Фигуры триптиха выполнены живописью. На центральной иконе Богоматери с кладенцем живописными были только лики. Весь фон триптиха покрыт чеканным растительным орнаментом. Обрамленные чеканкой живописные образы создают хорто продуманное художеотвенно-композиционное целое.

Трехстрочная чеканная надпись, исполненная древнегрузинспим письмом "асоитавруяи", по своим палеографическим особенностям,по форме и пропорциям графем, смешанному написание, по своеобразному унраиению буив, относится х памятникам грузинской пиоьменкоо-

ти ХП-ХШ вв.

Хотя надпись повреждена, удается ее восстановить: "Пресвятая царица Богородица (принесшая) Бога вспомоществуй перед Сыном и Богом нашим душам Вахтанга и Царины (дня которых украсили) образ твой сыновья их Вардан Инасаридэе и братья его Инасар Сагир Николай и Беашеи помилуй их Господи". Упомянутые в надписи йнасари-дзе являются Лечхумскиии (Лечхуми - горный район Западной Грузии) феодалами. Изучение исторических докуиентов и надписей на памятниках искусства показало, что представители этой фамилии довольно длительное время фигурировали на исторической ароне Грузии (ХП-ХУП вв.). Один из них занимал высокий пост при царсиои дворе в ХИ-Х1У вв. (си. "Распорядок царского двора"). Члены этой фамилии упоминаются в Синодике синаксаря Крестного монастыря в Иерусалиме, наряду с царями и высокими сановниками Грузии. Все это указывает на высокое общественное положение и мощь этого феодального рода.

Во втором параграфе этой главы рассмотрены чеканные части Сетийского складня. Фигуры центральной иконы были исполнены чеканкой. К сожалении,на сегодняшний день мы можем судить о первоначальной ее виде только по старой фотографии Д.Ермакова,относящаяся к 1910 г.Нына сохранились лишь живописные лики атого образа. характер фигур,их пластическое реиение позволяют отнести создание чеканки центральной иконы к концу лП - началу ХШ веков.

Обращает на себя внимание мастерское применение чеканки в общий композиции триптиха.Живописные образы как бы "погружены" в золотое кружево чеканного орнамента. Для чеканного оклада триптиха характерна подчеркнутая декоративность. В отдельных элеман-г-х еще прорлеживается пластическое осмысление формы. В разработке чеканной поверхности доминирует плоскостно-орнаыентальный пркн-

цип{ это как бы "рельефная графина". йаксимальное заполнение поверхности орнаментом, его ковровое распределение придают иноне особо праздничный, торжественный вид.

Применение черни в украшении иконы усиливает опущение декоративности.Рисунок черни на золотой фоне привносит в композицию триптиха дополнительные колористические акценты (чернь украшает иимбы персонажей и розетки в орнаменте обрамления).

Свободное, живописное композиционное построение чеканного орнамента, ослабление пластичности, применение дополнительных красочных элементов - все эти черты характерны для памятников грузинской чеканки конца ХП - начала ИИ веков.

Вторая глава посвящена композиционному и иконографичеоноиу анализу складня.В первой параграфе - "Идейно-композиционный строй триптиха" рассматривается построение сетийсного триптиха,его теологическая программа, выявляется истоки его композиционной схемы.

Образ Богоматери о штденцем^омещенный в центральной части триптиха является его саисяовыи я композиционный центром.Распределение фигур,их позы м жести,их размеры и масштаб - все ето осмыслено в связи с центральным образом. В симметричной, статичной композиции триптиха, в раслредежении и маситабах фигур строго выдержан принцип христианской иерархии: в верхней - "небесной" зоне средника помечено самое вруавов изображение - оплечный Спао; на том же уровне ва створках - Серафим и Херувим. В следующей регистре - фланкированный иоратныии архангелами, образ Богоматери о младенцем. Под центральным образом Богоматери изображены святые жени - полуфигуры св.Марины и св.Варвары. Парные изображения святых воинов на створках замыкают композицию (на правой створке представлены св.Георгий и Федор Тирон, на левой сохранилась лишь фигура св.Федора Стратилата, рядом с ним, вероятно, был изобра-

жен св.Дмитрий). На внешней стороне створок изображены святые апостолы Петр и Павел во весь рост.

Композиционное построение складня, подбор персонажей в основном следуют схемам триптихов из слоновой кости, для которых образ Богоматери Одигитрии являлся традиционным. Характерны для них и образы архангелов, святых воинов и апостолов Петра и Павла. Следует старой схеме и двухярусное расположение фигур на створках. Мастор Сстийсного складня по-новому переосмысливает и дополняет сложившуюся композиционную схему.

В самой форме триптиха заложен определенный принцип композиционного построения - выделение главного центрального образа и подчинения ему соответствующих изображений боковых створок.Форма складня подразумевает симметричную, центрическую композицию, боковые части которой идейно и художественно дополняют и поясняют, а также обогащают центральный образ.

. Фигуры на раскрытом триптихе расположены на различных уровнях. Подобное "аахиатнов" расположение способствует их восприятию как бы в различных пространственных планах. Эти приемы характерны для монументальной живописи Грузии конца ХП - начала ХШ веков,точнее же, это - типичный композиционный строй абсидных росписей зтой эпохи (см.росписи абсид Кинцвиси, Бетании, Типом су Сани).Эти памятники эпохи культурно-политического расцвета государства, относящиеся к художественной окопе центральных районов Грузии,отражают передовые тенденции искусства своего времени. Тектоничность, сплошные сбалансированные регистры сменились подвижными регистрами и полурегистрами различного размера.

Своеобразие расположения фигур на триптихе создает ощущение различных аланов и вносит определенный пространственный момент в

ноипозицию. Подвижные же створни складня ужа сами по сабе привносят ощуцоние пространстванности. Триптих словно отображает пространство абсиды. Золотая поверхность чеканки определенным образом вплывает в памяти абстрактные золотые фоны (си. мозаики). По своей сути, сам триптих - репрезентативная икона с избрарныии святыми, с выделенный центральным образом - созвучен с росписьв абсиды. Сложную конфигурацию триптиха, в определенном смысле.мо-жно рассматривать, как проекцию восточной части внутреннего пространства церкви, каядая часть триптиха "соответствует" определенной части церковного здания: "люнет" о изображением Спаса ассоциируется с конхой абсиды, его верхняя часть о Гетимасией - о "триумфальной арной", центральная же часть - со стенами абсиды. Изображения святых распределены в той литургической последовательности, в накой они размещались в интерьере церкви.

Следует отметить, '¡то с абсидальным декором церквей созвучен не только композиционный строй складня, но и подбор тем.Чеканный Престол Уготованный (на "триумфальной арке"), связанный со Вторым Пришествием Хриота, погрудный образ Спаса, элементы Видения Исайи - Серафим и херувим на боковых створнах - являются составными частями композиции Славы Христа. Эта абсидальная тепа,характерная для восточнохристианского искусства, издревле была распространена в Грузии (начиная о IX - X вв. см. росписи Додоо-Рка, Чвабиани и др.).

На Сетнйском триптихе представлена как бы "сокращенная редакция" этой нетипичной для иконы конховой композиции, которую художник приспособил к триптиху, иэобрааиа лишь ее основные элементы.

Определенные связи с монументальной живописью наблюдаются

и в других изображениях складня. Так, например, Богоматерь Оди-гитрия в сопровождении лоратных ангепов-широко распространенная иконографическая тома Прославления Богоматери, являвшаяся традиционной для конховых росписей грузинских цорквей, начиная с XI века (Атени, Гвлати, Тимотесубани, Кинцвиси, Бертубани и др.).

Таким образом, в композицию триптиха художник ввел две характерные для груаинских алтарных росписей, темы: Славу Христа и Прославление богоматери'. Здесь произошло не механическое соединение этих двух абсидальных тем, но их переработка и переосмысление, о учетом формы триптиха, его художественных особенностей и функции {напр., использован "сокращенный вариант" Славы Христа - Спао изображен погрудно, без иандорлы; эта композиция занимает целиком всю верхнюю зону, переходя и на створки). Обе темы звучат с одинаковой силой и вместе с тем, как композиционно, так и в смысловой отношении дополняют друг друга.

• Расположение, Богоматери под изображением Спаса связано о догмой Воплощения. Изображение Теотокос, как известно, включает и идею заступничества. Явление Христа на этой иконе представлено дважда: в виде младенца - как Воплощение Логоса посредством Парии и в виде Славы Христа, связанной со Вторым Пришествием.

Таким образом, яоипозиция Сетийского триптиха основана на . главных догмах христианства - идеях Воплощения и Искупления.Слава Христа и Прославление Богоматери являлись ведущими темами программы стенных росписей Грузии (см. Кинцвиои, Тимотесубани, Икор-та, где Прославление Богоматери дано в конхе, а Слава Христа - в виде Деисуса - в куполе; эти памятники датируются концом ХП - началом ХШ вв.).

В композиции триптиха представлена также,обычная дня трипти-

хов из слоновой кости и широко распространенная в средневековой грузинском иснусстве, тема овятых Воинов. В данном случае имеется совпадение композиционной традиции византийских триптихов сло-вовой кости и древнейиего грузинского культа святых Воинов.Изображение святых Жен нельзя объяснить лишь влиянием местного культа. Следует учесть обычай размещения святых Хен в нижней части икон, где они, обычно, изображались на нижнем обрамлении. Такое же место отводилось им и в живописном декоре церквей (см.: икона Распятия на Синае - Х-ХП вв., икона Распятия, работы мастера -крестоносца - ХШ в., т.н. икона Силихан, эмалевая икона из Кор-цхели и яр.). Что жа касается святых апостолов, их почитание, а также их парные изображения не являются типичными для Грузии.Воз-иожно, этим и объясняется их расположение иа внешней стороне триптиха, на створках.

При создании композиции сетийсяого триптиха я подборе пероо-нажей мастер руководствовался уже существующими, выработанными канонами. Но при атом, все как бы "скорректировано" честной традицией, творчески переосмыслено и применено о учетом конкретной художественно-теологической задачи.

Второй параграф этой главы содержит иконографический анализ триптиха. Многочисленные изображения Сетийского складня по своей иконографии в основном следуют традиционным канонам восточнохрио-тианского искусства, но в отдельные образы привнесены особые ны>-ансы и детали, придающие им новое звучание.

Оплечный образ Христа в верхней части триптиха следует выработанной в течение веков иконографии. Сетийский Христос предстает перед нами не как грозный и непримиримый Судья, а как милостивый Спаситель. Этот образ по своему характеру близок к мозаичной

иноне из монастыря св.Екатерины на Синае (XII в.), в надписи но-торой эпитет "Милостивый" созвучен облику Спаса Сетийского складня. Образ Спасителя такого же типа представлен в церкви св.Стефана в Кастории (ХП-Ш1 вв.).

Исключительный интерео представляет чеканный образ Готима-сии. Это изображение отличается по своей форме от общепринятой схемы и его традиционное осмысление наполнено особым смыслом. Здесь дана совершенно особая интерпретация этого сложного символического образа: орудия страстей, указивавдио на жертву, заменены крестами, а на драпировке престола помещено графическое изображение церкви. Подобная деталь может быть объяснена в связи о центральным обрааом Богоматери, среди многочисленных эпитетов которой часто встречаются следующий: "хром Бога святый","чистый и высочайший храм", "одушевленный храм Божьяй" (Иоанн Дамаскин, 01. Гериан патриарх Константинопольский, св.Григорий Неокесарийсний) и др. Храм трактуется теологами и как лествица Иакова, возводящая к невидимому; среди же многочисленных ветхозаветных прообразов Богоматери лествица Иакова является одним из самых распространенных.

Престол Уготованный - неотъемлемая часть композиции Страшного Суда, в которой Богоматери отводится значительная роль заотуп-ницы. Таким образом, следует прадиоло*ить, что изображение церкви на престоле должно быть связано с образом Богоматери. Мастер смог по-своему осмыслить и наполнить новым содержанием традишюн-ный образ Гетимасии.

Сопутствующие образу Спасителя два весгокрыльца о лабарума-нш в руках - неизменные элементы пророческих видений. Серафим а Херувим изображены на складне совершенно одинаково, отличаются

они лишь цветом крильев (Серафим - краснокрылый, Херувим - сине-нрылый). Эти изображения Сетийского триптиха в определенной степени можно сблизить с аналогичными фигурами пророческих видений в конховоя росписи Мацхвариии.

Особый интерес представляет центральный образ триптиха - Богоматерь с Младенцем, представленная в типе Одигитрии. В этот традиционный иконографический тип художником привнесены некоторые детали, обогащающие и углубляющие его. Канонический образ обращает на себя внимание некоторыми особенностями, среди которых следует назвать обнаженные перекрещенные ножки младенца, с подвернутой стопой. Обнаженные ниже копен ноги младенца часто встречаются на живописных иконах (иконы Богоматери "Кинотиссы" -ХЛ-ХИ вв., Богоматерь Донская - Х1У-ХУП вв. и др.); не раз встречается и перекрещивание ног (мозаичная икона И1 века из ион. св. Екатерины на Синае, многочисленные русские иконы - Владимирская, Тихвинская и др.), прикрытых хитоном. Сочетание же обоих элементов - уникальная иконографическая черта, характерная для Сетийо-кой иконы. Следует отметить, что вышеуказанные иконографические черты изображения младенца находят определенные отзвуки в иконах кипрского происхождения (икона Одигитрии из Византийского музея, икона Богоматери из церкви Богоматери в Иутуллас на Кипре„ икона кипрского происхождения в мон. св.Екатерины на Синае - ХИ в. я др.). Необычайна на сетийской иконе и передача левой руки Богоматери, покрытой хитоном Христа.

Образ Богоматери с младенцем на Сетийском складне представляется нам вариацией иконографического типа Одигитрии,обогащенного новыми чертами, своеобразным переосмыслением канонического образа талантливым художником. Этот образ обогащает иконографичео-

-16-

хие версии Богоматери Одигитрии.

Определенным своеобразием отмечены и изображения архангелов. Обращает на себя внимание неточности в передаче одеяния: одновременное применение пора и хламиды, необычное изображение sopa. Архангелы представлены с копьем, что представляется определенной данью местным традициям (см. изображения архангелов о попьем в конховой росписи Эемо-Крихи - 2/4 XI в., в росписи церкви св. Варвары в Хе, в Верхней Сванетии - ХШ в., на иконе архангелов из Чажаши - ХШ-Х1У (?) и др.) и отзвуком древнейших местных культов воинов в горных районах Грузии.

В передаче образов святых Воинов, столь популярных в средневековой Грузии, художник точно придерживается канонических типов. фронтальные фигуры св.Георгия, св.Федора Тирона и св.Федора Стратияата изображены в обычном для них одеянии, обычны их позы в атрибуты. Строго придерживался кастер иконографической традиции о полным соблюдением портретных черт и при передаче яииов.Обрааы саягик воинов на складне находят многочисленные аналогии как в памятниках грузинского монументального искусства, так и в живописных иконах Грузим и Византии.

Так же традиционны изображенные в нижней части складня фронтальные полуфигуры святых leu - св. Марины и св. Варвары, представленные в традиционных одеяниях.

Святые апостолы Петр и Павел, изображенные на оборотной стороне створон, полностью соответс?аум византийской иконографии этих святых.

В третьей главе дается художественко-стилистическиа анализ Сетийского складняj рассматриваются основные черты живописных образов: манера письма ликов, разработка фигур, красочное решение

»риптиха. В сложной многофигурной композиции триптиха выделяются две манеры писька. Центральный образ Богоматери с младенцем отличается от других изображения триптиха манерой письма ликов. Характер рисунка, колорит, система нанесения пробелов, передача объемов выявляют два различных почерка двух мастерю, последователей различных традиций, как бы отражающие две различные ступени развития стиля или, возможно, указывающие на два различных направления внутри этого стиля.

Выразительные лини Богоматери и Кладенца, отмеченные большим мастерством, принадлежат кисти истинного художника. Полный внутренней силы несколько строгий лик Богоматери отличается яркой индивидуальность»! и привлекает внимание выразительностью и глубокой психологичностьо. Лин младенца более непосредственен.

Плотный слой живописи этих ликов отличается от тонкого живописного слоя остальных изображений триптиха. Черты лица переданы тонким коричневым рисунком. Графический характер высветлений, определенный рисунок, округлость форы, оливково-зеленоватые тени, ощущение структуры формы - все ато является откликом традиций ко-иненовской живописи. Тут, в определенной мере как бы прослеживается та тенденция, которая характеризует некоторые живописные памятники конца ХП - нач.ХШ вв. Подобное взаимоотношение пинии -объема характеризует эстетику болыаинства произведений живописи конца ХП вена. Эта тенденция продолжает существовать и в начале Ш века.

В манере письма ликов остальных фигур складня продолжается та тенденция, которая прослеживается в Грузии, начиная о ликов росписи нартекса Гелатского главного храиа (I пол. ХП в.) и продолжается затем в живописи конца ХП - нач.ХШ вв. (Вардзия, Кинц-

виси и др.). Энергичный, выразительны!) рисунок, характерный для этой эпохи, позднее уже в Сетийской иконе, становится утонченный, рафинированный, четкие высветления и сильная лепка здесь заменены мягкой моделировкой и тонкими притенениями.

Помимо собственно стилистических черт, на время создания иноны указывает и характер образов, их эмоциональный строй, спокойное лиричеокое звучание.

В живописных фигурах Сетийского триптиха, несомненно,проявилась рука местного мастера. Несколько удлиненные пропорции фигур, тенденция к их "облегчению", статичный, замкнутый силуэт, а также ослабление пластичности в передача фигур, усиление схематичности рисунка указывают на следующий за эпохой царицы Тамар (рубеж ХП - ХШ вв.) этап развития грузинской живописи. В проработке фигур превалирует несколько суховатый, хрупкий рисунок.Внутренняя линейная разделка фигур мало способствует выявлению объемных форм.

Особо следует отметить также характерную для этой эпохи тенденцию к декоративности, которая по своему проявилась в передаче фигур. Тонкий орнаментальный убор одежд, тщательно разработанные кольчуги св. Воинов, исполненные листовым золотом, яркие краски -все это придает иконе неповторимый, нарядный вид.

Колористическое решение триптиха основано всего лишь на нескольких красочных доминантах. Это - лазурит и киноварь, в их различных градациях, и золото (позолота чеканки и золото, примененное в живописи). В распределении красочных акцентов художник прибегает к ритмическому чередованию цветов, достигая этим исключительной выразительности. Следует учесть, что наряду с характерным для него безошибочным композиционным, декоративным и художе-

отвенным чутьем, художник руководствовался одним иа основных определяющих принципов средневековой христианской эстетики - символическим значением цвета. Примененные мастером красочные сочетания, помимо их художественной значимости, имеют глубокий символический смысл, несут важную смысловую нагрузку.

В заключении суммируются основные положения работы я даяы выводы, полученные на основании исследования всех составных ча-отвя триптиха.

Как показало изучение этого сложного неоднородного памятника^ нем сосуществует творчество двух мастеров, представителей двух различных художественных кругов. Первый из них, автор центрального образа Богоматери о Младенцем, является художником,приобщившимся к изысканному столичному живописному искусству.Созданные им образы являются исключительный произведением иконописи,нан по уровню мастерства, так и по глубине раскрытия психологического образа. Эта икона проявляет определенную стилистичесную близость я произведениям Константинопольского искусства ХП века и к Балканской живописи, находившейся к концу ХП - нач. ХИ вв. в авангарде византийского искусства. Как показал сравнительный художественный анализ этой иконы, время ее создания можно определить концом ХП - началом ХШ вв.

Целый ряд признаков - одинаковый орнаментальный мотив чеканных бортов центральной иконы и обрамления створок.часто встречающийся на произведениях грузинской чеканки, стилистические особенности чеканных фигур Богоматери и Иладенца,созвучные определенному этапу грузинской иеталлопластики (конец ХП в. - начало ХШ >.), фрагменты грузинской надписи "асоитаврули* на нижнем обрамлении центральной иконы, прочтение которой, к сожалению, не удается.

"восточний" тип Богоматери - вое это дг.ет основание предполагать, что центральный образ Богоматери с Младенцем принадлежит грузинскому мастеру.

Второй художник, которому принадлежат все остальные части складня, по своему художественному мышлению является продолжателем грузинской средневековой живописной традиции. В передаче фигур, а разработке ликов, в повьшенной декоративности сказываются стилистические особенности, характерные для искусства Грузии I пол. ХШ века. Это - художник хорошей профессиональной выучки, но в иеноторых деталях (как напр. костюм и атрибуты архангелов, ошибки в греческой надписи и др.) появляется определенный налет провинциальности. Созданные им образы, хотя и переданы мастерски, все же уступают по силе выразительности и артистизм)' обрааам центральной иконы. При всем этом, следует учесть композиционное мао-терство построения триптиха, оригинальность его иконографической программы и отдельных тем, свидетельствующих об оригинальном творческом подходе художника к созданию триптиха, о его образованно» сти и профессиональном уровне.

Изучение Сетийского триптиха позволяет решить важный вопрос взаимоотношения центральной икони со складнем: созданный для особо почитаемой иконы Богоматери Одигитрии, складень был неполной несколько позднее центрального образа.

Композиционный и худохоственно-стилистический анализ Сетия-ского триптиха, рассмотрение художиственно-технических особенностей чеканного склада, исследование палеографических черт чеканной ктиторской надписи показали, что он принадлежит к епохе, непосредственно следовавшей за эпохоД царицы Тамар. Этот памятник, являкциЯсп ярким образцом искусства своего вреиени, чрезвычайно

вален не только для иотории грузинской средневековой живопиои, но и для византийской иконописи в саиоц широкой смысле.

XI вен в истории грузинской живописи, тан же как н а искусстве стран византийского круга, является необычайно сложным периодом. Картина развития живописи довольно многообразна. С одной стороны, создастся консервативные, ретроспективаого характера произведения, связанные с позднекомненовским искусством (Шгае-вово, Бояна, Тырново, Никея и др.), о другой же стороны - произведения, выражающие передовые тенденции эпохи (Сопочаны,Охрид, Градац и др.), заключающие в себе признаки последующей эволюции.

В Гцузии, искусство ноторой в ту эпоху развивалось в авангарде византийской культуры, намечаются подобные же тенденция. Кая известно, нашествие монголов (о третьего десятилетия ХШ >.) приостановило развитие передового искусства эпохи царицы Тамар, но при ее сыне^- царе Лаоа Георгии все еще появляются высокохудожественные произведения. В эту эпоху созданы - роопнсь Дманио-окого Сиона, в 20-х годах ХИ века расписана Казретская церковь,« эпохе царицы Тамар и Лаиа Георгия относится второй слой росписи церкви в. Озаани и др.

К 13 вену исследователи относят целый ряд произведений грузинской аконопяси: иконы Спаса (в Иестийском музее я яз Цвирии), св.Георгия из Накипари, архангела Гаврияла из Иацхвариши в др.В живописных иконах, как и в монументальной живописи, проявляются художественные тенденции эпохи. Памятники иконописи, среди которых Сетийский триптих должен занять особое место, имвю7 большое значение для воссоздания полной картины развития средневеновой грузинсной живописи.

Сетийский триптих не является исключением среди произведе-

-гг~

ний грузинской инонолнси. Как видно, подобные складни били широко распространены в средневековой 1^)узии. В настоящее время в Верхней Сванетии сохранены значительные образцы этого вида икон. Они принадлежат и различным историческим эпохам, неодинаковы по своим художественным достоинствам, но, несмотря на плохую сохранность представляют чрезвычайно значительную группу произведений ородмовеиовоЯ грузинской живописи. Дальнейшее исследование этой групт) грузинских икон в значительной степени дополнит картину развития средневековой иконописи.

В заключении дается также краткий обзор складней, в контек-оте рассмотрения которых художиспенно-историчоское значение Се-тийского триптиха, как произведения, созданного в русле органического развития грузинского искусства становится более очевидным. Исследование этого материала выяьило существование в Грузии определенной традиции создания складней (некоторые складни рассмотрены в работах Г.В.Алибегаишши, наряду с живописными лконаии;Убис-ские триптихи изучены Н.Бурчупад:1е).

Сюжеты сохранившихся грузинских средневековых складней (в основном Доисус и различные образы Богоматери) и их ктигорсиие надписи показывают, что все они созданы по заказу светских лиц, преимучоствинно представителе») Зеолальной анати, в моление о покровительстве и заступничестве. Сетиясннй складень следует атоя традиции. Созданный по заказу предстааиголей грузинского феодального рода - Инасаридзе, втог скдаздиь по своему торжественному, парадному характеру, по художественному качеству близок к произведениям придворного искусства.

Всестороннее исследование Сотийского триптихи позволило рассмотреть рааличные аспекты искусства I пол. ХВ лека, а также

вопросы, связанные с традицией создания живописных складней в Грузии. 8та икона продолжает художественно-иконографические традиции предыдущей эпохи, и вместе с тем, содержит определенные черты передового стиля своего времени, проявляющиеся в композиционном решении, в некоторых иконографических деталях и в своеобразии декоративного подхода.

Рассмотрение отдельных образов иноны показало, как оригинально преобразует мастер установившиеся в византийском мире художественные образы, опираясь на грузинские национальные традиции, о учетом своеобразия местного культа. В иконе ярко проявились свободный, творческий подход ее создателей к традиционным иконографическим канонам, широкое теологическое образование и утонченное символическое шипение.

Сетийский триптих - яркое свидетельство высокого творческого потенциала средневековых грузинских живописцев, их художественной активности.

По теиаткка диссертации опубликованы следующие работы:

1. Чеканный оклад СетиЯсного триптиха // научная сессия Тбилисской государственной Академии художеств, посвященная памяти проф. Л.Д.Рчеулишвили. План работы и тезисы докладов. - Тбилиси. - 1988. - С.23~2*ь - На груз.яз.

2. Ктиторская надпись СетиЙсного триптиха // Известия Академии наук Грузинской ССР: серия истории, археологии, этнографии и истории искусства. - Тбилиси. - 1589, - й I. - С.128-137. -На груз .яз.

3. Некоторые иконографические особенности СетиЯского триптиха // Республиканская конференция молодых ученых. План работы и тезисы докладов. - Тбилиси. - 1989. - С.39. - На груз.яз.

Художественно-композиционные особенности триптиха из Сети // Международный симпозиум по грузинскому иснуоству. Тв-аиоы докладов. - Тбилиои. - 1969. 5. Хквопиакый триптих из Верхней Сванетии // Сабчота хеиовнеба. - Тбилиси. - 1990. - * 10. - СЭ8-ГЯ На груэ.яа.

ПМ. 1,Ь

Весплмно

Заказ 2709

Тираж 150

Тип. АН Грузни ЗвООбО, Тбилиси ул. Кутузов» Ш 19