автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Северный Кавказ во внешней политике Византии в VIII - XII вв.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Назаров, Сергей Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Армавир
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Северный Кавказ во внешней политике Византии в VIII - XII вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Назаров, Сергей Васильевич

ВВЕДЕНИЕ .,.

ГЛАВА 1. Источники и историография

1.1. Обзор письменных источников по теме исследования и некоторые аспекты их изучения.

1.2. История изучения проблемы.

ГЛАВА 2. Византийско-северокавказские связи в историко-археологическом свете.

2.1.0 христианских церквях Северного Кавказа.

2.2. Погребальные памятники христиан эпохи раннего средневековья и христианские надгробья.

2.3. Предметы мелкой христианской пластики.

2.4. Металлические кресты из внутреннего церковного интерьера и кресты использовавшиеся для литургического действия.

2.5. Прочие археологические находки.

ГЛАВА 3. Северный Кавказ и Византия: из г 1 истории взаимоотношений УШ-ХП вв.

3.1.Северный Кавказ во внешнеполитической деятельности Византии УШ-1Х вв.

3.2. Византия и Северный Кавказ Х-ХП вв.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по истории, Назаров, Сергей Васильевич

Среди государств средневекового мира Византия долгие столетия выделялась своим богатством, политическим могуществом, интенсивностью общественной жизни и т.д. По своему географическому положению империя была главным перекрёстком на культурно-политических и торговых путях Восток - Запад, буфером при военной экспансии Запада на Восток и обратно, и явилась мощным синтезатором восточно-западных культурных и духовных ценностей. Её тысячелетняя история была насыщена бурными внутренними событиями, бесконечными, если не сказать "перманентными", войнами с соседями, интенсивными политическими, экономическими, культурными отношениями со многими странами и народами Европы, Кавказа, Ближнего Востока.

Бесспорным остаётся факт, что византийская цивилизация оказала глубокое и нередко устойчивое воздействие на развитие культуры многих стран: Сицилии, Южной Италии, государств Балканского полуострова, Древней Руси. Одним из наиболее показательных примеров является территория Кавказа, в том числе Северного, население которого находилось в тесных связях с Византией на протяжении всей её истории. Со стороны Константинополя распространение своего влияния на сопредельные страны носило активный целенаправленный характер и сочеталось с желанием подчинить соседние регионы политическим интересам империи. Однако, силы и масштабы влияния Восточной Римской империи равным образом не следует как преувеличивать, так и преуменьшать. И в этом отношении немаловажной задачей является определение значения, места и последствий византийско-северокавказских связей для развития как Византии, так и народов Северного Кавказа.

До настоящего времени византийско-северокавказские отношения являются малоизученной проблемой, хотя они занимали видное место во внешнеполитической деятельности Константинополя. Исследователи, как правило, ограничивают своё внимание исключительно распространением христианства на территории Северного Кавказа. Вместе с тем, стало очевидно, что еще недостаточно полно исследованы дипломатические и военные связи.

Исходя из выше сказанного, вынесенная в заглавие тема диссертационной работы видится вполне назревшей и актуальной.

Актуальность темы исследования состоит в том, что назрела необходимость написания специальной работы, которая давала бы целостную панораму византийско-северокавказских связей на протяжении УШ-ХП вв. Значи тельно расширилась источниковая база, в первую очередь, археологическая. Однако новые материалы не получили ещё ни достаточного обобщения, ни чёткой интерпретации. Кроме того, в имеющейся византиноведческой и кавказоведческой литературе накопился ряд дискуссионных вопросов, требующих нового осмысления.

Актуальность исследования предопределяется также необходимостью анализа направлений, форм и методов византийской политики на Северном Кавказе в контексте новых изысканий. Это позволит выявить существенные аспекты политической истории Византии. Определить характер и значение многовековых контактов между двумя сторонами, что позволит наметить дальнейшие направления в исследовании византийско-северокавказских отношений.

Объектом настоящего исследования являются народы, населявшие территорию Северного Кавказа в рассматриваемое время, а предметом - их взаимоотношения с Византийской империей.

Хронологические рамки работы охватывают период с VIII по XII в., что обусловлено двумя определяющими. Первая - к началу VIII века Византийская империя приходит внутренне обновлённой: в правление Юстиниана II (685-695 и 705-711 гг.) в основных чертах завершаются те спонтанные преобразования, которые начались, по видимому,. вскоре после смерти Юстиниана I (527-565 гг.) и приобрели особенно значительный размах при Константе II (641-668 гг.)! и Константине IV (668-685 гг.)1. Это позволило ей активизировать свою внешнеполитическую деятельность, несмотря на скорое начало эпохи иконоборчества, особенно в период с IX по XI вв., когда Византии удалось не только упрочить свои границы, но и создать опорные пункты для успешного наступления на соседние регионы, которое привело к значительному расширению византийских владений. Поэтому закономерно, что именно в период расцвета византийской государственности (VIII-XII вв.) территория Северного Кавказа оказалась в сфере внешнеполитической деятельности империи. Правда, наступившая стабилизация не раз нарушалась тяжёлыми поражениями (была потеряна Сицилия, болгарские войска подступили к стенам Константинополя), но в целом этот период характеризуется новым ростом политического авторитета Византии.2 Такое внешнеполитическое положение Византии резко изменилось в последней четверти XII в., как в следствии обострения социальной борьбы, в которую оказались втянуты все силы византийского общества, так и в следствии активизации сельджуков. Вторая определяющая - в истории наро'дов Северного Кавказа рассматриваемый период отмечается интенсивным социально-экономическим и политическим развитием, в результате которого происходит консолидация мест

1 История Византии в 3-х т. / Отв. ред. С.Д.Сказкин. М., 1967. Т.Н. С.48.

2 Там же. С. 188. ных племён1 и возникновение новых государств. К концу VII - началу VIII вв. в состав зихского объединения вошли причерноморские территории, включая дельту Кубани, в состав другого союза - касожского - входят адыгские и другие племена Закубанья2. К X веку формируется раннефеодальное Аланское государство3, а в 988 г., после захвата ряда крымских городов дружинниками князя Владимира Святославича на Тамани, как считают некоторые исследователи, было образовано русское княжество, получившее название Тмутара-канского4. Переход северокавказских племён к государственности сопровождался поисками местной аристократией новых моделей социально-экономического и политического устройства общества. Поэтому, закономерно, что в качестве примера могла выступать Византийская империя, чья госуч дарственность уходила корнями в античное время.

Географическое пространство работы охватывает Северный Кавказ, однако мы не затрагиваем территорию Дагестана, так как исторически он представляет свой особый микрорегион со своей этнополитической историей, отличной от других регионов Северного Кавказа, и в системе внешнеполитической деятельности Византии он более тяготел к сфере закавказской политике империи. Кроме того, в исключительных случаях из-за единства социо-политических процессов того времени, и в связи с некоторыми, особенно важными событиями, мы учитывали территорию Крыма.

1 История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII в. М., 1988. С. 122-124.

2 Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории. Краснодар, 1994. Ч. 1. , С.34. о

Догузов К Г. Византийско-аланские отношения (VI-XII вв.): Автореф. дисс. . канд. ист. наук. Тбилиси, 1987. С. 10.

4 Очерки истории Кубани с древнейших времён до 1920 г. / Под общ. ред. В.Н.Ратушняка. Краснодар, 1996. С. 101-102.

Степень изученности темы. Данная тема является составной частью обширной византийско-северокавказской проблематики, интерес к изучению которой проявился в прошлом столетии, когда появились первые исследования, посвященные отдельным аспектам рассматриваемой проблемы (И.Бернйрдацци, В.Сысоев, Г.З.Байер, П.Г.Бутков и др.). Во второй половине XIX века В.Ф.Миллером была предложена версия о локализации "аланского епархиального центра" константинопольской патриархии в верховьях р. Большой Зеленчук (Нижне-Архызское городище). Особое внимание заслуживает сочинение Ю.А.Кулаковского "Аланы по сведениям классических и византийских писателей", которое положило начало монографическому изучению византийско-северокавказских связей. ч

В целом же не преувеличивая историческое значение исследований XIX века по интересующей нас проблеме, следует отметить, что ученными была проделана большая работа: собран и обработан богатый исторический, этнографический и археологический материал. Сложился круг исследовательских вопросов: время и пути проникновения христианства на Северный Кавказ из Византии (В.Ф.Миллер, Ю.А.Кулаковский), характер взаимоотношений местных народов с Константинополем (Ф.И.Успенский, Н.Динник), роль Тмутараканского княжества в системе русско-византийско-северокавказских отношений (Н.Ламбин, Д.И.Иловайский), византийско-хазарская политика в отношении народов Северного Кавказа (Д.И.Языков, П.В.Голубовский). Вместе с тем, авторами не в полной мере учитывались и использовались многочисленные источники, особенно восточного происхождения. Под влиянием политических обстоятельств недостаточно объективно оценивались отдельные стороны византийско-северокавказских взаимоотношений, 9собенно конфессиональные связи.

В XX столетии отмечается расширение историографии интересующей нас проблемы, что связано как с формированием отдельных отечественных исторических школ так и с началом систематического планомерного научного исследования взаимоотношений империи с народами Северного Кавказа при наличии единой теоретической базы исследования. По отдельным вопросам проблемы развернулась научная полемика, которая в последнее время приобрела остро дискуссионный характер.

Всё более усложняется ситуация с проблемой распространения христианства среди местных народов. Требует уточнение появление первых памятников церковной архитектуры на территории исторической Алании, в связи с последними исследованиями В.Н.Каминского на Ильичёвском городище1 храмов № 2, 6, которые предположительно датируются концом IX-началом X вв. Ещё ранее этим же временем Т.М.Минаева датировала возникновение храма на городище Гиляч2. В связи с чем представляется необоснованно отвергать мнение Ф.Дворника3 о том, что аланы были обращены в христианство в IX веке. «

Слабо изученной является проблема проникновения и последующая степень распространения христианства среди адыгских племён. В связи с чем представляет интерес исследование С.Т.Чамоковой4. Автор отмечает: " .что Византия уделяла особое внимание религиозному освоению СевероЗападного Кавказа, используя традиционные методы распространения христианства", вместе с тем в работе отмечается, "что в период Х-ХШ вв. тради

1 Каминский В.Н., Каминская И.В. Новые исследования христианских храмов малых форм в Западной Алании // Историко-археологический альманах. Вып. 2. Армавир; М., 1996. С. 172-180.

2 Минаева Т.М. Археологические памятники на р.Гиляч // МИА, 1951. № 23. С. 17.

3Dvomik Fr. Les legendes de Constantin et de methode mes de Byzance. Prague, 1933, p. 175.

4 Чамокова С.Т. Религия адыгов: история, динамика развития (VI-XVI в.в.): Автореф. дисс. . канд. ист. наук. Майкоп, 1997. ционное византийское влияние перекрещивается с влиянием соседних православных центров Абхазии, Грузии, Алании, Тмутаракани . выделяется несколько основных географических направлений проникновения христианских верований. Южная часть адыгской территории находилась под постоянным религиозным влиянием Абхазии и Грузии, восточное приграничное население обслуживалось Аланской епархией, определённое влияние на западные территории оказывало Тмутараканское княжество"1.

Связями Византии с народами Северного Кавказа (и наоборот) традиционно интересовались не только византиноведы и кавказоведы, но и специалисты по истории Древней Руси и Хазарии. М.И.Артамонов впервые указал, что одной из причин становления византийско-северокавказских отношений явилась заинтересованность империи в контроле над торговыми путями, проходившими по территории Алании2, а Н.Г.Ловпаче и В.А.Кузнецов подняли вопрос о позитивных последствиях походов Святослава для дальнейшего развития северокавказских народов. Не остался без внимания и вопрос о роли Тмутаракани в системе византийско-русских отношений на Северном Кавказе (В.В.Мавродин3, А.В.Гадло4, В.А.Захаров5), исследователи отмечают двухстороннее стремление владеть этим стратегически важным городом, расположенным на территории современного Таманского полуострова. По прежнему весьма дискуссионным остаётся вопрос о времени возникновения в Тмутаракани русского княжества, а также официальный статус города на протяжении XII вв.

1 Чамокова С.Т. Религия адыгов: история, динамика развития (VI-XVI в.в.): Автореф. дисс. . канд. ист. наук. Майкоп, 1997. С. 20-22.

2 Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. С.363.

3 Мавродин В.В. Тмутаракань // ВИ. 1980. № 11. С. 160-182.

4 Гадло A.B. Тмутараканские этюды // Вестник Ленинградского государственного университета. 1989. Сер. 2. Вып. 3. С. 12-32.

5 Захаров В.А. Заметки о Тмутараканском княжестве. М., 1998.

Параллельно с историками вопросами византийско-северокавказских

1 л взаимоотношений занимались археологи (В.А.Кузнецов , Ю.М.Десятчиков ,

B.Б.Виноградов3, М.Н.Ложкин4, Е.И.Нарожный5 и др.).

Резюмируя степень изученности обозначенной темы, можно констатировать отсутствие комплексного исследования по вопросу византийско-северокавказских взаимоотношений, а также отметить неравномерность в исследовании определённых вопросов. С учётом результатов работы, проделанной предшествующими исследователями, диссертантом сделана попытка восполнить существующий пробел.

Цель и задачи диссертационного исследования. Исходя из актуальности и степени изученности проблемы, соискатель ставит целью рассмотрение динамики развития военно-политических, дипломатических, конфессиональных связей Восточной Римской империи и народов Северного Кавказа на протяжении VIII - XII вв. В соответствии с общей целью определены следующие исследовательские задачи:

- сведение воедино и анализ всех доступных видов письменных источников, в свете последних научных изысканий;

- проведение историографического анализа византиноведческой и кавказоведческой литературы, в связи с необходимостью подвести итоги предыдущим исследованиям в области византийско-северокавказских отношений;

1 Кузнецов В. А. Алания и Византия // Археология и традиционная этнография Северной Осетии. Орджоникидзе, 1985. С.37-67.

2 Десятников Ю.М. Станица Голубицкая // Тамань археологическая. Тамань, 1996. С.3-9.

3 Виноградов В.Б. Аланы в Европе // ВИ. 1974. № 8. С. 111-121.

4 Ложкин М.Н., Малахов С.Н. Железные кресты византийско-кавказского типа из Отрад-ненского музея // Историко-археологический альманах. Армавир; М., 1996. С.202-209.

5 Нарожный Е.И. Ещё раз о предметах мелкой пластики с Северного Кавказа // Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа: XIX "Крупновские чтения". М., 1996.

C.119-121.

- раскрытие исторической заинтересованности Константинополя в установлении и поддержании византийско-северокавказских связей, а также выявление их влияния на политическое и социально-экономическое развитие народов Северного Кавказа;

- в свете конфессиональных отношений выяснение причин, характера, центров и результатов распространения христианства византийской церковью среди народов Северного Кавказа;

- рассмотрение византийско-северокавказских отношений в историко-археологическом аспекте; выявление возможных направлений и границы влияния Византии, а также степени контактов двух миров на археологическом материале в контексте удаления от границ империи.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются научные принципы исторического познания: объективность, историзм, системность, всесторонность. Диссертант стремился исследовать тему в совокупности всех связей, проанализировать её в контексте региональной конкретно-исторической ситуации.

При анализе взаимоотношений Византии и Северного Кавказа использовались три группы методов:

- общенаучные (исторический, логический, классификационный); ,

- социально-исторические (хронологический, синхронный, проблемный, ретроспективный);

- методы смежных наук (географии - картографический; археологии -типологический, корреляционный).

ДОсточниковую базу диссертации составили разнообразные по видам и степени информативности источники. Условно их можно разделить на четыре типа - письменные, вещественные, фольклорные и данные архитектуры.

Письменные источники1 представлены сочинениями византийских (Феофан, К.Багрянородный, М.Пселл и др), персидских и арабских (Ибн Хордадбех, ибн Рустэ, ал-Масуди и др.) авторов. В русских летописях тема Северного Кавказа начинает звучать только со второй половины X века. В них получили отражение в основном события политического характера.

Важной группой источников являются официальные документы - епархиальные списки Константинопольской епархии, так называемые нотации де Боора. Сюда же можно отнести письма патриарха Николая Мистика, а также ответное письмо хазарского царя Иосифа (сер. X в.) на послание испанского сановника Хасдая ибн Шафрута.

Особо следует выделить повести и сказания, то есть литературно обра > ботанные рассказы об отдельных событиях и людях. В них содержатся сведения о политической и религиозной истории народов Северного Кавказа, их связи с Византией, Грузией, Абхазией.

Интересные сведения, дающие дополнительную информацию в освещении исторических событий по выбранной темы даёт фольклорный материал.3 Учитывая тот факт, что у северокавказских народов не было письменности, фольклорные материалы заслуживают особого внимания. Именно через устное народное творчество фиксировались события местной истории путём создания мифологических сюжетов, оно же нам доносит отголоски некогда существовавшего христианства. В то же время, фольклорный материал должен использоваться весьма осторожно ввиду своей многослойности.

1 Более подробно анализ письменных источников мы предпринимаем в первом параграфе первой главы нашей работы.

2 Мровели Л. Жизнь картлийских царей. М., 1979; Пространное житие Константина Философа / Изд. Б.Ст.Ангелов и Хр.Кодова // Климент Охридски. София, 1973.

3 Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Нальчик. Эльбрус, 1982; Адыгский фольклор. Нальчик, 1963; Сказание о нартах - эпос народов Кавказа. М., 1969.

Археологическую базу работы составляют предметы византийского происхождения из средневековых памятников Северного Кавказа. В диссертации в основном привлечены опубликованные материалы, однако по некоторым из них, чья принадлежность к византийской материальной культуре вызывает сомнение, автор посчитал должным образом сделать свои предположения опираясь на консультацию специалистов.

Таким образом источниковая база многопланова и информация, представленная в описаниях, разнообразна по своему характеру. В то же время для освещения исторического прошлого нужно убедиться в полноте, достоверности и точности отображения действительности в источниках путём логически-смыслового анализа текстов на основе изучения конкретно* исторической обстановки, сопоставляя исследовательские материалы со сведениями, содержащимися в других документах. Учитывая это, в диссертации сделана попытка комплексного использования и критического анализа исторических источников по теме - письменных, вещественных, фольклорных и данных архитектуры.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка, принимая во внимание достижения и дискуссионность отдельных вопросов предшествующей историографии, специального исследования, которое должно представить целостную картину взаимоотношений Византии с народами Северного Кавказа на протяжении УШ-ХП вв.

Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и рекомендации могут использованы для дальнейшего научного исследовайия проблемы византийско-северокавказских отношений, а также при написании обобщающих трудов по истории Северного Кавказа, русско-византийских отношений.

Положения и выводы диссертации могут найти применение при составлении лекционных курсов, разработке специальных курсов и семинаров, а также*в преподавании регионоведения в вузах и общеобразовательных учреждениях.

Апробация исследования. Различные аспекты темы раскрыты автором в 9 научных публикациях1 (1,2 печатных листов), сообщениях на научно-практических конференциях: в 1995 - Историческое регионоведение - вузу и школе. Четвёртая региональная научно-практическая конференция (Армавир); 1996 - Развитие социально-культурной сферы Кубани. Третья краевая научно-практическая конференция молодых учёных (Армавир); 1997, 1998 - Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани (Армавир); 1997 - Кубань в истории России. Пятая краевая межвузовская аспирантско-студенческая конференция (Краснодар), а также в специальном курсе "Северный Кавказ во внешнеполитической деятельности Византии УШ-ХП" прочитанном на историческом факультете Армавирского государственного педагогического института. Основная часть работы по апробации результатов исследования проведена на базе кафедры всеобщей истории АГПИ.

Структура работы. Исходя из поставленной цели и задач, структура диссертационной работы определилась следующим образом. Она состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии, приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Северный Кавказ во внешней политике Византии в VIII - XII вв."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение всей совокупности источников (письменных, материальных, фольклорных), отразивших в той или иной степени в различных формах взаимоотношения северокавказских народов с Восточной Римской империей в период с УШ-ХП вв. позволяет сделать основной вывод: они носили стабильный характер, что обусловлено двумя определяющими.

Первая - территория Северного Кавказа, в рассматриваемое время, находилась в системе внешнеполитической деятельности Константинополя, что определялось несколькими факторами.

Во-первых, борьба с варварами за северные границы империи укрепила веру византийцев в собственную провиденциальную роль и как бы олицетворяла в их глазах противостояние между греко-римской цивилизацией - а единственными законными её наследниками византийцы считали себя, - и хаотическим миром варварства, языческими этносами, подчинить, приручить и цивилизовать которые самой судьбой было предназначено Византии.

Во-вторых, северокавказский регион имел особое стратегическое значение, что определялось географическим его положением: с севера он граничил с евразийской степью, откуда империи постоянно грозили номады, а проходы Центрального Кавказа открывали тем же самым кочевникам доступ в византийскую Малую Азию. Поэтому на протяжении всей своей истории империя стремилась создать на Северном Кавказе "буферную зону" из местных народов, заключая с ними союзные или вассальные отношения.

В-третьих, с началом активизации арабского мира, один из этапов "Великого шёлкового пути" пролегает через интересующий нас регион, что создаёт экономическую заинтересованность империи в контроле территорий, по которым проходит торговая трасса.

Вторая определяющая - вытекает из заинтересованности северокавказских народов в связях с империей, а это определялось следующими факторами.

Во-первых, развитие производительных сил у народов Северного Кавказа в УШ-ХП вв. содействовало дальнейшему процессу феодализации их общества, что приводило к необходимым поискам новых социально-экономических и политических моделей со стороны местной нарождавшейся аристократии. И здесь, как уже это отмечалось, в качестве образца могла послужить Византийская империя, государственные традиции которой преломляясь в местной среде получали новый оттенок.

Во-вторых, Византия эпохи раннего средневековья - это государство обладавшее значительными материальными ресурсами и имевшая развитые центры ремесла и торговли. Поэтому северокавказские народы были заинтересованы в импорте товаров из империи, особенно призванных удовлетворить возрастающие потребности и любовь к роскоши местной аристократии.

Таким образом, в период с УШ-ХП века мы наблюдаем обоюдную заинтересованность во взаимоотношениях как Византии, так и народов Северного Кавказа, что определялось некоторыми указанными выше факторами их внутреннего развития.

В своих отношениях с любым государством, или народом, Византия никогда не хотела выступать в качестве равной стороны, что определялось её теорией об исключительных правах империи в цивилизованном мире и накладывало отпечаток на всю её внешнеполитическую деятельность.

Этот фундаментальный принцип византийской внешней политики нашёл своё воплощение в программе имперской дипломатии. Защита рубежей посредством пресечения в корне варварских набегов, расширение по мере возможности сферы византийского политического и культурного влияния посредством создания "буферной" зоны из зависимых народов и государств, чья лояльность должна была обеспечиваться принятием христианства и признанием верховной власти константинопольского императора.

Византийские политики разработали целую систему дипломатических способов давления на соседние народы и государства. Одним из с наиболее зарекомендовавших себя было распространение христианства. Именно конфессиональная деятельность империи, на наш взгляд, являлась основным методом воздействия Константинополя на северокавказские народы в рассматриваемый период. Правда, в зависимости от времени и исторической ситуач ции, результаты такой политики были неодинаковы. Следует также заметить, что как показывает анализ археологического материала, наряду с прямым византийским влиянием, местное население испытывало и опосредованное конфессиональное воздействие из Крыма, Абхазии, Грузии. В целом же, неофитам настойчиво внушалась мысль о греховности вооружённого выступления против василевса.

Применяла византийская дипломатия, особенно в УШ-Х вв., и метод "материальных благ."1 Константинополь выплачивал значительные суммы своим соседям, в том числе и народам Северного Кавказа. Во многих случаях эти деньги или другие материальные ценности (что подтверждается не только письменными источниками, но и данными археологии) были несомненной данью. Однако византийцы, стараясь, быть может, изгнать чувство горького унижения, предпочитали считать эти выплаты своего рода вознаграждением за службу, которую получатели предлагали или могли предложить. В после

1 Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998. С. 192. дующем из-за финансового кризиса XI века, Константинополь стал прибегать к другим средствам дипломатии направленными на пробуждение интереса варварских народов в поддержании союзнических отношений с империей.

Так, с середины XI века Византия, отказавшись от старого принципа, активно заключает династические браки, которые становятся одним из рычагов дипломатии, что мы и наблюдали на примере Алании. Этот метод был довольно эффективен, чему способствовал престиж, которым пользовалась Византия в средневековом мире, как богатое и могущественное государство. Ещё Константин Багрянородный сетовал на "неуместные домогательства и наглые притязания" "северных народов", в числе которых он называл и хазар.1 ч

Аналогично обстояло дело и с пожалованием варварским правителям имперских титулов. Такая политика имела три главные цели: польстить тщеславие византийских сателлитов, политически связать их с империей и определить ранг каждого правителя и его народа.2

Что касается направлений византийской политики, то важным форпостом империи во взаимоотношениях с северокавказскими народами являлся средневековый Херсон, чем по всей видимости и объясняется стремление Константинополя сохранить своё присутствие в городе даже в трудные для империи годы, когда она вела борьбу за выживание на Балканах и Малой Азии. Именно Херсон и прилегающая узкая прибрежная полоса, лежащая у подножия северо-западного склона Кавказского хребта между устьем Кубани и Сотириуполем, являлись плацдармом Византии, откуда она могла осуществлять своё политическое влияние на внутренние районы Северного Кавказа.

1 Багрянородный К. Об управлении империей. М., 1989. С. 148-149.

2 Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998. С. 192.

Каждый из народов империя стремилась заставить служить своим интересам. Но вступая с ними в союзнические отношения, империя проявляла к ним излишнюю подозрительность, недоверие; в целом же, чрезмерная осторожность была характерной чертой византийской дипломатии. Это иногда в носило и отрицательный характер. Сталкиваясь преимущественно с византийскими дипломатами и сановниками, иностранные деятели считали хитрость, спесь, льстивость и расчётливость, присущие им, характерными чертами всех жителей империи. "Греци льстивы и до сего дни", говорится в русской летописи. Никита Хониат, осуждая вероломство, с горечью заметил: "Недаром мы прокляты всеми народами"1.

1 Мсйае СЬошагае. РШопа. ВегоИш е! 1Чсм ЕЬогасл, 1975. Р.847.

 

Список научной литературыНазаров, Сергей Васильевич, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Адыгский фольклор. Нальчик, 1963. 214 с.

2. Багратуни Ш. История халифов. Эчмиадзин, 1921. 65 с.

3. Багрянородный К. Об управлении империей. М., 1989. 492 с.

4. Византийские историки, переведённые с греческого при Санкт

5. Петербургской духовной академии. СПб., 1858-1863. Т. 1-10.

6. Вриейния Н. Исторические записки. М, 1997. 205 с.

7. Всеобщая история Вардана Великого /Пер. с др. армян. Эминан. М., 1864. 117 с.

8. Диакон Л. История /Пер. М.М.Копыленко, М.Я.Сюзюмова. М., 1988. 222 с.

9. Ибн ал Асир. Тарих ал Камиль / Пер. П.К. Жузе. Баку, 1940. 147 с.

10. Ибн Хордадбех. Книга путей и стран /Пер. Наили Велихановой. Баку, 1986. 427 с.

11. Картлисцховреба/Подред. С.Г. Каухчишвили. Тбилиси, 1955. Т.1. С.269.

12. Коковцев П.К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932. 9 с.

13. Комнина А. Алексиада / Пер. Я.Н.Любарского. СПб., 1996. 703 с.

14. Кулаковский Ю.А. Аланы по сведениям классических византийских писателей. Киев, 1899. 72 с.

15. Куник А., Розен В. Известия ал-Бекли и других авторов о Руси и славянах. СПб., 1878. 4.1. 117 с.

16. Матиане Картлиса/Пер. и прим. М.Д.Лордкипанидзе. Тбилиси, 1976. 100 с:

17. Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей: Извлечение сведений об абхазах, народах Северного Кавказа и Дагестана /Пер. Г.В.Цулая. М., 1979. 102 с.

18. Никоновская или Патриаршая летопись // Полное собрание русских летописей. СПб., 1862. Т. 9-10. С. 379.

19. Новгородская летопись по синодальному харатейному списку. СПб., 1888.

20. Ногмов Ш.-Б. История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Нальчик,1982. 217 с.

21. Повесть временных лет / Под ред. В.П.Адриановой-Перетц. М.: Л., 1950.

22. Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей / Пер. Н.Любарского. М., 1992. 347 с.

23. Пространное житие Константина Философа /Изд. Б.Ст.Ангелов и Хр.Кодова //Климент Охридски. София, 1973. 97 с.

24. Пселл М. Хронография / Пер. Я.Н. Любарского. М., 1978. 319 с.

25. Русский перевод: Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. М., 1861. 4.20.

26. Сказание о нартах эпос народов Кавказа. М., 1969. 275 с.

27. Таранеци С. Всеобщая история / Пер. с др. армян. СПб, 1885. 65 с.

28. Худуд-Алам. Рукопись Туманского / С введением и указателем В.Бартольда. Л., 1930. 45 с.

29. Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: "Хронография" Феофана, "Бревиарий" Никифора. М., 1980. 215 с.

30. Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A.H. 982 A.D. / Tr. and expl. by V. Minorsky with the preface by V.V. Barthold. Tr. From the Russian. L., 1937.

31. Stritters J.G. Memoriae populorum olim ad Danubium, Pontum Euxinum, paludem Maeotidem, Caucasum, mare Caspium et magis ad septemtriones inco-lentium ex scriptoribus historiae Byzantinae erutae et digestae. Petropoli, 1771-1779,1-IV.

32. Nicetae Choniatae. Historia. Berolini etNovi Eboraci, 1975.1.. Литература21. Специальная литература

33. Абакалов А.И., Давудов О.М. Археологическая карта Дагестана. М., 1993. 174 с.

34. Авдиенко В.Г. Этносфера Алании как фактор христианизации (к постановке проблемы) //Археология и вопросы этнической истории Северного Кавказа. Грозный, 1979. С. 102-105.

35. Алексеева Е.П. Вопросы взаимосвязей народов Северного Кавказа с русскими в X XV вв., в отечественной исторической науке. Черкесск, 1992. 56 с.

36. Амиранашвили Ш. История грузинского искусства. М., 1963. 276 с.

37. Анфимов И.Н. Клад византийских монет VIII в. н.э. из г. Славянска-на-Кубани (нижнее Прикубанье) // XVI "Крупновские чтения" по археологии Северного Кавказа (тезисы докладов). Ставрополь, 1990. С. 76-77.

38. Артамонов М.И. Северокавказские аланы // Культура варваров на юге СССР с древнейших времён до образования Русского государства. M.; JI., 1939. 288 с.

39. Артамонов М.И. Аланы в системе Хазарского объединения // История СССР с древнейших времён до образования Русского государства. М.; Л.,1939. T. I. Ч. 3-4. С. 436-446.

40. Артамонов М.И. Саркел и некоторые другие укрепления Северо-Западной Хазарии. // Советская археология. 1940. № 6. С. 130-167.

41. Артамонов М.И. История хазар. М., 1962. 520 с.

42. Ю.Артамонов М.И. Очерки древнейшей истории хазар. М., 1936. 237 с. 11 .Банк A.B. Об одном памятнике чеканного искусства из малой Азии // Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985. С. 201217.

43. Баранов И.А. Таврика в эпоху раннего средневековья (салтово-маяцкая культура). Киев, 1990. 152 с.

44. Бартольд В.В. Арабские известия о русах // Советское востоковедение.1940. №4. С. 38-49.

45. Безуглов С.И., Науменко С.А. Новые находки византийских и иранских импортов в степях подонья И Донская археология. 1999. № 1. С. 35-42.

46. Берлизов Н.Е. К предыстории сложения аланского союза V XIII вв. // XVII "Крупновские чтения" по археологии Северного Кавказа. Тез. докл. Майкоп, 1992. С. 28-29.

47. Бейлис В.М. Ал-Идриси (XII в.) о восточном Причерноморье и юго-восточной окраине русских земель // Древнейшие государства на территории СССР. М., 1984.

48. Бибиков М.В. К изучению византийской этнонимии // Византийские очерки (Труды советских учёных к XVI международному конгрессу византиви-стов). М., 1982. С. 148-159.

49. Бибиков М.В. Византийские источники по истории Руси, народов Северного Причерноморья и Северного Кавказа // Древнейшие государства на террйтории СССР. М„ 1991. С. 5-151.

50. Бибиков М.В. Историческая литература Византии. СПб., 1998. 317 с.

51. Богданова Н.М. Церковь Херсона в X-XV вв. // Византия. Средиземноморье, славянский мир: К XVIII Международному конгрессу византивистов. М., 1991. С. 19-49.

52. Богданова Н.М. Херсон Х-ХУ вв. Проблемы истории византийского города // Причерноморье в средние века. М., 1993. 203 с.

53. Богословский О.В. Тмутараканское княжество //По страницам истории Кубани. Краснодар, 1993. С. 46-53.

54. Богословский О.В. Из истории христианства на Таманском полуострове //Сборник 20 лет музею М.Ю.Лермонтова в Тамани: Тамань археологическая! Тамань, 1996. С. 10-28.

55. Бутков П.Г. О древнегреческих церквах в верховьях р. Б.Зеленчук, осмотренных в 1802 г. майором Потёмкиным //Библиографические листы П.Кеппена. СПб. 1825. №30. С. 430-433.

56. Валк С.Н. Советская археография. М.; Л., 1948. 241 с.

57. Ванеев З.Н. Исторические сведения об аланах-осах (материалы для древней истории осетин). Сталинир, 1941. 101 с.

58. Ванеев З.Н. Средневековая Алания. Сталинир, 1959. 182 с.

59. Васильевский В.Г. Хождение апостола Андрея в стране мирмидонян // Труды. СПб., 1876. Т.2. Вып. 1. 268 с.

60. Васильев В.Г. Житие Иоанна Готского // Труды. СПб., 1876. Т.2, Вып. 2. 432 с.

61. Виноградов В.Б. "Армавирский коридор" на трассе Великого шёлкового пути // Третьи чтения по археологии Кубани (краткое содержание докладов). Армавир, 1996. С. 20-21.

62. Виноградов В.Б. К дискуссии о грузинском влиянии в X-XIII вв. на Северо-Восточное Причерноморье // Дон и Северный Кавказ в древности и средние века / Отв. ред. В.Е. Максименко. Ростов н/Д, 1990. С. 55-62.

63. Воронов Ю.Н. Древности Сочи и его окрестности. Краснодар, 1978. 147 с.

64. Гадло A.B. Рецензия на книгу Кузнецова В.А. "Алания в X-XIII вв." // Византийский временник. 1977. № 38. С. 152-157.

65. Гадло A.B. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. Д., 1979. 213 с.

66. Гадло A.B. Поединок Мстислава с Редедей, его политический фон и исторические последствия // Проблемы археологии и этнографии Северного Кавказа. Краснодар, 1988. С. 84-101.

67. Гадло A.B. Византийские свидетельства о Зихской Епархии как источник по истории Северо-Восточного Причерноморья // Из истории Византии и византиноведения / Под ред. Г.Л.Курбатова Л., 1991. С. 93-106.

68. Гадло A.B. Тмутараканское княжество во второй половине XI века // Славяно-русские древности. Л., 1986. 194-213 с.

69. Гадло A.B. Этническая история Северного Кавказа X-XIII вв. СПб., 1994. 237 с.

70. Гадло A.B. Тмутороканские этюды II // Вестник Ленинградского университета. 1989. Сер.2. Вып.З (№ 16). С. 12-32.

71. Гаглойти Ю.С. Аланы и вопросы этногенеза осетин. Тбилиси, 1966. 254 с. 43 .Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианствана Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992. 191 с.

72. Голованова С.А. Об одной группе древнерусских крестов на Северном Кавказе // Вторая археологическая конференция. Тез. докл. Краснодар, 1993. С. 30-31.

73. Голубинский Е.Е. История русской церкви. М., 1901. Т. 1. 259 с.

74. Голубовский П.В. Болгары и хазары восточные соседи Руси при Владимире,Святом // Киевская старина. 1888. №22. С. 47-56 с.

75. Григорьев В.В. Об отношениях между кочевыми народами и оседлыми государствами // Журнал министерства народного просвещения. 1887. март. С.1-27.

76. Гумилёв Л.Н. Степная Атлантида //Открытие Хазарии /Сост. А.И.Куркчи, М., 1996. С. 161-265.

77. Гуркин С.В. Некоторые вопросы русско-византийских отношений середины XI- первой трети XII вв. // Историческая география Дона и Северного Кавказа. Ростов-н/Д., 1992. С. 54-76.

78. Гутнов Ф.Х. Аристократия алан. Владикавказ, 1995. 140 с.

79. Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1997. 365 с.

80. Десятников Ю.М. Станица Голубицкая // Сборник 20 лет музею М.Ю. Лермонтова в Тамани. Тамань археологическая. Тамань, 1996. С. 3-9.

81. Дидебулидзе З.Ш. Культурные взаимосвязи народов Грузии и центрального Предкавказья. Тбилиси, 1983. 103 с.

82. Динник Н. Верховья Большого Зеленчука. Тифлис, 1899. 26 с.

83. ДильШ. История Византийской империи. М., 1974. 320 с.

84. Иерусалимская A.A. Византийский военачальник на Северном Кавказе? Шёлковая лента из Мощевой Балки // Античная цивилизация и варварский мир: Материалы 6-го археологического семинара. Краснодар, 1998. Ч. 2. С. 80-81.

85. Захаров В.А. В поисках древней Тмутаракани // Кубань. 1985. №11. С. 73-81.

86. История Адыгеи. С древнейших времён до конца XIX века. / Сост. Н.В. Анфимов, Б.И. Джикоев, Р.Х. Битиль. Майкоп, 1993. 213 с.

87. Каждан А.П. Из истории византийской хронографии X в // Византийский временник. 1961. № 19. 76-96 с.

88. Каждан А.П. Византийский податный сборщик на берегах Киммерийского боспора в конце XII в. // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. М., 1963. С. 85-97.

89. Карашковский П.О. Лев Диакон о Тмутараканской Руси // Византийский, временник. 1960. Т. 17. С. 36-47.

90. Калинина Т.М. Сведения ранних учёных Арабского халифата. М., 1988. 214 с.

91. Каминский В.Н. Раннесредневековый комплекс на горе Гриб в окрестностях посёлка Курджинова // Материалы по изучению Ставропольского края. Ставрополь, 1988. Вып.15-16. С. 346-379.

92. Каминский В.Н., Каминская И.В. Новые исследования христианских храмов малых форм в Зап. Алании // Историко-археологический альманах. Армавир: М„ 1996. Вып.2. С. 172-180.

93. Каминский В.Н., Цокур И.В. Из истории аланских племён СевероЗападного Кавказа// Древности Кубани. Краснодар, 1998. Вып. 8. С. 15-21.

94. Каминский В.Н., Каминская-Цокур И.В. Византия и аланы (новые исследования христианских храмов малых форм IX-XIII вв. в верховьях Кубани //Понтийские греки: Studia Pontocaucäsica.III. Краснодар, 1997. С. 58-67.

95. Каминский В.Н. Аланы на Северо-Западном Кавказе // Кубанская археологическая конференция. Краснодар, 1989. С. 96-98.

96. Караулов H.A. Сведения арабских географов IX-X веков о Кавказе, Армении и Азербайджане // СМОМПК, 1908. Вып. 38. С. 11-52.77 .Ковалевская В.Б. Северный Кавказ в X-XIII вв. // Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. С. 224-228.

97. Ковалевская В.Б. Кавказ и аланы: века и народы. М., 1984. 193 с.

98. Кодзаев А.Н. Древние осетины и Осетия. Владикавказ, 1903. 108 с.

99. Кокиев Г.А. Очерки истории Осетии. Владикавказ, 1926. Ч. 1. 155 с.к

100. Коробов Д.С. Выделение локальных вариантов катакомбных могильников III-IX в. на Северном Кавказе // Материалы по изучению культурного наследия Северного Кавказа. Ставрополь, 1998. Вып.1. С. 250-296.

101. Краснокутская Л.И., Фоменко В.А. Стелы с изображением георгиевского креста из Пятигорья // Проблемы археологии и истории Северного Кавказа. Ставрополь, 1999. С. 30-32.ч

102. Крачковский И.Ю. Арабская географическая литература. Избранные сочинения в 6-ти т. М.: Л., 1957. Т.4. 271 с.

103. Крупнов Е.И. Христианский храм XII века на городище Верх. Джулат // Средневековые памятники Сев. Осетии. Материалы и исследования по археологии СССР. № 114. М., 1963. С. 46-67.

104. Кузнецов В.А. Северный Зеленчукский храм X века // Советская археология. 1964. №4. С. 147-149.

105. Кузнецов В.А. Энколпионы Северного Кавказа // Славяне и Русь. М., 1968. С. 80-86.

106. Кузнецов В.А. Древнерусские предметы найденные на Северном Кавказе // Древние славяне и их соседи. Материалы по археологии СССР. Вып. 176. М., 1970. С. 153-155.

107. Кузнецов В.А. Два византийских креста из Алании // Советская археология. 1971. №2. С. 255-257.

108. Кузнецов В.А. Алания в X-XII вв. Орджоникидзе, 1971. 244 с.

109. Кузнецов В.А. Церкви Верх. Джулата, их время и интерпретация // "Круттновские чтения" по археологии Сев. Кавказа. Махачкала, 1975. С. 107-109.

110. Кузнецов В.А. Зодчество феодальной Алании. Орджоникидзе, 1977. 202 с.

111. Кузнецов В.А. Христианство в Алании до X века // Известия Юго-Осетинского научно-исследовательского института АН ГССР. Вып. 23. 1978. С. 25-36.

112. Кузнецов В.А. Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа. Орджоникидзе, 1980.

113. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Орджоникидзе, 1984. 302 с.

114. Кузнецов В.А. Алания и Византия // Археология и традиционная этнография Северной Осетии. Орджоникидзе, 1985. С. 37-67.

115. Список опубликованных научных работ В.А.Кузнецова (К 60-летию со дня рождения) // Методика исследования и интерпретация археологических материалов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1988. С. 130-134.

116. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Владикавказ, 1992. 390 с.

117. Кузнецов В.А. Алано-осетинские этюды. Владикавказ, 1993. 183 с.

118. Кузнецов В.А. Дургулель Великий и Нижний Архыз // Методика исследования и интерпретация археологических материалов Сев. Кавказа. Орджоникидзе, 1998. С. 76-92.

119. ЮО.Кузнецов В.А., Рудницкий P.P. Поселение "Козьи скалы" у горы Бештау // Материал по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа." Ставрополь, 1998. Вып. 1. С. 297-331.

120. Кузнецов В.А., Чеченов И.М. История и национальное самосознание (проблемы современной историографии Северного Кавказа). Пятигорск; М., 1998. 89 с.

121. Кузьмин А.Г. К какому храму ищем мы дорогу? М., 1989. 268 с.

122. ЮЗ.Кулаковский Ю.А. Христианство у алан // Византийский временник. 1898. №1. С. 1-18.

123. Кулаковский Ю.А. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899. 247 с.

124. Курбатов Г.Л. История Византии: Историография. Л., 1975. 40 с.

125. Лавров Л.И. Адыги в раннем средневековье // Сборник статей по истории Кабарды. Нальчик, 1955. Вып. 4. С. 19-64.107 .Лавров Л.И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев // Труды института этнографии. Новая история. Нальчик, 1959.

126. Ламбин Н. О Тмутараканской Руси // Журнал министерства народного просвещения. 1874. №1. С. 58-95.

127. Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956.262 с.

128. Литаврин Г.Г. Русско-византийские связи в сер. X в. // Вопросы истории. 1986. №6. С. 21-33.

129. Ложкин М.Н. Новые памятники средневековой архитектуры в Краснодарском крае // Советская археология. 1973. № 4. С. 270-276.

130. Ложкин М.И. Аланы на Урупе // Вопросы археологии и этнологии Сев. Осетии. Орджоникидзе, 1984. С.76-90.

131. Ложкин М.Н. Каменная алтарная преграда храма №1 Ильичёвского городища XI-XIII вв. в Отрадненском районе Краснодарского края //II Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1977. С. 12-14.

132. Ложкин М.Н., Малахов С.Н. Железные кресты византийско-кавказского типа из Отрадненского музея // Историко-археологический альманах. Армавир: М., 1996. С.202-209.

133. Лордкипанидзе М.Д. Из истории византийско-грузинских взаимоотношений // Византийский временник. М., 1979. Т. 40. С. 92-95.

134. Лордкипанидзе М.Д. О византино-грузинских культурных взаимоотношениях VII-XIII вв. // Византийские очерки. М., 1982. С. 160-182.

135. Любарский Я.Н. Историограф Пселл // Пселл М. Хронография. М., 1978. С. 234-235.

136. МавродинВ.В. Тмутаракань//Вопросы истории. 1980. №11. С. 177-132. 123 .Макарова Е.И. На "древней тропе" между Архызом и Тмутараканью //

137. Третьи чтения по археологии Средней Кубани. Армавир, 1996. С. 21-23. 124.Малахов С.Н. К вопросу о локализации епархиального центра Алании в XII-XVI вв. // Аланы: Западная Европа и Византия. Владикавказ, 1992. С. 149-179.

138. Малахов С.Н. Христианизация Алании в 912-922 гг. по письмам Константинопольского патриарха Николая Мистика //Научные чтения по всеобщей истории, посвящённые памяти академика С.Д.Сказкина. Ростов-н/Д., 1992. С. 24-26.

139. Малахов С.Н. К истории алано-русско-византийских связей в середине ХПвека / XVIII "Крупновские чтения" по археологии Северного Кавказа. Кисловодск, 1994. С.60-61.

140. Малахов С.Н. Алано-византийские заметки. (4.1) // Аланы: история и культура. Владикавказ, 1995. С. 376-388.

141. Малахов С.Н., Нарожный Е.И. О находках каменных крестов на территории Средней Кубани // Четвёртые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир, 1997. С. 17-20.

142. Малыхин С. Архыз жемчужина Кавказа. Черкесск, 1959. 54 с.

143. Мамедов М.Г. Образование Хазарского государства. М., 1983. 236 с.131 .Map Н.Я. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Георгием

144. Арабская версия), СПб, 1905. 156 с.

145. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. СПб., 1997. 341 с.

146. Мещеряков В.Ф. О времени появления христианства в Херсонесе Таврическом // Актуальные проблемы изучения религии и атеизма. JL, 1978.

147. Миллер В.Ф. Древнеосетинский памятник из Кубанской области // Материалы по археологии Кавказа. 1893. Вып. 3. С. 97-128.

148. Милованов Е.А. Средневековое городище нар. Уруп // Археологические открытия 1972 года. М., 1973. С.137-139.

149. Минаева Т.М. Из истории археологических обследований верховьев р.Кубани // Учёные записки Ставропольского государственного педагогического института. Ставрополь, 1951. Т.7. С. 211-236.

150. Минаева Т.М. К истории алан Верх. Прикубанья по археологическим данным. Ставрополь, 1971. 248 с.

151. Минаева Т.М. Археологические памятники на р. Гиляч. Материалы и исследования по археологии СССР. 1962. №23. 42 с.

152. Минкявичус Я.В. Религия в этнической структуре общества // Вопросы философии. 1976. №11. С. 11-25.

153. Минорский В.Ф История Ширвана и Дербента X-XI вв. М., 1963. 205 с.141 .Монгайт А.Л. О границах Тмутараканского княжества в XI в. М., 1963.

154. Морковин В.И. Исследование Сентинского храма и некрополя у р.Теберды в Карачаево-Черкессии // Историко-археологический альманах. Армавир: М., 1996. Вып. 2. С. 180-201.

155. Назаров C.B. Внешняя политика Византии по отношению к северным соседям в XI в. // Проблемы всеобщей истории: материалы научно-практических преподавательско-студенческих семинаров. Армавир, 1995. Вып. I. С. 24-25.

156. Назаров C.B. Сочинение Константина Багрянородного как источник по истории Северо-Западного Кавказа // Историческое регионоведение вузу и школе: Материалы Четвёртой региональной научно-практической конференции. Армавир, 1995. С. 9-10.

157. Назаров C.B. Роль Византии в средневековой истории //Проблемы всеобщей истории: материалы научно-практических преподавательско-студенческих семинаров. Армавир, 1996. Вып. 2. С. 24-26.

158. Назаров C.B. Археологические свидетельства византийской христианизации алан: некоторые дискуссионные проблемы // Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани. Тез. докл. Армавир, 1997. С. 92-93.

159. Назаров C.B. Об эволюции политической теории в Византии // Проблемы всеобщей истории: материалы научно-практических семинаров. Армавир, 1997. Вып. З.С.15-16.

160. Назаров C.B. Хазарский каганат в контексте северной политики Византии // Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани. Тез. докл. Армавир, 1998. С.91-93.

161. Назаров C.B. Тамань в системе внешнеполитической деятельности Византии на Северо-Западном Кавказе X-XI века // Проблемы всеобщей истории: материалы научно-практических семинаров. Армавир, 1997. Вып. 5. С. 28-34.

162. Нарожный Е.И. К проблеме выделения "таманских следов" церковного влияния на Верхней и Средней Кубани // Вторые чтения по археологии Средней Кубани. Тез. докл. Армавир, 1994. С. 23-25.

163. Нарожный Е.И. Ещё раз о предметах мелкой пластики с Сев. Кавказа // Актуальные проблемы археологии Сев. Кавказа: XIX "Крупновские чтения". М., 1996. С. 119-121.

164. Нарожный Е.И., Соков П.В. Об аланском этнокомпоненте горькобалков-ского могильника № 1 // Пятые чтения по археологии средней Кубани. Армавир, 1998. С. 26-28.

165. Нарожный Е.И. По поводу критики В.А.Кузнецовым и И.М.Чеченовым некоторых примеров освещения грузино-северокавказских связей // Историческое регионоведение Северного Кавказа вузу и школе. Армавир, 1999. С. 23-36.

166. Насонов А.Н. Тмутаракань в истории Восточной Европы X века // Исторические записки. М., 1940. №6. С. 56-89.

167. Новосельцев Восточные свидетельства о славянах VI-XI вв. // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. 411 с.

168. Новосельцев А.П. К истории аланских городов // Материалы по истории Сев. Осетии. Орджоникидзе, 1969. Т. 2. С. 132-136.

169. Новосельцев А.П. Хазария в системе международных отношений VII-IX вв. // Вопросы истории. 1987. № 2. С. 5-27.

170. М.Ш. Кисеев. СПб.; Владикавказ, 1998. 517 с. 163.Осетия и осетины / Сост. К. Челехсаты. Владикавказ, 1994. 576 с. 164.0черки истории Кубани с древнейших времён по 1920 г. / Под общ. ред.

171. B.Н. Ратушняка. Краснодар, 1996. 656 с.

172. Очерки истории Грузии: Грузия в IV-X веках. Тбилиси, 1988. 416 с.

173. Папаскири З.В. У истоков грузино-русских политических взаимоотношений. Тбилиси, 1982. 157 с.

174. Пархоменко В.А. Вопрос о времени и месте нахождения Тмутаракани // Бюллетень Керченской археологической конференции 1926. Керчь, 1926.1. C. 1-6.

175. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. 438 с.

176. Перфильева JI.A. Архитектурные памятники средневековой Алании // Культурные взаимосвязи народов Средней Азии и Кавказа с окружающим миром в древности и средневековье. Тез. докл. М., 1981. С. 37-39.

177. Перфильева Л.А. К вопросу о византийском влиянии на культовую архитектуру Северо-Западного Кавказа в X-XI вв. //Аланы. Западная Европа и Византия. Владикавказ, 1992. С. 180-201.

178. Плетнёва С.А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура. М., 1967/275 с.

179. Плетнёва С.А. Кочевники средневековья: Поиски исторических закономерностей. М., 1982. 88 с.

180. Плетнёва С.А. Хазары. М., 1976.175 с.

181. Плетнёва С.А. Саркел и "шёлковый" путь. Воронеж, 1996. 167 с.

182. Присёлков М.Д. Русско-византийские отношения IX-XII вв. // Вестник древней истории. 1939. № 3. С. 14-19.

183. Присёлков М.Д. История русского летописания (XI-XV вв.) СПб., 1996. 325 с.

184. Прозрителев Н.Г. Древние христианские памятники на Сев. Кавказе // Сборник статей о Сев. Кавказе. Ставрополь, 1906. 1-15 с.

185. Прокопенко Ю.А. Клады и находки единичных монет на территории Ставропольского края и Карачаево-Черкессии. К вопросу о древних путях в центральном Предкавказье // Из истории земли Ставропольской. Ставрополь, 1996. С. 17-28.

186. Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории / Науч. ред. В.Н.Ратушняка. Краснодар, 1994. 4.1. 271 с.

187. Равдоникас Т.Д. Очерки по истории одежды населения Северо-Западного Кавказа. Л., 1990. 217 с.

188. Расовский Д.А. Половцы // In: Seminarium Kondakovianum, 1935-1940. Т.4-14.

189. Семёнов А.И. Византийские монеты из погребений хазарского времени на Дону//Проблемы археологии. Л., 1978. Вып. 2. С. 180-190.

190. Семёнов А.И. О датирующихся способностях византийских солидов VII-VIII вв. // Вторая Кубанская археологическая конференция. Краснодар, 1993. С. 94-96.

191. Семёнов Л.П. Археологические и этнографические изыскания в Ингушетии 1926-1936 гг. Грозный, 1956. 132 с.

192. Скрижинская Е.Ч. Греческая надпись из Тмутаракани //Византийский временник. 1961. № 18. С. 74-84.

193. Смирнов В.Д. Что такое Тмутаракань? //Византийский временник. 1923. №23. С. 4-7.

194. Соколов Н.П. Сорок лет советского византиноведения. Горький, 1959. 4.1. 45 с.

195. Степанидзе Д.К. Политические взаимоотношения Грузии с народами Кавказа в XII в. Тбилиси, 1974. 245 с.

196. Сысоев В.М. Поездки на реки: Зеленчук, Кубань и Теберду летом 1895 г. //Материалы по археологии Кавказа. М., 1898. Вып.7. С.12-18.

197. Сысоев В.М. Карачай в географическом, бытовом и историческом отношении //Сборник материалов по описанию местностей и племён Кавказа. Тифлис, 1913. Вып. 43. С. 37-45.

198. Тарабанов В.А. Болгарские племена'на территории края. Хазарский каганат // По страницам истории Кубани. Краснодар, 1993. С. 35-44.

199. Татищев В.Н. История Российская. М.; Л., 1964. Т.4. 225 с.

200. Тогошвили Г.Д. Византия и Алания // Мацне. 1978, №2. С. 61-80.

201. Тогошвили Г.Д. К вопросу о характере грузино-северокавказских взаимоотношений в Х1-ХШвв. //Вопросы истории народов Кавказа. Сб. ст. Тбилиси, 1987. С. 184-199.

202. Томсинский С.Г. Проблемы источниковедения //Проблемы источниковедения. М.; Л., 1933. Т.1. С. 4-19.

203. Удальцова З.В. Советское византиноведение за 50 лет. М., 1969. 361 с.

204. Успенский Ф.И. Византийские владения на берегу Чёрного моря в 1Х-Х вв. //Киевская старина. 1889. №5/6.

205. Успенский Ф.И. История византийской империи: Период македонской династии (867-1057 гг.). М, 1997. 527 с.

206. Филицын Е.Д. Археологическая карта Кубанской области. СПб., 1882.

207. Халидов А.Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. М., 1985. 126 с.

208. Хлушкова Л.Г. Раннехристианские саркофаги из Абхазии // Византийский временник. 1984. № 45. С.207-210.

209. Хлушкова Л.Г. Лыхны: Средневековый дворцовый комплекс в Абхазии: М., 1998. 158 с.

210. Цукерман К. Венгры в стране Леведии: новая держава на границах Византии и Хазарии ок. 836-889 гг.// Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Симферополь, 1997. Вып. 6. С. 663-688.

211. Черепнин Л.В. "Повесть временных лет", её редакции и предшествующие её летописные своды //Исторические записки. М., 1948. Т.25. С. 17-47.

212. Чеченов И.М. Новые материалы и исследования по средневековой археологии Северного Кавказа // Археологические исследования на новостройках Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1987. №3. С. 40-170.

213. Чичуров И.С. Место "Хронография" Феофана в ранневизантийской историографической традиции (IV- начало IX в.) // Древнейшие государства на территории СССР. М., 1981. С. 4-35.

214. Чубунашвили Г.Н. Архитектура Грузии //Вопросы истории архитектуры. М., 1966. Т.З. С. 52-64.

215. Шахматов А.А. Разбор сочинения И.А.Тихомирова //Обозрение летописных сводов Руси Северо-Восточной. СПб., 1899. С. 65-82.

216. Шептун С. Из истории православной церкви на Кубани. Краснодар, 1985.

217. Шестаков С.П. Памятники христианского Херсонеса. Очерки по истории Херсонеса в VI-X веках по Р.Хр. М., 1908. Вып.З. 40 с.

218. Щапова Ю.Л. Византия и Восточная Европа. Направление и характер связей в XI-XII вв. (по находкам стекла) // Византия. Средиземноморье. Славянский мир. М., 1991. С.155-177.

219. Эрдели И. Венгры на Дону // Маяцкое городище. Труды советско-болгарско-венгерской экспедиции. М., 1984. С. 12-35.

220. Языков Д.И. Опыт истории хазаров //Труды Российской АН. СПб., 1840.

221. Якубовский А.О. Ибн Мискавейх о походе руссов на Берда в 322 г. (943 г.) // Византийский временник. М., 1926. С. 63-92.

222. Якубовский А.О. О русско-хазарских и русско-кавказских отношений в IX-X вв. //Известия АН СССР. 1946. Т.З. №5. С. 11-17.

223. Янин В.Л. Печати Феофано Музалон //Археологический нумизматический сборник. Киев. 1965. Т.2. С.80-84.

224. Бакалов Г. Византия: культурно-политически очерци. София, 1978. 454 с.

225. Beck H.-G. Res Publika Romana. Vom Staatsdenken der Byzantiner // Das byzantinische Herrscherbild. Darmstadt, 1975. 379 s.

226. Dunlop D. M. The History of the Jewish Khazars. Princeton, 1954. 150 p.

227. Dvomik Fr. Les legendes de Constantin et de methode mes de Byzance. Prague, 1933. 175 p.221 .Gautier P. 'Le dossier d'un haut fonctionnaire d'Alexis I Comnene, Manuel Straboromanos', Revue des Etudes Byzantines. XXIII. 1965. 191 p.

228. Ficker g. Das Epiphanios-kloster in kerasus und der metropolit Alaniens. Byzantinisch-Neugriechische Jahrbucher, Bd. III. Berlin, 1922.

229. Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A.H. -982 A.D. / Tr. and expl. By V. Minorski with preface by V. V.Barthold. Tr. From the Russian. L.,1937 145 p.

230. Marquait J. Uber das Volkstum der Kumanen. Leipzig, 1914.

231. Sevchenko I. The Date and Author of the Fragments of Toparcha Gothicus. In Saeculum. 1969. Vol. 20.

232. Thomas S. Noonan. Byzantium and the Khazars: a special relationschip? // Byzantine Diplomacy: Papers from the Twenty fourth spring Symposium of Byzantine Studies, Cambridge, March 1990 Edited by I. Shepard and S. Franklin Variorum 1992. P. 109-131.

233. Wozniak F.E. Byzantine Police on the Black Sea or Russian steppe in the Late 830' s // Byzantine Studies / Etudes byzantints. 1975. P. 56-62.

234. Диссертации и авторефераты диссертаций

235. Агрба И.Ш. Взаимоотношения Абхазского царства и Византии (к. VIII-X вв.). Дисс. канд. ист. наук. М., 1989. 220 с.150

236. Афанасьев Г.Е. Проблемы хронологии раннесредневековых памятников Северного Кавказа: Автореф. дисс. канд. ист. наук. М.,1976. 17 с.

237. Габриелян P.A. Армяно-аланские отношения в древности и средние века. Дисс. канд. ист. наук. Ереван, 1984. 185 с.

238. Голованова С.А. Русско-северокавказские связи IX- первой половины XVI века (историко-археологическое исследование по материалам Центрального Предкавказья): Автореф. дисс. канд. ист. наук. Ростов н/Д., 1993. 17 с.

239. Догузов К.Г. Византийско-аланские отношения (VI-XII вв.): Автореф. дисс. канд. ист. наук. Тбилиси, 1987. 18 с.

240. Нарожный Е.И. Восточные и Западные инновации золотоордынской эпохи у населения Верхнего и Среднего Притеречья (Археолого-исторические исследования): Авторефер. дисс. кан. ист. наук. Воронеж. 1998. 24 с.

241. Чамокова С.Т. Религия адыгов: история, динамика развития (IV-XVI вв.): Автореф. Дисс. канд. ист. наук. Майкоп, 1997. 29 с.