автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Северорусская резьба и роспись по дереву: ареалы и этнические традиции

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Шелег, Виктор Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Северорусская резьба и роспись по дереву: ареалы и этнические традиции'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Северорусская резьба и роспись по дереву: ареалы и этнические традиции"

. .1 1 9 1.

' АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ОРДЕНА Д1У1Ш НАРОДОЗ ИНСТИТУТ этнолог;" И АЯТРЭШОГЖГ им. Н.Н.МИШХО-ЖЛАЯ

ЛЕНИНР РАДЖ.? ШШ

/

/

/

!

(

На псз/ч^х дуопуси

" 'V

ч 1 ' 7 Г -о Jl & 1

В:;:гаор А'ехсеевич

СНЗЕРНО Р/ С СКАЛ РЕЗЬБА 11 РССПЛСЬ ПО ДЕРЕЗУ: АРЕАЛЫ 2 ЭТНИЧЕСКИЕ ТРШ1ИЛ

Специальность 07.00.С7 - этнография

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата кстортоских наук

Ленинград 19ЭХ

Работа выполнена в отделе восточных славян Ленинградского

филиала Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Ма

лая АН СССР.

Каучний руководитель -

доктор исторических наук Т.Д..Борнитам

Официальное оппоненты: доктор исторических наук Т.В.Станокович доктор филологических наук, проф. А.С.Герц

Ведущее учреждение: Государственный Музей народов СССР ^

Запита состоится " " сЛ èf^J) I99E г. на заседании специализированного совета Д 002.76.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук прг Ленинградском филиале Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР, 199031*, Ленинград, Университетом набережная, 3.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института этнологии и антропологии АН СССР /Ленинградский филиал/.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат исторических наук

А.И.Решетов

КЛКТЮШ {/.-«пи

.характеристика работы.

>оть темы. Этническая и этнокультурная история рус-

х - проблемы "старые" не только для этнографии,но и для дру-х дисциплин,занимающихся этим вопросом.Они актуальны всегда, есть современны, так как это процесс исторический,постоянно процессе развития общества формулирующий новые задами. Зое бо~ е настоятельной становится необходимость расширения источнико-дческой базы,выработка новых методик,позволяющих привлекать в оцессе изучения этнической истории русских новые материалы, учение русского народного искусства, в том числе резьбы и рос-си по дереву как источника по этнической истории северных сских под углом зрения "этнические процессы и этногенез северных сских" позволяет привлекать для решения вопросов этногенеза териалы,накопленные музеями страны,ставить вопросы о времени овдения ^ой или иной традиции в комплекс народной культуры, учать'механизм формирования традиции.

В качестве предмета исследования ми выбрали трехгранно-выем-.тую и скульптурно-зооморфную резьбу и крестьянские росписи се~ ¡рнорусского населения. Названные типы резьбы являются не толь-

самцки распространенными, но и, пожалуй наиболее тесно обидными с народной культурой, ее наиболее ранними этапами фор-рования. Распространение росписей в крестьянской среде - хро-логически более поздний этап развитая народной культуры,тесно 1язанниЯ о общерусским культурно-историческим развитием, усво-1ием крестьянством элементов городской культуры в ходе соци-[ьно-экономического и культурного прогресса русской деревни. !есте о тем распространение росписей преимущественно в север-Iрусской зоне, формирование /в короткий срок/ их локальных •илей говорит о действии механизма этнической избирательности,

г ....

усвоении элементов, отвечающих логике развития именно этого" варианта народной культуры. Сопоставление материалов по резьбе--и росписи по дереву со всем комплексом доступных нам источников" позволяет рассматривать художественные традиции в контексте истории, в развитии.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - выявление этнических истоков традиционной резьбы и росписи по дереву в севернорусской зоне в контоксте этнокультурной истории Европейской России, а также выявление ареалов трехгранно-выемчатой и скульптурно-зооморфной резьбы и росписи в севернорусской зоне и сопоставление'их с комплексом материалов, освещающих этническую историю края, для исследования этнических истоков этих традиций.

В процессе исследования решаются следующие задачи: а/ Выявление ареалов трехгракно-выемчатой и скульптурно-зооморфной резьбы на территории Ясского Севера. 6/ Определение■ареалов трехгранно-выемчатой и скульптурно-зооморфной резьбы в Европейской России, в/ Выявление 'ареалов различных типов росписи и их сопоставление с ареалами резьбы на территории Европейской России, г/ Сопоставление этих ареалов резьбы и . росписи с комплексом лингвистических, диалектологических, исторических, антропологических и археологических материалов, в той или иной степени затрагивающих вопросы формирования севернорусского населения и его культуры, и на основе этого сопоставления формулировка выводов этнологического значения.

Методологическая база исследования. Методологической базой работа является положения материалистической диалектики,' исторического материализма. В своей работе мы исходим из понятия и«расчлененности, синкретизма народной культуры, равноправного положения всех ее сторон в народном мировосприятии, отказа

от искусственного расчленения единой народной культура на так • называемые "материальную" и "духовную". Народная культура не-набор механически соединенных элементов, а кивая саморегулирующаяся система,пронизанная множеством связей, способная /до известных пределов/ компенсировать утраты и усваивать влияния извне.

Методика исследования. В методической системе нашей работы применяются следующие основные принципы: а/ Комплексный источ-никовый подход, то есть привлекаются данные всех наук, занимающихся культурой Русского Севера: истории, этнографии, археологии, антропологии, лингвистики,диалектологии, искусствоведения, и сопоставления их данных с собственно этнографическим матзриа--лом. Все эти материалы рассматриваются с точки зрения интересующей нас проблемы - формирования севернорусского населения и его культуры и выявления этнических компонентов этих процессов. Народное искусство должно изучаться в историческом контексте. Этим определяется следующий принцип: б/ Изучение привлекаемых материалов в контексте историко-этнографического развития, как социально-экономического, так и культурного. Необходимость постановки изучаемого явления на твердую фактологическую основу требует применения следующего,'важнейшего, на наш взгляд, метода: в/ Картографирования различных комплексов и отдельных групп предметов. Помимо картографирования различных типов резьбы привлекают^ для сопоставления материалы картографирования других данных, проведенного специалистами по антропологии, диалектологии, археологии, этнографии.

Источниками работы стали вещественные фонды 15 музеев страны: Архангельского музоя деревянного зодчества /ныне Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства/. Архангельского музея изобразительного искусства, Архангельского областного краеведческого музея с четырьмя филиалам!, Со-

ловецкого музея-заповедника, Вельского, Каргопольского, Сольвы-чегодского районных музеев, Государственного музея этнографии не родов СССР /г.Ленинград/, Вологодского, Костромского, Псковской областных краеведческих музеев, фонды Научно-исследовательского института художественной промышленности / НИИХП, г.Москва/; архивные материалы Государственного архива Архангельской области / ГААО/, Центрального государственного Исторического архива /ЦП г.Ленинград/, фонды архивов НИИХП и института Спецпроектреставр! ция /г.Москва/, материалы полевого обследования Архангельской области в 1977 - 37 гг., многочисленные публикации «.памятников народного искусства в каталогах крупнейших музеев страны. Общее количество изученных памятников составило более трех тысяч.

Научная новизна работы заключается в привлечении материалов по русской народной резьбе и росписи в качестве источника по этнической истории севернорусского населения, выявлении реальных границ ареалов трехгранно-выемчатой и скульптурно-зооморфной резьбы и сопоставлении с комплексом исторических материалов, чт< позволяет решать вопросы появления, развития и вхождения этих типов резьбы в комплекс культурных традиций.Сопоставление с арэ. лаш различных типов росписи позволяет изучить механизм вхождения инновации в комплекс крестьянской культуры,процесс взаимовлияния городской и крестьянской культур.

Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности сопоставления полученных результатов с материалами картографирования элементов материальной культуры, проведенного авторами историко-этнографичеокого атласа "Русские", для выявле ния реальных границ культурно-этнографических зон Русского Севе и дальнейшего изучения формирования севернорусского населения и его культуры.

Апробация исследования. Результаты работы нашли отражение

■в разработках по научному обоснованию Северодвинского,Мезенско- 1 го, Пинежокого, Важского и Каргопольско-Онежского секторов Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства, разработках по тем или иным вопросам создания экспозиций музея, в выступлениях на ряде конференций /тезисы некоторых из них опубликованы/ и статьях. Основные положения работы изложены в четырех публикациях /общим объемом около .трех а.л./ •

Диссертация обсуждена. в отделе восточных славян Ленинградской части Института этнографии АЛ СССР.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Карты-схемы результатов картографирования /I - Е5/ приведены в текста второй и третей глав. В приложении даны: список использованной литературы и список сокращений. Объем основной, часта исследования 160 страниц, списка использованной литературы - 2^5 наименований.

П. Основное содержание работы.

Во введении обоснованы выбор и актуальность темы, определены цели, задачи, методологические и методические принципы работы, рассматривается история изучения трехгранно-выемчатой и скульптурно-зооморфной резьбы и крестьянских росписей севернорусской зоны и-дается общая характеристика и оценка используемых источников.

Первая глава "Лекоративное оформление жилица и доманней ут-варл я контексте социально-экономической и этнокультурной истории Русского Севера" состоит из двух разделов.

I. "Социально-экономическое и культурное развитие Русского Севера к XXX в." История Русского Севера издавна привлекает внимание исследователей. Особенно интенсивно она изучалась в послодиуо десятилетия. Важнейшим результатом работы советских

ученых ыожно- считать вывод о неоднородности как русского населения, заселявшего Север, так и аборигенного, о которым столкнулись переселенцы. Не менее важной является постановка вопроса об относительной молодости комплекса севернорусской культуры, . то есть обоснование того, что своеобразие культуры севернорусского население является результатом не консервации древнерусских традиции, а итогом длительного и сложного исторического процесса.

Освоение Севера растянулось на несколько столетий. Если начало его можно отнести не позднее, чем к началу ХЕ в.,то крайний северо-восток, Побережье Канинского полуострова и Чеиской губы заселялось в Х71Х1 - начале ХХвв. Первоначально осваиваются центральные я- западные районы: бассейны Сухоны,Ваги, Двины и Онег северо-западное.побережье Белого моря.Отдельные поселения возникают и восточнее, в бассейнах Пинеги, Мезени, Вычегды. Но массовая колонизация северо-восточных районов началась позднее, уже после вхождения всех.северных земель в состав единого Ясского государства. Если в освоении центральных и западных земель основную роль играли ваходцы из Новгородского и Верхневолжских княжеств, то северо-восток осваивался русским населением, сформировавшимся в бассейнах Двины, Ваги и Онеги. Хотя в 2тот район и проникали переселенцы из южных районов, особенно в эпохи социальных потрясений ХУ1 - ХУП вв., основной исходной зоной колонизации был бассейн Северной Двины. Именно поэтому культура Пинеги и Мезени имеет несомненное сходство с культурой населения двинского бассейна.

Расцвет культуры Русского Севера приходится на конец ХУ1 -качало ХУШвв.,когда по Двине,через Архангельск, осуществлялась связь России с Западной Европой. В это время бурно разви-вйотся экономика: северные городи - Архангельск, Холвдгорн,

'львычегодск,- Каргополь - превращайся в крупные культурные и ;ономичесхи9 центра. Но подъем экономики и культуры этого реги-га опирался, в первую очередь, на успешное развитие крестьян-coro хозяйства, ставшего надежной базой экономического и куль-грного развития Русского Севера. Лишь со второй половины ХУШв. ичинается постепенное затухание экономической активности,про-рацение Севера в отдаленную окраину Еусского государства/ Тем э менее исследователи, работавшие на Севере во второй половине [Хв., в первую очередь отмечали несомненное своеобразие его ультуры, "архаику" многих ео элементов. Именно тогда сформиро-алось представление о том, что в этом районе законсервировались , ревнерусские традиции, что, изучая Север, можно реконструиро-ать ранние этапы русской культуры в целом. Все новое, проникав-ее в народную культуру в ХУЦГ-ПХвэ. воспринималось как ее еградация и упадок. Такой взгляд определялся во многом народ-ической традицией, противопоставлявшей "упадническую" культуру орода. здоровой и "неразвращенной" дэрзвенской. Изучение реаль-ой истории и культуры Севера ХУ1~Х1Хвв. говорит о том, что ;рестьянская культура на протяжении столетий развивалась в тес-юм контакте с городской, и представление о том, что она развилась без всякого влияния извне и в НХв. начала неудержимо ру-шться под натиском городской культуры, являются тендециозной ."очкой зрения, не выдерживающей серьезной критики.

2. "Эволюция художественной традиции резьбы и росписи." В этом разделе рассматриваются основные типы русской народной резь-íu, распространенные в XIX - начале XX в., как сформировавшиэ-зя в глубокой древности, так и распространившиеся позднее, э ходе социально-экономического и культурного развитая русской церевни. Обосновываются выбор автором для изучения и картографирования именно трехгранно-выемчатой и скульптурно-зооморфной

" 8

' резьбы как наиболее распространенных и архаичных видов резьбы '

в русском народном искусству Рассматривается "материальная ос-«

нова", на которой существовала и развивалась система народного декора, то есть комплекс орудий, утвари и элементов жилища, украшавшихся этими типами резьбы, их формирование и развитие.

Предпринятая классификация предметов, украшенных трехгранно- . выемчатой резьбой, по функциональному назначению выявила ее несоы ненную связь с комплексом орудий прядения и ткачества.Господствующие элементы орнаментальных композиций на предметах, украшенных трехгранно-выемчатой резьбой: розетки, квадраты, ромбы, кресты, - единодушно трактуются как графические символы солнца, то есть они по сути являптся вариантами одного ведущего но- , тива. По-видимому, можно предположить тесную взаимосвязь солярной символики трехгранне-выемчатой резьбы как с процессом прядения и ткачества,'так и о мифологическим значением этих занятий и магическими действиями^ защищавшими благополучие, удачное замужество женщин, защиту всей крестьянской общины от эпидемий и стихийных бедствий. Прядение*'^ ткачество - не только .хозяйственные работы,' но и символический акт миротворения, борьбы: ■ жизни против смерти, противостояние умиранию солнца осенью и возрождения его плодогворящей силы весной.

Появление солярной символики на элементах жилища так же, по-видимому, связано о космогоническими представлениями русского крестьянства, как и солярная символика на комплексе орудий прядения и ткачества. Солярная розетка, "громовой знак" овязана не только о образом Мокоши - богини плодородия, покровительницы «енщин,- но и о верховными божествами восточнославянского пантеона. Так, реконструкция знаменитого святилища Пэруна под Новгородом, проведенная археологами, показывает, что оно имело форму вооьмидепеотковой розетки. Перун - не только верховный

бог войны,' но и бог грома и молнии, повелитель небесного ог;:л, • и поэтому появление "громового знака" на щипце кровли крестьянского жилица вполне обосновано.

Наряду с розеткой символом солнца считается и образ коня -ведуций в скульптурной резьбе. В изображении кокя значительно более четко, чем з солярной розетке, проступают заэдтло-маги-ческие функции, роль оберега, защищающего многие стороны деятельности человека, его кили те. С этим образом связан весь комплекс представлений об обжитом, очелозеченоч пространства, четкое противопоставление его всем злым силам, окружающим человека. Если защитно-магические и продуцирующие функции солярной розетки с трудом поддаются реконструкции и были почта забыты к XIX в., го защитно-магические функции и целый комплекс поверий, связанных с изображением конской головы, осознавались крестьянством еще в ДХв.

Несомненно, защитно-магические функции как солярной розетки, та'к и изображение конской головы в течении столетий подвергались значительной деградации, размыванию и угасанию. Эти функции постепенно переходили к христианской символике, вытеснялись ею. По мере затухания семантический роли трехгранно-выемчатой и скульптурно-зооморфной г ьбы возрастала и выступала на первый план декоративная. Это облегчило появление и распространение крестьянских росписей, в первую очередь на комплексе той же домашней утвари и элементах жилища на территории Северной России.

Вторая глава "Ареалы трехгранно-выемчатой и скульптурно-зооморфной резьбы" состоит из трех разделов.

I."Ареалы и этническая характеристика трехгранно-выемчатой резьбы". В этом разделе дается краткая характеристика ареала распространения трахграняо-выемчатой резьба на территории Еа-

'ропсЯсхоХ России /Карта-схема I/, суммируются доступные автору, материала о бэтозанли резьбы в Прибалтике, на Украине, в Центральной к Северной Езропо. Делается вывод, что основная зона распространения разьбы - северная часть Центральной и Восточной Европа и Скандинавия, то есть зона расселения северногерманских, балтсюих и ряда славянских народов. В этой зоно резьбой украшалась домашняя утварь, в первую очередь - орудия прядения и ткачества.

Вторая, значительно меньшая по территории и слабее выраженная зона распространения трехгранно-выемчатой резьбы размещается в горном Карпато-Альпийском регионе й прилегающих к нему районах, среди ряда славянских,германских,« романских народов. В этой зоне украшались розетками, выполненными в технике трехгранно-выемчатой резьбы, в первую очередь элементы жилища и некоторая домашняя утварь. Нас в нашей работе интересует прежде всего распространение резьбы на территории России. 3 заключение главы высказываются лишь некоторые общие соображения относительно бытования резьбы в остальных районах Европы.

Далее делается анализ распространения резьбы на Русском Севере и проводится сопоставление с комплексом исторических, диалектологических и антропологических материалов,освещающих истории освоения этого региона и формирования его населения. Проделанная работа позволяет сделать вывод, что треягранно-ваемчатая резьба была распространена в основном в центральных и северозападных районах Русского Севера, а также на всех берегах Белого моря./Карта-схема 2/. 3 ряде районов Русского Севера трехграк но-гыемчатая резьба практически неизвестна. Это бассейны Пинв-ги, Вычегды, верховий Мезени, Юга, ряд районов на Двине, в бассейнах Онеги и Онежского озера.

Сопоставление районов бытования трехгранно-выемчатой резь-

I с антропологической картой Севера, составленной М.В.Витозам, с путями проникновения сюда русских переселенцев г.оказхз.ют, то ее ареал в целом совпадай с ареала:-?.: ::;: ^мснсг.о-бело.чоссчого верхнозоляского антропологических типоз, относи:;:-;х .чссд.здстза-слем к потомкам перосслеицеэ из Новгородского :: Вссхнс20л:т2::::х няжеств. В районах, гдэ преобладает оке;::скик антропологичео^Х ап, связываемый М.В.Зхговкм с дорусским ггасслзягзн края, рзгьба ля полностью отсутствует /зосточнио районы/, эстрэчаетол доль путей проникновения сэца русских пегзеялекцов /западине айоны/. Сопоставление с антропологическими данники и историческими атериалами позволяет сделать вывод, что трехгранно-выемчатая езьба была занесена на Русский Север на ранних /XI-ХУ вв./ тапах его колонизации.

В технике трехгранно-зыемчатой розьбы наблюдаются стилевое азличия, отражавшие, видимо, какио-то этнические особенности ультурных традиций. Ми постарались в разнообразии сталисзнчес-их разновидностей резьбы выявить несколько основных черт, лоз-оляацих, при сопоставлении с другими данными, связать их проис-ожцение с новгородским и верхневолжским колонизационными потолки. В свое время Н.В.Мальцев правильно, на нал взгляд, отме-'ил основное различие в резьбе, позволяющее выделить две большие тллистические зоны: северо-западную и юго-восточную. Прослеживая четкуо границу между зонам;! плоской мелкомасштабной и рель->фной крупномасштабной резьбы на территории бываего Каргополь-даго уезда, он справедливо полагает, что такое различие нельзя |бъяснить известными фактами истории и экономики двух последних > то летай и необходимо истоки отах различий искать в истории кул'ь-гурц более ранних эпох. Но если граница между двумя зонами прореживается на северо-запада довольно чотко, то на »го-зостоке, 1ри преобладании крупномасштабной резьбы, на Двина, Ваге, Сухо-

не повсеместно встречаются островки мелкомасштабной резьбы. Четкость северо-западной границы вполне объяснима: она довольно точно совпадает с делением края в средневековье на ростово-суз-дальские и новгородские владения. Здесь же проходит граница между вологодской группой и лачской подгруппой северного нарзчия. Первая относится к зоне ниэовской, вторая - новгородской колонизации.

За бассейны Ваги, Кокшеньги, средней Двины несколько столетий шла борьба между Новгородом и Ростово-Суздальским, а позднее Московским княжеством. Хотя в результате ранних /XII—ХУ вв./ и более поздних переселений в бассейнах Сухоны, Ваги, и Верхней Двина сложилось население, в антропологическом и культурном отношении близкое верхневолжскому, в его культуре достаточно четко проявляется элементы сближающие ее о культурой населения новгородской зоны колонизации.

Далее рассматриваются материалы связанные с распространением резьбы у прибалгийско- и волжско-финских народов, а также у пермских фккно-угров /коми-эырш и пермяков/. На основании их делается вывод о том, что традиция трохгранно-выемчатой резьбы была усвоена финно-угорскими народами у русских, балтов и скандинавов /прябалтийско-финскио народы/ и русских /волжско-фшюкие народа/.

2. "Этнические традиции трехгранно-выемчатой резьбы".

В этом раздолз ставится вопрос о формировании традиции трехгран-но-вао.-;чагой резьбы, ее этнических истоках у северных русских. Отсутствие традиции резьбы на бользей часта территории расселения восточных славки заставляет предположить, что этот виц резьбы распространился преимущественно среди северных русских после заселения ими северной части Восточной Европы. Ареал трехгранно-выемчатой резьбы в целом совпадает с зоной распростране-

ия севернорусских и западных среднерусских говоров, и истоки ' ормирования традиции надо искать в особенностях формирования, еверной ча<&и русского народа.

Сопоставление ареала трехгранно-выемчатой резьбы с зоной се-ернорусских и западных среднерусских диалектов с учетом этничес-ой истории этих районов позволяет предположить, что данный вид езьбы был наиболее ощутимо воспринят славянами от каких-то этических компонентов, принимавших участие в формировании древне-усской народности на Севере, и впоследствии развился в одну из арактернейших особенностей культурных традиций севернорусского аселения.

Один из очагов трехгранно-выемчатой резьбы на западе локали-ируется в районах, заселенных в древности кривичскими племена-и. Продвигаясь в верховья Западной 'Дайны, Днепра и Волги, криви-и активно смешивались с местными балтекими пламенами: значитоль-ая роль балтекого субстрата в формировании этого племенного со-за подтверждается археологическими, антропологическими и лингви-тическими данными.

На территории расселения словен ильменских традиция резьбы ытует в бассейне Ловать - Ильмень - Южное Приладожье. Им, види-о, предшествовали балты, а о севера и запада в этот район про-икали скандинавы. Значение скандинавского элемента на ранних тапах становления древнерусской народности осознается все явст-еннее в результате археологических работ и осмысления накоплен-ого материала. Вез отчетливее становится понимание сложности роце'сса формирования древнерусской народности и государственно-тч не как процесса механического смешения славян с балтами.фин-о-уграмя и скандинавам;!, а как сложного этносоциального еннте-а, в результате которого появилась древнерусская народность. отю предполагать, что в лесной зоне традиция треягранно-выемча-

,той резьбы была усвоена славянскими переселенцами у местного балтского и пришлого скандинавского населения: данный вид резьбы характерен для обоих народов, сыгравших определенную»роль в формировании древнерусской народности. Напомним, что один из среднерусских антропологических типов - валдайско-зерхнеднепров-ский, распространенный от Немана до Верхней Волги,- характерен для русских северо-запада, белорусов и литовцев и связывается исследователями с балтским субстратом. Отмечается также сходство антропологического типа русского населения Яриладожья с антропологическим типом населения сродней Швеции.

Если учесть,, что кривичи и словена новгородские или, по крайней мере, какие-то группы славянского населения, входившие в эти племенные союзы, продвинулись в районы, где они зафиксированы летописью, с запада и генетически связаны с западнославянским и западнобалтеким миром," то возникновение традиции трехгранно-выемчатой резьбы среди, севернозэликороосов можно связать с культурным наследием балтов, славян ажной Прибалтики и скандинавов, расселенных в северной части "великого речного пути".

В южной России очаги этого типа резьбы совпадают своим расположением с линией системы пограничных укреплений, защищавшихся служилым населением, переселившимся епда из северных и западных районов. Наиболее характерна трехгранно-выемчатая резьба была для огу-юдворческого населения, в культуре которого прослегшвает-ся ее севернорусское происхождение. Исходя из этого, можно сделать вывод, что традиция резьбы была з.анесена- сюда в ХУГ-ХУН вв. еевэрно- и западнорусскими переселенцами»

В захлячениз данного евтта можно сделать вывод, что трехгран-но-зиомчатая резьба воезла б комплекс русской культуры в IX—XI вв. Это гремя - эпоха бурного экономического, культурного и социального развития Севера Европа, усиления самых различных контактов

'племен Восточной Европы, южной Прибалтики и Скандинавии, орга- 1 низации транзитной торговли через Восточную Европу с Востоком* формирование системы военно-торговых поселений от Скандинавии до Верхней Волги. Складывается по определению Г.С.Лебедева, циркум-балтийская культурная общность. Идет интенсивная передача культурных традиций, йыработка некоторых параллелей в культуре скандинавов, балтов, северных славян и прибалтийско-финских племен. В ходе создания и развития национальных раннефеодальных государств эта общность распадается, и выработавшиеся общие элементы культуры начинают функционировать в рамках определенных культур, развиваясь по своим специфическим законам, приобретая ярко выраженную этническую окраску.

3. "Ареалы и этнические традиции скульптурно-зооморфной резьбы".

Картографирование скульптурно-зоомбрфной резьбы /комплекс шлица и домашней утвари/ показало, что она не была распространена на основной части Европейской России и ее ареал выявлен только в- восточной части Русского Сезера. Таким образом, общее мнение о ее повсеместном распространении в севернорусской зоне не соответствует действительности. На юго-западе ее ареал смыкается с районами распространения парного изображения коньков на при-челинах крыши.Парные коньки распространены в бассейне Верхней Волги и Волго-Окском междуречье /Карта-схема 3/.

Кроме основного ареала парных коньков имеется и второй - на территориях, прилегающих к Балтийскому морн: в районах расселения ижоры, води, в Эстонии, Белорусии, Латвии, Литве, Польше, Германии /среди немцев и лужичан/, в Скандинавии. Анализ ареала парных коньков в бассейне Балтийского моря - тема, требующая самостоятельного анализа, и в своей работе мы выскажем лишь соображения общего порядка.

Каковы этнические истоки традиции скульптурной резьоы в рус-

вкой народной культура? С'тем, что образ коня в русской деревянной пластике связан с глубокой древностью и играл роль оберега, согласны все исследователи. Включение скульптурно-зооморфной резьбы в комплекс культуры севернорусского населения связывают-со славянской и древнерусской /новгородской и верхневолкской/, а также со скандинавской традициями и с культурой пермских финно-угров. Наиболее аргументировано обосновала свое предположение С.И.Дмитриева. Она правильно отметила основное направление распространения скульптурной резьба и на основании этого связала ее происхождение с ниэовской колонизацией. Но, разделяя предположение исследователя о поволжском происхождении резьбы, мы по ряду • причин не можем связать ее появление именно с русской колонизацией.

Наиболее развитая-традиция резьбы фиксируется на крайнем северо-востоке Русского Севера - в районах, .осваиваемых русскими в последнюю очередь. В'этих районах распространен онежский антропологический тип, связываемый М.В.Битовым с доруоским населением края. Кроме того,' традиция скульптурной резьбы единична или отсутствует в районах преобладания вэрхневолжского-типа или сочетания верхневалжокого о ильменско-беломорским.

Исходя из сложившейся картины распространения скульптурной реэ] бы на Севере, мы связываем ее традицию в первую очередь о доруоским населением края, извеотным под обобщенным названием "чуди заволочской". Об этническом составе чудских поёмен говорят, опираясь в основном на данные топонимики. По ним предполагается, что незадолго до прихода русских Север был ареной колонизационной деятельности прибалтийско-финских племен, отступавших оюда под натиском славян. Им предшествовали различные этно-лингвистичес-кив коллективы, языки которых занимали промежуточное положение

ч

между гГрибалтийоко-финокнми и волжско-финскими языками, прежде

а , _

всего марийским, и которые А.К.Матвеев предлагает назвать север-' нофинокими. Основной ареал скульптурной резьбы на Севере в общем оовпадает с ареалом топонимов, оставленных севернофинскими племенами.

В восточных районах Севера русские вступили в контакт с племенами, которые можно связать с последней волной "северных" фин-но-угров, сыгравших определенную роль в формировании как физического типа, так и культуры русского населения этих районов. «В ареале наиболее развитой традиции скульптурной резьбы источники отмечают иноэтничные. племена, довольно долго, по крайней мере до ХУТ в., сосуществовавшие с русскими.

Таким образом, распространение скульптурного изображения коня в восточных районах Русского Севера можно связать с продвижением сюда "сев^рнофиноких" племен о левобережья Верхней Волги. Археологи отмечавт у поволжских финнов, особенно у костромской мери, культ коня. В ХИ-ХЕПвв. зооморфные украшения широко распространяются на Севере, достигая наибольшей концентрации в районах, тесно связанных с древнерусской государственностью, попавших в орбиту ее культурно-экономического и политического влияния, но вместе с тем наименее славднизированых, сохранивших определенный комплекс этнических традиций и языческих верований. Именно в этой среде находили распространение зооморфные амулеты, изготавливавшиеся в мастерских древнерусских центров. В ходе постепенной славянизации и христианизации, распространения земледелия традиция мелкой пластики постепенно затухает, и происходит перенос зооморфных мотивов и их защитно-магических функций на элементы жилища и комплеко домашней утвари. То воть шел процесс врастания финно-угорской традиции в комплекс севернорусской культуры в процесое еэ формирования и развития.

Третья глава "Крестьянские росписи Русского Севера" состоит

Г8

из трех разделов.

I. "Ареала свободно-кистевых и графических росписей на воском Севере" начинается с постановки проблемы формирования крестьянских росписей как этногенетической, обосновывая закономерность формирования этой традиции в результате развития севернорусской культуры. Анализируется как реальная историческая ситуация ХУ1-Х1Хвв., оказавшая влияние на формирование различных стилей крестьянских росписей, так и этнические особенности севернорусского населения. Выявляются ареалы свободно-кистевых /Карта-схема I/ и графических /Карта-схема 2/ росписей на Русском Севере.

Помимо социально-экономической ситуации, сложившейся в ХУ1-ХГХвв., важной значение для формирования традиции имела относительная молодость комплекса севернорусской культуры. Структурная подвижность включает усвоение и переработку самых различных культурных влияний, вследствии чего севернорусская культура развивалась в-активном взаимодействии с формирующейся городской культурой. Механизм превращения элитарных элементов культуры в традиционные и осознание их этническими группами как исконно национальных подробно рассмотрен ъ ряде работ.

Сущеотвует, на наш взгляд, еще одна причина быстрого внедрения роописей в художественнуо культуру севернорусских крестьян. На Севере о древнейших времен существовала традиция украшения трехграшо-выемчатой и скульлтурно-зооирфной рэзьбой целого комплекса утвари и различных элементов жилища. То есть существовавшая традиция орнаментации, несущая солидную семантическую нагрузку, определила генеральное направление развития художественной культуры русского Севера и позволила органично внедриться инновации, в данном случае - росписи. Нельзя забывать и о древ-нейдем значении цветовой символики. Складываются устойчивые, эт>

лическн излюбленные сочетания цветов. Налицо, как нам кажется, взаимопересечение различных тенденций: распространения в крестьянстве элементов культуры господствующих классов, севернорусская традиция орнаментации резьбой комплекса домашней утвари и ни лита, древнейшей символики цвета.

2. "Сопоставление ареалов резьбы и росписи". Взаимосвязь двух типов декоративного оформления предметов из дерева - резьба и росписи - очевидна, поэтому возникает необходимость в сопоставлении их ареалов. Это сопоставление показывает, что свободно-кистевые росписи перекрывают ареал трехгранно-выемчатой розьбы /Карта-схема 4/. Основной мотив свободно-кистевых росписей - изображение цветка, букета. По-видимому, трехгранно-выемчатая резьба и ее основной мотив - солярная розетка оказали влияние на развитие свободно-кистевых росписей. Трактовка образа солнца в обобщенных геометризованих символах дала возможность наполнить их новым содержанием, слить с распространенным в барочном и ампирном искусстве изображением цветка, по-своему воспринятым и переработанным крестьянскими художниками.

• .Зона графических мезенских росписей перекрывает на севаро-вос- ' токе ареал скульптурной резьбы. Северодвинские росписи были распространены в центральных районах русского Севера, для которых были характерны как скульптурная, так и трехгранно-выемчатая резьба. Более всего совпадений между ареалами росписей на фронтоне дома и его скульптурного декора /Карта-схема б/.

Росписи в интерьере дока широко распространены в центральных и западных районах, бассейнах средней Двины, Ваги, Онеги а постепенным ослаблением традиции в северном и юго-западном направлениях. 3 восточных районах, бассейнах Пикет, Мезени, Вычегды росшей в интерьера дома получили слабое распространение /за исключением районов, где работали двинские мастера/.

Насыщенность росписями различных районов Севера неодинакова. В целом можно отметить, что орнаментация ими наиболее полного комплекса домашней утвари и элементов жилица концентрируется в центральных районах русского Севера /бассейны Сухоны, Ваги с притоками, средней Двины, Онеги/ с постепенным ослаблением традиции в западном направлении. Второй район более слабой концентрации росписей - среднее течение Мезени. Здесь сформировался центр росписей на фронтоне дома /по-видимому под влиянием двинской традиции/ и оригинальной росписи на домашней .утвар! /Карта-схема 8/. Там,где не были распространены ни трехгранно-выемчатая, ни скульптурно-зооморфная резьба, не получила развитие и живописная традиция. На наш взгляд, импульсы городской культуры, оказавшие влияние на формирование различных художественных стилей, сыграли, в условиях угасания семантического значения резьбы, роль сво еобразного катализатора, способствовавшего появлении новой традиции.

3. "Сопоставление ареалов росписи и сюжетной крестьянской выпивки". Такое сопоставление проводится впервые, хотя оно, на наш взгляд правомерно, так как рассматриваются явления одного порядка. В русской народной вышивке исследователи выделяет две крупные зоны: южную, где преобладаат геометрические мотивы, и северную, где ведущими являются антропо- зоо- и орнитоморфные мотивы. Исследователи, отмечая сюжетное разнообразие севернорусской Еыаивгш, вываляют районы, где преобладают те или иные мотивы. Так в северо-западных районах преобладают вышивки с антропоморфными сюжетами. Сопоставление показывает, что география распространения этого типа вышивки во многом совпадает с ареалом сЕободно-шстевых росписей и трехгранно-выемчатой резьба /Карта-схема 9/.

Взчивки с зоо- и орнигоморфными сюжетами распространены ори-

I - >

мерно на той же территории, хотя их ареал несколько смещен на

л

северо-восток и сокращен на юго-западе. Концентрация зоо- и орнитоморфных сюжетов в Верхнем Поволжье, районах прилегающих к Финскому заливу и Ладожскому озеру, центральных и ссверо-вос-точных районах Русского Севера во многом совпадают о ареалами скульптурной резьбы и парных коньков на причелинах дома. На се-веро-востоко же концентрируется и роспись на фронтоне дома /Карта-схема 10/.

Необходимо отметить, что традиция сюжетных вышивок, так же, как и трехгранно-выемчатой резьбы, распространена в основном в районах, освоеных русскими в Х£~ХУ вв-. Лишь вышивки с зоо- и орнитоморфными мотивами смещены несколько на северо-восток. Если оудить о результатах картографирования, проведенного Г.С. Масловой, то можно говорить о единой зоне севернорусской вышивки, где наряду с антропоморфными /ведущими/ встречаются районы с относительным преобладанием зоо- и орнитоморфных мотивов.

Усвоение финно-угорских зооморфных традиций на ранних этапах формирования русского народа /в вышивке, в зооморфных мотивах • резьбы Верхнего Поволжья и Волго-Окского междуречья/ получило дальнейшее развитие в ходе освоения.северо-восточных районов Русского Севера и' самых разнообразных контактов о его аборигенным населением и способствовало формированию традиции скульп-турно'й резьбы этого района. В свои очередь, традиции трохгран-но-выемчатой и скульптурно-зооморфной резьбы оказали влияние на формирование крестьянских росписей ЯГШ-ХСХ вв. этого района.

Заклпчение. Картографирование трехгранно-выемчатой и скульптурно-зооморфной резьбы- и крестьянских росписей и сопоставление его результатов с комплексом исторических, антропологических, лингвистических, диалектологических и археологических материалов показали возможность исползования материалов по народно-

'му искусству /резьбе и росписи по дереву/ в качестве полноценно го источника по этнической истории северных русских. В результате проведенного картографирования и сопоставлений выстраивает ся целый ряд различных элементов культуры /от эпохи заселения Севера русскими до XIX в./, ареалы которых в значительной степени накладываются друг на друга.Рассмотренные материалы позволяют выделить внутри севернорусского региона две крупные зоны, которые могут быть условно названы северо-западной и северо-вос точней. /Эти наименования лишь приблизительно обозначают границы распространения изучаемых элементов культуры/.

В северо-западной зоне границы распространения свободно-кистевых росписей сопоставимы с границами распространения трехграи ко-выемчатой резьбы и вышивок с антропоморфными сюжетами. Трех-гранно-выомчатая резьба и вышивки с антропоморфными сюжетами воыли в комплекс культурных традиций русского народа на ранних этапах его формирования и распространились в XI—ХУ бв. на обши] ных ¡территориях Севера в ходе его колонизации русскими. Смешение славян с аборигенным населением Волго-Окского междуречья и постепенная ассимиляция северно-финских племен в северо-восточных районах позволили включить в комплекс традиций севернорусского населения скульптурно-зооморфную резьбу. Формирующееся ш основе различных этнических компонентов севернорусское населен! в дальнейшем успешно развивало и сплавляло разнородные по своо-ну происхоаденив элементы в единый комплекс своеобразной и яркой оевериоруоской культуры.

На формирование и развитое локальных инноваций ХУ1~Х£Х вз. . севернорусской культуре оказывала влияние комбинация традиций, сложившаяся в предшествующую опоху. Непрерывность культурной традиции обеспечила неразрывную связь в одной структура хронологически разновременных элементов, болао древние особенности

корректировали формирование и развитие более поздних: так, трах- 1 гранно-выемчатая резьба оказала влияние на формирование сзободно-киотевых росписей, скулптурный докор охлупия дома способствовал формированию традиции росписей на фронтоне дома.

Локальные особенности проявляются в северо-западных и северовосточных районах достаточно четко. Центральные районы /бассейны ухоны, Ваги, Северной Двины/ на протяжении столетий били ареной колонизационной деятельности прибалтийско- и волжско-финских пле-. мен, новгородских, ростово-суздальских и вшорусских переселенцев. И в дальнЫлем, в эпоху централизованного Русского государства они подвергались мощному культурному влияния крупнейдих культурно-экономических центров страны. Здесь получили развитие как скульптурно-зооморфная, так и трехгранно-выемчатая резьба, началось формирование традиции крестьянских росписей Севера. Экономическое и культурное развитие центральных районов Русского Севера способствовали формированию единой культуры этого региона в ХУГП-XIX вв."

Публикации: По теме диссертации опубликованы следующие работы: .

1. Резьба по дереву как источник,по этнической истории Русского Севера // Архангельское Поморье. История и культура. -Архангельск, £934.-С.40-60.

2. Крестьянские росписи Русского Севера // Роль Архангельска в освоении Севера.-Архангельск, 1934.-0.134-133.

3. Влияние этнических особенностей на конструктивно-планировочное решение севернорусского жилица // М.В.Ломоносов и Север.-Ар-хангельск, £966.-С. 138-140.

4. Севернорусокая резьба по дереву: ареалы и этнические традиции // Русокий Север: Проблемы этнокультурной истории, этнографии, фольклористики.-Л., 1986.-С.50-66.