автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Шириншо Шотемур - общественно-политический деятель Таджикистана

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Аламшоев, Курбонидин Мирзовафоевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Шириншо Шотемур - общественно-политический деятель Таджикистана'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Шириншо Шотемур - общественно-политический деятель Таджикистана"

На правах рукописи

АЛАМШОЕВ КУРБОНИДИН МИРЗОВАФОЕВИЧ

Шириншо Шотемур-общественно-политический деятель Таджикистана

Специальность 07.00.02. - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Душанбе 2013

9 ЯНВ 2314

005544897

Работа выполнена в отделе истории, археологии и этнографии Института гуманитарных наук им. академика Б.И. Искандарова Академии наук Республики Таджикистан.

Научный руководитель: Пирумшоев Хайдаршо Пирумшоевич

доктор исторических наук, профессор

Официальные оппоненты: Маликов Махмуд Хакимович,

доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Российско-таджикского (славянского) университета.

Бахромов Зафаршо Мажнунович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры историографии и архивоведения исторического факультета Таджикского национального университета.

Ведущая организация: Хорогский государственный университет

имени М. Назаршоева

Защита диссертации состоится «31» декабря 2013 г. в Ю.ООчас. на заседании Диссертационного совета Д 047.008.01 при Институте истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан по адресу: 734025. г. Душанбе, пр. Рудаки, 33.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. И. Ганди Академии наук Республики Таджикистан.

Автореферат разослан «30» ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор исторических наук

Л.Н. Додхудоева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и научная значимость исследования. Исследование жизни и деятельности таджикских национальных лидеров 20-30-х годов двадцатого века представляет собой одну из наиболее актуальных проблем отечественной истории новейшего периода и диктует переосмысление их реальных заслуг. Несмотря на огромные достижения исторической науки в советском и современном суверенном Таджикистане в изучении преобразовательного процесса 20-30-х годов прошлого века, отсутствуют фундаментальные исследования, касающиеся выявления роли и места конкретных лиц из числа крупных национальных политических деятелей данного периода. В диссертации впервые предпринимается попытка комплексного изучения жизни и деятельности национального героя, партийного и советского деятеля начала XX века Шириншо Шотемура, одного из общепризнанных политиков Таджикистана. «Поистине, Шириншо Шотемур, — указывает Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, - принадлежал к числу тех выдающихся политиков и государственных деятелей, которые, осознав в начале XX века свою историческую миссию перед нацией и её будущей судьбой, направили все свои силы, знания и духовный потенциал на создание и упрочение государства таджиков. Он извлёк уроки из окружавшей его противоречивой жизни и, будучи человеком с твёрдой волей и прочными знаниями, вырос в видного политика и опытного организатора»1.

Актуальность темы диссертационного исследования особенно возросла в новое время, когда изучение многогранной деятельности, жизненного пути, ведение государственной службы, политического опыта, интеллектуального наследия национальных политических лидеров периода формирования таджикской государственности в начале XX века приобрели особую ценность для суверенного государства Таджикистан. О важности изучения проблемы свидетельствуют следующие заключения академика Масова Р. М: "Мы должны отдать должное тем политическим лидерам конца 1920-х годов, которые добились самостоятельности в составе СССР, и, тем самым, обеспечили приобретения Таджикистаном независимости в 1991 году"2. В этом плане их заслуги должны получить объективную не-

1 URL http://www.prezident.tj/rus/novostee_201009.html

2 Масов P.M. Образование Таджикской советской государственности-нравовая основа независимости Республики Таджикистан// Научно-теоретическая конференция посвященная 20-летию независимости Республики Таджикистан (Материалы конференции). -Душанбе: Дониш, 2011, -С.7.

предвзятую научную оценку.

Исследование нацелено, на полное воссоздание политического портрета Ш.Шотемура, как общественно-политического и государственного деятеля, в контексте особенностей политической, социально-экономической и культурной атмосферы Таджикистана 20—30-х годов прошлого столетия, что имеет большое значение для правильного осознания определяющей степени участия представителей местной национальности в возрождении таджикской государственности.

Необходимость обращения к обозначенной проблематике продиктована тем, что отдельные ее аспекты, ставшие объектами изучения предшествующих исследователей, требуют рассмотрения с новых позиций.

Стенень изученности темы. Интерес к политической биографии и роли Ш. Шотемура в истории Таджикистана нашел свое отражение в многочисленных статьях, политических очерках, исследованиях, газетных и журнальных материалах, а также в публикациях отечественных и зарубежных авторов на Интернет сайтах.

Первое упоминание о Ш. Шотемуре в советской периодической печати появилось в 1921 году в журнале «Жизнь национальностей»1, затем в газете «Овози точик»2. В той же газете была помещена статья самого Ш. Шотемура о национальной политике партии и о необходимости преобразовании Таджикистана в союзную республику3.

В 1929 г. в Ташкенте вышла книга, где подчёркивается весомый вклад Ш.Шотемура в установление советской власти на Памире4. С 1929 по июль 1937 года (вплоть до его ареста) почти во всех партийных и советских центральных газетах и журналах Таджикистана, издававшихся на таджикском, узбекском и русском языках, часто можно видеть его речи и выступления на официальных партийных и советских мероприятиях, его фотографии, упоминания о нем и о его деятельности. Его имя за этот период, нередко встречается на страницах среднеазиатской партийной газеты «Правда Востока».

1 Тюрякулов, Н. Туркестанская автономная республика// Жизнь национальностей. Ежемесячный журнал Народного комиссариата по делам национальностей по вопросам политики, экономики и культуры национальностей РСФСР. Кн. первая. — М. - 1923. - янв. — С. 92.

2 Шохтемур// Овози точик. — 1925. - № 24, 30 март, — С.З.

3 Шохтемур. Сиёсати миллим фирк;а ва ба Чумхурияти иттифокй даромадани Точикистон// Овози точик. - 1929. - 15 окт. Источник: Чураев, М. Овози точик ва худогохии миллй. - Душанбе: Кайхон, 2008, - С.365.

4 Елчибеков,. К. Памир в революции// Революция в Средней Азии. (Сборник) -Ташкент, 1929. - С. 189-193. Его же. 'Гантанаи идеяхои Ленине-дар Помири Совета

' //ТочикиСтони советй. - 1975.-23 июл. -

Начиная с июля 1937 г. - после объявления Ш. Шотемура. «Врагом народа», до конца 1956 года (до реабилитации) его имя не упоминается даже в научных исторических работах, выполненных в Таджикистане. Причина недостаточного внимания исследователей к Шотемуру обусловлена наложением глубокого табу на упоминание репрессированных в СССР. Впервые, через 8 лет после его реабилитации, в 1964 году, по случаю 40-летия Таджикской ССР под редакцией двух лучших знатоков истории Коммунистической партии Таджикистана А. Макашова и В. Рудницкого (на русском и таджикском языках) была выпущена небольшая брошюра под названием «Шириною Шоте-мур»1. Затем в Москве вышли мемуары2 бывших членов ВПТ (военно-политической тройки) на Памире A.M. Дьякова и М.А. Аллахвердова, а в 1968 году о больших организаторских способностях и политическом таланте Ш. Шотемура вспоминает бывший комиссар и борец против басмачества в Средней Азии М.С.Топильский3. В 1970 году историки А. Макашов и В. Рудницкий" вновь возвращаются к теме Ш. Шотемура4.Он как «партийный и советский деятель» вошел в Большую Советскую Энциклопедию5, Таджикскую советскую энциклопедию6, другие энциклопедии и исторические справочники.

Полезная и интересная информация о Ш. Шотемуре содержится в сборниках: «Из истории культурного строительства в Таджикистане» не» (два тома), «Очерки по истории Советского Бадахшана»8, сборнике статей «Да^си хештаншиносй»9, «За народное дело» , «Барои галабаи советхо» и др.

I Макашов, A.B.. Рудницкий. В.А.. Шириншо Шотемур. - Душанбе: Ирфон, - 1964, -С.20.

гАллахвердов, М.А., Дьяков, A.M., Митрофанов, Ф., Крылов, М. Заря над Памиром //Пограничник. - 1967. -№ 2. - С. 72-81.

3 Топильский, М.С. Ранние зори Таджикистана» (1924-1931 гг.). -М.: Наука, - 1968.

' А. Макашов и В. Рудницкий были ведущими научными специалистами Центрального республиканского партийного архива Коммунистической партии Таджикистана и, соответственно, имели широкий доступ ко веем делам, документам и фондам данного архива.

4 Макашов, A.B., Рудницкий, В.А. Государственный деятель //За народное дело. -Душанбе: Ирфон, - 1970. - С.18-27.; Руднитский, В., Дустов. X. Муборизи матин ва рохбари асил// Точикистони советй, - 1987. - 25 окт.

5 Шотемор Шириншо// БСЭ - М.: - Изд. «Сов. Энциклопедия». - 1978. - С. 458.

6 Энциклопедияи советии точик. ч.8. - Душанбе, 1988. — С.438.

7 Из истории культурного строительства в Таджикистане в 1924-1941 гг.: В 2 т. Т.1. -Душанбе: Ирфон, 1966. - 672 е.; Т.2. - Душанбе, 1972, - 512 с.

8 Очерки по истории Советского Бадахшана. - Душанбе: Дониш,1985, 504 с.

' Дарси хештаншиносй// Мачмуаи маколахо. - Душанбе: Ирфон, 1991. - Дафтари ду-дуюм. - 400 с.

10 За народное дело: Сборник статей. - Душанбе: Ирфон, 1970. - 431 с.

II Барои галабаи советхо. -Сталинобод: Нашрдакточик, 574 с.

В 1993 году Международным историко-просветительским благотворительным и правозащитным обществом «Мемориал» в Москве была издана книга-справочник «Расстрельные списки»', благодаря чему впервые было указано точное место расстрела и захоронения Ш. Шотемура.

В том же году была издана книга доктора исторических наук профессора М. Назаршоева2. В 1999 году в честь столетия со дня рождения Ш. Шотемура вышла в свет книга кандидата исторических наук, директора партийного архива Института политических исследований Коммунистической партии Республики Таджикистан И. Каландарова3. ва3.

В 2000 году в Москве в биографическом энциклопедическом словаре4 в числе 900 репрессированных наркомов, министров, партийных ных деятелей, учёных, генералов, командиров, писателей СССР появилась расширенная информация и о Ш. Шотемуре. За годы независимости Таджикистана исторический период, в котором жил Ш. Шо-темур, и упоминание о его активной деятельности в борьбе за создание таджикской государственности нашли освещение в пятом томе «Истории таджикского народа»5.

В разные времена о Ш. Шотемуре писали и упоминали в своих работах и статьях знаменитые отечественные ученые: Б. Искандеров, М. Иркаев, Р. Масов, Ш. Султонов, Х.Пирумшоев, М. Бобохонов, Н. Хо-тамов, Д. Карамшоев, И.Усмонов, A.M. Гафуров, X. Дустов, М.Шергозиев, Л.Блохин, И.Кельдиев, М.Х. Маликов,А.Шохуморов, И.Рахматов, Т. Каландаров, Б. Буриханов, М. Нурмухаммедов, Ш. Джалилов, З.М.Бахромов, А. Кадиров и др.

Имя Ш. Шотемура, краткая информация о его деятельности также встречается в трудах некоторых западных исследователей6.

1 Расстрельные списки//. Вып. 1: Донское кладбище, 1934-1940 / - Москва, 1993. -205 с.-С. 173.

2 Назаршоев, М. Муборизи рохл хлкикаг. - Душанбе: Ирфон. 1993. - 96 е.; Назаршоев, Назаршосв, М, Мухторов, С. Кишвари шукуфон// Газетам муаллимон. - 1988. - 26 ноябр.; Назаршоев, М. Н. Славный сын таджикского народа« Бадахшони Совета. -1989. - 10, 11, 14-15, 17, 22, 24, 28-29 нояб.; Назаршоев, М. Сын таджикского народа// Коммунист Таджикистана. - 1989. - 17 дек.

Каландаров И.К. Славный сын таджикского народа. Центр политических исследований при ЦК КП Таджикистана. - Душанбе, 1999, - 58 с.

Залесский, К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. -М. Вече, 2000, - 608 с.

5 История таджикского народа. Том V. Новейшая история (1917-1941 гг.). (Под ред. акад. АН РТ P.M. Масова). Душанбе: Дониш, 2004. -752 с.

6 Akiner, Shirin. 2001, Tajikistan: Disintegration or Reconciliation?, London, Royal Institute of Inter-national Affairs; Bergne, Paul. 2007, The Birth of Tajikistan: National Identity of the Origin of the Republic, London, New York, I. B. Tauris; Bliss, Frank.

Несмотря на обилие литературы о Шотемуре, следует заметить, что до настоящего времени в силу ряда объективных причин его политический облик не получил подробного освещения ни в отечественной, ни в зарубежной историографии.

Цель исследования состоит в проведении комплексного анализа общественно-политической и государственной деятельности Ш. Шо-темура, выявлении форм проявления его политической активности в борьбе за возрождение таджикской государственности.

Исходя из данной цели, были определены следующие задачи исследования:

- выявить степень изученности политической биографии лидеров 20-30-х годов прошлого столетия на примере жизни и деятельности Ш. Шотемура, уточнить и дополнить его биографию;

- показать основные этапы и особенности деятельности Шотемура, начиная с формирования политического мировоззрения до его работы на высоких политических и государственных должностях;

- предоставить краткую характеристику политического, социально-экономического и культурного положения Средней Азии, Таджикистана, в особенности, Памира, накануне Октябрьской революции для выявления предпосылок и условий формирования личности и политического мировоззрения Шириншо Шотемура;

- показать реалии времени, в которых развивался процесс образования ТАССР и политической активизации Шириншо Шотемура по созданию самостоятельной республики, определить его место в истории создания и развития таджикской государственности;

- проанализировать и определить роль и вклад Шириншо Шоте-

2006, Social and Economic Change in the Pamirs (Gorno-Badakhshan, Tajikistan). London and New York, Routledge.

Djalili, Mohammad-Reza; Grare, Frederic and Akiner, Shirin. (cds.) 1997. Tajikistan: The Trials of Independence, New York, St. Martin's Press; Huttenbach, R. Henry. 1990, Soviet Nation-ality Policies: Ruling Ethnic Groups in the USSR. London, Mansell; Jonson, Lena. 2006, Ta-jikistan in the New Central Asia: Geopolitics, Great Power Rivalry and Radical Islam, Lon-don,I. B. Tauris; Chika Obiya., 2001. When Faizulla Khojaev Decided to be an Uzbek in Stephane A. Dudoigon and Komatsu Hisao. eds. Islam in politics in Russia and Central Asia. (Early eighteenth to late twentiteth centuries). London: Kegan Paul, pp. 99-118.; Haugen, A., 2003. The establishment of national republics in Soviet Central Asia. Palgrave: Macmillan.; Hirsch, F., 2000. Toward an empire of nations: Border-making and the formation of Soviet national identities Russian Review, 59 (2), pp. 201-226.; Levytsky, B„ 1974. (ed) The Stalinist Terror in the Thirties: Documentation from the Soviet Press. Stanford California: Stanford University, pp. 303 -306; Mastibekov, Otambek. 2014, Leadership and Authority in Central Asia: The Ismaili Community in Tajikistan, London, Routledge; Abdullaev. Kamoludin & Akbarzadeh, Shahram. 2002, Historical Dictionary of Tajikistan, Maryland and London, The Scarecrow Press, Inc., Lanham;

мура в основные преобразовательные процессы политической, государственно-административной и культурной жизни Таджикистана после образования Таджикской ССР;

- выявить причины и обособленности политических репрессий в Таджикистане в 30-х годов прошлого века;

- сформулировать и предложить соответствующие практические; рекомендации по исследуемому вопросу.

Тема диссертации соответствует паспорту специальности «Отечественная история».

Объектом исследования является личность в таджикской истории, ее персоналии.

Предметом исследования стали поиск, изучение, анализ и оценка предпосылок формирования, основных этапов и особенностей развития таджикской государственности 20-30-х годах прошлого века и роли национальных лидеров в этом процессе.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые предпринимается научный подход к комплексному изучению личности Героя Таджикистана Шириншо Шотемура. На фоне социально-политического портрета этого общественно-политического и государственного деятеля советской эпохи прослеживается процесс зарождения и подъёма политического и национального самосознания и политической активизации таджиков в 20-30-х годов XX века.

-воссоздана в сравнительно полном объеме биография и политический путь Ш. Шотемура от мальчикаг-сироты, жившего в бедной семье отдаленного торного края и выросшего до громадной политической и государственной фигуры, открыты новые вех;и в его биографии;

- раскрыты наиболее существенные детали феноменальной личности Ш. Шотемура, определены его участие и место в деле создания новой государственности таджиков, охарактеризованы и установлены его объективные исторические заслуги;

- на примере жизни и деятельности Ш. Шотемура дана оценка роли Октябрьской революции в организации среднеазиатских государств, в том числе и Таджикистана, выявлены новые подробности создания Таджикской ССР;

- рассмотрен и проанализирован процесс политических репрессий в Таджикистане;

- предложены соответствующие практические рекомендации по изучению жизни и деятельности Ш.Шотемура, преобразовательных процессов Таджикистана в 20-30 годы прошлого века.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в ее концептуальном изучении жизни и деятельности Ш. Шотемура в плане выявления процесса его формирования как известной политической фигуры и неординарной личности, что имеет большое научное и практическое значение. Исследовательский опыт, полученный при анализе особенностей формирования таджикской государственности может быть востребован при оценке нынешних социально-политических и геополитических условий. Изучение динамики событий 20-30-х годов в Таджикистане, преемственности опыта и.мировоззрения Шотемура могут быть крайне полезным в укреплении,.идейной базы современного суверенного Таджикистана. Материалы и выводы представленной диссертации можно использовать для дальнейших научных поисков в области истории, политологии, экономики, журналистики, литературы, и в других смежных дисциплин, а также для разработки соответствующих программ курсов, читаемых в гуманитарных вузах, на курсах повышения квалификации. Значимость работы обусловлена также насущной необходимостью научной фиксации множества деталей национальной истории, которым в условиях современной глобализации угрожает исчезновение.

Методологической основой исследования является теоретйче-ское положение о роли личности в историческом процессе. Делается конкретно-исторический подход к исследованию истории 20-30-х годов Таджикистана через биографию общепризнанного политического и государственного деятеля Ш. Шотемура путем изучения, сопоставления и анализа архивных материалов, монографий, газетных публикаций, рассказов очевидцев, письменного наследия самого Шотемура. Важным методом исследования является сравнительно-исторический метод изучения документов, критическое осмысление и обобщение литературных, публицистических и других источников, анализ и систематйзация выявленных соответствующих фактов из архивных документов.

С целью глубокого осмысления исторических событий и изучения1' явлений и процессов, раскрытие темы осуществилось в хронологическом развитии с использованием логического и исторического методов. Исследование опиралось на принципы историзма, системности и целостности в изучении исторического процесса. Для лучшего и качественного достижения цели использован метод исторической перио-' дизации! Историко - сравнительный метод позволяет рассматривать историю жизнедеятельности, опыт и мировоззрение деятеля как системный объектов котором составные части логически связаны друг с другом и с окружающей действительностью.

При изучении и исследовании истории по периодам и по проблемам внутри периодов использован хронологическо-проблемный метод. Сопоставительный анализ жизненного пути Ш.Шотемура позволяет осуществлять поиск ответов на вопросы, каким образом формируется изучаемая личность, как складывается его жизненный путь. Этот метод помогает в оценке значения деятельности исследуемой личности для современного общества.

Основные положения, выносимые на защиту:

Политико-административная деятельность Шириншо Шотемура:

— выявлено, что таджикская секция в Подотделе национальных меньшинств агитационно-пропагандистского отдела ЦК КП (б) Туркестана (1924 г.), которым впервые руководил Ш. Шотемур, в многовековой истории таджиков являлась первой политической структурой, непосредственно занимавшейся социально-политическими и национальными вопросами таджикской нации;

— на основе исследования сохранившихся текстов речей, выступлений, докладов, докладных записок, частных писем, обращений, рапортов, анализов, кинофотодокументов Ш. Шотемура, определены его стиль и метод борьбы за научное и политическое обоснование этнонима «таджик» как нация;

— обоснована роль Ш. Шотемура в качестве Ответственного (первого) секретаря обкома ЦК КП (б) Узбекистана в Таджикистане (в 1929 году), который сыграл заметную роль в выделении Таджикистана из состава Узбекистана, включении Ходжентского и Ура-Тюбинского вилаятов в состав Таджикистана, и в преобразовании Таджикской республики из автономной в самостоятельную советскую социалистическую, с её нынешней территорией и границами;

—установлена роль Ш.Шотемура в воспитании собственных национальных кадров во всех сферах народного хозяйства, партийных и советских органах Таджикистана, привлечении женщин к активной общественно-политической жизни;

Роль Шириншо Шотемура в социально-экономическом развитии Таджикистана:

— показана принципиальная позиция Ш. Шотемура в решении основных проблем аграрного сектора республики: «таджикского хлопка», переселения, «хлебного вопроса», водопользования.

— доказаны заслуги Ш. Шотемура в строительстве внутренних автомагистралей, железной дороги, в изучении и разработке полезных ископаемых, а также в развитии местной промышленности на базе собственных природных ресурсов.

Вклад Шириншо Шотемура в культурном преобразовании:

- показан вклад Ш. Шотемура в организации и исполнении первых таджикских культурных, образовательных проектов (первая таджикская советская газета «Овози точик», Таджикский институт просвещения (Таджинпрос) в Узбекистане, разработка и публикация первых учебников для новометодных советских школ таджикскоязычного обучения, содействие в' издании составленного сборника С. Айни «Образцы таджикской литературы», участие в организации республиканских средств массовой информации, культурных, научных, образовательных учреждений;

-уточнены вехи частной биографии Ш.Шотемура;

- разработано и предложено использование материалов и выводов исследования для дальнейших научных работ в области истории и других смежных дисциплин, а также для разработки соответствующих программ спецкурсов, читаемых в гуманитарных вузах, на курсах повышения квалификации.

Источннковая база исследования. Автор исследования работает над составлением политической и гражданской биографии Шириншо Шотемура с 1988 года. Настоящая диссертация построена, в основном, на подлинных архивных материалах, собранных автором, в разное время и в архивах Таджикистана, Узбекистана и России. Существенную5 помощь в работе над диссертацией оказало проведение изыскания и ознакомление с соответствующими документами, имеющихся в государственном архиве Горно-Бадахшанской автономной области (фонд «Памирский революционный комитет»), в партийном архиве ГБАО (фонд «Личное дело Ш.Шотемура»), Государственном архиве РТ (фонды «Ревком ТАССР (1924-1926)>>, «Съезды Советов ТАССР (1926-1929)», «Постоянное представительство ТАССР в Самарканде и Ташкенте», «Комиссия по борьбе с басмачеством», «Съезды Советов ТАССР (1930-1937 гг.)», «ЦИК ТАССР (1926-1929)», «Постпредство Таджикистана в Узбекистане», «ЦИК ТССР», «Памирский ревком (1921-1924 гг.») партийном архиве Таджикистана (ныне Партийный архив Института политических исследований при ЦК КП РТ) (фонды «ЦК КП Таджикистана», «Личное дело Ш.Шотемура»), Государственном архиве Узбекистана (фонды «УзЦИК>>, «Госплан Туркреспуб-лики», «СНК Туркреспублики», «ТуркЦИК», «НКВД ТАССР», «Сборник документов по истории ГБАО» в личном фонде А.Станишевского)»), Партийном архиве Узбекистана (фонд «Средаз-бюро»), центральной областной библиотеке ГБАО им. А.Рудаки, республиканских библиотеках имени Фирдоуси (г. Душанбе, ныне Национальной библиотеке) и Навои (г. Ташкент), Центральной библиотеке имени В.И. Ленина г. Москвы, в бывшем Центральном государ-

ственном архиве Октябрьской революции СССР (ныне Государственный Архив Российской Федерации (ГА РФ) (фонд «Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР (1922-1938)»), Центральном партийном архиве Института марксизма- ленинизма (ЦПА ИМЛ) при ЦК КПСС (ныне Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) (фонды «Центральный Комитет КПСС (ЦК КПСС)», «Среднеазиатское бюро ЦК ВКП(б) (Средазбю-ро) (1922-1934)», «Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ) (1921-1938)», «Авторские документы», «Личное дело Ш. , Шотемура»), Российском государственном архиве кинофото-у документов (РГАКФД) (Ф. 1-2132: Приезд делегатов на XVI съезд КПСС// Совкиножурнал № 30/293, 1930 г.»), республиканском кино-фотофоноархиве города Душанбе, Национальном музее Таджикистана, в архиве Международного историко-просветительского, благотворительного^: правозащитного общества «Мемориал» города Москвы. Автором были проведены личные интервью с ныне живущими в Москве родными сыновьями Ш. Шотемура - Шириншо Шотемуром и Рустамом Авотыном, с близкими родственниками жены Ш. Шотемура. В Москве и Душанбе также были организованы встречи и беседы с историками и соратниками Ш. Шотемура.

Как политический деятель и мыслитель своего времени, Шириншо Шотемур оставил после себя огромное количество частных и официальных документов в виде писем, речей, выступлений, тезисов, докладов, докладных записок, обращений, рапортов, анализов, газетных статей, кинофотодокументов и т.д., где отражены его мировоззрение, знания и взгляды. Совокупность этого рукописного и печатного наследия, которую удалось собрать автором, в настоящее время составляет шесть томов, каждый из которых классифицирован по годам. Большинство из этих материалов использованы при написании данного исследования.

Для полного ознакомления с социально-экономической и политической ситуацией в Средней Азии и в Таджикистане были также использованы: многочисленные исследования, сборники по истории 2030-х годов, посвященные региональным проблемам, материалы союзной и республиканской прессы, научно-популярные работы, статистические отчеты, директивные решения партийных пленумов, съездов ВКП(б), обкома КП(б) Узбекистана, КП(б) Таджикистана, а также соответствующие материалы сессий ЦИК СССР и ЦИК Таджикистана вплоть до 1937 года.

Большинство источников и архивных материалов введено в научный оборот впервые.

Степень достоверности результатов. Основой построения диссертационного исследования составляют письменные источники материалы партийных и государственных архивов Таджикистана, Узбекистана и России, директивные решения партийных пленумов, съездов ВКП(б), обкома КП(б) Узбекистана в ТАССР, КП(б) Таджикистана, а также соответствующие материалы сессий ЦИК СССР и ЦИК Таджикистана вплоть до 1937 года, письма, речи, статьи и другие документы Ш.Шотемура, публикации союзной и республиканской прессы, опубликованные работы, книги и статьи, посвященные тому преобразовательному процессу в Таджикистане, личные архивы и вспоминания соратников и близких родственников Шотемура. Для пополнения его социально-политического портрета также были использованы и изучены устные и вещественные источники, кинофотофонодо-кументы.

Столь богатый источниковедческий и историографический материал, вовлеченный в орбиту данной работы, способствовал достижению сравнительно высокой степени достоверности научных результатов.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1885 года (канун разграничения Памира между Россией и Великобританией) до 1937 года.

Апробация материалов исследования. Настоящая работа была обсуждена и рекомендована к защите на заседаниях Ученого совета Института гуманитарных наук им. акад. Б.И. Искандарова Академии наук Республики Таджикистан и отдела новейшей истории Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша АН РТ.

Основное содержание диссертационной работы нашло отражение в монографий, научных статьях, опубликованных в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ, а также в виде других публикаций. Результаты исследования отражены в докладах и выступлениях тематических республиканских и областных научных конференций.

Структура диссертации обусловлена темой, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность изучения темы жизни, социально-политической и государственной деятельности Ш.Шотемура, определяются цели и задачи научного исследования, характеризуется его методика, мотивируется теоретическая и практическая значимость работы и дается обзор имеющихся трудов в данной исторической области.

Первая глава диссертации «Победа Октябрьской революции в Туркестане и формирование политического мировоззрения Шири ншо Шотемура», состоящая из двух параграфов, посвящена раннему периоду жизни героя. Анализируется процесс вхождения Памира, откуда происходит герой диссертации, в состав Российской империи, условия его включения в активную политическую жизнь. Завершается глава анализом деятельности Шотемура в качестве члена ВКП(б) и членом ВПТ (военно-политической тройки) на Памире.

В первом параграфа «Социально-экономическое положение Памира и Восточной Бухары накануне Октябрьской революции» дается обстоятельный анализ времени и описание обострившегося противостояния Англии и России на Памире. Автор останавливается на факте оккупации Западного Памира (Вахана, Шугнана и Рушана) афганцами в 1882 г. и захвата Восточного Памира маньчжурами.

Участившееся посещение Памира представителями русских военно-дипломатических кругов, приведших к возрастанию доверия местного населения в их добром намерении, способствовали усилению борьбы местного населения против афганских агрессоров. Хотя присоединение Памира к России и имело прогрессивные последствия, тем не менее, этот акт не мог скрывать колониальные интересы царизма.

Были попраны национальные, этнографические, религиозные, экономические и политические интересы проживающего здесь населения шугнанского, рушанского, ваханского владения, дарвазского бекства и родовых общин Восточного Памира, которые были навеки разделены на две части. Этот факт остается черной страницей в истории Памира и самым трагичным решением для местного населения.

Уделяется внимание особенностям административного управления на Памире - временного пребывания представителей бухарского эмира.

С присоединением к России Памир вступает в новую фазу своего исторического развития. Это событие для края с пережитками патриархально-родового строя имело большое прогрессивное значение в политическом, экономическом и социальном аспектах.

Таким образом, трагическому положению края второй половины XIX в. в связи с проведением агрессивной политики афганского правительства, подстрекаемой Англией на Западном и маньчжурами на Восточном Памире, а затем и бухарскими чиновниками в первые годы после его присоединения к России, был положен конец благодаря тем мерам, которым были приняты русской администрацией.

Второй параграф «Утверждение в крае Советской власти и начало формирования политического мировоззрения Шириншо Шотемура» начинается с описания раннего периода его жизни.

Шириншо появился на свет в 1899 г. в селении Поршинев Шуг-нанской волости. Поршинев являлся самым крупным, оживленным и жизнедеятельным центром Шугнана и всего Западного Памира (до выбора русскими кишлака Хорог для будущего размещения военного отряда). Он был также местом жительства и деятельности пира, который в то время фактически контролировал почти всю социально-экономическую ситуацию региона и имел многочисленных мюридов не только на Западном Памире, но и в Кашгаре, Сарыколе, Читрале, Оше и северных районах нынешнего Афганистана.

Самым знаменательным событием, произошедшем в крае в год рождения Шотемура, было открытие первого караван-сарая русскими военными в Хороге. На Памир стали привозить русские промышленные товары, которые были дешевле и; по качеству значительно отличались от кустарных восточных товаров.

Царская Россия делала все для укрепления своей геополитической позиции перед воротами Индии и Китая. Русское военное правление оживило социально-экономическую жизнь Памира. Большим событием для региона стал перевод русского военного поста из Восточного Памира на Западный Памир - в кишлак Хорог. С этого исторического момента население правобережного Пянджа приобрело покой и элементарные гражданские права. Останавливаясь в Хороге, русские впервые в истории края начали уделять внимание таким вопросам как дороги, каналы, медобслуживание, открытие новых земель и школы.

Детство и отрочество Шириншо проходили в очень тяжелых условиях, выпавших на долю Памира в конце XIX и начале XX в. Оставшись круглым сиротой, он с ранних лет занимался тяжелым трудом. Однако главна^! черта, которая выделяла его с детства среди сверстников, была сильная тяга к учебе.

На дальнейшее формирование личности Шотемура повлияла учеба в русско-туземной школе, открывшейся тогда впервые на Западном Памире.

Автором исследования выяснено, что из всех 18 учеников окон-

чивших школу, лишь один Шириншо пожелал продолжить учебу в Ташкенте, что говорит о его огромной тяге к знаниям. Ради осуществления мечты Шотемур в Ташкенте работал в самых тяжелых условиях и все накопленные деньги истратил на свое образование:. Такое стремление среди других отходников наблюдалось редко.

Итак, благодаря старанию и собственной целеустремленности, Шо-темуру удалось заложить фундамент для будущего, укрепить жизненную позицию, предвидеть свою цель.

В параграфе автор делает попытку исследовать предпосылки формирования его мировоззрения на фоне новой идеологии Советской власти.

Огромное воздействие оказали на Ш. Шотемура революционные события в Ташкенте. Начиная с 1920 года, видя в пролетарской революции свой шанс, Ш.Шотемур включается в общественно-политическую деятельность. Его активное участие в подготовке новых советских школ к учебе в Катта-Кургане (вблизи Ташкента) (в 1920 г.) и в составе «500 пролетарских студентов» для сбора продовольствия голодающему населению центральных районов России и Украины по Ферганской долине (1921 г.) стали поводом, чтобы принять его в ряды РКП(б) (1921 г.).

В это время он знакомится с крупным среднеазиатским деятелем и политиком Назиром Тюрякуловым — Народным Комиссаром Просвещения Туркестана, который сыграл важную рол;, в его дальнейшей жизни и деятельности.

Отправка Ш.Шотемура со стороны руководства ЦК КП(б) Туркестанской АССР в составе ВПТ на Памир не было случайным. Как известно, тогда в самом Ташкенте и ряде других среднеазиатских промышленных городах работало немало памирских таджиков - выходцев из Шугнана, Вахана, Рушана, Дарваза и на Памир« также была уже сформирована революционно-настроенная молодёжь, но выбор пал на кандидатуру Шотемура. Он отличался от своих сверстников, даже от тех, с которыми учился в первой русско-туземной школе, своим умом, восприимчивостью, знанием русского языка, глубокой убежденностью, целеустремлённостью, смелостью и отважностью.

Местное население, увидев впервые среди руководства Хорогской крепости своего земляка, больше поверило советскую власть.

Он среди местных кадров был первым, который смело призывал население к осуществлению политических, хозяйственных и культурных преобразований. Много работал Шотемур для пресечения давней вражды между киргизами Па?лира. Благодаря этим усилиям Памир был единственным регионом в Таджикистане, где багмгчество почти

не развивалось и не имело большого влияния.

Следует отметить, что, с первых дней работы ВПТ (1921г.), делопроизводство, проведение политических мероприятий, преподавание в школах на его территории Памира происходило на таджикском (персидском) языке. Этот факт имел большое историческое и политическое значение дал формирования общей таджикской культуры и сыграл огромную роль в приобщении памирских народностей, которые имели разные языки и диалекты, к другим представителям таджикской нации. Это было в то время, когда после победы революции в Бухаре таджикский язык как «язык эмира» был официально запрещен.

Другая, немаловажная заслуга Шотемура- это его вклад в открытии первых новых советских школ на Памир.:.

Таким образом, можно сделать вывод, что на мировоззрение Ш. Шотемура сильное влияние оказали жизнь и учеба в г. Ташкент. Он быстро вошел в курс событий и предпринял те шаги, которые были нужны в то время. Установление новой власти на родине Шотемура и его участие в составе ВПТ на Памире сыграли огромную роль в формировании его личности как государственного и политического деятеля.

Во второй главе диссертации «Ширинл!« Шотсмур и становление Таджикской советской государственности», которая состоит из двух параграфов, исследуется политическая деятельность Ш.Шотемура на уровне Туркестанской республики в 1923-1924 годах. Обращается особое внимание на его старание в целях защиты интересов таджикской республики в момент национального размежевания Средней Азии. Анализируются докладные записки Ш.Шотемура, его практические шаги ради создания самостоятельной республики. Подчёркивается особая роль Ш.Шотемура при выделении Таджикистана в союзную республику в 1929 году.

Первый параграф освещает участие Ш. Шотемура в становлении Таджикской АССР и её преобразовании в самостоятельную союзную республику (1924-1929 гг.).

Диссертант отмечает, что после ВПТ назначение молодого Ш. Шотемура, который как коммунист состоял в рядах партии всего три года, инструктором ЦК КП Туркестана было большой честью И проявлением доверия к нему.

По архивным данным и на основе изучения исторических книг о данном периоде лыяснилось, что таджикское бюро или таджикская секция в ЦК КПТ, которым руководил Шотемур, в истории советского государства была структурой, впервые занимающейся национальными проблемами таджиков.

Именно в это время он активно участвовал в осуществлении культурных проектов (Таджинпрос, газета «Овози точик», публикации первых новометодных учебников на таджиком языке), которые способствовали единению таджикского народа. С деятельностью Шотемура связано создание Горно-Бадахшанской Автономней области, которое затем стало одним из факторов организации Таджикской ССР. Автором выявлено, что Ш. Шотемур непосредственно не работал в комиссиях по размежеванию, но как идеолог не мог быть в стороне от решения вопросов, связанных с будущим таджиков.

Выявлено, что из всех членов первого Ревкома ТАССР только Шириншо Шотемур был выдвинут на две должности: как Народный Комиссариат Рабоче - крестьянской инспекции (Рабкрин) к от ЦК КП (б) Узбекистана как уполномоченный Центральной Контрольной (ревизионной) Комиссии КП(б) Узбекистана в Таджикистане.

Среди членов первого Ревкома именно Шотемуру было оказано доверие отправить его в Душанбе с целью подготовки помещений, предназначенных для правительства и Центральных учреждений. Несмотря на сложнейшие социально-экономические и политические условия, ему удалось своевременно и с честью выполнить свою историческую миссию.

В работе проанализирована серия писем Шотемура, на имя Ответственного секретаря Оргбюро КП(б) Узбекистана в Таджикистане Бориса Толпыго, которая найдена автором и введена в научный оборот впервые. Эти письма отправлены-из Куляба во время нахождения его во главе государственной комиссии по борьбе с басмачеством (1925 г.).

Вызывает большой интерес тот факт, что Шотемур, став постоянным представителем Таджикистана в Узбекистане, требует для постпреда ТАССР решающий голос. Таким образом он з'крепляет статус постпреда, который до этого в заседаниях СНК, УзЭКОСО и других республиканских экономических и плановых организациях участвовал с совещательным голосом. Также ему удалось полностью подчинить Пенджикенсткий район Таджикистану, который до этого времени находился в подчинении партийной организации Узбекистана. За время работы в качестве постоянного представителя ТАССР в УзССР Шотемур смог решить множество накопившихся финанс овых и хозяйственно-экономических вопросов между двумя республиками, наладить порядок расходования бюджета ТАССР в Узбекистане, активно участвовать в управлении советских и хозяйственных органов Пенджикент-ского и Ура-Тюбинского вилаятов, возобновить постоянную деловую связь между ними и Душанбе, участвовать в воспитании и образова-

нии первых национальных кадров, принять участие в публикации знаменитой книги Садриддина Айни «Образцы таджикской литературы».

В работе впервые полностью анализируется докладная записка на имя Генерального секретаря ЦК ВКГ1 (б) И.В. Сталина «О культурном и социально-экономическом положении таджиков на территории Узбекской республики», где Ш.Шотемур выступает инициатором и сторонником организации отдельной таджикской государственности, пропагандистом и защитником этнонима «таджик». Оценивается достоинство и важность данного документа для возвращения и продолжения дискуссии на тему повторного обсуждения проблемы и устранения недостатков, допущенных при национально-территориальном размежевании в 1924 г..

Отмечается., чю в самое судьбоносное время -в 1929 году, когда остро стоял вопрос преобразования Таджикской АССР в отдельную республику, Шотемур был отозван с учебы в Москве и избран ответственным секретарем (первым политическим лицом) обкома партии Таджикистана. Он сыграл немаловажную при выделении Таджикистана из состава Узбекской ССР. Впервые раскрывается суть другой докладной записки Ш. Шотемура под названием «Политическое обоснование происходящей узбекизации таджикского населения на территории Узбекской ССР», которая также имела важное историческое значение.

Таким образом, Ш. Шотемур включаясь в высокое руководство Таджикской АССР, с первых же дней понял, что при проведении территориального рглмежевания относительно таджиков была допущена несправедливость.. Как один из национальных лидеров, он считал своей обязанностью бороться за создание отдельной Таджикской Советской Социалистической Республики. Он проводил эту борьбу как зрелый политик, глубоко убеждённый интернационалист и всегда подходил к решению вопросов с учетом интересов всех национальностей.

Во втором параграфе «Политико - административная деятельность Шириншо Шотемура в 30-е годы» анализируется его участие в политической и административной жизни республики. Отмечается, что политико-административная деятельность Шириншо Шотемура берет начало со времен его работы в составе ВПТ на Памире (1921-1923 гг.)

Следует особо заметить, что в отношении нации у Шотемура была четкая позиция. Изначально в личных удостоверяющих документах, анкетах он подчеркнуто называл себя только таджиком, хотя в то время под напорством пантюркистов решаться на это было крайне сложно. В анкете от 7 декабря 1923 года на вопрос: «В какой местно-

сти желал бы работать, на какой должности?» - интересен и трогателен ответ молодого 24-летнего Шотемура: «Где бы то ни было, среди таджиков, совработа». И это в то время, когда многие его соратники, став участниками политических интриг, даже во время нацразмежева-ния, колебались в указании своей собственной нации.

Установлено, что с первых дней Шотемур стремился к тому, чтобы таджики, как отдельный этнос, и социальная общность, имеющая свою древнюю историю и культуру, в рамке директив ВКП(б) и Сре-дазбюро ЦК РКП(б) по защите прав малых народов, могли требовать и отстаивать свои политические права.

Сравнительно подробно описывается стиль работы Шотемура. Он часто выезжал в регионы Таджикистана для близкого ознакомления с положением дел и оказания помощи в решении социально-экономических вопросов, накопившихся на местах. Находясь во главе ЦИК, Шотемур всегда требовал от советских органов не: допускать небрежного отношения к судьбе граждан, проверять скрупулёзно все факты обращений и писем, относиться даже к самым кажущимся маленькими проблемам с большой серьёзностью. Он открыто 1сритикует верховные партийные организации за давление на джамсоветы -- главную опору советской власти на местах, которые в большинстве случаев вообще игнорировались.

Очень серьёзно Ш. Шотемур относился к проблеме налогообложения, соблюдения законности в отношении простых людей. Как человек, находившийся в руководстве ЦИК, Ш. Шотемуэ считал, что соблюдение законности, воспитание в людях чувства уважения к законам происходит, прежде всего, через этот орган. Ок смело называет все недостатки в работе ЦК КП(б) Таджикистана, который перекладывал всю партийную работу на ЦИК и другие органы.

Как истинный защитник интересов своего народа, он призывал стремиться к воспитанию кадров из числа коренного населения, а не опираться лишь на приглашенных или назначенных ¡садров из других регионов СССР. Он глубоко понимал важность вовлечения местных женщин в активную социально-политическую, культурную и экономическую жизнь республики. Находясь во главе госкомиссии по борьбе с басмачеством в Кулябском регионе (1925 г.), Шотемур был сторонником так называемого «комбинированного» метода - совмещавшего экономические, пропагандистские и военные мероприятия против басмачества.

Ill Шотемур особое значение придавал вопросам добркхжседства с самыми близкими соседними странами -Афганистаном, Китаем и Узбекистаном. Его обоснованные соображения не потеряли и поныне свою актуальность.

За всю свою деятельность на советских и партийных должностях Ш.Шотемур беспощадно боролся против пантюркизма, панисламизма и затем великоузбекского шовинизма, которые мешали созданию государственности таджиков - единственного народа индоевропейского происхождение в Средней Азии.

Таким образом, Ш. Шотемур, неустанно боролся за укрепление советов на местах. Он категорически был против вмешательства партийных органов е дела советов. Активно участвуя в социально политическом и экономическом преобразовании, Ш. Шотемур всегда вел непримиримую борьбу с проявлением местничества, национализма и шовинизма, ко торые стали преградами на этом пути, и был сторонником предоставл ения равных прав и возможностей всем регионам Таджикистана. Он призывал вовлекать больше молодых национальных кадров в государственную и партийную структуру, и как человек с новыми взглядами желал равноправия женщин и их привлечения в активную общественно-политическую жизнь республики.

Третья глав» «Вклад Шириншо Шотемура в социально-экономическое н культурное преобразование республики», состоящая из трех параграфов, рассматривает последний период в жизни Ш. Шотемура, его деятельность на посту председателя ЦИК Советов ТССР. Объективно определяется значение и степень его участия в социально-экономическом и культурном преобразовании в 20-30-х годах прошлого века. В главе также освещается обстоятельство репрессий (в 1937 г.), реабилитаций (1956 г.) Ш.Шотемура и оценки его деятельности в годы суверенитета Таджикистана. ,

В первом параграфе ¿Роль Шириншо Шотемура в социально-экономическом развитии Таджикистана» детально прослеживается активное участле Ш.Шотемура в ран несоветской реформе социально-экономической и культурной жизни республики.

Как сторонник скорейшего проведения социально-экономического преобразования:, он всегда боролся против бюрократии, которая уже укоренилась в советских и Партийных органах. Он выступает за финансовую порядочность и прозрачность, за решение вопросов оперативного выделения финансов для Таджикистана и его регионов, призывает к правильному составления бюджета на уровне республики и на местах. Как политик, он наблюдает, чго в Таджикистане партийная организация и политика отстают от экономики. Шотемур был уверен, что без глубокого понимания экономических преобразований на уровне партийного руководства, которое фактически управляло и государственной зластью, нельзя создать хорошую экономику.

В работе приведено много новых фактов об участии Шотемура в

формировании сельского хозяйства республики с новым содержанием, организации первых колхозов и совхозов в регионах Таджикистана, в правильном проведении земельно - водной реформы, развития ирригационной системы на территории республики.

В 30-е годы Ш. Шотемур (уже в должности второго секретаря) курировал развитие промышленности и индустрии в Таджикистане. Основное внимание в эти годы было направлено на индустриализацию республики, которая начиналась почти на пустом месте. Для фактической ликвидации неравенства был создан ряд новых промышленных предприятий, бурно развивалась советская и кооперагинная торговля. В Таджикистане, где еще два года назад люди жили по карточной системе, начиная с 1935 года, дехгсане за свой труд начали получать заработную плату.

В области промышленности он предлагал расширить разработку и производство местных строительных материалов — извёстки, алебастра, мрамора, торфа, залежей пищевой соли, начать разработку и добычу драгоценных и полудрагоценных камней, организовать промартели, строить кожевенные заводы.

В диссертации приведено содержание многих речей и докладов Шотемура, где дается глубокий анализ состояния промышленности в Таджикистане за годы ее существования (с 1925 по 1937 гг.).

Таким образом, Ш. Шотемур находясь на высоких политических должностях, считал главным залогом успеха своего дела социально-экономическое развитие родной республики. При этом он не только не мог дистанцироваться от бурного экономического преобразования 2030-х годов, но и сам являлся инициатором многих обоснованных начинаний с целью интенсивного перехода республики из аграрной в развитую с мощным промышленным потенциалом и соответствующей инфраструктурой.

Во втором параграфе показан вклад Шириншо Шотемура в культурное преобразование.

Установлено, что основным кредо недолгой жизни Ш.Шотемура для достижения громадных успехов в развитии культуры была борьба за создание и укрепление народного образования в Таджикистане. Он был одним из ярых сторонников организации в республике первых советских новометодных школ. Шириншо Шотемур, как один из национальных лидеров, хорошо знал, что для развития нации прежде всего нужны школы, национальные учителя и хорошая система народного образования. Понимая важность национальных школ для национального развития, Ш.Шотемур всегда боролся против пантюрки-стов, которые вели открытую пропаганду против свободного исполь-

зования .таджикского языка в печати, школах, издательствах, офици-: альных учреждениях.

На основе новых документов показан вклад 111. Шотемура в развитии национальных средств массовой информации, в том числе, первой таджикской советской газеты «Овози точик». В работе впервые раскрыто много интересных фактов о плодотворном сотрудничестве Ш. Шотемура и великого таджикского писателя С. Айни.

Основываясь на выступлениях, письмах и статьях Шотемура можно прийти к выводу, что разработку и решение вопроса возрождения таджикской национальной культуры он считал для себя пржизненной задачей. Начиная организацией первых библиотек, и кончая вопросами здорового образа жизни и здорового питания горцев, прекращения отдачи малолетних девушек в замужество и организации первых театров вошли в его широкий круг интересов по подъему культуры нации. Находясь на пос1у председателя: ЦИК III. Шотемур понял, что для подъема культуры на местах может сыграть важную роль джамагат (сельсовет), а в кгикдом джамагате сектор культуры, который должен объединять и другие сектора.

Он принимал непременное участие в организации первых научных экспедиций для изучения природных возможностей горных мест.

Ш. Шотемур, как и все прогрессивно мыслящие люди своего времени, считал, что социально-культурная психология таджикского общества, находящаяся в течение веков под влиянием религиозных фанатов, застыла, и старая идеология являлась только причиной самоторможения социально-экономической жизни.

Одним из путгй «мирной» борьбы со старым отсталым мировоззрением он предлагал развитие театрального искусства. Он считал что для привлечения общественности к дискуссиям о реальной жизни, нужно развивать не только профессиональные, но и народные театры.

Таким образом, Ш. Шотемур активно боролся за укрепление таджикского советского государства, за его коренное социально-политическое и экономическое преобразование. Глубоко понимая роль образования и просвещения в развитии общества и государства, Ш. Шотемур восстал против ликвидации безграмотности среди населения и партийно-советского руководства, всю свою жи^нь был инициатором создания и развития новых школ и вузов, научных учреждений. Он внес большой вклад в создание и развитие современных средств массовой информации, театров, новой таджикской литературы и национального кино, других культурных учреждений, неустанно боролся за приобщение культуры таджиков к общей советской и к передовой мировой культуре.

Третий параграф освещает итоги политической жизни Шириншо Шотемура. Автор также сосредоточил внимание на частной семейной жизни, его характере, качествах присущих крупному политическому и государственному деятелю. Дополнена его политическая биография, обобщены итоги его жизни, которая оборвалась трагически.

Последние годы своей жизни (с декабря 1933 г. до июля 1937 г.) Ш. Шотемур работал в качестве председателя ЦИК Таджикской ССР. Он, как истинный патриот своего времени смотрел на жизнь с большим оптимизмом, глубоко верил в справедливость выбранного партией курса, в силу и будущее своего народа.

Таджикистан стал превращаться в один из основных регионов обеспечения СССР высококачественным хлопком. В дальнейшем именно хлопок стал одной из главных причин активизации репрессивных действий в отношение партийно-советского руководства республики.

Ш. Шотемур не был согласен с тем; что во второй половине 30- х годов партийные организации везде брали верх, советы стали терять свою настоящую роль на местах, что страной больше начали управлять силовые структуры.

Сигналом к арестам, ссылкам и уничтожению верхних эшелонов в Таджикистане стала статья в «Правде» - «Враги таджикского народа». В репрессии 1937-1938 годов в Таджикистане попали согни невинных граждан - преимущественно работники партийных и советских органов республики.

Шотемур также, несмотря на все свои заслуги перед партией и народом, был арестован. 27 октября 1937 года Военной коллегией Верховного Суда СССР осужден и приговорен к расстрел)'.

Он был реабилитирован только через 19 лет. Как гласит решение Военной коллегии Верховного Суда СССР о посмертной реабилитации, дело по обвинению Шотемура Шириншо было пересмотрено 14

августа 1956 года.

Таким образом, Ш. Шотемур, как и многие его соратники из других союзных республик, стал невинной жертвой политического террора 30-х годов прошлого века. Он, как дальновидный политик, заранее не мог не почувствовать данную опасность для себя, для своей семьи, родных и близких, но как честный и принципиальный коммунист до конца верил в справедливость взятого большевиками курса развития страны и до конца выполнил свой долг перед народом.

Он занял свое достойное место среди героев Отчизны. За самоотверженную деятельность по созданию, упрочению и развитию государственности таджиков указами Президента Республики Таджики-

стан Шириншо Шотемур был удостоен ордена «Дусти» («Дружба») (2006) и за огромные заслуги в создании основ государственной независимости Республики Таджикистан (1999) высокого звания Героя Таджикистана.

Диссертация завершается заключением, где подведены итоги исследования, сведены воедино выводы, сформулированные в главах.

На основе убедительных фактов комплексно исследована много-1 гранная деятельность .и жизнь,Героя Таджикистана, видного партийного и советского деятеля 20-30-х годов прошлого века Шириншо Шотемура которая в целом, является поучительным образцом служения народу и отчизне.

В заключении отмечено, что для более фундаментального изучения жизни и деятельности, исследования и использования опыта жизни и знаний Шириншо Шотемура необходимей подготовить и издать сборник документов и материалов «Шириншо Щотемур: письма, речи, статьи и другие исторические документы», организовать йздание серии книг «Герои Таджикистана» на таджикском и иностранньгх языках о выдающихся личностях Таджикистана в целях широкой Пропаганды национальных героев, в том числе книгу под названием «Шириншо Шотемур» и издать монографические исследования по тем или иным проблемам, касающиеся жизни и деятельности Шириншо Шотемура.

Рекомендуется включение в школьную программу по истории таджикского народа и программу курса «Истории таджикского народа» вузов Республики Таджикистан, Института по повышению квалификации государственных служащих тему «Ш. Шотемур в истории таджикской государственности». Предлагается также создать в республике научный центр для расширенного изучения истории 20-30-х годов, как первый этап нынешнего суверенитета Таджикистана, внести предложение в Шу рой Оли и Мачлиси Намояндагон Таджикистана о подготовке и утверждении закона «О репрессиях», которая уже принята во многих странам СНГ.

В заключение диссертации предлагается продолжить поиск материалов в архивах. Узбекистана, России и Таджикистана, касающихся жизни и деятельности Ш. Шотемура и других его соратников, создать в столице Таджикистана алею героев, наряду с другими установить памятник III. Шотемуру.

III. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Аламшоев К. Шириншо Шотемур и формиронание периодической печати в Таджикской ССР// Вестник педагогического университета. Издание Таджикского государствен ко го педагогического университета имени Садриддина Айни. -Душанбе. 2012, №3,-С. 165-174*. 0,8 п.л.

2. Аламшоев К. Шириншо Шотемур и хлопковая политика СССР в Таджикистане в 20-30-е годы прошлого века// Вестник Университета. Российско-таджикский (славянский) университет.; Научный журнал. №3 (38), -Душанбе, 2012, -С. 160-163*. 0,77 их

3. Аламшоев К.; Роль Шириншо Шотемура в подготовке первых национальных кадров Таджикистана// Вопросы: памироведения. Научное издание Гуманитарного института АН РТ (Памирский филиал). -Душанбе, Дониш, 2013, Вып. УИ.-С. 177-187*. 0,66 п.л.

4. Аламшоев К- Рохи кутоху пурхаводиси хаёт. (Жизнь, полна событиями// Вестник Хорогского Университета, серия 2, 2000, № 2, -С. 99-107. 0.75 п.л.

5. Аламшоев К. Шириншо Шотемур в истории возрождения таджикской государственности (Монография). -Душанбе: Дониш, 2013. -240 с. 17.00 п.л. ^

6. Аламшоев К- Кучое бошам, бо. точикон бошам (Где бы то ни было, среди таджиков)// -Душанбе: Ирфон, 1999. -208 с. 13.00 пл.

7. Аламшоев К- Шохтемур- номуси миллат (Шотемур- гордость нации)// Шириншох Шохтемур. Душанбе: Ирфон. 2009. -С. 241-462. 13.18 п.л.

8. Аламшоев К- «Помир, 1937» -Душанбе: Ирфон, 2012.-350 с. 22.00 п.л.

9. Аламшоев К,- Достони муаллим. -Душанбе: Ирфон, 2013. - 256 с. 5.6 п.л.

" 10. «Шириншох Шохтемур» (Научные статьи, очерки и библиография). -Душанбе: Ирфон, 2009, -526 с. Составитель и авто р предисловия Аламшоев К. 0.5 п.л. (предисловие)

11. «Шохтемур дар адабиёти тоник» (Шириншо Шохтемур в таджикской литературе) -Душанбе: Адиб, 2012. -160 с. Составитель и автор предисловия Аламшоев К. 0.31 п.л. (предисловие)

* Примечание: выделенные жирным шрифтом- статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК России.

Сдано в печать 28.11.2013 г. Подписано к печати 29.11. 2013 г. Формат 60x84 1/16 Гарнитура Times New Roman. Объем 1.5 п.л. Бумага офсетная. Тираж 100 экз. Заказ № 107.

Отпечатано в типографии РТСУ, 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Мирзо Турсунзода, 30.

 

Текст диссертации на тему "Шириншо Шотемур - общественно-политический деятель Таджикистана"

04201453424

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Институт гуманитарных наук имени академика Б.И. Искандарова

На правах рукописи

Аламшоев Курбонидин Мирзовафоевич

ШИРИНШО ШОТЕМУР -ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ ТАДЖИКИСТАНА

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук (Специальность 07.00.02 - Отечественная история)

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор ПИРУМШОЕВ X.

Душанбе-2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА I. ПОБЕДА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В

ТУРКЕСТАНЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО

МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШИРИНШО ШОТЕМУРА.........................................26

§ 1. Социально-экономическое положение Памира и Восточной

Бухары накануне Октябрьской революции..................................................26

§ 2. Утверждение в крае Советской власти и начало формирования

политического мировоззрения Шириншо Шотемура.................................41

ГЛАВА 2. ШИРИНШО ШОТЕМУР И СТАНОВЛЕНИЕ

ТАДЖИКСКОЙ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.......................69

§ 1. Участие Ш. Шотемура в образовании Таджикской АССР и её преобразовании в самостоятельную союзную

республику (1924-1929 гг.).................................................................................69

§ 2. Политико-административная деятельность Шириншо Шотемура

в 30-е годы.....................................................................................................100

ГЛАВА 3. ВКЛАД ШИРИНШО ШОТЕМУРА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

РЕСПУБЛИКИ .............................................................................................131

§ 1. Шириншо Шотемур и социально-экономическое развитие

Таджикистана................................................................................................131

§ 2. Вклад Шириншо Шотемура в культурное преобразование

Таджикистана ...............................................................................................153

§ 3. Итоги политической деятельности Шириншо Шотемура.......................179

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................200

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

210

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и научная значимость исследования. На протяжении почти тысячелетней своей истории, после падения Государства Саманидов, (за исключением Гуридов (ок. 1000—1215 гг.) и куртов Герата (1245-1381) и позже некоторых маленьких владений, которые не могли объединить даже больше половины исторической территории таджиков и создать единого централизованного государства), таджики были лишены самого сокровенного и основополагающего права - собственной государственности. Возможность её возрождения появилась лишь благодаря политике бывшей Советской власти. Октябрьская революция из вековой местной, тихой и покорной социально-политической среды вывела на политическую арену целую плеяду ярких личностей, которые, несмотря на все драматические моменты в общественном, политическом, социально-экономическом и культурном развитии истории таджиков в Средней Азии, за короткое историческое время сумели достичь максимально эффективных успехов. Советский Союз предоставил равные политические условия и дал возможность мелким и более крупным народам, проживающим на территории Средней Азии, построения национальных советских государств. Однако нормальному ходу осуществления их национально-территориального размежевания мешало пантюркистское движение, укоренившееся и всё более укрепившееся в это время в больших культурных и промышленных центрах среднеазиатского региона. Как хозяева положения, пантюркисты защищали интересы только народов тюркского

<

происхождения. При этом игнорировалось существование таджиков - единственных представителей индоевропейских народов в Средней Азии. Для защиты своих исторических, социально-политических и других прав, таджикам предстояла упорная борьба. С другой стороны, в процессе образования таджикского национального советского государства, следовало преодолеть

старые психологические стереотипы, укоренившиеся в социально-культурной жизни народа, многовековую феодальную разобщенность таджиков, а также остатки патриархальных отношений, которые наложили глубокий отпечаток на политическую и социально-экономическую жизнь таджиков и крайне трудно поддавались изменению.

При создании таджикского советского государства, наряду с директивами СССР, ведущей ролью коммунистической партии Советского Союза, системой взаимопомощи, чувство интернационализма советских народов, нельзя не учитывать историческую роль таджикских национальных лидеров. Одним из общепризнанных, умеренных национальных политиков являлся партийный и советский деятель начала XX века Шириншо Шотемур*. «Поистине, Шириншо Шотемур, - указывает Президент Таджикистана Эмомали Рах-мон, - принадлежал к числу тех выдающихся политиков и государственных деятелей, которые, осознав в начале XX века свою историческую миссию перед нацией и её будущей судьбой, направили все свои силы, знания и духовный потенциал на создание и упрочение государства таджиков. Он извлёк уроки из окружавшей его противоречивой жизни и, будучи человеком с

* Имя и фамилия исследуемого нами героя в личных документах, удостоверяющих личность, а также в советской прессе и литературе особенно периода 1924-1937 годов, приводится как Шириншо Шотемор. В советское время как политик он был известен именно под таким именем и фамилией. Во всех анкетах и автобиографиях он собственноручно подписывал «Шириншо Шотемор». В архивных документах, стенограммах съездов и конференций, партийных собраний, анкетах, других исторических документах, газетных статьях его имя и фамилия встречается в таких вариантах: Шириншо Шотомор, Шриншо Шотемур, Штомар, Шрин Шотемур, Шатемор, Шатимур, Шатимор, Шитимор, Шити-мур, Шутимор, Ширин Шотемур, Шрин-Шо и т.д. Мы считаем их технической ошибкой и результатом трудного восприятия национальных имен русскоязычными людьми. Так как согласно литературным нормам современного таджикского языка «Шотемор» является искаженным и неправильным, противоречит закономерностям таджикской ономастики и антропонимики, начиная с 1983 года в таджикской прессе, научной литературе имя этого государственного деятеля начинают писать как Шириншох Шохтемур -на таджикском языке, и Шириншо Шотемур - на русском, что соответствует правильному произношению и правописанию. В таком варианте его имя фигурирует в официальных указах Президента Республики Таджикистан, в том числе, при награждении его высоким званием Героя Таджикистана. В целях соблюдения правописания и антропонимики таджикского языка в настоящей работе в тексте автора он дается как Шириншо Шотемур. В использованных источниках используется как было на самом деле.

твёрдой волей и прочными знаниями, вырос в видного политика и опытного организатора»1.

Актуальность избранной нами темы диссертационного исследования заключается в том, что при нынешних условиях построения современного, самостоятельного, демократического и правового государства в Таджикистане как никогда востребован исторический опыт начального этапа возрождения национальной государственности, многогранный и содержательный жизненный путь, методы ведения государственной деятельности, политическое кредо, опыт, знание, интеллектуальное наследие национальных политических лидеров периода формирования таджикской государственности в начале XX века. О важности изучения проблемы свидетельствуют следующие заключения академика Масова Р. М: "Мы должны отдать должное тем политическим лидерам конца 1920-х годов, которые добились самостоятельности в составе СССР, и, тем самым, обеспечили приобретения Таджикистаном независимости в 1991 году" . В связи с этим, возникает необходимость в объективном представлении истории деятельности тех истинных борцов отчизны, которые не щадя своей жизни в тот сложный противоречивый период, приложили самоотверженные усилия для организации новой жизни таджикского народа, стали активными преобразователями политической, экономической и культурной жизни вновь созданной Республики Таджикистан.

В годы Советской власти роли национальных кадров в процессе построения советских национальных республик предавалось небольшое значение и история советского периода народов СССР всегда обрисовывалась с идеологическими издержками. Повышенный интерес к изучению данной темы диктуется тем, что, несмотря на огромные достижения исторической науки в советском и современном суверенном Таджикистане в изучении преобразовательного процесса 20-30-х годов прошлого века, почти отсутствуют фундаментальные исследования о роли и месте конкретных лиц из числа крупных национальных политических деятелей в этот период. Тем более, что этому благоприятствует открытий доступ ко многим архивным документам и фондам периода 20-30-х годов прошлого столетия, которые до времени «перестройки» хранились под грифом «секретно».

1. URL http://www.prezident.tj/rus/novostee_201009.html

2 Масов P.M. Образование Таджикской советской государственности-правовая основа независимости Республики Таджикистан// Научно-теоретическая конференция посвященная 20-летию независимости Республики Таджикистан (Материалы конференции). -Душанбе: Дониш, 2011, -С.7.

С другой стороны, до сих пор, с научной точки зрения, полностью не раскрыт драматизм истории 30-х годов нашей республики. Несмотря на огромные социально-политические, экономические и культурные достижения, этот период для Таджикистана был самым трудным в сфере социально-психологических потрясений, правовых нарушений и унижения личности обычных граждан и потому с позиций принципа историзма особенно нуждается в глубоком изучении.

Сегодня, когда суверенный Таджикистан, получил признание большей части мирового содружества и крупных международных организаций, изучение национальной истории, процессов роста политического мышления и самосознания национальных кадров, поступательного социально-экономического развития Таджикистана, его роли и места в бывшем советском сообществе требует иных подходов. Пришло время, когда заслуги таких национальных политических и государственных деятелей как III. Шотемур в новейшей истории таджиков должны получить научную оценку. Изучение их деятельности и опыт также необходимо в укреплении национального самосознания и единства, как важный инструмент обеспечения суверенитета страны. Это необходимость диктует основательного и всестороннего исследования жизни и деятельности достойных памяти национальных политических и государств енных лидеров начала XX века. Такое исследование также нужно для более детального воссоздания особенностей политической, социально-экономической и культурной атмосферы Таджикистана 20-30-х годов прошлого столетия. Все это свидетельствует о высокой степени актуальности избранной нами темы в качестве диссертационного исследования.

Диссертация базируется в основном на материале, накопленном автором в ходе исследований и поисков, проводившихся в течение почти 30 лет не только в Таджикистане, но и за его пределом.

Степень изученности темы. Жизнь и деятельность Шириншо Шотему-ра, как и ряда других государственно-политических деятелей, стоящих у ис-

токов возрождения таджикской государственности (если не считать отдельных работ научно-популярного характера), так и не получили должного и достойного освещения в отечественной историографии. Тема, лежащая в основе диссертационного исследования, несмотря на ее большое значение для исторической науки, продолжает оставаться недостаточно изученной. По тематике изучаемого вопроса написан ряд работ, касающихся отдельные моменты жизни и деятельности Ш.Шотемура. О Ш. Шотемуре как в Таджикистане, так и за его пределами, написаны публицистич еские статьи, политические очерки, многочисленные краткие газетные материалы и публикации на некоторых сайтах в мировой сети. Однако их недостаточно для полного раскрытия его личности и существенной роли в установлении и укреплении таджикской государственности. В данной работе впервые предпринимается попытка монографического подхода к изучению его личности. В процессе работы автору удалось обнаружить некоторые факты, которые не могли быть использованы историками советского периода по разным идеологическим причинам и которые стали известны только сейчас благодаря демократическим переменам в Таджикистане. Жизнь и деятельность Ш. Шотемура рассматривается и анализируется на основе конкретной среды, в которой он находился.

Более того, наблюдаются попытки представить так, что процесс изучения истории 20-30-х годов с политических репрессий в Таджикистане завершен и проблема исчерпана. И это в то время, когда в других странах бывшего СССР « последние годы появились тысячи исследовашш, связанных с данной тематикой.

Первое упоминание о Ш. Шотемуре в советской периодической печати появилось в 1921 году в журнале «Жизнь национальностей». Оно принадлежит Назиру Тюрякулову — секретарю Коммунистической партии Туркестанской АССР. Посвятив свою статью освещению положения в Туркестанской АССР он, в частности, даёт сведения о деятельности военно-политической

тройки на самой отдаленной территории Туркестана - Памире1. Буквально в нескольких предложениях, автор пишет о том, что Ш. Шотемур - представитель малочисленных, забытых народов отдаленного Памира - через несколько веков получил право руководить народной властью в своем родном крае, где до этого, в основном, правили завоеватели - чужеземцы.

В 1925 году в газете «Овози точик» была помещена фотография Ш. Шотемура и краткая информация о нем, как о члене первого таджикского ревкома и Комиссаре рабоче-крестьянской инспекции Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики. В этой газете также были помещены статьи самого Ш. Шотемура о политической и государственной жизни таджике®3. В 1934 году по поручению Правительства Таджикистана Таджикско-Памирская экспедиция и совместно с ней Таджикская база Академии Наук приступила к подготовке издания книги о Таджикистане, представляющей собой сборник статей по всем отраслям знания.

По просьбе академика Н.П. Горбунова4 Академией наук СССР и Советом по изучению природных ресурсов Союза ССР Председателю ЦИК Таджикской ССР Ш. Шотемуру была заказана для этой книги статья «Революция и классовая борьба в Таджикистане», в объеме 1 печатного листа. К сожалению, нам не удалось установить факт публикации сборника по той причине, что в библиографических источниках его просто нет.

14 января 1935 года была опубликована статья самого Ш. Шотемура, уже Председателя ЦИК Таджикской ССР под названием «Советский Таджикистан»5. 3 ноября 1936 года под общим названием «Параллели» в тех же

1. Тюрякулов Н. Туркестанская автономная республика// Жизнь национальностей. Ежемесячный журнал Народного комиссариата по делам национальностей по вопросам политики, экономики и культуры национальностей РСФСР. Кн. первая. - М. - 1923. - янв. — С. 92.

2. Шохтемур// Овози точик. - 1925. - №24, 30 марта. - С.З.

3. Шохтемур. Сиёсати миллии фирка ва ба Чумхурияти иттифоки даромадани Точики-стон// Овози точик. - 1929. - 15 окт. Источник: Чураев М Овози точик ва худогохии милли. - Душанбе: Кайхон, 2008. — С.365.

4. ЦТ А РТ, Ф И, Оп. 3, Д. 1179, Л. 11-14.

5. Шотемор Ш. Советский Таджикистан // Известия, 1935. - №2(5565). 14 янв.

«Известиях» были опубликованы статьи Председателя ЦИК Таджикской ССР Ш. Шотемура и писателя Садриддива Айни, В статье Ш. Шотемура рассказывалось о достижениях таджиков за 12 лет существования Советской власти1.

Воспоминания о Ш. Шотемуре встречаются в мемуарах К. Елчибекова -борца за установление Советской власти на Памире, которые вышли в 1929 году в г. Ташкенте2. С 1929 по июль 1937 года, вплоть до его ареста, почти во всех партийных и советских центральных газетах и журналах Таджикистана, издававшихся на таджикском, узбекском и русском языках, часто встречаются упоминания о Ш. Шотемуре, и о его деятельности, речи и выступления на официальных партийных и советских мероприятиях, его фотографии. Имя Ш. Шотемура за этот период, нередко встречается на страницах среднеазиатской партийной газеты «Правда Востока»*.

Начиная с июля 1937 г. — после объявления Ш. Шотемура «врагом народа», до конца 1956 года (до реабилитации) его имя не упоминается даже в научных исторических работах, выполненных в Таджикистане. Запрет на имя Ш. Шотемура продолжал -оставаться даже после его политической реабилитации. В общей сложности в течение 27 лет после репрессии историки, журналисты, другие исследователи никогда не обращались к теме исследования жизни и деятельности Ш. Шотемура.

Впервые к личности Ш. Шотемура после его реабилитации историки обращаются в 1964 году. По случаю 40-летия Таджикской ССР, под редакцией двух лучших знатоков истории коммунистической партии Таджикистана А. Макашова и В. Рудницкого (на русском и таджикском языках в серии «Жизнь з