автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Символ в философском дискурсе Н. Бердяева

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Дьяченко, Галина Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Симферополь
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Автореферат по филологии на тему 'Символ в философском дискурсе Н. Бердяева'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Символ в философском дискурсе Н. Бердяева"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В. И. ВЕРНАДСКОГО

ДЬЯЧЕНКО ГАЛИНА ВИКТОРОВНА

□0344Ь <I 1

ЗДК 811.161Л'42:1 + 929 Бердяев

СИМВОЛ В ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ Н. БЕРДЯЕВА: ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ

Специальность 10.02.0l - русский язык

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Симферополь - 2008 2 ;

003445711

Диссертацией является рукопись

Работа выполнена на кафедре русского языкознания и коммуникативных технологий Луганского национального университета имени Тараса Шевченко Министерства образования и науки Украины

Научный руководитель

доктор филологических наук, профессор СИНЕЛЬНИКОВА Лара Николаевна,

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, заведующая кафедрой русского языкознания и коммуникативных технологий

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор

СЕЛИВАНОВА Елена Александровна,

Черкасский национальный университет

имени Богдана Хмельницкого,

профессор кафедры общего и русского языкознания,

кандидат филологических наук, доцент САВЧЕНКО Людмила Ростиславовна,

Харьковский национальный университет

им. В Н Каразина,

доцент кафедры русского языка

Защита состоится « 2 » 'IMC'tSL 2008 года в /2.00 часов на заседании специализированного ученого совета К 52 05108 в Таврическом национальном университете им В И Вернадского (95007, г Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Таврического национального университета им В. И Вернадского по адресу (95007, г Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4)

Автореферат разослан « Я- » -tttótíJL 2008 г

Ученый секретарь ц Л// /л

специализированного ученого совета (/ЛМъМбМ™ ~~ д р. Шилина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Философский дискурс представляет огромный интерес для современной когнитивной лингвистики, исследующей языковые формы воплощения мысли Изучаются специфика слова в философских текстах (Т Н Преснякова, В В Бибихин), некоторые приемы построения философского рассуждения, аргументации (Г А. Брутян, Ю К Мельвиль, Дж Пассмор и др), жанры философских дискурсов (Е В Золотухина-Аболина, Д В Анкин), единицы философского дискурса - понятие, метафора, концепт, символ (Л Н. Богатая, Г А Ермоленко, А Ф Лосев, С Л Катречко и др) Анализируется философский язык отдельных философов и философских направлений (О. Б Вайнштейн, Т В. Васильева, А В Марцева, Т А. Миллер, А И Кобзев, Т. Н Снитко, В С Спирин, Н С Автономова, Л М Грановская и др.) Менее изучен язык русской философии конкретных эпох, в частности начала XX в. Собственно лингвистический подход к философскому дискурсу представлен незначительным количеством работ (Л. Н Синельникова, Л В Щеглова, В В Щеглов) О важности изучения языка философии Н Бердяева говорится практически в каждом исследовании его творчества, но только в работах Г П Федотова, Ф. А Степуна, П Мёрдока, Д. Лоури, В А Кувакина, Я Кротова и нек др содержатся отдельные характеристики языка философа. Философская концепция языка Н Бердяева предложена С. А. Титаренко Однако с лингвистических позиций проблема философского языка Н. Бердяева не исследована.

Актуальность диссертационного исследования определяется устойчивым и постоянно растущим интересом к творческому наследию Н Бердяева в мировой гуманитарной мысли, обусловленным парадигмальностью его философии для осмысления и разрешения проблем современной культуры Языковая личность философа является ценнейшим примером языкового творчества, активно противостоящего тенденциям стандартизации и опустошения речи в условиях современного «массового общества» Язык произведений Н Бердяева является очевидно индивидуальным и специфическим во всей традиции русской философии (в западной философии XX в. подобное явление представляет собой язык М Хайдеггера). Языковая личность Н Бердяева, развивающая смыслотворческий потенциал русского языка в одной из самых сложных и утонченных сфер его использования - сфере философской рефлексии, представляет большой интерес для современной лингвистики как знаковое явление в новейшей истории (XIX - XX вв.) русского языка

Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертационное исследование выполнено в рамках комплексной темы

научного исследования «Национальная культура в филологических дискурсах разных типов», разрабатываемой на кафедре русского языкознания и коммуникативных технологий Луганского национального университета имени Тараса Шевченко (№ госрегистрации 010Щ001371) Тема диссертации утверждена на заседании Ученого совета Луганского национального педагогического университета имени Тараса Шевченко (с 25 апреля 2008 г - Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко) (протокол № 5 от 23 декабря 2005 г)

Целью исследования является анализ лингвокогнитивных аспектов символа в философском дискурсе Н Бердяева

Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

1)дать целостное представление о символе как особой смысловой и смыслопорождающей категории,

2) определить структуру и содержание символа в лингвокогнитивной динамике, описать языковые экспликации символа;

3) охарактеризовать философский дискурс как дискурс особого типа, выделить его признаки, выявить роль символа в нем,

4) описать специфику языковой личности Н Бердяева,

5) реконструировать символический уровень языковой личности Н. Бердяева посредством анализа частоты, ритма и коэффициентов сочетаемости символов,

6) раскрыть содержание символов Н. Бердяева как целостной системы и конкретизировать дискурсивные механизмы символической диалектики философа, определяющие языковое устройство его текстов

Объект исследования - философский дискурс Н Бердяева

Предметом исследования являются лингвокогнитивные особенности символа в философском дискурсе Н Бердяева

Материал исследования составили опубликованные книги и статьи, рукописные редакции, планы и наброски из фонда РГАЛИ, дневники и письма философа; мемуарные свидетельства современников

В исследовании применен комплекс методов в рамках междисциплинарного подхода. Дискурс-анализ позволил рассмотреть лингвистические единицы в их обусловленности когнитивными факторами, символико-экзистенциальный анализ (С. С. Аверинцев, М М Бахтин) применялся для реконструкции символического содержания языковых единиц различного уровня, герменевтические процедуры интерпретации позволили раскрыть содержание философских символов Н. Бердяева, контекстуальный анализ способствовал установлению смыслового окружения языковых единиц (микроконтекста) и функций, выполняемых ими в составе целого (макроконтекста), лингвистический эксперимент применялся для моделирования языковой личности философа, частотный анализ и контент-

анализ, реализованные с помощью компьютерных программ, определили количественные параметры философских символов Н Бердяева

Научная новизна полученных результатов состоит в том, что впервые,

• дано целостное представление о символе с позиций дискурсивной и когнитивной лингвистики,

• выявлены и систематизированы признаки философского дискурса,

• обоснована правомерность использования понятия «символический уровень языковой личности»,

• создан частотный словарь языка Н Бердяева,

• определены ритм символов Н. Бердяева и их сочетаемость;

• описана семантико-функциональная динамика слова-символа в дискурсе Н Бердяева,

• выявлено конститутивное значение символа для диалектического метода Н Бердяева

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в расширении представления о языковой личности посредством характеристики символического уровня языковой личности философа, рассмотрении теории символа с лингвистических позиций, а также выявлении системных принципов философского дискурса в целом и Н Бердяева в частности, что намечает новые подходы, уточняющие связи языка, сознания и объективной действительности

Практическое значение работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в практике вузовского преподавания при чтении общих и специальных курсов по языкознанию (когнитивной лингвистике, общему языкознанию, коммуникативной лингвистике), а также по философскому языку Н Бердяева, спецкурсов и спецсеминаров по теории текста, дискурса, языковой личности Разработанные компьютерные программы по анализу текста пополняют инструментальные средства корпусной лингвистики

Личный вклад соискателя состоит в том, что а) предложена система методик вычленения символа в философском тексте и разработаны лингвокогнитивные принципы его анализа, б) расширено представление о языковом выражении когнитивных процессов; в) осуществлен символико-экзистенциальный анализ философского дискурса Н Бердяева Концептуальная основа работы, комплексная методика и результаты исследования могут быть использованы в дальнейших разработках лингвокогнитологии

Апробация работы и ее результатов осуществлялась в докладах на IV Международной конференции «Философская антропология: традиции, проблемы и перспективы» (Санкт-Петербург, 2004), Международной научной конференции «Традиция и культура» (Киев, 2005), VI Международной

научно-праюической конференции «Образование и судьба нации» (Харьков, 2005), VI Международном семинаре «Нормы и парадоксы сознания и мышления Их проявления в современном обществе, культуре и языке» (Луганск-Женева, 2006), XV Международной научной конференции им проф Сергея Бураго «Язык и культура» (Киев, 2006), II Таврических чтениях «Анахарсис» (Донузлав, 2006), Международной конференции «На пути к синтетическому единству европейской культуры Н А Бердяев и единство европейского духа» (Москва, 2006), IX Международной научной конференции «Русистика и современность» (Одесса, 2006), Международной конференции «Академическая и неакадемическая философия, конфронтация и взаимодействие» (Ростов-на-Дону, 2006), Международной научной конференции «Понимание в коммуникации - 2007 Язык Человек. Концепция Текст» (Москва, 2007), XXXVI Международной филологической конференции (Санкт-Петербург, 2007), VII Международной научной конференции «Предъявление мира в гуманитарных дискурсах XXI века» (Луганск - Женева, 2008), Всеукраинской научно-практической конференции «Апостол свободы. Концепция свободы Бердяева как основа понимания свободы в современном украинском обществе» (Краснодон, 2005), Региональной научной конференции «Философия Религия. Психология Роль духовных ценностей в жизни общества» (Луганск, 2007); кафедре русского языкознания и коммуникативных технологий в рамках Дней науки Луганского национального университета имени Тараса Шевченко (2005 - 2008)

Публикации Результаты диссертационного исследования представлены в 23 публикациях, из них 8 статей вышли в научных специализированных изданиях, утвержденных ВАК Украины

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех разделов и выводов к ним, заключения, двух таблиц и приложения Рукопись укомплектована библиографическим аппаратом (321 позиция) Объем основного текста работы - 198 страниц, полный объем - 258 страниц

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены его объект, предмет, цели и задачи, материал и методы исследования, раскрыта научная новизна и практическая ценность полученных результатов

Анализ подходов к проблеме языка философии показывает, что исследователи 1) квалифицируют философский дискурс как особый режим

функционирования языка, 2) акцентируют связь языка философии с языком повседневного общения, усматривая его специфику в мотивированной, контекстно обусловленной трансформации общеязыковых правил, 3) выявляют правила построения философского дискурса, особенности его семантики и синтаксиса, 4) утверждают «личностное» измерение философского текста, вследствие чего не существует зафиксированных инвариантных философских терминов, которые бы выполняли операциональную функцию бесстрастного инструментария, как это возможно в науке, 5) настаивают на том, что система категорий философии определяется широким контекстом - конкретным философским текстом, всей авторской философской системой, определенной школой или традицией философствования, 6) анализируют техники построения философского рассуждения и аргументативные стратегии, 7) концептуализируют собственную рациональность философского дискурса, не исчерпывающуюся логико-понятийными речевыми стратегиями, а органично оперирующей художественными средствами. При исследовании языка философии поднимается проблема символа, что обусловило выдвижение одной из основных гипотез данного исследования специфика философского дискурса состоит в особого рода символизме

В первом разделе «Символ в пространстве языка» рассматриваю гея теоретико-методологические основы исследования философского дискурса в аспекте связей языка и сознания; определяется природа символа как органического единства мысли, языка и объективного мира

В первом подразделе «Символ в лингвофилософском аспекте» представлено понимание символа в следующих характеристиках. Символ -это объективно-субъективное соединение разных планов действительности в диалектическую вещно-смысловую структуру, осуществляющееся иерархически.

Во втором подразделе «Символ как посредник между языком и сознанием» исследуется когнитивная роль символа в процессе порождения «глубинных» дискурсов (религиозного, философского, лирического и т. п ), которые осуществляют не «обмен информацией», а имеют «интенцию на субъект». Символический уровень языковой личности концептуализируется как универсальный экзистенциально-смысловой символикон (УЭСС), имеющий иерархическую структуру Символикон — это не простая сумма символов, а пансимвол, цельный миф личности. Изоморфность символикона сознанию и языку обусловлена его посреднической природой Символический уровень языковой личности выступает ведущим лингвокогнитивным фактором в порождении философского дискурса.

В третьем подразделе «Дискурсивные характеристики символа» рассматриваются особенности языковой экспликации символикона личности

Символ сущностно дискурсивен, будучи фактом не языковых значений, а речевого смысла Языковой уровень организации символа - не фрагмент контекста, а пространство целостного дискурса Символ требует десемантизации лексических элементов высказывания, обращения к сфере «дальнейших значений» для максимальной актуализации смысловых возможностей семантической структуры слова

Во втором разделе «Когнитивно-языковая специфика философского дискурса» философский дискурс рассмотрен как особый тип символизации

В первом подразделе «Особенности философского дискурса» систематизированы его признаки Язык и философия вступают в отношения тесного взаимодействия философия возможна, только будучи выражена в слове Язык философии - не отдельная форма, в которой выражается внешнее по отношению к ней содержание философской мысли, а именно способ возникновения и бытия философской мысли

Философ, двигаясь в пространстве умозрительной реальности, не обращается к предметно-вещественным значениям слов Философский текст интенсифицирует смысловой аспект семантики языковых выражений Философские высказывания побуждают автора к толкованию «самого себя» через экспликацию их смысла Где Дух, там и свобода, там и творчество Творчество не связано со священством и не подчинено ему Творчество — в Духе пророческом Дух не может иметь своего писания и не знает наставлений, Он раскрывается в свободе Дух дышит, где хочет Жизнь в Духе есть жизнь свободная и творческая Когнитивный потенциал философского дискурса определяют недостаточная информативность, перенесение акцента со знания значений на поиск смысла

Философский дискурс осуществляет референцию не к предметно-эмпирической действительности, а к духовному миру человека Семантика философских высказываний во многом остается неэксплицированной вне отсылки к внутреннему миру их автора. Философский дискурс основывается на символах языковой личности архетипически-метафизического уровня Философское высказывание относится к высказываниям универсального типа и потому тяготеет к афористической форме Когнитивная роль философского символа обусловлена его способностью производить наиболее глобальные категориальные обобщения на уровне мира как целого

Философский символ выступает посредником между действительностью и актом ее смыслового полагания, органом субъект-объектного взаимодействия Символ связан с глубинной перспективой как познаваемого, так и познающего Философский символ выступает посредником между актом трансцендирования (смыслополагания) и языковым контекстом. Философский символ целостен, синтетичен и неисчерпаем Символ выступает как принцип бесконечного развертывания свернутого в нем

смыслового содержания В отличие от понятия, символ не элиминирует личностные компоненты смысла Философский символ выражает когнитивно-экзистенциальную, а не предметно-эмпирическую реальность Философская отрешенность есть отрешенность от фактов и явлений Ни знак, ни понятие, ни другие категории не преодолевают предметность, но символ делает это возможным Философский символ не может быть исчерпан рациональной артикуляцией, поскольку в философском познании действует совокупность духовных сил человека В философском символе смысловой компонент доминирует над образным, что создает особое напряжение, которое определяет специфику семантики философии.

Во втором подразделе «Филологическая герменевтика философского дискурса» сформулированы правила интерпретации философского текста Символизм философского дискурса является таким функционально-коммуникативным типом, который основывается на принципах глубинного диалогизма и экзистенциально-гносеологической активности, без которой содержание философского дискурса остается герметичным Наличие же экзистенциально-гносеологической компетенции соответствующего уровня размыкает герметичность философского дискурса в бесконечную герменевтику символа

В третьем разделе «Символический уровень языковой личности Н Бердяева» осуществлена реконструкция символического уровня языковой личности философа

В первом подразделе «Языковая личность Н Бердяева общая характеристика» выявлены основные особенности философского дискурса Н Бердяева. Н Бердяев философствовал собою, своим именем, от первого лица, что подтвердили данные частотного анализа- местоимение Я имеет высокий показатель употребительности В числе характерных речевых стратегий философа - призыв, предписание, мольба, заклинание, отчаяние и даже жалоба читателю на невозможность передачи другому своего переживания. Исповедальная открытость порождает монологичность, безапелляционность суждений, модальность категоричности, характерную не для философской речи, а для проповеди. И главное, поменьше судить ближнего, поменьше требовать отчета, поменьше обязывать, поменьше нормировать И благоговеть перед тайной, скрытой в душе каждого, перед тайной индивидуальности Дискурсивная тактика Н Бердяева состоит не в предъявлении доказательств, не в развитии предположения, а в непререкаемом и общеобязательном утверждении истины. Философ размягчает, разрушает логическую поверхность языковых значений и погружает в символическое пространство смысла.

Во втором подразделе «Система символов Н Бердяева» определены методики вычленения и интерпретации философских символов, на основе

которых осуществлен анализ системы символов Н Бердяева

Человек стягивает в живое единство символикон философа Семантическое развитие всех символов от него исходит и к нему возвращается Основным смысловым переходом, содержательно наполняющим символ Человек, является связь с символом Бог Человек как образ Бога резко отрицательно противопоставляется Миру Природной Необходимости как Духовное, Свободное и Творческое существо Смысловые пересечения с символом Христос вводят Человека непосредственно в бытие Божие

Символ Мир включает компоненты значений «чужое», «низкое», «враждебное», всегда вводя в контекст отрицательную коннотацию Смысловой константой символа Мир является его противопоставление Человеку по значениям Природа/Дух Философ динамизирует Мир, чтобы сделать его зависимым от Творческой Свободы Человека Человек превышает Мир только понятый как образ Бога - как Свободный Творец, призванный к преображению Мира в Царство Божие

Бог имеет подчиненное значение для раскрытия символа Человек. Сильный акцент Н Бердяева на Человеке делает бессильным Бога и выводит философа на развитие символа Ничто, Бездны, над которой не властен и сам Бог Ничто участвует в сотворении Человека, из него выходят смысловые линии Свободы и Творчества.

Христос. Христианское сознание философа связано с таинственным ощущением Личности Христос - обнаружение связи между Богом и Человеком, Духом и Миром Ближайшее смысловое развитие символа Христос определяют такие символические переходы явление Христа составило восьмой день творения Мира и обновило Человека, восстановив его Богоподобие как Творца VI Духа

В символиконе Бердяева Дух тесно связан с Христианством, близким ему именно своей пневмоцентричностью Но даже христианство философ стремился модернизировать эпохой Духа, в которой чаял торжества Личности, Любви, Свободы, Бога. На раскрытии движения от Бога к Человеку рождается символ Христа, на раскрытии движения от Человека к Богу возникает символ Дух В Духе всегда заложено изменение, динамика. Символ Дух тесно связан с символом Человек и через него противопоставлен Миру Дух составляет наполнение символа Свобода, выступая связкой символов Человек и Бог Дух пересекается с сехмантическим полем символа Царство Божие

Символ Свобода - один из самых сложных и глубинных в символиконе Н Бердяева Он связан с опытом провалов в Бездну, с болезненно-экстатическими видениями. Отсюда оригинальное понимание истоков Свободы Философ укореняет Свободу не в Боге, не в Человеке, а в Ничто, в Бездне Человека Бог сотворил из Себя и этого Свободного Ничто Бог не

властен над Ничто, и потому возможна Свобода Человека от самого Бога Наиболее суггестивен язык философа именно в раскрытии символа Свободы Символы Свобода, Дух и Творчество в своей взаимообусловленности являются смысловым развитием символа Человек и связывают его с Богом

Творчество потрясает все существо Человека, освобождает его от Мира и возносит к Богу Символ Мир имеет фундаментальное значение для символа Творчество Они вступают в антитетическое взаимополагающее единство. Философ все больше разочаровывается в возможностях Творения нового бытия в этом Мире Цепкие символические связи Творчества с Духом обосновывают чаяния Новой религиозной эпохи Творчества Символ Творчество входит в группу символов, определяющих Человека в его Богоподобии, и прежде всего образует смысловое единство с Духом и Свободой

Царство Божие символизирует абсолютное осуществление всех чаяний Н. Бердяева - достижение Свободы, Духа, Творчества, Любви, соборности, соединения Человека с Богом, преображения Мира, воплощение Богочеловечества Динамизм в содержании символа Царство Божье делает его обобщающим символом, который стягивает в свое пространство все остальные в аспекте движения к цели и концу. Символическое развитие Царства Божьего формируется на пересечении смысловых линий Бога и Христа, сращенных с Человеком Царство Божие есть его Творческое задание по достижению Духовной жизни, которая положит конец Миру

Символикон Н. Бердяева составляет целостную систему, в которой каждый символ «полагает» другой и все связаны смысловыми сцеплениями, каждый занимает определенное место по отношению к другим и обращен к символам, составляющим его ближайшее смысловое развитие, а к остальным - через них; каждый символ не имеет одного отграниченного значения, но обладает множественностью смыслов, которые во многом пересекаются

В третьем подразделе «Ключевые слова как репрезентанты языковой личности философа» представлен частотный словарь языка Н Бердяева Для выделения ключевых слов философа разработана компьютерная программа, считающая количество употреблений каждой словоформы В таблицу внесены только семантически полнозначные лексемы с коэффициентом употребительности > 1 500. Слова с частотностью, превышающей стандартную для Н Бердяева, занимают пространство в его символиконе Ключевые слова представлены в начальной форме и упорядочены по алфавиту, поскольку значимость слова в картине мира Н Бердяева не прямо пропорциональна его частотному показателю Общее количество словоформ Н Бердяева - 1 521 002

Таблица 3 1

Частотный словарь ключевых слов Н. Бердяева

Ключевое слово Частотность ключевого слова (лексемы) Частотность дериватов ключевого слова Всего

Бог 5069 5158 10227

Борьба 1500 421 1021

Бьггие 3586 80 3666

Власть 2295 232 2527

Внутренний 4424 551 4975

Время 3057 259 3316

Государство 2017 908 2925

Дух 6628 6123 12751

Душа 1927 573 2500

Зло 2545 1042 3587

Идея 2955 1349 4304

Истина 2588 760 3348

История 4225 2805 7030

Кучьтура 2424 689 3113

Любовь 3142 1162 4304

Мир 11756 2738 14494

Народ 3209 1396 4605

Новый 4017 220 4237

Общество 2270 1266 3536

Отношение 2877 150 3027

Познание 2189 783 2972

Природа 3646 1373 5019

Реальность 1507 1483 2990

Ревоиоция 2481 1404 3885

Религиозный 4293 2646 6939

Русский /Россия 5676 2310 7986

Свобода 6660 1771 8431

Смысл 2875 78 2953

Сознание 4264 1085 5349

Социальный 3043 3051 6094

Судьба 1754 4 1758

Творчество 26! 8 4829 7447

Философия 3395 1941 5336

Христос(-тианс-) 2397 6153 8550

Царство Вожие 2295 - 2295

Церковь 2584 1 825 1404

Человек / Личность 299X0 472 30452

Частотный словарь проявляет индивидуальный язык философа Располагая им, можно описывать символикон, делать выводы о закономерностях функционирования символических комплексов в дискурсе Н Бердяева Символ Человек (29 980) составляет само существо философии Н Бердяева Человек противопоставляется Миру (11 756) Бог (5069), Дух (6628), Свобода (6660) являются спецификациями Человека Они совокупно противопоставлены всему, что есть Природа (3646) К этой сети символов тесно примыкают Творчество (2618), Христос (2397), Царство Божие (2295), Любовь (3142), Русский (5676) Ближе к «периферии» символикона располагаются символы, отражающие тематическую направленность философии Н Бердяева Бытие (3596), Время (3057), Государство (2017), Зло (2545), Культура (2424), Народ (3209), Общество (2270), Религиозный (4293), Социальный (3043), Церковь (2584) Частота слов Идея (2955), Истина (2588), Познание (2189), Реальность (1507), Смысл (2875), Сознание (4264), Философия (3395) обусловлена непрерывной самоидентификацией философа как глашатая духа, активной рефлексией над задачами и спецификой своего философствования Борьба (1500), Власть (2295), Внутренний (4424), История (4225), Новый (4017), Отношение (2877), Революция (2481), Судьба (1754) отражают динамизм мышления Н Бердяева как философа-диалектика Полученные данные не только описывают проблематику трудов Н Бердяева, но и отражают специфику его диалектического метода философствования

В четвертом разделе «Дискурсивная семантика символа Н Бердяева» рассматривается функциональная динамика символа в дискурсе

В первой подпункте «Диалектика символа в текстовых проявлениях» проанализировано антитетическое самораскрытие символа в дискурсе философа Символическая диалектика Н Бердяева состоит в расщеплении двух базовых символов, составляющих антитезу (1 - и 2 +), на полюса положительного и отрицательного (1 - +; 1 — и 2 + +, 2 + -), с последующим синтезом положительных смысловых компонентов в третьем символе (3 — 1 — + и 2 + +) Новый символ вводится философом через провозглашение новой эпохи Модальность долженствования и футуристические прогнозы в грамматическом будущем времени (должно начаться , мы должны ) - прямой знак преобразования старых смыслов в символическое единство нового Символ, вводимый Н Бердяевым через новую эпоху, призван утвердить собою ее наступление Символ - простейший элемент композиции и смыслового движения философского дискурса Н Бердяева. Лингвокогнитивными механизмами символической диалектики Н Бердяева выступают антитеза, афоризм, цикл и ритм

Во втором подпункте «Циклическая динамика философского символа» раскрыта циклическая стратегия построения философского дискурса Н. Бердяевым. Структура текста философа определяется не линейными причинно-следственными отношениями, то есть не рационалистически, а таким типом связи, когда последующее возвращается к предыдущему и составляет круги и пересечения различных диаметра и густоты. Диалектика символа продуцирует циклическую композицию текста. Цикл - один из ведущих когнитивных факторов дискурса Н. Бердяева: в циклической форме важна связь частей, которая носит не готовый характер, а существует как возможность, реализовать которую призван адресат.

В третьем подпункте «Афористическое высказывание как форма раскрытия символа» описаны когнитивные функции афоризма в дискурсе Н. Бердяева. Отличительными признаками философской афористики Н. Бердяева являются целостность, краткость, емкость, экспрессивность, эстетичность оформления, оригинальность: «Интересность и значительность человека определяется тем, что в нем есть дырочка, просверленная в бесконечность»', «Нельзя примириться с тем, что человек, с которым я пью чай, обречен на вечные адские муки» и др. Афоризм как микротекст стремится обобщить макромир и проявить ценностное отношение к нему. Афоризм концентрирует в себе философию Н. Бердяева, представляя ее в яркой, лаконичной, запоминающейся формуле, в которую вложен смыслопорождающий толчок. Афоризм выступает важнейшим когнитивным оператором, поскольку требует воссоздания целостности.

В четвертом подпункте «Смыслопорождающий ритм символов» анализируется ритм символов Н. Бердяева, выступающий тонким и точным двигателем смысловой энергии. Символ - основная единица ритма Н. Бердяева. По результатам компьютерного контент-анализа составлены символические карты книг философа, основные из которых помещены в Приложении А. Карты текстов представляют индивидуальную ритмическую традицию Н. Бердяева, состоящую в специфической смене символически насыщенных фрагментов относительно нейтральными. Сравним фрагменты символических карт «Смысла истории» и «Философии свободного духа» (буквой обозначены ключевые символы философа, а точкой — любое иное слово):

„Смысл истории"

д . л д

„ Философия свободного духа"

..С..............Ч..........М. М М . .4........ М М .........Ч............................М.. Д. .........М....Д........м.............м...

Ч ... .ММ №........Д М. М ............................................. М.........М.............М.....

С. СД MX. ММ М Д МД Д Д М М М М МММ

М Б Б ЧБ СД Д М . М ССД .Д....

Д М М МММ Д ч ч ......ч чд......чч

Ч . С.....С Д М .4 М . м cue . ДД ми .м м. ш м .

ММ БМ М Д М ДД. М БМБ . С ...6. Ч... Ш Б Б 6 М, Д , Д ММ

.......М........ д д.............м.................м...................д..........д...................м...............

Д д М. . ....М ........... ....Д ...... .

..................................................д.......м м........................................................................м м

М Ч M ЦБ Ц М V V М Ч V ,Б Ь М С .....S............

С.................д. Д ЧМ Д . ЧМ..............Б .Б.....6...... ................Б.....

ББ ББ Б Д О , Т М М М

На основании карт текстов можно выявить ближайшее окружение каждого символа, смысловые связи символов в символиконе Н. Бердяева. С этой целью была создана третья компьютерная программа, отслеживающая следуемость символов друг за другом.

Таблица 4.1

Коэффициенты сочетаемости символов

ПЕРЕД ПОСЛЕ

8 7 6 5 4 3 2 1 I 2 3 4 5 6 7 S

Ц X Т С Д Б м ч Ч ч м к Д с т X ц

298 361 662 1152 1170 1744 2449 9276 33603 9276 2459 1526 1133 1116 599 383 312

X ц Т С д Б Ч М м М Ч д в с Ц т X

375 425 439 572 1077 1141 2459 4942 22232 4942 2449 1037 954 620 450 439 372

Т X С Д Ц М Ч Б Б Б Ч М С Д Ц X Т

112 233 356 366 652 954 1791 1966 12S57 1966 1744 1141 426 411 346 245 148

X Т Ц Б С М Ч д д д ц М С £ Ц Т X

144 208 220 411 604 1037 1133 2498 12305 2498 1170 1077 576 366 208 205 135

X Т Ц Б Д М Ч С С С Ч Д М Б Т Ц X

114 1 174 191 426 576 620 1116 2012 10300 2012 1152 604 572 356 238 134 128

X Ц Б Д С М Ч Т т Т Ч м Д С Б ц X

32 39 148 205 238 438 599 876 5066 876 662 439 208 174 112 49 33

Т X С Д Ч Б М Ц Ц Ц Б М Ч Д С X т

49 100 134 208 312 346 450 757 4224 757 652 425 298 220 191 88 39

Т Ц С Д Б N1 Ч X X X М Ч Б Д С Ц Т

33 88 128 135 245 372 383 527 3663 527 375 361 233 144 114 100 32

Полученные данные представляют собой своеобразную «ассоциативную сеть» символа - символы-реакции на символ-стимул в порядке убывания их частотности. Например, символ Человек чаще всего индуцирует появление символа Мир (таких пар на всем массиве текстов философа насчитывается 2459), вторым по активности следования за символом Человек является символ Бог (1526 пар), наиболее активны также пары Человек-Дух (1133) и Человек-Свобода (1116). Результаты компьютерного анализа проявляют вектор смыслового развития символов.

Н. Бердяев сохраняет общую структуру философского символа, но вносит в нее остро индивидуальную специфику в точках: субъективного, провоцируя пронзительный лиризм, догматизм и еретический уклон философии, а также

утверждая примат активно-творческого преобразования над пассивно-детерминированным отображением объективной действительности, соединения через отвержение трех планов действительности (Человек"+"Бог"-"Мир), повышенного диалектического динамизма дискурса Н Бердяев балансирует между идеалистическим, монологическим, (Человек"-"Мир"-"Бог) и реалистическим, диалогическим, (Человек"+"Мир"+"Бог) символизмом В Заключении подводятся основные итоги исследования 1 Символ как структурно-семантическая категория представляет собой вещественно-смысловую реальность, объективно-субъективное единство смысла и выражения, их структурно оформленное взаимодействие Система символов образует символический уровень языковой личности Символикон иерархически организован, он концентрирует религиозно-архетипические, метафизические, аксиологические, культурологические, национальные, конкретно-исторические и психоличные смыслы, выступающие ведущим когнитивным фактором в порождении дискурса

2. Символ - основная единица философского дискурса, интегрирующая все языковые средства в смысловое и динамическое единство Специфика языка философии состоит в полиморфизме и вариативности его выразительных форм философский дискурс совмещает рационально-понятийные и экзистенциально-образные дискурсивные стратегии В философском символе смысловой компонент доминирует над образным, что создает то особое напряжение, которое определяет особенности семантики философии

3 Специфика символизма Н Бердяева состоит в имманентном персонализме, что на языковом уровне проявляется в индивидуально-авторской семантизации общесловарной и терминологической лексики, философский дискурс Н Бердяева имеет синкретическую природу в нем отчетливо проступают литературный, публицистический, собственно философский и религиозный компоненты, поэтому в жанровой форме дискурса Н Бердяева присутствуют элементы проповеди, исповеди и заповеди, архитектоника которых дополняет друг друга, создавая эффект личностного присутствия

4. Реконструкция символического уровня языковой личности русского философа посредством анализа частоты, ритма и коэффициентов сочетаемости символов показывает, что символ Человек концентрирует в себе философию Н Бердяева. Семантическое наполнение символа Человек конституируется на противопоставлении символу Мир Символы Бог, Дух, Свобода являются спецификациями Человека и возникают как его смысловое развитие Они совокупно противопоставлены всему, что составляет смысловое поле символа Природа К этой сети символов тесно примыкают Творчество, Христос, Царство Божие Человек выступает пансимволом философского дискурса Н Бердяева, стягивающим все символы в динамическое единство Смысловое развитие каждого символа от него исходит и к нему возвращается

5 Языковые символы Н Бердяева имеют характер целостной системы, в которой каждый символ «полагает» другой и все связаны друг с другом смысловыми сцеплениями, каждый занимает определенное место по отношению к другим и обращен к символам, составляющим его ближайшее смысловое развитие, а к остальным - через них, каждый символ не имеет одного отграниченного значения, но обладает множественностью смыслов, которые во многом пересекаются.

6. Лингвокогнитивные механизмы дискурса Н Бердяева, концептуализируемые в качестве символической диалектики, представляют собой процесс расщепления двух базовых символов, составляющих антитезу, на полюса положительного и отрицательного с последующим синтезом положительных смысловых компонентов в третьем новом символе, который вводится через провозглашение новой эпохи. Модальность долженствования и футуристические прогнозы в грамматическом будущем времени (должно начаться , мы должны ) - прямой знак преобразования старых смыслов в синтетическое единство нового Дискурсивная диалектика символа Н Бердяева носит профетический характер

Проведенное исследование показало, что философия есть такая речь, в которой слово с его фиксированным значением максимально динамично, процессуально, деформировано под влиянием мысли. Индивидуальный философский язык не только внутренне связан с кардинальными принципами философии, но и определяет их. Результаты исследования символа в философском дискурсе Н. Бердяева подводят к комплексной проблеме изучения языка русской философской традиции

Основные положения диссертации представлены в следующих публикациях:

1 Дьяченко Г. В. Символический уровень языковой личности / Галина Викторовна Дьяченко // Науков1 записки Луганського нащонального педагопчного ушверситету зб наук пр [Концептолопя . евгг - мова -особистють] —Луганськ Альма-матер, 2005 —Вип 6. — С 193-201 — (Сер1я „Фшолопчш науки")

2 Дьяченко Г. В Философский дискурс как лингвокогнитивный феномен / Галина Викторовна Дьяченко // Науков1 записки Луганського нащонального педагопчного университету зб. наук пр [Норми та парадокси св1Домост1 й мислення] — Луганськ. Альма-матер, 2006. — Вип 6. — С 341 -355 — (Серш „Фшолопчш науки")

3 Дьяченко Г В Полифония восприятия дискурса Бердяева Дональдом Лоури / Г. В Дьяченко // В1сник Луганського нащонального педагопчного ушверситету — Луганськ Альма-матер, 2006 — №5 — С. 65-71 — (Сер1я „Фшолопчш науки")

4. Дьяченко Г В Символическая природа философского дискурса Н А Бердяева / Г. В Дьяченко // Схщнослов'янська фшолопя . зб наук, ст

— Горлшка Вид-во ГДПНМ, 2006 — Вип. 9 — С 128 - 134.

5 Дьяченко Г В Н. Бердяев- от технократизма культуры к пневмоцентризму / Г В Дьяченко // Культура народов Причерноморья (Научный журнал) —2007 —№106 — С 133-135

6 Дьяченко Г В Диалогичность философских монологов Н Бердяева / Г В Дьяченко // Вюник Луганського нащонального педагопчного ушверситету — Луганськ: Альма-матер, 2007. — № 18 (134) вересень — С 62-71 —(Серш „Фшолопчш науки").

7. Дьяченко Г В. Коммуникативная герменевтика экзистенциально-смыслового гада / Г В Дьяченко // Вюник Дншропетровського ушверситету — Дншропетровськ Вид-во Дшпропетр. нац ун-ту, 2007 — № 4/1 — С. 99 - 104

— (Серш „Мовознавство")

8. Дьяченко Г. В Экзистенциально-смысловой код. к постановке проблемы / Г В Дьяченко // Мова Науково-теоретичний часопис з мовознавства / Одес нац ун-тш I I Мечникова —Одеса. Астропринт, 2007 —№12. — С 11-14.

9 Дьяченко Г В Н Бердяев „пневмотехника" как парадигма педагогики личности / Г В Дьяченко // Науковий вюник / Харк нац пед ун-т iM Г С Сковороди — X : ХНПУ, 2006 — Вип 20 — С 80-86 — (Серш „Фшософ1я")

10. Дьяченко Г. В Смысловой язык глубинного общения / Г. В. Дьяченко // Русский язык и литература: Проблемы изучения и преподавания в школе и вузе —Киев Киев нац ун-т им. Тараса Шевченко, 2006. — С 191-195

11. Дьяченко Г. В О кодовых связях языка и сознания / Г. В. Дьяченко // Актуальш проблеми дослщження граматики та лексикологи. матер1али Мшнар. наук -теор конф. (Вшниця, 4-5 жовтня 2006 р). — Вшниця • ВДПУ ¡меш Михайла Коцюбинського, 2006 — С 183-189

12. Дьяченко Г В. Универсальный экзистенциально-смысловой код как условие понимания / Г В. Дьяченко // Понимание в коммуникации - 2007 Язык Человек. Концепция. Текст: материалы Междунар. науч конф (Москва, 28 февраля - 1 марта) — М НИВЦ МГУ, 2007 — С 31-34

13. Дьяченко Г В. Homo loquens, или Экзистенция в языке / Г В. Дьяченко // Альманах современной науки и образования Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии: в 3 ч — 4 1 — Тамбов. Грамота, 2007. — С. 99 - 101.

14 Дьяченко Г В Символ как единица философского дискурса / Г. В Дьяченко // Мова i культура (Науковий журнал) — К • Вид Дш Дмитра Бураго, 2007 — Вип 9. — Т I (89) Фшософ1я мови i культури — С 214-218

15 Дьяченко Г. В Лингвокогнитивные характеристики философского

дискурса H Бердяева / Г В. Дьяченко // НА Бердяев и единство европейского духа / под ред Вл Поруса —М. ББИ, 2007 —С 317-324 — (Серия „Религиозные мыслители")

16 Дьяченко Г. В. Символико-экзистенциальный уровень понимания / Г В Дьяченко И Интерпретация текста лингвистический, литературоведческий и методический аспекты • материалы 1-й Междунар науч конф (Чита, 29-30 октября 2007 г) / сост ГД Ахметова, Т Ю Игнатович, Забайкал. гос. гум -пед ун-т — Чита, 2007. — С 241 -243.

17 Diachenko Galyna. Existential-Semantic Component of Dialogue / Diachenko Galyna // Theory and Practice of Communication . The collection of Research Papers and articles // Vestnik of the Russian Communication Association, Volume 5 / Edited by I N Rozina — Rostov-na-Donu • Institute of Management, Business and Law Publishing House, 2007. — P 18-29

18 Дьяченко Г. В Духовный символизм Бердяева / Г В. Дьяченко // Традищя i культура матер1али М^жнар наук конф (Ки'ш, 16-17 грудня 2005 р) —К : Новий Акрополь, 2005 — ВЗ-хч — Ч. 1. —С 16-18.

19. Дяченко Г В. Лшгвокогштивш аспекта фшософського дискурсу / Г В Дяченко // Дн1 науки фшософського факультету - 2006 : мaтepiaли Мшнар наук конф. (Кшв, 12-13 квггня 2006 р.). — К : Видавничо-пол1граф1чний центр „Кшвський университет", 2006 — Ч V. — С. 93 - 94.

20. Дьяченко Г. Как возможна „филология философии"? / Галина Дьяченко // Проблемы романо-германской филологии, теория и методика преподавания иностранных языков : тез докладов / под ред. С. К Гаспарян [и др ] — Ереван . Изд-во РАУ, 2006 — С. 36 - 38.

21 Дьяченко Г. В Специфика философского дискурса / Г. В. Дьяченко // Проблемы функционирования русского языка в Республике Армения материалы Междунар науч. конф (Ереван, 6-7 ноября 2006 г). — Ереван Лингва,2006 —С 67-68

22 Дьяченко Г. В Язык и сознание экзистенциальный аспект / Г В Дьяченко И Язык и мышление Психологические и лингвистические аспекты материалы VII-й Междунар науч. конф (Ульяновск, 16-19 мая 2007 г)/отв ред проф А. В. Пузырев. — M , Ульяновск . Ин-т языкознания РАН; Ульянов гос ун-т,2007 —С. 84-85

23 Дьяченко Г В Homo philosophicus как человек существующий / Г В Дьяченко // Гуманитарные и социально-экономические науки — № 1 — Ростов-н/Д, 2007. — С 226 - 227

АННОТАЦИЯ

Дьяченко Галина Викторовна. Символ в философском дискурсе Н. Бердяева: лингвокогнитивный аспект. - Рукопись.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10 02 02 - русский язык - Таврический национальный университет им В И Вернадского - Симферополь, 2008

В диссертации проанализированы лингвокогнитивные характеристики символа в философском дискурсе Н. Бердяева

Целостное представление о символе с позиций когнитивной лингвистики расширяет возможности исследования связей языка и сознания Систематизированы признаки философского дискурса Введены понятия «универсальный экзистенциально-смысловой символикон», «символический уровень языковой личности», «экзистенциально-гносеологическая компетенция»

С помощью компьютерных программ составлены частотный словарь языка Н. Бердяева, карты текстов, проявляющие ритм и коэффициенты сочетаемости символов. Описана смысловая динамика символа в дискурсе Н. Бердяева, конкретизированы лингвокогнитивные механизмы символической диалектики (антитеза, цикл, афоризм, ритм)

Ключевые слова символ, символическая диалектика Н Бердяева, философский дискурс, символический уровень языковой личности, ритм, цикл, афоризм.

АНОТАЦШ

Дяченко Галина В1ктор1вна. Символ у фшософському дискурс! М. Бердяева: лшгвокогштивний аспект. - Рукопис.

Дисертацгя на здобуття паукового ступеня кандидата фпологлчннх наук за спещальтстю 10 02 02 - роайська мова - Тавргйський нацюнальний умверситет ш В I Вернадського - Сшферополь, 2008

У дисертацп проанал!зовано лшгвокогштивш характеристики символу у фшософському дискурс! М Бердяева

Цппсне уявлення про символ з позицш когштивноТ лшгастики розширюе можливост1 дослщження зв'язив мови та свщомость Символ - це орган самооргашзацн особистост1, який оформлюе перспективну глибину внутр!шнього свпу людини. Символ звернений до сфери глибинно/ семантики суб'екта та керуе самим процесом смислопородження Символи суб'екта становлять символ1чний ршень мовно1 особистосп Уведено поняття „ушверсальний екзистенцшно-смисловий символкон", „символгчний р1вень

мовно1 особистостГ', „екзистенцшно-гносеолопчна компетенщя"

Систематизовано ознаки фшософського дискурсу, визначено специф1ку фшософського символу, який ¡нтегрус вс1 мовш засоби фшософського дискурсу у смислову 1 динам1чну едшсть Символ зумовлюе особливост! фшософського дискурсу, а саме. трансцендентшсть семантики, ушверсальшсть, граничну узагальнешсть, неможливють вичерпнот рацюнашзаци, автономнють 1 автосемантичнють, екзистенцшшсть, семантичну В1дкрит1сть тощо. Символам фшософського дискурсу е таким функцюнально-комушкативним типом, який грунтуеться на принципах глибинного д1алопзму 1а екзистенщйно-гносеолопчно! активност1

Високий стутнь сугестивност1 фшософського дискурсу М. Бердяева зумовлений символншстго його мови Розроблено та уточнено процедури символ1ко-екзистенцшнош анал1зу фшософського символу, як1 забезпечують адекватне осягнення символьного р1вня мовно1 особистост1 фшософа У робот1 розкрит1 смислов1 зв'язки ключових символ!в М Бердяева, що становлять замкнуту систему. Показано, що кожен символ започатковуе шший 1 вс1 пов'язаш один з одним смисловими зчепленнями, кожен займае певне мюце щодо шших 1 звернений до символш, як1 становлять його найближчий смисловий розвиток, а до реппи - через них; кожен символ не мае одного вщокремленого значения, але мае множишнсть значень, як] багато в чому перетинаються

Упорядковано частотний словник мови М Бердяева, що репрезентуе символ1чний ртень мовно! особистост1 фшософа Результата частотного аналпу текстш М Бердяева показують, що символ Человек становить саму суть фшософн М Бердяева. Человек протиставлений Миру, що вщбито щдексом його частотност1 Бог, Дух, Свобода с специфкацшми Человека. Вони сукупно протиставлен! всьому, що е Природа До Ц1еГ С1тки символш т1сно примикають Творчество, Христос, Царство Божие, Любовь, Русский Ближче до „периферп"" символ1Кону розм!щуються символи, що вщображають тематичну направленшть фшософн М. Бердяева Бытие, Время, Государство, Зло, Народ, Общество, Социальный, Религиозный, Церковь, Культура Частота сл1в Идея, Истина, Познание, Реальность, Смысл, Сознание, Философия обумовлена неперервною само1дентиф1кац1ею фшософа як пров!сника духу, активною рефлекаею над завданнями 1 специфшою свого фшософствування. Борьба, Власть, Внутренний, История, Новый, Отношение, Революция, Судьба вщбивають динампм мислення М. Бердяева як ф!лософа-д1алектика

Проаналвовано дискурсивну семантику символу М Бердяева. Конкретизовано лшгвокогн1Тивн1 механ1зми Д1алектики символу фшософа (антитеза, цикл, афоризм, ритм) Символьна д1алектика М Бердяева е розщепленням двох базових символш, що становлять антитезу, на полюси

позитивного i негативного 13 наступним синтезом позитивних смислових компонентш у третьому символ1 Новий символ уводиться фшософом через проголошення новой эпохи Модальшсть повинносп та футуристичт прогнози в граматичному майбутньому час1 - прямий знак перетворення старих смислш у символ1чну едшсть нового Комп'ютерна програма з аналпу ритму символш подае символ1ЧШ мапи книг, як1 репрезентують ¡ндивщуальну ритм1чну традищю М Бердяева, що полягае в специф1чшй змш1 символ1ЧНо насичених фрагментш вщносно нейтральними На шдстав1 мал текстш М Бердяева визначено найближче оточення кожного з символш, ix смислов1 зв'язки в символжош фшософа

Ключовь слова символ, символьна диалектика М Бердяева, фшософський дискурс, символ1чний ршень mobhoi особистосп, ритм, цикл, афоризм

SUMMARY

Diachenko Galina Viktorovna. Symbol in N. Berdyaev's philosophical discourse: Iinguacognitive aspect. - Manuscript.

Dissertation on the receipt of graduate degree "Candidate of Philological Sciences", specialization 10 02 02 - Russian language Tavrida National VI Vernadsky University Simferopol, 2008

Dissertation is devoted to analysis of linguistic-cognitive characteristics of a symbol in N Berdyaev's philosophical discourse. A complete representation of a symbol from the perspective of cognitive linguistics expands the research analysis of the relationship between language and consciousness In the research project, the concepts "universal existential-semantic symbolicon", "symbolical level of lingual personality", "existential-gnosiological competence" are introduced.

By means of computer software, the researcher has created a vocabulary N. Berdyaev's frequently used terms, maps of symbols m his texts, rhythm of symbols and their compatibility with each other The linguistic cognitive mechanisms of the symbolical dialectics of N Berdyaev (antithesis, cycle, aphorism, rhythm) are concretized

Key words■ symbol, N. Berdyaev's symbolical dialectics, philosophical discourse, symbolical level of lingual personality, rhythm, cycle, aphorism

Подписано в печать 25.04 2008. Формат 60x84/16. Бумага офсетная Гарнитура Times New Roman Печать ризография Усл. печ л 0,9 Тираж 150 экз. Зак № НЛУ

Издательство Луганского национального университета имени Тараса Шевченко «Альма-матер»

91011, г Луганск, ул. Оборонная, 2. Тел. / факс (0642) 58-03-20

Опубликовано в издательско-информационном центре Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, 91011, г Луганск, ул Оборонная, 2