автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Символ в национальном самосознании

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Микиденко, Наталья Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
Диссертация по политологии на тему 'Символ в национальном самосознании'

Заключение научной работыдиссертация на тему "Символ в национальном самосознании"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная цель диссертационного исследования состояла в том, чтобы выявить социально-информационную сущность и механизмы функционирования символа в национальном самосознании. В диссертации были рассмотрены некоторые теоретические и методологические вопросы функционирования символа в национальном самосознании как информационной структуры.

В литературе существует ряд концепций возникновения и развития таких общностей людей как нация. Анализ литературы позволил обозначить появление новых подходов к исследованию нации. Во-первых, отечественная наука обратила своё внимание на анализ нации как информационной системы, что поставило задачу изучения роли информации в развитии национально-этнических общностей. В рамках информационного подхода национальные и этнические общности мыслятся как общности, основанные на информационных связях, обеспечивающие их существование. Способами передачи информации выступают, прежде всего, традиции, языковые коммуникации, совокупность доминантных символов. В процессе трансляции информации особое значение приобретают национальные символы, в которых аккумулируются смыслы и значения, идеалы и ценности, консолидирующие нацию. Именно их воспроизводимость посредством синхронных и диахронных информационных связей нации обеспечивает её идентичность и стабильность, константные структуры её сознания. Во-вторых, нация стала рассматриваться как субъект жизнедеятельности, обладающий способностью к осознанию собственного бытия, целеполаганию, рефлексии, что определяет национальное самосознание в качестве важнейшей структуры духовной жизни нации.

Учитывая, что рост национального самосознания становится на современном этапе реально действующим, хотя и не изученным до конца, механизмом «запуска» многих социально-политических процессов, возникает

124 необходимость в глубоком социологическом анализе процессов становления, развития и изменения содержания национального самосознания.

Национальное самосознание в рамках этой работы рассмотрено как символическая система, создающая целостную картину национальной идентификации, выступающей в качестве системообразующего фактора. Такая характеристик национального самосознания базируется на позиции сторонников семиотического подхода в оценке нации как семантической общности, то есть сферы максимального, для данной группы взаимопонимания и согласованности действий, формирование которой происходит в процессе семантического освоения объективных условий существования данной общности. При этом символы в национальном самосознании понимаются как система смысловых единиц, объединенных в содержательно-смысловую структуру и выполняющих функцию кодирования социально-значимой информации и упорядочивания общественного пространства.

По мере социального развития общество становится все более структурированным, углубляется социальная дифференциация, различия начинают преобладать над подобием и в этих условиях упорядочивающим «маркером» общественного пространства выступает символическая среда. Понятная всем и общепринятая система символов, выступая ценностно-нормативным регулятором поведения, способствует культурной консолидации в пределах данной национальной общности. Символы формируют семантическое поле нации, очень корректно отграничивая «своих» от «чужих», конструируя не только внутреннее, но и внешнее общественное пространство (отношений, связей с другими социальными и этническими группами) и тем самым институционализируют нацию.

Символы парадоксальным образом систематизируют, стандартизируют и алгоритмизируют коммуникативное пространство нации. Несмотря на максимальное отчуждение символических конструкций от повседневного опыта, они имеют большое значение в обычной жизни. В процессе

125 коммуникации часть конструируемых символов утверждается, как объективно реальные элементы повседневной жизни и потому могут эффективно влиять на стратегию поведения всей группы в целом, или отдельных её членов как вполне материальные стимулы.

Реализация позиции сочетания информационного и знакового подхода к сущности нации позволила впервые рассмотреть национальное самосознание как совокупность символов и сложную информационную систему, основной чертой которой является аккумуляция и пространственно-временная трансмиссия социально-значимой информации.

Если в основе системы национального самосознания лежат информационные процессы, то механизмы развития можно раскрывать через информационные процессы. Развитие - это не просто ряд изменений во времени, а система актов изменения, поэтому для исследователя так важно иметь целостную модель информационной системы национального самосознания.

Определение специфики информационной системы национального самосознания было рассмотрено на основе синхронно-диахронного анализа его структуры.

Синхронные и диахронные информационные связи, накладываясь друг на друга, образуют синхронно-диахронную решётку, которая выступает механизмом, обеспечивающим функционирование национального самосознания, его пространственную стабильность и временную протяжённость. Вся система национального самосознания может развиваться только при условии надёжно работающего механизма передачи информации как синхронно, так и диахронно, что и происходит при устойчивом развитии. В период кризиса национального самосознания информационные связи в синхронно-диахронной решетке разрушаются. В результате чего, в образовавшиеся разрывы, начинает поступать информация другого происхождения, содержащая иные ценности актуальные для данного момента развития данной нации.

126

В рамках данной работы показано, что рост национального самосознания во второй половине XX в. стал своеобразной реакцией противодействия народов духовной унификации, порожденной мощной интенсификацией информационных процессов и формированием новой информационной ситуации. Национальное и культурное разнообразие защищает и оберегает самое ценное для нации - это её видение мира и смысла жизни в нём, то есть выступает в качестве информационно-когнитивной матрицы национального самосознания. При этом культурное и национальное разнообразие выступают в качестве устойчивой формы информационного структурирования мира.

Определение места национального самосознания в системе категорий, таких как нация, национальное и этническое самосознание, культура, повышает продуктивность его как социально-философского, так и социологического исследования. Проделанная работа позволила системно представить элементы структуры национального самосознания и определить символы как квинтэссенцию содержания национального самосознания. При этом представляется, что символы возникают как результат формирования национального самосознания и в то же время являются существенными средствами его организации и развития. Они сопровождают процесс формирования национального самосознания, а затем представляют его в специфической знаковой форме, осуществляя при этом процессы восприятия, аккумуляции, хранения, передачи и преобразования информации.

Учитывая, что в современном обществе усиливается интенсификация информационных процессов, роль символа как специфического носителя социальной информации может возрастать. Усиливается потребность в символе, но не в символе как таковом, а в его субстанционально-информационном качестве. В свою очередь, субстанция информации является внутренним содержанием символов и выступает одним из детерминантов развития символов как единства знаковой формы и информационной структуры.

127

Символ создаёт поток информации, а информация, в свою очередь, наиболее бесконфликтно воспринимается через символ. Это обстоятельство определяет то, что многослойные по своей природе ключевые символы национального самосознания обладают способностью запускать механизмы консолидации в сознании данной нации. Они выступают как средства и средоточие социальной мобилизации, взаимного согласования и оформления социальных движений. Иначе говоря, символы являются средствами обозначения и выражения различных материальных, моральных, экономических, политических интересов нации. Кроме того, ситуативное значение данного символа может в той или иной мере определять направленность национального самосознания.

Выявление механизма функционирования символов в национальном самосознании позволяет повысить эффективность исследований эмпирического характера, особенно в условиях трансформации общества. С научной и практической точки зрения важно проанализировать, почему те или иные символы были актуализированы в национальном самосознании; с чем было связано их массовое распространение; как конструирование символических систем зависело от состава элитных групп, задающих её содержание; насколько это конструирование было нацелено на удержание власти и подчинено инструментальным целям; почему та или иная система символов возбуждала и стимулировала чувство национального единения; какие факторы и события приводили к появлению в массовом сознании актуализированных национальных ценностей; какие модели поведения и черты характера будут культивироваться этой системой в качестве подлинно национальных. Прослеживая историческую динамику механизма реального воздействия и последствий использования символов в национально-этнических процессах, можно выделить специфику их функционирования в принципиально новых символических контекстах в целях формирования, оправдания или, наоборот, подрыва тех или иных социальных программ.

128

Период кризиса национального самосознания - оптимальное время для изучения этого процесса.

Разумеется, выявление информационных механизмов функционирования символов в национальном самосознании не разрешит всех проблем развития национально-этнических общностей и их взаимодействий. Однако уже одно то, что общество в последнее время ставит вопрос об ответственности за последствия социальных решений, действий, вселяет надежду на его прогрессивное развитие. И, думается, дальнейшее позитивное проведение национальной политики уже невозможно без информационного обеспечения этого вида управленческой деятельности, а значит без знания информационных процессов развития нации в целом и национального самосознания как системы духовной жизни нации.

Итак, данная работа - это попытка с помощью информационной модели разобраться в проблемах функционирования символа в национальном самосознании.

129

 

Список научной литературыМикиденко, Наталья Леонидовна, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"

1. Абдулатипов Р. Г. Человек. Нация. Общество. М.: Политиздат, 1991. -224с.

2. Абуладзе Д. Г. Национальное самосознание: сущность, структура, противоречия. Автореф. дисс. канд. филос. наук. - М., 1998. - 23с.

3. Аверинцев С. С. Символ // Краткая литературная энциклопедия. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1971. - Т. 6. - С. 826-831.

4. Аверьянов А. Н. Система: философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976. - 188с.

5. Агаев А. Г. Теория нации в тисках схоластического догматизма // Социально-политические науки. 1990. - №12. - С. 26-34.

6. Албакова Ф. Ю. Роль символов в национально-этническом сознании. -Автореф. дисс. . д-ра филос. наук. М., 2000. - 38с.

7. Албакова Ф. Ю. Символ и традиционные фольклорные формы культуры: Учебное пособие. М.: Диалог - МГУ, 1999. - 26с.

8. Александренков Э. Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. 1996. №3. - С. 13-22.

9. Антонов А. В. Информация: восприятие и понимание. Киев: Наук, думка, 1988,- 184с.

10. Антонов В. И. Символика в познавательном и идеологическом процессе. Улан-Удэ: Бурят, книж. изд-во, 1991. 124с.

11. Антонова Н. В. Проблемы личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. - №1. - С. 131-142.

12. Артановский С. Н. Идея нации в контексте интеллектуальной истории // Интеллигенция и нравственность (социологические очерки). М.: НИИ высш. образования, 1993. - 249с.

13. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. - 243с.130

14. Арутюнов С. А., Чебоксаров Н. Н. Передача информации как меха существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. М.: Наука, 1972. - №2. - С. 8-30.

15. Арутюнян Ю В., Дробижева JI. М., Кондратьев В. С., Сусоколов А. А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. -М.: Наука, 1984. 256с.

16. Атамуратов С. Национальная культура и национальное самосознание в процессе обновления общества (социально-философский аспект). -Автореф. дисс. д-ра филос. наук. Ташкент, 1992. - 46с.

17. Атамуратов С. Национальное самосознание и интернациональное воспитание. Ташкент: Узбекистан, 1991. - 124с.

18. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1981. - 432с.

19. Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Политиздат, 1975. - 408с.

20. Ахлибинский Б. В. Информация и система. Л.: Лениздат, 1969. - 212с.

21. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Психические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. - Т. 19. - №1. - С. 89100.

22. Бабаков В. Г. Кризисные этносы. М.: РАН, Ин-т философии, 1993. -183с.

23. Бабаков В. Г., Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура. М.: РАН, Ин-т философии, 1996. - 70с.

24. Баграмов Э. А. Нация как согражданство? // Независимая газета. 1994. -4 июня.

25. Бадмаев В. Н. Национальная идентификация как философская проблема (по материалам наследия российского зарубежья). Автореф. дисс. . канд. филос. наук. - М., 1996. - 24с.

26. Бассин Ф. В. Проблема «бессознательного» (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). М.: Медицина, 1968. - 468с.131

27. Велик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гуманитарный институт, 1998. - 240с.

28. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Моск. фил. ф. и др., 1995. - 323с.

29. Бердяев Н. А. Философия неравенства. М.: ИМА - пресс, 1990. - 285с.

30. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. - С. 173-179.

31. Борев В. Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. М.: Наука, 1986.-304с.

32. Борисовский Б. Э. Символ и познавательный образ // Философские науки.- 1976.-№ 2.-С. 148-151.

33. Бочаров М. К. О понятиях «информация» и «знак» // НТИ. 1967. - Сер. 2. - № 2. - С. 5-8.

34. Братко А. А., Кочергин А. Н. Информация и психика. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1977. - 198с.

35. Бромлей Ю. В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М.: Наука, 1988. -207с.

36. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: АН СССР, Ин-т этнографии, 1983. -412с.

37. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: Теория, история, современность. М.: АН СССР, Ин-т этнографии, 1987. - 334с.

38. Брудный А. А. Коммуникация и семантика // Вопросы философии. 1972.- №4. С.40-47.

39. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем: Альманах. 1993. - Т. 1. - Вып. 2. - С. 137-150.

40. Бычков Б. Б. Информация и личность // Вестник МГУ. Сер. 7. - 1971. -№1.-С. 13-21.132

41. В поисках парадигмы нации (националистические очерки). Москва -Нальчик, 1997. - 250с.

42. Вальков А. А. Идея нации в свете русской социально-философской мысли. Уфа: БГУ, 1996. - 98с.

43. Вартазарян С. Р. К описанию коммуникативных процессов // Семиотика и проблемы коммуникации. Сб. ст. Ереван: Изд-во Армянской ССР, 1981. -С. 26-63.

44. Ващекин Н. П., Абрамов Ю. Ф. Информационная деятельность и мировоззрение. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990. - 296с.

45. Введение в этническую психологию. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. - 200с.

46. Вдовин А. И. Российская нация: Национально-политические проблемы XX века и общенациональная российская идея. М.: Либрис, 1995. - 242с.

47. Ветров А. А. Семиотика и её основные проблемы. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1968. - 264с.

48. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Иностранная лит-ра, 1958. -200с.

49. Винограй Э. Г. Основы общей теории систем. Кемерово: КемТИПП, 1993.-339с.

50. Воеводина Л. Н. Миф в контексте культуры. Автореф. дисс. . канд. филос. наук. - М., 1995. - 16с.

51. Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М.: Издат. отдел ЦАГИ, 1995.- 112с.

52. Гаджиев К. С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М.: Наука, 1990. - 240с.

53. Гарнцев М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. М.: Изд-во МГУ, 1987. - 216с.

54. Гегель Г. Ф. В. Философия истории. Соч. Т.8. - М.: Коммун. Академия при ЦИК СССР, Ин-т философии, 1956. - 630с.

55. Гегель Г. Ф. В. Философская пропедевтика // Работы разных лет. В 2-х томах. Т. 2. - М.: Мысль, 1972. - С. 7-209.133

56. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. - 320с.

57. Глотова Г. А. Виды знаково-символической деятельности и их становление у ребёнка. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - М., 1983. -23с.

58. Горшкова И. Д. Информация и общество: проблемы социально-философского подхода. Автореф. дисс. . канд. филос. наук. - М., 1991. -23с.

59. Гумилёв JI. Н., Иванов К. П. Этнические процессы: 2 подхода к изучению // Социологические исследования. 1992. - №1. - С. 50-57.

60. Гусейнов Г., Драгунский Д., Сергеев В., Цымбурский В. Этнос и политика // Век XX и мир. 1989. - №9.- С. 13-19.

61. Дашдамиров А. Ф. Классово-интернациональные аспекты сознания и самосознания социалистических наций // Вопросы философии. 1977. -№4. - С. 26-37.

62. Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. -312с.

63. Денисова Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов на Дону: Рост. пед. ун-т, 1996. - 224с.

64. Джандильдин Н. Д. Единство интернационального и национального в психологии советского народа. Алма-Ата: Казахстан, 1989. - 200с.

65. Джарылгасинова Р. Ш. Теория этнического самосознания в советской этнографической науке (основные аспекты проблемы) // Этнографическое обозрение. 1987. - № 4. - С. 9-22.

66. Джендубаев А. Р. Религиозное и историческое в национальном самосознании (по материалам Северного Кавказа). Автореф. дисс. . канд. филос. наук. - М., 1991. - 20с.

67. Джунусов М. С. Общественный прогресс и национальные отношения. -Алма-Ата: «Казахстан», 1976. 187с.134

68. Дробижева JI. М. Выступление на «круглом столе». Философские проблемы теории и практики национальных отношений при социализме // Вопросы философии. 1988. - №9. - С. 30-33.

69. Дробижева Л. М. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов // Традиции в современном обществе. М.: Наука, 1990. - С. 226-234.

70. Дробижева Л. М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. 1985. - №5. - С. 3-16.

71. Дробижева Л. М. Национальное самосознание и диалектика культуры // Нация и культура. Таллин: АН СССР, Ин-т этнографии, АН ЭССР, Ин-т истории, 1985.-С. 48-63.

72. Дробижева Л. М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Этнографическое обозрение. 1991. -№1. - С. 3-13.

73. Дубровский Д. И., Вержбицкий В. В. Категория информации (философский обзор) // Философские науки. 1976. - №1. - С. 148-157.

74. Дубровский Д. И. Проблемы идеального. М.: Мысль, 1983. - 228с.

75. Дьяконов И. Все мы люди (размышления историка об этническом самосознании) // Знание - сила. - 1989. - № 4. - С. 30-37.

76. Емельянов Ю. Н., Скворцов Н. Г., Тавровский А. В. Символико-интерпретативный подход в современной культурантропологии // Очерки социальной антропологии. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995. - С. 107128.

77. Желтов В. В. Политическая социология. Очерки теории и истории. -Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1997. 121с.

78. Желтов В. В., Шпак Л. Л. Социально-политическое взаимодействие: прошлое и современность (Социологические этюды). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - 340с.135

79. Желтов В. В. Социология политики: Политическое господство. -Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1996. 179с.

80. Журавлев Г. Т. Социальная информация и управление идеологическим процессом. -М.: Мысль, 1973. 159с.

81. Журавлев Г. Т. Социальные процессы: опыт социологических исследований. М.: Акад. обществ, наук при ЦК КПСС, 1990. - 103с.

82. Жюльен Н. Словарь символов. Иллюстрированный справочник. -Челябинск: Изд-во «Урал LTD», 1999. 498с.

83. Заренок Н. Н. Духовная культура в социальном управлении. Минск: Вышэйшая школа, 1984. - 200с.

84. Здравомыслов А. Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования. -1996.-№12.-С. 23-32.

85. Земан И. Познание и информация. Гносеологические проблемы кибернетики. М.: Прогресс, 1966. - 254с.

86. Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славян, диалог, 1996.-335с.

87. Ивин A. JI. Социальные символы в структуре научных теорий // Философские проблемы истории логики и методологии науки. М., 1986. -Ч. 1.-С. 36-40.

88. Илизаров Б. С. Роль ретроспективной социальной информации в формировании общественного сознания (В свете представлений о социальной памяти) //Вопросы философии. 1985. - №8. - С. 60-69.

89. Ильин И. А. Наши задачи (Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 г.г.). В 2х томах. - М.: МП «Рарог», 1992.

90. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 431с.

91. Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы. Международная конференция Краснодар Новороссийск 17-19 сентября 1997 г. Тезисы докладов. - Краснодар, 1997. - 477с.136

92. Ионин JI. Г. Социология культуры. Учеб. пособие. М.: Издат. корпорация «Логос», 1998.-280с.

93. Иорданский В. Б. Этническое самосознание изнутри: его структура // Рабочий класс и современный мир. 1990. - № 4. - С. 151-161.

94. Иорданский В. Б. Этнос и нация // Мировая экономика и международные отношения. 1992. - №3. - С. 72-90.

95. К итогам дискуссии по некоторым вопросам теории нации // Вопросы истории. 1970. - №8. - С. 86-98.

96. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. - 384с.

97. Калмырзаев А. С. Нация и общественное сознание. Алма-Ата: «Казахстан», 1984. - 207с.

98. Калмырзаев А. С. Нация и человек: социально-философский анализ. -Автореф. (Научный доклад) дисс. . д-ра филос. наук на основе опубликованных монографий. М.,1992. - 47с.

99. Калтахчян С. Т. Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности. М.: Изд-во МГУ, 1967. - 408с.

100. Каныгин Ю. М., Калитич Г. И. Основы теории информатики. Киев: Наук, думка, 1990. - 232с.

101. Кардамонов О. А. Социальная функция символа. Автореф. дисс. . канд. филос. наук. - Иркутск, 1997. - 22с.

102. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. - 780с.

103. Касториадис К. Воображённые институты общества // Постмодернизм и культура. М.: ИФАН, 1991. - С. 95-137.

104. Кашаева Н. П. Диалектика знака и символа в духовном освоении действительности. Автореф. дисс. канд. филос. наук. - Рига, 1990. - 20с.

105. Кнорринг В. И. Искусство управления. М.: Изд-во «БЕК», 1997. - 288с.

106. Коган В. 3. Демон информации в современном мире (К методологии информологического подхода) //НТИ. Сер. 1. - 1998. - №5. - С. 1-12.137

107. Коган В. 3. Информационное взаимодействие. Опыт анализа субъектно-объектных отношений. Томск: Изд-во ТГУ, 1980. - 194с.

108. Коган В. 3. Информационное взаимодействие в координатах времени. «Инфоцепь» и «инфодерево» // Проблемы информационного взаимодействия. Международный научный сборник. Новосибирск, 1993. -С. 98-105.

109. Коган В. 3. К методологии информологического подхода // Информатика и культура. Новосибирск: Наука, 1990. - С. 108-128.

110. Коган В. 3. Качество информации и мир инфологем. (Фрагменты теории) // Проблемы информационного взаимодействия. Международный научный сборник. Новосибирск, 1993. - С .10-40.

111. Коган В. 3. Маршрут в страну информологию. М.: Наука, 1985. - 161с.

112. Коган В. 3. Субъектно-объектные отношения в информационном взаимодействии. Автореф. дисс. . д-ра филос. наук. - Свердловск, 1981. -32с.

113. Коган В. 3. Теория информационного взаимодействия: философско-социологические очерки. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1991.-320с.

114. Коган В. 3. Человек в потоке информации. Новосибирск: Наука, 1981. - 177с.

115. Козлов В. И. Проблема этнического самосознания и её место в теории этноса // Советская этнография. 1974. - № 2. - С. 37-53.

116. Кокшаров Н. В. Нация и культура (социально-философский анализ). -Новгород: Новг. гос ун-т, 1997. 139с.

117. Колеватов В. А. Социальная память и познание. М.: Мысль, 1984. -190с.

118. Кон И. С. Диалектика развития наций // Социальная психология. Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - С. 325350.138

119. Кон И. С. К проблеме национального характера // Социальная психология. Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - С. 304-324.

120. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) Под ред. д. филос. н. Е. И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 1999, - 344с.

121. Копалов В. В. Символика и её социальная сущность // Философские науки. 1976. - №1. - С. 80-88.

122. Коротеева В. В. «Воображённые», «изобретённые» и «сконструированные» нации: метафора в науке // Этнографическое обозрение. 1993. - №3. - С. 154-164.

123. Коротеева В. В. Э. Смит: историческая генеалогия современной нации // Национализм и формирование наций. Теории модели - концепции. -М.: РАН, Ин-т славяноведения и балканистики, 1994. - С. 19-43.

124. Коротеева В. В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме? // Pro et contra. Лето 1997. - С. 185-203.

125. Коршунов А. М., Полторацкий А. Ф. Знак как форма функционального отражения // Вестник МГУ. Серия 8. Философия. - 1966. - №1. - С. 28-36.139

126. Коршунов А. М., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. -М.: Политиздат, 1988. 383с.

127. Коршунов А. М., Мантатов В. В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 215с.

128. Костюк А. Г., Попов Б. В. Исторические формы этнического самосознания // Традиции в современном обществе. М.: Наука, 1990. С. 234-239.

129. Крюков М. В. Читая Ленина (размышления этнографа о проблемах теории нации) // Советская этнография. 1989. - №4. - С. 5-19.

130. Кузнецов А. И. О соотношении понятий «общество» и «этническая общность» // Советская этнография. 1989. - №4. - С. 19-31.

131. Кузнецов И. М. Исследование символов в системе национального самосознания (к постановке проблемы) // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: РАН, Ин-т этнологии и антропологии, 1994. - С. 25-36.

132. Кулешова Н. С. Национальное и националистическое в сознании и самосознании: современные теоретические подходы и реалии. Автореф. дисс. . канд. филос. наук. - М., 1996. - 24с.

133. Куличенко М. И. Нация и социальный прогресс. М.: Наука, 1983. -317с.

134. Кучуков М. М. Национальное самосознание и межнациональные отношения. Нальчик: Эльбрус, 1992. - 232с.

135. Кучуков М. М. Нация и социальная жизнь. Нальчик: Эль-фа, 1996. -176с.

136. Кучуков М. М. Теория нации: состояние и перспективы развития // Национальные отношения и межнациональные конфликты. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1997. - С. 40-46.

137. Кушнер П. И. Национальное самосознание как этнический определитель // Краткие сообщения института этнографии АН СССР. 1949. Вып. VIII. С. 3-9.140

138. Латышев А. Н. Национальное и религиозное в историческом самосознании. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1991. - 18с.

139. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1993. - 196с.

140. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. -384с.

141. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. - 536с.

142. Лихачёв Д. С. Национальное самосознание древней Руси. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1945.- 120с.

143. Лобас В. Ф. Семиотические предпосылки эффективности управления. -Киев: Вища школа, 1980. 232с.

144. Лосев А. Ф. Логика символа // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1973. - 376с.

145. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Изд-во «Искусство», 1995. - 320с.

146. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера -история. - М.: «Языки русской культуры», 1996. - 464с.

147. Лотман Ю. М. Культура как коллективный интеллект и проблема искусственного разума. М.: АН СССР, 1977. - 18с.

148. Мавродин В. В. Образование Древнерусского государства. Л.: Изд-во ЛГУ, 1945. - 432с.

149. Малыгина И. В. Национальная культура и национальное самосознание: Лекции. М.: МГУК, 1998. - 41с.

150. Мантатов В. В. Образ, знак, условность. М.: Высшая школа, 1980. -160с.

151. Маркарян Э. С. К оценке информационного определения культуры // Методологические проблемы анализа языка. Ереван: Изд-во Ер. ун-та, 1976.-С. 175-184.141

152. Марченко Г. И. Методологические подходы к исследованию этнополитических явлений // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. - 1995.-№1.-С. 5-16.

153. Межуев В. М. Идея национального государства в исторической перспективе // Полис. 1992. - №5-6.

154. Мелюхин И. С. Информационное общество: проблемы становления и развития (философский анализ). Автореф. дисс. д-ра филос. наук. - М., 1997.-48с.

155. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 3. - М.: Изд-во «Прогресс» - «Культура», 1995. - 480с.

156. Мисюров Д. А. Политическая символика между идеологией и рекламой //Полис.- 1999,-№1,-С. 168-174.

157. Мнацаканян М. О. Нации, «нациестроительство» и национально-этнические процессы в современном мире // Социологические исследования. 1999. - №5. - С. 118-127.

158. Мнацаканян М. О. Этносоциология: нация, национальная психология и межнациональный конфликт. Учебное пособие для студентов. М.: Анкил, 1998. - 168с.

159. Моисеев Н. Н. Информационное общество: возможности и реальность //Полис. 1993. - №3. - С. 6-14.

160. Молдобаев К. К. Этносоциальная память. Автореф. дисс. . канд. филос. наук. - СПб.,1995. - 18с.

161. Монтескье Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. - С. 424-432.

162. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. -М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. 478с.

163. Московичи С. От коллективных представлений к социальным // Вопросы социологии. 1992. - Т. 1. - №2. - С. 83-96.142

164. Муххамметбердиев О. Б. Национальное самосознание народов Средней Азии на современном этапе их развития. Автореф. дисс. . д-ра филос. наук. -М., 1992. -45с.

165. Мыльников А. С. Народная культура и генезис национального самосознания // Этнографическое обозрение. 1981. - №6. - С. 3-13.

166. Нарочницкая Е. А. Национализм: история и современность. М.: ИНИОНРАН, 1997.-59с.

167. Национализм: (национализм взгляд из-за рубежа). М.: РАГС, 1995. -135с.

168. Национализм и формирование наций: теории модели - концепции. -М.: РАН, Ин-т славяноведения и балканистики, 1994. - 197с.

169. Нация и национализм: Проблемно-тематический сборник. М.: РАН ИНИОН, Ин-т сравн. политологии, 1999. - 220с.

170. Непочатова И. А. Социальные функции символа в искусстве. -Автореф. дисс. . канд. филос. наук. Тбилиси, 1986. - 22с.

171. Никуличев Ю. В. Информатизация общества и социальное управление (социологический анализ). Автореф. дисс. . канд. социол. наук. - М., 1990. -23с.

172. Новик И. Б., Абдуллаев А. Ш. Введение в информационный мир. М.: Наука, 1991. -228с.

173. Новик И. Б. Кибернетика: философские и социологические проблемы. -М.: Госполитиздат, 1963. 208с.

174. Нурматов С. Национальное самосознание: сущность, типы и тенденции их развития. Автореф. дисс. канд. филос. наук. - Ташкент, 1979. - 25с.

175. Нуруллин Р. А. Информационные аспекты возникновения и развития самоорганизующихся систем (философско-методологический анализ). -Автореф. дисс. . канд. филос. наук. Казань, 1997. - 18с.

176. Овлякулиев О. Е. Формирование национального самосознания: социально-философский анализ. Автореф. дисс. . д-ра филос. наук. - М., 1993.-41с.143

177. Овсянико-Куликовский Д. Н. Психология национальности. Пг.: Время, 1922. - 39с.

178. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М.: МГИК, 1991.-214с.

179. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Дегуманизация искусства и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. М.: Радуга, 1991.-С. 40-228.

180. Павленко В. Н., Корж Н. Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психологический журнал. 1998. - Т. 19. -№1 - С. 75-88.

181. Павлов Т. Д. Информация, отражение, творчество. М.: Прогресс, 1967. - 104с.

182. Пантыкина М. И. Взаимосвязь символа и социального опыта. -Автореф. дисс. . канд. филос. наук. Самара, 1996. - 22с.

183. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем: Альманах. 1993. - Т. 1. - Вып. 2. - С. 94-122.

184. Пасхин Е. Н. Информатика и устойчивое развитие: (Методологические аспекты). М.: Изд-во РАГС, 1996. - 178с.

185. Петров М. К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. - 328с.

186. Пименов В. В. Системный подход к этносу (к постановке проблемы) // Расы и народы. М.: Наука, 1986. - Т. 16. - С. 11-30.

187. Плахова А. В. Социальная символика: к определению понятия // Категории исторических наук: Сб. ст. Л.: Наука, 1988. - С. 46-57.

188. Поздняков Э. А. Нация. Национализм. Национальные интересы. М.: Изд. Группа «Прогресс»: Культура, 1994. - 125с.

189. Политическая культура: Теория и национальные модели. / Гаджиев К. С., Гудименко Д. В., Каменская Г. В. и др. М.: Интерпракс, 1994. - 352с.

190. Политическая социология. Ростов на Дону: Феникс, 1997. - 640с.144

191. Политическая социология: Курс лекций / Под общ. ред. д-ра филос. и., проф. Ж. Т. Тощенко. М.: Луч, 1993. - 340с.

192. Полторацкий А. Ф., Швырев В. С. Знак и деятельность. М.: Политиздат, 1970. - 118с.

193. Полукаров И. В. Аксиологический аспект становления структур информационных процессов. Автореф. дисс. . канд. филос. наук. - СПб., 1997. - 19с.

194. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. -232с.

195. Потемкин В. К., Симанов А. Л. Пространство в структуре мира. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. 176с.

196. Похлёбкин В. В. Международная символика и эмблематика. М.: Международные отношения, 1989. - 301с.

197. Проблема знака и значения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 172с.

198. Проблемы информационной культуры. Сб. ст. М.: Изд-во Моск. ун-та культуры, 1994.-Вып. 1. -215с.

199. Проблемы информационной культуры: Информационная культура (теория, методика, практика). Краснодар, 1998. - Вып. 7. - 169с.

200. Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России //Вопросы философии. 1994. - №4. - С. 14-34.

201. Ребане Я. К. Информация и социальная память: к проблеме детерминации познания // Вопросы философии. 1982. - №8. -С. 44-54.

202. Ребане Я. К. Информация как мигрирующая структура // Труды по философии. Тарту: Изд-во Тарт. гос ун-та ЭССР, 1969. - Вып. 225. - С. 14-33.

203. Ребане Я. К. Принцип социальной памяти // Философские науки. 1977. - №5. - С. 94-104.

204. Рейзема Я. В. Информатика социального отражения (информационные и социальные основания общественного разума). М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. - 222с.145

205. Рейзема Я. В. Информационный анализ социальных процессов. М.: Наука, 1982. - 200с.

206. Розов М. А. Знание и механизмы социальной памяти // На пути к теории научного знания. М.: Наука, 1984. - С. 175-197.

207. Розов Н. С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 1992. 216с.

208. Романов Ю. И. Образ, знак в искусстве: Философско-методологический анализ. СПб.: Рос. Акад. художеств, 1993. - 131с.

209. Рубцов Н. Н. Символ в искусстве и жизни. М.: Наука, 1991. - 176с.

210. Русская нация и обновление общества. М.: Фил. общ-во СССР, 1990. -198с.

211. Русские. М.: РАН, Институт этнологии и антропологии, 1997. - 828с.

212. Русские: этносоциологические очерки. М.: Наука, 1992. 464с.

213. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре или Принципы политического права // Руссо Ж. Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. - С. 151-300.

214. Саакян С. В. Этническое мифосознание как феномен культуры. -Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1995. - 18с.

215. Савоскул С. С. К вопросу о культуре как факторе формирования национального самосознания // Духовная культура и этническое самосознание. Вып. 2. - М.: АН СССР, Институт этнографии, 1991. - С. 158-177.

216. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 287с.

217. Свасьян К. А. Методологические основы символической философии Э. Кассирера // Семиотика и проблемы коммуникации. Сборник статей. -Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1981. С. 132-151.146

218. Свасьян К. А. Философия культуры Э. Кассирера (Истоки, своеобразие, критика) // Вопросы философии. 1984. - №9. - С. 95-103.

219. Свасьян К. А. Философия символических форм Э. Кассирера. Ереван: Изд-во АН АрмянССР, 1989. - 238с.

220. Семиотика. М.: Радуга, 1983. - 636с.

221. Серебрякова Ю. А. Национальное самосознание и национальная культура: сущность, специфика и взаимодействие. Автореф. дисс. . д-ра филос. наук. - Иркутск, 1997. - 39с.

222. Сикевич 3. В. Национальное самосознание русских (Социологический очерк). М.: Механик, 1996. - 208с.

223. Сикевич 3. В. Русские: «образ» народа (социологический очерк). СПб.: СПбГУ, 1996. - 152с.

224. Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам Тартуского университета. Тарту: Изд-во Тарт. гос. ун-та ЭССР, 1987. - Вып. 754. -145с.

225. Символы и атрибуты власти: генезис, семантика, функции. СПб.: РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, 1996. - 320с.

226. Симонов П. В. Мозг и творчество // Вопросы философии. 1992. -№11. - С. 3-24.

227. Сифоров В. И. Методологические вопросы науки об информации // Вопросы философии. 1974. - №7. - С. 105-113.

228. Скворцов JI. В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, 1988. - 319с.

229. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. - 688с.

230. Собольников В. В. Информационное воздействие в современном мире: социально-психологический аспект. Новосибирск: НГУ, 1999. - 166с.

231. Соколов А. В. Информация: феномен? функция? фикция? // Философские науки. 1990. - №9. - С. 13-22.

232. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. - 389с.147

233. Соловьёв Вл. С. Национализм // Энциклопедический словарь. Т.20. -СПб.: Типо - Литография И. А. Евфрона, 1897. - С. 710.

234. Сорокин П. А. Основные черты русской нации в XX столетии // О России и русской философской культуре. Философы послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. - С. 463-489.

235. Сорокин П. А. Система социологии. Т. 1. - М.: Наука, 1993. - 447с.

236. Сорокин П. А. Сущностно важные черты русской нации в XX веке (фрагменты из статьи) // Русская нация и обновление общества. М.: Политиздат, 1990. - С. 167-173.

237. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. -543с.

238. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. - 695с.

239. Социально-политическое взаимодействие на территории: механизмы, трансформирование, регулирование: Материалы респ. науч. конференции / Отв. ред. Л. Л. Шпак. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. -588с.

240. Социологические теории национализма. М.: АН СССР, ИНИОН, 1991. -34с.

241. Социологический энциклопедический словарь. М.: Издательская группа ИНФРА, 1998. - 488с.

242. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. - 303с.

243. Сталин И. В. Марксизм и национальный вопрос // Сталин И. В. Сочинения. Т. 2. - М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1954. - С. 290-367.

244. Степанова Л. А. Социальная символика России. // Социологические исследования. 1998. - №7. - С. 90-100.

245. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -284с.

246. Суна У. Ф. Социальная память как фактор возрождения национальной культурной традиции // Трансформация цивилизационно-культурного148пространства бывшего СССР (тенденции, прогнозы). М.: Фонд «Форос», 1994. - С. 130-136.

247. Сусоколов А. А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. М.: Наука, 1990. - Вып. 20. - С. 5-39.

248. Сухотин А. К. Наука и информация. М.: Политиздат, 1971. - 127с.

249. Творчество в научном познании. Минск: Наука и техника, 1976. - 232с.

250. Тернер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. - 277с.

251. Тишков В. А. Идентичность и культурные границы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.: Моск. центр Карнеги, 1997.-С. 15-43.

252. Тишков В. А. О феномене этничности: Доклад, прочитанный на общем собрании Института этнологии и антропологии РАН. М.: 1997. - 73с.

253. Тишков В. А. Очерки теории этничности и политики в России. М.: «Русский мир», 1997. - 532с.

254. Тишков В. А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. 1992. - Т. 1. -№2. - С. 3-38.

255. Торукало В. П. Нация и национальные отношения: истоки, теория, современность. Автореф. дисс. . д-ра филос. наук. - М., 1997. - 40с.

256. Тоффлер А. Футурошок. М.: Лань, 1997. - 461с.

257. Тощенко Ж. Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. Этносоциологические очерки. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1997.-214с.

258. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей, Юрайт, 1998. -511с.

259. Тростников В. Н. Человек и информация. М.: Наука, 1970. - 188с.

260. Тулеев А. М. Политическое лидерство в современной России. Региональный ракурс. М.: Мысль, 2000. - 232с.

261. Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1970. -717с.149

262. Уайтхед А. Н. Символизм, его смысл и воздействие. Томск: Водолей, 1999. - 64с.

263. Уваров Л. В. Образ, символ, знак (анализ современного гносеологического символизма). Минск: Наука и техника, 1967. - 120с.

264. Уваров Л. В. Символизация в познании. Минск: Наука и техника, 1971. -127с.

265. Уваров Л. В. Символизация как гносеологическая проблема (Системный анализ). Автореф. дисс. д-ра филос. наук. - Минск, 1978. - 51с.

266. Уйбо А. С. Информационный подход к проблеме объективности реконструкции исторического прошлого // Философские науки. 1982. -№1.-С. 26-35.

267. Уледов А. К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. - 336с.

268. Уледов А. К. Психосоциология как интегральная отрасль научного знания. М.: РАГС, 1995. - 151с.

269. Урсул А. Д. Информатизация общества (Введение в социальную информатику). М.: АОН при ЦК КПСС, 1990. - 191с.

270. Урсул А. Д. Информация. Методологические аспекты. М.: Наука, 1971.-295с.

271. Урсул А. Д. Отражение и информация. М.: Мысль, 1973. - 232с.

272. Урсул А. Д. Проблемы информации в современной науке (философские очерки). М.: Наука, 1975. - 287с.

273. Устьянцев В. Б. Историческое сознание и социальная память // Исторические воззрения как форма общественного сознания. Саратов, 1995.-Ч. 1.-С. 3-10.

274. Уфимцев В. В. Проблемы социального управления в условиях модернизации политического режима. Екатеринбург: Изд-во Уральского юрид. ин-та МВД России, 1998. - 194с.

275. Факторы устойчивости малых национальных групп (теоретико-методологические и прикладные вопросы исследования) / Под редакцией С. В. Соболевой. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2000. - 167с.150

276. Феофанов К. А. Социальная аномия // Социологические исследования. -1992.-№5. С. 88-91.

277. Фестингер JI. Введение в теорию диссонанса // Современная зарубежная социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1984. - С. 97-111.

278. Философские проблемы теории и практики национальных отношений при социализме. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. -1989.-№9.-С. 28-92.

279. Фихте И. Г. Основные черты современной эпохи. СПб., Жуковский, 1906. -232с.

280. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, ACT, 1996. -432с.

281. Хабибуллин К. Н. Испытания национального самосознания. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1993. - 119с.

282. Хабибуллин К. Н. Этническое самосознание в современных национальных движениях России // Этничность. Национальные движения. Социальная практика. Сб. ст. СПб.: «Петрополис», 1995. - С. 178-193.

283. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1870 г. СПб.: Алетейя, 1998. -306с.

284. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание и его роль в развитии индивидуальности человека. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. - 75с.

285. Цамерян И. П. Актуальные вопросы марксистско-ленинской теории нации // Вопросы истории. 1967. - №6. - С. 107-122.

286. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: РАН, Ин-т этнологии и антропологии, 1994. - 236с.

287. Цивьян Т. В. Мифологическое программирование повседневной жизни // Этнические стереотипы поведения. JI.: Наука, 1985. - С. 154-178.

288. Цырдя Ф. Н. Социальная информация. Философский очерк. Кишинев: «Штиинца», 1978. - 144с.151

289. Чагай JI. П. Национальное самосознание личности: сущность, противоречия, проблемы формирования. Автореф. дисс. . канд. филос. наук. -М., 1992. - 19с.

290. Человек и социокультурная среда. М.: РАН ИНИОН, 1992. - Вып. 2. -240с.

291. Черниговских И. В. Информационный аспект взаимодействия личности и общества. Автореф. дисс. канд. филос. наук. - Воронеж, 1997. - 18с.

292. Черныш В. И. Информационные процессы в обществе. М.: Наука, 1968. - 102с.

293. Черри К. Человек и информация. М.: «Связь», 1972. - 368с.

294. Чичановский А. А. Национальная система массовых коммуникаций -этнополитические аспекты // Социологические исследования. 1996. -№12.- С. 50-57.

295. Чуринов Н. М. Информационная рациональность. Красноярск: САА, 1993.- 171с.

296. Чуринов Н. М. Философские основания информологии. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та 1990. - 234с.

297. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. - 215с.

298. Шеховцев А. Ю. Информационная парадигма в структуре современного мышления. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. - 176с.

299. Шеховцев А. Ю. Информационные аспекты познавательных и коммуникационных процессов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. -172с.

300. Шпак Л. Л. Практическая социология: ретроспектива и современность / Спецкурсы лекций/. Учебное пособие. - Кемерово: КГУ, 1997. - 231с.

301. Шпак Н. С. Национальное самосознание: сущность, функции, особенности проявления в современных условиях. Автореф. дисс. . канд. филос. наук. - М., 1993. - 16с.152

302. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб.: Алетейя, 1996. -155с.

303. Шрейдер Ю. А. Информатизация и культура // НТИ. Сер. 2. - 1991. -№8. - С. 5-9.

304. Шрейдер Ю. А. Информация и метаинформация // НТИ. Сер. 2. - 1974. -№4. -С. 3-10.

305. Шрейдер Ю. А. О семантических аспектах теории информации // Информация и кибернетика: Сборник статей. М.: «Советское радио», 1967.-412с.

306. Шрейдер Ю. А. Семантика и научная информация (семантические аспекты информации). М.: ВИНИТИ, 1970. - 50с.

307. Шрейдер Ю. А. Семиотические основы информатизации (Лекции). М.: ИПКИР, 1975. - 80с.

308. Шукуров Э. Д., Каракеев Т. Д. Системный анализ в исследовании семантических элементов цивилизации. // Семантика и социальная психология. Фрунзе: Изд-во «ИЛИМ», 1976. - С. 30-37.

309. Этносоциология. Учебное пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. М.: Аспект-Пресс, 1998. - 272с

310. Эшби У. Р. Применение кибернетики в биологии и социологии // Вопросы философии. 1958. - №12. - С. 110-117.

311. Эшби У. Р. Системы и информация // Вопросы философии. 1964. - №3. - С. 78-85.

312. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. - №1. - С. 35-52.

313. Armstrong J. Nations before Nationalism. Chapel Hill, 1982. -178p.

314. De Vos G. Ethnic Identity: Cultural Continuities and Change. Chicago, 1982.-21 lp.

315. Smith A. D. National Identity. London, 1991. -196p.