автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Синестетические метафоры в художественном речи ХХ века

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Майданова, Татьяна Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Автореферат по филологии на тему 'Синестетические метафоры в художественном речи ХХ века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Синестетические метафоры в художественном речи ХХ века"

£.9 'M 9 ? .

юхдшяиа ордад шаш и ордша трудового ирасимго знменм

НЩГОПШШИЯ ПХЗДАРСТБЕЖШЙ УНШЕРСИЖГ пени В.И.Двншш

Специализированный C*aev - Д 0S3.0I.I0

На правах рдлсопися

МА0ДДНОВ1 ТАТЬЯНА ВУЦфВШРОВНА

синкяятмюш н&вдога в хтдожвохвввшя рни

XX вввд

(Специальность - 10.02.01 - русеет* tsm)

Автореферат

диссертация на соискание ученой степей» кандидата филологических наук

Москва - 1992

Работа выполнена в Московском ордена Левина и ордена Трудового Красного знаыенк педагогическом государственном универсжтеге ткни В.И.Лвгана.

Научный руководитель -кандидат филологически: наук, доцент Н.А.Нкколнна.

Официальные оппоненгы -

доктор филологических наук, профессор С.Г.Караулова, кавдидат филологических наук, старший научный сотрудник Ы.1.Бакина.

Ведущее учреаденнэ - кафедра русског.о языка Московской?., государственного от'крыуого. педагогического института.

Зедэта состоится " ^ а 199^ р.

б УУ часов на заседании специализнрованного совета Д 053.01.10 в Московском педагогическом государственной университете имена В.И.Лешша по адресу: 119435, Москва, Палая Пироговская, д.£.

1

Автореферат1 разослан

Ученый секретарь специализированного совета

Ж

•А.М.Камчатнов

ХАРЛКЗЕШЯт ДОСЕЕГАЦШ!

Реферируемая диссортацяя посвящена изучения струи-турш-сешнтпческш: особенностей синестостческпх ютефор з художественной речи XX века.

Актуальность проблеск. В соЕре^зпноу языяозкагсщ проблема ьгэтафорп является одной из наиболее актуальная. Тайна Еэтефорн привлекала к себе киотах •исследователей, по до сах пор ведутся спори о ее пронехояденыя, сухости, шете в ябыкэ ц шшлении. Метафора провозглашается "вездесущим принципов языка" (А.Ричарде), поэтецу интерес к ней способствует развитию наших представлений о человеческой восприятахг, шпшешга, языке. "Метафора ио,-ктигятеяьно практична... Она попет быть прлгэязка п качестве орудия и объяснения в любой сфере.,. Нетгфора* гДб 62 она наа ей-встретилась, всегда обогащает пошг.:а~ шгз человеческих действий, знаний я языка"*.

В последние годы появился целый ряд работ, в нс?о-ркх ^знамся попытки создать целостную концепция кзяа-форьг. Однако шогае вопросы, связанные с типологией не-та$ор я их фуккцкошгроганиек в пакете, нэдос-^аточко изучена, Детально исследованы далеко не все разновидности мстЕфор» среди них - спкестетичэские ¡езтзфоги.

Сннеететнческне штафорн, оснозакпкз на взааиодей-с-ггш ощущений, отраяак? екк-гез различный аспектов еос-приятия. В статьях Р.З.Ииллор-Буджщкой, Л.М.Грановской. Н.А.Коаэвнпяовой, ксццидатской диссертации С.Е.Караваевой и ряде других работ рассматриваются отдельные вида таких нетафор, их употребление некоторыми поотаьа

* Цвт. по кн.: Теория метафоры. П., 1990. - С.б.

2 Си. об этоы: Метафора в языке я тексте. X., 1988;

Теория метафоры. М., 1990.

CD.Балтрушайтис, A.Shok, А.Белый и др.). Сннэстетаческне метафоры в западноевропейской литературе бшт исследованы на материале поэтического языка XII з. (Ст.Улькап), что позволило автору сделать выводы об их универсальном характере и закономерностях функционирования. В кандидатской диссертации Г.Р.Стеаашша выявлены ааконошр-ности образования общеязыковых синестетических ыетафор на материале прилагательных чувственного восприятия . Однако ограничение материала раыкада только одной части речи не позволило показать всего многообразия сннестетн-чесхнх штафор русского языка. Eposes того, сделанный ав~ торой вывод о той, что окказиональные метафоры в основном подчиняются теи же законоизрностяи, что в языковые, не отражает в полной мерз своеобразия и разнородности синестетичёскюс штафор в художественной речи у различных авторов и б разные исторические периоды.

Недостаточно изучены также вопросы общей типологии синестетических штафор, особенности их функционирования в естественном языке и языке художественной литературы. Активно' используемые в поэзии к прозе, синэстети-ческие метафоры неравномерно представлены в разные эпохи развития языка художественной литературы. Поэтому их исследование позволяет выявить некоторые направления эволюции художественной речи.

Основная цель работы - структурно-семантический анализ различных типов синестетических штафор и выявление закономерностей их функционирования в художественном тексте.

Поставленная в диссертации цель определяет следу-

* Степанян Т.Р. Синестетические метафоры русского языка: (Прилагательные чувственного восприятия). Дрсс. ... канд.филол.наук. - М., 1987.

щие конкретные задачи работы: I) определить состав синестетических метафор в языка художественной литературы XX века и сопоставить их с синестетическида метафорами в естественном языке; 2) выявить закономерности синесте-тического переноса, находящие отражение в метафорах естественного языка и в речевых иэтафорлх; 3) описать основные структурные и семантические типа синестетических метафор; 4} раскрыть особенности функционирования рассматриваемых тропов в художественной тексте; 5) показать роль синестетичесхих метафор в формировании индивидуального поэтического стиля.

Материалом исследования послужили поэтические и прозаические произведения русской литературы XX века. Путем сплошного анализа бдаи исследованы произведения Б.Ахмздулиной, И. Баб едя, А.Влока, В.Брюсова, И.Булгакова, А.Вознесенского, В.Зазубрина, А.^уприна, Н.Матвеевой, В.Олеши, К.Паустовского, А.Тарковского, З.Цветае-зой и др. В качестве материала для сопоставления использовались произведения русской литературы XIX в.: И.Гончарова, Л.Толстого, Э.Ткалчева; А.Зеаа и др.. в которых сикестетические нотафоры используются достаточно часто.

Основанием для выбора данного периода в истории развития литературы послужило активное использование в кеы синестетических мэтафор и усиление га констругоив-ной роли в тексте.

Методы исследования обусловлены его задачаш и спецификой. В работе реализуется структурно-сегантЕческий подход к изучению» метафора, используется функционально-имманентный метод, разработанный В.В.Виноградовым, а также применяются дистрибутивный метод и метод компонентного анализа значения слова.

Научная новизна работы состоит в том, что она представляет собой первый опет системного анализа еинестетп-ческнх иетафор в языке не только позоии, но п прозы XX века в сопоставлений с естественный языком.

Теоретическое и практическое значение диссертации. Материалы диссертации шгут быть использованы для дальнейшей разработки теории образных средств художественной речи, в изучении проблем худонественного восприятия, в практике составления поэтических словарей, а также в . преподавании курсов стилистики русского языка, стилистики худогзст-венкой речи, в спецсешнарах по лннгвопоэ-Еане и лингэистическоцу анализу худонественного текста. Кроне того, исследование закономерностей синестетическо-го переноса в языке и их реализация и развитие в художественной речи пожег' представлять определенный интерес для психологов, особенно для психолингвистов.

Апробация'работы. Основные положения работы нашли отражение в докладах, прочитанных на научно-теоратиче-ской конференции по лексикологии в Даугавиидсе (1989 г.i на совещании по проблемам изучения художественного текста в Пензе (1990 г.). Диссертация обсуждена на кафедре русского языка филологического факультета УЛПУ иы.Ленина (пай 1992 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка основной использованной литературы.

П. СОДЕШНИЕ РАБОТЫ

Во введении излагается история вопроса, обосновывается актуальность теш и выЗор материала исследования, формулируются основные задачи работы, раскрывается 4

теоретическая и практическая значимость исследования, его новизна, характеризуются источники и методы анализа, вводится понятие "синестетическая метафора". Синестети-ческая метафора - это такая метафора, в которой реали- . зуется перенос одного ощущения на другое, сходное с первый ("светлые звуки", "кричащие краски" и т.п.). Слово, связанное с одним ощущением, переходит в сферу обозначения другого ощущения.

Среди синестетических метафор различаются языковые, основанные на общеязыковых ассоциациях ("теплый тон", "высокий звук") и речевые, которые возникли на основе индивидуальных ассоциаций ("Запахов было ынокество, и., все они звучали, как цузыка" (Ю.Казаков), "Упыря кжо узнать по тухлое взгляду. От его взгляда тухнет колоко и увядают молодые поэты" (Вознесенский).

По своей структуре 'синеететичеекие метафоры представляют собой сочетание двух или более слов, одно из которых инеет семантику чувственного восприятия и соединяется с необычным для себя (с т.зр. логических связей) словом или сочетанием слов, которое такае имеет семантику чувственного восприятия, реализуя тем самым особый тип производно-кошнативного образного значения.

В первой главе "Синестезия в языке" дается общая характеристика понятия синестезии и различных подходов к ее изучению,и рассматриваются языковые синестетические метафоры е точки зрения их структурной и семантической организации.'

Синестезия - это системное свойство человеческой чувственности, которое представляет собой основанное на-ассоциативном переносе взаимодействие ощущений различной модальности.

В настоящем исследовании термин "синестезия" употребляется в двух своих основных значениях: I) психофизиологический процесс, определенным образов страшащийся в языка и заклтагщийся в переносе качества одного ощуще-» Н2я на другое, а такае конкретный перэноса, с эгим связанный; 2) языковое явлениеs которое представляю собой образное воплощение атого процесса, s.o. санестете-ческая штафора.

Сииэстеттеская об разность худоаествошой речи, ели угжгесув&кная синестезия, представлена ххрэгдэ всего в продаж - &шгаетах, штефорах, сравнениях, которые обла-д&эт такиш прнзэдкахаг, как шогозначность, щагршцешш сшсда лексических единиц» а часто и изменение-их ена^-шя. Художественные слнесгезки, несмотря та своя необычность, нетрадиционное^ асеогративнык: кзреносов, сдог:-кость скнсловых отношений, доступны большинству адресатов, что свндегвльствует об универсальной характере си-нсстетических связей.

Б работа-предлагается классификация синестеткческих кэтафор, которая основывается на двух принципах: X) характер ощущений, участвующих в переносе и 2) направленна переноса. Соответственно ввделязтся 18 видов сшестездй: ввусо—зрительная, вкусо-слуховая, вкусо-осязательная, вкусо-обонягелйная, еб.онятельно-зригельная а т.п.

.Анализ сшесеететескЕх ¡гзтафор начинается с огшсз-шя языковых сккесг-езий, которые представлены синестоти-ческиш метафораш, изЕлечешьшк из "Словаря русского языка" С.И.Ожегова (Изд. 9-ое, М., 1978) и "Словаря эпитетов современного русского языка" (М., 1979).

Характеристика синестетических метафор включает последовательное описание их структурных и семантических 6

типов. В основе, структурной классификации лежит грамматическая- природа опорного слова. Семантическая классификация основывается на двух признаках: характере лексического наполнения модели (принадлежность слов, реализу- . щих метафорический перенос, к одной из ЛСГ с названиями ощущений) и направлении метафорического переноса.

При акэлизе взаимоотношений иедцу компонентами ск-нестетических метафор вводятся понятия строгой и нестрогой синестезии. Нестрогую синестезию представляют собой метафоры, в коюрых соположение понятий относится к различным сферам восприятия, носят чисто внешний характер ("теплый сумрак", "шумящая тыла"); строгая синестезия реализуется в метафорах, основанных на полном совпадении смыслов понятий ("холодный взгляд", "низкий звук"). Метафоры, фиксирующие нестрогую синестезию, чаще всего встречаются в художественной речи.

Во второй главе "Структурная классификация синесте-тических метафор" рассматриваются особенности формального строения таких нзтафор в художественной речи.

В начале главы сопоставляются существующие в современной научной литературе варианты построения структурных и ст-руктурно-се^античэских классификаций метафор и обосновывается вкйор принятой в данном исследовании структурной типологии синестетических метафор.

Описание особенностей фсршльной структуры синестезий предполагает анализ их морфологического и синтаксического строения. В основу предлагаемой структурной классификации синестезий положены два принципа: во-первых, формально-синтаксический (по типу синтаксической конструкции, в которой реализуется метафора); во-вторых, формально-грамматический (по-грамматической принадлежности стержневого слова метафорического словосочетания).

В зависимости от типа синтаксической конструкции, представляющей в речи синестетическуга метафору, вццелявтся слова-метафоры ("тонко-сладкий", "тепло-карий", "холодно-бесцветно"), метафорические словосочетания ("жаркий звук", "ослепнуть от мороза", "криком выскоблила слух"), метафорические конструкции.("Тонкий вскрик просверлил голоса", "Звуки страстным светом блеснут").

По грамматической принадлежности опорного слова метафорического словосочетания, различаются следующие структурные типы: а) глагольные: "сладко пахло", "всверли-лись глазами"; б) субстантивные: "черный голос", "аромат темноты"; в) адъективные: "мокрый на вид", "обжигапце йислый".

Внутри каздого типа ввделяются классы метафорических сочетаний, построенных по общим структурным образцам - моделям, отражащим грамматическую природу компот нентов а направление связи между ними, например: "гл.+сущ. в Вин.п." ("заострил взгляд"), "сущ.+прил." ("сладкий аромат"), "нар.+прич." ("тепло зеленеющий") и т.д. Учитывается также деление метафорических словосочетаний на простые и сложные.

Самый частотный структурный тип синестетических метафор - метафорические словосочетания, среди которых наиболее распространены субстантивные метафоры, построенные по модели' "прил.+сузц.". Преобладание именно этого структурного типа объясняется тем, что он наиболее точно соот-. ветствует природе синестетической метафоры: объекту речи приписывается признак, связанный с одной из сфер чувственного восприятия.

Позиции структурных моделей синестетических метафор заполняются лексикой, связанной с различными аспектами 8

чувственного восприятия. Это слова 5 лексико-семантиче-ских групп:: лексика зрительного восприятия, звуковая лексика, лексика тактильного восприятия, одоративная лексика, вкусовая лексика. В диссертации описывается лексический сослав каждой из рассматриваемых моделей.

В третьей главе "Семантическая классификация сине-стетических метафор" анализируется семантическая структура художественных синестезий.

В основу семантической классификации санестетических метафор положен способ восприятия сходства объектов или явлений (например, сходство зрительно воспринимаемых объектов по звуку - "трескучее, сиянье"). В работе вцце-ляется 18 семантических типов художественных синестезий, которые для удобства описания объединяются в 5 более крупных семантических групп: синестетические метафоры с опорным зрительным компонентом, синестетические метафоры с опорным слуховым компонентой, синестетические метафоры с опорным осязательным компонентом, синестетические метафоры с опорным обонятельным компонентом-, синестетические метафоры-с опорным вкусовым компонентом. При вцце-•лении этих групп синестезий, наряду с семантическим, привлекается структурный принцип описания: в метафорическом словосочетании выделяется опорный компонент, который . признается определяющим и в семантической структуре этого словосочетания.

При описании семантической структуры синестетиче-ских метафор каждой из названных выше групп сначала выделяются устойчивые образные параллели, повторяющиеся в произведениях разных авторов, затем - традиционные метафоры и способы их преобразования и, наконец, индивидуальные метафоры.

На основе частотности употребления различных семантических типов еинестетических метафор ввделяются общие закономерности синестетического переноса, представленного в художественных синестезиях. Они в основном совпали с теш, которые были выделены для языковых сшесте-тиче-ских метафор в нашем исследовании и в диссертации Т.Р.Степаняна]-:

- наиболее частотными семантическими типами художе-.ственных синестезий являются осязательно-зрителышз (32$), осязательно-слуховые (23&) и зрительно-слуховые (17%) синестетические-метафоры;

- сфера осязания является наиболее распространенным "исходным пунктом" художественных синестезий (%);

- наиболее богато представлены синестезии с опорным зрительным (43,9^). и слуховш* (40,9) компонентом, т.е., сфера зрения и сфера слуха являются наиболее распространенным "конечным пунктом" синестетического переноса.

2акт совтадзния общих закономерностей оинестетиче-ского переноса, представленных в языковых и художественных синестезиях, объясняется существованием общих психофизиологических основ синестетического переноса, зозни-кащего у человека в процессе познания окружающего мира. В частности, подтверждается сделанный психологами вывод о первичности зрхгтельных. слуховых и осязательных ощущений и о вторичности вкусовых и обонятельных ощущений.

Вместе с тем в семантической структуре языковых и речевых синестезий существуют и различия:

- семантические типы художественных синестетических

* Степанян Т.Р. Указ. соч., с.115. 10

метафор более разнообразны по сравнению с языковыш метафора!®; отмечаются зрительно-осязательные (3,4$), ■зрительно-вкусовые (0,2$), вкусо-осязательные (1,3%), обонятелъно-слухозые (2,3%), обонятельно-осяеательные, (2$), обонятельно-вкусовые (0,6%) синестезии. В то же время в нашей картотеке отсутствуют примеры вкусо-обоня-тельных художественных: синестезий, которые представлены в языке;

- некоторые семантические типы художественных синестезий более развиты по сравнению с языковыми: слухо-обонктельные (1,5$ и 0,7$ в.языке), слухо-зрительные (8$ и 3,3%), обонятельно-зрительные (2,6$ и 0,7%).

Различия между языковыми и художественными синестезиями проявляются в способах их построения, смысловой организации, особенностях лексического состава и целях использования метафор.

Среди худокественньк синестезий отмечаются метафоры, возникшие на основе языковых и традиционно-поэтических смысловых связей, и метафоры, являющиеся результатом индивидуальных ассоциаций. Так, сложившиеся в языке устсй-•чивые связи модифицируют метафоры, в основе которых лежит образное соотнесение зрительных впечатлений с движением соды: "глаза струили свет" (Горький), "голубизна лилась" (Паустовский), ."струящееся сияние" (Набоков) (ср. языковое "се8Г льется"). Результатом переосмысления языкового сочетания "холодные глаза" являются метафоры "в глазах холод" (Паустовский), "холодят глаза" "(Федин), "смотрит бледными ледышками" (Г.Семенов). Основой окказиональных метафор служат индивидуальные ассоциации: "голос имел запах" (Сергеев-Ценский), "шершавый голос" (Серафимович), "мохнатый голос" (Горький), "шелковистые переговоры" (Набоков). ц

Большую часть синестетических тропов составляют синестезии с опорным зрительнш компонентом, которые участвуют в создании зрительной образности: "льется золотая слеза звезды" (Бунин), "серый взгляд их серым дождем повис в ресторанном зале" СГ.Семенов), "Обложенная ке'лтай ватой света, вдова сидела на громадной своей кро-'. вати..." (Олеша). Опорные слова таких метафор называют реалии, а также их световые и цветовые признаки. Среди синестезий с опорным слуховым компонентом вьщеляются метафоры с опорным словом - обозначением звуков, связанных с деятельностью человека, и метафоры с опорным словом - обозначением природных звуков: "Тек Пактелеи Прокофьевичу в уши свашенькин журчливый голосок" (Шолохов),, "разносятся звуки, точно они влажнеют" (Пильняк), "музыка гасла, не успев разгореться, чадила" (Г.Семенов), "тишина мягко гладит сердце теплой мохнатой рукою" (Горький).

Опорные слова синестезий с опорным осязательным компонентом группируются вокруг трех понятий: холод, тепло, сырость: "холод осени синий" (Есенин), "притер- . ный жар" (Булгаков), "В дойЗарде сырело серо и никак не свято" (Пильняк), "нздазяивать рукой до ощущенья полного сиянья" (Тарковский).

Б качестве опорных слов синестезий с опорным обонятельным компонентом используются существительные "запах", "аромат", а также глагол "пахнуть": "Запах лилий чист и крепок, как спирт" (Бабель), "подмороженный аромат смолы"' (Федин), "Ужасен этот запах был до того, ото его можно было дане видеть" (Булгаков), "Казалось, сильнее при свете запахла хвоя" (Шолохов).-

Синестезии с опорным вкус.овш компонентом представ-

12

лены наименьшим количеством примеров-(в нашей картотеке их насчитывается 8): "Все пробует на вкус своего нюха" "(Вознесенский);, "Трава была Такой зеленой, что во рту даже появилось ощущение сладости" (Олеша).

В отдельную.группу вццеляэтся сложные, синестезии, представляющие собой метафоры, в которых соотносится несколько смысловых рядов, связанных с ощущениями разных модальностей. Такие метафоры обычно роздаются в результате индивидуальных ассоциаций на основе.сложного синтеза ощущений: "Тихо льется с кленов листьев кадь" (Есенин), "Гояос леденеет и-повисает в темноте, сверкая, как сталактит" (Сергеев-Ценский), "Тоскую по музыке его, пропахшей лимонон и чуть горчащей" (Вознесенский), "В свежести утра запах цветов и трав яснее, чем звуки" (Горький), "Шара в окне так приторно келта" (Ахш-дулина).

Четвертая глава "Функционирование синестетических метафор в художественной речи" посвящена функциям, синестетических метафор в художественной речи,- приемам их лспользовання в тексте, их роли в индивидуальном поэтическом стиле.

Представляя собой особую форму поэтической образности, синестезия является характерной чертой художественной речи. Однако использование синестетических метафор в языке художественной литературы в разные периоды его развития и у разных авторов неравномерно и модет быть связано с особенностями эстетических установок тех или иных литературных направлений или типом творческой личности. Так, санестетическая образность широко использовалась в произведениях романтиков, в поэзии символистов, орнаментальной прозе, а также в реалистической прозе начала XX в. (И.А.Бунин, А.И.Куприн). 13

Синестезия выполняет в художественной речи следуй юцие функции: она служит источником дополнительных; семантических эффектов в тексте и средством создания сложных совмещенных образов (ср., например, "...белые березы роняют тихий доядь своих алмазных слез" (Бунин). -сложный троп, строящийся как "метафора в-метафоре", создает в тексте синестетический образ листопада); может быть связана с предметным миром произведения, его сюжетом и изображаемыми реалиями, формирует структуру целого поэтического текста (см., например, "Алмазный напиток* А. Белого У; является средством создания экспрессивных номинаций в тексте и подтекста в целом (см., например, синестетические метафоры, используемые для изображения эмоционального восприятия звучащей цузыки героем повести А.Куприна. "Поединок"); используется для выражения субъективной модальности и организует структуру повествования прозаического текста;служит источником варьирования обозначений в нем и выступает как один из способов передачи абстрактного через конкретнее и конкретного через абстрактное (ср., например, "круглый и . кжркый. как медовые оладьи, голос" (Сергеев-Денский).

Особую роль синестезия может играть при формовании индивидуального поэтического стиля. Пример этого -поэзия В.Ахмадулйной, которая рассматривается в последнем параграфе диссертации. Синестезии Б.Ахмадулиной отличаются сложностью образных характеристик и форельного выражения. Большинство из них построено на основе индивидуальных ассоциаций, а традиционные смысловые связи претерпевают значительные изменения: "шй бесконечный взгляд все будет течь назад", "этот, в дрожь повергающий, блеск", "Включатель тьмы пощелкивал над слухом". Синес-14

тезмя в поэзии Б.Ахмадулиной представлена не только ые-хафорймя, но и другими тропеическиш' средствами: эпитетами ("невнятно-белый"), сравнениями ("голос, словно снег"), оксюмороном ("прохлада,дня сияет, как жара"). В состав синестетических тропов включаются ключевые для поэзии Б.Ахмадулиной слова и понятия: свет' ("явился свет и опалил ресницы")., голос ("ожегший губы голос"), тепло ("Сладко мне к ее теплыни льнуть") и др. В результате анализа материала был сделан вывод о том, что синестезия является излюбленным приемом Б.Ахмадулиной и предложено определить ее поэзию как синестетическую.

Заключение. Исследование .синестетических метафор и синестезии как одной из черт поэтической образности было проведено на большом текстовом материале. В результате его анализа определены особенности формальной и семантической организации синестетических метафор, выявлены наиболее частотные способы их построения, охарактеризованы особенности их функционирования в художественной речи вообще и в отдельном идиостиле в частности, определены закономерности синестетического переноса, представ-• ленного в метафорах языка и речи. Все это позволяет сделать' вывод о. том, что синестетические метафоры образуют особую, достаточно замкнутую систему метафор, обладающую особыми свойствами и закономерностями функционирования. Вместе с тем, они тесным образом связаны с системой метафор в целом и, шире, с общей системой тропешеских средств языка. В перспективе представляется возможным показать, как связаны мевду собой синестетические метафоры и другие тропеические средства языка, что является одним из возможных путей развития некоторых аспектов лингвистической теории тропов.

15

Основное■содержание диссертации отражено в следующих работах:

I. Структурные типы синестетических метафор//Теоре-тические проблемы лексикологии: Тез. докл. даучно-теорет. конф. - Даугавпилс, 1989 (0,2печ.л.). . ..

• .2. "Синестетическая поэзия" Б. Ахмацуяиной//Вестник МГУ. йилологич. сер. - М., 1990. ~ $ 4 (0,6 печ.л.)-(в соавторстве с О.Н.Григорьевой).

3. Синеететические метафоры в поэтическом языке И, А. Бунина/Дудожественный текст: проблема .изучения: Тез. выступя. на совещании. - М., 1990 (0,2 печ.л-,).

4. Синестетические метафоры в языке прозы А.Й.Куп-рина//Тез. докл. и сообщ. научно-практ. конф. "Купргш-скиэ чтения". - Каменец-Подояьснйй, 1950 (0,2 пэч.лЛ.

/

Подписано к печати 9.X.1992 г. Тираа 100 зкз.

16