автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Синестезийные опыты в творчестве В.Набокова

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Комина, Элеонора Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Диссертация по философии на тему 'Синестезийные опыты в творчестве В.Набокова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Комина, Элеонора Васильевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО В.НАБОКОВА В КОНТЕКСТЕ ИСКУССТВА

XX ВЕКА

1.1. Художественно-эстетическая концепция В.Набокова.

1.2. Философско-эстетические аспекты произведений В.Набокова

ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН СИНЕСТЕЗИИ В ИСКУССТВЕ И НАУКЕ.

2.1. Развитие идей синестезии в истории культуры.

2.2. Проблема синестезии в научном контексте.

2.3. Специфика литературной синестезии

ГЛАВА 3. СИНЕСТЕЗИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.НАБОКОВА

3.1. Телесность и язык в художественном пространстве В.Набокова

3.2. «Стереоскопичность» и синестезия.

3.3. Эстетические функции синестезии в художественных образах Набокова.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Комина, Элеонора Васильевна

Актуальность темы исследования

Чем больше мы погружаемся в мир смыслов и значений, которые обнаруживает в себе современное искусство, тем более очевидной становится необходимость их фиксации и изучения с учетом современных научных наработок и тенденций. Характерно, что современное произведение искусства не предлагает исключительно единственную интерпретацию произведения, и важнейшую роль в этой семантической множественности играют такие художественные средства как прием и стиль произведения. Принимая во внимание все многообразие экспериментов и практик в области искусства, связанных сенсорными особенностями человека, а также весь теоретический опыт по проблеме человеческой чувственности, мы обнаруживаем в искусстве и смежных ему областях проблемное поле, которое уже более ста лет а последние годы особенно - привлекает внимание многих ученых и обсуждается в научной и художественной литературе. Речь идет о феномене синестезии, широко представленном в различных видах искусства, в том числе, в литературе.

Будучи не только художественным средством, но и психическим феноменом, присущим человеку в той или иной степени, механизм синестезии не прояснен до конца наукой. Относительно синестезии в науке существуют разногласия и на современном этапе. Остаются не до конца проясненными и эстетические функции синестезии в произведении искусства, что для нас является важнейшей эстетической проблемой.

Особое положение в современной текстуализованной культуре, где явственно обозначен приоритет и первостепенная роль языка, занимает литература. В первой половине XX века в литературе произошли определенные художественные процессы, инициированные культурой модернизма — теоретическими и практическими опытами деятелей

Серебряного века, в особенности А.Белого, а также, творчеством М.Пруста, Дж.Джойса, изменившие эстетические аспекты литературного языка и способы его функционирования. Очевидно, эти изменения оказали определенное интертекстуальное воздействие и на современную постмодернистскую литературу.

Одна из главных особенностей литературы XX века - перенесение в прозу поэтических приемов, в результате чего произошло размывание границы между поэзией и прозой; поэзия и проза, заимствуя друг у друга нехарактерные для них приемы и способы работы с языком, расширили свой художественно-эстетический потенциал. Синестезия, до этого являвшаяся поэтическим средством, прочно вошла в прозу, тем самым, породив в некотором смысле новый литературный тип языка. В.Набоков, будучи уникальным русско-американским писателем, является именно таким автором, воплотившим в своих произведениях чувственно-языковой потенциал. Такой язык насыщен чувственными образами и сенсорными акцентами, кроме того, он отсылает к до-языковому телесному уровню, чрезвычайно нагруженному чувственно-эмоциональными аффектами, несводимыми к вербальному уровню.

На наш взгляд творчество В.Набокова, несмотря на неиссякаемый интерес исследователей и большое количество публикаций, посвященных творческому наследию данного писателя, должно быть рассмотрено в ракурсе эстетики художественного языка.

Объектом исследования являются проблема синестезии в научном контексте, в особенности, литературная синестезия, и творчество В.Набокова в его связи с синестезийной проблематикой.

Предмет исследования - синестезийные опыты в прозе В.Набокова, их художественно-эстетические функции и роль в формировании художественных образов произведения.

Степень разработанности проблемы

Хотя творчество В.Набокова и само явление синестезии достаточно обширно исследуется отечественными и зарубежными учеными, однако проблема синестезии в творчестве Набокова с эстетических позиций исследована явно недостаточно. Большинство работ, в том числе диссертационных исследований, проводилось в области филологии и литературоведения, тогда как в отечественной эстетике синестезия в творчестве В.Набокова в качестве предмета исследования изучалась недостаточно.

Анализ работ в данной области показывает, что в центре внимания, как правило, находятся философские, биографические, мировоззренческие, даже эзотерические аспекты творчества писателя. Например, следующие работы: В.Александров «Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика», Н.Анастасьев «Владимир Набоков. Одинокий король», «Феномен Набокова», В.Ерофеев «Русская проза Владимира Набокова», «Русский метароман В.Набокова, или в поисках утраченного рая», Б.Носик «Мир и Дар Набокова», С.Шифф «Вера (Миссис Владимир Набоков)», К.Проффер «Ключи к «Лолите», а также статьи и монографии Ю.Левина, Б.Бойда,

A.Аппеля, Дж.Апдайка, А.Злочевской. Наличествуют многочисленные статьи и эссе, как современников Набокова - З.Шаховской, Н.Берберовой,

B.Ходасевича, Ю.Айхевальда, М.Слонима, Г.Струве, М.Маккарти - так и современных авторов в лице М.Шульмана, П.Кузнецова, Л.Рягузовой, Л.Прокофьевой, Н.Букс, Г.Шапиро, С.Давыдова и других.

Однако, за редким исключением, к вопросу о синестезии Набокова, исследователи не обращаются либо уделяют этому недостаточно внимания, либо интерпретируют синестезийные аспекты творчества Набокова не с эстетических позиций, а с психологических или метафизических. На наш взгляд, этот аспект имеет важное эстетическое значение, поскольку художественный смысл и значение набоковских текстов зачастую формируется на уровне синестезийных связей и ощущений. Среди авторов, затрагивающих синестезийную тематику в произведениях В.Набокова, следует отметить следующих: Ю.Левин, Ю.Лотман, Г.Рахимкулова, Л.Прокофьева.

Творческое наследие В. Набокова не ограничивается только художественными произведениями; писатель оставил множество статей, эссе, интервью, в которых неоднократно затрагивал как тему синестезии, так и другие, сопутствующие ей темы. Особо обращают на себя внимание лекции Набокова по русской и зарубежной литературе, где писатель в качестве теоретика и критика анализирует произведения мировой литературы, выстраивая свою собственную литературную концепцию и концепцию искусства вообще. Художественные произведения Набокова так же содержат в себе определенный философско-эстетичекий пласт. Все это дает нам возможность анализа не только художественных произведений писателя, но и его философско- эстетической концепции.

Необходимо обратиться и к теме самой синестезии, поскольку эта тема несколько проблемна для науки на современной этапе, несмотря на то, что в данном исследовании не ставится задача ее разрешить. Здесь обращают на себя внимание такие авторы, как Б.Галеев, С.Эйзенштейн, А.Лурия, А.Бинэ, И.Ермаков, П.Гроссенбахер.

Кроме того, заслуживает более глубокого изучения литературная ч синестезия, ее механизм и эстетический анализ, тогда как в основном эта тема представлена психологическими и лингвистическими разработками. Обращает на себя внимание научная ценность работ Р.Якобсона, неоднократно обращавшегося к теме синестезии в языке, а также к теме звука и смысла. Также работы П.Флоренского в области лингвистики содержат в себе ряд моментов, связанных с темой вербальной синестезии. Касается темы литературной синестезии в своих многочисленных работах по синестезии и Б.Галеев. Кроме того, представляют интерес работы Д.Деррида, Ж.Делеза, М.Ямпольского, В.Подороги, Ю.Помигуева, затрагивающие тему синестезии и чувственно-телесный аспект языка.

Рассматривая проблему вербальной синестезии^нельзя не обратиться к психологическим аспектам языка и теме языка и телесности, в связи с чем автор исследования обратился к работам Л.С.Выготского, Ж.Лакана, Э.Газаровой, М.Мерло-Понти, Л.Веккера.

Анализируя проблему синестезии в творчестве Набокова в эстетическом срезе, мы выходим на общеэстетический уровень смысла произведения, вот почему необходимо обратиться к авторам, поднимавший подобные вопросы в своих работах. Здесь автор исследования обращается к работам М.Бахтина, Ю.Тынянова, Ю.Лотмана, Р.Барта.

Таким образом, данная тема требует достаточно многостороннего теоретического освещения, что определяет цель и задачи исследования.

Цели и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении синестезийного уровня в прозе В.Набокова как глубинно-языкового, от которого непосредственно зависит эстетический смысл художественных произведений.

Достижение данной цели ставит следующие задачи:

- проанализировать эстетические идеи В.Набокова, отразившиеся в его художественном творчестве и теоретических работах с тем, чтобы выявить эстетическую концепцию писателя;

- проанализировать развитие понятия и идеи синестезии в культуре и науке; расставить акценты в современных научных вариантах интерпретации феномена синестезии;

- подробно проанализировать механизм вербальной синестезии с учетом данных лингвистики, философии и психологии;

- показать, что синестезия есть сущностное свойство языка, латентно постоянно присутствующее в нем и проявляющее себя;

- продемонстрировать глубокую связь языка и до-языковых телесных структур, обнаруживающую себя в прозе В.Набокова;

- выявить эстетическую специфику прозы Набокова как свойство «стереоскопичности»;

- определить функции синестезии в произведениях Набокова.

Методологические основания диссертации составляют принципы проблемно-исторического и сравнительно-эстетического анализа предмета исследования. Они позволили проанализировать феномен синестезии в культурно-историческом аспекте, а также выявить основные современные подходы к данному объекту. Кроме того, данные принципы были применены при анализе философско-эстетических аспектов произведений В.Набокова, а также при анализе основных концептов эстетики писателя.

Использование компаративного метода позволило провести исследование литературной синестезии в нескольких научных областях, что дало повод к обоснованию вывода о наличии синестезийного механизма, лежащего в основании естественного языка. Синестезия художественного языка определенным образом отличается как по функции, так и по форме от синестезии, латентно присущей обыденному языку, но при этом коррелирует с ней, чем и порождается определенный эстетический эффект.

Главным методологическим принципом данного исследования является переосмысление сложившихся отношений между эстетикой, антропологией и психологией в вербальной области вообще и, в частности, в области художественного языка. Это подразумевает определенную проблематизацию на границе взаимодействия эстетического, физиологического и лингвистического полей через синестезию, что ведет к расширению эстетического пространства в акте художественной перцепции литературного произведения.

Научная новизна диссертации состоит в осуществлении философско-эстетического анализа синестезии в прозе В.Набокова с позиций современного научного знания в сфере литературы и языка. Литературная синестезия рассматривается с учетом данных современной лингвистики и философии, из чего выводятся ее эстетические функции и эстетика произведений Набокова вообще, обладающих чертой «стереоскопичности» и «многопланности». Эта черта, усложняющая восприятие произведения, порождает художественный эффект «кинематографичное™» прозы Набокова. Кроме того, в отношении творчества Набокова исследуется проблема вербальности/невербальности, отсылающая к телесному уровню доязыковых импульсов. В исследовании показывается тесная взаимосвязь этих двух уровней и их связь с синестезией, являющейся промежуточным звеном, тесно соединяющим эти уровни при эстетическом восприятии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Творчество В.Набокова обладает подчеркнутым «эстетизмом» и художественностью; это продиктовано философско-эстетической концепцией писателя, в которой искусство понимается как некий универсальный принцип бытия. Такой статус искусства проявляет себя через художественно-формальную сторону, которая одновременно является смысловой - вот почему анализ творчества Набокова должен быть на уровне эстетического анализа языка, а не только на уровне философских идей произведений. По той же причине В.Набоков приписывает всеобщие характеристики таким выделенным им проявлениям искусства, как игра, мимикрия, «оптический обман», «узор», «ковер времени». Эти понятия-образы функционируют в эстетике Набокова в качестве эстетических категорий. Все остальные сферы - этическая, социальная, религиозная, политическая есть лишь производные от эстетической, поэтому их разрешение как самостоятельных проблем в творчестве писателя явственно не обозначено. Художественный язык произведений В.Набокова, способы его функционирования в тексте имеют исключительное значение. Стиль, структура, прием, образ, синестезии - все это определяет эстетическую сущность искусства и отражает его высший смысл.

2. Синестезия является по своей сути чувственно-психическим механизмом, присущим любому человеку в той или иной степени. В различных эмоционально-аффективных переживаниях человек постоянно скатывается» в состояния, близкие архаичным, когда ощущения и чувства не были дифференцированы, а являли собой целостное межчувственное ощущение. Такие состояния наиболее близки детям, душевнобольным, эмоционально неустойчивым людям, в том числе творчески активным. Но синестезия как психический механизм постоянно присутствует на чувственном уровне любого человека. Действие этого механизма, его перманентно-латентную сущность наглядно можно проследить на функционировании языка, то есть на вербальном уровне. Это касается не только литературного языка, в котором явственно выступают эстетические аспекты и где синестезия имеет подчеркнуто художественно-образный характер, но и обыденного языка. Развитие речи у ребенка, овладение смыслом слов и звуков всегда сопровождается синестезией, и в дальнейшем в скрытом виде присутствует в психике взрослого. Поэтому реципиент способен воспринимать и продуцировать художественный смысл синестезийного произведения, даже если он не считает себя синестетом. На этом во многом строится акт коммуникации между синестезийным произведением и реципиентом.

3. В истории искусства есть авторы, которых общепринято считать синестетами: В.Набоков, А.Скрябин, В.Кандинский, А.Рэмбо, Ш.Бодлер и другие. Однако на скрытом уровне синестезия присутствует у любого автора, поскольку любое произведение активизирует глубинные чувственные связи реципиента. Литература в качестве художественнообразующих использует такие «музыкальные» методы как ритм, мелодика, интонация, звуковые диссонансы и ассонансы, полифония, которые, безусловно, обнаруживают синестезию как одну из образующих эстетический смысл произведения. Кроме того, восприятие произведений различных авторов всегда сопровождается синестезийными реакциями - как «размеренного», «тяжеловатого», с «умеренными красками» у Л.Толстого; «легкого», гармонично насыщенного «музыкой и цветом» у А.Пушкина и т.п.

4. Синестезийный характер языка произведений В.Набокова, его подчеркнутая телесность определенным образом оказывает влияние не только на эстетический эффект произведения, но и на его смысл. Учитывая телесные интенции языка, его тесную связь с телесностью, можно говорить о телесной компоненте в эстетической реакции на произведение. Это особенно актуально для прозы Набокова, чтение которой, как неоднократно подмечалось исследователями, протекает на телесном уровне и связано с «физиологическим удовольствием». Поскольку изначальный смысл эстетического есть «чувственный», на что постоянно обращал внимание Набоков, мы наблюдаем в его творчестве соединение этого буквального смысла и смысла эстетического в современном научном понимании. Это создает уникальное художественное пространство автора, определяемое стилем, частью которого является синестезия.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Настоящая диссертационная работа представляет собой попытку философско-эстетического освоения темы синестезии в творчестве В.Набокова, в большей степени разработанной в филологической и литературоведческой сферах. Проблема литературной синестезии рассмотрена в работе с привлечением современного философского, психологического и лингвистического материала, что дает возможность аргументировать теоретические положения, выдвигаемые в диссертации.

В работе по-новому раскрывается тема чувственно-телесных аспектов литературного языка В.Набокова, основанная на современных философских работах по данному вопросу.

Материалы и полученные выводы диссертации могут быть использованы при чтении курсов по эстетике литературы, по эстетике творчества В.Набокова, при разработке спецкурсов, посвященным рассмотренным в диссертации проблемам синестезии, вербальной синестезии, эстетическим воззрениям В.Набокова, телесности литературного языка Набокова, эстетических функций синестезии. Также материалы и полученные выводы могут применяться при анализе творчества Набокова в частных случаях.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертации нашли свое отражение в научных публикациях и были представлены на международной научной конференции «Экспрессия незавершенности» (октябрь 2002 г.) Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры эстетики философского факультета МГУ 14 ноября 2005 г. протокол № 5 и 13 февраля 2006 г. протокол № 10.

Структура работы определена целями и задачами исследования. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы. Общий объем диссертационного исследования — 140 страниц печатного текста.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Синестезийные опыты в творчестве В.Набокова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследования, следует отметить некоторые важные выводы, полученные в результате работы.

1. Синестезия, будучи сущностным признаком языка, в скрытом виде всегда имеет место на вербальном уровне. В работе находит обоснование и осмысление феномена синестезии как психофизиологического механизма, который функционирует на чувственно-телесном уровне и находит отражение в языковой деятельности человека. Большинство синестезийных комплексов имеет чувственно-бессознательное происхождение.

2. В литературном языке синестезия является художественным средством, то есть выполняет определенные эстетические функции, поэтому здесь ее отличает эстетическая «намеренность», подчеркнутость. Такая интенция получила распространение в искусстве благодаря художественным опытам романтиков и французских символистов, а в дальнейшем нашла продолжение в художественно-теоретических разработках модернистов -А.Белого, В.Кандинского, В.Набокова, С.Эйзенштейна и других авторов. С этого момента можно говорить о принципиально новом художественном языке современного искусства.

3. В.Набоков является автором, который не только реализовал в своем творчестве художественный потенциал такого нового языка, но также выработал его «авторскую» манеру, собственный уникальный языковой стиль, характерная чертой которого является подчеркнутый чувственный аспект, тесно связанный с эстетическим синестезийным эффектом. По этой причине вопрос о художественном языке В.Набокова и его эстетическом измерении предстает как центральный в данной работе.

4. Творчество Набокова характеризуется такими художественно-эстетическими особенностями как «полилогичность», «многопланность». Образующийся при таком усложненном восприятии произведения эффект «стереоскопичности», тесно связанный с синестезией, создает особое «кинематографическое» впечатление. Эффект стереоскопичности во многом возникает благодаря тому, что слова и звуки в прозе Набокова дифференцированы, различны. Только так они соотносимы между собой, таким образом, они взаимодействуют и взаимно окрашивают смыслом друг друга. Стереоскопичность создает эффект одновременной включенности различных точек зрения, ракурсов, чувственных пластов, временных планов. Все это способствует созданию неиерархической модели мира и нелинейности времени и пространства. Синестезийный элемент прозы Набокова при этом не только подчеркивает чувственные переживания и прямые межчувственные соответствия, но самым непосредственным образом участвует в организации такого стереоскопического пространства.

Данная тема - тема интертекстуального контакта кинематографа и литературы - может получить продолжение и в других направлениях.

5. Одной из причин уникальности набоковского стиля является его синестезийная насыщенность и подчеркнутая чувственно-телесная акцентуация. Это, очевидно, порождает определенные эстетические смыслы, которым в данном исследовании уделяется большое внимание. Кроме того, в отношении творчества В.Набокова совершается попытка исследования вопроса о невербализуемых,. до-языковых интуициях, аффективно-эмоционально нагруженных гораздо больше, чем язык. Невербализуемое тесно связано с высказываемым, поэтому эти смыслы всегда рядом в художественном тексте. Подобное направление исследования литературы на наш взгляд имеет значение для современной эстетики и нуждается в более подробном и глубоком изучении, что может послужить основой дальнейших исследований в этом направлении.

6. Как отмечалось, сама проблема феномена синестезии не разрешена окончательно в науке, что создает предпосылки для дальнейшего исследования этого вопроса. В рамках данной работы не ставилась задача окончательного решения этого вопроса, тем не менее, данное исследование предполагает определенные наработки по данному вопросу в области эстетики, которые могут быть использованы в дальнейшем.

 

Список научной литературыКомина, Элеонора Васильевна, диссертация по теме "Эстетика"

1. Абдуллин И.Р. К вопросу о литературоведческом аспекте синестезии. // «Прометей» - 2000 (о судьбе светомузыки: на рубеже веков). Материалы международной научно-практической конференции, 2-6 окт. 2000. Казань, 2000.

2. Абрамян Д.Н., Базеян Г.А., Гаспарян К.А. Искусство, психология, синестезия. // «Прометей» 2000 (о судьбе светомузыки: на рубеже веков). Материалы международной научно-практической конференции, 2-6 окт. 2000. - Казань, 2000.

3. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994.

4. Александров В.Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. СПб., 1999.

5. Анастасьев Н. Владимир Набоков. Одинокий Король. М., 2002.

6. Анастасьев Н. Феномен Набокова. М., 1992.

7. Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. Сборник. М., 1988.

8. Апрелева В.А. Музыка как выражение и предвосхищение культуры. СПб., 2003.

9. Бальмонт К.Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина. М., 1917.

10. Ю.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

11. Белый А. Мысль и язык // Логос. 1910. № 2.

12. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

13. Бинэ А. Вопрос о цветном слухе. М., 1894.

14. Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах Владимира Набокова. М., 1998.

15. В.В.Набоков: pro et contra. СПб., 1999.

16. В.Набоков и Америка. СПб., 2001.

17. Ванечкина И.JI., Галлеев Б.М. Кандинский и Скрябин: мифы и реальность //Многогранный мир Кандинского. М., 1999.

18. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. Ч. III. Человек воспринимающий. М., 1998.

19. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М., 1973.

20. Волкова П.С. Синестезия как условие понимания // «Прометей» 2000 (о судьбе светомузыки: на рубеже веков). Материалы международной научно-практической конференции, 2-6 окт. 2000. Казань, 2000.

21. Волчек О.Д. Вариативность показателей синестезии. // «Прометей» -2000 (о судьбе светомузыки: на рубеже веков). Материалы международной научно-практической конференции, 2-6 окт. 2000. -Казань, 2000.

22. Воронин С.В. Основы фоносемантики. Л., 1982.

23. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.

24. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб., 2000.

25. Газарова Е.Э. Психология телесности. М., 2002.

26. Галеев Б. Искусство космического века: Избранные статьи. Казань, 2002.

27. Галеев Б.М. Человек, Искусство, Техника (Проблема синестезии в искусстве). Казань, 1987.

28. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 1970.

29. Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания. М., 2001.

30. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М., 1997.

31. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Т.1. Анти-Эдип. М., 1989.

32. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.

33. Деррида Ж. Письмо японскому другу. // Вопросы философии. 1992. № 4.

34. Долинин А. После Сирина // Набоков В.В. Романы. М., 1991.

35. Долинин А. Цветная спираль Набокова // Набоков В. Рассказы. Приглашение на казнь. Роман. Эссе, интервью, рецензии. М., 1989.

36. Д'Удин Ж. Искусство и жест. СПб., 1911.

37. Ермаков И. Цветные звуки // Свирель Пана. 1913. № 1.

38. Ерофеев В. Лолита, или Заповедный оазис любви // Набоков В. Лолита. М., 1989.

39. Ерофеев В. Русская проза Владимира Набокова // Набоков В. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1.М., 1990.

40. Ерофеев В. Русский метароман В.Набокова, или в поисках утраченного рая // Вопросы литературы. 1988. № 10 .

41. Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. М., 1993.

42. Журавлев А.П. Звук и смысл. М., 1991.

43. Иванова-Лукьянова Г.Н. О восприятии звуков. // Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966.

44. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.

45. Кандинский В. О духовном в искусстве. Л., 1990.

46. Кастеллано Ш. Вспоминая Серебряный век: синестезия и апокалипсис в романе А.Белого «Петербург» // Новый исторический вестник. № 3. 2001.

47. К вопросу о мерцании мира. Беседа с В.А.Подорогой. Логос, № 4. 1993.

48. Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: Критические отзывы, эссе, пародии. М., 2000.

49. Коляденко Н.П. Музыкальность как эстетический феномен и синестезия искусств. // «Прометей» 2000 (о судьбе светомузыки: на рубеже веков). Материалы международной научно-практической конференции, 2-6 окт. 2000. - Казань, 2000.

50. Красавченко Т.Н. «Защита Набокова» // Русское литературное зарубежье. Вып. 1. М., 1991.

51. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., 2004.

52. Кузнецов П. Утопия одиночества. Владимир Набоков и метафизика. // Новый мир. 1992. № 2.

53. Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998.

54. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.

55. Лингвистика на рубеже эпох. Идеи и топосы. Сборник статей. М., 2000.

56. Лингвистические исследования научной, художественной и публицистической литературы. Сборник научных трудов. Кишенев, 1990.

57. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973.

58. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

59. Лурия А. Маленькая книга о большой памяти. М., 1968.

60. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М., 1975.

61. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

62. Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992.

63. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.

64. Мигунов А.С. От синестезии к синтезу искусств // Многогранный мир Кандинского. М., 1999.

65. Музыкальная эстетика Франции XIX века. М., 1974.

66. Мулярчик А.С. Русская проза Владимира Набокова. М., 1997.

67. Набоков В. Американский период. Собрание сочинений в 5 томах. СПб., 2000.

68. Набоков В.В. Весна в Фиальте. Рассказы. М., 1989.

69. Набоков В. Лолита: Роман. М., 1989.

70. Набоков В. Машенька: Романы. -М., 1999.

71. Набоков В. Серия «Всемирная библиотека поэзии». Ростов -на- Дону, 1998.

72. Набоков В.В. Лекции о «Дон Кихоте». М., 2002.

73. Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. М., 2000.

74. Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М., 2001.

75. Набоков о Набокове и прочем: Интервью, рецензии, эссе. М., 2002.

76. Набоковский вестник. Вып. 1. СПб., 1994.

77. Носик Б.М. Мир и Дар Набокова. СПб., 2000.

78. Овсянников А. А. Анкетное исследование «цветного слуха» и «цветового мышления» // «Прометей» 2000 (о судьбе светомузыки: на рубеже веков). Материалы международной научно-практической конференции, 2-6 окт. 2000. - Казань, 2000.

79. Перцева Т.М. Кандинский в поисках психофизических основ элементов искусств // Многогранный мир Кандинского. М., 1999.

80. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию (материалы лекционных курсов 1992-1994 годов). М., 1995.

81. Полан Ж. Тарбские цветы, или Террор в изящной словесности. СПб., 2000.

82. Помигуев Ю.В. Принцип фрактальности и языковой филогенез. // Фракталы и циклы развития систем. Материалы пятого Всероссийского постоянно действующего научного семинара «Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе». Томск, 1999.

83. Прокофьева Л.П. Национальная система цвето-звуковых соответствий русского языка. // Единицы языка и их функционирование. Международный сборник научных трудов. Вып. 3. Саратов, 1997.

84. Прокофьева Л.П. Цветовая символика звука как компонент идиостиля поэта (на материале произведений А.Блока, К.Бальмонта, А.Белого, В.Набокова) Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Саратов, 1995.

85. Прокофьева Л.П. Цвето-звуковая синестезия и идиостиль. // «Прометей» 2000 (о судьбе светомузыки: на рубеже веков). Материалы международной научно-практической конференции, 2-6 окт. 2000. - Казань, 2000.

86. Проффер К. Ключи к «Лолите». СПб., 2000.

87. Роман Якобсон: Тексты, документы, исследования. М., 1999.

88. Рыжов В.П. Взаимодействие литературного текста и музыки (системный и информационный аспекты). // «Прометей» 2000 (о судьбе светомузыки: на рубеже веков). Материалы международной научно-практической конференции, 2-6 окт. 2000. - Казань, 2000.

89. Сарнов Б. Ларец с секретом: (О загадках и аллюзиях в русских романах В.Набокова) // Вопросы литературы. 1999. № 3. С. 180.

90. Соколов П.П. Факты и теория цветного слуха // Вопросы философии и психологии. 1897. № 2,3.

91. Сомова Е.Г. Функции звуковой стороны поэтического текста. // Коммуникативные и поэтические функции художественного текста. Воронеж, 1982.

92. Степанян Т.Р. Синестетические метафоры русского языка: Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1987.

93. Текст. Интертекст. Культура: Сборник докладов международной научной конференции (Москва, 4-7 апреля 2001 года). М., 2001.

94. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

95. Федотов В.М. Музыкально-живописное начало в поэзии А.Блока. // «Прометей» 2000 (о судьбе светомузыки: на рубеже веков).

96. Материалы международной научно-практической конференции, 2-6 окт. 2000. Казань, 2000.

97. Федотов Г. «Остается по-прежнему нераскрытым и загадочным.» // Лит. Россия. 31 марта (№ 13). 1989.

98. Флоренский П. А. Имена: Сочинения. М.; Харьков, 1998.

99. Шаховская З.А. На мраморе руки.// Наш современник. 1991. № 9.

100. Шифф С. Вера (Миссис Владимир Набоков) : Биография. М., 2002.

101. Шульман М.Ю. Набоков, писатель: Манифест. М., 1998.

102. Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983.

103. Шкловский В. Художественная проза. Размышления и разборы. М., 1961.

104. Шульмейстер А.П. О лексическом мастерстве Владимира Набокова//Текст: проблемы изучения и обучения. Алма-Ата, 1989.

105. Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6 т. Т. 2. М., 1964.

106. Ю.М.Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М., 1994.

107. Язык как творчество. М., 1996.

108. Якобсон Р. Избранные труды. М., 1985.

109. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. // Структурализм: «за» и «против». М., 1975.

110. Якобсон Р. Работы по поэтике: переводы. М., 1987.

111. Якобсон Р., Фант Г.М., Хале М. Введение в анализ речи. // Новое в лингвистике. М., 1962.

112. Ямпольский М. Демон и Лабиринт (Диаграммы, деформации, мимесис). М., 1996.

113. Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993.

114. Baron-Cohen S., John Harrison Е. Synaesthesia: Classic and Contemporary Reading. Cambridge, 1997.

115. Barthes R. Texte // Encyclopaedia universalis. P., 1973. Vol. 15.

116. Barton Johnson D. The Key to Nabokov's «Gift» // Canadian-American Slavic Studies. 16 № 2 (Summer 1982)

117. Boyd B. Nabokov's Ada: The Place of Consciousness. Michigan, 1985.

118. Connolly J. W. Nabokov's «Terra Incognita» and «Invitation to a Beheading»: The Struggle for Imaginative Freedom // Wiener Slawistischer Almanach. 1983. № 12.

119. Cytowic R.E. Synaesthesia: a Union of the Senses. N.Y., 1989.

120. Davydov S. «Тексты-матрешки» Владимира Набокова. Munchen, 1982.

121. Day S.A. A comparison of true-synesthete and pseudo-synesthete composers. // «Прометей» 2000 (о судьбе светомузыки: на рубеже веков). Материалы международной научно-практической конференции, 2-6 окт. 2000. Казань, 2000.

122. Glikman Е. Tonality and Gravity // Current Musicology. 1983.

123. Grossenbacher P., Lovelace C. Mechanisms of synesthesia: cognitive and physiological constraints. // Trends in Cognitive Sciences, Vol. 5, No.l, 2001.

124. Marks L. The Unity of Senses: Interrelations of Modalities. N. Y., 1978.

125. Moynahan J. F Russian Preface for Nabokov's «Beheading» // Novel.1967. № 1.

126. Nabokov V. Russian Beauty and Other Stories. New York, 1973.

127. Nabokov V. Strong Opinions. New York, 1973.

128. Naranjo M. Synesthesia in imaginary. // «Прометей» 2000 (о судьбе светомузыки: на рубеже веков). Материалы международной научно-практической конференции, 2-6 окт. 2000. Казань, 2000.

129. Rampton D. Vladimir Nabokov: A Critical Study of the Novels. Cambridge, 1984.

130. Rossica Olomucensia. XXXI. Olomous, 1993.

131. Shapiro G. Nabokov's Allusions: Devididness and Polysemy. // Russian Literature. Vol. XLIII, 1, April, 1998.

132. Stuart D. Nabokov: The Dimensions of Parody. Baton Rouge, 1978.