автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.06
диссертация на тему: Сингармонизм слога в казахском языке (эксперименально-фонетическое исследование)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Сингармонизм слога в казахском языке (эксперименально-фонетическое исследование)"
■ (
ЛКАДЕКЯЯ НАУК КАЗАХСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ЯЭЬКОЗНОДЯ (МАЬ&ПУРСЫНОВЯ
гапрйзахруштки
Ш 431342
НА2£И55 ЯАКСЬКЕПИ
СИНГАРМОНИЗМ СЛОГА В КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ
иссщдоздно
шшк - торкоог язши
8Ш2Л2 - ЯЗЫКИ НЯРОДОЗ СССР
АВТОРЕФЕРАТ
Яйсшпшмю соискяве у^еноя стешм ттат «одшдоодк налГ
4
АОДА-АТА - «92
Работа выполнена ъ Институте языкознания АН Каз.ССР ям. А.Байтурсынова
Научный руководитель - - доктор филологических наук
А.ДкунисОеков
Официальные ашовенгн- доктор филологических наук
А. Нурмагсшбагов
кандидат филологически наук, доцент Е.Абуов
Ведущее учреждение - Еосточно-Казахстанский государственный университет
Зажита состоится D_"_ 1992 г. в "_"час
на заседании специализированного совета Д.008.02.01 по защите докторских диссертаций при Институте языкознания им. А.Байтур-сцнове АН 1Саз.ССР.
С диссертацией макно ознакомиться в Центральной научной библиотеке АН Каз.ССР (ул.Шевченко, 28)
Отзывы на автореферат просим направлять по адресу: 480021, Алма-Ата, ул.Курыангазы, ¿9, Институт языкознания им.А.Байтурсынова АЛ Каз.ССР, Спепиализироэашшй совет.
Автореферат разослан "_" . __ 1932 г.
Ученый секретарь спегаалкзированного совета, доктор филологических наук
Е^ЗЖожкбвков
На сегсдняшниЯ день теорию спнгащоштзка ?.та.»но считать досцзточно разработанной, к исследователя о скнгарг.:онпзке имеют ясные представления. Определено его место в просодической системе языков мира, выявлены и описаны его функции в языке. Отмечена словооргавизукщая роль сингармонизма /Бо-дуэн де Куртеяэ, Радлов, Еубанов, Богородицкий/, дана интересная трактовка системы гласнкх и согласных в структуре тюркского слова /Баскаков/, отмечено просодическое значение сингармонизм в пределах односложного слова /Щербак/, начат системный анализ сингармонизма /Дхунпсбеков/. Сингармонизм привлек внимание и специалистов по общему языкознание, которые отмечай его фуИ£-!'ектальное лингвистическое значеннз /Реформатский, Касевич/. Результаты теоретического анализа сингармонизма долены служить.фонологической основой экспе-рпменталъко-^онетяческнх исследований. Руководствуясь теорией о взаимообусловленности гласных я согласных в сверх-сегмвжгных единицах (слово, слог) тюркских, в том числе в казахском, языков, № решили подвергнуть инструментально:,г/ анализу сингармонизм слога. В качестве объекта исследования нами неслучайно выбран слог: во-первых, казахе:'.!:;: язык является "слоговым", т.е. "Суь'ииыл г1л" /Ыубаков/, во-вторых, базовой лингвистической едгнггел, па которой реализуется сютарглонизм является слог, в-треты'_х, слог' - это на:■-меньшая произносительная еда-липа, в-четвертых, тюрке;::-.;! (казахский) корень, особенно однословный, насколько и; понимаем, является в настоящее врегля важной лингвистическое
г
проблемой /КайдарсвЛ ,
Все это определило наш интерес к слогу. Тем более слог в общелингвистическоа плана также является проблемой проблей: нет единого инашда о заягвистичасной сущности и физиологическом иехакизме образования слога,, как следствие этого до сех лор не определена фонологическая или фонетическая "иетка" границы слога. Б этом отношения тюркские (казахский) языке стоят особняком, т.е. гранжш тюркского слога веема носителями определяется однозначно /Дну-НЕсбеков/. Однако, благодаря чему существует такое единодушие, остается неясным.
О структуре (типах) казахского слога имеется немало работ, и она описана достаточно подробно..Мы же будем обращать внимание на качественную характеристику слога, обусловленную сикгарыонЕзисы,. т.е. на физиологический и акустическая аспекты образования однородного.тембра слога. Другими словами:нас интересует не теп слога (открытий, закрытый..., однофонемннй, дзухфоаеыЕыа...) и- не ассимилятивные модификации звуков в составе слога (оглуэение, озврнчшшв..), а его с5~ая артикуяяторяая, акустическая и перяептпвная сингармоническая характеристика.
Вопроса сингармонизма в последние годы привлекают к себе все большее внимание лингвистов, Теи на менее» при относительном обилии исследований в области просодии тюркского слова фонология сингармонизма и его фонетические характеристика остаются недостаточно разработанагаш в <лп»-
'санными. Достаточно сказать, что сингармонизм как просодическая единица казахского (тюркского) языка все еще признается не всеми фонетистами. Более того, существуют мнения о том, что сингармонизм дищ> исторический языковой реликт, да .имеющий функционального значения в языке. Ими яе утверждается, что он имеет второстепенную просодическую роль, к тому же нередко оспаривается его статус словесной просодии.
Однако в последние годы ряд ученых отмечают необходимость определения и описгния исконно тюркской словесной просодии - сингармонизма. Иначе, со их мнению, невозмоэдо выявление фонологических принципов сегментации казахской речи, а такяе самих сегментов. Безусловна, в казахской речи существуют фонологические и фонетические сингармонические модели сегментных и суперсегментных единиц, которые следует обнаружить и описать. Теоретическое и инструментальное изучение сингармонизма казахского слсга является неотъемлемой частью это 'А затдой общоязыковедческой проблемы,. Действительно, неразработанность учения о словесной просодии казахского языка не может не сказаться на теории письма, з результате на виду усугубляется противоречие мезду орфоэпической нормой речи и её отражением в графике и орфографии /Двунвсбеков/. Все изложенное определяет АКТУАЛЬНОСТЬ исследования сингармонизма слога в казахском языке.
Исторически сложившееся наличие гскоююЗ ? отвой ело- •• веснол сингармонической просодии делает сингармонизм слога
ОБЪЕКТОМ специального фонологического и фонетического после' дования. ;
ЦЕДШ исследования является: выявление фонологических основ и фонетической (артикулягорной и акустической) связи сингармозвуков в основе слога. Для достижений этой цели перед собой ставим следующие 31ДАЛИ: обзорно-критический анализ истории изучения сингармонизма (по традиционной терминологии "гармония гласных") ; исследование фонетической связи компонентов слога, дифференцированное описание сингармонической модификации групп согласных по способу и месту образования, а также по участив (отсутствию) голоса ; описание характера сингармонического взаимовлияния гласных и согласных.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования: предметом специального фонологического и фонет -ческаго анализа является сингармонизм на слоговом уровне ; выявлены собственно сингармонические аллафоны гласных и согласных; даны их артикуляторяые и акустические описания, определен характер взаимозависимости сингармонических темброЕ гласных и согласных ; сингармонически упорядоченная связь компонентов слога наглядно иллюстрирована.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы. Результаты исследования способствуют: роиению проблем, связанных с просодией слова ; определения и оплсгкия сингармонической интерференция ; выявлению типологических признаков 'казахского слога.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ исследования. Результаты исследования могут найти применение ; в курсах общего языкознания к казахских грамматиках; при постановке норм разговорной речи ; дослужат иллюстрацией в учебниках ; при преодолении сингармонической интерференции в казахской г русской аудиториях ; в деятельности дикторов и артистов.
МЕТОДЫ исследования: теоретический (фонологический) и инструментальный анализ.
АПРОБАЦИЯ работы. Основные положения диссертации изложены в докладах на второй (1983) и третьей (1988) Всесоюзных конференциях "Исследования звуковых систем языков аборигенов Сибири и сопредельных регионов" (Новосибирск) ; на Всесоюзной конференшш "Тюркская фонетшса-90" (Алма-Ата), на научно-технических конференциях профессорско-проподава-тельского состава Усть-Каменогорского строиталько-дсрогно— го института.
СТРУКТУРА диссертации. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложения.
В качестве ТРАШКРКПЩИ принята система знаков, предложенных журналом "Советская тюркология; Гласные: ф^щ ф],
Согласные: £[Ь], Ш ШЯ^МЯШШ],
Ш т! Ш "М Шф-Ч]. ф], : №]> Ф]. Ш
/
В качестве диакритических знакйв приняты: твердый негубной СЕНгармоничебкий таыбр - отсутствие диакритики,нал-риыер./^^;
мягкий негубной йййРйрмсшчаский тембр - наличие диакритики ыягкоети,, например,
твердый гуйной сингармонический тембр - наличие диакритики огубленности, например
мягкий губной сингармонический тембр - наличие диакритик мягкости и огубл&ннбеги,- например
Дикторао являяи'&ь носители литературного казахского языка (А.Аскаров, ¿.Кусейаоов,- а такие Е.Аскарова - диктор республиканского радио) с нбр^н'Ашм произношением.
Эксперименгальнофоаэтлчаскяе работы проведены в лаборатории экспериисшта#ад£й фонетики Института языкознания ш. А-БаЕтуреннозе Ш Квз.ССР.
Глава X. Слог и слогоделение (обшелиягвистические и тюркологические вопросы). Общепризнано, что слог - это наименьшая произносительная единица, которая "как некое единство с гласным в качестве ядра представляет известную реальность для говорящих" /Зивдер/. Этим подчеркивается, что в произносительном плане звуки, входящие в состав слога, составляют единое целое,- Лзвестны различные теории слога: экспираторная, которая считает слог одним выдыхательным
толчком ; сонорная, согласно которой- слог образуется в результате сочетания звуков, различающиеся по степени звучности ; и, наконец, теория мускульного напряжения, согласно которой слог произносится одним импульсом мускульного напряжения. Все эти теории широзо распространены в современной лингвистике.
Поскольку слог произносительная единица, то и звуки, входящие в один слог,- артикулируются единый,- взаимосвязанным движением органов речи. Такая обусловленность произнесения слога, безусловно, отражается на его фонетической характеристике. Это значит, что "произносительная общность звуков, их особенно тесная связь между собой, отражается и на и: акустических характеристиках: ведь если звуки связаны между собой, то артикуляция какого из них влияет и на артикуляцию соседнего, а это привода* и к изменениям з звучании" /Еондарко/. Более того, "тот или иеой способ произнесения согласного в. разных языках определяется резными фонетическими факторами. Гак, в русском язнка это будет место ударения" /Зивдер/. Зэднмо, нз случайно слет:а-листа ствзят вопрос об определении слога применительно :; артнкуляторным особенностям конкретного языка /Потапоз/.
Это говорит о том, что з казахском, как сзкгзрмога-ческом, языке основной акустической уарсктарискскоЛ ь-'-/-пает сингармонический тембр. Как кззестно, в тюркских ящиках однородное созвучие чвузй», составляющих слог, достг-
гается путем коартнкулящи по передеерядности или заднеряд-ностп. Таким образом, определяющим фактором казахского слога является тембр, который соответственным образом отражается на фэркантяой: структуре сочетания звуков /Дяушюбеков/.
Слог как реальный факт языка привлекал внимание казахских исследователей с первых шагов казахского языкознания. Так, например, А.Байтурсынов строил свою фонетику казахского языка следующим образом: текст предложение г—слово -»-слог—*-звук (рис. I).
¡■la:-: а;:дг.м, А.Байтурсынов четко проводит гранили Между уровнями языка, пр;: этом, что очень вакно, исследовательский анализ идет от текста к звуку, а не наоборот. Это ваяно пото.'.гу, что, дачав анализ с текста через предложение, слово, слог мсшю найти ж описать реальные звуки казахского языка. Другими словами "такая направленность анализа долина соблюдаться в исследовательских работах. Ыы предлагаем пр где prj'í а г ься определенной последовательности язуче- ' ник единиц звукового строя сингармонических языков, которую назвали сингармоническим а' - у.л звукового строя языка" /¿1уннсбехов/. Предложенный Д.Байтурснновнм исход анализа позволяет все время иметь дело с конкретными языковыми езпнппама: от конкретной речи (текста) к конкретному ЗЕуку (сг.агарлоаляо^ону гласных и согласных). Если ке провести анализ наоборот: от звука к более крупным языковым едпну.цам, то :-:е:'.збе"ло столкнемся с абстрактным звуком,ко-
Рис. I
"■ор;:« отражает ш один с™нгармоа;но^он гласных или согласных казахского язнка.
Все ведущие тюркологи неиреаохшо обращали внимание на одно из валных яэлензй в тюркских языках. Это так называе-'„•_ая "гармония гласных". З^чеу. исследователи не только за-с:т.одовали гармонию гласных как Диетическое явление, но и ставил;', пэльш сво;-х исследоганий раскрыть её функции, т.е. заглядывали в (¿онологгчеокую структуру сингармонизма /'Рад.чоЕ; ЬогоэодпцхпЯ, Коконов, Баскаков, Щербак, Кенесбаев г. др./.
Первое наиболее полное описание (¿онетскн казахского языка находим у X.К.Губанова. Он пикет, что катдый звук казахского языка ;.~еег твэрдкл и мягкий варианты, каждый из которых соответствует отдельному звуку. При этом, как показывают приведенные т примеры гига ,ор-ото касается как гласных, так и согласных. Данное высказывание ученого имеет важное значение для анализа звукового строя казахского язшха, ибо затрагивает фундаментальную основу тюркской фонологии.
Как видно, ухге в тридцатых годах была оптимально описана -фонология сикгарцон^зма: звуки (ни гласные, на согласнее) са^х по себе в отдельности не ¿»гут быть ни тверды, л, ни иллззс., т.е. палатальный сикгарнонмзы - качество Есгго слога.
Достаточно убедительным является то, что, "утратив яг>-Еро -онзтичесг^а обусловленность , -гармония гласных не
'только на исчезла, но в некоторых отношениях дзко распшри-лась и стала более последовательной. Это связано со специфической функциональной нагрузкой, которую приобрела гармония в условиях строя тюркских языков" Дусаянов/.
Вопросы слога привлекают внимание всех языковедов,ибо слог является многоаспектной единицей языка /Кайдаров, Ка-жпбексв/'. Так, например, структура корня до сих пор остается камнем преткновения в тюркологии, хотя специфика строения тюркского слова показывает, что решение многих вопросов грамматики нузшо начинать именно на уровне коноетлла-бов Дажибеков/.
Таким образом, слог и сингармонизм в тюркских языках оказываются взаимосвязанными лингвистическими единицами ; если сингармонизм-это - основа основ тюркской фонологии, то слог-основная едошта, на которой реализуется сингармонизм. Следовательно, лабиальный сингармонизм должен признаваться как реальный факт фонетики казахского языка.
В казахском языке нами обнаружен специфический фснетл-чес::и1 фактор слогоделения: сяльноначальное и спльноконеч-ное сингармоническое прпшжааие согласного к гласному ядру. Сдась имеется ввиду не артккуляторкая реализапия напряженности. а степень соблюдения сингаркоартякуляши в течение гвучан'дя звука. Например, в однословных слогах /гарруаг]^ согласные прпшхаэтг к гласному ядру, как видш из диакритики, соответственно сетгармотелбру слога. Цокяо бе-
Х2
зсггибочпо определить, поскольку слова однословные, что начальные согласные еяльноконечные, а конечные - сияьноначаль-ные. Однако в словах ^ор^^о^о^^сро^'се.о] с той же структуро); начальных звуков слогоделение происходит следую-щнм об раз о:.; -(^О-в [~дсО -<?0_/ . Ибо согласный р£г] в первом случае произносится уз:е как огубленный , а
во—втором - как погубленный [б] . Такая лее устойчивая фо-кетгческая закономерность сохраняется и в случаях двухвер-
пишюсте соглссного.
Следовательно, кохно предположить, что сингармоническая "принадле-хность" согласного является тем "цементом", который обеспечивает иеделллость слога и обеспечивает слогоделение.
¿стественно, слог и слогоделение вопросы взаимосвязанные, следовательно, инструментальный анализ казахского слога дает определенный ответ на более широкий круг проблем.
Глава Я. С;:нгат>::о.|гезг-; ОЕиоало?.тгх слов. Слогообразующая роль гласных признака всеми исследователями. В этом смысле гласный звук, безусловно, является ядром слога. Однако сингармонический анализ казахских слов показал, что фонологичес-г.п гласные и согласные являются равнозавнеилыми гнезду собо!: компонентами казахского слога. Следовательно, при лингвистическом анализе фактов казахского языка необходимо Судет четко различать фонетическую фонодогичоскуи суть звуковых явлении. ¿руггми еловый:, слогообразование яьляется прэпаао-сптсльно:' категорией, а слогсорга;»::згш-1 - ф-ункглюнгдьно.; /«■¿у.чисбеков/. В порвем случае гласные выступают как вел^ДИ^
элемент слога, ЕО-т»тором - ?есъ слог рнотупаэт как акустический коррелят сингармонического тембра.
Как известно, переход от согласного к гласному и наоборот характеризуется заметным изменением акустической картины (осциллограмм, спектрограмм). При этом каждый тип звука (по участи» голоса, по месту или способу образования, длительности, интенсивности) имеет специфическую формантную структуру на переходном участке. Тем на менее, .все эти модификация подчинены определенной закономерности, так как являются ресул2>-татом конкретных артпкуляторных дзимений. Артпкуляторная база конкретного языка зависит от его фонологической системы, т.е. от используемых в этой системе дифференциальных признаков. Отсюда и появление непременных трудностей при произнодз-нии слоговых и словесных сегментов чузеого языка с отличной фонологической системой. Не следует, конечно, забывать обз;е-фонетические артикуляторные и акустические характеристики речи. Затла лингвистически правильная дифференциация специфических: артикуляторяо-акусткческнх признаков конкрэтногэ языка от облефонетнческих. Специфические черты эртпеуляторно? базы . ярче проявляется в связанной речи, чем при
произношении гзояирозакигх звуков. Следовательно, слог является той единицей, з которой могло непосредственно наблюдать артг.куляторные связи ил: перехода звукпмп.
Для казахского языка, ке:-: у?.з па раз говорилось, таи суща сингармоническая последовательность артглггля?орних даре- ■ ходов от предыдущего звука к лсследуздему.
Непрерывность произнесения сочетания звуков в речи приводит к тесному взаимовлиянии соседних звуков. Лингвисты этим и объясняют го многообразие звуковых модификаций, кото-^ рае встречаются в языке* Непрерывность артикуляции во время произнесения слога-один ев важных аспектов этой проблем.
Например, в слогах "пар" и "лат" глухой губно-губной сьшчннй п Ур/ имеет довольно длительный придыхательный взргй, который длится 20-30 ме. Такая длительность придыхательного взрыва позволяет обнаружить упорядоченную форшантную картину при переходе к гласному. Гласный /а/ имеет следующую форшнт-куй структуру: ,72 = 700-750 1ц, ?2 = В50-950 Гц. Четко обна-рукквается усиление на тех же частотах при придыхательном взрыве согласного. Нижняя часть усиленных частот более интенсивна. В высоких частотах наблюдаются незначительные шумовые составляющее.
Визуальное наблюдение за движением губ показало, что губи слабо яапрякекЕ, контакт губ полный, но слабый. Во вра-кя смнчки язык уне занимает положение, необходимое для произ-несокгя глеснбго. Это видно из спектрограмм. Во время придав х&телъного взрыве Рблбсозие связки спокойны, об этом свиде-тельстгует отсутствие основного гона. Тем не менее, во врекя репного рагг.икангя согласного появляется усиления частот на урот-."о £орк£нт гласного в виде шумовых составляющих.
БсУбе? вопрос, куда ке отнести придыхательный взрыв. А это - принципиальная вопрос, ибо только по его ферментной характеристике можно будет определить сингармоническую при-
надлежносгь соглаоного. Придыхательный взрыв действительно имеет формантнув структуру, аналогичную фориантяоЗ картине гласного, однако отсутствует основной гон. Учитывая этот факт, а также наличие шудавнх составлявших,- которые отсутствуют на гласном, мн редняи отнести к согласному.
Формантная картина перехода от согласного к гласному имеет скачкообразную форму,- что-' свидетельствует о тесном мускульном контакта мёаду ними»
Далее, в слогах ,.Рглухой губно-губноа ¿¡гычный также плеет долгий придыхательный взрыв. На уровне второй форманта fttaóHoío видш усиления,- а такяе шумовые бботавлявщив в области 4000-6000 Гц.- Верхняя часть усиленных областей часто* более интенсивна.
Визуальное наблюдение за движением губ показало,- tío губы напрялопя, контакт губ полный и сильный.
Формантная картина парохода от согласного к гласному имей г скачкообразную фоpsiy, что сзтдэтельотвуэт о т'есвсм .»мускульной контакте меяду яшл.
-Итак, кск показывает арииулиторно-акусгаческяй анализ, кадашй слог имеет свою эдантп сингармоническую характеристику.
Твердый слог: ка артгмуюгторнш уровне - слабонзпря-яенная смычка, слабый контакт у согласного й равновыдзрззк-кое заднее по латание языка у гласного; на акустическом уровне - широкие, сильные в нижней часта, полосы усиления формант у согласного и компактное располохеняе фориаят у
гласного. ,
Мягкий слог: на артикуляторном уровне - напряженная смычка, сильный контакт у согласного, а такие равновыдер-ханное переднее положение языка у гласного; на акустическом уровне - узкие, сильные в верхней частя, полосы усиления формант у согласного и диффузное расположение формант у гласного.
Таким образок, твердый и мягкий, губно* и негубной сингармонические слоги имеют артикуляторные и акустические различительные признаки. Эти признаки связаны с син-гарможческтми коартнкуляционными модификациями компонентов сгога.
Аналогичные сингармонические артикуляторко-акустичес-кие характеристики имеют и слоги 1С.
Сингармонические коартисуляциошше связи в слоге отражаются к на способе образования (сшчность, щели:-щость, аффр;щпрованность), и на участии голоса' (звонкость, глухость, сояорность), к на месте образования (передний, центральный, заднсЯ).
Слоги типа СГС с одним к тем же согласным иксат "симметричную" спектральную картину.
Оказалось, артгкуляторные и акустические (спектральные) характеристики слога поддаются четкой сингармонической фонологической интерпретации. Это говорит о тгта, =та> "фонетическое разпг т.\р возможно л при отсутствии Фонологи«» ческого противопоставления, ко фонологическое продишиасг-
тавление возможно только при наличии фонетического различия" /Звдер/.
Глава Ш. Сингармонизм слога в двусложных словах. Экспериментальный материал составлен такш образом, чтобы к слогам СГС, которые были подвергнуты инструментальному анализу и описаны, прибавлялись слоги с аналогичным и прот;зополоя-ным сингармоническим тембром. В результате образовались слова с новой структурой слогов
Это сделано с той палью, чтобы выявить и описать сингармоническую характеристику согласного на стыке слогов. Так, например, согласный, который находится в пололенки после гласного (т.е. в конпе) в составе односложного слова, в составе двуслойного слова оказывается в полодшнеп перед гласным второго слога. Следоватепько, сравнивая спектральную характеристику одного и того зг.з согласного з интервокально:! поз::-яин в составе однотембраяьного (твердого или мягкого) рсз-нотембрального (губко-негубного или негубно-губного) двухслойных слов, мояно будет обнаружить фонетически его сг.агар-монвчоекув принадлежность к тому или другому слогу. Друхткя словами, если погубленная артикуляция^?/ в состава ... однословного слова ^СрГ^О^У показывает, ч~о он
примыкает к.предыду^йлу гласному, то уке огубленная арти-
КОр^+О^о-ро
куляция р[&а1 в составе двусложной^ слова £ор^/^О^'^У показывает, что он примыкает к да^леднему слогу. Точно так кв, если огубленная артисуляцЕй^/гз7 в составе односложного °Рнаказывает, что он примыкает к предыдущему гласному., то неогубленная артикуляция в составе двусложного слова ¿{¿рхэР^О2о/ показывает, что он примыкает к исследующему слогу. Соответствующим образом меняется спектральная картина согласного • В составе ^орС^оё] он имеет высокие составляющие, а в составе ¿¡ору//^ оСоо^ высокие составляющие отсутствуют и форманты резко сменены вниз. Наоборот, в состав & отсутствуют высокие составляющие и усилены низкие частоты,• в составе присутствуют высокие составляющие и усилены более широкие диапазоны частот.
Такта образом,] и [£"3 имеют легко различимые артгкулягорные к акустические характеристики. Аналогичным образом различаются между собой губные и негуб.тае сингармонические варианты всех без исключения' согласных казахского языка.
Сложно да и невозможно составить экспериментальный материал смешанных слогов по твердоста-иягкостг и мягкости-твердости, ибо такие структуры отсутствуют в общевдродг ной произносительной норме, если они и встречаются (крайне редко), то это результат орфографических изъянов.
Думаем, что .такой артихуляторно-акустический анализ соболе? р.ыявлсииа критерия устаковлзпГл границы слогов.
1.9
способов дальнейшего членения слога на его составляющие с последующим описанием их артикуляторно-акустических характеристик, Ибо, несложность установления слогораздела в казахском языка-следствие строгой организованности какдого слога соответственно одному из четырех сингармонических тембров /Джуяисбексв/.
Сингармоническая обусловленность слогоделения з раз-нотембршсьных словах даст ключ к пониманию слогоделения в однотембральннх словах. Например:
яо-ру^уо- в'с/йТ/, Ароуоу/р'о-г'шу' о - гоу} %о-роГ<2'о- вау
Сингармонический и инструментальный анализы показывают, что слогообразование и слогоделение в казахском языке имеют конкретную фонетическую и фонологическую основы.
В 2АКИ1ЧЕШИ изложены основные выводы исследования.
В ПРКС2ЕКИЛ-дал материал в сзягармотралскришпга.
Основные положения диссертация опубликованы з сяедук-1ДПХ работах ;
1. К вопросу о слоговом строения казахского языка. //Фонетика сибирских языков (сборник научных трудов). ¡'тд-во "Наука". Новосибирск. 19Б5.
2. Проблемы фонетической типологии на материале казахского и русского языкоз. //Языксв&ч политика в Казахстане и пути еа реализации. йзд-во "ГилыгГ. Алт-А.та. 1590.
3. Сравнительный анализ гласных звуков казахского'и русского языкоз. //Тзрнская ¿окотпка-ЭЗ./. 11зд-во Тхтш". Алма-Ата. 1320.
4, Сингармонизм у^!Десггг1-к;азак сезгшн бгрегей белг^. Актуальные проблемы преподавания казахского языка и литературы в учебных заведениях с русским языков обучения. Кзыл-Орда. ¿930. -
5. Методические разработки по организации занятий по русскому языку в условиях взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности. Усть-Каменогорск. 19В9.