автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.05
диссертация на тему:
Синтаксический параллелизм как фигура экспрессивного синтаксиса (на материале современной французской литературы)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Новикова, Татьяна Вадимовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.05
Автореферат по филологии на тему 'Синтаксический параллелизм как фигура экспрессивного синтаксиса (на материале современной французской литературы)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Синтаксический параллелизм как фигура экспрессивного синтаксиса (на материале современной французской литературы)"

МОСКОВСКИЙ ордена ЛЕНИНА, ордена ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ и ордена ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА

Филологический факультет

На правах рукописи

НОВИКОВА Татьяна Вадимовна

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ КАК ФИГУРА ЭКСПРЕССИВНОГО СИНТАКСИСА

(на материале современной французской литературы) Специальность 10. 02. 05. — романские языки

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва — 1992

Работа выполнена на кафедре французского языка факультета иностранных языков Смоленского государственного педагогического института имени К.Маркса

Научный руководитель I

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Э.М.Береговская

доктор филологических наук, профессор В.Г.Гак кандидат филологических наук, доцент Ш.С.Комова

Еедущая организация:

Институт языкознания РАН

Защита состоится". А • ¿/¿¿ну __ 1592 г. на заседании специализированного совета fl-053.05.15 при Московском государственном университете имени И.В.Ломоносова

Адрес; 119099, Москва В-234, Ленинсхие горы, КГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

-/У-«

Автореферат разослан " / / ' /V ..И 1992 г

Ученый секретарь

Проблекы экспрессивного синтаксиса привлекают все большее внимание исследователей, 8 последние годы появился целый ряд посвященных им капитальных трудов Г.Н.Акимовой, О.А.Александровой, Э.М.Берегоаской, Т.Н.Сильная, А.П.Сково-родникова, Г.Я.Солганика и др. Выбор синтаксического параллелизма в художественном тексте 8 кач^ст^с иоъектг изучения обусловлен своеобразием этой фигуры синтаксиса равновесия, его широкой сочетаемость» с другими стилистическими средствами, его многоликостыо и полифункциокальностыс. Несмотря на имеющиеся уже глубокие исследования онтологических и лин!— вистических основ синтаксического параллелизма, в его природе и функционировании остаётся много неизученного.

Синтаксический параллелизм, представляющий со&ой системное явление, известен как одна из важнейших фигур со вре-кен античной риторики. История изучения синтаксического параллелизма свидетельствует о множественности подходов и принципов его рассмотрения.Кожко считать установленным, что синтаксичесхий параллелизм является системно-структурным

единством • состоящим как минимум из двух компонентов, кото*

рые характеризуется синтаксической тождественностью и логико-смысловой общностью, что симметрия лежит в основе синтаксической организации его компонентов, которым свойственны неаддитивныа отношения части и целого.

Определенный вклад в изучение природы синтаксического параллелизма и его функционирования внесли разноплановые исследования, проводившиеся на различном языковом материале в различных функциональных стилях Сем. работы Г.Н.Черваковой, Р.В.Скляренко, П.А.Пулткка, где синтаксический параллелизм рассматривается с точки зрения актуального членения, анализируется особенности его структуры и функции, определяются его разновидности). Однако сочетаемость синтаксического па-

раллелизма с другими фигурами экспрессивного синтаксиса в этих работах только констатировалась» но специально не обследовалась .Ене пределов исследовательских интересов оставалась также функционально-стилистическая характеристика синтаксического параллелизма в индивидуальном стиле.

Представляется целесообразным подвергнуть эти важные аспекты реализации синтаксического параллелизма детальному изучению.Это позволит существенно дополнить представление об одном из основных приемов экспрессивного синтаксиса.

Основная цель исследования - определить место и роль синтаксического параллелизма о сочетаниях с другими явлениями экспрессивного синтаксиса э прозе и поэзии, в индивидуальных стилях и установить особенности его участия в создании принципов выдвижения.

В задачи игсдрппяяиич входило: уточнение психолингвистической природы синтаксического параллелизма;

- выявление частотных и раритетных мор<ро-синтаксичес1сих моделей в микро-.и макроконтексте: _ ■ *"

- определение соотношения "чистого" синтаксического параллелизма и его сочетаний с другими фигурами, выяснение факторов, определявших возможность таких сочетаний;

- установление его роли в различных принципах выдвижения;

- анализ места и функций синтаксического параллелизма в художественной литературе Спрозе и поэзииЛ

- выявление особенностей синтаксического параллелизма в индивидуальных стилях Рэмона (Сено и Хяля Сюп^рвьеля.

Исходя из вышеизложенного, можно следующим образок охарактеризовать основные свойства этой работы:

Актуальность изучения синтаксического параллелизма подкрепляется повышением интереса к формирующейся на слиянии ряда отраслей лингвистики нсзой риторики.

Новизна,работы заключается в том, что впервые синтаксический параллелизм рассматривается не как отдельный структурный феномен - средство эмоционального усиления и логического выделения, а во всех его экспрессивно-синтаксических валентностях и в разных функционально-контекстуальных условиях .

Теоретическое значение проведенного исследования заключается в дальнейшей разработке проблем экспрессивного синтаксиса , в частности, сложнсорганизованных принципов выдвижения .

Практическая ценность работы состоит в том, что полученные данные могут быть использованы при чтении курса стилистики, на практических занятиях по стилистике, аналитическому чтению, на семинарах по спецкурсам интерпретации текста, теории и практики перевода.

Достоверность полученных в ходе исследования результатов подтверждается значительные объемом изученного материала. Материалам для исследования послужили более 5000 случаев синтаксического параллелизма в «икро- и макроконтексте французской художественной литературы (прозы и поэзии ) XX века.

йля решения поставленных задач использовались следующие

*

методыI

сопоставительный для выявления роли и места синтаксического параллелизма и его сочетаний в микро- и макроконтексте, в прозе и в поэзии, в индивидуальных стилях;

_ метод симптоматической статистики для выявление частотных

и раритетных морфо-синтаксичесхих моделей синтаксического параллелизма в микро- и макроконтексте.Исследуемый материал обрабатывался на персональном компьютере IBM XT по программе управления базами данных FOX BABE, предназначенной для обработки больших информационных массивов;

- метод дистрибуционно-компонентного анализа морфо-синтак-сических структур синтаксического параллелизма для определения иерархических отношений в звеньях фигуры.

Цели и задачи настоящего исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глаз, заключения, приложения и библиографии, включающей 179 работ.

Во Звед&ьцщ. обосновывается выбор темы диссертации .определяются цели, задачи и структура работы, описываются методология и материал исследования. Рассматриваются проблемы

экспрессивности и Симметрии применительно к художественной 1)

речи.Уточняются типы симметрии, лежащие в основе фигуры синтаксического параллелизма. Обосновывается применение принципа симметрии/асимметрии при классификации фигур экспрессивного синтаксиса. - ♦ """

Первая _глава_ иит а ксич ее к uü п а лл ел из м_ д_ с лаяшоа^га-низованных _ngumjunax _вы£в_шкения» посвящается рассмотрению

I)

О симметрии применительно к речи вообще и-художественной речи а частности см.: Якобсон P.O. Поэзия грамматики и грамматика поэзии// Семиотика. И.: Радуга,1983 J Падучева Е.В. Семантика синтаксиса. М., 1974 ; Гак В.Г. Об использовании идеи симметрии в языке// Лексическая и грамматическая семантика романских языков. Калинин, 1980 ; Береговокая 3-Й. Экспрессивный синтаксис. Смоленск, 1934.

- б -

психолингвистической и иор<ро-сцнтаксической природы синтаксического параллелизма, его сочетаемости с другими явлениями экспрессивного синтаксиса ц <?ункционирсвания в слсжнооргани-зованных принципах выдвижения.

Анализируя различные проявления параллелизма. исследователи так или иначе пытались ответите на вопрос о его г.си-холингвистической основе. Можно выделить три группы взглядов, которые сводятся к признанию псинолингвистической основой синтаксического параллелизма 1) психологического па-

£

раллелизма! 2) осцилляции; 3} импульсной природы повтора.

Проанализировав модели порождения и восприятия речевого высказывания, разработанные в трудах Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, A.A. Залевской, Е.С. Еубряковой, В.П. Белянина, Т.А.ван Дейка и В.Б.Касегича, ны убедились в том, что психологический параллелизм, осцилляция и импульсная природа повтора как факторы, стимулирующие возникновение синтаксического параллелизма, не исключает друг друга. Они объясняют явление синтаксического параллелизм® с разных сторон процесса коммуникации.Психологический параллелизм вызывает синтакси-

4

ческий. параллелизм в процессе порождения рече-

-

см. Беселоэский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля//Историческая поэтика. Л.»1940.; из новых исследований см. Мальцев Б.А. Параллелизм, его взаимосвязь с повтором и роль в организации ху-дозкественного текста// Романское и германское языкознание. Минск, 1976; Пуленко И.А. Экспрессивность синтаксиса публичных речей С синтаксический параллелизм и порядок слов в подготовленных выступлениях деятелей <?1СПЗ: Авторер. дисс. ...

вого акта.Осцилляция и импульсная природа повтора - характерные явления другого полюса коммуникации.Они действуют в процессе восприятия параллелизма.

Цикличность процесса конструктивной интерпретации вы-

Ъ)

сказывания в кратковременной памяти также способствует восприятию синтаксического параллелизма.

Психологический параллелизм не всегла сопровождается синтаксическим параллелизмом Скоторый А.Н.Веселовский называет формальным параллелизмом"). Но а основе синтаксического параллелизма всегда лежит психологический параллелизм.*Авторский* психологический параллелизм, возникающий при порождении речевого акта, становится достоянием читаюоего/слуоаю-шего при установлении им психологической связи между звеньями ¡ригуры.Принцип психологического параллелизма лежит в основе ряда фигур синтаксиса равновесия Сповторов, градации, антитезы, полисиндгтона и асиндетона, хиазма3. Синтаксический параллелизм манифестирует его наиболее ярко как синтаксическая фигура, реализующая формулы двучленного и многочленного психологического параллели^иат

3 результате проведенного исследования представляется возможным уточнить синтаксические условия возникновения синтаксического параллелизма зависимость синтаксического и

морфологического параллелизма, синтаксическое строение па_

канд. филол. наук. Минск. 1983.; Чераакоаа Г.Н.Синтаксический параллелизм а языке неяецксй художественной публицистики! Авторе^. дисс. ... канд. (рилол. наук. И., 1°*77.

^см.Дейк ван Т.А. Язык.Познание.Коммуникация.М.¡Прогресс , 19ВЭ.

- в -

раллельных конструкций в простых предложениях, частотность синтаксического параллелизма в различных типах сложных предложений , еыяаить частотные* и раритетные морфологические модели фигуры, главные элементы или группы элементов, строящие его в различных контекстуальных условиях.

Синтаксический параллелизм может сопровождаться или не сопровождаться морфологическим параллелизмом корней и аффиксов (чаще - суфгриксоа) . Всшду, где есть синтаксический, есть и морфологический параллелизм, ко не наоборот.При частичном морфологической параллелизме возможен полный синтаксический параллелизм.

В простом предложении микроконтекста выявленные ранее условия реализации синтаксического параллелизма довольно часто нарушаются , т.к.компоненты одного иэ параллельных рядов могут располагаться в обратном порядке, создавая обратный Схиастический) синтаксический параллелизм.

В простом предложении наиболее распространен параллелизм однородных членов предложения, а затем подлежащего и именной части сказуемого, выраженных именем существительным, прямого и косвенного дополнений. Главным элементом морфологических моделей,- строящим синтаксический параллелизм в~простом предложении, является имя существительное.

В сложном предложении параллелизм главных частей предложений или группы сказуемых возможен при повторе глаголов-сказуемых , а также если они принадлежат одному и тому же семантическому классу, являются синонимами или антонимами.

Морфологические надели синтаксического параллелизма микроканте ксгта являются базовыми и для макроконтекста.

В сложном предложении микроконтекста и в макроконтексте

звеном , строящим фигуру, является глагол-схаэуеяое, а точнее, группа местоимение-подлежащее или существительное-подлежащее и глагол-сказуемое.Расширение/сужение моделей происходит за счет неравномерного заполнения валентностей глагола, детерминации существительных, добавления или изъятия дополнений, обстоятельств и т.д. . В макроконтексте наиболее распространи гнные надели пр&дстазляют собой частичный параллелизм, а раритетные - полный.

На всех контекстуальных уровнях выявлено множество раритетных морфологических моделей, которые характеризуются многокомпанентностыа Сот четырех и более элементов) в составе звена синтаксического параллелизма.

Роль синтаксического параллелизма в создании различных принципов выдвижения ранее не конкретизировалась. Собранный и проанализированный нами материал дайт возмажь -ТЬ установить , в каких контекстуальных условиях и в каких структурных формах эта фигура отличается наибольшей сачетаекастыо с другими выразительными средствами, участвует в создании принципов выдвижения, а также установить.иерархии этих форм и определить роль синтаксического параллелизма а создании эффекта обманутого ожидания.

Сочетания синтаксического параллелизма о разными фигурами представляют собой блоки стилистических приемов, которые в стилистике декодирования соответствуют принципам выдвижения Св смысле Н .Риф(раТера). Синтаксический параллелизм реализуется либо в сцеплении, либо в конвергенции.

В сцеплениях на основе контактных структур "чистого" синтаксического параллелизма какроконтекста может ярко про-

являться психологический параллелизм как его основа. Мир человека и мир природы , проходящий сквозь призму его восприятия, сопоставляются, взаимообогащаются.Например!

Sur le boulevard noir de la pluie étalée, sous le ciel desétoile, boueux de nuages, ils se trouvèrent, seuls. XI faisait froid. XI faisait humide. Le phare tournant tournait. Vent et mer continuaient a se rompre. Lehameau et Miss Weeds s^arrêtèrent pour déchiffrer l'horizon. СR.Queneau>

Параллелизм пронизывает весь этот отрывок.В первом предложении частично параллельные модели семантически противопоставлены С sur - sous) .Ограничивая пространство - точку, они подчеркивают одиночество людей в нем. Два следующие предложения также параллельны и начинаются с анафор СII faisait) .Они характеризуют ощущения людей , для которых одинаково неприветливы и земля, и не&о. Синтаксический параллелизм двух последних предложений нарушается в самом конце фраз <ее rompre,déchiffrer l'horizon) .Во всем остальном мор-ФО-синтаксическая модель второй фразы полностью идентична первой. Однородные подлежащие С vent, et mer, Lehameau et Kiss WeedsJ. в сходных позициях приводят к их сопоставлению.Отсутствие артиклей у'vent* и «mer", как у имен собственных, их родовое соответствие Си - fî'm - f> усиливают у читателя впечатление, что душевное состояние людей созвучно состоянию природы.

Дистрибуция сочетаний синтаксического параллелизма с фигурами равновесия разнится в микро- и макроконтексте. Если на уровне простого предложения наиболее продуктивны модели, связанные с существительным, его детерминативами и предлогами, то на уровне сложного предложения и макроконтекста на

первый план выдвигаются местоимение-под лежащее, глагол-сказуемое и существительное-подлежащее или дополнение , выполняющие функцию повторной номинации. В целом это отражает изменение частотности соответствующих мор<ро-синтаксических моделей в зависимости от контекстуального уровня.

Сочетаемость синтаксического параллелизма с другими фигурами определяется рядом лингвистических и зкстралингвисти-ческих факторов I 1> психологическим параллелизмом ; 25 различными вилами симметрии, лежащими а его основе I 3) способностью занимать разнообразные позиции .в контексте; многообразием морфо-синтаксических моделей.

Синтаксический параллелизм сочетается практически со всеми стилистическими приемами всех языковых уровней. Фигура

синтаксического параллелизма обладает о этом плане известной

»

универсальностью.

Частотность сочетаний синта ксического параллелизма с другими фигурами экспрессивного синтаксиса зависит от а) частотности саких этих «ригур и 6Э строгости дополни тельных семантических и/или структурных требований для их актуализации .Наиболее распространенными являются сочетания с простым лексическим позтсром и анафорой, а наименее частотными - с эпифорог^ и антитезой, так -как последние две фигуры предъявляют особые требования к организации синтаксического параллелизма .

Синтаксический параллелизм создает не только относительно простые двухэлементная Снаиболее распространенные5 конвергенции, но и сложнсорганизованные многаэл»менткые конвергенции. В слсжносрганизованных конвергенциях синтаксический параллелизм примерно одинаково часто участвует в микро-

и макроконтексте.Независимо от уровня контекста наиболее распространены тре?хэле?нентнъв=> конвергенции. Самыми раритетными являются хиастические конвергенции из-за особых требований для их образования.

Синтаксический параллелизм с фигурами расподобления чаще создает сложноорганизовакнке конвергенции о сложном предложении и в макроконтексте. Обычно это трехэлементные одно-двухуровневые конвергенции. Сочетание симметрии и асимметрии значительна повышает экспрессивность принципов выдвижения.

Конвергенции, построенные при участии только фигур экспрессивного синтаксиса, вслед за И.В.Арнольд мы относим к .синтаксическим, а с участием тропов и других стилистических приемов - к конвергенция» смешанного типа. Конвергенции на основе синтаксического параллелизма необыкновенно разнообразны. Значительную часть четырехэлементных конвергенций составляет ¡многоуровневые конвергенции смешанного типа.Например:

Tout ее transforme en devoir,

On m'y Js-frbe ou Je t\fy colle. • С H. Jacob)

è

Кфрфо-еинтаксичесхий параллелизм второго стиха частично нарушен. Это нарушение полностью компенсируется графическим, ритмическим и фонетическим тсйсд-эством С nie - me 3 . Расположение ззукае относительно с;»и С ссвза ) зеркально симметрич-. кез : i-ascMus С о-у-е / е-у-о-) и согласные Crn-j / J-m ). Твашм. образом, этот стих представляет собой сложноорганизо-Еаикуа когаааргвнцик), окатывающую фонологический, морфо-син-TSitcaiHscscuCi и лексический уровни. Из-за четкого ритма, соз-дазаЕмого адноелдзкными словами, стих напоминает детскую считалку или поговорку, что не сочетается с меланхолией и даже трагизмом, пронизывающим все стцхотсс^Егние. и в результате

такого диссонанса впечатление усиливается.

В сцеплении и конвергенции синтаксический параллелизм является основным строительным материалом. Несомненна его каркасная» организующая роль при образовании структурной основы сложноорганизованных принципов выдвижения.

Синтаксический параллелизм способствует возникновению эффекта -обманутого ожидания. Не входя в него непосредственно, синтаксический параллелизм организует, подготавливает такой эффект, заметно усиливает его воздействие.

Во__ второй _г-лаве_ "Фу н к ии ональ но - с_т цл истин е_ск ая _хар а_к те -

р_истика_ си н та кричд£кого_ парая л ели з ма в_ художественном _те_кс_-

выясняются место и роль этой фигуры э различных контекстуальных условиях прозы и поэзии. При этом основополагающими являлись для нас идеи о принципа* построения и функционирования художественного текста, о поэтике грамматики, изложенные в работах P.O.Якобсона, И.В.Жирмунского, И.М.Лотмана, 13. С. Степанова.

У синтаксического параллелизма в прозе и в поэзии больше сходного, чем различного. Свойствами фигуры, обеими и для г.росы, ц для поэзии, являются: разнообразие морфэ-синтакси-ческих моделей, преобладание диад, высокая сочетаемость с другими фигурами, выполнение основных (организующей, экспрессивной и ритмизующей) функций на всех контекстуальных уротэнях, а также тяготение к кикроконтексту.

Синтаксический параллелизм рункцискирует, подчиняясь обиим языкоеыи закономерностям, поэтому он и зсгречается в сснспнсм о простых предложениях и чэде всего сочетается с различили видами повторов, наиболее распространенными в художественной речи. На этом фоне особенно ярко выступают кэо-

йычные случаи его сочетаемости, многозвенности.В стихотворении Хака Превера "Chanson* синтаксический параллелизм является композиционной основой, он держит весь текст.

«

CHANSON Quel Jour sommes-nous Nous sommes -tous les Jours Mon amie Nous sommes toute la vie Mon amour Nous nous aimons et nous vivons Nous vivons et nous nous aimons Et nous ne savons pas ce que c^est que la vie Et nous ne savons pas ce que c^est que le jour Et nous ne savons pas ce que c^est que l'amour.

СJ.Prevert)

Тропов здесь нет. Все стихотворение выткано из десятка знаменательных слов (jour, amour, amie, vie, aimer, vivre, savoir и др.). На синтаксический параллелизм , наслаиваются анафора, полисиндетон, простой и частичный лексический'повтор, хиазм. Из взаимодействия çuryp и лексики складываются сцепление и конвергенция, ш которую включается и эффект обманутого ожидания (nous sommes,., lundi? mardi? dimanche? -... tous les jours, ...toute la vie). В хиазме, реализующем логико-секиатический вариант эксшвалвкции, киастическая операция осуществляется между глаголами "aimer" и "vivre". Пре-вер играет словами, сопоставляет и противопоставляет их с помощью синтаксического параллелизма,чтобы передать мысль о тон, что любовь и жизнь - синонимы.

Существует два принципиальных различия в использовании синтаксического параллелизма в поэзии и прозе. Первое различив является следствием того, что прозаический текст расчленяется, как известно, только синтагматически - горизонтально, а поэтический текст имеет двойное членение - горизонтальное (синтагматическое!) и вертикальное» (просодическое) . Синтаксический параллелизм в поэзии гораздо более весом, потому что, участвуя в просодическом вертикальном членении, он выполняет роль каркаса стихотворения, организует и скрепляет поэтическое целое. В прозе синтаксический параллелизм в основном реализуется в малых объемах текста, редко выходит за пределы абзаца *

Второе принципиальное различие связано с тек, что поэзии свойственен совершенно другой ,чем прозе, подход к отражению действительности, более обойденный и концентрированный, и синтаксический параллелизм гармонично структурирует образующуюся »тесноту стихового ряда* С если воспользоваться выражением Ю.Н. Тынянова ).

В .третьгла_ве С^нхаксический_ параллелизм _ как_ ..реле.-вантная. „черта ивиду_ального_ стиля^ анализируются функции

этой фигуры в индивидуальных стилях Рэмона Кено и Хюля Сю-первьеля. Их творчество представляет интересный материал для изучения названной проблемы, потому что оба эти автора отличаются яркой индивидуальность«?, не связаны ни к" а геи ни групповыми установками, оба они писали и стшеи, и прозу, оба оказали заметное влияние на литературную жизнь Франции,

Стилистическая индивидуальность Хюля Сюпервьеля проявляется а его тяготении к определенным семантическим полям и стилистически однородному контексту, а стремлении к прос-

тоте и ясности, которое выражается в почти полном отказе от тропов. К индивидуальным особенностям Романа Кено относятся использование ненормативных элементов на фонологическом, лексическом и синтаксическом уровнях и сложный полифункциональный контекст.

На использовании синтаксического параллелизма тем или иным автором сказывается и природа поэтического/прозаического текста, и индивидуальные особенности стиля. Поэтическая или прозаическая природа текста влияет в ссковном на функционирование синтаксического параллелизма на уровне макроксн-текста и на накапливание зЕеньез,5 индивидуальный стиль - на сочетаемость с другими стилистическими средствами, выбор морфо-синтаксических моделей , накапливание звеньев в фигуре синтаксического параллелизма и на функционироаание а различных контекстуальных условиях.

Комплекс критериев, по которым необходима сравнивать стиль разных писателей для получения картины своеобразия синтаксического параллелизма в их системе, предполагает : 1) учёт уровня контекста, к которому тяготеет синтаксический параллелизм Екикроконтекст Спростое, сложное предложения) и макроконтекстЗ; 2) выявление излюбленных морфо-синтаксиче-ских моделей (если таковые имеются); 35 определение накапливания звеньев в фигуре в различных контекстуальных условиях;

4) анализ сочетаемости с другими стилистическими явлениями ;

5) установление особых функций синтаксического параллелизма.

В результате было установлено, что у Кено синтаксический параллелизм в значительно большей мере тяготеет к макроконтексту , а у Сюпервьеля - к кикроконтексту Сболее половины случаев реализуются в простых предложениях). Если у Кено

морфо-синтаксические модели синтаксического параллелизма поражают своим богатством в прозе и в поэзии, то Сюпервьель в сложных предложениях и в макроконтексте стихотворений отдает пр&дпочтенив двум наиболее частотным корфо-синтаксическим моделям С местоимение-под лежащее - глагол-сказуемое! имя существительное-подлежащее - глагол-сказуемое).

Творческие установки Р.Кено ярко проявляются © накапливании звеньеа фигуры в прозе и в поэзии. Распространенность триад и особенна палиад в поэтических текстах значительно превышает средние показатели, а в прозе синтаксический параллелизм довольно редко содержит- боле© двух звеньев в мик-рскснтексте сложных предложений и в макроконтексте. Э тех редких случаях, когда он прибегает и в поэзии, и в прозе к полиадам, количество звеньео ^иг-уры доходит . до тридцати девяти. В произведениях Сюпереьеля диады составляют большую часть фигур. У него триады и полиады более свойственны прозаическому, чем поэтическому тексту. Полиады довольно редки. Исключение составляют фигуры в макроконтекст©.

Индивидуальный стиль ярко проявляется в сочетаниях синтаксического параллелизма с другими фигурами. В поэтическом тексте Схзпервьеля почти во всех случаях фигура содержит простые лексические повторы. Анасроры сопровождают Ьолее половины всех случаев синтаксического параллелизма э макроконтексте. А у Кено, напротив, анафора, о&ычно редкая в микроконтексте стихотворений, очень распространена в простых предложениях. Приметной чертой синтаксического параллелизма у Сюпервьеля выступает частотность его сочетаний с эллипсисом и антитезой в сложных предложениях стихотворений. В прозе и в поэзии Сюпервьеля синтаксический параллелизм часто

сочетается или соседствует с фигурами расподобления. У Кено также часты лексические гостара и антитезы, но в гораздо меньшей степени * а фигуры расподобления в сочетаниях с синтаксический параллелизмом раритетны. Э творчестве обоих авторов синтаксический параллелизм участвует в создании конвергенции и сцепления. Но у Сюпервьеля предпочтение отдается сцеплению, а у Кено - конвергенции.

Кроме общих функций, синтаксический параллелизм в творчестве Кено и Сюпервьеля выполняет особые функции, предопределяемые, с одной стороны, их творческими установками и художественными воззрениями и, с другой стороны, вышеперечисленными особенностями фигуры. У Кено функции синтаксического параллелизма в прозе максимально приближены к его функционированию в поэзии, а у Сюпервьеля синтаксический параллелизм способствует созданию экспрессивных центров в поэзии и передаче особого "цивилизованного" антропоморфизма в поэзии,ко:— да не природа наделяется человеческими чертами, а мир человека предстает как своеобразный мир животных.

Таким образом, у Сюпервьеля, который тяготеет х классической поэзии, добивается предельной простоты и прозрачности, синтаксический параллелизм обеспечивает и поддерживает строгость и ясность стиля.В творчестве Кено, где основная черта стиля - стремление к соединению письменной речи со стихией живой разговорной речи, > синтаксический параллелизм используется для акцентирования неиормативняк элементов и как средство игровой организации текста.

Особенности синтаксического параллелизма как полшрунк-циональиой фигуры экспрессивного синтаксиса,характеризующейся мор<ро-синтаксическим разнообразием и необычной сочетав-

мостью с другими стилистическими приемами , делают его релевантной чертой индивидуальных стилей Р.Кено и Х.Сюперьеля.

Завершается диссертация ^Заключением, где излагаются основные выводы«полученные а результате исследования. Они могут быть о ормулированы следующим образомI

1) Богатство морфологических моделей объясняет отчасти универсальность фигуры, которая встречается во всех позициях микро- и макроконтекста всех функциональных стилей. Это многообразие способствует также стилистической полифункиональ-ности синтаксического параллелизма в художественном тексте.

25 Синтаксический параллелизм почти всегда Св 97 X случаев) реализуется либо в сцеплении, либо в конвергенции.

35 Каждая конвергенция с синтаксическим параллелизмом уникальна, даже если включает набор самых стандартных элементов . Корфо-синтаксич'еские особенности данной модели накладываются на конвергенцию и придают особое своеобразие каждому случаю.

45 Результаты наших исследований позволяет утверждать, что синтаксический параллелизм, являясь органичным, а часто базовым элементом принципов выдвижения, весьма продуктивно участвует в передаче информации двумя известными типами линейным и фенестрациоиным• Причем линейно передается информация в сцеплении с синтаксическим параллелизмом, а конвергенции предсталяют её фенестрационно.

5 5 Способность синтаксического параллелизма выполнять каркасную, организующую роль, обеспечивая когерентность фрагмента текста или даже целого текста« объясняется тем, что он относится к группе синтаксических фигур, которые совершенно независимы от лексического наполнения и потому об-

ладают максимально таирокой семантикой. И в этой группе синтаксический параллелизм оказывается санай универсальной и наиболее приспособленной для каркасной роли фигурой, поскольку он Св отличие от асиндетона и полисиндетона, которые предполагают синтаксическую однородность составлявших компонентов и вследствие этого охватывают лишь часть высказывания) имеет минимальные структурные ограничения и может охватывать всё высказывание целиком.

б? Можно утверждать, что семантический ореол у синтаксического параллелизма сводится к сближения и противопоставлению каких-то смыслов. Сходство - основное значение фигуры. Изредка синтаксический параллелизм способствует выражению полярности. Сходство мажет быть основано на метафорических, на чаще - метонимических отношениях.

7) Различные сочетания с фигурой синтаксического параллелизма придают своеобразие индивидуальному сти/ш. Можно утверждать , что индивидуальный стиль проявляется не столько в пристрастии автора к тому или иному/тек или иным стилистическим приемам Ст.е. частотности данных приемов в художественной речи данного автора), сколько в типичных для нега сочетаниях стилистических приемов.Именно это создает бесконечное разнообразие индивидуальных стилей.

В Приложение включены таблииы, в которых представлены распределение частотности морфо-синтаксических моделей синтаксического параллелизма в зависимости от уровня контекста, соотношение 'чистого" синтаксического параллелизма в прозе и в поэзии, сочетаемость синтаксического параллелизма с другими фигурами в принципах выдвижения, частотность триад и по-

лиад на веек контекстуальных уровнях поэтического и прозаического текста и в индивидуальных стилях Р.Кено и Х.Сюпервь£-

ЛЯ.

Результаты исследования были представлены в докладах на заседании кафедры французского языка факультета иностранных языков СГП'Л; на научном семинаре по стилистике при факультете иностранных языков СГПИ ССмоленск, 1990 г.)," на межвузовском семинаре по экспрессивному синтаксису (Смоленск, 1991 г.) .

Основные положения диссертации отражены также в следующих работах!

1. К вопросу о психолингвистической природе синтаксического параллелизма.Деп.в ИНИОН N 4462В от 24.05.91 СЮ с.)

2. Мор<?о-синтаксичЕ?схгя природа синтаксического параллелизма в микро- и макраконтексте // Эвристические возможности квантитативных методов исследования языка. Тезисы докладов Всесоюзного семинара. Смоленск,1991. С. 54.

3. Синтаксический параллелизм в сложноорганизованных принципах выдвижения // Экспрессивный синтаксис^ Межвуэ. сб. науч. тр. /под ред. Э.М.Береговской. Смоленск, 1991. С.41-50.

4. Особенности функционирования синтаксического параллелизма в творчестве Р.Кено и Ж.Сюпервьеля// Сб. аспир, работ СГПИ "Scripta manen-t". Смоленск, 1992. С. Э - 10.