автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.05
диссертация на тему:
Синтаксический параллелизм как фигура экспрессивного синтаксиса (на материале современной французской литературы)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Новикова, Татьяна Вадимовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.05
Автореферат по филологии на тему 'Синтаксический параллелизм как фигура экспрессивного синтаксиса (на материале современной французской литературы)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Синтаксический параллелизм как фигура экспрессивного синтаксиса (на материале современной французской литературы)"

МОСКОВСКИЙ ордена ЛЕНИНА, ордена ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ и ордена ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА

Филологический факультет

На правах рукописи

НОВИКОВА Татьяна Вадимовна

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ КАК ФИГУРА ЭКСПРЕССИВНОГО СИНТАКСИСА

(на материале современной французской литературы) Специальность 10.02.05. — романские языки

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва — 1992

Работа^выполнена на> кафедре франиуаского языка факультета иностранных языков Смоленского государственнопо педагогического института имени К.Маркса

Научный руководитель: доктор филологических наук.

профессор Э.М.Береговская

Официальные оппоненты: доотор. филологических наук.

профессор В.Г.Гак

кандидат филологических наук.

доцент Ю.С.Кокова

ведущая организация:, йевский пединститут иностранна* язьжсз кафедра французской филологии

Завита состоится»- 1992 г. на заседа-

нии специализированного совета a-OS3.OS.19 при Поскоаскои государственной университет» имени М.В.Ломоносова

■ • .

Адрес: 119899,. Москва: В-234,. Ленинские- горы, МГУ. 1-й корпус гуманитарных-факультетов, филологический факультет.

С диссертацией.кожно ознакомиться в библиотеке филологического факультета КРУ имени М.В.Ломоносоваг

Автореферат разослан ■_■_1992 г.

Ученый секретарь

Проблемы экспрессивного синтаксиса привлекают все большее внимание исследователей, в последние годы появился целый ряд посвященных им капитальных трудов Г.Н.Акимовой. О.В.Александровой, Э.М.Берегоаской, Т.Н.Сильная, А.П.Сково-родникоаа, Г.Я.Солганика и др. Выбор синтаксического параллелизма в художественном тексте в качестве объекта изучения обусловлен своеобразием этой фигуры синтаксиса равновесия, его аироксй сочетаемостью с другими стилистическими средствами, его многаликостыо и полифункциональностыа. Несмотря на имеющиеся уют глубоки® исследования онтологических и лингвистических основ синтаксического параллелизма^ в его природе и функционировании остается много неизученного.

Синтаксический параллелизм, представляющий собой системное явление, известен как одна из важнейших фигур со времен античной риторики. История изучения синтаксического параллелизма свидетельствует о множественности подходов и принципов его рассмотрения.Ложно считать установленным, что синтаксический параллелизм является системно-структурным

единством , состоящим как минимум иа двух компонентов, кото»

рые характеризуются синтаксической тохдеств'енностью и логико-смысловой общностью, что симметрия лежит ■ основе синтаксической организации его компонентов, которым свойственны неаддитивные отношения части и целого.

Определенный вклад в изучение природы синтаксического параллелизма и его функционирования внесли разноплановые исследования, проводившиеся на различном языковом материале в различных функциональных стилях Сек. работы Г.Н.Черваковой, Р.В.Скляренко, И.А.Пуленко. где синтаксический параллелизм рассматривается с точки ярения актуального членения, анализируется особенности яга структуры и функции, определяется •го разновидности}. Однако сочетаемость синтаксического пш-

раллелизма с другими фигурами экспрессивного синтаксиса в этих работах только констатировалась, но специально не обследовалась . Вне пределов исследовательских интересов оставалась также функционально-стилистическая характеристика синтаксического параллелизма в индивидуальном стиле.

Представляется целесообразным подвергнуть эти важные аспекты реализации синтаксического параллелизма детальному изучению.Это позволит существенно дополнить представление об одном из основных приемов экспрессивного синтаксиса.

Основная цель исследования - определить место и роль синтаксического параллелизма в сочетаниях с другими явлениями экспрессивного синтаксиса о прозе и поэзии, в индивидуальных стилях и установить особенности его участия в создании принципов выдвижения•

В задачи итлддоэяния входило:

- уточнение психолингвистической природы синтаксического параллелизма

- выявление частотных и раритетных морфо-синтаксических моделей в микро-,и макроконтексте- *

- определение соотношения "чистого* синтаксического параллелизма и его сочетаний с другими фигурами, выяснение факторов, определяющих возможность таких сочетаний,

- установление его роли в различных принципах выдвиженияI

- анализ места и функций синтаксического параллелизма в худсжэстэенной литературе (проза и поэзии?;

- выяЕ^^ние особенностей синтаксического параллелизма в индивидуальных стилях Рэмона Кено и Хвля Сюп^рэьеля.

Исходя из вышеизложенного, можно следующим образом охарактеризовать основные свойства этой работы!

Актуальность изучения синтаксического параллелизма подкрепляется повышением интереса к формирующейся на слиянии ряда отраслей лингвистики нечай риторики.

Новизна работы заключается в том, что впервые синтаксический параллелизм рассматривается не как отдельный структурный феномен - средство эмоционального усиления и логического выделения, а во всех его экспрессивно-синтаксических валентностях и в разных функционально-контекстуальных условиях .

Теоретическое значение проведенного исследования заключается в дальнейшей разработке пробле'м экспрессивного синтаксиса, в частности, сложноорганизованных принципов выдвижения .

Практическая ценность работы состоит в том, что полученные данные могут быть использованы при чтении курса стилистики, на практических занятиях по стилистике, аналитическому чтению, на семинарах по спецкурсам интерпретации текста, теории и практики перевода.

Дострверность полученных в ходе исследования результатов подтверждается значительным объемом изученного материала. Материалам для исследования послужили болеё 5000 случаев синтаксического параллелизма а микро- и макроконтексте французской художественной литературы Спрозы и поэзии ) XX века.

Для решения поставленных задач использовались следующие методыI

сопоставительный для выявления роли и места синтаксического параллелизма и его сочетаний в микро- и макроконтексте, в прозе и в поэзии, в индивидуальных стилях;

- метод симптоматической статистики для выявление частотных

и раритетных морфо-синтаксических моделей синтаксического параллелизма в микро- и макроконтексте.Исследуемый материал обрабатывался на персональном компьютере IBM XT по программе управления базами данных FOX BASE, предназначенной для обработки больших информационных массивов;

- метод дистрибуционно-компонентного анализа морфо-синтак-сических структур синтаксического параллелизма для определения иерархических отношений а звеньях фигуры.

Цели и задачи настоящего исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глаз, заключения, приложения и библиографии, включающей 179 работ.

Во .рведеции. обосновывается выбор темы диссертации,определяются цели, задачи и структура работы, описываются методология и материал исследования. Рассматриваются проблемы

экспрессивности и симметрии применительно к художественной 1)

речи.Уточняются типы симметрии, лежааие в основе фигуры синтаксического параллелизма. Обосновывается применение принципа симметрии/асимметрии при хл^ссификзции фигур сксг.рсгссиз-ного синтаксиса» - » —

Первая _гл^ва_"Синтаксический параллелизм в сложнорЕга-низов_анных _гцзиш^ипах _вы£вижения» посвятаается рассмотрению

i)

□ симметрии применительно к речи вообще и художественной речи а частности см.; Якобсон P.O. Поэзия грамматики и грамматика поэзии// Семиотика. Радуга,1933 ; Падучева

Е.В. Семантика синтаксиса. М., 1974 ; Гак В.Г. Об использовании идеи симметрии о языке// Лексическая и грамматическая семантика романских языков. Калинин, 1ЭВ0 ; Береговетсая Э.М. Экспрессивный синтаксис. Смоленск, 1SB4.

- б -

психолингвистической и морфо-синтаксической природы синтаксического параллелизма, его сочетаемости с другими явлениями экспрессивного синтаксиса " функционирования в сложнооргани-зованных принципах выдвижения.

Анализируя различные проявления параллелизма, исследователи так или иначе пытались ответить на вопрос о его психолингвистической основе. Можно выделить три группы взглядов, которые сводятся к признании психолингвистической основой синтаксического параллелизма : 1) психологического паЖ) •

раллеглизма; 2) осцилляции; 3) импульсной приройы повтора.

Проанализировав модели порождения и восприятия речевого высказывания, разработанные в трудах Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, A.A. Залевской, Е.С. Кубряковой, В.П. Белянина, Т.А.аан Дейка и В.Б.Касевича, мы убедились в том, что психологический параллелизм, осцилляция и импульсная природа повтора как факторы, стимулирующие возникновение синтаксического параллелизма, на исключает друг друга. Они объясняют явление синтаксического параллелизма с разных сторон процесса коммуникации. Психологический параллелизм вызывает синтакси-чес кий. параллелизм в процессе порождения рече-

^ - * ■ . " " см. Беселоаский А.Н. Психологический параллелизм и

его формы в отражении поэтического стиля//Историческая поэтика. Л.,1940.; из новых исследований см. Мальцев В.А. Параллелизм, его взаимосвязь с повтором и роль в организации художественного текста// Романское и германское языкознание. Минск, 197£; Пуленко И.А. Экспрессивность синтаксиса публичных речей (синтаксический параллелизм и порядок слов в подготовленных выступлениях деятелей <ЯСП>: Автореф. дисс. ...

вага акта.Осцилляция и импульсная природа повтора - характерные явления другого полюса коммуникации.Они действуют в процессе восприятия параллелизма.

Цикличность процесса конструктивной интерпретации еы-

ъ)

оказывания в кратковременной памяти также способствует восприятию синтаксического параллелизма.

Психологический параллелизм не всегда сопровождается синтаксическим параллелизмом Скоторый А.Н.Веселовский называет формальным параллелизмом?. Но в основе синтаксического параллелизма всегда лежит психологический параллелизм."Авторский " психологический параллелизм» возникающий при порождении речевого акта, становится достоянием читающего/слушающего при установлении им психологической связи нежду звеньями фигуры.Принцип психологического параллелизма лежит а основе ряда фигур синтаксиса равновесия Сповторов, градации, антитезы, полисиндетона и асиндетона, хиазма). Синтаксический параллелизм манифестирует его наиболее ярка как синтаксическая фигура, реализующая формулы двучленного и многочленного психологического параллелизма"

В результате проведенного исследования представляется возможным уточнить синтаксические условия возникновения синтаксического параллелизма ,•• зависимость синтаксического и морфологического параллелизма, синтаксическое строение па-

канд. филол. наук. Минск, 1983.; Чероакова Г.Н.Синтаксический параллелизм в языке немецкой художественной публицистики.' Авторед. дисс. ... канд. филол. наук. М., 1Т7.

4)

см.Лейк ван Т.А. Язык.Познание.Коммуникация.М.:Прогресс , 1ЭВ9.

- а -

рал дельных конструкций в простых предложениях, частотность синтаксического параллелизма в различных типах сложных предложений, выявить частотные ' раритетные морфологические модели фигуры, главные элементы или группы элементов, строящие его в различных контекстуальных условиях.

Синтаксический параллелизм может сопровождаться или не сопровождаться морфологическим параллелизмом корней и аффиксов С чаше - суффиксов) . Всюду, где есть синтаксический, есть и морфологический параллелизм, ко не наоборот.При частичном морфологическом параллелизме возможен полный синтаксический параллелизм.

В простом предложении микроконтекста выявленные ранее условия реализации синтаксического параллелизма довольно часто нарушаются , т.к.компоненты одного из параллельных рядов могут располагаться в обратном порядке, создавая обратный Схиастический) синтаксический параллелизм.

В простом предложении наиболее распространен параллелизм однородных члена© предложения, а затем подлежащего и именной части сказуемого, выраженных именем существительным, прямого и косвенного дополнений. Главным элементом морфологических моделей,- .строящим синтаксический параллелизм в" простом предложении, является имя существительное,

В сложном предложении параллелизм главных частей предложений или группы сказуемых возможен при повторе глаголов-сказуемых, а также если они принадлежат одному и тому же семантическому классу, являются синонимами или антонимами.

Морфологические модели синтаксического параллелизма микроконтекста являются базовыми и для макроконтекста.

В сложном предложении микроконтекста и в макроконтексте

звеном , строящим фигуру, является глагол-скаэуемое, а точнее, группа местоимение-подлежащее или существительное-подлежащее и глагол-сказуемое.Расширение/сужение моделей происходит за счет неравномерного заполнения валентностей глагола, детерминации существительных, добавления или изъятия дополнений, обстоятельств и т.д.. В макроконтексте наиболее распространенные модели представляют собой частичный параллелизм, а раритетные - полный.

На всех контекстуальных уровнях выявлено множество раритетных морфологических моделей, которые характеризуются многокомпонентнсстыо Сот четырех и более элементов) в составе звена синтаксического параллелизма.

Роль синтаксического параллелизма в создании различных принципов выдвижения ранее не конкрэтизирозалась. Собранный и проанализированный нами материал дает возможь ~ть установить, в каких контекстуальных условиях и а каких структурных формах эта фигура отличается наибольшей сочетаемостью с другими выразительными срэдстеами, участвует в создании принципов выдвижения, а также установить, иерархию этих фирм и определить роль синтаксического параллелизма в создании эффекта обманутого ожидания, . .

Сочетания синтаксического параллелизма с разными фигурами представляют собой блоки стилистических приемов, которые в стилистике декодирования соответствуют принципам выдвижения Св смысле И.РиффатераЭ. Синтаксический параллелизм реализуется либо в сцеплении, либо в конвергенции.

В сцеплениях на основе контактных структур ячистагоя синтаксического параллелизма макроконтекста может ярко про-

являться психологический параллелизм как его основа. Мир человека и мир природы , проходящий сквозь призму его восприятия , сопоставляются, взаимпобогащаются. Например '.

Sur le boulevard noir de la pluie etalee, sous le ciel desetoilé, boueux de nuages, ils se trouvèrent seuls. Il faisait froid. Il faisait humide. Le phare tournant tournait. Vent et mer continuaient a se rompre. Lehameau et Miss Weeds s'arrêtèrent pour déchiffrer l'horizon. CR.Queneau)

Параллелизм пронизывает весь этот отрывок.В первом предложении частично параллельные модели семантически противопоставлены Csur - sous) .Ограничивая пространство - точку, они подчеркивают одиночество людей в нем. Два следующие предложения также параллельны и начинаются с анафор CI1 faisait).Они характеризуют ощущения людей , для которых одинаково неприветливы и земля, и небо. Синтаксический параллелизм двух последних предложений нарушается в самом конце фраз Сее rompre,déchiffrer l'horizon) .Во всем остальном нор-фО-синтаксическая модель второй фразы полностью идентична

первой. Однородные подлежащие С vent et mer, Lehameau et Miss

§ _

Weeds). в сходных позициях приводят к их сопоставлению.Отсутствие артиклей у"vent" и «mer«, как у имен собственных, их родовое соответствие Cm - f', m - f) усиливают у читателя впечатление, что душевное состояние людей созвучна состоянию природы.

Дистрибуция сочетаний синтаксического параллелизма с фигурами равновесия разнится в микро- и макроконтексте. Если на уровне простого предложения наиболее продуктивны модели, связанные с существительным, его детерминативами и предлогами, то ма уровне сложного предложения и макроконтекста на

первый план выдвигаются местоимение-подлежащее, глагол-сказуемое и существительное-подлежащее или дополнение , выполняющие функцию повторной номинации. В целом это отражает изменение частотности соответствующих морфо-синтаксических моделей в зависимости от контекстуального уровня.

Сочетаемость синтаксического параллелизма с другими фигурами определяется рядом лингвистических и экстралингвистических факторов I 1) психологическим параллелизмом I 23 различными видами симметрии, лежащими в его основе I 33 способностью занимать разнообразные позиции .в контексте; 4) многообразием морфо-синтаксических моделей.

Синтаксический параллелизм сочетается практически со всеми стилистическими приемами всех языковых уровней. Фигура

синтаксического параллелизма обладает в этом плане известной

»

универсальностью.

Частотность сочетаний синтаксического параллелизма с другими фигурами экспрессивного синтаксиса зависит от а) частотности самих этих фигур и б) строгости дополнительных семантических и/или структурных требований для их актуализации .Наиболее распространенными являются сочетания с простым лексическим повтором и анафорой» а наименее частотными - с эпифорой и антитезой, так.как последние две фигуры предъявляют особые требования к организации синтаксического параллелизма .

Синтаксический параллелизм создает не только относительно простые двухэлементные (наиболее распространенные) конвергенции, но и сложноорганизованные многоэл»ментные конвергенции. Э сложноорганизованных конвергенциях синтаксический параллелизм примерно одинаково часто участвует в микро-

и макроконтексте.Независимо от уровня контекста наиболее распространены трехэлементные конвергенции.Самыми раритетными являются хиастические конвергенции из-за особых требований для их образования.

Синтаксический параллелизм с фигурами расподобления чаще создает сложноорганизовакные конвергенции в сложном предложении и в макроконтексте. Обычно это трехэлементные одно-двухуровневые конвергенции.Сочетание симметрии и асимметрии значительно повышает экспрессивность принципов выдвижения.

Конвергенции, построенные при участии только фигур экспрессивного синтаксиса, вслед за И.В.Арнольд мы относим к синтаксическим, а с участием тропов и других стилистических приемов - к конвергенциям смешанного типа. Конвергенции на основе синтаксического параллелизма необыкновенно разнообразны. Значительную часть четырехэлементных конвэргенций составляет многоуровневые конвергенции смешанного типа.Например I

Teut еа transforme en tísvoir,

Оп тГу ¿ег-ta ои je тГу cclie. • С M.Jacob)

Ифрфо-еиктаксичгсхий параллелизм второго стиха частично нарушен. Это нарушение полностью компенсируется графическим, ритмическим и фонетическим тождеством С те - те ) . Располо-юша гзуков относительно оси С союза ) зеркально симметрич-. нов I гласные С о—у-е / е-у-о-Э и согласные Cm-J / J-m ). Таких образом, этот стих представляет собой сложноорганиэо-вашсуа «мэмиергенццю. охватывающую фонологический, морфо-синтаксический и лексический уровни. Из-за четкого ритма, соэ-маамзго односложными словами, стих напоминает детскую счи-тшгку или поговорку, что не сочетается с меланхолией и даже трагизмом, пронизывающим все сгтих<?таоренув. и в результате

- 1Э -

такого диссонанса впечатление усиливается.

В сцеплении и конвергенции синтаксический параллелизм является основным строительным материалом. Несомненна его каркасная, организующая роль при образовании структурной основы сложноорганизсванных принципов выдвижения.

Синтаксический параллелизм способствует возникновению эффекта обманутого ожидания. Не входя в него непосредственно, синтаксический параллелизм организует, подготавливает такой эффект, заметно усиливает его воздействие.

Во_ второй _гллве функционально-стилистическая _характе-р_и дти к си н та ксич ge к о п ар а л л g/i из м а в___х^докестп,енном _текс_-те^_ выясняются место и роль этой фигуры в различных контекстуальных условиях прозы и поэзии. При этом основополагающими являлись для нас идеи о принципах построения и функционирования художественного текста, о поэтике грамматики, изложенные в работах Р.О.Якобсона, М,В.Жирмунского, Ю.К.Лотмана, Ю. С. Степанова.-

У синтаксического параллелизма а прозе и в поэзии боль-ще сходного, чем различного. Свойствами фигуры, общими и для прозы, и для поэзии, являются! разнообразие корфо-синтакси-ческих моделей, преобладание диад, высокая сочетаемость с другими фигурами, выполнение основных Сорганизующей, экспрессивной и ритмизующей) функций на всех контекстуальных уровнях, a также тяготение к микроконтексту.

Синтаксический параллелизм функционирует, подчиняясь общим языковым закономерностям, поэтому он и встречается в основном в простых предложениях и чаще всего сочетается с различными видами повторов, наиболее распространенными в художественной речи. На этом фоне особенно ярко выступают нео-

бычные случаи его сочетаемости» многозвенности.В стихотворении Хака Превера "Chanson" синтаксический параллелизм является композиционной основой, он держит весь текст.

CHANSON Quel jour sommes-nous Nous sommes -tous les jours Mon amie Nous sommes -toute la vie Mon amour Nous nous aimons et nous vivons Nous vivons et nous nous aimons Et nous ne savons pas ce que c'est que la vie Et nous ne savons pas ce que c'est que le jour Et nous ne savons pas ce que c'est que l'amour.

CJ.Prevert)

Тропов здесь нет. Все стихотворение выткано из десятка знаменательных слов С jour, amour, amie, vie, aimer, vivre, savoir и др.). На синтаксический параллелизм . наслаиваются анафора, полисиндетон, простой и частичный лексический ' повтор, хиазм. Из взаимодействия фигур и лексики складываются сцепление и конвергенция, в которую включается и эффект обманутого ожидания Cnous sommes... lundi? mardi? dimanche? -

tous les jours, ...toute la vie 5. В хиазме, реализующем логико-семиотический вариант эквиваленции, хиастическая операция осуществляется между глаголами "aimer" и "vivre". Пре-вер играет словами, сопоставляет и противопоставляет их с помощью синтаксического параллелизма,чтобы передать мысль о том, что любовь и жизнь - синонимы.

— 13 -

Существует два принципиальных различия в использовании синтаксического параллелизма в поэзии и прозе. Первое различие является следствием того, что прозаический текст расчленяется, как известно, только синтагматически - горизонтально, а поэтический текст имеет двойное членение - горизонтальное (синтагматическое) и вертикальное (просодическое). Синтаксический параллелизм в поэзии гораздо более весом, потому что, участвуя в просодическом вертикальном членении, он выполняет роль каркаса стихотворения, организует и скрепляет поэтическое целое. В прозе синтаксический параллелизм в основном реализуется в малых объемах текста, редко выходит за пределы абзаца.

Второе принципиальное различие связано с тем, что поэзии свойственен совершенно другой ,чем прозе, подход к отражению действительности, более обобщенный и концентрированный, и синтаксический параллелизм гармонично структурирует образующуюся "тесноту стихового ряда*, (если воспользоваться выражением Ю.Н. Тынянова).

2 главе Л С^ан^га^сический. параллелизм _ как_ _реле,-

вантная. _черта _инди_видхал_ьногд. стиля]1 анализируются функции этой фигуры в индивидуальных стилях Рэмона Кено и Хюля Сю-первьеля. Их творчество представляет интересный материал для изучения названной проблемы, потому что оба эти автора отличаются яркой индивидуальностыо,не связаны никакими групповыми установками, оба они писали и стихи, и прозу, оба оказали заметное влияние на литературную жизнь Франции.

Стилистическая индивидуальность Хюля Сюпервьеля проявляется в его тяготении к определенным семантическим полям и стилистически однородному контексту, а стремлении к прос-

тоте и ясности, которое выражается в почти полном отказе от тропов. К индивидуальным особенностям Рэмона Кено относятся использование ненормативных элементов на фонологическом, лексическом и синтаксическом уровнях и сложный полифункциональный контекст.

На использовании синтаксического параллелизма тем или иным автором сказывается и природа поэтического/прозаического текста, и индивидуальные особенности стиля. Поэтическая или прозаическая природа текста влияет в основном на функционирование синтаксического параллелизма на уровне макроксн-текста и на накапливание звеньев,а индивидуальный стиль - на сочетаемость с другими стилистическими средствами, выбор морфо-синтаксических моделей , накапливание звеньев в фигуре синтаксического параллелизма и на функционирование в различных контекстуальных условиях.

Комплекс критериев, по которым необходимо сравнивать стиль разных писателей для получения картины своеобразия синтаксического параллелизма в их системе, предполагает : 1Э учёт уровня контекста, к которому тяготеет синтаксический параллелизм Смикроконтекст (простое, сложное предложения) и макроконтекст]; 2) выявление излюбленных морфо-синтвксиче-ских моделей Сесли таковые имеются); 3) определение накапливания звеньев в фигуре в различных контекстуальных условиях,"

4) анализ сочетаемости с другими стилистическими явлениями ;

5) установление особых функций синтаксического параллелизма.

В результате было установлено, что у Кено синтаксический параллелизм в значительна большей мере тяготеет к макроконтексту, а у Сюпервьеля - к микроконтексту Сболее половины случаев реализуются в простых предложениях). Если у Кено

морфо-синтаксические модели синтаксического параллелизма поражают своим богатством в прозе и в поэзии, то Сюпервьель в сложных предложениях и в макроконтексте стихотворений отдает предпочтение двум наиболее частотным морфо-синтаксическим моделям Сместоимение-подлежащее - глагол-сказуемоеI имя су-ществительное-подлежацее - глагол-сказуемое?.

Творческие установки Р.Кено ярко проявляются в накапливании звеньев фигуры в прозе и в поэзии. Распространенность триад и особенно полиад в поэтических текстах значительно превышает средние показатели, а в прозе синтаксический параллелизм довольно редко содержит более двух звеньев в микроконтексте сложных предложений и в макроконтексте. В тех редких случаях, когда он прибегает и в поэзии, и в прозе к полиадам, количество звеньев фигуры доходит до тридцати девяти . В произведениях Сюпервьеля диады составляют большую часть фигур. У него триады и полиады более свойственны прозаическому, чем поэтическому тексту. Полиады довольно редки. Исключение составляют фигуры в макроконтексте.

Индивидуальный стиль ярко проявляется в сочетаниях синтаксического параллелизма с другими фигурами. В поэтическом тексте Сюпервьеля почти во всех случаях фигура содержит простые лексические повторы. Анафоры сопровождают более половины всех случаев синтаксического параллелизма в макроконтексте. А у Кено, напротив, анафора,обычно редкая в микроконтексте стихотворений, очень распространена з простых предложениях. Приметной чертой синтаксического параллелизма у Сюпервьеля выступает частотность его сочетаний с эллипсисам и антитезой в сложных предложениях стихотворений. В прозе и в поэзии Сюпервьеля синтаксический параллелизм часто

сочетается или соседствует с фигурами расподобления. У Кено также часты лексические повторы и антитезы, ко в гораздо меньшей степени * а фигуры расподобления в сочетаниях с синтаксическим параллелизмом раритетны. В творчестве обоих авторов синтаксический параллелизм участвует в создании конвергенции и сцепления. Но у Сюпервьеля предпочтение отдается сцеплению, а у Кено - конвергенции.

Кроме общих функций, синтаксический параллелизм в творчестве Кено и Сюпервьеля выполняет особые функции, предопределяемые, с одной стороны, их творческими установками и художественными воззрениями и, с другой стороны, вышеперечисленными особенностями фигуры. У Кено функции синтаксического параллелизма в прозе максимально приближены к его функционированию в поэзии, а у Сюпервьеля синтаксический параллелизм способствует созданию экспрессивных центров в поэзии и передаче особого "цивилизованного" антропоморфизма в поэзии,когда не природа наделяется человеческими чертами, а мир человека предстает как своеобразный мир животных.

Таким образом, у Сюпервьеля, который тяготеет к классической поэзии, добивается предельной простоты и прозрачности, синтаксический параллелизм обеспечивает и поддерживает строгость и ясность стиля.В творчестве Кено, где основная черта стиля - стремление * соединению письменной речи со стихией живой разговорной речи, синтаксический параллелизм используется для акцентирования ненормативнях элементов и как средство игровой организации текста.

Особенности синтаксического параллелизма ках полифункциональной фигуры экспрессивного синтаксиса,характеризующейся морфо-синтаксическим разнообразием и необычной сочетав-

мостью с другими стилистическими приемами , делают его релевантной чертой индивидуальных стилей Р.Кена и Х.Сюперьеля.

Завершается диссертация Заключением, где излагаются основные выводы,полученные э результате исследования. Они могут быть с( ормулированы следующим образом!

1) Богатство морфологических моделей объясняет отчасти универсальность фигуры, которая встречается во всех позициях микро- и макроконтекста всех функциональных стилей. Это многообразие способствует также стилистической полифункиональ-кости синтаксического параллелизма в художественном тексте.

2) Синтаксический параллелизм почти.всегда Св 97 X случаев) реализуется либо в сцеплении, либо в конвергенции.

3) Каждая конвергенция с синтаксическим параллелизмом уникальна, даже если включает набор самых стандартных элементов. Корфо-синтаксич'еские особенности данной модели накладываются на конвергенцию и придают особое своеобразие каждому случаю.

4> Результаты натсих исследований позволяют утверждать, что синтаксический параллелизм, являясь органичным, а часто базовым элементом принципов выдвижения, весьма продуктивно участвует в передаче информации двумя известными типами : линейным и фенестрационным. Причем линейно передается информация в сцеплении с синтаксическим параллелизмом, а конвергенции предсталяят её фен&страциокно.

5) Способность синтаксического параллелизма выполнять каркасную, организующую роль, обеспечивая когерентность фрагмента текста или даже целого текста, объясняется тем, что он относится к групп© синтаксических фигур, которые совершенно независимы от лексического наполнения и потому об-

ладают максимально широкой семантикой.И в этой группе синтаксический параллелизм оказывается самой универсальной и наиболее приспособленной для каркасной роли фигурой, поскольку он (а отличие от асиндетона и полисиндетона, которыа предполагают синтаксическую однородность составляющих компонентов и вследствие этого охватывают лишь часть высказывания ) имеет минимальные структурные ограничения и может охватывать всё высказывание целиком.

б) Ножно утверждать, что семантический ореол у синтаксического параллелизма сводится к сближению и противопоставлению каких-то смыслов. Сходство - основное значение фигуры. Изредка синтаксический параллелизм способствует выражению полярности. Сходство может быть основано на метафорических, но чаще - метонимических отношениях.

75 Различные сочетания с фигурой синтаксического параллелизма придают своеобразие индивидуальному стилю. Кожно утверждать, что индивидуальный стиль проявляется не столько в пристрастии автора к тому или иному/тем или иным стилистическим приемам Ст.е. частотности данных приемов в художественной речи данного автора), сколько в типичных для него сочетаниях стилистических приемов.Именно это создает бесконечное разнообразие индивидуальных стилей. .

В Приложение включены таблицы, в которых представлены распределение частотности морфо-синтаксических моделей синтаксического параллелизма в зависимости от уровня контекста, соотношение "чистого" синтаксического параллелизма в прозе и в поэзии, сочетаемость синтаксического параллелизма с другими фигурами а принципах выдвижения, частотность триад и по-

лиад на всех контекстуальных уровнях поэтического и прозаического текста и в индивидуальных стилях Р.Кено и Ж.Сгопервь-еля.

Результаты исследования были представлены в докладах на заседании кафедры французского языка факультета иностранных языков СГПИ; на научном семинаре по стилистике при факультете иностранных языков СГПИ ССмоленск, 1990 г.); на межвузовском семинаре по экспрессивному синтаксису ССмоленск, 1991 г.) .

Основные положения диссертации отражены также в следующих работах I

1. К вопросу о психолингвистической природе синтаксического параллелизма.Деп.в ИНИОН N 44628 от 24.05.91 (10 с.)

2. Корфо-синтаксическая природа синтаксического параллелизма в микро- и макроконтэксте // Эвристические возможности квантитативных методов иссл€*Аования языка. Тезисы докладов Всесоюзного семинара. Смоленск,1991. С. 54

3. Синтаксический параллелизм в сложноорганизованных принципах выдвижения /f Экспрессивный синтаксисI Межвуэ. сб. науч. тр. /пол ред. 3.Л.Вереговсксй. Смоленск, 199.1. С. 41-50.

4. Особенности функционирования синтаксического параллелизма в творчестве Р.Кено и Ж.Сюпервьеля// Сб. аспир. работ СГПИ "Scripta manent". Смоленск, 1992. С. 3 - 10.

Формат бумаги 60X847» Тир. -100 Згк.ЛС?ЗОПеч. листов <

Смоленская городская типография УлрпэлвГрафяздата Смоленского облисполкома Индекс 214000, ул. Маршал» Жукова, 16