автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.15
диссертация на тему: Влияние идеи "Москва-третий Рим" на российскую геополитику XIX - XX вв.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Влияние идеи "Москва-третий Рим" на российскую геополитику XIX - XX вв."
На правах рукописи
КЛИМЕНКО Анна Николаевна
ВЛИЯНИЕ ИДЕИ «МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ» НА РОССИЙСКУЮ ГЕОПОЛИТИКУ Х1Х-ХХ вв.
Специальность: 07.00.15 —История международных отношений и внешней политики
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук
18 СЕН гаи
Москва-2014
005552607
005552607
Работа выполнена на кафедре теории и истории международных отношений Института международных отношений и социально-политических наук федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет».
Научный руководитель: доктор исторических наук Ивашов Леонид Григорьевич,
профессор кафедры теории и истории международных отношений федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный
лингвистический университет»
Официальные оппоненты: доктор исторических наук Рубцов Юрий Викторович,
профессор, заместитель начальника научно-исследовательского центра федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный университет» Министерства обороны РФ
доктор исторических наук Юртаев Владимир Иванович, профессор кафедры теории и истории международных отношений федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский университет дружбы народов»
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное учреждение
науки Институт славяноведения Российской академии наук
Защита диссертации состоится « 9 » О&тл&А- 2014 года в « & » часов на заседании диссертационного совета Д 212.135.05, созданного на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет», по адресу: 119034, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38.
С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном читальном зале библиотеки федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет» и на сайте http://www.linguanet.ru/.
Автореферат разослан « 6' 2014 г.
Учёный секретарь диссертационного совета
Михалёв Юрий Анатольевич
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью углублённого изучения влияния идеи «Москва - Третий Рим» на российскую геополитику с целью переосмысления и более фундаментального учёта новых факторов, определяющих место и роль России в начале XXI века. Современные международные отношения всё более определяются различиями цивилизационного характера, наслаивающимися на проявленные геополитические реалии и подчас кардинально меняющими устоявшиеся представления и оценки. Кроме того, актуализация идеи «Москва — Третий Рим» отразила идущий в стране поиск созидательной основы общественного бытия и государственного обустройства. В повестку дня вновь вносится вопрос о национальной идее России, о её союзниках и противниках, о предназначении религиозного фактора в её истории.
Россия решает сегодня сложнейшую задачу воссоздания себя как ключевого геополитического центра, открывая простор развитию собственного потенциала. В ситуации, когда мир находится в состоянии системного кризиса, поиск путей сохранения стабильности и национальной безопасности становится для России насущной необходимостью. Поэтому осмысление исторического влияния идеи «Москва — Третий Рим» на российскую геополитику, а также возможной интерпретации этой идеи приобретает актуальное как научное, так и практическое измерение.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ предмета исследования обусловил изучение нескольких историографических комплексов на русском, английском и испанском языках. Это работы, посвящённые интерпретации идеи «Москва — Третий Рим»; анализу цивилизационной идентичности России; проблеме формирования и реализации концепции «Москва — Третий Рим».
В рамках первого историографического комплекса следует отметить тех авторов, в работах которых содержится интерпретация идеи «Москва — Третий Рим», прежде всего A.JI. Гольдберга, A.A. Иглесиаса (A.A. Iglesias), Н.Ф. Каптерева, Н.В. Синицыну, Н.И. Ульянова1.
Тема «Третьего Рима» также затрагивается в работах таких авторов, как H.A. Бердяев, А.Г. Дугин, Е.А. Князев, H.A. Нарочницкая, H.H. Панарин, А.Н. Сахаров, Д. Сидоров (D. Sidorov), Д. Стремоухов (D. Stremooukhoff), B.JI. Цымбурский2. В работах указанных авторов в большей или меньшей степени нашёл отражение анализ идеи «Москва - Третий Рим» с позиции её влияния на российскую геополитику.
A.B. Антощенко, В.И. Гидиринский, Е.Б. Емченко, В.В. Кожинов, C.B. Лурье, A.B. Назаренко, A.B. Соловьёв рассматривали «Третий Рим» одновременно как историософский феномен, национальную идею, образ справедливой государственности3.
' Гольдберг A.JJ. Три «послания Филофея». (Опыт текстологического анализа). Л., 1974; Каптеревъ Н.Ф. Характеръ отношенш Россш къ православному Востоку въ XVI и XVII стол4т1яхъ. Серпевъ Посадъ, 1914; Ситщына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. (XV-XVI вв.) М., 1998; Ульянов H. Комплекс Филофея // Вопросы истории. 1994. № 4; Iglesias, Antonio Antelo. Notas sobre "Moscú, tercera Roma". Génesis y evolución de una teología política // Espacio, Tiempo y Forma. Serie III, Historia Medieval. 1992. №5.
2 Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма // Избранные труды. М., 2010; Бердяев H.A. О святости и честности // Избранные труды. М., 2010; Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить Пространством. М., 2000; Дугин А. Третий путь и третья сила // Изборский клуб. 2013. № 4; Князев Е.А. Власть и святость в Древней Руси. М., 2011 ; Нарочницкая H.A. Россия и русские в мировой истории. М., 2003; Панарин И.Н. Информационная война и геополитика. М., 2006; Панарин И.Н. Информационная война и Третий Рим. М., 2003; Сахаров А.Н. Русь на путях к «Третьему Риму». Тула, 2010; Цымбурский B.JI. Остров Россия. М., 2007; Sidorov, D. Post-Imperial Third Romes: Resurrections of a Russian Orthodox Geopolitical Metaphor // Geopolitics. 2006. №11; Stremooukhoff, D. Moscow the Third Rome: Sources of the Doctrine // Speculum. Volume XXVIII. 1953. №1.
3 Антощенко A.B. «Евразия» или «Святая Русь»? Петрозаводск, 2003; Гидиринский В.И. Русская идея как философско-исторический и религиозный феномен. М., 2010; Емченко Е.Б. Москва - «святой град» в публицистических и литературных текстах Средневековья и Нового времени // Церковь в истории России. Сб. 7. М., 2007; Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. (Опыт беспристрастного исследования). М., 1999; Лурье C.B. Историческая этнология. М., 1997; Назаренко А. Русское самосознание: между Царством и Церковью // Москва. 2000. № 12; Соловьёв A.B. Национальное сознание в
Второй историографический комплекс посвящен вопросу цивилизационной идентичности России. Полезным стал опыт сравнения христианского мировоззрения, закреплённого в идее «Москва — Третий Рим», с древнеславянским (языческим) менталитетом. Такое сравнение стало возможно на основе трудов Т.А. Бернштама, И.А. Василенко, А.Я. Гаркави, Б.Н. Заходера, А.Я. Касюка, Б.А. Рыбакова, M.JI. Серякова, В.Н. Топорова4.
Рассматривая историю христианской церкви (в том числе Русской Православной Церкви), её учение и ценности, которые она формировала в обществе, мы обращались к работам прот. Александра (Шмемана), В.Е. Вальденберга, A.B. Карташёва, Б.М. Клосса, А.П. Лебедева, H.H. Лисового, Н.О. Лосского, B.C. Соловьёва, М.А. Таубе, Л.А. Тихомирова, Г.П. Федотова, М.В. Шахматова5.
русском прошлом // Pax Rossica. М., 2012; Соловьёв A.B. Святая Русь. Очерк развития религиозно-общественной идеи // Pax Rossica. М., 2012.
4 Бернштам Т.А. «Слово» об оппозиции Перун - Велес / Волос и скотьих богах Руси // Полярность в культуре. Альманах «Канун». Вып. 2. СПб., 1996; Василенко И.А. Политическая глобалистика. М., 2000; Гаркави А.Я. Сказашя мусульманскихъ писателей о славянахъ и русскихъ. СПб., 1870; Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т. II. М., 1967; Касюк А.Я. Лингвотерминологический глоссарий основных христианских, исламских, иудаистских и буддистских понятий. М., 2008; Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., Киев, 2001; Серяков M.J1. Великий закон славян. М., 2012; Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. М., 1995.
5 Александр (Шмеман), прот. Введение в литургическое богословие. М„ 1996; Александр (Шмеман), прот. Исторический путь Православия. М., 1993; Вальденберг Вл. Древнерусские учения о пределе Царской власти. М, 2006; Карташёв A.B. Очерки по истории Русской Церкви. Т. I. М., 2009; Карташёв A.B. Очерки по истории Русской Церкви. Т. II. М., 2009; Клосс Б.М. Миротворческая роль Церкви в XI-начале XV в. (на материале летописей и житий святых) // Миротворчество в России: Церковь, политики, мыслители. От раннего средневековья до рубежа XIX-XX столетий. М„ 2003; Лебедев А.П. Вселенские соборы IV и V веков: Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. СПб., 2004; Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. М„ 1994; Лисовой Н. Империя в русской истории: тайна православной державности // Сборник материалов конференции «Проблемы культурно-природного синтеза». М., 2009; Лосский Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра. Основы этики. Минск, 2011; Соловьёв B.C. Великий спор и христианская политика // Сочинения в двух томах. Философская публицистика. Т.1. М., 1989; Таубе М.А. Рим и Русь в до-монгольский период // Покров. Вып. № 3. М., 1999; Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М., 2007; Федотов Г.П. Святые Древней Руси. Paris, 1989; Шахматовъ М. Государство Правды // Евразшскш временникъ. Кн. 4. Берлинъ, 1925.
Тема государственно-церковных отношений и положения Русской Православной Церкви в СССР особенно подробно представлена C.B. Болотовым, О.Ю. Васильевой, Ю.В. Гераськиным, Г.Н. Кармановой, А.Н. Кашеваровым, М.И. Одинцовым, Д.В. Поспеловским, М.В. Шкаровским, В.Н. Якуниным6.
Третий историографический комплекс включает труды, помогающие проанализировать формирование и реализацию концепции «Москва - Третий Рим».
Соподчинение геополитики России религиозному взгляду на её историю прослеживается в сочинениях русских мыслителей XIX-начала XX вв. Поэтому диссертационное исследование опирается на сочинения Н.Я. Данилевского, И.В. Киреевского, К.Н. Леонтьева, Ф.И. Тютчева, A.C. Хомякова7, а также авторов концепции евразийства: Г.В. Вернадского, П.Н.
6 Болотов C.B. Русская Православная Церковь в международной политике СССР 1940-х гг. // Преподавание истории в школе. 2009. № 9. URL: http://pish.ru/blog/category/articles/articles2009; Васильева О.Ю. Государственно-церковные отношения советского периода: периодизация и содержание. URL: http://www.pravoslavie.ru/arhiv/030317162928.htm; Гераськин Ю.В. Государство и Церковь (из истории государственно-церковных отношений в Рязанском крае в XX веке). Рязань, 2003; Карманова Г.Н. Жизнь православных верующих по сводкам ОГПУ 1930 года // Вестник Челябинского государственного университета. История. Вып. 34. 2009. № 28 (166); Кашеваров А.Н. Экономический аспект антицерковной кампании советского государства. 1958-1964 гг. // Новейшая история. 2011. № 1; Одинцов М.И. Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг.: споры о церковных реформах, основные решения, взаимоотношения с властью // Церковно-исторический вестник. 2001. № 8; Одинцов М.И. Письма и диалоги времен «хрущёвской оттепели» (Десять лет из жизни патриарха Алексия. 1955-1964 гг.) // Отечественные архивы. !994.№ 5; Поспеловский Д.В. Русская Церковь в XX веке. М., 1995. 511 е.; Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М., 2005; Якунин В.Н. «Установление веротерпимости». Русская Православная Церковь на оккупированных территориях СССР во время Великой Отечественной войны // Московский журнал. 2002. №5.
7 Даншевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2008; Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. СПб., 2006; Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. М., 1996; Тютчев Ф.И. Россия и Германия // Русская идея. М., 1992; Хомяков А. С. Всемирная задача России. М., 2008.
Савицкого, Н.С. Трубецкого8. Следует заметить, что сочинения этих авторов служат теоретической основой для русской школы геополитики.
В третий историографический комплекс также входят работы, в которых раскрывается роль России в международных отношениях. Для выявления влияния идеи «Москва - Третий Рим» на геополитику России в XIX в. были изучены работы Е.А. Вишленковой, Е.Ю. Гуськовой, А.Н. Куропаткина, B.C. Мясникова, М.Н. Покровского, С.Г. Пушкарёва, А. Рамбо, В.В. Рогинского, Е.В. Спекторского9.
В рамках исследования роли идеи «Москва - Третий Рим» в советский период российской истории мы полагались на работы Н. Верта, С.Г. Кара-Мурзы, Э. Каррер д'Анкосс, А.Б. Мартиросяна, Ю.В. Рубцова, П.М. Рукавицына, Б.М. Туполева, А. Тойнби, а также коллективную работу A.A. Сагомоняна, И.С. Кремера и A.M. Хазанова10.
8 Вернадский Г.В. Начертания русской истории. М., 2002; Савицкий П.Н. Избранное. М., 2010; Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. Берлин, 1925; Трубецкой Н.С. О туранскомъ элемент!, въ русской культурЪ // Евразшскш временникъ. Кн. 4. Берлинъ, 1925.
9 Вишленкова Е.А. Война и мир и русское общество в правление Александра I // Миротворчество в России: Церковь, политики, мыслители. От раннего средневековья до рубежа XIX-XX столетий. М., 2003; Гуськова Е.Ю. Балканы в планах России в первой половине XIX в.: территориальная экспансия, политическое влияние или благотворительность // Югославянская история в новое и новейшее время. М., 2002; Куропаткин А.Н. Русская армия. СПб., 2003; Мясников B.C. Об изучении истории внешней политики России //Новая и новейшая история. 1992. № 5; Покровский М.Н. Русская история с древнейших времен. Т. IV. М., Ленинград, 1925; Пушкарёв С.Г. Россия 1801-1917: власть и общество. М., 2001; Рамбо, А. История древней и новой России. Смоленск, 2000; Рогинский В.В. Борьба за Скандинавию. Международные отношения на Севере Европы в эпоху Наполеоновских войн (1805-1815). М., 2012; Спекторский Е.В. Принципы европейской политики России в XIX и XX веках // Pax Rossica. М., 2012.
10 Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 2001; Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Кн. 2. От Великой Победы до наших дней. М., 2002; Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. От начала до Великой Победы. М., 2004; Каррер д'Анкосс, Э. Евразийская империя: История Российской империи с 1552 г. до наших дней. М., 2010; Мартиросян А.Б. Сталин: биография вождя. М., 2008; Рубцов Ю.В. Маршалы Сталина. М., 2013; Рубцов Ю.В. Потсдам: от Большого союза к большой конфронтации / В кн. Покушение на Великую Победу. М., 2006; Рукавицын П.М. Германский фашизм и концепция континентального блока немецкой геополитической школы // Обозреватель. 2009. № 2; Туполев Б.М. Происхождение Первой мировой войны. Образование военно-политических блоков. Предвоенные международные кризисы // Новая
Оценка глобального контекста, в котором для России актуализируется необходимость придерживаться концепции «Москва — Третий Рим», содержится в трудах 36. Бжезинского, С. Коэна (S. Cohen), М. По (М. Рое),
A.К. Попова, Г.Ю. Ситнявского, В.И. Юртаева11.
Для того чтобы выявить значимость концепции «Москва-Третий Рим» для национальной безопасности России в условиях современных международных отношений, были исследованы работы А.И. Вавилова,
B.П. Зимонина, а также совместный труд В.К. Белозёрова, Л.Г. Ивашова, А.Я. Касюка, Ю.В. Синчука, И.Л. Шершнёва, Т.А. Яшковой12.
Следует признать, что целостных и многогранных исследований влияния идеи «Москва — Третий Рим» на геополитику России в настоящее время не существует, но такое исследование можно осуществить, полагаясь на классические и современные работы, относящиеся к геополитике, философии, истории.
Источниковую базу диссертации составляет достаточно широкий круг документов, которые можно разделить на две группы.
К первой группе относятся документы, в которых отражён переход идеи «Москва — Третий Рим» из религиозной плоскости в геополитическую. Этот
и новейшая история. 2002. № 5; Тойнби, А. Дж. Постижение истории. М., 2006.; Сагомоняп А.А., Кремер И.С., Хазанов A.M. История международных отношений в XX-начале XXI века. М., 2009.
" Бжезииский, 36. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы. М., 2014; Попов А.К., Юртаев В.И. Глобализация: битва двух парадигм. М., 2000; Попов А.К., Юртаев В.И. Российский проект глобализации // Актуальная Россия. Т. 1. М. - Волгоград, 2000; Юртаев В.И., Ситнянский Г.Ю. Россия и Южная Евразия: концепции и проекты // Экономические стратегии. М., 2000. № 4; Cohen, Stephen F. Failed crusade: America and the tragedy of post-communist Russia. London; New York, 2000; Рое, Marshall T. The Russian Moment in World History. Princeton and Oxford, 2003.
12 Вавилов А.И. Политика США в мусульманском мире на примере арабских стран. Опыт критического анализа. М., 2009; Згаюнин В.П. Евразийское измерение международной безопасности и Шанхайская организация сотрудничества // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. Вып. 2 (568). Сер.: Исторические науки; Белозёров В.К., ИвашовЛ.Г., КасюкА.Я., СинчукЮ.В., ШершнёвИ.Л., Яшкова Т.А. Глобальные вызовы XXI века - геополитический ответ России. М., 2012.
переход оказал влияние на внешнюю политику России, что видно в частности из текстов мирных договоров XIX в., заключённых по окончании русско-турецких войн и свидетельствовавших о стабильном самовосприятии России как покровительницы православных народов Балкан13.
Во вторую группу входят источники, относящиеся к XX в. (к периоду СССР) и представляющие важное значение для раскрытия темы диссертации. Среди таких источников - различные церковные документы14; материалы, формирующие представление об особенностях идеологии советской власти, включая устав, программу, стенограммы съездов Коммунистической партии15; материалы Государственного архива РФ16 и Российского государственного архива социально-политической истории17.
13 Берлинский трактат. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/berlin.htm; Бухарестский мирный договор 1812 года. URL: http://warsonIine.info/1812-god/bucharestskiy-mirniy-dogovor-1812-goda-tekst.html; Кючук-Кайнарджийский мирный договор. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/kuchuk.htm; Парижский трактат (Париж, 18/30 марта 1856 г.) // Сборник договоров России с другими государствами. 1856— 1917. М., 1952; Сан-Стефанский прелиминарный мирный договор (Сан-Стефано, 19 февраля / 3 марта 1878 г.) // Сборник договоров России с другими государствами. 1856— 1917. М., 1952.
14 Обращение временного патриаршего синода // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1927. 19 августа. № 188 (3122); Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР. 1945— 1963 гг. 1 т. М., 2009; Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР. 1954-1970 гг. 2 т. М., 2010; Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917—1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996; Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Кн. VI, вып. 2: Деяния LXXI-LXXVII. Деяние семьдесят первое (LXXI). 27 января 1918 г.
15 Доклад Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л.И. Брежнева // КПСС. Съезд, 25-й. Стенографический отчёт. 24 февраля-5 марта 1976 года, [в 3-х т.]. Т. 1. М., 1976; Зиновьев Г. Третий Коммунистический Интернационал. К истории международной организации пролетариата. Петербург, 1921; Программа Коммунистической партии Советского Союза // XXII Съезд КПСС. 17-31 октября 1961 г. Стенографический отчёт. Т. 3. М., 1962; Устав Коммунистического Интернационала // Тезисы и резолюции VI Конгресса Коминтерна. Вып. IV. M.-JL, 1928.
16 ГАРФ, Ф. Р 6991. Оп. 2. Д. 8. Л. 28; Ф. Р 6991. Оп. 2. Д. 9. Л. 1-3, 81-82, 87, 90; Ф. Р 6991. Оп. 2. Д. 10. Л. 40.
17 РГАСПИ, Ф. 89. Оп. 8. Д. 393. Л. 8.
Научная задача диссертации состоит в выявлении влияния идеи «Москва - Третий Рим» на российскую геополитику на протяжении Х1Х-ХХ вв. в таких её аспектах, как церковно-государственные отношения, нравственные и геополитические приоритеты внешней политики, формирование русской геополитической мысли.
Объект исследования — геополитика Московской Руси, Российской империи, СССР.
Предмет исследования - идея «Москва - Третий Рим» с точки зрения её влияния на российскую геополитику.
Цель исследования - выявить влияния идеи «Москва — Третий Рим» на российскую геополитику Х1Х-ХХ вв. и выработать модель национальной идеи и политики России XXI века с точки зрения их ценностных оснований.
Задачи исследования подчинены достижению указанной выше цели и состоят в следующем:
1) обозначить предпосылки формирования и сущность идеи «Москва — Третий Рим»;
2) сформулировать критерии, определяющие соответствие геополитики России идее «Москва - Третий Рим»;
3) проследить влияние идеи «Москва - Третий Рим» на геополитику Российской империи XIX века в следующих аспектах: внешнеполитические приоритеты; характер взаимоотношений государства, церкви и общества; формирование российской геополитической мысли;
4) найти элементы соответствия между концепцией «Москва — Третий Рим» и идеологическим и практическим достижением геополитических целей в советский период.
Хронологические рамки исследования
Временные рамки диссертации охватывают период Х1Х-ХХ вв., которому в данном исследовании посвящены отдельные главы. В них рассматривается геополитика Российской империи позднего периода и
геополитика Советского Союза через призму влияния на них идеи «Москва — Третий Рим».
С целью показать панорамно, как на протяжении истории христианства подготавливалась почва для появления идеи «Москва — Третий Рим», в диссертации выстроены две хронологические линии: линия развития христианской церкви (начиная с первых веков) и линия развития Руси (начиная с периода дохристианского мировоззрения), точкой пересечения которых стало отождествление Московского княжества с последним оплотом православия. Отдельное внимание уделено периоду XV—XVI вв., так как именно в это время закладывались ближайшие ко времени возникновения идеи «Москва — Третий Рим» геополитические и духовные предпосылки.
Гипотеза исследования
В диссертационном исследовании выдвигается научная гипотеза о том, что ключевые положения в трудах русских мыслителей Х1Х-ХХ вв. (славянофилов, евразийцев), а также специфика коммунистической идеологии явились формой интерпретации идеи «Москва - Третий Рим», трансформировав её в концепцию, которая, будучи созвучной с настроениями российского общества, оказала влияние на особенности как внутригосударственного устройства России (включая советский период её существования), так и её внешней политики, что позволяет нам утверждать, что «Москва — Третий Рим» — это неформальная геополитическая доктрина России.
Методологическая база исследования
Методологическая база исследования основана на положениях, принципах и методах историзма, главными из которых являются объективность, всесторонность и конкретность, научность и доказательность выдвигаемых положений и выводов. Все явления и факты рассматривались на основе конкретно-исторического подхода, позволяющего выделять устойчивые этапы и периоды в эволюционном развитии событий. Реализация
принципа объективности позволила добиваться выявления исторической истины в ходе исследования за счёт исключения недостоверных, противоречивых и неподтвержденных фактов на основе сопоставления и сравнения.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые проведено комплексное изучение особенностей влияния идеи «Москва — Третий Рим» на российскую геополитику, включающее исторический, духовный, философский аспекты.
Наиболее существенные результаты исследования, определяющие его научную новизну, состоят в следующем:
- в научный оборот введена концепция, согласно которой идея «Москва - Третий Рим» является основой для неформальной геополитической доктрины России;
- показаны геополитические предпосылки появления идеи «Москва -Третий Рим» и истоки её смысла;
- определена степень влияния идеи «Москва — Третий Рим» на российскую геополитику на протяжении периода Х1Х-ХХ вв.;
- найдены общие характеристики геополитики России периода Московского царства и Советского Союза;
- обозначен приоритет нравственности, основанный на христианских ценностях, при реализации геополитики России;
- выявлены общие черты между концепцией «Москва - Третий Рим» и евразийской концепцией, между христианством и коммунистической идеологией.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Идея «Москва - Третий Рим» стала отражением христианского мировоззрения и духовно-культурных ценностей, присущих русскому народу, принимаемых другими народами России и влияющих на всю историю Российского государства и общества до наших дней.
У русского народа глубокое восприятие православия как истины и смысла жизни отразилось на отношении к своему государству. С опорой на православие Русь определила свою духовную и геополитическую идентичность и сохранила её в период внешней угрозы со стороны Золотой Орды и католических орденов, что и было отражено в идее «Москва - Третий Рим».
В XIX—XX вв. русский народ сохранил христианское мировоззрение, позволявшее, как и в Средние века, не «растворяться» в других цивилизациях. В основе геополитики как Российской империи, так и СССР лежали нравственные ценности: помощь нуждающимся народам, приоритет мирных и справедливых международных отношений.
2. Идея «Москва - Третий Рим» явилась основой для первой геополитической концепции и доктрины Российского государства, которым следовала Московская Русь, Российская империя, Советский Союз.
После падения Византийской империи, являвшейся признанным центром православного мира, Русь взяла на себя роль её преемницы — духовного центра мира, формирующего собственное цивилизационное пространство.
До 1917 г. идея покровительства вселенскому православию, объединения поствизантийской ойкумены и возвращения Константинополя являлась важным направлением внешней политики Российской империи. В XX в. СССР играл роль геополитического центра мира, а социалистический лагерь напоминал контуры поствизантийского пространства.
Примечательно, что СССР, как и Московская Русь, изолировал от западного мира идеологическую основу своего существования. Если в XVI в. православие противопоставлялось католицизму, то в XX в. противопоставление развивалось по оси «социализм — капитализм».
3. Влияние идеи «Москва — Третий Рим» отразилось на внутригосударственном устройстве России (СССР) в XIX—XX вв.
В XIX в. расширение Российской империи включало два одновременных процесса. Первый - русификация присоединяемых народов, второй - их частичная христианизация и постепенное вовлечение в цивилизационное пространство России. В XX в. новая идеология - коммунизм - заимствовала ценности христианского мировоззрения: общинность, равноправие, межнациональное единство, стремление к справедливости, нестяжательству, взаимопомощи и т.д. Христианские заповеди были трансформированы в Моральный кодекс строителя коммунизма18.
Кроме того, идея Филофея содержала в себе византийское учение о самодержце, который должен блюсти внутригосударственный порядок, оберегать духовное пространство и покровительствовать церкви. В XIX в. это учение нашло отражение в руководящей роли монарха, а в XX в. -генерального секретаря ЦК партии (вождя). Новой «церковью» (источником учения) в XX в. выступила ВКП(б).
4. Влияние идеи «Москва — Третий Рим» прослеживается во внешнеполитическом поведении России (СССР) в Х1Х-ХХ вв.
На международной арене влияние идеи «Москва - Третий Рим» выражалось в том, что Россия позиционировала себя в качестве геополитического центра, концентрировавшего вокруг себя православно-славянский мир и некоторые другие народы незападного мира. В XIX в. внешняя политика России была направлена на преобразование евразийского и поствизантийского пространства в единую православную империю под своим покровительством. В XX в. на СССР были замкнуты страны с коммунистической идеологией, часть стран «третьего мира» и даже некоторые страны Запада.
Теоретическая значимость диссертации. Полученные выводы свидетельствуют о глубокой укоренённости идеи «Москва - Третий Рим» в
18 XXII Съезд КПСС. 17-31 октября 1961 г. Стенографический отчёт. М„ 1962.
российской исторической традиции и готовности общества и государственной элиты использовать её потенциал при формировании национальной геополитической доктрины. Свидетельства этого проявлялись в различные исторические периоды существования России. Как показано в исследовании, отход от этой доктрины, как правило, приводил государство и общество к тяжелым последствиям. Закономерным становится вывод о том, что для благополучного развития современной России необходимо следование в её внутренней и внешней политике принципам, выработанным в согласии с идеей «Москва - Третий Рим».
Практическая значимость работы. Полученные теоретические результаты диссертации могут быть использованы для системного исследования современных геополитических процессов в интересах внутренней стабильности России, для оформления национальной идеи, внешнеполитической стратегии, геополитической доктрины России.
Основные положения исследования также могут быть использованы в учебном процессе по таким курсам дисциплин, как «Основы геополитики», «Геополитическое измерение внешней политики России», «Геополитика России на пространстве Европы».
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены автором на научных конференциях в Москве, Челябинске, Ростове-на-Дону, в том числе в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (международная научная конференция «Геополитика многополярного мира», 2011 г.) и Московском государственном лингвистическом университете (конференция студенческого научного общества МГЛУ "COLLEGIUM LINGUISTICUM-2010"; 4-я межвузовская научная конференция молодых учёных, аспирантов и студентов «Этноконфессиональный фактор и его роль в политической, культурной и социальной жизни современной России», 2010 г.; научная конференция «Россия в геополитической конструкции мира XXI столетия», 2012 г.; научно-
практическая конференция «Алексей Вандам: "Наше положение" - взгляд через призму геополитики век спустя» 2013 г.). Диссертация была обсуждена на кафедре теории и истории международных отношений Московского государственного лингвистического университета и рекомендована к защите.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, проводится анализ её научной разработанности, определяются научная задача, объект и предмет, цель и задачи исследования, формулируются рабочая гипотеза, хронологические рамки исследования, его методологическая база, раскрывается его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, излагаются положения, выносимые на защиту, а также результаты апробации.
В первой главе диссертационной работы «Предпосылки и геополитическая сущность идеи "Москва — Третий Рим"» панорамно показано развитие христианской церкви от первых веков до Великого Раскола (XI в.); описано дохристианское мировоззрение древних славян; рассмотрены основные события внутригосударственной и внешнеполитической жизни Руси, подготовившие появление идеи «Москва — Третий Рим»; предложены критерии, помогающие определить согласованность геополитики России с идеей «Москва - Третий Рим».
В данной главе рассмотрены ценности раннехристианского общества, основные вехи развития христианства, особенности государственно-церковного учения о симфонии властей. Посредством сравнения выявлены отличия между языческим и православным мировоззрением. Показано, что суть идеи «Москва - Третий Рим» сводится к тому, что после падения
Византийской империи Русь отождествила себя с новым центром православного мира.
В главе показано, что период ига Золотой Орды, совпавший по времени с натиском католических европейских орденов, укрепил православие в качестве духовной основы русской цивилизационной идентичности. Флорентийская уния (1439) была воспринята на Руси как предательство православия, а последовавшее вскоре после унии падение Византии — как наказание Божие за грех отступничества.
Падение Византии означало разрушение прежней стабильной конструкции православного мира с центром в Константинополе. И в этот исторический момент Московская Русь, полагая в основу своей внешней политики духовный фактор, заявила о себе как о новом центре православного мира. Вместе с тем Московское княжество встало перед необходимостью духовного обособления не только от Европы, но и от Византии, зависимой от Турции в политическом отношении, а в духовном - от Ватикана.
В исследовании был также затронут внутриполитический контекст, в котором появилась идея «Москва - Третий Рим». Старец Филофей в своих посланиях великому московскому князю Василию III и великокняжескому дьяку М.Г. Мисюрю Мунехину утверждал, что ответственное хранение православия должно начинаться с благочестия самого государя.
В исследовании указывается на то, что идея Руси как наследницы нового сакрального центра христианского мира отнюдь не являлась новой -Филофей, обобщив сочинения предшественников, предложил квинтэссенцию этого литературного массива. Отличало послания Филофея, во-первых, то, что он впервые предложил формулу из трёх звеньев: Рим - Константинополь — Москва. По мысли Филофея, появление в этой цепочке Третьего Рима связано с падением Римской и Византийской империй вследствие их отхода от православной веры и необходимостью её сохранения на территории Руси. Второе отличие посланий Филофея от сочинений предшественников - это
наличие богословско-пророческой доминанты. Обращаясь к цитатам из видения пророка Даниила, из Апокалипсиса, анализируя священную историю и пророчества, Филофей пытался понять судьбу и предназначение России.
Для того чтобы выявить геополитическую сущность концепции «Москва — Третий Рим», в исследовании предложены следующие направления её воздействия на российскую геополитику.
Во-первых, это укрепление самовосприятия России как духовного центра мира. При этом понятие Москвы имеет несколько значений. Москва рассматривается как священный город, подчёркивается её сакральная сущность; более широкий смысл ассоциирует Третий Рим с Российским государством (с центром в Москве), с Русской Православной Церковью, с русским народом; метафизический смысл этой концепции заключается в том, что Третий Рим - это весь православный мир, сосредоточенный после падения Константинополя в России и находящийся под её опекой и покровительством.
Перед Русью - Третьим Римом стоят две основные задачи: обеспечение внутригосударственной, в первую очередь духовной, безопасности и попечение обо всех православных народах. Таким образом, согласно концепции «Москва - Третий Рим», приоритетным для российской геополитики становилось создание единого православного пространства.
Во-вторых, влияние идеи «Москва — Третий Рим» на российскую геополитику видится в укреплении симфонии властей и христианского идеала русского правителя. По убеждению Филофея, перед великим московским князем стояла задача не только защищать православие и церковь, но и самому соответствовать высоким евангельским идеалам милосердия, справедливости и т.д.
В-третьих, идея «Москва - Третий Рим» предопределила взаимосвязь российской геополитики с эсхатологическими настроениями в обществе. Современники Филофея были охвачены страхом конца света, вызванным падением Константинополя, но объявление Москвы Третьим Римом
освободило русское общество от этого страха. Предчувствие конца света приводило не к пассивному ожиданию, а к стремлению создать христианское царство, основанное на социальной справедливости.
Во второй главе «Воздействие концепции "Москва - Третий Рим " на российскую геополитику в XIX в.» описан процесс расширения Российской империи и характер освоения ею новых пространств; показаны основные внешнеполитические задачи, в которых можно было видеть действие «Москвы - Третьего Рима» как неформальной геополитической доктрины; рассмотрены труды классиков русской философии, публицистики, геополитики для выявления согласованности их мыслей с идеей Филофея.
В главе показано, что влияние идеи Филофея на расширение территории России проявилось, во-первых, в «москвоцентризме» евразийского пространства и, во-вторых, в доминирующей роли религиозного фактора (православия) в его освоении. При этом государство было мотивировано не только стремлением сохранить чистоту православия, но и желанием превратить его в мощный идеологический инструмент, помогающий объединить все народы Российской империи.
В работе подчёркивается, что во внешней политике с самого начала XIX в. Россия стала действовать в согласии с идеей «Москва — Третий Рим», т.е. стала позиционировать себя как духовный центр мира, полагающий в основу политики нравственные ценности.
По сравнению с другими государствами Россия внесла самый большой вклад в победу над Наполеоном и по праву стала организатором постнаполеоновской системы международных отношений. По инициативе России был разработан «Трактат братского христианского союза» (Священного Союза) как основополагающий документ для новой формы европейской безопасности.
Будучи на пике своего авторитета, Россия предлагала Европе выстраивать международные отношения на принципах христианской морали,
однако европейские государства игнорировали эти принципы. Начиная с 1820-х гг., Россия стала поддерживать единоверные (православные) балканские народы. На этом геополитическом развороте России в сторону Балкан сказалась историческая память об ответственности России за поствизантийское пространство и за населяющие его православные народы. Этой специфической «психологией» «Третьего Рима» были мотивированы все русско-турецкие войны XIX века.
В главе исследуются работы некоторых русских мыслителей XIX в.: A.C. Хомякова, И.В. Киреевского, К.Н. Леонтьева, Ф.М. Достоевского, Н.Я. Данилевского, B.C. Соловьёва, Ф.И. Тютчева. Размышления о судьбе России, о её предназначении у этих классиков русской мысли стали органичным развитием идеи «Москва - Третий Рим». В частности, в концепции Н.Я. Данилевского в качестве главного противника православно-славянского пространства (Всеславянского союза) определена Европа (романо-германский культурно-исторический тип).
В третьей главе «Отражение концепции "Москва — Третий Рим" в идеологии и геополитической практике России (СССР) в XXв.» с концепцией «Москва - Третий Рим» сравниваются евразийство и коммунизм, рассматриваются особенности государственно-церковных отношений в советский период, геополитические приоритеты СССР.
В главе евразийская концепция представлена как развитие идеи Филофея и концепций авторов XIX века. Влияние концепции «Москва — Третий Рим» также прослеживается в коммунистической идеологии, так как нравственные установки коммунизма были во многом заимствованы из христианского учения.
В работе показано, что предпосылки к революции 1917 г. в совокупности представляли собой цивилизационный отказ от концепции «Москва — Третий Рим». Среди таких предпосылок — духовный кризис Русской Православной Церкви, увлечение российской власти и интеллигенции
западными идеями, во внешней политике - ослабление роли России как духовного центра и покровительницы балканских славян.
В содержании главы акцентируется, что после революции 1917 г. произошло явное расхождение духовной и светской власти в противоположные стороны идеологического поля. Появился беспрецедентный для русской истории тип государственно-церковных отношений — отношений противовеса. Русская Православная Церковь была причислена к контрреволюционным организациям, вера объявлена искажённым миропониманием.
В главе анализируется период Великой Отечественной войны и первых лет послевоенного времени. В этот период можно было наблюдать курс на сближение Русской Православной Церкви и Советского государства, укрепление на этой почве народного патриотизма.
Сближение церкви и государства также привело к укреплению внешнеполитических позиций СССР. В первые годы после окончания Великой Отечественной войны происходило формирование советского религиозно-геополитического проекта - этот процесс состоял из нескольких этапов: объединение народов СССР вокруг русского народа, объединение славянского пространства, объединение всей православной ойкумены вокруг Москвы, направленное против Ватикана и «западного империализма».
В главе указывается на то, что после правления И.В. Сталина его попытка восстановить положительный образ и влияние Русской Православной Церкви на внутригосударственную и внешнюю политику был представлен как отход от ленинизма, непозволительный в рамках коммунистической идеологии. Взаимоотношения государства и церкви вновь пришли в состояние противостояния, началась новая волна борьбы с религией.
В то же время идеология СССР воспроизводила цивилизационные элементы, заложенные идеей «Москва — Третий Рим». Для советского человека были заданы такие идеалы, как нестяжательство, отвержение культа
наживы, стремление к социальному равенству, взаимопомощи. Во внешнеполитической сфере для СССР приоритетной была задача мирного сосуществования.
В заключении обобщены основные выводы автора по проведённому исследованию. Отмечено, что Россия имеет все необходимые предпосылки для того, чтобы стать духовным и геополитическим центром мира, что приводит к необходимости такого развития идеи «Москва - Третий Рим», которое бы соответствовало и русской традиции, и современным геополитическим реалиям. Подчёркивается, что цель исследования достигнута, его задачи - решены.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК России:
1. Клименко А. Н. Духовный аспект геополитики Руси во второй половине ХУ-первой половине XVI вв. // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Исторические и политические науки. - 2012. - Вып. 25 (658). Геополитика, международные отношения, социология. - С.71-79 (0,4 пл.).
2. Клименко А. Н. Идея «Москва - Третий Рим» в геополитической концепции Н.Я. Данилевского // Геополитика и безопасность. - 2013. - № 2 (22).-С. 58-61 (0,3 п.л.).
3. Клименко А. Н. Концепция «Москва - Третий Рим» в геополитической практике И.В. Сталина // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Исторические и политические науки. - 2013. - Вып. 24 (684). Актуальные проблемы внешней и внутренней политики государств. - С. 124-132 (0,5 п.л.).
4. Клименко А. Н. Геополитическая миссия Русской православной церкви // Обозреватель - Observer. - 2013. - № 12 (287). - С. 73-79 (0,4 пл.).
Публикации в прочих изданиях:
5. Клименко А. Н. Актуальность идей Н.Я. Данилевского в начале XXI века // Collegium Linguisticum - 2010: Тезисы докладов конференции студенческого общества МГЛУ. М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2010. - С. 97-98 (0,1 пл.).
6. Клименко А. Н. Православно-славянская матрица Русской цивилизации // Россия: геополитический центр мира XXI столетия: материалы международной конференции, Челябинск, 8-9 октября 2010 г. М., 2010. - С. 164-168 (0,1 п.л.).
7. Клименко А. Н. Православно-славянская геополитическая матрица на современном этапе // Этноконфессиональный фактор и его роль в политической, культурной и социальной жизни современной России: Материалы 4-й Межвуз. научн. конф. молодых учёных, аспирантов и студентов. Москва, 20 октября 2010 г. М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2010. - С. 3039 (0,5 пл.).
8. Клименко А. Н. Национальная (русская) идея. Россия в XXI веке // Материалы годового собрания Академии геополитических проблем. М., 2012. -С. 93-96 (0,2 пл.).
9. Клименко А. Н. Идея «Москва - Третий Рим» и её интерпретация в современных геополитических концепциях // Левиафан: Материалы международной конференции по вопросам многополярности (вып. 3) / [Под ред. А. Г. Дугина; Ред.-сост. Савин Л.В.]. - М.: Евразийское Движение, 2012. -С. 105-116(0,6 пл.).
Таким образом, основные положения диссертационной работы отражены в публикациях общим объёмом 3,1 п.л., в том числе в 4 статьях объёмом 1,6 п.л. в изданиях, включённых в «Перечень российских
рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук».
Заказ № 29-Р/09/2014 Подписано в печать 05.09.14 Тираж 100 экз. Усл. п.л. 1,2
ООО "Цифровичок", г. Москва, Большой Чудов пер., д.5 тел. (495)649-83-30 'J www.cfr.ru ; e-mail: zakpark@cfr.ru