автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Система разработки дизайна логотипов в различных сферах деятельности человека

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Мильчакова, Наталья Егоровна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
Диссертация по искусствоведению на тему 'Система разработки дизайна логотипов в различных сферах деятельности человека'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Система разработки дизайна логотипов в различных сферах деятельности человека"

На правах рукописи

МИЛЬЧАКОВА Наталья Егоровна

СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ ДИЗАЙНА ЛОГОТИПОВ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Специальность 17.00.06. - Техническая эстетика и дизайн

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

3 О СЕН 2010

Москва-2010

004609550

Работа выполнена на кафедре "Компьютерный дизайн" Московского Государственного Университета Приборостроения и Информатики

Научный руководитель: доктор технических наук, профессор

Куманин Владимир Игоревич

Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор

Холин Николай Николаевич

кандидат технических наук, доцент Земцов Михаил Иванович

Ведущая организация: Ижевский Государственный

технический Университет г. Ижевск

Защита состоится 13 октября 2010 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д.212.119.04 в Московском государственном университете приборостроения и информатики по адресу: 107996, Москва, ул. Стромынка, д. 20, зал заседаний Ученого совета

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГУПИ

Автореферат разослан 12 сентября 2010 года

Ученый секретарь диссертационного совета, к.т.н.

А.Э. Дрюкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы.

Развитие рыночных отношений в России привело к возникновению разно-масштабных фирм и предприятий на государственной и частной основе. Это, в свою очередь, привело к росту качества объема производства, а также к конкурентной борьбе. Для успеха в этой борьбе фирмам и предприятиям понадобилось идентифицировать свое предприятие на рынке путем шрифта или специального знака, позволяющего отличать продукцию данной организации. Этот знак можно зарегистрировать в качестве торговой марки предприятия с эксклюзивным правом ее использования, обладающей юридическими правами. Для потребителей наличие торговой марки или логотипа является гарантией качества продукции и служит "лицом" компании.

Перед современными дизайнерами стоит задача разработки уникального знака предприятия, который должен отвечать современным требованиям и при этом соответствовать сфере деятельности организации или компании.

Дизайн логотипов - наивысшая степень мастерства в графическом дизайне. Эффективность дизайна должна обеспечиваться пониманием сферы деятельности компании, неповторимой уникальностью, наличием четких и определенных правил.

Кроме того необходимо подчеркнуть, что отсутствует система разработки дизайна логотипов для разных сфер человеческой деятельности. Не всегда учитываются особенности профессиональной ориентации при разработке отличительных знаков организации, что может привести к несоответствию дизайна логотипа и сферы деятельности компании.

Цель работы: разработка системы создания дизайна логотипов для компаний и организаций различной профессиональной направленности и различных сфер человеческой деятельности.

Согласно поставленной цели работы, были сформулированы задачи диссертационной работы:

1. Осуществить анализ сфер деятельности человека с учетом специфических особенностей его труда

2. Провести анализ различных видов логотипов в зависимости от сфер деятельности человека

3. Разработать требования к созданию дизайна логотипов

I

4. Создать алгоритм разработки дизайна логотипов

5. Разработать дизайн логотипов с учетом сфер деятельности компаний и организаций

6. Разработать технологические схемы создания дизайна логотипа

7. Осуществить выпуск логотипов для разнонаправленных организаций.

Научная новизна работы:

1. Разработана система дизайна логотипов для различных сфер человеческой деятельности с учетом профессиональной ориентации

2. Определены художественные и технические требования к разработке дизайна логотипов

3. Разработан алгоритм создания дизайна логотипов

4. Разработаны и реализованы технологические схемы создания дизайна логотипов

Практическая значимость работы:

1. Разработаны технологии для создания дизайна логотипов с использованием компьютерных программ

2. Предложены материалы и технологические параметры для создания юбилейной медали и значка компании "Авторадио"

3. Реализованы технологии для создания дизайна логотипов следующих компаний:

• компания "Директ-групп"

• коммерческий телеканал "Стронг ТВ"

• культурный центр нового поколения "Айседора Дункан"

• кафедра "Компьютерный дизайн" МГУПИ

• инженерная компания "Верта" Апробация результатов работы.

1. Выступление на научной конференции МГУПИ "Актуальные проблемы приборостроения, информатики и социально-экономических наук" 27 мая 2010 года с докладом "Принципы разработки логотипов"

2. Выступление на факультетской научно-технической конференции "Информатика и Технология" 5 апреля 2010 года.

3. Выступление на IV Международной научной конференции в секции "Реклама и Дизайн" в Ижевском Государственном Техническом Университете в мае 2010 года

Публикации. По результатам выполненных исследований опубликовано б работ, в том числе 1 работа в изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, восьми глав, выводов, списка литературы из 52 наименований. Общий объем работы- 110 страниц, включая 35 рисунков и 16 таблиц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранного направления работы, формулируется цель и задачи исследования, научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе приводится исторический анализ создания дизайна логотипов.

С древних времен человеку было свойственно изображать отличительные знаки и символы. Родоначальниками современного логотипа можно назвать амулеты и тотемы. В средние века символика логотипа обретала новую форму. Люди олицетворяли в знаке сущность своей деятельности. Так булочник вешал над своей лавкой изображение калача, сапожник - сапог и т.д. Уже тогда смысл отличительного знака был неразрывно связан со сферой деятельности человека.

В эпоху Возрождения характер логотипа приобретает значение авторства, как личный знак художника, мастера. Поставить на свое изделие данный знак имел право только автор. В дальнейшем, знак авторства был преобразован в клеймо, как отличительный знак товара, который усложнял подделку. Стоит отметить, что заимствованное слово бренд (brand) в переводе с английского языка означает клеймо, марка, товарный знак.

Одним из предшественников логотипа можно также считать геральдику. Геральдика представляет собой систему знаков. Эта система основывается на фигурах и цветах, которые по строгим правилам комбинируются на геральдическом щите. Мишель Пастуро утверждает, что "правила геральдики всегда соблюдались достаточно строго, а редкие нарушения не превышают 1% от общего числа гербов".

В XVII, XVIII веке термин "логотип" был синонимом термина "лигатура" - это объединение двух или нескольких знаков шрифта. В начале XX века логотипом называют шрифтовую составляющую, обозначающую организацию или товар. В настоящее время логотип объединяет в себе

шрифтовую и символьную составляющую и может быть зарегистрирован в качестве торговой марки или товарного знака.

Вторая глава посвящена изучению принципов построения логотипов, различным видам логотипов и современным тенденциям создания знаков.

Исходя из истории анализа создания логотипов, можно констатировать, что существует три основных вида логотипа - это шрифтовой, символьный и комбинированный (рисунок 1).

Виды логотипов 1

^-Т-Ч

Шрифтовой ! Символьный Комбинированный ]

Microsoft

Билайн

Рисунок 1 - Виды логотипов.

Классический или шрифтовой вид логотипа был заложен еще в середине XIX века британскими книгопечатниками. Это способ создания логотипа на основе какого-либо шрифта, либо шрифтовой композиции.

Создание символьных логотипов берет свое начало с создания клейма, которое использовали для отличия своих товаров ремесленники. Также в Голландии в начале XX века, когда возросло производство луковичных растений, каждый фермер ставил на своей продукции рисунок цветка, который он выращивал. Символьный логотип представляет собой рисунок, графический элемент, отражающий сферу деятельности предприятия.

Комбинированный логотип создается путем объединения шрифтовой и символьной составляющей, используя принципы композиции.

Все виды логотипов подразделяются на два типа: конкретный и абстрактный. Конкретный тип отражает прямое значение знака, а абстрактный представляет собой знак, который не является прямым отражением смысла логотипа, предполагает аллегорические образы и может нести в себе несколько иносказательных понятий.

Третья глава посвящена систематизации сфер деятельности человека и выявлению зависимости различных видов логотипов от сфер деятельности человека.

Прежде чем приступить к разработке дизайна логотипа компании или предприятия, необходимо подробно изучить сферу деятельности данной органиизации и определить какого вида логотип предпочтительно использовать в данной сфере.

Существуют различные сферы деятельности человека, которые необходимо учитывать при разработке дизайна логотипа. Важным является понимание, какого рода предприятие или организация соответствуют данным сферам деятельности человека, а также масштаб выпускаемой продукции (таблица 1).

Таблица 1 - Сферы деятельности человека.

Виды деятельности Характеристики видов деятельности человека Примеры предприятий, организаций компаний Производимая продукция

Производственная деятельность совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг Заводы, фабрики массовая

Деятельность в сфере искусства Деятельность, направленная на создание единичных произведений искусства, признанных экспертами Художники, поэты, писатели единичная

Научно-интеллектуальная деятельность Деятельность, направленная на создание результата научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ Ученые, исследователи единичная

Управленческая деятельность Деятельность направленная на создание и планирование деятельности организации и планирование действий людей (подчиненных) Руководители предприятий, чиновники массовая

Торговая деятельность Деятельность направленная на приобретение и продажу чего-либо Магазины, биржи, торговые предприятия массовая

Деятельность в сфере образования Деятельность, направленная на предоставление и передачу знаний Школы, институты, университеты массовая

Масс-медиа Творческая деятельность, направленная на создание и распространение "массового искусства и культуры" Телевидиние, радио, интернет массовая

Hand-made Деятельность, направленная на создание единичной продукции, с использованием ручного труда Ювелирные мастерские, небольшие мастерские различной направленности массовая

Если продукция или услуга компании имеет массовый характер, то при разработке знака стоит учитывать, что логотип будет широко растиражирован и использование мелких деталей является неуместным.

Анализируя сферу деятельности организации, для которой необходимо разработать дизайн логотипа важно определить вид и тип логотипа, который будет использоваться. Например, в сфере управленческой деятельности не стоит использовать абстрактный тип логотипа. Такого рода знаки будут отвлекать от прямого значения. Однако для деятельности в сфере искусства подобный знак будет восприниматься органично и уместно (таблица 2).

Таблица 2 - Зависимость видов логотипов от сфер деятельности человека.

Виды деятельности Шрифтовой вид логотипа Символьный вид логотипа Комбинированный вид логотипа Конкретный Абстрактный

Производственная деятельность + + + + -

Деятельность в сфере искусства + + + + +

Научно-интеллектуальная деятельность + + + + +

Управленческая деятельность + - + + -

Торговая деятельность + + + + -

Деятельность в сфере образования + + + + -

Масс-медиа + + + + +

Hand-made + + + + +

В четвертой главе приведены требования к созданию дизайна логотипов.

При работе над дизайном логотипа фирмы, компании, предприятия дизайнер должен учитывать, что к знаку предъявляется ряд эксклюзивных рекомендаций, которые определяют конечный успех в его работе. Среди этих рекомендаций, наиболее важными, являются следующие:

1. Функциональная нацеленность логотипа, которая отражает принадлежность фирмы к определенной отрасли, охват всей номенклатуры изделий, выпускаемых предприятием;

2. Универсальность, (т.е. если машиностроительный завод изготавливает несколько сотен едениц номенклатуры изделий, то выбирать логотипом шестеренку нецелесообразно);

3. Новационность — логотип должен качественно отличаться от уже имеющихся;

4. Компактность, т.е. логотип должен быть понят и «отложен в памяти» с одного раза;

5. Нестандартность логотипа должна проявляться не в лобовой атаке на потребителя, а часто целесообразно использовать опосредованные образы (для рекламы скоростного поезд а или автомобиля используется образ бегущего оленя);

6. Масштабируемость. Логотип должен органично смотреться как на большом формате (билборд, перетяжка), так и на формате меньшего размера (визитная карточка, бланк, авторучка)

В пятой главе приведен общий алгоритм разработки дизайна логотипов.

Приступая к работе над логотипом необходимо знать следующее:

• историю компании, наиболее интересные факты ее развития;

• основную номенклатуру продуктов, выпускаемых данной фирмой в

общем объеме производства;

• партнеров компании;

• наличие серийности при выпуске определенных товаров;

у

• объем выпуска готовой продукции.

В конечном итоге логотип выпускается для потребителя и является корпоративным символом сотрудников фирмы. Качество продукции совместно с рекламными мероприятиями, включающими разработку логотипа товара, определяют конечный имидж компании и ее материальный успех. Поэтому дизайнер должен четко представлять себе круг потребителя продукции компании, его запросы, материальное положение, наличие конкурентов и т.д. Таким образом, был создан алгоритм разработки дизайна логотипа, объединяющий в себе следующие действия (рисунок 2): 1. Изучить сферы деятельности компании; для этого необходимо проанализировать рынок и конкурентов в данной сфере.

Алгоритм разработки дизайна логотипа

Интересы заказчика, особенности изучения деятельности фирмы

Определение основных параметров дизайна логотипа: форма,цвет, шрифт ^

ц

Разработка основного варианта

полноцветного логотипа (черно-белый, инвертированный, полноцветный)

Тестирование логотипа

£

Создание брендбука

5

Рисунок 2 - Алгоритм разработки дизайна логотипов.

2. Определить основные параметры дизайна логотипа на основании сферы деятельности компании. Определить цветовую гамму логотипа, используя различные цветовые системы CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Key color -голубой, пурпурный, желтый, черный) - отражает цвета логотипа, используемые на печатных носителях, RGB (Red, Green, Blue - красный, зеленый, синий) - отражает цвета логотипа, используемые на медиа-носителях, экране телевизора, мониторе, при подготовки файлов для интернета. В логотипе должно быть использовано не более трех цветов. Также необходимо определить шрифтовую составляющую логотипа (выбрать подходящий шрифт, определить количество слов и букв, используемых в знаке) и форму знака.

3. Комбинируя графическую и шрифтовую составляющую логотипа, используя принципы композиции, создать полноцветный вариант знака. Логотип может быть использован на различных носителях, поэтому необходимо создать черно-белый, инвертированный и полноцветный вариант логотипа.

4. Протестировать логотип для потребительской аудитории, чтобы избежать непонимания и неприятия знака аудиторией, для которой непосредственно создается логотип. Протестировать созданный логотип на новизну и актуальность.

5. Описать логотип в брендбуке и особенности его использования.

В шестой главе разработаны технологические схемы создания дизайна логотипа.

Современные тенденции в разработке дизайна и новые технологии печати позволяют создавать логотипы, которые могут содержать в себе не только векторные элементы и шрифты, но также растровые (рисунок, фотографии) и трехмерные (рисунок 3).

Разработка символьной состаоляющей логотипа

О

Выбор вида символьного знака

Растровый Трехмерный

Рисунок 3 - Разработка символьной составляющей логотипа.

Разрабатывая современный комбинированный логотип, который содержит в себе символьную составляющую, необходимо учитывать с помощью каких художественных или виртуальных средств она была создана. Исходя из этого, возникает необходимость в разработке общих технологических схем создания дизайна логотипа.

Технологические схемы были разделены на два вида: создание символьной составляющей логотипа (рисунок 3) и создание шрифтовой составляющей (рисунок 4). Такое разделение дает возможность дизайнеру выбрать необходимую схему в случае, если его логотип является символьным или строго шрифтовым.

В случае комбинированного логотипа возможно использовать каждую схему отдельно для разработки символьной и шрифтовой составляющей и в дальнейшем объединить каждую из составляющих в комбинированный логотип, следуя принципам композиции (рисунок 5).

Разработка шрифтовой составляющей логотипа

О

Создание и сканирование эскиза

О

Рисунок 4 - Разработка шрифтовой составляющей логотипа.

и

Комбинированный логотип

Символьная составляющая

Шрифтовая составляющая

Рисунок 5 - Комбинированный логотип.

Особое внимание при разработке знака стоит уделить цветовой системе, в которой разрабатывается логотип. Цветовая модель CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Key color - голубой, пурпурный, желтый, черный) является субтрактивной цветовой моделью и используется в полиграфии. Цветовая модель RGB (Red, Green, Blue - красный, зеленый, синий) является аддитивной и используется для экрана мониторов, телевизоров и т.д. Поэтому следует реализовать логотип как в системе RGB, так и в системе CMYK, чтобы добиться универсальности знака.

Также необходимо учитывать разрешение и формат для сохранения полноцветного логотипа. Для печати используется стандартное разрешение 300 dpi, для экрана используется разрешение 72 dpi. Рекомендуемое расширение при сохранении файла в цветовой модели CMYK - это .tiff, .ai, .cdr, при сохранении файла в цветовой модели RGB - это - .jpg, gif.

В седьмой главе представлен разработанный нами дизайн логотипа юбилейной медали и значка радиостанции "Авторадио". Предложены материалы и технологические параметры для создания дизайна медали и значка.

Основой для разработки дизайна медали и значка послужил логотип радиостанции "Авторадио". Фирменным знаком Авторадио является вращающиеся пятиконечная звезда (рисунок 6), вершины которой излучают свет (фары), что олицетворяет собой широту охвата аудитории слушателей "Авторадио". Вокруг "звезды" располагались частоты радиостанции, а под звездой на плашке находилось название компании (рисунок 6).

Рисунок 6 - Звезда и логотип радиостанции "Авторадио".

При подготовке юбилейной медали и значка "Авторадио" был осуществлен редизайн логотипа, в результате которого, кроме основного символа "звезды" появились новые элементы, такие как годы вещания, юбилейная дата, а название радиокомпании было перемещено в верхнюю часть значка и расположено по окружности.

Основой медали служит пятиконечная звезда, на ней расположены декоративные элементы, имитирующие драгоценные камни. В центре ком-

позиции находится звезда Авторадио, по окружности размещено название радиостанции и годы вещания. В верхней подвижной части медали (крепежный элемент для синей ленты) выполнена карта РФ, на которой находится символическая дуга, изображающая распространение волн радиостанции по всей территории России. Также на карте был расположен слоган компании: "Мы радио для всех!".Общий вид изделий представляет собой стилизованный образ ордена дореволюционной эпохи (рисунок 7).

Рисунок 7 - Медаль и значок радиостанции "Авторадио" На основании эскизов была создана 3 D-модель в компьютерной программе 3D Studio Мах (рисунок 8).

Рисунок 8 - 3 D-модель медали радиостанции "Авторадио"

При выборе материалов для изготовления медали были рассмотрены сплавы золота 585 пробы трех цветовых групп с различным содержанием серебра, меди и палладия.

Сплавы золота 585 пробы обладают высокими антикоррозийными механическими и технологическими свойствами, а так же имеют широкий цветовой диапазон. Согласно эскизу, выбираются сплавы из трех цветовых групп: сплавов золота белого, желтого и красного оттенков (таблица 3).

Таблица 3 - Сплавы золота.

№ сплава Легирующие элементы, % Цвет сплава Интервал Т плав. "С

Ag Си PI Pd Ni Zn Cd

1 27,5 9,5 4,5 белый 1160-1190

2 24,9 16,6 желтый 820-860

3 7,5 34,1 красный 875-1015

Выбор сплава по цвету производился с учетом измерения цвета на модели медали в цветовой системе RGB с помощью программы Adobe Photoshop. Было взято 10 проб каждого цвета и выбрано усредненное значение цветового диапазона (таблица 4).

Таблица 4 - Выбор сплава золота.

Цвет золота на модели R G В № сплава

Цвет белого золота на модели 244 243 239 №1

Цвет желтого золота на модели 247 229 107 №2

Цвет красного золота на модели 204 153 102 №3

Основным материалом для изготовления значка мы выбрали сплав латуни ЛК80-ЗЛ. Этот материал являлся оптимальным по цветовой гамме, по механическим, технологическим, и физическим свойствам.

Для изготовления памятной медали и значка мы использовали технологию обработки металла давлением при помощи штампа - холодная штамповка, с последующим золочением отдельных деталей медали.

В восьмой главе нами разработаны дизайны логотипов следующих компаний: компания "Директ-групп", коммерческий телеканал "Стронг ТВ", инженерная компания "Верта", культурный центр нового поколения "Айседора Дункан", кафедра ТИ-4 "Компьютерный дизайн" МГУПИ 8.1 Логотип компании "Директ-групп".

При создании данного логотипа была использована современная тенденция создания дизайна логотипа - графическое сопоставление логотипа с элементами орнамента. В этом случае логотип является частью орнамен-

та и может использоваться как отдельно, так и совместно с основными параметрами орнамента. Логотип представляет собой шрифтовое сочетание двух слов на английском языке, где от букв 'Т' и "р" исходят линии, которые в свою очередь могут быть продолжены в орнаментальном рисунке оформления. Суть такого дизайна основана на изучении сферы деятельности данной компании. Она заключается в том, что основным видом деятельности "Директ-групп" является поставка и установка труб и вентиляционных систем. Поэтому такое пересечение линий, олицетворяющих собой различные технические системы является оправданным и уместным (рисунок 9).

Разработка дизайна логотипа основывалась на технологических схемах, приведенных в главе шесть.

Рисунок 9 - Логотип компании "Директ-групп".

8.2 Нами была осуществлена разработка дизайна логотипа для компании "Верта" (инженерные системы). Основной сферой деятельности компании "Верта" является поставка и установка кондиционеров. Символьной составляющей данного логотипа является порхающие снежинки,

direc group

создающие эффект прохлады от восприятия знака (рисунок 10). Данный эффект усиливается использованием глубокого синего цвета фона.

Рисунок 10 - Логотип компании "Верта".

Логотип был разработан с помощью технологических схем, предложенных в главе 6.

8.3 Разработка дизайна логотипа для телеканала "Стронг ТВ".

Также был разработан дизайн логотипа коммерческого телеканала. Основной интерес данного логотипа представляет собой символьная составляющая. Сфера деятельности компании "Стронг ТВ" - это телевидение. Логотип создавался для мужского телеканала, основной эфир телеканала предполагалось наполнить боксерскими матчами и кинокартинами отражающими брутальный мужской характер. Слоганом данного телеканала являлось высказывание Мухаммеда Али: "Порхай как бабочка, жаль как пчела". Символом была выбрана стилизованная бабочка, одно крыло которой является непосредственно крылом бабочки, а второе крыло - это отпечаток боксерской перчатки. На первый взгляд знак выглядит довольно агрессивно, но полностью отражает суть телеканала (рисунок 11).

Рисунок 11 - Логотип компании "Стронг ТВ".

Разработка дизайна данного логотипа основывается на технологической схеме создания дизайна логотипов приведенной в главе шесть и более детально рассмотрена в диссертации.

8.4 Разработка дизайна логотипа для компании "Айседора Дункан".

Нами был разработан комбинированный логотип для компании "Айседора Дункан". Сфера деятельности культурного центра нового поколе-

strong

tv

ния "Айседора Дункан" - это создание тематических вечеров, концертов, а также обучение современным и бальным танцам (рисунок 12).

V

Айседора Дункан

к\ чьтурныи центр нового поколении

Рисунок 12 - Логотип компании "Айседора Дункан" Символьная составляющая данного логотипа является абстрактной. Штрих-символ логотипа может рисовать в воображении человека различные образы: "летящий шарф Айседоры Дункан", "мысок ноги", "шлейф платья". Шрифтовая составляющая логотипа создана с учетом использования шрифтовой гарнитуры прошлого века.

Разработка дизайна данного логотипа основывается на технологической схеме создания дизайна логотипов приведенной в главе шесть.

8.5 Разработка дизайна объемного логотипа для кафедры ТИ-4 «Компьютерный дизайн».

Современные тенденции графического дизайна в создании логотипа требуют не только детальной проработки графической составляющей логотипа или фирменного знака. Требования к современному логотипу очень возросли. Необходимо создать не только безупречную графическую форму логотипа, но и уже на уровне эскиза разработать трехмерную модель знака. Примером современного логотипа может служить новый логотип, созданный нами, для кафедры ТИ-4 "Компьютерный дизайн" МГУПИ.* Он объединяет в себе трехмерную композицию и графическую шрифтовую составляющую (рисунок 13).

*В создании логотипа принимал участие студент 4 курса кафедры ТИ-4 "Компьютерный дизайн" Дедовский В.В.

Одна грань трехмерной композиции является буква "т" синего цвета, другая грань - это буква "и" фиолетового цвета и третья составляющая -цифра "4" зеленого цвета, гармонично объединенные в цельный образ, который является знаком кафедры. Шрифтовая составляющая логотипа расположена на плашке, состоящей из сочетания цветов, близких основному знаку.

»Г

Рисунок 13. Логотип кафедры ТИ-4 "Компьютерный дизайн" МГУПИ.

Разработка дизайна данного логотипа основывается на технологической схеме создания дизайна логотипов, приведенной в главе шесть.

Выводы диссертационной работы:

1. Проведен анализ сфер деятельности человека, на основании чего выявлена зависимость видов и типов логотипов от профессиональной направленности организаций

2. На основании требований к дизайну логотипов разработаны алгоритм и технологические схемы для создания дизайна современных товарных знаков

3. С учетом выявленной в ходе работы системы определены материалы и технологии для разработки дизайна логотипа юбилейной медали и значка компании "Авторадио"

4. При использовании современных тенденций в разработке логотипа, а также новейших технологий и материалов, созданы логотипы для следующих компаний: компания "Директ-групп", коммерческий телеканал "Стронг-тв", компания "Верта" (инженерные системы), культурный центр нового поколения "Айседора Дункан", логотип кафедры ТИ-4 "Компьютерный дизайн" МГУПИ.

ЩЩ

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Проф., д.т.н., Куманин В.И., Мильчкова Н.Е. Разработка логотипа. Редизайн логотипа. [Текст] / В.И.Куманин, Н.Е. Мильчакова // Дизайн. Материалы. Технология. - Санкт-Петербург, 2010. - №1(12) - С. 32-34. (Издание, рекомендованное ВАК).

Статьи, опубликованные в сборниках научных трудов:

2. Проф., д.т.н., Куманин В.И., Мильчкова Н.Е. Дизайн логотипа. [Текст] / В.И.Куманин, Н.Е. Мильчакова // Сборник трудов. Реинжиниринг технологического образования: труды V Всероссийской научной конференции, посвященный 30-летнему юбилею технологического факультета МаГУ - Магнитогорск, МаГУ. - 2009. - С. 32-33.

3. Мильчакова Н.Е. Дизайн логотипа современного ордена и значка. [Текст] / Н.Е. Мильчакова // Сборник трудов. Реинжиниринг технологического образования: труды V Всероссийской научной конференции, посвященный 30-летнему юбилею технологического факультета МаГУ - Магнитогорск, МаГУ. - 2009. - С. 33-35.

4. Проф., д.т.н., Куманин В.И., Мильчкова Н.Е. Разработка логотипа. Редизайн логотипа. [Текст] / В.И.Куманин, Н.Е. Мильчакова // Сборник трудов. Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования. Материалы IV Международной конференции - ТЗ - Ижевск, ИжГТУ. - 2010,- С. 102-106.

5. Мильчакова Н.Е. Система разработки дизайна логотипов в различных сферах деятельности человека. [Электронный ресурс] / Н.Е. Мильчакова// ЭНИ ДТП электронное научное издание "Дизайн. Теория и практика." http://enidtp.mgupi.ru - Выпуск 4 - С. 57-68.

6. Куманин В.И., Мильчакова Н.Е. Принципы разработки дизайна логотипа [Текст] /В.И. Куманин, Н.Е. Мильчакова //Межвузовский сборник трудов научной конференции МГУПИ "Актуальные проблемы приборостроения, информатики и социально-экономических наук" (в печати).

Подписано в печать:

10.09.2010

Заказ № 4094 Тираж - 100 экз. Печать трафаретная. Тишнрафия «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Мильчакова, Наталья Егоровна

Введение

ГЛАВА 1. Исторический анализ создания 9 дизайна логотипов

1.1 Родоначальники логотипа

1.2 Геральдические традиции

1.3 История ордена Святого апостола Андрея Первозванного

1.4 Возникновение первых логотипов

ГЛАВА 2. Классификация и принципы 21 построения логотипов.

Современные тенденции создания знаков

2.1 Классификация логотипов

2.2 Современные тенденции создания знаков

2.2.1 Объединение знака с орнаментом фирменного 29 стиля

2.2.2 Заданное изменение логотипа с изменением или 31 обновлением носителя логотипа.

2.2.3 Использование трехмерной графики

2.2.4 Использование каллиграфии 34 2.3 Предпосылки для редизайна

ГЛАВА 3. Систематизация 41 сфер деятельности человека

ГЛАВА 4. Требования, предъявляемые к разработке дизайна логотипа

ГЛАВА 5. Алгоритм разработки дизайна логотипов

ГЛАВА 6. Технологические схемы создания дизайна 56 комбинированного логотипа

6.1 Разработка символьной составляющей логотипа

6.1.1 Разработка символьной составляющей 57 векторного типа графики

6.1.2 Разработка символьной составляющей растрового типа графики

6.1.3 Разработка символьной составляющей 59 трехмерного типа графики

6.2 Разработка шрифтовой составляющей логотипа

6.3 Объединение символьной и шрифтовой 63 составляющей логотипа для создания комбинированного логотипа

6.4 Цветовая модель, разрешение и расширение логотипа

ГЛАВА 7. Дизайн, материалы и технологические параметры для разработки логотипа юбилейной медали и значка компании "Авторадио"

7.1 Дизайн логотипа юбилейной медали 68 и значка "Авторадио"

7.2 Получение средних значений параметров Я,О,В 71 на модели медали "Авторадио"

7.3 Выбор материалов и изготовление памятной медали

7.3.1 Выбор материалов

7.3.2 Технология изготовления медали

7.4 Выбор материалов и изготовление значка "Авторадио"

ГЛАВА 8. Разработка дизайна логотипов организаций, различной профессиональной направленности: компании "Директ-групп", коммерческого телеканала "Стронг-тв", компании "Верта" (инженерные системы), культурного Центра нового поколения "Айседора Дункан", логотипа кафедры ТИ-4 "Компьютерный дизайн" МГУПИ

8.1 Разработка логотипа компании "Директ-групп"

8.2 Разработка логотипа компании "Верта"

8.3 Разработка логотипа компании "Стронг ТВ"

8.4 Разработка логотипа для компании 96 "Айседора Дункан"

8.5 Разработка дизайна логотипа для кафедры ТИ-4 99 "Компьютерный дизайн" МГУПИ

Выводы диссертационной работы

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по искусствоведению, Мильчакова, Наталья Егоровна

Развитие рыночных отношений в России способствовало возникновению разномасштабных фирм и предприятий на государственной и частной основе.

Это, в свою очередь, привело к росту качества объема производства, а также к конкурентной борьбе. Для успеха в этой борьбе фирмам и предприятиям понадобилось идентифицировать свое предприятие на рынке путем шрифта или специального знака, позволяющего отличать продукцию данной организации. Этот знак можно зарегистрировать в качестве торговой марки предприятия с эксклюзивным правом ее использования, обладающей юридическими полномочиями. Для потребителей наличие торговой марки или логотипа является гарантией качества продукции и служит «лицом» организации [1].

Сегодня перед дизайнерами стоит задача разработки уникального знака предприятия, который должен отвечать современным требованиям и при этом соответствовать сфере деятельности организации или предприятия.

Дизайн логотипов - наивысшая степень мастерства в графическом дизайне. Эффективность дизайна должна обеспечиваться пониманием сферы деятельности компании, неповторимой уникальностью, наличием четких и определенных правил.

Кроме того необходимо подчеркнуть, что отсутствует система разработки дизайна логотипов для разных сфер человеческой деятельности. Не всегда учитываются особенности профессиональной ориентации при разработке отличительных знаков организации, что может привести к несоответствию дизайна логотипа и сферы деятельности компании.

Цель работы: разработка системы создания дизайна логотипов для компаний и организаций различной профессиональной направленности и различных сфер человеческой деятельности.

Согласно поставленной цели работы, были сформулированы задачи диссертационной работы:

1. Осуществить анализ сфер деятельности человека с учетом специфических особенностей его труда

2. Провести анализ различных видов логотипов в зависимости от сфер деятельности человека

3. Разработать требования к созданию дизайна логотипов

4. Создать алгоритм разработки дизайна логотипов

5. Разработать дизайн логотипов с учетом сфер деятельности компаний и организаций

6. Разработать технологические схемы создания дизайна логотипа

7. Осуществить выпуск логотипов для разнонаправленных организаций

Научная новизна работы:

1. Разработана система дизайна логотипов для различных сфер человеческой деятельности с учетом профессиональной ориентации

2. Определены художественные и технические требования к разработке дизайна логотипов

3. Разработан алгоритм создания дизайна логотипов

4. Разработаны и реализованы технологические схемы создания дизайна логотипов

Практическая значимость работы:

1. Разработаны технологии для создания дизайна логотипов с использованием компьютерных программ

2. Предложены материалы и технологические параметры для создания юбилейной медали и значка компании "Авторадио"

3. Реализованы технологии для создания дизайна логотипов следующих компаний:

• компания "Директ-групп"

• коммерческий телеканал "Стронг ТВ"

• культурный центр нового поколения "Айседора Дункан"

• кафедра "Компьютерный дизайн" МГУПИ

• инженерная компания "Верта"

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Система разработки дизайна логотипов в различных сферах деятельности человека"

Выводы диссертационной работы:

1. Проведен анализ сфер деятельности человека, на основании чего выявлена зависимость видов и типов логотипов от профессиональной направленности организации

2. На основании требований к дизайну логотипов разработаны алгоритм и технологические схемы для создания дизайна современных товарных знаков

3. С учетом выявленной в ходе работы системы определены материалы и технологии для разработки дизайна логотипа юбилейной медали и значка компании "Авторадио"

4. При использовании современных тенденций в разработке логотипа, а также новейших технологий и материалов, созданы логотипы для следующих компаний:

• компания "Директ-групп"

• коммерческий телеканал "Стронг-тв"

• компания "Верта" (инженерные системы)

• культурный центр нового поколения "Айседора Дункан"

• логотип кафедры ТИ-4 "Компьютерный дизайн" МГУПИ.

 

Список научной литературыМильчакова, Наталья Егоровна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Эльбрюнн, Б. Логотип Текст./ Б. Эльбрюнн; пер. с франц. Н. Баженова СПб: Санкт-Петербург: Издательский дом "Нева", 2003. - 127 с.

2. Дайкель, Д. Товарные знаки в Европе и в России. Вопросы теории и истории Текст./ Д. Дайкель, К. Брандмейер, Э. Глитерник. СПб: Санкт-Петербург: А О «Славия», 2002. -127с.

3. Серов, С. И. Графика современного знака Текст./ С. И. Серов. М.: "Линия График", 2005. - 408 с.

4. Пастуро, М. Геральдика Текст./ М. Пастуро М.: Издательство "ACT", 2003. - 144 с.

5. Лакиер, А. Русская геральдика Текст./ А.Лакиер М.: "Книга", 1990. -397с.

6. Шишков, С. С. Награды России. 1698—1917 гг. Текст./ С. С. Шишков // в 3 т. Т. 1. — М.: Издательство "Арт-Пресс", 2003. — 320 с.

7. Мурашев, Г.А. Титулы, чины, награды Текст./ Г. А. Мурашев. СПб : Санкт-Петербург: ООО «Издательство Полигон», 2001. - 352 с.

8. Википедия.Электронный ресурс. http://ru.wikipedia.org. -15.03.2010.

9. Феличи, Д. Типографика: шрифт, верстка, дизайн Текст./ Д. Феличи; пер. с англ. и коммент. С. И. Пономаренко. — СПб: Санкт-Петербург: "БХВ Петербург", 2005. - 496 с.

10. Веркман, К. Товарные знаки. Создание, психология, восприятие Текст./ К. Веркман; пер. с англ. М.: "Прогресс", 1986. - 520 с.

11. Логозона. Электронный ресурс., -www.logo-zone.ru.— 12.06.2010.

12. Конник, Н. В. Товарные знаки. Текст.:Учеб. Пособие / Н.В. Конник, Малуев П. А., Пешкова Т.А. М.: Издательство. Журнал "Управление персоналом", 2005. - 144с.

13. Ариевич, Е. А. Методические рекомендации для разработчиков товарных знаков. Текст./ В.Ф. Асламова, А.Н. Григорьев, Б. В. Трифонов; под общ, ред. А. Н. Григорьева — М.: ВНИИПИ, 1983. 64 с.

14. Логобанк. Электронный ресурс., -www.logobank.ru.-15.07.2010.

15. Wolff Olins. Электронный ресурс. www.wolffolins.com. - 22.06.2010.

16. Медиа пилот. Online. . Электронный ресурс. -www.mpilot.ru. 23.06.2010.

17. Проненко, Л. И. Каллиграфия для всех Текст./ Л. И. Проненко. М.: Издательство "Книга", 1990. - 248 с.

18. Fishel, С. Redesigning Identity. Graphic Design Strategies for Succes Текст./ С. Fishel. — Rockport Publishers, 2002. — 160 p.

19. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст./ А. Н. Леонтьев. М.: Издательство "Академия", 2005.- 352 с.

20. Прингл, X. Энергия торговой марки. Текст./ X. Прингл, М. Томпсон. СПб: Издательство "Питер", 2003. - 288 с.

21. Веркман, К. Дж. Использование товарных знаков в рекламе. Текст. / К. Дж. Веркман. М.: Прогресс, 1986. - 224 с.

22. Аюшеева, А.О. Автоматизированное проектированиелоготипов товарных знаков Текст.: дискандидататехнических наук: 05.13.12. Санкт-Петербург, 2000. — 132 с.

23. Музыкант, В. Л.Формирование бренда средствами PR и рекламы Текст./ В. Л. Музыкант. М.: Экономистъ, 2004. -608 с.

24. Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века Текст./ Г. Г. Почепцов. М.: Рефл - бук. К.: Ваклер, 1999.- 352 с.

25. Райе, Л. 22 закона создания бренда Текст./ Л. Райе, Э. Райе -М.: Издательство "ACT", 2003. -149 с.

26. Семенов, В. Б. Товарный знак: битва со смыслами Текст./ В. Б. Семенов. СПб.: Издательство "Питер", 2005.256 с.

27. Тодоров, Ц. Теория символа Текст./ Ц. Тодоров. М.: Издательство "Дом интеллектуальной книги", 1999.-384 с.

28. Феофанов, О. А. Реклама: новые технологии в России Текст./ О. А. Феофанов. СПб.: Издательство "Питер", 2000. -384 с.

29. Фоли, Д, Энциклопедия знаков и символов Текст./ Д. Фоли. 2-е изд. - М.: Издательство "Вече", 1997. - 432 с.

30. Федорова, A. Corel Draw. Экспресс-курс Текст./ А. Федорова. СПб: Издательство "БХВ - Петербург", 2006. - 431 с.

31. Глушаков, С. В. Adobe Illustrator CS3. Самоучитель. Текст./ С. В. Глушаков, С. А. Золотарев, Е. В. Гончарова, Г. А. Кнабе. М.: Издательство "ACT", 2008. - 476 с.

32. Пташинский, B.C. Adobe Illustrator CS4. Обучающий курс. Текст./ В. С. Пташинский. М.: Издательство "Эксмо", 2009. - 272 с.

33. Кейтс, С. Adobe Photoshop CS4. Библия пользователя. Текст./ С. Кейтс, С. Абраме, Д. Мугамян. М.: Издательство "Диалектика", 2010. - 928 с.

34. Ивнинг, М. Adobe Photoshop CS4 для фотографов. Текст./ М. Ивнинг. СПб.: Издательство "БХВ - Петербург" , 2009. - 704 с.

35. Уэйнманн, Э. Мастерская Illustrator. От версии CS2 к версии CS4. Текст./ Э. Уэйнманн, П. Лурекас. М.: Издательство "ДМК Пресс", 2010. - 864 с.

36. Гурский, Ю. Компьютерная графика. Photoshop CS4, Corel Draw Х4, Illustrator CS4. Текст./ Ю. Гурский, И.

37. Гурская, А. Жвалевский. СПб.: Издательство "Питер", 2010.- 832 с.

38. Мэрдок, К. 3ds МАХ 2010. Библия пользователя. Текст./ К. Мэрдок. Киев: Издательство "Диалектика", 2010. - 1312 с.

39. Харьковский, А. В. 3ds МАХ 2010 на практике. Текст./

40. A. В. Харьковский. Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 2010. - 160 с.

41. Панов, Е. А. Познание цвета. Равнозначность цвета в цифровых системах. Текст./ Е. А. Панов. М.: Книжный дом "Либроком", 2009. - 240 с.

42. Куманин, В. И. Материаловедение и технология конструкционных материалов. Текст.: Учебник для вузов/

43. B.И. Куманин, И.Ю. Мамедова; под общ. ред. Б.М. Михайлова.- М.: МГАПИ, 2005. 140 с.

44. Гой, М.В. Дизайн ювелирных изделий из золотых сплавов 585 пробы различной цветовой палитры Текст.: дис. кандидата технических наук: 17.00.06. Москва, 2009.- 103 с.

45. Солнцев, Ю. П. Материаловедение. Текст.: Учебник для вузов/ Ю. П. Солнцев, Е.И. Пряхин, Ф. Войткун. М.: МИСИС, 1999. - 600 с.

46. Новиков, В.П. Изготовление ювелирных изделий Текст./

47. B.П. Новиков, B.C. Павлов. Спб: Континент, 1993. - 300 с.

48. Куманин, В.И. Материалы ювелирной техники Текст.: Учебник для вузов/ В.И. Куманин, JI.A. Ковалева, С.Н. Крайнов. М.: МГАПИ, 2000. - 128 с.

49. Еленев, С.А. Холодная штамповка Текст./ С.А. Еленев. -М.: Высш.шк., 1988. 271 с.

50. Лобанов, С.А. Практические советы гальванику Текст./

51. C.А. Лобанов. М.: Машиностроение, 1983. - 248 с.

52. Гальванотехника Электронный ресурс. -http://www.galvanotechnic.ru. 15.05.2010. - (Научно-производственное предприятие).

53. Новиков, В.П. Ручное изготовление ювелирных украшений Текст./ В.П. Новиков, B.C. Павлов. Л.: Политехника, 1991. - 208 с.

54. Шпикерман, Э. О шрифте. Текст./ Э. Шпикерман; пер. с англ. М.: ПараТайп, 2005. - 192 с.

55. Шорохов, Е.В. Композиция. Текст.: Учеб. для студентов худож.-граф. фак./ Е.В. Шорохов. М.: Просвещение, 1986. -207 с.

56. Krause, J. Type. Idea. Index. Текст./ J. Krause Cincinati: How Books, 2007. - 312 p.