автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему:
Системные характеристики композиции риторического произведения

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Гимпельсон, Елена Григорьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.19
Диссертация по филологии на тему 'Системные характеристики композиции риторического произведения'

Текст диссертации на тему "Системные характеристики композиции риторического произведения"



^ - г

/

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ГИМПЕЛЬСОН Елена Григорьевна

СИСТЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПОЗИЦИИ РИТОРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

10.02.19 - общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

На правах рукописи

Научный консультант -кандидат филологических наук, доцент Т.В. Анисимова

Волгоград -1998

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................................4

Глава 1. Общие системные характеристики композиции

риторического произведения (РП).................................................8

1.1 Значение расположения (диспозиции) в процессе создания РП...............9

1.2. Общее понятие о композиции РП................................................................12

1.3. Композиционные единицы РП.....................................................................14

1.4. Структура композиционных единиц в РП..................................................19

1.5. Функционально структурные части композиции РП................................29

1.5.1. Основная часть в композиции РП. Функции и структура.......................31

1.5.1.1. Количество и порядок микротем в основной части..............................32

1.5.2. Начало и конец в композиции РП...............................................................38

1.5.2.1. Вступление. Функции. Содержание. Структура ..................................39

1.5.2.1.1. Типы вступлений....................................................................................45

1.5.2.2. Заключение. Функции, содержание, форма...........................................51

1.6. Средства связи частей в композиции РП.....................................................56

17. Расположение в композиции РП средств управления вниманием.............58

Выводы....................................................................................................................62

Глава 2. Особенности композиции отдельных риторических

жанров (РЖ) деловой речи......................................................................63

2.1. Риторические жанры деловой речи в общей системе

речевых жанров..................................................................................................65

2.2. Место композиции в модели риторического жанра..................................72

2.3. Особенности композиции риторических жанров деловой речи................83

2.3.1. Особенности композиции информационной речи и её жанров..............87

2.3.1.1. Речь-представление...................................................................................90

2.3.1.2. Консультация, инструктаж.......................................................................98

2.3.2. Особенности композиции эпидейктической речи и её жанров............106

2.3.2.1. Речь-поздравление...................................................................................112

2.3.2.2. Ответное слово........................................................................................117

2.3.2.3. Речь на презентации................................................................................121

2.3.3. Особенности композиции убеждающей речи и её жанров....................126

2.3.3.1. Совещательная речь.................................................................................129

2.3.4. Особенности композиции призывающей речи и её жанров..................133

2.3.4.1. Речь-предложение....................................................................................138

2.3.4.2. Речь-обращение........................................................................................142

Выводы.................................................................................................................150

Заключение...........................................................................................................152

Библиография.....................................................................................................157

Приложение..........................................................................................................172

Введение

Данная работа выполнена в рамках анализа композиции устной публичной (ораторской) речи и посвящена изучению системных характеристик композиции риторического произведения (РП) и особенностей композиции отдельных риторических жанров (РЖ) устной деловой речи.

Объектом изучения в настоящей работе является композиция риторических произведений различных жанров. Предметом - системные характеристики композиции риторического произведения.

Актуальность исследования обусловлена тем, что разработка принципов композиции риторического произведения находится в русле основных направлений развития современной риторики, однако системные характеристики композиции РП ещё не являлись предметом специального изучения в лингвистической литературе.

Целью данного исследования является определение и описание системных характеристик композиции риторического произведения. Поставленная цель конкретизирована в следующих задачах:

1. Уточнить понятия расположения и композиции РП.

2. Обосновать статус композиционных единиц РП.

3. Обосновать структуру композиционных единиц РП.

4. Определить место композиции в модели речевого жанра.

5. Охарактеризовать особенности композиции отдельных риторических жанров деловой речи.

Научная новизна работы состоит в том, что в диссертации определены системные характеристики композиции риторического произведения, установлены и охарактеризованы микротемы как композиционные единицы РП, а также структурные отношения между ними, определено место композиции в модели речевого жанра, описаны особенности композиции следующих риторических жанров устной деловой речи: представления, консультации, инструктажа, поздравления, ответного слова, речи на презентации, совещательной речи, предложения, обращения.

Теоретическая значимость работы заключается в уточнении категориального аппарата общей и частной риторики и теории речевых жанров.

Практическая ценность выполненного исследования состоит в том, что его результаты могут найти применение в вузовских курсах по риторике и культуре речи, в спецкурсах по технологии делового общения и теории речевых жанров, а также в практике делового общения.

Материал исследования составляют тексты РП различных жанров из риторической практики известных ораторов, общественных и политических деятелей в количестве двух тысяч, а также работ студентов ВАГС с 1992 по1998 г.г. в количестве трёх тысяч.

В работе использовались следующие методы исследования: понятийный анализ риторических категорий, риторический анализ текстов РП, моделирование ситуаций и схем РЖ, элементы количественного анализа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Риторическое расположение (диспозиция) есть этап создания речи, на котором закладываются универсальные признаки текста и который имеет своим результатом композицию РП.

2. Композиция РП - это содержательно-структурная основа речи, представляющая собой расположение распределенного по микротемам содержательного материала в необходимой для воздействия на данную аудиторию последовательности.

3. Композиционной единицей РП является микротема - содержательно-структурный компонент, включающий отдельное суждение (подтезис), полученное в результате деления тезиса, и аргументативный материал в его защиту.

4. Микротемы в композиции риторического произведения соотносятся по принципу параллельного соподчинения тезису и располагаются в речи по принципу возрастающей значимости для обоснования тезиса в конкретной аудитории.

5. Акцентирование средств связи между микротемами является отличительным признаком композиции риторического произведения.

6. Композиция как содержательно-структурная основа речи является одним из главных жанрообразующих признаков текста.

Теоретической основой работы послужили следующие положения, доказанные в лингвистических исследованиях:

1. Риторический текст обладает такими основными конститутивными признаками, как линейность, членимость (дискретность), смысловая связность (когерентность), формальная связность (когезия), содержательная и структурная целостность, завершённость, конечность (H.A. Безменова, И.Р. Гальперин, В.И. Карасик, Т.М. Николаева, В.В. Одинцов, Ю В. Рождественский, З.Я. Тураева и др.)

2. Форма и структура, связанные со смысловой целостностью и являющиеся внешним планом её выражения, - это основной способ организации целостного текста и главный фактор эффективности коммуникации (A.A. Волков, С.И. Гиндин, С.Ф. Иванова, А.К. Михальская, З.С. Смелкова, П. Сопер и др.)

3. Специфика композиции текста конкретного жанра определяется особенностью его композиционных единиц и структурных отношений между ними (М. М. Бахтин, H.A. Безменова, В.В. Виноградов, A.A. Волков, С.И. Гиндин, Н.П. Ерастов, В.В. Одинцов и др.)

4. Высказывание как коммуникативная единица речи всегда является произведением определённого жанра, обладающего устойчивыми типическими формами построения целого (М. М. Бахтин, А. Вержбицка, В.В. Виноградов, С.И. Гиндин, В.В. Дементьев, С.Ф. Иванова, С. А. Минеева, A.B. Пузырёв, И.А. Стернин, Т.В. Шмелёва и др.)

Апробация. Результаты исследования докладывались на научных конференциях в ВАГС, ВГПУ, МГУ. По теме диссертации опубликовано 5 работ, в том числе учебное пособие (в соавторстве с Т.В. Анисимовой).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, библиографии и приложения. В первой главе «Общие системные характеристики композиции риторического произведения», посвящённой общим принципам построения РП, уточняются понятия риторического расположения и композиции РП. обосновывается статус микротем как композиционных единиц РП, описываются структурные отношения между ними и средства их связи, а также принципы построения функционально-структурных частей (вступления, основной части, заключения). Во второй главе «Особенности композиции отдельных риторических

жанров деловой речи» определяется место композиции в модели речевого жанра и описываются особенности построения конкретных РЖ деловой речи: представления, консультации, инструктажа, поздравления речи на презентации, ответного слова, совещательной речи, предложения, обращения. В заключении подводятся итоги исследования. В качестве приложения прилагаются модель-схема РЖ и анализируемые в диссертации тексты речей различных жанров.

Глава 1. Общие системные характеристики композиции риторического произведения (РП)

Риторика в современной науке рассматривается как «деятельность по созданию текста, который мыслится в процессе порождения» (Ю.М. Лотман, 1995:92). Риторическое произведение (РП), как любое речевое произведение, является продуктом речемыслительной деятельности автора, «коммуникативно-когнитивной единицей процесса речемышления» (В.Я. Шабес,1989:141). Риторическую деятельность современные исследователи (Н.А. Безменова, С.И. Гиндин, А.А. Волков, С.Ф. Иванова, А.К. Михальская, И.А. Стернин и др.) соотносят с античным риторическим каноном, сводом правил и законов по замысливанию и осуществлению речи, или идеоречевым циклом, в котором реализуется процесс создания РП и который проходит через ступени инвенции, диспозиции, элокуции, запоминания и произнесения, последовательно охватывая все этапы от коммуникативного замысла до его вербализации. В идеоречевом цикле формируется базовый алгоритм речевого акта, лежащий в основе любой теории речевой деятельности. Все современные концепции речи как деятельности имеют отношение к риторике и в той или иной степени используют основные риторические построения или элементы этих построений для углубления теоретических представлений о речевой деятельности.

С точки зрения современной риторики, речь - целенаправленный процесс, основанный на взаимодействии коммуникантов. Риторические тексты всегда обращены к конкретному адресату и имеют определённую коммуникативную цель. «Существенным (конститутивным) признаком высказывания является его обращённость к кому-либо, его адресованность. В отличие от значащих единиц языка - слова и предложения, которые безличны, ничьи и никому не адресованы, высказывание имеет автора и адресата», - писал М.М. Бахтин (1986:242).

Ключевым понятием риторики является воздействие, которое рассматривается как цель и результат речевого действия и проявляется в виде нового психологического состояния адресата - нового знания, настроения, согласия с предложенной точкой зрения, желания действовать определенным образом. Только

реализованное воздействие обеспечивает эффективность речи и коммуникативный успех оратора. Чтобы воздействие состоялось, речь должна соответствовать коммуникативным задачам, т.е. быть целесообразной, что выражается и в содержании (системе аргументации), и в построении (композиции), и в словесной оболочке, и даже в соответствующем способе произнесения. Целесообразность всегда формируется оратором в последовательной реализации идеоречевого цикла -от изобретения содержания до специфического произнесения. «Риторические тексты, - писал Ю.М. Лотман, - отличаются от общеязыковых существенной особенностью: образование языковых текстов производится носителем языка стихийно, эксплицитные правила актуальны здесь лишь для исследователя, строящего логические модели бессознательных процессов. В риторике процесс порождения текстов имеет «учёный», сознательный характер. Правила здесь активно включены в самый текст не только на метауровне, но и на уровне непосредственной текстовой структуры» (Ю.М. Лотман, 1995:94).

1.1. Значение расположения в процессе создания РП.

Процесс создания целесообразной воздействующей речи согласно античному риторическому канону состоит из пяти этапов. Первый - изобретение (инвенция) -этап создания содержания будущей речи, где оратор, изучив ситуацию общения и аудиторию, перед которой собирается выступать, выбирает тему (предмет) речи, создаёт её концепцию, разрабатывает стратегию - определяет цель, задачу, сверхзадачу речи, изобретает тезис (главную идею), переходит к выработке тактических средств - отбирает аргументативный материал (факты, научные и статистические данные, примеры, авторитетные мнения и т.д.), в результате чего получает содержательный материал. Второй этап - расположение (диспозиция) -предполагает распределение этого материала в пространстве и во времени будущего выступления для реализации замысла, здесь оратор продумывает оптимальную для воздействия на данную аудиторию последовательность основных положений и аргументов, а также вступление и заключение, в результате чего получает образ будущей речи, её композицию. На третьем этапе - выражение (элокуция) - оратор работает над словесной оболочкой речи с учётом особенностей ситуации и

аудитории, в результате чего получает текст речи. На этапе запоминания оратору необходимо запомнить основные положения речи, последовательность их изложения, наиболее удачные языковые конструкции, так как прочитанная по тексту речь обычно не обеспечивает запланированного воздействия. Произнесение - этап предъявления речи слушателям, собственно осуществления и завершения её создания, так как здесь к мыслям и словам добавляются интонации, ораторские жесты, весь облик оратора, выражающий его эмоциональное состояние, нравственную позицию, личностное отношение к предмету речи. Таким образом, античный риторический канон - это описание технологии создания речи, последовательности и сущности действий оратора.

Главным в технологии создания воздействующей речи является изобретение. Расположение (диспозиция) является вторым необходимым этапом вследствие таких фундаментальных свойств речи, как линейность и дискретность. Набор полученных в результате расчленения темы «субконцептов, образующих смысловую парадигму, позволяющую представить содержание будущей речи, не может сразу стать речью, поскольку имеет нелинейную конфигурацию. ... Линейный способ организации речи таким образом «провоцирует» определённую линейность в концептуальной структуре темы. Именно эта задача и решается в диспозиции: элементы инвенции перегруппировываются и выстраиваются в ряд» (H.A. Безменова, 1991:29-34). Содержание речи приобретает вид целостного завершённого высказывания, когда содержательный материал выстраивается в определённой, причём единственно правильной для воздействия на данную аудиторию последовательности. Таким образом, на этапе расположения закладываются такие универсальные свойства текста, как линейность, членимость (дискретность), смысловая связность (когерентность), формальная связность (когезия), содержательная и структурная целостность, завершённость, конечность (М.М. Бахтин, И.Р. Гальперин, В.И. Карасик, Т.М. Николаева, З.Я. Тураева, З.С. Смелкова и др.). «Расположение обеспечивает возможность согласия и присоединения, делает высказывание членораздельным выражением мысли и произведением слова» (A.A. Волков, 1996:192).

Из этого вытекает главная задача риторического расположения - пояснить общие принципы построения РП, в частности, закономерности формирования из содержательного материала композиционных единиц и распределения их в речи. Расположение предполагает систему следующих действий оратора по выстраиванию содержания: проведение ревизии содержательного материала с точки зрения его соответствия главному тезису; формирование содержательно-структурных компонентов (композиционных единиц); расположение этих компонентов в речи в необходимой для воздействия на данную аудиторию последовательности; разработку вступл�