автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Ситуационный анализ свободы личности
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Штифанова, Евгения Вячеславовна
Введение
Глава I. Социальные и концептуальные основания ситуационного анализа свободы личности
§ 1 Социальные предпосылки становления ситуационного подхода
§ 2 Возможности применения ситуационного подхода к анализу проблемы личной свободы
§ 3 Методология ситуационного анализа свободы личности
Глава II. Историческая динамика личной свободы.
§ 1 Динамика "родовой" свободы в традиционном обществе
§ 2 Автономность индивида и проблема свободы выбора
§ 3 Свобода личности как конструирование собственной ситуации
§ 4 Проблема свободы личности: российский опыт
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Штифанова, Евгения Вячеславовна
Актуальность темы исследования. Актуальность темы обусловлена потребностями научно-теоретического и социально-практического характера.
В концептуальном отношении ситуационный анализ свободы личности связан с парадигматическим сдвигом в социальных науках, который заключается в переходе от описания социальной жизни в общих схемах и внешних по отношению к индивидам структурах к описанию социальности в формах индивидной жизни и деятельности людей. Акцент здесь ставится не на внешней по отношению к людям детерминации, а на взаимодействиях (коммуникациях) самих людей; не на абсолютизации всеобщности и устойчивости, а на движении, относительности и неравновесности. Исследовательский интерес всё настойчивее притягивает социальная фрагментарность, обнаруживающая себя и в своеобразии современных типов социальных субъектов, и в стратегиях их функционирования, и в характере отношений, складывающихся между социальными агентами. Вследствие этого, уместным оказывается обращение к понятию ситуация, как к синониму микросоциального и характеристике конкретной, не отчуждаемой от индивидов социальности.
Проблема свободы личности на рубеже XX - XXI веков постоянно сопрягается с вопросом о границах этой свободы. На вопрос о возможности личной свободы, о её наличии можно ответить: она везде, где есть Я, которое совершает выбор и осознает свою ответственность. Однако оборотной стороной свободы может быть самоотрицание собственной свободы, бегство от самого себя, распыление личности. Проблематичность человека совпадает с усложнением пространственно-временного континуума. Меняются законы преемственности
- прошлое, настоящее и будущее оказываются не единым потоком, но сериями разорванных и несвязанных между собой присутствий во времени. Исходя из этого, свободу личности можно фиксировать только одномоментно, «здесь - и - теперь». Этим обусловлена необходимость обращения к понятию ситуация как синониму «здесь - и
- теперь» для характеристики свободы личности.
Попытки определения свободы личности, которые существуют в отечественной философской литературе, в публицистике, в политике, в общественной жиз.ни, сводятся по большей части, к констатации и перечислению фактов, теорий и подходов к этой проблематике, которые, порой, взаимоисключают друг друга. Тем не менее, сохраняется тенденция к выбору универсального и эффективного определения, которое можно использовать как готовое решение проблемы свободы личности в условиях современности. Однако, очевидно, что если двигаться в русле поиска рецепта свободы (поступай так-то и будешь свободен), можно не только не приблизиться к разрешению этой задачи, но и отдалиться от неё. Дело, следовательно, заключается не в том, чтобы найти ответ на вопрос, что есть свобода, устраивающий многих или практически всех, а в том, чтобы найти многообразие смыслов человеческой свободы, возможные способы их осуществления.
В условиях распада «жестких» социальных связей, когда ослабевает влияние традиций, определяющих построение межличностных связей, социокультурных и персональных идентичностей, на первый план выходит проблема индивидуальной ситуации, в рамках которой образуются новые связи как потенции новых традиций и имманентные данной ситуации смысложизненные ориентиры. В связи с этим, повышается значимость феномена свободы личности для характеристики воспроизводства существующих социальных связей.
Таким образом, сегодня, на наш взгляд, необходимо выделить актуальный смысл (смыслы) понимания свободы личности, и по возможности связать его с индивидуальными и ситуационными параметрами, позволяющими показать свободу как выбор (действие), не только совершаемый, но и конструируемый личностью. Выявление этих параметров требует проработки методологических условий для рассмотрения свободы.
Рассмотрение теоретических и практических оснований для определения многообразных смыслов свободы личности в контексте ситуационного подхода, оказывается существенным дополнением к методологии социального анализа.
Степень научной разработанности. В обществознании XX века акцент на проблеме ситуативности бытия личности и её свободы позволяет целому ряду философских и социально-гуманитарных дисциплин конкретизировать рассмотрение динамики социальных связей и творческого аспекта человеческого бытия.
В философии экзистенциализма понятия ситуации и свободы впервые стали дополнять друг друга. Понятие ситуации как жизненной проблемы оформилось в работах К.Ясперса; проблему свободы личности в ситуации выбора и ответственности за этот выбор решает экзистенциализм Ж.-П. Сартра; Г. Марсель рассматривает моделирование ситуаций (ролей по его терминологии) и трактует овладение ситуациями через мудрость ( здесь мудрость - умение понимать); М. Хайдеггер выдвигает представление о ситуации человека как "здесь-бытия"; А. Камю развивает положения об "абсурде" как открытии личностью своей затерянности в мире. Проблема человеческой ситуации как проблемы свободы творчества представлена в работах Н.А. Бердяева и С.А. Левицкого.
Конкретизация ситуационного подхода возможна посредством постановки проблемы ситуативности современности. Как определение специфики современной эпохи, проблема ситуативности современности многими теоретиками рассматривается как ситуация переходного состояния от модерна к постмодерну. В этой связи можно отметить работы З.Баумана, Дж. Ваттимо, П. К. Гречко, Ж.-Ф. Лиотара, В.В. Малявина, С.Н. Некрасова, М.К. Рыклина, Ю. Хабермаса, И: Хассана и др.
На степень разработанности проблемы большое влияние оказали микросоциологические подходы теорий социального и коммуникативного действия. Здесь, прежде всего, следует отметить представителей Франкфуртской школы: Т. Адорно, Э. Хоркхаймера, Ю. Хабермаса. Мы находим в интересующей нас области весьма основательные исследования П. Бергера и Т. Лукмана, выразившиеся в концепции социального конструирования реальности. Существенными положениями для данной проблематики оказываются: соображения X. Гарфинкеля о ситуативном характере нормативного поведения, теория самореферентных систем Н.Лумана; конститутивная феноменология Э.Гуссерля, развитая А.Шюцем в наблюдение за миром повседневности; постмодернистская феноменология З.Баумана; символический интеракционизм Г.Блюмера и Э. Гофмана, а именно анализ социальных значений ситуации, которую создают сами участники взаимодействия.
Заметное влияние на решение проблемы ситуативности психологических процессов человека оказали концепции Э.Ч. Толмэна, К. Левина, теория установки Д.Н. Узнадзе. Важным вкладом в разрабатываемую проблематику являются положения Э. Фромма, характеризующие формы проявления человеческой потребности в свободе, В.Франкла (экзистенциальный смысл жизни современного человека), Дж. Мида (становление человеческой самости).
Обращение к социально-типологическому подходу позволяет показать исторические условия и социальное значение реализации свободы. Здесь значимыми идеями являются: концепция «трех волн» А. Тоффлера, теория информационного общества Д. Белла, «открытого общества» К.Поппера. В современной отечественной литературе по социальной философии социально-типологический подход представлен в работах следующих авторов: Батищева Г.С., Ватина И.В., Келле В.Ж., Кемерова В.Е., Тищенко Ю.Р., Хамидова A.A.
Важными для трактовки индивидуальной ситуации являются основные положения синергетики и в частности "философия нестабильности" И. Пригожина, а так же концепция коэволюции и системной организации биосферы H.H. Моисеева. Наиболее существенными с методологической точки зрения оказываются описания открытых неравновесных и самоорганизующихся систем, необратимости времени и возрастания энтропии. Использована триада "нелинейность", "неустойчивость", "флуктуация" для описания перехода от повторяющегося и общего к уникальному и специфичному миру.
Понятие ситуации разрабатывается вместе с понятиями локальности, региональное™. Выявление и уточнение этих понятий проводится в исследованиях О. Генисаретского, П. Козловски, Р. Рорти, М. Рыклина, А. Сыродеевой, Н. Козловой.
На возможность построения типологии ситуаций свободы повлияли работы историков школы "Анналов", а также исследования отечественных авторов в области исторического познания - JIM. Баткина, B.C. Библера, А.Я. Гуревича, А.Ф. Лосева. Особо ценными для этой части диссертационной работы оказались фундаментальные труды К.
Маркса и М. Вебера, в которых разрабатывается представление о капитализме как об исторически сложившемся, своеобразном строе хозяйства. В работах перечисленных авторов преодолевается социологическая абстрактность социально-исторического анализа, совершается попытка понять внутренний смысл поведения человека изучаемой эпохи, увидеть социум не в одних только внешних очертаниях, проникнуть в побудительные факторы поступков индивидов и групп.
При осмыслении новой проблематики свободы использованы традиционные трактовки свободы, представленные в трудах Б. 'Спинозы, Дж. Локка, И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля, Дж. Ст. Милля, С. Киркегора, К. Маркса и Ф. Энгельса. В частности, в трудах представителей немецкой классической философии и философии марксизма категории необходимости и свободы трактовались в диалектическом единстве. В работах представителей марксистско-ленинской философии широко представлена точка зрения на свободу человека как на преодоление целого ряда отчуждений человеческой сущности, а также рассматриваются различные характеристики свободы как осознанной необходимости ( А.Ф. Асмус, И.В. Бычко, Б.А. Грушин, В.П. Го-лубенко, Ю.Н. Давыдов, JI.B. Кошелев, О.М. Наговицин ).
Анализ неопределенности феномена свободы личности в российском контексте, а также проблема осуществления и специфика свободы в истории России являются основными темами, характерными для трудов и произведений П.Я. Чаадаева, К.Д.Кавелина, Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьева, C.J1. Франка, H.A. Бердяева, И.А. Ильина, Г.П. Федотова. Эти темы имеют свое дальнейшее развитие в исследованиях современных отечественных авторов: Э.Ю. Соловьева, Г.Л. Туль-чинского, В.В. Скоробогацкого, В.К. Кантора.
Задачу открытия новых возможностей свободы и придание им новых, в том числе и политических, сюжетов решают в своих исследованиях Дж.Ваттимо, Ги-Эрнест Дебор, Ж.-Ф. Лиотар, Р. Рорти. Проблема свободы как концептуализация отечественного политического дискурса рассматривается в работах М.Ильина, Б.Капустина, Л.Полякова, А.Рубцова, В.Иноземцева, К. Гаджиева, В. Нерсесянца.
Значимыми для исследования оказываются концепции диалогического и полилогического анализа человеческих взаимодействий как сферы порождения культурных и языковых форм. Это - культурологический ( К.Леви-Стросс, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, В. Тернер) и фи-лософско-лингвистический (Ф.де Соссюр, Л.Витгенштейн, Р.Барт, Ж.Деррида, Ю. М. Лотман, М.К. Петров, В.В. Колесов) анализ. Для прояснения интересующей автора проблематики используется «Онтология Другого». Положение о том, что "Я" и "Ты" взаимодополняют друг друга утверждается в трудах М.Бахтина, М.Бубера, Г.Марселя. В исследованиях Ж.Делеза, Ф.Гваттари, Ж.Батая показано, что Другой не есть отрицание Я, а что он (она, оно) является абсолютно Другим в отношении к Я. Э.Левинас реализует опыт гетерологического анализа в «этическом отношении» Я и Другого. В части ситуационного анализа, где характеризуется фрагментация, использованы некоторые положения работы Т.Х. Керимова «Социальная гетерология».
Анализ этих работ позволяет показать определенные тенденции в обществознании конца XX века. Авторы этих работ едины в отказе от постулирования анонимной социальности и в постановке проблемы конкретного взаимодействия людей. Они показывают различные варианты для тех конкретных форм, где личность осуществляет свой выбор. Появляются иные, по отношению к традиционным, методы исследования свободы личности, в частности, ситуационный подход. Тенденция к ситуационному подходу прослеживается также во многих прикладных науках (социология, психология, политология, менеджмент, маркетинг).
Вместе с тем, открытым остается вопрос о социальной типологии ситуаций, конкретизация которого позволяет выявить практические условия свободы в обществе, переживающем динамические сдвиги на рубеже XX - XXI веков. Прояснение этого вопроса и определяет основное содержание данного исследования.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является анализ теоретико-методологического содержания ситуационного подхода и возможностей применения его к исследованию свободы личности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- выявить ситуационную природу свободы личности и охарактеризовать её как одно из условий, определяющих качество социальных связей современности,
- дать анализ существующих вариантов ситуационного подхода, которые формируют представления и определения ситуации свободы,
- конкретизировать определение свободы личности на основании ситуационного анализа,
- выделить и проанализировать типы ситуаций, характеризующие осуществление личной свободы,
- показать культурно-исторические модификации ситуаций свободы и соответствующие методологии их исследования,
- через поиск исторических, культурных и социальных размерностей раскрыть особенности российского осуществления личной свободы.
Методология исследования. Для формирования методологии данного исследования большое значение имели основные положения об интерсубъективном характере социальной реальности ( П. Бергер, Ю.
Хабермас, А.Шюц). Поэтому в составе методологии исследования использован подход, характеризуемый в целом как феноменологический. Такой подход дает возможность:
- показать, что современность "соткана" из бесконечного множества единичных (конкретных, локальных) ситуаций, которые порождают собой "пучки" новых, взаимообусловленных друг другом связей. Согласно этому, современность - актуальный диалог (полилог) позиций и точек зрения;
- представить ситуацию как взаимодействие, как одновременно совершающееся "самобытие" и "со-бытие" с "Другим". При этом "Другой" может быть интерпретирован не только как индивид, личность, но и как группа, сообщество, социальная и природная система, ноосфера и т.д.;
- показать, что свобода внутренне противоречива, неопределенна, фиксируется только «здесь-и-теперь», т.е. ситуационно.
В качестве обоснования рациональных моментов ситуационного анализа используется метод объективного понимания или ситуационной логики, представленный К. Поппером.
В исследовании личностных аспектов свободы используются экзистенциалистские характеристики ситуации как предельного, пограничного существования, где "открывается" свобода личности; а так же разработанные фрейдо-марксизмом психологические механизмы отказа от свободы или стремления к ней.
В исследовании используется синергетический подход, позволяющий показать, что социальность обнаруживает себя в отдельных взаимодействиях. Индивидуальная ситуация оказывается «точкой бифуркации», когда малое, случайное взаимодействие может привести к необратимым последствиям, а исторический результат принципиально отличается от прогнозируемого.
В исследовании применяется социально-типологический подход, позволяющий показать конкретно-исторические и социальные условия реализации личной свободы.
В качестве инструментов исследования были также использованы отдельные идеи философско-биографического анализа (Э.Соловьев), где человеческая ситуация предстает как точка пересечения исторических, социо-культурных, личностных факторов.
Положения, выносимые на защиту, содержащие элементы научной новизны.
1. В исследовании выявляется междисциплинарный статус ситуационного подхода и теоретико-методологические основания его применения в социально-философском анализе.
2. Разработана социальная типология ситуаций, в основу которой положено различие в степени автономности социального субъекта; показаны культурно-исторические модификации ситуаций свободы.
3. Феномен свободы личности рассматривается в контексте «события» и «самобытия», как конструктивная деятельность людей по созданию и воспроизводству ситуаций бытия.
4. Обосновывается положение о том, что свобода как базовый феномен существования человека, в каждую эпоху приобретает особую размерность, своеобразный характер и способ осуществления.
5. Показывается динамика личной свободы: от обретения и роста индивидуальной автономии до прогрессирующей «предоставленности индивида самому себе».
6. Отмечаются особенности российского осуществления личной свободы, заключающиеся в нереализованных в полной мере механизмах автономизации субъекта.
Научно-практическая значимость работы: Предлагаемый в диссертации ситуационный анализ свободы личности оказывается адекватным современным тенденциям в социальных науках и может служить методологической предпосылкой для дальнейшего анализа проблемы свободы. Материалы и выводы диссертации могут быть включены в подготовку курсов по социальной философии и культурологии, а также спецкурсов по политологии, социологии, истории, психологии.
Апробация работы. Результаты данного исследования излагались автором на республиканской научно-практической конференции «Культура как процесс», проводимой кафедрой философии и культурологии Уральского Кадрового Центра (Екатеринбург, 1994); на научной конференции «Человек в истории: теория, методология, практика», проходившей на базе Челябинского государственного института искусства и культуры (Челябинск, 1998); на двух научно-практических конференциях, посвященных российской культуре на рубеже пространств и времен (Екатеринбург 1998-99гг.) Обе конференции проводились Гуманитарным университетом г. Екатеринбурга.
Научное сообщение по теме диссертационного исследования делалось на кафедре философии и культурологии Уральской Академии государственной службы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Ситуационный анализ свободы личности"
Заключение.
Постановка проблемы ситуативности современности выражает, в сущности, существование и признание плюралистичности социальной реальности. Подобные изменения показывают смену соотношения дифференциации и интеграции социальной реальности. Тип социальной интеграции, который основывался на вертикальной и центростремительной системе отношений между социальными образованиями, сменяется фрагментаризацией или регионализмом. Стремление к регионализму свидетельствует не о противодействии тенденциям модернизации (интеграция и фрагментаризация, глобализация и терри-торизация дополняют и взаимно поддерживают друг друга), а о расширении пространства со-действия, со-вместности, о возможности представителей разных культур стать со-творцами истории. Выявляется новый тип социальной интеграции, который заключается в «логике сопричастности», в «логике дополнительности» (в противовес «логике иерархий»). Подобная «логика сопричастности» выражает существование и признание ситуативности социальной реальности.
Проблему ситуативности современности определяет проблема маргинализации. На смену традиционному, оппозиционному восприятию «Я/Другой», «родственный/чужой», «друг/враг», явно не предусматривающему третьей возможности, приходит «индифферентность» в качестве типичного описания нормальной установки по отношению к другому («третий статус» поглощает почти всех членов существующих сообществ). Социальное целое, его однородность и самотождественность подрываются маргинальностыо. Однородное общество вытесняется разнородным, состоящим из элементов, не поддающихся ассимиляции. Современность характеризуется выходом маргинальных хронотопов на центральные жизненные позиции, благодаря чему она уже не может быть представлена как «строго упорядоченная», сведенная к единому основанию, а проявляется как фрагментирован-ное течение жизни. Современность предстает как совокупность (серии) ситуаций.
Ситуативность современности выявляется так же и через кризис идентичностей. Размывание сословно-классовых, социокультурных различий, существенно трансформировавшихся уже в период индустриальной цивилизации, вступает в новую стадию, характеризующуюся все большей дробностью и глубокой специализированностью. Сущностью кризиса идентичностей является уменьшение роли идентификации индивидов с какой-то определенной группой. В современную эпоху идентичность не определяется происхождением, принадлежностью к той или иной социальной, этнической, конфессиональной группе или материальным достатком. Каждая личность во все большей мере становится автономным интерпретатором усвоенных и творцом новых культурных образцов (по крайней мере, для персонального употребления). Возникающие идентичности носят ситуативный характер, поскольку они формируются в конкретном пространственно-временном интервале.
Ситуативность современности характеризуется информатизацией существующих обществ: возникает значительный и неуправляемый поток самых разнообразных сведений; быстро сменяют друг друга темы и сюжеты научного и обыденного знания; увеличивается объем и меняются формы подачи информации, что порождает мозаичность восприятия, фрагментарность представлений, вероятность подмены понятий. Как результат - возникает иллюзия знания ( симулякры по терминологии Ж. Бодрияра). Соответственно этому, индивид вынужден самостоятельно составлять представление о истинности и ложности получаемой информации.
Личность включается во все происходящее, но не в качестве подчиненного элемента, а в качестве со-творца определенного рода реальности. Степень ее свободы не может быть окончательно установлена, поскольку свобода личности является способностью к реализации коммуникативного обмена. Ситуативность современности, выражающая себя в возрастающем динамизме и плюрализме социальных процессов, обеспечивает единичные смыслы и стратегии поведения, которые можно «улавливать» только в отдельных жизненных ситуациях. Поэтому ситуация - «компактный хронотоп», формы которого изначально не существуют, оказывается полем реализации личностной свободы.
Проблема ситуативности современности находит свое отражение во многих теоретических и прикладных дисциплинах. Так называемый ситуационный анализ оказывается методологическим принципом, благодаря которому становится возможным исследовать явления социальной действительности, которые подпадают под характеристику особенных, единичных, уникальных всегда связанных с контекстом, в котором они существуют, используются и т.д. В то же время ситуационный анализ позволяет разработать социальную типологию ситуаций. На становление ситуационного подхода в социальных науках большое влияние оказывает постмодернизм. По мировоззренческо-методологической размерности постмодернизм - это презентизм -абсолютизация настоящего, «здесь-и-теперь» бытия. Постмодернизм подчеркивает жизненную данность, сиюминутность, повседневность Он пытается создать поверхностную или горизонтальную модель общества, свободного от утопий будущего и мифов прошлого. Постмодернизм принципиально антифундаментален, его интересуют не комплексы, а децентрированные или рассредоточенные множества.
В развитии ситуационного подхода весьма значимыми оказываются идеи и понятия синергетики. Основные идеи синергетики в рамках ситуационного подхода реализуются в виде следующих положений: а) социальность есть отдельные, влияющие друг на друга взаимодействия - события. Событие - это совмещение структурно-пространственного (место) и процессуально-временного аспекта. Событие происходит «здесь - и - теперь», событие есть малое в большом (взаимопроекция социального мира и человека), события разворачиваются не циклически, не линейно, а дискретно; б) социальные проблемы, как правило, эффективнее решаются не на глобальном, а на локальном уровне; в) событие может оказаться «точкой бифуркации», когда малое, случайное воздействие может приводить к непредсказуемым, а так же необратимым на многих уровнях последствиям; г) событие характеризуется с помощью категорий локальности, уникальности, необратимости, дискретности; д) осуществление события интенционально связано с выбором (действием) индивида.
Личностный аспект развертывания ситуаций разработан философией экзистенциализма, в частности в работах Ж.-П. Сартра, А. Камю, М. Хайдеггера, Г. Марселя. Такой подход демонстрирует предельность личностного напряжения, ситуация здесь предстает в виде пограничного существования, где «открывается» свобода личности.
Ситуационный анализ позволяет конкретизировать определение свободы личности. Базовыми определениями свободы личности для нас являются возможность и реализация собственного выбора и ответственность за сделанный выбор. Важно то, что выбор происходит все время в новых условиях, вследствие этого, человек не может долгое время придерживаться удачно выбранной линии поведения, способа принятия решений. Ему необходимо действовать на свой страх и риск, на ходу познавая «правила игры». Существенно важным оказывается баланс между знанием, риском и творчеством. Проиллюстрировать такое понимание свободы можно с помощью теории множественных миров, которая учитывает все многообразие потенциальных выборов. Таким образом, свобода определяется как интегральная свобода, состоящая из локальных свобод, где индивидуальный выбор - «точечная» свобода. Концепция множественных миров показывает, что интегральный уровень свободы выбора есть одновременная реализация всех возможных действий и их результатов, т.е. ни одна из возможностей не перечеркивается, выбор возможностей носит компромиссный характер.
Реальность передается через множественность выборов и интерпретаций, которые производит человек, а это означает уметь представлять форму свободы, которая была бы более подвижной и меньше идентифицировалась с реализацией фиксированной модели, данной раз и навсегда. Но такая свобода означает и увеличение ответственности не только за свои решения, но и за их нравственное содержание. Ответственность всегда предполагает ответственность по отношению к другому: перед лицом другого Я с необходимостью несет нравственную ответственность.
Ситуационный анализ свободы личности связан с пониманием социальности как становления. Становление рассматривается не просто как определенное начало вещи (организма, события, идеи), становление оказывается на первом плане как момент, постоянно сопутствующий социальному процессу. Становление указывает на то, что присутствие есть в то же время отсутствие. Парадоксальность становления вещи (организма, события, идеи) заключается в гом, что вещь уже определилась, но ее еще нет; ее еще нет, но она уже оказывает воздействие на окружающую среду.
В этом ключе понятие ситуации выступает в контексте таких понятий как взаимодействие, кооперация, конфликт, консенсус. Основные характеристики этих понятий не могут быть выдвинуты или определены заранее, в их формировании ведущую роль играют сами субъекты (акторы), их способности, информированность, квалификация.
Когда мы говорим о человеческой ситуации с точки зрения реализации свободы, рано или поздно возникает вопрос о том, является ли ситуация продуктом деятельности самого человека, или же человек попадает в уже существующую ситуацию? Существо этого вопроса помогает раскрыть «теория социального конструирования реальности». Каждый индивид рождается в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает «значимых других». Их определения его ситуации становятся для него объективной реальностью. Мир, который в своё время был «перенят от другого», может быть в последствии творчески видоизменен или (что менее вероятно), даже заново создан. В данном ключе, возможность конструирования своей ситуации является показателем осуществления собственной свободы и выступает как «самобытие» личности. Человек создает свою ситуацию в контексте «со-бытия» и «самобытия». Феномен свободы личности рассматривается в контексте «со-быгия» и «самобытия», как конструктивная деятельность людей по созданию и воспроизводству ситуаций бытия. Ситуация создается не только одной личностью, но и личностями, ситуация создается всеми акгорами, кго в нее включен.
В исследовании применяется социально-типологический подход, позволяющий показать конкретно-исторические и социальные условия реализации личной свободы.В исторической ретроспективе можно представить как «ситуации, в которые помещается индивид», и где не могло быть возможности самоконструирования ( период существования традиционных обществ), так и ситуации, которые «создаются самим индивидом» (период индустриальных и постиндустриальных обществ). Целью данного исследования оказывается построение социальной типологии ситуаций свободы. В работе показан тип жестко детерминированной свободы, куда помещается индивид, тип свободы автономного индивида, который определяется способностью индивида менять свои функции, и тип конструирования индивидуальной свободы, при котором возможна реализация личностных качеств человека в процессе взаимодействия с другими людьми. Основанием такой типизации оказывается мера поглощенности индивида социальной группой (или социальными группами) и степень его автономии.
Выделенные культурно-исторические модификации ситуаций свободы (ситуация вменения, фаталистическая ситуация, ситуация призвания, ситуация естественности, ситуация нравственной самореализации, ситуация обязанности свободы, ситуация случайности свободы), демонстрируют как обретение и рост индивидуальной автономии, так и прогрессирующую предоставленность самому себе, «заброшенность в мире», случайность человеческого существования. Анализ перечисленных ситуаций помогает обосновать положение о том, что свобода является базовым феноменом существования человека, в каждую эпоху приобретающий особую размерность, своеобразный характер и способ осуществления. В исследовании произведена попытка обосновать особенности российского осуществления свободы. Становление и осуществление древне-русской свободы шло точно по такому же пути, что и осуществление античной, а затем и западно-европейской средневековой свободы. В силу особенностей развития Московского государства, Российской империи. Советского Союза, свобода индивида выстраивается и приобретает отличные от западно-европейской концептуализации личной свободы черты, заключенные в реализации ситуации неприятия существующего положения дел. В постсоветском пространстве складываются условия для достижения индивидуальной автономии, для самостоятельного выстраивания собственной ситуации, в границах которой реализуется индивидуальная свобода. В этом смысле тип свободы, существующий в современном российском опыте, совпадает с реализацией свободы в постиндустриальном обществе. Но выбор средств для конструирования собственных ситуаций весьма ограничен, поскольку не выявлены функции государственных, политических, экономических, правовых институтов, обеспечивающих регулярные возможности для индивидуального выбора.
Выявление ситуационной природы свободы личности позволяет по иному взглянуть на человеческую судьбу, на реализацию человеком собственного проекта. Отход от единого плана смысла жизни, поиск смысла в каждой возможной ситуации позволяет найти не один, а многие смыслы в каждой наличной ситуации. Такой подход к рассмотрению человеческой свободы позволяет показать, что свобода откровенна - в том смысле, что всегда открывает какие-то новые возможности и новые реальности. Такое понимание человеческой свободы позволяет в условиях психологического и нравственного упадка и неверия строить собственную судьбу, переписывать жизненный сценарий, показывает возможности увеличения креативного потенциала как личности так и общества.
Предлагаемый в диссертации ситуационный анализ свободы личности оказывается адекватным методом исследования в социальных науках. Рассмотрение теоретических и практических оснований для построения ситуаций, в которых осуществляется личная свобода, яв
185 ляется существенным дополнением к методологии социального ана лиза.
Список научной литературыШтифанова, Евгения Вячеславовна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Адорно Т. К логике социальных наук // Вопросы философии,- М., 1992.-№ 10. -с.76-86.
2. Азаренко С.А. Классическое и неклассическое в современной философии // Тезисы докладов Российской конференции «Личность и культура на рубеже веков» Екатеринбург, 1997. С. 1315.
3. Алтухов Н.А. Контуры неклассической общественной истории // Общественные науки и современность М., 1992, № 5.
4. Американская социологическая мысль: Тексты / под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 496 с.
5. Аристотель Политика. Афинская полития. М., 1997.
6. Аршинов В.И. Савичева Н.Г. Гражданское общество в контексте синергетического подхода // Общественные науки и современность. 1999. № 3.
7. Арутюнова Н.Д. Истина и судьба // Понятие судьбы в контексте разных культур /сборник/. М.: 1994. С.302-315.
8. Асмус В.Ф. Избранные произведения в 2-х т. М., 1971.
9. Астафьев Я.У. Постмодернизм в познании общества П Полис. 1992. №2. С.63-71.
10. Ю.Баткин Л. М. К спорам о логико-историческом определении индивидуальности /7 Одиссей: Человек в истории. М., Наука, 1990. С. 59-76.
11. М.Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
12. Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект Пресс, 1996. 225 с.
13. З.Бауман 3. На что указывает постсовременность //
14. Социологический журнал. 1994.№ 1. С.187 192. Н.Бауман 3. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. №4. с. 148-151.
15. Бауман 3. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1994. №4. С.69-82.
16. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. М., 1993, № 3. - с. 46-61.
17. П.Бауман 3. Глобализация, или кому глобализация, а кому локализация // Р.Ж. ИНИОН. Социология. Сер. 11., 2000, № 1.
18. Бахтин М.М. Архитектоника поступка // Соц. Исследования , 1987, №3.
19. Бекарев A.M. Свобода человека в социальном пространстве. Нижний Новгород, 1992.
20. Белл Д. Мятеж против современности // Соцол. Исслед,- М., 1989. №5,- с. 107-114.
21. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 335с.
22. Бергер П. Понимание современности // Социол. исследования. М. 1990. № 7.
23. Бергер П. Общество в человеке // Социолог. Журнал. М., 1995 № 2 - с.162-180.
24. Бердяев Н А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Изд. «Правда» 1989-608 с.
25. Берлин И. Четыре эссе о свободе. Overseas publications interchange Ltd. London. 1992. 395 с,
26. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Петербургская социология. СПб., 1997. №1,- С. 148-179.
27. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV- XVIII вв. В 3-х т. М.: Прогресс, 1992.
28. Валлерстайн И. Россия и капиталистическая мир-экономика, 15002010 // Свободная мысль. 1996. № 5. С.30-42.
29. Ваттимо Дж. Постсовременность и обретение свободы // Стратегия. 1998. № 1. С.50-71.
30. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808с.
31. Веллмер А. Модели свободы в современном мире // Социо-Логос. М , 1991. Вып.1.
32. Вернан Ж,- П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988. 224 с.
33. Визигин В.П. Постструктуралистская методология истории: достижения и пределы // Одиссей: Человек в истории. М., 1996.
34. Виндельбанд В. О свободе воли // Избранное. Дух и история. М.,1995.
35. Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 4. Труды Центра профориентации /приложение к журналу «Человек»/- М., 1998. -212 с.
36. Гадамер X,- Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988,- 704 с,
37. Гаджиев К.С. Размышления о свободе // Вопросы философии. 1993. № 2. С.33-46.
38. Гарфинкель Г. О доверии // РЖ ИНИОН Сер. Социология. 1999. №4.
39. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. №4.
40. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа// Собр. Соч. в 14-ти т. М.-Л.: Госсоцэкгиз, 1959. Т. 4.41 .Гегель Г.В.Ф. Философия права // Собр. Соч. в 14-ти т. т.7.
41. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социол. Исслед. М., 1992. №9.с.112-123; № 11. С.107-120.
42. Гоббс Т. О свободе и необходимости // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1.
43. Гречко ПК. Интеллектуальный импорт, или о периферийном постмодернизме // Общественные науки и современность. 2000. № 2. С.166-178.
44. Грушин Б.А. Возможность и перспективы свободы // Вопросы философии. 1988. № 5. С. 3-18.
45. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1992. - 336 с.
46. Гуревич А. Я. Еще несколько замечаний к дискуссии о личности и индивидуальности в истории культуры // Одиссей: Человек в истории. -М., 1990. С. 76-90.
47. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1992. 358с.
48. Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990. № 4.
49. Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М., Искусство, 1990. 396 с.
50. Дарендорфф Р. Дорога к свободе // Вопросы философии. 1990. № 9.
51. Дебор Ги. Общество спектакля. Пер. с франц. С. Офертас и М. Якубович. Ред. Б. Скуратов. Послесловие А. Кефал. М.: Изд. «Логос», 2000- 184 с.
52. Дилигенский Г.Г. Индивидуализм старый и новый // Полис. 1999. № 3. С.5-16.
53. Иванов A.B. О свободе определения и об определении свободы // Филос. Науки 1990. №11.
54. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов в 2-х т. М.: МП «Рарог», 1992,- т.1 -344с., т.2,-272с.
55. Ильин М.В. Слова и смыслы: опыт описания ключевых политических понятий. М.: РОССПЭН. 1997,- 314 с.
56. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996,- 255с.
57. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. М., 1997, № 4.
58. Иноземцев B.JI Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии0 // Вопросы философии. М., 1998, № 7.
59. Иноземцев B.J1. Ален Турен. Сможем ли мы жить вместе'7 /У Вопросы философии. 1998. № 2.
60. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социол. Исследов. -- М., 1995. № 4. С.3-13.
61. Ионов И.Н. Парадоксы российской цивилизации // Общественные науки и современность. 1999. № 5.
62. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М.: Правда, 1989. 655 с.
63. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. 415 с.
64. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. С. 222-319.
65. Кантор В.К. Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки. М.: РОССПЭН, 1997.
66. Капитализм и шизофрения. Беседа Катрин Клеман с Ж.Делезом и Ф. Гваттари // Ежегодник. Ас1 Ма^тет . М., 1994.
67. Капустин Б.Г. Современность как принуждение и как свобода // Вопросы философии. 1998. № 4.
68. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: 1999. С.
69. Кембелл Д. Свобода и сообщество // Вопросы философии. 1992. № 12.
70. Кемеров В.Е. Керимов Т.Х. Грани социальности, постклассический взгляд. Екатеринбург: Изд-во УралНАУКА, Изд-во «Одиссей», 1999. 256 с.
71. Керимов Т.Х. Социальная гетерология. Екатеринбург: Изд-во УралНАУКА, 1999,-170 с.
72. Ключевский В.О. Соч. в 9-ти т. М., 1989.тт.З-5.
73. Князева Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии. М., 1998, № 4.
74. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988 - 283 с.
75. Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи. М.: Ин-т философии РАН, 1996.-216 с.
76. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб. Изд-во С.-Петербургского
77. Университета, 1995. -280 с.
78. Кравченко Е.И. Эрвин Гоффман. Социология лицедейства. М.: Изд-во МГУ, 1997.-222с.
79. Коллингвуд Р.Дж. Новый Левиафан, или Человек, общество, цивилизация и варварство // Соц. исслед. М., 1991. - №11. С.97-114.
80. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Изд. ЛГУ, 1986. 312 с.
81. Констан Б. О свободе у древних в её сравнении со свободой у современных людей // Политические исследования. 1993. № 4.
82. Кочубей Б. О свободе выбора, или о выборе свободы // Литературное обозрение. 1990. № 7. С. 3-10.
83. Краус В. На пороге нового тысячелетия: Культура будущей Европы // Вопросы философии. М., 1997, № 5.
84. Кутырев В.А. Пост- пред- гипер- контр- модернизм: концы и начала // Вопросы философии. М., 1998, № 5.
85. Ле Гофф Жак Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, 1992. -330с.
86. Левин Г.Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ // Вопросы философии. 1997. № 1 С.56-68.
87. Левицкий С.А. Трагедия свободы. М.: 1995.
88. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Спб.1998.
89. Локк Дж. Соч. в 3-х томах. Т.З. М.: Мысль, 1988 - 668 с. (философское наследие).
90. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., «Искусство». 1972 .- 576 с.
91. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: ИПЛ, 1991,525 с.
92. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Искусство, 1978
93. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры. Т.№ 1. Таллинн. Александра, 1992,
94. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992 -271 с.
95. Лукманн Т. Конструирование языка в повседневной жизни // Концептуализация и смысл. Новосибирск, 1990. - с. 120-138.
96. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социо-Логос. Вып 1. М.,1991. С.194-218.
97. Луман Н. Наблюдения современности // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 185-189.
98. Луман Н. Что такое коммуникация; Глоссарий // Социол. журнал. -М., 1995. №3. С.114-127.
99. Луман Н. Общество. Интеракция. Социальная солидарность // Человек. 1996. №3.
100. Максимов A.M. Свобода как противоречие самобытия и инобытия. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1998. 200 с.
101. Маркиз де Сад и XX век. Ad Marginem. М.: РИК «Культура», 1992.-256 с.
102. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т.8,- с. 115-217.
103. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // там же .т. 13. с.5-9.
104. Маркс К. Экономическо-филос-офские рукописи года .// там же.Т.42. с. 41-174.
105. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. Н Там же. Т.46. ч. 1 .с.3-508.
106. Маркузе Г. Одномерный человек // Американская социологическая мысль: тексты. МГУ, 1994. С.119-141.
107. Мень Александр. Сын человеческий. М.: «P.S.», 1991,-464с.
108. Мескон М.Л. Альберт М. Хедоури Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2000. - 704 с.
109. Милль Дж. Ст. О свободе.// РЖ. ИНИОН. Сер. Социология. 1996. № 2. №3.
110. Моисеев H.H. Логика динамических систем и развитие природы и общества// Вопросы философии. 1999. № 4.
111. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: труды по социальной антропологии / пер. с франц. М.: Изд. Фирма «Восточная литература», 1996. - 360 с.
112. Мунье Э. Персонализм. М.: Искусство, 1992,- 143 с.
113. Мясникова Л.А. Тайна и смысл индивидуального бытия. Екатеринбург, 1993.
114. Наговицын О.М. Ступени свободы. М.: 1990,119. Нанси Ж.-Л. О со-бытии // Философия Мартина Хайдеггера исовременность. М.: Наука, 1991 .с.91-102.
115. Нерсесянц B.C. Цивилизм как концепция постсоциализма : свобода, право, собственность // Общественные науки и современность. М., 1995. № 5. С.36-47.
116. Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986 -456с.
117. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991,- 588 с.
118. О свободе. Антология мировой либеральной мысли. (1-я половина 20 века). М.: Прогресс-Традиция, 2000, - 696 с.
119. Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну // Вопросы философии. М.,1998, № 7.
120. Петтигрю Томас Ф. Расовые отношения в США: социологическая перспектива // Американская социология (перспективы, проблемы, методы). М.: 1972. С.314-330.
121. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 8. С.49-79; № 9. С.22-48; № Ю. С. 29-58.
122. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1,2. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.- 448 е., 528 с.
123. Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. -М., 1992. № 10. С.65-75.
124. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.: «Мысль», 1974
125. Прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст (сборник). М.: 1997.-263 с.
126. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6. С.46-52.
127. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. 432 с.
128. Резник Т.Е. Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М.: Издательство «Союз», 1995 - 69 с.
129. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс. 1988 -552 с.
130. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и интервью. М.: АО «KAM 1», 1995. -160 с,
131. Розов Н.С. Структура социальной онтологии: по пути к синтезу макроисторических парадигм. // Вопросы философии. 1999. № 2.
132. Рорти Р. Случайность. Ирония. Солидарность. М.: Русское феноменологическое общество, 1996,- 240 с.
133. Рубцов A.B. Наказание свободой // Политические исследования. 1995. №6.
134. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. АНСССР.- М.: Соцэкгиз. 1938.
135. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. С.319-345.
136. Сартр Ж.-П. Проблемы метода: пер. с фр. Изд. Группа «Прогресс», 1993. - 240с.
137. Скоробогацкий В.В. Взаимосвязь философии и литературы в эпоху становления античной диалектики //Философия и гуманитарное знание: социокультурный анализ: сб. научных трудов. Свердловск: УрГУ, 1986, с.34-50.
138. Скоробогацкий В.В. По ту сторону марксизма. Свердловск, 1991,- 272 с.
139. Скоробогацкий В.В. Россия на рубеже времен: новые пути и старые вехи. Екатеринбург. 1997,- 304 с.
140. Современная зарубежная социология ( 70-е 80 -е годы) / Реферативный сборник (редкол. H.J1. Полякова, JI.B. Гирно) М.: ИНИОН, 1993 - 211 с.
141. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Учеб. Пособие. Новосибирск: изд-во Новосибирского университета, 1995 - 120с.
142. Современный философский словарь./ Под ред. д.ф.н,, проф. В.Е. Кемерова/ Москва. Бишкек. Екатеринбург. 1996,- 608 с.
143. Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. М.: Издательство «Правда», 1989.
144. Соловьев Э.Ю. От обязанности к призванию, от призвания к праву // Одиссей: Человек в истории. М., 1990. С.48-56.
145. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М. Политиздат. 1991.-432 с.
146. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм и научное познание. М., 1966.152. Спиноза Б. Этика.
147. Сыродеева А. К интеграции через локальность // Коллаж. М.: ИФ РАН, 1997. С.69-87.
148. Сыродеева А. Опыт описания феномена локальности // Человек. 1995. №5.
149. Тоффлер А. Футурошок. СПб., «Лань», 1997. - 464 с.
150. Трубина Е.Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности. Екатеринбург: УроРАН, 1995 152 с.
151. Тузова Т.М. Ответственность личности за своё бытие в мире. Минск: Наука и техника, 1987,- 158 с.
152. Тульчинский Г Л. Российский потенциал свободы // Вопросы философии. 1997. №3. с. 16-31.
153. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. М., 1999. № 10.
154. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / отв. З.Т. Голенкова. М.: Эдиториал УрСС, 1996 - 224 с.
155. Уайтхед А. Избранные работы по философии: пер. с англ./ Сост. И Т. Касавин; общ ред. М.А. Кисселя. М.: Прогресс, 1990 - 718 с - (философская мысль Запада).
156. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы: пер. с разн. Языков./ Сост., общ. Ред. и предисл. В.А. Чаликовой. М.: Прогресс, 1991 -405 с.
157. Федотов Г П. Социальный вопрос и свобода // Судьба и грехи России: В 2 т. СПб., 1991. Т 1.
158. Федотов Г.Г1. Социальное значение христианства // Филос. Науки. 1991. № 3.
159. Феномен человека: Антология. // Сост., вступ. Ст. П.С. Гуревича. М.: Высш. шк., 1993 - 349 с.
160. Филмер П. Об этнометодологии Гарольда Гарфинкеля // Новые направления в социологической теории / под ред. Д.ф.н. Осипова Г.В./ М.: Прогресс, 1978. С.328-376.
161. Франк С. Л. Религиозно-исторический смысл русской революции // Русская идея. М.: Республика, 1992. С.324-341.
162. Франк СЛ. Духовные основы общества. М.: Изд-во «Республика», 1992. 511 с. - ( мыслители 20 века).
163. Франк С.Л. О задачах обобщающей социальной науки // Социол. Исслед. М., 1990. № 9. С.30-48.
164. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
165. Франц А.Б. Политическая анатомия морали (опыт философии этоса). Екатеринбург: УрО РАН, 1993. 315 с.
166. Фридман М. Четыре шага к свободе // Общественные науки и современность. 1991. № 3.
167. Фромм Э. Бегство от свободы: пер. с англ. /Общ. Ред П.С, Гуревича. 2-е изд.- М. Прогресс, 1995 256 с.
168. Фромм Э. Духовная сущность человека // Философские науки. 1990. № 8,9.
169. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с.
170. Фукуяма Ф. Конец истории9 // Вопросы философии. 1990.№ 3. С.134-155.
171. Хабермас Ю. Горизонт модерна изменяется //обществ. Науки и современност ь. М.: 1991. № 4.
172. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Московские лекции и интервью. М.: АО «KAMI»; Издат центр «Academia», 1995.- 252 с.
173. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. №4. С.43-65.
174. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2.
175. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // PC РАН Современная западная теоретическая социология. Выпуск 1. М., 1992 . С.57-102.
176. Хайдеггер М. Время и Бытие. М.: Республика, 1993,- 447с.
177. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991. 192с.
178. Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии М., 1990. № 10. С. ;№ 11. С.123-165; № 12. С.103-149.
179. Хамидов A.A. Категории и культура. Алма-ата: Гылым, 1992. -240 с.
180. Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности //Вопросы философии. 1994. № 10. С. 112-123.
181. Чаадаев П.Я. Философические письма и статьи // Сочинения. М.: Издательство «Правда», 1989. С. 15-247.
182. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб.: Издательство «Лань», 1997,- 192 с.
183. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. 592с.
184. Шюц А. Формирование понятий и теории в общественных науках ././ Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГ У, 1994. С.481-496.
185. Шюц А. Чужак: социально-психологический очерк /У РЖ. ИНИОН. Сер 11. Социология. 1998. № 3. С. 177-194.
186. Эгнометодология: проблемы, подходы, концепции / НИИ культ, и природн. Наследия Минкультуры РФ. М., 1994. Вып. 1. -127 с.