автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Сказания о даредзанах в жанровой и идейно-художественной системе осетинского народного эпоса
Полный текст автореферата диссертации по теме "Сказания о даредзанах в жанровой и идейно-художественной системе осетинского народного эпоса"
с,1
АКАДЕЙИ НАУК СС.СР
ОРДЕНА ДЕУЗШЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ШРОЮП ЛИТЕРАТУРА имени А.М.ГОРЬКОГО
На правах рукспаса
ТМЁНОЕА Залана Георгиевна
СКАЗАНИЯ О ДАЩЗАНАХ В ЖАНРОВОЙ И ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТН2ЛЕ ОСЕТИНСКОГО ■ НАРОДНОГО ЭПОСА
Специальность 10.01.09 - фольклористика
. . Автореферат
диссертации на соискание ученей степени кандидата филологических наук
Москва
- 1990
Работа ышолиока в отделе фольклора Института паровой л;;то;оту1'Ы ям.А.¿¡.Горького АН СССР
ЕгуакЯ руководитель - доктор филологических наук ДАЛГАТ У.Б.
0:Тлцз?Л1-кыэ оппоконты: доктор исторических наук КАЛОЕВ Б.А.
кандидат филологических наук
' ХАДЖИЕВА. Т.М.
■ Еодукле учреждение - Свверо-Осетанский научно-исследовательский институт истории,филологии,экономика
З^цита диссертации состоится " . "__ 1991 г.
е_ часов на заседании спецлалв»ированного совета Д.002.44*02
по филологическим наукам при Институте мировой литературы j а::, А. И. Горького АН СССР . . ' .
.Une: 121069 Москва, ул.Воровского, 25-а.
1 * С диссертацией молено ознакомиться в библиотеке Института мпрог-ой литературы ем.А.М.Горького АН СССР - •
Автореферат разослан " "_ 1990 г.
^чоннй секретарь споцяали»ированного совэта доктор филологических наук
Воробьева Н.Н,
У многих кавказских народов сохранилась сказания о ир.шл:ан~-нцх к горам ведаканах. По своому содержанию и образам эти сказании ^ртнцсятся с мифом о титане Прометее, о чем е^е в коние прошлого ¡щяйтия писал В.Ф.;,1нллер.
Образ прикованного богоборца известии и кабардинцам, и лаш;::м, а абхазам, п армянам... Зовут его все по-разному: Амир, ¿алкал, Ац~ цец, Абрскил и т.д. Трактовка и народное восприятие этих образов зеоднозначни. Это плеяда и добрых, а злых страдальцев. Освобождение цобрых героев принесет людям счастье, с освобождением злых доменов зяидается искоренений рода людского. В статьях "Кавказский предпнл.! з великанах, прикованных к горам" (1683 г.), 'Миф о Прометее на (авказе" (1Ьь7 г.), а также частично в некоторых других своих рейсах В.¿.Миллер приводит кабардинский, абхазский, осетински;!, гру-¡инский, армянский варианты сказаний, иранское сказание о йохаке, шмецкие о Луцифере, Карла Великой, Барбароссе, граческле о Прометее и Тифоне. Проведя этот экскурс, ученый делает еыеод о том, что наделение всех прикованных героев на положительных а отрицательна Сило первоначально связано со змеем (Тафон, Зохак). Переходным 'ипои между змеем и человеком он считает скандинавского Лока.
Наиболее древний образ прикованного героя, как neu киготсл, ¡охранили кабардинские сказания в образе безымянного д;шшооор<г;ига ¡тарца о Ошха-iikxo (Эльбруса). В абхазских сказаниях об Аброквло [реобладает архаический мотив - мотив непорочного зачатия и aisöa-йлентная интерпретация образа. В Грузии сказания о прикованном к кале герое оформились в эпический цикл "Амиранпанз", где герсЯ и ольшинстве вариантов сказаний представлен в качества отрицатель-ого персонажа.
У осетин, наряду с эпосом о богатырях-картах, кароко даоаресг-анены ДаредзаноЕскне сказания, главным героем которых ниляигся огоборец Амран, прикованный, за непокорокяа богу к горем Кы/'.аза»
Установлено (Б.Ф.Миллер, Ы.Я.Чаковани, Д.А.Калозьа я др.! , то эпос о Даредзанах встречается у осетин как схннх, так и ceic-p-ых (места распространения: Лиахвскоа, Турсонскоэ, Дагорокоа г -¡.р. щелья). И у южных, и у северных осетин иаегл1 моего оригинапны схеты.
В наука бытует мнение, что Даредзановски.* эпос гак-ютЕокы ветинвми из Грузка. На зго указывалось еще ЬЛ.литдероц ьо гье^с-ки к "Осетинским этедам", М.Я.Чиковани считал Деродзаксасху,!! sit.^g. звоеобразккм связукади зэеноы" аа«лу грузинок.»«« сказ.-Чйг."г с рикованном герое г свЕерок&ьказгкии зпоооч о пьргсых йигътьгчг.
' ' г
весьма ценны высказывания В.И.Абаева о бытовании у осетин,помимо каргского эпоса, особого цикла сказаний о Даредзанах. Он также согласен с мнением других ученых о заимствованном характере ска-саней о Даредзанах,
Вопрос о существовании у осетин цикла сказаний о прикованом к скале герое-богоборце также ставился Н.Я.Марром, А.Тибиловым, Г.З.Калсовкм. Но эти работы носят больша характер заметок. М.Я.Чи-когони занимался Даредзановским эпосом,в связи с его работой над грузинским "Амираниани". Основной и единственной работой о Да-, редзаиовском эпосе является исследование Д.А.КалоевоЭ "Даредза-новскив сказания у осетин". Эта работа близка по содержанию и метода:.; к работе М.Я.Чиковани об "Ачираниани", но в ней более под-'робно освещаются касающиеся поднятой проблемы вопросы. Наиболее полно и тщательно Д.А.Калоевой рассматриваются история записи, публикации, исследования эпоса. Сказительскому мастерству, самим сказителям такжо посвящена отдельная глава. Кроме того, анализируются циклы эпоса. Анализ ведется по схеме, примененной М.Я.Чиковани в его работе "Народный грузинский эпос о прикованном Амирани" Художественные средства эпоса не составлял предает исследования, и автор только касается этой проблемы.
В процессе работы над диссертацией нами учитывались достиг-• иутне ранее исследовательские результаты. В определенных случаях
мы развивали или оспаривали их. При этом необходимо учитывать, ■ что даже сходные вопросы рассматривались нами в несколько ином теоротпко-аналитическом аспекте. Отталкиваясь от результатов, имеющихся в существующих по проблеме работах, мы предполагаем показать аналитическим путем канровую специ|£ику памятника, его поэтическое и стилевое своеобразие.
Актуальность работы. В настоящее время, когда в фольклористии проблемы исторической поэтики является наиболее актуальным, изучение и анализ художественной сйбтёмы эпоса о Даредзанах в его генезисе, способы реализации поэтико-стилевых средств с точки зрения их исторического развития представляются особенно ваянкми для раскрытия художественного богатства фольклорного наследия кавказ. ских народов, их взаимосвязи и взаимообогащения, для определения национального своеобразия эпоса в сравнительно-сопоставительном , • плано. Кроме того, вопрос о взаимодействии Даредзановского эпоса с Нартской традицией требовал специального рассмотрения. Известно, что картскому эпосу в осетинском фольклоре отведено особое место: 2 ''
он является ведущим жанрам..В связи с эткп возишь? iipuv...: л ¡:<;; реляции между нартской н Даредзаиовексй ошшо-Д на ургьаа пикетов, поэтики, стиля. В с оигн свеяна дашшх косрданлт дау.: &;>.!-*ескях традиций ».Даредзановсксй и нартской; нс:г:зт бить гс-
ipoo о специфике'Даредзансвского опоса в ссатинскш £Сдк«ле;.о.
Цель и задачи исследования. Диссертация нглзет ene..-;: иеллАт: '.) определить место эясса о Даредэалах в контекста KajjxawK«'.i¡ oís.,-[еской традиции, учитизая при этом пекотсцш особого сеч к ci-o ti..) • •акновения и бцтовавия; 2) выявись доэтлко-стилевсе cbo&uJI'Usbc, реемствелность, традиционность эпических структур и ос осанн ос х функционирования; 3) путем типологического анализа опрег^лап, ригиналыше привнесения в эпос из осегкисксй ¡тческоЗ Tpa-ii:.»::-; ) показать аналитически,! путем художзстшшо-всайренчесмта ¡ip.i i-ипн эпического изображения в Даредзшюкскш опсое. Нр;дяur.au ч сравнитально-историчеокоо издание оказаик:! о Дарадзанах а со-гн шешш с кругал эпических сказан!!! о нартах, сбцоид^лссг.сл шческой традицией, изучение того комплекса, *сЯ mijpac^f.yüí'VLíw эторая питала опсс о прикопан нал к скале герое-бсгсборцо и шлл-шказско.Ч среда, в среде осетинской устнслеэтячесхол трал::.и;'Л!ь ict.íe того, ваяно виявкть те мсдаХивщив, котцят Длрлцлали.с.с.и; ice 'претерпевал в течение своего длительного Оитшышя.
' Источники исследования. При работе паи juioctipvaradi uu п^дь • шались аутентичны:.:;! материала?.» Отдала рукиюсоИ cjiiepo- Cc&ti:.i-ого научно-псслодоштельского института истории, «¡илмимз п опешкидна иронскш и дигорокш диалектах, кударскш гожрь). ми использовались ткжо тексты, ранее изданный в "Соцчикв ги-рпалов для описания нестиостей и племен Кавказа4 (Цл!.Л10, а Зоргшке сведений о кавказских горнах" (СОКГ), в 4ctsvunúK.<¿ одах" (03, IBBIj В.ФЛДилдера, в "Ирсазядаших аго-итт.псксги рода" ЦМ29), в "Юго-оссткнскш .¡.-ель к лор;" 11иЗС), а пятим витке "Памятников нервного '»'ворчества сселял" Uí.li'0, luil), в )1!оп,тмгб"%сбт;1нского ааредао.-о тьсрчесп;.!'1 ^iuú'í) а .;.).
В качества сравнгкильпсго гитзркша '..t а; ¡¡алг.г.л/.,.'. i. ¡TüHCKiix нартских ск.чиачлй, лздцнгнв я Сорил "Juu: ¡nj.i,:» j С ' >rtí, I99Ü;, а грузиченего эпсса "/ишрсМвздц", азл-кин г, í;,(i.• •ани в íi-oo году в йздигитьстье "Наук.. ", a van^j hki-'i'ív. ¡,o :.¡ ; • издания. В отдельных случаях аы быте я.-р.кло ;.i a,,
вленних ъонросия л у.яМ!Е.н;;я oy?.i H = ¡u,Tif1;:-: j:¡cí..°n':í i л г..
■ ..■1.1, сисооиразкя стадиалтой специфики Даредзап сгоских
апг-гз да м'явлекпя исторических и культурных связей глригд-л! Г.авглза га обращалась к эпическим традициям . у «гест ккз5ард;«:ск1.й, чеченской, ингушской, дагестанской).
ЦорЬлсд штгруешс па осетинском языке источников принадлежат автору. лольклорпнз тексты других народов доятся по русским г< ч'; ■:;: ;ч: [! им п ер о в сдги .
!.:етсди последсвачия. Ставя перед собой задачу сравнительно-исторического изучения сказаний о Даредзанах в соотношении с круга! эпических сказаний о нартах и осицекаБказской эпической традицией, 1,;ы учитывали закона,:врностн историко-культурного развития этих традиций. Основой исследования мы избрали сравнительную ые-'тецику: варианты сказаний о Даредзанах сопоставлялись не только с грузинскими сказаниями о прикованном к скале герое Амирани (которые исследователи считают источники! осетинских сказаний), по таглз с осетинским! нартскими сказаниями, сказками, легендами, с произведениями чечено-ингушского, дагестанского народного устпсгюэтического творчества. Изучение поэтико-стилобых особеп-поотеК-Даррдэаповского эпоса велось с учетом их изменяемости и динамичности, оволщиенпего развития, а также стадиальной специфики.
При работе над диссертацией автор опирался на труды русских, советских и зарубоншх учених-^альклориотов. в области эпосоведе-. ния: В.И.Абаева, А.Н.Веселозского, В.М.Гацака, У.Б.Далгат, -Ж.Дю-мазплл, В.М.Епрмунсксго, Л.Ф.Лосева, В.1!.Миллера, В.Я.Проппа, Р.Ч.Путилова, П.ЯЛиксвапи и др.
Научная новизна. Избранная нами тема является одной из тех, с изучением которых связано раскрытие закономерностей развития •опеез народов Северного Кавказа и Закавказья;.выявление реальных кутей и :1>срм взаимообога:цэния и взаимовлияния культур нашей стра-имЕр.цих длительную, многовековую традищш.
Кет::.! в научно-мотодатогичеоким плане в анализе, интерпре-г. оценке Даредзаловского зпоса является взятая нами в основу теоретическая позпшя сравнительного рассмотрения трех БШ'.ческпх памятников: грузинского эпоса о прикованном Амирани, Дарпдзачонского зпоса и осетинских нартеккх сказаний в системе . их ьзанмодейстгия с точки зрения процессов интерполяции, ксгли-
ляцав, ассимиляция, в результате чего ДародзаноЕскил зш;о сл ределидся как "срединное" мехэпачосков явленно, гак сысос;:.а-ная ыетаструктура.
Особое Енимание уделяется идейно-эстетическому сисиоСр&^.о художественных средств эпоса. Подробно рассиатриваются тякдо г&» этико-стилевыо категории, как диалоги а монологи, элачаекно горы, гипербола, эпитет и др. Епэрвие на осетинском лпториа.сг федпранимается анализ такого поэтако-стилзвого явлышя кап- ху-¡ожественны.1 хронотоп. Эпические образы в диссертации рлсолшр;;-' ¡аются с точки зрения ах талологаческоЯ и стадиальной спекцака.
Практическая я теоретическая значимость диссертации состо-•г в том, что предложенний сравнительно-типологическнИ анализ аредзановоках сказаний позволяет получать более глубокое проставление о взаимосвязи и взаимодействии кавказских эпически! ради пай.
Результаты аналитического исследования могут бить аспо:;:.-ованы при аналогичном сравнительном изучении эпических произ-здений, при подготовке учебных пособий, при разработке снзпса-анаров и спецкурсов по проблепам эпоса, н ир^ктипо {уэовского реподаЕаная. ■
Апробация работы.-Диссертация ойсуздалась и идоогенч отдел;:.: »льклора Института мировой ,:атерат/ри а.ч.А.к. Горького ЛЧ СССР, товние положения работы изложены в публикациях автора сбъс.чем п.л.
Структура и объем работы. Дассертацап состоит аз вшивши, ех глав, заключения и библиографии.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЮ1И
Бо Введении мотивируется фундаментальность и иктуальшхт/. бранной темы, дается характеристика эпического объекта и .-.рек-га исследования. Далее формулируются цели и задача исслвдон»-Ь его практическая и теоретическая значимость, ощдзделя.;гс« зизка, Еэдедкютоя ис,пользуе:.ша (¿етоди и прне:.;ц анализа, источ'-а исследования, дается история вопроса.
Глава 1. ЬВСТО оПООА О ДАРКЙЬАНАХ Ь Ш»1ЕКСТ£ КАкпАсСг.(!Л ЭПИЧКСКОЛ ТРАШ35!
Ученые-кавказоведц (ЬеЛаллар, Ь.И.АсЦеа, И.й.^рр, 4,-¡'а -•а на и др.) едины в мьоняи о згт'.ствзгшкон рз кг:; з •, >
а Д>>[. едзг.нах. Но, согласно известному положению Л.Н.Веселовского, язпмствотнке предполагает встречную среду с мотивами и сюжетами, Сау.п;ш\!л с теми, которые бия привнесены со сторонн. В любом случае, национальная самобытность, выражающаяся в истории, психологии, мировоззрении народа, непременно накладывает отпечаток а на своеобразие произведений устнопоэтического творчества. Не вызывает сомнения, чго эпос о прикованном к скале герое-богоборце, называемый осетинами Даредзановским, и считающийся заимствовании! у грузин, бытуя длительное время в осетинской устнопоэтичес-ксЛ среде, подвергался естественным влияниям и изменениям со стороны локальных традиций. В то же время эпос о Даредзанах - самостоятельное эпическое произведение, которое требует доказательства его самобытности и оригинальности, что поможет, кроме того, выявить общее и особенное не только в данном конкретном случае, но и в эпической традиции кавказских народов; Для выявления специфичности памятника он рассматривается в соотношении с грузинским эпосом о прикованном Ампранн и осетинским нартским эпосом. Сравнение осуществляется на уровне анализа и систематики тем, сюжетов, мотивов, особенностей стиля и т.д. Выделяются традиционные для данного эпоса темы: борьба с великанами (уаигами) и драконами (залпаг-змеями) ; добывание невесты ; приковывание. Каждая из названных тем выражается в соответствующих мотивах. Для темы борьбы с великанами характерны как в грузинском, так и в осетинском эпосе мотив кровной мести, являющийся провоцирующим сшетно! развитие ; мотив так называемой кровавой реки (герой в пути ветре' ччет поток крови, отправляется вверх по течению и находит исполина, из ран которого и вытекает кровь, образовавшая реку). Оба мотива характерны для кавказской эпической традиции вообще, хотя в кагдем конкретном случае имеет место специфическая интерпретация.
Следующую ступень пути г&ропческих деяний героя Амрана -борьбу с залийскими змеями - мы рассматриваем в связи с обрядом иаишацяп, когда юноша проходил обряд посвящения в мужчины, и ец давалось право на вступление в брак, тем более, что мотив змее-Оорчоства 'Амрана предшествует непосредственно' походу за красавицей.
Кульминацией архаической темы - борьбы с _великанами и чудо-ггадпя - является борьба с богом.Богоборчество героя Даредзанов ского эпоса Амрана находит благодатную почву в эпической традици осетин. В этом Даредзановский эпос, облагается с нартским эпоссм, С '•
где богоборчество занимает одно из центральных мест ь эпическом повествовании.
Общим мотивом грузинских и осетинских сказана;'! о прикован -ном богоборце, характерным и для нартского эпоса, является мотив чудесного божественного рождения героя, как непременное условие его идеализации.
Боепитание Амрана, как и воспитание нарта Еатрадза, проходит в Черном море у повелителей водной стихии Донбеттыров. В море происходит и закалка героя. Весь комплекс этих мотивов ь соответствующем их эпическом "сцеплении" более типичен нартскому эпосу,где. он принадлежит к основному древнему эпическому сюжетному ядру. В осетинских вариантах этот комплекс мотивов более архаичен, нежели в грузинских сказаниях о чудесном рождении Аьгиракл, 2 которых иное сюжетное развитие: ребенка в колыбели оставляют у родника до тех пор, пока Христос не является крестить его.
Выманивание Амрана из воды-тоже существенный момент эпического повествования. В отношении этого мотива .мы. вопреки мнению М.Я.Чиковани, считаем, что именно грузинские сказители заимствовали указанный мотив из нартского эпоса, а не наоборот.
Одним из мотивов, присущих общекавказской эпической традк:?.::, является "поиск супротивника". Ь конечном итоге и прикован Лмрзн за то, что в поисках сильнейшего он вызвал на поединок самого бога. Общефольклорный характер данного мотива на вызывает сомнения.
Таким же распространенным а известным всем народам .Чавказа является мотив встречи с исполинским костяком.
В осетинском эпосе о Даредзанах специфическим и стимулирующим мотиеом является проклятие Амрана великаном-уаигом, вследствие чего герой вынужден отправиться в дальний и опасный путь 5 поисках неведомой суженой. Если в осетинских сказаниях умирающий уаиг-кровник проклинает Амрана, то в грузинском эпосе о прикованном к скале герое нечто иное: дэв обещает Амкрани указать дорогу к красавице в случае, если тот сохранят ему ж;эль. В этом мы тоже видим отличительные признаки двух эпических памятников. Ь данном случае.I^роический па^ос Даредзановских скЕзаний выражен более явственно.
В Даредзановском цикле, в отличие от отдельных сказаний с прикованном богатыре, намечены определенные контуры, границы целостного эпоса, котором прослеживается устойчивая сметная линия с определяющим ее комплексом мотивов, образов, традиционности; конфликтных ситуаций и т.п. Однако, в качестве центрально.: темы,
подчиняющей все остальные, выдвигается тема приковывания и связанный с ней мотив богоборчества: возгордившись, Амран вызывает на поединок самого бога, бог испытывает героя по всем правилам традиционной эпики (в этом Даредзановский эпос перекликается не только с нартским эпосом, но и с русскими былинами), затем приковывает его за дерзость.
лютив богоборчества не нов в осетинской устнопоэтической традиции и является одним■из доминирующих, функциональных (сюже-тообразующих) мотивов нартского эпоса. Вряд ли можно согласиться с мнением м.Я.Чиковани, считавшим, что "мотив богоборчества, встречающийся (выделено наш - З.Т.) в кавказском нартсксм эпосе, следует считать отражением сказания об Амирани и о Прометее".^ тф и образ прикованного Прометея, вполне возможно, существовали до формирования нартской эпопеи, но из этого еще не следует,что в нартском эпосе имеет место только его заимствованное отражение. Богоборческая сущность героев-нартов, богоборческая направленность нартского эпоса на протяжении всего его развития у всех народов - носителей этого памятника остается неизменной и не подвергается какой-либо модификации и исторической коррекции. Вся жизнь нартских героев-богатырей-воинов проходит не только в походах за добычей, войнах, но и в борьбе с разного рода святыми, духами, ангелами, богами, наконец, с самим всевышним богом, из-за чего нарты и погибают.
В грузинских сказаниях, возможно, Амирани на ранней стадии и был идеальным богоборцем, подобны:.! Прометею, каким его считает ¡...Я.Чиковани, но в последующем началось переосмысление образа Амирани с христианских позиций: в большинстве вариантов грузинского эпоса Амирани изображается клятвоприступником, он приковывается за то, что трижды нарушает клятву именем. Христа.^
В осетинских сказаниях о Даредзанах мотив богоборчества Амрана, как и сам образ, остается неизменным на всем протяжении существования эпоса. Этот мотив, вероятнее всего, 'был заимствован из наиболее древнего общекавказского мифа. Богоборчество Амрана в системе осетинского Даредзановского цикла еще более ук-
;»1.Я.Чиковани. Народный грузинский эпос о прикованном Амирани.-и'.. :Наука, 1966, с. 147
Там же, Л, с.225;Ш, с.235 ; 1У, с.242 и др.
И
решилось под воздействием общенартской традиции, где эта тема (и сметы, и образы) является основополагающей. Этим, на наш . взгляд, и объясняется сходство Амрана с нартским богатырем Бат-радзом.
Богоборчество в осетинском эпосе об Амраие составляет (во всех вариантах) неотъемлемую сущность подвига героя, что сближает этот эпос с Нартиадой.
Сравнительный анализ тем, сюжетов, мотивов даредзановского эпоса в соотношении с грузинским народным эпосом о прикованном Амирани и осетинским нартским эпосом убеждает в том, что этот эпос, занимая "промежуточное" место, больше тяготеет к осетинской, нартсной традиции, являясь, однако, самостоятельным памятником осетинского фольклора.
Глава 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВ ЭПОСА О ДАРЕДЗАНАХ.
ТИПОЛОГИЯ И СТАДИАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА.
.Чрезвычайно богатая и устойчивая фольклорная традиция осетинского народа, как и любого другого, соотносится с определенными принципами создания монументальных эпических образов, изображая их, с одной стороны, типичными, и, с другой стороны, неповторимо национальными.
Рассматривая эпические образы Даредзановских сказаний, мы постарались проследить их эволюцию, выделить наиболее древние черты и более поздние напластования.
§1. Образы эпических врагов. Эпические враги Амрана - это (в большинстве случаев) представители так называемой хтонической' мифологии: великаны-уаиги, драконы, которыми достаточно интенсивно насыщен эпос. Серия подвигов мальчика-богатыря Амрана начинается с уничтожения.пируших в доме его отца семи (двадцати) уаигов-великанов. Все злоключения его связаны с семи- (девяти-) гласим уаигом, который умирая проклинает Амрана: магические, слова лиаа-ют его силы до тех пор, пока он не возьмет себе в жены прекрасную дочь Тандет-Тундета Тамар. И Амран вынужден отправиться на ее поиски.
Уаиги, как и все мифические великаны, представляются огромными грубыми существами, обладающими необычайной да заческой силой. Внешне они похожи на людей, но очень больдах размеров, ыогут «".и^ть несколько голов (три, семь, девять). В изображении великанов,как и в изображении всех мифических существ, наличествует некоторой
элемент сказочности, который выражается в наделении их чудесны:,и; свойствами. Например, уаиги пускают изо рта пламя (как Змей Горыныч), могут предсказать будущее. Проклятия уаигов обязательно сбываются. В отличие от героев они изображаются очень глупыми, поэтому, несмотря на их волшебные качества, физическую силу, огромны;'! рост к проч., людям удается их перехитрить, одержать над ними победу.
Ь грузинском эпосе о прикованном Амирани осетинским уаигам соответствуют дэвы, к которым применима та же характеристика.
Наиболее полно в Даредзановском эпосе раскрыт образ великана-кровника Даредзанових (в грузинском эпосе Амирани мстит дэ-ву Еакбаку за смерть своего родственника Цамцуми). Этот уаиг имеет семь (девять) голов. Зовется он великан-кремень (Ахсон уаиг) пли железно* великан (Афсан уаиг), что также характеризует его (¡нзические данные.
Кроме того, рассматриваются и образы великанов-исполинов, которые по поверьям, якобы, населяли землю до нартов, а также Ееликаны, "олицетворяющие трудовую мощь человека" (Далгат У.Б.). Среда этих образов выделяется женщина-великанша, образ которой несвойственней осетинской устнопоэтической традиции, но идентичен тем, которые встречаются в народном творчестве чеченцев, ингущей, дагестанцев и др. Женщина-великанша тоже обладает необычайной с.изической силой. Перед боем закидывает за плечи свои огромные груди. Данный образ в Даредзановскоы эпосе мы рассматриваем как результат влияния северокавказской эпической традиции.
Особое место среди образов великанов-уаигов в осетинском эпосе о прикованном герое отводится летающему уаигу Пакондзи (тахгзе Пакондзи, Пакьуынды...). Проследить за образом этого великана ньм представляется интересны:.! постольку, поскольку он пополняет ряд тех фантастических полиморфных чудовищ, которые издревле знакомы всем народам. Они представляются в виде собаки-птицы, льва-челоЕека и др. под названием Сдлшкса, Га руды, Симур-га и мн.др. Необходимо отметить, что эпизоды, связанные с летающим усигом Пакондзи - оригинальные эпизоды осетинского эпоса о „аредзанах. Ь Даредзановских сказаниях Пакондзи - это семиглавый великан, имеющий крылья, могущий летать. Питается он мясом буйволов, но ест и людей. У него есть когти, которые он вонзает ь жертву, ¿льет в пещере (доме) на небесах. В сказаниях пред -ставлен существом как мужского тек и женского- г.ола. Ъ качество кетгзичеокЕХ признаков следует отметить его способность к мета-
морфозам. Из содержания сказаний следует, что в облике "обычного уаига" он бывает в обычной, "домашней" обстановке, но, в зависимости от ситуации, меняет свой облик, превратись в орла или крылатого великана. В нартском эпосе Пакондзи соответствует крылатый семиглавый уаиг Кандзаргас. По осетинской эпической традиции - нартской и даредзановской - образы Кандзаргаса и Пакондзи по своей эпической сути великанов можно определить как изоморфные: и Кандзаргас, и Пакондзи - крылатые уаиги, у обоих - по семь голов. Недоступность обиталища великанов тоже одно из условий при их характеристике. Сравнительно-сопоставительное изучение данного образа привело нас к выводу о том, что образ летающего уаига Пакондзи в осетинских сказаниях о Даредзанах представляет собой трансформацию мифологизированного образа птицы, соединявшей два мира - преисподнюю и землю. Этот образ, будучи наделен ан -тропоморфными чертами, превратился, трансформировался в осетин -ском фольклоре в эпический образ многоголового великана-уаига осетинских сказаний, который из подземного мира переместился на небо, сохранив функцию посредника между мирами.
Среди непримиримых врагов Амрана и Залиаг-змей. >\'ютив проглатывания героя змеем мы- рассматриваем с точки зрения обряда инициации, претерпеваемой в походе героя за невестой. Залиаг-змей Даредзановских сказаний по внешнему виду и по функциям тождествен дракону грузинского эпоса об Амирани, хотя здесь он сохранил более древнюю сущность.
К персонажам, причинившим зло герою Амрану, относится женщина-колдунья (къулбадаг ус), научившая братьев Амрана (или жену Ростома) умертвить мать героя, а затем выманить его самого из моря ; а такте первая жена отца героя, которая по некоторым вариантам сказаний обрезает заключающие жизнь волосы племянницы бога.
§2. Положительные образы. Как известно, гениалогизм - существенный признак эпической системы. Семейные и родственные отношения мевду персонажами - характерная черта как грузинского, так и Даредзановского эпоса, но нам представляется, что гениало-гическая система эпоса о Даредзанах представлена более четко, нежели в грузинском. Так, в "Амираниани" Бадри и Усипи в разных вариантах могут быть дядями, братьями, либо дядей и братом Амирани. Б Даредзановском эпосе Бадри и ыкдирби (1^си...) во всех вариантах только его братья. В отличпе от грузинских вариантов, у Даредзановых есть тетя. В формировании данного образа, как и
£ .образе женщины-колдуньи четко прослеживается влияние нартской традиции, выражающейся в том, что эти' женщины наделены мудростью, способностью к предвидению и т.д., чем особенно отличается знаменитая нартская Шатана.
В становлении ке образа невесты Амрана красавицы Тамар, помимо нартской традиции, влияние которой несомненно в традиционности изображения красавицы (у нее волшебные волосы, она имеет божественное происхождение, наделена утлом, верная помощница жениха, живет она' в башне в чужедальной стране и др.) Еажнув роль сыграла общефольклорная северокавказская традиция. Постоянным атрибутом красавицы Та:лар является волшебный петух, что позволяет нам провести аналогии с богиней вьюг чеченской мифологии Дардза-нянильк. В качестве ее постоянного атрибута тоже является петух, петушиным криком она отпугивает людей. Вполне вероятно, что образ дочери Тандет-Тундета Тамар восходит к древнему образу богини вьюг кавказской мифологии.
Примечателен своей традиционностью и образ божественной матери Амрана, В некоторых вариантах осетинских сказаний - она Мария- племянница бога, в большинстве случаев она - родственница повелителей водной стихии Донбеттыров, в более ранних вариантах-дева-оборотень с черной горы. Ее непременный атрибут, как и женщин нартского эпоса, - свет. Мать героя И в грузинских, и в осетинских сказаниях обязательно обладает чудесными волосами, в которых заключена ее жизнь. Чудесные золотые волосы атрибутика не только героев эпоса, но и сказки.
Условная неуязвимость матери Амрана (она жива, пока не обрезаны волосы) - характерная черта-эпических героев. В Даредза-новском эпосе она присуща ряду героев, в том числе и отцу Амрана, миссия которого в оказаниях,как осетинских, так и грузинских,, ограничена: он появляется в начале, чтобы стать мужем красавицы, обитающей в пещере, достать из ее чрева мальчика-богатыря в закинуть его в море, осуществив тем самым его закалку. В некоторых вариантах он появляется еще затем для того, чтобы помочь выма -нить из моря своего сына и предостеречь его от великанов, пирующих в доме.
Верными помощниками Амрана являются и его братья, хотя по силе они и уступают ему.
Главная особенность Амрана, в отличие от других персонажей Даредзановского эпоса, - его божественное происхождение. Он полубог. Божественное происхождение предопределяет его необыкновен-
ныз богатырские и-др. способности. В образе' Айрана усматривается его эволюция - от древнего эпического героя (по нартским сюжетам) к религиозно-ортодоксальным представлениям о святом в христиан -ской религии. Своеобразная амбивалентность образа Амрана Даред -занова проявляется, с одной стороны, в том, что он похра на Ами-рани, двойником которого он является, с другой стороны, в нем совершенно очевидны черты нартских героев, в особенности таких как Батрадз. Мотивы необычайного ровдения, богатырский рост, воспитание божествами водной стихии Донбеттырами, выманивание из моря и др. - непременные "биографические" особенности этих героев. Но главной сущностью этих образов, пафосом их устремлений является богоборчество. Богоборчество доминирует в эпической природе Бат-радза и Амрана. Оба героя наказываются за непокорение богу: Батрадз погибает в этой неравной борьбе, Амран приковывается к скале, как Прометей. . .
Стадиально образ осетинского богоборца Амрана нам представляется более древним, не.жели грузинский Амирани,- т.к. грузинские варианты подверглись значительному влиянию.христианской религии: Амирани во всех вариантах крестник бога, в большинстве их он приковывается к скале'за нарушение клятвы именем Христа, чем совершенно изменяется его сущность и содержание богоборчества. В осетинских вариантах вовсе отсутствует мотив крещения героя. Образы Амрана Даредзанова и Амирани восходят к универсальному общекавказскому комплексу древнейших мифологических представлений, являясь результатом переработки этого единого для всех кавказских народов, в том числе и для осетин, мифа о прикованном к скале' богами страдальце.
Глава 3. П0ЭТИК0-СТШ1ЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ' '
ЭПОСА О ДАРЭДЗАНАХ . ■
§1. данрово-повесгвовательная специфика эпоса о Даоедзанах.
Рассматривается тот круг сюжетов, который составляет содержание эпоса о Даредзанах и определяет его историко-генетическую типологию. Здесь мы стоим на той точке зрения, что все сказания, представляющие собой трансформацию заимствованного сюжета, объединены по эпической традиции осетин под одним названием "Даредза-новские сказания".
Выявление цельности, органичности Даредзановских сказаний как самостоятельного-памятника несомненно влечет анализ конкретных поэтико-стилевых'приемов. Путем типологического анализа мы
питаемся определить своеобразие поэтико-стилевых особенностей исследуемого эпоса, показать специфику функционирования таких художественных средств, как диалоги и монологи, эпические повторы, художественный хронотоп, гипербола, эпитет и др. Наше внимание было сосредоточено на той роли, которую они выполняют в процессе эпического повествования.
Средством эпической динамики является прямая речь. С помощью прямой, речи фиксируется сдвиг, толчок или переход к следующему событию. При помощи диалога достигается определенная последовательность в повествовании. Роль диалога в композиции сказания вообще связана с нарастанием, расширением действия, побудителем к которому является информационный, познавательный диалог. Диалог-информация предопределяет последующие драматические собы -тия. Ьажное значение в повестовании имеют диалоги, предваряющие поединок. В этих диалогах заключаются "сведения" о противнике, дается его характеристика, рассказывается о том, каким способом ведется бой, какое оружие используется врагом. Эти диалоги драматизируют действие, в них выражается непримиримое, отношение к врагу. Диалог-информация о враге или диалог-характеристика носит достаточно Солыцую эмоциональную нагрузку, хотя менее динамичен, т.к. носит описательный характер.
Монологи также являются неотъемлемой частью эпического повествования, выполняют, в основном, сюжетно-повествователыше функции, хотя содержат и нравственно-психологические оттенки. В некоторых случаях помогают раскрытию внутренних переживаний героя, его мыслей, чувств, его личностных качеств и т.д. - это самоха -роктеристики героев.
Функцию движителя действия в эпическом повествовании выполняют монологи-запреты и монологи-наказы. Т.к. названные монологи служат подготовке начала действия, его сдвигу, то находятся всегда в препозиции к совершаемому драматическому событию. Монолог-запрет тесно связан в Даредзановском эпосе с монологом-проклятием великана, который, в свою очередь, означает в повествовании перелом в развитии действия. Монологи с магическим содержанием предваряют кульминационные моменты эпического повествования.
Общие места также являются важным признаком эпического стиля. Наличие общих мест в сказаниях вытекает из характера эпического повествования - лаконичного, стремительного. Общим.местом как в Даредзановских и нартских сказаниях, так и в грузинском эпосе является мотив развивания кувшина у старухи. Постоянна и функция
данного мотива как провоцирующего. В системе осетинского г-псса -это одно из дсгшантных обч.лх мест. Кра.13 того, в эпосе о Даред-запах имеется целый ряд устойчивых поэтичесгах (формул, указывающих на длительность пребывания в пути героев; быстрый рост гзрозл, выраженный формулой, типичной для осетинской устнопояткческс.1 традиции вообще и соответствующий в русском формуле "не по дадл рос, а по часам" ;бда уылынграэцц, ахсаз та уидпсн;; на быстроту совершаемого действия и др. Постоянным местш действия как нартских, так и Даредзановских сказаний являются берега Черного моря (.Сау дендзызк Бьются герсп исключительно одинаково везде, по всем ■ правилам традиционного эпического поединка, вгоняя друг друга в землю.
. Героя Амрзла с богатнряга-нарташ объединяет до только чудесное рождение, быстрый рост, необычайная сила и проч., но и его неуязвимость, вернее условная неуязвимость, т.к. у него незаконны подмышки ^как незакалены колони у нарта Сослана, кипка у богатыря Еатрадза.). То, что пезакалепы у Амрана именно подкисла!, сближает его с легендарным осетинсшш героем-воздем-царем Ое-Еагатя-рш.^ Ос-Багатар тоже непобедим при условга, если его не ранят в подмышки. Мотив "Ахиллесовой пяты" - общее место осетинских сказаний о Даредзанах, нартского эпоса, осетинских легенд. Это, в свое очередь, говорит о традиционности обцих мест в осетински фольклоре.
Как известно, народное творчество редко заботится о теп, чго-бы разнообразить описание, т.к. действие для него ваячее всего. Эпические повтори, являясь одним из повествовательных эпических приемов, слутлт цели сосредоточить внимание слушателей на ватлшх в повествовательной тканп эпизодах, способствуют усилению напряженности эпического конфликта, концентрируют внимание вокруг-главного героя эпоса. Всо действие эпоса,' естественно, происходит в относительно определенное время и в относительно определением пространстве. При характеристике этих двух категорий мы попытались притенить понятие "художественного хронотопа", которое выражает взаимосвязь времени и пространства.
Представления Даредзаяст об окружающем их пространстве и времени примерно такое ке, как и у героев-нартов. Это несколько
I. Сборник материалов для списания местностей и племен Кавказ?..-Тифлис, 1905. - Выя.35,- С.1В1
отличается от "примет" пространственно-временных объектов в грузинских сказаниях об'Амирани. Бсо действие Даредзановских сказаний (как и действие нартского эпоса) происходит на берегу Черного моря, в горах. £ся жизнь Даредзанов проходит в постоянном движении, в пути. Герои попадают из одного места в другое, но _ изображается это по-разному, в зависимости от цели их пути. Так, например, своеобразное сокращение времени действий героя и нарочитое растяжение или уплотнение времени нахождения в пути, а та] Ü3 замедленность действий и поступков остальных персонажей под-чиркнвают достоинства, идеальные качества, необычайные возмоа -иости героя.
Время и пространство в сказаниях не конкретны и весьма условны. О длительности пути и о трудностях мы узнаем постольку, поскольку богатыри устают в дороге. Так, невеста Амрана живет далеко, и чтобы дойти до нее, герой запасается едой на девять лет. Неопределенно и место, и направление, куда должны двинуться герои (что в традиции жанра). Дальность пути, время пребывания героя в пути измеряется своеобразным эпическим мерилом - теми преградами, которые он преодолевает. Таким же образом изображается время поединка между Амраьом и его врагами уаигами: он может длиться неделю (букв.: с одного сегодня до другого сегодня), либо три недели.
С точки зрения художественного хронотопа рассматривается ■также "чудесное" в эпосе, когда время в эпосе "сжимается", ускоряется (например,Ростом (Иамон) достает из чрева умирающей ' красавицы . младенца-богатыря, быстрый рост мальчика и т.д.),либо оказывается обратимым: герои из настоящего говорят с великанов из далекого прошлого (мотив оживленного великана). В художественном хронотопе на основе единения времени и пространства раскрывается динамика действий, время и пространство представляются как осязаемые величины,
§2. Некоторые аспекты поэтического языка эпоса о Даредзаках
Раскрытии героического характера сказаний о Даредзанах, определении своеобразия осетинского зпоса, созданию типизированных образов способствуют гипербола и эпитет, Гиперболизация -■ ссноьоподагьюиюа средстьо типизации, с ней в значительной степени связана вся гюэтико-стилавая система осетинского эпоса. С одной стороны, гиперболизированы сами герои, с другой стороны, ьригл богатыре!! таюее подвержены гиперболазащ'И. Ко если в пер-
сом случае гиперболизация выступает как средство идеализации героев, их мощи, удальства, храбрости, то во втором случае ока усиливает идеальные качества героя.
Гипербола применяется при I) изображении персонажей ; 2) при изображении действий персонажей ; 3) при изображения Ьредчетов,которыми пользуются персонажи. Бее гиперболические описания и образы служат тому, чтобы создать героический фон, на котором разворачиваются конфликтные ситуация этического сютета. Спой первый подвиг герой (по законам жанра) совершает в чрезвычайно юном возрасте. В сказании "Даредзан Абрам" маленький герой буквально из ' колыбели отпраатяется добывать печень огромного страшного кабана. 1ря изображении боя Амрана с великанами, либо с войском отца кра-:авяцы постепенное, последовательное нарастание, увеличение, расширение действия осуществляется с помощью гиперболы-грэдагяи дей-!Теия или ступенчатой гиперболы. Мотив "кто сильнее" (или "поиск ¡упроглвника") также построен на ступенчатой гиперболо.
Итак, гипербола в Дередзановских сказаниях является поэти-!еским средством героической идеализации. О пемодто гиперболы выдается и отношение парода к эпическим персонажам .
Эпитет. В эпосе все поэтические средства, направлен» на горои-ацию действующих лиц, особенно главного.' героя. Но составляет в том смысле исключения и эпитет, являющийся традиционным приемом пического стиля, нацеленном на идеализации героев. Художоствеп-о-определительная система Даредзановского эпоса выражается в остоянных-эпитетах, выполняющих оценочно-эмоциональную функцию черная лисица с черной горы) ; в ситуативных эпитетах, носякзх убьективно-оценочный характер и указывающих на а) материал, из второго сделан тот или иной предмет (кровать из слоновой косту), а признак, являющийся показателем качества (золотые волосы) ; ) цветовые характеристики (черный орел). Нередки в сказаниях и ззвернутые эпитеты. В основном они применяются при характерис-чке персонажей, иногда - окружающих их предметов. Постоянным эпп-;том-характеристикой Амрана Даредзанова являются эпитеты, под- ■ зркивающие его силу. На это указывает, прежде всего, то, что оп >рт по рождению (нагртон гуырд - т.о. мужественны;!, храбрый и »ч.) и предназначен для свершения подвигов. Смысл развернутых гатетов заключается в возвеличивании героев, направлен на их (еализацию:
'■¿урди исгоуай ¡íararm ласта ■n.tíiiíy, «лоз acTiryífii уаяала
лам_р та аьзист, йа иу уах-окил увдас хуры нив.ие'нна уахскпл та - шин пни".
сцэгьа^вк уцдис, асгодиЗ да-
п
'Из середины моря выскочил мальчик,и был он buuio пояса золотым,нино пояса-сереб -рянным, на одном плеча его било, нарисовано солнца,на другом плече был нарисован месяц." (ф.1, д.26, п.5).
¿ункцая развернутых эпитетов в основном экспрессивная и оценочная. Создавая образ главного героя,развернутый эпитет играет и кошюзицаонно-свжетную роль, т.к. отмеченный особым образом горой эхам как би уже предназначен для героических деяний. Таким образом, В эпитетике Даредзановокого эпоса, так же,' как и во всем эпосе, доминирует героическое начало.
Богатство художественного языка, стиля сказаний о Даредза-иах ирадигааллет определенный интерес но только с точки зрения выяснения его жанровой пршроды, но и в смысле отражения традиционных особенностей эпического стиля в его исторически слоившихся национальных разновидностях.
Б Заключении диссертации подеодятся итоги работы, обобщатся результата исследования.
Проваленный сравнительно-сопоставительный анализ показал, что Даредзаловскай эпос но ctcsü природе, композиции, общей худо жестьенной концепцаа образов, канровкм показателям представляет из себя стройную систему подданного эпического памятника, Слон -tiocTb оценка Даредзановокого эпоса с точки зрения его Эпической сущности состояла в том, что он исдцтал влияние и со стороны уш*. ьирсального сбдекаьказскоги древнего шфа, я грузинского эпоса о прикованном ¿¿ирани, и ыоздаоН нартской эпичаской традиции. Прос-¿¿зяь^д пранцапы эпического изображения, их динамику, мы попыталась ь мааСсльааЗ мере выявить специфичность и эстетическую ценность эпоса о Даредзанах как памятника, которшй носит на себе пи чать срапшалькисти и самобытности осетинской устнопоэткческсй грддзцяа. Анализ сказаний о Даредзанах ь художественной система cceriiucKora ьирэдного эпоса еще раз доказал: какам бц по проис-' ходдзвли h<> Сап cuíüt - заимстьованвш! или зародаьишмся на иест-. ucü noíi-o - художественное орор'мленяе его происходит ь соогьех-ст^а» с там вдзЛно-эстетичвскк.'Ш прийцаиаьа, с тем мкрооа;уцзна-¿..¿, илроьсслрытаом, которые выработал данннй народ.