автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Сказания о даредзанах в жанровой и идейно-художественной системе осетинского народного эпоса

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Тменова, Залина Георгиевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Сказания о даредзанах в жанровой и идейно-художественной системе осетинского народного эпоса'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Сказания о даредзанах в жанровой и идейно-художественной системе осетинского народного эпоса"

а1щеж наук СССР 0f5sha дру£50 народов институт шровол ЛИТЕРАТТРЫ шеш а.м.горького

тменова зал1на георгиевна сказания о даредзанах 5 zahfoboh

:л1с-:огдо21с7бк-шой системе осетинского

народного зп0са

Специальность I0.CI.u9 - хольклорист;зз.

.Автореферат дгссергата: аэ. соискаяие ученой стелеял канл^дата филологические ааук

На правах рукопас:

[сскза - 1990

Работа выполнена б отделе сольклора Института мировой литературы ил.А.;.!.Горького АН СССР

Научный руководитель - доктор филологических наук

ДАЛГАТ У.Б.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук

ШОЕВ Б.А.

■доктор филологических наук Алиева А.И.

Ведущее учрзздзниз - Ссвесо-Осетннскнй научнс-исследоЕатель-

сиш институт истории, филологии,

экономике

Защита диссертации состоится "ХУ" ¡¿¿¿¿^ 1991 г. з ^^ часов на заседании специализированного совета

Д.002.44.02 по филологическим наукам при Институте мировой

литературы им.А.!Л.Горького АН СССР

Адрес: 121059 Ыосква, ул.Боровского, 25-а

С диссертацией глонно ознакомиться з библиотеке Института мировой литературы ил. А.:.;.Горького АН СССР

Азтосе&асат сазослан " у У" С^уЛ^г'1390 г

Ученк:: секретарь специализированного совета доктор филологических наук

У многих кавказских народов сохранились сказания о приксь:ан-ых к горам великанах. По своему содержанию и образам эти сказшш^ оотносятся с мифом о титане Прометее, о чем еше в конце прошлого толетия писал В.Ф.Миллер.

Образ прикоЕанного богоборца известии и кабардинцам, и лат.'ал, абхазам, и армянам... Зовут его всо по-разному: Амир, Байкал, Аден, Абрскил и т.д. Трактовка и народное восприятие этих образов еоднозначны. Это плеяда и добрых, а злых страдальцев. Освобондэииа обрых героев принесет людям счастье, о освобождением злых демонов жидается искорененио рода людского. Б статьях "Каска зеки о предана.! великанах, прикованных к горам" (1663 г.), ".иаф о Прометее на авказе" (ÍB67 г.), а также частично в некоторых других сеоих расо-ах В.ф.Миллер приводит кабардинский, абхазский, осетинский, гру-анский, армянский варианты оказаний, иранское сказание о Зохаке, змецкие о Луцифере, Карле Великом, Барбароссе, греческие о Проме-эе и Тифоне. Проведя этот экскурс, ученый делает еывод о тем, что азделение всех прикованных героев на положительных и отрицнтел:,-■а было первоначально связано со змеем (Ти|он, Зохак). Пврьходпш.* апом мезду змеем и человеком он считает скандинавского Локн.

Наиболее древний образ прикованного героя, как нам кегзтоя, эхранили кабардинские сказания в образе безымянного длиннобородого гарда о Ошха-Шхо (Эльбруса). В абхазских сказаниях об Абремло реобладает архаический мотив - мотив непорочного зачатая u us-.öa-шентная интерпретация образа. В Грузии оказания о прикованном ¡с те герое оформились в эпический цикл "Акиранианз", где герой п зльшинстве вариантов сказаний представлен в качества отрицатель-зго персонажа.

У осетин, наряду с эпосом о богатырях-картах, um рок о распросц'-¡нены Даредзановские сказания, главным героем которых инлаътся ¡гоборец Амран, прикованный, за непокорекле богу к горам КнЕхаза.

Установлено (В.Ф.Миллер, М. Я,42кована, Д.А.Калоеьь а др.) , :о эпос о Даредзанах встречается у осетин как схннх, так и сег.тр-а (места распространения: Лиахвское, Гурсовской, Дагорскоа ?. др. Илья). И у южных, и у северных осетин имеют место орагиналнкз неты.

В науке бытует мнение, что ДаредзановскаЯ эпос заилсткоьаи ¡етинами из Грузии. На это указывалось еад Б. Ф. Ливром ¿о л tesela к "Осетинским этедаь:". ХЯ.Чиковани считал Дередзансдск;;!' эпос !Воео<Зразнкм связующим звеном" шеду грузинскими скпзгьи«'а о -•икоьанном герое и свЕорокйьказскяа зпоооч о пертс.чйх

' ' " г

весьма ценны высказывания В.И.Абаева о бытовании у осетин,помимо наргского эпоса, особого цикла сказаний о Даредзанах. Он также согласии с .мнетем других ученых о заимствованном характере ска-занкй о Даредзанах.

Вопрос о существовании у осетин цикла сказаний о прикованом к скале герое-богоборце также ставился Н.Я.А1арром, Л.Тибиловым, Г.З.Калоовым. Но эти работы носят больше характер заметок. М.Я.Чи-кованл занижался Даредзановсквм эпосом, в связи с его работой над грузинским "Амираннэни". Основной и единственной работой о Да-рздлановском эпосе является исследование Д.А.Калоевой "Даредза-новскпе сказания у осетин". Эта работа близка по содержанию и метода;.! к работе М.Я.Чиковани об "Амираниани", но в ней более подробно освещаются касающиеся поднятой проблемы вопросы. Наиболее полно и тщательно Д.А.Калоевой рассматриваются история записи, публикации, исследования эпоса. Сказительскому мастерству, самим сказителям также посвящена отдельная глава. Кроме того, анализируются цикли эпоса. Анализ ведется по схеме, примененной Ы.Я.Чико-вакп в его работе "Народный грузинский эпос о прикованном Лмирани" Художественные средства эпоса не составляют предает исследования, к автор только касается этой проблемы.

Б процессе работы над диссертацией нами учитывались достяг-■ дутые ранее исследовательские результаты. В определенных случаях

мк развивали или оспаривали их. При этом необходимо учитывать, • что даже сходные вопросы рассматривались нами в несколько ином теоретико-аналитическом аспекте. Отталкиваясь от результатов, имеющихся в существующих по проблеме работах, мы предполагаем показать аналитическим путем канровую специфику памятника, его поэтическое и стилевое своеобразие.

.Актуальность работы. В настоящее время, когда в фольклорастик< проблемы исторической поэтики являются наиболее актуальными, изучена о я анализ художественной системы эпоса о Даредзанах в его генезисе, способы реализации поэтико-стилевых средств с точки зрения их исторического развития представляются особенно важными для раскрытия художественного богатства фольклорного наследия кавказских народов, их взаимосвязи и взаимообогащения, для определения национального своеобразия эпоса в сравнительно-сопоставительном , • плане. Кроме того, вопрос о взаимодействии Даредзановского эпоса с нартской традицией требовал специального рассмотрения. Известно, что нартскому эпосу в осетинском фольклоре отЕедено особое место: 2 '

он является ведущим жанром. -В связи с этим возникает проел.-:: 1.41 реляшш между нартской и Даредзановской эпикой на уровни i-.oiii.jv':',, сюжетов, поэтики, стиля. В соотношении дашшх координат двух ¿ал-ческих традиций (Даредзановской и нартской; может бить риийи го-прос о специфике'Дарадзановского эпоса в осетинском фольклора.

Цель и задачи исследования. Диссертация имеет саоий пельм: I; определить место эпоса о Даредзанах в контекста кавказской ли..-ческой традиции, учитывая при этом некоторые особенности ею ь-оа-никиовения и бытования; 2) выявить иоэтико-стилевоц св«<е«х?р:до5, преемственность, традиционность эпических структур и особенностл их функционирования; 3) путем типологического апалаза «фсвалааь оригинальные привнесения в эпос из осетинской эпической тра:ш:н.:'.; 4) показать аналитическим путем худскзственно-всзьранчбсь'иа принципы эпического изображения в Даредзановскал эпоое. Прздпилагаст-ся сравнительно-историческое изучение сказаний о Даредзанах в соотношении с кругш эпических сказани! о нартах, обвдекавгспсксл эпической традицией, изучение того комплекса, той ин^раструкт;'! ¡¡, которая питала эпос о прикованном к скале гврое-бсгоборце в и.!.:.!--кавказской среда, в среде осетинской устнолоэтическол трад::?.;:л. Креме того, важно выявить те исдафшизга, которые Дарод^асзко.'!,!! она; 'претерпевал в течение своего длительного Оцтш&тая.

'Источники исследования. При работе над диссертацией ш ¡¡шлюзовались аутентичными материалами Отдела рукописей Ссеткл--ского научно-исследовательского института истории, 1]илс;ц.гпл и экономики дна проискал и дигорскш диалектах, кударскем гсвгр;.). Нами использовались ткжз тексты, ранее изданные в "Саорника материалов для описания местностей и племен Кавказа" (Спи.ЛК), а "Сборнике сведений о кавказских горцах" (СОКГ), в "Соетинск'.и этюдах" (03, 1йв1; В.Ф.Пиллера, в "Произведениях яго-осьтпнекего народа" ЦУ2Э), в "Юго-осотинскоп фольклоре" в шлем выпуске "Памятников народного творчества Осетия" ИШ'О, ¡'.¡¡[), в первш т».те"%сеткпского парного творчества'' и-б!) и до.

В качество сравнительного материала п:е¡л привлекал;:.'. !, уф,; осетинских нартских сказаний, издашше в серил "Лкс ^пролои с к,: ' (ДЭсУ, 1990;, и грузинского зпеса "Ашрашдош", взда.чясл» Н.ЛЛ.'. • ковани в 1Ь'йи году в издательстве "Наука", а такли пеке?», ¡»о ¿¡.;-гиз издания. В отдельных случаях дчя более аирясго слрид,.-га; л„~. ставленных вопросов и уяснения сути некоторых ял^-.чпй улич-с«:. а

• стиля, ойсзос5разия стадиальной cnem&mai Даредэачобских

гv.'v.-гт;>", ч innso для шодлеяшг исторических и культурных связей с г.кД'».'.! кпродагл! Кавказа га обращались к эпическим традициям j")n:cna \кабардинской, чеченской, ингушской, дагестанской).

Перевод цнтируеммх на осетинскш языке источников принадле-пч автору. ¿'ольклорниз тексты других народов дачтся по русским ничорсипвм перевода»,

?,:етсдц исследования. Ставя перед собой задачу сравнительно-истерического изучония сказаний о Даредзанах в соотношении с кру-гстл эпкчзогспх сказания о нартах и осадекавказскоЯ эпической традицией, мы учитывали закономерности историко-культурного развития этих традиций. Основой исследования мы избрали сравнительную ме-'тедпку: варианты сказаний о Даредзанах сопоставлялись не только с грузинскими сказаниями о прикованнш к скале герое Амирани (которые исследователи считают источника,! осетинских сказаний), по тигле с осетинскими нартскики сказаниями, сказкаш, легеяда-Г5л, с Произведениями чечено-ингушского, дагестанского народного устнопоэтичсского творчества. Изучение цоэтико-стилевых особен-nocToii Даредзаповского эпоса велось с учатда их изменяемости и динамичности, эволюционного развит!ш, а также стадиальной специфики.

При работе кал диссертацией автор опирался на труды русских, советских и зарубежных ученых-фольклористов. в области эпосоведе-. пня: В.И.Абасва, А.Н.Веселовского, В.М.Гацака, У.Б'.Далгат, -Ж.Дю-поннля, В.М.Кпрмукского, Л.Ф.Лосева, В.Ф.Миллера, Б.Я.Проппа, Б.Ч.Путплсгд, П.ЯЛиг.оваии и др.

Научная новизна. Избранная кони тема является одной из тех, с изучением которых связано раскрытие закономерностей развития опссз народов Северного Кавказа и Закавказья;.выявление реальных путей и ферм взаш.юсбогодэния и взаимовлияния культур нашей стра-1ш, 1с:сшах дательную, многовековую традишш.

Нал::.! в научно-мстодалогическш плане в анализе, интерпретации и -оценке Даредзаповского эпоса является взятая наш в основу теоретическая позиция сравнительного рассмотрения трех эпических памятников: грузинского эпоса о прикованнш Амирани, Д.чредзшювского зпсса к осетинских нартских сказаний в системе пх взаимодействия с точки зрения прсцессов интерполяции, ка/ли-

4

ияцаи, ассимиляция, в результате чего Дарадэивовска;! эпос определился как "срединное" межэпнческоа явление, кз:< csccois..»'-гая мзтаструктура.

Особое внимание удаляется идеино-эстетичзскому сьиео.2раз;;г. судожественных средств эпоса. Подробно рассматриваются такав i:c-зтико-стилевые категории, как диалога и монологи, эьаческзе иоь-роры, гипербола, эпитет и др. Впервые на осетинском мат^рлалг предпринимается анализ чакого поэтяко-стилевого явления как- iy-гожественный хронотоп. Эпические образы в диссертации р&сишр-завтся с точки зрения их типологической и стадиальной ешыедакз.

Практическая и теоретическая значимость диссертации состо-it в том, что аредложенннЯ сравнительно-типологический анализ 1аредзановских сказаний позволяет получить более глубокое пред-¡тавление о взаимосвязи и взаимодействии кавказских эпических 'радицай.

Результаты аналитического исследования могут быть исполз.-юваны при аналогичном сравнительном изучения эпических ироиз-¡еденлй, при подготовке учебных пособий, при разработке слецсо-шнаров и спецкурсов по проблемам эпоса, в прэктико гуззвского [реподаваная.

Апробация работы.-Диссертация обсуздалась з одобрена сгдвлс.1 юльклора Института мировой литературы им. A.f.í.Горького АЧ COCÍ-, 'сновнне положения работы взлогеки в публикациях автора сбъексм п.л.

Структура и объем работы. Дассертаодя состой? аз ваодеи^а, рех глав, заключения и баблаогра^аа.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении мотивируется фундаментальность и е-муальнсссь збракной темы, дается характеристика эпзчвскогз объекта и <:рец-ета вссадовеная. Далее формулируются цели и задача всследоы»-ия, его практическая и теоретическая зиачхлость, о«иьвл>ыгСй овизна, выделяются используемые методы и приеыы анализа, историки исследования, дается история вопрсса.

Глава I. ¡»SCTO ЭПОСА О ДАЭДЗАНАХ В KGH'IEKCfE KAhUc&us.l ЭЯИЧЕСКОИ ТРАДИ1351

Учение-хавказоведи (Бс.Ьгидар, Ь.И.Абаеа, Н.Я.'.¡арр, J..;. 4j~ ованя и др.) еданы в мнении о займет во ги.чнон 5П{пкт?;з с^й.ь.р..»

о Даредзанах. Но, согласно известному положение А.Н.Веселовского, язпмствоЕанае предполагает встречную среду с мотивами и сюжетами, сходными с теми, которые были привнесена со стороны. В любом сду-чао, национальная самобытность, выражающаяся в истории, психологии, мировоззрении народа, непременно накладывает отпечаток и на своеобразие произведений устнопоэтического творчества. Не вызывает сомнения, что эпос о прикованном к скале герое-богоборце, напиваемый осетинами Даредзановским, и считающийся заимствованным у грузин, бытуя длительное время в осетинской устнопоэтичес-кой среде, подвергался естественным влияниям и изменениям со сто^-ропы локальных традиций. В то же время эпос о Даредзанах - самостоятельное эпическое произведение, которое требует доказательства его самобытности я оригинальности, что поможет, кроме того, выявить общее и особенное не только в данном конкретном случае, но и в эпической традиции кавказских народов'. Для выявления специфичности памятника он рассматривается в соотношении с грузинским эпосом о прикованном Амирани и осетинским нартским эпосом. Сравнение осуществляется на уровне анализа и систематики тем, сю-котов, мотивов, особенностей стиля и т.д. Выделяются традиционные для данного эпоса темы: борьба с великанами (уаигами) и драконами Сзаллаг-змеяш) ; добывание невесты; приковывание. Каддая из названных тем выражается в соответствующих мотивах. Для темы борьбы с пеликанами характерцы как в грузинском, так и в осетинском эпосе мотив кровной мести, являющийся провоцирующим сюжетное развитие ; мотив так называемой кровавой реки (герой в пути встречает поток крови, отправляется вверх по течению и находит исполина, из ран которого и вытекает кровь, образовавшая реку). Оба мотива характерны для кавказской эпической традиции вообще, хотя в каждом конкретном случае имеет место специфическая интерпретация.

Следующую ступень йй пути героических дояний героя Амрана -борьбу с залийскимя змеями - мы рассматриваем в связи с обрядом инициации, когда юноша проходил обряд посвящения в мужчины, и ему давалось право на вступление в брак, тем более, что мотив змее-борчества 'Амрана предшествует непосредственно' походу за красавя-цоЯ. " '

Кульминацией архаической теш - борьбы с великанами и чудо- является борьба с богом.Богоборчество героя Даредзанов-екого эпоса А»,фана находит благодатную почву в эпической традиции осетин. В этом Даредзановский эпос, обликаотся с нартским эпосом, С '•

где богоборчество занимает одно из центральных мест в эпическом повествовании.

Общим мотивом грузинских и осетинских сказаний о прикован -ном богоборце, характерны.» и для нартского эпоса, является мотив чудесного божественного рождения героя, как непременное условие его идеализации.

.Воспитание Амрана, как и воспитание нарта Батрадза, проходит в Черном море у повелителей водной стихии Донбеттыров. 3 море происходит и закалка героя. Весь комплекс этих мотивов в соответствующем их эпическом "сцеплении" более типичен нартскому эпосу,где. он принадлежит к основному древнему эпическому сюжетному ядру. В осетинских вариантах этот комплекс мотивов более архаичен, нежели в грузинских сказаниях о чудесном рождении Амирани, з которых иное сюжетное развитие: ребенка в колыбели оставляет у родника до тех пор. пока Христос не является крестить его.

Выманивание Амрана из воды-токе существенный момент эпического повествования. В отношении этого мотива мы, вопреки мнению М.Я.Чиковани, считаем, что именно грузинские сказители заимствовали указанный мотив из нартского эпоса, а не наоборот.

Одним из мотивов, присущих общекавказской эпической традиции, является "поиск супротивника". В конечном итоге и прикован Ауран за то, что в поисках сильнейшего он вызвал на поединок самого бога. Общефольклорный характер данного мотива не вызывает сомнения.

Таким же распространенны:.! и известны.! всем народам Кавказа является мотив встречи с исполинским костяком.

3 осетинском эпосе о Даредзанах специфическим и стгкуладггЕзк мотивом является проклятие Амрана великаном-уаигок, вследствие чего герой вынузден отправиться в дальний и опасный путь в поисках неведомой суженой. Если в осетинских сказаниях умирающий уаиг-кроЕник проклинает Амрана, то в грузинском эпоса о прикованном к скале герое нечто иное: дэв обещает Амирани указать дорогу к красавице в случае, если тот сохранит ему жизнь. В этом мы то>:е видам отличительные признаки двух эпических памятников. Ь данном случае. 1-_роический пафос Даредзановских сказаний выражен более явственно.

Ь Даредзановском цикле, в отличие от отдельных сказаний о прикованном богатыре, намечены определенные контуры, границы целостного эпоса, ^ котором прослеживается устойчивая сюжетная линия с определяющим ее комплексом мотивов, обрезов, традиционностью конфликтных ситуации л т.п. Однако, б качестсе центрально.: ге\г.%

подчиняющей все остальные, выдвигается тема приковывания и связанный с ней мотив богоборчества: возгордившись, Амран вызывает на поединок самого бога, бог испытывает героя по всем правилам традиционной эпики (в этом Даредзановский эпос перекликается не только с нартским эпосом, но и с русскими былинами), затем приковывает его за дерзость.

котив богоборчества не нов в осетинской устнопоэтической традиции и является одним• из доминирующих, функциональных (сюхе-тообразующих) мотивов нартского эпоса. Вряд ли можно согласиться с мнением ¡л.Я.Чиковани, считавшим, что "мотив богоборчества, встречающийся (выделено нами - З.Т.) в кавказском нартском эпосе, следует .считать отражением сказания об Амирани и о Прометее".* миф и образ прикованного Прометея, вполне возможно, существовали до формирования нартской эпопеи, но из этого еще не. следует,что в нартском эпосе имеет место только его заимствованное отражение. Богоборческая сущность героев-нартов, богоборческая направленность нартского эпоса на протяжении всего его развития у всех народов - носителей этого памятника остается неизменной и не подвергается какой-либо модификации и исторической коррекции. Вся жизнь нартских героев-богатырей-воинов проходит не только в походах за добычей, войнах, но и в борьбе с разного рода святыми, духалаз, ангелами, богалщ, наконец, с самим всевышним богом, из-за чего нарты и погибают.

В грузинских сказаниях, возможно, Амирани на ранней стадии и был идеальным богоборцем, подобным Прометею, каким его считает й.Я.Чиковани, но в последующем началось переосмысление образа Амирани с христианских позиций: в большинстве вариантов грузинского эпоса Амирани изображается клятвоприступником, он приковывается за то, что триады нарушает клятву именем. Христа.2

В осетинских сказаниях о Даредзанах мотив богоборчества Амрана, как и сам образ, остается неизменным на всем протяжении существования эпоса. Этот мотив, вероятнее всего, 'был заимствован из наиболее древнего общекавказского мифа. Богоборчество Ам-' рана в системе осетинского Даредзановского никла еще более ук-

./..Я.Чиковаки. Народный грузинский эпос о прикованном Амирани.-.-Наука, 1966, с. 147

2. Тем se, П, с.'¿25; Ш, с.235 ; 1У, с.242 и др.

реплялось под воздействием общенартской традиции, где эта тема (и сюжеты, и образы) является основополагающей. Этим, на наш взгляд, и объясняется сходство Амрана с нартским богатырем Бат-радзом.

Богоборчество в осетинском эпосе об Лмране составляет (во всех вариантах) неотъемлемую сущность подвига героя, что сближает этот эпос с Нартиадой.

Сравнительный анализ тем, сюжетов, мотивов Даредзановского эпоса в соотношении с грузинским народным эпосом о прикованном Ашрани а осетинским нартским эпосом убездает в том, что этот эпос, занимая "промежуточное" место, больше тяготеет к осетинской, нартской традиции, являясь, однако, самостоятельным памятником осетинского фольклора.

Глава 2. СИСТЫ/А ОБРАЗОВ ЭПОСА О ДАРЕДЗАНАХ.

ТИПОЛОГИЯ И СТАДИАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА.

.Чрезвычайно богатая и устойчивая фольклорная традиция осетинского народа, как и любого другого, соотносится с определенными принципами создания-монументальных эпических образов, изображая их, с одной стороны, типичными, и, с другой стороны, неповторимо национальными.

Рассматривая эпические образы Даредзановских сказаний, мы постарались проследить их эволюцию, выделить наиболее древние черты и более поздние.напластования.

§1. Образы эпических врагов. Эпические враги Амрана - это (в большинстве случаев) представители так называемой хтонической мифологии: великаны-уаиги, драконы, которыми достаточно интенсивно насыщен эпос. Серия подвигов мальчика-богатыря Амрана начинается с уничтожения пирующих в доме его отца семи (двадцати) уаигов-великанов. Все злоключения его связаны с семи- (девяти-) главны уаигом, который умирая проклинает Амрана: магические слова лииа-ет его силы го тех пор, пока он не возьмет себе в жены прекрасную дочь Тандет-Тундета Тамар. И Амран вынужден отправиться на ее поиски.

Уаиги, как и все мифические великаны, представляются огромны?« грубыми существами, обладающими необычайной .физической силой. Внешне они похожи на людей, но очень больших размеров, могут /мить несколько голов (три, семь, девять). В изображении великанов,как и в изображении всех мифических существ, наличествует нвкотор1Й

элемент сказочности, который выражается в наделении их чудесными свойствами. Например, уаиги пускают изо рта племя (как Эней Горыныч), могут предсказать будущее. Проклятия уаигов обязательно сбиваются. В отличие от героев они изображаются очень глупыми, поэтому, несмотря на их волшебные качества, физическую силу, огромный рост и проч., людям удается их перехитрить, одержать над ними победу.

Ь грузинском эпосе о прикованном Амирани осетинским уаигам соответствуют дэвы, к которым применима та же характеристика.

Наиболее полно в Даредзановском эпосе раскрыт образ вели-кана-крозника Даредзановых (в грузинском эпосе Амараяи мстит дэ-ву Бакбаку за смерть своего родственника Цамцуми). Этот уаиг имеет семь (девять) голов. Зовется он великан-кремень (Ахсон уаиг) или железный великан (Арсан уееиг), что также характеризует его (¡изйческие данные.

Кроме того, рассматриваются и образы великанов-исполинов, которые по поверьям, якобы, населяли землю до нартов, а также Ееликаны, "олицетворяющие трудовую мощь человека" (Далгат У.Б.). Среди этих образов выделяется кенщина-великанша, образ которой несвойственней осетинской устнопоэтической традиции, но идентичен тем, которые встречаются в народном творчестве чеченцев, кнгуаей, дагестанцев к др. Ненщина-великанша тоже обладает необычайной физической силой. Перед боем закидывает за плечи свои огромные груди. Данный образ в Даредзановском эпосе мы рассматриваем как результат влияния северокавказской эпической традиции.

Особое место среди образов великанов-уаигов в осетинском эпосе о пру.кованном герое отводится летающему уаигу Дакондзя (таагсе Пакондзи, Пакъуынды...). Проследить за образом этого великана нам представляется интересным постольку, поскольку он пополняет ряд тех фантастических полиморфных чудовищ, которые издревле знакомы всем народам. Они представляются в виде собаки-птицы. льва-человека и др. под названием Сфинкса, Гаруды, Симур-га и мн.др. Необходимо отметить, что эпизоды, связанные с летающим уаигсм Пакондзи - оригинальные эпизоды осетинского эпоса о ^аредзаках. Ь Даредзановских сказаниях Пакондзи - это семиглавый великан, имеющий крылья, могущий летать. Питается он мясом бу.:ьолов, но ест и людей. У него есть когти, которые он вонзает в :-:ер7ьу. ¿квет в пещере (доме) на небесах. В сказаниях пред -ставлен существом как мужского так и женского- пола. В качестве кетгпдческих признаков следует отметить его способность к мета-

морфозам. Из содержания сказаний следует, что в облике "обычного уаига" он бывает в обычной, "домашней" обстановке, но, в зависимости от ситуации, меняет свой облик, превращаясь в орла или крылатого великана. В нартском эпосе Пакондзи соответствует крылатый семиглавый уаиг Кандзаргас. По осетинской эпической традиции - нартской я даредэановсхой - образы Кандэаргаса в Пакондзи по своей эпической сути великанов можно определить как изоморфные: и Кандзаргас, и Пакондзи - крылатые уаиги, у обоих - по семь голов. Недоступность обиталища великанов тоже одно из условий при их характеристике. Сравнительно-сопоставительное изучение данного образа правело нас к выводу о том, что образ летающего уаига Пакондзи в осетинских сказаниях о Даредзанах представляет собой трансформацию мифологизированного образа, птицы, соединявшей два мира - преисподнюю и землю. Этот образ, будучи наделен ан -тропсморфными чертами, превратился, трансформировался в осетин -ском фольклоре в эпический образ многоголового великана-уаига осетинских сказаний, который из подземного мира'переместился на небо, сохранив функцию посредника между мирами.

Среди непримиримых врагов Амрана и Залиаг-змей. !,'ютив проглатывания героя змеем :лы рассматриваем с точки зрения обряда инициации, претерпеваемой в походе героя за невестой. Залиаг-змей Даредзановских сказаний по внешнему виду и по функциям тождествен дракону грузинского эпоса об Амирани, хотя здесь он сохранил более древнюю сущность.

К персонажам, причинившим зло герою Амрану, относится женщина-колдунья (къулбадаг ус), научившая братьев Амрана (или жену Ростома) умертвить мать героя, а затем выманить его самого из моря ; а также первая жена отца героя, которая .по некоторым варяан- • там сказаний обрезает заключающие жизнь волосы племянницы бога.

§2. Положительные образы. Как известно, гениалогизм - существенный признак эпической системы. Семейные и родственные отношения между персонажами - характерная черта как грузинского, так и Даредзановского эпоса, но нам представляется, что гениало-гическая система эпоса о Даредзанах представлена более четко, нежели в грузинском. Так, в "Амираниани" Бадри и Усяпи в разных вариантах могут быть дядями, братьями, либо дядей и братом Амирани. В Даредзановском эпосе Бадри и Шаирби (Русл...) во всех вариантах только его братья. В отличие от грузинских вариантов, у Даредзановых есть тетя. В формировании данного образа, как и

II

» .образе женщины-колдуньи четко прослеживается влияние нартской традиции, выражающейся в том, что эти' женщины наделены мудростью, способностью к предвидению и т.д., чем особенно отличается знаменитая нартская Шатала.

В становлении же образа невесты Амрана красавицы Тамар, помимо нартской традиции, влияние которой несомненно в традиционности изображения красавицы (у нее волшебные волосы, она имеет божественное происхождение, наделена умом, верная помощница жениха, живет она в башне в чужедальной страна и др.) шжную роль сыграла общефольклорная северокавказская традиция. Постоянным атрибутом красавицы Тамар является волшебный петух, что позволяет нам провести аналогии с богиней вьюг чеченской мифологии Дардза-нянильк. В качества ее постоянного атрибута тоже является петух, петушиным криком она отпугивает людей. Вполне вероятно, что образ дочери Тандет-Тундета Тамар восходит к древнему образу богини вьюг кавказской мифологии.

Примечателен своей традиционностью и образ божественной матери Амрана. В некоторых вариантах осетинских сказаний - она Мария - племянница бога, в большинстве случаев она - родственница повелителей водной стихии Донбеттыров, в более рангах вариантах-дева-оборотень с черной горы. Ее непременный атрибут, как и женщин нартского эпоса, - свет. Мать героя и в грузинских, и в осетинских сказаниях обязательно обладает чудесными волосами, в которых заключена ее жизнь. Чудесные золотые волосы атрибутика не только героев эпоса, но и сказки.

Условная неуязвимость матери Амрана (она жива, пока не обрезаны волосы) - характерная черта-эпических героев. В Даредза-новском эпосе она присуща ряду героев, в том числе и отцу Амрана, миссия которого в сказаниях.как осетинских, так и грузинских, ограничена: он появляется в начале, чтобы стать мужем красавицы, обитающей в пещере, достать из ее чрева мальчика-богатыря и закинуть его в море, осуществив тем самым его закалку. В некоторых вариантах он появляется еще затем для того, чтобы помочь выма -нить из моря своего сына и предостеречь его от великанов, пирующих в доме.

Верными помощниками Амрана являются и его братья, хотя по силе они и уступают ему.

Главная особенность Амрана, в отличие от других персонажей Даредзановского эпоса, - его божественное происхождение. Он полубог. Божественное происхождение предопределяет его необыкновен-12

ныв богатырские и-др. способности. В образе' Айрана усматривается его эволюция - от древнего эпического героя (по нартским сюжетам) к религиозно-ортодоксальным представлениям о святом в христиан -ской религии. Своеобразная амбивалентность образа Амрана Даред -занова проявляется, с одной стороны, в том, что он похож на Ами-рани, двойником которого он является, с другой стороны, в нем совершенно очевидны черты нартсквх героев, в особенности таких как Батрадз. Мотивы необычайного рождения, богатырский рост, воспитание божествами водной стихии Донбеттырами, выманивание из моря и др. - непременные "биографические" особенности этих героев. Но главной сущностью этих образов, пафосом их устремлений является богоборчество. Богоборчество доминирует в эпической природе.Бат-радза и Амрана. Оба героя наказываются за непокорение богу: Батрадз погибает' в этой неравной борьбе, Амран приковывается к скале, как Прометей.

Стадиально образ осетинского богоборца Амрана нам представляется более древним, нежели грузинский Амирани,'т.к. грузинские варианты подверглись значительному влиянию.христианской религии: Амарани во всех вариантах крестник бога, в большинстве их он пра-коЕывается к скале за нарушение клятвы именем Христа, чем совершенно изменяется его сущность и содержание богоборчества. В осетинских вариантах вовсе отсутствует мотив крещения героя. Образы Амрана Даредзанова и Амирани восходят к универсальному общекавказскому комплексу древнейших мифологических представлений, являясь результатом переработки этого единого для всех кавказских народов, в том числе и для осетин, мифа о прикованном к скале' богами страдальце.

Глава 3. ПОЭТИКО-СТШШВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ' ЭПОСА О ДАКЩЗАНАХ

§1. данрово-повествовательквя специфика эпоса о Даредззнах.

Рассматривается тот круг сюжетов, который составляет содержание эпоса о Даредзаяах и определяет его историко-генетическую типологию. Здесь мы стоим на той точке зрения, что все сказания, представляющие собой трансформацию заимствованного сюжета, объединены по эпической традиции осетин под одним названием "Даредза-новские сказания".

Выявление дельности, органичности Даредзановскях сказаний как самостоятельного памятника несомненно влечет анализ конкретных поэтико-стилевых'Приемов. Путем типологического анализа мы

пытаемся определить своеобразие поэтико-стилевых особенностей исследуемого эпоса, показать специфику функционирования таких художественных средств^ как диалоги и монологи, эпические повторы, художественный хронотоп, гипербола, эпитет и др. Наше внимание было сосредоточено на той роли, которую они выполняют в процессе эпического повествования.

Средством эпической динамики является прямая речь. С помощью прямой, речи фиксируется сдвиг, толчок или переход к следующему событию. При помощи диалога достигается определенная последовательность в повествовании. Роль диалога в композиции сказания вообще связана с нарастанием, расширением действия, побудителем к которому является информационный, познавательный диалог. Диалог-информация предопределяет последующие драматические собы -тия. ьажное значение в повестовании имеют диалоги, предваряющие поединок. В этих диалогах заключаются "сведения" о противнике, дается его характеристика, рассказывается о том, каким способом ведется бой, какое оружие используется врагом. Эти диалоги драматизируют действие, в них выражается непримиримое отношение к врагу. Диалог-информация о враге или диалог-характеристика носит достаточно большую эмоциональную нагрузку, хотя менее динамичен, т.к. носит описательный характер.

Монологи также являются неотъемлемой частью эпического повествования, выполняют, в основном, сюжетно-повествовательные функции, хотя содержат и нравственно-психологические оттенки. В некоторых случаях помогают раскрытию внутренних переживаний героя, его мыслей, чувств, его личностных качеств и т.д. - это самоха -рактеристики героев.

Функцию движителя действия в эпическом повествовании выполняют монологи-запреты и монологи-наказы. Т.к. названные монологи служат подготовке начала действия, его сдвигу, то находятся всегда в препозиции к совершаемому драматическому событию. Монолог-запрет тесно связан в Даредзановском эпосе с монологом-проклятием великана, который, в свою очередь, означает в повествовании перелом в развитии действия. Монологи с магическим содержанием предваряют кульминационные моменты эпического повествования.

Общие места также являются важным признаком эпического стиля. Наличие общих мест в сказаниях, вытекает из характера эпического повествования - лаконичного, стремительного. Общим местом как в Даредзановских и нартских сказаниях, так и в грузинском эпосе является мотив разбивания кувшина у старухи. Постоянна и функция

данного мотива как провоцирующего. В системе осетинского oncea -это одно из да.шнантгшх обцпх мест. Кроме того, в эпосе о Даред-занах имеется целый ряд устойчивых поэтических формул, указнваю-1Щ1Х на длительность пребывания .в пути героев; быстрый рост горозл, выраженный формулой, типичной для осетинской устгтопоятпчеексй традиции вообще и соответствующий в русском формуле "не по дням рос, а по часам" |,бон уылынгразид, ахсаз та уидисн); на быстроту совершаемого действия и др. Постоянным местом действия как нартски::, так и Даредзановских сказаний являются берега Чарного моря \Ctvj дендяыз;. Бьются герои исключительно одинаково везде, по всем . правилам традиционного эпического поединка, вгоняя друг друга в землю,

. Героя Амрана с богатырями-нартами объединяет но талько чудесное ращение, быстрый рост, необычайная сила и проч., но и его неуязвимость, вернее условная неуязвимость, т.к. у него незакате-:га подмышки 1как незакалены колени у нарта Сослана, кишка у богатыря Батрадза;. То, что пезакалены у Амрана именно подмыгдш, сближает его с легендарным осетинским героем-вевдем-царем Ос-Еагата-ром.* Ос-Багатар тоже непобедим при условия, если его не ранят в ледмыжи, Мотив "Ахиллесовой пяты" - .общее место, осетиясхшх cica- ■ заний о Даредзанах, нартского эпоса, осетинских легенд. Это, в свсю очередь, говорит о традиционности сб:цих мест в осетинском фольклоре.

Как известно, народное творчество редко заботится о тш, чтобы разнообразить списание, т.к. действие для него важнее всаго. Эпические повтори, являясь одним из повествовательных эпических приемов, служат цели сосредоточить внимание слушателей па ватлых в повествовательной ткани эпизодах, способствуют усилению напряженности эпического конфликта, концентрируют внимание вокруг - главного героя эпоса. Все действие эпоса,' естественно, происходит в относительно определенное время и в относительно определенна! пространстве. При характеристике этих двух категорий мы попытались применить понятие "художественного хрототопа", которое выражает взаимосвязь времени и пространства.

Представления Даредзанов об окружающем их пространстве л времени примерно такое же, как и у героев-иартов. Это несколько

I. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа,-Тифлис, 1905. - Вып.35,- C.Itíl

отличается от "примет" пространственно-временных объектов в грузинских сказаниях об-Амарант. Все действие Даредзаиовских сказаний (как и действие н&ртского эпоса) происходит на берегу Черного моря, в горах. Бея жизнь Даредзанов проходит в постоянном движении, в пути. Герои попадают из одного места в другое, но , изображается это по-разному, в зависимости от цели их пути. Так» например,, своеобразное сокращение времени действий героя и нарочитое растяжение или уплотнение Бремени нахождения в пути, а та) £9 замедленность действий и поступков остальных персонажей подчеркивает достоинства, идеальные качества, необычайные возмож -поста героя.

Время и пространство в сказаниях не конкретны и весьма условны. О длительности пути и о трудностях ми узнаем постольку, поскольку богатыри устают в дороге. Так, невеста Амрана живет далеко, и чтобы дойти до нее, герой запасается едой на девять лет. Неопределенно и место, и направление, куда должны двинуться герои (что в традиций жанра). Дальность пути, время пребывания героя в пути измеряется своеобразным эпическим мерилом - теми преградами, которые "он преодолевает. Таким же образом изображается время поединка между Аыраном и его врагами уаигами; он может длиться неделю (букв.: с одного сегодня до другого сегодня), либо три неделй.

С точки зрения художественного хронотопа рассматривается ■также "чудесное" в эпосе, когда время в эпосе "сжимается", ускоряется (например,Ростом (Памон) достает из чрева умирающей ■ красавицы-, младенца-богатыря, быстрый рост мальчика и т.д.),либо оказывается обратимым: герои из настоящего говорят с великани1 из далекого прошлого (мотив оживленного великана). В художественном хронотопе на основа единения времени и пространства раскрывается динамика действий, время и пространство представляются как осязаемые величины.

§2. Некоторые аспекты поэтического языка эпоса о Даредзанах

Раскрытии героического характера сказаний о Даредзанах, определенно своеобразия осетинского эпоса, созданию типизированных образов способствуют гипербола и эпитет. Гиперболазгцу.я -осиоьопмагымее средство типизации, с ней в значительной степени связана вся поэтико-стилавая система осетинского эпоса. С одной стороны, гиперболизированы сами герой, с другой стороны, ер«« богатырей текло подвержены гиперболизации. Но есля в пзр-

зом случае гиперболизация выступает как средство идеализации ге-зоев, их мощи, удальства, храбрости, то во втором случае она уеи-швает идеальные качества героя.

Гипербола применяется при I) изображении персонажей ; 2) при 'зображешш действий персонажей ; 3) при изображении предметов,г.о-оршля пользуются персонажи. Все гиперболические описания и об-аэы слуяат тому, чтобы создать героический феи, на котором раз-орачиваются конфликтные ситуация эпического сюжета. Свей первый одвяг герой (по законам жанра) совершает в чрезвычайно юнсм воз-асте. В сказании "Даредзан Абрам" маленький герой буквально из " олыбели отправляется добывать печень огромного стряяшого кабана, ри изображении боя Амрана с великанами, либо с войском отца кра~ 1Ейцы постепенное, последовательное нарастание, увеличение, растение действия осуществляется с помощью гиперболы-градации деД-гвйя или ступенчатой гиперболы. Мотив "кто сильнее" (или "поиск 'противника") также построен на ступенчатой гиперболе.

Итак, гипербола в Даредзановских сказаниях является поэтн-¡ским средством героической идеализации. С помощью гиперболы ен-жается и отношение парода к эпическим перссна.?ам .

Эпитет. В эпосе все поэтические средства, направлена на героиня» действующих лиц, особенно главного' героя. Не составляет в ом смысле исключения и эпитет, являющийся традиционным приемом ического стиля, нацеленным на идеализацию героев. Худсяэствен--определительная система Даредзановского эпоса выражается в гтояннах-эпитетах, выполняющих оценочно-эмоциональную функцию эрная лисица с черной горы) ; в ситуативных эпитетах, носящзх 5ьективно-оценочныЙ характер и указывающих на а) материал, из горого сделан тот или иной предмет (кровать из слоновой костр), признак, являющийся показателем качества (золотые волоса) ; цветовые характеристики (черный орел). Нередки в сказаниях и ¡вернутые эпитеты. В основном они применяются при характерис-:е персонажей, иногда - окружающих их предметов. Постоянным эпя-ом-характеристикой Амрана Даредзанова являются эпитеты, под- ' кивающие его салу. На это указывает, прежде всего, то, что он т по рождению (нартон гуырд - т.е. мужественный, храбрнй и ч.) и предназначен для свершения подвигов. Смысл развернутых тетов заключается в возвеличивании героев, направлен на их алвззцвю:

"лурдц истодаЯ фагота ласта "Из середины моря выскочил

лшигу, ггло-з астиугй ушана мальчик,и был он ыш пояса

сиэгъарш! уццис, астадай да— . золотым, ниже пояса-сереб -

жоу та ¿гьзист, Ы иу уах- рянным, на одном плеча его

с кил увдис хуры ныв.йе'нна было, нарисовано солнце,на

уахскыл та - малы ныв". другом плече был нарисован

месяц," (ф.1, д.26, п,5).

функция развернутых эпитетов в основном экспрессивная и оца-ночная. Создавая образ главного героя,развернутый эпитет играет и кошюзяцаонно-сшетнув роль, т.к. отмеченный особым образом герой этим как бы уже предназначен для героических деяний. Таким образом, в эштетике Даредзановского эпоса, так же, как и во все; эпосе, доминирует героическое начало.

Богатство художественного языка, стиля сказаний о Даредза-пах представляет определенный интерес не только о точки зрения выяснения его жанровой природы, но и в смысле отражения традиционных особенностей эпического стиля в его исторически сложившихся национальных разновидностях.

Б Заключении диссертации подводятся итоги работы, обобщаются результаты исследования.

Проведенный сравнительно-сопоставительный анализ показал, что Дародэановский эпос но своей природе, композиции, общей худо жастьашшй концепции образов, канроЕым показателям представляет из себя стройную систему подлинного эпического памятника. Слож •• иость оценки Даредзановского эпоса с точки зрения его йпической сущюсти состояла в том, что он испытал влияние и со стороны уни ьороалыюго обща кавказского древнего мифа, ь грузинского эпоса, о прикованном Амирани, и мощной нартской эпической традиции. Прос-л^аяьья принципы апгчаского изображения, их динамику, мы попытались ь наибольшей мера выявить специфичность и эстетическую ценность зпоса о Дареда&нах как пшитника, который носит на себе пе чать оригинальности и самобытности осетинской устнопоэтической градации. Анализ сказаний о Дарадзаньх в художественной системе сс&гииекого нчродного зпоса еще раз доказал: каким бы по пронс-' хогц»гмю на был сшет - з&вмстьованным или зародавшвася на маст-. ной цочьо - художественное а'орабшв его происходит в соотьат-ста-и с тими ьдейно-эстатЕчаскг-ми принципами, с тем шроощуцзна-«¿роьоспрлятаил, которое заработал данный народ.

По теме риссерталин опубликованы олодумзе работа:

1. Поэтико-стилэвые 'особенности эпссз о Даредзанах// Деп< в ИНЙСЯ АН СССР 30.08.90. - Д 427(Н. - 2 п.л.

2. Сказания о Даредзан&х и кавказская-зпичзская традиция// Осетинская филология.- Владикавказ, 1991,- 0,6 п.л. (в печати),

3. Место Дарэдзановского эпоса й Кавказской эппЧескоД традиции .'- Владикавказ, 1991,- 0,6 п»л. (в печати).

Подписано в печать 3,12.90г. Заказ 705 формат 60x90/16 Тирая 120

Москва. Тлпографяя Васлшл