автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Скрипичные сонаты Г. Ф. Генделя

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Булатов, Леонид Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Скрипичные сонаты Г. Ф. Генделя'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Скрипичные сонаты Г. Ф. Генделя"

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ им. Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА

На правах рукописи Леонид Петрович БУЛАТОВ

СКРИПИЧНЫЕ СОНАТЫ Г. Ф. ГЕНДЕЛЯ (проблемы текстологии и интерпретации)

Специальность 17.00.02 — музыкальное искусство

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Ленинград 1990

Работа выполнена на кафедре скрипки и альта Ленинградской ордена Ленина Государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

доктор искусствоведения, профессор Шульпяков О. Ф.

доктор искусствоведения, профессор Григорьев В. Ю., кандидат искусствоведения, доцент Федосеев И. С.

Ведущая организация — Новосибирская Государственная консерватория имени М. И. Глинки.

Защита состоится 29 октября 1990 г. в 15 часов на заседании специализированного совета К 092.09.01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения в Ленинградской ордена Ленина Государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. 190000, Ленинград, Театральная пл., 3.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Ленинградской консерватории.

Научный руководитель —

Официальные оппоненты:

Автореферат разослан сентября 1990 года.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат искусствоведения

Г) ) 3. М. ГУСЕЙНОВА

-г -

ОБЩАЯ ХАШТЕШСгаХА. ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы. Сонатный жанр в эпоху барокко занимал ведущее место в инструментальной музыке различных европейских народов. Велика его роль и в исполнительстве на инструментах скрипичного семейства, неразрывно связанном с творчеством Генделя, титаническая фигура которого, наряду о Бахом, возвышается среди многих ярчайших представителей эпохи. Музыка его в наши дни не только не потеряла своего значения и притягательности, но и продолжает оказывать самое активное воздействие на формирование духовного мира современного человека посредством заключенных в ней величайших идей, воплощающих общечеловеческие интеллектуальные ценности.

Художественный гений Генделя проявился прежде всего в опере и оратории, что оказало значительное влияние на его инструментальное, в том числе - скрипичное творчество, которое нельзя рассматривать вне связи о названными жанрами. Отражая в монументальных жянрах демократический дух эпохи, Гендель переносил его в такие скромные по масштабам составы, как трио-сонаты и даже сочинения, написанные дам солирующих инструментов. Это отличает генделевское скрипичное творчество от аналогичного творчества других мастеров эпохи барокко.

Другим, не менее существенным признаком инструментального письма композитора следует признать новаторство методов развития музыкального материала, ровденное исключительными эмоционально-смысловыми свойствами генделевской кантилены и проявившееся в сочетании гомофонно-гармонического и полифонического стилей. Особенности скрипичного письма Генделя подни-

мают его сонаты на высшую ступень в развитии игнра в пред-классический период, а многие разработанные в них черты несомненно предвосхищают сонатное allegro.

Творчеству Генделя во многих странах мира (в первую очередь, в Германии и Англии) посвящено большое число специальных исследований, биографических и научно-популярных работ. Существует несколько статей и о его скрипичных сонатах, среди них наиболее значительные принадлежат Р. Готтлибу, 3. Флешу, Т. Бесту, Р. Кубику. Б отечественной генделиане также немало значительных трудов, среди которых следует назвать работы Р. Грубера, В. Конен, Т. Ливановой, Вл. Протопопова, И. Федосеева и др. К сожалению, специальных исследований скрипичных сонат Генделя в СССР нет. Подобное положение труднообъяснимо, особенно если учесть, что сольные сонаты композитора являются "золотым" фондом педагогического репертуара: они включались- в Слрипичные школы еще в XIX веке, а изучение их в-наше время стало неотъемлемой частью учебного процесса скрипачей на всех этапах совершенствования их профессиональной подготовки - от школы до вуза. Вот почему представляется необходимой постоянная исследовательская рабоаа, связанная с раскрытием и'выявлением новых граней триады генделевских скрипичных собраний: Соло-сонат для скрипки и Basso continuo, Трио-сонат для двух скрипок и Basso continuo op. 2, Трио-сонат для двух скрипок и Basso continuo op. 5.

Цель исследования - анализ единичных сонат Генделя с точки зрения определения их роли в эволюции жанра, особенностей стиля, структуры, драматургии, прочтения нотного текста.

Научная новизну. В диссертации впервые в отечественной генделиане предпринята попытка исследования скрипичных сонат

_ 4 -

выдающегося немецкого композитора. При этом:

- определено ш: место в эволюции инструментальных скрипичных жанров, выявло.'щ их специфические признаки;

- на примерз структурного анализа сонат, принципов драматургии, особенностей генделевской полифонии показана их

роль в становлении классического сонатного allegro;

- раскрыты и объяснены особенности генделевской выразительной скришгшой кантилены;

~ определены прщ-одпы нотирования генделевских орнаментов и внесены рекомендации по их применению в исполнении скрипичных сонат;

- раскрыт и объясяэн акустический феномен трели и дана её расшифровка при исполнении мелодии в соответствии с эстетическими нормами стиля Марокко, самой музыки Генделя;

- выведены общо формулы штриховых вариантов, как основы артикуляции генделевской скрипичной музыки;

- описаны особенности штриха legato при движении смычка в разных направление применительно к исполнению сочинений старых мастеров;

- обоснованы составы ансамблей в зависимости от инструментария, применяемого в современном музыкальном исполнительстве.

Методологической Сьзой диссертации явились основные принципы эстетики барокко, отечественного музыковедения» фундаментальные положения музыкальной истории, теории исполнительского искусства, методики и педагогики. Исследование носит комплексный характер, что проявляется в единстве музыковедческого, исполнительского, эстетического и исторического подходов к поставленной проблеме.

Практическое значение диссертации. Содержание диссертации адресовано прежде всего скрипачам, изучающим сочинения великого мастера - сложившимся исполнителям, а также педагогам и учащимся специальных классов начальных, средних и высших учебных заведений. Её материалы могут найти применение в курсах теории и истории скрипичного исполнительства, методики обучения игре на струнных инструментах. Автор надеется, что его работа будет способствовать приобщению молодых исследователей к изучению первоисточников, а также воспитанию у скрипачей критического отношения к существующим многочисленным редакторским версиям генделевской музыки и умения на основе конкретных принципиальных и объективных положений строить личностную иятерпретаторскую концепцию.

ЦбъоМ и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Объем основного текста - 150 страниц. В приложении даются: нотные примеры (146), копии автографов сонат для сщяшки и Bsaso continuo Г. 0. Генделя, копии титулов изданий сонат (Роже, Уолша, Кри-зандера), указатель сонат Г. Ф. Генделя по номерам прижизненных и академических изданий и HWV1, библиография на русском (181 назв.) к иностранных (70 назв.) языках, нотография (25 назв.). Объем приложения - 101 страница.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре скрипки и альта Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, кафедре скрипки и альта ГМПИ им. Гнесиных. Доклады и сообщения по данной теме были неоднократно заслушаны и обсуждены на кафедре скрипки и

I

Verzeichnis der Werke Georg Friedrich Handels (HWV),

составил Б. Базельт в 1979 году.

альта и ФПК ШМ им, Гнесшнос, отруннкх отделах средних учебных заведений многих городов СССР, По материалам .диссертации опубликованы статьи. Автор диссертации использовал теоретические положения данного исследования в практической работе специальных классов МССШ им. Гнесшшх и ШМ им. Гнесиных.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДКССЕРТА1Щ

Во Введении обосновывается выбор теш, её актуальность. Определяются цели и задачи исследования, его методологическая основа,- научная новизна и практическая ценность. Дан краткий анализ основных материалов и характеристика структуры работы.

Глава I. ЗНАЧЕНИЕ СОНАТ ВДЦЕЛЯ В ЭВОЛЮЦИИ ЖАНРА

1.1. Некоторые стилистические черты жанра скрипичной сонаты у Генделя

Величайший композитор первой половины ХУШ столетия Георг Фридрих Гендель - гуманист и демократ - воплощал идею Человека в музыке.

Содержание музыки Генделя способствовало формировании особенностей его отиля. Основным, важнейшим носителем идей в творческом методе Генделя является мелос - одно из самых могущественных средств музыкальной выразительности, сделавшее его искусотво популярным и массовым. Мелодию Гендель поручал прежде всего человеческому голосу, а также инструментам, близким зс нему. Выразительные возможности "вышедшей из низов", "демократической" скрипки, её близость к человеческому голосу особенно полно соответствовали художественным идеалам композито-

ра„ Главным проводником его цузыкально-художеотввнных идей на скрипке стала выразительная "генделевская" кантилена, что является одной из объективных причин значимости сонат Генделя а процессе формирования исполнительского мастерства скрипача.

Генделем создай значительный репертуар, выявляющий сольные возможности скрипки: Девять сонат для скрипки и Baseo continuo i Шесть трио-сонат ор» 2; Семь трио-сонат ор» 5; трио-сонаты: F-Dur, g-Koll, E-Dur ("Дрезденскиеj Con-oerti groesi op„ 3; знаменитые Двенадцать Ccmoerti groeel для струнного оркестра с двумя солирующими С1фипками "Vio-lino concertato" ор» 6 к др. Мастерски использует он скрипку и в г-чк?"?ровых партиях» Скрипичное мастерство композитора формировалось в неразрывном единстве с процессом создания произведений различных жанров» В сонатах особенности скрипичного письма приобретают исключительное значение.

Генделю принадлежит особое место в развитии жанра. Идейно-художественное содержание, драматургия, структура циклаь своеобразие сочетания гомофонно-гармонического и полифонического принципов развития, элементы композиции, предвосхищающие классическое сонатное allegro сконцентрировали в сонатах особенности важнейшего стилевого направления инструментальной музыки эпохи барокко и рельефно выявили новаторские черты стиля Генделя в эволюция жанра.

Говоря о стиле сонат Генделя, следует учитывать три главных фактора: стилевые тенденции эпохи барокко, особенности немецкой школы, черты стиля самого композитора. Необ-

* Они названы так потому, что единственные экземпляры их хопий находятся в Дрезденской земельной библиотеке.

ходимо отметить также особое влияние на него итальянских и французских черт. Так, изобретенный музыкантами болонской школы принцип "шагающего баса" и характерные гтя итальянской музыкальной речи мелодические обороты и ритмические структуры широко использовались Генделем, также как и свойственный французскому письму пунктирный ритм.

Учитывая все сказанное,, следует подчеркнуть, что стиль Генделя представляет собой целостное явление, свидетельствующее об универсальности его мышления. Представляется неубедительным понятие "смешанный стиль", используемое по отношении к его сонатам, в частности, Р. Готтлибом в работе мУгапгЬ"я1 scher. Italienischer und vermischter Stil in den 3o-loeonaten Georg Friedrich Handele", т. К. Гендель отбирал характерные черты различных национальных школ, сохраняя их качества, но не нарушая целостного единства своего стиля.

Зшшой задачей музыкальной науки является необходимость найти ключ к постижению идейно-художественных авторских концепций с помощью тех немногих, ко, несомненно, решающих для правильного понимания стиля Генделя артикуляционных обозначений, которые содержатся в автографах к прижизненных изданиях» Они должны способствовать выявлению к осознанию музыкального смысла штриховой артикуляции, расшифровки старинных систем ноткой записи^ орнаментики. Однако, противоречивые тенденции ж суздения, откооящиеся к различным вопросам исполнительского прочтения,, существуют с давних времен. Задача состоит в том, чтобы обосновать те интерпретатореккэ реиеняя, которые соответствуют генделевскому стили0 для чего следует опираться на основополагающие черты последнего.

1.2. Первоисточники (автографы,, издания)

Глубокое изучение шедевров прошлого предполагает знание первоисточников, а также последующих изданий и различных редакций. В диссертации приведен список сохранившихся автографов скрипичных соло- и трио-сонат. Обращает на себя внимание точное указание в автографах инструмента, для которого предназначается данная музыка. Все автографы скрипичных соло-сонат имеют предписания для скрипки, кроме автографа сонаты G-Dur (Hvvv 35В). Однако правомерны доводы Т. Беота о том, что и эта соната может быть "только скрипичной", судя по характеру её фактуры»

Отсутствие полного собрания автографов вынуждает исследователей считать первые прижизненные издания важнейшими первоисточниками. Однако здесь было немало запутанных и невыясненных проблем. Так, по поводу времени первых изданий соло-сонат и трио-сонат ор. 2 существовало две версии: первая - 1722 год; вторая - ок. 173.0 года. Эти разночтения от- • ражены во многих каталогах, справочниках и редакциях.

Первая публикация скрипичных соло-сонат связана с выходом в свет сонат для различных соло-инструментов и Basso continuo под титулом: "Sonates pour un Traversier« un Violon ou Hautbois Con Basso Continuo Composées par G', t. Handel. - Amsterdam, Jeanne Hoger. - M 534." В собрание воили три скрипичные сонаты: под » 3 - х-Dur <kwv 36i), JÉ 10 - A-Dur (HWV 372), № 12 - E-Dur (HWV 373). Отсутствие автографов сонат Л 10 и Л 12, запись по их поводу на экземпляре, хранящемся в Лондонской библиотеке: «ив. Ibis is

not Mr. Handelte", оделанкая рукой соврем игиха, а также мнение некоторых музыкантов о художественной неполноценности этих композиций, вызвали сомнение в их подлинности. Кроме этих сонат в указанном собрании в переложении для немецкой флейты {Querflöte) в e-Moll (HW 359ъ) под Л I опубликована скрипичная соната d-Moll (it.tv 359a) и для гобоя под № 6 (Sonata VI НоЪоу Solo) - скрипичная соната g-MoU (HWV 3¿4a).

Автографы трио-сонат ор. 2 не сохранились. Сонаты впервые опубликованы под титулом: "YI Sonates & deux Violons, deux Hauboie ou deux ïlutee trareroieree & Basse Continue Coa-poeéee Par 0. F. Handel Seoond ourra^e" о выходными данными: "A Amsterdam Che« Jeanne Roger" и издательским номером 535.

Как показали последние иоолндования Д. Бёрроуза и Т. Веста, оба вышеназванные издания оказались фальсификацией Уолша, осуществленной ок. 1730 года, в то время, когда последний был единственным издателем сочинений Генделя. Фальсификация титулов повлекла за собой неверное установление даты первых публикаций соло^сонат и трио-сонат ор. 2 - ок. 1722 года, что утверждалось также и в известном каталоге Смита (Smith тт. с. Handel. A Deeoriptiv« Catalogue of the Early Editions. London Vl960, 2/l970>.

В 1732 году У.оли осуществил новое издание соло-сонат, на Свй раз О подгонным титулом: "Soloa Го г a Oerann Piute а НоЪоу о? riolin With a Thorough Зале ior the Harpaicord or Ваза Tlolin Qoepoe *d t>y Mr. Handel. - London , John Walsh ... Botet Oil« is more Ooreot than the ioreer Edition.

- II -

Это скорректированное предыдущее издание, Б нем две сонаты -а 10 A-Dur (НОТ 372) и & 12 E-Dur (HWY 373) - заменяются сонатами s-Moll (Hwv 368) и ?-Dur (H5TV 370). На титульном листе экземшшра Уодша, хранящемся в Лондонской библиотеке , по поводу вновь включенных сонат рукой современника надписано: "Hot Кг. Handel's Solo". Подлинность этих сонат, также как и тех которые они заменили, подвергается сомнению. Однако Уолш не скорректировал предназначение I и 6 сонат, неверно предписанных другим инструментам, отчего долгое время было "скрыто" их подлинное скрипичное происхождение.

В это же время Уолш осуществил под своим именем "скорректированное" переиздание и трио-сонат ор. 2.

'фус-сонаты ор. 5 впервые опубликованы Уолшем в 1739 голу.

Важнейшим этапом в систематизации творчества Генделя и,- в частности, скрипичных сонат явилось первое Полное собрание его сочинений в 100 томах, осуществленное Немецким генделев-ским обществом (Deutsche Haadelgesellaciiaít) , основанном в 1856 году. Издание первого Полного собрания сочинений Ген- ' деля, осуществленное под непосредственным руководством и при личном участии Ф. Кризандера и названное его именем (Chryean-der-Ausgabe, ChA) , пользуется всеобщим признанием. Скрипичные сонаты Кризандер включил в ХХУП том под общим названием "Камерная музыка", который вышел в свет в 1879 году. Он впервые обозначил собрание соло-сонат опусом I, чего не было в прижизненных выпусках.

Во втором Полном, пересмотренном собрании сочинений Генделя, выпущенном к 200-летию со дня смерти композитора Генде-Лввским обществом (Ceorg-ïriedrlcb-Hândel-Gesellechart. HalJ.1-

асЬе НопдеХ-АизеаЪе. Кг1Л1зеЛа ОеааягёаиэеаЪв, ННА}, скрипичный сонаты изданы в четырех отдельных томах, в серии 1У "Инструментальная музыка".

С конца XIX века и по настоящее время был выполнен и утвердился з музыкальной практике целый ряд исполнительских редакций сонат Генделя. Это редакции: Г. Зитта, Л. Ауэра, В, Дависсона и Г. Рамина, Ф. Геварта, С. Зади, Д. Гараи, Р. Барта, П. Кленгеля, К. Шяейфера, 3. Фелински и др. В СССР первая редакция Шести соло-сонат была осуществлена коллективом профессоров Московской консерватории в 1953 году.

• 1.3. Трио-сонаты. Народное музицирование и его роль в формировании и развитии инструментальных жанров

Возникновение жанра трио-сонаты уходит глубокими корнями в практику народного инструментального музицирования, основой которой являотся ансамбль - две скрипки и смычковый бас. Данный инструментальный состав, имевший распространение у многих народов ещё в ХУ1 - ХУЛ веках: на Украине (Троют! музыка), в Румынии, Венгрии и др., - продолжает бытовать и в наше время. Это - наиболее компактный состав, обладаящий универсальными возможностями воспроизведения мелодической и ладово-гармонической структур народной музыки. Он сочетает в себе способность утверждения как сольной партии каждого участника, так и коллективной игры (не говоря уже о тех потенциальных возможностях, которые он таит для исполнения полифонии, что впоследствии в полной мере проявилось в трио-оонатах). Естественна непосредственная преемственная овязь с отмеченной формой народного музицирования жанра трио-сона-

- 13 -

ты, ставшего основополагающим в инструментальной музыке ХУП века. Именно последний явился тем "зерном", из которого произросли и развились важнейшие направления смычковой инструментальной музыки - по одной линии - соната во всех её разновидностях, по другой - жанр концерта (его первоисточник -Concerto grosso). Отметим также, что непосредственно черва ближайшую разновидность трио-сонаты, распространенную у итальянцев куаттро-сонаоу, сформировался жанр инструментального квартета.

1.4. А. Корелли, Создание классического типа трио-сонаты, сонаты для скрипки и Basso continuo и Conoerto grosso

В утверждении жанра трио-сонаты, тех главных вех, которые определили дальнейшее развитие инструментальной кавыки, великая и уникальная роль выпала на долю Арканджело Корелли. Именно его трио-сонаты, op. I, созданные в 1681 году, открывают новый этап в истории инструментальной музыки.

Другая "генеральная линия" в творчестве Корелли - это кристаллизация сольного стиля исполнения, который он развивал

в своих трио-сонатах на основе своеобразного преломления тра-

/

диций народного музицирования, где "первый скрипач, поддерживаемый другими участниками ансамбля, "ведет мелодию". Отсюда один шаг до сольной игры в обычном её понимании. Этот шаг был сделан Корелли, утвердившим о о л ь н ы й концертной стиль (разрядка моя. - Л. Б.) в своих скрипичных сонатахЗдесь вернее было бы сказать не "первый",

1 Кузнецов К., Ямпольский И. Аркандаело Корелли. -М.: Музгиэ, 1953. - С. 42.

а "один" скрипач, так как при наличии примерно равкьк возможностей у исполнителей мелодия могла передаваться яоочерадяс ■разным инструментам, что и напшо свое отражение з трио-оока-тах я в солирующих партиях участников Concertino а Сояввгй© groaeo. Тенденция, при хоторой Корелли стремился при-

дать голосам равноправие, привела его к созданию наиболее совершенных образцов в жанре Conosrto grosao ' и по существу предопределила основной принцип развития последнего как согласия в соперничестве.

А. Корелли утверждал принцип сольного исполнения и в своих соло-сонатах с Basao oontinuo ор. 5 (1700)«

1.5о Сонаты Генделя - одна из вершин в развитии жанра скрипичной сонаты доклассического периода I.5.Z. Трио-сонаты

В определенных исторических условиях жанр трио-соиатн явился своеобразным проводником музыки Генделя в широкие слушательские массы. Именно этому жанру суждено было участвовать во "втором" рождении мелодий, которые, отзвучав в операх и ораториях, обретали новую форму своего "бытия" в сонатах. В отличие от принципа частичного использования музыки из других сочинений, примененного при создании скрипичных соло-со-наг и трио-сонат ор. 2, Гендель при создании трио-сонат ор. 5 полностью брал материал из прежних своих сочинений, при этом иногда целые части перекладывались без всяких изменений и лишь приспосабливались к структуре состава трио.

В трио-сонатах ор. 5 нет того четкого и определенного принципа построения, который имеется в трио-сонатах ор. 2,

в трех "Дрезденских", а также в соло-сонатах.• Количество частей в них колеблется от трех до семи. Наряду с частями-парами, характерными для "церковной" сонаты, появляются последовательности частей, типичные для форм французской увертюры. Здесь налицо также совмещение признаков церковной сонаты с формой сюиты.

Таким образом, в структурах трио-сонат четко отразились две линии: первая - устойчивая четырехчастность, основанная-на чередовании парных частей, и вторая - вобравшая в себя черты сонаты, сюиты и французской увертюры.

1.5.2. Соло-сонаты для скрипки и Вааео continuo

Художественный метод Генделя в соло-сонатах просматривается со всей определенностью. Это подтверждается, прежде всего, музыкой сонат, их содержанием и характером. Мастерство, масштаб мышления, обретенные в создании опер и ораторий, находят в данном случае исключительно концентрированное выражение, так как сфокусированы в одной партии солиста. Можно привести немало примеров, свидетельствующих об общности и связях музыкальных идей сонат с кантатами и ораториями, о взаимопроникновении музыкального материала.

В сонатах мелос выступает как обобщенное выражение идеи, как проявление множественности в едином. Монументальность, драматизм, насыщенность мелодии эмоционально-смысловым содержанием сочетаются о исключительной лаконичностью выражения, экономией средств, их выверенностью и высокой структурной организацией. Все это обусловило рождение кантилены особого типа, в которой ощущается стремление передать слияние многогла-

сия в единый монолитный тон, чрезвычайно глубокий и экспрессивный. Особенности кантилены нашш отражение и в характеристике артикуляции других штрихов - détacbé, aarcato.

f Гендель во многом предопределил своей музыкой дальнейшее расширение выразительных возможностей скрипки, особенно в области художественного звукоизвлечекия. Стремительное развитие исполнительских средств обогатило динамический потенциал скрипичного звучания. Новое, по существу, направление скрипичного исполнительского стиля получило продолжение в творчестве Бетховена.

1.6» Специфика полифонического письма Генделя. Роль фуги в структуре сонат и становлении классического сонатного allegro

Большое влияние на принципы и методы формообразования в сонатах Генделя оказали особенности его полифонии.

В четырехчастной структуре сонат вырисовывается деление частей на пары. Если в первой паре центром является вторая часть, то во второй - это медленная часть. Её следует рассматривать и как психологическую кульминацию всего цикла. Эта особенность ярко выражена в скрипичных соло-сонатах. Именно ядесь подчеркнутая значимость третьих частей, сосредоточение в них. основы художественной концепции служит объединению цикла в художественное целое. Являясь своеобразными драматургическими узлами, они нередко бывают предельно лаконичными (например, в соло-сонате л-Dur (HVV 361) третья часть изложена в пяти тактах). Кульминации цикла (третьей части) предшествует драматургическая линия развития первых двух частей.

И, если первая часть часто носит характер вступления, то вторая, как правило, оказывается главной в развертывании действия, Поэтому неудивительно, что место второй части в структуре цикла часто занимает фуга - высшая форма полифонии, во многом способствовавшая кристаллизации и развитию опрвдален-•нък сторон сонатного allegro.

Основу и особенность инструментальных фуг Генделя составляет оинтез полифонического и гомофонного мышления, что связано с идейным содержанием музыки, характеристичностью тем, драматургическим развитием и импровизационным композиционным методом Boeso continuo. Bqbbo continuo - постоянный контрапункт - является отличительным признаком полифонического метода в скрипичных сонатах эпохи барокко. У Генделя он играет большую роль, которая заметно возрастает в фугах, когда бас приобретает значение самостоятельного равноправного голоса» Гармонические вертикали, возникающие при расшифровке continuo, создают ладовую функциональную связь, иа фойе которой развертывается полифонический процесс.

Фути Генделя, а такжа другие полифонические формы в его скрипичных произведениях отражают тип ансамблевой полифония. Одной из её специфических сторон является отоутотвие, за редчайшим исключением, сложной полифонической фактуры в партии скрипки и, вследствие этого, образования двойных нот и аккордовых сочетаний.

К признакам сонатного allegro в фугах Генделя можно отнести: мелодически® и функциональные особенности тем (в частности, их трезвучную основу); наметившееся экспозиционное развитие, в котором доминантовая сфера предвосхищает функцию побочной партии; метода тематического развития в интермедиях

- 18 -

и среднт раэработоч'ных- частях; применение фактуры "альбер-тиевых басов", распространенной у венских классиков; использование в средних разделах фуг метода варьирования.

Признаки сонатного allegro проявились не только в рамках фуги, как части сонаты. Сама роль её в цикле свидетельствует о значительном усилении принципа контрастности»

Итак, рассматривая фуги из скрипичных сонат Генделя, следует подчеркнуть значение особенностей музыкального языка в ях темах, черт полифонического письма, методов развития музыкального материала, репризности в трехчастной структуре и места фуги как компонента контрастного единства частей-пары. В комплексе этих черт и проявились признаки становления классического сонатного allegro.

Глава 2. ВОПРОСЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ РАСШФРОВКИ НОТНОГО ТЕКСТА СОНАТ 2.1. Артикуляционные особенности исполнения скрипичных партий сонат

Обращаясь к первоисточникам - генделевским автографам н первоиэданкям, мы обнаружим всего лишь четыре типа артикуляционных обозначений: лиги, точки, точки под лигами и клинья. Скупое использование Генделем этих обозначений в тексте, конечно же, нельзя считать признаком снисходительного отношения композитора к вопросам артикуляции. Напротив, именно в силу указанного обстоятельства, каждое авторское обозначение приобретает принципиальное значение, играя роль своеобразного "ключа" к раскрытию синтаксических особенностей музыкального текста.

ч

Одним из недостатков существующих исполнительских редакций является смешение фразировочных к штриховых лиг» что приводит к обилию неоправданных артикуляционных обозначений в тексте. Традиционное понимание задачи скрипичного légatо, состоящей в намерении объединения, легло в основу бытующего б исполнительской практ}же к методике суждения о том, что связь различных звуков, т, е„ legato на скрипке достигается только при движении смычка в одном направлении. Классификация авторских типов записи лиг предлагается в качестве главной основы для расшифровки синтаксиса генделевского письма. Важ-hos значение приобретают принципы исполнения legato при движении смотка з разных направлениях, особенности артикуляции штрихов legato, détaché, Eartelé, opiccato, приема bariolage, средств исполнительской акцентуации, применяемых в музыка барокко,, в том числе - в сонатах Генделя.

2.2» Орнаментика

В монументальном письме Генделя искусство диминуировакия, очень популярное s то время и обогатившее выразительные возможности одэыкк, не играло решающей роли.

Наиболее достоверное представление о котированных Генделем орнаментах, наряду о автографам! скрипичных сонат, дает изданный непосредственно композитором 14 ноября 1720 года Первый том собрания сюит для клавесина* Это предоставляет нам возможность рассмотреть подлинную орнаментику Генделя-

В скрипичных оочй;;аниях фкхсация орнаментов сводится к обОЕначениям трелк ш форшлагов. Акустический факомак трелк объективно повволяат выявить рельеф основного к вспомогатель-

иого звуков, В трели, при чередовании этих звуков определяются две звуковысотные линии, которые обычно разделяются интервалом большой или малой секунды,, Задача состоит з том„ чтобы овладеть способом выявления рельефа основного звука з трзяи. Решающим здесь является фактор времени: от того» какой ззук., основной или вспомогательный, будет при исполнении трели главенствовать в метрическом импульсе, зависит выявление звухо-зысотного значения тона« Отметим, что при исполнительской расшифровке форшлагов вскрываются принципиальные различия сходных нотированных схем у Генделя и Моцарта.

Важнейшая область применения орнаментики в творчестве Генделя - орнаментальные структуры, выступающие в качества основы тематического материала. Отношение композитора к орнаментике выразилось не только в продуманном использовании всэк её видов, но и приобрело огромное смысловое значение,, так явж интонационные структуры орнаментов легли в основу тематического содержания его произведений. Творчество композитора впитало все богатство орнаментики и передает неповторимый колорит впохи. По существу Гендель придает значению орнаментики новое качество. Этот путь развития орнаментального искусства был такг.о продолжен Бетховеном.

2.3. Старинные формы записи нотного текста

Гендель часто использовал старинные формы записи нотного текста» в особенности, старо-итальянскую, основанную яа двойном учете номинальной длительности. Для правильной рас-. . шифровки предполагается подчинение частных метроритмических формул общему пульсу и метроритмическому рисунку всей части

- 21 -

или эпизода» В современной практике такая расшифровка, как правило, не применяется, что приводит к ритмической "пестро-те"0 не свойственной стилю барокко.

Глава 3, НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНИШЬСКОЙ ПРАКТИКИ

3.1. Составы ансамбля

После утверждения фортепиано клавесин - исконный участник ансамбля при исполнении сонат - был вытеснен, а вскоре и совсем забыт. Однако, как показывает практика, клавесин не потерял своего значения для исполнительства. Он наделен такими своеобразными- и неповторимыми колористическими и тембровыми качествами, от которых невозможно полностью отказаться. Этим, в частности, и объясняется повышенный интерес к клавесину в последние десятилетия. То же следует сказать и о виоле да гамбе. В связи с чем можно с убежденностью говорить о пра-ввморном использовании двух вариантов составов ансамбля.при исполнении старинной музыки (в частности, генделевских скрипичных сонат) в зависимости от участия в них фортепиано или клавесина.

3.2. Исполнительский анализ и педагогические комментарии к трем сонатам

Анализ и комментарии выявляют рассмотренные выше общие закономерности стиля на примерах различных цузыкальных циклов.

- 22 -

3.2.1. Соло-соната для скрипки и Basso continuo A-Dur (HTTV 361)

Структура цикла сонаты четырехчастна (Larghotto [Andante] -Allegro-Adajio-Allegro), основана на контрастном соотношении каждой пары частей. Однако, наличке фуги в цикле вносит в его структуру качественные изменения, влияет на роль каждой части й общую линию музыкально-драматургического развития. Парность первых двух частей возможно рассматривать и как "малый цикл" - прелюдию и фугу, однако первая часть наряду с этим несет в себе и вступительную функцию, являясь как бы прелюдией ко всему произведению. Третья часть, составляя пару с четвертой, является одновременно (как' отмечалось выше) и психологической вершиной цикла. Единство замысла составляет основу музыкальной драматургии. Эта сложная соотносительность содержит в себе элементы, знаменующие высший этап доклассического раз- . вития инструментальной драматургии.

3.2.2. Трио-соната для двух скрипок и Вааяо continuo g-Molí, op. 2, N 6 (HffV 391)

Сочинение имеет традиционную для церковной сонаты четырех-частную циклическую структуру (Andante-Allegro-Arioso-Allegro) с парным делением частей, что подчеркивается наличием фуги в качестве второй части, которая исполняется attacea после первой ("малый цикл"). Arioso написано в характере менуэта» В финале преобладает непрерывное триольное движение, свойственное жиге. Таким образом, третью и четвертую части' " объединяют черты жанровости.

- 23 -

3.2.3. Трио-соната для двух скрипок и Basso continuo g-Moll, op. 5, N. 5 (KWV 400)

В сонате шесть частей (Largo-[coœe alla breve) -Larghet-to-A tempo giusto-AIR Andante allegro-BOOTHÊE). Здесь В ПОЛНОЙ мере проявились общие для композиционного метода ор. 5 закономерности. В отличие от соло-сонат и трио~сона~ ор. 2, где использован музыкальный материал из других сочинений лишь частично, в нём (ор. 5) подобное самозаимствование преобладает, Так, в анализируемой сонате указанный принцип применен в пяти частях, искиочая лишь последнюю, небольшую часть - Bourrée. Гендель обнаруживает высочайшее мастерство в подборе материала, способствующего воплощению идейно-художеот-■венного единства цикла и при этом убедительно трансформирует жанровые и инструментальные особенности оригинальных источников в новом составе ансамбля.

Особенности композиционного метода и структуры этой сонаты составляют одну из принципиальных новаций для интерпре-таторского процесса.

3.3. Роль сонат Генделя в формировании современного музыканта

Сонаты имеют исключительное значение в педагогическом процессе. Их роль в воспитании и обучении скрипача определяется художественно-эстетическим содержанием, особенностями музыкального языка и строения. Целенаправленная работа над сонатами Генделя способствует овладению выразительной кантиленой, штриховой техникой, навыками структурного и полифонического

мышления.

Дъо тенденции стиля Генделя - стремление к лаконизму и широте высказывания - создают особую трудность для исполнителя. Принцип экономного использования выразительных средств в сочетании с глубиной художественной идеи и масштабом содержания усиливает значимость каждой детали.

Необходимо воспитывать критическое отношение к редакциям, умение подходить к ним избирательно, тщательно изучать все доступные источники и формировать у исполнителей, педагогов и учащихся навыки и культуру, которые способны приблизить исполнение к истинному воплощению стилевых черт и особенностей генделевской музыки.

Заключение

В развитии жанра скрипичной сонаты Генделю принадлежит особая роль. На скрипичный стиль композитора, в особенности, на выразительные свойства его кантилены, повлияли принципы мышления, сформировавшиеся, главным образом, в работе-над олеряо-ораториальными произведениями. Гендель создал во многом новое направление в инструментальной культуре, которое получило впоследствии свое развитие в творчестве Бетховена. Композиционные принципы его сонат предвосхитили методы развитая венских классиков и само становление сонатного allegro»

В процессе создания творческой интерпретации сонат необходимо осознавать, что в скрипичном стиле Генделя - при определяющем значении общечеловеческих гуманистических идей - отражено множество стилистических черт других национальных школ, не потерявших своей специфической окраски, но в то же время и не нарушивших его полостность и индивидуальность. . „

-25-

Важное значение для творческой интерпретации имеет также решение вопросов текстологии, связанных с ритмоартикуляцион-ным к синтаксическим срочтением музыки.

Роль скрипичные сонат Генделя в формировании современного музыканта чрезвычайно велика» Думается, что внимание к шел как со стороны концертных исполнителей, так и исследователе й-музыковедов со временем будет лишь возрастать.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Сг.риютные сонаты Генделя в современном педагогическом релортуарэ // Музыкальная классика в современном исполнительстве и педагогике / Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. -

Вып. 53. - М., 1981. - 1,0 п. л.

2. Развитие жанра трио-сонат в инструментальном творчестве Г. Ф. Генделя // Рукопись деп. в НЯО Информкультура Гос. Б-ки СССР им. В. И. Ленина. - 12.06.1984. - И 672. - 1,2 п. л.

3. Орнаментика в скрипичных произведениях Г. Ф. Генделя // Рукопись деп. в НИО Информкультура Гос. Б-ки СССР

им. В. И. Ленина. - 22.0&.1337. - № 1370. - 2,5 п. л.

4. Исполнительское прочтение орнаментов в скрипичной музыке Г. Ф. Генделя // Скрипка, альт: история, музыкальное наследие, педагогика / Сб. трудов 1МПИ им. Гнесиных. - Вып. 112. М., 1990. - 1,0 п. л.

Подин»1 а но в начать ЗынлЧоуС-Л* Объем /,¡2 _0О

Типография Мннистерсгиа \со.ъ.ион лромыигчемяоетн СССР, ЛюСи-риы, 1ШХ, Октябри кий щ'ооп.