автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Славянские рабочие песни (социальный контекст, художественно-эстетическое своеобразие)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Вахнина, Лариса Константиновна
Введение д
Глава I* Истортсоч^ункциональная обусловленность идейно-тематического содержания рабочих песен
Глава П. Революционная песня как составная часть рабочего фольклора
Глава Ш. Художественное своеобразие рабочих песен
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Вахнина, Лариса Константиновна
Народное творчество на всех этапах своего развития отражало жизнь народа, его взгляды и эстетические идеалы. Каждой эпохе свойственны определенные фольклорные традиции, проявляющиеся как в идейной направленности народно-поэтических произведений, так и в особенностях бытования.
Особое место в народно-поэтическом творчестве принадлежит рабочему фольклору, и в частности рабочим песням, которые является его составной частью. Именно в рабочих песнях дана принципиально новая оценка окружающей действительности, продиктованная задачами классовой борьбы и программой революционного преобразования общества. Рабочее творчество было и остается своеобразным историческим документом, который довольно точно фиксирует все этапы в развитии мировоззрения рабочего класса, отражает все наиболее важные события в его жизни. Изучение рабочего фольклора имеет большое общественно-политическое и историческое значение.
Формирование рабочего фольклора славянских народов, в частности рабочих песен, происходило в непосредственной связи со становлением пролетариата, который пополнялся за счет выходцев из села, и первые рабочие были еще крестьянами по своему мировоззрению. Поэтому одним из источников рабочего фольклора стали образцы традиционного народного творчества. Но изменения в жизни бывших крестьян, обусловленные новой средой, вызвали и возникновение произведений, новых как по содержанию, так и по форме. С другой стороны рабочий фольклор пополнялся литературными произведениями, творцами которых были представители прогрессивной интеллигенции или образованные рабочие. Поэтов новое в рабочем фольклоре, и, в частности, в рабочих песнях, по сравнению с традиционными жанрами народного творчества, связано со своеобразием взаимодействия фольклорного и литературного, коллективного и индивидуального, устной и письменной форм бытования.
Таким образом, рабочий фольклор, с одной стороны, являясь составной частью устно-поэтического творчества народа, с другой представляет собой своеобразную сложную и многожанровую систему. Возникнув и развиваясь вместе с рабочим классом, рабочий фольклор выражает новый эстетический идеал, который "не противостоит действительности, а вырастает из революционной программы и из самой практики классовой борьбы". / 4.17, с.284 /.
Развитие рабочего фольклора, проявление характерных для него особенностей происходит в тесной-взаимосвязи со становлением классового сознания рабочих, в процессе формирования его мировоззрения. С усилением организационной борьбы пролетариата, с распространением марксизма в разных странах Европы все большее общественно-политическое значение начинают играть и произведения рабочего фольклора, особенно песенные жанры, возрастает их пропагандистско-агитационная роль.
Оценка рабочего фольклора, и в частности, рабочих песен, немыслима без его осмысления в связи с марксистской теорией о рабочем классе, его месте и роли в истории, анализе мировоззрения, без конкретно-исторического подхода к действительности. Такую теорию создали и воплотили в жизнь К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин» впервые глубоко проанализировав классовый характер рабочих песен, дав оценку их роли и места в истории рабочих движений. Рабочие песни разных народов они связывали с событиями, происходящими в рабочей среде, с революционными процессами в обществе, рассматривая их как форцу общественного сознания, в котором отражаются взгляды трудящихся на окружающую действие тельность. "Марксистская фольклористика рассматривает фольклор как исторически развивающуюся форцу духовного творчества масс, связывает фольклор с историей общества, с классовой борьбой трудящихся за свое социальное освобождение", - отмечает В.Е.1У-сев. / 4.14, ,с.409/.
Говоря о положении фабричных рабочих, о воплощении в жизнь "принципа воли" самими трудящимися, Ф.Энгельс в фундаментальной работе "Положение рабочего класса в Англии" впервые дает теоретическое обоснование отражения в народной поэзии мировоззрения трудящихся / 1.6, с.462-463 /• Так» Ф.Энгельс перевел с английского на немецкий язык произведение рабочего поэта, который, как он считает, "выражает взгляд самих рабочих на фабричную систему,., и верно передает настроение рабочих"/ 1.6, с Л 96/.
Вопросы бытования произведений рабочего фольклора К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали в связи с политическими и экономическими обстоятельствами. Так, в этом плане ценны высказывания Ф.Энгельса о революционных итальянских песнях сороковых годов XIX ст. / 1.7 /, английской политической поэзии / 1.5 /, произведениях французских и немецких рабочих / 1.7 /. В работах "Роль насилия в истории" /1.4 /, "Германская кампания за имперскую конституцию" / 1.5 /, в письмах к А.Бебелю / 1.8 / Ф.Энгельс делает акцент на сатирической направленности и остроте песен немецкой революции 1848 года.
Взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса о рабочих песнях нашли свое продолжение и развитие в статьях В.И.Ленина 1913 года - "Маевка революционного пролетариата", "Евгений Потье", "Развитие рабочих хоров в Германии" /1.10, 1.11, 1.12 /. В.И.Ленин смотрел на рабочие песни как на одно из средств революционной агитации и пропаганды / 1.1 Г А Так же, как и К.Маркс и Ф.Энгельс, Владимир Ильич подчеркивает выразительную сатирическую направленность рабочих песен. "Рабочие смеялись над бессильной злобой царской шайки и класса капиталистов., писали и пускали по ру-кам-или передавали из уст в уста-сатирические стишки"./I.II, с.297 А Однако В.И.Ленин рассматривает уже вопросы взаимоотношения рабочих песен с задачами революционной социал-демократии /1.11, 1.12 А связи с этим возникновение новых сфер их бытования / 1.12 /.
Без пения революционных и рабочих песен невозможно представить демонстрацию, маевку шеи сходку. ". С пением революционных песен, с громкими призывами к революции., с красными флагами боролись рабочие толпы в течение нескольких часов против. сил полиции и охраны" / 1.12, с. 192 А - писал В.И.Ленин о пер« вомайской демонстрации 1913 года. Бытование русских, украинских, белорусских, польских, чешских и словацких рабочих песен на практике подтвердило тезис В.И.Ленина о "пропаганде социализма песней" / 1.11, 1.12 А Интернационализм рабочих песен проверен практикой революционной борьбы. К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин неоднократно отмечали их идеологическое значение, подчеркивали необходимость изучения и пропаганды. Он исходил из задач революционной борьбы и был исторически обоснован и проверен практикой подпольной работы марксистских организаций.
Пролетарии разных народов понимали, что свободное социальное и национальное будущее они смогут достичь только в совместной борьбе как против царизма, так и против монархий в Германии и Австро-Венгрии, под игом которых проживали представители разных славянских народов.Показательно, что рабочее движение на
Украине, в Белоруссии и Польше стало частью общерусского движения. Сплоченные действия рабочих, представителей разных славянских народов, проявились особенно красноречиво во время Первой . русской и Великой Октябрьской социалистической революций. На "кровавое воскресенье" в Петербурге польские, чешские, словацкие, белорусские и украинские рабочие ответили восстаниями и забастовками / 4.12, 4.24, 4.30, 4.31, 4,65, 4.66 /.
Восстание и вооруженная битва на баррикадах в Лодзи,- побоище в Иваново-Вознесенске, - всеобщие стачки и стрельба в рабочих в Варшаве и Одессе, . - таковы главные политические события истекшей недели" / 1.9, с.ЗЮ/, - отмечал В.ИЛенин.
Ведущая роль рабочего класса в истории мирового революционного движения определила агитационно-пропагандистский характер, политическое значение и действенность рабочих песен в фольклоре восточных и западных славян.
Расширение рабочего движения влияло на развитие революционной песни как высшей формы рабочего песнетворчества. Песенные произведения рабочих разных народов становятся достоянием репертуара международного рабочего движения. "Марсельеза" и "Интернационал" , русские песни "Смело, товарищи, в ногу", "Вы жертвою пали", украинская "ШалШте, шалите, скаженг кати", польские "Варшавянка", "Красное знамя" "На (йдэикады", стали массовыми революционными гимнами рабочих промышленных центров России, Украины и Белоруссии, а также Польши и Чехословакии.
Проблема изучения рабочего фольклора и рабочих песен, в частности, является сложной. Творчество рабочих, как искусство зарождающегося класса, стало предметом исследования в довольно позднее время. Не систематическим было и собирание рабочего фольклора.
Буржуазная фольклористика противоречиво оценивала рабочий фольклор и, в частности, песни рабочих» Отдельные ее представители, идеализируя деревню, видели в творчестве рабочих деградацию крестьянского фольклора. Прогрессивные представители культуры указывали на общественно-познавательное и художественное значение творчества рабочих. Так, в конце XIX века появляются статьи и публикации прогрессивных исследователей - Г.Успенского "Новые народные стишки /из деревенских заметок/" / 5.77 /,В.Пе-ретца "Песнй русского народа" /5.58/ и "Современная русская народная песня" /4.52/, В.Милорадовича "Рабочие песни Лубенского уезда Полтавской губернии,собранные в 1890-93 гг."/7.28/,Н.Васильева "К вопросу о новых мотивах в малорусской народной поэзии" /5.II/, С.Цишевского "Крестьянско-шахтерский народ в Окульскш уезде /5.95/ и др.,где впервые рассматриваются вопросы бытования рабочих песен, взаимосвязь с традиционными фольклорными произведениями, и в частности указывается на необходимость их собирания и публикации. Однако, в славянской фольклористике XIX ~ начала XX вв. собирание,публикация и изучение рабочих песен носили преимущественно единичный и частный характер. Тем не менее жизненность рабочих и революционных песен подтвердило их распространение в революционном движении разных славянских народов. В это время в марксистской печати широко публикуется рабочая песня и рабочая поэзия. Как в России, так и в Польше и Австро-Венгрии, в годы революционного под"ема увидели свет многочисленные; публикации и сборники легального и нелегального характера. Многие из них стали библиографической редкостью из-за суровых запретов царизма и буржуазии /1.10, 1.11, 1.12/.
Только "советская фольклористика превратила рабочий фольклор в предмет специального изучения и придала этому изучению необходимый теоретический размах" /4.69, с.З /. Начало такому исследованию было положено еще в 20-е годы. Советские исследователи народного творчества намечают конкретный план изучения рабочего фольклора, в том числе и рабочих несен. Впервые ведутся наблюдения над песенными произведениями рабочих в процессе их бытования, начинается исследование архивных источников. "Только за два года /1934-1935/ появилось свыше двадцати статей по рабочему фольклору" /4.61, с.306 /. Надо сказать, что это было связано также с подготовкой к 30-летию революции 1905 года. Одновременно по инициативе и под руководством А.М.Горького ведется работа над серией "История заводов и фабрик", для создания которой широко использовались не только воспоминания старых рабочих о тяжелом прошлом, но и записи рабочих песен, в которых документально отразились не только далекие события, но прежде всего пролетарское общественное сознание, духовный мир борцов и строителей нового мира. В результате многочисленных экспедиционных исследований русского рабочего фольклора Урала и Подмосковья появился целый ряд работ, где впервые рассматривается специфика рабочих песен, форш их бытования, взаимосвязь с действительностью. Это, например, книги М.П.Соболева "Фольклор фабрично-заводских рабочих /Статьи и тексты/" / 4.70 /, А.Дымпшца "Литература и фольклор" / 4.27 /, В.П.Бирюкова "Дореволюционный фольклор на Урале" / ?,7 /, статьи В.И.Чичерова "Революционные песни 1905 г." / 4.75 /, П.Г.Ширяевой "Из материалов по истории рабочего фольклора" / 5.79 /, "Фольклор фабрично-заводских рабочих о революции 1905 г." /5.80 /, Ю.Соколова "Песни фабрики и деревни'/5.74/,
- 10
Ю.Самарина "Песни уральских рабочих ", "Песни старой и новой Украины" / 5.71, 5.72 /, А.Астаховой, З.Эвальд "Работы бригады ЙПНИ по собиранию и изучению рабочей среды" / 5,3 /» Р.Е.Липец "Изучение фольклора подмосковных рабочих" / 5.49 /, Г.Д.Влади-мирского "Рабочие песни XIX в." / 5.15 /, "Массовая поэзия и фольклор на страницах большевистской печати эпохи "Звезды" и "Правды" и целый ряд других.
Результаты этих научных исследований детально проанализированы О.Б.Алексеевой /4.1 /.
Закономерностям бытования украинских и русских рабочих песен шахтеров Донбасса и металлургов Жданова, особенностям репертуара рабочей среды в целом,посвящают свои работы в довоенное время А.В.Пясковский "Коллективная пролетарская поэзия /песни Донбасса/" / 4.56 /, В.Ю.Белецкая "Шахтарськ1 п!сн!" / 5.8 /, А.Ионов "Песни и сказы шахтеров. Фольклор горняков Шахтинского района" / 7.19 /, М.П.Гайдай /Рукопись его неопубликованного исследования об украинских рабочих песнях сохраняется в отделе рукописных фондов ЙИФЭ им.М.Ф.Рыльского АН УССР, Ф.8-2, ед.сохр. 5,10, 4.8 А
Следует отметить, что каждый из вышеупомянутых исследователей рабочего фольклора внес большой вклад в историю советской фольклористики прежде всего своей огромной собирательской работой, благодаря которой дошли до наших дней тексты многих рабочих песен старого времени.
Аналогичный под"ем в изучении рабочего фольклора, и в частности рабочих песен, можно наблюдать в чешской, словацкой и польской фольклористике в 50-е годы, которые стали началом строительства социализма в ЧССР и ПНР.
Особенно больших успехов в этой области достигли чешские и словацкие исследователи. Институт этнографии и фольклористики Чехословацкой Академии наук» в частности, его филиал в Брно, | Институт этнографии Словацкой Академии наук, провели фолыслорно-этнографическое обследование горнопромышленных районов Кпадно /Чехия/, каменноугольного района Росице-Ославани /Моравия/ и шахтерского поселка Жакаровцы /Словакия/. Полученные материалы не только позволили составить достаточно ясное представление о репертуаре рабочих, а прежде всего пробудили интерес многих ис~ следователей к этой проблеме. В 1956 г. в Смоленицах /Чехословакия/ состоялось первое рабочее совещание чехословацких исследователей по изучению жизни и культуры рабочего класса ЧССР, в котором приняли участие ученые Советского Союза, Польши и Венгрии. Следует отметить, что выступившие на нем чехословацкие ученые О.Скальникова, К.Фойтик, Б.Фияова, Я.Йех, С.Еурласова, О.Сироват-ка и многие другие не только проанализировали современное состояние рабочей культуры, и в частности рабочих песен, но и наметили конкретную программу их изучения. В 1961 г. в Либлице /Чехословакия/ состоялся международный симпозиум по исследованию рабочей песни, в котором приняли участие фольклористы II стран.
В чешской и словацкой фольклористике и этнографии рабочий фольклор, в частности рабочие песни, изучаются комплексно и всесторонне. Об этом свидетельствуют такие фундаментальные исследования чешской и словацкой рабочей культуры, авторами которых стали целые научные коллективы, такие как "Кладно. Жизнь и культура народа в промышленной области" / 7.57 /, "Росице-Ославани" / 5.120 /, "Рабочая область Жакаровце" / 5.118 /,десять томов "Этнография Праги".
Одна из последних работ "Старая рабочая Прага" / 4.110 / представляет собой фундаментальное исследование культуры пражского рабочего кдасса, составной частью которой являются и рабочие песни.
Как правило, в каждой из упомянутых работ определенное место отводится публикациям текстов рабочих песен и,в связи с этим,их жанровой классификации.
Вопросам изучения рабочих песен в современное время, их месту в новой социалистической культуре уделяют постоянное внимание, например, такие исследователи, как С.Дурласова в статье "Вопросы изучения рабочих песен" / 5.93 / и Л.Дроппова в статье "Традиции культуры и образа жизни рабочих Словакии и их место в современном социалистическом обществе" / 5.98 /. Рабочая культура, в том числе и рабочий фольклор, стали об"ектом исследования и польских фольклористов послевоенного времени. В 1950-1954 гг. Институт искусств Польской Академии наук провел ряд фольклорных и этнографических экспедиций, в которых принимали участие ученые разных городов страны, представители рабочих центров. Эти материалы, большая часть которых была опубликована и использована в научных исследованиях, сохраняются в архивах Института искусств ПАН /Варшава/ и Силезского научного института /Катовице/.
Одной из новых форм собирательской работы в ПНР стали своеобразные конкурсы рабочего фольклора, возникнувшие в 50-е годы в шахтерском городе Катовице, где местное радио об"явило конкурс на лучшее произведение фольклора рабочих и на лучшее его исполнение. Благодаря это1цу было собрано много материалов - как песенных, так и прозаических. Некоторые из них были издани отдельными сериями /серия I, май 1953 г.,серия II - март 1954г./.
В 1972 г, региональный конкурс рабочего фольклора был об "явлен Лодзинским Отделом Польского Народоведческого Общества. В его организации участвовали также Этнографический музей, ка-I федра этнографии Лодзинского университета и редакция городской газеты. Итоги конкурса были подведены в изданной по его материал лам монографии "Фольклор рабочей Лодзи" /1976/.
Особенно активно исследуется фольклор польских шахтеров. Выходит целый ряд сборников рабочего фольклора, и в частности рабочих песен, подготовленные такими фольклористами, как С.Валлис, Ю.Лигенза, А.Дыгач. В кругу польских исследователей главное место занимают вопросы жанрового состава шахтерской песенности и функций сказочного фольклора, систематизации и документации фольклорных материалов, взаимодействия рабочей и крестьянской традиционной песенности, текста и напева. Это, например, работы Ю.Лигензы "Народня шахтерская литература" / 4.100 /, Д.Симонидес "Современная силезская народная проза" / 4.107 /. Впервые в польской фольклористике классификацию шахтерских песен Силезии предпринимает А.Дыгач в своей монографии "Народные шахтерские песни Домбровского бассейна" / 4.85 /.
Большое внимание польские исследователи уделяют изучению революционных песен, выходят такие работы, как "Песни польского пролетариата" Ю.Козловского / 4.125 /, "Польская революционная песня. Историческое исследование" Д.Вавжиковской-Верцеховой / 4.112, 4.113 /. Польскую революционную поэзию XIX в. исследует Б.Закшевский / 4.117, 4.118 /, он выступил также с докладом "Фольклор революционных песен" / 3.4 / на IX Международном с"езде славистов /Киев, 1983 г./.
Общей чертой в исследовании рабочего фольклора как в советской:, так и зарубежной науке стало региональное его. обследование.
С одной стороны она приносит определенные результаты, позволяя глубже и детальнее изучить, например, фольклор определенной про-, фессиональной среды: ткачей или горняков, с другой стороны -именно на основании его конкретных результатов стало возможным проведение сравнительных и обобщающих исследований, которые смогли бы осветить песенность рабочих в целом, ее место и роль, как в прошлом, так и в современном фольклорном процессе развитого социалистического общества, что особенно актуально.
Вопросы изучения рабочего фольклора стали предметом обсуждения на конференции по рабочему фольклору в 1963 г. в Свердловске / 4.69 /, на симпозиуме "Рабочий фольклор" в рамках УП Международного конгресса антропологических и этнографических наук в 1964 г. в Москве / 3.3 /» на международных симпозиумах в Софии /1963/, в Берлине /1964/, в Югославии /1964, 1965/ / 3.1, 3.2 /.
Новые задачи в области изучения рабочего фольклора,и рабочих песен в частности, наметил Всесоюзный симпозиум "Фольклор в духовной культуре современного рабочего класса" /Свердловск, июнь 1984 г./, организованный Научным Советом по фольклору Академии наук СССР, Уральским ордена Трудового Красного Знамени государственным университетом им.А.М.Горького и Главным советом по комплексной программе "Духовная культура Урала". В отличие от первой конференции по рабочему фольклору /Свердловск, 1963г./, особенностью его стало прежде всего расширение самой проблематики изучения рабочего фольклора, конкретный подход к решению многих вопросов» которые в течении длительного времени оставались дискуссионными. Доклады В.П.Аникина "Рабочий фольклор и современные проблемы фольклористики", Й.С.Полищук "Место и роль фольклора в духовной культуре промышленных рабочих /к постановке вопроса и методике исследования/", В.П.Кругляшовой "Теория и методика изучения роли фольклора в духовной культуре рабочих", А.И.Лазарева "Идейно-эстетические функции современного рабочего фольклора", а также выступления остальных участников не только раскрыли современное состояние рабочего фольклора, но и определили новые аспекты в его изучении / 3.6 /.
Среди целого ряда намеченных для решения вопросов таких, как создание истории рабочего фольклора, конкретно-исторический анализ его поэтики, определение места и роли рабочего фольклора в современной социалистической культуре, впервые была подчеркнута необходимость историко-сравнительного его изучения, исследования современных межэтнических связей, их роли в процессе сближения и обогащения рабочей поэзии.
Нужно отметить, что изучению рабочих и революционных песен в современную эпоху в странах социалистического содружества способствует и Международный центр исследований рабочей песни*/, который разработал программу, состоящую из трех основных задач. Первая - необходимость собирать песни современными методами с обязательной магнитофонной записью; вторая - осуществлять систематизацию несен с учетом их генезиса, формы и стиля, проводить комплексное изучение как словесных, так и музыкальных особенностей; третья - устанавливать характер песен, их авторство, место
I/ В 1961-65 гг. Международный центр исследований рабочей песни был создан в Праге. После второй международной конференции по рабочему фольклору в 1965 г» /Югославия/ был перенесен в Будапешт. и среду бытования, ареал распространения / 3.2 /. "Речь должна идти не просто о каком-нибудь историческая комментарии или общих исторических характеристиках /хотя и это очень важно и нужно/, а о . конкретных этнографических и социологических исследованиях рабочей песни", - подчеркивал Б.Н.Путилов в своей докладе на международном симпозиуме в Югославии /3.1, с.1417/.
При Международном центре была также организована международная комиссия по изучению рабочей песни, в состав которой вошли такие советские фольклористы, как В.Е.Гусев и М.Друскин.
Взгляды советских ученых и исследователей творчества рабочих стран социалистического содружества на предмет и понятие "рабочий фольклор", на необходимость его комплексного и одновременно конкретного изучения в главном совпадают.
Исследование рабочего фольклора, и рабочих песен в частности, в современной науке о народном творчестве - одна из ведущих проблем, к решению которой подключены не только фольклористы, но и этнографы, историки, музыковеды и социологи. Методологические вопросы изучения рабочей песни нашли свое отражение в работах В.Е.Гусева "Марксизм и русская фольклористика конца XIX -начала XX вв / 4.14 /, "Эстетика фольклора" / 4.17 /, В.И.Чиче-рова "Вопросы теории и истории народного творчества" / 4.75 /, монографии "Фольклор и действительность" В.Я.Проппа и др./ 4.63/.
Специальные исследования, посвященные русской рабочей песне, были осуществлены О.Б.Алексеевой "Устная поэзия русских рабочих. Дореволюционный период" / 4.1 /, Л.П.Кузьминой "Народное поэтическое творчество рабочих Сибири /Рабочий фольклор как исторический источник/"/ 4.36 /. Обстоятельную характеристику русской рабочей песне дала автор многочисленных историко-теоретических статей и исследований таких, как "Устно-поэтическое творчество рабочих" / 5.64 /, "Отражение самосознания рабочих в их песенном репертуаре" / 5.65 /, "Рабочий фольклор,как источник изучения условий труда и быта русских рабочих" / 5.66 / и др. Н.С.Полищук. Исследования Р.Р.Гельгардта, в частности его статьи "Об изучении рабочего фольклора" / 5.17 /, и "К вопросу о лингвистической основе фольклора и его культурно-историческом статусе" / 5.19 / характерны применением комплексного и в то же время дифференцированного подхода к изучению рабочих песен, им также намечены пути историко-сравнительного исследования русского и чешского рабочего фольклора.
Нужно отметить, что в настоящее время одним из ведущих центров по изучению и собиранию русского рабочего фольклора, его песенных жанров, стала кафедра фольклора и древней литературы Уральского университета, возглавляемая В.П.Кругляшовой. Вопросы рабочего фольклора постоянно освещаются в ежегодном межвузовском сборнике "Фольклор Урала" / 4.72 /, а при проведении студенческой практики во многих вузах Урала используется "Программа-вопросник по собиранию рабочего фольклора" /Свердловск, 1982/.
В целом русские рабочие песни изучаются на определенном локальном материале и в большинстве случаев рассматриваются как исторический источник.
В белорусской фольклористике менее интенсивно изучается рабочий фольклор, этой проблеме посвящена монография К.П.Кабаш-никова "От традиционного фольклора к революционной поэзии" / 4.35 /, в которой рассматриваются основные закономерности формирования и развития белорусской рабочей песни, раскрыта ее идейно-эстетическая сущность.
Отдельные вопросы эстетики рабочего фольклора разработаны в монографиях А.И.Дея "1ван Франко 1 перша росгйська револю-ц1я" / 4.21 /, "1ван Франко I народна творчхсть" / 4.20 /, а также статье М.М.Плисецкого "1ван Франко I фольклор роб1Тншив Борислава" и его выступлении в сборнике "Фольклор Урала" / 4.48 , 5.70 /.
Интересные наблюдения над репертуаром интегрированной среды рабочих Чернобыльской атомной электростанции в последние годы проводит С.И.Грица/ 5.23 /.
Надо отметить, что если идейно-тематические особенности рабочих песен рассматривали практически многие исследователи рабочего фольклора /4.1, 4.107 и др./, то вопросы жанровой специфики, формирование и развитие, взаимодействие и др. не нашли надлежащего анализа в большинстве современных работ как советских, так и зарубежных фольклористов. В отдельных работах /О.Б.Алексеева, А.Дыгач, С.Бурласова/ предложена классификация рабочих песен.
Изучение идейно-художественной специфики славянских рабочих песен связано с проблемой межэтнических связей как в прошлом, так и настоящем. "В рабочем фольклоре интернациональное создается на основании национального. Национальное как бы перерастает свои рамки и приобретает функцию интернационального" / 5.70,с.14/. Общность тематики, законов развития и бытования рабочих песен славянских народов - результат их революционных и историко-культурных связей.
Однако, сравнительный аспект изучения рабочего фольклора не занял еще надлежащего места в современной фольклористике. Как правило, исследователи рабочих песен того или иного народа ограничиваются лишь сравнением отдельных фольклорных образцов в пределах определенной темы / 5.18 /• Рабочий фольклор и, в частности, рабочие песни славянских народов представляют обширный материал для сравнительного изучения« Общность судеб славянских народов, взаимосвязь их рабочего движения, генетическая общность влияли на взаимодействие, сближение и взаимообогащение их творчества. Нам представляется, что исторически сложившиеся общие и близкие черты развития рабочего движения в западных и восточных славянских странах, территориальная и языковая близость славян этого ареала, предоставляют исследователю достаточный сравнительный материал по вопросам формирования и развития рабочего фольклора.
Сравнительный аспект исследования должен способствовать решению не только целого ряда проблем, которые в общеметодологическом плане остаются дискуссионными в народном творчестве в целом, и в рабочей песенности, в частности, это проблема коллективного и индивидуального, то-есть взаимоотношение традиционного творчества и литературы; это изучение вопроса репертуара и собственно рабочих песен, процесса создания новых произведений, раскрытие их идейно-художественной целостности. Требует решения и проблема о характере вариативности произведений рабочего фольклора. В сравнительном изучении будут установлены общие закономерности развития рабочего фольклора, выделены формы бытования и трансформации.
Исходя из этого, цель и задачи данного исследования состоят в определении историко-функцдональной обусловленности и развития рабочих песен славянских народов, анализе их идейно-тематического содержания и художественно-эстетического своеобразия» г
Для достижения поставленной цели автор использует следующую структуру: введение, три главы, заключение и библиография по проблеме.
В первой главе "Историко-функциональная обусловленность идейно-тематического содержания рабочих песен" рассматриваются вопросы возникновения и бытования, жанрового состава песенного рабочего фольклора восточных и западных славян, исследуется идейно-тематическое содержание рабочей песенности на разных этапах ее развития, связь с действительностью.
Во второй главе "Революционная песня как составная часть рабочего фольклора" исследуются мировоззренческие истоки формирования революционных песен славянских народов, связь их с общенародным коллективным творчеством и литературной пролетарской поэзией, раскрываются формы их бытования, интернационалистская идейно-эстетическая сущность»
В третьей главе "Художественное своеобразие рабочих песен" уделяется внимание поэтике и стилю рабочих песен, сравнительному анализу художественных средств и композиционных приемов»
Следует оговорить, что историко-сравнительное исследование русской, украинской, чешской, словацкой и польской рабочей , и революционной песни позволяет, с одной стороны, помочь понять национальную специфику рабочей песни каждого народа, а с другой-подтвердить, что именно рабочая песенность наиболее интернациональна по своему содержанию, показать ее идейно-воспитательное значение и агитационную роль в международном рабочем движении.
Отдельного рассмотрения требует проблема современного состояния рабочей песенности, на анализе которой автор сосредотачивает внимание лишь в связи с решением тех или других задач исследования»
Автор руководствовался методологическими положениями, содержащимися в произведениях классиков марксизма-ленинизма, в которых раскрыта социальная роль рабочего фольклора и, в частности, рабочей песни, ее взаимосвязь с рабочим и революционным движением славянских народов.
Основой для оценки современного состояния рабочей песен-ности, как составной части новой социалистической культуры, послужили Программа КПСС, материалы XXIУ, ХХУ, ХХУ1 с"ездов КПСС, материалы Пленумов ЦК КПСС и постановления ЦК КПСС. йсторико-сравнительный анализ рабочих песен проводился с учетом данных современной фольклористической и исторической литературы как советских, так и зарубежных исследователей, материалов теоретических и научно-практических конференций, международных симпозиумов, посвященных проблемам рабочего фольклора и истории рабочего класса, на анализе фактического материала, опубликованного в разных национальных изданиях, а также хранящегося в архивах Киева, Москвы, Ленинграда, Варшавы, Кракова.
Освещенные вопросы показывают важность дальнейшего изучения рабочего фольклора как в Советском Союзе, так и в других странах социалистического содружества, необходимость постановки этой проблемы в более широком масштабе, указывают на необходимость. расширения исследований рабочего фольклора в его непосредственном бытовании.
Сделанные выводы могут найти применение на практике во время изучения и других форм новой социалистической культуры -таких, как художественное самодеятельное творчество масс, новая социалистическая обрядность. Вопросы изучения славянских рабочих песен должны найти отражение в учебных программах славянских отделений филологических факультетов университетов и пединститутов, помочь студентам при проведении фольклорной практики в рабочей среде. Данная работа не может, естественно, решить весь комплекс вопросов, связанных с исследованием песенных жанров рабочего творчества славянских народов, это под силу лишь коллективу авторов.
Таким образом изучение социального контекста и художественно-эстетического своеобразия рабочей песенности актуально как на национальном, так и межнациональном уровнях.
Рабочий фольклор в современную эпоху остается одним из проявлений новой социалистической культуры, национальной по форме и интернациональной по содержанию, что, бесспорно, и обусловливает его всестороннее изучение.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Славянские рабочие песни (социальный контекст, художественно-эстетическое своеобразие)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рабочие песни восточных и западных славян исторически связаны с формированием и становлением рабочего класса, с ра~ бочим и революционным движением как составной частью мирового революционного процесса. На всех этапах истории рабочего класса России, Украины, Белоруссии, Полыни и Чехословакии они отражали изменения в общественном сознании рабочих, их жизнь, социальную борьбу и эстетические идеалы.
Рабочие песни, являясь составной частью устно-поэтического творчества народа, представляют собой своеобразную сложную и многожанровую систему. Возникнув и развиваясь вместе с рабочим классом, рабочее песнетворчество выражает новый эстетический идеал, сформированный революционной программой и практикой классовой борьбы.
Развитие рабочего фольклора, проявление характерных для него особенностей происходит в тесной взаимосвязи со становлением классового сознания рабочих, в процессе формирования его мировоззрения. С усилением организованной борьбы пролетариата, с распространением марксизма в разных странах Европы все большее общественно-политическое значение начинают приобретать произведения рабочего фольклора, особенно песенные жанры, возрастает их пропагандистско-агитационная роль.
Процесс формирования рабочих песен, несмотря на специфи« ческие особенности, проходил по законам, характерным для всего народного творчества в целом. Рабочие песни возникали как органическое продолжение традиционных произведений, как итог развития национально-освободительных и революционно-демократических тем и тенденций крестьянского фольклора, в частности фольклора крестьянских восстаний, отражающего борьбу славянских народов за свое социальное и национальное освобождение, особенно начиная с 40-60-х годов XIX в.
Высшей формой развития рабочей песенности явилась революционная песня. Песенные произведения рабочих разных народов становятся достоянием репертуара международного рабочего движения. "Марсельеза" и "Интернационал", русские песни "Смело, товарищи, в ногу!", "Вы жертвою пали", украинская "Шалите, шал1йте, скажен1 кати", польские "Варшавянка", "Красное знамя", "На баррикады" стали массовыми революционными гимнами в промышленных центрах России, Украины и Белоруссии, а также Польши и Чехословакии.
Развитие революционной рабочей песенности славян периода массового революционного движения осуществляется по линии все более выраженной связи с действительностью, усиления ее социального звучания. Реалистический способ отражения действительности становится определяющим в рабочих революционных песнях славянских народов.
Революционные песни славянских народов не просто сходны по своим мотивам, образам и сюжетам, они выступают как единое целое в рабочем фольклоре, об"единенное общностью идеалов и целей. Процесс интернационализации революционных песенных произведений характерен, для развития рабочего фольклора всех славян.
Рабочие песни славянских народов - многожанровая систе ма, в процессе развития которой взаимодействуют разные жанры народного творчества /коллективное начало/ и литературная поэзия /индивидуальное начало/. Эта система не является стабильной во времени и географических границах бытования.
Одним из источников развития рабочих песен явилось переосмысление традиционных песенных произведений в новые. В основном переосмысливались лирические произведения, семейно-бытовые, исторические песни. Новое содержание приобретает колядка, которая широко используется в революционной борьбе украинского и польского пролетариата в конце Х1Х-го - начале XX в.
Рабочая песня в своем историческом развитии выработала не только свою идейно-тематическую специфику, но и обрела художественно- образное своеобразие.
Поэтика ранних рабочих песен еще тесно связана с поэтической традицией крестьянского фольклора. Однако уже на этом этапе формировались элементы новой художественной системы, так как изменения в идейно-эстетических особенностях обусловливали постепенную трансформацию формы, поэтики и стиля. Новое содержание рабочих песен, которое начинало диктовать новую форьу, становится критерием определения особенностей произведения.
Более поздние рабочие песни существенно отличаются своей поэтической системой от традиционной песенности, они создаются в новом песенном стиле» явно тяготеющем к литературному« В них употребляются книжные слова, силлабо-тонический размер стиха, рифма, наблюдаются и новые особенности композиции, в частности, описательно-повествовательная часть песни уже не содержит, как в традиционной песне, символических образов, она значительно шире и несет конкретную идейно-тештическую нагрузку.
Самыми распространенными типами композиции являются повествование и монолог, монолог-обращение. Ведущую роль играют часто зачины произведений, в которых в основном раскрывается основная идея произведения, указывается на время и место действия, на образ главного героя - рабочего.
В целом в рабочих песнях периода массового революционного движения мы наблюдаем формирование нового эстетического -принципа песнетворчества, выразившегося в отходе от условных поэтических формул и стремлении к отражению действительности в формах и образах самой действителшости.
Рабочие песни славянских народов прошли сложный путь развития. Это годы формирования и становления рабочего класса, когда складываются рабочие песни, время массовых революционных движений, когда высшей формой развития рабочего фольклора становятся революционные песни, это этапы социалистического строительства в СССР, ПНР и ЧССР, когда рабочие песни становятся составной частью с ©временного фольклора развитого социалистаческого общества и новой социалистической культуры. На каждом из этих этапов бытуют определенные песенные жанры, которые соответствуют определенным эстетическим идеалам рабочих, которые ранее были направлены к социальному и национальному освобождению славянских народов, к революционным преобразованиям, а теперь воплощают идеи мира и социализма.
Список научной литературыВахнина, Лариса Константиновна, диссертация по теме "Фольклористика"
1. Произведения классиков марксизма-ленинизма1*1« Маркс К,, Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии» -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.419-459.
2. Маркс К. Рабочий вопрос. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.9, с.479-482.
3. Энгельс Ф. Празднество наций в Лондоне. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.587-598.
4. Энгельс Ф. Роль насилия в истории. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.419-479.
5. Энгельс Ф. Германская кампания за имперскую конституцию.-Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.7, с.Ш-207.
6. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с. 231-517.
7. Энгельс Ф. Теодору Куно, 10 июня 1872 г. « Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.33, с.407-409.
8. Энгельс Ф. Августу Бебелю. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд., т.34, с.99-106.
9. Ленин В.И. Борьба пролетариата и холопство буржуазии. -Полн.собр.соч., т.10, с.310-311.
10. Ленин В.И. Евгений Потье. Полн.собр.соч», т.22, с.273-274.•II. Ленин В.И. Маевка революционного пролетариата. Полн. собр.соч., т.23, с.296-305.
11. Ленин В.И. Развитие рабочих хоров в Германии. Полн. собр.соч., т.22, с.275-276.
12. Ленин В.И. Попятное направление в русской социал-демократии. ~ Полн.собр.соч., т.4, с.240-273.
13. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 6-е изд./ Сост. Н.И.Крутикова. М.: Художественная литература, 1979. -827 с. - /К 110-летию со дня рождения В.И.Ленина/.
14. Документы и материалы КПСС
15. Программа Коммунистической партии Советского Союза: принята ХХП с"ездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. « 144 с.
16. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971. -592 с.
17. Материалы ХХУ о "езда КПСС. М.: Политиздат, 1976. -256 с.
18. Материалы ХХУ1 с"езда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
19. Материалы ХХУ1 с"езда Коммунистической партии Украины. -Киев: Политиздат Украины, 1981. 149 с.
20. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня,1983. М.: Политиздат, 1983. - 129 с.
21. Черненко К.У. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат,1984. 670 с.
22. Материалы с"ездов, конференций, симпозиумов
23. Народно стваралаштво. Fo L кСоъ » св.12, октобар 1964, 9-12. Саопшре&а на симпозиуму посвейеном родничком фолклору, одряаном у Никши^чу од 2. до 4 октобра 1964. -с.869-990«/Материалы Международного симпозиуш по рабочему фольклору/.
24. Народно стваралаштво, Говквоч, свеска 17-19. Београд, 1966. с.I279-1432 /Материалы Международного симпозиума по рабочему фольклору/.
25. Симпозиум/ Рабочий фольклор. Труды УП Международного конгресса антропологических и этнографических наук. -М.: Наука, 1969, т.6, с.439-267.
26. Истории, культура, этнография ифотьклор славянских народов. УШ Международный с"езд славистов. Загреб-Любляна, сентябрь 1978 г. Доклады советской делегации. М.: Наука, 1978. - 515 с.
27. Резюме докладов и письменных сообщений. IX Международныйс"езд славистов. Киев, сентябрь 1983. М.: Наука, 1983.645 с.
28. Фольклор в духовной культуре современного рабочего класса./ Тезисы докладов симпозиума 26-28 июня 1984 г. Свердловск, 1984. 15 с.4. Книги
29. Березовсышй 1.П. Украшська народна творчеств /20-30 роки XX ст./. КиГв: Наукова думка, 1973. - 151 с.
30. Еяажес В.В. Бажов и рабочий фольклор. Свердловск, 1982. -103 с.
31. Бойко В.Г. Сучасна народнопоетична творч1сть на УкраШ. Основн! тенденци розвитку. Кихв: Наукова думка, 1973.120 с.
32. Бюхер К. Работа и ритм. М.: Новая Москва, 1923. - 326 с.
33. Визвольний рух словпян у народшй И1сенн1й творчост1 /ХУП-Х1Х ст.,. Ки1В, Наукова думка, 1971. - 263 с.
34. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян./ Генезис и типология колядования. М.: Наука, 1982. - 255 с.
35. Воспоминания о В.ИЛенине. т.1. М.: Гослитиздат, 1956. -646 с.
36. JО.Гайдай М.М. Народна етика у фольклорi сх1дних i зах!днихслов"ян. Ки!в: Наукова думка, 1972. - 198 с.
37. Гиппиус Е.В., Ширяева П.Г. Красное знамя./ Из истории песни трех русских революций. М.: Советский композитор, 1969. - 167 с.
38. Голуб П.А. Братство, скрепленное кровью/ чехословацкие рабочие и крестьяне на защите завоеваний Октября в Россиив I9I7-I920 гг./. М.: Гос.изд-во политической литературы, 1958. - 78 с.
39. Данилко К.Ю. Револющйнг п1сн1 на Укра!ни Одеса, 1962.« 70 с.
40. Дей 0.1, 1ван Франко 1 народна творч1сть. Кшв: Держ-Л1твидав Укра!ни, 1955. - 299 с.
41. Дей 0.1. 1ван Франко I перпга рос1Йська револншя, -Ки!в; Наукова думка, 1980. 152 с.
42. Дей 0,1, Поетика укра!нсько1 народно! п1сни Ки!в: Наукова думка, 1978. - 248.с.
43. Дрейден, Сим.Музыка революции. М.: Советский композитор, изд.2-е, 1970, - 608 с.
44. Дружба та сп1вроб1Тництво народ1В Укра1ни I Полый. ~ Ки1в: Видавництво Ки1вського державного ушверситету, 1967, 159 с.
45. Друскин М.Д. Русская революционная песня. Л.: Музгиз, 1959. - 163 с.- 144 4;26. Дьяков В.А. Маркс, Энгельс и польское освободительное движение» М., 1968. - 326 с.
46. Дымшиц АЛ, В великом походе. Сборник статей. М.: Советский писатель, 1962, с.138-175 /"Поэзия пролетарской1 революции"/.
47. Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики,-Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1978. 182 с.
48. Ермолаева P.A. и Манусевич Я. Ленин и польское рабочее движение. М., 1971. - 504 с.
49. Из истории польского рабочего движения, М.,1962. 475 с.
50. Из истории революционного движения народов Чехословакии./ Сб.статей. М.: АН СССР, 1959. - 387 с.
51. История южных и западных славян. М.: Издательство Московского университета, 1969. 535 с.
52. Живков Тодор Ив. Народ и песен, София: Издателство ;на Бьлгарската Академия на науките, 1977. - 251 с,•4.34. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1975. 663 с.
53. Кабашн1кау К.П. Ад традыцыйнага фалыслору да рэвалюцыйнай поэзп. Mihck: Навука i тэхн!ка, 1969. - 178 с.
54. Кузьмина Л.П. Народное поэтическое творчество рабочих Сибири./ Рабочий фольклор как исторический источник/. -Улан-Удэ: 13урятское книжное издательство, 1977.- 292 с.
55. Куклша Е.А. Вольная поэзия в Сибири /вторая половина XIX-начало XX в./.~ Новосибирск: Наука,Сибирское отделение, 1977. 172 с.- 145
56. Крупянская В.Ю., Полищук н.С. Культура и быт рабочих горнозаводского 'Урала /конец XIX начало XX в./.« М.: Наука, 1971. 288 с.
57. Крупянская В.Ю., Будина О.Р., Полищук Н.С., Юхнева Н.В. Культура и быт горняков и металлургов Нижнего Тагила /1917-1970/. ГЛ.: Наука, 1974. - 318 с.
58. Лазарев А.И. Поэтическая летопись заводов Урала. Челябинск: Юж.-Уральск, кн. изд., 1972, - 311 с.
59. Лазутин С.Г. Русские народные песни. М.: Просвещение, 1965. - 290 с.
60. Ленинское наследие и изучение фольклора. Л»: Наука, Ленинградское отделение, 1970. - 197 с»
61. Лурье Г. Красная Лодзь./ Рабочая стачка 1892 г./.- М», 1934. 151 с.
62. Люксембург Р» Промышленное развитие Польши. СПб; Знание, 1899. - 101 с.
63. Люксембург Р» Чего мы хотим! Комментарии к программе социал-демократии Польши и Литвы. СПб: Эпоха, 1906. -72 с.
64. Мархлевский Ю. Этапы развития капитализма в Польше, -М.: Воениздат, 1931. -/оттиск/, -с.179-320.
65. Мартиновяч Няко С» Раднички фолклор)утослави)е. ~ Цетиле, 1963. II с,
66. Бл1сецький М.М. 1ван Франко I фольклор робгтшШв Бори-слава. Ужгород, 1957. - /оттиск/. - с.35-54.
67. Попов П.М. Вивчекня фольклору в АН УРСР за .25 рок1в Т? гснування 1919-1944.-Кшв:Вид-во АН УРСР,1947.- 19 с.
68. Потебня А.А.Эстетика и поэтика.-М.:Искусство, 1976.-614с.
69. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. М.: Наука, Ленинградское отделение,1976. 243 с.русская
70. Перетц В. Современная народная песня. СПБ, 1893. -47с.
71. Песни борьбы и протеста./ Сост.Фирсова Л.М.- М.: Знание,1977. 127 с.
72. Плохоцкий М. Годы подполья в Польше. /Воспоминание старого рабочего I893-I9IS гг./. М.: Изд-зо "Старый большевик", 1933. - 164 с.
73. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. -325 с.
74. Пясковский A.B. Коллективная пролетарская поэзия /песни Донбасса/. М.-Л.: Государственное издательство, 1927. -127 с.
75. Революционная Россия и революционная Польша. М., 1967.-ЗЖ.
76. Революционное движение в Белоруссии I905-1907 гг. -Минск: Изд-во АН БССР, 1955. 745 с.
77. Русское народное творчество. М.: Высшая школа, 1966. ~ 358 с.
78. Русский фольклор./ Социальный протест в народной поэзии.-Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1975, вып.ХУ. 290 с.
79. Русский фольклор./ Поэтика русского фольклора. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1981, вып.XI. - 226 с.
80. Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики. М.: Учпедгиз, 1959. - 128 с.
81. Сидоренко Г.К, Укра!нське в1ршування. Ки1в: Видавництво КИ1вського ун1верситету, 1972. - 140 с.
82. Социал-демократия Польши и Литвы в революции 1905 г./ . Сборник документов, 1956.-Н9 с.
83. Укра!нська народна поетична творч1сть. Дожовтневий ne-pi од. Том I./ В1дп.ред.Рильський М.Т. Kïïîb: Радянська школа, 1958. - 812 с.
84. Украшська народна поетична творчгсть./ Вгдп.ред. М.Т. Рильсышй. Ки!в; Радянська школа, 1965. - 414 с.
85. Устная поэзия рабочих России./ Сборник статей под ред. В.Г.Базанова. М.-Л.: Наука, 1965. - 188 с.
86. Фольклор фабрично-заводских рабочих./ Статьи и тексты./ Под ред.проф. М.П.Соболева. Смоленск: 30НИ, 1934.-137 с.
87. Фольклор как искусство слова./ Под ред.Н.И.Кравцова. -М.: Издательство МГУ, вып.З, 1975. « 166 с.
88. Фольклор Урала./ Фольклор городов и поселков. Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1982;- 159 с.
89. Фриче В.М. Пролетарская поэзия. M., 1919. - 112 с.
90. Чистов K.B. Современное народное творчество, его собирание и изучение. М.: Наука, 1963. - 27 с.
91. Чичеров В.И. Вопрось£геории и истории народного творчества. М.: Советский писатель, 1959. - 311 с.
92. Щумада B.C. Сучасна niceHHicTb слов"янських народгв. -Ки1в: Наукова думка, 1981. ~ 263 с.
93. Юзвенко В.А., Гайдай М.М., Щумада Н.С., Круть Ю.З. 1нтер-нащональне та напхональне в сучасному словпянському фольклор! /на матер!алах Украшсько! РСР/.-КиТв: Наукова думка, 1977. 222 с.
94. Ajnenkiel Е. Bo^owcy Р.P.S., brawurowi, bohaterscy, nicz-Xemni. tfo'dz, 1929. - 51 s.
95. Ajnenkiel Б. Piesn Zodzkich barykad. $odz, 1936. -117s.
96. Banicka dedina Zakarovce.-Bratislava: SAV, typ. Brnenske Knihtisk. Brno, 1956. - 665 s.
97. Bartminski J. 0 j^zyku folkloru. Warszawa; PAH, 1973. -157 в.r * r
98. Bystron J.S. Artyzm piesni ludowej. Poznan - Warszawa, 1921. - 127 s.e
99. Bystron J.S. Historia w piesni ludu polskiego. ?/arsza-wa, 1925. - 116 s.
100. Burszta J. Kultura ludowa kultura narodowa. Skice i rozprawy. - Warszawa: PAN, 1974. - 372 s.
101. Dygacz A. Ludowe piesni gornicze w Zag^^biu Dabrowskim.
102. Gzernik S. Poezja chXopow polskich. Piesn ludowa w okre-sie panszczyznianym. Warszawa, 1951. - 353 s.
103. Polski Ludowej. Katowice: Wydawnictwo Slask, 1972.- 176s.4.95« Klonowski S. 1905 rok w literaturze polskiej. Warszawa, 1955. -'745; s.4«96. Klusak K.Hornacke mesto. Brno, 1957. - 157 s.
104. KozXowski J. Piesn BolesXawa Czerwienskiego. Warszawa:
105. Ksieika i wiedza, 1966. 249 s.
106. Krakow Gdansk, 1979. -218 5.5. Статьи
107. Аникин В.П. Возникновение жанров в фольклоре /к определению жанра и его признаков/. Русский фольклор, вып.Х. М.-Л.: Наука, 1966, с.28-42.
108. Архангельская В.К. Рабочие и революционные песни в Саратовском Поволжье. В кн.: Акимова Т.М., Архангельская В.К. Революционная песня в Саратовском Поволжье. Очерки исторического развития. Саратов, 1967, с.81-167.
109. Астахова А., Эваяьд 3. Работа бригады ИПИН по собиранию и изучению рабочей среды. Советская этнография, 1932,2, с .141-145.
110. Астахова A.M., Ширяева П.Г. Старая рабочая песня. Советская этнография, 1934, 1-2, с.201-203.
111. Бабушкин Н.Ф. Народные гимны и песни в сочинениях В.И.Ленина. Томский альманах, Томск, 1948, $ 3, с.61-80.
112. Базанов В.Г. Проблема "литературного фольклора" в русском революционном движении XIX в. История, культура, фольклор и этнография славянских народов. М.: Наука, 1968,с.336-341
113. Берви-Флеровский В.В. Положение рабочего класса в России. -' В кн.: Берви-Флеровский В.В.: Избранные экономические произведения. В двух томах, том I, М., 1958, с.35-565.
114. Биецька В.Ю, Шахтарськ1 nicHi. Етнограф1чний в ¡сник. Ки!в, 1927, кн.5, с.50-71.
115. Богатырев П.Г. Фольклор чешских и словацких рабочих. -Труды Воронежского государственного университета, Воронеж, 1955, т.42, вып.З, с.77-79.5.10, Бонч-Бруевич В.Ф. Ленин о поэзии. В кн.: Ленин о литературе и искусстве. М., 1979 с. 694-705.
116. Васильев Н.К. К вопросу о новых мотивах в малорусской народной поэзии. ЗИТШ, т.ХХП, с.20.5.12» Велецька Н.М. Вивчення фольклору в чеськШ Сьлезп. -Народна творчхсть та етнографгя, 1958, $ I, с.38-45.
117. Владимирский Г.Р. Рабочие песни XIX в. Литературный Донбасс, 1936, кн.I, с.110-122.
118. Воробей П.И. Рабочий класс и украинское национальное движение. В кн.: Российский пролетариат: Облик, борьба, гегемония. М.: Наука, 1970, с.67-81.
119. Гельгардт Р.Р. Об изучении рабочего фольклора. Русский фольклор. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1963, т.УШ,с.215-228.
120. Гельгардт Р.Р. 0 сравнительном изучении рабочего фольклора. Сов.этнография, 1962, )5 5, с,3-14.
121. Гельгардт Р.Р. К вопросу о лингвистической основе фольклора и его культурно-историческом статусе. Вопросы лексикологии, стилистики и грамматики в аспекте общего языкознания./ Межвузовский тематический сборник. Калинин,1977, с. & -37'
122. Гнатюк В. Нов! народыI пгсни ЛIтературно-науковий в!сник. Льв1в, 1901, Т.Х1У, кн.4, с.38-39,
123. Горелов А.А. Принцип историзма и некоторые проблемы изучения русского фольклора. Русский фольклор, Т.ХУ1.
124. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1976, с.253-262.
125. Горелов А.А, Поэзия частушки, В кн.: Русская народная поэзия./ Лирическая поэзия. Л.: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1984, с.330-347.
126. Грица С.И. Фольклор в системе эстетического развития масс: традиции и современность. В кн.: Социалистическая культура и художественная активность масс. Киев: Наукова думка, 1984, с.68-127.
127. Гусев В.Е. Из опыта этнографического изучения рабочих старых заводов Южного Урала. По материалам экспедиции Челябинского пединститута 1952-1953 гг. Ученые записки Челябинского пединститута, 1956, т.1, вып.1,с.257-281.
128. Гусев В.Е. 0 современном народно-поэтическсм творчестве./ Русская народная поэзия. Фольклористические записки Горьковского пединститута, вып.1. Горький, 1961, $ I,1. С.24-25, 27-28.
129. ГУсев В.Е. Партизанская'народная поэзия у славян в годы второй мировой войны.'--'В кн.: История, фольклор, искусство славянских народов. Доклады советской делегации. У Международный с"езд славистов /София, сентябрь 1963/.- 155
130. М.: АН СССР, 1963, С.291-34Г.
131. Гусев В.Е. Специфика фольклора советской эпохи. ~ В кн.:
132. Русское народное творчество. М.: Высшая школа, 1966, с.324-342.528. 1усев В.Е. Виды современного фольклора славянских народов. История, культура, фольклор и этнография славянских народов. М., 1968, с.293-317.
133. Гусев В.Е. Философские труды В.ИЛенина и теоретическое изучение фольклора. В кн.: Ленинское наследие и изучение фольклора. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1970, с.4!?т85.
134. Зековский Г.А. 0 народной литературе ХУШ в. Литературное наследство, 1933, т.9-10, с.132.
135. Руторов I.В. Нотатки про (Ялоруський робгтничий фольклор. Народна творч!сть та етнограф1Я, 1963, 2,с.75-77.
136. Дей 0.1. Принципи жанрово! класиф1кацп народних пгсень.-Народная творчгсть та етнографхя, 1966, $ 2, с.12.
137. Дрейден Сим. Пропаганда посредством песни. Советская музыка, 1959, № 5, с.14-27; 1959, й 7, с.28-41.
138. Друскин М. Обзор нотных публикаций старых революционных песен. Советский фольклор, 1941, й 5, с.230-321.
139. Земяянова Л.М. Фольклор горняков Англии. Советская этнография, 1954, й 4, с.88-98.
140. Зубова Н.П. Бытование песен литературного происхождения в городах и поселках Урала. Фольклор Урала./ Фольклор городов и поселков. Межвузовский сборник научных трудов.
141. Свердловск, 1982, с.44-52.
142. Кауфман Н. и Соров П. Русская революционная песня в Болгарии Девятого сентября, В кн.: Сборник статей болгарских музыковедов. Ред.составитель К.Ангелов. М.: Муз-гиз, 1962, с.142-159.
143. Колпакова Н.П. Новые записи рабочего фольклора- на Южном Урале. Ученые записки ЛГУ. Серия филологических наук.-Л.: Издательство ЛГУ, 1941, вып.12, с.143-154, *
144. Колпакова Н.П. О жанровой и сюжетно-тематической классификации русской народной бытовой песни. Советская этнография, 1983, № 6, с.23-33.
145. Корепова К.Е. Сормовские рабочие песни 1900-1907 гг. -Русский фольклор. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1975, вып.ХУ, с.156-161.
146. Кругляшова В.П. Народные рассказы о Ленине /к вопросу о современном состоянии несказочной црозы/. Фольклор Урала./ Фольклор и историческая действительность. Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1980, с,3-14.
147. Кузьмина Л.П. Потаенная народная поэзия сибирских рабочих.-В кн.: Современный русский фольклор Сибири. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1979, с.41-74.
148. Крупская Н.К. Из книги "Воспоминания о Ленине. В кн.: Ленин о литературе и искусстве. М., 1979, с. 613-635.
149. Лазарев А.И. Эстетическая природа рабочего фольклора. -Русский фольклор. Л,: Наука, Ленинградское отделение, 1966, вып.Х, с.43-62.- 157
150. Лазарев А.И. Соотношение вымысла и действительности в рабочем фольклоре. Фольклор Урала./ Рабочий фольклор. Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1978,с.28-36.
151. Линев Л.А. Революционная песня в жизни В.И.Ленина. -Ученые записки Кабардино-Балкарского университета, Нальчик, 1950, вып. 7, с.177-190.
152. Липец P.C. Изучение фольклора подмосковных рабочих. -Советское краеведение, 1934, Я II, с.27-30.
153. Лозанова А.Н. Поэтическое творчество -^работных людей" крепостной эпохи. Русское народное поэтическое творчество, т.П, кн.I АН СССР, М.-Л., 1955, с. 86-128.
154. Луначарский A.B. Выступление по вопросам пролетарского искусства. Вестник жизни, 1906, JS 6.
155. Мельц М.Я. Отражение социального протеста в русском фольклоре./ Материалы к библиографии. русский фольклор. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1975, вып.ХУ, с.274-2.79,
156. Новикова A.M. Народные .тюремные песни второй половины XIX начала XX в. - Русский фольклор. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1975, вып.ХУ, с.186-209.
157. Нутрихин А,И. Гимны пролетарской революции. Вестник Ленинградского университета, 1958, й 8, вып.2, C.II2-II8.
158. Пазяк М.М. Фольюгорнг надра Донбасу. Народна творчхсть та етнографгя, 1972, № 2, с.67-72.
159. Перетц В. Песни русского народа. Журнал Министерства народного просвещения, 1894, ноябрь, с.201.
160. Петров B.C. Интернационализм мировоззрение и политика рабочего класса. - Вопросы философии, 1973, № 6,с.33-60.
161. Плеханов Г.В. Речь на Международном рабочем социалистическом конгрессе в Париже. Плеханов Г.В. Соч., т.24* М.-Л., 1927, с.319.
162. Плеханов Г.В. К психологии рабочего движения. Плехас.496-515.нов Г.В. Литература и эстетика. В 2-х т., т.2, М., 1958,
163. Полищук Н.С. йцейные и художественные особенности революционных песен 1905-1907 гг. Ученые записки МГУим.М.В.Ломоносова, 1958, вып.196, сЛ25-141.
164. Полищук Н.С. Приисковые и шахтерские бытовые песни как материал для изучения положения и быта рабочих. Советская этнография, I960, № 4, с.53-63.
165. Полищук Н.С. Устно-поэтическое творчество рабочих. В кн.: Русское народное творчество. М.: Высшая школа, 1966, с.303-323.
166. Полищук Н.С. Отражение самосознания рабочих в их песенном репертуаре. В кн.: Российский пролетариат: Облик, борьба, гегемония. М.: Наука, 1970, с.164-180.
167. Полищук Н.С. Рабочий фольклор как источник изучения условий труда и быта русских рабочих. Русский фольклор.
168. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1975, вып.ХУ, с.177-185.
169. Потявин В.М. Рабочий фольклор Кузбасса. В кн.: Из истории рабочего класса в Кузбассе /1917-1963/. Кемерово: Книжное издательство, 1965, вып.1, с.296-313.
170. Пропп В.Я. Об историзме рабочего фольклора и методах его изучения. Уч.зап.ЛГУ, 1968, № 339, фил.ф-т, вып.72,--4 серия фил.наук, рус.лит., с,5-25.
171. Прзгсаков А.П. Массовая политическая устная поэзия рабочих Москвы и Подмосковья о революции 1905-1907 гг./ Заметки собирателя/. Русский фольклор. М.-Л., 1960,вып.У, с.417-433.
172. Самарин Ю. Песни уральских рабочих. Литературный критик, 1935, № 10, с.150-177.
173. Самарин Ю. Песни старой и новой Украины. Литературный критик, 1935, й 7, с.171-199.
174. Сергеева К.Е. Песенный репертуар сормовских рабочих в 90-е годы XIX века. Ученые записки Горьковского госуниверситета им.Н.ИЛобачевского, 1966, вып.78. Серия историко-филологических наук, т.1, с.263-274.
175. Соколов Ю. Песни фабрики и деревни. Вестник просвещения. М., 1925, № 4, с.109-124.
176. Смирнова Н.С. Очерк историографии рабочего фольклора. -Ученые записки. Алма-Атинский государственный пединститут. Алма-Ата: Казахское государственное издательство, 1941, т.2, с.108-146.
177. Сумцов Н.Р. Научное изучение колядок и щедривок. Киевская старина, 1886, февраль. - /оттиск/.
178. Успенский Г. Новые народные стишки /из деревенских заметок/. Русские ведомости, 1889, 21 апреля, й ПО.
179. Чичеров В.И. Революционные песни 1905 г. Советское краеведение, 1935, $ 9, с.21-29.
180. Ширяева П.Г. Из материалов по истории рабочего фольклора. Советский фольклор, 1936, й 2-3, с.109-113.
181. Ширяева П.Г. Фольклор фабрично-заводских рабочих о революции 1905 г. Советский фольклор. М.-Л., 1941, # 7,с.130-160.
182. Штейниц В. Некоторые вопросы немецкой этнографии. Советская этнография, 1955, вып,2,0.54-65,
183. Христиансен Л. Общенародное и общечеловеческое как классовая сущность рабочего фольклора. В кн.: Социалистические аспекты изучения музыкального фольклора. Алма-Ата, 1978, с.40-44.
184. Шурыгина Е. Новые песни. Жизнь, 1897, 16-17, с.136.
185. Фойтик К. Из опыта этнографического изучения промышленных областей в Чехословакии. Советская этнография, 1957, $ 3, с. 88-100.
186. Эссен М. Песни революционного подполья. Советская музыка, 1955, té 12, с.7-10.
187. Юзвенко В.А. Взаемозв"язок фолыслорних жанр1в у fx ícto-ричному розвитку. В кн.: Розвиток i взаемовхдношення жанр i в слов"янського фольклору. Ки!в: Наукова думка, 1973, с.3-21.
188. Юзвенко В.А, Польськх народнг nicHi неволг i протесту.-В кн.: Визвольний рух слов"ян у народаiй nicemiiñ твор-4octí /ХУШ-Х1Х ст./. Ки1в: Наукова думка, 1971, с. 82-125.
189. Ajnenkiel Е. Polskie piesni robotnicze z lat 1875-1915.-Prace Po^onistyczne, jSodz, t.6, 1948, s, 78- 91,
190. Ajnenkiel E, Piosenki i wiersze robotnicze;} #odzi w la-tach 1882-1939. Prace PoXonistyczne, 1958 Üodz, 1958, t,14, s,67-78,
191. Batel J.Zivot baníkov a banicka piesen. L'udova tvori-vost', 1954, S.380-381.
192. Bukowski R. Patriotyczna poezja ulotna. Gdanskie Ze-szyty Humanistyezne, 1962, N 4/6, s.127-230.
193. Bukowski R. Charakterystyka muzyczna polskiej piesni re-wolucyjnej. Zeszyty Naukowe Panstwowej Wyiszej Szkojíy Muzycznej w Katowicach. Katowice, 1974,N 9, s.39-51.
194. Burlasová S. Nad otázkami bádania o robotníckych pies-nách. Slovensky narodopis. Bratislava: Narodopisny us-tav SAV, 1976, 24, 2 stúdie, s. 176-189.
195. Burszta J. Wfz^owe problemy hadan etnograficznych nad wspo2czesnosci§u Studia metodologiczne. Warszawa, 1972, N 9, s. 17-34.
196. Ciszewski S. Lud roInícz,o>-górniczy z Okolic SJÜawkowa w powiecie Okulskim • Zbiór wiadoraosci do Antropologii Krajowej. Lwow, 1886, t.10, s.187-336.
197. Czekanowska A. Problematyka badan nad przeobraieniami piesni ludowej we wspo^czesnosci. Muzyka. Warszawa, 1974, r.19, N 2, s.13-21.
198. Dobrovolska D. Studium zivota a kultúry robotnickej triedy v polskej vede. Slovensky narodopis. Bratislava, 1957, roc.5, s.377-397.
199. Droppová L. Tradfcie kultury a sposobu zivota robotnikov na Slovensku a ich miesto v súcasnej socialistickej spo-lecnosti. Slovensky narodopis. Bratislava, roc. 30, 1982, N 3, s.421-427.
200. Алексеева О.Б. Устная поэзия русских рабочих /Дореволюционный период/: Автореф.Дис. . канд.фил.наук. Ленинград, 1966. - 23 с.
201. Гончарук Ф.М. Массовая рабочая поэзия Донбасса периода гражданской войны: Автореф. Дис. .канд.фил.наук. Киев, 1953. 16 с.
202. Данилко К.Е. Труд в песенном творчестве украинского советского народа: Автореф.Дис. . канд.фил.наук. Одесса, 1950. - 16 с.
203. Михно А.А. Рабочая поэзия на Украине в дооктябрьский период /1895-1917 гг./: Автореф.Дис. . канд.фил.наук. -Киев, 1971. 28 с,
204. Полищук Н.С. Рабочие песни периода под"ема массового революционного движения и первой революции в России /к вопросу о традиции и новаторстве в устно-поэтическом народном творчестве/: Автореф. Дис. .канд.фил.наук. Москва, 1956. - 14 с.
205. Сергеева К. Дооктябрьский песенный рабочий фольклор и массовая революционная песенная поэзия в Нижегородской губернии. Автореф. Дис. . канд.фил.наук. Горький, 1965. Ч8с.
206. Хорев В.А. Польская пролетарская поэзия: Автореф.Дис. . канд.фил.наук. Москва, 1964. - 25 с.
207. Элиасов Л.Е. Народная поэзия восточной Сибири эпохи гражданской войны. Автореф.Дис. . канд.фил.наук. Иркутск, 1952. - 22 с.
208. Хоменко В.Г. Частушки и коломийки на Украине в период иностранной военной интервенции и гражданской войны: Автореф. Дис. .канд.фил.наук. Киев, 1952. - 16 с.
209. Яловой Ф.М. Советское поэтическое творчество рабочих Криворожья /1917-1950 гг/: Автореф.Дис. .канд.фил.наук. -Киев, 1953. « 16 с.
210. Публикации рабочего фольклора
211. Беларуси! фальклор,хрэстаматыя/ Склал1 Кабашнгкау К.П., JTic A.C., Фядос1к A.C., Щшчанка I.K. Mihck: Вышэйшая школа, 1977. - 839 с.
212. Великая Отечественная война в творчестве московских рабочих./ Вступ.статья и ред.Сидельникова В.М.~ М., 1945.-Г04с,
213. Вольная русская поэзия второй половины XIX века./ Вступительная статья С.А.Рейснера. Подготовка текста и примечание С.А.Рейснера и А.А.Шилова. Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1959. - 886 с.
214. Вперед, народе, йди! Револкщшп nicHi./ Упорядкування В.Г.Бойка. Ки!в: Державне видавництво художньо! Л1тера-тури, 1961. - 77 с.
215. Грабина А. Вольные пески /Русско-украинский сборник/. -СПб, 1916. И с.
216. Донбас у радянськп! TBop4ocTi./Збиранш, упорядкування, передмова та примiтки Н.Д.Тараненко. Стал iно, 1956. ~ 83 с»
217. Дореволюционный фольклор на Урале./ Собрал и составил Бирюков В.П. Свердловск, 1936.- 364 с.
218. Ионов A.B. Поет душа шахтерская./Песни, сказы, частушки, пословицы, поговорки. « Донецк: Издательство Донбасс, 1969. 233 с.
219. Кауфман Н. Бьлгарски градски песни. София, 1968. - 576с.7ЛО.Колядки та щедрЁвки. Зимдва обрядова поезЁя трудового року. /Упоряд., передмова i прим.ОЛ.Дея. Khïb: Наукова думка, Г965. - 803 с.
220. П.Кочев М. Березовый хозяин. /Сказы ивановских текстильщиков. М.: Изд-во Правда, 1949. - 46 с. /Б-ка Огонька/.
221. Наймитськ1 та зароб!тчанськ1 nicHi./Упор.Грица С.Й., Дей 0.1., Марченко М.Т. Khïb: Наукова думка,' 1975. - 573 с.
222. Песни и сказки на Онежском заводе. Петрозаводск, 1937*~319с.
223. Песни и устные рассказы рабочих старой Сибири./ Сборник составил 1Уревич А.- Иркутск: ОГИЗ, 1940. 130 с.
224. Песни на Бьлгарского работническо движения 1891-1944./ Сое.Кауфман Н. София: 1959. - 594 с.
225. Песни и сказы шахтеров. Фольклор горняков Шахтинского района./Сос.А.Ионов. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1940.112 с.
226. Песни русских рабочих /ХУШ начало XX века/. /Вступ. статья, подготовка текста и прим.Нутрихина А.И. - М.-Л.: Советский писатель, 1962. - 297 с.
227. Песни каторги и ссылки. М.: Изд-во политкаторжан,1930.-III с.
228. Песни уральского революционного подполья./Сост.Кашеваров М.С., Боголюбов К.В. Свердловск: Свердловское областное государственное издательство, 1935. - 94 с.
229. Шсн! боротьби. Ки!в:, 1923.-31 с.
230. Шсн! та В1рш1 ревслющйного пгдпглля Зах1ДНо! Украпш.-Ки!в, 1964. 216 с.
231. Шд червоним прапором /Робгтнич1 револющйН1 пгсн{/. -КИ1В. РедакцIйн о-видавиичий вшил Пол1пуправл1НШ Ки!в-ського Сков1йськ-Комта, 1920. 16 с.
232. Поэзия в большевистских изданиях 1901-1917./Вступит.статья, составление, подгот.текста и примеч. И.С.Эвентова. -Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1967. -512 с. /Б-ка поэта/.
233. Пролетарские поэты, т.1, 1895-1910/ Ред., вступ.статья и кош. А.Л.Дымшица. М.; 1935. - 416 с. /Б-ка поэта/.
234. Милорадович В*. Pa6o4in песни Лубенского уъзда Полтавской губернш, собранный вь 1890-33 гг. В.Милодовичемь, 1895. - Оттиск из журнала "Киевская старина", 1895.
235. Радянська nicHH, К.: Еаукова думка, 1967. 486 с.
236. РеволюгцйН1 nicHi. XapKiB, 1935.-40с.
237. Революционная поэзия/1890-1917/./ Вступит.статья, подготовка текста и примеч. А.Л.Дымшица. Л.: Советский писатель, 1954. - 618 с.
238. Робiтничi nicHi. Вид.2-е. ПТО, 1917. - 16 с.
239. Робiтничi визволькг nicHi. Видавництво Червона Галичи-на. - 15 с.
240. Революцгйна поез1я Жовтня. Поетична творчгсть народних мае. Кшв, i960. -428
241. Революционные песни и песни гражданской войны. Песенник./ Составитель М.Иорданский. М.: Советский композитор, 1962. - 70 с.
242. Романска Ц. Славянски фолклор./ Очерци и образци. ~ София: Наука и изкуство, Второ издание, 1970. 562 с.
243. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия./ Составление, подготовка текста, предисловия к разделам, комментарии А.А.Горелова. Л.: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1984. - 582 с. - /с.312-328: Песни фабрично-заводских рабочих/.
244. Русское народное поэтическое творчество. /Хрестоматия, учебное пособие для вузов/Составители Э.В.Померанцева и
245. С.Н.Минц. М.: Учпедгиз, 1963, изд.2-е. - 576 с. -/с.487-506: Рабочий фольклор/.
246. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия./ Составитель Вавилова М.А., Василенко В.А., Лазарев А.И. и др. М.: Высшая школа, 1978. - 527 с.
247. Русская революционная поэзия девятнадцатого века./Антоло-гия. Л.: Гослитиздат, 1937. - 308 с.
248. Стеценко Г. Альбом шахтерского фольклора. Социалистический Донбасс, 1938, ß 247, 24 октября.
249. Хмара В. Песни шахтерские. Харьков: Издательство ВУСПС/ Украинский рабочий, 1927. - 61 с.
250. Dygacz A., Ligfza J. Piesni ludowe £l§iska Opolskiego.-Krakow, 1954. 157 s.7.47. Polklor Robotniczej Jiodzi. /PokZosie konkursu. Wroclaw: Polskie Towarzystwo Ludoznawcze, 1976. - 246 s.
251. KarnawaZ dziadowski. Pielni wfdrownych spiewakow (XIX-XX ww.). Warszawa: PAN, 1973.
252. Kladensko.2ivot a kultura v prümyslove oblasti. /Zpraco-vsl kolektiv pracovniku tJstavu pro etnografii a folkloristiki &3AV za vedeni O.Skalnikove. Praha: Nakladatelstvi Öeskoslovenske Akademie ved, 1959. - 591 s.
253. Kolberg 0. Dzie^a wszystkie:t.5, s.54-67; t.18, s.159; t.19, s.38; t.26, s.120-121.
254. Ligfza J., Stoinski S. Piesni ludowe z polskiego iil^ska. Krakow, 1938, t.2-3.
255. Lidova poesie hornicka. Praha, 1950. - 69 s.
256. Majowka. Zbior poezji i piesni. Krakow, 1902.
257. Melichercik A. Slovensky folklor./Chrestomatia. Bratislava: Vydavatel'stvo Slovenskej Akademie Vied,1959.- 790s.
258. Piesni gornicze. Studium i materiaj£y./Zebra2 A.Dygacz. -Katowice: Wydawnictwo £l$sk, 1960. 178 s.
259. Piesni ludowe z polskiego Alaska. Krakow, 1938. -174s.
260. Piesni Xodzkich pracownic. /Zbior H.Brynerowny. Lud, 1935, serja II, t.XIII, zes.I-IV, s.38-64.
261. Piesni i wiersze polskich robotnikow rolnych w Niemczech.-Lud, 1935, seria II, t.XIII, zes.I-IV, s.64-77.
262. Piesni pracy i waXki. Krakow: Czerwony sztandar, 1905. - 77s.
263. Piesni pracy ludu Kieleckiego. Krakow, 1955. - 282 s.
264. Piesni Proletaryatu. Krakow: Wydanie Przegl^du socjaX-demokratycznego, 1903» -16s,
265. Piesni rewolucji. Moskwa: Wydawnictwo Biura polskiego propagandy i agitacji przy Centralnym Koraitecie Komunistyczngrj partiji Rosji, 1920. 12 s.
266. Piesni rewolucyjne i robotnicze. Lublin: Komitet woje-wódzki PZPR, 1958. -3fs.
267. Piesni waXki. Kijów: Wydawnictwo Bi^ra polskiego przy Centralnym Komitecie Komunistycznej partiji Ukrainy na Ukrainie Prawobrzefcnfi, 1920. - 8 s.
268. Piesni waíki i pracy. Petrograd: Trybuna Grupy Petro-gradskiej socjaX-demokracji Królestwa polskiego i Litwy, 1917. - 14 s.
269. Piesni wolnego ducha. Zbiór poezji rewolucyjnych. Piet-rograd: Wydawnictwo Trybuna Komitetu Wykonawczego Grup So-ciaX-demokracji Królestwa Polskiego i Litwy w Rosji, 1917. - 16 s.
270. Piesni wolnosci. Lwow, 1906. - 12 s.7.73« Polska poezja rewolucyjna (1878-1945)./Wybor i opracowa-, nie S.Klonowskiego. Warszawa, 1964« -8 <5.
271. Большая Советская энциклопедия в 30-ти томах. Третье издание. М.: Советская энциклопедия, 1974, т.17,с.262-270.
272. Словарь литературоведческих терминов./ Редакторы-составители Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. М.: Просвещение, 1974.509 с.9. Рукописные материалы
273. Институт искусствоведения, фольклора и этнографии им.М.Ф. Рыльского АН УССР, рукописные фонды, фонд 8-2.
274. Библиотека им.В.И.Ленина, Музей книги.
275. Институт искусств ПАН, отдел документации фольклора.
276. Отдел рукописей Краковского этнографического музея.