автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.04
диссертация на тему:
Словенский исторический роман 1970-х годов

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Старикова, Надежда Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.04
Автореферат по филологии на тему 'Словенский исторический роман 1970-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Словенский исторический роман 1970-х годов"

РГО ол

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК / Я ' ЙНСТТШТ' СЛАВЯНОВЕДЕНИЯ И БАЛКАНИСТИКИ .

На правах рукописи

СТАРИКОВА Надежда Николаевна СЛОВЕНСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН 1970-Х годов.

Специальность 10.01.04. ~ литература зарубежных европейских стран

АВТОРЕФЕРАТ -диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1933

Работа выполнена в йституте славяноведения и балканистики Российской академии наук.

Научный руководитель: доктор филологических наук /

Г.Я. Ильина

Социальные оппоненты: доктор филологических наук Л.А.Софронова

кандидат филологических наук . М. Л. Вернадская

Ведущая организвция - Институт искусствознания

Министерства культуры

Российской федерации \ -

Защита диссертации состоится "3 ".¿А^РЛ^лС. ЛЭЭ^г. в.IXчасов на заседании Специализированного совзтаД.002.9?. 01 при Институте славяноведения к балканистики РАН со адресу: П7334,г. Москва, Ленинский проспект, д.32-а,корпус В,этаж 9

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института славяноведения и балканистики РАН / Москва, Трубниковский пер., д. ЗО-а/.

Автореферат разослан

Ученый секретарь Специализированного' совета кандидат филологических наук

М. И.'Ермакова

Настояиая диссертация посвяшена изучение исторического романа, занявшего в 1970-е годы одно из центральных мест в литературе Словении, йюнно этот жанр, стремительное развитие которого в рассматриваемое десятилетие было обусловлено не только эстетическими потребностями самой литературы, но и внелятературнвш факторами, оказал определенное влияние на умонастроения читателей. Его роль,как в общественной,так и в литературной жизни словенцев значительна.

Всплеск исторической прозы в 1970-е года, характерный также для ряда литератур стран Восточной Европы, был подготовлен всем ходоы общественного и социального развития этих государств. Кризисные явления, наблгдаеине в сфере политики, эконошки, идеологии, нашла свое отражение и в литературе.

Словенская литература этого периода стремится выйти из-под давления господствующей идеологии, вступает в противоречие с сохраняющимся типом власти. Отаой из форм выражения такого альтернативного миропонимания является исторический роман, в котором открытое прсзогглапение национальных ценностей свидетельствует о возросшем уровне исторического самосознания.

Говоря об интенсивном развитии словенской исторической прозы рассматриваемого отрезка времени, можно констатировать нэ столько количественное увеличение произведений о прошлом, сколько существенные качественные сдвиги в идейно-художественных поисках писателей, отразЕвшжся на жанровом, стилевом, содзржательном уровнях исторического по-

вествования. Эта изменения требуют осмысления и анализа.

Научная актуальность данного исследования определяется, с одной стороны, большими познавательными и воспитательными возможностями словенской исторической романистики, ее возросшим художественным уровнен, с другой,-г недостаточной разработанностью проблем состояния современного словенского исторического романа в целом, как в словенском, так и в российском литературоведении. Отдельные аспекта затрагивали в своих работах словенские исследователи Х.Глушич, Ц.Улядник, М.Кмецл, Я.Ротар, Д.Рупел и российские ученнэ Н.М.Баталова, Н.В.Масленникова, Г.Я.Ильина, Е.Б.Яковлева.

Научную новизну диссертации определяет предложенная автором классификация исторического романа е соответствии с типом художественного конфликта, лежащего в основе литературного произведения. ' ' (

В качество пели данной работы выдвигается изучение жанровых особенностей словенского исторического романа 1970-х годов, его идейно-художсственного своеобразия. Анализ словэнской исторической прозы в контексте современных литератур йгославии, прингшпов соотношения в ней прошлого и настоящего, взаимодействие факта и вкинсла, определение роли и места документа в историческом произведении составляет задачи диссертации. Б центре внимания настояцего исследования оказываются те произведения, которие, сохраняя внсокий художественный уровень, наиболее наглядно отражают основные направления развития словенского исторического романа, воплощают в себе ведущие тенденции в трактовке словенской литературой национальной историк. Анализ представ ленные произведений дает возможность выделить ряд специфических черт, присущих как словекског-ту всторичгско^ ро^пу в целом, так я отдельным его типам.

Полохения и вывода диссертации могут найти применение в лекционных курсах и семинарских занятиях по словенской литературе XX века, по истории зарубежных славянских литератур, в спецкурсах по современной исторической прозе, а также в сравнительно-типологических исследованиях современных европейских литератур. В этом состоит научно-практическая ценность работа.

Апробация работы. Диссертация обсуздалась на заседании сектора современных литератур стран ЦШ^ Института славяноведения и балканистики РАН. По теме диссертации опубликог; вало пять работ.

Структура работа. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и библиографий использованной литература.

Ео введении обосновывается актуальность темы, цели и задачи исследования, кратко характеризуется развитна рассматриваемого жанра в словенской литературе, выявляется причины, приведшие к его расцвету в 70-е годы нынешнего столетия, отмечается, что движение к новым типам исторического романа шло в литературе Словении в том числе и через экзистенциальную и историческую драму. Во введении такке рассмотрены некоторые теоретические аспекта исторического ганра,необходимее для понимания его специфики, среди которых выделены такие понятия, как историзм,мера докуызнтализ-ка,характер к ссрбенпсстп яымасла.В процсосе ЕсследовгЕкя гнрабатываетоя рабочее определение исторического романа: исторпчсоклм романом является произведение романной прозы, з котором на оонове изучения прошлого с помощьэ системы спе пифических художественных признаков (исторической времен-кок дистанции, повышенной мери документализма, художественного вымысла) с позиции историзма воссозданы события име-

пцие, как правило, реальнут историческую почву и увиденные автором в свете исторической перспективы.

Ео введении автор также анализирует ряд типологических систем исторического романа, надвигаемых советскими (В.Д. оскоцкей, Т.П.Ыакаровская, и.В.Скачков, И.П.ВарфолоиеввЗ и словенскими (Д.Рупая, Я.Ротар, Х.Глушич, Д.Пониж) литературоведами и предлагает свое решении нроблемн классификации типологических особенностей современного исторического романа.Предложенная классификация исторического романа в соответствии с типом художественного конфликта, дает возможность вычленить как наиболее характернее. так и наиболее цродуктявннв типы словенского историкесксго романа: истооико-бвограйический. ( представленная в диссертации романом М.Маженшек "Поющие лебеда" и романом А.Слодажа "Чужой"), нсторжо-дмосо&ский. ( анализируемый на примере романа Д.Якчара "Галерних") и историко-нсихологический оск мак новой борт, првдставляюзшй собой сплав исторического романа и романа о современности, (иллюстрацией которого является книга А.Хинга "Чародей").

В первой главе рассматривается историко-бнографическая разновидность исторического романа. Этот тип реглана получил в словенской литературе наибольшее распространение.

Историко-бисграфнческое произведена возникает на стыке биографической и исторической прозы, сохраняя в себе че£ ты как первой, так и второй. Однако количественное соотношение признаков обеих составляющих в каадом отдельной случае неповторимо. Биографический материал в силу своей привязки к кошфетному времени, стране, социальной среде, области профессионального приложения сил и интересов описываемого лица призван удержать писателя от необдуманных п;/-провизашш. Главной особенностью такого типа проз и модно

считать то, что художественное воссоздание судьбы исторической личности происходит при исследовании характерных черт эпохи, эту . личность сформировавшей.

В историко-биографическоё прозе Словении наибольший интерес авторы проявляют я деятелям культуры и искусства определенных периодов прошлого. Повышение внинагая к рубежу XIX - XX веков, ко времени становления и расцвета литературы Ыодерна проявляется, постепенно нарастая, соответственно з мажБоенное": время , в середине 50-х и в 1970-е годи. СловенскиЁ Модерн, течение, зародившееся в среде лгблянскся учащейся молодежи в конце прошлого воха, первоначально свя-знвалось с творчеством четырех молодых поэтов, объединенных не только общностью вдейно-худоквственных устремлений, но и тесной дружбой: Иваном Цанкаром (1876 - 1918), Отоном Жу-наячичем (1878 - 1949), Драгоишсм Кетте (1876 - 1899) и йосипом Мурном-Александрознм (1879 - 1901). Впоследствии это название было распространено на весь период литературы 1900 - 1910-х годов.

Словенский Модерн возник как стихийный протест молодых талантливых поэтов против культурной отсталости Словении, входившей тогда в состав Австро-Венгрии, и кат. реакция за воздействие клерикализма и клерикальной литературы на общественное сознание. Он имел много общего с аналогичными явлениями рубежа веков в тех странах Европы, где сунество-вали национальные притеснения. В литературе иодерна этих саран также били сильны бунтарские настроаная и сопиально--критичзские тенденции.

Поэзия Модорна несла в себе новое миропонимание, открывала чувства и мнслл современника. Поэты Словенского Ыодерна подняли художественный уровень искусства, обогатив .

его содержание, ферму, образность, язык. В дальнейшем

именно это направление определило весь ход словенской литературы вне зависимости от ее идеологической направленности.

Для И.Цанкара и О.Жупаячича Модерн стал как бы трамп,- • леном, вынесшим их в большую литературу: первых прославился как крупный словенский прозаик и драматург, второй по духовному богатству и совершенству формы стал на уровень мировой поэзии. Кетте и Мурн, рано ушедшие из жизни, смогли реализовать себя только в рамках самого этого течения, одарив соотечественников "пронзительной одухотворенной лирикой"? Их трагические судьбы легли в основу романа М.Ыаленшек . (1919 ) "Пощие лебеда" (1970/71).

Предлагая свою аерсзю жизни з творчестза, свое видение образа Кетте (т.1), писательница стремится проникнуть во внутренний мир героя, исследовать его художественную лабораторию, чтобы черзз понимание того, что есть суть Творца, прийти к объяснению тех или иных его действий, поступков, решений. Мадвншек использует на хронологический, а асеециа тивно-медитативннй принцип изложения материала. Смертельно больной двадцатитрехле тний поэт, находясь то в ясном сознании, то впадая в забнтие, вновь переживает наиболее яркие впечатления от встреч с друзьями, любимой, природой, воспроизводя в себе былые ощущения. Автор романа видат от- • личие Художника от прочих в его способности повторно войти в состояния восторга, сострадания, отчаяния-, катарсиса и выразить свои чувства посредством искусства, т.е. в данном случае - в стихах. Герой живет воспоминаниями и фантазией, питаемой поэзиэ£ любимых им стихотворцев Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Мицкевича, живет в своем особом, воображаемом мире, где существует своя шкала ценностей, свои пред-

Pirjevec D. О liri'ce 31o-vensie V.ouerne // ¡¡аЗа ooaobnost

Ljubljana, I955.St.5 _ 4

ставления о долге, чести, дружбе, любви, предназначении поэта.

Целостность созданной в первой книге картины слугит примерок того, как удачное применение даке минимального количества документальных материалов помогает осуществлен]® замысла. В подборе и оценке вводимых документов действует определенный художественный принцип, суть которого не зависит от индивидуального подхода автора: документ, используемый непосредственно или в качестве вспомогательного фактического материала, доляен отразить и передать своеобразие эпохи и судьбы агаущих е эту эпоху, т.к. его ведущая функция заключается в создании достоверности. Ей резню включая в ткань повествования немногочисленные сохранившиеся свидетельства аизнп и творчества Хетте (несколько писем к нему друзей, чарновики поэта, его гимназический аттестат), . Маленшек дополняет текст написаниями еа самой отрывками из дневника молодого человека, прибегая тем самым к приему "документального" Еымысла и отстаивая свое право "домысливать те обстоятельства, о которых известно только • то, что она произошли, или те эпизоде, о которых ничего не известно, но которые могли бы произойти в силу обстоятельств, логики исторических событий, деятельности и характера героев."х Так в исторической биографии проявляется одна из ведущих тенденций словенской исторической прозы 1970-х годов - возрастание роли вымысла, происходящее, однако, при обязательном соблюдешь пропорций действительно происходившего и придуманного. Сохраняя за собой воз-мояность ввести в произведение полностью внмыпленныЁ эпизод ели документ, автор "Пощих лебедей" сознает свою зависимость от фактов реальное жизни героя. Поэтому в романе, практически, нет выглышленннх персонаяе2, вкмнпшены Ропхг В. Т1ро1с^1оа я1о*епай^с>£ рог1ега1по£ гогааз.', // V £Г10-: гойсу1 1 тгггЛе - геогхоа 1 1.е-1с1\\оо ГГ.

т'З'3.3. 97

лишь отдельные эпизодические лица.

Вторая книга романа по композиции, какера повествования, концепции главного героя несколько отлична от первой. Главное действующее лицо в ней - йосип Мурн-Александров — показан писательницей через призму его личной трагедии. Мотивы творчества, особенности взгляда на мир, характер Мурна Маленшек связывает с его происхождением. Розданный вне брака, не знаввшй отпа, познакомившийся с матерью только в семнадцать лет, поэт всю жизнь нес на себе печать отверженности, ощущая себя изгоем общества, заложником своего рождения. Биография Нурка и подтолкнула автора к иному способу подачи материала. Ассоциативное перетекание одно?! главы в другую соответственно потоку сознания героя, характерное для первой жиги романа, во второй меняется на четкое чередование законченных глав, каждая из которых рассказывает об определенном отрезке жизни Александрова. Особое внимание удалено времени университетской учебы героя, когда формировались не только его взгляды и взгляды его товарищей Цаякара, Еунанчача, Конрада, но и вырабатывались ос-\ новные приншпн Словенского Модерпа. Достичь правдивого и объемного изображения, проникнуть в атмосферу времени писательнице помогает другой вид художественного вымысла - вымысел деталей.Фантазия автора создает эмоционально-выразительную форму произведения, придает ему живость и непосред ственность, рисует ту среду, подробности фона, пейзажа, внешности, места действия, которыми окружены реальные события и факты и которые объективно ке могли быть известны автору. Разнородное, но всегда сохраняющее мэру,конструирование исторических реалии создает уверенность в ах принципиальной вероятности, бытовой, житейской, пспхслсгичесгой допустимости. Детальная разработанность фона, из. котором

- а-

развивается дойствие, способствует ч воссоздан» зрвюго, "вещественного" предстадявнЕя об описываемое времена с ого мелочами повседневной жизни, прнвнчкгмж, особенности« кухни и костхка.

Современшш не ттатгати творчество Капе л Иурна по достоинству. Признание и слава приилж к шн два после смерти, десятилетия спустя. Автор романа "Попов лебедя" подходит к своим героям с позиции этого поздвсйэвго пондаа-ния их худояа стванного тасптаба и звачикостж яг поэзия для словенской литература в делом.

Этот же принцип лежит в основа романа А-Сгодаяка (1899 - 1983) "Чужой" 0976), вышедшего з свет к стаж теп со дня рождения вцдапцвгося словенского прозаика я драматурга рубежа веков' ¡Щанкара. Слодияк начал собирать дояу-ызнталъннй материал: о своем знамешгаж соотечестнвнникв еще в 40-е годы, записав вогатемкнаюш жинш оасгртслей, близких Цанкару лвдай. Выбирая между бюгра^ичвсгггЗ монографией и историко-биографэтв сем романом, от созна=-телыго предпочел; последний, нозвахящгЗ, сиаасио его нненшо, внжтя за рамка сухи фактов я уввдгть твердоекув личность во всей ев: жизненности о противоречиво ста. "Чужой" - роман о Цзнкаре, но без Цзикярд. в иякнт клтав» повествования валикий прозаик уже усел из зыи. Известие о его смерти становятся отправной точкой джя рягамиивижЕ об уыврпеи. Вса лерсанаяи романа, среди вотосшсе друзья я единомышленники, враги я вдвйнж противники, Наизкив родственники, любимые ик в лдбдиыае его женцинв, узнав о жоя-чине Бсяоышавт Цзнкара, так-что образ героя сткадквяется из этих, зачаступ, диаметрально цротивополагняг рассказоз--воспошшаний. Дерзким в яашшш, сострадашда г равнодужн ним, милосердные и жнст0кш, ШСОКОМЗрШЫ я .12гко раНЕ-

мш видится писатель современникам. Основополагающей чертой характера и товарищи, и недруги считают бескомпромиссность Цанкара, его неумение приспосабливаться к людям и обстоятельствам, неумение прощать. Следование высоким нравственным принципам не на словах, а на деле и породило "неудобство" характера, пугающее и отталкивающее окружающих, так, что даже для самых близких Цанкар оставался в чем-то "чужим" - такова концепция Слодняка. Создавая портрет классика словенской литературы, он использует для художественного решения еще один тип художественного вымысла -- вымысел-гипотезу. Стремясь найти объяснение трагичности мироощущения своего героя, сложности его взаимоотношений с окружающим миром, внутренним противоречиям, терзающим эту высоко одаренную натуру, автор романа "Чужой" выдвигает гипотезу од изменении психики Цанкара под влиянием постоянной травли критики, стены непонимания, тяжелых материальных условий жизни, что привело к душевному заболеванию и стало причиной ранней смерти Мастера. Отсутствие как прямых доказательств, так и аргументированных опровержений этой версии дает ей право на существование, возможно, новые архивные находки расставят все по своим местам.

Вторая глава диссертации посвящена исследованию историко-философских тенденций в историческом романе Словении, рассматриваемых на фоне сходных явлений в других литературах Югославии и с учетом влияния творчества таких признанных мастеров этой жанровой разновидности, как И.Ан-дрич и М.Селимович.

Выйдя в 1970-е годы на одно из ведущих мест, историко-философская проза СФРЮ опиралась на наиболее распространенные философские концепции и трансформировала наиболее типичные для европейской философской прозы этого времени худо-

явственные средства: параболичность структуры, различные формы условности, обособленность философско-этических суждений. И если отдельные элементы такой эстетической организации наличествовали; и в довоенной югославской прозе, м после войны, то в суверенное целое они объединились уже в последующие десятилетия. Причина этого явления в том, что, с одной стороны, история все глубже осмысляется как источник не только социального, но и духовного, нравственного, эстетического опыта. С другой стороны, обогащая понимание старины, писатели, наряду с исторически неповторимым, акцентируют свое внимание'и на всеобщем, на том, что вопреки временным границам сближает лидей разных эпох. За подроб ностями исторического быта авторы видят "абсолютное бытие',' и, подчас, выявление "надысторического" и обврчеловеческо-го считают своей основной задачей. Главным направлением в развитии историко-философской прозы литератур Сербии, Хорва тии и Словении стал поиск точек пересечения в мироощущении человека прошлого и настоящего, стремление найти в духовном мире людей минувших веков те черты, которые соотносят их с мировоззренческими исканиями наших современников.

Андричевский подход к истории черея "пивные легенды человечества", основанный на избирательности памяти поколений, в сочетании с "универсальным смыслом" параболических романов Селимовича во многом помогли слоненскш прозаикам найти свой путь к историко-философскому роману. Специфика его развития также тесно связана с ролью и местом экзистенциальной философии в словенской литеватуце и искусстве. Насильственное идеологическое отрицание этого философского учения после войны сменилось в донце 50-х годов усилением интереса к нему, а серьезное воздействие на творчество отдельных авторов оно стало оказывать уже к началу 60-х го-

дов. Сначала поэзмя (К-Нееяттц, ЖЛвнарт, К.Кович) и драка (К>Оияв, П.Бакжч), затеи щроза иалых форы и рошан (А.1игг ж 1-Ковачнч) попадает з ссэвру ^влияния экзисте нциа— лвзыа. Эта философия исследует ионцдание нетафизическос драгах человечества вообще, потери лщш з дельи смысл бы-тяя, в возможность понять самого себя. Человеческая драна, хшенная персиектнв, превращается ш чтратадив вечного пояска, вечно£ тосхн по недосткхшеому щдваду. "Всеобщее соз-яаядр- трагячност* бытия", "жташаичаскиЕ бунт человечества", "извечная догма человеческого существования", "одиночество ч&ювока" - зп формулы ддифнвядт реалышв псоблв-ш лцвё, ззпутавихся в исторических противоречиях. Неоднозначность, внутренняя противоречивость экзистенциализма, страаажвдш сложность л драматизм пшохк, способствуют появ-лвшш 1)яншиш, жевэешю уйеддашшх в безысходности в трагичности чедгнушскод участи.

К эюшяенвдвцишм проблемах лреодолеш^я личность!) дудвшого коязяса на хаториале Тдропы ЦП века обратился пдедатгавиЕль молодого поколения словенских прозаиков д^гав ( род. в 1548 г.) в рсыаив "^Еалврннк" (1978), ставши дучнм шюзаячесхяя произведением года. Написанный на схвдг зражюяшно! всторитескоЁ и штеллвктуально-философ-сш£ эвзиетвштаЕшоЁ проза, он впитал в себя черты обеих ццтцмакт уазковвднсстей, взяв от елнссического историческое го района вдданшность эпохи и всторинвскув да твишяирован-иость гзияиого героя, от кнтеляактуаяьной прозы - ваевре-дяяиддд яройлога бзгия в сознания личности и округаодэго ее шва, га основа экзистеапваяьного подхода.

Нравственная шоСлашатика романа сведена к "вечному" .¡дчМДм^тгу шцду шпужьсами природы, стихийно навязывание £

.челйвезй'сяу свои загоны,~ и -внутренней свободой личности,

позволяющее принять или отвергнуть эти импульсы. Действие романа происходит в разгар костров шквизипии второй половины ХУЛ века на землях Германии. Атмосфера этого времени диктует автору сдержанную манеру повествования и обуславливает мрачную метафоричность "Гаяврника". Эпоха ересеС, религиозного фанатизма, судов инквизиции, страшных эпидемий -- "чумная" эпоха, и отмеченная сатаной, бесовская, "чумная судьба главного героя Йохана Ота, мечущегося в поисках возможности противостоять злу и безумию действительности.

Исторические катаклизмы времени позволяют Янча-ру показать и объяснить человеческое как родовое, йохан От - песчинка, влекомая водоворотом жизни по землям Европы, он "пересекает границы государств, переживает гонения инквизиции, находит кратковременную гавань между пышннх женских бедер, чтобы в конце концов, убегав с галеры, погибнуть от чумы. Но за это время он узнает вкус независимости, успевает ощутить ценность и неповторимость своего "я", не подчинившегося ни людям, ни Богу."х Сталкиваясь с окружающим миром, герой не принимает его, бунтует, сопротивляется. Этот мотив социального романа 50-х годов претерпевает изменения: социальные проблемы решаются словенским писателем как проблемы личностные. Вну треннее беспокойство не покидает героя, он видит, как моральное разложение, расползавшееся по католическим и протестантским земляк,- ересь и варварство под личиной истины проникаю* все глубже в души лвдей. Страх перед пытками и казнями становится причиной повального доносительства. Бесчинствуют янычары, вельможи наказывают мятежных крестьян, инквизиторы осуждают невинных. Йохан От видит противоречие между чистотой евангельских идеи и гря-

* ^овановиб. М. Еегунац (о роману Янчара "Галипот").

Книжевна реч., К 3, 1984. С.18

зьь везуитскст? практики, между учением святых и жизнью их последователей, и это определяет его отношение к оерква Протест героя неосознан, стихиен, это инстинктивная реакция здоровогс организма на чуждую ему среду. Его мучит вопрос с смысле е пели существования, о своем предназначении на зеше. Путь Йохана Ота к познанию этой истины лежит через горькие перипетии собственной жизни.

Судьба героя романа трагична, полна роковых случайное тег, необъяснимых совпадений. Янчар поднимает проблему метафизически трактуемого трагизма и таинственности человеческой вдоли. Ощущение тайны, непознаваемости жизни заложено в самом трагическом смысле мира земного. Прикоснуться к вечному, значит, по мысли писателя, прежде всего заглянуть в самое себя. Пребывание между жизнью и смертью - состояние, в котором на протяжении всей книги находится герой,- обостряет процесс самосознания, приводит его к пони ыанию себя как экзистенции, к обретению внутренней свободы.

Янчар строит образ Йохана Ота преимущественно на вну-.: тренних монологах, которым свойственны эмоциональность и рефлексивность одновременно. Контрастируя с монологами, диалоговая сечь Ота груба и лапидарна, она маскирует душевную незащищенность, ранимость героя. Состояние медитации, пограяичья сна и яви, выражаемое в романе снами, галлюцинациями, грезами Йохана, автор передает с точки зрения художника, поэтизируя внутренний мир своего персонажа.

Историческая канва романа безукоризненна и ориентирована не на собственно словенский, а на общеевропейский ис-торичзский контекст. Для исторического видения Янчара характерно пристальное внимание к фактически подтвержденное детали. В то же Бремя роман не перегружен конкретными

фактами истории, вымысел в нем довлеет над документальностью. Автор использует прихотливое чередование немногочисленных подлинных документов и талантливых стилизаций. Параграф Итирийской "Каролины", средневекового свода германских уголовных законов 1532 года, соседствуют а романе с искусно сочиненными протоколами допросов арестованного Ота, подлинные сч'ета, выписанные венским палачам за работу, - с вымышленными письменными признаниями аертв инквизиции.

Герой проходит через социальные, психологические, нравственные, физические испытания, искушение богатством и нищетой, и каждое из пережигах состояний вносит нечто новое в его миропонимание. Пытаясь что-то изменить в своей жизни, противостоять злой или доброй воле провидения, человек способен изменить лишь незначительные частности, ему не дано стать полновластным хозяином своей судьбы - таков главный вывод Янчара.

В третьей главе исследуется тип исторического романа, основанный на соотнесении и комбинации временных пластов прошлого и настоящего, который изменяет традиционное представление о рассматриваемом жанре.

Для словенской литературы указанного периода характерно усиление интереса к проблемам личности, вопросы нравственного выбора, духовного роста личности становятся основными в творчестве авторов. Историческая проза не составляет исключения.Предлагая особый - исторический - ракурс при анализе проблематики личности, писатели стремятся осмыслить человеческую судьбу в потоке истории, прибегая для этого к диалогу прошлого и настоящего. Налицо попытка соотнести первое и второе, обнажив напрямую истоки настоящего в прошлом, увлдгть, как следстивия минувших событий повлияли на

характерологические особенности, интеллектуальный потенциал, душевные качества современника. Отождествление конкретного человека нашего времени с его историческим предшественником, принимаемая,как данность качественная неизменность их духовной сущности лежат в основе произведения словенского новеллиста, романиста и драматурга А.Хинга (род. в 1925 г.) "Чародей" (1976), в котором смыкаются черты исторического романа и романа о современности. Становясь между массивом истории и современным читателем, Хинг не стягивает насильственно разные эпохи, а находит заключенные в них точки соприкосновения, не ищет поверхностных аналогий, а исследует исторический опит, нужный индивиду наших дней.

"Чародей" представляет собой две параллельно развивающиеся сюжетные линии, первая из которых обращена к событиям почти вековой давности, вторая же посвящена проблемам современной Словении. Окно название объединяет, по сути, два законченных самостоятельных художественных произведения, два романа, главы каждого из которых чередуются. Сюжетная канва обоих довольно незамысловата. Преуспевающий деревенский торговец конца прошлого века Виктор Кртник в с силу ряда обстоятельств вынужден покинуть родной дсш и скитаться странником по белу свету. Его правнук . Петер, получив по наследству от своего предка вирус свободолюбия и бродяжничества, путешествует по республике в компании случайных друзей и потихоньку спивается. Однако этот опустившийся бездельник одержим идеей отаскать свои корни, найти дом предков. Все его попытки тщетны, две прошедшие войны уничтожили все следы. И тогда герой "придушвает" себе прадеда. Он мысленно общается с ним, и часто то, что рождает фантазия героя, созвучно действительно происходив-

шему в жизни старого Котявка. Хинг утверждает, что существует незримая связь между потомками и их далекими предками, потому что морально-этические проблемы человечества не зависят от прогресса цивилизации. Параллель аутсайдера XIX и аутсайдера XX века, одинаково 'вшадамих" из общего течения жизни,является центральной в произведения, Несколько других персонаже» из прошгого и современности тоже ■ группируются в сопоставляемые пары, сходные по судьбам, по особенностям характеров, причем,герои прошлого в этом сравнении оказываются нравственнее и человечнее современников. Писатель как бы переворачивает бинокль, сквозь которы? наблюдает за развитием действия, переворачивает перспективу, так, что прошлое становится ближе настоящего.

Конфликт у Хинга традишонен, но понятие "художественное решение конфликта" не равнозначно понятию "разрешение конфликта": писатель решает конфликт, оставив его неразрешимым, подчиняя его целям эстетическим. Он не дает правильного в социальном и психологическом плане решения постав ленных проблем, а оценивает их состояние с точки зрения перспектив движения человека к гармонии. Стремясь уловить сущность исторического процесса не в научном плане, а "поэтически", автор "Чародея" показывает жизнь прошлого не с точка зрения прогрессивности или ретроградности, а с точки зрения нравственной красота и нравственного уродства. В этом - ключ к понимания типологических особенностей жанра данного пропзведэнкя. Авторское сознание, воспроизводящее и оценивающее'события и их участников, проявляется в сложной композиционной организации художественного времени, в иронии, в комментариях. На первый план выдвигается двойственность ориентация повествовательного времена на прошлое и современность. Хинг првеносит частицу своего

современного "я" в суждения героев прошлого. Взяв на себя роль посредника, он сравнивает судьбы персонажей, стремясь сделать читателя участником творческого исследования процессов, протекающих в истории.

"Чародей" написан от первого лица множественного числа, т.е. в форме с изначально присутствующей иронией, которая становится действенным средством разоблачения штампов в образе мышления и поведении персонажей. Для писателя важна не столько стилистическая амплитуда иронических приемов, сколько содержательный потенциал иронии, ее способность .

почти неощутимо, как бы пунктирно выстраивать логически убедительную концепцию авторской мысла вопреки внешнему кажущемуся хаосу повествования.

Содержание глав, рассказывающих о событиях конпа прошлого века, базирузтся на реально протекавших процессах, но действующие липа все вымышлены, прозаик не использует извэ-стных исторических эпизодов, свидетельств, документов. При этом исторический колорит, несомненно, соблюден, точность мелких деталей свидетельствует о высокой исторической куль туре автора. Он знает марки вин, подаваемых столетие назад в трактирах, фасоны женских платьев того времени, знает, какие романсы пели тогда в провинциальных гостиных, знаком с бытом и укладом жизни крестьянства.

Хинг - драматург оказал несомненное влияние на Хинга-- прозаика. Об этом свидетельствует и чутье к сценячностд жизненных ситуаций, и осязаемость образов, фактурность изображения, и стремление локализовать место действия, и "диалоговый костяк" романа. Диалоги являются таете и основной сшетообразунцей единицей, т.к. именно в разговорах героев раздается мотивация лх последующего действия или поступка. Их "уравновешивают" внутренние монологи , автор-

скле комментарии, зарисовки природы, картинки городской жизни.

В заключении подведены итоги исследования. За рассматриваемое десятилетие словенский исторический роман резко расиирил свои эстетические возможности. Он усовершенствовал прежние и создал новые художественные средства. Его поэтика развивалась в силовом поле поисков всей словенской литературы. Естественно, что она не осталась равнодушной к пробле мам и схрухтурно-стилевнм сдвигам, происходящим в литератур ном процессе Словении в целом. Но,видоизменяя традиционные приемы и формы, вбирая новкз, поэтика перерабатывала их согласно специфика своего жанра, что сказалось на решении множества "частных" художественных проблем: классический подход к историческому контексту сочетается в книгах словен ских писателей с альтернативным ,по отношении к существующим версиям,методом воссоздания исторических событий,с широ ким творческим экспериментом, выраженным в моделировании возможных исторических ситуаций, в напряженно-прерывистом ритме повествования, в стилизации текстов под язык определенной эпохи, в конструировании документов. Анализ рассмотренных в диссертации произведений, отобранных по принципу типологической представительности и с учетом высокого художественного уровня, дал возможность определить характерные к продуктивные типы словенского исторического романа, а также выделить ряд специфических черт, лрисуздах этому кайру. Тяготеняа к1 . смешении разлачннх панровнх образований (каддая из представленных разновидностей исторического романа включает в себя черты философской, интеллектуальней, психологической прозы), повышение роли вымысла и вымышленных героев, большая избирательность в подборе документов, преломлэниз идей экзистенциализма на историческом

материале, расширение функций прошлого, несущего и формообразующую, и идейно-эстетическую нагрузку, - таковы его отличительные особенности.

Авторы исследуемых произведений пользуются различными типами вымысла. Наиболее часто в романах встречается вымысел - деталей, отражающий особенности исторической среды, которая, в силу своей отдаленности во времени и отсутствия источников информации, объективно не могла быть известна писателю. Такая детальная разработанность фона, на котором развивается действие, помогает воссоздать "вещественное" представление об изображаемом времени.меделирует "среду обитания" персонажей. Существенная нехватка документального материала в ряде случаев обуславливает обращение прозаиков к "документальному" вымыслу. Чтобы обосновать и подкрепить свои версии, они вынуждены "црадукпвать" недостающие документальные свидетельства. Непрояснэнность обстоятельств тех или иных эпизодов истории подталкивает некоторых авторов к использованию вымысла-гипотезы.

Продуктивность вымысла заключается, на наш взгляд, в отборе, систематизации, комбинировании его с документальным материалом в соответствии с авторской концепцией героя и эпохи. Не вступая в противоречие с историческими фактами, каждый писатель по-своему трактует исследуемый им отрезок прошлого. Удельный вес авторского субъективного взгляда на историю, на котором основан художественннй вымысел, возрастает.

С проблемой вымысла тесно связана проблема документа. Воссоздание конкретного исторического периода оказывается возможным благодаря тщательному изучению рассматриваемого времени. В анализируемых исторических романах документ выступает как наглядное свидетельство прошлого, как средство

усиления достоверности, как подтверждение авторской концепции героя. Он становится полноправной частью произведения', факты, изложенные в нем, приобретают эстетическую значимость.

Попытка писателей взгля::утъ па исторический процесс во всей его цельности и противоречивости находит воплощение в диалоге прошлого я настоящего. Историческая тема прозы Словении 1970-х, используемая как способ критически увидеть современность, обладает в то же время художественной самостоятельностью. Изменение функций прошлого расширяет рамки исторического жанра, трансформирует представление о традиционной исторической прозе.

Такт/ образом, исторический роман в словенской литературе развивается, образуя несколько основных жанровых модификаций, которнэ сохраняют общую жанровую природу и обнаруживают типологическую общность творческих поисков их авторов, стремящихся изобразить прошлое в его исторической сущности. Обнаруживается тенденция к модернизации этой относительно устойчивой формы: смешение жанровых структур внутри исторического жанра с романными формами вне ого. Расцвет словенского исторического романа продиктован не только общественным или эмоциональными потребностями, но связан с его художественными ресурсами, которые еще отнюдь не исчерпаны.

По теме диссертации опубликованы следтосше работы:

1. А. Хинг "Сокровища госпожи Берты" - НГБИД "Современная зарубежная драматургия", 1987, й 3(71) - 0,1 а.л.

2. Д.Янчар "Триптих о Трубаре" - ЕШШ "Современная зарубежная драматургия", 1989, & 1(81) - 0,7 а.л.

3. Проблемы жанра и жанровой типологии в югославском литера туроведении.- РЕ ШЕОН: Общественные науки за рубежом. Серия 7. Литературоведение. 1991, & 3 - 0,4 а.л.

4. Факт и вымысел в современном историческом романе. Проблемы исторической достовзриосги (на материале словенскоЗ исторической прозы 70-х годов).- Творчество Иво Андрича. Миф, фольклор, история, литература. Материалы и тезисы. Москва, 1992 - 0,12 а.л.

5. Творчество Иво Аддрича. Миф, фольклор, история, литература. Симпозиум к 100—летию со дня роедения писателя. Материалы и тезисы. - ЕЕ ШИШ: Общественные науки за рубежом. Серия 7. Лдтературоведение. 1993, й 3 - 0,За.л.