автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Службы сербским святым по русским рукописям XYI-XIX вв.

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Чишковская, Елена Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Службы сербским святым по русским рукописям XYI-XIX вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Чишковская, Елена Викторовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I ТРАДИЦИЯ ПОЧИТАНИЯ СЕРБСКИХ СВЯТЫХ НА РУСИ

1. Русско-сербские связи в области культуры и искусства в XIV - XVIII веках

2. Общий обзор песнопений святым Савве и Арсению по сербским и русским памятникам

ГЛАВА II СЛУЖБЫ СВЯТЫМ САВВЕ И АРСЕНИЮ СЕРБСКИМ

СЛУЖБА СВЯТОМУ САВВЕ СЕРБСКОМУ

1. Сведения о создании службы, ее авторе, составе, содержании

2. Служба св. Савве по русским богослужебным книгам 50 СЛУЖБА СВЯТОМУ АРСЕНИЮ

1. Сведения о создании службы, ее авторе, составе, содержании

2. Служба св. Арсению по русским богослужебным книгам

ГЛАВА III КОТИРОВАННЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ СВ. САВВЕ И СВ. АРСЕНИЮ СЕРБСКИМ В РУССКИХ РУКОПИСЯХ КОНЦА XVI - XIX ВВ

Йотированные песнопения Савве Сербскому

Йотированные песнопения святому

Арсению Сербскому

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по искусствоведению, Чишковская, Елена Викторовна

В сонме святых русской православной церкви встречаем мы многие имена сербских святых. Это цари (деспоты), правители государства, благоверные князья, святители сербской церкви, преподобные отцы, мученики, блаженные. В русском календаре находим памяти: преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского мироточивого (1200), святого Саввы, архиепископа Сербского (1237), преподобной Параскевы Сербской (XI в.), святого Арсения, архиепископа Сербского (1266), святого Владислава Сербского (1239), святого Саввы И, архиепископа Сербского (1274), святых Евстафия (1285), Иакова (1292), Никодима (1325), Даниила (1338) - архиепископов, св. Иоанникия, патриарха Сербского (1349), святых Стефана Милутина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306), благоверного князя Сербского Лазаря (1389), святого Ефрема, патриарха Сербского (XIV в.), блаженного Стефана (1427) и матери его Милицы (1405) Сербских, святого Василия, епископа Захолмского (XVI в.), правоверной Ангелины, деспотиссы Сербской (XVI в.) и многих других.

Особый день в календаре отводится на поминание всего Собора сербских святых. Жития сербских святых, службы им, песнопения образуют внушительную часть русского агиографического и гимнографического наследия. Как объяснить такую большую роль сербских святых в русской православной традиции? Казалось бы, с одной стороны объяснение очевидно: второе южнославянское влияние органично воспринялось Русской церковью и повлияло на духовное творчество. С ним пришло и почитание южнославянских святых. Вместе с тем имен болгарских святых, македонских, румынских (молдавских), в памятях русского календаря сохранилось не так уж много. Сербы же заняли в нем особое место. Желание осмыслить и объяснить роль сербских святых в русской духовной жизни и стало стимулом к появлению настоящей работы.

Из всего многообразия имен сербских святых, каждое из которых заслуживает отдельных исторических, культурологических, филологических, искусствоведческих исследований, мы остановили свой выбор на двух святителях - Савве и Арсении, и ограничили себя рассмотрением хорошо известных по русским памятникам служб этим святым.

Выбор был обусловлен несколькими обстоятельствами: 1) Святые Савва и Арсений - самые почитаемые святые сербской православной церкви (в этом ряду не хватает лишь святого Симеона, однако служба этому святому почему-то не получила распространения на Руси и не встречается в русских рукописях, потому здесь она не рассматривается); 2) на Руси и Савва, и Арсений признавались и почитались наряду с самыми прославленными русскими угодниками (авторитет Саввы - основателя и первого архиепископа Сербской церкви - и при жизни его и после смерти был невероятно высок во всех православных странах; святой Арсений был канонизирован и признан новым чудотворцем на макариевских соборах 1547-49 годов); 3) службы и иные памятники этим двум святителям появились на Руси раньше других и получили гораздо большую известность, нежели памятники более поздним святым.

Литература, посвященная святым православной церкви по русским памятникам, за последнее десятилетие пополнилась рядом научных исследований, статей, а также изданий, рассчитанных на широкий круг читателей. Характерной особенностью этих работ можно считать применение авторами комплексного метода исследования, расширяющего область научных интересов труда и включающего изучение самых разных - исторических, литературных, архитектурных, иконописных - памятников. Родоначальником такого подхода следует считать проф. М.Н.

Скабаллановича. Его «Праздники», изданные в начале XX столетия, стали первым опытом в изучении одного явления - одного из великих праздников - во всей его полноте с точки зрения истории, археологии, богословия, гимнографии и т.д.

Комплексный подход (изучение всех сохранившихся данных -Жития, проложных Житий, службы, котированных песнопений, икон, истории мощей) был применен ученым И.И.Калигановым в книге «Георгий Новый у восточных славян» (Москва, 2000). Фундаментальное исследование традиции почитания на Руси южнославянского святого Георгия Нового, соженного турками за отказ принять ислам в 1515 году, включает в себя археографические обзоры рукописей со списками памятников, сводные критические издания Житий и службы мученику, варианты котированных песнопений, переведенных в современную нотолинейную нотацию, альбом редких филиграней, иллюстрации.

Идея комплексного подхода в изучении всех доступных памятников воплотилась и в книге, посвященной одной из почитаемых русских святых - великомученнице Параскеве («Святая великомученица Параскева», сост. Ю.К. Евдокимова. М., 1999). Рассчитанная как на ученых, так и на рядовых заинтересованных читателей, эта книга представляет собой сборник всех известных сведений о жизни святой и истории ее почитания на Руси, о русских храмах и иконах, о легендах, литургическом и литературном творчестве, связанных с именем великомученицы. По русским рукописным памятникам здесь приводятся Житие, Чудо, Похвальное слово, акафист, служба, котированные песнопения, снабженные переводом в современную пятилинейную нотацию.

Стремление осмыслить не отдельно взятую часть исторического наследия, отвечающую профессиональным интересам ученого в рамках той или иной специальности, а охватить больший объем сохранившихся материалов, провести параллели между историческими фактами, богослужебными текстами, изображениями на иконах и музыкальными последованиями служб, можно проследить и в ряде статей о святых русской православной церкви. Назовем, например, статьи, опубликованные в 1 номере журнала «Музыкальная академия» за 2001 год: «Слава на Руси святителя Николая» С. Черкасовой (с. 1 - 12), «Истины сказатель и нечестия обличитель» (преподобный Иосиф Волоцкий и службы ему в источниках XVI - XVII вв.) Н. Рамазановой (с. 18 - 24) , «Святой Савва Сербский по русским памятникам» автора настоящей диссертации (с. 12 - 18).

Книги о Георгии Новом и великомученице Параскеве стали образцами научных трудов, на которые мы ориентировались в работе над диссертацией. В конечном варианте именно таким - полным, содержащим все возможные и ныне известные варианты Житий, служб, икон, фресок, песнопений видится нам исследование, посвященное святому Савве Сербскому или святому Арсению Сербскому. Данная диссертация только частично отвечает задуманному, поскольку центральной темой ее являются службы святителям. Мы не рассматривали Жития, иконы, иные памятники. Это связано прежде всего с тем, что рассуждать о вопросах музыкальной теории и практики мы можем лишь в рамках этой области церковного творчества - в области литургики и собственно богослужения, сопровождающегося пением. Однако идея комплексного подхода проявилась в рассмотрении и сопоставлении как певческих, так и не певческих служб, в стремлении проанализировать тексты и напевы с учетом исторического и культурологического контекста конкретного времени.

Таким образом, предметом исследования стала русская гимнография, посвященная святым Савве и Арсению и собственно певческая ее часть. На сегодняшний момент в изучении данной проблематики были сделаны лишь отдельные шаги. В большинстве имеющихся научных работ исследуются вопросы сербской (шире -южнославянской) агиографии и гимнографии, а также их воздействие на русскую литературу. Русские рукописи и русская традиция почитания сербских святых при этом не затрагивались (из ныне известных нам работ мы можем назвать только уже упоминавшуюся книгу о традиции почитания на Руси Георгия Нового, болгарского святого).

Сербская история почитания национальных святых и памятники сербской средневековой литературы прекрасно изучены в самой Сербии. Достаточно перечислить следующие исследования: ТрифуновиЬ Ъ., «Кратак преглед ]угословенских кньижевности среднего века» (Београд, 1976); БогдановиЬ Д., «Старе српске биографще» (Београд, 1968); БогдановиЬ Д., «Истори]а старе српске юьижевности» (Београд, 1980), ТрифуновиЬ Т)., «Белешке о делима у Србл>аку. Студне». (Београд, 1970); ПавловиЬ Д., «Култови лица код Срба и Македонаца» (Смедерево, 1965). Еще в XIX столетии были изданы наиболее известные и значительные агиографические сочинения, такие как Жития свв. Симеона и Саввы иеромонаха Доментиана (ДаничиЬ Т). Доментауан. Живот св. Симеуна и св. Саве. Београд, 1865), «Родослов» архиепископа Данилы (Архиепископ Данило. Животи крал>ева и архиепископа српских, изд. Ъ. ДаничиЬ. Загреб, 1866). Среди изданий XX века видное место занимает собрание сочинений первого архиепископа Саввы (ЪоровиЬ В. Списи св. Саве. Београд; Сремски Карловци, 1928) Србльак - полное собрание служб сербским святым (Белград, 1970 г.); серия «Стара српска юьижевност у 24 кььиге», в которую вошли все самые значительные сочинения сербской средневековой литературы, в том числе сборники: «Сабрани списи/ Свети Сава» (Београд, 1986), «Данило II. Животи кралъева и архиепископа српских службе» (Београд, 1988); «Теодосие Хиландарец. Службе, канони и похвала» (Београд, 1988).

Сербские святые нередко упоминаются в самых различных сочинениях и русских авторов в связи с русской литературой, историей, литургикой. Здесь можно назвать исследования конца XIX -начала XX веков, например «Жития святых, чтимых православною церковью» Филарета, архиепископа черниговского (СПб., 1885); «Пахомий Серб и его агиографические писания» В. Яблонского (СПб., 1908);. «История канонизации святых в русской церкви» Е.Голубинского (М., 1903); «История славянских литератур» А. Пыпина и В. Спасовича (СПб., 1879).

В науке советского периода упоминания сербской агиографии в связи со вторым южнославянским влиянием встречаем в исследованиях русской письменности и литературы. Назовем несколько работ: «Культура Руси эпохи образования русского национального государства» Д.С.Лихачева (М., 1946), «Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV - нач. XV в.) Д.С.Лихачева (М.-Л., 1962 г), «Древнерусская литература XI - XVI вв.» А.С. Орлова (М., 1959); многочисленные сборники научных статей: «Вопросы истории русской средневековой литературы», М., 1947, «Исследования по истории русской литературы XI - XVII вв.», Л., 1974, «Литературные связи древних славян», М.,1968, «Великий путь: Становление русской литературы XI - XVII в», М., 1987., «История русской литературы XI - XVIII веков», М., 1985, «История, культура, этнография и фольклор славянских народов», М.,1993, «Великая Русь: История и художественная культура X - XVII вв.», М., 1995 и др.

Первая попытка осознать роль сербских святых в русской церковной практике была сделана С.И. Смирновым в 1936 году. В статье «Сербские святые в русских рукописях» ученый провел обзор 16 284 рукописей по изданным описаниям наиболее известных рукописных собраний (Горский

A.В, Невоструев К.И., Библиотека Московская Синодальная; Срезневский

B.И., Покровский Ф.И., Библиотека Императорской Академии Наук; Арх.

Леонид, Библиотека графа А. С. Уварова; Попов А., Библиотека А.И.Хлудова; Срезневский В.И., Олонецкие рукописи. Библиотека императорской Академии Наук и т.д. - всего 33 описания). Из 282 рукописей самого различного содержания, включающих Жития, службы, памяти, песнопения и даже просто упоминание какого-либо сербского святого, была составлена таблица, позволяющая сделать предварительные выводы о типах рукописных источников, о приблизительном времени проникновения традиции почитания сербских святых в русскую богослужебную практику, о чтимости того или иного сербского святого.

Службы святым Савве и Арсению сербским по русским источникам были кратко рассмотрены Ф.Г.Спасским в книге «Русское литургическое творчество» (Париж, 1951). Отмечая характерные особенности этих служб, автор высказывает мысль о том, что эти две службы, написанные в Сербии и привезенные на Русь, служили позднее моделями, образцами для создания русской литературы и служб русским святым.

Несмотря на всю важность и необходимость работы, проделанной С.Н.Смирновым и Ф.Г.Спасским, ее все же явно недостаточно. Прежде всего потому, что оба исследователя не работали с рукописными источниками: Спасский рассматривал современные издания Минеи, Смирнову были доступны только вышедшие из печати описания собраний, а потому многие рукописные фонды остались им неохваченными.

Исследования, посвященного бытованию служб сербским святым на Руси по рукописным памятникам, до сих пор не существует. Основной круг вопросов еще ждет своих исследователей: когда и где службы и песнопения сербским святым впервые входят в русскую церковно-певческую практику, каким образом происходит их распространение, каков их «удельный вес» в ряду других песнопений и служб, каково их «окружение» в рукописях, к какому времени относятся наиболее поздние примеры и т.д. Одним из самых интересных вопросов для исследователя и является область богослужебной гимнографии. Изучая службы свв. Савве и Арсению, мы увидели, что тексты их не были созданы в одно и то же время - часть их при составлении службы могла быть заимствована из ранних служб, часть внесена позднее, уже после смерти автора. Таким образом в службах мы выделяли разные пласты текстов, относящихся к разному времени и разным стилям: тексты, близкие или заимствованные из греческой практики (напр. службы святителю Николаю), собственно славянские тексты (те, что сочинялись автором службы) и тексты русского происхождения, вошедшие в службу на Руси в более позднее время. Вычленить тексты разных пластов, выяснить когда и в связи с чем на Руси появились новые тексты, каково их содержание - одна из важных задач исследования, посвященного гимнографии. В настоящей работе мы делали попытку определить происхождение тех или иных текстов, выделить в службе св. Арсению их «русский» слой, однако фундаментальная работа в области богослужебной гимнографии славянских служб по русским источникам еще ждет своего исследователя.

Все эти вопросы включаются в одну из самых актуальных и живых проблем настоящего времени - проблему единства православных народов. Существующая давно, она, однако, получает особый смысл сейчас, в наше время.

Музыкальная сторона служб сербским святым остается самой неизученной частью исторического наследия. В самой Сербии существует ряд исследований, объектом которых являлись песнопения святым, сохранившиеся в югославских архивах и хранилище монастыря Хиландар. В частности музыковед Д.Стефанович в статье «Hojaibe старе српске црквене поезде» приводит обзор сербских певческих рукописей, сохранивших песнопения в честь сербских святых и дает примеры сербских стихир из хиландарских рукописей XVIII столетия. Ученый упоминает также о двух русских певческих рукописях из собрания

Дм.Разумовского, содержащих стихиры св. Савве и Арсению, высказывая предположение, что, вероятно, это не единственные русские источники, сохранившие песнопения сербским святым. Сербская исследовательница Даница Петрович анализирует тексты стихир из этих двух рукописей [101].

Этим работами фактически и ограничивается круг музыковедческих исследований, затрагивающих певческую сторону русской традиции почитания сербских святых.

Русские певческие службы существуют лишь в рукописных списках. Между тем, работа по собиранию, изучению и публикации этих песнопений имеет огромную важность, поскольку русские рукописи -наиболее ранние по времени источники, содержащие песнопения сербским святым. Они датируются концом XVI - началом XVII столетий, тогда как в Сербии котированные рукописи, содержащие подобные песнопения, относятся только к XVIII(!) столетию. Настоящая работа -первая попытка воссоздать небольшую часть внушительного пласта русской гимнографии, связанного с именами сербских святых.

Мы ставили перед собой следующую цель: нарисовать по возможности более полную картину бытования этих двух служб на Руси, в особенности их певческой части по русским источникам XVI - XIX столетий, тем самым внеся свой вклад в создание общего исторического представления о том, что же значили для культуры средневековой Руси взаимосвязи с южными собратьями по вере.

На данном этапе исследования наша задача заключалась в том, чтобы, рассмотрев русские рукописи, содержащие службы и котированные песнопения в честь святых Саввы и Арсения, ответить на вопрос о том, что представляла собой русская традиция почитания сербских святителей и каковы основные особенности певческой стороны этой традиции. Что представляли собой распевы текстов? Изменялись ли они на протяжение столетий или сохраняли свои изначальные свойства? Существовали ли различные распевы одних и тех же текстов? Поиск ответов на эти вопросы определил комплекс задач данной диссертации.

Основными источниками стали русские как певческие, так и непевческие рукописи XV-XIX веков, хранящиеся в наиболее известных рукописных собраниях Москвы и Санкт-Петербурга. Ставя перед собой задачу рассмотрения певческой стороны служб св. Савве и св. Арсению, мы не могли не обратить внимание на непевческие богослужебные рукописи, поскольку именно они дают полное представление о том, в каком виде на Руси была воспринята сербская литературная традиция, вносились ли новые тексты, делались ли сокращения и т.д. Поэтому в работе мы обращались к таким книгам, как Минея месячная на октябрь (память св. Арсения - 28 октября) и январь (память св. Саввы - 14 января) и Стихирарь (годовой и месячный). В рукописных собраниях хранятся различного содержания сборники, в состав которых входят песнопения св. Савве и св. Арсению. Примеры из сборников нами также рассматривались.

Новизна избранной темы предопределила и обусловила методы исследования. Поскольку работа является первой в своем роде, то начальным ее этапом стал непосредственный поиск и отбор необходимых источников. Он проходил по двум направлениям: с помощью просмотра описаний рукописных собраний (рукописи некоторых фондов описаны настолько подробно, что уже в описаниях содержалась нужная информация, таковы, например, описания Московской Синодальной библиотеки А.Горского и К.Невоструева; описание библиотеки А.И.Хлудова А.Попова и ряд других); и работа с собственно рукописями, в состав которых могли входить интересующие нас службы и песнопения (общее количество просмотренных нами рукописей - более двухсот). К отобранным рукописям применялся описательный метод. Результаты этой предварительной, но совершенно необходимой, работы в основной текст диссертации не вошли.

На втором этапе работы уже с конкретными рукописями был применен метод систематизации всех имеющихся данных с учетом датировки, состава службы, содержания текстов по каждой службе (выводы этого этапа исследования приведены во второй главе, в качестве приложения к третьей главе представлены таблицы, в которых к каждому песнопению указан список включающих его рукописей, расположенных в хронологическом порядке). Далее нами использовался метод сравнительно-сопоставительного анализа, на основании которого мы смогли воспроизвести наиболее распространенный в русской церковной практике вариант каждой службы - ее как богослужебной, так и певческой стороны.

Собственно музыковедческая часть исследования заключалась в том, чтобы, сравнив все имеющиеся в нашем распоряжении котированные песнопения, составить представление о том, отличалась ли певческая сторона этих служб единообразием на территории всей Руси, а затем, выбрав наиболее типичные (основные распевы) и часто встречающиеся варианты песнопений, перевести их в нотолинейную нотацию и проанализировать с точки зрения их музыкальных особенностей. Результаты этой работы представлены в третьей главе, в которой даны также краткие комментарии к каждой из стихир. В части музыковедческого анализа, отбора песнопений, их описаний мы опирались на опыт Н.С. Серегиной и использовали предложенные ей в ее исследовании, посвященном песнопениям русских святых, методы анализа текстов и музыкальных последований стихир [68].

Таким образом в диссертации нашли применение следующие методы: метод описания и систематизирования (составление базы данных по каждой службе), метод сравнительно-сопоставительного анализа (сравнение вариантов одной и той же службы, содержащихся в различных рукописях) и, наконец, метод музыкального сравнительного анализа самих стихир, учитывающего наиболее характерный способ распевания текста и его варианты, позволяющего проследить «жизнь» распева во времени.

Диссертация состоит из трех глав.

Первая глава посвящена истории русско-сербских контактов в период средневековья. В основу главы был положен тот общеисторический и общегуманитарный слой фактов и сведений, который хорошо известен, но, однако же, совершенно необходим в нашей работе для понимания той огромной роли, какая отводится сербским святым в русской церковной практике. В этой главе приводятся факты и данные о почитании сербских святителей на Руси, о том, какое значение имели службы св. Савве и св. Арсению Сербским для развития русской агиографической литературы. В рамках первой главы рассматривается также вопрос о взаимодействии певческих традиций Балкан и Руси. На примере общего предварительного анализа русских песнопений св. Савве и св. Арсению делается вывод о том, что все песнопения принадлежат русской традиции церковного пения, а следовательно были созданы на Руси, а не заимствованы от сербов.

Во второй главе дается обзор и анализ непевческих источников. На основе имеющихся рукописей делаются выводы о том, в каком виде на Руси существовали службы святым Савве и Арсению и воссоздается типичный вариант каждой службы. В главе - два больших раздела, каждый посвящен службе одному святому. Структура разделов одинакова:

1, Сведения о создании службы, ее авторе, составе, содержании;

2. Обзор непевческих служб, обнаруженных в русских источниках, описание службы по одной из просмотренных рукописей.

В третьей главе рассматриваются певческие рукописи. Источники трех столетий, имевшиеся в нашем распоряжении, позволили составить достаточно полное представление о том, что представляла собой традиция распевания этих служб, какими свойствами она обладала, как развивалась.

На основе анализа певческих рукописей, мы установили, что каждая из служб имела достаточно устойчивую традицию отправления, то есть на протяжении веков в службах существовал костяк неизменяемых текстов, певшихся на те или иные варианты одних и тех же распевов. Учитывая опыт музыковедов, исследовавших проблему многораспевности в древнерусском певческом искусстве (С.В.Фролов), мы рассматривали все распевы одного текста, разделяя их на: основной распев, вариант основного, производный от основного, иной распев. Это и позволило делать выводы о том, насколько стабильной или изменяемой была традиция распевания того или иного текста, существовали ли различные способы его распевания и т.д.

Эта глава также структурно разделена на две большие части. В первой дается певческое последование службы св. Савве, во второй -святому Арсению. Каждый раздел включает два подраздела:

1. Обзор певческих рукописей, содержащих службу или отдельные песнопения;

2. Певческое последование службы, снабженное комментариями и анализом каждой стихиры.

В заключении излагаются основные выводы, сделанные в ходе проделанной работы. Исследование снабжено дополнительными приложениями. В приложения вошел список рукописных источников, включающих службы обоим святым, а также кратко изложенные Жития святых Саввы и Арсения. Нотное приложение составляет полный свод стихир обеих служб, переведенных в нотолинейную нотацию с прилагающимися таблицами, где к каждому песнопению дается список содержащих его рукописей, расположенных в хронологическом порядке.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Службы сербским святым по русским рукописям XYI-XIX вв."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале первого тысячелетия нашей эры все славянские племена имели общую прародину, общие корни. Ко II - IV векам - времени активной миграции народов, определились три ветви: южная, восточная и западная. Со временем географические, климатические, этнические, культурные различия все больше отдаляли их друг от друга. Каждую из них ждал свой исторический путь.

Несмотря на все различия, народы южной и восточной ветвей на протяжении более десяти веков поддерживали теснейшие связи и сохраняли единство славянского мира, объединенные общей верой и единой письменной церковной культурой. Связи, контакты, обмен духовными ценностями на протяжении столетий инициировался, поддерживался и поощрялся церковными и светскими властями. Как для русской, так и для южнославянских культур, значение этих связей невозможно переоценить.

В начале пути, когда Русь, последовав примеру южных славян, приняла православие, роль балканских культур сыграла огромную роль в становлении русской письменной, и вероятнее всего, певческой, традиций. Получив доступ к богатейшему греческому наследию, русские писцы и певчие знакомились с ним по южнославянским образцам. В литературе -наиболее исследованной области древнерусского искусства - получил распространение термин «культура-посредница», точно отражающий характер взаимоотношений Византии, Балканских народов и Руси. «Славяне общались с Византией не один на один, а через посредство общей им всем промежуточной культуры, в создании которой громадная роль принадлежала болгарам, и в первую очередь - Кириллу и Мефодию, создателям общеславянской письменности и распространителям единого для всех православных славян литературного языка.» [9, 25].

В XIV веке, когда Болгарское и Сербское государства являлись оплотом православия, носителями традиций и высокой культуры, перенятой у греков, на Русь было привезено несчетное число списков самых известных агиографических сочинений греческих авторов в переводах на славянский и собственно сербских и болгарских агиографов. Влияние южнославянских культур испытала на себе не только литература, но и все русское искусство - архитектура, фресковая живопись, искусство книжной миниатюры. Это время в истории Русского государства называют временем второго южнославянского влияния.

С падением Византии и захватом турками Тырново и Белграда, вера и духовная жизнь балканских народов поддерживалась исключительно благодаря русским правителям и русской церкви. С просьбами о помощи сербы и болгары обращались к Иоанну Грозному, Петру Первому, Екатерине Второй и никогда не получали отказа. Благодаря книгам, изданным в Москве, в Сербии и Болгарии в XVIII веке вошла в употребление русская редакция церковно-славянского языка. Не ослабевали связи между Россией и балканскими государствами и в XIX веке.

В настоящей работе мы сделали попытку осмыслить только одну небольшую часть, составляющую, в сумме с многими другими, единство православных культур. Почитание сербских святых на Руси пришло с южнославянским влиянием в XIV - XV веках, и с тех пор русские рукописные источники, содержащие жития, службы, памяти, каноны, тропари, кондаки в честь сербских святых, вплоть до конца XIX столетия являют нам свидетельства тех не всегда очевидных, но чрезвычайно крепких нитей, связывавших наши народы.

Рассмотрение певческой стороны этой традиции привело нас к заключению, что культура южнославянских народов оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры. Но при той благодарности, с какой

Русь принимала духовные богатства от южных братьев, никогда южнославянские ценности не воспринимались у нас буквально - они переосмысливались, видоизменялись, насколько это позволяли церковные каноны, приобретали свой - уже совершенно русский - характер. В службах св. Савве и Арсению это видно ярче всего: служба святому Арсению была расширена за счет русских текстов, а заимствованные из Сербии стихиры были распеты заново(!) - в русской системе осмогласия, в рамках знаменного распева.

Обе службы на Руси имели достаточно устойчивую, единую и мало изменяющуюся традицию отправления. Проанализировав распевы, мы увидели, что «ин-распевы» стихир для этих служб не характерны. В большинстве случаев мы сталкивались с близкими вариантами одного -основного - распева, входящих в рукописи разных собраний и разного времени. Все тексты распеты только в знаменном распеве, то есть певческие службы находятся в центре основного направления развития русской церковно-певческой культуры. На наш взгляд устойчивость традиции и незначительное число ин-распевов говорит о небольшой географии данных певческих служб (в отличие от непевческих служб, известных гораздо более широко). Однако то, что певческие службы мы находим в рукописях самых известных монастырей - центров певческого искусства, подтверждает значимую и важную роль сербских святителей в русской духовной жизни. Роль, признаваемую не только простыми верующими, но и самыми верховными властями, по инициативе которых, видимо, русскими распевщиками и были распеты эти службы.

Исследуя рукописные источники, выявляя службы Савве и Арсению сербским, мы то и дело наталкивались на упоминания других сербских святых. Нам удалось обнаружить певческие службы благоверному князю Лазарю, самодержцу всея земли сербской, и святому Стефану, королю сербскому, ни разу не упоминавшиеся в литературе. Очень часто нам

133 встречались песнопения в честь преподобной Параскевы (Петки) -чрезвычайно чтимой святой на Руси. Представленный здесь круг источников, содержащих службы Савве и Арсению, не является полным перечнем рукописных книг (по техническим причинам нам не удалось в полной мере воспользоваться фондами Государственного Исторического Музея, и еще ряда собраний). Рукописные богатства, связанные с именами сербских святых, еще ждут своих исследователей. Предстоит ответить на многие вопросы, связанные с историей почитания сербских и в целом южнославянских святых на Руси, внеся свою дань в сохранение памятных свидетельств православного единства, в течение долгих веков соединявших восточных и южных славян.

 

Список научной литературыЧишковская, Елена Викторовна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Артамонова Ю.В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI-XVIII веков. Дисс. канд. иск. М., 1998.

2. Бажова А.П. Русско-югославянские отношения во второй половине XVIII века. М„ 1982.

3. Богоявленский С.К. Связи между русскими и сербами в XVII XVIII вв// Славянский сборник. М.: ОГИЗ, 1947. С. 241-261.

4. Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. Л.Д972.

5. Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.

6. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.

7. Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М., 1984.

8. Вздорнов Г.И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV XV вв// Литературные связи древних славян. Л., 1968. С.171-198.

9. Великая Русь: История и художественная культура X XVII века. Т. 1-3/ Сост. Д.Лихачев, Г. Вагнер, Г.Вздорнов, Р.Скрынников. М.,1995.

10. Великий путь: Становление русской литературы XI XVII вв. М., 1987.

11. Виноградов В.Н. Восточный вопрос. Россия и балканские славяне//История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1993. С. 172 180.

12. Вознесенский И., прот. Осмогласные распевы трех последних веков Православной Русской церкви. Вып.1-4. Рига, 1898.

13. Востоков А.Х., Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842.

14. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской православной церкви. 2 т. Сергиев Посад, 1998.

15. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской церкви. Изд 2. М, 1903.

16. Голубинский Е.Е. Краткий очерк истории православных церквей болгарской, сербской и румынской. М., 1871.

17. Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Т. 1-6. М., 1855 1917.

18. Евдокимова. Ю.К. Святая Великомученица Параскева. М., 1999.

19. Жития святых на русском языке изложенные по руководству Четьих-миней св. Димитрия Ростовского. Кн. 5. М., 1904.

20. Жития святых Российской церкви также иверских и славянских местночтимых подвижников благочестия. Т 2. М., 1994.

21. Заболотная Н.В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI-XIV веков: основные типы книг в историко функциональном аспекте. М., 2001.

22. Игнатьев А.А. Богослужебное пение Православной Русской церкви с конца XVI до начала XVIII века по крюковым и нотно-линейным певчим рукописям Соловецкой библиотеки. Казань, 1916.

23. Илич М. Духовные связи Сербии и России через века // Десница сербская. Вып. 1. М., 1997.

24. История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1993.

25. История литератур западных и южных славян: От истоков до середины XVIII века. Т.1.М., 1997.

26. История русской литературы XI XVIII веков. М., 1985.

27. История русской музыки. Вып.Г М., 1990.

28. История Югославии. Т.1.М., 1963.

29. История южных и западных славян. М., 1969.

30. Исследования по истории русской литературы XI XVII вв. JL, 1974.

31. Капитанов И.И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000.

32. Каптерев Н. Приезд в Москву афонского архимандрита Исайи в 1688 г. Творения святых отцов. Кн.З. М., 1889.

33. Каптерев Н. Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII столетиях. Сергиев Посад, 1914.

34. Киприан (Керн), архимандрит. Литургика: гимнография и эортология. М„ 1997.

35. Конотоп А.В. Особенности атрибутации болгарского и других местных распевов в практике украинского певческого искусства XVI XVII веков//Първи конгрес по българистика. София, 1981. С. 92-99.

36. Концевич И.Н. Стяжание духа святого в путях древней Руси. М., 1996.

37. Крещение Руси в трудах русских и советских историков/ Сост.А.Кузьмин, В.Вышегородцев, В.Фокин. М., 1993.

38. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство: Статьи и материалы. М., 1978.

39. Лазарев В.Н. Ковалевская роспись и проблема южнославянских связей в русской живописи XIV века// Русская средневековая живопись: статьи и исследования. М.,1970. С. 234-279.

40. Литературные связи древних славян. М.,1968.

41. Лихачев Д.С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства. М., 1946.

42. Лихачев Д.С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России. М., 1958.

43. Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV нач. XV в.). М.-Л., 1962.

44. Лозовая И.Е. Церковно-певческое искусство // Художественно-эстетическая культура Древней Руси: XI-XVII века. М., 1996. С. 267-299.

45. Мартынов В.И. История богослужебного пения. М., 1994.

46. Металлов В.М. Богослужебное пение русской церкви в период домонгольский. М., 1912.

47. Металлов В.М. Русская симиография: Из области церковно-певческой археологии и палеографии. М., 1912.

48. Минея: Октябрь. Издание московской патриархии. М.Д980.

49. Минея: Январь. Издание московской патриархии. М.Д980.

50. Минея: Октябрий. Издание Московсого подворья свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1995.

51. Минея: Январь. Издание Московсого подворья свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1995.

52. Михайловский Б.В., Пуришев Б.И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи (со второй половины XIV в. до начала XVIII в.) М.-Л, 1941.

53. Музыкальная культура православного мира: Традиции, теория, практика. М., 1994.

54. Мулич М.И. Сербские агеографы XIII -XIV вв. и особенности их стиля// Литературные связи древних славян. Л., 1968. С. 127-143.

55. Описание рукописей и книг, собранных для Императорской Академии наук в Олонецком крае. Труд В.И.Срезневского. СПб, 1813.

56. Описание рукописей Чудовского собрания / Сост. Т.Н.Протасьева. М., 1980.

57. Орлов А.С. Древнерусская литература XI XVI вв. М., 1959.

58. Панин Л.Г. История церковнославянского языка и лингвистическая текстология. Новосибирск, 1995.

59. Покровский А. Знаменный распев. Техническое построение распева на древне-геческих ладах и разбор мелодических строк. Новгород, 1901.

60. Полный Православный богословский энциклопедический словарь. Петр., 1900.

61. Попов А. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А.И.Хлудова. М., 1872.

62. Преображенский А.В. Культовая музыка в России. Л., 1924.

63. Преображенский А.В. Очерк истории церковного пения в России. 2 изд. СПб., 1910.

64. Прохоров Г.М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV веке// Литературные связи древних славян. Л., 1968. С. 86-109.

65. Пыпин А.Н., Спасович В.Д. История славянских литератур. Т.1. 2 изд. СПб., 1879.

66. Разумовский Д.В. Церковное пение в России. Вып. 2. М., 1868.

67. Рамазанова Н.В. «Истины сказатель и нечестия обличитель» (преподобный Иосиф Волоцкий и службы ему в источниках XVI XVII вв.) //Музыкальная академия. Вып. 1 М., 2001. С. 18-24.

68. Серегина Н.С. Песнопения русским святым: По материалам рукописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994.

69. Сизов Е.С. Искусство Москвы периода формирования Русского централизованного государства. М., 1980.

70. Смирнов С.Н. Сербские святые в русских рукописях // Юбилейный сборник русского археологического общества в Королевстве Югославии. Београд, 1936. С 161 -274.

71. Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. Париж, 1951.

72. Срезневский В.И., Покровский Ф.И. Описание рукописного отделения библиотеки Императорской Академии наук. Т. I. СПб., 1910.

73. Тихомиров М.Н. Исторические связи русского народа с южными славянами с древнейших времен до половины XVII века// Славянский сборник. М.: ОГИЗ, 1947. С.125-202.

74. Тихомиров М.Н., Муравьев Л. Русская палеография. М., 1982.

75. Толстой И.И. История и структура славянских литературных языков. М., 1988.

76. Ундольский В. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846.

77. Ундольский В.М. Славяно-русские рукописи В.М.Ундольского. М., 1870.

78. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.

79. Филарет, архиепископ черниговский. Жития святых, чтимых православною церковию. СПб., 1885.

80. Фролов С.В. Эволющия древнерусского певческого искусства и его расцвет в XVI веке: дисс. на соиск. уч. степ. канд. искусств. JI., 1979.

81. Фролов С.В. Многороспевность как типологическое свойство древнерусского певческого искусства// Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам русской хоровой литературы XII XVIII веков). Л., 1983. С. 12-47.

82. Черкасова С. Слава на Руси святителя Николая//Музыкальная академия. Вып. 1. М., 2001. С.1-12.

83. Чишковская Е.В. О специфике южнославянских распевов в русской практике церковного пения XVII века (на примере причастных стихов сербского и болгарского распевов) //Историко-теоретические проблемы музыкознания. М.,1999. С. 63-72.

84. Чишковская Е.В. Святой Савва Сербский по русским памятникам// Музыкальная академия. Вып. 1. М., 2001. С. 12- 18.

85. Шиндин Б.А. Демественный роспев: нотация, попевки, принципы композиции: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. искусств. JL, 1980.

86. Школьник М.Г. Проблемы реконструкции знаменного распева XII -XVII веков: На материале византийского и древнерусского Ирмология. Дисс.канд. иск. М., 1996.

87. Щепкин В.Н. Русская палеография. М., 1999.

88. Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания». СПб., 1908.

89. Яцимирский А.И. Григорий Цамблак. СПб., 1904.

90. Азбучник српске православие цркве по Родослову rpyjnhy. Београд, 1993.

91. БогдановиЬ Д. Старе српске биографще. Београд, 1968.

92. БогдановиЬ Д. Исторща старе српске ккьижевности. Београд, 1980.

93. БогдановиЬ Д. HajcTapnja служба светом Сави. Београд, 1980.

94. Данило II. Животи крал>ева и архиепископа српских службе. Београд, 1988.

95. О Србл>аку. Студне. Београд, 1970.

96. Правила молебна.а CBjarax српских просв]атителе]'. Римник, 1761.

97. ПавловиЬ JI. Култови лица код Срба и Македонаца. Смедерево, 1965.

98. Пено В. Kpojeae као обликотворни принцип у црквено-по.ачской пракси// Зборник Матице српске за сценске уметности и музыку. Вып. 15. Нови-Сад, 1994.

99. ПетровиЬ Д. Византща и западноевропски барок у православно. pycKoj и cpncKoj црквено] музици 17 и 18 века// Зборник Матице српске за сценске уметности и музыку. Вып. 10-11. Нови-Сад, 1992. С.17-21.

100. ПетровичЬ Д. Српска музика и русско-српске культурне везе у XVIII веку// ^гословенские земл>и и Pycnja у XVIII веку. Београд, 1986. С. 303318.

101. Petrovic D. Music for some Serbian saints in manuscripts preserved in Romania in comparison with different melodic version found in other manuscripts // Actes du XIVe congress international des etudes byzantines.-Bucarest, 1971. P. 557 564.

102. Petrovic D. One aspect of the Slavonic oktoechos in four chilandari music manuscripts: Report of the 11th Congress of the International Musicologocal Society: Copenhagen, 1972. Copenhagen, 1975. Vol.11.

103. Сабрани списи/ Свети Сава. Београд, 1986.

104. Србл>ак. Службе, канони, акатисти. Кн. 1-3. Београд, 1970.155

105. СреЬковиЬ П. Творешф Доментауана и Теодосща//Споменик СКА ЗЗ.Београд, 1898.

106. CTaHojeBHh С. Архиепископ Арсенще// Гласник Историског дружтва у Новом Саду, 1932, V. 63.

107. СтсцановиЬ JL. Служба св. Сави. Споменик САНУ. 1990. С 165-175.

108. Stefanovich D.The Serbian musical heritage, Kunl. Vitterhets Historie och Antikvitets Akademiens Konferenser 21.

109. СтефановиЬ Д. nojaibe старе српске црквене поезде. Београд, 1989.

110. СтефановиЬ Д. Стара српска музика. Кн. 15/1. Београд, 1975.

111. СтефановиЬ Д. Црквенно nojaae и црквена музика//Зборник Матице српске за сценске уметности и музику. Нови-Сад, 1994. Вып. 15. С. 23-31.

112. СтефановиЬ Д. Феномен усмене традищуе у преношеау православног литургийског nojaH>a//36opHHK Матице српске за сценске уметности и музику.Вып. 10-11. Нови-Сад, 1992. С. 13-34.

113. Теодосие Хиландарец. Службе, канони и похвала. Београд, 1988.

114. ТрифуновиЬ Ъ. Белешке о делима у Србл>аку. Студне. Београд, 1970. С.271-369.

115. ТрифуновиЬ Ъ. Кратак преглед jyro^OBeHCKHx кн>ижевности среднего века. Београд, 1976.