автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Смысл жизни как нравственная проблема

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Кузнецов, Сергей Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Смысл жизни как нравственная проблема'

Текст диссертации на тему "Смысл жизни как нравственная проблема"

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.И.ГЕРЦЕНА

НА ПРАВАХ РУКОПИСИ

Кузнецов Сергей Владимирович

Смысл жизни как нравственная проблема

Специальность 09.00.05. - этика

Научный руководитель доктор философских наук, профессор Иванов В.Г.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Санкт-Петеррург -

1999

Оглавление

Введение .......................................... 3

Глава 1 Функции и структура осмысления жизни ..... 11

1.1 Регулятивная функция смысла жизни .............. 11

1.2 Осмысление жизни и самоидентификация...........21

Глава 2 Осмысление жизни и ценности..............40

2.1 Интерсубъективный характер осмысления жизни .... 40

2.2 Аксиологический статус человеческой жизни......58

Глава 3 Осмысление жизни и история...............78

3.1 Аксиологический статус истории................. 78

3.2 Ценность истории и роль историка............... 91

Заключение......................................105

Список использованной литературы ................ 111

Введение

Мораль, собственно

говоря, есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.

Иммануил Кант

Для философии и философской этики вопрос о смысле жизни -"во имя чего должно (достойно) жить человеку?" - вечный вопрос. Мыслители всех времен и народов так или иначе касались данного вопроса, если не посвящали последнему свое творчество в целом. Это естественно: в философско-этической теории категория смысла жизни играет системообразующую роль1. В нравственной практике идеал смысла жизни выступает в роли своего рода абсолюта, объясняющего и оправдывающего другие нравственные ценности и нормы. Соответственно, процесс развития "нравственного" сопряжен с теоретической и практической необходимостью все нового обращения к вопросу о смысле жизни со стороны каждого поколения, каждой личности. Нравственное

о

значение вопроса о смысле жизни особенно возрастает в кризисные моменты жизни личности и истории, когда, говоря словами Альбера Камю, задача "решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить", действительно становится фундаментальным вопросом философии.

В какой форме актуальна современная философская постановка вопроса о смысле жизни в качестве нравственной проблемы?

Каждая историческая эпоха актуализирует вопрос о смысле жизни особенным образом. Мораль советского общества, основанная на причудливом сочетании модернистской в своей

сущности идеологии построения нового - бесклассового коммунистического общества и рудиментов средневекового миросозерцания, предполагала поиск некоего единого для всех ответа на вопрос о смысле жизни. Такова в принципе и доминирующая направленность этико-философской рефлексии о смысле жизни: путь к разрешению "рокового вопроса" полагается в познании онтологической сущности мира и самого человека. При этом, одни из мыслителей ставили задачу познания неких трансцендентных сущностей, иные концентрировали внимание на самом человеке (соответственно, трансцендентная и имманентная традиции3) . Однако при всех различиях (как между данными двумя традициями, так и между конкретными концептуальными построениями в рамках последних) этическая сущность вопроса о смысле жизни, согласно большинству концепций, виделась в поиске некоего универсального знания, должного осуществлять стратегическое нравственное ориентирование личности.

Нравственное сознание современной цивилизации, воспроизводство и развитие которой основано на принципах рационализма и прагматизма, не просто допускает мировоззренческий плюрализм, но предполагает его наличие в качестве необходимого условия стабильного общественного развития и прогресса. Соответственно, в рамках этического исследования смысла жизни актуально переосмысление самой проблематичности вопроса о смысле жизни. Оправдана его инверсия: от задачи познания сущности человека в целях определения смысла его жизни - к исследованию самого феномена поиска смысла жизни и его конкретных проявлений в целях углубления самопонимания и взаимопонимания.

Столь же актуальным представляется переосмысление с позиций современного научного мировоззрения теоретических и

практических принципов, на основе которых осуществляется этико-философское рассмотрение вопроса о смысле жизни. В частности, при исследовании феномена поиска человеком смысла жизни следует уделить особое внимание тому существеннейшему обстоятельству, что современная психологически обоснованная антропология не позволяет вести речь о поведении человека как о воплощении "разумного эгоизма". Совершенно справедливо отмечают авторы монографии "Жизненный путь личности", что в этических исследованиях проблемы смысла жизни часто проявляется "неизжитый предрассудок классического рационализма", когда феномен смысла жизни трактуется не иначе, как в качестве сознательно формулируемых личностью жизненных устремлений: "Создается впечатление, что основополагающие смысложизненные ориентации личность избирает с помощью логического анализа, "взвешивая" на весах "этической арифметики", все "pro" и "contra", анализируя соответствие той или иной модели жизненного пути сути человеческого бытия в мире, "измеряя" его мерками этических категорий и т.д. Если это и верно, то лишь для узкого круга людей, отличающихся высоким уровнем рефлексивности и интровертивным типом личности"4. Таким образом, при рассмотрении данной проблемы оправдан отказ не только от поиска некоей универсальной нормативной концепции смысла жизни, но также и от поиска какого либо сугубо рационалистического "ответа" в принципе. Более того: предмет данного исследования должны составить не поиски смысла жизни как такового, но лишь критический анализ каких-либо духовных ориентиров, потенциально ведущих человека к самой возможности осмысленного бытия.

Актуальной задачей в рамках исследования феномена смысла жизни в качестве нравственной проблемы является также расшире-

ние сферы используемого для анализа теоретического и эмпирического материала. Этико-философская мысль является отнюдь не единственным способом нравственного осмысления жизни (как впрочем и сам смысл жизни отнюдь не сводится к "нравственному"). Религия, искусство, наука, политические идеологии и даже обыкновенная "житейская мудрость" предполагают собственное видение сущности проблемы смысла жизни и путей ее разрешения. Своеобразной формой осмысления человеческого бытия представляется обращение к истории. При этом заслуживает внимания не только "всемирная история", но и тот конкретно-исторический контекст, в котором существует личность, то есть присущий ей образ жизни.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблема смысла жизни в отечественной этике в течении последних десятилетий наиболее плодотворно рассматривалась в качестве объекта историко-философских исследований. Их авторами выполнена ценная работа по систематизации существующих концепций смысла жизни в философии, религии и литературе, предложены остроумные формы их классификации. Особо следует отметить труды В.Г.Безносова, В.Л.Губмана, О.И.Джиоева, И.Л.Зеленковой, В.А.Капранова, Т.А.Кузьминой, В.А.Кутырева, Е.С.Протанской, М.М.Рубинштейна, О.Я.Стечкина и др.

В общетеоретическом плане проблема смысла жизни ставилась в идеологических рамках догматизированного марксизма, что делает многие работы "близнецами". Тем не менее, с позиций общетеоретического подхода к проблеме смысла жизни создано немало оригинальных работ. В их числе труды И.Ф.Ведина, З.Гадаинской, Г.Н.Гумницкого, Л.Н.Когана, А.Н.Корха, В.А.Малахова, А.Т.Москаленко, В.Н.Садовникова, В.Ф.Сержантова, Э.С.Трембач, Г.Л.Тульчинского, И.Т.Фролова, В.Н.Шердакова и

др. Особое внимание привлекает ряд коллективных монографий, посвященных взаимосвязи проблемы "смысла жизни" и "образа жизни": "Жизненный путь личности: Вопросы теории и методологии социально-психологического исследования."(Киев, 1987), "Жизнь как творчество: социально - психологический анализ." (Киев, 1985), "Образ жизни: Теоретические и методологические проблемы социально - психологического исследования." (Киев, 1980), "Стиль жизни личности: Теоретические и методологические проблемы." (Киев, 1982).

Как психологический феномен проблема смысла жизни исследована в трудах отечественных ученых К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Б.С.Братуся, М.Е.Бурно, Ю.А.Васильевой, Л.С.Выготского, Б.В.Зейгарника, А.Н.Леонтьева и Д.А. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Ценным материалом являются также исследования многих зарубежных психологов и психотерапевтов: К.Обуховского, Г.Селье, В.Франкла, Э.Фромма, К. Хорни, К.Г.Юнга.

К сожалению, литературе посвященной данной проблеме свойственней интерес почти исключительно к позитивным аспектам феномена смысла жизни. Оптимистический интерес к "идеалам" превалирует над вниманием к "антиидеям", что, впрочем, характерно для этических исследований в целом.

Основная цель исследования - рассмотреть феномен поиска и реализации личностного смысла жизни в качестве нравственного процесса.

Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач:

- анализ функций процесса осмысления жизни;

- анализ структуры процесса осмысления жизни;

- объективация феномена личностного смысла жизни как

иерархизации ценностей;

- анализ нравственного потенциала фундаментальных духовных ценностей (ценности жизни и ценности исторического самосознания).

Методология. Многообразие аспектов проблемы смысла жизни обусловило применение междисциплинарного научного подхода. В процессе работы над исследованием автор обращался к теоретическим положениям и эмпирическому материалу этики, аксиологии, истории философии, социологии, криминологии, а также психологии и психотерапии, медицины.

Методологической основой исследования выступают: интерпретация человека как субъекта деятельности, принцип "отнесения к ценности" (М.Вебер), принцип историзма.

Исходное понятие исследования - смысл - интерпретируется в качестве структурного элемента осознанной деятельности. Данная интерпретация основана на анализе теоретических выводов, сделанных в научных работах отечественных (школа

A.Н.Леонтьева) и зарубежных психологов (К.Обуховского,

B.Франкла, Э.Фромма, К.Г.Юнга и др.), посвященных проблеме "смысла" и "смысла жизни". Были также учтены результаты соответствующих изысканий лингвистики и логики (Г.Фреге, Р.И.Павиленис, Г.Л.Тульчинский, C.K.Ogden, I.A.Richards), феноменологического направления в философии (Э.Гуссерль, Г.Шпет).

Научная новизна исследования заключается в применении междисциплинарного научного подхода для многоаспектного философ-ско-этического анализа феномена осмысления жизни как процесса, в целом выходящего за пределы "нравственного"; в переориентации исследовательского интереса с задачи критической оценки каких либо конкретных нормативных моделей смысла жизни,

на прояснение функции и структуры осмысления жизни. Новизна исследования обусловлена также расширением сферы используемого для анализа нравственного содержания смысла жизни теоретического и эмпирического материала, в том числе - включением в контекст данной темы проблемы исторического самосознания.

На защиту выносятся следующие положения:

Социальная самоидентификация - основополагающий момент процесса осмысления жизни;

Ценности - интерсубъективная форма процесса осмысления жизни;

Историческое самосознание личности - фундаментальная нравственная ценность. Обращение к историческому знанию - один из путей осмысления жизни и избежания экзистенциального вакуума.

Научно-гдэакшическая Значимость. Материалы работы могут быть использованы при проведении лекционных и семинарских занятий по курсу этики, аксиологии личности, а также спецкурсов по проблеме смысла жизни.

Апробация работах. Основные идеи диссертации изложены автором в ряде выступлений: на 3-х международных Санкт-Петербургских религиоведческих чтениях (Санкт-Петербург, 1995), на межвузовской научной конференции "Соболевские чтения" (Санкт-Петербург, 1996), на Всероссийской научно-практической конференции "Россия: прошлое, настоящее, будущее" (Санкт-Петербург, 1996), на межвузовской конференции "Биология и психология: новый синтез" (Санкт-Петербург, 1999). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры эстетики и этики РГПУ им. А.И.Герцена 25 декабря 1998 года.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех

глав, Заключения и Списка использованной литературы.

1 Видимо не будут преувеличением слова о том, что идея смысла жизни часто служит не только завершением какой либо развернутой философско-этической системы, но и ее отправным пунктом. Сложившиеся в сознании мыслителя (социального слоя, эпохи) жизненные установки, нравственные ориентации нередко предопределяют выбор исходных посылок общетеоретических концепций. В некоторых случаях обусловленность предпочтений столь очевидна, что "вся система выглядит как способ оправдания и защиты сложившихся ранее ценностных ориентаций" (Шердаков В.Н. Смысл жизни как философско-этическая проблема//Философские науки. 1985. №2. С.42.)

2 Значение смысла жизни как такового выходит за пределы "нравственного". Подчеркивание нравственного момента смысла жизни обусловлено целенаправленным характером настоящего исследования.

Терминология И.Л.Зеленковой.

Жизненный путь личности (Вопросы теории и методологии социально-психологических. исследований). Киев, 1987. С. 137.

Глава 1 Функции и структура осмысления жизни

Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место и лицо и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению.

Пико делла Мирандола

Жизнь не имеет априорного смысла. Пока вы не живете своей жизнью, она ничего собой не представляет, вы сами должны придать ей смысл.

Жан-Поль Сартр

1.1 Регулятивная функция смысла жизни

Феномен осмысления жизни представляет собой предельную форму процесса осмысления как структурного элемента осознанной деятельности. Содержанием данного процесса (то есть собственно "смыслом") является определение функции объекта в системе целенаправленной деятельности субъекта (шире: в системе целенаправленного субъектного бытия).

Функция самого процесса осмысления (то есть "смысл смысла") - регулятивная. Осмысляя тот или иной объект, индивид формирует некую программу деятельности. Задача на смысл (А.Н.Леонтьев) выступает в роли связующего звена между потребностью, образующей мотив действия и его целью.

Задаваясь вопросом о смысле того или иного объекта человек соотносит данный объект со сферой собственных потребностей5.

При этом, в зависимости от значимости соответствующего объекта-цели, задача на смысл может носить ситуативный (тактический) либо мировоззренческий характер. Так, например, смысл посещения лекций для студента вполне очевиден - он может быть обусловлен необходимостью успешно сдать сессию. Смысл сдачи сессии соотносится с целью закончить вуз. Это - примеры решения задачи на смысл, носящей ситуативныи характер. В данном случае, задача на смысл выполняет функцию регуляции возможного действия в рамках ограниченной в своей значимости для субъекта ситуации и имеет крайне ограниченное влияние либо вовсе не распространяется на какие либо другие действия индивида.

Намного труднее ответить на вопрос: ради чего, собственно говоря, нужно окончить вуз? В данном случае процесс осмысления играет роль конституента деятельности индивида в ее целостности, в ее стратегии и определяет не только способ решения данной конкретной задачи, но также затрагивает устойчивые мировоззренческие отношения индивида к "внешнему миру" и к самому себе в принципе.

"Задача на смысл" может быть различной и по своему содержанию. С одной стороны, она может заключаться в самостоятельном определении функциональных связей объекта (точнее сказать в наделении его таковыми - "события не говорят, что нам делать <...> мы сами создаем на протяжении своей жизни те единственные смыслы, которые они для нас несут"6) . С другой стороны, решение задачи на смысл может лежать в плоскости коммуникации и интерпретации смысла, которым объект уже наделен неким "Другим" (Под "Другим" подразумеваются любой индивид, любая социальная общность, выступающие по отношению к субъекту осмысления в качестве некоего "Не-Я") . Человек

усваивает опыт предшествующих поколений людей в "форме овладения им значениями"7. Однако процесс осмысления не сводится при этом к механическому заимствованию чужого опыта: смысл выступает в сознании человека как то, что непосредственно отражает и несет в себе его собственные жизненные отношения - "смысл порождается не значением, а жизнью"8. Так, наприме