автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Смысложизненные ориентации человека в башкирской мифологии

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Фаткуллина, Альбина Ягануровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Смысложизненные ориентации человека в башкирской мифологии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Фаткуллина, Альбина Ягануровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ЭПОХИ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

§ 1. Смысложизненная рефлексия в мифологии как парадигма социальнофилософского познания.

§ 2. Многообразие смысложизненных поисков в этномифологиях.

Глава И. СМЫСЛОЖИЗНЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В БАШКИРСКОЙ МИФОЛОГИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

§ 1. Смысложизненные ценности в мифологии башкир.

§ 2. Смысл жизни современного общества в контексте башкирской мифологии.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Фаткуллина, Альбина Ягануровна

Актуальность исследования. Интерес к проблеме смысла жизни человека, обозначившийся как в зарубежной, так и в отечественной философской мысли на рубеже веков, не случаен и обусловлен как кардинальным антропологическим поворотом в отечественной философской науке, так и глобальными факторами. Экзистенциальная ситуация современной цивилизации актуализирует проблему смысла жизни человека и поднимает ее на совершенно иной уровень. Сегодня этот традиционный вопрос личностного характера перерастает в глобальный - в проблему смысла жизни Рода человеческого, сохранения самой жизни и предотвращения «глобального суицида». Угроза человечеству исходит от него самого и является результатом неразумности и бессмысленности существующих сегодня его жизненных целей и установок, доминирования потребительски-гедонистического принципа в жизнеустройстве конкретных людей и их безответственности за результаты своей деятельности.

Смысложизненные проблемы особенно обостряются в эпоху социальных потрясений и испытаний. Жизненные реалии современного российского общества, вставшего на путь радикальных либерально-демократических преобразований, свидетельствуют о том, что страна переживает духовный кризис. Реформы привели к многочисленным негативным последствиям: экономическому застою, упадку культуры, падению духовности, потере смысложизненных ориентаций. Место потерянного смысла нередко наполняется «заразой», которая губит человеческую жизнь, - наркотиками, алкоголем, преступлениями и т.д. Как известно, сегодня в России и в Башкортостане особенно остро встала проблема суицидального поведения как полной потери индивидом смысла жизни, как насилия не только над жизнью, но и над смертью. Задача современных исследователей, занимающихся смысложизненной проблематикой, на наш взгляд, заключается прежде всего в выработке таких жизненных смыслов и целей, в том числе и на базе мировоззренческих достижений предшественников, которые помогут обеспечить современникам полноценное, устойчивое, надежное, одухотворенное бытие. Думается, что смысложизненные ориентиры в национальных мифологиях, в частности в мифологии древних башкир, не потеряли своей актуальности и сегодня. В определенном смысле миф вечен, и первосмыслы, заложенные в нем, непреходящи, поэтому современное обращение к мифу обусловлено настоятельной потребностью современного человека, оказавшегося перед лицом как глобальных, так и социальных и личностных проблем, разобраться в фундаментальных основах собственного бытия. Мы присоединяемся к существующей в литературе точке зрения, что «миф и мифопоэтические структуры сознания не только в первобытности, но и в условиях современной цивилизации — это мощное духовное оружие. С его помощью можно возвысить, облагородить человека, воспитывая его на облаченных в формы мифологической образности лучших образцах Добра и Красоты» (В.М. Найдыш). Нет сомнения в том, что символические образы мифа, олицетворявшие стремление древних людей к Добру, Истине и Красоте, и сегодня могут выступать для современных поколений образцовыми формами организации их жизнедеятельности. Считаем, что обращение к проблематике смысла жизни в национальной, в частности башкирской мифологии, и выявление ее духовного потенциала в разрешении смысложизненных вопросов современного человека, весьма актуально.

Степень научной разработанности проблемы. Проблеме смысла жизни человека, осмыслению диалектики жизни и смерти, конечности человеческого существования и бессмертия посвящены многочисленные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей прошлого и современности самых различных направлений (культурологов, философов, социологов и т.д.)

Особый интерес представляют работы зарубежных философов-экзистенциалистов 20 века - А.Камю, Ж.- П. Сартра, М.Хайдеггера, К. Ясперса и др.,1 поднявших проблему смысложизненного выбора человека.

1 См.:Камю А. Миф о Сизифе; Бунтующий человек.- Минск, 1998; Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения. - М., 1994; Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. - М., 1991; Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М., 1991 и др.

Смысложизненная проблема (как проблема духовно-нравственная и личностная) широко разрабатывалась представителями русской философии кон. XIX - нач. XX вв.: H.A. Бердяевым, А.И. Введенским, Н.Я. Гротом, Н.И. Кареевым, JI.M. Лопатиным, В.В. Розановым, B.C. Соловьевым, E.H. Трубецким, C.JI. Франком и др.1

В работах современных отечественных исследователей А.Е.Балашова, Б.Н.Бессонова, Ю.Г.Боженкова, Л.Н.Когана и др . анализируется социально-деятельностный аспект проблемы смысла жизни. Исследования В.М. Голубчикова, И.Я. Зеленковой, А.Т Москаленко, Л.А. Мясниковой, О.Н. Назаровой, В.Ф. Сержантова, Н.М. Тверской и др.3 посвящены рассмотрению смысложизненной проблематики с этических позиций.

Разработкой различных аспектов проблемы смысла жизни в последние годы активно занимаются представители философской школы Башкортостана: Д.М.Азаматов, Т.В.Георгиади, А.В.Лукьянов, С.А.Мухамедьянов, С.М.Поздяева, Т.Ю.Порошина, З.Я.Рахматуллина, П.А.Сухоплюев, В.Н.Финогентов, Р.В.Ханова и др.4

1 См.: Бердяев H.A. О назначении человека.- М., 1998; Введенский А.И. Условия позволительности веры в смысл жизни // Введенский А.И. Статьи по философии.- СПб., 1996; Грот Н.Я. Устои нравственной жизни // Смысл жизни в русской философии: конца XIX - нач. XX века. - СПб., 1995; Кареев Н.И. Мысли об основах нравственности // Смысл жизни в русской философии: кон. XIX -нач. XX века - СПб., 1995; Лопатин J1.M. Теоретические основы сознательной нравственной жизни // Смысл жизни в русской философии: кон. XIX - нач. XX века.- СПб., 1995; Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни в русской философии: кон. XIX - нач. XX века - СПб., 1995; Соловьев B.C. Идолы и идеалы // Смысл жизни в русской философии: кон. XIX - нач. XX века.-СПб., 1995; Трубецкой E.H. Смысл жизни.- М., 1994; Франк СЛ. Смысл жизни // Вопросы философии.- 1990.- № 6; Он же. Реальность и человек,- М., 1997; Он же. Духовные основы общества - М., 1992 и др.

2 См.: Балашов А.Е. Жизнь, смерть, бессмертие. - М., 1996; Бессонов Б.Н. Назначение человека.- М., 1995; Боженков Ю.Г. Помни о смерти, но постарайся жить долго.- Омск, 1997; Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. - М., 1984; Он же. Жизнь как бессмертие // Вопросы философии.-1994. - № 12 и др.

3 См.: Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть: Поиски смысла (этические аспекты явления).- М., 1994; Зеленкова И.Я. Проблема смысла жизни.- Минск, 1988; Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность.- Новосибирск, 1989; Мясникова Л.А. Тайна и смысл индивидуального бытия.- Екатеринбург, 1993; Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия».- М., 1989 и др.

4 См.: Азаматов Д.М., Порошина Т.Ю. Смысл жизни - философские и психологические аспекты в практическом исследовании // Человек. Общество. Образование: Межвузовский сборник- Уфа, 2000; Георгиади Т.В. Проблема соотношения жизни и смерти в социокультурном опыте России // Дисс. канд. филос. наук - Уфа, 2003; Лукьянов A.B. Философия, предвидение, духовность.- Уфа,

Проблемы мифологии нашли разностороннее осмысление в научных исследованиях как зарубежных, так и отечественных ученых прошлого и современности. В частности, в работах этнологов 20 в. (Б.Малиновского, Дж.Фрэзера и др.)1 рассматривается фундаментальная роль мифологии в жизни первобытного общества и эволюции его некоторых социальных институтов. В работах Э. Кассирера (в отличие от исследований представителя французской социологической школы Л. Леви - Брюля, подчеркивающего иррационализма мифа) обосновывается значение мифа как важнейшей «символической» деятельности и выявляются его рациональные элементы К.Леви-Стросс описал мифологию как проявление своеобразного, но достаточно плодотворного мышления древнего человека.4 Из современных зарубежных исследователей мифологии особый интерес представляют работы М.Элиаде, в которых миф осмысливается как «подлинное, реальное событие», служащее примером для подражания.5

Для отечественных исследователей осмысление мифотворчества и мифологии оказалось плодотворным в двух направлениях: философско-религиоведческом (H.A. Кряжева, H.A. Лившиц, В.М. Найдыш, В.М. Пивоев, А.Г.

1993; Мухамедьянов С.А. Человеческая смерть: социально-философский анализ: Дисс. . докт. филос. наук- Уфа, 1999; Поздяева С.М., Георгиади Т.В. Жизнь и смерть: взгляд мифологии, религии и философии - Уфа, 2000; Порошина Т.Ю. Социально-философский анализ становления смысла жизни человека: Дисс. . канд. филос. наук.- Уфа, 2002; Рахматуллина З.Я. Вопрос о смысле жизни как глобальная проблема современности // Социальные регуляторы человеческой деятельности: философия, методология и прикладные технологии - Уфа, 1995; Сухоплюев П.А. Смысл жизни человека: философско-концептуальный анализ: Дисс. . канд. филос. наук - Уфа, 2000; Финогентов В.Н. «. И ропщет мыслящий тростник» (О бессмысленности и смысле жизни человека. О временном и вечном в бытии человека. О свободе и несвободе человека).- Уфа, 2000; Ханова Р.В. Социально-философский анализ идеи бессмертия: Дисс. . канд. филос. наук.- Уфа, 2000 и др.

См.: Малиновский Б. Магия, наука и религия // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев- М., 1994; Он же. Научная теория культуры.- М., 1999; Фрэзер Дж. Золотая ветвь- М., 1983 и др.

2 См.: Кассирер Э. Избранные. Опыт о человеке. - М., 1998.

3 См., например: Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении.- М., 1994.

4 См.: Леви-Стросс К. Структурная антропология.- М., 1983, Он же. Первобытное мышление.- М., 1994.

5 См.: Элиаде М. Священное и мирское - М., 1994; Он же. Аспекты мифа.- М., 2000 и др.

Спиркин, А.П. Соловьев, М.И. Шахнович и др.)1 и литературоведческом (Е.М. Мелетинский, В.Н. Топоров и др.) Исследования Н.И. Костомарова, А.Ф. Лосева, М.И. Стеблин-Каменского, П.А. Федоренко и др.3 посвящены анализу различных этномифологий.

Различные аспекты мифотворчества башкир нашли отражение в исследованиях башкирских филологов (Г.Х.Бухаровой, С.Галина, А.Н.Киреева, Ф.А.Надршиной, Р.Ражапова, А.М.Сулейманова, Р.А.Султангареевой, А.И.Харисова, Ф.Г.Хисаметдиновой, Г.Б.Хусаинова и др.)4; историков (С.А.Галлямова, Н.А.Мажитова, Ф.Т.Кузбекова, А.Н.Сулеймановой и др.)5 этнографов (Н.В.Бикбулатова, Р.Н.Сулеймановой, Р.З.Янгузина и др.)6; философов (А.Р.Абдуллина, Д.Ж.Валеева, Т.В.Георгиади, А.Х.Давлеткулова,

А.Зарипова, Л.А.Иткуловой, З.Назаровой, З.Я.Рахматуллиной, Г.Г.Салихова, 1

Р.В.Хановой и др.). В ряде философских работ поднимается и анализируется

См.: Кряжева H.A. Миф как социальный феномен: от архаики к современности: Дисс. . канд. филос. наук.-Уфа, 2002; Лившиц М.А. Мифология древняя и современная - М., 1980; Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма - М., 2002; Пивоев В.М. Миф в системе культуры - Петрозаводск, 1991; Он же. Мифологическое сознание как способ освоения мира.-Петрозаводск, 1991; Спиркин А.Г. Происхождение сознания- М., 1960; Соловьев А.П. Онтологические и метафизические аспекты мифотворчества: Дисс. . канд. филос. наук.- Уфа, 2003; Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии.- М., 1971 и др.

2См.: Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.-М., 1976; Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках - М., 1988 и др.

См.: Костомаров Н.И. Славянская мифилогия - М., 1995; Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии-М., 1957; Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии.-Л., 1967; Он же. Древнескандинавская литература- М., 1979; Федоренко П.А. Древние памятники китайской литературы —М., 1978 и т.д.

4Бухарова Г.Х. Башкирская мифотопонимия: Дисс. . канд. филол. наук.- Уфа, 1998; Галин С. Башкирский мифологический эпос.- Уфа, 1998; Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос - Уфа, 1970; Надршина Ф.А. Память народная (на башк. языке).- Уфа, 1992; Сулейманов A.M., Ражапов Р. Башкирский народный архаический эпос (на башк. языке).- Уфа, 1999; Султангареева P.A. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа.- Уфа, 1998; Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа.- Уфа, 1973; Хисаметдинова Ф.Г. Башкирская мифология (на башк. языке).- Уфа, 2002; Хусаинов Г.Б. Башкирские мифы // Ватандаш.- 1998.- № 8 идр;

5См.: Галлямов С.А. Эпос // Шонкар- 1995 - № 2; Мажитов H.A., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века - Уфа, 1994; Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир.- Уфа, 1997 и др. бСм.: Бикбулатов Н.В. Башкиры. Краткий этноисторический справочник.- Уфа, 1995; Сулейманова Р.Н. Доисламские верования и обряды башкир: Дисс. . канд. истор. наук.- Уфа, 1994; Янгузин Р.З. Хозяйство башкир дореволюционной России - Уфа, 1989 и др.

7См.: Абдуллин А.Р. Культура и символ- Уфа, 1999; Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. - Уфа, 1989; Он же. Очерки истории общественной мысли Башкортостана- Уфа, 1995; Георгиади Т.В. Указ. соч.; Давлеткулов А.Х. Проблемы смысложизненная проблематика в конкретных мифопоэтических сказаниях башкир, в частности, в героическом эпосе «Урал-батыр», выросшем на мифологической основе1. В то же время проблема смысла жизни человека в башкирской мифологии в целом не становилась предметом отдельного философского рассмотрения.

Объект исследования: Духовный мир человека мифологической эпохи. Предмет исследования: Смысложизненные ориентации в мифологии башкир. Цели и задачи исследования: Выявить смысложизненные ориентиры в башкирской мифологии и определить их значение для современного общества. С учетом поставленной цели решались следующие задачи:

- выявить конкретные смысложизненные ориентации в существовании человека мифологической эпохи;

- рассмотреть специфику объективации смысложизненной проблематики в конкретных этномифологиях (восточной: индийской, китайской, египетской; западной: греческой и исландской; восточно-славянской);

- охарактеризовать смысложизненные ценности в мифологии башкир;

- определить значение смысложизненных ориентаций в башкирской мифологии для современного общества.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой работы является социокультурный подход. Кроме того, использованы элементы аксиологического подхода, а также принцип историзма. Теоретической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных художественно-эстетического осмысления истории этноса в башкирском эпосе (Опыт социально-философского анализа).- Уфа, 1998; Зарипов А. Башкирский эпос: идея этноса и ее развитие // Ватандаш.- 2000.- № 1; Иткулова Л.А. Нравственный выбор в башкирской сказке (Философско-мировоззренческий анализ).- Уфа, 2002; Назарова 3. Архетипы и символы в эпосе Урал-батыр // Ватандаш.- 2001 — № 9; Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ).-Уфа, 2000; Она же. Башкирский национальный дух (социально-философский очерк).- Уфа, 2002; Салихов Г.Г. Картина мира в башкирском фольклоре: Дисс. канд. филос. наук.- Уфа, 1992; Ханова Р.В. Указ. соч. и др.

См., например: Рахматуллина З.Я., Фаткуллина А.Я. Смысложизненные максимы эпического сказания об Урал-батыре и их значение для современных поколений // Эпос «Урал-батыр» и мифология.- Уфа, 2003; Рахматуллина З.Н. Идеи бессмертия в башкирском эпосе «Урал-батыр» // Там же; Ханова Р.В. Осмысление бессмертия в башкирском эпосе «Урал-батыр» // Культура народов Башкортостана (прошлое и современность).- Уфа, 2003 и др. исследователей прошлого и современности в области социальной философии, этики, мифологии, культурологии, социологии, антропологии, истории, психологии и др.

Эмпирическая база исследования. Использование конкретных источников и материалов по этномифологиям (индийской, китайской, египетской, греческой, исландской, восточно-славянской), фольклорных и мифопоэтических сборников позволило проиллюстрировать и обосновать основные теоретические положения и выводы автора. Для аргументации идей диссертации привлекались современная научно-гуманитарная периодика и данные социологических исследований, характеризующих духовное состояние современного российского общества.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором:

- обоснована сущность категории «смысл жизни» как ценностного понятия, связанного с такими категориями, как «счастье», «идеал», «ответственность» (перед природой, обществом, другими, собой);

- выявлены два уровня смысложизненной рефлексии в мифологическом сознании: первый (коллективный) уровень нашел отражение в тотемистических мифах, анимистических верованиях, фетишизме, магии, где смысл жизни определяется объективно значимыми целями первобытного коллектива: сохранением гармонии с миром природы и служением мифологическим покровителям во имя физического выживания и обеспечения надежного, гарантированного бытия родового общества; второй (личностный) уровень обусловлен становлением личностного начала и нашел отражение в мифологии героической эпохи (в героических мифах), где смысл жизни определяется прежде всего духовно-нравственными целями;

- доказано, что в этномифологиях (в частности, индийской, китайской, египетской, греческой, исландской, восточно-славянской) были высказаны фундаментальные идеи - смысложизненные ориентации для последующих поколений, важные для сохранения современной цивилизации, общества и человека (целостность природы и человека, единство свободы и ответственности, единство индивида и человечества, индивида и народа);

- выявлены специфические смысложизненные ценности в мифологии башкир (творчество добра, служение родному народу, патриотизм и гражданственность, экологизм, уважительное отношение к старшему поколению, создание семьи на основе любви и взаимоуважения);

- обоснована мысль, что смысложизненные ориентации башкирской мифологии актуальны для современности и заключают в себе огромный духоформирующий потенциал, способный помочь современным поколениям в преодолении нынешней бездуховности.

Теоретическая и практическая значимость работы. Смысложизненные ценности, выявленные в башкирской мифологии, дают возможность по-новому взглянуть на многие социальные и духовные процессы в жизни российского, а также башкирского общества. Выводы исследования важны для выработки тех смысложизненных ориентиров, которые смогут обеспечить современным и будущим поколениям надежное, гарантированное и одухотворенное существование в гармонии с природой, обществом и с собственным «я».

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в преподавании социальной философии, этики, мифологии, культурологии, социологии, в разработке спецкурсов по дискуссионным вопросам современной этической науки, по проблемам башкирской культуры и духовности.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации докладывались на следующих научных конференциях и конгрессах: Межрегиональная научная конференция «Мать и дитя у народов Башкортостана» (Уфа, 2001); Конгресс этнографов и антропологов России (Нальчик, 2001); Региональная научно-практическая конференция «Социальные конфликты: междисциплинарный подход» (Уфа, 2002); III Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону,

2002); V Конгресс этнографов и антропологов России (Омск, 2003); Всероссийская научная конференция «Эпос «Урал-батыр» и мифология» (Уфа,

2003); Региональная научная конференция «Культурное наследие народов Башкортостана» (Уфа, 2003) и др., а также нашли отражения в научных публикациях автора. Общий объем публикаций по теме составил 1,8 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 260 наименований. Общий объем диссертации - 133 страницы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Смысложизненные ориентации человека в башкирской мифологии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итоги данного исследования, можно подчеркнуть следующее.

1. Категория «смысл жизни» - это регулятивное понятие, присущее любой мировоззренческой системе, в том числе и мифологической, которое оправдывает и истолковывает характерные для этой системы моральные нормы и ценности, показывает, во имя какой цели необходима предписываемая ими деятельность. Под смыслом жизни мы понимаем осознание индивидом основного содержания своей жизнедеятельности, как прошлой и настоящей, так и будущей, которое определяет его место и значение в жизни общества и придает человеку уверенность в том, что его индивидуальная жизнь нужна и ему самому, и окружающим, и обществу. Смысложизненный выбор каждого свой, скопировать с кого-то и построить жизнь по чужому сценарию невозможно: смысл жизни должен быть осознан, определен, намечен самим индивидом. Смысл жизни - это основной стержень убеждений человека, его принципов, целей, который является импульсом, толчком всей жизнедеятельности, вне зависимости от мировоззренческих установок.

2. Смысложизненная рефлексия была неотъемлемой составляющей уже мифологического сознания. Мифология - система смысложизненных ориентаций, организующих мысль, поведение и деятельность первобытного человека и защищающих, стабилизирующих, обосновывающих существующий социальный порядок в целях сохранения и выживания кровнородственного коллектива в его взаимодействиях с внешним миром.

3. По мере развития воззрений древних людей на мир, на свое место в нем наблюдается и усложнение взглядов на предназначение и цели человеческой жизни. Мы выделили два уровня смысложизненной рефлексии мифологического человека. Первый (коллективный) уровень смысложизненной рефлексии древнего человека связан с сохранением жизни коллектива в условиях негарантированного выживания, для чего использовались все реальные и иллюзорные средства: практические знания, элементы мифологического мироотношения - магия, тотемизм, анимизм, фетишизм. На втором (личностном) уровне смысложизненной рефлексии служение мифологическим божествам и существам во имя выживания постепенно сменяется нравственными ориентирами. Смысложизненный выбор в сознании человека наполняется качественно новым, а именно духовным содержанием. Поиск смысла жизни на ранних стадиях мифологического постижения мира по преимуществу велся не внутри, а вовне, не в «микрокосмосе» индивидуального самосознания, а в «макрокосмосе» восприятия родовым коллективом окружающего природного и социального мира. Для ранней (архаической) мифологии характерно то, что смысложизненная рефлексия связана не с метафизикой или этической проблематикой, а с насущными, жизненно важными практическими потребностями родовой общины, обеспечением надежного бытия, предотвращением несчастий и болезней, т.е. ее выживанием и самосохранением. Для поздней (героической) мифологии смысложизненная рефлексия связана прежде всего с осмыслением различных форм иммортализации, достижением духовного бессмертия (в памяти потомков, в героической славе и т.д.).

4. В рассмотренных нами этномифологиях (индийской, китайской, египетской (восточной), греческой и исландской (западной) и восточно-славянской) актуализированы жизненно важные смыслы, необходимые как для физического выживания родового коллектива (в архаический период), так и для духовного самосовершенствования человека, для его нравственного бессмертия (в героический период). В них еще в зачаточной форме были высказаны озвученные впоследствии во всех философских системах фундаментальные идеи -смысложизненные ориентации: это такие «великие, такие старые и такие новые мировоззренческие идеи: единство: целостность мира, Вселенной, космоса и человека; единство свободы и ответственности, прав и свобод личности, единство индивида и человечества, индивида и народа, народа, нации и других наций, народов человечества. Это, говоря обобщенно, строго устанавливаемое и обосновываемое единство Блага, Истины и Красоты как философских и жизненных ценностей» (Н.В. Мотрошилова).

5. В башкирской мифологии мы выделили следующие смысложизненные ценности:

- служение родной земле, родному народу, патриотизм и гражданственность;

- защита обездоленных, униженных, угнетенных, установление принципов социальной справедливости;

- творчество и умножение добра, уничтожение зла во всех его проявлениях;

- экологизм, защита окружающей среды и любовь к родной природе;

- почтительное и уважительное отношение к старшему поколению;

- создание надежной и сильной семьи на основе взаимного уважения, поддержки и любви.

Эти ценностные ориентиры необходимы современному человеку, освоившему компьютер, шагнувшему в мир рыночных отношений, растерявшемуся в хаосе социальной неразберихи, чтобы жить в согласии с собственным «Я», с другими, с обществом, с природой.

Безусловно, данное диссертационное исследование не исчерпывает всего многообразия и сложности проблем, связанных с осмыслением обозначенной в работе темы. На наш взгляд, предметом отдельного философского рассмотрения могут стать вопросы, связанные с выявлением специфики смысложизненной проблематики в конкретных этномифологиях. Более углубленного изучения требует выявление места и роли, в частности, таких фундаментальных духоформирующих начал, как религия и искусство, в формировании смысла жизни современных поколений.

 

Список научной литературыФаткуллина, Альбина Ягануровна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдуллин А.Р. Культура и символ Уфа: Гилем, 1999 - 217 с.

2. Азаматов A.M., Порошина Т.Ю. Смысл жизни философские и психологические аспекты в практическом исследовании // Человек. Общество. Образование: Межвузовский сборник - Уфа: Изд-во БГМУ, 2000.- С. 23-26.

3. Анисимов С.Ф. Ценности реальнее и мнимые (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры).- М.: Мысль, 1970.-183 с.

4. Анисимов С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия 2001.- № 1.- С. 26-36.

5. Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее: Социальные последствия НТР: год 2000-М.: Мысль, 1986.-205 с.

6. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов-СПб.: Наука, 1993.-240 с.

7. Балашов А.Е. Жизнь, смерть, бессмертие.- М.: Academia, 1996 96 с.

8. Барулин B.C. Социально-философская антропология М.: Онега, 1994 - 252 с.

9. Батенин С.С. Человек в его истории Л.: Изд-во ЛГУ, 1976 - 295 с.

10. Башкирские народные предания и легенды (на башк. и русск. яз.).— Уфа: Китап, 2001.-468 с.

11. Башкирское народное творчество. Т. 1. Эпос,- Уфа: Башк. книжное изд-во, 1987.-544 с.

12. Башкирское народное творчество. Т. 2. Предания и легенды.- Уфа: Башк. книжное изд-во, 1987 576 с.

13. Башкирское народное творчество. Т. 7. Пословицы, поговорки. Приметы. Загадки-Уфа: Китап, 1993.-464 с.

14. Башкирские предания и легенды.— Уфа: Башк. книжное изд-во, 1985 288 с.

15. Бердяев Н.А. О назначении человека.— М.: Терра Книжный клуб: Республика, 1998.-382 с.

16. Бердяев H.A. Смысл истории.-М.: Мысль, 1990 175 с.

17. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря.- М.: Республика, 1995 383 с.

18. Бессонов Б.Н. Назначение человека- М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 1995 103 с.

19. Бикбулатов Н.В. Башкиры. Краткий этноисторический справочник-Уфа: УНЦ РАН, 1995.-34 с.

20. Бикбулатов Н.В., Юсупов P.M., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: этническая история и традиционная культура- Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 2002.- 248 с.

21. Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие-М.: Сфера, 1997.-471 с.

22. Блюмкин В. А. Этика и жизнь-М.: Политиздат, 1987 111 с.

23. Богопольская JI. Как научить доброте.-Л.: Лениздат, 1984.- 62 с.

24. Боженков Ю.Г. Помни о смерти, но постарайся жить долго.- Омск: Омская гос. мед. академия, 1997.-230 с.

25. Боровский Я.Е. Мифологический мир древних киевлян Киев: Наукова думка, 1982.-104 с.

26. Бубер М. Два образа веры М.: Республика, 1995 - 464 с.

27. Бухарова Г.Х. Башкирская мифотопонимия: Дисс. . канд. филол. наук.— Уфа, 1988.-287 с.

28. Буянов B.C. Научное мировоззрение: социально-философский аспект.- М.: Политиздат, 1987.-208 с.

29. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее-Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989.-256 с.

30. Валеев Д.Ж. История общественной мысли Башкортостана Уфа: БГУ, Акад. наук РБ, 1994.-223 с.

31. Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана.- Уфа: Китап, 1995.-224 с.

32. Василенко Л.И. Магия: старое злое и новое благо // Вопросы философии-1994.-№2-С. 25-34.

33. Введенский А.И. Условие позволительности веры в смысл жизни // Смысл жизни в русской философии. Конец 19 нач. 20 века - СПб.: Наука, 1995-С.40-74.

34. Введение в философию-М.: Просвещение, 1995.-256 с.

35. ВишевИ.В. Проблема личного бессмертия-Новосибирск: Наука, 1990 —36. С. 40-74.

36. ВограликВ.Г. О сущности, смысле и цели жизни-Н.Новгород, 1996.-31 с.

37. Галин С.А. Башкирский мифологический эпос.- Уфа, БИРО, 1998 103 с.

38. Галлямов С.А. Эпос // Шонкар.- 1995.-№ 2.- С. 32-33.

39. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопримечательностей. Ч. 1.-СП6., 1799.-76 с.

40. Георгиади Т.В. Проблема соотношения жизни и смерти в социокультурном опыте России. Дисс. . канд. филос. наук-Уфа, 2000 170 с.

41. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности- М.: Прогресс, 1990— 495 с.

42. Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть: Поиски смысла (Этические аспекты явления).- М.: Наука, 1994- 302 с.

43. Голосовкер Я.Э. Логика мифа М.: Наука, 1987.-217 с.

44. Гомер. Илиада. Пер. с древнегреч. Н.Гнедича.-М.: Правда, 1985.-432 с.

45. Григорьян Б.Т. Философия о ценности человека М.: Политиздат, 1973.- 320 с.

46. Григорьян Б.Т. Философская антропология (критический очерк).— М.: Мысль, 1982.-188 с.

47. Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология М.: Наука, 1974 — 419 с.

48. Гумницкий Г.Н. Смысл жизни, счастье, мораль // Новое в жизни, науке, технике. Сер «этика»-М.: Знание, 1981.-№ 7.-64 с.

49. Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности М.: Молодая гвардия, 1988 — 271 с.

50. Давлеткулов А.Х. Проблемы художественно-эстетического осмысления истории этноса в башкирском эпосе (Опыт социально-философского анализа).-Уфа: Башгоспединститут: РИО «Иммунопрепарат», 1998,- 214 с.

51. Делез Ж. Логика смысла-М.: Изд-во центр «Академия», 1995.-297 с.

52. Древнекитайская философия. Т. 1.-М.: Мысль, 1972.-363 с.

53. Дубко Е.Л. Мораль как предрассудок // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия.-2001.-№ 1.-С. 61-73.

54. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада М., 1990.- 247 с.

55. Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство личности // Философские науки.- 1990.-№ 5.- С. 116-120.

56. Евстафеева Е.А. К анализу феномена веры // Философские науки- 1984 — №6.- С. 71-76.

57. Евсюков В.В. Мифы о мироздании: Вселенная в религиозно-мифологических представлениях.-М.: Политиздат, 1986 110 с.

58. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной-Новосибирск.: Наука, 1988 175 с.

59. Егидес П.М. Марксистская концепция смысла жизни,- М.: Знание, 1966 48 с.

60. Елизаров В.В. Демографический кризис в России: факторы и последствия // Глобальные проблемы демографического перехода и Россия. Цикл публичных дискуссий «Россия в глобальном контексте». Вып. 2.-М., 2001.-48-54 с.

61. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура: Курс лекций: В 2 ч. Ч. I. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996 - 160 с.

62. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура: Курс лекций: В 2 ч. Ч. II. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997 - 220 с.

63. Жизнь и смерть: загадки и противоречия М.: Знание, 1990 - 64 с.

64. Завьялова Л.В., Завьялов Б.М. Человек: трагическое самоопределение в мире // Человек Философия — Гуманизм. В 7 т. Т. 7. Философия и проблема человека-СПб: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 1997-С. 237-239.

65. Зарипов А. Башкирский эпос: идея этноса и ее развитие // Ватандаш 2002 - С. 132-145.

66. Зеленкова И.Л. Проблема смысла жизни (опыт историко-этического исследования).-Минск, 1988.- 125 с.

67. Зеленкова И.Л., БеляеваЕ.В. Этика-Минск: Тетра-Системс, 1997.-386 с.

68. Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология М.: Наука, 1964328 с.

69. Зыбковец В.Ф. Дорелигиозная эпоха. К истории формирования общественного сознания,- М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1959.— 248 с.

70. Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека Киев: Наукова Думка, 1980 - 187 с.

71. Иорданский В.Б. Хаос и гармония-М.: Наука, 1982.-343 с.

72. История Башкортостана с древнейших времен до 69-х годов XIX века.- Уфа: Китап, 1996.- 520 с.

73. История всемирной литературы. Т. 1-М.: Наука, 1983 584 с.

74. Иткулова Л.А. Нравственный выбор в башкирской сказке (философско-мировоззренческий анализ) -Уфа: РИОБГУ, 2002 — 136 с.

75. Каган М.С. Философия культуры СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996.-416с.

76. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений М., 1988319 с.

77. Каган М.С. Эстетика как философская наука.- СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.-544 с.

78. Казанцев И. Описание башкирцев СПб., 1866 - 97 с.

79. Камю А. Миф о Сизифе; Бунтующий человек.-Минск: Попурри, 1998 — 544 с.

80. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти- М.: Смысл: Академический проект 1999 - 335 с.

81. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке М.: Гардарика, 1998 - 784 с.

82. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу М.: Мысль, 1972.- 312 с.

83. Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос Уфа, 1970.- 304 с.

84. Клакхон С. Зеркало для человека: Введение в антропологию СПб.: Евразия, 1998.-352 с.

85. Климашевская И.В. Счастье и смысл жизни Минск: Народная асвета, 198664 с.

86. Когай Е.А. Социальная экология. Культура и природа: этапы развития // социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания).- 1998 № 6.-С. 85-101.

87. Коган JI.A. Жизнь как бессмертие // Вопросы философии- 1994- № 12.-С. 39-40.

88. Коган JI.H. Вечность: Преходящее и непреходящее в жизни человека-Екатеринбург: 1994.

89. Коган JI.H. «Мыслящий тростник» или сын вечности? // Проблемы философской антропологии и философии культуры. Альманах Екатеринбург: Изд-во УрГТОА, 1999.-С. 100-121.

90. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека.- М.: Мысль, 1984 252 с.

91. Коган J1.H. Человек и его судьба М.: Мысль, 1988 - 283 с.

92. Козловский П. Современность постмодерна // Вопросы философии 1995 - № 10.-С. 85-94.

93. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования).- М.: Эдиториал УРСС, 1999 344 с.

94. Корнев В.И. Буддизм религия Востока - М.: Знание, 1990 - 64 с.

95. Костомаров Н.И. Славянская мифология-М.: Чар, 1994-688 с.

96. Костомаров Н.И. Славянская мифология: Ист. монографии и исследования.-М.: Наука, 1995.-683 с.

97. Котов В.Г. Древнейшее население края // Башкирский край. Вып. 4 Уфа, 1994.-С. 9-12.

98. Крапивенский С.Э. Социальная философия- М.: Гуманитар. Изд. Центра ВЛАДОС, 1998.-416 с.

99. Круковский М.А. Южный Урал. Путевые очерки-М., 1909.-311 с.

100. Кряжева H.A. Миф как социальный феномен: от архаики к современности: Диссканд. филос. наук.- Уфа, 2002. 160 с.

101. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир Уфа: Китап, 1997.- 128 с.

102. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа- Уфа: Башк. Книжн. Издательство, 1978.-264 с.

103. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения- М.: Наука, 1974.-571 с.

104. Кузьмин А.Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси.- М., 1988238 с.

105. Культура древней Индии-М.: Наука, 1975.-429 с.

106. Культура философствования: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научн. конференции.-Уфа, 1998.- 164 с.

107. Кун H.A. Легенды и мифы Древней Греции М.: Вика-пресс, Арктос, 1992448 с.

108. Кун H.A., Нейхардт A.A. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима-СПб.: Литера, 2000 508 с.

109. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров- Н.Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», 1994 199 с.

110. Кутырев В.А. Традиция и ничто // Философия и общество— 1998— № 6-С. 170-190.

111. Кутырев В.А. Прогресс или возвращение к вечному? // Москва, 1998 № 9-С. 3-19.

112. Кучинский С.А. Человек моральный.- М.: Политиздат, 1987 270 с.

113. Лабрюйер Ж. Познание человека- М.: СПб.: Олма-Пресс, Нева, Знамение, 2000.-448 с.

114. Ламонт К. Иллюзия бессмертия.-М.: Политиздат, 1984 286 с.

115. Ларин Ю.В. Человек как целостное существо // Проблемы философской антропологии и философии культуры-Екатеринбург: Изд-во УрПОА, 1999-С. 39-45.

116. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.-608 с.

117. Леви-Стросс К. Первобытное мышление.- М.: Терра книжный клуб: Республика, 1994.-392 с.

118. Леви-Стросс К. Структурная антропология. Пер. с фр.-М: Наука, 1983.- 536 с.

119. Лепехин И. Продолжение дневных записок путешествия академика и медицины доктора Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1770 г.-СПб., 1802.-338 с.

120. Лесков Л.В. Виртуальность мифа и виртуальность синергетики как антиподы // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия.- 2000.- № 1.- С. 46-55.

121. Лившиц М.А. Мифология древняя и современная.- М.: Искусство, 1980.-582 с.

122. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности.- Екатеринбург: Изд-во Уральск, ун-та, 1997 152 с.

123. Лойфман И.Л. Онтогенез духовности и мировоззренческая функция максим культуры // Проблемы философской антропологии и философии культуры. Альманах.-Екатеринбург: Изд-во УР, 1999-С. 96-203.

124. Лосев А.Ф. Дерзание духа.- М.: Политиздат, 1988.- 366 с.

125. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии — М.: Учпедгиз, 1957.-620 с.

126. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии 1992.-№ 7-С. 64-76.

127. Лосский Н.О. Бог и мировое зло.- М.: Республика, 1994 432 с.

128. Лукьянов A.B. Философия, предвидение, духовность-Уфа: Б.И., 1993- 107 с.

129. Мажитов H.A., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века Уфа: Китап, 1994.- 360 с.

130. Малиев Н. Антропологический очерк башкир. Публичная лекция // Труды общества естествоиспытателей при Императорском Казанском университете— Т. 5. Вып. 5. Казань, 1876.-32 с.

131. Магический кристалл. Магия глазами ученых и чародеев.- М.: Республика, 1994.-525 с.

132. Малиновский Б. Научная теория культуры-М.: ОГИ, 2000.- 208 с.

133. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.-М.: Наука, 1976.-408 с.

134. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // Вопросы философии 1991.- № 10.- С. 41-47.

135. Менегетти А. Система и личность-М.: Серебряные нити, 1996. 128 с.

136. Миголатьев A.A. Философия человека: Некоторые проблемы теории и методологии М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 1995 - 99 с.

137. Миголатьев A.A. Человек как объект философского знания // Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания).- 1998- № 2-С. 67-78.

138. Миголатьев A.A. Философия культуры // Социально-гуманитарные знания — 2002-№6.-С. 75-82.

139. Миронов A.B. Образование как сфера государственной политики России // Социально-гуманитарные знания.- 2002 № 6 — С. 32-47.

140. Миронов A.B., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения. Происхождение религии и ее ранние формы // Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания).- 1998.- №5- С. 141-155.

141. Мифология древнего мира М.: Наука, 1977 - 456 с.

142. Мифологический словарь / Гл. редактор Е.М.Мелетинский- М.: Сов. энциклопедия, 1991.-736 с.

143. Мифы в искусстве старом и новом. Историко-художественная монография (по Рене Менару).- СПб.: Лениздат, 1993- 384 с.

144. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. Т. I. (А-К).- М.: Сов. энциклопедия, 1992.-671 с.

145. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. Т. II. (Л-Я).- М.: Сов. энциклопедия, 1992.-719 с.

146. Моисеев H.H. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии-1990.-№6.-С. 32-45.

147. Моисеев H.H. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии 1998-№8.- С. 26-32.

148. Момджян К.Х. Введение в социальную философию М.: Высшая школа, КД «Университет», 1997.-448 с.

149. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность Новосибирск: Наука, 1989.-205 с.

150. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. Историко-философские очерки и портреты-М.: Политиздат, 1991.-464 с.

151. Муслимов С.Ш. Проблема человека и смысл его существования Махачкала: ДГУ, 1995.-33 с.

152. Мухамедьянов С.А. Человеческая смерть: социально-философский анализ. Дисс. докт. филос. наук-Уфа, 1999.-327 с.

153. Мясникова JI.A. Тайна и смысл индивидуального бытия.- Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1993.-218 с.

154. Мясникова JI.A. Проблемы многомерности индивида: предельные основания индивидуального бытия // Проблемы философской антропологии и философии культуры-Екатеринбург: УрГЮА, 1999-С. 61-70.

155. Надршина Ф.А. Башкирский народный эпос «Урал-батыр» // Эпос «Урал-батыр» и мифология.- Уфа: Гилем, 2003.- С. 6-11.

156. Назаров П. Башкиры // Семенов Д. Отечествоведение СПб., 1886 - С. 6-11.

157. Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия».-№ 12.-М.: Знание, 1989.-64 с.

158. Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопросы философии 1994.-№ 2.- С. 45-53.

159. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма-М.: Гардарики, 2002 554 с.

160. Несмелое В.И. Загадка о человеке//Человек— 1992.-№3.-С. 104-117.

161. Никольский Д.П. Башкиры: Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование-СПб., 1899.-377 с.

162. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. Пер. с англ.- М.: «Рефл-бук»; Конв.: «Ваклер», 1998.-464 с.

163. Образование в конце XX века (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии.- 1992.-№ 9.-С. 3-21.

164. Орешников И.Ш. Что такое гуманитарная культура? Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 1992 - 138 с.

165. Очерки социальной антропологии,-СПб.: ТООТК «Петрополис», 1995 154 с.

166. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Часть 1.-СП6., 1773.-774 с.

167. Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну // Вопросы философии.- 1998.-№ 7-С. 3-13.

168. Парсамов С.С. К вопросу об отражении мифологических воззрений в башкирском народном эпосе «Урал-батыр» // Фольклор народов РСФСР-Уфа: БашГУ, 1982.-С. 25-33.

169. Печчеи А. Человеческие качества-М.: Прогресс, 1985 312 с.

170. Пивоев В.М. Миф в системе культуры.-Петрозаводск, 1991.

171. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира-Петрозаводск, 1991.

172. ПлисецкийМ.Башкиры-М., 1929 14с.

173. Плотников В.И. Дух и его культурно-исторические модификации // Проблемы философской антропологии и философии культуры:: Альманах-Екатеринбург: УрПОА, 1999.-С. 204-221.

174. Поздяева С.М., Георгиади Т.В. Жизнь и смерть: взгляд мифологии, религии и философии.— Уфа, 2000.

175. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре- М., 1975.-191 с.

176. Порошина Т.Ю. Социально-философский анализ становления смысла жизни человека: Дисс. канд. филос. наук Уфа, 2002 - 189 с.

177. Проблемы философской антропологии и философии культуры: Альманах.-. Екатеринбург: Изд-во УрПОА, 1999.-284 с.

178. Путешествие Ибн-Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама (Древний текст пересказал С.Шамси).- М.: «МИФИ-Сервис», 1992.-93 с.

179. Рахматуллина З.Н. Идеи бессмертия в башкирском эпосе «Урал-батыр» // Эпос «Урал-батыр» и мифология Уфа: Гилем, 2003.- С. 63-65.

180. Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ).-Уфа: Изд-во БашГУ, 2000. 304 с.

181. Рахматуллина З.Я. Башкирский национальный дух (социально-философский очерк).-Уфа: Изд-во БашГУ, 2002.- 154 с.

182. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. T. I. Античность ТОО ТК «Петрополис», 1994 - 320 с.

183. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки.- M.-JL: Изд-во Академии Наук СССР, 1955.-393 с.

184. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.- М.:Наука, 1987.-784 с.

185. Сагалаев A.M. Урало-Алтайская мифология: Символ и архетип-Новосибирск: Наука, 1991.-155 с.

186. Сагалаев A.M., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал,- Новосибирск: Наука, 1990 209 с.

187. Салихов Г.Г. Картина мира в башкирском фольклоре: Дисс. . филос. наук — Уфа, 1992.-137 с.

188. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии-Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 672 с.

189. Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения. М.: Республика, 1994.-496 с.

190. Селиванов А.И. Бытие и постижение развивающихся миров.- Уфа: Изд-е Башк. ун-та, 1998.-360 с.

191. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности.-М.: Наука, 1989.-352 с.

192. Славянская мифология. Энциклопедический словарь-М., 1995.-416 с.

193. Смирнов С.А. Опыты по философской антропологии (Человек в пространстве культуры).-Новосибирск: АО «Офсет», 1996.- 184 с.

194. Смысл жизни: поиск и созидание (тематический сборник).- Уфа: Уфимский технолог, институт сервиса, 1997 112 с.

195. Смысл жизни в русской философии (конец XIX нач. XX века).- СПб.: Наука, 1995.-384 с.

196. Смысл жизни: Опыт философского исследования.— М.: Изд-во РАУ, 1992.— 146 с.

197. Смысл жизни и социальное бессмертие человека Д.: Лениздат, 1981.— 56 с.

198. Согомонов Ю.В. О смысле жизни Баку: Азернецер, 1964- 65 с.

199. Соловьев А.П. Онтологические и метафизические аспекты мифотворчества: Дисс. канд. филос. наук-Уфа, 2003- 163 с.

200. Сол один А.И. Жизнь как онтологическая игра и путь спасения СПб.: Новый журнал, 1997 - 128 с.

201. Сохраняева Т.В. Ценности образования на фоне меняющегося образа человека // Социально-гуманитарные знания. 2002.-№ 6 - С. 48-64.

202. Социальные регуляторы человеческой деятельности: философия, методология и прикладные технологии (Материалы Всероссийской научной конференции, март 1995 г.).-Уфа.- 1995.- 150 с.

203. Спиркин А.Г. Происхождение сознания-М., 1960.-259 с.

204. Стариков Е. Россия: «время Лемминга» (особенности национального суицида) //Наш современник-2001-№ 11-С. 187-194.

205. Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях.- М.,Л., 1963.- 259 с.

206. Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии-Л.: Наука, 1967 183 с.

207. Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература- М.: Высшая школа, 1979- 192 с.

208. Стеблин-Каменский М.И. Миф.-Л.: Наука, 1976 104 с.

209. Сулейманова Р.Н. Доисламские верования и обряды башкир: Дисс. . канд. истор. наук-Уфа, 1994 199 с.

210. Султангареева Р.А.Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа-Уфа: Гилем, 1998.-243 с.

211. Сухоплюев П.А. Смысл жизни человека: философско-концептуальный анализ: Дисс. канд. филос. наук.-Уфа, 2000. — 168 с.

212. ТайлорЭ.Б. Первобытная культура-М.: Политиздат, 1989-С. 573.

213. Тахо-Годи A.A. Греческая мифология.-М.: Искусство, 1989.-301 с.

214. Телегин С.М., Афанасьев А.Н. Мифологический взгляд на природу и человека // Литература в школе 1997.-№ 3 - С. 69-79.

215. Темкин Э.Н., Эрман В.Т. Мифы древней Индии- М.: Главн. редакция восточной лит-ры изд-ва «Наука», 1982 270 с.

216. Токарев С.А. Ранние формы религии-М.: Политиздат, 1990 622 с.

217. Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира. Т. 1.- М.: 1991.

218. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках-М.: Наука, 1988-С. 7-60.

219. Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания, формирования культуры межнациональных отношений и согласия в студенческой среде. Материалы Всероссийской конференции-Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2003.- 176 с.

220. Трубецкой E.H. Смысл жизни.-М.: Республика, 1994.-432 с.

221. Трубников H.H. О смысле жизни и смерти М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996.-383 с.

222. Тугаринов В.П. О смысле жизни- Л.: Лениздат, 1961.-47 с.

223. Федоренко Н.Т. Древние памятники китайской литературы-М.: Наука, 1978320 с.

224. Финогентов В.Н. «. И ропщет мыслящий тростник». (О бессмысленности и смысле жизни человека. О временном и вечном в бытии человека. О свободе и несвободе человека). Уфа: Уфимский технологический институт сервиса, 2000.-182 с.

225. Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении ученого; Назначении человека; Основные черты современной эпохи Минск: ООО «Попурри», 1998 - 480 с.

226. Франк С.JI. Духовные основы общества М.: Республика, 1992,- 511 с.

227. Франк C.JI. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. - №6. - С. 68 - 131.

228. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990 - 367 с.

229. Франкфорт и др. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека-М., 1984.

230. Фрейд 3. «Я» и «Оно»: Труды различных лет. Кн. 1.- Тбилиси: Мерани, 1991 — 398 с.

231. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура-М., 1992.

232. Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека М.: Знание, 1985.-63 с.

233. Фролов И.Т. Перспективы человека. Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии. Обобщения.-М.: Политиздат, 1983.-350 с.

234. Фромм Э. Иметь или быть?-М.: Прогресс, 1986.-238 с.

235. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992 - 430 с.

236. Фрэзер Дж. Золотая ветвь-М.: ACT, 1998-784 с.

237. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии.- 1989-№2.-С. 35-40.

238. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

239. Хайтун Д.Е. Тотемизм, его сущность и происхождение-Душанбе, 1956.

240. Ханова Р.В. Социально-философский анализ идеи бессмертия: Дисс. . канд. филос. наук.- Уфа, 2000 125 с.

241. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа.- Уфа: Башк. кн. изд-во, 1973.-312 с.

242. Хисаметдинова Ф.Г. Башкирская мифология (на башк. языке).- Уфа: Гилем, 2002.- 126 с.

243. Хусаинова Г.Р. Поэтика башкирских народных волшебных сказок М.: Наука, 2000.-247 с.

244. Хусаинов Г. Башкирские мифы // Ватандаш 1998 -№ 8.- С. 111-117.

245. Шахнович И.И. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии.-JI.: Наука, 1971.-240 с.

246. Шердаков В.Н. Иллюзия добра: Моральные ценности и религиозная вера М.: Политиздат, 1982.-287 с.

247. Шкуратов В.А. Историческая психология М.: Смысл, 1997 - 505 с.

248. Шопенгауэр А. Под завесой истины Симферополь: Реноме, 1998 - 496 с.

249. Щербинин В.А. Научное мировоззрение и проблема активизации человеческого фактора. М.: Высшая школа, 1989.- 158 с.

250. Экология образования (Материалы «круглого стола» журналов «Вопросы философии» и «Экология и жизнь») // Вопросы философии,- 2001.- № 10.— С. 3-26.

251. Элиаде М. Аспекты мифа М.: Академический проект, 200.- 222 с.

252. Элиаде М. Священное и мирское М.: Изд-во МГУ, 1994 - 144 с.

253. Эпос «Урал-батыр» и мифология: Материалы Всероссийской научной конференции (27-28 мая, г. Уфа).- Уфа: Гилем, 2003- 180 с.

254. Юань Кэ. Мифы древнего Китая- М.: Гл. ред. восточн. лит-ры изд-ва «Наука», 1987.-527 с.

255. Юдин A.B. Русская народная духовная культура.- М.: Высшая школа, 199331 с.

256. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 1999.-352 с.

257. Янгузин Р.З. Хозяйство башкир дореволюционной России,— Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989.- 192 с.

258. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.: Политиздат, 1991 527 с.