автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Событийно-зрелищное мышление в структуре режиссерской деятельности

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Клековкин, Александр Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Автореферат по искусствоведению на тему 'Событийно-зрелищное мышление в структуре режиссерской деятельности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Событийно-зрелищное мышление в структуре режиссерской деятельности"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ

На правах рукописи

КЛЕКОВКИН Александр Юрьевич

СОБЫТИЙНО-ЗРЕЛИЩНОЕ МЫШЛЕНИЕ В СТРУКТУРЕ РЕКИССЕРСКСЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

17.00.01 - театральное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва - 1991

Работа выполнена на секторе театра народов СССР Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания Министерства культуры СССР

Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор

| о.я.?швз|

Официальные оппоненты:.доктор искусствоведения Ю.А.,Стаюшювский

кандидат искусствоведения П(Ь. Макарова

Ведущая организация - Харьковский институт искусств

Защита состоится > 1991 г. на заседании

специализированного совета Д 092 10 02 по присувдению ученых степеней при ВНИИ искусствознания Министерства культур СССР (103009. Москва, Козицкий пер., 5).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНШ искусствознания

Автореферат разослан у #« 991 г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат искусствоведения

Х.Д.Устабаева

Актуальность исследования. Интенсивное развитие системы средств массовой информации, сети, культурно-просветительных учреждений, театрального и киноискусства, самодеятельного художественного творчества превратило режиссуру в массовую профессию. Ежегодно театральные институты страны выпускают около 100 режиссеров для профессионального театра."Огромное количество режиссеров для самодеятельности готовят вузы культуры. Процесс подготовки будущих художественных руководителей театров переводится на поточный, массовой метод. Однако приходится констатировать, что многочисленная арглия театральных педагогов пока еще не может обеспечить /достаточный приток свежих сил в театральные коллективы. Проблема режиссуры,- неоднократно отмечал Г;А.Товстоногов,- решается скорее количественно, чем качественно. Наряду с этим, остро ощущается нехватка кадров -штаты многих театров неукомплектованы. Сложная ситуация с режиссурой сложилась даже в таких крупных культурных центрах, как Москва, Ленинград, Киев. Поэтому перед театральными вузами с особой остротой стоит задача перехода к таким формам .профессиональной ориентации молодежи, которые позволили бы, используя методы психологии и педагогики, обеспечить выявление и развитие специальных способностей будущих режисоеров. От решения этой проблемы в конечном счете зависит будущее советского театра.

Решение проблем профессионального отбора, совершенствования методики обучения и воспитания будущих режиссеров в современной театральной педагогике предполагает прежде всего выявление особенностей профессионального мышления режиссера. Это позволило бы установить .оптимальную структуру'качеств и способностей, навыков

г

и умений, необходимых будущему режиссеру, а особенно - тех, без наличия которых процесс'обучения становится малоэффективным. Однако на пути исследователя особенностей режиссерского шишения и профессиональных способностей возникает достаточно серьезное препятствие, а именно - неразработанность общенаучных, теоретических основ профессиональной деятельности режиссера. "В настоящее время,- пишет исследователь психологии сценического творчества Е.Колчин,- в доступной театрально-педагогической литературе отсутствует анализ процесса подготовки спектакля /.../. Отсюда понятно, насколько затруднителен выбор объекта психологического исследования в контексте профотбора" (I). Такая ситуация, в конечном итоге, характеризует общее состояние режиссерского искусства: не существует критериев диагностики специальных способностей, отсутствует научно обоснованная профессиограммя деятельности режиссера драматического театра, недостаточно обоснованы должностные требования

г

и т.д., а раз так - отсутствует история профессии и искусства режиссера.

Высказывания о режиссерских способностей и особенностях режиссерского мышления - противоречивые, а порой и взаимоисключаку-щие - на страницах своих, работ оставили практически все крупные театральные деятели. В том или том виде основные идеи предшественников нашли отражение в работах современных авторов - В.Ф.Савиной, Л.Н.Ыартыновой, Е.Ф.Шангиной и В.С.Шалимова, что и создало определенные теоретические и моральные предпосылки для исследования специфики режиссерского искусства и способа мышления. ■

I. Проблемы к перспективы театрального образования: Сб,-Л.: ЛГИТМиК, 1986.- С.48

Методологические принципы исследования. Принятые в советской психологии определения понятия способностей идут от работ Б.М.Теп-лова. Проблема способностей, по Е.М.Теплзву,- это проблема индивиду алышх различий. При этом выделяются такие признаки: под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого (но никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны); способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, или многих деятелыюстей; понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности проявляются, формируются и развиваются в конкретном виде деятельности. Способности к тем видам профессиональной деятельности, которые требувт особых навыков и умений, принято называть специальными. Их особенность состоит в том, что они связаны с определенными свойствами психики, особенностями профессиональной деятельности г, следовательно,- с осуществлением'специальных операций, специфических для данного вида деятельности.

Предмет исследования. Специальные способности предполагают развитие профессионально важных качеств (функций - психических процессов). Важнейший из познавательных процессов — мышление. Режиссерское мышление познает мир особыми средствами, в результате чего возникает художественная картина мира, воссоздающая события в форме зрелища. Соответственно,- под специальными способностями мы можем понимать такие индивидуально-психологические особенности личности, которые отвечают требованиям режиссерской деятельности,

обеспечивают успешность ее выполнения и проявляются в особом умении пересоздавать и организовывать в пространстве и времени спектакля сценические события - т.е. создавать зрелище. Взаимодействие этих индивидуально-поихологических особенностей личности (мышление, память, воображение и т.д.), обеспечивающих специфическое профессиональное мышление режиссера (как один из важнейших компонентов режиссерской одаренности), специфические особенности создания художественной картины мира средствами режиссерского искусства и является предметом настоящего исследования.

Обьект исследования. Мышление режиссера недоступно непосредственному наблюдению, но результат мышления - спектакль и промежуточные "продукты" творчества - доступны восприятию и пониманию объективированного в них процесса мышления. Некоторые особенности художественного мышления режиссера могут быть изучены по его продуктам - материалам, характеризующем работу режиссера над спектаклем. К этим материалам могут быть отнесены режиссерские экземпляры, экспликации, стенограммы и записи репетиций, режиссерские комментарии, дневники, записные'книжки, эпистолярное наследие, отдельные статьи ведущих мастеров отечественного и зарубежного театра.

Цель настоящего исследования - выявить некоторые объективные признаки, характеризующие специфику режиссерского мышления, а также обеспечивающие взаимодействие его компонентов в процессе сценического творчества.

Исходя из целей, формулируются задачи исследования.

Задачи исследования:

1. Выделив основные операции и функции, осуществляемые режиссером на различных этапах .работы над спектаклем, описать идеальные промежуточные и конечный "продукты" режиссерского творчества; определить предмет, материал, язык и содержание профессиональной деятельности режиссера драматического театра.

2. Выделить те специфические операции, в которых преимущественно проявляется специфика художественного мышления режиссера и, соответственно,- эго психологическая квалификация.

3. Рассмотрев психофизиологическую основу профессионального мышления режиссера, найти его некоторые объективные показатели.

4. Проследить эволюцию специфических признаков режиссерского мышления и их трансформацию в различных театральных системах.

5. Составить лрофессиограмму деятельности режиссера драматического театра.

Методы исследования. Принятый в советской психологии и про-фессиографии деятельностннй подход предполагает в качестве основного метода исследования функциональный анализ режиссерской деятельности. Этот метод позволяет описать профессиональную деятельность через совокупность целей, задач, объектов, предмета, направленных на их "обработку" функций и операций, промежуточных и окончательных "продуктов", а также условий деятельности. Одним из способов описания профессиональной деятельности является анализ ее продуктов, поскольку в них (в данном случае - в режиссерских экземплярах) достаточно полно выявляются специфические черты режиссерского мышления. Слово - слепок мысли, представления, образа. Поэтому некоторые особенности режиссерских экземпляров могут

стать достаточно достоверными индикаторами специфики профессионального мышления. Одним из аспектов исследования режиссерских экземпляров - наряду с прочими - является изучение особенностей профессионального словаря.

Практическая ценность исследования. Решение поставленных задач имеет как практическое, так и теоретическое значение. Теоретическое значение поставленных в исследовании вопросов определяется тем, что: определены предмет, материал, язык и конечный "продукт" деятельности режиссера драматического театра; выделены к описаны некоторые закономерности режиссерского оперирования предлагаемыми обстоятельствами; выделены и описаны те операции, в которих преимущественно проявляется специфика художественного мышления режиссера и его профессиональной деятельности; определено и описано событийно-зрелищное мышление режиссера, рассмотрена его психофизиологическая основа - т.е. разработана теоретическая модель режиссерскою мышления; прослежена эволюция"черт и признаков режиссерского мышления, а также их трансформация в различных театральных системах.

Практическое значение исследования определяется тем, что: на основании анализа режиссерской деятельности выделены операции, в которых преимущественно проявляется психологическая квалификация режиссера (профессиональная пригодность); доказано, что событийно-зрелищное мышление является ведущим признаком режиссерской одаренности; определены некоторые объективные показатели событийно-зрелищного мышления и их взаимодействие в.процессе режиссерского творчества; намечены основные'направления разработки специального режиссерского тренинга и методов психодиагностики

_ ? _

профессиональной одаренности в процессе отбора будущих режиссеров; разработана профессиограша режиссера драматического театра.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые: предпринята попытка изучения особенностей художественного мышления режиссера в его соотношении с взаимодействием лежащих в его основе способностей; описаны и систематизированы операции, осуществляемые режиссером с предлагаемыми обстоятельствами в процессе реализации профессиональной деятельности; выделены некоторае признаки и зако-■ номерности оперирования предлагаемыми обстоятельствами и их дифференциации; сделана попытка рассмотрения режиссерских систем до-режиссерского театра и театра XX века сквозь призаду оперирования предлагаемыми обстоятельствами.

Положения, выносимыа на защиту. Единственным научно обоснованным на сегодняшний день методом работы режиссера является разработанный К.С.Станиславским метод физических действий, сущность которого состоит в том, чтобы найти молекулу сценического действия, дальше которой действие не дробится, и выразить через простейшее физическое действие (Г.А.Товстоногов, I). В. процессе овладения методом физических действий у режиссера формируется особый способ мышления. "Методология,- писал Г.А.Товстоногов,- не просто свод правил, это способ мышления. Действенный способ мышления"(2). Действенный способ мышления является ваянвйшм из профессионально .значимых качеств. Однако это качество не существует в статике. Согласно предлагаемой гипотезе, действенный способ мышления режис-

1. Товстоногов Г,А. Зеркало сцены: В 2-х кн.- Л.Искусство,1984.-нн.1.- С.242

2. Товстоногов Г.А. В спорах о профессии // Вопросы театра. . Внп. 10,- М. :ВТ0,19Б6.-СЛ23

сера материализуется в функции пересоздания (термин А.С.Курбаса) предлагаемых обстоятельств пьесы в предлагаемые обстоятельства спектакля, переводе слов - в действие, пьесы - в спектакль, событий - в зрелище, визуализации действия. В операции пересоздания предлагаемых обстоятельств преимущественно и проявляется специфика художественного - событийно-зрелищного - мышления режиссера.

Апробация шботн. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры режиссуры Киевского государственного института культуры им. А.Е.Корнейчука, Основные положения работы апробировались на Всесоюзных л Республиканских конференциях (Клайпеда, 1985; Барнаул, 1985, 1988; Николаев, 1988). Работа прошла апробацию на секторе театра народов СССР ВНИИ искусствознания. Результаты исследования внедрены в учебный процесс высших и средних специальных учебных заведений искусств и культуры системы Министерства культуры УССР и отражены в ряде публикаций, подготовлен-

0

них по теме исследования.

Структура работы. Характер поставленных задач обусловил структуру работы, включающей Введение, две главы, Заключение, Библиографию и Приложение.

СОДВЙМИЕ РАБОТЫ ;

Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются научная новизна и практическая значимость исследования, основные цели и задачи работы. Кроме того, здесь проанализирована методологическая основа диссертации, рассмотрена степень разработанности темы, дан обзор основных источников и литератур« по изучаемым проблемам. '

Пешая глава "Структура режиссерской деятельности" посвящена определению основных этапов, функций, операций и идеальных "продуктов" режиссерского творчества, а также системы основных понятий и категорий профессии, таких,как материал, атрибуты, предмет, язык и содержание режиссерской деятельности. Рассматривается вся совокупность основных этапов и функций режиссерской деятельности в процессе оперирования предлагаемыми обстоятельствами. Выделяется ключевая операция режиссерской деятельности - операция пересоздания предлагаемых обстоятельств.

Произведенный функциональный анализ режиссерской деятельности позволил определить следующие "параметр" режиссерского искусства!

предает деятельности режиссера - пересоздание предлагаемых обстоятельств пьесы в предлагаемые обстоятельства спектакля и организация взаимодействия в них актеров;

цели режиссерского искусства - отражение общественнозначимых противоречий действительности и процессов ими вызванных средствами театрального искусства - т.е. в форле взаимодействия актеров в предлагаемых обстоятельствах пьесы и спектакля;

материал режиссерского искусства - театральный коллектив, актер;

основные атрибуты (фарш существования) материала - действие, как форма активности актера; пространство и время в их взаимодействии - мизансцена; жанр, атмосфера, тешоритм и пр.;

язык режиссерского искусства - событие, выраженное зрелищно,-мизансцена;

- 10 -

родовой признак профессии - событийно-зрелищная природа мышления}

"продукт" режиссерского творчества - спектакль, как динамическая система взаимодействия актеров в предлагаемых обстоятельствах, выраженная образно в пространстве и времени, и рассчитанная ка восприятие ее зрителем.

Выделены основные этапы режиссерского творчества, их материальные и идеальные "продукты":

1. "Нулевой цикл" - потребность в познании действительности, накопление представлений о мира, выраженных в форме наглядных действий, поступков и событий.

2. Анализ тоатральной ситуации (диагностическая функция режиссера) - драматическая концепция действительности, потребность в коммуникации "по поводу переустройства мира", пересоздание предлагаемых обстоятельств в "роман жизни"; сопряжение целей общества, драматурга, зрителя, коллектива исполнителей (их потребностей, мотивов и т.д.), определение "зерна" будущего спектакля.

3. Формирование образа будущего спектакля (проективная аунк-ция режиссера) - формирование эмоциональной установки по отношению к событиям пьесы, пересоздание события в зрелище, поиск мета-форт действия.

4. Формирование коммуникативной ситуации (прогностическая функция режиссера) - определение способа общения (режиссерского приема) сцены я зала,

5. Психолого-педагогическоэ воздействие (стимулирующая функция режиссера) - организация взаимодействия актеров в предлагаемых обстоятельствах (показ, рассказ, подскад), постановка ре-

жиссерских задач (заражение, внушение), стимулирование исполнителей на поиск средств реализации поставленных задач - физического действия.

6. Композиция и синтез (организаторская функция режиссера) -отбор, организация "продуктов" творчества исполнителей.в пространстве и времени спектакля - материализация в мизансцене.

Функциональный анализ режиссерской деятельности позволил выделить идеальные "продукты" основных этапов творчества: "роман жизни", "зерно" и "образ-замысел" будущего спектакля, "режиссерский прием" (способ общения со зрителем), режиссерская задача, мизансцена. Основные характеристики идеальных"продуктов" - действенность, метафоричность, гиперболизация, пространственно-временное развитие; Ключевой операцией режиссерской деятельности, соответственно, является операция пересоздания предлагаемых обстоятельств пьесы в предлагаете обстоятельства спектакля, события - в зрелище.

Операция пересоздания предлагаемых обстоятельств осуществляется режиссером в рамках определенных принципов, таких как:

1. Принцип "обострения" и "поляризации" предлагаемых обстоятельств, вытекающий из представления о конфликтной природе театрального искусства, и требующий такого отбора и. организации предлагаемых обстоятельств, при которых они непременно будут вступать в максимально обостренное, конфликтное взаимодействие между собой, "поляризуясь" таким образом, что одни из них становятся инициирующими действие, другие - слуяат препятствием на пути к достижению поставленных перед персонажами целей.

2. Принцип постепенного развития предлагаемых обстоятельств, основанный на представлении о мире, как совокупности взаимодействующих процессов, протяженных в пространстве и времени.

3. Принцип логической связи и соподчиненности иерархии фактов предполагает, что обстоятельства всех кругов (большого, среднего и малого) тесно переплетены между собой - причем, настолько, что изменение одного .обстоятельства неминуемо влечет за собой - хоть и минимальные - изменения во всех кругах предлагаемых обстоятельств. •

4. Принцип минимальной достаточности (отсутствия лишних) предлагаемых обстоятельств, согласно которому,- естественно^, органичному развитию действия должно соответствовать минимально достаточное количество фактов, совокупность которых охватывает максимальное количество идей и зрительских ассоциаций.

5. Принцип отбора предлагаемых обстоятельств, базирующийся на представлении о том, что режиссер пропускает в свое сознание и, соответственно, в спектакль лишь те обстоятельства, которые раскрывают драматургический конфликт в определенном жанровом ключе.

6. Принцип дополнения предлагаемых обстоятельств вытекает из представления о пьесе, как нэком шифре, верхней части айсберга, по которой можно судить о его невидимом подводном содержании.

7. Принцип актуализации предлагаемых обстоятельств вытекает из представления о том, что в пьесе, отражающей незнакомую зрителю действительность, могут быть обстоятельства малоизвестные и даже совершенно непонятные. Задача режиссера - актуализировать их, т.е. сделать понятными, близкими актеру и зрителю.

8. Принцип художественного преувеличения, основанный на представлении о том, что в каждой пьесе есть своеобразный полуфантастический, некий гипотетический "допуск" - такое экспериментальное предлагаемое обстоятельство, которое обостряет все противоречия в пьесе, движет борьбой и т.д. Пьеса - это своеобразный эксперимент,

где в обычные условия помещается полуфантастическое, гиперболизированное обстоятельство, существенно отличающее пьесу - произведение искусства - от жизни. Найти, выявить этот "допуск", "аномалию", отклонение от жизненного правдоподобия,- значит найти ключ к пьесе.

Что дает знание этих принципов режиссерской организации предлагаемых обстоятельств? Вновь тот же комплекс операций, осуществляемых режиссером с предлагаемыми обстоятельствам: обострение, поляризация, развитие, соподчинение, отбор, дополнение, актуализация, преувеличение и т.д.

Операция пересоздания предлагаемых обстоятельств является, таким образом, ведущей функцией режиссерской деятельности, в то время как психолого-педагогическое воздействие - опорной, поскольку последняя о.вязана со специфическим материалом режиссерского искусства, носителем специфики театра - актером. Функция пересоздания предлагаемых обстоятельств является ядром режиссерской деятельности, поскольку, именно она красной нитью проходит через все без исключения этапы режиссерского творчества. В свои очередь, эта функция может быть раскрыта через ряд вспомогательных, обеспечивающих ее выполнение, микроопераций, таких как "амплификация" (термин С,Эйзенштейна), "вздыбливание" (термин Вс.Мейерхольда), "плассировка" (терши Б.Даковского) и целый рад других. .Перечень подобных функций целиком зависит от величины избранного модуля.

Таким образом, доказано, что пересоздание предлагаемых обстоятельств является ключевой операцией в деятельности режиссера драматического театра.

- 14 -

Вторая глзвр "Психологические особенности режиссерского мышления" посвящена определению специфики художественного мышления режиссера, выделению признаков событийно-зрелищного мышления и ядра режиссерской одаренности, а также прослеживанию эволюции режиссерского мышления в некоторых театральных системах.

В соответствии с предложенной схемой режиссерской деятельности, определяются признаки художественного мышления режиссера и обеспечивающие его способности«

1. Вживание - перевоплощение.

2. "Офантазированив" - творческое воображение, зрительная память.

3. Интерпретация - аналитические способности, творческое воображение.

4. Ыетафоризация - подвижность ассоциаций и широта ассоциативной деятельности.

5. Визуализация - пространственное воображение, чувство времени.

6. Стимуляция - психолого-педагогическиа способности (суггестивные и экспрессивные).

?,. Организация * композиционные (комбинаторные, конструктивные) способности.

Исходя из целей исследования - изучить особенности режиссерского мышления - наше внимание концентрируется преимущественно на тех способностях, которые обеспечивают выполнение операций профессиональной деятельности во внутреннем плане деятельности -т.е. в уме, К этим свойствам относятся: способность к перевоплощению, творческое воображение, зрительная память, подвижность

ассоциаций п широта ассоциативной деятельности, пространственное воображение, чувство времени, композиционные (комбинаторные, конструктивные) способности.

Одним из способов описания профессиональной деятельности является анализ еа продуктов, поскольку в них в полной маре отражаются свойства всех элементов и особенностей профессионального мышления. Анализ режиссерских экземпляров позволил выделить некоторое качественные особенности режиссерского мышления:

прежде всего, наиболее очевидными признаками являются диалектический (конфликтная природа театра) и "материалистический" (воплощенность в конкретном материала - человеческом действии) характер мышления режиссера. Это проявляется в умении режиссера, владеющего методом действенного анализа, вскрывать противоречия, выстраивать действие, обусловленное предлагаемыми обстоятел.ст-вами. Очевидно, диалектичность режиссерского мышления обусловлена умением видеть истоки явлений и прогнозировать, предвидеть, моделировать дальнейшее развитие действенных ситуаций, поскольку противоречия раскрываются только в развитии. Большой интерес в этом смысле представляет для нас- высказывание М.А.Чехова, который писал: "Жизнь в контрастах и противоположностях, в стремлении примирить эти противоположности вовне, изживание этих противоположностей внутри /.../ - все это создало во мне некоторое особое ощущение по отношению к окружающей жизни и к людям. Я воспринимал доброе и злое, правое и неправое, красивое и некрасивое, сильное и слабое, больное и здоровое, великое и малое как некие единства" (I), И дальше - "Если в произведении искусства (в дан-

I. Чехов М.А. Литературное наследие: В 2-х т.- М.{Искусство, 1986.— T.I.- С.60 •

- 16 -

ном случав в пьесе или спектакле) действительно происходит превращение начала в конец, го есть, если в пьесе есть органическое действие, то оно, подчиняясь закону полярное-т и, выражается в том, что начало (сразу шш постепенно) превращается в конце в свою противоположность" (I). В режиссерских экземплярах диалактичность шшления художника проявляется прежде всего в реализации одного из главных заветов К.С.Станиславского - играя алого, ищи где он добрый.

Второй признак режиссерского мышления - конкретность. Ни в одном из проанализированных режиссерских экземпляров рассуждения "на общие теш" не встречаются. Вое предлагаемые обстоятельства' переводятся на язык конкретного действия - в пластику. Вместе с тем, режиссерские экземпляры в большинстве случаев глубоко психологичны - в них раскрываются мотиш, побувдения, цели, потребнос-, ти и внутренние противоречия персонажей. Режиссерские экземпляр раскрывают перед наш единый процесс пересоздания предлагаемых обстоятельств в наглядные, зрелищные, действенные, пластические, пространственно-временные образы. По насыщенности зрелищными элементами и широте, ассоциативной деятельности с режиссерскими экспликациями могут быть сопоставлены разве что... произведения детей и для детей дошкольного возраста» По данным, приведенным в уникальной книге Корнея Чуковского ."От двух до пяти", в активном словаре нормального ребенка каждое четвертое слово - глагол. Эту особенность Корней Иванович обьяснял склонностью детского шшления придавать динамичность неподвижному образу. Такое "совпадение" объясняется, очевидно, тем, что путь от первичной драмати-

• I. Чехов Ы.А. Литературное наследие: В 2-я т.- М.:И".кусство, 1986.- *.2.- С.272

зации естественен не только для исторического развития психики человека, но и для индивидуального развития человека, для эволюции отдельных видов искусства.

Метафоричность, действенность, гиперболизация и пространственно-временное развитие издавна существуют в человеческом сознании слитно. На эту особенность ранних форм человеческого мыш-ленЕЯ давно обратили внимание психологи, этнографы, историки религии, литературоведа и фольклористы - А.Афанасьев, Лд.Фрэзер, Л.Внготский, В.Пропп, М.Бахтин и многие другие. Суть этих наблюдений можно свести к тому, что на ранней стадии человеческого развития (развития индивидуальной человеческой психики и общественного сознания) из одного метафорического выражения, как из зерна, возникал целый ряд обрядов - т.е. организованная в пространстве и времени совокупность действий. Например, связь о"ага с идеей плодородия (очаг ~ метафора плодородия) наглядно выражена в следующем обряде - на Украине во время сватовства невеста сидит у печи и совершает действие, не имеющее никакой бытовой мотивировки - она колупает.глину. Это служит знаком того, что она хочет выйти замуж. Наглядно-действенное мышление, характерное для ранних стадий развития человека, выступает в режиссерском мышлении как бы в диалектичеаси снятом виде. Режиссерское мышление -это то же наглядно-действенное мышление, но на следующем в эволюции типов человеческого -мышления - витке.

Событие-зрелище, став основным выразителем режиссерского мышления, является по своей сути полифонической динамичэской структурой и одновременно результатом переплетения и взаимодействия предлагаемых обстоятельств. Переработка на более высоком

уровне наглядного образа и наглядного действия в событие-зрелище позволяет нам охарактеризовать режиссерское мышление как мышление событийно-зрелищное. Событийно-зрелищное мышление - ато благоприобретенный в процессе общественной (художественной) практики, а не врожденный, способ познания действительности в форде структурированных наглядно-действенных представлений.

С учетом этих характеристик, мы можем представить основные блоки режиссерской одаренности в их взаимодействии с событийно-зрелищным мышлением:

1. Аналитическое мышление и такие его характеристики, как гибкость, глубина, критичность, самостоятельность и инициативность.

2. Событийно-зрелищное мышление, включающее: наглядно-действенное мышление (основа наблюдательности, фиксирующей раз, личные виде действий и■взаимодействий людей в жизни и на сцене);

зрительную память и пространственное творческое воображение, направленные на формирование в процессе психолого-педагогического воздействия новой личности - сценического персонажа; способность к перевоплощению, как основу понимать мотивы действий людей," ак-теров_, персонажей и т.д.; конструктивное мышление, как основу специфически режиссерского "партитурного мышления".

' 3. Суггестивные способности, позволяющие режиссеру осуществлять эмоциональио-волевое воздействие на исполнителей в процессе репетиций и занимающее как бы промежуточное положение между наглядно-действенным мышлением режиосера и особенностями его психомоторики - экспрессивными способностями.

- 19 -

4. Экспрессивные способности (пластика, мимика, речь и пр.), в которых как бы материализуются суггестивные способности.

5. Общетворческие способности (высокий уровень саморегуляции личности, интеллектуальная активность), влияющие на результат творческой деятельности - новизну й оригинальность образов воображения. '

В свою очередь, событийно-зрелищное мышление обеспечивается:

1. На уровне свойств основных нервных процессов - силой нервных процессов (особенно - возбуждения), их подвижностью, относительной уравновешенностью возбуждения и торможения, эмоциональной возбудимостью - нейротязмом.

2. На уровне саморегуляции личности - относительно сбалансированными сигнальными системами,

3. На уровне психических процессов - высокими показателями концентрации, устойчивости, переключения, распределения и объема внимания; подвижностью ассоциаций и широтой ассоциативной деятельности; творческим пространственным воображением; развитой ассоциативной и зрительной, памятью; чувствительностью всех анализаторов, обеспечивающих в том числе и т.н. "чувство времени".

4. На уровне личностных свойств - высокими показателями эм-патии, установкой на действие в предлагаемых обстоятельствах', динамическим восприятием времени, "креативностью" - творческим потенциалом личности, преилдпдественно интровертированной направленностью личности.

Значимость различных свойств в структуре событийно-зрелищного мышления неравноценна, поскольку наибольшев значение в режиссерской деятельности имеют такие функции, как перевоплощение (инс-

- 20 -

трумент психологического познания действительности) - опорное свойство, а также пространственное воображение (инструмент пересоздания события в'зрелище) - ведущее свойство. В совокупности они представляют ядро событийно-зрелищного мышления - "чувство зрелища". Подтверждение этому находим в истории театра, прослеживая эволюцию режиссерских систем.

Определение специфики режиссерского мышления позволяет ставить вопрос об особенностях творчества того или иного режиссера. Взяв за основу операцию пересоздания предлагаемых обстоятельств, мы можем охарактеризовать театральные системы дорежиссерского театра, как канонические, а, скажем, режиссерское мышление э В.И.Немировича-Данченко, как мышление преимущественно "романное", Э.Пискатора - "газетное", Б.Брехта - "параболическое", С.Эйзенштейна - "монтажное", А.Барсака - "мифологическое" и т.д. Разуме. ется, смысл, как .и во всем, не в словах, и не в том, чтобы "навесить ярлыки" более или менее удачные, но в том, чтобы выявить специфический элемент в творчестве различных режиссерских индивидуальностей. •

Выделение операции пересоздания предлагаемых обстоятельств в качестве ведущей функции и предмета режиссерской деятельности позволяет ставить вопрос о том, насколько обосновано или необоснован причисление тех или иных сценических произведений к явлениям собственно режиссерского искусства. В практике режиссур! давно закрепилось понятие "иллюстрации" авторского текста средствами сценического искусства - это понятие обычно сводится к тому, что пьеса более или менее грамотно исполняется актерами, а момент режиссерского пересоздания предлагаемых обстоятельств как бы

и не предполагается. Ответ на вопросы - как, в какой степени, какими средствами, адекватно ли пересозданы предлагаемые обстоятельства в спектакле и т.д. - дает право ддя более обоснованного суждения о предаете собственно режиссерского творчества', поскольку вне пересоздания предлагаемых обстоятельств деятельность режиссера можно охарактеризовать лишь как более или менее грамотную раз-водну актеров на планшете сцены. Смысл же режиссерского творчества, очевидно, состоит именно в адекватном намерениям автора пересоздании предлагаемых обстоятельств.

В Ваключении подведены итоги исследования и обобщены основные вывода.

Основное содержание настоящего исследования - изучение особенностей художественного мышления режиссера - мышления событийно-зрелищного - его места в структуре режиссерской деятельности, психологических механизмов, лежащих в его основе, входящих в его структуру способностей, соответствующих содержанию режиссерской деятельности операций,умений и навыков.

В результате функционального анализа режиссерской деятельности были выделены основные операции, положенные в основу конгеп-ции событийно-зрелищного мышления режиссера, а затем от этого, ставшего базовым для исследования, положения последовательно' прослежены психологические механизмы событийно-зрелищного мышления.

Изучение проблемы специфики художественного мышления режиссера позволило получить результаты, выходящие за рамки исследования и имеющие большое практическое значение: на их основе могут быть разработаны методики профессиональной диагностика, профессионального отбора- и развития специальных способностей. Другой

важный аспект исследования - определение основных категорий и понятий профессии. Это создает теоретические предпосылки для разработки системы режиссерской терминологии.

Главный итог работы - определение специфики событийно-зрелищного мышления (художественного мышления режиссера) - позволяет выделить некоторые критерии для научной разработки теории и истории режиссерского искусства и профессиональной деятельности режиссера драматического театра в целом. Выделение специфического способа режиссерского мышления и освоения действительности (событийно-зрелищное мышление)' и ключевой операции режиссерской деятельности (пересоздание предлагаемых обстоятельств) позволяет ставить вопрос о предаете как теории, так и истории профессии.

Разумеется, настоящее исследование не может претендовать на всеисчерпывающую полноту, окончательно определенную глубину и познание истины в самой последней инстанции. Думается, решение этих задач - познание абсолютной истины в искусстве - невозможно в принципе. Речь идет о другом - об определении направления и соответствующих точек'отсчета. С нашей точки зрения, таким направлением является событийно-зрелищное мышление и основная его функция - функция .пересоздания предлагаемых обстоятельств.

Исследование системы и структуры .режиссерской деятельности позволяет углубить научное представление об особенностях творческого процесса режиссера драматического театра и определить некоторые объективные показатели, влияющие на результат режиссерского творчества. Кроме того, это позволяет разработать болев эффективные, в сравнении с традиционными, методики психодиагностики и развития специальных способностей, определить типологию режиссерской

одаренности (в соответствии с наметившейся в последние годы тенденцией к "расслоению" и узкой специализацией в профессии), разработать более обоснованную методику приподавания дисциплины "Режиссура и мастерство актера". Все это, в конечном итоге,позволит обогатить открытия К.С.Станиславского современными знаниями в области "человековедения" и, очевидно, сможет оказать влияние на постановочную практику современного театра.

Основные положения диссертации изложены в публикациях:

1. Хто може бути режисиром? - Украпгський театр, 1984, № 4 /0,5 п.л./

2. Опыт изучения специальных режиссерских способностей // Изучение, пропаганда и внедрение передового педагогического опыта в вузах культуры: Тезисы к Всесоюзной конференции.-Барнаул, 1985.- 4.2 /0,15 п.л./

3. Диагностика и развитие режиссерских способностей //

I

Проблемы и пути активизации деятельности Народных театров в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС: Республиканская научно-методическая конференция (тезисы докладов)„- Клайпеда, 1985 /0,15 п.л./

4. Актуальные проблемы подготовки режиссерских кадров // Республиканская научно-теоретическая конференция "Актуальные проблемы подготовки кадров в области искусства и культуры" в свете перестройки высшего и среднего специального образования: Тезисы докладов, Вып. 2 (Секция 3 - Педагогика).-Николаев, 1988 /0,15 п.л./

- 24 -

5. Интенсивные метода формирования режиссерских способностей // Интенсификация учебного процесса в вузе культуры: Тезисы к научной конференции.- Барнаул, 1988 /0,15 п.л./

6. Режиссерский.тренинг: Методические указания для студентов по специальности 22X1 "Режиссура драмы" и 2212 "Культурно-просветительная работа",- Киев, Республиканский научно-методический кабинет по учебным заведениям искусств и культур»' Министерства культуры УССР,- 1987 г.- 60 с. /3,5 п.л./

7. Психотехника режиссера: Методические указания к проведению режиссерского тренинга,- К,:КГИК,1987.- 56 с. /3,3 п.л./

8. Методические указания по изучению, отбору, пересозданию и организации предлагаемых обстоятельств в процессе работы режиссера над спектаклем,- К. :КШК,1987,- 48 с. /2 п.л./

9. Методические указания по индивидуальному тренингу психотехники режиссера,- К, :КШК,1987.- 48 с. /3 п.л./

Ю.Событийно-зрелищное мышление в структуре режиссерской деятельности: Методические указания.- КлКШТИ, 1990.- 76 с. /4,4 п.л./

Формат 60* f4'/!i Бумага <00. Уч.-нзд. л. / Тираж

Подп. к печ. /S OA. 9/■ Печ. офс. Усл. печ. л. Зак. t-ASQi . Бесплатно.

Киевская книжная типография научной книги. Киев, Репина, 4.