автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Сохранение и трансформация этнокультурной идентичности в условиях эмиграции: на примере "тюрко-татарской" диаспоры США

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Садыкова, Лиана Рифовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Диссертация по истории на тему 'Сохранение и трансформация этнокультурной идентичности в условиях эмиграции: на примере "тюрко-татарской" диаспоры США'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Сохранение и трансформация этнокультурной идентичности в условиях эмиграции: на примере "тюрко-татарской" диаспоры США"

ассоциации. Они освещают культурно-просветительские мероприятия, проводимые «Ассоциацией американских татар» в Нью-Йорке и позволяют выявить степень сохранности национально-культурных традиций народа.

4). Официальная информация «Ассоциации американских татар» в Нью-Йорке, размещаемая на сайте: http://www.atanv.com/. Из разделов сайта можно узнать об истории образования «Ассоциации американских татар», проведенных и намеченных мероприятиях, представлены сведения о ее руководителях, фотографии проведенных мероприятий.

5). Воспоминания российских эмигрантов, а также статистические справочники и иные материалы, содержащие значительный массив ценной информации.

6). Материалы, опубликованные в региональной периодической печати -республиканских и районных газетах и журналах как на русском, так и на татарском и башкирском языках1.

Во второй главе «Массовая эмиграция «тюрко-татар» из России, СССР и ее этапы» рассматриваются условия эмиграции из России. Наиболее массовые эмиграции «тюрко-татар» происходили в периоды революций, гражданской войны и сталинских репрессий. В диссертации выделены три этапа этого явления: первый-до 1917 г., второй-с 1917 по 1922 гг., третий - с 1941 по 1950-е годы. Первый этап - экономическая эмиграция, связанная с коммерческой деятельностью и строительством КВЖД. Второй этап - эмиграция времен революции, гражданской войны и первых послереволюционных лет. Третий этап - период Второй мировой войны, когда значительному числу «тюрко-татарских» эмигрантов пришлось покинуть Китай. Большинство из них перебралось в США. Чаще всего «тюрко-татары» спасались от войн и насилий, переселяясь на Дальний Восток, потом в Маньчжурию и Японию, Китай, а затем в Турцию, откуда часть из них отправлялась в западноевропейские государства и США. За исключением интеллектуальной элиты 1920-х гг. - Гаяза Исхаки, Садри Максуди, Юсуфа Ак-чуры и других видных ученых и общественных деятелей, представлявших собой политическую эмиграцию, основная масса переселенцев-татар относится к экономической эмиграции и за границей оказалась еще до событий 1917 г.2

В параграфе 2.1 «Эмиграция из Российской империи (до 1917 г.)» показан первый этап эмиграции, который начался в конце XIX в. и продолжался до 1917 г. Для него характерно так называемая трудовая эмиграция, связанная со строительством КВЖД и ориентированная на временный выезд работника на заработки без семьи. Высоким было число татар, эмигрировавшим в связи с коммерческой деятельностью. На этом этапе усилилась также эмиграция революционеров, которые воспользовались определенной либерализацией и перебрались за границу от преследований полиции.

1 Агзамов Ф. Рафаэль Ильясов: «Перед татарской музыкой у меня совесть чиста» // Татарстан. 2002. № 4. С. 48-52; Ахунов А.М. Америкада татар булуы жинелме? // Идел. 2008. № 2. С. 25-26; Кузбеков Ф. Ьине курзем, Америка! // Ватандаш. 2002. № 11. С. 31-38; Салихов А.Г. Башкиры в эмиграции // Ядкяр. 2002. № 2. С. 24-35.

~ Валеев P.C. Вдали от исторической родины // II Всемирный конгресс татар. 2829 августа 1997 г. [Электронный pecypc].URL: bttp://kazadmin. narod.ru/congress/13 .htm/

ям жизни». В условиях эмиграции своеобразно проявляется самосознание личности и подсознательно используются все формы психологической защиты в целях ее стабилизации: вытеснение, избегание, регрессия, подавление, отрицание, проекция, идентификация, изоляция, рационализация и т.д. Важную роль в процессе адаптации личности играют различные поддерживающие структуры: светские и религиозные общины, землячества, союзы, группы поддержки, тюр-коязычные средства массовой информации, совместные праздники, возможность контактов с родной культурой (выставки, гастроли) и т.д.1

Особого внимания заслуживает проблема общения в условиях эмиграции, когда контакты с соотечественниками крайне ограничены, утрачены связи с родными, друзьями, утрачено былое положение, статус, прежняя профессия. Эмигранты общаются с теми, кто им психологически ближе и понятнее, стараются сохранить привычные стереотипы и формы отношений.

Актуальной проблемой остается вопрос изучения и сохранения родного языка у детей. Именно язык позволяет эмигрировавшим семьям сохранить связь детей с «тюрко-татарской» культурой и с культурой своей страны. Знание своих корней позволяет значительно лучше усваивать культуру и ценности нового для них общества.

Наиболее важной становится проблема сохранения идентичности в новых условиях, в чужой языковой, религиозной, культурной среде. Тяжелые испытания обрушились на многих эмигрантов с первых дней за рубежом. Ситуация потребовала от них приспособления к новой социально-экономической, политической и этнокультурной реальности. Главной для всех «тюрко-татарских» эмигрантов из России была проблема выживания и социальной адаптации. Не стоит забывать, что в эмиграции оказались, прежде всего, белые офицеры, монархисты, представители буржуазии, состоятельных слоев общества. Это свидетельствует о том, что многие бывшие подданные Российской империи имели в прошлом на родине собственное дело, торговые предприятия, земельные владения, магазины.

Все выходцы из России столкнулись в эмиграции с большой психологической проблемой - проблемой беженца, не имеющего своего угла, заработка, социальных перспектив для себя и своей семьи в целом. В такой жизненной ситуации утрата прежнего социального статуса и пребывание на чужбине могли стать непреодолимым испытанием. И без того непростые психологические процессы, происходящие в эмигрантской среде, осложнялись тем, что мусульмане - татары, башкиры - занимали довольно обособленное положение и среди российских эмигрантов. Языковой, этнокультурный, религиозный барьеры разъединяли зачастую не только эмигрантов и местных жителей, но и русско- и тюркоязычных представителей в эмиграции.

Независимо от прошлого социального уровня жизни эмигранта у большинства возникают одинаковые проблемы — незнание английского языка, естественное незнание законов и культуры новой страны, внутренняя неопределенность и депрессия. Психологический шок эмиграции не меняет внутренний мир эмигранта, он лишь помогает проявить личные качества, высвобождает энергетиче-

1 Хрусталева Н. Адаптация выходцев из бывшего СССР: взгляд психолога // Диаспоры. 1999. № 2 - 3. С. 284.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

В изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Садыкова JI.P. Исламский фактор в сохранении этничпости в эмиграции (на примере тюрко-татарской диаспоры в США) // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339. Октябрь. С. 82-84.

В других научных изданиях:

2. Садыкова JI.P. Татаро-башкирская эмиграция в Америке: порога сохранения и трансформации этичности // Современные эшополитические и этносоциальные процессы в России: модель Республики Башкортостан: мат-лы Межрегиональной научш-пракшческой конференции. 3 декабря 2004 г. Уфа: Информреклама, 2004. С. 283-286.

3. Садыкова Л.Р. Факторы сохранения традиционной культуры башкир и татар в эмиграции (на примере тюрко-мусульманской диаспоры США) // Мат-лы 1П конкурса научных работ молодых ученых и аспирантов УНЦ РАН и АН РБ. 16-20 декабря 2004 г. Уфа: Гилем, 2005. С. 130-132.

4. Садыкова JI.P. Роль национально-культурных объединений тюрко-мусульман в США в сохранении этнической идентичности // Межнациональные отношения в полиэтническом районе: проблемы и луга оптимизации: мат-лы Межрегиональной научно-практической конференции. 9 декабря 2005 г. Уфа: Информреклама, 2005. С. 269-272.

5. Садыкова Л.Р. Татарская диаспора в США: факторы сохранения и трансформации этничпости // Эшосы и культуры Башкортостана: традиции и современность: мат-лы научно-практической конференции молодых ученых. 27 апреля 2006 г. Уфа, 2006. С. 110-115.

6. Садыкова Л.Р. Татарские эмигранты в Нью-Йорке // Этнос. Общество. Цивилизация: Кузеевсше чтения: мат-лы международной научно-практической конференции. 29 сентября 2006 г. Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2006. С. 92-94.

7. Садыкова Л.Р. Культурный потенциал соотечественников за рубежом на примере «тюрко-татарской» диаспоры в США // Россия и ее регионы в поиске гражданского единства межнационального согласия: мат-лы Всерос. научно-практической конференции. Уфа: БАГСУ,2011. С. 301-304.

8. Садыкова Л.Р. Сохранение этнокультурной идентичности <аюрко-татарской» диаспоры в США // Известия Уфимского научного це1ггра РАН. 2011. № 3. С. 81-87.

 

Текст диссертации на тему "Сохранение и трансформация этнокультурной идентичности в условиях эмиграции: на примере "тюрко-татарской" диаспоры США"

61 12-7/433

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИМ. Р.Г. КУЗЕЕВА УФИМСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

На правах рукописи

СОХРАНЕНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭМИГРАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ «ТЮРКО-ТАТАРСКОЙ» ДИАСПОРЫ США

Специальность 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель

доктор исторических наук, профессор Юнусова А.Б.

УФА-2012

Оглавление

Введение................................................................................... 3

Глава 1. Вопросы методологии и историография проблемы идентичности в условиях эмиграции............................................ 19

1.1. Теоретико-методологические вопросы..................................... 19

1.2. Историография проблемы...................................................... 49

1.3. Обзор источниковой базы...................................................... 61

Глава 2. Массовая эмиграция «тюрко-татар» из России, СССР и ее этапы........................................................................................ 65

2.1. Эмиграция из Российской империи (до 1917 г.)............................. 66

2.2. Эмиграция из Советской России (1917 - 1922 гг.)........................... 75

2.3. Эмиграция из СССР (1941 - 1950 гг.)......................................... 99

Глава 3. «Тюрко-татарская» диаспора в США.................................. 118

3.1. Адаптация эмигрантов к новым условиям жизни........................... 118

3.2. Формирование «тюрко-татарской» диаспоры в США................... 136

3.3. Сохранение этничности в условиях национально-культурной адаптации иммигрантов и их потомков в США............................... 148

Заключение.............................................................................. 167

Список использованных источников и литературы........................ 170

Приложения............................................................................ 190

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. История российской эмиграции представляет интерес и значимость в научно-теоретическом плане. Современное теоретическое осмысление роли эмиграции из России диктуется рядом обстоятельств. В последние годы не подвергается сомнению тот факт, что эмигранты являются неотъемлемой частью России. Важным политическим шагом стал Указ В.В. Путина от 22 июня 2006 г. «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»1, направленный на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом. Кроме того, Указ может стать мощным импульсом для академического сообщества в изучении международной диаспоры.

Политические изменения начала XX столетия в России превратили часть населения страны в вынужденных эмигрантов. Сейчас именно в США достаточно компактно проживает одна из крупнейших «тюрко-татарских» диаспор, которая объединена в различные ассоциации, общества и землячества. «Тюрко-татарская» диаспора в США - это диаспора тюркских и мусульманских народов, переехавшая из России преимущественно из Волго-Уральского региона и республик бывшего Советского Союза. Название «тюрко-татары» принято ими в соответствии с резолюцией Всероссийского мусульманского съезда 1917 года. В условиях эмиграции они смогли сохранить собственную культуру и структуру внутренней социальной жизни. Особую актуальность приобретает сохранение этнической идентичности в многонациональной стране, как США. Чаще всего эмигрант преследует цель сохранить существующие отличия от других людей, причем этничность превращается в один из важнейших факторов выражения этих отличий. В

1 Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637, г. Москва «О мерах по оказанию

содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Российская газета. Электронный ресурс. URL: http://www.rg.ru/2006/06/28/ukaz-peresilenie.html

3

поликультурной среде этническая идентичность приобретает особую чувствительность и к самооценке, и к оценке себя другими. Этническая идентичность более выражена, чем гражданская, актуальна и интенсивна.

В настоящее время бывшие граждане России или, скорее даже потомки, став вынужденными эмигрантами, не теряют связи со своей родиной, объединяются в диаспоры, чтобы не забыть и сохранить национально-культурные традиции своего народа.

Обращение к теме «тюрко-татарской» эмиграции из России актуально потому, что вопрос формирования и сохранения этнокультурной идентичности «тюрко-татар» США в силу разных причин до сих пор остается неисследованным пластом истории татарского, башкирского и других тюркских народов России. Эти обстоятельства показывают актуальность и перспективность изучения судеб «тюрко-татарских» эмигрантов, вынужденных эмигрировать после Октябрьской революции и Второй мировой войны из страны.

Объектом исследования выступает «тюрко-татарская» диаспора в США, характеризующаяся компактным проживанием сложившихся тюркоязычных этнических групп с высокой степенью сохранности культурных традиций.

Предметом исследования являются процессы сохранения этничности эмигрантов «тюрко-татарской» диаспоры в иноязычной, иноконфессиональной среде.

Хронологические рамки исследования. Исследование охватывает период с конца XIX по XXI вв. За исходный хронологический рубеж взят конец XIX в., связанный со строительством КВЖД (1898 г.) и коммерческой деятельностью татар, в результате часть населения покинула Россию и обосновалась в других странах, прежде всего в Китае, Корее, Японии. К началу XXI в. в эмиграции проживает уже третье поколение, покинувших Родину в начале XX в. и именно на них можно проследить влияние

инокультурной среды на сохранение этнической идентичности, поэтому верхним рубежом исследования является начало XXI в.

Территориальные рамки исследования ограничены территорией США. В то же время внутри США имеются свои центры, в которых компактно расселены «тюрко-татары», имеющие большие диаспоры в Нью-Йорке и Сан-Франциско. Вместе с тем для более полного освещения формирования «тюрко-татарской» диаспоры в США были рассмотрены «тюрко-татарские» диаспоры, проживающие в Китае и Японии.

Степень изученности проблемы. В науке понятие «идентичность» широко используется в этнологии, философии, психологии, культурной и социальной антропологии с разными значениями или в разных аспектах. Начиная с конца 1980-х гг. отечественную науку привлекла концепция этнической идентичности (этнического самосознания). Термин «этническое самосознание» вошел в научный оборот благодаря работам С.А. Токарева1 и H.H. Чебоксарова2.

С конца 1980-х - начала 1990-х гг. с терминами «этнос» и «этническое самосознание» начинают активно конкурировать новые термины -«этничность», «этническая идентичность», пришедшие в российскую науку вместе с работами зарубежных ученых - американских политологов Н. Глейзера и Д. Мойнихэна3. Вопросы этничности исследованы в научных трудах Э. Смита4, К. Гиртца5, Р. Брубейкера6, Дж. Де-Воса7. Отечественные исследователи: Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов, H.H. Чебоксаров, С.Е. Рыбаков,

1 Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии)// Вопросы философии. 1964. №11.

2 Чебоксаров Н.Н. Проблемы происхождения древних и современных народов (вступительное слово на симпозиуме) // Труды МКАЭН. Т. V. М., 1970.

3 Glaser N., Moynihan D.P. (Eds.). Ethnicity: Theory and Experience. Cambridge (Mass.), 1975.

4 Smith A.D. The Ethnic Origin of Nations. Oxford, 1987; Smith A.D. National Identity. London, 1991; Smith A.D. Ethnic Myths and Ethnic Revivals // Archives Eropeennes de Sociologie. 1984, № 25. P. 283-303 и др.

5 Geertz С. Peddlers and Princes: Social Change and Economic Modernization in Two Indonesian Towns. Chicago, London, 1963.

6 Brubaker R. Nationalism Reframed: Nationhood and the National Question in the New Europe. Cambridge, 1996. P. 15.

7 Де-ВосДж. Этнический плюрализм: конфликт и адаптация// Личность, культура, этнос / Под ред. А.А. Велика. М., 2001. С. 232.

В.В. Пименов и др. отстаивают идею существования этнических общностей, члены которых объединены в единую «совокупность» на основе общих признаков: языка, традиций, культуры, религии, иногда - территории, экономики, государственности и т. п.1, а также - в результате осознания «как своей общности, так и своего отличия от членов других таких же человеческих групп»2.

В нашей стране с начала 1990-х гг. опубликован целый ряд работ, в которых с различных исследовательских позиций осуществлялся поиск подходов к этому феномену3. В настоящее время процесс продолжается, демонстрируя неослабевающий интерес ученых к этой проблеме.

В итоге следует отметить, что вокруг проблемы этничности (этнической идентичности) существует весьма слабая его структурированность и сильнейшая размытость. Специалисты из разных областей обществоведения чаще пишут по поводу этничности (этнической идентичности), чем о самом этом феномене.

Комплексный, междисциплинарный характер носит проблема формирования и функционирования диаспор в условиях многонационального региона, поэтому научные исследования в этой области в настоящее время ведутся в различных направлениях. Анализ научной литературы дает представление о том, что изучение проблемы диаспоры необходимо проводить в тесной связи со сложившимися теориями этноса и эмиграции.

1 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 33-35; Он же. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987. С. 74-76; Чебоксаров H.H., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985. С. 29; Пименов В.В. Удмурты. M., 1985; Рыбаков С.Е. Судьбы теории этноса. Памяти Ю.В. Бромлея// ЭО. 2001. № 1. С. 3-15; Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. М., 1999.

2 Семенов Ю.И. Этнос. Нация. Диаспора // ЭО. 2000. № 2. С. 64; Национальная политика в императорской России. Цивилизованные окраины. М., 1997. С. 29.

3 Тишков В.А. Этничность и власть в СССР (этнополитический анализ республиканских органов власти) // СЭ. 1991. №3; ТишковВ.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе// Вопросы социологии. 1993. № 1-2; Тишков В.А. О феномене этничности; Чешко C.B. Человек и этничность; Соколовский C.B. Парадигмы этнологического знания// ЭО. 1994. №2; Козлов В.И. Проблематика "этничности"// ЭО. 1995. №4; КолпаковЕ.М. Этнос и этничность// ЭО. 1995. №5; ЗариновИЛО.

Исторические рамки феномена этничности (по поводу статьи C.B. Чешко "Человек и этничность") // ЭО. 1997.

№ 3; Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1997; Винер Б.Е. Указ. соч.

6

Следует отметить, характеризуя степень разработанности темы диаспоры и диаспоральных отношений, что данный вопрос значительное время был предметом изучения только зарубежных социологов, политологов, философов и историков. Проблема диаспоры в отечественной науке долгое время была на обочине исследовательского интереса. Существующие разработки по проблеме диаспоры можно разделить на следующие группы: первая - теоретико-методологические труды Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, Р.Г. Абдулатипова, И.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, Т.А. Полосковой, В.А. Тишкова и др., заложившие основу для исследований данной темы1.

Вторую группу составляют исследования, посвященные разработке различных аспектов и конкретных особенностей диаспоры как специфического этносоциального феномена2 - работы Т. С. Иларионовой «Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры)», З.И. Левина «Менталитет диаспоры», Ж.Т. Тощенко (в соавторстве с Т.И. Чаптыковой) «Диаспора как объект социологического анализа». Авторы внесли значительный вклад в изучение диаспоры, определили ее типологию, функции, особенности и т.д.

Третью группу исследований проблемы диаспоры составляют многочисленные статьи, опубликованные в научных журналах, а также сборниках конференций и других периодических изданиях, посвященных вопросам диаспоры, в которых освещены, главным образом, региональные аспекты проблемы.

Свой вклад в исследование данного вопроса внесли зарубежные ученые: У. Сафран, X. Тололян, А. Ашкенази, Г. Шеффер, М. Дабаг, К. Платт, Р.

1 Абдулатипов Р.Г. Государственное регулирование национальной политики. М., 2001; Бромлей Ю.В. К типологии этнических общностей...; Он же. Очерки теории этноса. М., 1988; Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А.,Указ. соч.; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989; Полоскова Т. Современные диаспоры. Внутриполитический и международный аспекты. М., 1999; Тишков В.А. Политическая антропология // Российские исследования в гуманитарных науках. Ье-шз1:оп, 2000. Т. 14; и др.

2 Иларионова Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры). М., 1994; Левин З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). М., 2001. 176 с; Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // СОЦИС: социол. исслед. 1996. № 12;

и др.

Мариенстрас, Э. Скиннер, А. Бра, Р. Коэн, Дж. Армстронг, Р. Хеттлаге, Н. Брубейкер, Т. Фаист, Р. Льюис, С. Хантингтон1 и др. Подробно теоретико-методологические вопросы представлены в параграфе 1.1.

Уже в конце XIX - начале XX в. проблема массовой эмиграции в Америку из Российской империи привлекла внимание целого ряда отечественных авторов (Н. Славинского, А. Курбского, Н. Ильина, М. Владимирова, К. Скальковского, E.H. Матросова, П.А. Тверского (Дементьева), П. Попова, Ю. Филипова, П. Тизенко, С. Яновского, И. Сысоева, М. Равича, А. Мухина, К. Офросимова, К. Олейника, Б. Курчевского, А.И. Щербатского, Е.И. Омельченко и др.). Появились первые статистические работы аналитического характера (С. Патканова)2. Но только в 1928 г. вышел

1 Safran William (1999) Comparing Diasporas: A Review Essay // Diaspora, 8(3): 255 - 291; Tololyan Kh. 1991a: Exile Governments in Armenian Polity // Sham, Yossi (ed.). Governments-in-ExDe in Contemporary World Politics. New York: Routledge; Ashkenasi A. 1993: Identitatsbewahnmg, Akkulturation und die Entta-uschung in tier Diaspora // M.Dabag und K.Platt (Hg.): Identität in der Fremde. Bochum; Sheffer G. 1993: Ethnic Diasporas: A Threat to Their Hosts? // International Migration and Security, (Ed.) by Miron WeinerBoulder, San Francisko, Oxford; Dabag M, Plait K. 1993: Diasporas und kollektive Gedächtnis. Zur Kon-struktion kollektiver Identitäten in der Diaspora // M.Dabag und K.PIatt (Hg.). Identität in der Fremde. Bochum, 117 - 145; Der-Karabetian A. 1993 Marienstras A 1989: On the Notion of Diaspora // Minority Peoples in the Age of Nation-States. Ed. by G, Chaliand. L, Pluto Press. Vielfaltige soziale Identität als Reflektion der Moderne. In: Identität in der Fremde, (Hg,) von Mihran Dabag und Kristin Platt. Bochum, Skinner E. 1982: The Dialectic Between Diasporas and Homelands II Global Dimensions of the African Diaspora / Ed. by J. Harris. J Washington, Howard University Press. Brah A, 1992: Difference, Diversity and Differentiation // 'Race', Culture and Difference..Donald and A.Rattansi (eds, London: Sage J. Srah A, 1996: Cartographies of Diaspora: Contesting identities, London and New York. Cohen R. Global Diasporas. An Introbuc Hettlage R. 1993: Diaspora: Umrisse zu einer soziologischen Theorie // M.Dabag imd K.Platt (Hg.): Identität in der Fremde, S. 75 - 105. Universitatsverlag, Bochum.tion. L, 1997. J6 1, Armstrong D. 1976: Mobilized and Proletarian Diasporas // The American Political Science Review. Vol. 70, №. 2, Hettlage R. 1993: Diaspora: Umrisse zu einer soziologischen Theorie // M.Dabag imd K.Platt (Hg): Identität in der Fremde,. Universitatsverlag, Bochum. Faist Th. 2000a: The Volume and Dynamics of International Migration and Transnational Social Spaces. Clarendon Press, Oxford; Хантингтон С. Кто Мы? M., 2004.

2 Славянский H. Письма об Америке и русских переселенцах. СПб., 1873; Курбский А. Русский рабочий у североамериканского плантатора. СПб., 1875; Ильин Н. Шесть месяцев в Соединенных Штатах Северной Америки. СПб., 1876; Владимиров М.М. Русский среди американцев, 1872 - 1876. СПб., 1877; Скальковский К. В стране ига и свободы. СПб., 1878; Лопухин А. Жизнь за океаном. СПб., 1882; Тверской П.А. Очерки Северо-Американских Соединенных Штатов. СПб., 1895; Граф Лелива (E.H. Матросов). Заокеанская эмиграция, ее причины и следствия. Варшава, 1904; Попов П.И. В Америке: Очерки американской жизни по личным наблюдениям автора, прожившего в Америке безвыездно двадцать три года (1872 - 1895). СПб., 1906; Филипов Ю.Д. Эмиграция СПб., 1906; Тизенко П. Эмиграционный вопрос в России, 1820 - 1910. Либава, 1909; Яновский С.Я. Русское законодательство и эмиграция // Журнал Министерства юстиции. СПб., 1909; Сысоев И.П. Путешествие в Америку. М., 1910; Патканов C.K. Итоги статистики иммиграции в Соединенные Штаты Северной Америки из России за десятилетие 1900 - 1909. СПб., 1911; Он же. Иммиграция из России в Соединенные Штаты за десятилетие 1900 - 1909 // Ежегодник России. 1910. СПб., 1911; Равич М. Русская эмиграция в Америку // Наша заря. СПб., 1911. № 7/8; Офросимов К.С. Отхожий промысел за океаном. Вильна, 1912; Олейник К. Русский штундист за границей. СПб., 1912; Мухин А. Отход крестьян на заработки в Америку // Агрономический журнал (Харьков). 1913. № 9/10; Курчевский Б. О русской эмиграции в Америку. Либава, 1914; Щербатский А.И. Русская эмиграция в Соединенные Штаты // Известия Министерства иностранных дел. Пг., 1915. Кн. VI: 1914; Омельченко Е.И. К вопросу об организации российской колонии. Нью-Йорк, 1917.

серьезный научный труд руководителя ЦСУ СССР В.В. Оболенского (Осинского) о международных эмиграциях в России, часть которой посвящена дореволюционной российской эмиграции в США1.

Однако первой и долгое время единственной на русском языке была книга М.Е. Вильчура «Русские в Америке». Тогда же на английском языке в Калифорнии было опубликовано небольшое этносоциологическое исследование JL Соколовой о молоканах в Лос-Анджелесе. Спустя три года в Нью-Йорке одновременно вышли две монографии социолога Джерома Девиса, которые до конца XX в. оставались единственными среди этносоциологических исследований о русских в США такого комплексного характера2.

В советской научной литературе тема российской эмиграции в США в XIX - начале XX в. в той или иной степени была затронута в книгах и статьях Н.Л. Тудоряну, Л.А. Баграмова, Т.П. Куропяткина, А.Н. Ш