автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему: Сонеты К. Д. Бальмонта
Текст диссертации на тему "Сонеты К. Д. Бальмонта"
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
Саришвили Владимир Карлович СОНЕТЫ К.Д.БАЛЬМОНТА
10.01.01. - Русская литература 10.01.08. - Теория литературы
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научные руководители: доктор филологических наук
профессор |Гиголов Георгий Михайлович
доктор филологических наук профессор Чередниченко Владимир Ильич
1
.и ^
Краснодар 1999
Содержание
Введение.........................................................................3
Глава 1. Сонет как микрокосм. Тематические поля поэта: Солнце. Мед. Луна. Жизнь и смерть....................................18
Глава 2. Тематические поля поэта: Любовь.
Женщина. "Песня миров"...................................................74
Глава 3. Взгляды на творчество. "Медальоны".
Критические заметки о мастерстве К.Бальмонта.
Венок сонетов ...........................чМ Ь.Ч^:... ........................107
Заключение.......................................................................134
Приложение......................................................................143
Использованная литература.................................................144
Светлой памяти моих учителей Г.М.Гиголова и К.С.Герасимова, умерших от горя в "развороченном бурей быте...
Я мыслью прохожу по всем мирам, Моя свеча пред каждою иконой...
К.Д.Бальмонт
ВВЕДЕНИЕ
Константин Дмитриевич Бальмонт, "ловец света" - видное явление в русской поэзии серебряного века. Он стоял у истоков русского символизма и стал одним из самых плодовитых и, как следствие, самых неровных поэтов в истории литературы. Художественный вкус К.Бальмонта нередко не выдерживал "конвейерного" метода эксплуатации творческой мысли и оборачивался собственной противоположностью. Этого поэт почти (а то и совсем) не замечал.
Высказанная К.Бальмонтом полушутя-полусерьезно идея о выходе в недалеком грядущем собрания его сочинении в 93-х томах на деле оказалась вовсе не такой уж фантастичной. Можно посочувствовать исследователю, оказавшемуся один на один с громадным количеством стихотворений и переводов, поэтических рассуждений и критических мыслей К.Бальмонта. В данной работе мы ограничимся в основном исследованием произведений из сборника "Сонеты Солнца, Меда и Луны" (М., 1917).
По мере необходимости мы будем обращаться к сонетам из других сборников, дополняющим представления о тематике нашей работы, еще раз свидетельствующим об особенностях восприятия
К.Бальмонтом мира как единого целого, где нгт места вражде и конфронтации, хотя бы в сфере духовной, творческой.
По нашему глубокому убеждению, "Сонеты Солнца, Меда и Луны" можно считать этапным, итоговым результатом всего сонетного творчества К.Бальмонта, куда вошли некоторые произведения из других книг поэта.
В "Сонеты Солнца, Меда и Луны" перекочевали произведения из сборников "Под северным небом" (СПб., 1894) ;"В безбрежности" (М., 1895) "Тишина" (М., 1898). В сборнике "Тишина" имеется цикл "Дон Жуан", который не вошел в интересующую нас книгу, но стал предметом нашего отдельного изучения. Кроме того, исследуются отдельные сонеты, сонетные циклы и венки сонетов, вошедшие в сборники: "Горящие здания" (М.,1900); "Ясень" (М.,1916); "Перстень" (М.,1920). (Всего К.Бальмонтом издано 27 прижизненных поэтических сборников. Удельный вес сонетов в общем стихотворном наследии поэта достаточно высок).
Как сообщается в научном издании стихотворений К.Бальмонта под редакцией В.Н.Орлова, сборник "Сонеты Солнца, Меда и Луны" насчитывает 255 сонетов (VIII.С.643; ср. 1. С. 152). Работая с прижизненным изданием сборника, мы произвели подсчет, давший несколько иные, чем у Вл.Орлова, результаты. С учетом 218 "одинарных" сонетов, шести циклов и одного венка получается цифра 254 (218+4+3+3+3+3+5 + 15).
В чем же причина столь пристального внимания диссертанта к данному сборнику? Во-первых, нас привлекла глубина символистского духа "Сонетов Солнца, и Меда и Луны". Во-вторых, в этой книге, своеобразном пейзажном и историко-философском романе в стихах, звучат глубокие идеи о примирении мировых культур и религий, идеи, воплощенные художественно
тонко и убедительно. Речь идет о философской основе сборника в целом, а не об отдельных произведениях.
Цель нашей работы заключается в подробном анализе сонетного творчества К.Бальмонта, в комментированной систематизации его сонетного космоса. Подобная кропотливая работа в литературоведении еще не проводилась, и в этом мы усматриваем один из аспектов ее научной новизны.
Акцент делается на анализе ядра сонетного творчества К.Бальмонта, особенности которого, по нашему мнению, наиболее полно проявились в интересующем нас сборнике. Мы также поставили цель - изучить сильные и слабые стороны указанного сборника, его формальные и содержательные характеристики, отчасти сравнить сонеты К.Бальмонта с подобными произведениями других поэтов данного времени; проследить, в чем проявляются традиционность и новизна сонетов исследуемого сборника и всего сонетного творчества К.Бальмонта.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
1. Исследование основных тематических полей К.Бальмонта-сонетиста.
2. Выявление специфики мировоззрения и мироощущения лирического героя сонетов К.Бальмонта.
3. Выявление жанроформирующих признаков сонета.
4. Уточнение ряда теоретических положений, касающихся структуры венка сонетов.
Впервые проводимая систематизация (хоть и неполная) сонетного творчества К.Бальмонта, а также анализ особенностей сонетной формы открывает возможности и для использования результатов работы в курсе лекций, а также в спецкурсах и в спецсеминарах по творчеству К.Бальмонта, по изучению твердых стихотворных форм и лирических жанров.
Такова практическая значимость работы.
Несмотря на явный всплеск интереса к сонету в последние годы, степень изученности темы остается крайне низкой, поскольку сонет как явление литературы, с появлением на нем ярлыка "буржуазной игрушки", надолго выпал из поля зрения большей части литературоведов. Не вызывала энтузиазма в официальном литературоведении советского времени и сама личность К.Бальмонта как "идейно чуждого" провозглашенным идеалам.
Основным материалом работы послужили прижизненные сборники стихотворений К.Д.Бальмонта. "Сонеты Солнца, Меда и Луны" (М., 1917), а также "Под северным небом" (СПб., 1894), "Горящие здания" (М., 1900), "Ясень"'' (М., 1916), "Перстень" (1920).
Учитывая многоплановость темы, мы подчинили методологию работы стремлению раскрыть важнейшие аспекты данной темы, базируясь на традиционном культурно-историческом подходе, соединили небогатый опыт русского сонетоведения с попыткой собственной интерпретации специфики сонетного творчества К.Бальмонта. В работе использованы элементы сравнительно-исторического, сравнительно-типологического,
биографического, мифологического и формального методов исследования.
Теоретической основой работы послужили труды сонетологов Л.Гроссмана, И.Бехера, К.Герасимова, А.Шишкина, О.Федотова, В.Менха и других ученых, а также работы из неопубликованного архива К.С.Герасимова, изучение статей исследователей творчества К.Бальмонта - Е.Ивановой, Д.Макогоненко, Вл.Орлова, А.Романенко и др. Большую помощь оказали нам материалы Международных симпозиумов и научных конференций в Тбилиси (1985, 1988), Москве (1995), Ставрополе (1996) и Санкт-Петербурге (1997), где сонету уделялось особое внимание.
На сегодняшний день диссертаций по сонету на всем пространстве бывшего СССР написано немного, а диссертационные исследования по сонетам К.Бальмонта нам неизвестны. Поэтому наша работа представляется актуальной как одна из первых попыток системного исследования сонетного творчества К.Бальмонта. Отметим также, что практические опыты автора в области сонетного творчества (в частности, им опубликовано 4 венка сонетов) позволили сформировать систему наблюдений, о которой и пойдет речь в данной работе.
Если теория сонета в русском литературоведении приобрела в последние годы более или менее четкие контуры, то теории венка сонетов как таковой просто не существует. Поэтому те фрагменты работы, где речь будет идти о венке сонетов, нам представляются особо актуальными.
Для осуществления намеченых в настоящем диссертационном труде задач, сначала следует бегло обозначить истоки, а затем и этапы развития духовных устремлений К.Бальмонта.
Рассмотрим сперва вопрос о природе раннего импрессионистического по духу символизма К.Бальмонта, переросшего впоследствии в символизм широкого диапазона. Интересные рассуждения об этой тенденции находим у К.Чуковского, который называл К.Бальмонта предтечей городской литературы, вобравшим в себя всю торопгивость города и "славящего" минуты, мгновения, миги (108. С.31).
Мнение известного критика и поэта чрезвычайно интересно. Но верно лишь отчасти. Во-первых, в годы создания К.Чуковским серии этих критических работ еще не существовало позднего К.Бальмонта с его интересом к сонету, к эпическим формам поэзии ("Витязь в тигровой шкуре"). А во-вторых, был ли К.Бальмонт столь законченным урбанистом? Известно ведь, что родился он и провел свое детство в деревушке Гумнищи, где стояло с десяток
изб, рос в неторопливой "пошехонской" среде под мотивы народных песен и стихов, буквально с младенчества впитав в себя строки "крестьянских" поэтов И.Никитина и А.Кольцова.
Конечно, последующий переезд в город, увлечение политической борьбой и водоворот литературной суматохи придали его творческим исканиям урбанистическую направленность, о которой говорит К.Чуковский, но правильнее было бы, наверное, определить основу его поэтического мировоззрения как двойственную.
Предпринятая в 1890 году попытка самоубийства, приведшая к многочисленным переломам, приковала поэта к постели. Печальное обстоятельство имело лишь одно преимущество: неподвижность располагала к созерцательности и неторопливости мышления. На этот период приходится становление К.Бальмонта-стихотворца и сонетиста.
Однако можно согласиться с К.Чуковским, что, будучи по форме безупречными, многие ранние стихи К.Бальмонта несут на себе налет поверхностности: "Что-то фатально-плоское есть в его творениях, они до странности лишены глубины, и часто, если Бальмонту на минуту изменит вкус, становится очевидно, как мало в них внутренней цельности" (108. С.37).
Сурова и критика И.Анненского. Процитировав знаменитое "Я изысканность русской медлительной речи", он объясняет свое упорное нежелание понимать новое поэтическое слово: "Глумление, намеки на манию величия, торжествующие улыбки по поводу уклонов, перепевности и грома, рифмующего с каким-то изломом... форма помешательства за банальностью романтических формул" (8. С.97-98).
Одновременно высказываются и противоположные мнения. Вот что пишет Н.Гумилев о стихах тех же лет из книги "Только любовь": "Только что написанная и уже историческая книга. Это
выпадает на долю или очень хороших, или очень дурных книг, и, конечно, "Только любовь" принадлежит к первому разряду. По моему мнению, в ней глубже всего отразился талант Бальмонта, гордый, как мысль европейца, красочный, как южная сказка, и задумчивый, как славянская душа" (45. С.78-79). Тот же автор отмечает: "...безмерно приблизился он к звезде чистой поэзии и теперь беспощадна стремительность его падения. "Только любовь" завершила собой блистательное утро возрождения русской поэзии. Бальмонт был одним из первейших и ненасытнейших открывателей, но не к земле обетованной были прикованы его думы, он наслаждался прелестью пути. И справедливо раньше всех других декадентов он добился признанья и любви. Но когда настало время созидательной работы, мечи были перекованы в плуги и молоты, Бальмонт оказался всем чужим. Наступило время великого заката" (45.С.79).
Указанные высказывания помогают конкретизировать общую оценку роли К.Бальмонта, его места в русской цоэзии серебряного века.
Первый сборник К.Бальмонта не имел успеха, однако поддержка В.Г.Короленко, П.Ф.Николаева, Н.И.Стороженко, знакомство с В.Брюсовым и неустанная работа на поэтической ниве принесли свои плоды. Зарождавшийся русский символизм объявил сборник "Под северным небом" (1894) своим ценным достоянием, и популярность К.Бальмонта стала стремительно расти. Во многом популярность обусловлена тем, что К.Бальмонту удалось "попасть в струю", его лира зазвучала в лад новым веяниям, что всегда приносит успех.
Он много путешествует, набираясь необходимых поэту новых ощущений. Критика далеко не единодушна в оценке бальмонтовского творчества, однако круг его почитателей становится все шире.
Революционные стихи К.Бальмонта - один из наиболее ярких примеров поэтической слепоты. Не случайно "... у современников революционные стихи К.Бальмонта встречали ироническую реакцию, критики упражнялись в остроумии, высмеивая такие, например,строки:
Кто не взрит в победу сознательных, смелых рабочих,
Тот играет в бесчестно-двойную игру..."
В.Брюсов восклицал по их поводу: "В какой же несчастный час пришло Бальмонту в голову, что он мсжет быть певцом социальных и политических отношений, "гражданским певцом" современной России. Поэт явно не был рожден для роли Марата, и когда он за такую роль брался, то попадал в комические ситуации. Самое точное объяснение сути своей революционности дал он сам: "Поэт выше всяких партий... во всяком случае - вне. У поэта свои пути, своя судьба, он всегда скорее комета, чем планета" (Цит. по: 50. С.19-20).
"После Октябрьской революции большевики, памятуя о прежних взглядах, вызвали его в ВЧК и спросили: "В какой партии вы состоите?" Бальмонт ответил: "Я- поэт" (60. С. 19).
К.Бальмонт действительно принадлежит к тому немногочисленному типу творческих личностей, которые жили так, как творили, и творили, как жили. Основой его поэтического мировоззрения был оптимизм - поэт обнаруживал светлое начало даже в детском воспоминании:
Жужжанье мух. О светлое стекло
Упрямое их тонкое биенье
И странная прозрачность разделенья. (VII. С.82).
Может быть, благодаря подобным строкам М.Цветаева делает вывод : "Если бы надо было дать Бальмонта одним словом, я бы, не задумываясь, сказала: "Поэт". Не улыбайтесь, господа, я бы не сказала так ни о Есенине, ни о Мандельштаме, ни о Гумилеве, ни даже о Блоке. Ибо в каждом из них, кроме поэта, было еще нечто, большее или меньшее, лучшее или худшее, но еще нечто. Даже у Ахматовой была молитва - вне стихов. В Бальмонте же. кроме поэта, нет ничего" (100. С.233).
Понимал ли сам К.Бальмонт, что "зарифмованные библиотеки" (выражение В.Брюсова), почти беспрерывный поток стихов, вырывавшийся из-под его пера зачастую в виде аморфных длиннострочных конструкций, выхолащивают его поэтический дух?
Осознавал ли он инфляцию собственного поэтического слова, что проявлялось в упадке интереса почитателей к его творчеству? До этапного поворота в его духовном становлении, по-видимому, нет. Два примера гипертрофированного самомнения К.Бальмонта: "Я. искренне думаю, что все эти последние десятилетия в России было лишь два человека, достойные имени Поэта. Это ты, и это я"(77. С.54), -писал он В.Брюсову. Или заявление о том, что именно он, К.Бальмонт, "подхватил золотую или звездную нить, переброшенную от Пушкина к Фету. Между поэтом и аудиторией не образовывалось никакой связи. Бальмонт держал себя так, словно находился в каком-то особом пространстве. И читал не для людей, а для обступивших его видений" (92.С.6), - вспоминает слушатель одного доклада.
В статье "Что же такое Бальмонт?" В.Брюсов высказывает ряд нелицеприятных замечаний. "В течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией"., - писал я в 1906 г. Уже тогда мне пришлось выразить эту мысль в прошлом времени:
"царил", а не "царит". Рядом, в той же статье, откуда взяты эти слова, мне пришлось говорить о "бесспорном падении" Бальмонта.
Да, было время, когда Бальмонт "нераздельно царил над русской поэзией". В первые годы этого века чуть не все молодые поэты были "бальмонисты", писали под Бальмонта, его стихом и его словарем... в массе, в целом, молодежь последних 3-4 лет, пишущая стихи, отрицала и отрицает Бальмонта... Как мог я... утверждать, что "как дивный мастер стиха, Бальмонт все еще не знает себе равных среди современных поэтов". Сейчас для меня стихи Бальмонта "остывшая зола" Тютчева, и почти не верится, что некогда они горели, и светились, и жглись" ( 26. С.482-483).
И все-таки явление К.Бальмонта в русской поэзии состоялось. "Не стихи его служат символизму, а символизм стихам, где многозначность Символа (краеугольный камень всего течения) не становится предметом мучительного поиска, он как бы заложен в самой природе творчества Бальмонта. Философия мига, внезапно возникшего и безвозвратно промелькнувшего мгновения, лежащая в основе импрессионистического искусства, сформировала творческую манеру Бальмонта"(76. С.45).*
Остановимся на сложном периоде жизненного пути поэта -времени упадка - и попытаемся ответить на остающийся спорным вопрос - удалось ли К.Бальмонту преодолеть кризис, н