автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Социализирующая функция телевидения в контексте традиций отечественного просвещения

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Лащук, Екатерина Яковлевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Социализирующая функция телевидения в контексте традиций отечественного просвещения'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Лащук, Екатерина Яковлевна

Введение

Глава I. Социализация личности в современных условиях и средства массовой информации.

1.1 Трансформация процессов социализации и инкультурации в современной России.

1.2. Место телевидения в современных культурно-социализирующих практиках

1.3. Просветительская функция телевидения и современные процессы социализации

Глава II. Традиции отечественного просвещения как историко-культурная основа современных социализирующих практик.

2.1. Контекстуальные особенности и факторы развития отечественного просвещения

2.2. Институциональные и неинституциональные формы развития просвещения в России и их социализирующая роль.

Глава III. Региональное телевидение как механизм общекультурного просвещения и социализации.

3.1. Динамика развития отечественного просвещения в региональном контексте

3.2. Региональные традиции просвещения и современное телевидение (на примере деятельности регионального телевидения Бурятии).

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Лащук, Екатерина Яковлевна

Актуальность темы исследования. Трансляция культуры является одним из важнейших условий ее сохранения, развития и приумножения, передачи новым поколениям наиболее значимых культурных образцов, норм, ценностей, идеалов. Не удивительно, что в любые времена, на любом этапе развития общества вопросы, связанные с обеспечением вхождения молодого поколения в социально-культурное пространство, с поиском и обоснованием наиболее эффективных способов передачи культурных традиций, занимали одно из центральных мест среди общественно значимых проблем.

Очевидно, что как всякая информационно-коммуникативная деятельность, культурно-социализирующая практика в качестве своих важнейших компонентов и ориентиров необходимо включала ответы на вопросы, связанные с содержанием транслируемых ценностей, со способами и целевой направленностью этой трансляции, с особенностями тех групп, которые рассматривались в качестве потенциальных потребителей информации и т.п. В этом отношении анализ динамики социализирующих практик, развития многообразных видов деятельности, направленных на инкультурацию личности в тот или иной период, может строиться по самым разным направлениям, акцентировать внимание как на общих тенденциях данного процесса, так и на изменениях, затрагивающих ту или иную компоненту этого морфологически сложного явления.

Среди этих аспектов, несомненно, немалый интерес может представлять рассмотрение процесса развития социализирующих практик с точки зрения соотношения традиционного - инновационного в их структуре, взаимодействия содержательного и технологического и т.п. В частности, создание цивилизационным прогрессом все более совершенных, обладающих все большими трансляционными возможностями технических средств, обеспечивающих саму возможность масштабного развития процессов социализации и инкультурации в современном обществе, всякий раз заставляет ставить вопрос о сопряжении этого технологического продвижения с сохранением лучших традиций, накопленных в области культурно-социализирующих практик. Очевидно, что технические новации не только не отменяют, но, скорее, делают еще более актуальным вопрос о характере соотношения между изменениями и удержанием тех или иных элементов в структуре этой деятельности, о необходимости и пределах трансформаций в ее ценностном ядре, о степени зависимости / независимости между содержательным наполнением культурно-социализирующих практик и их технологическим обеспечением.

За последние десятилетия минувшего века актуальность этой проблемы в России приобретала все большую очевидность как для исследователей в области образования, воспитания, культурной политики и информации, так и для практиков в данной области. Среди множества причин, способствовавших этому, можно выделить три наиболее, на наш взгляд, существенные:

- колоссальный технический прогресс в средствах распространения культурно-социализирующей информации (телевидение различных видов и типов, компьютерные сети и др.);

- повышенный интерес к традициям отечественной культуры и образования, активное обсуждение возможностей использования в современных образовательных, просветительских, социализирующих практиках опыта, накопленного на отечественной почве, но утраченного или забытого в силу различных причин;

- кризисные явления как в социальном пространстве в целом, так и в отдельных областях общественного бытия, в том числе, в образовательной и воспитательной сферах.

Наряду с другими факторами, указанные обстоятельства - как общецивилизационного, так и специфически отечественного характера -породили достаточно острые дискуссии о взаимодействии культурных традиций и технологических новаций в образовательной и просветительской практике России конца XX - начала XXI века. Эти дискуссии затронули не только профессиональное сообщество, но и показали высокую заинтересованность самых широких социальных слоев в обсуждении данной проблемы и нахождении решений, адекватных современным реалиям, что не удивительно с учетом общезначимости вопросов такого характера.

Нельзя не отметить, что проблема сопряженности традиционного и технологически нового в системе образования и просвещения, имеющая высокую социальную значимость, прежде всего, на общенациональном уровне, не может быть рассмотрена без учета того факта, что объективно она одновременно «встроена», как минимум, еще в два контекста: с одной стороны, в л^етапространство общецивилизационного развития, характеризующееся реальными процессами глобализации, интенсивными межкультурными контактами и т.п., что, понятно, не может не отражаться на рассматриваемом нами виде деятельности; с другой - в субпространство регионального развития, в рамках которого рассматриваемые процессы обретают нередко «лица необщее выраженье», получают дополнительные импульсы, связанные с особенностями региональных традиций, корней, со спецификой конкретной социокультурной ситуации, приоритетами в местной социальной политике и т.п.

Оба эти аспекта так или иначе постоянно попадают в исследовательское поле гуманитарного знания. Но если первое из названных пространств - общецивилизационное - достаточно пристально изучается в связи с анализом процессов образования, воспитания, инкультурации, то второе - региональное - в указанном аспекте изучено существенно меньше, особенно, если говорить именно о вышеуказанной проблеме - развитии современных социализирующих технологий в регионах в контексте традиций культурно-социализирующих практик. Данный аспект по преимуществу вообще находится пока вне поля зрения исследователей.

В этой связи нам представляется, что как с точки зрения общественно-практической значимости, так и в связи с недостаточной научной проработанностью, обозначенная проблема имеет как социальную, так и собственно научную актуальность. Выделяя данную проблему для изучения, мы сочли необходимым изначально сделать несколько уточнений, связанных с ее конкретизацией: а) в качестве основного современного информационно-технологического средства осуществления культурно-социализирующей практики нами было выделено для анализа региональное телевидение как наиболее общедоступное, распространенное и привлекательное для молодежи (компьютерные сети пока не получили в регионах России столь же широкого, массового применения); б) среди множества видов культурно-социализирующих практик для целенаправленного анализа было выделено направление, которое традиционно обозначается как культурное просвещение, имеет богатые традиции и корни в отечественной истории и сохраняет социальную востребованность в любые исторические периоды ; в) региональный срез анализа обеспечивался исследованиями и практической деятельностью автора в Восточно-Сибирском регионе и, прежде всего, в Бурятии.

Такого рода конкретизация проблематики исследования придала ему, на наш взгляд, еще более высокую степень актуальности, что связано со следующими обстоятельствами.

Современные аудиовизуальные средства массовой коммуникации, и в первую очередь телевидение, все более широко воздействуют на все стороны жизни человека, объединяют человечество путем создания глобальных информационных каналов, влияют на развитие самой культуры. Эффективная система просвещения, использующая новые технические средства, в частности, телевидение, опирающаяся на богатейшие культурно-просветительские традиции России, несомненно, должна быть одним из мощных механизмов трансляции и сохранения культурных ценностей.

Однако сегодня, в условиях постсоветского общества, приходится констатировать, что телевидение фактически не использует тот мощнейший потенциал в области просвещения, формирования основных гуманистических ценностей и ценностных ориентаций, которыми оно обладает как самый массовый и доступный канал распространения культуры в обществе. В сложившейся в последние годы структуре телевидения России, к сожалению, не нашлось места системе просветительского и образовательного телевидения. Закрытие канала "Российские университеты", почти полное вытеснение из телевизионного эфира основных российских каналов систематических образовательных, научно-популярных и художественно-просветительских телепрограмм создало заметный дефицит по-настоящему культурного, просветительского зрелища.

Проведенный анализ теоретических концепций развития отечественного телевещания показал, что телевидение 50-х - начала 80-х годов выступало важнейшим институтом культуры, художественные и культурно-просветительские программы занимали значительное место в эфире, хотя и были подвержены общей концепции идеологизации и политизации теле- и радиовещания.

Современное же отечественное телевидение, вступив на коммерческие рельсы, значительно растеряло традиции культурно-просветительского и художественного вещания. Ориентация на рейтинг - основное условие и требование коммерческого телевидения — коренным образом изменила содержание эфира, сместила акценты в сторону развлекательности, зрелищности в ущерб культурно-просветительским и познавательным возможностям телевидения. За последние десять лет доля образовательных и культурно-просветительских программ, по подсчетам специалистов, в общем объеме вещания снизилась приблизительно в 68 раз. Столь стремительное снижение просветительского влияния телевидения может оказать самое негативное воздействие на культурное развитие страны и, в частности, на процесс социализации подрастающего поколения.

В то же время потенциальные возможности телевидения в приобщении зрителей к общечеловеческим ценностям, в развитии и обогащении духовного мира, расширении кругозора, нравственном воспитании на основе лучших образцов и достижений культуры весьма велики, что требует разработки конкретной программы и ее обоснования.

При осмыслении этой проблемы важно учесть, что одной из основных тенденций в развитии отечественного телевещания на современном этапе является его регионализация - неуклонный рост числа и удельного веса местных телестанций, что стало отражением общей тенденции децентрализации в стране. Наряду с увеличением числа местных телевизионных станций, наблюдается значительный рост их популярности среди населения региона (местное телевидение ближе зрителю, так как больше связано с повседневной жизнью, затрагивает и решает конкретные насущные проблемы).

Трудно переоценить роль регионального телевидения в трансляции ценностей национальной культуры, приобщении жителей региона к местным культурным ценностям и традициям. Однако положение, сложившееся сегодня на всем отечественном телевидении, проецируется и на региональное телевещание - его культурно-просветительские возможности практически не используются, основное содержание эфира составляет легкое развлекательное зрелище.

Вместе с тем, практика показывает, что на местном телевидении существует реальная возможность преодолеть одностороннюю, информационно-развлекательную направленность путем планомерной разработки программ культурно - просветительского содержания, при создании которых необходимо учитывать не только традиционные для России идеи в области просвещения, но и особенности культурных традиций региона.

Опыт работы автора по созданию ряда просветительских передач на региональном телевидении Бурятии позволил разработать целостную концепцию развития гуманного, просветительского телевидения в регионе, сформулировать ряд положений по планированию и организации конкретных просветительских программ, обосновать возможность и необходимость культурного просвещения населения региона посредством местного телевидения. Региональное телевидение может и должно служить мощным механизмом для реализации таких принципов культурной политики, как сочетание пропаганды и освоения культурного наследия с задачами социокультурной модернизации региона.

Таким образом, проблема реализации идеи культурного просвещения, культурной социализации посредством телевидения и, в первую очередь, именно регионального ТВ, представляется сегодня весьма актуальной и значимой. Думается, что, несмотря на то, что сам термин " культурно-просветительская работа" звучит сегодня как некий анахронизм, задача культурного, нравственного просвещения и воспитания, повышения эстетического уровня, широты мировоззрения, общей культуры зрителей отнюдь не утратила своей актуальности на современном этапе. В этой связи очевидна необходимость разработки научно-теоретической модели осуществления социализирующе-просветительской деятельности средствами местного телевидения с учетом современных возможностей и культурно-исторических традиций отдельного региона, что и стало предметом настоящего исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретические предпосылки исследования.

Необходимость разработки принципов и методов культурно-социализирующей деятельности посредством телевидения на региональном уровне с учетом не только новой социокультурной ситуации, но и лучших традиций российского просвещения, обусловила обращение к исследованиям, предметом которых являются:

- особенности развития и традиции отечественного просвещения в целом и в контексте социокультурного развития Восточно - Сибирского региона;

- специфика развития и использования средств массовой коммуникации в целом и телевидения, в частности, в социально- культурном процессе, в рамках культурно-социализирующих практик;

- теоретические и практические аспекты функционирования телевидения в региональном масштабе, в рамках Восточно-Сибирского региона, в частности.

Анализ принципов, методов, ориентаций просветительской деятельности в контексте развития образовательной системы и культурной жизни России строился нами с опорой на богатую отечественную исследовательскую традицию. В отечественной литературе имеется значительное число работ, изучение которых позволяет рассматривать их как источниковую базу для разработки интересующей нас проблемы. В этой связи большой интерес представляют труды отечественных авторов XIX - начала XX века -историков, философов, деятелей просвещения.

Работы таких авторов, как Н.А. Бердяев, А. Галич, П. Ф. Каптерев, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, В.В. Розанов, B.C. Рождественский, В. С. Соловьев, В.И. Чарнолуский отражают основные подходы к изучению отечественной культуры, образования и просвещения в России в этот период. Среди современных исследователей русской культуры, закономерностей ее развития как пространства становления отечественного просвещения, важно выделить труды И. Н. Данилевского, М. С. Кагана, И.В.Кондакова, Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана и др.

В немалой степени позволяют осмыслить становление и развитие просвещения в России, выявить основные тенденции, факторы и механизмы этого процесса, понять их тесную взаимосвязь с теми проблемами, которые значимы для культурного просвещения на современном этапе, ряд исследований последнего периода, среди которых в первую очередь необходимо выделить работы Е.Я. Александровой, И.В.Бестужева-Лады, И.М.Быховской, Н.Н. Забелиной, Т.М. Казовской, Е. Н. Крайнер, В.Л.Рабиновича, В.М.Розина, А.Я.Флиера, А.В. Чернышевой и др.

Вопросы, связанные с развитием образования и просвещения в Восточной Сибири и, в частности, в Бурятии отражены в ряде историко-культурных исследований, посвященных в основном развитию культуры в крае в целом. Среди работ, давших богатый исторический материал для нашего исследования прежде всего необходимо отметить труды Ц. Ц. Дондукова, Н. В. Кима, В. А. Обручева, М. В. Танского. Важными для анализа становления просвещения в Восточной Сибири оказались труды Р. Б. Бахаева, Е. М. Дележи, А. В. Политова , Е. В. Севостьяновой, Н. С. Юрцовского. Проблемы, связанные с особенностями распространения просвещения среди бурят, нашли свое отражение в работах В. И. Андреева, Б. Д. Баяртуева, А. А. Дуринова, Е. А. Строгановой.

Проблема культурного просвещения посредством телевидения привлекала внимание многих исследователей, теоретиков и практиков отечественного телевидения. Влияние средств массовой коммуникации и, прежде всего, телевидения на духовное развитие личности в той или иной степени затрагивалось в работах таких крупных специалистов в области СМИ, как В. Ю. Борев, В. Вильчек, Ю. Воронцов, Н. М. Зоркая, В. В. Егоров, В.И. Михалкович, О. Нечай, К. Э. Разлогов, И. Л. Савранский, Б.Саппак, Б. Фирсов и др. Эти работы, как и исследования З.Р. Камруковой, В.И. Михалковича, И.А. Полуэхтовой, О.Р. Самарцева, Ю. У. Фохт-Бабушкина, JI.K. Шияна, явились весьма значимыми для анализа теоретических и практических аспектов развития и функционирования отечественного телевидения, выявления места и роли телевидения в системе культуры в целом.

В то же время, следует отметить, что перечень работ, посвященных проблемам регионального телевидения, достаточно узок. Ценными для нашего исследования явились работы Е. Я. Дугина, В. В. Егорова, В. П. Костоусова, А. С. Лабзина, А. Г. Качкаевой и В. Цвика. Однако, все они посвящены в основном социально-экономическим проблемам функционирования местного телевещания, в то время, как культурно-социализирующая функция этого инструмента распространения информации и ценностных ориентиров остается вне поля зрения и внимания.

Кроме того, нельзя не отметить, что большая часть указанных исследований связана с изучением телевидения и связанных с его функционированием проблем на предыдущем, советском этапе общественного развития. Качественные изменения, произошедшие за последние десятилетия и существенным образом повлиявшие на все стороны культурной жизни, определяют принципиально новые направления научного поиска, необходимость выработки концепций развития современного регионального телевидения, адекватных сложившейся социокультурной ситуации.

Таким образом, несмотря на значительные результаты, полученные исследователями в значимых для нашей проблематики областях научного знания, проблема изучения и разработки культурно-социализирующей функции современного телевидения на региональном уровне, с учетом общероссийских и местных традиций культурного просвещения, не получила достаточного освещения в научной литературе, что и определило выбор темы исследования и те задачи, которые решаются автором данной работы.

Цели и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования являлась разработка научно-теоретических основ культурно-социализирующей деятельности регионального телевидения в соотнесении с отечественными культурно-просветительскими традициями в целом и их региональной представленности, в частности.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие взаимосвязанные задачи:

- выявление тех идей и подходов русских мыслителей, педагогов, философов в области просвещения и образования, которые имеют актуальность для сегодняшнего дня;

- анализ сущности, структурных особенностей и функций культурного просвещения в современной социокультурной ситуации;

- выявление особенностей и возможностей использования телевидения в процессе трансляции культурных ценностей, для решения задач культурно- социализирующего характера в современных условиях;

- выявление особенностей развития просвещения в региональном контексте (на примере Восточно - Сибирского региона); изучение их влияния на современные культурно-социализирующие практики в регионе вцелом и на просветительскую работу регионального телевидения Бурятии, в частности;

- разработка основных принципов и подходов к построению культурно-социализирующей, просветительской деятельности на региональном телевидении с использованием результатов исследований и опыта практической работы автора диссертации по созданию цикла художественно - просветительских передач на Бурятском региональном коммерческом телевидении.

Объект исследования: идеология и практика культурной социализации, просвещения как механизма трансляции культурных ценностей.

Предмет исследования: научно-теоретическое обоснование основных принципов и подходов к осуществлению современной культурно-социализирующей, просветительской деятельности посредством телевидения, с учетом региональных особенностей и традиций отечественного просвещения.

Методологическая основа исследования.

Предмет и задачи исследования обусловили применение двух ведущих взаимодополняющих методов - теоретического анализа, основанного на системном и сравнительном подходе, и опытно-экспериментальной работы.

Исследование носило культурологический характер, однако широта и многосторонность поставленных задач обусловили обращение к смежным наукам. В силу этого в ходе теоретического изучения был проведен комплексный анализ научных публикаций в области философии, социологии, педагогики и психологии, в том или ином ракурсе рассматривающих проблемы просвещения.

Историко-культурный метод позволил в рамках поставленной задачи воспроизвести реальную картину становления просвещения в России и в Восточно-Сибирском регионе. Использование проблемно-логического подхода позволило соотнести исторические события с определенным смысловым контекстом, выявить основные характеристики и закономерные тенденции в развитии просвещения в регионе.

Для выявления современного состояния развития просвещения посредством телевидения, был осуществлен анализ информационных, методических материалов и публикаций периодических изданий по данной теме, а также телевизионных программ центрального телевидения и регионального телевидения Бурятии.

Эмпирическую основу исследования составили: результаты проведенного автором анализа программ вещания четырех основных каналов центрального телевидения с целью выяснения общей структуры современного вещания, а также доли просветительских программ в общем объеме;

- данные анализа программ вещания региональных телевизионных каналов Бурятии (трех коммерческих каналов и государственного телевидения Бурятии);

-результаты социологического опроса, проведенного автором в 1998 -1999 году в г. Улан-Удэ (основой сбора первичной информации послужил метод телефонного интервью, объем выборочной совокупности - 350 человек, отобранных по принципу случайной выборки);

-экспертный опрос работников сферы культуры и просвещения г. Улан-Удэ:

- контент-анализ телерепертуара каналов Бурятского телевидения;

- анализ собственной практической деятельности в качестве автора и ведущей ряда просветительских программ на региональном телевидении Бурятии «Тивиком».

Научная новизна исследования определяется тем, что в диссертации впервые рассмотрена культурно-социализирующая роль регионального телевидения в постсоветский период, специфика ее проявления с учетом особенностей социокультурного развития региона и в контексте историко-культурных традиций просвещения - российского в целом и конкретно-регионального. В частности, выявлены особенности развития просвещения в региональном контексте (на примере Восточно -Сибирского региона), показана необходимость и возможность их учета в просветительской работе посредством регионального телевидения Бурятии на современном этапе.

Проанализированы новые художественно - просветительские программы центрального и регионального телевидения последних лет с точки зрения их влияния на процессы социализации и инкультурации подрастающего поколения. Разработаны и апробированы методы культурно-просветительской работы на региональном телевидении в современных условиях, с учетом специфики региональной аудитории.

Теоретическая значимость исследования заключается прежде всего в том, что в работе разработана научно-теоретическая модель осуществления культурно-социализирующей деятельности средствами телевидения в условиях региона с учетом специфики современного социально-культурного развития и потребностей в области социализации и инкультурации, а также принимая во внимание контекст традиций в области социализирующих, просветительских практик. Таким образом, результаты проведенного исследования обеспечивают определенное приращение знания, связанного с анализом функционирования СМИ в современных условиях, с учетом специфики и особенностей социокультурного развития региона, в связи с решением задач социализационного характера; расширена база изучения современных процессов социализации и инкулътурации; продолжено исследование процесса развития традиций отечественного просвещения в их региональном измерении.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов диссертационного исследования при разработке принципов и направлений культурной политики конкретного региона с целью совершенствования осуществления процессов социализации и инкультурации; в работе региональных телестудий при создании ими просветительских программ. Сформулированные обобщения помогут при определении приоритетов в сетке телевещания и будут содействовать улучшению традиционных и разработке новых форм и методов культурно - просветительской работы на телевидении.

Положения и выводы диссертации могут быть широко использованы в образовательном процессе, при разработке учебных программ и научно-методических материалов в рамках курсов истории отечественной культуры, регионоведения, современных СМИ, теории и практики социализации и др.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социализирующая функция телевидения в контексте традиций отечественного просвещения"

Заключение

На основе проведенного анализа можно сделать ряд выводов.

1. Несмотря на изменения в социальных и культурных обстоятельствах, можно говорить о необходимости учета традиций в области отечественного просвещения при разработке конкретных просветительских программ в современных условиях.

Для отечественной традиции в области просвещения характерно признание ведущей роли формирования нравственности в просвещении и воспитании, развитие идеи духовного совершенствования и самосовершенствования человека в процессе просвещения, этико-антропологическая направленность. Именно такую, традиционную для России духовную, нравственную направленность необходимо сегодня возрождать и утверждать в просвещении - через систему образования, с помощью культурно-просветительских учреждений, посредством планомерной просветительской работы средств массовой информации и, прежде всего, телевидения.

2. Проведенный анализ дает все основания для утверждения необходимости и актуальности развития культурного просвещения в современных условиях, его значении для процессов социализации и инкультурации подрастающих поколений. Культурное просвещение как особый механизм трансляции культурных ценностей прошлого и настоящего, включения их в обращение актуальной культуры, является основой формирования нравственности, мировоззренческих установок и воспитания гражданственности, без которых невозможно полноценное существование как отдельной личности, так и общества в целом.

3. Основные исходные установки, которые должны быть положены в основание при формировании содержания просветительской деятельности: приоритет нравственных ценностей при формулировании целей и определении содержания конкретных программ; целостная картина развития мировой культуры при акценте на национальное; соответствие содержательной структуры информации современным социально-психологическим особенностям восприятия.

4. Проведенный анализ, как и представленные в литературе научные данные, свидетельствуют о явной тенденции снижения просветительской роли современного телевидения и его неблагоприятном воздействии на процессы социализации и инкультурации подрастающих поколений. Сегодня приходится констатировать, что современное телевидение фактически не использует тот мощнейший потенциал в области просвещения, формирования основных гуманистических ценностей и ценностных ориентаций, которыми обладает, как самый массовый и доступный канал распространения культуры в обществе. Противостоять этим негативным тенденциям в развитии современного телевещания можно путем целенаправленного усиления просветительской роли телевидения и, в частности, увеличения блока культурно-просветительных и образовательных программ.

5. В условиях развития регионального самосознания, децентрализации современной общественной жизни, вполне обоснованным выглядит положение о возрастающей роли регионального телевещания в социокультурной жизни регионов; о необходимости и возможности просвещения зрителей, приобщения их к культурным ценностям своего региона посредством местного телевидения. Для этого необходимо не только создание отдельных культурно-просветительных телевизионных каналов (что особенно актуально для регионов, где нет возможности принимать единственный на сегодняшний день государственный просветительский телеканал "Культура"), но и активная разработка целеориентированных культурно-просветительских программ на наиболее популярных местных каналах; введение просветительских элементов в программы других жанров; создание познавательных и художественно-просветительских программ для детей с учетом психологических особенностей каждой возрастной группы и культурных традиций региона.

Реализация программы, направленной на всемерное развитие просвещения в регионе, способна явиться основой для духовного развития и возрождения региона и России в целом. Результатом ее реализации должно стать: развитие средствами телевидения интеллектуально-нравственного потенциала людей, населяющих регион;

- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения, создание на этой основе эстетически развитой и заинтересованной аудитории зрителей;

- сохранение и передача новым поколениям традиций в области культуры;

- приобщение населения региона к шедеврам отечественной и местной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

- формирование культуры межнационального общения посредством просвещения в области культурных традиций народов, населяющих регион;

153

- привлечение ресурсов культурного просвещения в целях социально' культурной адаптации детей и подростков.

6. Можно утверждать, что развитие просветительской деятельности в

России имело свою немалую специфику в различных областях и регионах страны. В частности, нами были показаны особенности, специфика традиций просвещения в Восточно-Сибирском регионе, которая определяется: высокой степенью зависимости развития просвещения от частной инициативы; традиционным вниманием к национальной культуре местного населения; существованием параллельно с просветительством, возникшим под влиянием русской демократической культуры, собственно бурятского просветительства в духе традиционного монгольского и тибетского просвещения, в духе буддистского мировоззрения. Эти особенности должны найти свое отражение в современных социализирующих практиках в данном регионе, в том числе, в просветительских программах телевидения.

 

Список научной литературыЛащук, Екатерина Яковлевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Азаров Ю.П. Педагогика отечественной культуры: от методологии к технологии. // Педагогика отечественной культуры и современность: Сборник трудов. М., 1998. - 86 с.

2. Александрова Е. Я. Становление и развитие системы художественного образования в России XVIII начала XX вв. - М., 1997. -138 с.

3. Александрова Е. Я. Художественное образование в России. -М., 1998.- 240 с.

4. Аль-Улюфи Фадль Али-Абдельазиз. Роль культурных программ телевидения в духовной жизни общества. // Автореф. дис. канд. филос. наук. -М. , 1997.

5. Андреев В. И. История бурятской школы (1804 1962гг.). - Улан-Удэ, 1964.-231 с.

6. Андреев В. И. Школьное образование у бурят в XIX веке. -Иркутск., 1958. 124 с.

7. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. Соловков И.А.-М., 1985.-480 с.

8. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. Лебедев П.А. М.,1987. - 560 с.

9. Антология педагогической мысли России XIX начала XX в. / Сост. Лебедев П.А. - М., 1990,- 608 с.

10. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. М.,1995. 112 с.

11. Баяртуев Б. Д. Социально-экономическое развитие Бурятии XVII -начала XX века. Новосибирск, 1987. - С. 145.

12. Багиров Э.Г., Место телевидения в системе СМИ и пропаганды. -М., 1976. 119 с.

13. Багиров Э. Г., Очерки теории телевидения. М., 1978. - 151с.

14. Базарова Г.Д. Формирование и развитие научной интеллигенции Бурятии (1922-1985). // Автореф. дис.канд. пед. наук. Улан-Удэ, 1998.

15. Бахаев Р. Б. Декабристы в Бурятии: Статьи, очерки, письма. Улан-Удэ, 1975.-232 с.

16. Белинский В. Г. Разговор с детьми. // Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. / Сост. Лебедев П.А. М., 1987. -560 с.

17. Бердяев Н. А. Самопознание. Л., 1991. - 377 с.

18. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.278 с.

19. Блок А. А. Дневник.- М., 1989. 508 с.

20. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. -М., 1986. 303 с.

21. Борецкий Р.А., Телевидение на перепутье. Статьи 1989-1998. М., 1998. - 105 с.

22. Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных. // Социологические исследования. 1998. - №7. - С. 82-89.

23. Быховская И.М. "Человек телесный" в социокультурном пространстве и времени: (Очерки социальной и культурной антропологии). -М., 1997.-209 с.

24. Вартанов А. Мастера разговорного жанра. // Искусство кино. -1998.-№6.- С. 23-27.

25. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание: Пер. с англ. М., 1988. - 507 с.

26. Василевская Э.В. Очерки истории развития телевидения в Западной Сибири. Новосибирск, 1978. - 78 с.

27. Васильев С.А. Отечественный телевизионный рынок: возникновение, становление и тенденции развития. // Mass media в современной России. М., 2000. - 187 с.

28. Вахтеров В. П. Условия распространения образования в народе. -М., 1895. 30 с.

29. Веселаго Ф.Ф. Очерк истории морского кадетского корпуса. -Спб., 1852. 143 с.

30. Вильчек В. Кризисное телевидение: бедное, зато умное. // Литературная газета. 1998. - № 37. - С.8.

31. Вильчек В., Воронцов Ю.В. Телевидение и художественная культура. Знание .- М., 1977. - № 2. - 63 с.

32. Вильчек В.М. Под знаком ТВ. М., 1987. - 240 с.

33. Галич А. Картина человека: Опыт наставительного чтения. СПб., 1834. - 677 с.

34. Галочкина Г.А. Телевизионное вещание для подростков и юношества (особенности тематики и жанров). // Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1973.

35. Герцен А. И. К старому товарищу. // Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти томах. Т. 20., - кн. 2. - М., 1960. - С.575 - 593.

36. Герье В.И. Сборник писем и мемуаров Лейбница, относящихся к России и Петру Великому. СПб., 1873. - 208 с.

37. Глазычев В. Письмо третье. Искусство кино. - М., 1998.3. С.43-45.

38. Глазычев В. Письмо шестое. Искусство кино. - М., 1998. -№6. -С.53-55.

39. Глотов М.Б. Студенчество и кинематограф. // Социологические исследования. М., 1996.- №8. - С.75-92.

40. Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. -М., 1990. 429 с.

41. Голуб А.Л. Советское учебное телевидение (функции и средства). // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1973.

42. Грачева A.M. Художественный кинематограф на российском телевидении: по результатам контент-анализа телевизионных программ. // Образование и информационная культура (социологические аспекты). / Под ред. Собкина B.C. М., 2000. - 352 с.

43. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1863.-т.З.

44. Дележа Е. М. Роль политических ссыльных в развитии театрального дела в Забайкалье. // Бурятия XVII начала XX века. -Новосибирск, 1989. -181 с.

45. Динамика ценностей населения реформируемой России. / Отв. ред. Н.И.Лапин, Л.А.Беляева. М., 1996. - 298 с.

46. Дистанционное и виртуальное обучение. М., 1999. - № 1.

47. Добрынин В.В. Трансляция культуры в условиях модернизации общества// Автореф. дис. . докт. филос. наук, М., 1997.

48. Дондуков Ц. Ц. Улан-Удэ (к 300-летию, 1666 1966). -Улан-Удэ, 1965.- 123 с.

49. Дуринов А. А. Очерки истории школ и педагогического образования в Бурят-Монголии. Улан-Удэ, 1948. - 103 с.

50. Дугин Е.А. Типология программ местного телевидения. // Автореф. дис. канд. филолог, наук. М., 1977.

51. Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия эффективности программ. М., 1982.

52. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. Учебное пособие. -М., 1993.-312 с.

53. Егоров В.В. Телевидение: основные понятия: Терминологический словарь. М., 1994. - 68 с.

54. Егоров В.В. Телевидение и школа: Проблемы учебного телевидения. М., 1982. - 144 с.

55. Жабский М.И. Вам нужно российское кино? // Социологические исследования. М., 1994. - № 4. - С.71.

56. Жабский М.И. Роль кино в первичной социализации. // Содружество школ и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся. М., 1998. - 132 с.

57. Журналист и журналистика российской провинции: опыт исследования. М.: Начала-Пресс,1995. - 170 с.

58. Забелина Н.Н. Антропологические основы образования в культуре (XIX первая треть XX в.) // Автореф. дис. канд. филос. наук. - СПб., 1995.

59. Зезина М. Р., Кошман JI. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1990. - 432 с.

60. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2т., т.1. М., 1999. - 541 с.

61. Зоркая Н.М. Уникальное и тиражирование. М., 1981.- 167 с.

62. Иванова З.Н. "Использование культурного потенциала региона в нравственно-эстетическом воспитании детей: (опыт разработки и реализации социально-педагогической программы "Культура и дети Псковщины)". // Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб., 1996.

63. Информационные и дистанционные технологии в образовании: путь в XXI век. М., 1999. - 78с.

64. Лобачев С.В., Солдаткин В.И. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект. М., 1998.

65. Иосфян С.А., Петровский В.А. Кинематограф: детский и подростковый зритель. // Социологические исследования. М.,1995. - № 3. С.83-88.

66. Испытание конкуренцией. Отечественное кино и новое поколение зрителей / Под ред. Жабского М.И. М., 1997. - 132 с.

67. История Бурят-Монгольской АССР. Улан-Удэ, 1954. - т.1. - 478с.

68. Казовская Т.М. Просветительские общества и меценаты в формировании культурной среды Петербурга (конец XIX начало XX вв.) // Автореф. дис. канд. пед. наук. - СПб., 1994.

69. Камрукова З.Р. Музыка и телевидение: опыт культурологического анализа. // Дис. канд. Культорологии. Челябинск,1997.

70. Кант И. Что такое просвещение? / Соч. в 6-ти томах. М., 1966. -т.6. С.743.

71. Качкаева А.Г. Телевидение в социальном развитии региона. // Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 1990.

72. Ким Н. В. Очерки истории Улан-Удэ (XVII начало XX века). -Улан-Удэ, 1966. - 85 с.

73. Ким Н. В. Бурятия XVII начала XX века. - Новосибирск, 1989.107 с.

74. Кисунько В. Телевидение и (или) культура? Искусство кино. -М.,1998.- №8. С.96-103.

75. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990. - 624 с.

76. Колбовская А. Час телевизионной провинции. Искусство кино. -М. ,- №4. - 1998.-С.95-102.

77. Кон И.С. Социология личности. М., 1967. - 383 с.

78. Кон М. С. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива. М., 1988. - 269 с.

79. Коновалова О.В. Основные тенденции развития регионального телевидения в современных условиях. // Диссертация. доктор филос. наук. -М., 1999.

80. Копылова Р. Д. Критерий культуры. // Искусство й социокультурный контекст. Л., 1986. - С.77-80.

81. Костоусов В.П. Функционирование местного телевидения в системе СМИ. // Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 1984.

82. Крайнер Е.Н. Историко-культурное просвещение средствами художественно-образного воздействия (на материалах работы учреждений культуры Ивановской области) // Дис. канд. пед. наук. СПб, 1999.

83. Крохин Ю. Класс, лишенный привилегий. // Российская газета. -1999. -12 марта-С.14.

84. Кузнецов В.М. Учебное телевидение: Методическое пособие. М, 1990. - 184 с.

85. Кузнецова Т. Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. М, 1990. - 116 с.

86. Лабзин А.С. Творческие особенности и перспективы развития экранной информации регионального телевидения. // Автореф. дис. филос. наук. М, 1975.

87. Лихачев Д.С. Прошлое будущему: Статьи и очерки. - Л, 1985.576 с.

88. Мамонтов С. П. Основы культурологии. М, 1995. - 207 с.

89. Маркова Г.И, Массовая культура: Содержание и социальные функции // Автореф. дис.канд. филос. наук. М, 1996.

90. Медведева О. А. Телепрограммы для детей и юношества: тематика, структура, особенности. // Автореф. дис.канд. пед. наук. Минск, 1990.

91. Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания / Под ред. Багирова Э. Г. М, 1981.

92. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М, 1994. -т.2. - ч. 1. - 415 с.

93. Мирошникова Е.А.Регион как уникальный национально-культурный комплекс: (Особенности развития). // Автореф. дис.канд. пед. наук. СПб, 1996.

94. Моль А, Социодинамика культуры. М, 1973. - 405 с.

95. Монжен О. Запрещать ли жестокие фильмы? Искусство кино. -М„ 1998.-№ 1. С.81-89.

96. Муаммар Каддафи Аль-Фар. Средства массовой коммуникации как фактор развития национальной культуры Сирии на современном этапе. // Автореф. дис.канд. культурологии. М., 2000.

97. Намсараев С.Д. Развитие регионально-национальной системы образования в Бурятии. // Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1994.

98. Нечай О.Ф. Ракурсы: О телевизионной коммуникации и эстетике. -М., 1990.- 117 с.

99. Нечай О.Ф. ТВ как художественная система. Минск, 1981.256 с.

100. Образование и информационная культура (социологические аспекты). / Под ред. Собкина B.C. М., 2000. - 352 с.

101. Обручев В.А. В старой Сибири. Иркутск, 1958. - 295 с.

102. Октябрь и мировое кино. -М., 1969. 201 с.

103. Островский А.Н. Об артистическом кружке // Островский А.Н. Полное собрание сочинений. М., 1952. - т. 12. - 360 с.

104. Очерки истории культуры Бурятии. / Ред. Лубсанов. Улан-Удэ, 1974. - 207 с.

105. Пнин И. П. Опыт о просвещении относительно к России. // Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. / Сост. П. А. Лебедев. М., 1987. - 560 с.

106. Подберезникова Е. Жанр обратная связи. - Искусство кино. - М., 1998. -№7.-С.53-55.

107. Политов А. А. Из истории русской театральной культуры в Бурятии (1917-1929). Улан-Удэ, 1972. - 115 с.

108. Полуэхтова И. А., Общественное функционирование телевидения //Mass media в современной России. М., 2000. - 187 с.

109. Полуэхтова И. А. Телевидение в развитии художественной культуры школьников // Содружество школ и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся. М., 1998. - 132 с.

110. Полуэхтова И.А. Кино в оценках и представлениях постсоветского зрителя. // Социологические исследования. М., 1996. - № 2. - С.41- 44.

111. Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. -М., 1954.-410 с.

112. Проблемы культуры городов России: Материалы Третьего всероссийского научно-практического семинара. Омск, 1997. - 185 с.

113. Разлогов К.Э. Книга и экран. Свободная мысль.- М., 1997. - №3. -С.45-49.

114. Разлогов К.Э. Коммерция и творчество: враги или союзники? М., 1992.-271 с.

115. Разлогов К.Э. Проблема типологии культур. // Ориентиры культурной политики: Инф. выпуск. 2000. - № 6. - 170 с.

116. Разлогов К.Э., «Массовая культура, СМИ и бизнес». (Проблемы культурологического образования: этно-региональные аспекты). Москва -Улан-Удэ, - 1999. - 273 с.

117. Рейнгач А.Д. Феномен насилия в современном киноискусстве. // Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1996.

118. Рейтинг российской прессы. // Российская газета. 13 марта 1999.,1. С.4

119. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802 1902. - СПб., 1902. - 785 с.

120. Рождественский С.В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII XIX в. т.1. - СПб., 1912. - 680 с.

121. Рондели Л.Д. "Киноменю" школьников. // Социологические исследования. 1995. - № 3. - С.92-95.

122. Русская провинция. Культура XVIII XX вв. / Сборник статей. -М., 1992. - 136 с.

123. Савранский И.Л., Коммуникативно-эстетические функции культуры. М., 1979. - 232 с.

124. Самарцев О. Р. Телевидение в системе образования. // Автореф. дис.канд. филос. наук. М., 1995.

125. Самарцев О.Р. Актуальные проблемы телевизионной журналистики в условиях современного этапа информационно-компьютерной революции. // Диссертация. канд. филол. наук. М., 1999.

126. Самарцев О.Р. Телевидение, личность, образование // Очерки теории образовательного телевидения. Ульяновск, 1998. 220 с.

127. Самарцев О.Р., Актуальные проблемы телевизионной журналистики в условиях современного этапа информационно-компьютерной революции. // Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1999.

128. Самарцев О. Р. Телевидение в системе образования. Автореф. дис.канд. филол. наук. М., 1995.

129. Саппак B.C., Телевидение и мы: четыре беседы. М., 1988. - 166 с.

130. Сапунов Б. М. Телевидение и культура: В помощь лектору. М., 1988. - 43 с.

131. Севостьянова Е.В. Проект первого культурно-просветительского общества в Восточной Сибири. // Проблемы культуры городов России. -Омск, 1997.- 185 с.

132. Собкин B.C., Хлебникова М.В., Грачева A.M. Насилие и эротика на российском телеэкране: опыт контент-анализа телевизионных трансляций. // Образование и информационная культура (социологические аспекты). / Под ред. Собкина B.C. М., 2000. - 352 с.

133. Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся // Сборник научных трудов. М., 1998. - 132 с.

134. Соколов Э. В. Культура и личность. Л., 1972. - 205 с.

135. Соловьёв В. С. Сочинения в 2-х томах. М., 1989. - т.1. - 892 с.

136. Социально-экономическое развитие Бурятии XVII начала XX в. / Ред. Максанов С.А. - Новосибирск, 1987. - 154 с.

137. Становление духа корпорации: правила честной игры в сообществе журналистов. / Под ред. В.И. Бакштановского, Ю.В. Казакова. -М.: Начала-Пресс., 1995. 376 с.

138. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX века. М., 1988.-296 с.

139. Строганова Е. А. Национально культурное возрождение в Бурятии в конце XX века. // Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 1997.

140. Танский М. В. Странички из прошлого Улан-Удэ. Улан-Удэ, 1966. - 34 с.

141. Тарасов К. А. Эффект воздействия насилия в художественных фильмах на подрастающее поколение. // Автореф. дис. канд. социол. наук. -М„ 2000.

142. Татищев В. Н. Разговор о пользе наук и училищ. СПб., 1887.171 с.

143. Телевидение вчера, сегодня, завтра. / Сост. Дугин Е.Я. М., 1989.263 с.

144. Толстой JI. Н. Педагогические сочинения. /Сост. Н. В. Вейкшан. -М. 1989. 542 с.

145. Толстой JI. Н. Понятие жизни. // Русская философия: конец XIX -начало XX века. Антология. Учебное пособие. СПб., 1993. - 265 с.

146. Уильям Кэттон. Деградация ценностей. // Телевидение США. / Сб. ст. М., 1976.-231 с.

147. Улан-Удэ в прошлом и настоящем: материалы и тезисы докладов научно-практической конференции. Улан-Удэ, 1996. - 185 с.

148. Урвалов В.А. Очерки истории телевидения. М., 1990. - 215 с.

149. Фирсов Б.М., Телевидение глазами социолога. М., 1971.

150. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М., 2000. - 460 с.

151. Флиер А. Я. О новой культурной политике России. // Культурология для культурологов. М., 2000. - 460 с.

152. Фохт-Бабушкин Ю.У. Школьник и искусство // Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся: сборник научных трудов. М., 1998. - 132 с.

153. Франк С. JI. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки. 1990. - № 5. - С. 83-94.

154. Фред У. Френдли. По независящим от нас причинам. // Телевидение США. / Сб. ст. М., 1976. - 231 с.

155. Фрейлих С. И., Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. -М., 1992.- 351 с.

156. Хромченко Н. А. Европейское телевидение в эпоху глобализации вещания. // Автореф. дис.канд. филос. наук. М., 1994.

157. Чарнолуский В. И. Итоги общественной мысли в области образования. СПб., 1906. - 79 с.

158. Чарнолуский В. И. Частная инициатива в деле народного образования. СПб., 1910. - 195 с.

159. Чеботарев Х.А. Слово о способах и путях, ведущих к просвещению. // Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. Соловков И.А. М. . 1985. - 480 с.

160. Чернышева А.В. Становление философии русского просвещения (конец XVII начало XVIII века) // Автореф. дис. канд. филос. наук. - СПб., 1987.

161. Что слушают и смотрят в Улан-Удэ. // Информ.полис. Улан-Удэ, 2000. - №23. С.21.

162. Чуковская Л.К. Декабрист Николай Бестужев исследователь Бурятии.-М., 1950.-48 с.

163. Шапинская Е. Н, Шапинский В. А. Массовая культура в зеркале кощепций: Учебное пособие. М., 1992.

164. Шариков А.В. "Съел и порядок"? - Культура. - 1998. - № 10. С.5.

165. Шариков А.В. Возрастные особенности телевизионных ориентацийшкольников. //Автореф. дис. кан. пед. наук. -М, 1989.

166. Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 1032 1882 г.г. - Иркутск, 1883. - 779 с.

167. Щеглов И.В. Некоторые исторические сведения об Иркутской губернской гимназии, собранные И.В. Щегловым. -Иркутск, 1881.- 15 с.

168. Щипанов И.Я. В.В. Попугаев // Русские просветители. -М, 1966. -Т. 1.-465 с.

169. Эйдельман Н.Я. Твой XVIII век "Прекрасен наш союз". -М, 1991.284 с.

170. Эль-Хуссейн Авад Хамид Мохамед., Национальное телевидение как средство культурного сближения племен и народов Судана. // Автореф. дис.канд. культорологии. М, 2000.

171. Юровский А.Я. Телевидение поиски и решения: очерки истории и теории. -М, 1983. - 215 с.

172. Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. -Ново-Николаевск, 1923. 246 с.

173. Cormly Е. Technological shifts in the schoolhouse: roles and uses of the Channel One televisions delivery system in the secondary school community // High school journal. Chapel Hill, 1999. -Vol. 82. -№3. - P. 182-194.

174. Dearing R. The National Curriculum. School Curriculum and Assessment Authority. L, 1994. - 157p.

175. Gunter Barril, McAlur Jill L. Children and television: The one eyed monster? London, New-York: Routledge, 1990. - 34lp.

176. Himmelweit H., Openheim V. Television and Child. London: Oxford University Press, 1958. - 287p.

177. Encyclopedia of Television / ed. by Les Brown D. Detroit : Visible Ink. Press, 1992. -473p.

178. Mellencamp P. Logic of Television. Indiana : Indiana University Press, 1984. -334p.

179. Radio and Television Systems in Central and Eastern Europe / Hans-Bredow Institute for Radio and Television. Council of Europe, European Audiovisual observatory. Strasbourg, 1998. p. 87

180. Robinson, K. Arts Education in Europe: A survey. -Strasbourg: Culture Committee, 1997. 188p.

181. Schramm W., Lile S., Parker E.B. Television in the lives of our children. Stanford, California, 1968. - 412p.

182. Schramm W., Roberts D. The Process and Effects of Mass Communications. Urbana, 1971. - 38lp.

183. Education as a Tool for the Translation of New Cultural Values // The Cultural Identity of Central Europe. Proceedings of the Conference "Europe of Cultures". Zagreb: Europe House, 1995.1. P. 74-102

184. Television in the regions of the New Europe. Europe's Association of regional television station: Conferences 1993, 1994. Proceedings. / CIRCOM Regional. 197p.

185. Williams R. Communication. N.Y., 1976. - 134p.

186. Winship M. Television. N. Y.: Random House inc., 1988.347p.