автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Социальная борьба и политическое развитие Сиракуз в раннеэллинистический период
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Попов, Андрей Иванович
ВВЕДЕНИЕ стр.
§ I. Античная традиция о тирании Агафокла.
§ 2, Тирания Агафокла в историографии нового времени.
Глава I. УСТАНОВЛЕНИЕ ТИРАНИИ АГАФОКЛА В СИРАКУЗАХ.
§ I. Преобразования Тимолеонта в Сицилии и их последствия.
§ 2. Происхождение Агафокла и начало его карьеры.
§ 3. Агафокл в изгнании.
§ 4. Возвращение в Сиракузы и подготовка переворота.
§ 5. Государственный переворот 316 года.
Глава П. СОЗДАНИЕ СИЦИЛИЙСКОЙ ДЕРЖАВЫ.78 •
§ I, Первые завоевания Агафокла в Сицилии.
§ 2. Африканская экспедиция.
§ 3, Окончательное подчинение Сицилии.
§ 4, Политика Агафокла в южной Италии.ИЗ
Глава Ш. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА АГАФОКЛА.
§ I. Характер личной власти Агафокла. а/ стратег-автократор и эпимелет полиса. б/ царская власть Агафокла.
§, 2« Сиракузская гражданская община.
§ 3» Социальная опора тирании Агафокла. а/ низшие слои гражданства.I6X б/ наемники.
§ 4, Организация территориальной державы.
Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Попов, Андрей Иванович
1У в. до н.э. в жизни западных греков был эпохой крутых перемен. Первую половину столетия им пришлось жить под игом тиранической власти Дионисия Старшего и его менее способных преемников. Их режим воспринимался современниками как обычная тирания, но объективно он был уже явлением иного порядка. Созданная Дионисием территориальная держава являлась по существу новой, надполисной системой, призванной заменить гражданскую общину, раздираемую внутренними противоречиями.
Однако новое державное образование на деле оказалось столь же неустойчивым, как и подавленный им полис. Не имея прочной социальной базы и идеологической опоры в традиции, этот режим стал разлагаться и вскоре пал жертвой своеобразного реставрационного движения, лидером которого стал приглашенный из метрополии Тимолеонт. Результатом его деятельности явились реставрация полисных устоев в греческой Сицилии и установление умеренно-демократических порядков.
Но и этому реанимированному полису не суждена была долгая жизнь. Спустя каких-то два десятилетия в греческих городах вспыхивают внутренние смуты и на гребне социально-политической борьбы в Сиракузах возрождается тирания. Новый узурпатор Ага-фокл после долгих лет борьбы фактически восстановил территориальное государство, каким оно было при Дионисии.
Уже этот краткий обзор позволяет высветить проблемы, привлекшие наше внимание и объяснить интерес к данному периоду и к данному региону.
Обращение к истории социально-политической борьбы 1У века в западногреческих городах обусловлено прежде всего возросшим за последние десятилетия интересом советского антиковедения к проблемам гражданской общины, кризиса полиса и путей выхода из него."1" Применительно к истории "Великой Греции11 данная проблематика только еще начала разрабатываться в отечественной историографии. А между тем, как заметил Э.Д.Фролов, в периферийных греческих полисах "с их более подвижной, менее скованной традицией жизнью, с менее устойчивой в силу этого социальной и политической структурой развитие кризисных явлений совершалось быстрее, чем в городах Балканской Греции". Поэтому для истории, например, тирании прошлое западных греков предоставляет замечательный, в некотором отношении даже образцовый материал, ибо здесь она "достигает такой развитости, такой интенсивной формы самовыражения и соответственно столь полного отражения в исторической традиции, что служит образцом для реконструкции других, не столь отчетливо выраженных режимов".^
Далее, интерес к сицилийской истории времен Агафокла вызывается тем, что она дает нам образец весьма своеобразного территориального государства, по видимости напоминающего эллинистические царства. Проблемы же эллинистической государственности, взаимоотношений полисов с монархией также являются весьма актуальными в советской науке о древности.^
На фоне всего вышеизложенного вырисовывается еще одна,бо См.: Историография античной истории. М., 1980, с.364. 2 Фролов Э.Д. Сицилийская держава Дионисия. Л., 1979; Блохина И.Р. Возрождение республики в Сиракузах в середине 1У в.до н.э. - В кн.: Проблемы античной государственности. Л.,1982,0.109-128.
Фролов Э.Д. Младшая тирания.- В кн.: Античная Греция, т.2. М., 1983, с.137-138. Фролов Э.Д. Сицилийская держава., с.3-5. s
Фролов Э.Д. История эллинизма в биографиях его творцов.- В кн.: Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. М., 1982, с. 18. лее глобальная проблема, а именно: выяснение как общих закономерностей, так и специфических особенностей развития "Великой Греции" и собственно метрополии в позднеклассический период.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальная борьба и политическое развитие Сиракуз в раннеэллинистический период"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО СИЦИЛИЙСКОЙ МОНАРХИИ АГАФОКЛА. При всем том, что политический режим Агафокла Сиракузско-го^несомненно,обладал определенными специфическими чертами, он являлся наиболее типичным примером позднегреческой тирании, и в этой своей ипостаси он не совсем оригинален, а потому его анализ не вызывает принципиальных разногласий среди исследователей. Проблемы возникают тогда, когда начинается интерпретация царской власти Агафокла, типологазация основанного им территориального государства. Высказывания ученых по этому поводу при всех вариациях без труда группируются по степени содержащихся в них обобщений.
Прежде всего, деятельность Агафокла часто рассматривается как прямое продолжение политической линии Дионисия Старшего и даже Гелона по созданию территориального государства, подчинявшего себе полис. При этом в немецкой историографии ведущим мотивом создания надполисных объединений столь же настойчиво, сколь и односторонне объявляется наличие постоянной карфагенской угрозы, в связи с чем сиракузские тираны обретают дополнительную характеристику борцов за "национальное дело" западных т греков. Некоторые ученые шли дальше и пытались вписать деяния сицилийских тиранов в более широкую панораму общегреческой истории. Первой ступенью таких рассуждений являлось признание, в общем плане, аналогичности исторической ситуации, сложившейся к 1У в.до н.э. как на Востоке греческого мира, так и на Западе, где Агафокл играл ту же самую роль, что и его со* Busolt G. Op.cit., S.395; Taeger F. Volker- und Rassenkamp-fe., S.79-80; Meyer Ed. Op.cit., S.861-862.
- 174 временники - диадохи и эпигоны. В.Эренберг даже прямо утверждал, что с возникновением Агафокловой державы "эллинистическая государственная система Востока распространилась на сицир лийско-италийскую область". Наиболее последовательно и конкретно подобные аналогии проведены в исследованиях Г.Берве, который рассматривал монархию Агафокла как своего рода личное царство, основанное, как и царства диадохов, на праве завоевания, и рассматривавшееся как Sopua^ros • Этот личностный момент,- по мнению Берве,- отличает монархию сиракузянина от наследственных монархий македонян, спартиатов, молоссов, и сближает, с другой стороны, с царствами диадохов. Однако, в отличие от последних, совершенно особое место в государстве Агафокла занимал полис Сиракузы, по отношению к которому он продолжал оставаться стратегом-автократором и эпимелетом полиса.^
К подобным выводам приходят и современные исследователи, изучающие прежде всего процесс кризиса полиса. Тирания Агафокла,- пишет, например, К.Моссе,- тем отличается от предшествовавших тираний, что в данном случае "классический греческий тиран уступил место эллинистическому правителю". История его правления "свидетельствует, что в западной Греции. .внутренняя эволюция системы полиса, экономический, социальный и политический кризис, который она переживала, привели , в сущности, к тому же самому типу государства, как и то, которое было на-2
Ehrenberg V. Op.cit., S.563,567-568; Holm Д. GS, II, S.230; idem. GG, IV, S.209; Berve H. GG, S.225-226; Grimal P.Op.cit., p.72-73; Toynbee A. Op.cit., p.146;;Kornemann E.Op.cit.,s.173. 3
Berve H. Die Herrschaft,.,, S.62-77; idem. Die Tyrannis., S. 4-52-456. вязано македонским завоеванием восточному миру"Также и по мнению М.Сорди, Сиракузы времени Агафокла продемонстрировали" альтернативную модель полису, создав большое территориальное государство под личным правлением, легко приспособив старую форму тирании к форме, только номинально отличающейся, эллинистической монархии ( adatto facilmente la vecchia formula della tirannide a quella, solo nominalmente diversa, del-la monarchia ellenistica ) ". С .Консоло-Лангер считает, что Агафоклова монархия возникла путем трансформации симмахии ге-гемонистского типа в монархию эллинистического типа.
Из советских ученых Л.П.Маринович, упоминая при случае позднетирэпические режимы в Сиракузах, замечает, что "эти государства по сложившейся в них социальной и политической структуре оказываются близкими к государствам эллинистическим, в известной мере предвосхищая их ( власть неограниченного властителя, опирающаяся на армию, греческий полис, зависимое местное сельское население ). И наемная армия этих "устойчивых" тираний также напоминает армии эллинистических государств".
Однако столь тесное сближение сицилийских и восточноэлли-нистических державных образований показалось чрезмерным неко4
Mosse 0. La fin de la democratic Athenienne. P.,1962,p.346. 5
Sordi M. Storia politica del mondo greco.Milano,1982,p.229.
6 Consolo-Langher S.N. I trattati tra Siracusa e Cartagine e la ge genesi e il significato della guerra del 312-306 a.C.- Athenaeum, vol.38, fasc.3-4, 1980, p.339* idem. Ideologia e potere in Sicilia nel sec.IV a.C. 7
Маринович Л.П. Греческое наемничество 1У в.до н.э. и кризис полиса. М., 1975, с.214. торым исследователям. Особенно резко сфокусировал внимание на I их различиях Э.Билль. Приход Агафокла к власти,- отмечает он,-произошел по местной тиранической традиции и,таким образом, не имеет ничего общего с происхождением власти диадохов. Переход тирании в царство ничего не изменил в природе власти Агафокла. Хотя царство Агафокла с трудом поддается научному анализу, все-таки кажется, что речь идет только о внешней декорации, предназначенной поднять престиж тирана до уровня авторитета властителей Востока, или, если хотите, для этого человека, который, кажется, пренебрегал царским блеском и облачением, эти аксессуары стали необходимыми для его внешней политики, для установления о связей с диадохами. В другой своей работе Билль отмечает, что в территориальных монархиях Дейноменидов, Дионисия Старшего и Агафокла можно было бы видеть нечто вроде предвосхищения эллинистических монархий. Но тот факт, что эти монархии являлись специфическим типом греческой тирании, родившимся из недр полиса и основанным на нем, должен предостерегать нас от проведения подобных параллелей. Со смертью Агафокла эта "сицилийская эллинистическая псевдо-монархия ( Le pseudo-monarchie hel-lenistique siciliote )"осталась без завтрашнего дня.^
Замечания Билля весьма существенны для понимания исторического места сицилийских территориальных образований, но они не снимают полностью необходимости более конкретного сравнения двух отмеченных явлений, ибо только таким путем можно до конца о
Will Е. Histoire politique du Monde Hellenistique, t.I, Nancy, 1966, p.99,101,103* Ср.: Diesner H. Op.cit., S.936. q ! ' Will E., Mosse C., Goukowsky P. Le Monde Grec et L1Orient, t.3, Paris, 1975, p.363-365.
- 177 уяснить их сущность. В этом плане особенно продуктивным кажется нам подход Э.Д.Фролова. Он исходит из того, что в конце У-1У вв.до н.э. греческий мир повсеместно переживал кризис полисной системы. В политической сфере выход из этого кризиса заключался в переходе от полисного государства к государству державно-территориальному. Э.Д.Фролов выделяет два особых, не покрывающих друг прута варианта движения от городской республики к территориальной монархии: западно-сицилийский и восточноэллинис-тический. Главной особенностью первого варианта являлась большая сила и крепость полисных традиций, поскольку полис был здесь естественно сложившейся формой организации.'10
Что же можно прибавить к этому, учитывая исторический пример Агафокловой державы.
Прежде всего считаем важным подчеркнуть, что процессы внутреннего развития греческого общества в 1У в. ив метрополии, и в Великой Греции были, по большому счету, однонаправленными. Это касается не только явления кризиса полиса, но и начальных этапов его преодоления. Первыми попытками такого рода - имевшими место в обоих регионах греческого мира - являлось создание военно-политических объединений типа симмахий, причем в Сицилии эта объединительная тенденция проявлялась особенно последовательно вследствие стимулирующего влияния внешней карфагенской угрозы. Только в 1У в. симмахии создавались Тимолеонтом, в 314-310 гг. под гегемонией Сиракуз ( фактически - Агафокла ), под гегемонией Акраганта в 314ДЗ и 309-307 гг. Но как в метрополии, так и здесь ни один полис не оказался в состоянии создать сколько-то прочное объединение. Причина этого коренилась в самой природе полиса, который был способен лишь с помощью
Фролов Э.Д. Сицилийская держава., с. 156-1Э7.
- 178 силы держать в подчинении остальные общины, не создавая при этом экономической основы для политического объединения. Традиции полисной автаркии и автономии также являлись неодолимым препятствием на пути к объединению. Великодержавные притязания полиса-гегемона вызывали разочарование союзных общин, а это вело к ослаблению и распадению симмахии. Далее, даже общий итог преодоления полиса, а именно, создание территориальной монархии, является на первый взгляд одинаковым для обоих регионов. Однако, однонаправленность развития и внешнее подобие форм не должны скрывать от нас различия конкретных условий и путей реализации тождественных целей. Держава Агафокла развалилась со смертью ее основателя, царства диадохов просуществовали еще не одно столетие - уже этот факт заставляет задуматься, чем было вызвано различие их судеб.
Ближайшим образом можно отметить два момента.
Монархия Агафокла, в отличие от царств диадохов , возникла почти исключительно на базе греческих и сильно эллинизированных сикульских общин. Зародышевой клеткой территориальных объединений на Западе,- писал Берве,- являлся полис, и основатель державы являлся одновременно руководителем полиса-гегемона. В западногреческом регионе, в противоположность странам Востока, монархия не являлась вековым и органичным институтом и для общественного признания возникшего царства здесь не было подготовленной почвы. Поэтому власть Агафокла рассматривалась здесь только как тирания. "Можно поэтому сомневаться, могла ли основанная им держава, даже если ее можно было бы передать способному наследнику, рассчитывать на длительное существование. Противоречие с Карфагеном, во всяком случае, было слабым фер
- 179 ментом".11 Действительно, пример "акрагалтской лиги", выступившей с призывом объединиться для борьбы с двумя напастями - против карфагенян и против сиракузского тирана - свидетельствует, что греческие общины были согласны отвести тирании самое большее роль инициативного начала, объединяющего, но не подавляю-12 щего их,- Эллинские и эллинизированные общины, каждая из кото
11 : :
Berve Н. Die Tyraimis., Bd.I, S.456;Kornemann .Op.cit.S.176.
Ср.: Моммзен Т. История Рима, т.1, М.-Л., 1936, с.364. 12
Вообще, как уже отмечалось, лозунг борьбы с карфагенянами не играл сколько-то значительной роли в пропаганде Агафокла. Причины этого были вскрыты еще А.Гольмом. Если Дионисий,- пишет он,- пришел к власти и удерживал ее в значительной мере благодаря тому, что считался вождем греческого мира против варваров, то Агафокл не мог рассчитывать на такое идеологическое прикрытие. Обстановка к тому времени во многом изменилась, враждебные отношения с карфагенянами утратили свою былую остроту; Дион был дружен с одним пунийским полководцем, Гикет открыто связался с карфагенянами. После этого не могло быть, по крайней мере, никакого позора для грека Сицилии вступать в союз с карфагенянами против земляков, и сиракузские олигархи часто эксплуатировали эту возможность. Да и сам Агафокл в начале карьеры боролся шесте с варварами против греков и потому не являлся вождем эллинов против пунийцев. "Различие в положении обоих тиранов по отношению к карфагенянам мы можем коротко выразить так: Дионисий служил грекам Сицилии против карфагенян; теперь должны быж греки служить Агафоклу против них". Борьба между Сиракузами и Карфагеном во времена Агафокла представляла собой только борьбу за власть, о национальном воодушевлении среди греков вряд ли может идти речь, и в этом Гольм усматри
- 180 рых упорно отстаивала свою автономию, могли быть, вероятно объединены под руководством какого-либо выдающегося деятеля, но вряд ли они длительное время держались бы вместе, если у властителя не было широкого базиса власти вне городских территорий, каким на Востоке располагали эллинистические цари, а на Западе позднее римляне.
Монархия Агафокла, далее, возникла не просто на базе полиса, но опосредованно, через установление тирании. Превратившись в официальную монархию, Агафоклов режим вовсе не утратил черт тирании и продолжал осознаваться в качестве таковой самими греками. Поэтому ему в полной мере были присущи те слабые места, которые типичны для тиранических режимов, а именно : узость социальной базы, состоящей из гетерогенных элементов, объединяемых лишь властью и волей правителя, в чем и заключалась их эфемерность. вает объяснение большей жестокости Агафокла по сравнению с Дионисием. Последний мог рассчитывать на всеобщее признание греков, утверждая, что хочет стать вождем против варваров; Агафоклу такое заявление помогло бы мало, так как многие сицилийцы открыто присоединились к карфагенянам против него, или сохраняли нейтралитета в целом видели в пунийцах уже не столько врагов, сколько услужливых помощников в своих внутренних распрях. При таких обстоятельствах кажется вполне естественным, что Агафокл в качестве единственного средства добиться власти среди греков должен был применять голое насилие. См.: Holm A. GS, II, S.228-230. В свете этих рассуждений становится совершенно ясной необоснованность попыток многих немецких историков представить Агафокла эдаким борцом за "национальное дело" западных эллинов в их борьбе с варварами.
В заключении отметим следующее. Солидаризируясь с двумя важнейшими положениями Э.Д.Фролова: о соотношении западно-сицилийских и восточноэллинистических территориальных государств как двух путей преодоления полиса; о соотношении младщей тирании и эллинистической монархии, каковые, несмотря на известное типологическое сходство, являют собой два различных исторических типа, которые ни в каком генетическом родстве меж собой не состояли^;мы считаем, что из этих положений вытекает вывод о
14 том, что сицилийская монархия Агафокла тем и отличалась от современных ей эллинистических монархий, что, в отличие от последних, состояла в прямом генетическом родстве с поздней тиранией, несла на себе ее "родимое пятно", и именно потому оказалась по большому счету бесперспективной. Ибо, по определению Э.Д.Фролова, тирания позднеклассического времени - это, так сказать,вариант поиска выхода из кризиса, который велся "по преимуществу на греческой почве и греческими силами", а "на почве одних лишь греческих полисов с их естественным, традиционным республиканизмом длительное и прочное существование режимов личной
15 власти было невозможно". Выход мог быть найден лишь путем более широкой комбинации, В Балканской Греции этим дополнительным, внешним стимулом явилось македонское вторжение, на Западе
13
Фролов Э.Д. Младшая тирания., с,154-156,
14
Мы не склонны отрицать за Агафокловым правлением качества монархии, каковым оно обладало и реально ( фактически единоличная власть Агафокла над значительными территориями ), и формально ( ойштэльное провозглашение правителя царем, отразившееся в монетной чеканке, и признанное со стороны восточных монархов.). Фролов Э.Д. Указ.соч., с.156.
- 182 такой внешний фактор отсутствовал. Западные греки искали выход из кризиса на собственной почве, собственными силами, так сказать "варились в собственном соку". Родившаяся у них монархия имела в принципе ту же самую природу, что и полис, те же гены, что и младшая тирания, и всем своим коротким существованием подтвердила старую истину о том, что нет пророка в своем отечестве.
Иными словами, в западном регионе развитие шло не путем перехода от одной фазы к более высокой, сколько путем смены однотипных социально-политических структур, воспроизводящих по существу, хотя и в более крупных масштабах и с известными видоизменениями, прежние отношения на том же уровне. Ибо тирания -это просто "паразитический нарост" на теле полиса, без которого она существовать не может, и потому не в состоянии радикально порвать с полисными традициями, ибо тем самым "подрубает сук, на котором сидит". Территориальная монархия Агафокла, замешанная на полисно-тиранической основе, не прибавила никакого нового качества к старым политическим структурам. Эллинистическая же монархия - это самостоятельный, принципиально иной организм, который инкорпорирует в себя полисы, но уже не зависит исключительно от них, располагая широкой базой в липе сельских общин, внегородских территорий.
Все это и объясняет, почему западногреческая монархия, как вариант выхода из кризиса полиса, фактически не вышла за рамки предварительных попыток, первых приступов, и оказалась бесперспективной.
Список научной литературыПопов, Андрей Иванович, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"
1. Ленин В.И. Аграрная программа со- В.И.Ленин. Поли.собр. циал-демократии в первой русской соч., т.16, с.193-реводвдии 1905-1907 гг. 413.2. Источники.
2. Aeliani Varia Historia. Ed. Mervin R.Dilts. Leipzig, 1974.
3. Элиан Клавдий. Пестрые рассказы. Пер. С.В.Поляковой. М.-Л., 1963.2.3» Ammiani Marcellini Rerum gestarum libri qui supersunt. Ed. W.Seyferth. Leipzig, 1978, vol.1.
4. Аммиан Марцеллин. История. Пер. Ю.Кулаковского и А.Сонни, Вып.1. Киев, 1906.
5. Appiani Historia Romana. Ed. P.Viereck et A.G.Roos, vol,I. Lipsiae, 1962.
6. Аппиан. Митридатовы войны, Сирийские дела. Пер. С.Кондратьева.» ВДИ, 1946, $ 4; События в Ливии, Римская история. Пер. С.Кондратьева.- БДИ, 1950, № 4.
7. Athenaei Dipnosophistarum Epitome. Rec. S.P.Peppinki, vol. 2. Lugduni Batavorum, 1937»- 185
8. Oicero. Scripta quae manserunt omnia, rec. O.F.W.Muller, vol.1. Lipsiae, 1908.
9. Цицерон. Речи. Пер. В.О.ГоренштеЙна, т.1.,М., 1962.
10. Cornelius Nepos. Vitae. Ed.J.Siebelis. Leipzig, 1897.
11. Корнелия Непота Жизнеописания. Пер.А.Клеванова. М., 1874.
12. Diodori Bibliotheca Historica, vol.5. Ed. C.Th.Fischer. Lipsiae, 1906.
13. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Пер. И.Алексеева, т.5-6. СПб., 1774-1775.
14. Dionisi Halicarnasensis. Antiquitatum Romanarum quae su-persunt. Ed. C.Jacoby, vol.IV, Lipsiae, 1891.2.15» Jacoby F. Die Fragment© der griechischen Historiker. Berlin, 1923, T1.1
15. Julius Frontinus Strategematicon libri quattuor. Rec. A. Dederich. Lipsiae, 1855.
16. Фронтин. Стратегемы. Пер. А.Рановича.- БДИ, 1946, I.
17. Justinus. Epitoma Historiarum Philippicarum Pompei Trogi. Lipsiae, 1935»
18. Юс тин. Эпитома сочинения Помпея Трога. Пер. А.А.Деконско-го и М.И.Рижского.- БДИ, 1954, № 4.
19. Libanius. Opera. Rec. R.Foerster, vol.1. Lipsiae, 1903«
20. Либаний. Речи. Пер. С.П.Шестакова, т.I. Казань, 1914.
21. Luciani Samosatensis. Opera, vol.1. Rec. G.Jacobitz. Lipsiae, 1887.
22. Лукиан. Собрание сочинений, т.2. М.-Л., 1935.
23. Titi Livi Ab urbe condita libri. Ed. H.J.Muller, vol.VI. Berlin, 1910.
24. Тит Ливий. Римская история от основания города. Пер. под ред. П.Адрианова, т.1У. М., 1897.
25. Orosius. Historiae adversum paganos. Lipsiae, 1889.
26. The Oxyrhynchus papiri, vol.24. Ed. E.G.Turner. London, 1957.
27. Plinius Secundus. Naturalis historiae libri XXXVII. Rec. L.Janus. vol.I-IV. Lipsiae, 1870-1898.
28. Plutarchi Vitae Parallelae. Rec. C.Linds-Kog. et K.Zieg-ler. vol.I-III. Lipsiae, 1914-1926.
29. Плутарх. Сравнительные жизнеописания, t.I-3.M.,I96I-I964.
30. Plutarchi Moralia, vol.2. Ed. W.Nachstadt. Leipzig, 1971.
31. Плутарх. Моралии. Пер.под ред. Л.А.Фрейберг и М.Л.Гаспа-рова.- ВДЙ, 1979, № I.2.55* Polyaeni Strategematon libri octo. Ed. E. E.Wofflin. Lipsiae, 1887.
32. Стратегемы Полиена. Пер. Д.Пашадопуло. СПб., 1842.
33. Polibius. Historiae. Ed. F.Hultsch, vol.1-2. Berolini, 1888-1892.
34. Полибий. Всеобщая история в 40 книгах. Пер. Ф.Г.Мшценко, т.1-3. М., 1890-1899.
35. Strabo. Geographica. Bonn, 1968.
36. Страбон. География в 17 книгах. Пер. Г.А.Стратановского. М., 1964.2.39» Ponrpeius Trogus Fragmenta, col. О.Seel. Lipsiae, 1956.
37. Suidae Lexicon. Rec. J.Bekkeri. Berolini, 1854.
38. Valeri Maximi Factorum et dictorum memorabilium libri novem. Lipsiae, 1865.3. Литература.
39. Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. Пер. Э.Д.Фролова. М., 1982, 391 с.
40. Блохина И.Р. Возрождение республики в Сиракузах в середине 1У в.до н.э.- В кн.: Проблемы античной государственности. Л., 1982, с.109-128.
41. Герцберг Г.Ф. История Греции. Пер.А.В.Прахова. СПб., 1881.
42. Глускина Л.М. Проблема кризиса полиса.- В кн.: Античная Греция, т.2, с.5-42.
43. Дройзен И. История эллинизма. Пер.М.Щелгунова,т.2. М.,1893.
44. Кебелев С.А. Агафокл полномочный с тратит.- ЖМНП, 1898, февраль, с.90-96.
45. Жебелев С.А. Западное эллинетво.- в кн.: История древней Греции, ч.2. Под.ред.С.И.Ковалева. М.,1937, с.199-202.
46. Жюльен Ш.А. История северной Африки. М., 1961, 245 с.
47. Латышев В.В. Очерк греческих древностей, ч.1. Вильна, 1880, 373 с.
48. Залесский Н.Н. К истории этрусской колонизации Италии в УП-1У вв.до н.э. Л., 1965, 124 с.
49. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1983 , 503 с.
50. Мандес М.И. Опыт историко-критического комментария к греческой истории Диодора. Одесоа, 1901, 497 с.
51. Маринович Л.П. Греческое наемничество 1У в.до н.э. и кризис полиса. М., 1975, 275 с.
52. Моммзен Т. История Рима, т.1. М-Л., 1936, 867 с.
53. Пельман Р. История античного коммунизма и социализма. Пер. З.И.Таберио. СПб., 1910, 712 с.
54. Пельман Р. Очерк греческой истории и источниковедения. Пер.под ред. С.А.Жебелева. СПб., 1910, 386 с.
55. Пиленкова-Новикова Т.Ф. Проблема кризиса греческого полиса в советской историографии и позднегреческая тирания в Сиракузах при Агафокле.- Ученые записки Башкирского гос. унивреитета, вып.25, Уфа, 1968, с.201-228.
56. Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.-Л., 1950, 382 с.
57. Рецензия / анонимная / на книгу А.Гольма "История Сицилии". Т.2.- ЖМНП, ч.СЬХПХ, 1875, с.405-406.
58. Самохина Г.С. Развитие представления о в эпоху эллинизма.- В кн.: Античный полис. Л., 1979,с.92-101.
59. Сергеев B.C. История древней Греции. Изд.2-е.М., 1948,552 с.
60. Соколов Ф.Ф. Всеобщая история древнего мира. СПб., 1883.
61. Тюменев А.И. Очерки экономической и социальной истории древней Греции, т.Ш. Пб., 1922, 183 с.
62. Фролов Э.Д. Греческие тираны. Л., 1972, 200 с.
63. Фролов Э.Д. Сицилийская держава Дионисия. Я., 1979, 160 с.
64. Фролов Э.Д. Тема полиса в новейшей историографии античности.- В кн.: Античный полис. Л., 1979, с.3-7.
65. Фролов Э.Д. Предэллинизм на Западе: кризис полисной демократии и "младшая тирания" в греческих полисах.- В кн.: История древнего мира, Кн.2. М,, 1982, с.262-278.
66. Фролов Э.Д. I/Младшая тирания; 2/ Панэллинизм в политике 17370. в.до н.э.-В Кн.: Античная Греция,т.2. М., 1983,с.121-207.
67. Хвостов М.М. История Греции, Изд.2-е. М.,1924, 262 с.
68. Чокке И. Агафокл, сиракузский тиран. Повесть.- "Семейные вечера", декабрь 1867, с.737-756.
69. Циркин Ю.Б. Карфаген и проблема полиса.- В кн.: Проблемы античной государственности. Л., 1982, с.179-176.
70. Циркин Ю.Б. Эволюция политического строя Массалии.- В кн.: Социальная структура и политическая организация античного общества. Л., 1982, с.31-44.
71. Шифман й.Ш. Карфагенская держава в Западном Средиземноморье. В кн.: История древнего мира, Кн.2. М.,1982, с.439-452.
72. Шофман А.С. Распад империи Александра Македонского. Казань, 1984, 224 с.
73. Acta universitatis Wratislaviensis, n.409. Antiquitas VII. Wroclaw, 1978.
74. Arndt P., Brunn H. Griechische und romische Portrats. Lief. 11, tafel 105-106. Munchen, 1893.
75. Bagnall R.S. Archagatos son of Agathocles, epistates of Libia.- Philologus, Bd.120, Hft.2, S.195-209.
76. Barth H. Wanderungen durch die Kustenlander des Mittelmeeres, Bd.I. Berlin, 1848, 576 S.
77. Beloch K.J. Griechische Geschichte. 2-Aufl., Bd.IV, Abt.1, Berlin-Leipzig, 1925, 452 S; Abt.2, 1927, 700 S.
78. Beloch K.J. Romische Geschichte bis zum Beginn der Punischen Kriege. Berlin-Leipzig, 1926, 664 S.
79. Bengtson H. Griechische Geschichte. 4-Auf1.,Munchen,1969•
80. Berve H. Griechische Geschichte. Freiburg im Breisgau,1933.
81. Berve H. Ophelias (1), RE. XVIII, 195 , Sp.652-655.
82. Berve H. Die Herrschaft des Agathokles.- Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1952, Hft.5, S. 1-77.
83. Berve H. Wesenszuge der griechischen Tyrannis.- HZ, Bd.177, 1954, S. 1-20.
84. Berve H. Rec. in: M.Sordi. Timoleonte. Palermo, 1961.-Gnomon, Bd.55, Hft.4, 1965, S. 578-585.
85. Berve H. Die Tyrannis bei den Griechen, Bd.1-2. Munchen, 1967, 758 S.
86. Botticher W. Geschichte der Carthager. Berlin, 1827, 486 S.5»95« Brown T.S. Timaeus of Tauromenium. Los Angeles, 1958.- 190
87. Brunet de Presle W. Recherches sur les etablissements des Grecs en Sicile. Paris, 1843, 636 p.
88. Burckhardt J. Griechische Kulturgesciiichte. 2-Aufl., Bd.I. Berlin-Stuttgart, 1898, 370 S.
89. Burigny de. Histoire generale de Sicile, t,I, A la Hate, 1745, 311 P.
90. Busolt G. Griechsche Staatskunde, Bd.I. Munchen,1920,1590 S.
91. Сагу M. Agathocles,- САН, vol.VII, 1928, p.617-637.
92. МАГАС губернатор Кирены (300)1. О 001. Киреныцарьмолоссов1. АНТИГОНА1. АЛЕКСАНДР9 =-ОЛИМПИЯ1. ПИРР ФИЛИСТИДА:1. НЕРЕИДА1. ГЕЛОН П царь -Сиракуз1. ГИЕРОН Пцарь Сиракуз1. ГИЕРОНИМцарь Сиракуз
93. Африканская кампания Агафокла ( 310 307 гг. до н.э* )
94. Мраморный бюст из Ватиканского музея, который, по предположению О.Россбаха, является изображением Агафокла Сиракузского.
95. Fio, 5. Agathodeian gold stater (courtesy Kunsthist-orischcs Museum, Vienna)
96. Fic. 7. Agathodeian bronze coin (courtesy American Numismatic Society)
97. Таким представляли себе Агафокла люди ХУЛ века С гравюра из книги R.Perrinchiefs. The Sicilian Tyranti or, the life of Agathocles. L.,1676)