автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социальная динамика воспроизводства человека

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Калинина, Людмила Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социальная динамика воспроизводства человека'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Калинина, Людмила Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФЕНОМЕНА ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕКА

1.1. Социально-философский анализ понятия «воспроизводство человека».

1.2. Отражение феномена воспроизводства человека в формах общественного сознания

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ПОНИМАНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕКА

2.1. Исторический аспект предмета исследования

2.2. Современная трактовка воспроизводства человека.

ГЛАВА 3. СОЦИОДИНАМИКА ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕКА

3.1. Факторы воспроизводства человека в системе социальных институтов.

3.2. Воспроизводство человека в контексте социальной стратификации.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Калинина, Людмила Александровна

Проблематика человека как одна из основополагающих рассматривалась философами с древних времен, а в XX веке стала занимать центральное место. «Антропологический поворот» нашего времени связан с потребностью систематизации большого объема новых знаний о человеке, а также с осознанием ситуации кризиса, и российского и глобального, грозящего уничтожением человечеству и всему живому на Земле. Угроза существованию вида Homo sapiens связывается не только с военными конфликтами и техногенными рисками, но и с усилением диссоциации между человеком и биосферой, проявляющейся в частности в нарушении структур, обеспечивающих онтогенетические показатели.

Социальная динамика в мире, интенсивные перемены в российском обществе, научные достижения актуализируют пересмотр многих проблем, составляющих содержание социально-философского, культурологического, гуманитарного знания. Одной из таких проблем является проблема воспроизводства человека. Ее актуальность определяется тем, что именно человек выступает исходным звеном, определяющим непрерывность бытия малых и больших народов, этносов, суперэтносов и человечества в целом.

Воспроизводство человека в широком смысле следует понимать как непрерывный процесс возобновления биологических социокультурных кодов жизнеобеспечения в условиях коллективного существования, включая механизмы интериоризации, а также сохранения и трансляции этих знаний. Важность аналитического подхода к проблематике понимания закономерностей социокультурного регулирования органического и социального воспроизводства человека обусловлена в значительной мере осознанием угрозы существования, возрастающей с развитием технологии, изменением окружающей среды и биологической основы вида Homo sapiens.

Технический прогресс и сокращение экологических ресурсов, процессы урбанизации и накопление патогенных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье, в значительной степени изменили и продолжают активно менять как биологические, так и социокультурные программы, обеспечивающие существование человека. В современном технологизированном обществе открытого типа изменяются модели поведения людей, заложенные на протяжении многих веков в рамках традиционного общества и контролирующие сохранение жизни данного и последующих поколений в конкретных пространственных условиях. Социальная потребность направляет исследователей на рассмотрение данной тематики в самых разных аспектах, поскольку это касается практически каждого человека и со- общества в целом.

Среди наиболее значимых факторов, определяющих актуальность исследования, можно выделить следующие:

1. Угроза «выживанию» или биологическому существованию вида, связанная с экологической деградацией средовых условий;

2. Накопление патогенных факторов, проявляющееся в нарушениях физического и психического здоровья;

3. Тенденция к уменьшению воспитательной функции семьи и снижению ее ценности; утрата контакта с подростками и возможности индивидуального способа передачи социально значимой информации;

4. Снижение роли церкви и рассогласование традиционных и современных воспитательных приемов формирования эталонов нравственного поведения;

5. Стандарты массовой культуры, отражающие потребительскую идеологию, трансляция их современными СМИ;

6. Изменение социальной структуры населения, формирование массовой потребности в более высоком качестве жизни.

Воспроизводство человека - сложное полиструктурное явление, анализ которого особенно актуален в кризисные периоды общественного развития. Резкие перемены во всех сферах жизни нарушили привычный уклад граждан бывшего СССР. Формирование новых установок и стереотипов, переоценка моральных и духовных ценностей в условиях деидеологизации общества и рыночного реформирования затрагивают все социальные слои. Обострились противоречия внутри общества, внешне связанные с резким падением жизненного уровня населения и социальным расслоением. Политические, этнические, социально-экономические проблемы последних лет на уровне духовном проявляются в состоянии растерянности, утрате ориентиров, определяющих бытие людей на индивидном и национальном уровне.

Поиски национальной идеи, способствующей консолидации российского общества, активизации общественного самосознания -тема, которая так или иначе затрагивает и государственные и индивидуальные интересы, определяющие изменение социальных форм, моделей воспроизводства и обновления социального бытия. Стандарты обыденного опыта, отражающие процесс воспроизводства человека, формируемые наиболее органично в условиях семьи, в настоящее время в связи с кризисом этого института претерпевают существенные изменения, выразившиеся в поисках замещающих воспитательно-образовательных приемов. Возрастание субъективной свободы как историческая закономерность предполагает возрастание субъективной ответственности и готовности к сознательному регулированнию индивидуального поведенческого стиля в соответствии с экспектациями, нормами, ценностями общества. Приоритетными направлениями для общества стали стабилизация социально-экономических условий, повышение уровня здоровья нации, увеличение продолжительности жизни.

В связи с геополитическими изменениями Россия, прежде составлявшая основу сверхдержавы, оказалась усеченной, урезанной, с уменьшившимся почти вдвое населением. Социально-экономические перемены вызвали существенные изменения демографических показателей; за год общая численность россиян сокращается примерно на 800 тысяч. Депопуляция вызывает в обществе все большую озабоченность, все чаще озвучиваются идеи насущной необходимости различных мер для предотвращения этнической деградации. Проблемы сохранения генетического потенциала нации приобрели государственное значение и рассматриваются в настоящее время как элемент, определяющий национальную безопасность.

Проблемное поле

Вопросы, относящиеся к обозначенной теме, в истории человечества принадлежат к числу вечных и определяющих все остальное. Решение проблем сохранения генетического и надгенетического потенциала в эволюционной цепочке человечества, народа, семьи имеет непреходящее значение во все времена. Злободневность им придают изменившиеся условия, требующие формирования новых моделей адаптации на базе все той же биологической структуры, по многим параметрам - ослабленной.

Трансформация содержания понятий, отражающих процесс воспроизводства моделей жизнедеятельности в структуре научного и обыденного знания, привлекает интерес исследователей многих дисциплин. Основные подходы к анализу феномена воспроизводства человека могут быть представлены в виде некой иерархической структуры. Крайние позиции занимают биологизаторские и социологизаторские концепции, между которыми можно выделить ряд переходных, в той или иной степени снимающих непримиримость противоречий и тех и других. Информация, которую субъект осваивает /интериоризирует/ в процессе инкультурации в течение всей жизни обеспечивает как индивидуальное развитие, так и /через него/ воспроизводство социальных форм.

В рамках естественных наук антропологического направления -медицины, биологии, генетики, акцентируется внимание на изучении материального субстрата, обеспечивающего биологическое существование человека и трансляцию генетической информации. Понятие «воспроизводство человека» при таком подходе определяется в основном материальными факторами и рассматривается по анологии с производством вещей. Новые биотехнологии генной инженерии открывают возможности создания живого организма в лабораторных условиях и только от степени профессиональной компетентности, нравственной зрелости и социальной ответственности исследователей зависит перспектива влияния этих новаций на природу человека.

Современный уровень развития науки обеспечивает возможность вмешательства в сложноорганизованные природные или природно-социальные системы, будь то мельчайший организм /вирус/ или единица ноосферы. Реализация таких проектов предполагает получение наряду с прогнозируемыми и непрогнозируемых результатов (У.Бек), «непредсказуемых эффектов» (Ф. Энгельс), что теоретически и практически может привести к избыточным биосферным нагрузкам и неуправляемым процессам1.

Экологические катастрофы, ставшая привычной экологическая деградация как результат техногенного воздействия на природу, рассматриваемую в качестве окружающей среды, угрожают здоровью и жизни растений, животных и в этом же ряду - человека. Отражение этого в общественном сознании в настоящее время требует отхода от традиционного противопоставления человека и общества с одной стороны и природы с другой. Взаимозависимость социокультурного модуса Человека и его биологической структуры, включенной в биосферу наряду с другими видами и подчиняющейся закономерностям регуляции органического уровня, диктует необходимость выделения этой сферы в ранг приоритетных.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20 с. 495-496

Познание на современном этапе развивается в сторону углубления специализации, а достижимость и фантастичность результатов по генному усовершенствованию любого биологического объекта или получению жизнеспособного организма из соматической клетки, или перспектив изменения структур головного мозга с целью более эффективного его функционирования за счет вживления миникомпьютеров, увлекают исследователей и препятствуют рассмотрению новаций в системе их соотнесения с другими явлениями и процессами природы не только на данный момент, но и в перспективе. Невозможность предвидения всех последствий, запускаемых тем или иным вмешательством в систему биосферы, а также незнание реальных пределов ее ресурсов самовосстановления с условием сохранения вида Homo sapiens, а значит - и культуры, предполагает необходимость существенных перемен в способах организации человеческой деятельности и моделей воспроизводства человека.

Состояние исследованности проблемы

Проблемы, так или иначе затрагивающие индивидуальное биологическое и духовное в воспроизводстве человека как члена социума, рассматривались практически во всех сферах гуманитарного знания. Освещение вопросов этой сферы содержится в классических философских текстах греческих и римских мыслителей, таких как Платон, Аристотель, Сократ, Гераклит, Сенека, Эпикур, Плутарх, свидетельствах врачебной деятельности Гиппократа, Асклепия, Галена и др. С неменьшим основанием к этой плеяде должны быть причислены такие титаны как Эсхил, Гомер, Софокл, чьи грандиозные творения по глубине понимания и многогранности отражения сущности человеческой природы должны занять место в том же ряду.

Значительная роль в анализе интересующей нас темы принадлежит свидетельствам культуры Древнего Востока в литературных памятниках, искусстве, религиозных взглядах. В диссертации используются идеи наиболее значительных мыслителей средневековья, периода Возрождения, Нового времени (Ф.Аквинский, Боэций, Б.Спиноза, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, Л.А.Фейербах, К.Маркс, Ф.Энгельс и др.)

Вопросы экологии человека, включающей в себя и биологическую основу, обеспечивающую возможность трансляции культурной информации и социальных программ, направленные на формирование индивида как звена в цепочке поколений в этническом и ноосферном масштабах в рамках как естественных так и гуманитарных наук затрагивались такими мыслителями, как Н.А.Бердяев, В.И.Вернадский, Л.Н.Гумилев, Л.И.Мечников, А.И.Опарин, В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой, Н.В.Тимофеев-Ресовский,

A.А.Ухтомский; П.К.Анохин, Э.В.Ильенков, В.Леонтьев, Д.С.Лихачев, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман.

Среди современных авторов значительный тематический интерес представляют работы А.В.Дахина, Л.А.Зеленова, М.С.Кагана, В.П.Казначеева, Г.П.Корнева, Е.Г.Куделина,

B.А.Кутырева, Ю.А.Лебедева, К.Н.Любутина, Н.Б.Оконской, В.В.Орлова, М.М.Прохорова, А.А.Субетто, В.И.Табакова, Л.В.Филипповой, Н.Д.Шимина, А.Н.Шиминой, В.А.Щурова и др.

В социологии, социальной антропологии, культурологии тематика воспроизводства человека так или иначе освещалась в трудах таких крупных исследователей как У.Бек, Р.Дикинс, В.Дильтей, К.Леви-Стросс, П.Сорокин, А.Тойнби, Т.Шибутани, и др.; в отечественной науке - Л.Г.Ионин, В.Е.Кемеров, Л.Н.Коган, Н.Н.Козлова, И.С.Кон, К.Х.Момджян, А.Я.Флиер и др.

Работы зарубежных авторов, таких как Т.Адорно, А.Бергсон, Э.Геккель, С.Гроф, Ч.Дарвин, К.Лоренц, А.Печчеи, А.Швейцер, М.Хайдегер, Ф.Ницше, Э.Фромм, Б.Рассел, А.Розенберг, З.Фрейд, М.Фуко, Х.Ортега-и-Гассет, Х.Плеснер, Т. де Шарден, М.Шелер, О.Шпенглер, Э.Шредингер, К.Юнг, К.Ясперс и др. также были использованы в данной работе.

Для освещения современных взглядов, затрагивающих сферу воспроизводства человека привлекались труды представителей коэволюционного, биофилософского направления - Д.Лавлока, Л.Маргулиса, Ю.Одума, М.Мюллера, Р.Саттлера и др.

Объектом исследования является феномен воспроизводства человека как биосоциального существа.

Предметом исследования являются условия формирования, функционирование и динамика социокультурных моделей воспроизводства человека.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является системный анализ культурных моделей воспроизводства человека в общем генезисе социального движения.

Реализация цели предполагает выделение нескольких уровней данного феномена:

-исторического - в рамках которого анализируется эволюция понимания сущности человека и его воспроизводства в социуме, как феномена индивидуального и социального уровней в различных сферах общественного сознания: религиозной, естественно-научной, обыденной;

-философского - представленного различными концепциями, отражающими трансформацию вариантов значений феномена воспроизводства человека во временном континууме;

-социокультурного - связанного с анализом механизмов социальной регламентации биологического и социального воспроизводства в различных типах обществ, универсальных и национально-особенных факторов, обеспечивающих сохранение и трансляцию биологической и социокультурной информации;

-социально-психологического - где рассматриваются роль и детерминанты феномена воспроизводства в поведенческих структурах на уровне общества, социальных и половозрастных групп, семьи, личности; определяются средства и способы социокультурной регуляции воспроизводства человека.

Рассмотрение выделенных уровней требует решения следующих взаимосвязанных задач:

1. Анализ и выявление теоретических основ понимания проблем воспроизводства человека в общей динамике социально - культурного развития человечества.

2. Определение теоретико - методологического ядра концепции воспроизводства человека как воспроизводства социальных форм /через модели, отражающие закономерности существования и развития социума/, доминирующего в иерархической системе воспроизводящей деятельности социума.

3. Исследование оснований, факторов и качеств, являющихся индикаторами процесса воспроизводства в индивидуальном и родовом масштабах.

4. Развертывание методологически единой логики исходных критериев построения социокультурных моделей как саморазвивающихся ансамблей специфических общественных отношений.

5. Исследование динамики функционирования социокультурных моделей воспроизводства человека в прикладном аспекте.

Методологическая и теоретическая основы исследования

Социально-философский и культурологический методы в исследовании данной темы представляются наболее адекватным ее многоплановой структуре. Выделение аспекта общественного существования в виде условия, определяющего формирование и сущность человека как члена общества, предполагает выделение и анализ механизмов, обеспечивающих непрерывность социального бытия. Данная сфера рассматривается с применением методологических приемов и инструментов, используемых в системном анализе многоаспектных явлений. Эволюция понимания сущности и воспроизводства человека в диссертационном исследовании проводится в русле общей методологии философии, в рамках сравнительно-исторического и диалектического методов, метода восхождения от абстрактного к конкретному и т.д. Понятие культурных моделей воспроизводства раскрывается в русле антропосоциогенеза. Применительно к задачам исследования использованы приемы теоретического конструирования для создания идеальных моделей, в которых развертываются реально существующие свойства и состояния объекта.

Научная новизна исследования

В диссертации проведен подробный философский, социально-философский, социально-антропологический и культурологический анализы формирования и трансформации понятия «воспроизводство человека» через призму различных гносеологических процедур структурирования данного феномена - от уровня витального жизнеобеспечения или жизнедеятельности до наиболее социально значимого уровня продления рода и вопросов индивидного бессмертия, осуществляемого в череде поколений и обеспечивающего сохранение многокультурных ареалов. Автор рассматривает данную проблематику в соотнесении с условием выживания человеческого рода как одного из биологических видов и совершенствования его видовой генетической и надгенетической (культурной) памяти, что предполагает системный анализ явления воспроизводства человека в конкретных социокультурных условиях и механизмов его регуляции. Научная новизна диссертации также заключается в следующем: вводится категориальный статус феномена воспроизводства человека в понятийно-терминологический аппарат социальной философии, раскрывается диалектика индивидуального и родового уровней феномена воспроизводства человека на разных этапах генезиса общества, рассматривается эволюция понимания предмета исследования в историческом аспекте, анализируются современные взгляды на феномен воспроизводства человека, в частности, в связи с развитием генной инженерии и клонированием, дается авторская трактовка динамики социокультурных моделей воспроизводства человека в структуре формирующейся мультикультурной постиндустриальной цивилизации, воспроизводство человека трактуется как высшая социальная ценность и условие существования общества и культуры.

Теоретическая и практическая значимость

Диссертационное исследование выделяет новый ракурс избраннной темы в разделах социальной философии и философской антропологии с точки зрения более подробной проработки этих аспектов в рамках «общей теории человека». Полученные результаты целесообразно использовать в ряде учебных курсов, направленных на создание условий формирования конструктивной концепции жизненого личностного плана, где задачи по самореализации и воспроизводству неразделимы и взаимозависимы. Образование элиты, представителями которой выступают выпускники ВУЗов как носители профессиональных и социокультурных знаний, формирующих уровень общественного сознания, предполагает насущную необходимость системного рассмотрения такого важного феномена, каким является воспроизводство человека, представленное как исторически обусловленный, полиструктурный динамичный процесс.

Представляется полезным включение адаптированного материала в программы лицеев и гимназий. Материал исследования может быть использован при обсуждении вопросов социального характера на разных уровнях властных и законодательных структур.

Апробация работы

Основные идеи диссертационного исследования были затронуты автором на семинарах, конференциях и симпозиумах: научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ННГАСУ в 1998 г.; в сборнике научных трудов адъюнктов и соискателей Нижегородского юридического института МВД РФ в 1999 г.; на Нижегородской межвузовской конференции по теме «Русский менталитет» 1999 г.; на УШ зональной конференции по проблемам многоуровневого образования ННГАСУ 2000 г.; на конференции «Реки России» 2000 г., (Нижний Новгород); на четвертой Международной ярмарке идей «Человечество в XXI веке: индикаторы развития», 2001 г., (Нижний Новгород); на Международной научно-практической конференции по региональной культуре « Межэтническая коммуникация в современном социокультурном пространстве», 2001 г., (Нижний Новгород).

В течение 1999-2000 учебного года автор диссертации являлась стипендиатом фонда им. академика Разуваева.

Автором диссертации с 1997 г. читаются лекции по курсу «Судебная психиатрия» в НЮИ МВД и в Нижегородском филиале Московского эколого-политологического университета, с 1999 г. проводятся семинарские занятия по дисциплине «Философия» в ННГАСУ, в 2000-2001 уч. году ведется курс культурологии в УРАО /Нижегор. Филиал/. Практическая работа в качестве психиатра, нарколога, психотерапевта проводилась в психиатрической клинике, консультации «Брак и семья» г. Нижнего Новгорода, консультации «Брак и семья» и клинической больнице №6 г.Москвы (пациенты из зоны чернобыльской аварии) и дала богатый материал для обобщения по теме диссертационного исследования.

По материалам исследования подготовлены программы спецкурсов по дисциплине «Философская антропология»: «Репродуктивное поведение человека», «Биофилософия и экология человека», «Категории здоровья и благополучия в современном мире».

Проработан ряд основополагающих аспектов избранной для диссертационного исследования темы:

1). Проблемы ухудшения показателей соматического и связанного с ним духовно-нравственного здоровья в России;

2). Уточнение понятий «генетический потенциал нации», «деградация, депопуляция населения», рассмотрение формулировки «здоровье нации - фактор национальной безопасности»;

3). Достижения генной инженерии, медицины в сфере регулирования естественного процесса возникновения, формирования и функционирования организма человека;

4). Влияние экологического и техногенного факторов на биологические свойства организма человека;

5). Процесс урбанизации, а также изменения социальной структуры и стандартов обыденной жизни, требующих соблюдения условий, мало доступных большинству населения /модель процветания и благоденствия, основанная на стабильной, багополучной жизни череды поколений, освоение новых социальных возможностей в которых происходит за счет носителей новторских качеств, формируемых в большей степени естественным путем/.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальная динамика воспроизводства человека"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-философский подход к анализу человека, с его способностями и потребностями воспроизводить себе подобное существо, является интегрирующим и всепроникающим. Многогранность его отражает универсальность самого человека. Для современной философии, центральным объектом которой был и остается человек- общественный, особенно важно постижение всеобщих закономерностей, отражающих процессы социального воспроизводства. С позиции объективизации истинности в толкованиях человека как субъекта творческой деятельности и самодеятельности развертывается богатая диалектика социального и биологического. В русле соединения идей и положений социальной антропологии, философской антропологии, феноменологической социологии, антропономии, структурализма, в отношении к разрабатываемой теме выстраивается множественность истолкований феномена воспроизводства человека, постигаемого в сложном жизненном опыте, передаваемом из поколения в поколение.

Существует многообразие точек зрения на истолкования социальной динамики воспроизводства человека, но в бесконечной череде интерпретаций прослеживается устойчивая социокультурная зависимость: сколько людей - столько реальных вариаций и моделей воспроизводства человека. Данный общественный феномен можно рассматривать двояко: либо под углом зрения, исходящим от индивида, либо от социума в целом, то есть соответственно на индивидуальном и родовом уровнях. Процесс воспроизводства человека в социуме также раскрывается в отраженных формах культуры и запечатлеваемых в сфере общественного сознания моделях. Эти модели имеют черты развивающейся социокультурной феноменальности.

Проблема воспроизводства человека отличается необычайно большим спектром сопряжённых друг с другом вопросов и задач разного уровня, абстрактного и конкретного планов, в связи с чем их решения имеют большое количество вариантов разъяснений и толкований, делающей парадоксальной в своей основе саму постановку данной проблематики. Она не может иметь однозначного решения и, поэтому подобные попытки часто становятся неэффективными или спорными. Вместе с тем эта задача встаёт перед каждым человеком в определённые периоды его жизни и является одной из самых актуальных и востребуемых в любом обществе, способном к развитию, самосовершенствованию и воспроизводству.

1. Реальный человек предстает в единстве мужского и женского начал, а также в диалектике проявления женского начала в мужском и мужского в женском как целостной гуманистической единице, способной к воспроизводству себе подобного существа, предрасположенного к социализации и инкультурации, повышению образовательного статуса и улучшения потенциала развития в своем потомстве на основе сохранения достояния предков.

2. В истории воспроизводства человеческого общества возможно выделение ряда качественно самостоятельных этапов, существенно отличающихся по социально-биологическим признакам и общественному устройству (первобытнообщинный строй, классовое общество, постиндустриальная цивилизация), соотносимых с формациями по половому различию (матриархат, патриархат, и условно «гендерно-паритетные» - близкие к статусу общественно признаваемого равенства мужчин и женщин). Нормы и ограничивающие правила воспроизводства людей на разных этапах истории человеческого общества отличаются значительным разнообразием и имеют свою специфику по ряду ведущих материальных и духовных индикаторов. Последние обусловлены закономерностями интегрированных форм общественного сознания (религии, искусства, науки, мифологии, политики, права, этики, философии), в то время как первые значительно корректируются формами общественного существования, зависящими от состояния экономики, экологии, архитектуры, техники, градостроительства и т. Д.

3. Наиболее характерные исторические тенденции воспроизводства человека связаны с доминирующими в социуме и в межличностном взаимодействии моделями поведения, ролями, социокультурными нормами и правилами. По мере перехода от полигамных к моногамным отношениям полов в социокультурных моделях воспроизводства человека проявляется динамика возвышения социальных взаимоотношений над биологическими качествами и свойствами, причём в каждом из этапов общественного развития в соответствии доминирующими формациями есть свои специфические особенности.

4. Феномен воспроизводства человека проявляется наиболее остро в резонансных всплесках сексуальных революций и в эволюционных преобразованиях, связанных с семейными устоями, а также с мерой значимости приращения населения в государстве (деторождение, миграция, эмиграция). Проблемы понимания социокультурной динамики моделей воспроизводства человека раскрываются в контексте его природы и сущности, диалектики социальных и биологических факторов, имеющих определённый исторический срез природы человека как биологической системы и коллективного существа, индивидуально включённого в сообщество. В истории доличностных культур, античности, средние века, Возрождение, Просвещение, в новое и новейшее время тенденции индивидуальзации и коллективизации существенно меняли динамику воспроизводства.

5. Воспроизводство человека как социокультурный феномен традиционно связан с изменением состава и структуры связей нуклеарных семей, обусловленных кровно-родовыми отношениями, численностью детей в семье. Смягчение или ужесточение правил поведения полов в вопросах воспроизводства потомства наблюдалось в разные эпохи по объективным и субъективным причинам, имеющим свои доминанты: сексуальные, психологические, медицинские, социально-психологические, биологические, социально-биологические, психобиологические, экономические, технические.

6. Исторически закономерно наблюдается повышение интервала фертильного возраста и проявляется тенденция увеличивающейся продолжительности жизни людей, обусловленная успехами медицины, образования, науки и техники, повышением уровня жизни, комфортности проживания в жилище. Также закономерно в высокоразвитых странах увеличивается степень постарения населения и уменьшается количество детей в семье. В различные периоды истории общественные деятели, опираясь на разные социальные слои, выполняли запросы того общественного строя, закономерности которого в значительной мере определялись состоянием и организацией духовного и материального производства, разделяющего общество по уровню достатка и по положению в иерархической структуре на социальной лестнице благополучия, обусловленных законами социогенезиса общества.

7. В истории человечества постоянно проявляются многообразные, явные и скрытые закономерности и тенденции саморегуляции воспроизводства человека, причем, их общая динамика может оказаться судьбоносной в развитии этносов, культур и цивилизаций. Весь процесс воспроизводящей деятельности человечества, представленный в крайностях сужающимся производством и расширенным воспроизводством делится на два рода: воспроизводство людей и воспроизводство вещей. Пока производство первого рода было традиционным, основу развития социума определяло производство второго рода. Искусственные технологии и клонирование человека со временем, возможно, смогут внести существенные поправки в естественный динамический баланс этих процессов.

8. В богатой мозаичной картине опыта поколений отражаются реальности воспроизводства людей в аспекте циклической смены старого и нового, обеспечении процесса непрерывного восполнения утрат по их мере в единоборстве жизни и смерти. В реальной общественной жизни существует множество регламентирующих условий, в том числе и специфических моделей детерминации

151 воспроизводства людей по законам и обычаям рас, родов, видов; сообществ, организаций, кланов; национальной, этнодемографической и религиозной принадлежности. В связи с предпосылками конфликтогенного характера развития цивилизации возникает насущная потребность мониторинга воспроизводящей деятельности людей, который может осуществляться благодаря анализу социокультурных процессов в современном обществе с позиций социальной философии, социогуманитаристики и естественнонаучных парадигм.

 

Список научной литературыКалинина, Людмила Александровна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аверинцев С.С. На перекрестке литературных традиций (Византийская литература: истоки и творческие принципы) / С.С.Аверинцев //Вопросы литературы. -1973. -№ 2. -С.156-167.

2. Агацци Э. Человек как предмет философии / Э. Агацци //Вопросы философии. 1989. -№ 2. -С. 24-34.

3. Александров H.H. Формула истории / Н.Н.Александров. Кострома: Изд-во КГПУ, 2000. -516 с.

4. Алексеев В.П. Историческая антропоэкология и этногенез /В.П.Алексеев. -М.: Наука, 1989. -445 с.

5. Алексеева Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека /Т.И.Алексеева. -М.: Изд-во МГУ, 1986. -215 с.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г.Ананьев. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.

7. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. -СПб.: Унив. кн., 1997. -727 с.

8. Антропономия. Общая теория человека /Под ред. Л.А. Зеленова. Н.Новгород: НАСИ, 1991. -172 с.

9. Антология культурологической мысли / Авт.-сост. С.П.Мамонтов,

10. A.С.Мамонтов. -М.: Изд-во РОУ, 1996. -352 с.

11. Ю.Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее: социальные последствия НТР: год2000 / Э.А.Араб-Оглы. -М.: Мысль, 1986. -205 с. П.Баранов В.О. Ценность жизни и основные качества миропонимания/

12. B.О.Баранов. -СПб.: Посев, 1911. -61 с.

13. Бауман 3. Мыслить социологически: Учеб. пособ.: Пер. с англ. / З.Бауман. -М.: Аспект Пресс, 1996. -255 с. (Программа «Высш. образование»).

14. Бахтин М.М. (Волошннов В.Н.) Марксизм и философия языка: основные проблемы социологического метода в науке о языке /М.М.Бахтин. -М.: Лабиринт, 1993. -445с.

15. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса /М.М.Бахтин. -М.: Художественная лит., 1965.-527 с.

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. М.: Наука, 1990.-424 с.

17. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну /У.Бек; Пер. с нем. В.Седельника, Н.Федоровой; Послесл. А.Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. -384 с.

18. Бенедиктов H.A. Философия истории в России XIX век /Н.А.Бенедиктов, С.Н.Пушкин, Л.Е.Шапошников. - Н.Новгород: Нижегород. ин-т развития образования, 1994. -220 с.

19. Бергер П.Социальное конструирование реальности / П.Бергер, Т.Лукман. -М., Московский философский фонд, 1995. 322с.

20. Бердяев H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии / Н.А.Бердяев. М.: Книга, 1991. - 446с.

21. Бердяев H.A. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н.А.Бердяев. -М.: Г.А.Леман и С.П.Сахаров, 1916. -358 с.

22. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства /Н.А.Бердяев. -М., Искусство, «Лига», 1994. -541с.

23. Берн Э. Секс в человеческой любви / Э.Берн; Пер. с англ. М.П.Папуша. -М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», Ин-т общегуманитарных исслед., 1998. -352 с.

24. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX-начала XX в. / Т.А.Бернштам. -Л.: Наука, 1988. -280 с.

25. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии /В.М.Бехтерев. -М.: Наука, 1994. -400 с.

26. Библер B.C. М.М. Бахтин или поэтика культуры /В.С.Библер. М., Прогресс, 1991.-169 с.

27. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век / В.С.Библер. -М., Политиздат, 1991,- 412с.

28. Биофилософия. -М.: ИФРАН, 1997. -252 с.

29. Бойко В.В. Рождаемость. Социально-психологические аспекты /В.В.Бойко. -М.: Мысль, 1985. -238с.

30. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты /Боэций. М.: Наука, 1990. - 416 с.

31. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. /М.Бубер; Под ред. П.С.Гуревича, С.Я.Левит, С.В.Лезова. -М.: Республика, 1995. 464с.

32. Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов» / П.Бурдье //Вопросы социологии. 1992. -№ 1.

33. Бурдье П. Социология политики. /П.Бурдье. -M., «Socio-Logos», 1993. -333с.

34. Быховская И.М. «Homo somatikos»: аксиология человеческого тела / И.М. Быховская. М.:Эдиториал УРСС, 2000. - 208 с.

35. Брандес Г. Великий человек, начало и цель цивилизации /Г.Брандес. -М.: «В.М.Саблин», 1905. 40 с.

36. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура /Б.С.Братусь. М., Знание, 1994. -160 с.

37. Васильченко Г.С. Семейно-сексуальные дисгармонии /Г.С.Васильченко, Г.Ф.Дейнега // Частная сексопатология. М.: Медицина, 1983. Т.2. - С. 293-304.

38. Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. М.: Владос, 1996. -336 с.

39. Веблен Т. Теория праздного класса / Т.Веблен. М.: Прогресс, 1984. -367 с.

40. Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда: Учеб.пособ. /Б.Т.Величковский, В.И.Кирпичев, И.Т.Суравечина. М.: Новая шк., 1997.-240 с.

41. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере /В.И.Вернадский //Русский космизм / Сост. С.Г. Семенов и др. М.: «Педагогика-Пресс», 1993. -356 с.

42. Вишневский А.Г. О мотивационной основе рождаемости /А.Г.Вишневский //Демографическое развитие семьи. М.: Статистика, 1979.

43. Гелен А. Человек. Его природа и место в мире. Первобытный человек и поздняя культура /А.Гелен //Современная западная социология,- М.: Политиздат, 1990. С.61-62.

44. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Сб.: Пер.с англ. и фр./ Сост.Л.И.Василенко,В.Е.Ермолаева. -М.: Прогресс, 1990. -495 с.

45. Горелов A.A. Социальная экология/А.А.Горелов. -М.: ИФРАН, 1998. -262 с.

46. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения / А.Х.Горфункель. М.: Мысль, 1977. - 359с.

47. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни /И.Гофман. -М.: «Канон-Пресс», 2000. -304 с.

48. Губин В.Д. Философская антропология: Учеб. пособ. /В.Д.Губин, Е.Н.Некрасов. -М.: ПЕР СЭ; СПб.: Унив. кн., 2000. -240 с.

49. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли /Л.Н.Гумилев. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. - 638 с.

50. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы /Л.Н.Гумилев. -М.: Экопрос, 1993. -544с.

51. Дарвин Ч.Р. Мое миросозерцание. Религиозное миросозерцание. Происхождение видов. Происхождение человека. Зачатки духовнойжизни. Нравственная культура /Ч.Р.Дарвин; Пер. С.П.Сомина и Г.Г.Сомина. -СПб.: Вестн. знания, 1907. -144 с.

52. Дарвин Ч.Р. Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь /Ч.Р.Дарвин. Л.: Наука, 1991. -539 с.

53. Дарский Л.Е. Детерминанты и факторы репродуктивного поведения / Л.Е.Дарский // Демографическое поведение семей. М.: Статистика, 1972.

54. Дахин A.B. Феноменология универсальности в культуре /А.В.Дахин. -Н. Новгород, 1995. -148 с.

55. Демографический энциклопедический словарь /Редкол. Д.И. Валентей и др. -М.: Сов. энцикл., 1985. 608 с.

56. Деррида Ж. Шпоры. Стили Ницше /Ж.Деррида //Вопросы философии. -1992.-№ 4 .

57. Диалектика социального и природного в развитии человека и его отношениях с миром. Вып. 4,- М.: ИНИОН, 1990. -76 с.

58. Дильтей В. Наброски к критике историчекого разума / В.Дильтей // Вопросы философии. 1988. - № 4. - С. 135.

59. Дружинин В.В. Введение в теорию конфликта / В.В.Дружинин, Д.С.Конторов, М.Д.Конторов. М.: Радио и связь, 1989. - 288 с.

60. Дубровский А.И. Обман. Философско-психологический анализ / А.И.Дубровский. М.: Изд-во «РЭЙ», 1994. - 120 с.

61. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э.Дюркгейм; Пер. с фр., сост., послесл. и примеч. А.Б.Гофмана. М.: Канон, 1995. -352 с.

62. Ерасов Б.С. Социальная культурология /Б.С.Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1997. - 592 с.

63. Золотухина Аболина Е.В. Философия обыденной жизни / Е.В.Золотухина-Аболина. - Ростов н/Д, 1988. -141 с.

64. Ионин Л.Г. Социология культуры /Л.Г.Ионин. М.: Логос, 1998. - 280 с.

65. Иоффе И. Священное и мирское /И.Иоффе: Пер.с фр. М., 1994. - 143 с.

66. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: В 2 ч. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1988. - 190 с.

67. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа ) /М.С.Каган. -М.: Политиздат, 1974. -328 с.

68. Каган М.С. Философия культуры / М.С.Каган, Акад.гум.наук. СПб.: Петрополис, 1996. - 416 с.

69. Казначеев В. П. Здоровье нации, просвещение, образование /В.П.Казначеев. М. - Кострома, 1996. - 248 с.

70. Канетти Э. Превращения / Э.Канетти // Проблема человека в западной философии. М., Прогресс, 1988. - С.483-503.

71. Карлфрид граф Дюркхайм. О двойственном происхождении человека / Калфрид граф Дюркхайм. СПб.: Импакс, 1992. - 160 с.

72. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания / И.Т.Касавин. СПб.: РХГИ, 1998. -408 с.

73. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры / Э.Кассирер // Проблема человека в западной философии. -М., 1998. С.3-30

74. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию /В.Е.Кемеров. М.: Аспект пресс, 1996. - 216 с.

75. Клакхон К. Зеркало для человека : Введение в антропологию / К.Клакхон. СПб.: Евразия, 1998. - 352с.

76. Клир Дж. Системология. Алгоритмизация решения системных задач /Дж.Клир. М.: Радио и связь, 1990. - 539 с.

77. Коган JI.H. Культурная деятельность: Опыт социологического исследования /Л.Н.Коган. М.: Наука, 1981. - 239 с.

78. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека /Л.Н.Коган. М.: Мысль, 1984.- 252 с.83 .Коган Л.Н. Духовное воспроизводство: методологические и социологические проблемы / Л.Н.Коган, И.Б.Сесюнина. Томск, 1986. -168 с.

79. Ковалев C.B. Психология современной семьи / С.В.Ковалев. М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

80. Козлова H.H. Социально-историческая антропология / Н.Н.Козлова. -М.: «Ключ-С», 1998.- 192 с.

81. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения / В.В.Колбанов. -СПб.: ДЕАН, 1998. 232 с.

82. Коллин Р. Теория небесных влияний. Человек, вселенная и тайны космоса: Пер с англ. /Р.Коллин. СПб.: Изд-во Чернышева, 1997. - 432 с.

83. Конт О. Курс позитивной философии /О.Конт // Родоначальники позитивизма. СПб: «Брокгаус - Ефрон», 1912. Вып.4. - 139 с.

84. Корнев В.И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии /В.И.Корнев. М.: Наука, 1987. - 224 с.

85. Корнев Г.П. Социальная природа, смысл и назначение истины /Г.П.Корнев. -Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 1996. 256 с.

86. Коул М. Культурно-историческая психология /М.Коул. М.: Когито-центр, 1997.-432 с.

87. Кравченко А.И. Социология / А.И.Кравченко. М.: Логос, 1999. -384с.93 .Кравченко А.И. Культурология: Учеб.пособ. / А.И.Кравченко. М.: Академ. Проект, 2001. - 496 с. - (Gaudeamus)

88. Кузнецов Б.Г. Философия оптимизма/Б.Г.Кузнецов. -М.: Наука, 1972. -360 с.

89. Культурология XX век. Антология. М.: РАН, 1996. - 144 с.

90. Культура: теории и проблемы /Под ред Т.Ф.Кузнецовой. М.: Наука, 1995.-279с.

91. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров / В.А.Кутырев. Н. Новгород, 1994. - 200 с.

92. Кутырев В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма) / В.А.Кутырев. М.: ЧеРо, 1999. - 230 с.

93. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-н/Д : Феникс, 1995. -576с.

94. Культурология: Основы теории и истории культуры / Под ред. И.Ф. Кефели. СПб.: Спец. лит., 1996. - 594 с.

95. Ю1.Къеркегор С. Наслаждение и долг /С.Къеркегор. Ростов н/Д: «Феникс», 1998. - 414 с .

96. Ю2.Лев-Старович 3. Нетипичный секс /З.Лев-Старович. М.: Советский спорт, 1995. - 367 с.

97. ЮЗ.Леви Строе К. Структурная антропология /К.Леви-Строс. - М.: Наука, 1983.-205с.

98. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении российских и американских традиций: Учеб. пособ. /А.В.Либин. М.: Изд-во «Смысл», 1999. - 534 с.

99. Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека: (Критический анализ идей Римского клуба) / В.М.Лейбин. М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

100. Лихачев Д.С. О национальном характере русских / Д.С.Лихачев // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 3-6.

101. Ю7.Лосев А.Ф. Дерзание духа / А.Ф.Лосев. М.: Политиздат, 1988. -366с.

102. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура / А.Ф.Лосев. М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

103. Ю9.Лосев А.Ф. Эстетика возрождения / А.Ф.Лосев. М.: Мысль, 1982. -623 с.

104. ПО.Лосский И.О. История русской философии /Н.О.Лосский. М.: Высш.шк., 1991.- 559 с.

105. Льюис К.С. Письма баламута, Баламут предлагает тост / К.С.Льюис; Пер. с англ. М.Трауберг и Т.Шапошниковой; Коммент. М.Сухотина. -М.: Гнозис; Прогресс, 1991. 172 с.

106. Лэмберт Л. Ритмы тела, здоровье человека и его биологические часы : Пер. с англ. / Л.Лэмберт. М.: Вече; ACT, 1998. - 416 с.

107. ПЗ.Любутин К.Н. Фейербах: философская антропология. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1988. - 128 с.

108. З.Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории / Б.В.Марков. СПб.: Изд-во «Лань», 1997. - 384 с.

109. Мамонтов С.П. Основы культурологии / С.П.Мамонтов. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995. - 208 с.

110. Маслоу А. Психология бытия /А.Маслоу. -М.: Рефл.-бук., 1997. 300 с.

111. Пб.Маффесоли М. Околдованность мира, или Божественное социальное /М.Маффесоли // Социология, антропология, метафизика. Общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 1991. С.274-283

112. Мерло-Понти М. Человек и противостоящее ему /М.Мерло-Понти // Человек и общество: проблемы человека на XVIII Всемирном философском конгрессе. М., 1992,- Вып.4. - 302 с.

113. Мир и эрос. Антология философских текстов о любви. М.: Политиздат, 1991. - 333 с.

114. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида / Ф.Т.Михайлов. М., Наука, 1990. - 220 с.

115. Моисеев H.H. Человек и ноосфера /Н.Н.Моисеев. М.: Молодая гвардия, 1990. - 351 с.

116. Молчанов В. Хайдегер и Кант: проблема сознания и проблема человека /В.Молчанов // «Антропологический поворот» в философии XX в. Вильнюс: Ин-т философии АН Лат. ССР, 1987.- 165 с.

117. Моль А. Социодинамика культуры / А.Моль. М.: Прогресс, 1973. -406 с.

118. Момджян К.Х. Введение в социальную философию / К.Х.Момджян. -М.: Высш. шк., 1997.-448 с.

119. Мосс М. Общества. Обмен. Личность /М.Мосс. -М.: Вост. Литература РАН, 1996. -149с.

120. Мосс М. Техники тела / М.Мосс // Человек. 1993. - № 2. - С.69-79.

121. Мэй Р. Любовь и воля / Р.Мэй. М.: Рефл.-бук.; К.: Ваклер, 1997. -384с.

122. Мялкин A.B. Способности и потребности личности. Диалектика формирования / А.В.Мялкин. М.: Мысль, 1983. - 260 с.

123. Муздыбаев К. Психология ответственности / К.Муздыбаев. Л.: Наука, 1983.-240 с.

124. Норенков C.B. Визуальная архитектоника миросозидания / С.В.Норенков. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1997. - 255 с.

125. Норенков C.B. Культурфилософия концептуального проектирования: архитектонический анализ и научные исследования / С.В.Норенков. -Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1997. 119 с.

126. Ш.Норенков C.B. Человек и предметный мир /С.В.Норенков. -Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1991. 160 с.

127. Носков В.А. Психотехника личностного профессионального роста / В.А.Носков, Л.Н.Иванова. Н. Новгород: НЮИ МВД России, 1997. -114с.

128. Носов H.A. Виртуальный человек / H.A. Носов. М.: Магистр, 1997. -192 с.

129. Оксфордский энциклопедический словарь. Т. 2. Мир природы / Ред. М. По. М.: Изд. Дом «ИНФРА-М»; Изд-во «Весь Мир», 1999. - 390 с.1340 России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. - 73 с.

130. Очерки социальной философии: Учеб.пособ. /Под ред. К.С.Пигрова. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. 292 с.

131. Павленко А.Н. Бытие у своего порога /А.Н.Павленко. М.: ИФРАН, 1997.-211 с.

132. Пезешкиан Н. 33 и одна форма партнерства / Н.Пезешкиан. М.: Медицина, 1998. - 288 с.

133. Печчеи А. Человеческие качества /А.Печчеи; Пер. с англ. О.В.Захаровой; Под ред. и послесл. Д.М. Гвишмани. М.: Прогресс, 1980. -302с.

134. Плотников В.И. Гуманитарное знание в контексте типологии форм познавательной деятельности / В.И.Плотников // Философия и гуманитарное знание: социокультурный анализ: Сб. науч. тр. -Свердловск: УрГУ, 1986. С. 5-33.

135. Подорога В.А. Феноменология тела: Введ. в филос. антропологию / В.А.Подорога. М.: Ad Marginem, 1995. - 339 с.143 .Пол, брак, семья / Под ред. П. Попхристова. София: Медицина и физкультура, 1973. - 300 с.

136. Понятие судьбы в контексте разных культур: Сб. / Под ред. Н.Д.Арутюнова. М.: Наука, 1994. - 320 с.

137. Попов Б.Н. Семейная культура народов Северо-Востока России / Б.Н.Попов. Новосибирск: Наука, 1993. - 263 с.

138. Потапова Т.К. Образование как интегральный институт социума: Автореф. дис. .канд. социол. наук / Т.К.Потапова. Н.Новгород, 1999. -23 с.

139. Прахова Ж.В. Интегральная природа социализации личности: Автореф.дис. .канд. социол. наук/Ж.В. Прахова. Н.Новгород, 2001. -18 с.

140. Пригожин И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И.Пригожин,И.Стенгерс. -М.: Прогресс, 1986. -431с.

141. Прима Е.В. Жизненный потенциал человека как базовая ценность культуры: Автореф. дис. .канд. культурологии / Е.В.Прима. -Н.Новгород, 2000. 30 с.

142. Прогностика. Терминология: Сб. науч.-нормативных терминов. Вып. 1091.-М.: Наука, 1990.-56 с.

143. Прохоров М.М. Философская метафора экологической эпохи / М.М.Прохоров. Н.Новгород, 1995. - 242 с.

144. Путилов A.A. Системообразующая функция синхронизации в живой природе / А.А.Путилов. Новосибирск: СО АН СССР, 1987.- 144 с.

145. Рачков В.П. Человек в современном технизированном обществе /В.П.Рачков, Г.А.НовичковаДН.Федина. -М.: ИФРАН,1998.-194 с.

146. Рикёр П. Конфликт интерпретаций /П.Рикёр. М.: Московский философский фонд, 1995. - 411 с.

147. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г.Риккерт; Пер. с нем. С. Гессена. СПб., «Образование», 1911.-196 с.

148. Рогов E.H. Атлас истории культуры России /Е.Н.Рогов. -М.: Круг, 1993.- 767 с.

149. Розин В.М. К вопросу о культурологии / В.М.Розин // Социально-полит. журнал. 1993. - № 3. - С.105-106.

150. Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание / В.М. Розин. М.: Форум, 1999. - 294 с.

151. Ш.Розин В.М. Природа любви / В.М.Розин, Р.Шапинская. М., 1993. -176 с.

152. Русский эрос или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991. -448 с.

153. Самосознание европейской культуры XX века / Сост.Р.А. Гальцева. -М.: Полит, лит., 1991. 366 с.

154. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. -Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000. 656 с.

155. Сартр Ж.П. Первичное отношение к другому / Ж.П.Сартр // Проблема человека в западной философии. М.: Азбука, 1988. С.207-228.

156. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: Мотивационно-эмоциональные аспекты /П.В.Симонов.-М.: Наука, 1975. 175с.

157. Симонов П.В. Происхождение духовности /П.В. Симонов, П.М. Ершев и др. М.: Наука, 1989. - 350 с.

158. Словарь современного русского литературного языка. Т.2. М.: Рус. язык, 1991.- 950 с.

159. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. / Н.Смелзер. М.: Феникс, 1994. -688 с.

160. Смирнова Н.М. От социальной метафизики к феноменологии "естественной установки" /Н.М.Смирнова. М.: ИФРАН, 1997. - 222 с.

161. Современная западная философия: Словарь / Сост. В.С.Малахов,

162. B.П.Филатов. М.: Политиздат, 1991. - 414 с.

163. Современный человек: цели, ценности и идеалы. Реферативный сборник. Вып.1. М.: АН СССР, ИНИОН, Ин-т Философии 1988. - 236 с.

164. Соколов C.B. Социальная конфликтология: Курс лекций /

165. C.В.Соколов; Нижегород. коммерч. ин-т. Н.Новгород: НКИ, 1998. -211 с.

166. Солженицын А. Россия в обвале / А.Солженицын. М.: Русский путь, 1998.-208 с.

167. Социальная философия и философская антропология. М.: ИФРАН, 1995.-242 с.

168. Степин B.C. Становление научной теории / B.C. Степин. Минск, Изд-во БГУ, 1976.-319 с.

169. Субетто А. И. Системогенетика культуры и проблема воспроизводства качества человека / А.И.Субетто // Человек и среда его обитания: Тез. докл. регион, науч.-практической конф. М.: Изд-во Минкультуры СССР, 1989. - С.4-7.

170. Субетто А. И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия / А.И.Субетто. СПб.: Петровская акад. наук и искусств; ООО Каре, 1999. - 827 с.

171. Субетто А. И. Фундаментализация образования / А.И. Субетто. М., 1995.- 300 с.

172. Сухарев В.А. Психология интеллекта / В.А.Сухарев. Донецк: Сталкер, 1997. -416 с.

173. Табаков В.И. Человечность и ее осуществление в истории: Моногр. / В.И.Табаков; Нижегород. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1995. - 180с.

174. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. -Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1996. -478 с.

175. Теория культуры. Отечественные исследования: Хрестоматия. М.: РАН, 1996. - 199 с.

176. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника / Е.А.Торчинов. СПб.: Центр "Петербургское Востоковедение", 1998. - 384 с.

177. Трубников H.H. Пределы философской проблемы: (К вопр. о соотношении философии и науки) / Н.Н.Трубников // Философия и разум. М.: Ин-т философии АН СССР, 1990. - С. 20-57.

178. Тэннэхилл Р. Секс в истории / Р.Тэннэхилл; Пер. с англ. А.И. Блейз. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. 400 с.

179. Философская антропология: истоки, современное состояние и перспективы. М.: Ин-т философии РАН, тезисы VIII ежегодной конф. 1995.-356с.

180. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского и др. СПб.: Лань, 1998. - 448 с.

181. Философия любви. 4.1. / Под ред.Д.П. Горского; Сост. A.A. Ивин. М.: Политиздат, 1990. - 510 с.

182. Философия любви. 4.2.Антология любви /Сост.А.А.Ивин. М.: Политиздат, 1990. - 605 с.

183. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1991. -560 с.

184. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н.Федосеев и др. М.: Сов.энцикл., 1983. - 840с.

185. Филиппова Л.В. Социальная педогогика как интегральная наука о личности./Филиппова Л.В. Пермь, ПТУ, 1922. - 354с

186. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия / Е.Финк // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С.357-403

187. Флиер А.Я. Культурология для культурологов /А.Я.Флиер. М.: Академический проект, 2000. - 496 с.

188. Фортунатова В.А. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1 / В.А.Фортунатова. М.: Наука, 1989. - 576 с.

189. Франки В. Доктор и душа / В.Франкл. СПб.: Ювента, 1997. - 288 с.

190. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме / И.Т.Фролов. М.: Полит, лит., 1989.- 559 с.

191. Фромм Э. Душа человека / Э.Фромм. М.: АСТ-ЛТД, 1998. - 664 с.

192. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э.Фромм. (Гл. 3. Природа человека и его характер). М.: Республика, 1993. - 414 с.

193. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии: Пер. с англ. / Д.Д.Фрэзер. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1983. - 703 с.

194. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности: Пер. с фр. / М. Фуко. М.: Изд. Дом «Касталь», 1996. - 446 с.

195. Фуко М. Забота о себе / М.Фуко. Киев: Дух и литера; Грунт. - М.: Рефл.-бук., 1998. - 288 с.

196. Харрисон Дж. и др. Биология человека. М., Мир, 1979. - 611 с.

197. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР А.Г. Харчев. М.: Мысль, 1979. -367 с.

198. Шалаева СЛ. Социально-онтологический статус детства в системе общества: Автореф. дис. .канд. филос. наук / СЛ. Шалаева; Нижегород. архит.-строит, ун-т. Н.Новгород: ННГАСУ, 2001. - 24 с.

199. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии / В.В.Шаронов. -СПб.: Изд-во «Лань», 1997.- 192 с.

200. Шелер М. Положение человека в космосе / М.Шелер // Шелер М. Избр. произведения. М.: «Гнозис», 1994. - 413 с.

201. Шибутани Т. Социальная психология / Т.Шибутани; Пер. с англ. В.Б.Ольшанского. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1999. - 544 с.

202. Шимин Н.Д. Целостность как феномен бытия человека (Аксиоматика единства мужского и женского начал в человеке) / Н.Д. Шимин. -Н.Новгород, ННГУ, 1996. 200 с.

203. Эвола Ю. Метафизика пола / Ю.Эвола. М.: Беловодье, 1996. - 448 с. 213.Элиаде М. Священное и мирское /М. Элиаде. - М.: Изд-во МГУ, 1994. -143 с.

204. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф.Энгельс. М.: Политиздат, 1985. - 238 с.

205. Эразм Роттердамский . Философские произведения / Эразм Роттердамский; Отв. ред. В.В. Соколов. М.: Наука, 1987. - 703с. (Памятники филос. мысли).

206. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

207. Юнг К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. М.: Унив. кн.; ACT, 1996. - 720 с.

208. Юнг К.Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг. М.: Серебряные нити, 1998. - 368 с.

209. Юнг К.Г. Психология бессознательного / К.Г. Юнг. М.: Канон, 1996. -320 с.

210. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.

211. Benedict R. Patterns of culture / R. Benedict. Boston, 1934. - 153 p.

212. Berry J.W., Dasen P.R. Culture and cognition: readings in cross-cultural psychology / J.W. Berry, P.R. Dasen. N.Y., 1975. - 184p.

213. Cross-cultural psychology: Research and applications / J.W.Berry, Y.H. Poortinga, M.N. Segall & P.R. Dasen. N.Y., 1992. - 562 p.

214. Erikson E.H. Childhood and society / E.H. Erikson. N.Y., 1964. - 279 p.

215. Frank A. Bringing Bodies Back in: a Decade Review /A.Frank // Theory, Culture & Society. 1990. - Vol.7. -№1. - P. 131-162.

216. Gudikunst W. Culture and interpersonal communication / W.Gudikunst. -Beverly Hills, 1988. 475p.

217. Haeberle E.J. Die Sexualität des Menschen. «Walter de grunter». Berlin -N.Y.- 1985.-607p.

218. Habermas J. On the Logic of the Social Sciences /J.Habermas. L., 1971. -159 p.

219. Haugelend J. Heidegger on Being a Person / J.Haugelend // Nous. Bloomington. 1982. - Vol. 16. - №1. - P. 16-26.

220. Jauregui J.A. The Emotional computer / J.A.Jauregui. Oxford; Cambridge: Blackwell, 1995. -211p.

221. Matsumoto D. Culture and Psychology / D. Matsumoto. N.Y., 1996. -563 p.

222. Plessner H. Die Stufen des Organischen und der Mensch: Einleitung zur Antropologie / H.Plessner. Berlin; N.Y., De Gruyter, 1975. - 373 p.

223. Reber A.S. The Penguin dictionary of Psychology / A.S.Reber.- 2-nd edtion. N.Y. Penguin books, Viking, 1985. - 848 p.

224. Shweder R.A. Cultural psychology: What is it? / R.A. Shweder // Cultural Psychology: Essays on Comparative Human Development /