автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Социальная философия Мориса Мерло-Понти

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Щербакова, Лада Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата социoл. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
Автореферат по социологии на тему 'Социальная философия Мориса Мерло-Понти'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальная философия Мориса Мерло-Понти"

московский

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В.ЛОМОНОСОВА

Социологический факультет Диссертационный Совет Д.053.05.67

Г Г 5 ОД 1 3 MÄH 1325

на правах рукописи

Щербакова Лада Борисовна СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ МОРИСА МЕРЛО-ПОНТИ

Специальность 22.00.01 - теория, методология и история социологии

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Москва -1996

Работа выполнена на кафедре истории социологии социологического факультета Московского государственного университета им. М.ВЛомоносова.

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Добреньков В.И.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Култыгин В.П.

кандидат философских наук Костикова А.А.

Ведущая организация: Российская академия Государственной службы при Президенте РФ, кафедра социологии.

Защита состоится "¡7" июня 1996 г. на заседании Диссертационного Совета Д.053.05.67 по социологическим и философским наукам в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова по адресу: г.Москва, Воробьевы горы, 3-й учебный корпус, 2-й этаж, аудитория 232 в 15.00 час.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова.

9 9

Автореферат разослан апреля 1996 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета

Беленкова Л.П.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Философия Мерло-Понти - своеобразное и значительное явление в истории мировой философской мысли и, прежде всего, мысли экзистенциальной. Однако, когда заходит речь о западном экзистенциализме, первыми неизменно называются имена Сартра и Хайдеггера. Имя Мориса Мерло-Понти гораздо менее известно отечественному читателю. Тем не менее за рубежом его творчество вызывает немалый интерес у исследователей и комментаторов, его работы переиздаются на разных языках и широко известны мировой философской аудитории. Актуальность данного исследования определяется прежде всего необходимостью восполнить тот неправомерный пробел, связанный с именем Мерло-Понти, который существует в нашей критической и исследовательской литературе. Это задача не одного диссертационнного исследования, и ее решение не может быть ограничено размерами одной работы. Автор предлагаемой диссертации стремился донести до читателя уникальность философской фигуры и творчества Мерло-Понти, современное звучание поднятых им проблем и найденных решений и, если не исчерпать в рамках одного исследования всей глубины его философских идей, то хотя бы приподнять "завесу", пробудить интерес к личности и творчеству этого мыслителя.

Современная отечественная философия на протяжении многих лет обращается к творческому наследию классиков экзистенциально-феноменологической мысли. И этот интерес безусловно не временное увлечение. Духовный поиск представителей этой традиции был направлен на так называмые "вечные вопросы", значение которых непреходяще. Что такое человек? В чем его сущность, предназначение? От чего зависит ценность и смысл человеческой жизни? Каковы кардинальные проблемы человеческого существования? Эти и другие аналогичные вопросы, определяющие содержание экзистенциальной мысли, находятся сегодня в центре внимания многих ученых.

Актуальный интерес к проблемам человеческого существования обусловлен прежде всего потребностью конкретного индивида постоянно решать жизненные проблемы, возникающие в контексте его повседневного существования. Ощущение тотальной незащищенности своей жизни, утрата представления о собственной идентичности, об устойчивости своего внутреннего мира, о специфически человеческом, характерные для современного человека, также побуждают к философским размышлениям о его сущности.

"Наше время, - говорил Мерло-Понти, - может быть более, чем какое-либо другое, пережило и переживает опыт случайности".* Оно не выводит более характеристики и движущие силы человека из какого-то сверхестественного

* Мерло-Понти, Человек и противостоящее ему // Человек и общество: проблемы человека на XVIII Всемирном философском конгрессе.-М.,1992, вып.4, с.22

источника и не связывает их с человеческой природой, обладающей атрибутами истины и справедливости. Оно разлагает "гуманизм", как и идею человеческого, существующего с "полным правом" и видит в человеке не более, чем средоточие случайности. Любые альтернативы прошлого, поэтому, неприемлемы для человека сегодняшнего дня. Он не святой, приближающийся к Богу, не Прометей, бросающий вызов судьбе, в конце концов он и не дьявол, разрушающий вечный порядок. Он просто человек, конечный человек, который в своем признании того, что мир случаен, осознает в то же время ненадежность и непрочность своей собственной жизни.

Какую же позицию должен занять человек перед лицом случайного мира? Осознав радикальную случайность и ограниченность человеческого существования, всю свою жизнь Мерло-Понти искал философский ответ, адекватный ситуации случайного человека в мире. Полагая, что многие философские доктрины, основанные на признании ограниченности, потерпели неудачу в стремлении стать адекватным описанием человеческой конечности во всей ее многогранной сложности, Мерло-Понти был убежден, что для того, чтобы оставаться конкретной, философия человека-в-мире необходима не как философия, объясняющая человека с помощью Бытия или Бога, и не как философия, в которой человек является своим собственным объяснением, но как философия, в которой "объясняющие" принципы смешаны с тем, что не может быть "объяснено" целиком. Случайный человек не объясним, но и не является абсолютной загадкой: он всегда представляет собой смесь первого и второго, и, следовательно, никогда не может быть определен с точки зрения какой-либо цели. "Сегодняшний гуманизм не противопоставляет религии какого-то объяснения мира: он начинается с осознания случайности и представляет собой непрерывную констатацию удивительного соединения факта и смысла, моего тела и меня, меня и другого, мышления и речи, насилия и истины. Он последовательно отказывается давать нам объяснения, потому что они разрушают эту образующую нас смесь, и делают непонятными для самих себя".* Этот гуманизм стремится преодолеть разрозненные абсолюты прошлых поколений, крайности "материализма" и "спиритуализма", субъективизма и объективизма, "неба принципов" и "земли человеческого существования" и утвердить неотъемлемость друг от друга сознание человеческих ценностей и осознание поддерживающих их инфраструктур. Он, следовательно, не превозносит уже человека в противоположность его телу, разум - в противоположность языку, ценности - в противоположность фактам и рассматривает человеческую жизнь как "целиком духовную и телесную - всегда основанную на теле и всегда причастную даже в самых плотских своих проявлениях межличностным отношениям"."

Осознание человеческой ограниченности и стремление к единству, лежа-

* там же, с.25

** там же, с.7

щему в основе многомерности жизни и мышления, определяют пафос совре-меного человека. Мерло-Понти воплотил этот пафос в своей жизни и в своей философии. В мышлении ни одного другого философа, к которому может быть применен "титул" экзистенциалиста, не было более глубокой попытки перевести в философское видение опыт жизни. Принадлежа различным мирам -философии и науки, политики и искусства, всю свою жизнь Мерло-Понти стремился объединить эти миры в единое постижимое видение общности в разнообразии, выразить с помощью философии единство и целостность человеческой жизни. Способ, которым он пытался достичь намеченных целей, и степень, в которой ему это удалось, раскрывают основные темы данной работы.

РАЗРАБОТАННОСТЬ ТЕМЫ

Экзистенциально-феноменологическая поблематика традиционно находится в центре внимания как зарубежных, так и отечественных исследователей. За последние годы в отечественной литературе появились работы, авторы которых обратились к изучению отдельных философских проблем и направлений /Тавризян Г.М. "Проблема человека во французском экзистенциализме", Гайденко П.П. "Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциальная категория трансцендентности", Зотов А.Ф. "Проблема человека у "позднего" Гуссерля", Киссель М.А. "Философская эволюция Жан Поля Сартра" и др./ Вышли в свет обобщающие труды, посвященные комплексному анализу этих философских направлений /"Критика феноменологического направления современной буржуазной философии" /Рига, 1981/, К.А.Свасьян "Феноменологическое познание: пропедевтика и критика", Кузнецов В.Н. "Французская буржуазная философия XX века" и др./

Выпущен ряд переводов классиков экзистенциально-феноменологической мысли, в том числе двух статей Мерло-Понти /"Философ и социология", "Человек и противостоящее ему"/, а также его эссе "Око и дух" /пер.А.В.Густыря/,

Помимо работ общего характера в отечественной литературе имеют место несколько исследований философского наследия непосредственно самого Мерло-Понти. Это диссертации Кривопальцева В.И. "Феноменология Мерло-Понти" /Критический анализ истории и методологии/ /Свердловск, 1975/ и Ко-шелевой В.Л. "Проблема субъективности в философии Мориса Мерло-Понти" / ИФАН, М., 1987/, а также ряд статей последнего автора, развивающих основную тему его диссертационного исследования: "Новая онтология и человеческая субъективность в философии М.Мерло-Понти", "Становление проблемы субъективности в экзистенциальной феноменологии М.Мерло-Понти", "Морис Мерло-Понти о методологических проблемах классической и современной трактовки субъективности".

Говоря о литературе, посвященной изучению социальной философии Мер-ло-Понти, следует выделить исследования западных ученых, среди которых особое место занимают работы А.Рэбила "Мерло-Понти: экзистенциалист социального мира", Л.Спурлинга "Феноменология и социальный мир: философия

Мерло-Понти и ее отношение к социальным наукам", М.С.Диллона "Онтология Мориса Мерло-Понти" и др.

В целом можно констатировать, что несмотря на достаточно обширную литературу, так или иначе касающуюся проблем экзистенциально-феноменологической философии, творческое наследие Мориса Мерло-Понти - одного из крупнейших ее представителей - еще не получило достаточной разработки среди отечественных исследователей и требует специального изучения.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы представить целостную картину социальной философии Мориса Мерло-Понти. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- обосновав правомерность определения философии Мерло-Понти как социальной в целом и как социального экзистенциализма в частности, исследовать сущность и характерные особенности этого уникального феномена, его источники и перспективы;

- в контексте "эволюционного подхода" проследить развитие философской мысли Мерло-Понти поэтапно, анализируя проблемы, которые он ставил и пытался разрешить на различных стадиях своей жизни и творчества, выявить внутреннюю логику предложенных им ответов, специфику и значение каждого из этапов;

- исследовав источники и корни философского метода французского мыслителя, обозначить место его концепций в истории мировой философской мысли.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОЙ БАЗОЙ диссертации послужили идеи, выработанные классиками экзистенциально-феноменологической мысли, а также современные положения, высказанные на страницах трудов, изданных в последние годы. В своем исследовании автор опирается на труды Мориса Мерло-Понти, а также ряда других представителей эксзистенциальной и феноменологической философии: Эдмунда Гуссерля, Жан Поля Сартра, Мартина Хайдеггера и др.

Идеи классиков марксистской философии также были положены в фундамент теоретической и источниковедческой базы диссертации.

Важное значение для диссертанта имели работы современных отечественных авторов: Бабушкина В.У., Гайденко П.П., Зотова А.Ф., Кузнецова В.М., Ма-мардашвили М.К., Свасьяна К.А., Тавризян Г.М. и др.; а также ряда западных исследователей и комментаторов: А.Рэбила, Л.Спурлинга, С.М.Корбетта, Ф.Дастура, М.С.Диллона, ФЛапонте, А.Тименецкой и др.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ определяется стремлением автора отразить в своем исследовании не только отдельные аспекты и проблемы фи-

лософского наследия Мориса Мерло-Понти, но представитьцелостную картину его творчества, доказав правомерность определения его философии как социальной в целом. Предлагаемая диссертация представляет собой комплексное исследование социальной философии французского мыслителя. Однако она не ограничивается исследованием исключительно одной философской фигуры. В диссертации представлен сравнительный анализ социально-философских воззрений Мерло-Понти и Сартра, предпринята попытка рассмотреть более глобальные проблемы экзистенциальной философии, в частности, проблему возможности ее объединения с философией марксизма, как теоретическую, так и конкретно воплощенную в концепции исследуемого автора.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ

Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшей разработки проблем социального экзистенциализма в целом и философии Мерло-Понти в частности. Обширный историко-философский материал, собранный и проанализированный в диссертационном ис-следованиии, может быть полезен в процессе преподавания курсов истории философии и истории социологии, в спецкурсах и лекционной работе. Авторские переводы работ Мерло-Понти, подготовленные в процессе работы над диссертацией, могут быть использованы для составления хрестоматийных сборников по истории философии и социологии.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ

Материалы диссертации были использованы на семинарских занятиях со студентами социологического факультета МГУ. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории социологии социологического факультета МГУ и рекомендована к защите.

СТРУКТУРА РАБОТЫ

Диссертация состоит из введения, трех глав /каждая из которых содержит три параграфа/, заключения и библиографии по исследуемой теме. Структура работы отражает "эволюционный подход" к исследованию: используя в качестве критерия определенные приоритеты и акценты философских размышлений Мерло-Понти на различных стадиях его жизни, автор условно разделил его творчество на три основных этапа: экзистенциальный, марксистский и феноменологический, анализу которых посвящены 1, 2 и 3 главы соответственно.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень разработанности проблемы, определяются цель и задачи диссертации.

Первая глава - отражает начальный, экзистенциальный, период творчества исследуемого автора. В первом параграфе/"Отношения сознания и мира в ранней философии Мерло-Понти"/ прослеживается становление его философских воззрений, выявляются особенности и характерные черты его экзистенциальной концепции.

Философ разделяет две основные характеристики экзистенциальной традиции: желание понять человеческую экзистеницию так, как она переживается "изнутри" скорее, чем мыслится "извне", а также вера в то, что существует нечто фундаментально парадоксальное в человеческом бытии, что делает чрезвычайно сложным как данное постижение, так и его последующую концептуализацию. Он заинтересован "жизненным" или дорефлексивным миром, с которым мы находимся в непосредственом контакте, и на котором зиждется наше рефлексивное /абстрактное/ мышление. Уникальность экзистенциальной теории этого автора может быть представлена двумя основными принципами его мышления: того, что жизненное - феноменальное - тело является истинным субъектом опыта; и того, что внутри этого опыта восприятие имеет первостепенное значение.

Первоначальная формулировка философской программы Мерло-Понти была во многом обусловлена его неприятием рефлексивной философии в ее традиционных идеалистических формах, а также другого, прямо противоположного философского направления - позитивизма, с его объектным, естественно-детерминистским объяснением человеческой сущности. Критикуя натуралистические и узкогносеологические трактовки сознания, философ стремится занять промежуточную позицию между интеллектуализмом и эмпиризмом, между изолированным субъектом и чистой природой, мыслить сознание и мир не как обособленные сущности, но как взаимосвязанные и вазимозависимые друг от друга, а также доказать, что человек не может идентифицироваться с разумом или редуцироваться к низшим порядкам: он обладает уникальным бытием, бытием неразделимой целостности смысла, благодаря чему мир выстраивается вокруг него и обретает свое значение. Описание изначального, дорефлексивного способа связи человека с миром, который осуществляется в восприятии и является одновременно и подлинным самовыражением человеческой субъективности и начальным конституированием смысла, - основная цель первых двух работ философа - "Структуры поведения"/1942/ и "Феноменологии восприятия"/1945/.

Для того, чтобы осуществить подобный замысел, считает Мерло-Понти, необходимо прежде всего отказаться от любых попыток найти связь объекта и субъекта в строго каузальных терминах и принять вместо этого тезис об их взаимной детерминации. Взаимосвязь сознания и мира находит свое истинное выражение в феномене воплощенного сознания, прояснение которого требует, в свою очередь, прояснения феномена тела /который долгое время оставался недоосмысленным в западной философской традиции/, поскольку именно бла-

годаря телу сознание расположено в мире. Тело - это место встречи субъекта и мира и, следовательно, не может быть понято в терминах традиционной мысли, то есть, как субъект, или же как объект, но должно мыслиться как принадлежащее субъекту и объекту одновременно.

Мерло-Понти стремится устранить ту "межевую линию", которая долгое время разделяла в философской традиции тело и дух как две не сводимые друг к другу субстанции. Его концепция поднимает нас выше уровня ординарных концепций тела исключительно как физического объекта: телу присуще определенного рода "естественное понимание" структуры вещей, дающее нам точку опоры для восприятия. Для нас тело является чем-то гораздо большим, чем инструментом или средством. Оно - наше самовыражение в мире, видимая форма наших интенций.

Описывая тело как оно предстает в нашем опыте, Мерло-Понти приходит к осознанию существования образа тела, который функционирует ниже уровня рефлексии. Образ тела раскрывает "феноменальное" тело. Постоянно и спонтанно распространяя свои действия, определяя горизонт собственно человеческого - экзистенциального - пространства и времени, феноменальное тело определяет наш способ проектирования мира также, как и наши способности воспринимать, чувствовать, мыслить и понимать. С помощью идеи феноменального тела Мерло-Понти стремится выявить и описать особенности бытия человеческой субъективности, отличной как от прочих форм наличного бытия вещи, так и от рациональной саморефлексии, особую сферу жизнедеятельности субъекта - онтологическую сферу существования "телесной" субъективности, которая как бы стоит между бытием-в-себе и бытием-для-себя, принадлежа обоим одновременно. Тело - это факт моего непосредственного присутствия в мире, данный задолго до его разделения на внутреннее и внешнее.

Мерло-Понти, таким образом, не рассматривает отношения между телом и духом в духе традиционного дуализма: он отрицает концепцию чисто наблюдательного сознания и обращается вместо этого к очевидности опыта, который раскрывает сознание как воплощенное в мире. Изначально отказывшись от оппозиции физического тела и нефизического разума, он помещает обоих на уровень бытия-в-мире, интенциональным выражением которого является жизненное /феноменальное/ тело.

Наше тело одухотворяет мир, питает его изнутри, образуя с ним стройную систему, "коррелятивное единство". Оно не только сосредоточено в себе, но также спроецировано во вне из себя к объектам и миру. Только благодаря феноменальному телу и его постоянному диалогу с миром мы воспринимаем и постигаем вещи, природу, других людей как культурные объекты.

Каково значение восприятия? Это "форма общения" субъекта и мира. Именно с точки зрения феноменологического описания перцептуального опыта, считает Мерло-Понти, отношения между субъектом и миром наиболее ясны и глубоко очевидны. Восприятие - это не пассивная регистрация чувственных

данных и не зависит от специфических актов интерпретации, осуществляемых нашим сознанием. Это не чисто физиологический и не чисто психологический феномен. Восприятие - это до-рефлексивная /до-сознательная/ связь с миром, это наша первоначальная открытость миру, оно влечет за собой определенную чувствительность к цветам, формам, контурам, которая никогда не достигает уровня рефлексии. В естественной установке мы "живем" в восприятии, "схватывая" перцептуальные объекты как нагруженные эмоциями и значениями или как обладающие имманентным смыслом, предшествующим любым интеллектуальным актам. Мерло-Понти рассматривает восприятие в качестве простейшего и первоначального уровня любого опыта, на котором строятся все остальные: мышление, знание, понимание. Это тезис о первенстве перцепции, который раскрывает особый статус восприятия и его данных: именно восприятие, понятое как активный сложный процесс ориентации субъекта в мире является первоначальной формой контакта человека с миром, первым открытием человечески значимого мира, первой попыткой проникновения ребенка в смысл человеческих вещей и взаимоотношений. Восприятие - это "всегда предполагаемое основание любой рациональности, любой ценности и экзистенции".* Критическое мышление не осуществляет контакт с воспринимаемым миром, поскольку этот мир всегда наличествует до нас, ниже уровня "верифицируемой истины или лжи".**

Очевидно, что в свете этого тезиса рефлексия лишается своей автономности и аутентичности и не должна пониматься в качестве операции чистого мышления в изоляции от других уровней опыта: не существует рефлексии свободной от времени и бытия, способной обнаружить конституирующую силу субъективности. Подлиную сущность человека открывает не рефлексия, а восприятие.

Мерло-Понти развивает концепцию интегральной экзистенции - потенциальной многозначности, свойственной человеческому существованию; существование понимается феноменологически как диалектика между структурами различных типов и уровней, в силу чего любой феномен, отражающий специфику нашего бытия-в-мире, может быть рассмотрен из "множества перспектив" - как принадлежащий множеству структур одновременно и, таким образом, быть значимым на различных уровнях. Неопределенность, двойственность, многозначность оказываются неустранимой метафизической структурой человеческого существования. Во всех налагающихся друг на друга сферах философ обнаруживает диалектику понятий субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, рефлексивного и дорефлексивного, каждое из которых относится к основным характеристикам бытия, воплощеного-в-мире. Данная диалектика

* Merleau-Ponty,The Primacy of Perception and other essays,

Evanston,1964;p.13

** там же, с.4

является общим стержнем философских построений мыслителя: она обуславливает определение философии Мерло-Понти как "двусмысленной" и проясняет один из основных аспектов термина "социальный экзистенциализм" как очевидной приверженности экзистенциальной феноменологии целостному /структурному/ пониманию во всех сферах исследования.

Анализ ранних работ мыслителя обнаруживает разнообразие источников, повлиявших на его мышления. Несмотря на то, что сам Мерло-Понти стремится не столько отнести себя к какой-либо философской традиции, сколько обособить свое мышление от большинства направлений, развивавшихся после Декарта, во втором параграфе - "К критике феноменологии Гуссерля и о рефлексивной философии в целом" - все же предпринимается попытка разобраться в предпочтениях этого автора, рассмотрев его мышление в контексте картезианской традиции рефлексивной философии, оказавшей непосредственное влияние на формирование его мировоззрения.

Постановка проблемы субъективности в философской концепции Мерло-Понти развивается параллельно процессу переосмысления идеи трансцендентального философствования и принципа трансцендентализма в том виде, в котором он первоначально складывался в классическом идеализме /Декарт, Кант/, а затем в феноменологии Гуссерля. Экзистенциальную версию феноменологии этого автора можно представить как критику идеалистической феноменологии внутри самой феноменологии. Осознавая пределы этой науки, Мерло-Понти призывает к "феноменологии феноменологии", которая бы дополнила феноменологию непосредственным описанием жизненного опыта. Феноменологическая версия cogito, доказывает философ, должна радикально отойти от картезианской традиции, поскольку рефлексии, всегда осознающей себя, всегда предшествует восприятие, лишающее рефлексивное мышление его самодостаточности. В "Феноменологии восприятия" Мерло-Понти стремится вернуть "временную плотность" cogito, показав, что сознание осознает себя через свое участие в мире. Присутствие в себе и в мире связаны между собой так, что cogito идентифицируется уже с нашей вовлеченностью в мир. Основная задача феноменологии - описать изначальный, дорефлексив-ный способ связи человека и мира, поскольку уникальность человеческого существования определяется именно этой связью.

Таким образом, одновременно с рецепцией основных феноменологических идей в концепции Мерло-Понти происходит их трансформация и переосмысление. Экзистенциальная версия феноменологии Мерло-Понти - это попытка "приземлить" феноменологию Гуссерля, заменив тезис о конституировании мира субъектом тезисом об их взаимной корреляции и оформив в понятия нашу изначальную вовлеченность в этот мир. Она включает учение о наличном бытии - специфической форме существования человека в мире. Как и для Сартра, феноменология становится для Мерло-Понти экзистенциальной феноменологией, озабоченной не столько жизненным миром, сколько способом

существования человека в жизненном мире.

В последнем параграфе данной главы-"Влияние экзистенциализма Сартра на становление философских воззрений Мерло-Понти" - автором предпринята попытка исследовать источник расхождений этих мыслителей, а также ту степень, в которой Мерло-Понти принимал идеи Сартра внутри своего собственного видения, рассмотрев характер влияния этих идей на творческую эволюцию его взглядов. Фигура Сартра и его концепция предложены в данном исследовании как средство раскрытия его основной цели, а именно,-достижения целостного представления о социальной философии Мерло-Понти.

Сартр и Мерло-Понти - оба мыслителя распознаются как разделяющие проект экзистенциальной феноменологии, которая стремится проинтерпретировать изначальные структуры человеческого бытия-в-мире, способа нашего переживания естественного мира, истории, культуры и других людей, предшествующего нашему рефлексивному мышлению. История личных и философских отношений этих мыслителей прибавила значительную главу в развитие социальной философии исследуемого автора. Период классических работ обоих обоих философов/"Бытие и Ничто" /1942/ Сартра и "Феноменология воспри-ятия"/1945/ Мерло-Понти/ свидетельствуют о несомненном влиянии раннего обращении Сартра к феноменологии на становление мышления Мерло-Понти и формирование его собственной версии экзистенциальной феноменологии. Считая концепцию экзистенциализма Сартра, представленную в "Бытии и ничто" слишком антитезисной, Мерло-Понти в "Феноменологии восприятия" предлагает собственную версию экзистенциальной философии, которая во многом формировалась и оформлялась в процессе его острой полемики со взглядами своего оппонента.

В отличии от Сартра, который подчеркивает в первую очередь строгую оппозицию бытия-в-себе и бытия-для-себя и абсолютную свободу разума перед лицом бытия, Мерло-Понти в качестве основной задачи своей философии полагает описание конкретного бытия субъекта, который никогда не является чистым бытием-для-себя. Он отмечает,что тогда, как в ранних работах Сартра сознание появляется только в связи с миром, который "уже здесь", в его онтологии "Бытия и Ничто" оно уже целиком конституирует мир. Это, с точки зрения Мерло-Понти, неправомерное смещение акцентов в философии Сартра, привело его к убеждению в неадекватности подобной модели экзитенциализма для социальной философии и обусловило его стремление к установлению принципиально иных философских оснований.

Опыт первого философского диалога мы обнаруживаем в "Феномелогии восприятия", заключительная часть которой написана в острой полемике со взглядами, развиваемыми в "Бытии и Ничто". Центральное место в этой полемике принадлежит дискуссии о свободе, а также некоторым ее социально-философским импликациям.

Анализ философских воззрений Мерло-Понти в контексте экзистенциально-

феноменологической традиции выявляет характерные особенности его концепции: Мерло-Понти погружен-в-мир. Его философия не соотносит себя с теми понятиями, в которых "превосходится" социальный мир /Бог, бытие, сознание, трансцендентальное эго/, но только с человеческим опытом, с "этим миром, другими людьми, человеческой историей и культурой".* Более того, в качестве основной темы своих размышлений он берет человека-в-мире, связанного различными способами с другими людьми. Его философия социальна по своему изначальному основанию. Это философия интерсубъективности. Ее основную цель Мерло-Понти видит в том, чтобы описать, каким образом люди, имеющие определенные намерения /то есть, которые свободны/, связаны с миром, который всегда наличествует до них. Предпосылка, лежащая в основе этой задачи, заключается в том, что несмотря на множество перспектив, которым располагает человек в своем отношении к миру, существует очевидное человеческое единство.

Оба последующих этапа в жизни и творчестве Мерло-Понти связаны с его стремлением прояснить и в определенном смысле установить это единство. Они отличаются теми средствами, с помощью которых философ пытается достичь намеченных целей.

Вторая глава отражает марксистский этап жизни и творчества французского мыслителя. Здесь рассматривается влияние марксизма на философские воззрения Мерло-Понти, его принятие и последующее отречение от марксизма в социальной философии.

В своих ранних работах Мерло-Понти мало исследовал социальные и исторические феномены. Он показал, как возможен социальный и исторический опыт скорее, чем прояснил, какие формы он принимает. Для разработки социальных, исторических и политических измерений человеческого опыта, а также теории современного ему общества Мерло-Понти обратился к марксизму.

Для того, чтобы адекватно исследовать причины подобного обращения, а также те основания, которые обусловили возможность совмещения марксизма и экзистенциализма в философии данного автора, мы в первом параграфе -"Теория социального опыта" - на время возвращаемся к начальному периоду его творчества, рассматривая намеченную там теорию социального опыта.

При построении своей социальной теории традиционно Мерло-Понти отталкивается не от объективного мира и не от конституирующего эго, но от бытия-в-мире, доказывая, что способ нашего бытия в естественном мире является также способом нашего обитания в мире человеческом. Социальные и исторические измерения человеческого опыта не могут быть поняты в изоляции от опыта и поведения человека в целом. Социальный мир - так же, как и жизненный - принципиально изначален. Он "уже здесь", дан мне прежде любой попытки объяснить взаимодействие. Наш опыт является потенциально

* Merleau-Ponty, Sense and Non-Sense, Evanston, 1964,p.94

сообщающимся с опытами других людей, он открыт целому миру, в силу чего и существует интерсубъективность.

Общество не является суммой индивидов: социальное - это фундаментальная структура опыта, перманентное поле или горизонт всякой субъективности и ее действий точно так же, какмир-это перманентный горизонт любой перцепции.

С точки зрения социальной феноменологии Мерло-Понти, объективация общества постижима как "отложенная" интерсубъекивность: мы видим тенденцию человеческого опыта к установлению структур - на поведенческом уровне, где части тела координируются для осуществления глобального функционирования, и на социальном уровне, где образцы человеческого взаимодействия связываются между собой в структуры, которые мы называем обществом. Именно на языке структурного моделирования постижима история. Ее парадокс состоит в том, что со временем человек становится отстраненным от установленных им структур или "отложений" опыта, /которые с каждым новым поколением приобретают новое значение/, в результате чего он более не узнает свои собственные намерения и проекты в том, что однажды создал. Социальные институты и значения кристаллизуются, и рассматриваются новым поколением уже как существующие вне и помимо индивидов. Это фундаментальный тезис отчуждения, источник которого коренится в жизненном опыте людей, где его неизбежная тенденция к "отложениям" и анонимности обнаруживает особого рода первоначальное отчуждение бытия-человека-в-мире.

Экзистенциальная феноменология рассматривает положение человека в обществе с точки зрения его ситуации. Ситуативность человека - это распространение на социальную сферу факта человеческой воплощенности. Не существует людей, но существуют люди-в-ситуациях. Понятие ситуации позволяет нам рассматривать индивида в его отношении к другим индивидам во всеобщих терминах социального взаимодействия. Оно предназначено для принятия во внимание как всеобщности, так и индивидуальности конкретных людей: того, что большая часть их поведения может быть проинтерпретирована с точки зрения "исполнения ролей" одновременно с тем, что любое поведение обнаруживает всеобщий потенциал для превосхождения данного и предустановленного, для изменения социально закрепленных значений.

Продвигаясь к уровню общества как целого, Мерло-Понти использует понятие структуры. Общество как структура представляет собой многогранную реальность, нуждающуюся в более, чем одной интерпретации. Структура - это ситуация, "стягивающая" собой всевозможные элементы социального, это связующий принцип огромного числа значений, действующих на различных уровнях, ни один из которых не может удостоиться качества причинности.

Первый параграф обеспечивает теоретическую базу для следующего - "Экзистенциальная феноменология и марксизм: возможность и результат совмещения", в котором анализируется возможность объединения экзистен-

циальной и марксистской философий, как теоретическая, так и конкретно воплощенная в мышлении исследуемого автора. Основываясь на интерпретации главным образом ранних работ Маркса и не признавая за ортодоксальным марксизмом объективистского и детерминистского взгляда на историческое развитие, Мерло-Понти считал его мышление совместимым с собственной философией. Он рассматривал теорию Маркса об "инкарнации" человека в социальной сфере как существенную для спасения экзистенциализма от чрезмерного индивидуализма, а феноменологии - от пристрастия к метафизическому идеализму.

Стремление молодого Маркса освободить человека, эмансипировать и развить его возможности определяют тот гуманистический пафос, который позволил Мерло-Понти не только интерпретировать его учение о фетишизме товаров в качестве экзистенциальной социологии, но также во многом идентифицировать его взгляды со своим собственным мировоззрением. Обе философии -экзистенциальная и марксистская - стремятся объединить человека с самим собой, со всеми частями его опыта, которые отделены от него. Они стремятся преодолеть наше самоотчуждение, и это одновременно и интеллектуальный, и моральный проект.

Понятие отчуждения фундаментально для описаний Мерло-Понти бытия-человека-в-мире. Марксистская концепция просто расширяет эту перспективу на сферу истории и общества. В ней показано, что помимо первоначального отчуждения, присущего бытию-в-мире, существует исторически обусловленная форма отчуждения, которая основана на эксплуатации и зарождается вместе с разделением труда в обществе.

Первоначальное отчуждение, присущее бытию-в-мире, выражает факт инкарнации, которая является необходимым основанием человеческой свободы, давая ей материал для продолжения действия. Историческая форма отчуждения, однако, тотально антагонистична свободе: человек сам создает те социальные институты и процессы, которые затем оборачиваются против него и лишают его собственной субъективности и индивидульности.

Обоюдное стремление обоих мыслителей к преодолению самоотчуждения, к установлению в качестве первичной реальности человека и его деятельности являются главным объединяющим фактором их философских концепций.

Другим связующим звеном между экзистенциальной феноменологией и марксизмом служит марксистское понятие тотальности или тотальной взаимообусловленности социально-исторических феноменов. Мерло-Понти помещает марксистскую теорию в феноменологию для того, чтобы показать, что история не является ни хаотичным набором случайностей, ни цепью событий, строго детерминированных законами исторического развития, но неоднозначным /двусмысленным/ феноменом, в котором индивидуальные проекты взаимодействуют, формируясь в общую тенденцию - направление-истории. История, таким образом, имеет условное значение или даже несколько условных

значений как совокупность событий, связанных в тотальности /структуры/, в рамках которых любое индивидуальное событие приобретает свое собственное значение.

Мерло-Понти ослабляет тотальную детерминированность истории у Маркса. Он не интерпретирует марксизм как детериминизм, но как тезис о том, что все аспекты общества взаимосвязаны и обнаруживают общую структуру. Основной тезис исторического материализма в приложении к экзистенциализму расценивается им как попытка увидеть социальную экзистенцию в качестве некоей целостности /тотальности/, как основание, на котором зиждятся все остальные способы понимания социального.

"Марксистский" этап в творчестве Мерло-Понти совпадает с периодом его наивысшей политической активности и его деятельностью в качестве политического оратора в журнале Les Temps Modernes. Глубокое проникновение философа в суть современной ему политической ситуации обусловили во многом трансформацию его социально-философских воззрений, в частности, специфику интерпретации марксистской теории, что нашло отражение в двух основных работах этого периода - "Гуманизме и терроре"/1947/ и "Приключениях диалектики'71955/. Эта трансформация исследуется в следующем параграфе - "Социально-политические воззрения: теория и эволюция".

"Гуманизм и террор" - выражение истинной политической философии. Подробно останавливаясь на проблематике коммунизма и антикоммунизма, эта работа стремится раскрыть латентные структуры политического действия, истины и насилия, которые составляют основу любой социальной экзистенции. Здесь Мерло-Понти поднимает вопрос о возможности преодоления тех барьеров, которые не только разделяют людей и отделяют их от мира, но которые существуют внутри самого человека. Используя образ русского революционера, он раскрывает человечекую ситуацию, в которой один и тот же человек не может реализовать свои субъективные намерения в своих политических действиях, формулируя в контексте социально-политического анализа поставленный вопрос как проблему возможности синтеза между человеком действия и человеком мысли.

С точки зрения философа, такой синтез возможен и осуществляется именно в марксизме, поскольку только марксизм является жизнеспособной политической альтернативой. Мерло-Понти развивает марксистское видение пролетариата как носителя истинного, универсального гуманизма, и верит, что именно пролетариат является той силой, через которую может быть установлено единство человека на политическом уровне. Однако подобная позиция создала неустранимое противоречие как для политической позиции автора, так и для его социальной философии в целом, поскольку принятие идеи "пролетарского гуманизма" и выделение полетариата как воплощения смысла истории было несовместимо с принципами "множества перспектив" и "двусмысленности", основополагающими для этой философии. Декларация веры в универ-

сальный /трансисторический/ класс, в невозможность поколебать эту веру было равнозначно тому, чтобы поместить себя над историей и отступить от ее конкретности, а значит и от собственной философской позиции.

Изначально Мерло-Понти не вопринимал этого противоречия, поскольку проводил разгранечение между истинным марксизмом и другими - "извращающими" его формами - ортодоксальным марксизмом и коммунизмом, и верил, что марксизм, в отличие от коммунизма, остается жизнеспособной политической альтернативой во Франции и может быть даже в мире. Однако позднее он осознал, что основа этого противоречия коренится и может быть обнаружена в самом марксизме.

Работа "Приключения диалектики"/1955/представляет собой радикальное изменение в марксизме Мерло-Понти. В ней он видит уже свою веру в пролетариат как реализацию истории как миф, как незаконную попытку подавить диалектическое развитие смысла в истории, и осознает, что его раннее оправдание марксизма помимо всех его исторических форм было недиалектическим типом мышления. Мерло-Понти приходит к выводу о противоречивости понятия диалектики в марксизме, о невозможности совмещения теории и практики марксизма. Сейчас он утверждает уже, что те особые моменты, в которые пролетариат разжигает пламя революции и взрывает социальную структуру, никогда не длятся вечно, ибо революционный класс, становясь господствующим политически, утрачивает свою прогрессивность; революционные импульсы трансформируются в бюрократизм, который тормозит и искажает революционные цели. Революции истины как движения,- заключает Мерло-Понти,- и ложны как режим. Мы никогда не должны забывать, что история сама организует свое собственное раскрытие, что она имеет свою собственную судьбу, свое собственное значение, которое проявляется только постепенно.

Третья глава работы отражает заключительный - феноменологический -этап жизни и творчества французского мыслителя. Философ приходит к убеждению в том, что феноменология является единственным способом философствования, благодаря которому можно преодолеть крайности субъективизма и объктивизма и прийти к целостному пониманию природы, поведения человека, значений языка, произведений искусства и исторических событий.

Первый параграф - "От политической философии к феноменологии: Мерло-Понти и "новый универсализм" - раскрывает новый философский проект мыслителя. К концу своей критики политических идеологий Мерло-Пон-ти отмечает, что мир - это не отрицание, но, скорее, "символ", "межмир" между мной и другими людьми. Он свидетельствует о неразрывной связи всех вещей. Каким-то образом политика и культура, философия и психология, антропология и социология взаимосвязаны между собой, проникают друг в друга, раскрывая единство и смысл в жизни людей. Освободившись от шор идеологического мышления, мыслитель обращает внимание на эту более широкую сферу философского знания, которая во многом напоминает "бесконечную задачу", деле-

тированную философии Гуссерлем.

Отказавшись от веры в то, что универсальность может быть достигнута на политическом уровне, Мерло-Понти тем не менее не оставил идеи о самой универсальности вообще. Он просто отошел от своих занятий политической философией, поместив эту идею в более широкую перспективу - начав описывать универсальность человека с точки зрения "множества перспектив" -сквозь призму различных сфер культуры, через которые люди выражают себя в мире. На данном этапе философ заинтересован теми взаимоотношениям, которые существуют между разнообразными формами мышления или способами понимания человеком самого себя /философскими, художественными, научными/. Он стремится найти основу философии, на которой все науки о человеке могли бы быть интегрированы, и прийти к целостному пониманию природы, истории и поведения человека.

Любое мышление - философское или научное - настаивает философ, начинается с вопрошания наших жизненных миров. Обе - и наука и философия -осмысливают один и тот же опыт и один и тот же мир. И в этом аспекте абсолютного разведения между ними не существует. Философия обращает свой взгляд на вещи для того, чтобы постичь их сущность, то есть их отношение к бытию, их значение. Но сущность не является чем-то, что может быть определено раз и навсегда. Сущность исторична. То, что я раскрываю как сущнось сегодня, может быть изменено завтра через введение новых фактов. Это означает, что сущность всегда соотносится с жизнью - изучение значений и изучение фактов накладывается друг на друга. Ни одна сущность не может быть раскрыта, если мы думаем о ней в идеалистических терминах как о данной чистому наблюдателю. Необходимо, следовательно, переопределить отношение, которое существует между сущностью и фактом, а следовательно, между философией и фактической наукой.

Гуссерль, считает французский мыслитель, более, чем любой другой философ, предвосхитил эти идеи. По мере того, как его философия достигала зрелости, он описывал ту область и исследовательскую установку, где философия и фактическая наука могли бы встретиться. Мерло-Понти убежден, что к концу своей жизни Гуссерль сознательно двигался к "экзистенциальному" измерению своего мышления - от философии, в которой сущности и факты отделены друг от друга, к философии, в которой они взаимосвязаны между собой, от феноменологии как учении о сущностях к феноменологии как учению о феноменах, которые одновременно действительны или фактичны /они существуют для сознания/ и сущностны /они значимы для сознания/.

Мерло-Понти трактует тезис Гуссерля о параллелизме между наукой и философией , "благодаря которому каждому утерждению позитивного знания можно поставить в соответствие утверждение философии"*, как приводящий к идее

* Мерло-Понти, Философ и социология, Вопросы социологии, Т.1, N1, 1992, с.8

их взаимосвязанного развития, и упрекает других философов за неследование этому направлению гуссерлева мышления: Шелера - за анализ слов без ссылки на исторические факты, Сартра - за отделение эйдетической от эмириче-ской науки посредством приписывания определенности одной и вероятности другой, Хайдеггера - за оставление всех наук о человеке вне своих онтологических интерпретаций.

Всякая философия, заключает Мерло-Понти, есть философия науки. Ее автономность должна существовать не до, а после научного знания. Философия "должна освоить совокупность достижений науки, начальное слово познания, а вместе с ними ... и исторический релятивизм"*. При этом необходимо помнить, что наука одновременно включает в себя и исторического человека, и природный мир. Философия - это попытка мыслить две эти вещи во взаимосвязи, исходя из точекзрения различных наук. Основание гумантарных наук, в свою очередь, не опирается на какой-либо объект или теоретическую конструкцию, оно зиждется на раскрытии между нами и другими значений и ценностей, которые связывают мой опыт с опытом других людей и благодаря которым мы все включены в драму универсальной истории. Историческое знание вливается в археологические исследования феноменологии в поисках радикальной отправной точки, из которой сознание начинает раскрытие себя и мира.

Ранее мы увидели, что практически в каждой своей работе Мерло-Понти концентрирует внимание на "междумире", который существует между объектом-природой и человеческим сознанием, мире, в котором природа и разум даны одновременно в отношении, которое не может быть расторгнуто с какой-нибудь одной стороны. Художники и писатели в первую очередь имеют отношение к этому миру: посредством творческой "экспрессии" они способствову-ют его появлению на свет. Этот факт во многом обусловил глубокий интерес Мерло-Понти к философии языка и искусства. Второй параграф - "Концепция творческой экспрессии и ее значение в социальной философии Мерло-Понти" - проясняет причины особого теоретического интереса мыслителя к процессу творческого постижения мира, осуществляемого в литературе и живописи, а также к проблемам языка и искусства в целом, раскрывая их роль в целостной философкой перспективе мыслителя.

Задаваясь вопросом о природе творческой экспрессии, Мерло-Понти развивает мысль о том, что истинная художественная экспрессия - это интерсубъективный феномен, что предполагается природой самого творческого процесса, в котором художник вступает в коммуникацию с окружающим его миром. В опыте живописи, например, художник не просто навязывает свое понимание или видение на объект: его понимание не предшествует самому творческому процессу, он понимает только тогда, когда живопишет. Природа не дана художнику целиком: он взаимодействует с ней и постигает ее в творческой

* там же, с. 12

экспрессии. Художник должен вопрошать природу для того, чтобы постичь ее единство, скрытое от обычного взгляда. И в этом вопрошании он осуществляет контакт с Бытием: он "дает видимое Бытие тому, что обычное, заурядное зрение полагает невидимым".* Подобное обнаружение Бытия возможно в любых сферах человеческой деятельности, однако среди них, полагает Мерло-Пон-ти, живопись занимает привелегированную позицию, поскольку она более, чем какие-либо другие способы выражения преуспевает в том, чтобы преодолеть разрыв между знанием и действием. Современная живопись - это попытка понять природу без самонадеянной уверенности в ее сущностном соответствии человеческому разуму. Не удивительно поэтому в свете схожести философской позиции Мерло-Понти с ситуацией творящего художника, что философия искусства занимает столь важное место в его философском развитии.

Экспрессивность является также характерной чертой языка и речи.

Начиная с последних работ Гуссерля и лингвистических исследований Сос-сюра, начинает разрабатываться концепция связи языка и мышления, в которой язык не рассматривается уже как внешний инструмент мысли, но как воплощение мысли, без которого она не достигает ни реального существования, ни интерсубъективной ценности. Развивая традицию, Мерло-Понти трактует язык не как систему знаков с заданными значениями, но как движение выражения и, тем самым, порождения смысла. Подобно жесту, акценту, голосу, модуляции экзистенции язык обладает способностью означать - по ту сторону того, что, согласно принятым установлениям, означают его части; как и наше тело, он дает нам гораздо больше, чем в него вложено. В силу этого мы не можем относиться к языку как инструменту или средству или же "оболочке мысли". Язык - это "не слуга означений, но сам акт означения".**

Различая язык как объективную систему-определившуюся и закрепившуюся в обретенных формах выражения, и речь - живой, творческий процесс, преодолевающий разницу между мыслью и звуком, подразумеваемым и обозначенным, Мерло-Понти подчеркивает первичность и подлинность этого живого языкового акта и настаивает на необходимости для лингвистики повернуться от научной установки /внешнего наблюдателя/, обращенной к уже законченному языку - языку-объекту, к установке феноменологической, "позволяющей напрямую выйти к живому языку, существующему в языковом сообществе".*** Именно говорящий субъект является подлинным объектом лингвистики.

Язык и его история служат, согласно Мерло-Понти, прообразом социокуль-

* Мерло-Понти, Око и дух, М., 1992, с.20

** Мерло-Понти, Человек и противостоящее ему // Человек и общество: проблемы человека на XVIII Всемирном философском конгрессе,-М.,1992, вып.4, с.14

*** Мерло-Понти, Философ и социология, Вопросы социологии, Т.1, N1, 1992, с.9

турной истории в целом. И там, и здесь, обживая и осмысливая природный и социальный мир, индивиды, включенные в ткань многообразного речевого /в широком смысле - означающего/ праксиса, создают новые социокультурные институты и формы выражения. Данные теории экспрессии, поэтому, неразрывно связаны с проблемой человеческих взаимоотношений. "Исследование лингвистические связей между людьми должно помочь прояснить более общий закон символических отношений и институтов, которые обеспечивают обмен не только мыслей, но и всех видов ценностей, коэкзистенцию людей внутри культуры, а также внутри единой истории".*

В первой главе мы показали, что метод Мерло-Понти был выведен из разнообразных источников без очевидных предпочтений. Отказ от экзистенциализма Сартра и марксизма и одновременно стремление реализовать свой новый философский проект приводят его после 1950 года к явному осознанию себя в качестве феноменолога, следующего духу гуссерлева мышления и далее -к полному отождествлению философии и феноменологии. В последнем параграфе -"Новая онтология: от феноменологии к философии бытия" - прослеживается изменение исследовательских установок Мерло-Понти по отношению к феноменологии, мотивы и результаты его стремления интегрировать феноменологию в систему своей социальной философии.

Сосредоточив внимание на поздних работах Гуссерля /"Кризисе" и "Идеях И" - работы, не опубликованной при жизни автора/, Мерло-Понти заинтересован главным образом проблемой тела - тела, которое является субъектом и объектом в одно и то же время и, следовательно, местом встречи между нами и другими людьми и вещами в мире. Реабилитация идеи тела, в котором стирается различие между субъектом и объектом, и восстановление на основе этой идеи онтологического значения воспринимаемого, ощутимого мира-это вновь заявляющие о себе темы ранней философии Мерло-Понти, которые на данном этапе его творчества вплетены уже в ткань философии бытия и развиваются как выражение философии Гуссерля.

В конце жизни Гуссерль все более интересовался вопросом о сущности мира. Изучая неопубликованные манускрипты мастера, Мерло-Понти приходит к выводу о том, что к этому периоду своей жизни Гуссерль все более стремится мыслить Я, которое "владеет" миром, и Я, которое "присутствует" в мире, как одну и ту же сущность, а мир - не только как поток тотальных возможностей эго, но также как придающий эго его изначальное основание. Но Гуссерль, в отличие от Мерло-Понти еще не готов принять, что Я и мир существуют внутри друг друга. Гуссерль, признает Мерло-Понти, так никогда и не оставил тезиса, развиваемого им в Идеях I, тезиса о безотносительности сознания в противоположность относительности мира. Он остается верным идеалу

* Merleau-Ponty, The Primacy of Perception and other essays, Evanston, 1964, p.9

проекта достигнуть интеллектуального овладения миром, которым является конституирование. Мерло-Понти, напротив, стремится обобщить опыт хиазма, раскрываемого Гуссерлем в феномене тела и осмыслить взаимопроникновение Я и Мира.

Поздние работы автора /"Видимое и невидимое", "Око и дух"/ - это попытка расширить и углубить эти темы. Их основная цель - дальнейшее прояснение отношений между телом и миром. Несмотря на исследование их диалектической взаимосвязи в "Феноменологии восприятия", в этих работах Мерло-Понти обвиняет себя в неполном преодолении картезианской перспективы, которой он бросил вызов. Здесь уже /более, чем в "Феноменологии восприятия"/ он подчеркивает непосредственность связи сознания и мира и ставит вопрос о подлинном источнике и предельном основании самой возможности отношений субъективности и мира, пытаясь найти его в особого рода бытии, "плоти", для которого в классической философии не существовало даже понятия, но которое способно, по его мнению, окончательно преодолеть альтернативу субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, видимого и невидимого. Плоть или первоначальное бытие есть подлинная трансценденция, в движении которой одновременно возникают и преобразовываются и мир, и субъективность, порождается переплетение восринимающего и воспринимаемого.

Феноменология, таким образом, уже становится для Мерло-Понти целиком онтологичной - в его определении философии как поиска бытия, которое составляет система тело-мир, а также в ее исследовании тех понятий, которые выражают полное слияние тела и мира /"плоть", "видимое", "первобытие'7 и окончательное преодоление дуализма субъекта и объекта. На данном этапе становится ясным, что реабилитация идеи тела в этой философии является в то же время разрушением идеи бытия как полноты и безграничности, которая проходит через всю европейскую философию. Бытие Мерло-Понти теряет свою "объективность" и метафизическую плотность: это "новый тип" бытия, которое не является субстанцией, но взаимосвязью между телом и миром.

В Заключении подводятся итоги исследования, делаются основные выводы, рассматриваются возможные горизонты дальнейших исследований творческого наследия французского мыслителя.

Значение и место философского наследия Мерло-Понти в истории мировой философской мысли нельзя ограничить рамками какого-либо философского направления. Мерло-Понти принадлежит традиции ряда философов - Гегеля, Кьеркегора, Маркса, Ницше, Фрейда, экзистенциалистов, которые развили феноменологический стиль философствования задолго до того, как Гуссерль провозгласил свою программу феноменологической редукции. Несмотря на множество расхождений в целом эти мыслителя разделяют отречение от картезианской традиции рефлексивной философии, которое в каждом случае осуществлялось во имя существования индивида и его конкретного опыта. Его

собственная феноменология объединяет важнейшие положения, выдвинутые упомянутыми философами по мере отрицания картезианской традиции и эм-пирико-рационалистической дихотомии.

При окончательном анализе двусмысленность мышления Мерло-Понти есть главным образом двусмысленность западной философской традиции, которая развивала солиптические и интерсубъективные, номиналистические и эссенциалистические, субъективистские и объективистские значения одного и того же феноменального мира.

Пытаясь представить целостную философскую перспективу, философия Мерло-Понти не завершилась построением единой и строгой системы понятий, которая бы характеризовала человеческий опыт. Однако, как признавал сам мыслитель, "экзистенциальная феноменология не ставит себе целью связать понятия, но раскрыть имманентную логику человеческого опыта во всех его проявлениях".* Он принадлежит нам сейчас как классик, как тот, кто по его собственным словам, заставил нас размышлять о многих вещах, о которых мы не задумывались раньше, - не благодаря его экзистенциализму или марксизму, или же феноменологии, но благодаря той степени, в которой он через каждое из этих направлений оказался способным прояснить живое качество человеческой экзистенции.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора: Мерло-Понти и Сартр: дискуссия о свободе, М., Деп. ИНИОН № от£?.04.96.

* Merleau-Ponty, Sense and Non-Sense, Evanston, 1964,p.65