автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социальная критика: модели практического знания

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Рудановская, Светлана Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социальная критика: модели практического знания'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Рудановская, Светлана Валерьевна

Введение.

Первая

глава. Критическое мышление в контексте теоретического и практического знания.

1. Литературная критика как искусство интерпретации текстов и эстетическое знание.

2. Критический рационализм и метод проверки научного знания.

3. Критическая рефлексия и опыт самосознания.

4. Критическая идеология: радикальная интерпретация и практическое знание.

5. Интерпретация и критика в контексте повседневного знания.

Вторая

глава. Социальная критика как этический дискурс.

1. Социальная критика и мораль.

2. Этическое пророчество.

3. Философия Французского Просвещения и "естественная логика" разума.

4. Социальная критика в творчестве К.Маркса.

5. Литературно-философская критика конца XVII1-XIX вв.: романтическая ирония и экзистенциальная мораль.

Третья

глава. Социальная критика как теория и утопия.

1. Утопия: возможности социальной рефлексии и политическое воображение.

2. Критическая теория Франкфуртской школы: философия и утопия как формы протеста.

3. Критика массовой культуры, философия и элитарное знание.

4. Критика социальной рациональности: от антиутопии к постутопическому мышлению (Ю. Хабермас, М. Фуко).

Четвертая

глава. Социальная критика в ситуации культурного плюрализма.

1. Ситуация культурного плюрализма как проблема социальной критики.

2. Этнологическая интерпретация действительности: наука критика - литература.

3. Социальная критика как "искусство дифференциации" (М. Уолцер).

4. Этика дискурса: возможности универсального разума.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Рудановская, Светлана Валерьевна

Актуальность темы исследования обусловлена значением социальной критики для развития гуманитарных и социальных наук. Проблемное поле социальной критики определяется историческим контекстом, в котором она реализуется. Обращение к изучению этого феномена продиктовано необходимостью ответить на широкий круг социально-философских вопросов, представляющих для человека эвристическую ценность и жизненный смысл. К таким вопросам относится проблема конфликта человека с окружающей его действительностью, его борьба за свою интеллектуальную и политическую свободу на фоне самодовлеющих социальных детерминант. Критическая концептуализация современного мира является своеобразным способом человеческой рефлексии, органично присущей философскому знанию. Именно поэтому представляется актуальным раскрыть специфику критического дискурса, который отличается от разнообразных "критик", характеризующихся нерефлексивностью высказываний.

Интерес к социальной критике вызван также новыми возможностями, открывающимися в процессе конструирования современных публичных сфер (в том числе и виртуальной), и в этой связи с новыми воздействиями, с которыми сегодня нельзя не считаться. Социальный критик имеет возможность обращаться к массовой аудитории (к аудитории, которая смотрит телевизор, читает газеты, путешествует по сетям Интернета), влиять на взаимоотношения между представителями различных социальных групп, поднимать уровень социальной рефлексии, которая становится все более насущной для широких слоев населения, и тем самым способствовать формированию открытой для дискурса общественности.

Актуальность заявленной темы определяется тем, что критическая позиция сама по себе обнаруживает новые аспекты социальной реальности, характеризующейся динамичностью, подвижностью и многообразием интерпретаций, от которых во многом зависит восприятие социальных фактов и событий. Изучение социальной критики способствует не только приращению знания о процессах социальной действительности, но и ведет к исследованию формирования знания в рамках ' живых" процессов коммуникации, где действуют не модели социальных субъектов, но индивиды со своими привычками, культурными предпочтениями, желаниями и надеждами. Данный подход обладает эвристической значимостью, поскольку позволяет включить в поле исследования не только экзистенциально-личностный, но и социально-практический пласт человеческого существования, по-новому поставить вопрос о том, что является социальным, как социальное отражается в сознании человека, а также вопрос о реальном и воображаемом.

Степень научной разработанности проблемы.

Тема социальной критики нашла отражение в исследованиях как отечественных, так и зарубежных авторов.

В отечественной литературе тема социальной критики рассматривалась, прежде всего, в контексте проблематики марксистской теории и философии. Этому посвящены работы Баллаева А.Б., Карагодина А.И Косякова В.М., Роцинского С.Б. и др1. Следует отметить ряд работ, в которых анализируется идейное наследие критической теории Франкфуртской школы, а также современные тенденции в становлении социально-философской критики. Это работы таких авторов, как

1 Баллаев А.Б. Формирование концепции социальной критики в творчестве К.Маркса (Депонированная рукопись^. - Одесса, 1984; Карагодин А.И. Роль критики в активизации человеческого фактора // Человек в системе общественных отношений. - Саратов, 1989.; Косяков В.М. Исследование проблемы развития общественной критики: (Социологический подход). Автореф.дис. .канд.филос. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. - М- 1985; Роцинский С.Б. Социальная критика: предмет, структура, функции // Социальное развитие: философско-методологические проблемы. -М., 1987.

Вершинин С.Е., Гайда А.В., Давыдов Ю.Н., Максутов А., Фуре В. и др2. Различные аспекты социальной критики и критической рефлексии в целом представлены в работах Савова С.Д., Червонной Л.Г., Черковой E.JL, Шишкова И.В. и т.д .

В зарубежной литературе следует выделить следующие направления исследования социальной критики. Во-первых, это работы американского автора М. Уолцера, посвященные исследованию социальной критики как интерпретации . Во-вторых, это работы по критической теории Франкфуртской школы и современной критической теории - Ш. Бенхабиб, П. Коннертон, А. Хоннерт, Д. Хой, Д. Келлнер, Т. Маккарти, Дж. Томпсон и др.5. В-третьих, особую категорию составляют работы, проблематика которых, является смежной с социальной критикой: критическая педагогика (А. Жиру)6, литературная и социальная критика (Ф. Джеймсон, Гайда А.В. "Неомарксистская" философия истории. Красноярск. 1986; Вершинин, С.Е.; Гайда А.В. "Критическая теория" против "социальной технологии" // Содис. - М., 1983. — N2.; Гайда А.В.; Вершинин. С.Е.; Шульц В.Л. Коммуникация и эмансипация: Критика методологических основ социальной концепции Юргена Хабермаса. Свердловск. 1988.; Давыдов Ю Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. - М„ 1977. Максутов, А. Критическая теория и современность. - Екатеринбург. 1998; Фуре, Владимир Контуры современной критической теории - Мн., 2002.

3 Савов С.Д. Ирония как форма социальной критики и самокритики // Этика и эстетика. - Киев, 1985. -вып. 28.; Червонная Л.Г. Метаморфозы социальных идей/ РАН. Урал, отд-ние. Каф. философии. -Екатеринбург, 2001; Черткова Е.Л. Рациональность - критика - свобода // Исторические типы рациональсти. - T.l. - М., 1995.; Шишков ИЗ. В поисках новой рациональности. Философия критического разума. - М. 2003.

4 Уолцер М. Компания критиков. Социальная критика и политические пристрастия XX века М. 1999.; Walzer, М. Interpretation and Social Criticism. - Cambridge. 1987.

5 Benhabib, Seyla Critique, Norm and Utopia: A Study of the Foundation of Critical Theory. - N.Y.: Columbia University Press, 1986; Connerton, Paul The Tragedy of Enlightment. - Cambridge: Cambridge University Press, 1980; Honnert, Axel The Social Dynamics of Disrespect: On the Location of Critical Theory Today// Constellations'.- N.Y. 1994. - Vol. 1, N2; Kellner, Douglas Critical Theory. Marxism and Modernity. Cambridge: Polity Press, 1989; Hoy David Couzens and Thomas McCarthy Critical Theory. - Cambridge; Oxford: Blackwell, 1995; Thompson, John B. Ideology and Modem Culture. Critical Social Theory in the Era of Mass Communications. - Stanford. California: Stanford University Press. 1990. b Giroux, Henri A. Schooling and the Struggle for Public Life. Critical Pedagogy in the Modern Age. -Minneapolis: University of Minnesota Press, 1988.

Т. Иглтон)7, этнологическая критика (Т.Асад, Р. Розальдо)8, критика в рамках социальных движений (Р. Вутнау, А. Турен, С. Фуллер)9.

Объектом данного исследования являются модели социальной критики, разработанные в рамках американской и европейской социальной теории и философии XVIII-XX вв., а также разнообразные практики критической интерпретации (пророчество, литературная критика, этнологические исследования, повседневные интеракции, идеология, утопия, психоанализ).

Предметом исследования выступает социальная критика как способ формирования практического знания, задающего нормы социальной деятельности и артикулирующего возможности социального бытия.

Цель исследования состоит в экспликации мировоззренческих оснований социальной критики, исходя из способов организации дискурса и особенностей интерпретации. Основное внимание уделяется выявлению и анализу зависимости между идеальными представлениями о социальной реальности и проектами преобразования действительности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть особенности критического мышления в контексте теоретического и практического знания;

- продемонстрировать эволюцию способов легитимации социальной критики, таких как этическая, философская, религиозная, эстетическая и революционная;

- показать связь практического знания с политическим и коммуникативным воображением;

Eaglcton. Terry Marxism and Literaiy Criticism. - L.: Methuen & CoLTD. 1976.; Eagleton, Tern The Function of Criticism. - L.: Verso, 1984; Jameson, Frederick The Political Unconscious. Narrative as a Socially Symbolic Act. - Ithaca, New York: Cornell University Press, 1983.

8 Antropology and the Colonial Encounter /Ed. by Talal Asad. - L: Ithaca Press, 1973; Rosaldo, Renato Culture and Truth. - Boston: Beacon Press, 1989.

9 Турен. Ален Возвращение человека действующего. Очерк социологии. - М.: Научный мир, 1998. Fuller, Steve. Is Science Study Lost in the Kuhnian Plot?: On the Way Back from Paradigms to Movements// Science

- проанализировать конституирующую роль социальной критики в постановке социальных проблем и интерпретации идеалов культуры;

- раскрыть историческое изменение представлений о субъекте и объекте социальной критики в рамках критического дискурса;

- рассмотреть социальную критику как жизненную позицию и смысловой ориентир социальной деятельности;

- выявить цели и задачи социальной критики в ситуации культурного плюрализма.

Теоретико-методологическую базу исследования составила совокупность концептуальных положений и идей таких авторов, как Вольтер, К. Маркс, С. Кьеркегор, 3. Фрейд, А. Камю, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ги Дебор, Ж. Бодрийяр, М. Фуко, Ю. Хабермас и др. Этот выбор обусловлен значимостью данных подходов в практике и теории социальной критики. В процессе работы над диссертацией был проведен анализ широкого круга отечественных и зарубежных источников, который включает в себя социально-философскую и социологическую литературу на английском языке, в том числе ранее не переводившуюся на русский язык. Основное внимание при исследовании проблемного поля социальной критики уделялось теоретическим и методологическим наработкам американского философа и политолога М. Уолцера, а также типологии знания, предложенной американским автором Ф. Махлупом. В диссертации были использованы:

- общенаучные и общефилософские методы, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический анализ;

- принципы системного и комплексного анализа исследуемой проблемы;

- неклассическая методология познания, созданная в рамках социальной феноменологии (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман); as Culture. - L., 1999 - vol.8, N4. Wuthnow, Robert Communities of Discourse. Ideology and Social Structure in the Reformation, the Enliglitment and European Socialism. - Cambridge, 1989.

- философия возможного (М. Эпштейн).

Научная новизна работы заключается в определении проблемного поля социальной критики как практического знания, преобразовательные возможности которого обусловлены особенностями построения и обоснования дискурса.

В диссертации получен ряд результатов, обладающих научной новизной:

- выявлены и проанализированы различные подходы к исследованию соотношения между критической интерпретацией и трансформацией существующего знания, конструированием новых значений; результаты данного анализа использованы в рассмотрении социальной критики как творческой деятельности и авторского дискурса, влияющего на образование нового знания в обществе;

- дана интерпретация социальной критики как этического дискурса, её связь с этическим пророчеством и идеалами Просвещения, а также с рациональным, эстетическим и революционным способами решения социальных проблем;

- рассмотрены модели социальной критики в рамках теоретического дискурса, в которых формируется активная позиция субъекта, руководствующегося идеалами освобождения; эти модели использованы при исследовании роли философии и утопических перспектив мышления в инициировании процесса критической рефлексии, в формировании представлений о субъекте и объекте критики; показано, что возможности социального бытия, к которым апеллирует критика, связаны с возможностью критической рефлексии как таковой, создающей дистанцию по отношению к социальным детерминантам, конформизму повседневности;

- выделены и проанализированы модели социальной критики, отражающие современную ситуацию культурного плюрализма (этнология

Р. Розальдо, искусство дифференциации М. Уолцера, этика дискурса Ю. Хабермаса и Ш. Бенхабиб); на основании этих моделей осуществлен анализ особенностей критического дискурса по сравнению с теоретическим; дана собственная трактовка социальной критики как события межкультурного взаимодействия.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в экспликации и интерпретации разнообразных функций и сущностных черт социальной критики, что способствует расширению и углублению собственно социально философского знания. Использование различных исследовательских парадигм, в том числе неклассических, при анализе феномена социальной критики позволяет сделать ряд более общих выводов о способах функционирования и формирования социально-гуманитарного знания.

Практическая значимость результатов исследования Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в общих курсах по социальной философии, социальной эпистемологии, истории философии, в спецкурсах, а также в ходе дальнейшего изучения актуальных проблем социальной критики.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:

- Экзистенциальная модель философствования // "Восток - Запад. Диалог культур и цивилизаций". - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2000. - С.346-349

- Деструкция метанарративов в философском дискурсе XX века // Рационализм и культура на пороге III-его тысячилетия: Материалы Третьего Всероссийского Философского Конгресса( 16-20 сентября). -Ростов-на-Дону, 2002. - С.48

Проблематика абсурда в XX веке: "вечные вопросы" и "бесконечные капризы// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. - 2001, N2. - С. 154-162.

- Социальная критика в ситуации культурного плюрализма // Поликультурное общество: стабильность и коммуникация. Материалы 7-ой международной конференции "Диалог цивилизаций: Восток-Запад" 1416 апреля 2003 г., Москва. - М.: "Уникум-центр", 2003. - С. 74-84.

Одновременно основные идеи, использованные в диссертации, легли в основу учебного курса, подготовленного автором на кафедре социальной философии РУДН: "Конструирование социальной реальности". Кроме того, отдельные проблемы данной темы были использованы в ходе работы по гранту РУДН для аспирантов "Знание в системе социальных потребностей и коммуникаций".

Диссертация обсуждена на кафедре социальной философии 26 сентября 2003 года и рекомендована к защите.

Структура работы отражает логику поставленных задач. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальная критика: модели практического знания"

Заключение

Критическая установка сознания появляется как альтернатива естественной установке, которая подразумевает направленность сознания на интересы, не выходящие за пределы привычного круга проблем, прагматического освоения жизненного пространства. Критическая установка требует перехода от "наивной социологии", когда каждый участник повседневных взаимодействий интерпретирует события, прибегая к существующему социальному запасу знаний, к более сложным теоретическим построениям, в результате которых существующий запас знаний становится предметом рефлексии. Именно поэтому критическая установка сознания потенциально несет в себе способность трансцендировать замкнутые системы значений, которые формируются в тех или иных культурах или субкультурах.

В рамках научного или философского знания критическая установка также позволяет преодолевать парадигмальную предзаданность открываемых значений, быть фактором приращения и трансформации знания. В то же время социально-критическая направленность философии позволяет этому дискурсу не замыкаться на уровне теоретических выкладок, но проблематизировать существующие формы социального общежития, побуждать к изменению образа жизни, сознания. Философ выступает в данном случае не в качестве объективного наблюдателя, незаинтересованного арбитра, но в качестве представителя того или иного общества, культуры, в качестве субъекта, который не только констатирует неразумность существующего порядка или абсурдность тех или иных общественных явлений, но переживает конкретную историческую ситуацию как несущую потенциальную угрозу его личной самоидентификации.

Социальная критика одновременно преодолевает статичность существующих знаний о действительности и вырабатывает свои собственные модели знания (о существующих социальных проблемах, о способах их разрешения), в которых наблюдается противопоставление идеала и неидеальной действительности. Идеал нового человека противопоставляется быту, в котором невозможно ничего нового, идеал интеллектуальной свободы и автономного субъекта рассматривается на фоне всеобщей идеологической или функциональной несвободы, идеал понимания и взаимопонимания противопоставляется унифицирующим интерпретациям, в рамках которых многообразие культурных границ существует в состоянии аморфной неразличенности.

Процесс решения социальных проблем в критике начинается на уровне дискурса, призванного донести до аудитории те или иные идеи и тем самым трансформировать, прежде всего, повседневное знание. В этом смысле социальная критика несет в себе педагогический потенциал, нацелена на воспитание и обучение. При этом существует несколько альтернатив трансляции социально-критических идей. Во-первых, социальная критика может выступать в форме необходимого знания, требующего незамедлительного принятия, веры в постулаты этого знания и следование его императивам. В данном случае социальная критика, обращаясь к аудитории, сохраняет характер монолога, создает дистанцию между знающими и незнающими. Во-вторых, социальная критика несет в себе помимо элемента знания, элемент незнания, предполагая сложность исторической ситуации. Социальный критик проявляет готовность не только обучать, но и учиться (прислушиваться к аудитории, реагировать на изменение ситуаций и ход развития событий), а также обучать незнанию (умению задавать вопросы, не принимать на веру те или иные постулаты). Социальная критика приобретает черты диалога, ориентирована не столько на "правильное" понимание действительности, сколько на необходимость понимания как такового и инициирования процесса рефлексии.

Процесс рефлексии, к которому призывает социальная критика, отчасти носит познавательный характер и связан с вопросом о том, как люди приходят к знанию того, что они знают, что влияет на это знание и определяет его. Однако этот вопрос приобретает в социальной критике практическое значение и имеет целью выявить сбои смысла в процессах коммуникации, найти пути конструирования интерсубъективных значений, рационализировать иррациональную враждебность, возникающую на стыке различных ценностных систем, обнаружить социальные детерминанты, ограничивающие воображение человека и мешающие его самореализации. Кроме того, вопрос об источнике знаний позволяет сформировать критическую дистанцию по отношению к самой социальной критике, препятствуя тому, чтобы возможности социального бытия, которые она выражает, превращались в новую идеологию или диктат идеалов.

 

Список научной литературыРудановская, Светлана Валерьевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация: Введ. в интерпретативную социологию СПб.: Алетейя, 1999.

2. Альберт X. Трактат о критическом разуме. М.: Эдиториал УРСС, 2003.

3. Артемьева Т.В. "Мотивы социального критицизма в русской литературной утопии XVIII века" // Социальная революция: вопросы теории. Л. 1989,-С. 94-99.

4. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994.

5. Бутенко И.А. Социальное познание и мир повседневности: Горизонты и тупики феноменологической социологии. М.: Наука, 1987,

6. Баллаев А.Б. Формирование концепции социальной критики в творчестве К.Маркса (Депонированная рукопись,).- Одесса,1984.

7. Баталов Э.Я. В мире утопии. М.: Изд-во политической литературы, 1988.

8. Бахтин М. Проблемы творчества Достоевского.-- М., 1994.

9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: "МЕДИУМ", "Academia - Центр", 1995.

10. Бинсвангер Л. Фрейд и его концепция человека в свете антропологии. // Л. Бинсвангер Бытие-в-мире. Избранные статьи. М.: "Рефл-бук"; К.: "Ваклер", 1999.

11. Бланшо М. От Кафки к Кафке. М.: Логос, 1998.

12. Бодрийяр Ж. Система вещей.- М.: Рудомино, 1999.

13. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург: Изд-во Уральского Университета, 2000.

14. Булгаков С. Апокалиптика и социализм // Булгаков С.Н. Сочинения в 2-ух томах. Т.2. -М.: Наука, 1993.

15. Вебер М. Социология религии // М. Вебер Избранное. Образ общества- М. ЮристД994.

16. Вершинин, С.Е.; Гайда А.В. "Критическая теория" против "социальной технологии"//Социс.-М., 1983.-N2.-С. 185-191.

17. Вольтер Философские сочинения. М.: Наука, 1996.

18. Гайда А.В. Негативизм как принцип социологии Франкфуртской школы // Категории диалектики. Свердловск, 1984. - вып. 9. - С. 69-77.

19. Гайда А.В.; Вершинин, С.Е.; Шульц B.JI. Коммуникация и эмансипация: Критика методологических основ социальной концепции Юргена Хабермаса. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1988.

20. Гайденко П. Трагедия эстетизма. М.,1970.21J Глобалистика: Энциклопедия. Гл. ред. И.И. Мазуров, А.Н. Чумаков -М.: Изд-во "Радуга", 2003.

21. Гуссейнов А. А. Великие моралисты. -М.: Республика, 1995.

22. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия// Гуссерль Э. Философия как строгая наука Новочеркасск: Агентство Сагуна, 1994.

23. Дебор, Ги Общество спектакля. М.: Логос, 2000.

24. Достоевский Ф. Записки из подполья, с/с в 15 тт. т.4. - Л.: Наука, 1989

25. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: Аксиома, Новатор, 1996.

26. Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН, 2001.

27. Ионин Л.Г. Социальная роль философской критики // Актуальные проблемы марксистского историко-социологического исследования. М., 1986.

28. Карагодин А.И. Роль критики в активизации человеческого фактора // Человек в системе общественных отношений. Саратов, 1989.

29. Кефал А. Послесловие // Дебор, Ги Общество спектакля.- М.: Логос, 2000.

30. Корнфорт М. Открытая философия и открытое общество. М.: Прогресс, 1972

31. Косяков В.М. Исследование проблемы развития общественной критики: (Социологический подход). Автореф.дис. .канд.филос. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1985.

32. Коэн Дж. Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория -М.: Издательство "Весь мир", 2003

33. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.

34. Кьеркегор С. Повторение. М.: Лабиринт, 1997.

35. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

36. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна.- М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.

37. Максутов, А. Критическая теория и современность,- Екатеринбург. УрО РАН, 1998.

38. Манхейм К. Идеология и утопия К. Манхейм Диагноз нашего времени М.: Юрист, 1994.

39. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. М., 1955-1981.

40. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества // Г. Маркузе Эрос и цивилизация. М.: "Издательство ACT", 2003.

41. Марксизм: pro и contra. М.: Республика, 1992.

42. Мид М. Культура и мир детства.- М.: Наука, 1988.

43. Набоков В. Лекции по русской литературе. М.: Независимая газета, 1996.

44. Новалис Фрагменты/ Новалис Гейнрих фон Оффтердинген СПб., 1995.

45. Ноттурно М. Открытое общество и его враги: сообщество, авторитет и бюрократия // Вопросы философии. М., 1997. - N 11. - С. 90-104.

46. Островитянов Ю. Критика без надежды: Социологический пессимизм и неомарксизм // Новый мир. М., 1983. - N9. - С. 153-168.

47. Роцинский С.Б. Социальная критика: предмет, структура, функции // Социальное развитие: философско-методологические проблемы. М., 1987.

48. Рыклин М. Деконструкция и деструкция. Беседы с философами. М.: Издательство "Логос", 2002.

49. Савов С.Д. Ирония как форма социальной критики и самокритики // Этика и эстетика. Киев, 1985. - вып. 28 - С. 103-108.

50. Сартр Ж.П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.

51. Социальная философия Франкфуртской школы (Критические очерки). М.: "Мысль", Прага: "Свобода", 1975.

52. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

53. Турен А, Возвращение человека действующего. Очерк социологии. -М.: Научный мир, 1998.

54. Уолцер М. Компания критиков. Социальная критика и политические пристрастия XX века. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.

55. Уолцер М. О терпимости. М.: Идея-Пресс, Дом Интеллектуальной книги, 2000.

56. Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991.

57. Фрейд 3. О психоанализе. // 3. Фрейд Очерки по психологии сексуальности. Харьков: Фолио, 1999.

58. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я. // 3. Фрейд Тотем и табу. СПб.; М. Олимп, АСТ-ЛТД, 1998.

59. Фуре В. Контуры современной критической теории. Мн.: ЕГУ, 2002.

60. Хабермас Ю. Отношение между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма// Теоретическая социология. Антология.-Ч. 2. М.: Университет Книжный дом, 2002.

61. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. -Спб.: Наука, 2001.

62. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей, 1998.

63. Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М.; СПб: Медиум, Ювента, 1997.

64. Червонная Л.Г. Метаморфозы социальных идей/ РАН. Урал, отд-ние. Каф. философии. Екатеринбург, 2001.

65. Черткова Е.Л. Рациональность критика - свобода // Исторические типы рациональности: В 2 т. - Т. 1. - М., 1995.

66. Шандыбин С. А. Постмодернистская антропология и сфера применимости её культурной модели // Этнографическое обозрение. М., 1998.-N1.-С. 14-30.

67. Шишков И.З. В поисках новой рациональности: философия критического разума. М.: Едиториал УРСС, 2003.

68. Шюц А. Смысловая структура повседневного мира. М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2003.

69. Эпштейн М. Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001.

70. Эфиров С.А. Стереотипы критики и критика стереотипов // Социологические исследования. М., 1988. - N 1. - С. 85-92.

71. Allen J. The Situated Critic or the Loyal Critic? Rorty and Walzer on Social Criticism// Philosophy and Social Criticism. Chesnutt Hill (Ma), 1998 -vol.24, N6 - C. 25-46.

72. Aron R. The Opium of the Intellectuals. New Brunswick, L., 2001.

73. Asad T. Introduction // Antropology and the Colonial Encounter Ed. by Talal Asad.-L: Ithaca Press, 1973.

74. Barry В. Social Criticism and Political Philosophy 11 Philosophy and Public Affairs. Princeton, 1990. - V. 19, N4. - P. 360-373.

75. Bauman Z. Socialism. The Active Utopia. N.Y.: Holmes&Meier Publishers, 1976.

76. Bauman Z. Hermeneutics and Social Science. N.Y.: Columbia University Press, 1978.

77. Benhabib S. Critique, Norm and Utopia: A Study of the Foundation of Critical Theory. -N.Y.: Columbia University Press, 1986

78. Benhabib S. In the Shadow of Aristotle and Hegel: Communicative Ethics and Current Controversies in Practical Philosophy // The Philosophical Forum. -N.Y., 1989-90. -V. XXI, Nos. 1-2.-P.1-31.

79. Berger P. L. The Social Reality of Religion. Harmondsworth, 1973.

80. Bohman J. Theories, Practicies and Pluralism. A Pragmatic Interpretation of Critical Social Science // Philosophy of the Social Sciences. L., 1999. - V.29, N4.-P. 459-480.

81. Bohman J. "When Water Chokes": Ideology, Communication and Practical Rationality // Constellations Oxford, 2000. - V.7, N3. - P.382-391.

82. Connerton P. The Tragedy of Enlightment Cambridge: Cambridge University Press, 1980.

83. Critical Theory and Society. A Reader. Eds. by Bronner, Stephen E. and Kellner, Douglas MacKay ~ N.Y.; L: Routledge, 1989

84. Criticism in Society: Interviews with Jacques Derrida, Northrop Frye, Harold Bloom, Geoffrey Hartman, Frank Kermode, Eduard Said, Barbara Johnson, Frank Lentricchia, J.Hillis Miller. By Imre Salusinszky. -N.Y.,L.: Methuen, 1987.

85. Desan, Ph. Recensio. M. Walzer Interpretation and Social Criticism. M.Walzer The Company of Critics.// Philosophy and Literature. -Baltimore,1990 v.l4,Nl- P. 142-156.

86. Dowling W.C. Jameson, Althusser, Marx. An Introduction to the Political Unconscious. L.: Cornell University Press, 1984.

87. Eagleton T. Marxism and Literary Criticism. L.: Methuen&CoLTD, 1976.

88. Eagleton Т. The Function of Criticism. L.: Verso, 1984.

89. Fairclough N. Language and Power. L., N.Y.: Longman, 1995.

90. Frye N. Anatomy of Criticism. N.Y.: Athenaum, 1967.

91. Gouldner Alvin W. The Two Marxisms. Contradictions and Anomalies in the Development of Theory. L., Basingstoke: The Macmillan press ltd., 1980.

92. Fuller S. Is Science Study Lost in the Kuhnian Plot?: On the Way Back from Paradigms to Movements// Science as Culture. L., 1999 - vol.8, N4.- P. 405435.

93. Habermas, Jurgen Justice and Solidarity: On the Discussion Concerning "Stage 6" // The Philosophical Forum. N.Y., 1989-90. V. XXI, Nos. 1-2. - P. 32-52.

94. Harvey, Ch. The Self and Social Criticism // Southern Journal of Philosophy. Memphis, 1991 - vol.29,N2. - P. 215- 226.

95. Honnert, Axel The Social Dynamics of Disrespect: On the Location of Critical Theory Today // Constellations.- N.Y., 1994. Vol. 1, N2, 1994. - P. 255-269.

96. Hoy D. C. and McCarthy Th. Critical Theory. Cambridge; Oxford: Blackwell, 1995.

97. Jameson F. The Political Unconscious. Narrative as a Socially Symbolic Act. Ithaca, New York: Cornell University Press, 1983.

98. Kellner D. Critical Theory, Marxism and Modernity. Cambridge: Polity Press, 1989.

99. Kellner D. Critical Theory Today: Revisiting the Classics // Theory, Culture & Society. L., Newbury Park and New Delhi, 1993. - V. 10. N2. - P. 43-61.

100. Lukes S. Marxism and Morality. Oxford, N.Y.: Oxford University Press, 1987.

101. Machlup F. Knowledge: Its Creation, Distribution and Economic Significance-vol. 1. Princeton, 1980.

102. Maclntayre, Alasdar С. Marxism. An Interpretation. London. SCM press Ltd.,1953.

103. Marcuse H. Soviet Marxism. A Critical Analysis. N.Y.: Columbia University Press, 1958.

104. Marcuse H. Philosophy and Critical Theory // H. Marcuse Negations. Essays in Critical Theory. Boston: Beacon Press, 1968.

105. Mead, George Mind, Self and Society. Chicago: University of Chicago Press, 1946.

106. Morrow R. A.; Brown D.D. Critical Theory and Methodology. Thousand Oaks: Sage, 1994.

107. Poster, Mark Critical Theory and Poststructuralism: In Search of a Context. Ithaca; L.: Cornell University Press, 1989.

108. RieffPh. Freud: The Mind of the Moralist. N.Y.: Harper and Row, 1961.

109. Rieff Ph. The Triumph of the Therapeutic: Uses of Faith After Freud. -N.Y.: Harper and Row, 1966.

110. Rosaldo, Renato Culture and Truth. Boston: Beacon Press, 1989.

111. Rorty, Richard Solidarity or Objectivity // Post-Analytic Philosophy. Eds. by John Rajchman and Cornel West N.Y.: Columbia University Press, 1985.

112. Schutz, Alfred Collected Papers.(I). The Problem of Social Reality. The Hague: Martinus Nijnoff, 1962.

113. Thompson, John B. Ideology and the Social Imaginary. An Appraisal of Castoriadis and Lefort// Theory and Society. Amsterdam, N.Y., 1982. - V. 11, N5.-P. 659-681.

114. Thompson, John B. Ideology and Modern Culture. Critical Social Theory in the Era of Mass Communications. Stanford, California: Stanford University Press, 1990.

115. Tucker, Robert C. The Marxian Revolutionary Idea N.Y.: Norton, 1969.

116. Tucker, Robert Philosophy and Myth in Karl Marx. Cambridge, 1961.

117. Walzer M. Spheres of Justice. Basic Books, 1983.

118. Walzer, M. Interpretation and Social Criticism. Cambridge, 1987

119. Walzer M. A Critique of Philosophical Conversation // The Philosophical Forum. N.Y., 1989-90. - V. XXI, Nos. 1-2,- P. 182-196.

120. Wuthnow R. Communities of Discourse. Ideology and Social Structure in the Reformation, the Enlightment and European Socialism. Cambridge, 1989.