автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социальная память нации

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Хасанова, Лилия Равильевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социальная память нации'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Хасанова, Лилия Равильевна

Введение 2-

Глава 1. Социальная память как объект социально философского анализа

1.1 Понятие и структура социальной памяти 10

1.2 Социальная память как духовная сущность культуры 27

1.3 Социальная память и национальная культура 47-

Глава 2. Социально-культурные аспекты изучения традиций башкир

2.1 Сущность традиции как механизма трансляции социальной памяти 64

2.2 Специфика и особенности традиций башкир 78

2.3 Национально-культурное возрождение башкир: проблема социальной памяти 103

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Хасанова, Лилия Равильевна

Диссертация посвящена исследованию социально - философских проблем развития национальной культуры башкирского народа на основе анализа их традиций. Потому что, национальные ценности в духовной сфере - огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. Культура существует сегодня в национальной форме. Постоянное совершенствование и прогресс национальной культуры является непременным условием роста национального самосознания любого этноса. Проблема сохранения культуры, традиций, обычаев является актуальной для всех народов мира.

Вообще понятие культуры обозначает определенную подсистему бытия. Культура представляет собой целостное единство способов и продуктов человеческой деятельности, в которых реализуется активность человека. Выделение компонентов национальной специфики определенной культуры позволяет вычленить ее своеобразное при сравнении с другими культурами, углубляет познание сущностных сторон человеческого бытия.

Всеобщие глобально - исторические условия жизнедеятельности создают общий фон, общую тенденцию развития духовной культуры человечества, воплощаясь в общезначимых явлениях и процессах накопления информации.

Культура как выражение деятельной природы человека в ходе производства, обмена и общения, выполняет функцию связи между эпохами, народами, регионами и т.д. Она передает по наследству достижения, накопленные человечеством. Эту генетическую функцию выполняет социальная память.

Значимость культуры как социальной памяти для философского исследования связана с дальнейшим развитием и конкретизацией концепции наследования. Культура как феномен, способный оказать влияние на всю человеческую жизнедеятельность, в последнее время стал предметом теоретического осмысления в отечественной социально-философской и культурологической литературе.

Однако, практическая, нацеленная на конкретные преобразования в культуре, в духовной сфере, концепция культурного возрождения наций мало разработана.

Данная работа посвящена теоретическим исследованиям специфики культуры, рассмотрению культуры как социальной памяти и выделению ее структурных элементов, а также исследованию социальной памяти в культуре башкир. Исходя из этого, актуальность темы связана, во-первых, с глобальными тенденциями развития мировой культуры, необходимостью роста духовности, с растущим осознанием народами мира общности цивилизационной судьбы всего человечества - Запада и Востока.

Во-вторых, актуальность темы исследования тем объясняется, что культура является элементом национального бытия. Жизнь нации (этноса) с разной степенью полноты находит свое отражение в определенных традициях, часть из которых меняется, а часть остается^ от степени включенности социальной памяти в систему традиций в значительной мере зависит состояние и дальнейшее развитие национальной культуры.

Изучая культуру и ее духовные компоненты в историческом развитии, мы сталкиваемся с различными системами и взглядами на окружающий мир, социальное бытие человека.

СОСТОЯНИЕ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Исследование культуры характеризует определенный этап развития понимания преемственности поколений. В общеметодологическом плане вопросы культуры и преемственности поколений рассматриваются в работах Арнольдова А.И., Баллера Э.С., Боголюбовой Е.В., Маркаряна Э.С., Межуева В.М., Уледова А.Н., Чистова Н.В. и др.

Многообразные аспекты проблемы традиций и обычаев исследуются в работах Власовой Л.Д., Касавина И.Г., Плахова В.Д. Духовность как наиболее важный компонент культуры рассматривается в работах Вяземского Ю.П., Ершова П.М., Симонова П.П., Степченко А. И., Федотовой В.Г. Социально - философские понятия культуры даны в работах Арефьевой Г.С., Гончаренко Н.В., Давидовича В.Е., Жданова Ю.А. Национальный характер культуры и проблемы этноса выделяются в работах Абдынасыровой А.Д., Бравина А.Д., Гумилева JI.H., Котожекова А. Д., Чулиева П. П. Структура национальных традиций, обрядов рассматриваются в работах Капчели А.Т., Петриашвили P.M., а также в работах башкирских ученых Бикбулатова Н.В., Шитовой С.Н.

Проблемы концепции социальной памяти представлены в работах Колеватова Е. Н., Ребане Я.Н., Швец Л.П. Не обойдена вниманием проблема философского обоснования и понимания культуры башкир в нашей философской и культурологической литературе. Исторические и этнографические исследования даны в работах башкирских авторов

Киреева Р.Г., Мажитова Н.А., Юлдашбаева Б.Х., Янгузина Р.З. В этическом и нравственном аспекте рассматривается культура в работах Валеева Д.Ж., в социологическом аспекте проблемы этнического сознания нашли отражение в работах Файзуллина Ф.С. Проблемы языка, духовной картины мира исследуются в работах Галимова Б.С., Нуриева Д.А. Проблемы социального наследования, гуманитарной культуры рассматривает Орешников И.М., национальное самосознание башкир и некоторые другие проблемы нации анализируются Азаматовым Д.М. и Тухватуллиным P.M. Однако требуют глубокой разработки социально - философские проблемы национальных традиций и культуры, анализ их роли в жизни нации, их влияние на национальные отношения.

Объектом исследования является социальная память нации, как целостный процесс формирования, переосмысления и сохранения традиций. Предметом исследования нашей работы являются традиции башкирского народа.

Цель исследования заключается в теоретическом и научном осмыслении феномена социальной памяти башкирской нации. В соответствии с поставленной целью в диссертации ставятся следующие задачи: раскрыть структуру и динамику процесса культуры; понятие социальной памяти и обозначить его структуру; выявить функциональный механизм и условия формирования социальной памяти, ее производной - традиции; рассмотреть понятие традиции как механизма бытия социальной памяти; исследовать специфику традиций башкирского народа как элемент сохранения культурного своеобразия.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и философские методы, некоторые идеи и концепции истории философии, культурологии. В работе автор исходил из принципов системного подхода. Теоретическую базу составили труды исследователей прошлого и настоящего в области социальной философии, этнографии, этносоциологии, социальной психологии, этики, эстетики, культурологии и т.д.

Научная новизна работы заключается, во-первых, в том, что социальная память рассмотрена как системный объект в совокупности составляющих его элементов. При этом выделена ее функционирующая часть - этническая память, как необходимый элемент развития национальной культуры.

Во-вторых, обнаружена неразрывная связь между традициями, нравственностью, фольклором, искусством. При этом их сущность рассматривается в качестве своеобразной модели культурных процессов общества.

В-третьих, установлено, что социальная память является культурой. Культура как память и опыт, добываемая в общественной практике и обеспечивающая практику материального и духовного производства, является как бы своеобразным качественным показателем состояния общества.

В - четвертых, доказано, что традиция есть результат духовной деятельности и развития национальной культуры этноса (в данном исследовании это показано на примере анализа культуры башкирского народа). Это означает, что традиция является способом практически -духовного существования социальной (этнической) памяти.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНА ЧИМОСТЬ РАБОТЫ

Теоретические положения работы могут быть использованы при изучении курса социальной философии, культурологии, этнографии, этнологии, социальной и философской антропологии, а также специальных курсов по проблемам национальных отношений.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬ ТА TOB ИССЛЕДОВАНИЯ

Диссертация была обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Башкирского государственного университета. Основные положения работы докладывались на международной научно-практической конференции «Народы России: возрождение и взаимодействие культур» (Уфа, 1996); на научной конференции, посвященной 40-летию Башкирского государственного университета (Уфа, 1997); на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы правового регулирования государственного протекционизма аграрного сектора экономики в России» (Уфа, 1998). Результаты исследования использовались во время проведения семинарских занятий по социальной философии на юридическом, историческом факультетах Башкирского государственного университета.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Цель и задачи исследования определили его структуру и последовательность изложения. Следуя истории предмета исследования, диссертант стремиться воссоздать динамику развития проблемы и картину 9 поисков ее решения. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальная память нации"

Основные выводы по изложенному в данной главе материалу можно представить в следующем виде:

1) Традиция - это трансляция передачи, как правило, устной, благодаря чему оказываются возможными разные способы имитации

1 Земленухина Л.Р. Эстетика, этнография, быт. М., 1994. - С. 5

2 Тузов Н.В. Философия теории Единой идеи. М., 1994. - С. 203

116 оценки и понимания того, что передается из поколения в поколение и что, тем самым, эти способы сохраняют. Благодаря своим сущностным компонентам (религии, нравственности, фольклору и т.д.) традиция является неотъемлемым атрибутом социальной памяти.

2) Спецификой традиций башкир является то, что народ сумел все-таки сохранить свою самобытную культуру, свои национальные особенности, что говорит об их огромных потенциальных возможностях.

3) Культура - это сознательная работа духа над своим собственным совершенствованием и над упорядочением всего того, что окружает человека.

4) Культурное наследие остается неизменным и сохраняется генетически в памяти этноса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любая культура (а именно национальная культура) уникальна и неповторима, определяясь огромным количеством природноклиматических, социальных, личностных особенностей.

Гумилев А.Н. справедливо отмечает, что «культура - создание рук и ума человека - система жесткая, хотя замкнутая, неспособная к самостоятельному развитию. Любой предмет, будучи создан человеком, обретает форму, которая консервирует материал: камень, металл или слово и музыкальную мелодию. Создание рук человеческих выходит за пределы природного саморазвития. Оно может либо сохраняться, либо разрушаться.»1 Это означает, что культура все равно в меньшей или большей степени имеет свойство сохраняться. И причем, именно благодаря этносам.

Философия изучает культуру не как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, обществом, человеком, а как всеобщую характеристику мира как целого, то есть культура есть весь мир, в котором человек находит себя. Функции культуры являются безграничными и универсальными. Выступая в качестве проявления именно человеческой сущности, культура охватывает все стороны жизни человека, предстает как процесс воспроизводства человека во всем богатстве его свойств и потребностей.

Наше время характеризуется повышением внимания к ценностям культуры. И это вполне объяснимо: человечество испытывает необходимость восполнить свой духовный потенциал с помощью культуры. Культура является целостной, открытой, развивающейся системой,

1 Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1997. - С. 59 которая отражает определенный уровень общественного (материального и духовного) производства и адекватный ему тип человеческой личности в контексте этнической эволюции своего времени. В духовной сфере человек имеет дело сознанием, мышлением и памятью. Человек действует, преобразует с их помощью свою деятельность. Поэтому следует уделить большее, чем прежде внимание культурному развитию каждого, в том числе самого малочисленного народа. Ведь степень развитости культуры того или иного этноса определяется включенностью в современную жизнь его исторической памяти - чем больше объем этой памяти, тем выше культурный потенциал ныне живущих поколений.

При этом если культуру понимать как средство деятельности, традиционная культура - средство деятельности, которое обеспечивает самобытность этнической общности. Этническую самобытность следует понимать не как внешнюю характеристику культуры народа (ее причудливости, таинственности), а как процесс гармоничного взаимодействия этнофора с природным окружением, общения людей посредством знаковой системы. Культурная специфика - это и особое мастерство в традиционных сферах жизнедеятельности, залог профессиональной гордости, личного и национального достоинства, основание «самобытия» человека.1

Нормы культуры могут изменяться со временем, но сама по себе культура имеет открытый характер. Она отражает те трансформации, которая претерпевает человечество.

Все это дало возможность, по мнению диссертанта, достичь той цели, которая была поставлена во введении - дать социально- философский

1 Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М, 1993. - С. 141-142 анализ социальной памяти башкирской нации и рассмотреть понятие традиции как механизм бытия социальной памяти. Для достижения этой цели там же были сформулированы и основные задачи исследования, которые получили свое разрешение в соответствующих разделах диссертации и привели к следующим обобщающим выводам.

1. Память как понятие в истории философии является внешним объектом наблюдения и созерцания и обретает особую идейно-теоретическую, рационально осознанную форму. Социальная память стоит, прежде всего, на страже прошлого, предохраняя его от попыток «сделать бывшее небывшим».

2. Социальная память является регулятором и феноменом культуры. А начало человеческой жизни отсчитывается именно с возникновением культуры - особого механизма нахождения, фиксации, передачи опыта социальной практики людей из поколения в поколение, что стабилизировало достигнутые социальные состояния, обеспечило эффективность деятельности человека во всех сферах его жизни и предопределило поступательное движение человечества. Мировая общечеловеческая культура существует именно как совокупность отдельных национальных культур.

3. Традиция позволяет утверждаться установившимся, сохранившимся схемам, нормам, идеалам деятельности людей. Она также является элементом познания. Критерием и условием существования, развития и совершенствования человечества является то, что оно в каждом новом поколении не будет «начинать с нуля», а будет опираться на уже достигнутые предыдущими поколениями результаты освоения окружающей действительности, приумножая их. Традиция является в этом смысле критерием.

120

4. Традиции башкир прошли большой и сложный путь развития и претерпели незначительные изменения как позитивного, так и негативного порядка. В традициях отразились и особенности исторического развития и самобытность жизни башкирского народа, и социальное наследование и социальная память поколений.

5. Культура - это сознательная работа духа над своим собственным совершенствованием и над упорядочением всего того, что окружает человека. Культурное наследие остается неизменным и сохраняется генетически в памяти этноса.

Суммируя основные выводы диссертации, можно заключить, что традиции, как формы социальной памяти, существуют в культуре всегда. Благодаря им развивается общество, так как молодое поколение не занимается изобретением нового, а усваивает достигнутый человеческий опыт, отсеянные временем нормы культуры.

Система традиций отражает целостность, устойчивость общества. Единство традиций и обновление - является универсальной характеристикой культуры как социальной памяти.

 

Список научной литературыХасанова, Лилия Равильевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдынасырова А.Г. Национальные традиции как фактор социализации личности. Автореферат диссертации к филос. наук.-М.,1989.

2. Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции. Ташкент. 1988. С.127.

3. Агости Э. Революция. Интеллигенция. Культура.-М.,1984. С.400.

4. Андреев С.С. Информационная культура: уровень содержательности духовных ценностей. // Социально политический журнал. № 2, 1998. - С. 79.

5. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. М., 1988.

6. Аристотель. О памяти и воспоминании. Соч. В 4-х томах Т.1, М.,1975, с.17.

7. Арнольдов А.И. Введение в культурологию.-М., 1993. С.350.

8. Арнольдов А.И. Культурная политика: от идеи к практике. Диалектика культурных и социальных связей.-М., 1992.

9. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.-М.,1983 Ю.Арутюнов С.А., Чебоксаров H.H. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества. Расы и народы.-М., 1972.

10. Бабаков В.Т. Кризисные этносы.М.,1993.

11. Базщюв B.J1. Проблемы сохранения историко-культурного наследия в условиях обновления общества. Диссертация.кан. филос. наук., М., 1991.

12. Баркова Э.В. Проблемы целостности культуры: становление, развитие, теоретическое содержание. Автореферат канд. филос. наук. Саратов, 1984. -С.17.

13. Башкирское народное творчество. Эпос. Т.1- Уфа, 1987

14. Башкирское народное творчество. Предания и легенды. Т.2.-Уфа,1987. -С.404.

15. Башкортостан. Краткая энциклопедия.-Уфа,1996,стр.139-140.

16. Белый В.И. Международный культурный обмен и его влияние на развитие национальной культуры. Дис. канд. филос. наук. М., 1992. С. 155.

17. Бергсон А. Материя и память. Собр. Соч.,т.1 СПБ, 1913.

18. Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х томах. М., 1964, т.1.

19. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры (два философских введения в 21 век).-М., 1991. С. 180-185.

20. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир 19-20 веков.-М.,1991. С.189.

21. Боголюбова Е.В. Культура как объект социально философского исследования. Автореферат дис. доктора философских наук.- М., 1980. -С.70

22. Борев В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация.- М., 1986.-С. 704.

23. Бравин А.Д. Национально специфическое в духовной культуре (на материалах Якутской - Саха ССР). Автореферат дис. канд. филос. наук.-Санкт-Петербург, 1991. - С. 17.

24. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.-М., 1983.

25. Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе./Ьопросы философии. 1988, № 7. С. 16-28.

26. Бромлей Ю.В. Мировая культура: традиции и современность. М., 1991.

27. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры.// Вопросы философии. 1996, № 2. С. 5 .

28. Булатов М.Р. Диалектика и культура.-Киев, 1984. С.216.

29. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народаб прошлое и настоящее.-Уфа, 1989. С.256.

30. Валеев Д.Ж. Этнопсихология. Башкортостан. Краткая энциклопедия, Уфа, 1996.

31. Власкин А.Г. Мораль и традиции. Ленинград, 1981.

32. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. (Методологические проблемы). Диссертация доктора филос. наук,- Уфа, 1988.

33. Гартман Н. Эстетика.-М., 1958. С. 692.

34. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа//Собрание сочинений в 14 томах.-М., 1959.-С.229.

35. Гладченков А.И. Традиции и инновации в современной японской культуре. Вопросы философии. 1983, № 4. С.127-137.

36. Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. Т.1, М. 1989, с.55.

37. Гончаренко Н.В. Диалектика прогресса культуры.-Киев,1987. С.400

38. Гулыга A.B. Эстетика истории. М., 1974. - С. 120-124.

39. Гумаров В.З. Эмпирическая физиотерапия башкир (конец 19 начало 20 веков). // Исследования по исторической этнографии Башкирии. Уфа, 1984. -С. 131.

40. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М.,1997,с.195.

41. Гуревич П.С. Идея форумности культур. Новые идеи в философии: культура и религия. М., 1991. - С.6-7.

42. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов на Дону, 1979.-С. 264.

43. Давыдов Ю.Н. Этические измерения памяти /Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М.,1980. - С.480.

44. Дамения О.Н. Культура и ее национальные формы/Допросы философии, 1981,№6. -С.11.

45. Данилова JI.B. Традиция как специфический способ социального наследования/Советская этнография, 1981,№ 3. С. 48-50.

46. Дзимистаришивили Т.А. Социальное функционирование культурного наследия. Автореферат дис. канд. филос. наук. Тбилиси, 1984. - С. 17.

47. Древнее искусство башкир. Уфа, 1985.

48. Дробижева JIM. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов. / Традиции в современном обществе. М.,1990.

49. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. М.,1912.

50. Еремеев Д.Б. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.

51. Земленухина J1.P. Эстетика, этнография, быт. М., 1994. С.5.

52. Зильберман Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность. Вопросы философии, 1996, № 4. С. 84.

53. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980. С. 129.

54. Зыков М.П. Понятие «память» как концептуальная основа для организации междисциплинарного исследования понятия и культурная традиция^Советская этнография, 1981, № 3. С. 46-47.

55. Исламова A.A. Историческая память и нравственно-эстетическое совершенствование личности.//Культура, нрав ственность, человек. -Ташкент, 1991.-С. 100.

56. Кант И. Сочинения т. 3. С. 279-280.

57. Кантор K.M. Четвертый виток истории.// Вопросы философии, 1996, № 8.-С. 23.

58. Капчеля В.М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития. М., 1991. - С. 82.

59. Касавин И.Г. Познание в мире традиций. М.,1990.

60. Киселев С.О. Диалектика производственной и культурно исторической деятельности. Автореферат дис. канд. филос. наук. -Киев, 1992.

61. Когай Е.А. Социальная экология. Культура и природа: этапы развития. // Социально политический журнал, 1998,№ 6. - С. 85-102.

62. Коган Л.Н. Социология культурыгСвердловск, 1992.

63. Козловский В.П. Культурный смысл: генезис и функции. -Киев, 1990. -С.3,24-25,78-79,81,87

64. Колеватов В.А. Социальная память и познание. М., 1984.

65. Коломин Ю.Н. Социальная память в структуре исторического опыта. Время и преемственность в развитии культуры. Саратов, 1991. - С.82-85.

66. Комаров В.Д. Культура и природа. // Философия и общество, 1997, № 5. -С. 92-108.

67. Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства.// Вопросы философии. 1996, № 10. С.50

68. Кондаков И.В. Архитектоника русской культуры.// Общественные науки и современность. 1999, № 1. С. 159.

69. Копанев В.М. Диалектика традиций и новаторства в становлении традиционного типа культуры. Ленинград, 1982. - С.200.

70. Костюк А.Г., Попов Б.В. Исторические формы этнического самосознания и структурные уровни приобщения к современному художественному процессу. // Традиции в современном обществе, М.,1990.

71. Котожеков Г.Г. Философско- социалогический анализ национальной культуры^Автореферат дис. доктора филос. наук. М., 1991. - С.48.

72. Крамаренко В.Ю., Никитин В.Е., Андреев Г.Г. Интеллект человека.-Воронеж, 1990. С.7.

73. Крапивенский С.Э. Социокультурная детерминанта исторического процесса.// Общественные науки и современность. 1997, № 4. С. 135.

74. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. - С. 709.

75. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа, 1997. - С.114.

76. Кузеев Р.Р. Происхождение башкирского народа. М.,1974.

77. Культура Башкортостана: история и современность. Уфа, 1993.

78. Кунафин Г.С. Культура Башкортостана и башкирская литература в 19 в. -Уфа, 1992.-С. 112.

79. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура. Вопросы философии, 1996, № 11.- С.23-30.

80. Кутырев В. А. Традиция и ничто. // Философия и общество, 1998, № 6. -С. 170.

81. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. М., 1987, с.173.

82. Левина Э. Философское определение культуры. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. - С. 495.

83. Левит С.Я. Культура как объект философского исследования.// Исследования в СССР по философским проблемам культуры. М., 1983.

84. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опят многомерной реконструкции.// Вопросы философии. 1996, № 4. С.21.

85. Локк Дж. Избранные философские произведения. Т.1, М.,1960, с.71.

86. Лосев А.Ф. Дерзания духа. М., 1988. - С. 219-220.

87. Малявин В.В. Мифология и традиция постмодернизмау/Логос, книга 1. Разум. Духовность. Традиции. Ленинград, 1991. - С. 254.

88. Маркарян Э.С. Культура как система (общетеоретические и историко-методологические аспекты проблемы)//Вопросы философии, 1994, № 1. С. 113-123.

89. Марксистская этика. М., 1986. - С.99,117.

90. Маркуш Д. Общество культуры: культурный состав современности. Вопросы философам, 1993, № 11. С. 17-18

91. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. - С. 200.

92. Мильдон В.И. Природа и культура. Опыт философии безнадежности.// Вопросы философии, 1996, № 12. С. 70,74.

93. Митрошенков O.A. Духовно нравственные детерминанты и ценностные ориентиры социальной работы. // Философия и общество, 1997, №6.-С. 142-160.

94. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М.,1990. С.121-138.

95. Морару М.П. Культурное наследие и механизмы его освоения. Дис.,, канд. филос. Наук. М., 1991. - С. 149.

96. Нагаева Л.И. Весенне-летние празднества и обряды башкир. Исследования по исторической этнографии Башкирии. Уфа, 1984.

97. Наров А.И., Фигуровская В.Н. Техническое знание. Социальный опыт и новаторство. Опыт и его место в социальном познании. Калинин, 1984. -С. 18.

98. Немировская Л.З. Культурология: история и теория культуры. М.,1992.

99. Николаенко Л.Г. Диалектика социального опыта и духовной культуры социалистического общества. Автореферат дис. канд. филос. Наук. Киев, 1983.-С. 17.

100. Нуриев Д.А. Гносеологическое и методологическое основание категории «материя». Уфа, 1995.

101. Обычаи и культурно бытовые традиции башкир. Уфа,

102. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск, 1992.

103. Орлова Э.А. Проблема единства и многообразия культур в работах советских авторов. Исследования в СССР по философским проблемам культуры. М.,1983.

104. Основы религиоведения. M.,1994. - С. 63, 66.

105. Пендюрина Л.П. Функции культуры как философская проблема. Автореферат дис. канд. филос. наук. Ростов на Дону, 1982. - С. 24.

106. Петриашвили P.M. Традиции культуры и человеческое бытие. Автореферат дис. канд. филос. наук. Тбилиси, 1986. - С. 19.

107. Петров М.К. Человек и культура в научно технической революции.// Вопросы философии, 1990, № 5. - С. 79-92.

108. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.,1991. - С. 328.

109. Платон. Государство. Соч. В 3-х томах. Том. 1. М., 1971.

110. Плахов В.Д. Философско социологическое основание общей теории традиции. Автореферат дис. доктора филос. наук. - М., 1983. - С. 40

111. Проблемы философии культуры, М.,1984.

112. Пролеев C.B. Онтологические основания человеческой духовности. Автореферат дис. канд. филос. наук. Киев, 1990. - С. 17.

113. ПЗ.Пуляев В.Т. Российская культура и реформирование общества. // Социально политический журнал, 1998,№ 2. - С. 12-14.

114. Ребане Л.Н. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познанияУ^опросы философии, 1982, № 8. С. 44-54.

115. Ребрин В. А. Методологические проблемы социалистического общественного сознания. Новосибирск, 1974. - С. 44-45.

116. Реимбаев P.C. Философская категория культуры и ее методологическое значение для этнографии. Автореферат дис. канд. филос. наук. 1987. С. 23

117. Роговин М.С. Память как философская проблема.//Вопросы философии, 1967,№ 4. С. 97.

118. И8.Ромек Е.А. Культура: понятие и социальный институт. Автореферат дис. канд. филос. наук. Ростов на Дону, 1990. - С. 23.

119. Русина Т.П. К проблеме становления теории традиции. М., 1992. - С. 26.

120. Ручка A.A. Социальные ценности и нормы. Киев, 1976. - С. 152.

121. Савенкова J1.A. Духовное возрождение как феномен культурной жизни региона. Автореферат дис. канд. филос. наук. М., 1993. - С. 16.

122. Сарингулян К.С. Культура и регуляция деятельности. Ереван, 1986. -С. 158.

123. Симкина H.H. Диалектика традиций и творчество в истории культуры. -Брянск, 1991.-С. 28.

124. Советская культура: история и современность. М., 1983. - С. 432.f *

125. Спиркин А.Г. Человек, культура, традиция. // Традиции в истории культуры. М., 1978. - С. 260.

126. Тейяр де Шарден. П. Феномен человека. М.,1987,с.180.

127. Тормай, Хисамутдинова Ф.Т. З.В. Тоган и проблемы традиционной культуры и мировоззрения башкир. // Востоковедение в Башкортостане: история, культура. Т. 1, Уфа, 1992. С. 112-117.

128. Тузов Н.В. Философия теории единой идеи. М.,1994.

129. Уйбо A.C. К проблемам объективности реконструкции исторического прошлого.// Философские науки, 1982, № 1. С. 26.

130. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.,1990,с.182.

131. Устинова М.Я. Передача этнокультурных традиций в современной семье. // Этнокультурные традиции и современность. Вильнюс, 1989. - С. 152.

132. Ушак В.Я. Социальный опыт как основа активизации человеческого фактора (методологический анализ).//Время и преемственность в развитии культуры. Саратов, 1991. - С. 175.

133. Файзуллин Ф.З., Абдулатипов P.P. Российская Федерация: нации и межнациональные отношения. Новосибирск, 1993.

134. Федотова В.Г. Человек и духовность. Рига, 1990. - С. 152.

135. Философия Канта и современный идеализм. М., 1987. - С. 159.

136. Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции. // Общественные науки и современность, 1998, № 6. С. 142-143.

137. Фокина Т.П. Время в командно административной системе как тип культуры/^Время и преемственность в развитии культуры. - Саратов, 1991. -С. 175.

138. Хабибуллин H.H. Национальное самосознание и интернациональное поведение. JL, 1989.

139. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. - С. 174, 217.

140. Халфин С.А. Исторический опыт развития духовной культуры Башкортостана: тенденции, современность, перспективы. Уфа, 1992. С.7.

141. Цацковский 3. Регуляция, информация, сознание. Вопросы философии, 1973, № 5. С. 83-91.

142. Чистов Н.В. Народные традиции и фольклор: очерки и теории. -Ленинград, 1986. С. 304.

143. Чулиев П. Преемственность и ее роль в развитии культурных традиций. Дис. канд. филос. наук. Ташкент, 1989. - С. 149.

144. Чучин-Русов А.Е. Культурно исторический процесс: форма и содержание.//Вопросы философии. 1996, № 4. - С. 4.

145. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М.,1993. -С. 512.

146. Швец Л.П. Философский анализ социальной памяти. Дис. канд. филос. наук. М.,1987. - С. 154.131

147. Шердаков В.Н. Иллюзии добра: моральные ценности и религиозная вера.-М, 1982.-С. 5.

148. Shirelman V. Who Lets the Past Competition for Ancestors Among Non-Russian intellectuals in Russia. Washington, 1996.

149. Шпенглер О. Закат Европы. Том 1. Москва - Петроград, 1923. - С. 445.

150. Щученко В.А. Историко философский процесс как явление культуры. СПБ, 1986.-С. 184.

151. Щученко В.А. Культура как историческая реальность//Культура и ценности. Тверь, 1992. - С. 107.

152. Этносы и этнические процессы. М.,1993. - С. 344.

153. Этнополитическая мозаика Башкортостана. М., 1992.

154. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. Уфа, 1972.-С. 210.

155. Юм. Д. Трактат о человеческой природе. Соч. в 2-х т., М., 1965, т. 1. -С.83.

156. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.,1994. - С. 130-142.

157. Янгузин Р.З. Хозяйство башкир в дореволюционной России. Уфа, 1989.-С. 185.

158. Ярская Смирнова Е.Р. Философский анализ народной культуры. Автореферат дис. канд. филос. наук. - Саратов, 1989. - С. 18.