автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Социальная реальность: философский анализ понятия
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шарипова, Роза Рафаковна
Введение
Глава 1. Социальная реальность как система
1.1. Понятие « социальная реальность» в историко-философском процессе
1.2. Логико-гносеологический анализ понятий «социальное» и «реальность»
1.3. ' Социальная реальность с позиций синергетического подхода
Глава П. Социальная реальность как форма бытия 2.1 Пространственно-временная организация , социальной реальности
2.2. Конструирование социальной реальности
2.3. Взаимосвязь объективного и субъективного компонентов социальной реальности
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Шарипова, Роза Рафаковна
Актуальность темы исследования. Начало третьего тысячелетия позволило по-новому взглянуть на многие общественно-исторические процессы. В прошлом поиск путей решения важнейших социальных проблем шел в одном направлении - за счет подчинения людских судеб экономике, политике, идеологии. Мир претерпевает быструю и глубокую трансформацию. Человечество имеет неисчерпаемое разнообразие. Переплетение субъективных и объективных моментов, внутренних и внешних причин, закономерных и случайных явлений, материальных и духовных факторов, новаторства и традиций приводит к возникновению самых разных возможностей. История предстает перед нами как открытый процесс, и она такова, какой делали и делают ее обстоятельства и люди. ч
Но человек часто страдает не от внешних проблем, а от внутренних, коренящихся в нем самом. Современная эпоха, обнаруживая усложнение условий человеческого бытия, делает жизнь человека более интенсивной, напряженной и динамичной. Поэтому резко возрастает значение проблем сознания и языка.
В процессе познания окружающего мира посредством языковой деятельности «схватываются» самые разные по способу существования реальности. Возникает вопрос: «Не употребляем ли мы слова, реальных аналогов которых в действительности не существует?». Ответ на поставленный выше вопрос особенно важен тогда, когда познавательная деятельность нацелена на изучение общественной жизни, происходящие процессы которой определяются посредством таких понятий, как «социальное бытие», «социальная действительность», «социальная реальность», «социальное поле», «социальное пространство», «глобализация», «социальная картина мира» и т.д. ; .
Проблема анализа того понятийного аппарата, который используется для отображения общественной жизни, актуальна и злободневна. Исследования показывают, что для адекватного отображения общественной жизни до сих пор не найдено убедительных мировоззренческо-методологических средств, научно обоснованных понятий, рациональных и реалистических, а не мифологических и утопических концепций. Мы оказываемся перед проблемой выражения снецифики общественной жизни точными научно-понятийными средствами. Нынешняя ситуация характеризуется тем, что нет ни одной теории, которую можно было бы принять в качестве универсальной и аппарат которой был бы действительно адекватен изучению современных социЛьных реалий. Кроме того, следует сказать, что в последнее время появляются новые теории, базирующиеся на различных понятиях. Но анализ существовавших в прошлом и возникающих ныне теоретических конструкций выходит за пределы собственно проблематики социологии и социальной философии и выводит нас на уровень мета-дисциплинарных исследований, не ограничивающихся только средствами специально-научной методологии и соответствующих способов ее разработки. Поэтому возникает необходимость подвергнуть анализу некоторые исходные понятия социологии и социальной философии, на которых базируются существующие ныне в их рамках теоретические конструкции. Это и определило выбор темы диссертационного исследования. В данной работе нас интересует понятие «социальная реальность», которое, являясь базовым в социальной философии и социологии, широко используется в структуре различных теоретических построений. При этом существенную роль сыграла недостаточность разработки этого понятия в его философском осмыслении. Поскольку вопросы анализа понятия «социальная реальность» исследованы , явно недостаточно, то основное внимание в представленной работе уделено его философско-методологическому и концептуальному осмыслению.
Степень изученности исследуемой проблемы. Несмотря на то, что изучению специфики социальной реальности в философии уделяется определенное внимание, отсутствуют научные труды, в которых конкретно определены особенности содержания понятия «социальная реальность».
Представители позитивистской социологии, такие как П.Сорокин, Т.Парсонс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Р. Мертон и др., близки к отождествлению реальности и социальности, которую понимают как объективную социальную структуру или как социальные функции.
Антропологическую направленность в осмыслении социальной реальности представляютгМ.Шелер, Г.Плеснер, А.Гелен, Х.Фрайер и др., подчеркивающие особую роль субъективного мира человека. Определенные попытки в преодолении различений субъекта и объекта в социальной деятельности отмечены в работах М.Хоркхаймера, Ю.Хабермаса, Т.Адорно, Г.Маркузе и др.
Э.Гуссерль, Ж.-П.Сартр, А.Шюц, П.Бергер, Т.Лукман рассматривают конструирование социальной реальности как процесс, состоящий из формирования донаучного жизненного опыта и научных теорий. Значение знако-символических структур в построении социальной реальности отмечали Х.Гадамер, П.Рикер, В.Дильтей и др. .
Важное значение для прояснения проблемы установления содержания понятия «социальная реальность» сыграли работы У.Аутвейта, Р.Бхаскара. Необходимым элементом представленной работы стало обращение к трудам Н.Лумана, П.Бурдье. Целый ряд фундаментальных положений концепции социального воспроизводства мы находим в марксистской философии ( К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).
Русская социальная философская мысль (С.Л.Франк, Л.П.Карсавин и др.) уделяла внимание противоречию между субъективным и объективным. Советская философия характеризуется преобладанием внимания к важности общественных отношений. Современные исследователи (К.Х.Момджян, В.Е.Кеме-ров, М.К.Мамардашвили, В.А.Лекторский, В.М.Розин, В.В.Макаров, Ю.Л.Ка-чанов, В.Ф.Шаповалов, В.И.Пржиленский, А.Г. Здравомыслов и др.) выделяют деятельностный аспект конструирования социальной реальности.
Т 7 и U
У истоков синергетической парадигмы, открывающей новую стадию развития науки, стояли такие ученые, как Г. Хакен (теория самоорганизации), И. Пригожий (концепция диссипативных структур), A.A. Самарский (эволюционная теория с точки зрения самоорганизации). Большой вклад в разработку синергетической теории внесли такие зарубежные исследователи, как И. Стен-герс и Г. НиколиС. Среди отечественных ученых особое место в развитии синергетической методологии занимают СП. Курдюмов, В.И. Аршинов и др. в последние десятилетия появились работы, в которых авторы с разных точек зрения осмысливают те или иные особенности многогранного феномена социальной реальности. В республике Башкортостан проблемами понимания реальности, деятельности как потребности, успешно занимаются такие ученые, как Б.С. Галимов, Д.А. Нуриев, Ф.С. Файзуллин, А.Ф. Кудряшев, М.С.Кунафин и др.
Вопросам культуры, национальных традиций, этнического самосознания, влияния ценностных ориентаций'Лпосвяш,ены труды P.M. Тухватуллина и др. Перейти к социально-философскому анализу содержания понятия «социальная реальность» помогли исследования Д.Ж. Валеева, СМ. Поздяевой, И.М. Орешникова, рассматривающие духовную жизнь общества в рамках создания социальной картины мира.
Анализ национальных проблем и межнациональных отношений как особого типа социальных отношений, социальных общностей нашел свое отражение в работах Д.М. Гилязитдинова, Р.И. Ирназарова и др. В данном исследовании представлены и другие подходы.
Объектом исследования является социальная реальность в том виде, в каком она предстает в современном научно-философском познании.
Предмет исследования составляют философские аспекты достигнутого уровня изучения социальной реальности.
Цель и задачи исследования. Основная цель данного исследования определяется как уточнение и углубление понятия «социальная реальность». Поскольку это понятие признано одним из наиболее фундаментальных в социальной философии и социологии, то осуществляется уточнение всего содержания названных разделов социального знания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- систематизировать основные концепции социальной реальности;
- выделить наиболее перспективное представление о социальной реальности^
- обосновать концепцию социальной реальности как проявление бытия; л- определить факторы, влияющие на конструирование социальной реальности;
- выявить характерные черты пространственно-временной организации социальной реальности; л
- установить характер взаимосвязи объективного и субъективного компонентов социальной реальности.
Методология и теоретическая основа исследования. Методологической базой данного исследования являются принципы и идеи, разработанные в и и и 1 1 и современной отечественной и западной философской мысли, концептуальные идеи, сложившиеся в истории философии, современные научные взгляды на проблему социальной реальности. Это общефилософские методы анализа: диалектический, системный, деятельностный, вероятностный,' а также идеи и принципы синергетики, всесторонности, восхождения от абстрактного к конкретному. Для более полного анализа применен комплексный подход, в котором присутствуют отдельные идеи и принципы, применяемые в частных гуманитарных и социальных науках, учение о диалектике материального и идеального, идеи о единстве субъективной и объективной диалектики. Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в выдвижении и обосновании следующих основных
-У положений: ,
- выделены и охарактеризованы основные философские концепции социальной реальнрсти (натуралистическая, реалистическая, деятельностная, марксистская, феноменологическая, постмодернистская и др.);
- обоснована концепция социальной реальности как стохастической системы, элементами которой являются социальнйе действия и взаимодействия субъектов (семья, класс, нация и т. д.), в особенности людей, со своими общими и специфическими законами функционирования посредством социальной коммуникации;
- выдвинуто и обосновано представление о социальной реальности как проявлении бытия;
- выявлены характерные черты пространственно-временной организации социальной реальности на уровне действий и взаимодействий социальных групп;
- доказано, что объективное и субъективное являются компонентами социальной реальности, представляющей собой объектно-субъектное и материально-идеальное явление, в котором субъективный компонент иногда может играть преобладающую роль.
Выводы, выносимые на защиту. В процессе диссертационного исследования сформулированы следующие выводы:.
- социальная реальность - это сложнейшая синергетическая,. самоорганизованная, самовоспроизводящаяся, открытая, нелинейная, способная к
3 - • самореформированию система возможностей, существующая в едином социокультурном пространстве и времени, характеризующаяся стохастической многофакторной и многоуровневой детерминацией и отношениями как противоречия, так и непротиворечия, выступающими в качестве условия существования и закона функционирования социальной реальности;
- феномен социальной реальности как проявление бытия во многом объясняется тем, что «социальное» ерть ее доминантная характеристика; <
- социальная реальность - это мир жизнедеятельности людей со своими общими и специфическими законами функционирования, которые выражают тенденцию постоянного стремления субъектов к интегрированию и системности посредством социальной коммуникации при особой роли языка;
- именно социальные действия и взаимодействия групп индивидов (семья, класс и т.д.) задают соответствующую пространственно-временную организацию социальной реальности;
- характер взаилюсвязи между объективным и субъективным компонентами социальной реальности имеет тенденцию к преобладанию субъективного. Эта взаимосвязь предполагает социализацию, которая никогда не бывает полной и завершенной.
Теоретическое и практическое значение исследования. Результаты, полученные в диссертационной работе, способствуют поиску современной парадигмы развития системы «общество - природа». Данное исследование обогащает содержание понятийного и категориального аппарата философии, в том числе социологии и социальной философии, для которых понятие «социальная реальность» является одним из основополагающих и фундаментальных. В диссертации раскрываются атрибуты и компоненты социальной реальности, прослеживаются детерминанты социализации в становлении и развитии деятельной, духовной обогащенной личности. Предложенная экспликация понятия «социальная реальность» посредством учета антропогенно-активной деятельности индивида позволяет значительно расширить взгляды на социокультурные и биосоциальные процессы в социальных науках. Выводы, предложенные в диссертации, могут послужить методологическим основанием для теории познания, философии культуры, обществознания, социальной онтологии и т. д. Предложенный в данной работе анализ помогает глубже осознать целостность социальной системы. Диссертационный материал может быть применен в вузовских курсах по философии: по ряду тем теории познания, по проблемам человека, по отдельным темам социологии и социальной философии. Эти материалы непосредственно выводят на программу гуманитаризации учебного процесса в высшей школе.
Апробация диссертационной работы. Основные положения диссертационного исследования апробированы в чтении спецкурсов для студентов. Отдельные результаты исследования изложены в 6-х публикациях общим объемом более 6 п.л. Кроме того, часть исследования докладьшалась на Втором Российском философском конгрессе (г.Екатеринбург, 1999), на научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения О.Конта (г.Уфа, 1998), а также на ежегодных межвузовских и региональных конференциях (Уфа, Стерлитамак, 1995-2001). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре (философии БашГУ «18» мая 2001г.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии в количестве 276 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальная реальность: философский анализ понятия"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конец второго и начало третьего тысячелетия с его интенсивным развитием научного познания характеризуются качественным ускорением прогресса в сторону социальных наук. Если еще в середине прошлого столетия естествоА знание сохраняло лидирующее положение, то к концу прошлого века сложилась противоположная тенденция. Резко возрастает интерес к гносеологическим, методологическим, логико-семантическим проблемам социального познания. Буквально недавно публикации, посвященные философским вопросам обществознания, встречались достаточно редко. В последнее время значительно усилился акцент в сторону последних. Происходящие.в России преобразования придают мощный импульс переориентации социально-философской мысли на анализ философской проблематики обществознания, поскольку формируется социальный заказ на подлинно научное исследование социальной реальности.
Одной из важных предпосылок качественного прорыва социальных наук к новым теоретическим достижениям является всесторонняя философская рефлексия их онто-гносеологических, методологических и логико-семантических оснований. Понятие «социальная реальность» является наиболее общей онто-гносеологической категорией, характеризующей специфику общества как объекта и субъекта познания.
Изучение социальной реальности как организации социального мира начиналось «снизу», с предметного пласта, и лишь шаг за шагом, постепенно философы продвигались к пониманию более высоких экзистенциальных пластов. Каждый шаг на этом пути требовал изобретения новых языков описания, новых теоретических моделей и новых инструментов изучения социального. В представленном исследовании можно проследить гипотетический маршрут движения исследователей к осознанию социальной реальности. Вся предшествующая традиция, развитая в философии, показывает, что выявление содержания исследуемого понятия как особая проблемная область обозначилось примерно со второй половины XX столетия. Познание социального мира сводилось к «социологии знания», где познание «обыденным человеком» реальности своей собственной жизни воспринималось как социальное познание высшей реальности, однако усложнение общественной жизни, проявляющееся в убыстрении социальных процессов, требуют от обыденного человека не просто большей адаптации к'социуму, но и оптимизации деятельности в ней. Социальное познание есть по существу социальное конструирование, где происходит перемещение объяснения человеческих действий из сферы разума в сферу социального взаимодействия. Это позволит человеку не просто познавать;, но и постигать смысл окружающего социального мира как социальной реальности.
Осмысление этой реальности позволяет вскрыть связь между познанием и действием. Познание - это не просто фиксирование внешних связей и отношений, но и своеобразная реконструкция их. Само по себе «социальное» и есть доминантная характеристика реальности, как образ окружающего мира, а человек не просто «фотографирует» мир, а конструирует его, то есть социальное познание становится по существу социальным конструированием. Поскольку социальное познание имеет дело с социальными объектами, для которых оно (познание) социально разделено, то его результаты являются общими для членов общества или группы, «разделяются» ими, ибо в противном случае никакие взаимодействия людей бьши бы невозможны.
Каждый из указанных моментов имеет принципиальное значение для понимания исходных положений представленной концепции социальной реальности. Человек не в состоянии познать социальный мир в одиночку: он постоянно соотносит свое знание со знанием другого (или других, что точнее), то есть процесс коммуникации включен органически в сам процесс познания. Но коль скоро коммуникация всегда осуществляется при помощи языка, последний играет решаюшую роль в том, каким образом интерпретируется окружающий человека мир.
Специфика процесса социальной категоризации предметов осуществляется на основе выявления определенных признаков предметов, что создает трудности в обозначении границ категорий. Границы эти весьма расплывчаты и зависят в большей степени от конкретного социального и исторического контекста, в котором либо категории слишком абстрактны, либо несут на себе очевидную ценностную нагрузку в зависимости от общей позиции субъекта познания, от степени его заинтересованности во взаимодействии с тем или иньщ представителем той или иной категории. Это, по сути, означает, что в любом социально-познавательном процессе должны быть зАтены культурно-исторические особенности осуществляемого процесса.
Ориентация в окружающем сложном мире всегда была потребностью человека. Усложнение общественной жизни, проявляющееся в убыстрении социальных процессов, порождает стремление социальных объектов к хаосу, а порой и к катаклизмам, что заставляет человека адекватно интерпретировать наблюдаемые факты и требует от него большей адаптации к социуму, а значит к системности взаимных действий в социальной реальности.
При рассмотрении модели социальной реальности в виде континуумов на макро- (этнос, нация и т.д.) и микроконтинууме (семья, группа и т.д.), становится понятным, почему социальные действия и взаимодействия различных групп (больших и малых) задают пространственно-временную организацию социальной системы.
В раскрытии содержания понятия «социальная реальность» объективный уровень означает, что социальное явление есть «вещь», а именно, социальные связи, отношения, производимые и воспроизводимые через деятельность индивидов. Субъективный же уровень составляют явления, которые не имеют «вещного» существования: это социальные установки, нормы, ценности и их ориентации и пр. Этот уровень понимается как идеальное, которое формируется в индивидуально-групповых отношениях между людьми. Социальная реальность выступает первоначально как смешанное объективно-субъективное явление, затем как объективно-субъективное и материально-идеальное, в котором субъективный компонент иногда может играть преобладающую роль.
Как указано выше, социальная реальность есть сложное онто-гносеологическое понятие, характеризующее специфику общества как объекта и субъекта познания. Но ребенок растет в сложившейся социокультурной среде
И воспринимает социальную реальность как данную. Мы воспринимаем мир, не задумываясь о специфической природе его онтологии. Сложная онтология кажется простой, простая онтология - сложной. Это связано с тем, что социальная действительность создана нами для наших целей и кажется легко понятной нам, как эти цели сами по себе (автомобили для передвижения, доллары для приобретения, расходов и сбережений и т.д.). Но даже если нет функции, именно понятие «социальная реальность» позволяет нам решать тяжелую интеллектуальную задачу идентификации веш^и в терминах ее внутренней природы независимо от наших интересов, намерений и целей. Данное исследование носит онтологический характер, то есть касается того, как суш;ествуют социальные факты, как социальная действительность соотносится с глобальной онтологией, то есть, как существование социальных фактов соотносится с другими существующими вещами.
Субъект, одновременно выступающий как объект и субъект его деятельности, осваивает, присваивает и конструирует свой социальный мир. Субъекты, взаимодействуя вместе с другими субъектами в социальном пространстве, имеющем определенную протяженность и длительность во времени (конкретная историческая эпоха и т.д.), структурируют социальное бытие,
Понимание социальной реальности как множественности различных реальностей позволяет выделить методологические и гносеологические аспекты анализа социального бытия. Идея полионтологичности исходит из множества несводимых онтологически самостоятельных реальностей.
Обоснование социальной реальности как стохастической системы возможностей с многофакторной и многоуровневой детерминацией выводит нас на новый уровень познания.
Социальная реальность интерпретируется структурированным миром значений, проявляющимся в коммуникативном поведении, для которого, в свою очередь, язык является ее имманентным образованием и средством экс-териоризации социального мира.
Установление взаимосвязи между объективным и субъективным содержанием как компонентами социальной реальности, представляющей объектно-субъектное материально-идеальное явление, предполагает социализацию, которая никогда не бывает полной и завершенной.
Деятельность, как потребность субъекта и его групп, как субстанция общества, в том числе духовная деятельность, являясь социальной по характеру, определяется активностью, созданием новой реальности, мира искусственного, культуры социокультурной реальности, предполагает стремление личности к совершенствованию и гармонии с собой.
Особенно важным является то, что деятельность как коллективная интен-циональность - это чувство совместности деятельности. «Моя духовная жизнь» - это часть наших общих намерений. Интенциональность, которая существует в голове у каждого, имеет форму «мы интенциональности». И именно это обстоятельство делает возможным стремление личности к самоусовершенствованию, самоутверждению, самоактуализации.
На основе анализа основных философских концепций социальной реальности выясняется, что наиболее значимым этапом в понимании социальной реальности является то направление исследований, которое исходит из трактовки ' социальной реальности как смешанного объективно-субъективного явления. Следующим этапом в понимании социальной реальности наиболее важным и перспективным направлением исследований является, на наш взгляд, применение синергетического подхода к осмыслению социальной реальности. Вероятностная модель социальной реальности, с точки зрения системного подхода, выглядит следующим образом: социальная реальность - это сложнейшая стохастическая система возможностей социальных субъектов (семья, класс, нация , и т.д.), характеризующаяся многофакторной и многоуровневой детерминацией и отношениями как противоречия, так и непротиворечия. Данные Отношения выступают в качестве условия существования, а также социального закона функционирования социальной реальности.
143
В данной работе нами обоснована концепция социальной реальности с точки зрения субстанционального подхода, в которой социальная реальность как проявление бытия, во многом объясняется тем, что «социальное» есть доминантная характеристика реальности, а деятельность социальных субъектов и и и и семья, класс и т.д.) на уровне социальных действий и взаимодействий есть субстанция общества. Выдвинутая концепция социальной реальности дополняет и развивает системную трактовку социальной реальности, что значительно расширяет, обогащает, углубляет содержание понятийного и категориального аппарата отдельных разделов социальной философии, социологии, социальной онтологии и т.д.
Список научной литературыШарипова, Роза Рафаковна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 239с.
2. Актуальные проблемы сопоставительного языкознания и межкультурные коммуникации: Материалы межрегион, конф. Уфа: Изд-во Баш ГУ, 1999.- 199 с.
3. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 1997. - 568 с.
4. Американская социологическая мысль.-М.: Изд-во. МГУ, 1994.495 с.
5. Андреев Э.М, Новая социальная реальность: Основные черты и способы движения//Социал.-полит. журн. 1994.-№ 7.-С. 3-15.
6. Андреева Г.М. Психология социального познания.- М.: Аспект Пресс, 1997.-367 с.
7. Андреева Г.М,, Богомолова H.H., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе: теоретические ориентации.- М.: Изд-во МГУ, 1978.-270 с.
8. Андреенкова A.B., Воронченкова Г. А. Развитие трудовых конфликтов в России в период перехода к рыночной экономике // Социол. исслед.-1993.-№8.-С.24-3 1.
9. Анисимов O.e. Управление. Рефлексия. Методология. Введение в методологию.- Петропавловск: Центр науч. техн. услуг, 1989. 292 с.
10. Антипенко Л.Г. Проблема физической реальности. М.: Наука, 1973.263 с.
11. Антология мировой философии: В 4 т.-М.: Мысль, 1969.-Т. 1.-576 с.
12. Арбиб М. Метафорический мозг. М.: Мир, 1976.л 296 с. л
13. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. М.: Мысль, 1988.204 с.
14. Аршинов В.И., Савичева Н.Г. Гражданское общество в контексте си-нергетического подхода // Обществ, науки и современность.- 1999. -№ 3.1. С. 131- 138.
15. Аршинов В.И., Буданов В.Г., Синергетика эволюционный аспект // Самоорганизация и наука: Опыт философского осмысления. -М., 1994.1. С. 238-245.
16. Аршинов В.И., Свирский А.И. Философия самоорганизации: новые горизонты.// Эпистемология и постклассическая наука. М., 1992. - С. 3-26.
17. Аутвейт У. Реализм и социальная наука: Пер. с англ. // Социо-Логос-1991 .-Вьш. 1.- С. 141-158.
18. Ахромеева Т.С., Курдюмов СП., Малинецкий Г.Г., Самарский A.A. Нестационарные структуры и диффузный хаос М.: Знание, 1992. - 48 с.
19. Барт Р. Основы семиологии // Структурализм «за» и «против». М., 1977.-С. 215-250.
20. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.-321 с.
21. Бердяев H.A. Самопознание: (Опыт философской автобиографии). -М.: Книга, 1990.-334 с.
22. Бердяев H.A. Философия неравенства. М.: Има-пресс, 1990. - 288 с.
23. Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом // Соч. М., 1978. -С. 199,240-241,259,303,308.
24. Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Изд-во иностр. лит., 1956.268 с.
25. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования: Ежегодник 1973.-М.: Наука, 1973.- С. 20-37.
26. Бибихин В.В. Кризис антиидеологии // Новые тенденции в западной социальной философии. М., 1988. - С. 132 - 139.
27. Билык А.М., Билык Я.М. Самосознание и реальность в философии // Проблема сознания в философии и науке. М., 1996. - С. 93 - 95.
28. Блаватская Е.П. Тайная доктрина Е.11.Блаватской: В 2 Т. М.: КМП «СиА ринъ», 1993.-Т. 2, кн. 3.- 559 с.
29. Блауберг И.В., Юдин ЭТ. Становление и сущность системного под-хода.-М.: Мысль, 1973. 270 с.
30. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. -2-е изд., перераб. и доп.- М.: Логос, 1999.- 432 с.
31. Богданов A.A. Всеобщая организационная наука (тектология). Ч. 1.-М.: Прогресс, 1925-1929. 303 с.
32. Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернисткая философия истории // Обществ, науки и современность.- 1999.- № 6.- С. 117 127.
33. Брунер Дж. Психология познания.- М.: Прогресс, 1977. 412 с.
34. Бурдье П. Начала/Пер. с фр. H.A. Шматко. -М. : Socio-Logos, 1993. -2 8 8 с.
35. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и пре-дисл. Н.А.Шматко. М.: Socio-Logos, 1993.-330 с.
36. Бхаскар Р. Общества // Социо -Логос, 1991. Вып. 1. - С. 219 - 240.
37. Бхаскар Р. Избранное. Образ общества. М.: Социо -Логос, 1991. -600 с. ,
38. Валеев Д.Ж. Потенциал морали. Уфа: Изд-во ВЭГУ, 1999. - 149 с.
39. Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется? // Социол. исслед, 1997. № 1. - С. 8 -21.
40. Вебер М. Избранные произведения.-М. : Юрист, 1994. 704 с.
41. Вебер М. Основные социологические, понятия // Избранные произве-дения.-М., 1990. С. 602-643.
42. Винограй Э.Г. Методологические основания общей теории организа-ции.-Томск, 1990. 235 с.
43. Витгенштейн Л. О достоверности//Вопр. философии. 1984. ~№ 8. -С. 142-149.
44. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: Логико-гносеологический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 239 с.
45. Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. -М.: Искусство, 1991.-366 с.
46. Галимов Б.С. Мировоззренческая сущность философских проблем // Наука и мировоззрение. Свердловск, 1977. - С. 41- 44.
47. Гартман Н. Познание в свете онтологии // Западная философия: итоги тысячелетия.- Екатеринбург., Бишкек, 1997.- С. 121 -140.
48. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко- философский ежегодник 88. М., 1998. - С. 28-34.
49. Гвишиани Д.М. Социология бизнеса.- М.: Соцэкгиз ,1962. 195 с.
50. Гвишиани Д.М. Организация и управление.- М.: Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 1998. 331 с.
51. Григоров В.М. Проблемы организации и проведения экспертных исследований при выработке управленческих решений.- М.: Мысль, 1972. 157 с.
52. Губин В.Б. О роли деятельности в формировании моделей реальности //Вопр. философии. 1997.-№ 8. - С. 166 - 174.
53. Гумеров Ш.А. Системный анализ механизма изменения социальной организации.-М.: Прогресс, 1973. 160 с. >
54. Гуревич А.Я. Представление о времени в средневековой Европе // История и психология.-М., 1971.-С. 278-283.
55. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос. М., 1911. - Кн. 1. -С. 25-286. •
56. Давыдов А.А. Теория деятельности и социальная практика // Вопр. философии.- 1996.-№ 5.- С. 52-62.
57. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я. Технология разрешения социальных конфликтов: (Спецкурс) // Социол. исслед.-1993.- № 9. С. 103 - 112.
58. Делокаров К.Х. Системная парадигма современной науки и синергетика // Обществ, науки и современность. -2000.- № 6.- С. 110-118.
59. Диалектика и методология современной науки: Межвуз. науч. сб. -Уфа: Изд-во Баш ГУ, 1994. -144 с.
60. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопр. философии.- 1988.-№4.-С. 131-152.
61. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. -М.: Изд-во МГУ, 1986. 247 с.
62. Донцов А.И., Баксанский O.E. Схемы понимания и объяснения физической реальности // Вопр. философии.- 1998.- № 11.- С. 75-90.
63. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция "социальных представлений" в современной французской психологии.-М.: Изд-во МГУ, 1987. 208 с.
64. Дронов В.Т. Теоретико-методологический анализ категории "социальная организация".- Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. 143 с.
65. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983. - 228 с.
66. Дудченкр Л.К. Организация решения управленческих проблем как форма социологической деятельности.- М.: МДНТП, 1990.- 150 с.
67. Духовность, художественное творчество и нравственность. Материалы «Круглого стола» // Вопр. философии. 1996.- № 2. - С. 31- 40.
68. Дьюи Дж. Психология и педагогика мьшшения / Под редакцией Н.Д. Виноградова. М.: Совершенство, 1997. - 203 с.
69. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.-352 с.
70. Единство онтологии, теории познания и логики: Тез. докл. конф., по-свящ. 400-летию Р.Декарта и 100-летию С.А.Яновской. Уфа: Изд-во БГУ, 1996.-145 с.
71. Желнов М.В. Критика гносеологии современного неотомизма. М: Изд-во МГУ, 1971.-359 с.
72. Заблуждаюп.;ийся разум ?: Многообразие вненауч. знания. М.: Политиздат, 1990.-461 с.
73. Западная философия XX века. М.: Интерпракс, 1994. - 431 с.
74. Зайцев А.К. Социально-трудовой конфликт это норма // Социол. ис-след. 1993.-№8.-С. 21-23.
75. Зверев А.Ф. Социологический подход к анализу бюрократии как социального явления.- Липецк: Книга, 1990. 42 с.
76. Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // Социол. исслед. -1993.- № 8. С. 12 -21. л
77. Зеленов Л.А. Становление личности. Горький: Изд-во учеб. кн., 1989.- 184 с.
78. Зиммель Г. Избранное. М.: Юрист, 1996. - 607 с.
79. Зиммель Г. Общение: пример чистой или формальной социологии // Социол. исслед. 1984.-№ 2. - С.42-53.
80. Ильенков Э.В. Диалектическая логика.-М.: Политиздат, 1974. 271 с.
81. Ильясов Р.Р. Игры бытийствования // Бытие: Коллективная моногр. -Уфа, 2001.-243-258 с.
82. История философии: Запад Россия - Восток.- М.: Греко-латин. каб., 1998-1999.-Т. 3-4.
83. Ирназаров Р.И. Равенство этносов в республике Башкортостан. Уфа: Гилем, 1997.- 173 с.
84. Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. - 310 с.
85. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
86. Кант И. Собрание сочинений: В 6 т. М.: ЧОРО, 1994. - Т. 3-6.
87. Капп Э., Кунов Г., Эспинас А. Роль орудия в развитии человека. Л: Изд-во иностр. лит., 1925. - 67 с.
88. Караваев Г.А. Общественное бьпйе и его структура.- Благовещенск: Изд-во сов. лит., 1982.-242 с.
89. Карсавин Л.П. О личности // Религиозно философские сочинения.- М., 1992.-1.1.-0.59,236-242.
90. Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М.: Наука, 1990. - 208 с.
91. Кассирер Э. Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции / Пер. с нем. Б.Столпнера и ПЮшкевича. СПб.: Алетейя, 1996. - 452 с.
92. Качалкина A.B. Социальная реальность как объект философского анализа: вероятностный аспект: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Ставрополь, 1999. - 24 с.
93. Квейд Э. Анализ сложных систем. М.: Сов. радио, 1969. - 519 с.
94. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология: Тексты /Под ред. Г.М. Андреевой. М.: Изд-во МГУ, 1984.-С. 127-137.
95. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история.- М.: Политиздат, 1981. -288 с.
96. Кемеров В.Е. Концепция радикальной социальности // Вопр. филосо-фии.-1999.-№ 7.- С. 9-12.
97. Князева E.H. Международный Московский синергетический форум (Некоторые итоги и перспективы) // Вопр. философии.- 1996.- № 11.- С. 148 -152.
98. Князева E.H. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопр. философии.- 1998.- 4.- С. 138 143.
99. Князева E.H., Курдюмов СП. Синергетика как новое мировидение: Диалог с И.Пригожиным // Вопр, философии.- 1992.- № 12.- С. 3-20.
100. Ковальзон М.Я., Энштейн Р.И. Пространство и время как категория социально-философской теории // Филос, науки. -1986. № 8. - С. 48-53.
101. Ковальзон М.Я. К вопросу о разработке материалистической теории // Вопр. философии. -1986.- № 5, С, 36-48.
102. Ковалевская Е.В. Виртуальная реальность: (Философско-методо-л логический анализ): Дис. .канд. филос. наук. -М., 1998. 149 с.
103. Коган Л.Н. Духовные потребности и деятельность личности // Филос. науки. 1976.-№ 1.-С. 16-34.
104. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.252 с.
105. Корниенко А.Я., Корниенко А;В. Эволюция представлений о рСт альности и становление современной методологии познания // Наука. Закономерности ее развития. Томск., 1992 - Вып. 8. - С. 29-30.
106. Корниенко В.И. Социальный выбор (Философский аспект): Авто-реф. дис. . канд. филос. наук. Пермь, 1998. - 22 с.
107. Косиков Г.К. Ролан Барт ~ семиолог, литературовед // Барт Р. Из, бранные работы. М., 1994. - С. 15.
108. Котарбиньский Т. Избранные произведения.- М.: Изд-во иностр. лит., 1963.-911 с.
109. Котляревский Ю.Л., Шанцер A.C. Искусство моделирования и природа игры.- М., Прогресс, 1992. 103 с.
110. Котляревский Ю. Л. Игротехническая культура. Эффект шагреневой кожи // Социол. исслед.- 1993.- № 7. С. 95-102.
111. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: ВЛАДОС, 1998.416 с.
112. Красовский Ю.Д. Личность руководителя в системе управленческих отношений: Методологический аспект //Филос. науки.- 1986.- № 4,- С. 11-19.
113. Красовский Ю.Д. Руководитель трудового коллектива: Из опыта психолого-управленческого консультирования.-М.: Сов. Россия, 1987. 158 с.
114. Крачинская О.В. Язык как социальный институт: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Волгоград, 1998. - 20 с.
115. Крымский СБ. Контуры духовности: Новые контексты идентифи-кации//Вопр. философии. 1992. - № 12.- С. 21-28.
116. Крюков В.В. Диалектическая методология и релятивистская модель реальности: Дис. . д-ра филос. наук. М., 1996. - 303 с.
117. Кудряшев А.Ф. Типология бытия // Бытие: Коллективная моногр./ Отв. ред. А.Ф. Кудряшев.- Уфа: УЮИМВД РФЛ 2001. С. 5-10.
118. Кудряшев А.Ф. Бытие и язык// Бытие: Коллективная моногр./ Отв. ред. А.Ф. Кудряшев.- Уфа: УЮИМВД РФ, 2001. С. 113-125.
119. Кунафин М.С. Виртуальное бытие // Бытие: Коллективная моногр. / Отв. ред. А.Ф. Кудряшев.- Уфа:УЮИ МВД РФ, 2001. С. 130 - 140.
120. Курдюмов .СП., Малинецкий Г.Г. Синергетика теория самоорганизации: Идеи, методы, перспективы.- М.: Знание, 1983.- 63 с.
121. Курдюмов СП., Мадинецкий Г.Г., Потапов А.Б. Синергетика новые направления.- М.: Знание, 1989. - 48 с.
122. Курдюмов СП., Куркина Е.С, Потапов А.Б. , Самарский A.A. Сложные многомерные структуры горения нелинейной среды. // Журн. вычислительной математики и математической физики. 1986. - № 8. - С. 1189-1205.
123. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение //Вопр. философии.-2001.-№ 2.-С. 56-65.
124. Ленин В.И. Философские тетради//Поли. собр. соч.-Т. 29.-С. 194.
125. Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // Вопр. философии.- 1990.- № 7. С. 25 - 31.
126. Лефевр В. А. Конфликтуюш;ие структуры. М.: Сов. радио, 1973.488 с.
127. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525 с.
128. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс, 1992. - 272 с.
129. Луман П. Почему необходима системная теория . Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. СПб.: Петрополис, 1994. - С. 3446.
130. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописанйях современного общества // Социо-Логос. М., 1991. - Вып. 1. - С. 194 - 216.
131. Макаревич В.Н. Игропрактики, методологи: незримое сообщество" выходит из подполья // Социол. исслед.- 1992.- № 7. С. 50 -56.
132. Макаревич В.Н. Групповая работа как метод конструктивной социологии // Социол. исслед.- 1993.- № 10. С. 74 -80; № 11. - С. 90 -99.
133. Макаров В.В., Качалкина A.B., Виноградова Л.Н. Социальная реальность: Актуальные принципы анализа. // Первый филос. конгресс: Тез. докл. -СПб. ,1997.-С. 128-130.
134. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.-366 с.
135. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. - 700 с.
136. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 46., Ч. 1.- С. 214.
137. Маркс К., Энгельс Ф, Сочинения.-Т. 3.-629 с.
138. Марсель Г, Трагическая мудрость философии: Избр. работы.- М.: Изд-во гуманит. лит., 1995.- 93 с.
139. Мегрелидзе K.P. Основные проблемы социологии мышления. -Тбилиси: Мецниереба, 1973.-438 с.
140. Меньчиков Г.П. Виртуальная реальность: Понятие, новации, применение // Филос. науки.- 1998.- № 3. С. 116 - 127; №4.- С. 170- 175.
141. Мертон Р. Социальная структура и аномия: социология преступно-сти.-1992.-№ 2.-С. 118 124.
142. Мерло-Понти М. Око и дух / Пер. с фр., предисл. и коммент. А.В.Густыря.- М.: Искусство, 1992. 63 с.
143. Месарович М. Основания общей теории систем: Общая теория сис-тем.-М.: Мир, 1978. 311 с.
144. Мескон М.Х, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело, 1992.-702 с.
145. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. — М.: Прогресс, 1994.-459 с.
146. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997. - 237 с.
147. Миллз Ч. Социологическое воображение. М.: Изд. дом. Стратегия, 1998. - 156 с.
148. Мир философии. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. -М.: Политиздат, 1991- Ч. 1. 671 с.
149. Момджян К.Х. Социум. Общество, История. М.: Наука, 1994.238 с.
150. Мосс М. Общество. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. -М.: Вост. лит., 1996. 359 с.
151. Найссер У. Познание и реальность,- М.: Прогресс, 1981. 230 с,
152. Научная картина мира: основание, формирование, развитие: Меж-вуз. науч. сб. / Отв. ред. Галимов Б.С. Уфа: Изд-во БГУ, 1999. - 199 с.
153. Николис Г., Пригожий И. Познание сложного: Введение.- М.: Мир, 1990.-342 с.
154. Николис Г., Пригожий И. Самоорганизация в неравновесных сис-темах.-М.: Мир, 1979.-512 с.
155. Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. Минск: Изд-во В.М. Скакун, 1998. - 896 с,
156. Новый энциклопедический словарь,- М,: Большая Российская энциклопедия, 2000,- 1456 с.
157. Новые направления в социологической теории / Ред. Г.В. Осипов. -М.: Прогресс, 1978. 301 с.
158. Нуриев Д.А. Историческое, логическое и мировоззренческое основания категории «материя». Уфа: Изд-во БГУ, 1996. - 164 с.
159. Нуриев Д.А. Понятие материи в философии: (Системный анализ). -Уфа: Изд-во БГУ, 1995. 156 с.
160. Орешников И,М. Значение категорий «пространство» и «время» для создания социальной картины мира // Пространство и время в научной картине мира: Тез. докл. Уфа, 1991. - С.А 64-65.
161. Парсонс Т. Современная западная теоретическая социология. Сб. / Т. Парсонс (1902-1972).-М., 1995.-400 с. а
162. Парсонс Т. Система современных обществ.-М.: Аспект- пресс, 1997.270с.
163. Пигров К.С. Социальная философия / Междунар. ин-т: Открытое общество. Самара, 1996. - 80 с.
164. Платон. Сочинения: В 3 т. М.: Мысль, 1970. - Т. 2. - 611 с.
165. Плеснер Г. Ступени органического и человека // Проблема человека в западной философии.- М., 1988.- С. 99-102.
166. Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения.-М.: Изд-во МГУ, 1971.-308 с. Л
167. ПодорогаВ.А. Выражение и смысл.-М.:'Ад Marginem, 1995.- 276 с.
168. Познание в социально-культурной системе: Сб. / Под ред. В.А.Лекторского. М.: Прогресс, 1987. - 54 с.
169. Поздяева СМ. Человек и его мир: Учебное пособие по философии для студентов. Уфа: Изд-во Башк. ун-та, 1998. - 168 с.
170. Посконин В.В. Правопонимание Толкотта Парсонса. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995 - 142с.
171. Поппер К. Открытое общество и его враги.- М.; Феникс, 1992. -Т. 1. -446 с; Т. 2.- 525 С;
172. Пржиленский В.И. Онтологический статус социальной реальности: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. Ставрополь, 1999. - 35 с.
173. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой.- М.: Прогресс, 1986. 327 с.
174. Пуляев В.Т. Человек: единство природы и социума // Социал. гуманит. издания.-1999.-№ 5.-С 133-149.
175. Радлов Э.Л. Философский словарь. М.: Академия, 1913. - 488 с.
176. Рассел Б. История западной философии: В 2.т.- М.: Миф, 1993 .-Т. 1-2.
177. Рассел Б., Коплстон Ф. Диспут о существовании бога // Вопр. Философии.- 1986.-№6.-С. 120-136.
178. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Новое время. -СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1996. 354 с.
179. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика: Пер. с фр. / Отв. ред. и автор послесл. И.С.Вдовина. -М.: АО KAMI, 1995. 159 с.
180. Розин В.М. Психология: кто виноват и что делать? // Мир психологии и психология в мире. -1995. № 3. С. 120- 122.
181. Розин В.М. Беседы о реальности и сновидения Марка Вадимова- М.: УРСС, 1998.-207С.
182. Романов И.Ю. Понятие психической реальности в теории и практике психоанализа: Автореф. дис. . канд. филос. наук.—Харьков, 1999. 19 с.
183. Романовский Ю.М. Процессы самоорганизации в физике, химии и биологии.- М.: Знание, 1981. 47 с.
184. Руднев В.П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. М.: Аграф, 2000. - 432 с.
185. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопр. философии.- 1995.- № 8.- С. 63-72.
186. Рузавин Г.И. Синергетика и диалектическая концепция развития // Филос. науки.- 1985.- № 5.- С. 48 55
187. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. А.Маслина. М.: Республика, 1995. - 655 с.
188. Сависаар Э.Э. Социально-философские основы работ Римского клуба по глобальному моделированию.-Таллин: Изд-во науч. лит., 1981.-280 с.
189. Сагатовский В.П. Понятие материи с позиции деятельностного подхода / Понятие материи в марксистской философии. Пермь, 1977. - С. 103-116.
190. Сагатовский В.П. Понятие деятельности в философской науке. -Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1978 224 с.
191. Сартр Ж.П. Первичное отношение к другому // Проблема человека в западной философии / Под ред. Ю.Н. Попова.- М., 1988.- С. 216-279.
192. Селиванов A.M. Мозаичная философия развивающегося мира, Уфа: Изд-во Баш ГУ, 1997. - 160 с.
193. Серл Р. Конструирование социальной реальности. http:www.philosophv.ohio-state.edu/searle. html.
194. Сетров М.И. Методологические принципы построения единой организационной теории // Вопр, философии,- 1969,- № 5. С. 48-64.
195. Сетров М.И. Общие принципы организации систем и их методологическое значение.-Л.: Наука, 1971.-275 с.
196. Симонов П.П., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Что такое душа? // Происхождение духовности,- М., 1989.- С.7-19.
197. Системность науки и научно-технический прогресс: Тез. докл. -Уфа: Изд-во Баш ГУ, 1987. - 144 с.
198. Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е,Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. - Лондон; Франкфурт-на-Майне; Париж; Люксембург; М.; Минск: Панпринт, 1998. - 1064 с.
199. Современная философия науки: знания, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия / Сост. A.A. Печенкин. М,: Логос. 1996. -394 с.
200. Соловьев B.C. Собрание сочинений: В 2 т. М: Мьюль, 1994.- Т. 1-2.
201. Сорокин H.A. Общедоступный учебник социологии.-М.: Наука, 1994. -560 с.
202. Сорокин H.A. Человек. Цивилизация.' Общество.- М.: Политиздат, 1992.-542 с.
203. Социальное бытие. Человеческое бытие: Тез. докл. и выступлений, 25 окт. 1993 г.- СПб, 1993. 118 с.
204. Социология и реальность: (Круглый стол) / Подгот. А.И.Зимин // Со-циол. исслед. -1996.-№ 9.-С.9-16; № 11.-С.18- 30.
205. Социальная философия франкфуртской школы / Отв. ред. Б.Н. Бессонов и др. М.-Прага: Мысль, 1975. - 357 с.
206. Спасибенко С.Г. Человек, социосфера, социум // Социал. гуманит. издания.- 1999.- № 5.- С. 67 79.
207. Стенин B.C. Философия и образы будущего // Вопр. философии.-1994.-№6.-С. 10-21.
208. Стенин B.C. Системность теоретических моделей и операции их построения // Филос. науки. Л1995. -№ 1.- С. 26 57.
209. Тейлор Э.Ф., Уилер Дж.А. Физика пространства-времени.- М.: Мир, 1969.-254 с.
210. Тейчман Д., Эванс К. Философия. М.: Весь мир, 1997. - 246 с.
211. Тернер Дж. Структура социологической теории. М.: Мысль, 1991. -430 с.
212. Тухватуллин P.M. Влияние обшественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. Уфа: Изд-во Баш ГУ, 1997. - 257 с.
213. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. -М.: Мысль, 1978.-120 с.
214. Уилсон Э.О. Социобиология: новый синтез. -М.: Мысль, 1975.190 с.
215. Управление это наука и искусство: Ф.Файоль, Г.Эмерсон, Ф.Тэйлор, Г.Форд.- М. : Республика, 199л.- 351с.
216. Урманцев Ю.А. Опыт аксиоматического построения общей теории систем / Системные исследования. Ежегодник,- М,, 1971. -С. 110-123.
217. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия // Вопр. философии.-1993.-№4.-С. 89- 105.
218. Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии.- М.: Мысль, 1974.-229 с.
219. Урманцев Ю.А, Начала общей теории систем, // Системный анализ и научное знание, М,, 1978. - С. 7-41.
220. Файзуллин Ф.С. Введение в философию. Уфа: Изд-во Баш ГУ, 1997. -400 с.
221. Философия и методология науки / Науч. ред. В.И.Купцов. М.: SvR-Аргус, 1994.-Ч. 1.-304 с.
222. Философская энциклопедия: Словарь / Под ред. П.Ф.Ильичева. М.: Сов. Энциклопедия. - 1983. - 740 с.
223. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л.Ф.Ильичев и др. -М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.
224. Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА-М, 1997.-576с.
225. Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1989.-570 с.
226. Философы России XIX-XX столетий: Биографии, идеи, труды.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Академический проспект, 1999.- 944 с.
227. Флоренский П.А. Время и пространство // Социол. исслед.-1988. -№1.-С. 101-114.
228. Франк СЛ. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -510 с.
229. Франк СЛ. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. - 480 с.
230. Франк СЛ. Сочинения. М.:Правда, 1990. - 607 с.
231. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.- 366 с.
232. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопр. философии. -1989. -№2.-С. 35-40.
233. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вести. МГУ. Сер. 7. Философия.-1993.-№ 4. С.43 - 63.
234. Хайм М.М. Метафизика виртуальной реальности. URL: http://pinsckii. Centro.ru/virt-hime.html.
235. Хайдеггер М. Бытие и время.-М.: Республика, 1997. 451 с.
236. Хайдеггер М. Время и бытие.- М.: Республика, 1993. 445 с.
237. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сб.: Пер. с нем. / Под ред. А.Л.Доброхотова. М.: Высш. шк., 1991. - 190 с.
238. ХакенГ. Синергетика.-М.: Мир, 1980.-400 с.
239. Хейзинга Й. Homo Indens. М.: Прогресс, 1992. - 458 с.
240. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность.- М.: Педагогика, 1986.24 с.
241. Хиценко В.Е. Можно ли организовать самоорганизацию? // Социол. исслед.-1993.-№ 8. С. 65-69.
242. Цехмистро И.З. Поиски квантовой концепции физических оснований сознания.—Харьков: Вища школа, 1981. 176 с.
243. Шапова110в В.Ф. Основы философии. От классики к современности. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 576 с.
244. Шаповалов В.Ф. Между хаосом и тиранией // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. 1994.-№ 6.-С. 3-15.
245. Шелер М. Философское мировоззрение // Шелер М. Избр. соч.- М., 1978. -С. 12-38.
246. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблемы человека в западной философии. М., 1988. - С. 31-96.252. шохов А. С. Природа социального пространства // Социальные проблемы Уральского региона.- Екатеринбург, 1994. С. 58-60.
247. Щедровицкий Г.П. Избранные труды.- М.: Шк. Культ. Полит., 1995.304 с.
248. Штайнер P. Теософия: Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. Калуга: Духовное познание, 1995. - 400 с.
249. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект - пресс, 1996.-416 с.
250. Шульгин Д.Н. Язык как модель человеческой культуры: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1998. - 27 с.
251. Шюц А. Формирование понятий и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль. М., 1994. - С. 120- 125.
252. Эбнер Ф. Выдержки из дневника // Философско-литературные штудии. -Минск, 1992,-Вып. 2. С. 219-244.
253. Юнг К.Г Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991 - 299 с.
254. Юнг К.Г Один современный миф: Пер. с нем. М.: Наука, 1993. ~ 192 с.
255. Ясперс К. Ницше и христианство.- М.: Политиздат, 1991.- 527 с.
256. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Медиум, 1994.- 113 с.
257. Alderfer СР. Existence/Relatedness and Growth: Human Needs in Organizational Settings.- N. Y.: The Free Press, 1972. P. 120 - 153.
258. Barrow J.D., Tipler F.J. The antropic cosmological principle.- Oxford: Oxford Univ. Press, 1986.-P. 441.
259. Margenau H. The nature of physikal reality. A philosophy of modem physics. N. Y. Toronto, London, 1950.- 180 p.
260. Moscovici S., Lage E. Studies in Social Influence: Majority versus Minority Influence in a Gpoup // European Joumal of Social Psychology. 1976.- P. 6 .
261. Maslow A. Motivation and Personality 2"* ed.- N. Y.: Нафег and Row, 1954.-411p.
262. McClelland D. Power: The Tuner Experience.- N.Y.: Irvington, 1975. 96 p.272.0uthwaite W. New philosophies of social science. Realism. Hermeneuticsand critical theory.- London: Macmiilan press, 1987. 137 p.
263. Parkin F. Marxism and class theory: a burgeois critiquL- N. Y.: Columbia University Press, 1979. 140 p.162
264. Schutz A., Collected Papers. Vol. 1 The Hague, Nijhoff, 1962.- 361 p. 275.Schutz A., Philosophy of Social Sciences. - N. Y.: Random House, 1963. P
265. Wright E.G. Classes.- London: Verso, 1985. 344 p.