автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Социально-этические взгляды Ал-Калкашанди

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Шоихтиеров, Худоер
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Социально-этические взгляды Ал-Калкашанди'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-этические взгляды Ал-Калкашанди"

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

ИНСТИТУТ ОТОСОФ1Ш И ПРАВА АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЯИКИСТАН

На правах рукописи

ШОШШТЁРОВ ХУДОЁР

СОЦИАЛЬНО-ЭПГГЕСИШ ВЗГЛЯДЫ АЛ-КАЛКАШАЦДИ Специальность - 09.00.03 - История философяи

АВТОРЕФЕРАТ диссертации И0 соискание учояоЛ степэии кандидата фялооофских наук

Душанбе - 1996

Робота вылмшпа но кэфадре философии Душанбинского госпедуниверситэта им,К. СТ.Днураевэ

ЛаучннЯ руководитель - академик ЛИ Республики Таджикистан, доктор философских наук, профессор Днноршоев М.Д,

Официальный оппоненты:

Доктор философских наук, профессор Вазиров 3, Кандидат философских наук Комилов Р.

Ведущая организация - кафедра истории философии Таджикского государственного университете

Защитэ диссертации состоится "^£¿£^£^1996 г.,

в _ часов но заседании Диссертационного совета К.013.07.01

по защита диосоргецин на сопскавив ученой степени кандидата философских наук но специальности 09.00.03 - история философии в Институте философии и права Академии наук Республики Таджикистан (734025, г.Душанбе, пр.^даки 33).

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке лм.Индирн Ганди Академии неук Республики Тадкпкис-

Т611.

Автореферат рэрослзз: -.б* т..

Учения секретарь днссэптвдиоя-яого совота, кЬндндаг философских ноу к

И. IVляпов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТ!!

Актуальность теш, Низкий уровень духовности, моральное обнищание современного общества все настойчивее требуют принятия эффективных нар по оздоровлении духоеного и морального климата общественной жизни. Среди этих мер важное место долзно запимоть изучение, обнародование и пропаганда прогрессивного сопяйльно-этичэского наследия мыслителей прошлого.

В частности, духовному и морально^ обогащению совромешшо-го человека в значительной мере может содействовать изучение наследия Абу-л-Лббаса ал-Калкаианди - крупного арабского ученого-энциклопедиста 14-15 вв., идеи которого особенно в области социально-исторических, общественно-политических и «орэльно-этнчоских проблем сохраняют свою ценность и по сой день.

На наш взгляд, исследование творчества ал-Калкошэндн актуально по следующим мотивам:

- изучая социально-этическое учение ел-Кэлкашзнди, определяя моото мыслителя в истории общественно-философской шелл народов мусульманского Востока, поено вменить особенности средневекового общества, его обычаи, традидаи и вероисповедания, ибо мыслитель а своих трудах обрисовал цельную систему совдально-полити-ческой а культурной жизни той эпохи, которая связана с культурой современности тысячами нитей;

- исследование воззрения ал-Квлкаюонди также способствует правильному пониманию тех сложных процессов, которые происходят в арабском мира;

- взгляды философа представляют собой один из этапов становления и развития духовной культуры арабского и других, исторически связанных ыодду собой народов;

- без мыслительного гагориала, вытекающего из трудов Абу-л-Айбасэ ал-Калааванди невозмоето создать научно-объективную картину традиционной преемственности в арабо-мусульманской философии, государственной строе, управления, ремеслах и искусстве, образе жазяя Египта, Сирии, Ирака, Ирана и других народов Азии

и Африка.

Степень разработанности птоблем. Впервые об ол-Келкашанди

писали ощй ученые эпохи мамлюков Но их сведения противоречивы и сбивчивы, хотя они кили не в столь отдаленное врешз о? энциклопедиста. Творческое насладив вл-Калкашанди начало привлекать внимание ученых различных отраслей науки и в ПХ веке 2. Однако, как справедливо отиачоат Абд ол-Летиф Хамза, "сирота научных знаний, обилие достоинств, великодушная нравственность, волшебство пера и га любовь, которую он испутывал к арабской науке и культуре на были замеченными или почти незамеченными исследователями" ,

Из работ, посвященных ал-Калкашанди следуот откатить упомянутую работу Абд ал-Лагифа Хамзы, в которой останавливаясь но общей характеристика значений трудов шслитшш, автор указывает па ту "несправедливость, даке жестокость (зулк), которая была допущена иоторией по отношению к Абу-д-Аббасу" . Последуйте годы были .болоа плодотворными для всестороннего изучения данной проблемы 5._

* См.: Хамза Абд вл-Лвтиф. Ал-Калпашанди <{а китзбиуи "Субх ел -а'ша", Каир, 1977. - С. 40-56. - Араб.яз.; Ибрахим ал-Абйари. Тахкик фи кигаб "Пихаят ал-араб фи мэ'рифат ансаб ал-араб" ли-Аби-л-Аббас ол-Калкошанди. - Каир, 1959. - С, "хаув -"тз-ун". - Араб. яз.

о

" Абу-л-4авз Мухешад Амин ос-Сувайда. "Себаик аз-захвб фа шъ-рифат кабаил ал-араб". - Багдад, 1863. - С. 4. - Араб.яз.; Тизангаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. - СПб, 1884. - С. 395-416: Тизенгаузен В.Г. Заметки Зл-Калкашэнди о грузинах. - Спб, 1887. - С. 208-210; Совет? И.А. Выписки из книги "Субх эл-эъшэ". -Марсель, 1886- 1887. - Фр.-яз.; Вюстонфельд Ф. География Египта ал-Калкаш-анди. - Коттангш, 1879. - Еои.яз.;

о

* Хамза Абд вл-Латиф. Ал-Калкашанди фи китабют "Субх ал-аъва".

- Каир, 1977. - С. 34.

^ Хамза Абд ал-Длтиф. Указ.рэб. - С. 39.

6 Хортшн М. Ал-фусул ел-мугэалика би-л-дкуграфия ал-идашйа мин "Субх ел-ашг. - Модаалаг ал-ашурайе. - Каир, 1918, № 50.

- Араб.яз.: Годфруа Декобип. Описание Сирии. - Парик, 1923, III, - 0. У-Х1У. - фр.яз.: Бьоркшн В. Внутренняя политика мусульманского Египта. - Гамбург, 1928. - С. 73-177. - Нем.яз. Кенар U. Политические отношения ытеду Византией в Египтом в "Субх ал-аъшо".Пашх, 1930.' - С. 27-52. - Фр. яз.; П1пис 0. Сообщение арабов od Индии в четырнадцатом столетии, - Бонн, 1936. - С. 8-15. - Анг.яа.; Горгис Авод. Арабские монет и их чеканка// Работа Папы Анастаса ал-Кяроияи. - Каир, 1939. -

С. IIÜ-II0. - Араб.яз.; Брокельман С, История арабской литера-(продолмоние сноски см. на сл. стр.

Ток, иракский ученый Абу-д-Фавз Мухаммад .Ашн ас-Сувайди (1786-1830) составил свою книгу- по методу сочинения ал-Калнэш-8иди "Нихаят ал-зрпб", считая его самого "благородным шейхом, уиэщим ставить грань между истиной и локыо, о его книгу счита-от "одним из лучших сочинений в области генеолотии"

Благодаря усилиям египетского ученого Ахмада Зэки в 1913-1920 гг. была издана 14-томная энциклопедия эл-Калкашанди "Субх ел-аъшэ фи синазт ал-инта" ("Заря для подслеповатого в искусстве писания"). С этого издания и началось серьезное изучение работ ал-Кэлкашэнди. Отдельные разделы энциклопедии проанализированы шведским историком. В.Бьёркманом, ко торю! уделял особое внимание социо-историческому материалу, а географический отдел, особенно о Египте, считал единственным в своем роде. В этом

о

с ним солпдарон И.Ю.Крзчковский .

Французский арабист Р.Нлашер по методу изложения материала сравнивает энциклопедию "с различными частями Органона" Аристотеля или ого трактатов по греческой медицине" ^. Он справедливо отмечает, что "ого работа проникнута духом гуманизма". Однако,

продолжение сноски).

тури. - Лойдоя,. - T.II, 1936-1942. - 0, 165, - Нем. яз.; Надпиб ел-Акаки, Востоковеды. - Каир, б.г.- T.I. - С.207, 304 „ - Т.2. - С. 714, 726. - Араб.яз.; Блашер Р. Некоторые соображения по поводу Фогм, присущих энциклопедизиу в Египта и Сирии в потагод с ЛИ/Х1У по ГА/ХУ вв.// Сбор.ст.заруб, ученых. Арабская среди еветсовая культура и литература. - И., ¿978. - С.77-89; Мунтэджзб аддин Бздпъ Атабек ал-ДяуваГгаи. Ступени совершенствования катибов. Перевод с персидского. -М., "Наука", 1985. - С. 147; Рено Н.Т. Введение в изучение Абу-л-'Х-ида. - Пария, 1840. - С. I8S. - Фп.яз.: Крачковский И.Ю. Избр.соч.- Т.1У.Ы-Л. : 1957 - С. 4ÎI-4I8; Хасзн Ибра-хям. Хзсан. Таърпх ал-пелам вс-зс-слйася ва-с-сокоЯя во-л-идктямзи. - Каир, IS64. - Араб.яз.; Ззйдан Ддпрдет. Таърих адаб ол-дутат ал-арзби. - Т.З. - Каир, "Дару-л-хилал", 1957. -- С. 144-147. - Арзб.яз. ; Фахури Ханна. Таърпху-л-адаб ал-араби. - Бейрут, ci.г. - С. 873: Арзб.яз.; Ддрасат фи-т-турзс ал-д^графи ал-ароби, Тзолзф Сабах Махмуд Мухз:/мзл. - Багдад, 1981. - G. 11-60. - Арзб.яз.; "Маасир од-ипофа фм мэалим ол-хялэфа". Таалвф Ахмад б.Абдуллэ ал-Кэлкэшшдп. Гохкик Абд яс-Саттао Фишадя. - T.I. - С. "алифуп" - "Лтаглун". - Арзб.яз. а др.

1 Ас~СуваЯд!). "Сабашс яэ-захаб". Багдад,1863,- С.4.-Араб.лэ.

2 КрэчковсяиВ И.Ю. Изб.произв. Т.17. -С. 411.

о

° Елаиор Р. Некогорко сообращения по поводу 'Jopsr, присущих зп-(продолхшт сноски см. на след. стр.

на нага взгляд, ив объективно его утверждение о том, чго"оно адресована узкому кругу читателей" что отрицается другими, особенно арабскими, исследователями, мнения которых мы поддерживаем.

Изучались и гит пне стороны творчества ал-Калкашанди. Однако,,творчество ал-Калкашанди, по нашем/ мнению, нуждается в болев глубоком впзлизо, особенно философский материал его трактатов, попытка изучения которых делается в нестоящей диссертации.

Поль и задачи исследования. Цель настоящего исследования заключается во всесторовнэм анализа социально-этических взглядов ал-Калкашанди на основе изучения его нволедия и обобщения достижений ранее проведенных исследований. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следукхцие задачи:

- выявление социокультурных и идейных истоков формирования взглядов Ахмада ел-Калкашанди;

- восстановление в свате новых сведений более достоверной биографии и анализ творческого наследия Лбу-л-Аббаса, анализ об-щэствояно—политических взглядов мыслителя;

- определение гносеологических воззрений ученого на основе его теории классификации неук и сопоставления их с классификациями предшествующих мыслителей;

- аиелпз политической философии и прогрессивных идей зл-»Калхяшзиди об обществе, государстве, политической и правовой власти, нравственно-политических качеств правителя и их взаимосвязи с общественной моралью;

- выявление значения и роли культурных ценностей эпохи автора и эволюции эдебйой (обцекулыгурной) литературы, как наи-болеэ существенной тенденции в орэбо-ыусульманской культуре;

- анализ концепция профессиональной этика ал-Калкашанди, во принципов и гэтогор'лй.

Нпучняя повнгега работа заключается в том, что в ней впер-вит п историко-философской неука оезещенн:

продолжение сноски).

пикловелизцу в Египте и Сирии в период с УЩ/НУ по IX/ ХУ ив. // Сб. ст.зэт/уб.тч. - Арзбскэя средневековая культура и литература. - 1С. г 1378. - С. 77-09.

^ Там же.

- социокультурные условия {оршрования мировоззроння ал-Калнашанди и влияние иранской, древнегреческой, индийской и ерабо-цусульмаиской науки п философии на становление его научно-философских взглядов;

- малоизученные и не изученные стороны мировоззрения учо-ного на основе первоисточников, арабских, советских, русских и западных научно-философских исследований;

- специфика и особенности теории познания и класояфнкация наук ал-Калкашанда в сравнительно!.! анализе с концепциями "Ихван ас-сафа", Фзраби, Ибн Сипа, Насириддина Туси и др.;

- влияние античных философских школ и рапного средневековья на формирование онтологических и гносеологических воззрений Абу--л-Аббаса;

- концепция ученого о мусульманском теократическо-светском типе общества, об атрибутах и специфических качествах предводителя общества, о взаимоотношениях изяду верховной влэстьа и народом;

- этические взгляда! ученого вообще, профессиональная этика в частности.

Методология исдяегоранпя. Методологической основой диссертации послужили труди классиков философии и современных философов-востоковедов. Бри анализе социально-исторических, обцэствен-но-политических и нравственно-атичесних воззрений ал-Калкашанди ш руководствовались принципами историзма и объективизма.

Теоретической базой диссептртан стали прннщшиалыгш выводы и положения, содержалаеся в научных работах а статьях ведущих философов, рассматривающих проблош арабо-мусулыланской, тадаик-сной, русской и западной философской шсли.

Источникам д^я исследования послужили проядо всего произведения самого мыслителя "Субх ал-аъпа фи синаат ал-шша" ("Заря для подслеповатого в искусство писания" - Каир, 1963; "Маасир ал-инафз фз наалии ал-хилафа" ("Заслуженная гордость достижениями Хилафата" - Ii/войт, 1964; "Нпхаят ал-араб фи мэърифатн янсаб ол-яраб") "Продол желания в познании арабской генелогип" (Багдад, 1958. - Каир, 1959; трактаты "Муфэхарэг баИна-л-улум" ("Похвальба пожду науками"), "Хиляту фядли вв-л-караг.п фи-л-цуфэдада-ти баина ас-сзйфи ва-л-кэл а ми" ("Украшение благородства и /с/дрос-

ти при выборе цозду мечом и пером"); "Ад-Кэвакиб ад-дуррзйа фи манакиб ад-бадрнйа" ("Звезда яркие в высоких качествах ал-Бад-ра". Кроме того, при написании диссертации использованы произведения Лбн эл~Мукя®[>ы, Ибн Кутайбы, Кэхиа ал-Котибе, Фара б и, Ибп Сини, Наеирнддинз Т^си, Ибн Хзлдуна и других советских, русских и зарубзллих мыслителей.

Практическая значимость таоот?)'.. Результаты и выводы, сделанные на основе работы, могут бить использованы при изучении истории философии, социальной мысли, этики, политической философия и т.д.; при чтении спецкурсов и спецсеминаров по истории восточной философия.

Атртобяпчя тэдботк. Диссертация была обсуядена на заседании кафедры философии Душанбинского Госл^цуниворситета им.К.Ш.Дкура-еве (31 мая 1995 г., протокол J5 5) и в Отдель истории философии Института философии и права АН РТ (26 сентября 1995 г., протокол К 9).

Основано положения и выводы диссертации доложены на второй республиканской иаучно-теоретичоской конференции (Душанбе, IS68) и на-третьей Всесоюзной конференции востоковедов (Душанбе, 1988), а такжз изложены в статьях автора, опубликованных в периодической ПОЧ8ТИ.

Структура ;; объем рзботц. Структура и объем работы соответствуют cu обцим задачам, Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литератури.

ОСНОВНОЕ СОДЕРШМЕ ДОССЕРГАЩИ

Во ввадонки обоснован выбор тзш и ао актуальность, раскрыта степень ео изученности, сфорцулированц цели и задачи исследования, а также его научная новизна и практическая значимость.

Глявп поттояя - "Социокультурные предпосылки формирования взглядов пл-Калкапаида" - состоит из трех параграфов.

ПерпчЯ папягряф - "Социзльно-цсторнческиб и культурные условия" - гтосвяцен анализу социально-политических и общественных условий Египта измлвкского периода, в пределах которого кил и творил ал-Кяжаяанди.

Эту споху можно, с одно;! стороны, характеризовать как эпоху превращения мамлюков-рабов в мамлшоз-господ и иравитолей, с

другой, как время расшатывания веры людей в справедливость, честь и совесть, благочестие, блэгопоряяочносга. Известный русский востоковед А.Е.Крымский весьма характерно оценивает правление черкесскими мамлюками Египтом: "Для благосостояния подданного арабского населения, - липе? он, - эта черкесы-султаны, в особенности их проториапское зойско, из гущи которого восходил но трон кажды.'! из этих султанов, оказывались прямыми врагами - разорителями" \

Наряду с этики явлениям! а общественной япзнп лэмажского Египта происходили и позитивные процессы. Мзмлшснно правители принимали конструктивные решения, п-еящне ре^юриаторско-созида-тедьниЯ характер. И из военном поприще они показали себя блестящим; ззцнтшп<а!л Египта, поборникам его независимости.

Народу с другими сборами общественной лспэ:;п Египта, относительно интенсивно разливались наука и культура. Главная тенденция развитая духовных ценностей было отмежевание от гаитс-koîI иятерпротоцп!: вопросов религиозного и философского порядка.

Эпоха ал-К&лкапандв'вырастила в своих недрах плеяду ученых богословов-правоведов, хадиссведов, суфиев и дервишей, внесших существенный вклад в развитие общественно,'! мысли. К ним, в частности, относятся наставник ал-лалкаизнди 1!бн ¡флаккан (1323-1403), ого покровитель ал-Дулкина (I324-I4C2) и другие. Первому принадлежит болое 50 работ различной тематики второго V.6:i Халдун называет "самым крупный ученым пзфиитом, крупкеЯ-пмм ученым современности . В эту эпоху получили значительное развитие религиозные науки - предание (хадис), комментарии Корана (тафсир), мусульманское законоведение (фикх), языкознание, риторика, красноречие, литература, история, философия и разные отрасли естествознания.

Развитие фллосойскоЯ мели осуществлялось в остром прстч-

1 Крымский А..Е. История новой арабской литературы. -'M.: 1971. — О• 33•

^ Исмэпл-Паша эл-Багдадн. лздпЗат зл-арякзи л.'.-ис»й ал-:-туалли-фин еэ-л- иусэяня'^ян. - Т.Г. - Тегеран,' 1967. - С.. 790-792,-Араб.яз.

о

Ибн Халдун..''5укаддт1!.*а.-Бе.1гут, "Дар-ул-удп" ,'б.г., - С.356. -Араб. яз.

воборстве с ортодоксальной ортодоксией, ибо свободомыслие, лзь бовь к философии и философам "в период господства Айубгщов п Мамлюков не поощрялись, а наоборот, преследовались и подвергались гонениям"

Главным разделяющим фактором фагиыпдскоЯ философской вдели от религиозного мышления Айубидов и Мамлюков являлась проблема разума - ¡л-акл. Но основной пртпшой несоответствия фзти-мндскоЯ идеологии с основами шариата "заключалось в склонности ученых Сфэтимидской идеологии) в сторону философского осмысления (мира), а оба суннитские государства игнорировали философское

о

шоленив" " в нягохотрвтацлн общих проблем. Абд ал-Лзткф Хзмзе ссылаясь на зрэбоязцчньга источники, приводи? ряд примеров, свидетельствующих о том, как еЯубздскнс, о затем и r.iaf,дакские власти проследовал;! я философскую науку . Враждебность к философии после прихода к власти суннитских идеологов достигла такого накала, что философии сравнивали с садим:; страшными явлениями, недугам:: ненавистными для официальной мусульманской идеологии зтначес1«;п! группами. Об этом свидетельствуй! следующие выдержки из книги эл-Лдфзва "Климат Хууса": "В ней (Кууса Х.П1.) нет к л прокаленного, ни неизлечима болезней, ни г.'уьтазелига, ш философа, пи огнепоклонник", ил язычника, а евреи составляют моноо десяти да" Ч

Koiais этой пелрпязв;! к $;:лссофскому оузденз» уходят вглубь исторг«!. йлосо-гскэл ;.z:cль, как: особое мировоззрение, опираясь на достижения наук::, отвергала мифологические а религиозные довели. По этоЗ я другим причинам о фатальные рдоологи разных религии в философском мировоззрении в;;доли своего разоблзчите-лл :: вступал:! в коггрнмнр.н.ую кдзйнуо схватку с ним, не отказываясь при 350^5 от лззбше кэтэдов а приемов борьбы. Г,!уоулы.:анскэя pcviiz'nfi пе была всклочен::ем. Сна при реализации своих планов в

1 »аз /.бд аг.-Гзгиф. Ал-Хэракаг ал-файряЛе р ;.-'лср... Бейрут, ISoi, - С. ?33. - /.раб. лз.

2 'Лам - С. 334.

3 Т«4 гг.

4 г. - ...г-

¿to. -

-дело изменения общественного сознания в свою пользу сталкивалась с большими трудностями в борьбе с оппозиционным:! течениями, в том числа и философией. "В этой ситуации прогрессивные деятели науки и культуры больное внимание придавали доисламским течениям общественной мысли. В частности, зороастризм и зороастрийскяе идеи противопоставлялись исламу и короническим догмам. С другой стороны, прекрасным орудием для борьбы с догматикой ислама могла служить древнегреческая наука и ее философия." Поэтому со стороны поборников мусульманской идеологии предпринимались отчвяннш сага опорочить философию, поста-• вить ее вне закона. В одном религиозном завещании,дата состав -леиия которого не установлена, труды по философии по своей' "греховности" ставятся после вины на второе место. Они считаются самыми опасными и не угодными, а их авторы проклинаются... 1Дуфтий этого фетвэ призывает мусульман слечь их и уничтожить, а носителей этой науки и ое приверженцев преследовать, где бы они на были и не встречались .

Экономические и социально-политические условия не давали возможности "талантам воерьез ззниматься (философией в конкретном ее смысле, астрономией и естественными науками. Ученые били вынуждены направить свой интеллект на решение религиозных ' вопросов" Дяшрджи Зейдан причину этого явления объективно связывает с невыносимыми условиями, создавшими предпосылки для разрушения общественных отношений, в результате чего "возрастало недовольство людей, и они были вынуждены прибегнуть к покровительству религии. Большинство из наук превращались в служанку религии или же суеверия: астрономия стала воплощением определения времена в мэчегях, учоные химики всерьез стали заниматься превращением металлов в золото, гаданием ка поске и

* Асимов М.С., Ашуров Г.А., Дшюршоэв Ы.Д. Философская и общественно-политическая мысль периода развитого феодализма// 8-15 вв. - Таджикская Советская Социалистическая Республика. -ТСЭ. - Душанбе, 1984. - С. 139.

2 "Субх ал-агша". - Т. 13. - С.9-10.

Зейдан Джирдаи. Таъшх эдабу-л-дугат ал-ашбийа. - Каир, "Двру-л-хилол", 1957. - Т.З. - С. 122. - Араб. яз.

другкмл видами шарлатанства, что приводило к возрастанию количества сочинений .по этим отраслям" По сущестэу весь арабо-мусульмзнский тар ужа в начала ХИ века утратил прежнюю интеллектуальную гегемонию, которую удерживал с ЛЗ столетия. Эту мысль подчеркивала в целом американский историк науки Дж.Сар-тон (1884-1955) английский востоковед Х.А.Р.Гибб 3.

Несмотря на все это философская мысль пе прекратила свое восхождение по тернистому пути, п в эпоху вл-Кзлкашэнди ее ярким представителем стал . ЛЙду ар - Рахыан ибн Халду«. Он был одним из крупных фигур арабогмусульшнской культуры, одним из корифеев научной и философской мысли, единственным развивавшим в ату эпоху на арабском востоке философское мировоззрение.

Ибн Халдун имел огромный авторитет у многих ученых - щели тол эй различного ранга и полоЕений, которые лестно отзывались о нем. Его работы для ал-Калкашанди были бесценным источником, а ел-Макризи высоко ценит ого учоннооть, эрудицию, сш-лость шелай и ясность мировоззрения, упоминает его с особым восхищением я восторгом, называет его "наш шейх, великий ученый, наставник (устаз) и главный судья ("казн куззат").

Относительное развитие получила и шдицинз. Накопление медицинских знаний и постоянный интерес к ним привел к созданию огрошого свода по истории медицины, составителем которого был Абу Усайбиа (1203-1270). Его работа "Уйун ал-анба фи табакат ал-атпба"("Источник информации о классах лекарей") 4 охватцва-от не только биографии 400 лекарей, но и философов, астрономов, физиков, математиков и поэтому является неоценимым памятником для истории арабо-цусульманской культуры в целом.

Зойдаи Джпрдяи. Таътах одабу-л-лугзт ал-арабийа. - Каир, "Дару-л-хилзл". - 1957. - Т.З. - С, 122. - Араб. яз.

Сэртон. Дж.Введение в истории науки, - Еалтиюр, 1931-194?. - Гл.1. - Англ.яз.

Гибб Х.А.Р. Арабская литература. I9G0. -.С. 101.

Впервые была издана в Каире в 1882 г., затем с дополнениями я исправлениями А.Мюляотш в 'двух томах в Кбнпнсбергв в 1884. См. ЗеЙдан Дж. - Указ.раб. - С. 171.

Среди ученых принято считать, что с середины ХП века эра-бо-мусульманские интеллектуалы развивают в науке только две отрасли знаний, астрономия и математику с тригонометрией, а также медицину, особенно офтальмологию. Б первой велика заслуга персон, писавших па-арзбекл. 1"х центром была нльханидская обсерватория и библиотека в Марате. Возглавлял этот центр великий пер-сидско-тадапкский ученый-энциялопедтгег и философ Нзсириддин ат-Туси (I20I-I274) J.

Сиро-огипетскоя медицина во глава с <'бн Нависом получила мировую известность. Он в свое;! книге "¡lapx тзирпх ал-Конун" ("Комментарии к объяснении ал-Кононя") дал чоткуи концепция кро воображения на триста лет ранызо португальца Созонтуса, которому ока приписывается

Египетская медицина еще со времен Айубидов была тосным образом связана с врачагл? овреЗского проасхоядояия, продолжавши традиции известного -р'лосо^а Мэйманидэ. Однако ни мусульмане, ни еврея не развивали ее творчоскл

После распада в 1258 г. Багдада политическая и духовная гегемония пдретв Египту. В результата этого появились крупные работы по истории культуры Сведения разнообразного свойства были собраны в энцнклопэдкчесних трудах, составленных в эпоху мамлюков. "Подтэлк;;вао;.мЛ плодотворным соперничеством суннитского квпегпзмэ и динамичностью ии.чзмэ нсмзилитского толка, [.^суль-манекгй Восток являл собой лоодувевляодво зрелища мира, готового ежедневно идти навстречу неизвестному во вселенной"

Об этом более подробно см. Динорзюэв М. Оилосовия Пасириддина Т?си. - Душанбе, пйр£он", IS68. - С. 31-32.

о

" Абд ол-Кагим Гнходэ. лба Нефю a олдотго легочного кровообращения. - Ламзск, 1955. - С. 150. - Оозип.яз. См. такг.о: '>з-ух Гэърнж 5Л-;.пкр зл-оробя ила айвм Кйя лалдун. -

Бейрут, 1981. - С. 555. - Араб. яз.

3 Хатти П. История арабов. - Варшава, 1969. - С. 586. - Пол.яз.

• дамзз лод n.í-лат:;?. "паз.рсб. - С. 15,

5 Блааер ?. Нетюгстаге сообтезэиия по поводу фош, присущих энциклопедизму в Т1гипто и Сирии с УТ/ПУ по iX/Xy вв.П Арабская средневековая культура':! литература. Сб. ст.зарубезшх ученых. - М.: 1978. - С. 77.

К энциклопедиям, содержащим в себе культурное нэследие арабо-мусульганских народов прошлых столотий, относятся работы вн-Нувайря (1279-1333) "Нахэяг ал-араб фи фунун ал-адаб" ("Предол желания относительно отраслей эдэба") и ол-Омари (1301-1349) "Месзлик ал-абсар фи мамалик ал-амсар" ("Пути взоров ло государствам и крупным центрам").

Второй из упомянутых энциклопедистов, которому подражал в соотавлгнпи своей энциклопедии ал-Калкзшэнди, и которого часто попользовал, как авторитетный источник по многим проблемам науки и культурн, был весьма одаренным ученым в гуманитарных науках, обладал сильной памятью, талантливым умом, здоровым вкусом и красноречием. Его познания были обширны: история монголов, данные об индийских и греческих правителях, топография, страноведение, климат, астрономия л т.п. Этот славный сна арабского народа прожил на долго, но оставил после себя ценные труды обшрного содержания .

Центром составления энциклопедии кроме Египта была и Сирия. Мамлвкская эпоха, по мнению Дшрдащ Зейдана, считается "ввком энциклопедии и сборников" 2.

Европейские исследователи Рено 3, Едашер Хвртыан 4 а, особенно Бъёркмзн 6, указывают на синтетический характер энциклопедий , их структурная подготовка осуществлялась космографическими произведениями предаествуицего периоде,что подчеркивается преаде всего близостью кх теоретических установок - дознание множественности проявления божественного провидения в сфере взаимоотношений отдельных субъектов и слоев общества.

1 Зейдаи Дкирджи. Указ.раб. - С. 242. ^ Там же. .

3 Рено а .Т. Введение, - Париж, 1848. - С. ХУП-ЮХ - Фр.яз.

4 Блзаоо- Тексты первых арабских географов. - Парил;-Бейрут, 1932, та. - С. 29Э-300. - 5р. ЯЗ.

5 Хзпгмая Р. Немецкий дурпал "Утро объединенных земель". -Ш6, И 70. - С. 3-40. - Нем. яз.

® БьЬ'ркман В. Возникновение истории государственной канцелярии в ^'сульманском Египте. - Гамбург. - С.96-109. - Нем. яз.

Ли то о сочинение - "Космография" ал-Казвипи (1203-1283), полное название которой "Аджэиб ол-мэхлукат вз гэраиб ол-мав-дяудат", принадлежащая этому периоду, имоет также энциклопедический характер и служит объяснению мира и его бытия с учетом представлений того времени. КрзчковскиЯ объективно видит связующее с ним звено 1 в "Набахндя зл-фикар вэ канзхпдн ал-ибар" ("Красоты мыслей и пути поучений") Цухам.тада ал-Ватватэ (ум. в 1318 г.). Уже при поверхностном ознакомлении с характером этого произведения мы замечаем, что структура его строго подчинена идеи тэвхида, которая в конечном счете являлась целью многих арабо-мусульманскпх философов-естественников.

Ал-Ватвату принадлежит также работа по этике "Рурар эл-ха-саис эл-вадихэ ва гурар эн-накаис ал-фадихз" (Тучине очевидные) (человеческие) качества и худцие позорящие (человека) пороки"). Все книги ал-Казвини и ал-Ватвата язляются теоретическими инструкциями для практических действий и подчинеш системе "мзратиб ал-вудяуд" и "тавхпдп", для которой все факты, почерпнутые из окружающей человека природы служат только иллюстрацией проявления единства общего.

Во втором паратда!)Э - "?.изнь и творчество эл-Кэлкашанди" по разным историческим, литературным и энциклопедическим источ-'никэм реконструируется аизиеиныИ и творческий путь эл-Кзлкашэн-ди. Сведения о начале его жизненного пути весьма скудны. Ко по источникам мы узнаем, что начальное обрэзоввдие он подучил в Кялкэшнде - своем родном селении. Дальяейшй его .таз и энный путь проходил в Александрии, тдэ занимался арабскими неуками я совершенствовал свои знания по финху и другим видам знаний. В период зрелости он составил свои комментарии, философские и общественно-политические трзктзты "Диамат» ол-едхтасзрэт фа фуруъ аш-шафиийа" ("Сводный компендиум о ветвях шэфиизкз")и. "Ал-Хйви ас-сзгир фи-л-фуруъ"( "Малая объемлщая книга по шфцизцу"), "Макамат фи-т-такриз" ("Манама о хвалебной критике")г "Хплят ал-фадли ва зинат ал-карами фя-л-муфохарэги бэйна ас-сайфа вэ-л-калзмяг (""кровенио достоинства я б-^горопство в соревно-

1 Крачковский И.Ю. Избр.соч. -Т.17, 1957. -М.-Л. - С. 399.

вании могду мечом и дером" ("ЗДохарог бяЗнп-л-улуш" ("Похваль-öi? между науками") и ряд других работ. .

Главная цель ого жизни - энциклопедический труд "Оубх эл-еъшэ fir смнаат вл-шшэ" ("Заря для подслеповатого в искусстве писания") был завершен в I4II году. Си закличает в себе много пенни сведений по всем существующим в то время отраслям знаний.

Ученому пр; нэдлеяат тэклэ работы по гопеодогия "Ппхаят эл-араб фи маърифзта ансаби-л-араб" ("Предел желания в познании арабской гянеологии") - Багдад, 1950. - Каир, 1959 г. и "Кзлоид ол-джуман фи-т-тэьриф би-кзбаял араб яз-зашн" ("Еемчужное ожерелье в ознакомление с современным! арабскими племенами").

Вышеупомянутые работы, как стало известно в семидесятых годах, не является его последним! трудами, как многократно утверждали исследователи ого наследия. Дальнейшее исследование показало, что у энциклопедиста есть еще одна большая работа под загла-вием"1:аас;!р ал-инафз фи-л-мзэлям ал-хллафэ" ("Заслуженная гордость в достопримечательности Хилафата"), которая с позиция освещения фглософсннх и общественно-политических проблем после его 14-тог.:нон энциклопедии стоит на втором месте. Ее материалы философского содержания нами использованы в ;:злсз;ежи взглядов философа не общество.

"огогрзф - "Гласоп^ккацая наук ал-Каляаиавдв" начинается с осиесення история возникновения и развитая взглядов на эту прс0ло:,7. Подчеркивается, что у истоков изучения проблем стояли великиэ мудрецы дрэмосги Платон V Аристотель, плодотворное влияние которых на последующие поколения философов било велико. В философ:* стран глусульгаясг.ого мира эта проблема исследовалась з трудгх узрябл, У.дн Спи и, "Братьев частота"t Газаля, Нзсиридди-но 1уся, Кутса-дд^нэ Порази др.

В своо;! глзос;:£;;кэц;!И вру;; сл-Калг.эсзнди в основном опирается на учзязе С-араби. Однако, он не зо всем следует ему. Если vsps6n cues классификация начинает с науки о языке разбивает се на семь частоЛ, п вклячаег в сэдьму» часть неуку о стихосложении L, то ол-I'sляаазвдн начинает ее с науки о литературе Ко а cdocj трактате ";й<}ахерэт байва-л-улум" он как и Фэрэба на

1 Х:>.'!руллгеп Дбу Цаср ал-Оарзби. - К., "Наука",I9S2. - С.98.

2 "С:&л сл-мка". - ГЛ. - С. 460.

первое место ставит науку о языка D учении ал-Калкоианди заметно и вдиянне традиции, согласно которой науки разделяются на две большие категории - на теоретическую и практическую философии. Ал-Калкашандя, принимая у него эту традицию, относит все науки, кроме политики, домоводства и этики - к теоретическим, а эти три - к практическим ¿. В своей систематике он подразделяет науки на сопя, категория: I) Словеснцэ науки; 2) 1Гэриатскио науки; 3) Естественные науки (физика); 4) Геометрическая наука и ее подструктуры; 5) Астрономическая наука и еэ подструктуры; 6) Наука о числах, известная как арифметика; 7), Практические науки.

Ал-Калкашаиди не только классифицирует науки, но к дает сравнительно подробной описание их предмета и общественных задач. Идеи шслптоля в этом параграфа анализируются в той последовательности, которая дана им самим в упомянутом трактате. Б ном, как было указано, ал-Калкашанди начинает свое описание наук с языкознания - первой словесной науки, при помощи которой, по ал-Калкашнди, достигаются цели и познаются помыслы, изучаются понятня и отдельные слова, определяются общие и частные ах'гумен-ты, языковые роды (анва) и категории (адаанас), а такно все то, что относится к человеческому бытию. Мыслитель подчеркивает зависимость других наук от языкознания в том смысле, что ни одна

из них не может обходиться без знания языка, реализовать свои я

задачи . Знания о языке рассматриваются им пак основа всех других видов человеческого познания и действия.

Ответвлениями науки о языке являются наука о склонении, каллиграфия и грамматика.

PiiTomnry. стилистику и поэтику - ал-Калкашандп счнтзот главной частью красноречия и основой риторического искусства в целом.

Поэзия. согласно ал-Калкпшанди, по своей сущности близка к литературе, является главным ее атрибутом, антологией арабов, сокровищницей словесных наук, источником их бытия, предметом гордости арабов и их призвания . По степени важности поэзия стэвит-

1 "Субх ал-аъша". - Т. 14. - С. 206.

2 Гам ко. - Т. I. - С. 460-170.

3 Там кв. - С. 167.

4 Там же. - Т. 1-1. - С. 208-209.

ся автором на третье моем после Корана и пророческих историй Прозу ел-гКалкасанди характеризует как равную по значению с поэзией наукой, как часть арабского языка **.

Няука о та*«зх - это науке, на которой зиждется поэтическое мышление. Связанную с ней науку о просодии ал-Кзлкашанда обменяет следующим образом: I) она является мерилом и критерием поэзии; 2) на ее основах создаются принципы и основы поэзии; 3) она является причиной больших творческих достижений и общего признания поэзии .

• л г

ItvBwa у Фэраби 4 и Кбн Сини ° входит в состав математических наук. Что касается ал-Калкашандв, то он в своем трактате дает еа в связи с науками более близкими к ней и считает, что музыка - наука о различных видах мелодии. Цусыка, по его точному определению, - это сила, приводящая дущу в движение, даруюцзя сердцам радзеть^,

Fnyyn о луховнх инструмента^ имеет аналогичные с музыкой свойства. По своим специфическим функциональным особенностям му-зыкзльная наука и ее ответвление - духовые инструменты близки к предметом изучения которой является человек; его здоровье и болезнь, и тайны смерти. "При помощи медицины, - подчеркивает философ, - душа получает возкокноеть совершенствовать обе свои силы - теоретическую и практическую" - •

Фиг отология - учение о способах воздействия лекарств на человочоский организм и пути их применения

К оккультным наукам ал-Калкашанди относит семь наук: науки

0 предсказании по внешности, о следопытстве, о линиях кисти руки п лица, гадания по плачам, гадания на песке, о толковании снов и астрологию. Предметом науки о предсказании по внешности явля-

1 "Субх ол-аъсо". - T.I. - С, "281.

2 Там ко. - Т. 14. - С.209.

3 Там аз. .

4 Хайруллоеи i,{..VI. Абу наср ал-Фараби. - С. 99-100.

0 Дицориэоа М.Д. Натурфилософия Ибн Сани. - С. 40-41.

6 "Субх ал-аьша". - Т. 14. - С; 209-210.

г)

' Там же.

8 Там ко. - С. 211.

ются люди н их телеология. Наука о следопытство способна раскрыть скрытое явленна. Паука о линиях кисти руки и лица учит рэс-кршзать неизвестно еще тайны, узнавать по припздлояящпм человеку естественным признакам дела, наставленные божественной мудростью. Главная специфическая задача науки - гадания по плечам заключается в определении нестандартных случаев и тайн по линиям лопатки, принесенного в жертву животного Наука гадания на песке отличается от прежней науки надежной базой и больней определенностью 2. Наука о толковании снов объясняет то, чем ведает душа из таинственного шря, сяпшот покров неведомых вещей, предвосхищает еще но случившиеся в i.tnpe события, предупреждает об их неяелзтельных последствиях, Развитие сна ол-Кэлкэашда вслед за

о

Лвиценнои объясняет в связи с кысляг.п:, гозпихаик! у человека до сна. Причину с;.утлых сяоз он видит d отрицательной натура человека и а приезд некачественной л:тщп ч. Астрологию относит к ответвлениям астроястал п он как л Озрзба, Нбп Сина, "бн £узд 0;.ир ХаЯам, "бн лолдун и другие о су газ о г со Л такие науки, как волгсс5стзо, колдовство, фокусничество я :.тзп:я категорически отвергаются ;:м

Лстппио'-.-п является ноуко:!, водутцоЯ разум к тзленпп об "эманации небоезедз и Ее;.*ли, Такие виды знания, как астрономические таблицу и календари зходлт п гстроиогао. ¡То науко о способах ноблпде^ий познаются способы получения сведения о количестве движений плои от при по:,юти наблюдательных приборов. Наука о сол-ночных часа;: - г'ю:.гапзко учит познавать Брег/л дня по часам, настоящее будуцее врегла при помо-ди вертикальных, плоских к наклонных мраморных плит '.

1 "Субх сл-оьпа". - Т.14. - С. 213.

^ Т;:м гл. ...

° С:.:.: Д-:яотроев л. Натурфилософия Кйв Сипа - 30.

4 "Субх од-эъ-ла". - Т. 14. - С. 213.

5 7:::.- г.о. - С. ?ТЛ; ° Там ко.

7 Там ко. - С. 215- 2IG.

Геометрия учит познать плоскость, круг, различия между линиям*, аркэдаш и пролзтгш, положение величин и их отношение мегхгу собой, ошсэнгшо величины, определенные площади, их расположение мааду собой и т.д. Наука о сооружении объектов - часть геометрии учит строить кролости, укрепления каналов, реи, возводить дзорцы и города.

Подструктурами геометрии считаются: а) механика; б) наука о центре тяжести; в) топографическая наука; г) ботаника; д)оп-тпкэ; е) наука о зззигахцих зеркалах; 6) о военных приборах. Алхикпя, как отдельная наука, учит искусству подготовка-драгоценных металлов - серебра л золота.

К числу арифметических наук ол-Калшзапцп относит: а)бух-гелтериа ; б) ари&мотэку; в) пауку о счетах но доекс; г) о счетах двух оипбок; д) алгебру; е) науку по счету дирхемов и динаров.

2 состав пзрнзтегп'х паук входят: а) ?.;усуль?,«некое право; 6} наследственное право; в) основы мусульманского прэвз.' Анализируя предмет и проблемы вышеназванных наук зл-Калкаианди их спорные социально-правовые проблемы предает диалектике. которзя считается наукой, ведуце;; к обнэтудэнпю истины ряссуздеиия. По мнсипа автора, диалект;::« помогает познать и качество решения законодательных документов, несчастья дозодов и порядок спорных пикантностей. Согласно Абу-л-Аббасу, субъект науки об основах фпк-:а является предикате:.; днэлзктаки, его видение во всех обстоятельствах зависит от видения диалектик::. Однако, по ого мнению, диалектика-как одна из видов силлогизмов логики, предназначена для подбора магерлела религиозных наук, ограничена их нс-слсдо.чзнпем гнэче, приврг.щонэ в "слу;;сзнх<у релегки". Исследо-В2К-:о гк2Д£л;:кз '«.¡.дянорзоэзз показывает, что Ибн Санз диалектику россмзтрльэет в езязи с иетв^зякоЁ и софистикой а египетская учи1к2 - в сагм с более блезкиш к жизни людей науками.

Прекзетоа изучения логики, помимо дидактики, являются неоп-ровср^гпгю дскэзателькые ск.тлоглзш, которыми она оперирует в

^ "Субх ел-ьта". - 7.14. - С. 215-216. 2 Тс:.; г.с. - С. 7.24.

° ."".пориоез Г,. цстур'п.юсоТия Пбн Сини. - С. 43.

дискуссиях, спорах, и т.д. Логика изучает такле положение диалектических силлогизмов, пути использования положительных образов для необходимого вообрзяеиия по таким душевно-психическим ..-волнениям, кок прадосторояекпе (тохачр), возбуждэняо л елани я (таргяб), возбужденно чувства страха (тярхнб), возвеличиваний (таъзим), унижение (тахкир) п т.п. Ал-Калкзиандн считает логику "орудием",(т.е. гдзтодологиэК)всех рациональных наук, которые нуждаются в не!! для исправления гасли"

ТТа-уку о птюрочвотво глелнтолъ считает генезисом шариатских наук, эталоном основных и второстепенных из них. Божественная ^аука предназначена для познания Всовышого Аллаха, Она показывает путь, приводящий к этому познании

Отчетливо видно, слияние Кбн Спин на ал-Кзлиозачдл по интерпретации божественной науки (метафизики) На наш взгляд, прав профессор З.Лэзнпоа, когда ппсот, что "рациональная трактовка проблеш бога, веры и разума является большим досгименнем кала-мистов" влияние которых велико п на сл-Колкашзнд::.

Практические науки у ал-Кялксиандн долятся на три части: а) политика; б) домоводство; вЬтшга. А и двумя последними наук ata: дает характеристику паукл фпзиогисмлкп, считая их по предметам более близкими друг к друг;'. Итак, ал-Калканшнди в определения наук практической философии идет по следам Пасириддпна Туси, который согласно устоду М.Д.Диноршоеву, "классифицирует практическую философию на философию общества, домоводство и морали ..."

Вторпя глава "Общественно-политические и этические взгляды ал-Калкэшанди" - состоит из двух параграфов. В первом параграфе "Общественно-политические взгляды ел-Калкашзидп" отмочаат-ся, что фундаментом политичоской философии ислама была синкретическая доктрина: сочетание разнородных, противоречивых, несовместимых воззрения. Предпосылкой ео генезиса являются греческая политическая философия и религиозное право - шариат.

1 "субх яп-ят.гг- ТЛ, - П. ТВ5.

2 Там se. - T.I4. - С, £24.

TS

Об этом см.: Д1!нор":сс5и V. Нзтур[г.июоофля иба Сини. - С',-11-43.

^ Вазиров 3,- Очерки социальной философии калама я футуваатэ.-

— С. 46.

Динорыоав П. Указ,г>.'-;5. -- С, 43.

.ао

Объективная янзнь приводила ученцх-госудахитвенных деятелей и моралистов, к мысли о создании система взглядов на тому добродетельного правления государством и обществом по установкам религии и зтическим требованиям, и предписаниям,. Цель атих нравственно-дидактических учений била одна - направить цра&пщих обществом субъектов на правильный дуть - путь справедливости по отношению к подданным.

Первие попптки создсть теорию государства били у мусульманских правоведов - фанихов. Прогрессивные ученые и философы такие приложили немалые усилия по созданию единой теории государства.

Что касается ал-Колдашэндя, то ого сочинения являются прямой разработкой практического воплощения политической философии ислама. Е них он дает анализ разнообразных систем управления, структура государственных ведомств, характеризуя изменение государственного управления времен пророка Ц/хашада и правед-них хол',!.|ов до периоде мамлюков.

• Б общественно-политических воззрениях ал-Кал;<ашанди проблема возникновения, установления и развития теократического общества занимает особоо место. Идеалом ал-Калкашанда является обвдстсо, построишгае но основе взаимоотношений и взаимопомощи лидай. Взаимоотношения он определяет в двух аспектах: а) взаи-. моотнованпя между непосредственными твори теля мл история, что порождает экономические, культурные и духовные взаимосвязи и взаимоотношения члоиов общества; б) взаммаотноазния мажду человеком и Богом. В этом контекста Абу-л-Аббас отмечает два этапа развития мусульманского общества: I) Дг.ахнлия- период дикости, когда нрпистванно-политические качества но достигали уровня высокой общественной цивилизации. 2) Аклия - период разумности, т.о. распространения ислама, когда человек не только верит в ' оущэствоьанпо Абсолютного Ецтлл, но и стремится создать богоугодное обдеегьо не началах разума, . •

Сбуостьо, но мнении плгКалка'Еэн/ш, совершенствуется на ос-НОВО ВЭШМОСЛИОийМЙ людоЯ с опорой на устойчивую идеолог?ю. Главны;.! ^мтороц про образования общества считает он целенаправленна труд. ■ ■

По смсн.у ¡яркоаЪромв ал-Квлкашиди "является сторонником

сильной централизованной власти, во главе которой должен находиться имам в лице хэлифэ, В религиозно-монархической власти Хилафатэ он видит силу, "служащую интересам всей нации" Халяф, он же имам, считается влэдшгой всех слоев общества и, следовательно, защитником их интересов. Интерпретируя этимологическую основу слова "халиф", он выдвигает идею о том, что "этим понятием называется кадшй, кто решает дела мусульман в общем масштабе". Соглашаясь с Салманом ал-Фарсп вместе с ним подчеркивает: "Халиф - это тот, кто по отношению к подданным поступает справедливо и все делит между ними поровну, кялеет их так, как мужчина жалеет свою семья, отец своего сына, л проводят дела з соответствии с книгой Всевышнего"

Особое значение придает эл-Кялкэеэнди выбору и назначении имама, определению его места в обществе. Одним из важнейших и решающих условий выбора халифа, по его определениям, является обязательное единодушие избирателей. Он подчеркивает: "Чтобы заключение договора о выборе ииама соответствовало правовым нормам - необходимо соблюдение 14 условий: Имам должен: I) быть из числа людей мужского полз; 2) быть совердегшолотшш; 3) иметь здравый рассудок; 4) бить ярячшл; 5) иметь здравый слух; 6) обладать правильной рочыо; 7) иметь здоровые части тела; 0) быть свободным членом общества; 9) быть мусульманином; 10) соблюдать правосудие; II) обладать смелостью и доблестью; 12) быть ученым; 13) иметь здравый смысл; 14) по происхождению быть курзЯ-

иитом"

Согласно эл-Кзлкаиэнди, глава политической власти должен руководствоваться 10 главными критериям, определяющими сферу его взаимоотношения с народом и обществом: I) Зояатз религии л оо основ от с0!шитель;гш: явлений; 2) Целостность страны; 3) Укрепление Гранин вооруженным:! с::ла:т;'4) Ведении священной войны; 5) Исполнение требования законов, чтобы угнетатель не был

* АлтКалкаюэндп. "Маасио ял-ипс^з'Ч - T.I. - Кувейт. - С. I. -Араб. яз. Далее: "Меосир ал-ина.рс".

2 "Мааспр ал-инафз". - Т. I. - С. 13 . .

3 Ал-Калкашзндл. "Мзясир ял-низ.'?«", - 7.1. - Кувейт, IS64, -- С. 31-39.

,У2

безнаказанным, в угнетенный беспомощным; S) Определение рамок запретов и защита имущества людей; 7) Кадровая политика. Кздры должны быть надежными; 8) Взимание налогов, податей и хэраджов проводить без насилия и унижения человеческих достоинств; 9) Определение привилегий и вознаграждений из государственной казны каждому по мере его заслуг; 10) Контролировать все дела лично самому

Параллельно с ,;тим ал-Калкашанда освещает вопрос об обязанностях подданных по отношению к халифу. Устойчивость политики и стабильность общественного строя он видит в абсолютном подчинении народа официальным властям. Поэтому первым долгом подданных ал-Калквшэнди считает покорность властям

Лл-Калкашанди главными общественными силами считает военных, носителей пера, аристократию, ремесленников и чернь (эхл ас-сук). Политическая структура маютжского общества, по ого определению, состояла из сэдтаната, хилзфзтв, вязарата, ниябатз и множества структурных военно-политических, религиозных и других управлений. В политической структуре сэлтанзт во главе с султаном играл решающую роль. Он управлял основными сферами общественной жизни -экономическими, политическими, военным! и духовными, обладал абсолютной властью.

Во втором параграфе - "Этические взгляды ел-Кэлкашанди" -анализируются идейные истоки и основные принципы этического учения мыслителя. На основе конк"-тного анализе показано, что ал-Калкашандп при разработке сво« . этического учения опирается на достижение всей предшествующей этической мысли от Аристотеля, Платона, Эпикура до арзбоязычных мудрецов иранского происхождения Абд ал-Хашдо пбн Яахйа Фарси 8Л-Катиба (казнен в 750 г.), ;*<5и эл-ЭДукэ$фз (724-759), Нбв К^таЗбц (828-889), Бзшара ибн Бурда (ум. в 763 г.) и многих других.

Однако, главными источникам своего этического учения он считал учения Аваделан, Ябн Шскавайхэ и Фахрнддина Рази.

* Лл.-КалкзибНД!!. "Маасяр ел-ияефа". - ТЛ. - Кувейт, 1964. -- С. 59-60.

2

Тем se, - С. 62.