автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философские аспекты интегральной медицины

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Дарибазарон, Энхэ Чимитдоржиевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-философские аспекты интегральной медицины'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Дарибазарон, Энхэ Чимитдоржиевич

Введение.

Глава 1: Интегральная медицина: метафизический контекст.

1.1 Проблема бытия Человека в интегральной медицине.

1.2 Метафизическое обоснование современной медицины.

1.3 Принцип голографии как методологическое основание интегральной медицины.

Глава 2: Интегральная медицина: социально - философский контекст.

2.1 Сравнительный анализ трех эталонов здоровья и их интеграция в философской перспективе.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Дарибазарон, Энхэ Чимитдоржиевич

Актуальность темы исследования. Важнейшими задачами нашего общества в XXI веке будет обращение на новом мировоззренческом уровне к Человеку как к многомерному существу, переосмысление природы и социума, возвращение к первозданному пониманию мира как единого организма. Человек изначально существовал в мире, наполненном жизнью, в мире, который не разделялся на «живую» и «неживую» природу. Его Вселенная представляла собой гармонично устроенную систему, иерархию больших и малых, высших и низших существ, объединенных совместной деятельностью, в которой они сознательно или бессознательно участвуют, как клетки и органы тела участвуют в его работе. Он не страдал от чувства трагической пустоты внутри и вокруг себя, как страдает человек XX века, который в бесконечной вселенной, в окружении миллионов других существ остается одиноким. В идеале Человек должен чувствовать себя неотъемлемой частью Великого Целого, частью общества, природы, универсума. И он, как и все сущее, несет в себе Абсолютное начало.

Макрокосм и микрокосм суть две стороны одного целого, две формы проявления вездесущего Абсолюта. Все в мире имеет один источник -Первоначало, все построено и работает по единым законам - и Человек, и Вселенная. Они состоят из одних и тех же элементов, алхимических начал, выраженных в разных физических формах. Поэтому, зная законы Вселенной, мы можем понимать происходящее в Человеке, а изучив Человека, лучше поймем то, что происходит в Универсуме.

Интегральная медицина, утверждая взаимосвязь между Человеком и Вселенной, подразумевает, в первую очередь, не физическую связь, а всеобщую, универсальную связь с Бытием. Благодаря этой связи космос способен влиять на человека. В свою очередь, человек способен влиять на великий мир не только физически, но также своими мыслями и чувствами.

В интегральной медицине ставится вопрос об ответственности Человека перед Природой и возникающих в связи с этим этических требованиях к нему. Подобные вопросы ставили уже Платон и Парацельс. Согласно их взглядам, каждый Человек как часть Универсума имеет свое предназначение, свою эволюцию, являющуюся, в свою очередь, частью великой эволюции Вселенной. Если человек противодействует законам Вселенной, не соблюдает Закон, то он вносит разлад в мировую гармонию. Человек может наносить вред природе и самому себе, не только загрязняя окружающую среду и истощая ее ресурсы, но также отравляя окружающий мир эгоистическими делами и мыслями. Поэтому, когда множество людей из-за своего неведения (болезни в контексте буддийской философии) не знают основных этических законов, не понимают человеческой ответственности перед остальным миром, когда у них нет ничего святого, неумело управляют своими мыслями и эмоциями, легко впадают в состояние злобы и агрессивности, зависти и неконтролируемого желания, - такое разрушающее воздействие на природу становится значительным и влечет за собой непредвиденную реакцию со стороны окружающего мира в виде природных катаклизмов, заболеваний, массовых истерий и т.д. Преодоление болезни как неведения предполагает внутреннюю трансформацию человека, восхождение его к Абсолюту.

Современный человек отличается чрезвычайной подозрительностью ко всему новому и необычному, обыкновенно превращающейся в отторжение любой незнакомой вещи по принципу «этого не может быть, потому что не может быть никогда». В достаточной степени это является следствием замкнутости человека, который, ограничиваясь своим маленьким, удобным для него мирком, не желает допускать в него никого и ничего, что могло бы угрожать его благополучию. Говоря языком современной науки, человек подобен замкнутой системе, которая не способна расти и изменяться, потому что практически не контактирует с окружающим миром. Говоря теми же терминами, в представлении Парацельса человек должен быть «открытой системой», то есть взаимодействовать с Космосом и другими людьми, быть способным достойно отдавать и достойно получать.

Путь внутренней трансформации - важная часть всех традиционных учений Востока и Запада. В разных традициях путь этот назывался по-разному, но основной задачей человека, идущего по этому пути, было развертывание собственных внутренних потенциалов, поиск своей истинной сути, своего Закона и предназначения, для того чтобы наиболее полно участвовать во всеобщей эволюции. Раскрывая свою истинную сущность, узнавая свою истинную роль, человек учится сознательно участвовать во Вселенском действии, а не быть нездоровым балластом. Проблема здоровья человека кроется в самом человеке. Эти древние истины нуждаются в глубоком научном, социально-философском и духовно-нравственном осмыслении для того, чтобы разобраться в истинных причинах современной ситуации, свидетельствующий о неблагополучном здоровье Человека и Общества.

Актуальность темы данного исследования связана и с тем, что лечебная практика требует решения давно назревшей проблемы социально-философского обоснования синтеза двух парадигм медицины - западной и восточной. Интегральная медицина, объединяя ранее несовместимые модели западной и восточной медицины, которым соответствовали материалистические и идеалистические парадигмальные контексты, связывает свое будущее с пониманием единства Человека и Космоса, основанием которого может быть только целостное представление о связности человеческого духа и тела как новой мировоззренческой парадигмы.

Степень разработанности проблемы. Понятие «интегральная медицина» в научный оборот начал входить в 70-х годах XX века в связи с назревшей необходимостью пересмотра мировоззренческой парадигмы на нашу действительность. Духовно-нравственная деградация личности и общества явилась одним из факторов, приведших к глобальному экологическому кризису на нашей планете. Эта серьезная проблема стала предметом исследования многих ученых, представляющих весь спектр современной науки.

В своем исследовании мы опирались на фундаментальные работы таких ученых как В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Э.Шредингер, В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, П.К.Анохин, Л.Н.Гумилев, П.А.Бадмаев, Н.Н.Моисеев, Г.Селье,

A.Д.Урсул, В.Франкл, Ф.Перлз, И.Р.Пригожин, В.С.Степин, Н.М.Амосов, Н.П.Бехтерева, К.Уилбер, Г.Бейтсон, А.Лоуэн, Ф.Капра, А.С.Залманов, Д.Чопра, В.В.Налимов, И.И.Юзвишин, В.В.Мантатов, С.Ю.Колчигин, Т.П.Григорьева, В.С.Поликарпов, Т.Г.Лешкевич и других.

Работы этих авторов стали теоретической и методологической базой для разработки нашей собственной концепции интегральной медицины и ее социально-философского основания.

Философской базой для исторической ретроспективы в нашем исследовании были классические труды Платона, Гиппократа, Парацельса, Р.Декарта, И.Канта, А.Бергсона, Э.Гуссерля, М.Хайдеггера, У. Джеймса, К.Ясперса, М.Фуко, З.Фрейда, К.Г.Юнга, Р.Ассаджоли, К.Р.Роджерса,

B.Райха, Э.Фромма, И.С.Кона и других.

Для осмысления холистического мировоззрения мы обращались к работам по восточной философии таких авторов как Нагарджуна, Чандракирти, Васубандху, Чжуанцзы, Абу Али ибн Сина, Далай-Лама XIV, Д.Судзуки, Г.И.Гурджиев, П.Д.Успенский, Б.Д.Дандарон, Шри Ауробиндо, Раджниш Ошо, Дж. Кришнамурти, С.Радхакришнан, Ч.Трунгпа, Дж.Тинлей, Е.И.Рерих, А.Говинда, Г.Гюнтер, Э.Конзе, Ф.И.Щербатской, О.О.Розенберг, А.Уоттс, Р.Моаканин и другие.

Проблема интегральной медицины в мировой науке в разной степени и различных аспектах разрабатывались в трудах таких крупных западных ученых как Д.Бом, К.Прибрам, А.Маслоу, С.Гроф, Дж.Чу, Р.Гербер, Дж.

Катчмер, Б.Э.Бреннан, Р.Лэнг. Их экспериментальные данные служат основой для оптимистических результатов в дальнейших исследованиях. Например, в работе доктора философии и медицины Р. Гербера «Вибрационная медицина» приводятся примеры уникальных, объективно и достоверно проверяемых экспериментов при исследовании человека, базирующихся на естественнонаучных открытиях А.Эйнштейна, Н.Бора, М.Планка, В.Гейзенберга, С.Кирлиан, что послужило весомым аргументом в выдвижении своих идей диссертанту. В работе «Дао биоэнергетики» Дж.Катчмер, проводя сравнительный анализ китайской медицины и психоаналитических разработок

B.Райха, приходит к выводу о многомерности человека как такового. Важную роль для авторских методологических построений имели научные разработки таких выдающихся ученых как Д.Бом и К.Прибрам. Они совместными усилиями выдвинули безупречную научно-философскую теорию, где Человек и Вселенная есть взаимоотражающиеся голограммы, то есть подтверждая глубокие выводы восточной мудрости: все в Едином и Одно во всем. Эти выводы стали для нашей работы показателем правильности выбранного нами направления исследования, где мы настаиваем на необходимости перехода от классической к современной интегральной медицине.

Для построения общей картины интегральной медицины очень важную роль сыграли такие классические произведения как трактат «Чжуд-ши» и Атлас тибетской медицины, индийская Аюрведа, трактат китайской медицины «Наньцзин» и «Канон врачебной науки» А.А.ибн Сины.

В отечественной науке необходимо отметить работы в этом направлении таких авторов как В.П.Казначеев, Л.Г.Пучко, П.П.Гаряев, Е.А.Спирин, Г.Лувсан, Э.Г.Базарон, Л.Л.Хунданов, В.Н.Пупышев,

C.М.Николаев, Н.Ц.Жамбалдагбаев, И.Ю.Микляев, Н.И.Моисеева, Ю.Г.Мизун, В.Т.Куприй, АЛ.Катин, Э.Ю.Кушниренко, В.П.Петленко, Ю.П.Лисицын, Е.Н.Молодцова, В.И.Гарбузов, В.М.Дильман, Э.М.Каструбин, Е.С.Вельховер, К.В.Сельченок. Научные разработки этих ученых для дальнейшего развития мировой медицины трудно переоценить. В диссертационном исследовании при анализе человека в контексте нашей темы автор опирался на оригинальную работу «Многомерная медицина». Автор этого исследования Л.Г.Пучко на основе обширного практического и теоретического материала сумела доказать наличие энергоинформационных полей вокруг человека и их патологического состояния (т.е. заболевания) при определенных жизненных ситуациях. В своем исследовании Л.Г.Пучко опирается на фундаментальное открытие (теория физического вакуума и торсионных полей) российского физика Г.И.Шипова и на учения религиозно-философских школ Запада и Востока. Важно отметить, что метод Л.Г.Пучко дает удивительный эффект, излечивая безнадежно больных людей. Остается лишь констатировать что, конечный результат говорит сам за себя, факт -упрямая вещь.

Российскими учеными под руководством акад. В.П.Казначеева было сделано открытие, состоящее в том, что в белково-нуклеиновом пространстве живых клеток нашего организма сосуществует солитоны (полевая, волновая организация жизни), могущая мигрировать из организма в организм и передвигаться внутри организма. Это так называемые голографические солитоны, имеющие форму вихревых структур, которые могут перемещаться в любых жидких средах организма, перекрывая каналы управления и обмена энергией, информацией, веществом, вызывая многочисленные функциональные расстройства в организме человека.

Полученные экспериментальные материалы, по свидетельству В.П.Казначеева, настолько серьезны, что касаются всего современного естествознания и всех современных религий. Это открытие может объяснить многие данные, полученные из религиозного опыта.

Неоценимую помощь в выявлении социально-философского аспекта понятий «здоровье» и «болезнь» диссертанту оказала монография О.С.Васильевой и Ф.Р.Филатова «Психология здоровья человека», где рассмотрены античная, адаптационная и антропоцентрическая модели здоровья. Авторы данного исследования провели глубокий сравнительный и критический анализ этих трех моделей с современных позиций, что послужило отправным пунктом и подтверждением замыслов и выводов диссертанта.

Несмотря на то, что в имеющихся работах освещены определенные аспекты проблемы интегральной медицины, а в некоторых они глубоко разработаны, тем не менее необходимо отметить отсутствие диссертационных работ, в которых специально рассматривались бы социально-философская проблематика интегральной медицины. Уровень развития современной науки и медицины позволяет целостное рассмотрение данной проблемы с позиции единого методологического подхода, что и определило цель нашего исследования.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы определить социально-философский аспект современного понимания интегральной медицины на основе новейших открытий постнеклассической науки и духовных учений Востока, раскрыть понятие «духовное здоровье» в контексте экологической этики.

Реализация цели предполагает решение ряда задач, основными из которых являются:

1. Анализ исторических предпосылок интегральной медицины.

2. Осмысление современного состояния западной медицины.

3. Компаративистский подход к западной и восточной традиции в определении здоровья человека.

4. Сравнительная анализ эталонов здоровья (саморегуляция, социальная адаптация и самоактуализация).

5. Критический анализ эгоцентризма в контексте буддийской этики через призму медитации и психотерапии.

6. Раскрытие понятия «интегральная медицина» в социальнофилософском контексте.

Объект исследования. В соответствии с указанными целью и задачами в диссертации объектом исследования является интегральная медицина с позиции новейших достижений современной науки и традиций буддийской философии.

Предметом исследования является анализ сущности и концептуально-мировоззренческих оснований интегральной медицины в контексте социальной философии.

Методологическим основанием диссертационного исследования явилась система диалектических принципов (связи, развития и др.) и различных методологических подходов, включающих в себя системный, синергетический, компаративистский, информационный и статистический (вероятностный), углубляющих и развивающих диалектическую методологию осмысления проблемы интегральной медицины.

Методология философской компаративистики позволила преодолеть изолированность, замкнутость философских культур Востока и Запада. Она дает возможность аналитического сопоставления традиционных типов философского дискурса с современными с целью экспликации их универсального содержания.

Стержневым направлением в нашем исследовании стал голографический принцип, так как он целиком отвечает методологическим требованиям осмысления интегральной медицины. Он гармонично сочетается с принципами восточной медицины, утверждающими целостность Человека и Универсума.

Научная новизна результатов исследования:

1. В результате изучения состояния западной медицины выявлено, что субъектно-объектный подход носит ограниченный характер в лечении человека и не имеет исторической перспективы. Преодоление этой ограниченности и, соответственно, обретение исторического оптимизма возможно при применении голографической модели как фундаментального метода к оздоровлению больного.

2. На основании сравнительного анализа трех типов здоровья (саморегуляция, социальная адаптация и самоактуализация) сделан вывод, что раздельная интерпретация этих моделей, потеряв целостного человека, приводит к отрицательным результатам в лечении больного. Диссертантом предлагается интегральный подход к проблеме здоровья человека, который синтезирует три вышеназванных эталона здоровья, на основе постнеклассической науки и эвристических принципов буддийской философии.

3. В результате рассмотрения болезни как неведения в контексте буддийской философии сделан вывод: причина разрушения здоровой природы человека - в его фантомах ложных самоидентификаций (деньги, власть, потребительская «лихорадка» и т.д.), осознание и освобождение от которых имеет важное значение в оздоровлении человека и общества.

4. С позиции социальной философии выявлены духовно-нравственные основания интегральной медицины; показаны необходимость формирования аксиологического мышления (здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии) и эколого-этического, гуманистического императива в методологии современной медицины.

Научно-практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут иметь методологическое значение при изучении интегральной медицины, для дальнейшего компаративистского исследования восточной и западной медицины, а также при составлении базовых и специальных курсов по философии, медицине, антропологии и этике.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались автором на конференциях:

- ежегодная межвузовская конференция Бурятского государственного университета. Улан-Удэ. 1999.

- научная конференция «Научная рациональность и структуры повседневности». СПб., 1999.

- 2-я Международная научная конференция «Человек в современных философских концепциях». Волгоград. 2000.

- 3-я Международная конференция "Интеллигенция в судьбах России на рубеже XX и XXI веков". Москва - Улан-Удэ. 2000.

Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии БГУ при ежегодных отчетах о проделанной научной работе.

Материалы диссертационной работы апробированы на методологических семинарах, при чтении учебных курсов для студентов БГУ. По теме диссертации опубликовано шесть работ. Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философские аспекты интегральной медицины"

Заключение

Таким образом, интегральная медицина, предполагая переход от механистического мировоззрения к целостному, тем самым изменяя весь облик классической западной медицины, а также представление людей, ею занимающихся, требует вернуться к тому холистическому мировосприятию, которым люди обладали в течение тысячелетий. Целостное мировосприятие позволяло целителю видеть человеческое здоровье в целостной перспективе, как часть общей системы взаимоотношений во Вселенной. Более того, настоящий целитель и сам являлся образцом гармонического целого. Хочется верить, что современная медицина в недалеком будущем совершит плавный переход от фрагментарного понимания здоровья к его целостной модели. Человек - микрокосм внутри макрокосма, и это уже давно понято восточными философами. У здорового, гармонично духовно и физически развитого человека, обладающего естественно принятым и выполняемым морально-этическим комплексом, все высшие уровни управления работают согласованно, не вступая во внутренние конфликты, что самым благоприятным образом отражается на здоровье. Принципы, которые проявляются в микрокосме, абсолютно идентично отражают более масштабные принципы, управляющие функционированием макрокосма. Образцы порядка в природе повторяют себя на многих иерархических уровнях. Если понять законы Вселенной в том виде как они отражены в веществе на микроуровне, будет проще изучать космическое целое. Когда люди по настоящему поймут физическую, энергетическую и информационную структуру своего ума и тела, они будут намного ближе к постижению природы Вселенной и сил созидания, которые связывают их с Абсолютом. Человек, будучи интегральной системой, синтезируя весь спектр внешних влияний социума, не растворяется и не поглощается обществом, сохраняя свою внутреннюю свободу. И весь его внутренний мир, носящий коррелятивный характер с внешним, способен самостоятельно выработать свой алгоритм деятельности. И конечно же, квинтэссенцией всех деяний Человека выступают его духовно-нравственные качества. «Духовность переводит Универсум внешнего бытия во внутреннюю Вселенную человека на этической основе». Лучше этого, думается, не скажешь.

Целостный подход к пониманию здоровья и исцеления приводит к созданию нового мировоззрения, которое включает в себя все без исключения аспекты опытов человеческой жизни. При таком холистическом взгляде в организме больного не остается изолированных, отделенных друг от друга частей - все в этом мире взаимосвязано, «все влияет на все», и нет таких проблем, которые можно было бы отделить от проблемы сохранения здоровья. Холистический подход предусматривает ответственность больного за свое состояние.

Наступление XXI века приближает медицинскую науку к смене мировоззренческой парадигмы, сдвигу, который изменит представления о реальности и человеческой природе, перебросит мост между современной наукой и древней мудростью, сможет примирить западный материализм с восточной духовностью.

 

Список научной литературыДарибазарон, Энхэ Чимитдоржиевич, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М., 1998, 272с.

2. Абу Али ибн Сина. Канон врачебной науки. Избранные разделы. Втрех частях. М., Ташкент, 1994, 400, 360, 232с.

3. Агаджанян Н.А. и др. Экология человека. М., Новосибирск, 1997, 356с.

4. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. М., 1995, 608с.

5. Алексеев А.А., Ларионова И.С., Дудина Н.А. Системная медицина (от чего погибнет человечество?). М.,1999, 557с.

6. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1979, 192с.

7. Айминь X., Сюе Цзе Основы теории китайской традиционной медицины и чжэнь-цзю терапии. Харбин, 1988, 130с.

8. Атлас тибетской медицины. М., 1994, 590с.

9. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М., 1986, 336с.

10. Ю.Аюрведа. Древнее учение о совершенном здоровье. СПб., 1999, 184с.

11. Бадмаев П.А. Основы врачебной науки Тибета. Жуд-ши. М., 1991, 232с.

12. Базарон Э.Г. Очерки тибетской медицины. Улан-Удэ, 1992, 224с.

13. Балханов В.А. Синергетика и целостное мировоззрение // Вестник Бурятского университета. Сер.: Философия. Вып.№3 Улан-Удэ, 1999.

14. Балханов В.А., Дарибазарон Э.Ч. Проблема бытия человека и современная медицина (метафизический контекст). // Вестник ТПГУ, сер.Гуманитарные науки, вып.З. Томск, 2000, 35-40с.

15. Балханов В. А., Елгина Л.С. Мировоззренческие и концептуальные основы фундаментализации образования. Улан-Удэ, 2000, 85с.

16. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998, 384с.

17. П.Бехтерева Н.П. О мозге человека. СПб., 1994.

18. Бехтерева Н.П.Сквозь тернии к звездам. М., 1996.

19. Бреле-Руэф К. Сакральная медицина. М., 1995, 300с.

20. Бреннан Б.Э. Свет исходящий. Путь к исцелению. М., 2000, 398с.

21. Брэтмен С. Нетрадиционная медицина. Плюсы и минусы двадцати методов лечения. СПб., 1997, 282с.

22. Буддийский взгляд на мир. СПб., 1994, 461с.

23. Бурханов Р.А., Шумкова Т.Л. Трансцендентальная антропология И.Канта и Ф.В.И.Шеллинга. Екатеринбург, 1998, 246с.

24. Васильева О.С., Филатова Ф.Р. Психология здоровья человека, М., 2001,345с.

25. Вельховер Е.С., Никифоров В.Г., Радыш Б.Б. Локаторы здоровья. М.,1993, 208с.

26. Вэйсинь У. Носители информации. Диагностика и лечение в китайской медицине. СПб., 1994.

27. Вернадский В.И. Труды по философии естествознания. М., 2000, 504с.

28. Восток и Запад. Традиции и современность. М., 1993.

29. Выготский JI.C. Психология. М., 2000, 1008с.

30. Высшее сознание. М., 1995,304с.

31. Гарбузов В.И. Человек, жизнь и здоровье. Древние и новые каноны медицины. СПб., 1995, 430с.

32. Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М., 1998, 272с.

33. Гаряев П.П. Волновой геном. М., 1994.

34. Гербер Р. Вибрационная медицина. М., 1997, 317с.

35. Гергардт фон А. Гомеопатия. Практическое руководство. М., 1993, 778с.

36. Гештальттерапия: теория и практика. М., 2000, 320с.

37. Гиппократ. Клятва. Закон о враче. Наставления. Минск, 1998, 832с.

38. Говинда А. Творческая медитация и многомерное сознание. М., 1993, 270с.

39. Грекова Т.И. Тибетская медицина в России: история в судьбах и лицах. СПб., 1998, 400с.

40. Григорьева Т.П. Дао и Логос (встреча культур). М.,1992, 424с.

41. Григорьева Т.П. Синергетика и Восток.// Вопросы философии. №3, 1997

42. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.,1987, 288с.

43. Гринвелл Б. Энергии трансформации: путеводитель по теории и практике Кундалини. Киев, 1996, 448с.

44. Гроф С. Духовный кризис. М., 1995, 256с.

45. Гроф С., Уилбер К. и др. Практика холотропного дыхания. М., 2000, 212с.

46. Гроф С. За пределами мозга. М., 2000, 500с.

47. Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. СПб., 1997, 118с.

48. Гуманистическая и трансперсональная психология. Минск-М., 2000, 592с.

49. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1997, 640с.

50. Гурджиев Г.И. Взгляды из реального мира. Минск, 1999, 640с.

51. Гусейнов А. Золотое правило нравственности. М., 1988, 272с.

52. Гюнтер Г., Трунгпа Ч. Тантра. Рассвет без заката. Харьков, 1993, 105с.

53. Далай-лама XIV. Мир тибетского буддизма. СПб., 1996, 226с.

54. Далай-ламаХГУ. Сострадание и всеобщая ответственность. М., 1992, 44с.

55. Дандарон Б.Д. Письма о буддийской этике, т.1. СПб., 1997, 352с.

56. Дандарон Б.Д. Мысли буддиста. «Черная тетрадь», т.2. СПб., 1997, 246с.

57. Даосская йога. Бишкек, 1993, 672с.

58. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М., 1999,310.

59. Дильман В.М. Большие биологические часы. Введение в интегральную медицину. М., 1986, 256с.

60. Дрейер O.K., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. М., 1997, 224с.

61. Донден Еши. Здоровье через равновесие. Введение в тибетскую медицину. Улан-Удэ, 1997, 203с.

62. Дубровин Д.А. Трудные вопросы классической китайской медицины. Ленинград, 1991, 224с.

63. Дю Прель К. Философия мистики или двойственность человеческого существа. М., 1995, 490с.

64. Жамбалдагбаев Н.Ц. Тексты и понятийные системы тибетской медицины. // Пульсовая диагностика тибетской медицины. Новосибирск. 1988, 109-133с.65.3алманов А.С. Секреты и мудрость тела. Глубинная медицина. М., 1997, 190с.

65. Иванченко В.А. Как быть здоровым. СПб., 1994, 302с.

66. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине.М.,1990, 222с.

67. Йегер В. Пайдейа. М., 1997, 336с.

68. Казначеев В.П. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск. 1989.

69. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.

70. Каленкин С. Мы как часть высшей реальности // Наука и религия, 1999, №8, с.2-7.

71. Калмыков А.А. Введение в экологическую психологию. М., 1999, 128с.

72. Камашинская О.Б. Этюды о новой медицине. Новосибирск, 1998, 91с.

73. Кант И. Критика чистого разума. Минск, 1998,960с.

74. Капра Ф. Дао физики. СПб., 1994, 304с.

75. Каструбин Э.М. Самогипноз и медитация. М., 1999, 224с.

76. Категории буддийской культуры. СПб.,2000, 317с.

77. Катин А.Я. Фолль-метод 2 плюс: акупунктура, гомеопатия и другое. Каунас, 1995, 233с.

78. Катчмер Дж. Дао биоэнергетики. Киев, 1998, 288с.

79. Климова В.И. Человек и его здоровье. М., 1986, 191с.81 .Клюев А.Г. Аюрведа. Единство философии и практики в ведическом знании. М., 1999, 248с.

80. Коллиндж У. Альтернативная медицина. Оздоровление без лекарств. М.,1997, 416с.

81. Колчигин С.Ю. Логика целостного мировоззрения. Алматы. 1993, 200с.

82. Комаров В.Д. Социальная экология: философские аспекты. Ленинград, 1990,216с.

83. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978, 367с.

84. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984, 334с.

85. Коротаева И.Я. Тайна человеческого бытия. Иркутск, 1999.

86. Кришнамурти Дж.Немедленно измениться. М, 1993, 170с.

87. Куприй В.Т. Моделирование в биологии и медицине. Философский анализ. Ленинград, 1989, 176с.

88. Кушниренко Э.Ю. Два цветка на древе медицины. Учение индо-тибетской медицины о здоровье и долголетии. М., Воронеж, 1999, 474с.

89. Ленхобоев Г.Л., Жамбалдагбаев Н.Ц. «О теплых и холодных свойствах пищевых продуктов и лекарственных средств». Препринт ВЦ СО АН СССР, №220, Новосибирск, 1980.

90. Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ, 1999, 238с.

91. Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. Р-на-Дону. 1994.

92. Лисицын Ю.П., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины. М., 1992.

93. Лободин В.Т. Пять элементов здоровья. СПб., 1999, 157с.

94. Лоуэн А. Язык тела. Ростов-на-Дону, 1998, 384с.

95. Лувсан Г. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. М., 1988, 432с.

96. Лэнг Р. Расколотое «Я». СПб., 1995, 352с.

97. Магазаник Н.А. Искусство общения с больными. М., 1991, 112с.

98. Манин В. Человек в цепи миров Вселенной. Медицина будущего и наша действительность. Пробуждение сознания. Киев, 1999, 48с.

99. Мантатов В.В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие. В 2-х т. Улан-Удэ, 1998-2000, 440с.

100. Мантатов В.В. Основания индо-тибетской медицины: метафизика и экология // Междунар. конф. « Логика, методология, философия науки». t.IX. М.,- Обнинск, 1995.

101. Мантатов В.В., Доржигушаева О.В. Экологическая этика: буддизм и современность. Улан-Удэ, 1997, 156с.

102. Мартынов Б.В. Нравственность йоги в идеале и в жизни. М., 2000, 363с.

103. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997, 431с.

104. Материалы по изучению источников традиционной системы индо-тибетской медицины. Новосибирск, 1982, 102с.

105. Матрос Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. Новосибирск, 1992.

106. Медицина и здоровье. Мир Агни-Йоги. М., 1999, 341с.

107. Метафизика в истории медицины. М., 1994.

108. Методологические и социальные проблемы медицины. М., 1997.

109. Мизун Ю.Г. Космос и здоровье. М., 1997, 600с.

110. Микляев И.Ю. Чудеса мазерной медицины. Харьков, 1992, 833с.

111. Минву Ч., Синъюань С. Китайская цигун-терапия. Киев, 1996, 278с.

112. Моаканин Р. Психология Юнга и тибетский буддизм. Томск, 1993, 111с.

113. Моисеев Н.Н. Человек и ноофера. М., 1992.

114. Моисеева Н.И. Биоритмы жизни. СПб., 1997, 254с.

115. Молодцова Е.Н. Традиционные знания и современная наука о человеке. М., 1996.

116. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989, 288с.

117. Николаев С.М. Тибетская медицина (вопросы и ответы). Улан-Удэ. 1998, 94с.

118. Ольков С.Г. Общественные болезни. Тюмень, 1996.

119. Ошо Раджниш. От медицины к медитации. Киев. 2001, 475с.

120. Панкратьева Н.Б., Попов В.Ф., Шиленко Ю.В. Здоровье -социальная ценность. М., 1989.

121. Парапсихология. Учебный курс Мюнхенского Института Парапсихологии. М.,1993, 672с.

122. Первая медицинская ассамблея «Здоровье человека». Н.Новгород, 15-18 мая 1991. Стенограмма. М., 1992.

123. Перлз Ф. Практика гештальттерапии. М.,2001, 473с.

124. Петров В.И., Седова Н.Н. Антропологический кризис в зеркале медицины // Человек в современных философских концепциях. Волгоград, 1998.

125. Пиотрович К. Лечение восстановлением информации. М., 1999, 66с.

126. Поликарпов B.C. Феномен «жизни и смерти». Восточная мудрость и новейшая наука. Ростов-на-Дону, 1995, 575с.

127. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог с природой. М., 2000, 310с.

128. Придня А.В. Психология, парапсихология и целительство. Ростов-на-Дону, 2001, 478с.

129. Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1986, 158с.

130. Психотерапия и духовные практики. Минск, 1998, 320с.

131. Пупышев В.Н. Тибетская медицина: язык, теория, практика. Новосибирск, 1991, 141с.

132. Пучко Л.Г. Многомерная медицина. Система самодиагностики и самоисцеления человека. М., 2001, 432с.

133. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. СПб., 1994, 644, 734с.

134. Рамачарака. Хатха-йога. Философия физического благополучия. М., 1999, 190с.

135. Рассыпнов В.А., Ромашина С.Я., Ушакова Е.В. Философия здоровья как основа валеологического образования // Теория и практика оздоровления населения России. Барнаул, №8.1998.

136. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991, 295с.

137. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. 2000, 656с.

138. Свищева Т.Я. Таинственный убийца. Вы сможете победить рак. М., 1997, 400с.

139. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982, 126с.

140. Сельченок К.В. Тайны восточной медицины. Воронеж, 1994, 446с.

141. Симеонова Н.К. Философский камень гомеопатии. Киев, 1997, 256с.

142. Синицын С.А. Диалектика духовности. М., 2000, 255с.

143. Скворцов JI.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М., 1989, 320с.

144. Современные проблемы медицинской этики. М., 1998.

145. Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера. СПб., 2000, 191с.

146. Степин B.C., Кузнецова Л.В. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994, 275с.

147. Стратегия выживания: космизм и экология. М., 1997, 304с.

148. Суворов О.В. Сознание и абсолют. М., 1999, 192с.

149. Сытин Г.Н. Животворящая сила. Исцеляющие настрои. М., 1991, 415с.

150. Тинлей Д. Ум и пустота. М., 1999, 234с.

151. Тинлей Д. Бодхичитта и шесть парамит. Улан-Удэ, 2000, 230с.

152. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Физика веры. СПб., 2001, 246с.

153. Тойнби А. Дж., Икеда Д. Диалог Тойнби Икеда. М., 1998, 446с.

154. Трунгпа Ч. Преодоление духовного материализма. Миф свободы. Шамбала: священный путь воина. Киев, 1993, 512с.

155. Уилбер К. Никаких границ. М., 1998, 176с.

156. Уотте А. Психотерапия. Восток и Запад. Львов. 1997, 174с.

157. Уолш Р. Дух шаманизма. М., 1996, 280с.

158. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. М., 1993.

159. Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990, 383-448с.

160. УэберР. Тонкая материя и плотная материя. Диалог его Святейшества Далай-Ламы, Д.Бома и Р. Уэбера // Наука и религия.1989, №10, с.20-21.

161. Философские и социальные проблемы медико-биологических наук. М., 1989.

162. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб., 2000, 287с.

163. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990, 448с.

164. Фромм Э. Иметь или быть? Киев, 1998, 394с.

165. ФукоМ. Рождение клиники. М., 1998, 310с.430с.

166. Хабибуллин К.Н. Медицинская социология. СПб., 2000, 170с.

167. Хесле В. Философия и экология. М., 1994.

168. Хоушен Л., Пэйюй Л. Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигуне. Новосибирск, 1995, 410с.

169. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1997, 606с.

170. Цвейг С. Врачевание и психика. СПб., 1992, 238с. 170с.

171. Цзюньмин Ян Корни китайского цигун. Киев, 1997, 320с.

172. Черносвитов Е.В. Социальная медицина. М., 2000, 304с.177. «Чжуд-ши» памятник средневековой тибетской культуры. Новосибирск. 1988,350с.

173. Чжуд-ши. Основы тибетской медицины. СПб., 1999, 156с.

174. Чиа М. Цигун: слияние пяти стихий, т.1. Киев, 1997, 278с.

175. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М.,1995, 768с.

176. Чопра Д. Здоровье и квантовая механика. // Наука и религия. №1.1990.

177. Чопра Д. Трансцендентальная медитация шаг к здоровью // Наука и религия, 1990, №4, С.29-30.

178. Чопра Д. Сотвори свое здоровье. М., 1996, 240с.

179. Шадаметов Ю.Ш. Человек: социально-экологические аспекты здоровья. Ташкент, 1990.

180. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М., 1999, 200с.

181. Шарден П.Т. Феномен человека. М., 1978, 240с.

182. Швейцер А. Жизнь и мысли. М., 1996, 528с.

183. Шивананда С. Кундалини-йога. Киев,2000, 192с.

184. Шипов Г.И. Теория физического вакуума. М., 1993.

185. Шри Ауробиндо. Интегральная йога. М., 2000, 424с.

186. Штангл А. Маятник от болезни к здоровью. СПб., 1997, 251с.

187. Шульга А.П. Вера и здоровье. СПб., 1996, 192с.

188. Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. СПб., 1999, 448с.

189. Элыитейн Н.В. Диалоги о медицине. Таллин, 1983, 224с.

190. Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро и макромирах. М., 1996.

191. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. СПб.-М., 1997, 538с.

192. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.

193. Яяма Т. Ци-терапия. Путь к новому сознанию и телу. Киев, 2001, 167с.