автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философские аспекты исследования духовности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философские аспекты исследования духовности"
На правах рукописи
Баскова Маргарита Николаевна
Социально-философские аспекты исследования
духовности
09.00.11 - Социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Нижний Новгород-2006
К
Диссертация выполнена на кафедре философии и политологии Государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования Костромской государственный университет имени H.A. Некрасова
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор
Буддаков Сергей Константинович
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук, профессор
Кожевников Вячеслав Порфирьевич
кандидат философских наук, доцент
Гринько Валентин Сергеевич
Ведущая организация:
Костромской государственный технологический университет
Защита состоится 8 ноября 2006 года в 14 часов па заседании диссертационного совета Д212.162.01 при Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете по адресу: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65, корпус 5, аудитория 202.
С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.
Автореферат разослан «7» октября 2006 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета,
кандидат философских паук, профессор
Е.В. Федотов
Актуальность исследования проблемы духовности обусловлена рядом взаимодополняющих обстоятельств. В настоящее время в социальной философии активно изучаются истоки духовности, сущность, формы сё проявления на индивидуальном и общественном уровнях, перспективы эволюции в изменяющихся социальных условиях. Обращение к феномену духовного в современном мире, ориентированном, прежде всего на ценности материальные, оказывается более чем актуальным. Технический прогресс без развития духовных факторов привел к кризису социальной и духовной сфер общества, о чем свидетельствуют такие распространенные явления как эгоизм, равнодушие, жестокость.
Ситуация обостряется существованием глобальных проблем. В настоящее время стало очевидным, что противоречия между нарастающими потребностями человечества и сравнительно ограниченными возможностями биосферы ставят под угрозу дальнейшее существование антропосферы. Поэтому вопросы экологически безопасного развития цивилизации вышли на передний план научного поиска и общественного сознания в целом. От человека требуется понимание - материальный прогресс не может продолжаться бесконечно в силу причин экологического характера. Признание приоритета духовности является жизненно необходимым и требует сознательного и ответственного поведения от человека.
Общество должно научиться управлять собой и соизмерять свою деятельность с природным фактором, обеспечив такое взаимоотношение с окружающей средой, которое позволит гармонично развиваться всей . социоприродной целостности.
С этой целью человечеству необходимо сформировать общую ценностную парадигму для. общества XXI века, которое имеет перспективу только при условии перехода от ценностей техногенной цивилизации к ценностям духовным.
Дальнейшее развитие немыслимо без соответствующей трансформации общественного сознания, понимания каждым человеком смысла и значения предстоящих перемен. Лейтмотивом всех цивилизационных преобразований является поиск новых форм и способов проникновения экологических знаний в образовательные структуры различного уровня.
Насущной проблемой, таким образом, является потребность в целостном социально-философском анализе сущностных оснований духовности, особенностей её проявления и функционирования в современном обществе, её значимости в формировании общественных и личностных мировоззренческих ориентиров.
Степень разработанности проблемы. В отечественной философской литературе проблема духовности наиболее успешно разработана в социологическом аспекте — исследования МЛ. Ковальзон, В.Ж.Келле, В.И. Толстых, А.Г.Спиркина, А.К.Уледова, В.С.Барулина, В.Ф.Рябова, Н.В. Гончаренко. В данных работах освещена взаимосвязь духовного с потребностями и интересами общества и личности, проанализированы различные стороны духовной жизни и духовной культуры.
В научной литературе последних лет достаточно глубоко изучаются сущностные основания духовности как индивидуально-личностного образования (М.К. Мамардашвили, М.С. Каган, Н.К. Бородина, С.Б. Крымский, В.А. Зайцев). Важное значение имеют исследования рассматривающие духовность в рамках социокультурного подхода (Р.Л. Лившиц), в рационалистическом контексте (В.Е. Кемеров), с точки зрения способностей и потребностей личности (В.А. Лекторский). Истоки и социальные механизмы духовности описывает В.Д. Шадриков. Духовность как качество личности, которое может быть реализовано только в процессе общения с другими людьми, изучают П.В.Симонов, П.М.Ершов, Ю.П.Вяземский. Общие подходы
к духовности как интегральному качеству смыспожизненных ценностей сформулированы в работах Л.П. Буевой, Т.В.Холостовой, И.А. Гундарова,
B.Г. Федотовой. Психологические аспекты данного явления широко разработаны Б.С. Братусь, В.И. Слободчиковым.
Заслуживают внимания исследования посвященые анализу перспективы дальнейшего существования и развития человека как существа духовного (Н.Н.Моисеев, В.П. Казначеев, Е.А. Спирин, В.Н. Сагатовский, Л.В. Рейзема, А.И. Субетто).
Проблемы духовного отчуждения нашли отражение в трудах К. Маркса, Х.Ортеги-и-Гассета, Э. Фромма, современных исследователей - А.И. Субетто,
C.И. Григорьева, Л.Д. Демина.
Экзистенциональные стороны духовного освещаются в работах М.Хандеггера, Ж. Маритена. Истоки и сущность иррационального в духовных процессах рассмотрены русскими религиозными философами - И .А. Ильиным, С.Л. Франком, B.C. Соловьевым.
Характерные черты русской духовности, особенности национального характера пытались определить, H.A. Бердяев, Н.О. Лосский, над этой темой работают современные исследователи В.П. Кожевников, Л.Е. Шапошников, A.B. Юдин, ИЗ. Можайскова.
Давая положительную оценку исследований по указанной проблематике, следует подчеркнуть, что в них раскрыты большей частью отдельные аспекты и структурные компоненты духовного опыта и духовности, в то время как большинство теоретических и практических проблем, касающихся сущности духовности останутся в тени научных дискуссий. Несмотря на большое разнообразие методологических подходов и альтернативных концепций, содержание понятия «духовность» остается до конца не разработанным и не проясненным и в каждом случае определяется контекстом его использования.
Актуальность исследования и недостаточная изученность данного вопроса обусловили выбор темы исследования: "Социально — философские аспекты исследования духовности".
Обь«кт исследования: духовность как объективная и субъективная реальность современного мира.
Предмет: основные социально-философские характеристики феномена духовности.
Цель: исследовать основные социально-философские характеристики духовности.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи:
1. Выявить и проанализировать основные подходы в определении понятия "духовность" в социально-философских концепциях K.XIX -н.ХХ веков, показать их теоретические возможности и ограниченность.
2. Обосновать степень разработанности проблемы в современной философской науке.
3. Исследовать структуру и особенности функционирования духовности в условиях научно-технической, информационной и образовательной революций.
4. Определить понятия ноосферогенеза, ноосферы и ноосферно-экологического императива и выявить их сущность.
5. Определить основные тенденции и перспективы дальнейшего исследования проблемы духовности.
Теоретико-методологическая основа. В основу исследования положена совокупность идей системного и синергетического подходов к изучению социокультурных явлений (Г.П, Щедровицкий, Э.Г. Юдин). Теоретической базой исследования также стали: концепция культурно-исторических типов ПЛ.Данилевского (П.А. Сорокин, А.Дж. Тойнби); теория эволюции ноосферы В.И. Вернадского и её реализация в работах H.H. Моисеева, В.Г1. Казначеева,
б
Е.А, Спирина, А.И. Субетто; совокупность идей о связи духовного с потребностями и интересами общества и личности (исследования М.Я.Ковальзон, В.Ж. Келле, А.Г. Спиркина, А.К. Уледова, B.C. Барулина,
B.Ф.Рябова); ценностно-смысловая концепция (В.И. Слободчиков, Б.С.Братусь); социокультурный подход П.В. Симонова, психологическая теория самоактуализации (А. Маслоу, Э. Фромм). Исходные теоретические позиции базируются на совокупности представлений МК. Мамардашвшш, М.С. Каган, Н.К. Бородиной, С.Б. Крымского, В.А. Зайцева о духовности как индивидуально-личностном образовании. Исследование также опирается на подход к определению сущности и содержательных характеристик образовательного общества, обозначенный в работах В.М. Розина,
C.К.Булдакова, А.И. Субетто, на теоретические и практические разработки С.И.Григорьева, Л.Д. Демина.
В работ« использовались методы исследования: анализ философской, социологической, психологической литературы; формально-логические методы и основные принципы диалектики; структурно-функциональный и системный методы.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в следующем:
- феномен духовности исследован с точки зрения ноосферного (экологического) развития человека. В свете современности духовность уже не может рассматриваться как вторичное явление, производное от материальных процессов в обществе.
- аргументирована необходимость перехода от общества информационной стратегии и использования ресурсов природы к экологической стадии ноосферы, основанной на минимизации вещественно-энергетических ресурсов, устойчивом природопользовании и духовно-ценностных факторах.
- проанализированы духовные предпосылки выхода из экологического кризиса и механизм формирования ценностных ориентации и социальных установок, соответствующих парадигмам экологического сознания Практическое значение данного исследования видится в том, что его результаты могут быть использованы как методологические посылки при изучении феномена духовности в философии, культурологи, социологии, психологии. Материалы диссертации могут стать основой спецкурса и представлять интерес, как для специалистов, так и для широкой аудитории. Личный вклад автора в получении научных результатов определяется разработкой основных концептуальных идей исследования; непосредственным сбором и обработкой теоретического материала; обобщением и представлением результатов исследования. На защиту выносятся следующие положения:
1. Духовность основывается на новом целостном многоуровневом понимании человека как природно-биологического, так и социокультурного существа.
2. Концепция ноосферно-экологнческого императива формируется на основе синтеза социальных и естественно-биологических законов и на сочетании нравственных н научных принципов, призванных обеспечить вывод человечества из состояния глобального экологического кризиса.
3. Духовность видится нами как перспектива для преодоления человечеством экологических и других глобальных проблем, как шанс предотвратить антропологическую катастрофу.
Апробация работы осуществлялась на протяжении всего периода исследования.
Основные теоретические положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии Костромского Государственного университета имени Н.А. Некрасова.
Материалы исследования были изложены автором в докладах и выступлениях на межвузовских научно-практических конференциях в Костроме 2003-2006 гг.
Результаты исследования нашли отражение в пяти публикациях. Структура диссертационного исследования включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется его предмет, цель, задачи; характеризуются теоретико-методологические основы и методы; определяется степень разработанности проблемы; формируются положения, выносимые на защиту; раскрывается научная новизна; теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе "Духовность как социально-философская проблема*' включающей три параграфа, представлено понимание феномена духовности в трудах отечественных и зарубежных философов к.Х1Х-н.ХХ веков, обосновывается степень разработанности проблемы в современной философской литературе, осуществлен анализ онтологических и аксиологических аспектов проблемы духовности; содержание и закономерности функционирования духовности в обществе на современном этапе общественного развития в условиях научно-технической, информационной и образовательной революций.
В параграфе первом "Проблема духовности в отечественной и зарубежной философии к. XIX — н. XX веков" отмечается, что исследование феномена духовности объединяет отечественных и зарубежных философов.
Однако, при всей близости взглядов, в работах западноевропейских и русских мыслителей в понимании духовности прослеживается определенная специфика.
Рассматривается, что в русской религиозной философии (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, СЛ. Франк, B.C. Соловьев) личность понимается как средоточие высшей духовности в экзистенциональном понимании этого явления. Сущностные силы человеческого духа не связаны (или связаны в малой степени) с материальной жизнью. Становление человеческого духа - это внутренний процесс духовного самосовершенствования личности.
Свобода человека есть внутреннее состояние личности, результат, прежде всего, ее духовных усилий, а не общественных процессов. Однако, внешние обстоятельства влияют на процесс духовного развития.
Указывается, что взгляды русских философов на личность и общество содержат в себе элементы социальной утопии, они оторваны от российской реальности. Личность и общество у них — философские абстракции,
В параграфе отмечается, что западноевропейская философия преимущественно теоретична, самодостаточна. Поиски действительных оснований духовной жизни человека привели мыслителей к осознанию одиночества и заброшенности человеческого существования, к индивидуализму и субъективизму. Исследователи (А.Дж. Тойнби, П.А. Сорокин) обращаются, прежде всего, к человеческому разуму, призывают осознать трагизм происходящего, активнее противостоять кардинальным изменениям, ведущим к формированию "одномерного человека". В результате анализа мы приходим к выводу, что западноевропейская философия более конкретна и приближена к жизни, однако, недостаточно обращает внимание на иррациональные основы личности.
Нами рассмотрена марксистская философская традиция. В рамках данной теории личность рассматривается в контексте существующих общественных
отношений, прежде всего, экономических. С этой точки зрения, личность в буржуазном обществе отчужден а не только от собственности и продуктов своего труда, но и от культуры и духовности, так как существующие отношения дают возможность меньшинству присваивать то, что создано всем обществом. Отсюда понимание свободы личности в ее освобождении от эксплуатации. Это возможно осуществить только в ' ходе пролетарской революции и создания государства с новыми общественными отношениями. В данных условиях духовность определяется как преданность классовой морали, а ценность личности определяется с позиции ее вклада в дело класса. Отсюда цдея классовой культуры и пролетарского искусства. Далее общество движется к коммунизму — обществу духовно и социально однородному.
Констатируется, что марксистская теория также содержит в себе элементы социальной утопии.
Делается вывод о том, что указанные подходы на понимание личности, ее духовности, духовности всего общества, основным недостатком имеют односторонность.
Во втором параграфе "Онтология духовности" обосновывается степень разработанности проблемы в современной философской литературе, осуществлен анализ онтологических и аксиологических аспектов проблемы духовности. Отмечается, что интерес современных философов к анализу духовности, ее возникновению и функционированию в обществе весьма активен. Указывается, что проблема духовной культуры начинает широко разрабатываться в советские годы. В это время преодолено одностороннее представление о духовной культуре только как о совокупности духовных ценностей. Данную категорию стали рассматривать как активную творческую деятельность людей по освоению мира, как производство, хранение, распространение и потребление духовных ценностей (М.Я. Ковальзон, В.Ж.Кедле, АХ. Спиркин, А.К. Уледов, B.C. Барулин, В.Ф. Рябов). В науке
уточнялись понятия духовной культуры и духовной жизни общества, духовная жизнь стала пониматься как более широкое понятие, включающее в себя духовную культуру- Были введены новые понятия, характеризующие духовные явления, например, понятия уровня, вида, сферы.
Отмечается, что и в современной отечественной социально-философской литературе широко обсуждаются проблемы духовности, выделяются ее основы и значимость. В результате анализа литературы делается вывод, что при всем разнообразии подходов к исследованию данного феномена нет единой целостной концепции духовного, хотя многие частные аспекты общей проблемы находят свое отражение в работах ученых.
В качестве недостатка в исследовании данной тематики нами указывается на неоднозначность использования понятия "духовность" в различных контекстах, широкий спектр родственных понятий ("дух", "душа", "психика", "разум"), что затрудняет изучение феномена.
Одновременно отмечается междисциплинарный характер категории духовности. Духовность захватывает необычайно широкий круг проблем и исследуется рядом дисциплин: историей, психологией, религиоведением, эстетикой, философией, как па теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. Нередко духовности придают высший тайный смысл.
Практически все современные исследователи указывают на тот факт, что духовность органически связана с целостностью человека, с его гармоничным развитием как природно-биологического, так и социокультурного существа. Учитывая данные современного естественнонаучного человекознания, можно сделать вывод, что духовность ицдивцда основывается на новом — целостном, многоуровневом понимании природности человека (работы В.П. Казначеева, В.А. Спирина).
Духовность как специфическая форма человеческого бытия, проявляющаяся на уровне индивидуальной внутренней жизни, является не
только отражением условий социальной жизни личности, следствием интериоризации элементов и содержаний духовной жизни общества, но и уходит корнями в фундаментальные основы бытия. Духовность является той потенциальной сущностью человека, которая обеспечивает ему полноценное развитие и саморазвитие, усвоение социального опыта с целью преобразования собственной природы. Особую важность всестороннее и непрерывное развитие духовного потенциала человека с помощью собственных усилий приобретает в настоящее время, отмеченное, по мнению исследователей, снижением веры человечества в прогресс, в науку, росте агрессивности и снижением ценности самой человеческой жизни.
Делается вывод о том, что в настоящее время, проблематика духовного постепенно складывается в относительно самостоятельную концепцию. На данный момент феномен духовности исследуется в трех основных ипостасях: как социокультурный феномен, как когнитивно-психологический механизм, как внутреннее, индивидуально-личностное образование.
В третьем параграфе "Влияние научно-технической, информационной и образовательной революций на духовный мир общества и личности-" раскрывается содержание и закономерности функционирования духовности на современном этапе общественного развития. Новейшие электронные и спутниковые системы создали единое информационное пространство. Указывается, что поток информации существенно меняет объем знаний, мировоззрение, способ мышления, мироощущение, мировосприятие, а соответственно, и духовный мир современного человека. По мере развития цивилизации роль информации в судьбе человечества, в формировании общественных институтов, в самом видении мира, непрерывно возрастает.
Нами отмечается, что в настоящее время важнейшее значение приобретают средства обработки и анализа информации. Компьютеризация, носящая стихийный характер, имеет ряд последствий, отрицательно влияющих на
духовный мир личности. Негативная информация способна глубоко изменять массовое сознание. Проблема воздействий такого рода вызывает пассивную культуру, потребительскую, практически исключающую духовную сопричастность человека к ней.
В результате анализа мы приходим к выводу о том, что необходимо научить человека постоянно выявлять социальный смысл информации, поступающей к нему; социальные последствия любых научно-технических открытий, оценивать, в какой мере они служат благу людей, в какой степени содержат потенциальную и реальную угрозу человеку.
В параграфе указывается, что стихийный, "обесчеловеченный" прогресс науки и техники становится причиной отчуждения человека. Создание компьютеров, решающих одни проблемы, все больше втягивает человека в мир, чуждый высоких идеалов человеческой культуры. Сверхзанятость современного человека, постоянные психические перегрузки ведут к умиранию в нем духовного начала. Средствами массовой информации формируется спектр ложных потребностей индивида, стандартизируется его мышление. В таких условиях труд человека, как правило, меньше всего является выражением высшей потребности индивида - творчеством, он все больше оказывается лишь попыткой обеспечения выживания. Материальные трудности ограничивают доступ к образованию, приобщению к культуре, что способствует затуханию духовного начала в человеке, К тому же люди привыкают к отчуждению, не видят его негативных сторон, принимают его за подлинную действительность.
Отмечается, что формирование духовного императива современности должно сопровождаться всеобъемлющей просветительской и воспитательной программой. Таким образом, перед институтом образования стоит ряд сложных проблем.
Необходимо иметь в виду, что сегодня в системе образования все труднее учитывать научные достижения, так как они быстро сменяются другими. Главное в обучении на современном этапе состоит не столько в том, чтобы дать сумму знаний, сколько в том, чтобы вооружить уменнем самостоятельно усваивать новые знания, непрерывно совершенствоваться, творчески подходить к решению проблем. Главными принципами учебной работы должны выступить сотрудничество и сотворчество, реализуемые благодаря интегративному подходу в общении, мировоззренческому плюрализму, гуманизации отношений.
В целом важно видеть, что научно-техническая революция в конечном счете приводит к коренному изменению содержания труда, все более приобретающего форму творческой, интеллектуальной деятельности, что обеспечивает духовное развитие человека и делает возможным более высокую степень свободы личности.
Очевидно, без прогресса науки и техники .современное человечество не выживет. Но выживет оно только в том случае, если придает прогрессу духовный, гуманистический смысл.
Во второй главе "Духовная сфера современного общества" рассмотрены особенности и противоречия в развитии современного общества, их проявление в духовной сфере общества и личности; показаны условия,. пути, способы развития духовности в соответствии с потребностями нового времени; раскрыта значимость гуманистического измерения духовности, как императив развития современности; освещены методологические вопросы понимания современной картины мира и человека; проанализирована дальнейшая стратегия человечества.
В параграфе первом "Особенности и, , противоречия в развитии современного общества и их проявления в духовной сфере общества .и личности" приводятся базовые теории современного общества;
рассматривается специфика развития духовности в соответствии с потребностями нового времени. Отмечается, что категория "современное общество" размыта и антиномична. Традиционно считается, что современное общество — это передовое общество, находящееся на вершине прогресса.
В параграфе раскрываются основные положения формационной теории общества (К. Маркс); рассмотрен цивилизационный подход к объяснению логики истории (Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Дж. Тойнби, ПА.Сорокнн), приведена теория этногенеза (Л.Н. Гумилев).
Рассмотрены теория развития общества современного ученого А.А.Зиновьева.
Одновременно представлены технократические социальные теории Т.Веблена, Д.Белла, З.Бжезинского, А.Тоффлера.
В конце XX века перед человечеством встала проблема исчерпаемости природных ресурсов, которая заявила о себе в форме экологических катастроф различного масштаба. Механизмы и последствия экологического кризиса раскрыты в работах А.Л. Чижевского, В.П. Казначеева, Е.А. Спирина, А.И.Субетго.
Нами отмечается, что в силу причин экологического характера, материальный рост не может продолжаться до бесконечности и цели общественного развития должны определяться причинами не столько материального, сколько экологического, биологического и культурного характера. Перед мировым сообществом поставлена проблема поиска новой модели развития человечества.
В параграфе приведена теория управляемой с помощью общественного интеллекта модели социального развития. В данном контексте "интеллект" есть обобщенное абстрактное понятие, это не стихийное, а управляемое будущее.
Главным механизмом воспроизводства общественного интеллекта является социальный институт образования. Данный тип общества определяется как
"образовательное общество" - состояние общества, когда оно становится образовательной системой, образование определяет все сферы жизни.
Отмечается, во второй половине XX века под воздействием научно-технического прогресса появился "мир изменений", то есть такая форма социального и технологического бытия человечества, которая привела к быстрому моральному устареванию знаний и к необходимости перехода человека к новому образу жизни на основе непрерывного образования и поддержания высокой готовности к самообучению.
Знания, умения, способности человека становятся непосредственной производительной силой. Культурно-историческим результатом производства знаний становятся новые духовные, интеллектуальные, личностные качества человека.
В параграфе указывается, что необходимо создать новую модель образовательной системы, основанную на мировых общеобразовательных стандартах и на общечеловеческих ценностях.
Соответственно, возрастает нагрузка на социальный институт образования. Главной ценностью должно стать восходящее гармоничное развитие и творческая самореализация каждого человека, с подчинением достижению этой цели всех механизмов функционирования общества.
Во втором параграфе "Императив развития современного общества" представлен анализ проблемы ценностей и поиска, приоритетов дальнейшего общественного развития. ;
В XX веке человечество столкнулось с небывалым прогрессом производительных сил и, как следствие, глобальными экологическими проблемами.
Отмечается, что экологический кризис осложняется духовным, когда прежние мировоззренческие установки приходят в противоречие с резко меняющейся действительностью.
Практическое решение проблемы дефицита ресурсов жизнеобеспечения, формирования и распределения обязанностей и ответственности отдельных народов и цивилизаций за судьбы человечества неизбежно вызовет взаимное непонимание и конфронтации. В этой связи на первый план выходят вопросы гуманизма.
В параграфе указывается, что человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами, но и сложными биофизическими, экологическими связями с окружающим миром. Мир людей не противопоставлен миру природы, они элементы единой системы. Истинный гуманизм, по нашему мнению, утверждает не только ценность человеческой жизни, но и ценность природного многообразия.
Гуманизм предстает универсальным объединяющим началом. Суть его состоит в утверждении таких норм и принципов бытия, которые отражали бы насущные интересы всех людей планеты и воспринимались бы ими как всеобщие ценности.
Отмечается, что в настоящее время под общечеловеческими ценностями понимаются ценности, связанные с правовым государством, с либерализмом» культом частной собственности. Такой подход представляется нам упрощенным. Навязывание системы ценностей одной цивилизации без учета отечественного духовного опыта, нельзя считать приемлемым.
Неотделимым от процесса гуманизации общества предстает образование. Современный человек должен быть развит не только интеллектуально и профессионально, но и культурно, духовно, нравственно. Непрерывное экообразование становится фактором гуманизации общества.
Указывается, что преобразования не будут эффективными, если в стороне -остается конкретная человеческая личность. Духовные ценности и установки человека являются важнейшей жизненной силой как отдельного человека, так и всего общества.
В параграфе третьем "Вернадскианская революция как методология понимания современной картины мира и человека" проанализирована дальнейшая стратегия человечества на основе теории эволюции ноосферы В.И.Вернадского.
Отмечается, что человечество все больше осознает свою органическую связь с живой природой, считая себя ее неотъемлемой частью. В.И. Вернадский исследовал и обратил внимание на происходящие перемены во взаимодействии общества и природы под влиянием природопреобразующей деятельности человека.
В параграфе анализируются взгляды современных ученых о ноосфере Н.Н.Моисеева, В.П. Казначеева, Е.А. Спирина, А.И. Субетто.
Указывается, что ноосфера мыслится как высшая степень интеграции всех форм существования материи, когда любая преобразующая деятельность человека будет основываться на научном понимании естественных и социальных процессов и органически согласовываться с общими законами развития природы. Таким образом, человек берет на себя ответственность за дальнейшую эволюцию, как биосферы, так и самого себя.
В качестве недостатка отмечается, что в понимании ноосферы существует двойственность. С одной стороны, ноосфера возникает вместе с человеком как процесс сугубо субъективный, стихийный; с другой стороны - только сейчас в наше время биосфера начинает переходить в ноосферу, и соответственно ноосфера еще впереди.
При изучении ноосферы можно выделить два аспекта: естественнонаучный и содержательно-мировоззренческий.
Центральной проблемой теории развития ноосферы является проблема обеспечения гармоничного совместного развития природы и общества, в центре которого находится человек не только разумный, но и духовный. Культура есть
основное условие самоорганизации общества. Ценности культуры отвечают на вопрос — во имя чего развивается общество.
Фактически речь идет о новых нравственных ценностях, обращенных к человеку, обществу, экономике. В систему нравственных регуляторов начинает входить интеллект — интеллект этический, включающий категорию добра как базовой ценности, социальную справедливость, человечность. Важную роль в этом процессе должно сыграть образование, сориентированное на развитие духовности и формирование целостности мышления.
Процессы культуры и духовности становятся своеобразным "ключом" к
ноосферному развитию, немыслимому без гуманитарных усилий человека и
*
общества в целом. В ноосферкой концепции на первом месте стоит гуманистический смысл.
В параграфе обращается внимание на категорию "ноосферизм".
Ноосферизм - категория, выведенная А.И. Субетто в последние годы в ряде работ. Это понятие отражает уже сложившуюся целостную теоретическую систему научных взглядов, законов, принципов, положений, которые есть теоретическая база нового мировоззренческого переворота, теоретически и идеологически вооружающие человечество для преодоления того глубокого "бытийного кризиса", который обозначился в конце XX века. Ноосферизм одновременно предстаёт итогом той научной революции, того синтеза научных знаний, которые могут быть названы "вернадскианской революцией", названной так в честь В.И.Вернадского.
В результате анализа, мы приходим к выводу, что стратегия человечества должны включать поиск качественно нового пути развития цивилизации: техническое перевооружение общества и выработку духовного императива.
В заключении подведены основные итоги исследования.
Делается вывод о том, что данная проблема требует дальнейшего изучения в плане разработки целостной концепции духовного.
Необходимо вести разработку проблемы духовности не только в теоретическом, но и в практическом аспекте. Именно школа и другие социальные учреждения помогут сделать процесс духовного воспитания полноценнее и содержательнее.
Духовность не мыслима без диалога культур. Необходим отказ от конфликтогенного мышления, нами утверждается гуманность духовного.
Необходимо сформировать общую ценностную парадигму для общества XXI века, которое имеет перспективу только при условии перехода от ценностей техногенной цивилизации к ценностям духовным.
Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Баскова, М.Н. Институт образования - ведущий механизм устойчивого развития России / М.Н. Баскова И Материалы 56 межвузовской конференции молодых ученых и студентов "Студенты и молодые ученые КГТУ -производству", - Кострома, 2004. - С.21-22.
2. Баскова, М.Н. Качество образования как составляющая понятия ноосферного качества жизни / М.Н. Баскова // Актуальные проблемы науки в АПК. Материалы 56 межвузовской научно-практической конференции. В Зт. Т.З.Кострома. Изд. КГСХА, 2005.- С.128 - 129.
3. Баскова, М.Н. Социально-философские основания взаимоотношений общества и личности в русской философской традиции / М.Н. Баскова // Актуальные проблемы науки в АПК. Материалы 56 межвузовской научно-практической конференции. В Зт. Т.З.- Кострома. Изд. КГСХА, 2005,- С. 129130.
4. Баскова, М.Н. Образовательное общество как условие социоприродной эволюции в XXI веке / М.Н. Баскова // Актуальные проблемы современной философии и политологии: сб. материалов межвуз. Науч. — практ. Конф. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. - С. 76-77.
5. Баскова, М.Н. Учение В.И. Вернадского как методология понимания современной картины мира и человека / М.Н. Баскова И Вести. Костромского гос. университета им. H.A. Некрасова. Сер.фнлос.вопр. — 2006. - №2. - С.228 - 231.
БАСКОВ А МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Подписано в печать 01.10.06 г. Формат 60x90 1/16. Бумага для множительных аппаратов. Ризограф. Усл. печ. л. — 1,4 пл. Тираж 100 экз. Отпечатано: Салон оперативной полиграфии «Gut» ул. Щемиловка, 15. тел.: (4942) 37-16-41
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Баскова, Маргарита Николаевна
Введение.
Глава 1. Духовность как социально - философская проблема.
§ 1. Проблема духовности в отечественной и зарубежной философии к. XIX - н. XX веков.
§2.Онтология духовности.
§3.Влияние научно - технической, информационной и образовательной революций на духовный мир общества и личности.
Вывод по первой главе.
Глава 2. Духовная сфера современного общества.
§ 1. Особенности и противоречия в развитии современного общества и их проявление в духовной сфере общества и личности.
§2. Императивы развития современного общества.
§3. Вернадскианская революция как методология понимания современной картины мира и человека.
Вывод по второй главе.
Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Баскова, Маргарита Николаевна
Актуальность исследования проблемы духовности обусловлена рядом взаимодополняющих обстоятельств. В настоящее время в социальной философии активно изучаются истоки духовности, сущность, формы её проявления на индивидуальном и общественном уровнях, перспективы эволюции в изменяющихся социальных условиях. Обращение к феномену духовного в современном мире, ориентированном, прежде всего на ценности материальные, оказывается более чем актуальным. Технический прогресс без развития духовных факторов привел к кризису социальной и духовной сфер общества, о чем свидетельствуют такие распространенные явления как эгоизм, равнодушие, жестокость.
Ситуация обостряется существованием глобальных проблем. В настоящее время стало очевидным, что противоречия между нарастающими потребностями человечества и сравнительно ограниченными возможностями биосферы ставят под угрозу дальнейшее существование антропосферы. Поэтому вопросы экологически безопасного развития цивилизации вышли на передний план научного поиска и общественного сознания в целом. От человека требуется понимание - материальный прогресс не может продолжаться бесконечно в силу причин экологического характера. Признание приоритета духовности является жизненно необходимым и требует сознательного и ответственного поведения от человека.
Общество должно научиться управлять собой и соизмерять свою деятельность с природным фактором, обеспечив такое взаимоотношение с окружающей средой, которое позволит гармонично развиваться всей социоприродной целостности.
С этой целью человечеству необходимо сформировать общую ценностную парадигму для общества XXI века, которое имеет перспективу только при условии перехода от ценностей техногенной цивилизации к ценностям духовным.
Дальнейшее развитие немыслимо без соответствующей трансформации общественного сознания, понимания каждым человеком смысла и значения предстоящих перемен. Лейтмотивом всех цивилизационных преобразований является поиск новых форм и способов проникновения экологических знаний в образовательные структуры различного уровня.
Насущной проблемой, таким образом, является потребность в целостном социально-философском анализе сущностных оснований духовности, особенностей её проявления и функционирования в современном обществе, её значимости в формировании общественных и личностных мировоззренческих ориентиров.
Степень разработанности проблемы. В отечественной философской литературе проблема духовности наиболее успешно разработана в социологическом аспекте - исследования М.Я.Ковальзон, В.Ж. Келле, В.И. Толстых, А.Г. Спиркина, А.К.Уледова, В.С.Барулина, В.Ф. Рябова. В данных работах освещена взаимосвязь духовного с потребностями и интересами общества и личности, проанализированы различные стороны духовной жизни и духовной культуры.
В научной литературе последних лет достаточно глубоко изучаются сущностные основания духовности как индивидуально-личностного образования (М.К. Мамардашвили, М.С. Каган, Н.К. Бородина, С.Б. Крымский, В.А. Зайцев). Важное значение имеют исследования, рассматривающие духовность в рамках социокультурного подхода (P.J1. Лившиц), в рационалистическом контексте (Г.Э. Бурбулис, В.Е. Кемеров), с точки зрения способностей и потребностей личности (В.А. Лекторский). Истоки и социальные механизмы духовности описывает В.Д. Шадриков. Духовность, как качество личности, которое может быть реализовано только в процессе общения с другими людьми, изучают П.В.Симонов, П.М.Ершов, Ю.П.Вяземский. Общие подходы к духовности как интегральному качеству смысложизненных ценностей сформулированы в работах Л.П. Буевой, Т.В.Холостовой, И.А. Гундарова, В.Г. Федотовой. Психологические аспекты данного явления широко разработаны Б.С. Братусь, В.И. Слободчиковым.
Заслуживают внимания исследования, посвященные анализу перспективы дальнейшего существования и развития человека как существа духовного (Н.Н.Моисеев, В.П. Казначеев, Е.А. Спирин, В.Н. Сагатовский, Я.В. Рейзема, А.И. Субетто).
Проблемы духовного отчуждения нашли отражение в трудах К. Маркса, Х.Ортеги-и-Гассета, Э. Фромма, современных исследователей - А.И. Субетто, С.И. Григорьева, Л.Д. Демина.
Экзистенциональные стороны духовного освещаются в работах М.Хайдеггера, Ж. Маритена. Истоки и сущность иррационального в духовных процессах рассмотрены русскими религиозными философами - И.А. Ильиным, C.JI. Франком, B.C. Соловьевым.
Характерные черты русской духовности, особенности национального характера пытались определить Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, над этой темой работает современный исследователь И.В. Можайскова.
Таким образом, проблема духовности изучается достаточно широко, но при всем разнообразии подходов к исследованию данного феномена нет единой целостной концепции духовного.
Актуальность исследования и недостаточная изученность данного вопроса обусловили выбор темы исследования: "Социально-философские аспекты исследования духовности".
Объект исследования: духовность как объективная и субъективная реальность современного мира.
Предмет: основные социально-философские характеристики феномена духовности.
Цель: исследовать основные социально-философские характеристики духовности.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи:
1. Выявить и проанализировать основные подходы в определении понятия "духовность" в социально-философских концепциях k.XIX -н.ХХ веков, показать их теоретические возможности и ограниченность.
2. Обосновать степень разработанности проблемы в современной философской науке.
3. Исследовать структуру и особенности функционирования духовности в условиях научно-технической, информационной и образовательной революций.
4. Определить понятия ноосферогенеза, ноосферы и ноосферно-экологического императива и выявить их сущность.
5. Определить основные тенденции и перспективы дальнейшего исследования проблемы духовности.
Теоретико-методологическая основа. В основу исследования положена совокупность идей системного и синергетического подходов к изучению социокультурных явлений (Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин). Теоретической базой исследования также стали: концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского (П.А. Сорокин, А.Дж. Тойнби); теория эволюции ноосферы В.И. Вернадского и её реализация в работах Н.Н. Моисеева, В.П. Казначеева, Е.А. Спирина, А.И. Субетто; совокупность идей о связи духовного с потребностями и интересами общества и личности (исследования М.Я.Ковальзон, В.Ж. Келле, А.Г. Спиркина, А.К. Уледова, B.C. Барулина, В.Ф.Рябова); ценностно-смысловая концепция (В.И. Слободчиков, Б.С.Братусь); социокультурный подход П.В. Симонова, психологическая теория самоактуализации (А. Маслоу, Э. Фромм). Исходные теоретические позиции базируются на совокупности представлений М.К. Мамардашвили, М.С. Каган, Н.К. Бородиной, С.Б. Крымского, В.А. Зайцева о духовности как индивидуально-личностном образовании. Исследование также опирается на подход к определению сущности и содержательных характеристик образовательного общества, обозначенный в работах В.М. Розина, С.К.Булдакова, А.И. Субетто, на теоретические и практические разработки С.И.Григорьева, Л.Д. Демина.
В работе использовались методы исследования: анализ философской, социологической, психологической литературы; формально-логические методы и основные принципы диалектики; структурно-функциональный и системный методы.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в следующем:
- феномен духовности исследован с точки зрения ноосферного (экологического) развития человека. В свете современности духовность уже не может рассматриваться как вторичное явление, производное от материальных процессов в обществе.
- аргументирована необходимость перехода от общества информационной стратегии и использования ресурсов природы к экологической стадии ноосферы, основанной на минимизации вещественно-энергетических ресурсов, устойчивом природопользовании и духовно-ценностных факторах.
- проанализированы духовные предпосылки выхода из экологического кризиса и механизм формирования ценностных ориентаций и социальных установок, соответствующих парадигмам экологического сознания
Практическое значение данного исследования видится в том, что его результаты могут быть использованы как методологические посылки при изучении феномена духовности в философии, культурологи, социологии, психологии. Материалы диссертации могут стать основой спецкурса и представлять интерес как для специалистов, так и для широкой аудитории.
Личный вклад автора в получении научных результатов определяется разработкой основных концептуальных идей исследования; непосредственным сбором и обработкой теоретического материала; обобщением и представлением результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Духовность основывается на новом целостном многоуровневом понимании человека как природно-биологического, так и социокультурного существа.
2. Концепция ноосферно-экологического императива формируется на основе синтеза социальных и естественно-биологических законов и на сочетании нравственных и научных принципов, призванных обеспечить вывод человечества из состояния глобального экологического кризиса
3. Духовность видится нами как перспектива для преодоления человечеством экологических и других глобальных проблем, как шанс предотвратить антропологическую катастрофу.
Апробация работы осуществлялась на протяжении всего периода исследования.
Основные теоретические положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии Костромского Государственного университета имени Н.А. Некрасова.
Материалы исследования были изложены автором в докладах и выступлениях на межвузовских научно-практических конференциях в Костроме 2003-2006 гг.
Результаты исследования нашли отражение в пяти публикациях.
Структура диссертационного исследования включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философские аспекты исследования духовности"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертации осуществлен анализ онтологических и аксиологических аспектов проблемы духовности, её содержания и закономерностей функционирования на современном этапе: условия, пути и способы её развития.
Ситуация, в которой оказалось человечество на пороге третьего тысячелетия, обнаруживает явные признаки духовного кризиса. Все чаще раздаются прогнозы о невозможности духовного возрождения человечества. Однако проведенное нами исследование свидетельствует, что у человечества ещё есть шанс приблизиться к бытию духовному.
Особенность современного этапа развития состоит в том, что признание приоритета духовности является жизненно необходимым.
Новое предназначение человека - быть элементом космического целого, проводником Высшего - духовного этапа эволюции Вселенной, исходя из этого положения, значительно возрастает роль духовных начал в жизни человека.
Диссептаиионное исследование позволяет по-новому взглянуть на
Идея духовности тем самым выполняет важную методологическую роль, способствуя научному истолкованию сложных понятий, характеризующих внутренний мир человека. В структуре духовности по-своему отражается реальная система социальных связей и отношений между индивидами. Структура духовного способна играть посредническую роль при осмыслении взаимодействия материального и духовного начал в человеке.
Выступая как сущность человека, духовность одновременно является целью и результатом становления человека. Особую важность всестороннее и непрерывное развитие духовного потенциала человека с помощью собственных усилий приобретает в настоящее время, отмеченное, по мнению исследователей, снижением веры в прогресс человечества, в науку, неверием человека в собственные силы, ростом агрессивности и снижением ценности самой человеческой жизни.
Необходимо вести разработку проблемы духовности не только в теоретическом, но и практическом аспекте. Обеспечить духовное развитие человека, научить противостоять трудностям жизни, помочь осмыслить тот факт, что будущее планеты и человечества зависит от каждого. Данное положение актуализирует проблему обучения и воспитания. Школа и другие социальные учреждения помогут сделать процесс духовного воспитания полноценнее и содержательнее, а также понять подлинный смысл жизни, осознать, что духовные силы - главный двигатель жизни. Образование обладает тем потенциалом, способным переориентировать сознание населения на нравственные ценности и духовные основы. Тенденции универсализации, фундаментализации, космизации, экологизации, гуманитаризации образования, становления непрерывного образования как формы обеспечения адаптивности личности, перехода к всеобщему высшему образованию, по нашему мнению, могут сыграть положительную роль в духовном возрождении. Образование есть тот социальный институт, который существенно влияет на формирование духовного мира человека, на диалог культур.
Понятие духовности широко применяется в художественной литературе, в эстетике, искусствоведении, но оно еще требует серьезного обоснования и теоретической проработанности в науковедческой литературе, которая бы соответствовала бы мировоззренческой значимости данной категории. В настоящее время проблематика духовного складывается в относительно самостоятельную обладающую собственной структурой область человеческой жизнедеятельности.
Речь идет о том, чтобы как можно полнее изучить результаты проделанной исследователями работы, философски обобщить социальную природу духовности, её структуру, сущность, приблизиться к созданию единой концепции духовного.
Бытийные основы человеческой субъективности невозможно познать, пользуясь рациональными и логическими методами. Они обнаруживаются в непосредственном опыте индивидуальной внутренней жизни. Фундаментальные основы мироздания не обнаруживают себя в явной, четкой форме, а проявляются в виде индивидуально постигаемых смыслов, которые не могут быть выявлены посредством рефлексивного мышления. Для их постижения необходима особая форма познания - понимание, предполагающее не отстраненное созерцание, а активное участие.
Таким образом, стратегия человечества должна включать поиск качественно нового пути развития цивилизации и опираться на разные компоненты: техническое перевооружение общества и выработку духовного императива.
Список научной литературыБаскова, Маргарита Николаевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Александров Н.Н. Эволюция ментального хронотопа (Формула истории. Книга 2).— Кострома: КГУ им Н.А.Некрасова, 2000. 420с.
2. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.- 158 с.
3. Барулин B.C. Социальная философия: Учебник.- Изд.2-е.- М.: Фаир пресс, 2000.- 560с.
4. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе. Методологические аспекты проблемы.-М.: Политиздат, 1977.- 143с.
5. Барулин B.C. Основы социально философской антропологии. - М.: ИКЦ "Академ - книга", 2002,- 455с.
6. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984 1985 г.г. - М.: Наука, 1986,- 249с. С. 80-161.
7. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990.№1.- С. 103-105.
8. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. Тр.- М.: Моск. Психолого социальн.инст-т: Флинта, 1999.-312с.
9. Бердяев Н.А. Судьба России.- М.: Сов. Писатель, 1990.- 346с. Ю.Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.- 480с.
10. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность.- М.: Канон +, 1999.- 464с.
11. Бом Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культуре // Человек. 1993.№ 1.-С.7-17.
12. Бородина Н.К. Духовность: феномен и понимание.- Волгоград: Волг.ГАСА, 1999.-129 с.
13. Братусь Б.С. Аномалии личности.- М.: Мысль, 1988.-304с.
14. Буева Л.П. "Круглый стол". Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии. 1996.№ 2. - С.3-9.
15. Булдаков С.К., Субетто А.И. Философия и методология образования.- СПб.: "Астерион", 2002.- 408с.
16. Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М.: Знание, 1986.-64с.
17. Буровский A.M. Народное образование г. Красноярска и генезис ноосферы // Ноосферогенез и образование. Построение ноосферной школы. Т.1. Под ред. A.M. Буровского.- Красноярск: Изд-во НМЦНЭО, 1996. 89с.
18. Вернадский В.И. Биосфера. (Избранные труды по биогеохимии). М.,1967. -367с.
19. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.,1977. - 191с.
20. Вернадский В.И.Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.-520с.
21. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения.-М.,1965. -347с.
22. Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. / Сост. Г.П.Аксенов.- М.: Современник, 1993.-688с.
23. Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке (коллективная монография) / Под науч. ред. А.И. Субетто. - СПб.: "Астерион", 2003.- 529с.
24. Голубев B.C. Социоэволюционная концепция устойчивого развития (новый естественно-гуманитарный синтез).- М.: АЕН РФ, 1994.-104с.
25. Григорьев С.И., Субетто А.И. Основы неклассической социологии: Новые тенденции развития культуры социологического мышления на рубеже XX-XXI веков. ML: Русаки,2000.- 208с.
26. Гроф С. За пределами мозга (пер. с англ. А. Андрианова).- М.: ACT,2001.-504с.
27. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы.- М.: Эксмо,2003.- 448с.
28. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Л.: ЛГУ, 1989.- 496с.
29. Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизмы, пути преодоления.- М.: Эдитбриал УРСС, 2001.-208 с.
30. Двойрин Г.Б. Единая Голографическая Информационная Теория Вселенной. ЕГИТВ,- СПб., 1994.-242 с.
31. Дерябо С.Д., Левин В.А. Экологический кризис как кризис антропоцентристкого сознания // Человек. 1998.№1.- С.34-40.
32. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознания.-М.,1989.-279с.
33. Зайцев В.А. Природа и сущность человека (опыт комплексного подхода): Уч. Пособие.- Кострома, 1999.-31с.
34. Зеленов JI.A. Структура духовной культуры // Духовная культура: Материалы докладов Пятой межвузовской конференции по теории и методике преподавания культурологи в высшей школе. Н.Новгород: ООО
35. Вектор Т и С", 1999.-185 с.
36. Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический проект: Раритет,2001.-808с.
37. Зубаков В.А. Эндоэкологическое отравление и эволюция: стратегия выживания. СПб., 2002. - 86с.
38. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Барнаул,2001. - 240с.
39. Иванов Н.П. Научно-техническая революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма. -М.: Наука, 1971.-367с.
40. Иноземцев B.JI. Расколотая цивилизация: Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции.- М.: Академия-Наука, 1999.-724с.
41. Ильенков Э.В. Гуманизм и наука // Наука и нравственность. -М.,Политиздат, 1971.- 440с. С.405-439.
42. Ильин И.А. Путь к очевидности.- М.: Республика, 1993.-430с.
43. Ильин И.А. Одинокий художник: Статьи, речи, лекции.- М.: Искусство, 1993 .-347с.
44. Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи. / Под ред. Н.П. Полторацкого.- М.: Воениздат, 1993.-368с.
45. Каган М.С. О духовности. Опыт категориального анализа // Вопросы философии. 1985.№ 9. - С.91-102.
46. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения.- Новосибирск: Наука, 1991.-304с.
47. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. М.- Кострома: Исследоват. центр, КГПУ им Н.А.Некрасова, 1996.-254с.
48. Казначеев В.П., Трофимов А.В. Проблемы новой космогонии (выживание в живом пространстве). Новосибирск: Ин-т общей патологии и экологии человека СО РАМН, 1994,- 66с.
49. Какабадзе 3. Человек как философская проблема. Тбилиси,1970.-135с.
50. Кожевников В.П. Методологические основы культурологии. Учебное пособие.-М.,1999.-228с.
51. Кожевников В.П. Ментальность Российской цивилизации: история и методология исследования. Проблемный спецкурс. М.,1998. - 277с.
52. Кожевников В.П. Модель русской культуры. Курс лекций. М.,1995. -238с.
53. Крымский С.Б. Контуры духовности: Новые контексты индивидуальности // Вопросы философии. 1992. №12.-С. 21-28.
54. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. -СПб.,1998.-360 с.
55. Кураев А. Традиция. Догмат. Обряд. Апологетические очерки.- М.: Клин, Изд-во Братства Святителя Тихона, 1995. 416с.
56. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров.- Н.Новгород: Изд-во "Нижний Новгород", 1994.-199с.
57. Кутырев В.А. Человек в "постчеловеческом мире": проблема выживания // Природа. 1989.№5.-С. 3-10.
58. Лекторский В.А. Духовность и рациональность//Вопросы философии. -1996.№ 2.- С.31-35.
59. Ленин В.И. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата и революции.- М.: Политиздат, 1983.-160с.
60. Ленинская теория империализма и современная глобализация. Книги 1 и 2. / Под науч. ред. А.И. Субетто.- СПб.: "Астерион", 2003.-754с.
61. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности.- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997.- 152 с.
62. Маритен Ж. Философ в мире.- М.,1994. 192с.
63. Маркс К., Энгельс Ф.Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1956.-689с.
64. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд.2-е.Т.42.-М.: Политиздат, 1974.- 535с.
65. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. Татлыбаевой А.М.).-СПб.: Евразия,2002.-432с.
66. Можайскова И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России (Опыт метаисторического исследования). В 4ч. -М.,2001.
67. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития.- М.: Наука, 1987.-304с.
68. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М.: МГПВ КОКС, 1995.-376с. Моисеев Н.Н. Компьютеризация, её социальные последствия // Вопросы философии. - 1987.№9.
69. Мехонцева Д.М. Самоуправление и управление. / Вопросы общей теории систем. Красноярск: КГУ, 1991.-262 с.
70. Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной. (Истоки, становление, перспективы). М.: Недра, 1991.-222с.
71. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. Вероятная модель бессознательного.- М.: АО АКРОН, 1995.-432с.
72. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Трансперсональное движение: возникновение и перспектива развития // Психологический журнал. 1992.ЖЗ-С.131-139.
73. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды: Пер. с исп. / Сост. предисл. и общ. ред. Руткевича A.M.2-е изд.-М.: Изд-во "Весь мир", 2000.-704 с.
74. Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства.- М.: МГУ, 1990.-382с.
75. Петухов С.В. Биомеханика, бионика и симметрия.- М.: "Наука", 1981.-240с.
76. Печчеи А. Человеческие качества.- М.: "Прогресс"Д985.-311с.
77. Платинский Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. М.,1992.
78. Платонов О.А. Святая Русь. Открытие Русской цивилизации. Терновый венец России. М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2001. - 816с.
79. Платонов О.А. Экономика русской цивилизации.- М.: Родник, 1995. 383с.
80. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции.- М.: Политиздат, 1991.-287с.
81. Резников А.П. Предсказания естественных процессов обучающейся системой.- Новосибирск: Наука, 1982.-287с.
82. Рейзема Я.В. Мыслящий универсум.- М.: СП "Космополис",1991.-103с.
83. Рябов В.Ф. Наш духовный мир.-2-е изд. перераб. и доп. Л.: Лениздат, 1987.-156с.
84. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: (философ, основы мировоззрения): Авторский курс: В 3-х ч. СПб.: Изд-во СПб. ун-та,1997.
85. Сверчкова Л.П. Субъект духовного производства. Методологический анализ.- Л.,1988.-127с.
86. Сидорина Т.Ю. Кризис XX века: прогнозы русских мыслителей.- М.: ГУ ВШЭ,2001.-182с.
87. Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность естественнонаучные основы общей психологии.- М.: Наука, 1987.-237с.
88. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности.-М.: Наука,1989-352с.
89. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994.№5.-С.21-38.
90. Современное общество и личность в социологии жизненных сил человека (ред. С.И.Григорьев и Л.Д.Демин). В 3-х т.т.- Барнаул, 1999.
91. Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. Т.2: Чтения о богочеловечестве. М.: Правда, 1989.-735с.
92. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма.- М.: ИНФРА, 1999.-261 с.
93. Сохряков Ю.И. И.А.Ильин религиозный мыслитель и литературный критик.- М.: ИМЛИ РАН,2004.-252с.
94. Субетто А.И. Бессознательное. Архаика. Вера. Избранное. Фрагменты неклассического человековедения.- СПб-Луга: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997.-137с.
95. Субетто А.И. Ноосферизм. Том 1: Введение в ноосферизм.- СПб.: "Астерион",2003.-53 8с.
96. Субетто А.И. Онтология и феноменология педагогического мастерства. Кн. 1 .-Тольятти, 1999.-206с.
97. Субетто А.И. Россия и человечество на перевале истории в преддверии третьего тысячелетия.- СПб.: ПАНИ,1999.-827с.
98. Тойнби А.Дж., Икеда Д. Диалог Тойнби Икеда. Человек должен выбирать сам / Тойнби А.Дж, Икеда Дайсаку,- М.: ЛЕАН,1998.-445с.
99. Тойнби А.Дж. Постижение истории.- М.:Прогресс, 1991.-736с.
100. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М.,СПб,1996. - 592с.
101. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Пробл. методол. исслед.- М.: Мысль, 1980.-271с.
102. Уледов А.К. Духовное обновление общества.- М.: Мысль, 1990.-ЗЗЗс.
103. Федотова В.Г. Душевное и духовное // Философские науки. 1988.Ж7.-С.50-58.
104. Филиппова Л.Д. Высшая школа США.- М.: Наука, 1981-326с.
105. Франк С.Л. Духовные основы общества.- М.: Республика, 1992.-5 Юс.
106. Франк С.Л. Сочинения.- М.: Правда, 1990.-607с.
107. Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Интеллигенция в России: сб. статей 1909-1910 г.г.-М.: Молодая гвардия, 1991.-463с.
108. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет.- М.: Политиздат, 1989.-558с.
109. Хайдеггер М. Бытие и время.- М.,1993. 510с.
110. Холостова Т.В. Проблема духовности человека. Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 120с.
111. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь.- М.: Мысль, 1976.-305с.
112. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. Учебное пособие для высших уч.заведений: Изд.2-е, перераб. и доп.-М.:Логос,2001.-296с.
113. Шерозия А.Е. Психика. Сознание. Бессознательное. Тбилиси,!979.-171с.
114. Экологические проблемы Балтийского региона и экологическое образование. (Тезисы Междунар. науч. практич. конференции,8-13 ноября 1997, Россия. С.-Петербург) / Под науч. ред.С.В.Алексеева. - СПб,1997.
115. Юзвишин И.И. Информациология.- М.: Радио и связь, 1996.-214с.
116. Юнг К.Г. Современность и будущее. Минск, 1992.-347с.
117. Яковец Ю.В.История цивилизаций.2-е изд.-М.: Владос,1997.- 461с.