автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философские основания глобализма

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Клеева, Мария Рауфовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социально-философские основания глобализма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философские основания глобализма"

Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова

I

На правах рукописи

I Клеева Мария Рауфовна

I

I

^ Социально-философские основания глобализма

Специальность 09.00.11 - «Социальная философия»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

2,006- Ч

13393

Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова

На правах рукописи

Клеева Мария Рауфовна Социально-философские основания глобализма

Специальность 09.00.11 - «Социальная философия»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

Диссертация выполнена на кафедре философии Балтийского государственного технического университета «Военмех» им.Д.Ф Устинова.

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ Мозелов Анатолий Павлович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Кефели Игорь Фёдорович

кандидат философских наук доцент Александров Илья Юрьевич

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский торгово-экономический институт

Защита состоится « » июня 2005 года в « » часов на заседании Диссертационного совета К 212 010.01 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук в Балтийском государственном техническом университете «Военмех» им. Д. Ф. Устинова по адресу: 190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 13, ауд. 401 (УЖ).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д. Ф. Устинова.

Автореферат разослан « »мая 2005 г. ГОС. Ндциипл.юпла »»КЛЯОТЕКД

«тог?.

Учёный секретарь Диссертационного совета кандидат философских наук, профессор

ТЛХ Семёнов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. В настоящее время продолжается процесс глобализации и интенсивное теоретическое обоснование и развитие концепции глобализма.

В ходе «холодной войны» была выработана стратегия установления нового мирового порядка - стратегия создания «глобального общества», которая заключается в навязывании незападным народам и странам социального строя, экономик, политической системы, идеологии, культуры и образа жизни западных стран с целью включения их в сферу влияния западнизма.

Согласно тактике западнизации, население колонизируемых стран раскалывается на враждующие группы, атомизируется, поддерживаются любые оппозиционные движения, подкупается так называемая «демократическая» интеллектуальная элита и привилегированные слои общества. Одновременно ведётся пропаганда достоинств западного образа жизни, призванная возбудить зависть к западному достатку, а также заразить население стран пороками западного общества, изображёнными как проявления подлинных прав и свобод человека Экономическая помощь оказывается данным странам в той мере, в какой это способствует разрушению их экономик, порождает социальный паразитизм и создаёт Западу репутацию бескорыстного избавителя от язв прежнего, традиционного образа жизни.

Ни в одной из стран посткоммунистического пространства последствия такого пути не стали столь разрушительными, как в России За вырванной из прежних связей страной сохраняется видимость суверенитета. С ней устанавливаются и поддерживаются псевдоравноправные международные отношения Эксплуатация России в интересах Запада осуществляется силами незначительной части населения страны, наживающейся за счёт этой функции и имеющей высокий потребительский ( но не духовный) жизненный стандарт Создаются очаги экономики, контролируемые западными банками и концернами, а в значительной мере - как собственно западные или совместные

предприятия. Внешние атрибуты западной демократии используются как фактор манипулирования массами.

Однако не всегда население колонизируемого государства единодушно принимает такой путь, поэтому глобализация не исключает и насилие. Мирные методы решения проблем обладают одной особенностью: они оказываются принудительно мирными и фактически базируются на военной мощи. Главный принцип, который учитывают американские военные эксперты, следующий: положение страны, гарантирующее военный ответ США, обратно пропорционально её возможностям к восприятию глобализации.1

Глобализация, таким образом, представляет собой мировую войну нового типа, в которой применимы все средства, в том числе и средства горячей войньг уверенные в своём превосходстве и безнаказанности США, как показывает недавний опыт Ирака и Югославии, не останавливаются перед применением любого вида оружия.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы, связанные с процессом глобализации, идеологией глобализма и социальным феноменом антиглобализма вызывают живой интерес и острые дискуссии не только среди членов научного сообщества, но и со стороны представителей самых широких кругов общественной жизни

Для исследования глобальных вопросов современности был создан Институт проблем глобализации Российской Академии Наук.

В некоторых учебных программах для отечественных вузов возникла новая дисциплина - глобалистика

Вопросы, связанные с процессом глобализации, неизменно обсуждаются на уровне межправительственных международных организаций, а также в рамках международных научных конференций, конгрессов, круглых столов2

1 Барнет Т Новая карта Пентагона // Россия в глобальной политике Т 2,2004, №3, С 48 " Актуальные вопросы глобализации Круглый стол "МЭиМ07/МЭиМ0,1999, №№4-5 Глобализация как стержневая проблема грядущего мирового развития Круглый стол в редакции журнала

"Международная жизнь" 25 октября 2000 года // Международная жизнь, 2000, №11 Гуманизм глобализм и будущее России Материалы Международной научной конференция. СПб, 2002 Социология и общество Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса "Общество и социология новые реалии в новые идеи" СПб, 2000

Во всём многообразии литературы по данной теме в настоящий момент не существует единой концепции, целостного понимания и оценки проблемы. Большинство исследователей либо избегают формулирования дефиниций, опасаются категоричных суждений, либо допускают нарушение законов логики (подмену тезиса), называя процессы интеграции термином «глобализация». Подмена тезиса в данном случае - не только игнорирование законов логики, но и преступление против сознания, свободы и жизни людей, поскольку скрывается сущность глобализации, замалчиваются её опасные последствия.

Общетеоретическое направление западной философии глобализма представлено работами С.Хантинггона, Ф. Фуку ямы, Ж. Аттали, 3 Бжезинского, Г. Киссинджера, Дж Розенау, К. Поппера, И. Валлерстайна, Р. Робертсона и др.

Глобализация понимается ими в духе «столкновения цивилизаций» (С Хантингтон); как геополитическое переустройство мира, сопровождающееся процессом распространения гегемонии единственной сверхдержавы на остальной мир (Г Киссинджер, 3 Бжезинский); как «конец истории» -окончательная победа и распространение на весь мир западных ценностей (Ф Фукуяма); как процесс постепенного преодоления государствами своих национальных интересов и становления «глобального гражданского общества», являющегося результатом взаимопроникновения национальных экономик, интернационализации финансов, усиления роли крупнейших ТНК в мировой экономике, роста непосредственной конкуренции предприятий, формирования всеобщих ценностных ориентаций, нормативных установок, ожиданий, целей, присущих всем людям без различия их государственной принадлежности, национальной, социально-культурной, конфессиональной идентичности, существующих в рамках единого социума (Р. Липшуц, Ж. Аттали, К. Поппер).

И. Валлерстайн, используя концепцию длинных волн Н Д.Кондратьева, сделал вывод о том, что процессы, которые обозначаются термином

Проблемы современной геополитики Сборник трудов первой международной научно-практической конференции- Продвижение НАТО на восток - проблемы безопасности России и стран СНГ СПб, 1999 и др

«глобализация», длятся уже 500 лет Капиталистическая система представляет собой первую историческую форму глобального мироустройства, которая развивается во взаимодействии трёх регионов' высокоразвитого ядра, нищей периферии и буферной полупериферии.

Классическое рассмотрение глобализации, по мнению П ПГтомпки, представлено следующими теориями: теорией империализма, теорией зависимости и теорией мировой системы Империалистическая экспансия направлена на объединение мира, она сопряжена с колонизацией и насилием; в условиях мирового рынка и современного развитая информационных и телекоммуникационных технологий усиливается взаимозависимость государств; в центре всех процессов, происходящих в мире, оказывается капиталистическая система.

Дж Розенау разграничивает понятие «глобализация» и понятия «глобализм», «универсализм» и «сложная взаимозависимость» Глобализация отражает не ценности и структуры, а процессы взаимодействия индивидов и организаций, стремящихся к достижению собственных целей. Процессы глобализации не имеют территориальных юти юридических барьеров, они способны затронуть любую социальную общность в любом месте мира.

Зачастую работы современных отечественных учёных, исследующих столь притягательную для них сегодня проблему глобализации, заключают в себе только лишь формальную, рационалистическую сторону, то есть перечисление основных концепций зарубежных авторов, затрагивающих данную тему. Во всём многообразии статей, как правило, отсутствует нравственная оценка, личная позиция, избираемая тем или иным автором Но именно ценностный подход является структурным элементом теории познания и методологии научного исследования, в особенности социо-гуманитарного. Более того, каждый подход к социальным исследованиям зависит от определённых аксиологических предпочтений.

В этом аспекте сущность процесса глобализации раскрывается большинством авторов лишь посредством описания каких-либо отдельных аспектов и тенденций, таких как, например:

1 Становление экономической системы, функционирующей по единым правилам в масштабе всей планеты

2 Нарастание финансовых и информационных трансграничных потоков, неподвластных государственному регулированию и контролю.

3 Ослабление традиционных функций государства, особенно в сфере национальной безопасности и социальной защиты населения

4 Взаимозависимость между внутренними и внешними политическими, экономическими, информационными и иными процессами

5 Насаждение в мире западных, и прежде всего американских, ценностей и стандартов поведения

6 Теоретическое обоснование и развитие идеологии «глобализма», способствующей формированию нового мирового порядка при лидирующей роли США

Всё указанное в целом демонстрирует концептуальную неопределённость и размытость проблемы глобализма

Широко пропагандируется мнение о том, что современные глобальные процессы характеризуются взаимозависимостью государств между собой, поставленных перед необходимостью совместного решения глобальных проблем современности, связанных с защитой человечества от негативных последствий научно-технической революции ( угроза экологической, ядерной катастроф, вероятность потери управления искусственным интеллектом, риски распространения пандемий, последствия биореволюции и другие).

Неомарксисты понимают под термином «глобализация» стратегию монополистического капитала и американского империализма, направленную на окончательное закрепление экономического неравенства в мире и эксплуатацию периферийных регионов крупнейшими монополиями мирового центра (Р Кокс), понятие, родственное термину «империализм», содержанием

которого является политика мирового капитализма, а основной целью -подчинение мира потребностям своего собственного развития (С Амин).

Фундаментальные исследования современных глобальных проблем содержатся в работах А А Зиновьева, А С Панарина, Г А Зюганова, МГ Делягина, С Г Кара-Мурзы и других отечественных учёных, которые характеризуются конструктивно-критическим подходом в осмыслении процесса глобализации и идеологии глобализма.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования выступает процесс глобализации как специфической реальности современного мирового развития, как практического воплощения идеологии глобализма в конкретных исторических условиях.

Предмет исследования. Предметом исследования являются логико-методологические, онтологические и аксиологические основания глобализма. Под основанием понимают исходное условие, предпосылку существования некоторого явления или системы явлений Глобальная экономика рассматривается как одно из онтологических оснований глобализма Аксиологическим основанием глобализма выступает современная западная культура - культура потребительства.

Цели и задачи исследования. В соответствии с предметом исследования и степенью научной разработанности проблемы определяется цель- раскрыть сущность глобализации и глобализма, выявить родство явлений глобализма и тоталитаризма, оценить процесс глобализации посредством исследования его социально-философских оснований.

Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:

- на основе изучения научных работ отечественных и зарубежных авторов определить логико-методологическую составляющую глобализма, выработать рабочий категориальный и понятийный аппарат исследования;

- проанализировать проблему онтологических оснований глобализма;

- определить место и роль транснациональных корпораций и международных организаций в глобальных процессах современности,

- раскрыть влияние глобализации на систему национальной безопасности России,

- дать характеристику западной культуры как одного из аксиологических оснований глобализма;

- определить взаимосвязь онтологических и аксиологических оснований при постановке проблемы человека в современных глобальных процессах

Методология исследования. Теоретико-методологическую основу составили фундаментальные категории диалектики, посредством которых представляется возможным выявление сущности и содержания глобализма и глобализации: процесс и его структура, противоречие, деструктивность, насилие и др. Поскольку метод представляет собой способ систематизированной деятельности, направленной на достижение цели, методологию исследования определи его предмет, цель и задачи. Основными методологическими подходами стали диалектический, междисциплинарный, компаративный, контент-анализ, метод исторической реконструкции

Источниковедческой базой диссертационной работы стали теоретические концепции и практический материал из области социальной философии, в рамках которой формулируются и исследуются такие проблемы, как социальная онтология, социальная аксиология, глобальные системы, социальная трансформация, социальные изменения и социальные противоречия В работе были использованы материалы международных и Всероссийских конгрессов, конференций, семинаров, круглых столов по исследуемой тематике.

Научная новизна работы и положения, выносимые на защиту. Научная новизна диссертационного исследования обусловлена реализацией целей и задач, определённых в предыдущем разделе, и заключается в том, что идеология глобализма понимается как взаимообусловленность логико-

методологических, онтологических и аксиологических оснований мировоззрения неолиберализма.

Положения, выносимые на защиту, представлены следующими тезисами'

1 Необходима строгая дифференциация понятий «интеграция» и «глобализация» Если первое связывается прежде всего с гегелевским понятием конкретно-всеобщего, предполагающим единство во многообразии (многополярное мироустройство, уважение национальных особенностей и традиций своего государства и государств-партнёров, диалог культур, сотрудничество, сохранение государственного суверенитета и территориальной целостности и др), то второе, напротив, отождествляется с концепцией One World, с однополюсным миром, с созданием унифицированной цивилизации по западному стандарту.

2 Понятия «глобализм» и «глобализация» не тождественны Глобализация есть процесс практической реализации идеологии глобализма в конкретных исторических условиях постиндустриального, информационного общества.

3 Процесс глобализации представляет собой необходимое средство обеспечения потребительского жизненного материального и духовного стандарта для населения западных стран (the West) за счёт эксплуатации ресурсов традиционных обществ (the Rest)

4 В ряду онтологических оснований глобализма наибольшее влияние на социум оказывает глобальная экономика, её организационные движущие силы - транснациональные корпорации и международные межправительственные организации, опирающиеся на военно-политическую поддержку Организации североатлантического договора Деятельность данных организаций направлена на всестороннее содействие процессу глобализации и сопровождается ощутимым влиянием на системы национальной безопасности государств, не входящих в так называемый «золотой миллиард»

5 Аксиологически в качестве основания глобализма выступает современная массовая культура Запада, опирающаяся на мнение о том, что моральные и духовные начала являются потребительским товаром, а процесс

деконструкции предшествующей культуры есть мироощущение информационного общества и философии постмодернизма.

6. Антиглобализм понимается как диалектическое отрицание глобализма, а антиглобалистское сопротивление - как необходимое условие для сохранения уникальности и многообразия традиционных культур. В данном смысле Россия всегда принимала на себя самый тяжёлый удар претендентов на мировое господство и именно она проявляла феноменальную способность противостоять подобным устремлениям, поэтому она призвана к осуществлению активной деятельности в контексте мирового антиглобалистского сопротивления.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования выражена в систематизации значительного по объёму противоречивого теоретического материала, в его концептуальном объединении, в целостном осмыслении, на основе которого выработана оценка глобализма, сопряжённого с ним процесса глобализации и его диалектического отрицания - антиглобализма.

Анализ социально-философских оснований глобализма вносит существенный вклад в разработку теоретических основ современного общества, дополняет и развивает исследования других авторов по данной тематике

Полученные в ходе исследования результаты могут представлять ценность как теоретические основания в процессе преподавания социальной философии, общей социологии, философской антропологии, политологии, культурологии.

Апробация работы. Основные идеи и положения диссертационного исследования отражены в ряде публикаций и докладов в рамках отечественных и международных конференций3.

3 Глобальная экономика как одно из оснований глобализма/Луманизм, глобализм и будущее России' Материалы Международной научной конференции, СПб, 2002 Место и роль международных организаций в глобальных процессах современности//ХХ1 вех. Научный прогноз студентов Тезисы докладов Третьей международной научной конференции - СПб, 2001 Жрецы масс-медиа // Актуальные проблемы современной экономика и менджмента. - СПб, 2003 Политическое событие и его интерпретация // Политический менеджмент теория, методология, практика' Тезисы докладов Третьей студенческой политологической конференции -СПб, 1999

Структура работы. Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из Введения, трёх глав, семи параграфов, Заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, показана степень её разработанности в социальной философии, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, представлена методологическая и источниковедческая базы, научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Логико-методологические аспекты глобализма» формируется категориальный и понятийный аппарат исследования, рассматриваются современные концепции в изучении феномена глобализма.

В первом параграфе « О категориях основания и обоснованного» рассматриваются взаимосвязанные категории основания и обоснованного, акцентируется методологическая роль философских категорий в научном познании.

Логические категории являются формами мысли и атрибутами бытия Являясь результатом отражения объективного мира в процессе его практического преобразования, категории становятся средством познания действительности Вся история философии отмечена поисками «оснований», исходных условий бытия, онтологических предпосылок

Детальная разработка категории основания представлена в работах Гегеля. Основание есть сущность, положенная как тотальность, а именно' «истинная сущностность нечто не состоит ни в определении нечто как тождественного с собой, ни в его определении как только положительного или только отрицательного, а состоит в том, что нечто имеет своё бытие в некоем другом, которое как его тождественное-с-собой есть его сущность. Последняя есть также не абстрактная рефлексия в самое себя, а рефлексия в другое. Основание

есть в самой себе сущая сущность, сущность есть существенным образом основание, и она есть основание лишь постольку, поскольку она есть основание нечто, основание некоего другого».4

Основание ещё не имеет содержания, определённого в себе и для себя, оно также ещё не есть цель, поэтому оно ни деятельно, ни продуктивно; некое существование лишь происходит из основания.

Гегель связывал категорию основания с обоснованием' основание является основанием лтпь постольку, поскольку оно обосновывает. Обоснование той или иной формы мысли состоит в точном определении её места и функций в системе логических категорий в целом, в возможности её включения в эту систему в качестве средства её дальнейшего развития. Обоснованное и основание имеют одно и то же содержание, и различие между ними есть лишь различие формы между простым отношением с собой и опосредствованием.

Основание не только тождественно с собой, но также и различно, и поэтому можно указать разные основания для одного и того же содержания. Эта разность оснований совершает поступательное движение и переходит в противоположность, в форму оснований за и против одного и того же содержания Поэтому можно так же легко находить основания для безнравственных и противоправных действий, как для нравственных и правовых, постольку решение того, какие основания должны быть признаны имеющими значение, предоставляется субъекту

Социально-философскими основаниями глобализма выступают, с одной стороны, онтологические основания, среди которых в первую очередь рассматриваются организационные факторы глобальной экономики, а также место и роль международных организаций в глобальных процессах современности; и с другой стороны, логико-методологические и аксиологические основания . в ряду которых решающее влияние отведено культуре Запада.

4 Гегель Энциклопедия философских наук. Т 1 Наука логики -М "Мысль", 1974. С 281

Второй параграф «Понятия глобализации, глобализма и антиглобализма» посвящен анализу содержания понятий «глобализация», «глобализм», «антиглобализм»

Вопрос об однозначном определении данных понятий является острым и дискуссионным. Одно из требований логики и методологии науки -определённость и однозначность терминологии. Однако в то время как логическое мышление оперирует строго определёнными понятиями, которые имеют смысл независимо от их употребления в конкретных знаковых контекстах, языковые выражения идеологического мышления неопределённы по смыслу, нуждаются в дополнительном истолковании и меняют смысл в зависимости от интерпретации. Идеологически мыслящие специалисты обучены манипулированию словами как объектами в заданных словесных ситуациях, так называемому «словесному жонглированию».

Данная ситуация потребовала от автора внимательного анализа и оценки содержания основных категорий и понятий, связанных с явлением глобализма.

Во-первых, автор настаивает на строгой дифференциации понятий «глобализация» и «интеграция», которые нередко употребляются в качестве синонимов не только в публицистической, но и в научной литературе, что абсолютно недопустимо.

Понятие «интеграция» связано преявде всего с гегелевским понятием конкретно-всеобщего, предполагающим единство во многообразии, многополярное мироустройство, уважение национальных особенностей и традиций своего государства и государств-партнёров, диалог культур, сотрудничество, сохранение государственного суверенитета и территориальной целостности, соблюдение принципа невмешательства во внутренние дела государства.

Понятие «глобализация», напротив, отождествляется с концепцией One World, с однополюсным миром, с созданием унифицированной цивилизации по западному стандарту, с нивелированием человеческой личности. Сущность глобализации заключается в навязывании незападным народам и странам

социального строя, экономик, политической системы, идеологии, культуры и образа жизни западных стран Массам населения предоставляется суррогат демократии, доступные развлечения, система ценностей, избавляющая их от усилий над собой и моральных ограничений.

Во-вторых, дифференцируются понятия «глобализм» и «глобализация» Глобализм есть идеология, созданная на фундаменте теоретических концепций западных философов Глобализация представляет собой процесс практической реализации идеологии глобализма в условиях глобального информационного общества.

В-третьих, выявляется родство между понятиями «глобализм» и «тоталитаризм» и то, и другое явление выступают как система отношений, воплощающаяся в конкретные социально-политические институты и отрицающая человека, призванная лишить его онтологического статуса, низвести до исключительно инструментального и операционального уровня

В-четвёртых, антиглобализм рассматривается прежде всего как диалектическое отрицание глобализма На протяжении многих веков историческая ситуация складывалась так, что именно Россия принимала на себя самый тяжёлый удар претендентов на мировое господство и именно она проявляла феноменальную способность противостоять «нашествиям иноплеменников». И теперь Россия способна к осуществлению активной деятельности в контексте мирового антиглобалистского сопротивления.

Во второй главе «Глобальная экономика как одно из онтологических оснований глобализма» исследуются основные аспекты деятельности транснациональных корпораций и международных организаций с точки зрения их направленности на содействие процессу глобализации экономики в рамках неолиберальной парадигмы.

В первом параграфе «Транснациональные корпорации и национальные интересы» раскрываются противоречия между интересами национальных государств и транснациональных организаций

Главной движущей силой процесса глобализации экономики выступают транснациональные корпорации (ТНК), представляющие собой наиболее мощную часть корпоративного бизнеса. Они образуют союзы и объединения между собой, а также заключают стратегические альянсы с национальными государствами по вопросам, связанным с разделом глобальных рынков и определением правил игры на них согласно «Вашингтонскому консенсусу».

Глобализация экономики необходима западному миру для эксплуатации планеты методами, которые по форме выглядят как экономические (эквивалентный обмен, свобода предпринимательства, свободный рынок и т.п.), а по сути дела не являются таковыми' над экономикой, создавшей ценности, выросла экономика, использующая предыдущую (экономику первого уровня) в качестве источника доходов для занятых в ней (экономике второго уровня) лиц. Она разрослась и усилилась настолько, что стала играть не менее важную роль в обществе, чем экономика первого уровня. И над всем этим выросла символическая экономика, сфера экономики на уровне механизма условных или символических денег Так, в современном западном мире денежный механизм из средства экономики превратился в её доминирующий фактор Сумма условных (символических) денег, циркулирующих на уровне символической экономики, во много десятков раз превосходит ту, какая достаточна для экономики реальной.

Наднациональные экономические империи и организации властвуют над экономикой и подчиняются лишь глобальному денежному механизму. Углубление процессов глобализации приводит к усилению несбалансированности развития стран мира и несовпадения интересов ТНК и национальных государств.

Во втором параграфе «Место и роль международных организаций в глобальных процессах современности» анализируется деятельность крупнейших влиятельных международных организаций, определяется тенденция к смещению акцентов в системе международных организаций

Наряду с возрастанием числа и мощности транснациональных корпораций необходимо отметить успешную практическую реализацию своих интересов, осуществляемую крупнейшими международными валютно-кредитными, финансовыми, торговыми организациями (Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд и группа Всемирного банка (МБРР, МФК, MAP, МИГА), которые интенсивно взаимодействуют, укрепляя и поддерживая друг друга.

Жёсткие условия погашения предоставляемых кредитов обеспечивают МВФ и МБРР стабильность и дальнейшее преуспевание Оказавшись однажды в «паутине» финансовой зависимости от международных валютно-кредитных организаций, государства-должники не в состоянии освободиться от неё долгие десятилетия

Государства, имеющие наибольшую квоту в совокупном капитале МВФ и Всемирного банка и обладающие наибольшим влиянием в ходе решения важнейших вопросов данных организаций, влияют на расстановку сил не только в современной мировой экономике, но и в глобальной политике и идеологии Они оказываются застрахованными от экономических потрясений, поскольку обладают всеми средствами для того, чтобы детально планировать и провоцировать различного рода «внезапные» кризисы в тех регионах, за счёт которых обеспечивается стабильность, экономический рост, улучшение качества жизни населения в небольшом количестве стран, выражающих лояльность и всестороннюю поддержку США, стремящихся к установлению собственной гегемонии в мире.

Поэтому, участвуя в международных финансовых организациях и рассчитывая на получение кредитов, «остальное» большинство стран обрекает себя на глубокую экономическую, социальную и политическую зависимость от произвола лидирующих стран.

Достаточно заметными и влиятельными представляются международные межправительственные региональные организации общей компетенции Они заключают в себе широкий потенциал, который при определённых условиях

сможет проявиться в будущем как в политической сфере, так и в экономической, социальной, культурной областях. Прежде всего это касается крупнейших международных организаций, объединивших страны Европы (Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейский Союз (ЕС), Западноевропейский союз (ЗЕС), республики бывшего Советского Союза (Содружество независимых государств (СНГ), страны Американского континента (Организация американских государств (ОАГ), арабские страны (Лига арабских государств (ЛАГ), государства Юго-Восточной Азии (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), страны Африки (Организация африканского единства (ОАЕ)

Возникает ряд вопросов, от исхода которых зависит не только развитие системы международных организаций, но и глобальное мировое развитие. Перерастет ли нацеленность региональных международных организаций на экономическую и социально-культурную интеграцию в тенденцию к политическому объединению'? Будет ли происходить объединение в рамках собственного региона или выйдет за их пределы? Кто будет инициировать, провоцировать и руководить интеграционными процессами? Насколько самостоятельными окажутся организации в принятии управленческих решений'

Вопрос о будущем развитии региональных международных организаций общей компетенции стоит в настоящее время так остро ещё и потому, что наиболее значительные из них тесно взаимодействуют с НАТО (Совет Европы, ЗЕС, ЕС, ОАГ) или находятся с ней в партнерских отношениях, сотрудничая в сфере общих интересов (СНГ, ОБСЕ)* В данных условиях не приходится говорить о так называемой «системе сдержек и противовесов» между региональными организациями общей компетенции и НАТО, которая стремится преобразоваться из региональной организации в универсальную и тем самым вытеснить ООН с занимаемых ею позиций

* Современная НАТО объединяет США, Канаду и 23 государства Европы Кроме того, 20 государств, которые не являются членами НАТО, участвуют в программе Паргигрство ради мира, предусматривающей совместное планирование и проведение боевых учений

События прошедшего десятилетия с участием США и НАТО демонстрируют справедливость тезиса о том, что цели принципы, нормы, декларируемые в законодательстве, не являются гарантом их выполнения в конкретной исторической действительности. Все нормативные принципы являются на сегодняшний день лишь формальными заявлениями, которыми удобно жонглировать в практике «двойных стандартов», характерной для современного международного права. Подлинного равенства всех участников международной политики не существует, важнейшие вопросы продолжают решаться с позиции силы.

В третьем параграфе «Глобализм и национальная безопасность России» определяется стратегическая роль информационной безопасности в системе национальной безопасности государства, раскрывается влияние глобальных процессов на систему национальной безопасности России.

В ряду предпосылок, влияющих на геополитическое значение государства, уровень развития информационных возможностей является одним из ключевых.

Новейшие информационные и телекоммуникационные средства и технологии объективно способствуют дальнейшему росту масштабов и степени эффективности информационно-психологического воздействия, оказываемого странами с наиболее развитой информационной инфраструктурой в глобальных стратегических интересах с использованием каналов распространения массовой информации Среди основных онтологических условий распространения процесса глобализации необходимо назвать развитие глобальной сети Internet, созданной в 1969 году Advanced Research Project Agency (ARPA) при непосредственном участии Пентагона

Система национальной безопасности России, вовлечённой в глобальное информационное пространство, испытывает целый комплекс угроз и рисков, а именно- - угрозы конституционным правам человека, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению страны; -угрозы развитию отечественной индустрии информации, телекоммуникации и

связи; - угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, развёрнутых или создаваемых на территории России.

Указанные угрозы исходят из двух типов источников - внутренних и внешних К внутренним источникам относятся: - экономическое состояние отечественных отраслей промышленности; - недостаточный государственный контроль за развитием национального информационного рынка; - снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности; - тенденции сращивания государственных и криминальных структур и другие.

Внешними источниками угроз национальной безопасности России являются' - стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве; - разработка концепций информационных войн, предусматривающих создание средств, нарушающих функционирование информационных и телекоммуникационных систем противника; - деятельность иностранных политических, экономических, разведывательных, информационных структур в данном направлении; - обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями; -деятельность международных террористических организаций и другие.

Постиндустриальное общество развивается в среде, основанной на качественно новой роли информации и характеризуется приоритетом информационной деятельности - деятельности, связанной с производством, потреблением, трансляцией и хранением информации.( Д Белл, О. Тоффлер). Глобальность информационной сферы предопределяет изменения в привычном спектре сфер борьбы за лидерство в мире Происходит интенсивная трансформация, так называемое «смещение» власти, кардинальное изменение онтологического статуса власти Информационная революция явилась средством расщепления общества на два класса' лидеров-управляющих - тех, кто имеет доступ к информации, и аутсайдеров-подчинённых - тех, для кого доступ к информации существенным образом ограничен

В третьей главе «Аксиологические основания глобализма» современная западная культура охарактеризована с точки зрения её ведущей роли в контексте аксиологических оснований глобализма Определена взаимосвязь онтологических и аксиологических оснований при исследовании проблемы человека в глобальных процессах XXI века.

В первом параграфе «Западная культура как одно из аксиологических оснований глобализма» характеристика современной западной культуры представлена в её взаимосвязи с категорией ценности.

Большинство определений культуры неизменно указывает на ценности как на её составляющие элементы В каждой культуре доминирует своя система ценностей, которая, в свою очередь, состоит из неоднородных, зачастую антагонистических элементов Сравнение культур обычно проводится по линии сопоставления их ценностных комплексов В ценностях сосредоточены опыт и познание прошлых поколений, и в то же время воплощена устремлённость культуры в будущее.

Аксиологическим основанием глобализма выступает западная культура В настоящее время она стала сферой капиталистического бизнеса. Высшими критериями ценности продуктов культуры стали рыночные отношения спроса и предложения. Эстетическую оценку вытеснила рыночная цена. Масштабы творческой личности стали определяться не эвристичностью открытий, а рыночным успехом.

В культуре, как таковой, существуют пределы для подлинного новаторства в рамках аксиологических критериев. Но законы рынка вынуждают деятелей культуры производить впечатление, привлекать к себе внимание любыми путями, преследовать цель стяжания популярности и денег. Поэтому успех достигается не за счёт подлинных творческих достижений, а за счёт разрушения всяких сдерживающих рамок. Искусство стало ломать все жанры и стили, использовать все способы производства сенсаций. Даже сумасшествие стало рассматриваться как высшая форма творчества.

Судьями качеств произведений культуры выступают эксперты сферы масс-медиа, руководствующиеся отнюдь не критериями эстетики, морали, просвещения и гуманизма

Современная западная культура приспособилась к тому «человеческому материалу», на который она рассчитана, и одновременно приспосабливает этот материал к тому, что она производит.

Таким образом, тенденция к установлению унифицированной массовой культуры с ключевой гедонистической установкой в определённой мере указывает на перспективу стагнации этой культуры, что, как показывает исторический опыт, может привести к упадку и разложению самого государства.

Во втором параграфе «Проблема человека в современных глобальных процессах» указываются последствия нарушения важнейших принципов взаимоотношений между человеком и искусственной средой материальной культуры

Смысл жизни человека всегда выступал предметом размышлений учёных, религиозных деятелей, писателей Духовные потребности присущи каждому человеку - не только тому, кого принято называть духовной личностью. Вопрос о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого человека. Духовное бытие представляет собой процесс постоянного духовного развития, в ходе которого человек открывает наиболее близкие ему традиционные и инновационные ценности общества и приобретает понимание о нравственных принципах и правилах.

Современный человек пытается снять с себя моральные ограничения, предпочитая выглядеть моральным в мелочах, без риска, с комфортом, с выгодой для себя, с показной демонстративностью. Сформировалась неолиберальная этика (М. Фридман и др.), где социальные обязательства являются «фундаментальной подрывной доктриной».

Если говорить об уникальности человеческой личности как об особой ценности культуры, то она может быть утрачена или сведена к «массовому

человеку» как норме, удобной для манипулирования Интернет и другие средства информационного воздействия способствуют трансформации личности как индивидуальной характеристики и как социально-культурного и исторического феномена.

Материальная культура становится чрезмерной с точки зрения живущих в ней людей. Она отнимает много времени и сил на овладение правилами её использования и поведения в ней, фактически порабощая человека, подчиняя его своим законам.

Во многих местах планеты материальная культура поглотила природную среду. Трансформация природно-климатических условий, истощение природных ресурсов, ухудшение экологической ситуации явились основанием для социальных сдвигов. Перегруженная социальная система, не способная перерабатывать получаемые импульсы, оказывается на пороге глобального экономического и социального кризиса.

Сильную тревогу вызывает проблема биореволюции, последствия которой представляются особенно глубокими и неоднозначными вплоть до кардинального изменения мира в XXI столетии.

В заключении работы обобщаются выводы, представленные в главах и параграфах диссертации, подводятся итоги исследования, намечаются возможные направления дальнейшего развития диссертационной темы.

Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

Клеева М.Р. Глобальная экономика как одно из оснований глобализма // Гуманизм, глобализм и будущее России: Материалы Международной научной конференции. - СПб, 2002, С. 125-128 Клеева М.Р. Место и роль международных организаций в глобальных процессах современности // XXI век. Научный прогноз студентов: Сборник тезисов международной научной конференции. - СПб, 2001, С.19-21 Клеева МР Жрецы масс-медиа // Актуальные проблемы современной экономики и менджмента: Материалы второй межвузовской научно-практической конференции. - СПб, 2005, С.46-50 Клеева М.Р. Роль телевизионных программ в формировании мировоззрения молодёжи // Студент и студентка 2000: Материалы Второй международной научной конференции. - СПб, 2000, С.34-35 Клеева М.Р. Политическое событие и его интерпретация // Политический менеджмент: теория, методология, практика - СПб, 1999, С.58-59

Подписано в печать 05.05.2005. Формат 60x84/16. Бумага документная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 14 . Балтийский государственный технический университет

Типография БГТУ 190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул, д. 1

i

1 }

ей il 99?

РНБ Русский фонд

2006-4 13893

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Клеева, Мария Рауфовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Логико-методологические аспекты глобализма

§1.0 категориях основания и обоснованного.

§ 2. Понятия глобализации, глобализма и антиглобализма.

Глава 2. Глобальная экономика как одно из онтологических оснований глобализма

§1.Транснациональные корпорации и национальные интересы.

§ 2. Место и роль международных организаций в глобальных процессах современности.

§ 3. Глобализм и национальная безопасность России.

ГЛАВА 3. Аксиологические основания глобализма

§ 1. Западная культура как одно из аксиологических оснований глобализма.

§ 2. Проблема человека в современных глобальных процессах.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Клеева, Мария Рауфовна

За последнее десятилетие вопросы, связанные с таким явлением, как глобализм и с процессом глобализации, представляющим собой практическое воплощение глобализма в конкретной исторической действительности, вызывают живой интерес и острые дискуссии не только среди исследователей - членов научного сообщества (философов, социологов, экономистов, политологов, историков, культурологов и других), но и со стороны представителей широких кругов общественной жизни (политиков, духовенства, журналистов, деятелей культуры и других).

Так, 6-8 сентября 2000 года в Саммите тысячелетия, состоявшемся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, принимали участие 188 государств. Редкий участник сессии не упоминал о глобализации, признавая факт объективного существования данного процесса. Например, Ж.Ширак отмечал тенденции мирового развития в следующем ключе: «За время жизни всего одного поколения возник новый мир, <. .> открытый мир, в котором постепенно исчезают границы, мир, пропитанный новой глобальной культурой информационных технологий. <.> Глобализация знаменует новую ступень поисков человечества. Она ставит перед нами трудную задачу вновь организовать политическое действие во всемирном масштабе. <.> Нашему глобализованному миру необходимы органы, которые бы объединили усилия для того, чтобы лучше управлять им и продвигать наши идеалы».1

1 Ширак Ж. Выступление на Саммите тысячелетия в ООН // Международная жизнь, 2000, №10, С. 27-28

Более тридцати лет в ООН и ЮНЕСКО не прекращаются дебаты по вопросам культурного суверенитета и культурного империализма. В настоящее время в центре внимания ЮНЕСКО находится вопрос : «Создаёт ли глобализация экономики ценности для новой цивилизации?»2

Проблема глобализации экономики рассматривается на форумах в Давосе. Для исследования глобальных вопросов современности Российской Академией Наук был создан Институт проблем глобализации. Руководитель, Института М.Г. Делягин занял твёрдую антиглобалистскую позицию.3

В некоторых учебных программах для отечественных вузов возникла новая дисциплина - глобалистика.4

Вопросы, сопряжённые с процессом глобализации, неизменно обсуждаются на международных научных конференциях, конгрессах, круглых столах.5

Проблемы, связанные с явлением глобализма и процессом глобализации, непосредственно касаются каждого нашего современника в любой точке земно

2 Мацуура К. Глобализация - это также культурный процесс.// Международная жизнь, 2000, № 8-9, С.27

3 Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г. Коваленко A.A. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М.: ИНФРА-М, 2000

Делягин М.Г. Идеология возрождения. М.,2000

Делягин М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации. - М.: Инфра-М, 2003

Делягин М.Г. Миссия России в эпоху второго «кризиса Гуттенберга» // Россия в глобальнгой политике.Т.2, 2004, №1

Делягин М.Г. От глобальных противоречий - к региональным конфликтам // Россия в глобальной политике. T2.2004, №5.

4 Василенко И.А. Политическая глобалистика: Учебное пособие для вузов. - М.: Логос, 2000 Кочетов Э.Г. Глобалистика: Теория, методология, практика: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2002 Тураев В.А. Глобальные проблемы современности: Учебное пособие для вузов. - М.: Логос, 2001 Федотов А.П. Глобалистика: Начала науки о современном мире: Курс лекций. - М.: Аспект Пресс, 2002 Чешков М.А. Глобальное видение и новая наука. М.,1998

5 Актуальные вопросы глобализации. Круглый стол "МЭиМО"//МЭиМО, 1999, №№4-5

Глобализация как стержневая проблема грядущего мирового развития. Круглый стол в редакции журнала "Международная жизнь" 25 октября 2000 года. // Международная жизнь, 2000, №11

Глобальное общество и Россия: тенденции эволюции и последствия. Материалы международной научной конференции. СПб, 2001

Гуманизм, глобализм и будущее России. Материалы Международной научной конференции. СПб, 2002 Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса "Общество и социология: новые реалии и новые идеи". СПб, 2000

Проблемы современной геополитики. Сборник трудов первой международной научно-практической конференции: Продвижение НАТО на восток - проблемы безопасности России и стран СНГ. СПб, 1999 и др. го шара, затрагивают интересы тех людей, которым не безразлично собственное будущее, будущее своих детей, своей страны.

Во всём многообразии литературы по данной теме в настоящий момент нет единого мнения, целостного понимания проблемы. Большинство исследователей либо избегают формулирования дефиниций, опасаются категоричных суждений, либо допускают нарушение законов логики (подмену тезиса), называя процессы интеграции термином «глобализация». Подмена тезиса в данном случае — не только игнорирование законов логики, но и преступление против сознания, свободы и жизни людей, поскольку скрывается сущность глобализации, замалчиваются её опасные последствия.6

6 Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.,1994 Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М.,1993

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.,1999 Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация: истоки, тенденции, перспективы.//Политические исследования, 1999, №5

Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и её проблемы в Восточной Европе.//Вопросы философии, 1990, №3

Дергачёв В.А. Геополитика. Киев, 2000

Дилигенский Г.Г. Индивидуализм старый и новый: Личность в постсоветском социуме // Политические исследования, 1999, №3

Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.,1997

Загладин Н.В. "Новый мировой беспорядок" и внешняя политика России. //МЭиМО, 2000, №1

Иванов Н.П. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития. //МЭиМО, 2000, №2-3

Кузнецов В.И. Что такое глобализация?//МЭиМО,1998, №2

Мальцев В. А. Основы политологии. М.,1998

Матвеев A.A. Глобальные угрозы в американском восприятии. //Международная жизнь, 2000, №1 Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В.Л. Иноземцева. М.,1999 Панарин A.C. Глобальное прогнозирование. М.,2000 Панарин A.C. Искушение глобализмом. М.,2002 Панарин A.C. Философия политики. М.,1994

Пауэлл К. Стратегия партнёрства // Россия в глобальной политике.Т.2,2004, №1 Перегудов С.П. "Общество участия" или "демократия собственников"? //МЭиМО, 2000, №7 Саломон K.M. Культурная экспансия и экономическая глобализация. //МЭиМО, 2000, №1 Тихонравов Ю.В. Геополитика. М.,1998

Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века. //Свободная мысль, 1992, №2

Фукуяма Ф. Конец истории? Вопросы философии, 1990, №3

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? //ПОЛИС, 1994, №1

Lifton R. Thought Reform and the Psychology of Totalism. New York, 1961

Nixon Richard M.Victory without war. New York, 1988

Robertson R. Globality, global culture and images of world order. H.Haferkamp and N.Smelser (eds.).Social Change and Modernity. Berkley, 1992

Singer D.J. The global System and its Sub-System. A Developmental View. N. Y. ,1971

Сущность процесса глобализации раскрывается лишь посредством описания каких-либо отдельных аспектов и тенденций, таких как, например:

1. Становление экономической системы, функционирующей по единым правилам в масштабе всей планеты.

2.Нарастание финансовых и информационных трансграничных потоков, неподвластных государственному регулированию и контролю.

3.Ослабление традиционных функций государства, особенно в сфере национальной безопасности и социальной защиты населения.

4. Взаимозависимость между внутренними и внешними политическими, экономическими, информационными и иными процессами.

5. Насаждение в мире западных, и прежде всего американских, ценностей и стандартов поведения.

6. Формирование идеологии «глобализма», способствующей формированию нового мирового порядка при лидирующей роли США.

Общетеоретическое направление западной философии глобализма представлено работами С. Хантингтона, Ф. Фукуямы, Ж. Аттали, 3. Бжезинского, Г. Киссинджера, Дж. Розенау, К. Поппера, И. Валлерстайна, Р. Робертсона и др.

Мы рассматриваем явление глобализма как крайнюю форму воплощения социального зла, поскольку единое человечество возможно лишь как структурированное социальное целое с иерархией стран и народов, в которой неизбежны отношения господства и подчинения, то есть отношения социального, экономического и культурного неравенства. О мирном сосуществовании равноправных стран и народов в данной ситуации говорить неуместно.

Рассматривая глобализм в данном аспекте, мы определяем родство между понятиями «глобализм» и «тоталитаризм»: и то, и другое явление выступают как система отношений, воплощающаяся в конкретные социально - политические институты и отрицающая человека, стремящаяся низвести его до исключительно функционального, инструментального уровня.

Обратимся к размышлениям И.А. Ильина, который в 1925 году констатировал: «. нашему поколению опыт зла дан, с особенною силою, впервые, как никогда раньше. В итоге долго назревавшего процесса злу удалось ныне освободить себя от всяких внутренних раздвоенностей и внешних препон, открыть своё лицо, расправить свои крылья, выговорить свои цели, собрать свои силы, осознать свои пути и средства; мало того, оно открыто узаконило себя, сформулировало свои догматы и каноны, восхвалило свою, нескрытую более природу и явило миру своё духовное естество. Ничего равносильного и равно порочного этому человеческая история ещё не видала или, во всяком случае, не помнит. Столь подлинное зло впервые дано человеческому духу с такой откровенностью. И понятно, что при свете этой новой данности многие проблемы духовной культуры и философии, особенно те, которые имеют непосредственное отношение к идеям добра и зла, наполняются новым содержанием, получают новое значение, по-новому освещаются и требуют предметного пересмотра. И прежде всего — с виду морально-практический, а по существу глубокий, религиозно - метафизический вопрос о сопротивлении злу, о верных, необходимых и достойных путях этого сопротивления». 7

Данное высказывание справедливо и сегодня. Отношение ко злу связывается прежде всего с нравственным выбором личности, её нравственным долгом. Но чтобы долг был исполнен, он должен быть понят , то есть жизненная ситуация должна быть осознана человеком как взывающая к его нравственному выбору.

Именно оценка, процесс оценивания во всём многообразии своих значений образуют не только «предисловие», но и «послесловие» всякого научного познания.8

Данная ситуация побудила автора к работе по осознанию и оценке проблемы природы, сущности, оснований глобализма. Выбор темы исследования явился не только профессиональным, но и нравственным выбором автора.

Объектом исследования выступает процесс глобализации как специфической реальности современного мирового развития и как практического воплощения идеологии глобализма в конкретных исторических условиях.

Предметом нашего исследования являются логико-методологические, онтологические и аксиологические основания глобализма. Под основанием понимают исходное условие, предпосылку существования некоторого явления или системы явлений, то, из чего можно сделать вывод, почему нечто существует

7 Ильин И.А. О сопротивлении злу силою.//Ильин И.А. Путь к очевидности.-М.: Республика, 1993, С.7

8 Сержантов В.Ф., Гречаный В.В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1980, С.47

Лейбниц, Хр. Вольф)9. Глобальная экономика рассматривается как одно из онтологических оснований глобализма. Аксиологическим основанием глобализма выступает современная западная культура - культура потребительства.

Философия образует системное единство нескольких компонентов, а именно: онтологии, гносеологии, аксиологии. Данные компоненты, составляя структуру предмета философии, выполняют в своём единстве её мировоззренческую и методологическую функции.

В соответствии с предметом исследования и степенью научной разработанности проблемы мы ставим перед собой цель: раскрыть сущность глобализации и глобализма, выявить родство явлений глобализма и тоталитаризма, оценить процесс глобализации посредством исследования его социально-философских оснований.

Реализация указанной цели требует решения следующих исследовательских задач:

• на основе научных работ отечественных и зарубежных авторов определить логико-методологическую составляющую глобализма, выработать рабочий категориальный и понятийный аппарат исследования;

• проанализировать проблему онтологических оснований глобализма;

• определить место и роль транснациональных корпораций и международных организаций в глобальных процессах современности;

9 Философская энциклопедия. Гл.ред. Ф.В. Константинов. - М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1967, Т.2, С. 54

• раскрыть влияние глобализации на систему национальной безопасности России;

• дать характеристику западной культуры как одного из аксиологических оснований глобализма;

• определить взаимосвязь онтологических и аксиологических оснований при постановке проблемы человека в современных глобальных процессах;

• по итогам исследования представить соответствующие выводы и рекомендации, которые могут быть использованы представителями научного сообщества, властных структур, общественно-политических движений, сферы масс-медиа как научно-консультационный материал.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные категории диалектики, посредством которых представляется возможным выявление сущности и содержания глобализма и глобализации: процесс и его структура, противоречие, деструктивность, насилие и др. Поскольку метод представляет собой способ систематизированной деятельности, направленной на достижение цели, методологию исследования определи его предмет, цель и задачи. Основными методологическими подходами стали диалектический, междисциплинарный, компаративный, контент-анализ, метод исторической реконструкции.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена реализацией целей и задач, указанных выше, и заключается в том, что идеология глобализма понимается как взаимообусловленность логико-методологических, онтологических и аксиологических оснований мировоззрения неолиберализма.

Положения, выносимые на защиту, представлены следующими следующими тезисами:

1. Необходима строгая дифференциация понятий «интеграция» и «глобализация». Если первое связывается прежде всего с гегелевским понятием конкретно-всеобщего, предполагающим единство во многообразии ( многополярное мироустройство, уважение национальных особенностей и традиций своего государства и государств-партнёров, диалог культур, сотрудничество, сохранение государственного суверенитета и территориальной целостности и др.), то второе, напротив, отождествляется с концепцией One World, с однополюсным миром, с созданием унифицированной цивилизации по западному стандарту.

2. Понятия «глобализм» и «глобализация» не тождественны. Глобализация есть процесс практической реализации идеологии глобализма в конкретных исторических условиях постиндустриального, информационного общества.

3. Процесс глобализации представляет собой необходимое средство обеспечения потребительского жизненного стандарта для населения западных стран (the West) за счёт эксплуатации ресурсов традиционных обществ (the Rest).

4. В ряду онтологических оснований глобализма наибольшее влияние на социум оказывает глобальная экономика, её организационные движущие силы - транснациональные корпорации и международные межправительственные организации, опирающиеся на военно-политическую поддержку Организации североатлантического договора. Деятельность данных организаций направлена на всестроннее содействие процессу глобализации и сопровождается ощутимым влиянием на системы национальной безопасности государств, не входящих в так называемый «золотой миллиард».

5. Аксиологически в качестве основания глобализма выступает современная массовая культура Запада, опирающаяся на мнение о том, что моральные и духовные начала являются потребительским товаром, а процесс деконструкции предшествующей культуры есть мироощущение информационного общества и философии постмодернизма.

6. Антиглобализм понимается как диалектическое отрицание глобализма, а антиглобалистское сопротивление - как необходимое условие для обратимости процесса глобализации, для сохранения уникальности и многообразия традиционных культур.

В этом аспекте Россия всегда принимала на себя самый тяжёлый удар претендентов на мировое господство и именно она проявляла феноменальную способность противостоять подобным устремлениям, поэтому она призвана к осуществлению активной деятельности в контексте мирового антиглобалистского сопротивления.

Теоретическая значимость диссертационного исследования выражена в систематизации большого по объёму противоречивого теоретического материала, в его концептуальном объединении, в целостном осмыслении, на основе которого выработана оценка глобализма, сопряжённого с ним процесса глобализации и его диалектического отрицания - антиглобализма.

Анализ социально-философских оснований глобализма вносит существенный вклад в разработку теоретических основ современного общества, дополняет и развивает исследования других авторов по данной тематике.

Полученные в ходе исследования результаты могут представлять ценность как теоретические основания в процессе преподавания социальной философии, общей социологии, философской антропологии, политологии, культурологии.

Материал диссертации может быть использован как научно-консультационный представителями властных структур, общественно-политических движений, сферы масс-медиа, в том числе для совершенствования государственного законодательства.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философские основания глобализма"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования проблемы социально-философских оснований глобализма можно прийти к следующим выводам.

Происходящий на наших процесс глобализации демонстрирует спланированное стремление воплотить в реальной действительности глобализм, то есть организовать всё человечество по принципам западнизма и под эгидой Запада. Он происходит с использованием баснословных ресурсов. Причём происходит настолько успешно, что уже возникла иллюзия полной подвластности хода истории воле и желаниям его вдохновителей и исполнителей.

Мы настаиваем на необходимости строгой дифференциации понятий «глобализация» и «интеграция», поскольку понятие «интеграция» связывается прежде всего с понятиями сотрудничества, диалога культур, уважением национальных особенностей и традиций своего государства и государств-партнёров, сохранением государственного суверенитета и территориальной целостности, соблюдением принципа невмешательства во внутренние дела государства, многополярного мироустройства, а понятие «глобализация» отождествляется нами с концепцией One World, с однополюсным миром, с созданием унифицированной цивилизации, управляемой из Вашингтона.

Глобализация выступает в качестве необходимого условия выживания стран и народов Запада за счёт экспансии в другие страны, она является средством сохранения достигнутого положения и выживания Запада в угрожающе сложных исторических условиях.

Таким образом, в основе глобализма лежит не воля различных стран и народов к объединению, а стремление определённых сил Запада занять господствующее положение на планете, превратить её население в человекообразное стадо и заставить его служить хозяевам.

Мы определили принципиальное родство между понятиями «глобализм» и «тоталитаризм»: и то, и другое явление выступают как система отношений, воплощающаяся в конкретные социально - политические институты и отрицающая человека, призванная нивелировать его, низвести его до исключительно инструментального уровня.

Одно из онтологических оснований глобализма - глобальная экономика -существует как сложившееся явление. Наднациональные и глобальные экономические империи и организации приобрели такую силу, что теперь от них решающим образом зависит судьба экономики национальных государств всего мира. В их деятельности всё большую роль играют политическое давление и вооружённые силы НАТО. ТНК властвуют над экономикой и подчиняются лишь глобальному денежному механизму. Наряду с возрастанием числа и мощности транснациональных корпораций успешно реализуют свои интересы крупнейшие международные валютно-кредитные, финансовые, торговые организации.

Аксиологическое основание глобализма - культура западнизма - характеризуется следующими чертами. Культура становится сферой капиталистического бизнеса. Складывается всё расширяющееся производство предметов культуры и зрелищ. Высшими критериями ценности продуктов культуры становятся рыночные отношения спроса и предложения. Рыночная цена вытесняет эстетическую оценку. Масштабы творческой личности определяются не тем, каков её рыночный успех. Судьями качеств произведений культуры выступают эксперты масс-медиа, руководствующиеся отнюдь не критериями эстетики, морали, просвещения и гуманизма. Реализации данной задачи способствует свободный поток информации, проникающий сквозь национальные границы, игнорируя государственный суверенитет. Культура глобализма приспосабливается к тому человеческому материалу, на который она рассчитана, и одновременно приспосабливает этот материал к тому, что она способна производить.

Когда этот процесс станет необратимым, глобализм восторжествует. От каждого государства и от каждого народа будет зависеть, допустят ли они это торжество, признают ли они свой менталитет убогим, свои духовные силы примитивными, свой исторический путь «нецивилизованным», позволят ли они такое горькое и циничное глумление над собой спустя 60 лет после победы над фашизмом, смогут ли они предать память своих национальных героев и подвижников, отдавших собственную жизнь за то, чтобы доказать обратное, обрекут ли они своих детей на рабство.

Сейчас традиционные общества имеют, пожалуй, последнюю возможность для того, чтобы доказать свою способность противостоять глобализму, доказать свою уникальность и неповторимость. «Мир разнообразен и многокрасочен. Подобно тому, как во Вселенной не может быть только одного цвета, в мире не может быть и единственной цивилизации, единственного общественного строя, единственной модели развития или единственного набора ценностей. Каждое отдельное государство и страна вносят свой вклад в развитие человеческой цивилизации. Совершенно необходимо полностью уважать многообразие различных национальностей, религий и цивилизаций, сосуществование

143 которых и является мощным источником развития в мире».

На протяжении многих веков историческая ситуация складывалась так, что именно Россия принимала на себя самый тяжёлый удар претендентов на мировое господство и именно она проявляла феноменальную способность противостоять «нашествиям иноплеменников». И теперь Россия не только может, но и должна осуществлять активную деятельность в контексте мирового антиглобалистского сопротивления.

143 Цзэминь Ц. Выступление на Саммите тысячелетия в ООН.//Международная жизнь, 2000, №10, С.31

144

 

Список научной литературыКлеева, Мария Рауфовна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.,1994

2. Авраменко С. Различные оценки «Объединённой Европы» // Международная жизнь, 1995, №11-12

3. Актуальные вопросы глобализации. Круглый стол // МЭиМО, 1999, №№4-5

4. Альтерглобализм. Теория и практика антиглобалистского движения.М.,2003

5. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М.,1999

6. Аннан К. Мы, народы: роль ООН в XXI веке.//Международная жизнь, 2000, №10

7. Арбатов А. Интересы России и Запада в сфере обеспечения безопасности: проблемы и перспективы //Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. Вып. 1999 г. Гл.ред. О.Н. Быков. М., 1999

8. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М.,1993

9. Багиров А.Т. Интернет в международных отношениях // Международная жизнь, 2000, №8-9

10. Барнет Т. Новая карта Пентагона //Россия в глобальной политике.Т.2, 2004,№3

11. Бедей A.M. Антиглобализм в России // Гуманизм, глобализм и будущее России: Материалы Международной научной конференции.- СПб, 2002

12. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999

13. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В. , Станько А.И. История мировой журналистики. М., 2004

14. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1999

15. Большаков В.Ю. Процесс глобализации //Россия. Планетарные процессы. Под ред. В.Ю. Большакова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002

16. Борзова Е.П. Идейно-теоретические предпосылки процесса глобализации как мирового явления // Глобальное общество и Россия: тенденции эволюции и последствия: Материалы международной научной конференции. СПб, 2001

17. Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г. Коваленко A.A. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М.: ИНФРА-М, 2000

18. Бузгалин A.B. «Постиндустриальное общество»-тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии, 2002, № 5

19. Бузгалин A.B. Постмодернизм устарел (Закат неолиберализма чреват угрозой протоимперии) // Вопросы философии, 2004, № 2

20. Бусыгина И. Расширение ЕС: Покушение на самоубийство? // МЭиМО, 1995, №9

21. Быков О.Н. Однополюсность или многополюсность?//Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. Вып. 1999 г. Гл.ред. О.Н. Бы-ков.М.,1999

22. Валов М. А. Социальный дарвинизм и современный глобализм // Гуманизм, глобализм и будущее России: Материалы Международной научной конференции.- СПб, 2002

23. Василенко И.А. Политическая глобалистика: Учебное пособие для вузов,-М.: Логос, 2000

24. Вендт А. Четыре социологии международной политики //Международные отношения: социологические подходы. Под ред. П.А. Цыганкова. М., 1998

25. Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии, 2001, № 11

26. Волкогонов Д.А. Психологическая война. М.: "Воениздат", 1984

27. Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация: истоки, тенденции, перспективы //Политические исследования, 1999, №5

28. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М.: Логос, 2000

29. Гаджиев К.С. Геополитика. М.: «Международные отношения», 1997

30. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. -М.: "Мысль", 1974

31. Гидценс Э. Социология.- М.: Эдиториал УРСС, 1999

32. Глобализация как стержневая проблема грядущего мирового развития. Круглый стол // Международная жизнь, 2000, №11

33. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990

34. Гречаный В.В. Нравственные основания политики // Гуманизм, глобализм и будущее России: Материалы Международной научной конференции.- СПб, 2002

35. Гречаный В.В. Философия глобализма и современная Россия // Глобальное общество и Россия: тенденции эволюции и последствия: Материалы международной научной конференции. СПб, 2001

36. Гриняев С.Н. Американский глобализм и его влияние на развитие ситуации в мире //Защита информации. Конфидент, 2003, №6

37. Грум Дж. Растущее многообразие международных акторов // Международные отношения: социологические подходы. Под ред. П.А. Цыганкова. М., 1998

38. Гумилёв Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории.- СПб, 1992

39. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991

40. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и её проблемы в Восточной Европе //Вопросы философии, 1990, №3

41. Делягин М.Г. Идеология возрождения. М., 2000

42. Делягин М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации.- М.: Инфра-М, 2003

43. Делягин М.Г. Миссия России в эпоху второго «кризиса Гуттенберга» // Россия в глобальной политике.Т.2,2004, №1

44. Делягин М.Г. От глобальных противоречий к региональным конфликтам // Россия в глобальной политике.Т.2,2004, №5

45. Дергачёв В.А. Геополитика. Киев, 2000

46. Дилигенский Г.Г. Индивидуализм старый и новый: Личность в постсоветском социуме // Политические исследования, 1999, №3

47. Доктрина информационной безопасности РФ // Российская газета, 28 сентября 2000

48. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Полное собрание сочинений. Т. 14.- JI.: Издательство «Наука», 1976

49. Доценко E.JI. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита. -М.: «ЧеРо» Издательство МГУ, 1996

50. Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.,1997

51. Егорцев А.Ю. Тоталитарные секты: свобода от совести. М.,1997

52. Жураховский Д.А. Будущее России в её подрастающем поколении //Гуманизм, глобализм и будущее России: Материалы Международной научной конференции.- СПб, 2002

53. Загладин Н.В. "Новый мировой беспорядок" и внешняя политика России //МЭиМО, 2000, №1

54. Замятин Е.И. Избранное. М.: Издательство "Правда", 1989

55. Зиновьев A.A. Идеологическая глобализация // Независимая газета, 26 февраля 2002 г.

56. Зиновьев A.A. На пути к сверхобществу. М.: Центрполиграф, 2000

57. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб, 2000

58. Иванов Н.П. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития //МЭиМО, 2000, №2-3

59. Иванов С.Б. Вооружённые силы России и её геополитические приоритеты // Россия в глобальной политике. Т.2, 2004, №1

60. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Путь к очевидности.- М.: Республика, 1993

61. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993

62. Иноземцев B.JI. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация // Вопросы философии, 2004, № 4

63. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000

64. Карпец И.И. Международная преступность. М.,1988

65. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. -М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000

66. Кеннеди П. Трансатлантические отношения: три сценария // Россия в глобальной политике. Т.2, 2004, №1

67. Кефели И.Ф. Россия перед выбором: глобализм, геополитика, идеология // Гуманизм, глобализм и будущее России: Материалы Международной научнойконференции.- СПб, 2002

68. Кефели И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике. СПб, 2004

69. Кирвель Ч. С., Мозелов А. П. Глобализирующийся мир и восточнославянская цивилизация // Гуманизм, глобализм и будущее России: Материалы Международной научной конференции.- СПб, 2002

70. Клепацкий J1.H. Глобализация и национальные интересы //Международная жизнь, 2000, №1

71. Клинтон Б. Выступление на Саммите тысячелетия в ООН. Пер. с англ. // Международная жизнь, 2000, №10

72. Ключников Б.Ф. О глобализации, новом тоталитаризме и России // Наш современник, 2000, № 5

73. Козин В.П. Кремль и НАТО: перспективы и взаимодействия ^ //Международная жизнь, 2000, №4

74. Кольяр К. Международные организации и учреждения. М.: Прогресс, 1972

75. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-на-Дону, 1998

76. Кочетов Э.Г. Глобалистика: Теория, методология, практика. М., 2002

77. Кузнецов В.И. Что такое глобализация? // МЭиМО, 1998, №2

78. Ф 78. Лебедев С.В. Россия, глобализм и антиглобализм// Гуманизм, глобализм ибудущее России: Материалы Международной научной конференции.- СПб, 2002

79. Лекторский В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм // Вопросы философии, 2001, № 4

80. Луговой A.A. Человек русской культуры в контексте глобализма // Гуманизм, глобализм и будущее России: Материалы Международной научной конференции.- СПб, 2002

81. Макконнел K.P., Брю С.JI. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.2 Пер. с англ. М.,1995

82. Макфол М. Новый разговор с Россией // Россия в глобальной политике.Т.2, 2004, №5

83. Малышева Д. Постиндустриальный мир и процессы глобализации //МЭиМО, 2000, №3

84. Маничев С.А. Кросс-культурные различия как геополитический фактор //Россия. Планетарные процессы. Под ред. В.Ю. Большакова. СПб, 2002

85. Манойло A.B., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. -М., 2003

86. Мартин Г.-П., Шуман X. Западная глобализация. Атака на процветание и демократию. М., 2001

87. Матвеев A.A. Глобальные угрозы в американском восприятии // Международная жизнь, 2000, №1

88. Мацуура К. Глобализация это также культурный процесс // Международная жизнь, 2000, №8 - 9

89. Медведева И .Я., Шишова Т.Д. Логика глобализма // Наш современник, 2001, №11

90. Международное право. Под ред. Н.Т. Блатовой. М., 1987

91. Международное право. Под ред. Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова. М.,1998

92. Международное публичное право. Под ред. К.А. Бекяшева. М.,1999

93. Международные организации системы ООН. Сост. А.А.Титаренко. Под ред. В.Ф. Петровского.- М., 1990

94. Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. М.,1997

95. Меренков A.B. Основные направления развития человека в XXI веке // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса "Общество и социология: новые реалии и новые идеи". СПб, 2000

96. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация: Философские очерки. СПб.: «Наука», 1994

97. Морозов Г.И. Международные организации. Некоторые вопросы теории. М., 1969

98. Морозов Г.И. ООН в XXI веке: к саммиту тысячелетия //МЭиМО, 2000, №12

99. Морозов Г.И. Право силы или сила права? // Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. Вып. 1999 г. Гл.ред. О.Н. Быков. М., 1999

100. Мотрошилова Н.В. Идеи единой Европы: философские традициии и современность // Вопросы философии, 2004, № 11

101. Мясникова JI. «Новая экономика» в пространстве постмодерна // МЭиМО, 2001, № 12

102. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. B.JI. Иноземцева. М., 1999

103. Организация Объединённых Наций. Основные факты. М., 2000

104. Организация Объединённых Наций. Сборник документов. М., 1981

105. Основные сведения об ООН. Пер.с англ. М., 1991

106. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000

107. Панарин A.C. Агенты глобализма // Москва, 2000, № 1-7

108. Панарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2000

109. Панарин A.C. Искушение глобализмом. М., 2002

110. Панарин A.C. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств // Вопросы философии, 2003, № 6

111. Панарин A.C. Реванш истории: Российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1998

112. Панарин A.C. Север-Юг. Сценарии обозримого будущего // Наш современник, 2003,№ 5

113. Панарин A.C. Стратегическая нестабильность XXI века // Москва, 2002, №4-12

114. Панарин A.C. Философия политики. М., 1994

115. Пауэлл К. Стратегия партнёрства // Россия в глобальной политике. Т.2,2004, №1

116. Перегудов С.П. "Общество участия" или "демократия собственников"? // МЭиМО, 2000, №7

117. Петров В.К. Информационная безопасность России в условиях глобализации //Россия. Планетарные процессы. Под ред. В.Ю. Большакова. СПб, 2002

118. Петрунин О. Подводные камни либерализации внешней торговли // МЭиМО, 2001, № 11

119. Пефтиев В.И., Черновская В.В. Развивающийся мир: глобализация или регионализация? //МЭиМО, 2000, №7

120. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.-Киев, 2001

121. Пуляев В.Т. Новая парадигма гуманитарного развития в условиях глобализации // Гуманизм, глобализм и будущее России: Материалы Международной научной конференции.- СПб, 2002

122. Путин В.В. Выступление на Саммите тысячелетия в ООН // Международная жизнь, 2000, №10

123. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991

124. Расторгуев С.П. Философия информационной войны. М., 2001

125. Романов P.A. Концепция тоталитаризма X. Арендт // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса "Общество и социология: новые реалии и новые идеи". СПб, 2000

126. Рымалов В. Мировая торговля на исходе столетия//Год планеты: Полити-ка.Экономика.Бизнес.Банки.Образование.Вып. 1999г.Гл .ред.О.Н.Быков.М. 1999

127. Сайме Д. Имперская дилемма Америки // Россия в глобальной полити-ке.Т.2,2004, №1

128. Саломон K.M. Культурная экспансия и экономическая глобализация // МЭиМО, 2000, №1

129. Сержантов В.Ф., Гречаный В.В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. JL: Издательство Ленинградского университета, 1980

130. Сорос Дж. Тезисы о глобализации // Вестник Европы, 2001, № 2

131. Специализированные учреждения ООН в современном мире. М., 1967

132. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарика, 1998

133. Справочник НАТО: Юбилейное издание. Брюссель, 1999

134. Столович JI.H. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии, 2004, № 7

135. Субетто А.И. Манифест борьбы против глобального империализма. — СПб.: Изд-во КГУ им. H.A. Некрасова, 2004

136. Титов К.В. ТНК и региональная экономическая интеграция в ЕС // МЭи-МО, 2000, №10

137. Тихонравов Ю.В. Геополитика. М.: Бизнес-школа, 1998

138. Толстой JI.H. Конец века // Сочинения графа JI.H. Толстого. М.,1911

139. Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века //Свободная мысль, 1992, №2

140. Тураев В.А. Глобальные проблемы современности. -М.: Логос, 2001

141. Федотов А.П. Глобалистика: Начала науки о современном мире. М., 2002

142. Федотова H.H. Дискуссии о термине "глобализация" в зарубежной социологии //Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса "Общество и социология: новые реалии и новые идеи". СПб, 2000

143. Фейт Д. Система обороны США : глобальная трансформация // Россия в глобальной политике. Т.2, 2004, №1

144. Ферпоссон И. Глобальное общество в конце двадцатого столетия. Пер. с англ. //Международные отношения: социологические подходы. Под ред. П.А. Цыганкова. М., 1998

145. Финансовая организация и деятельность международного валютного фонда. Вашингтон, 1994

146. Фитуни J1.JI. Международное движение капитала в условиях глобализации. М.: МНЭПУ, 2000

147. Франка В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990

148. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии, 1990, №3

149. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? //ПОЛИС, 1994, №1

150. Цзэминь Ц. Выступление на Саммите тысячелетия в ООН. Пер. с англ. // Международная жизнь, 2000, №10

151. Цыганков П.А. Глобальные политические тенденции и социология международных отношений //Международные отношения: социологические подходы. Под ред. П.А. Цыганкова. М., 1998

152. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2003

153. Чешков М.А. Взгляд на глобализацию через призму глобалистики //МЭиМО, 2001, №2

154. Чешков М.А. Глобальное видение и новая наука. М., 1998

155. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: «Мысль», 1980

156. Ширак Ж. Выступление на Саммите тысячелетия в ООН. Пер. с англ. // Международная жизнь, 2000, №10

157. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Пер. с нем. и примеч. И.И.Маханькова. -М.: Мысль, 1998

158. Юрьев А.И. Глобализация как новая форма политической власти, изменяющая человека и миропорядок // Россия. Планетарные процессы. Под ред. В.Ю. Большакова. СПб, 2002

159. Aldous Н. Brave New World. L.,1992

160. Lifion R. Thought Reform and the Psychology of Totalism. New York, 1961

161. Nixon Richard M.Victory without war. New York, 1988

162. Poster M. The Mode of Information: Poststructuralism and Social Context.-Cambrige: Polity Press, 1990

163. Robertson R. Globality, global culture and images of world order. H.Haferkamp and N.Smelser (eds.).Social Change and Modernity. Berkley, 1992

164. Singer D.J. The global System and its Sub-System.A Developmental View. N.Y., 1971